ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ К. Д. БАЛЬМОНТА

Умей творить из самых малых крох. Иначе для чего же ты кудесник? Среди людей ты божества наместник. Так помни, чтоб в словах твоих был Бог. К. Бальмонт Константин Дмитриевич Бальмонт - поэт необычайный, завораживающий красотой и мелодией стиха, влекущий в поднебесье. Сам облик поэта навевает воспоминание о рыцарской эпохе. Кажется, что Бальмонт только гостит в двадцатом веке, где уже нет места ни романтизму, ни рыцарству. Новая эпоха требует активных действий, во всем пытается найти рациональное начало, пользу. Поэт же пытается противопоставить этому иррациональный мир человеческой души с ее поэтикой, полагая, что только в себе человек сможет найти ответы на мучительные вопросы современности. Поэт уверен, что опора на собственные силы позволит пройти сквозь бурю испытаний. Бальмонт сравнивает отдельную человеческую жизнь с челном в бушующем море. Внешний мир таит невзгоды, постоянную борьбу со стихиями, вызывает томление духа. Спасение от этого Бальмонт видит в сознательном уходе от реальности, в погружении в мир тайных символов бытия, которые для каждого индивидуальны, неразгаданны и полны смысла. Свеча горит, и меркнет, и вновь горит сильней, Но меркнет безвозвратно сиянье юных дней. Символ - это не аллегория, он самодостаточен. Смысл его может открыться, если просто любоваться им, не пытаясь искать в нем сходства с реальностью. Будем как солнце! Забудем о том, Кто нас ведет по пути золотому, Будем лишь помнить, что вечно к иному, К новому, к сильному, к доброму, к злому, Ярко стремимся мы в сне золотом. Будем молиться всегда неземному В нашем хотенье земном! Каждое стихотворение Бальмонта похоже на картину, где он Удивительно красиво, музыкально и поэтично воспевает какой-либо символ. Читателю остается только любоваться созданным шедевром. Белый лебедь, лебедь чистый, Сны твои всегда безмолвны. Безмятежно - серебристый, Ты скользишь, рождая волны. Поэта завораживает природа с ее вечной изменчивостью, но и глубоким внутренним спокойствием. Для Бальмонта все в окружающем мире одухотворенно, дышит новизной и прелестью. Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши. О чем они шепчут? О чем говорят? Зачем огоньки между ними горят? Мелькают, мигают - и снова их нет. И снова забрезжил блуждающий свет. И поэт вместе с лирическим героем мечтает, радуется или печалится. Войди на закате, как в свежие волны, В прохладную глушь деревенского сада,- Деревья так сумрачно-странно-безмолвны, И сердцу так грустно, и сердце так радо. Жизнь наполнена страданьем, счастье - лишь миг, чтобы его почувствовать. Бальмонт призывает подняться над суетой окружающего мира. Его поэзия - мостик, по которому из обычной жизни мы проходим в волшебство образов, чарующей красоты - в мир иллюзий и фантазий. Истинно русский патриот, Бальмонт не мог не откликнуться на происходящие в стране события. Он радостно приветствовал революцию 1905 года - судьбоносный этап в истории России. В это время стихи его полны веры в будущее, в очистительные силы, способные преобразить страну. Рабочий, только на тебя Надежда всей России. Тяжелый молот пал, дробя Оплоты крепостные. Однако надеждам поэта не суждено сбыться. Вскоре революция была сломлена. Бальмонт испытывает душевный кризис. А после большевистской революции поэт отходит от острой политической тематики и уезжает во Францию Творчество становится для поэта самоцелью, единственной радостью. Бальмонт не может принять советской жизни, становится выше повседневности с ее мелочными заботами, печалями и радостями. Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце И синий кругозор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце И выси гор.

В историю русской литературы поэт вошел как один из виднейших представителей первого символистского поколения - так называемого "старшего символизма".

Облик лирического героя Бальмонта определяется претензией личности на высшее место в иерархии ценностей. Всеохватность, космизм индивидуалистических дерзаний, жажда всего коснуться, все испытать - постоянные приметы поэтического мышления Бальмонта. Его лирический герой не устает любоваться своей "многогранностью", стремится приобщиться к культурам всех времен и народов, принести хвалы всем богам, пройти все дороги и переплыть все моря: Я хочу быть первым в мире, на земле и на воде, Я хочу цветов багряных, мною созданных везде.

("Как испанец", из сб. "Горящие здания")

Лирическому сознанию Бальмонта присущ своеобразный культ мгновения: его поэзия - неустанная погоня за "мигами красоты". В высшей степени поэту была свойственна способность смешивать разнородные впечатления. Образы его поэзии, как правило" мимолетны и неустойчивы. Поэта всегда привлекал не предмет изображения, а острота ощущений и многоцветье впечатлений, вызванных в его сознании той или иной гранью реальности. Бальмонт умел поэтически возвысить непостоянство, своеобразную ветреность настроений и вкусов, дробность своего мироощущения.

Основой лирики он считал "магию слов", под которой понимал прежде всего музыкальность, завораживающий поток звуковых перекличек. Следствие такой позиции - неустойчивость, аморфность композиции стихотворения и отдельной строфы. В стихотворении как бы нет смыслового центра или эмоциональной кульминации; на первый взгляд случайное соединение отдельных фрагментов создает впечатление сиюминутной импровизации. Фиксация прихотливых нюансов настроения составляет часто предмет лирического высказывания Бальмонта.

Внимание к переменчивым состояниям природы и внутреннего мира человека сформировало импрессионистскую поэтику Бальмонта. Поэт внес серьезный вклад в техническое совершенствование русского стиха. Он умело, хотя и излишне часто использовал аллитерации, ассонансы и разнообразные типы словесных повторов. Стихотворения Бальмонта воздействуют на слушателя не столько смыслом слов, сколько звуковой "ворожбой". Ради нужных ему звуков поэт готов был пожертвовать ясностью смысла, синтаксическим разнообразием и даже лексической сочетаемостью слов (как, например, в строчке "чуждый чарам черный челн"). Поэт часто использовал однородные эпитеты, вообще тяготел к многократному повторению грамматически или синтаксически однотипных конструкций, что порой придавало его стихам монотонность.

Ранний литературный дебют и сравнительно быстро достигнутая поэтом известность обусловили заметное, хотя и кратковременное влияние, которое его поэзия оказала на многих поэтов серебряного века.

Б альмонт Константин Дмитриевич (1867, 15 июня, деревня Гумнищи, Владимирская губерния - 1942, 23 декабря) - русский поэт, переводчик, эссеист.

Родился в деревне Гумнищи, около города Владимир. Отец, Бальмонт Дмитрий, был судьей. Мать - Лебедева Вера, родом из семьи генерала, где основным считалось культурное развитие человека. Она оказала сильное влияние на пристрастие Константина к музыке и литературе.

В пять лет уже умел читать, чему он самостоятельно научился. Первыми поэтами, с творчеством которых познакомился, были: , . В 1876 году семья переехала в Шую, где Бальмонт учился в гимназии. В десять лет начал писать собственные стихи. К тому времени он прочитал много книг на немецком и французском языках. В 1884 году был исключен из-за участия в «революционном» кружке.

Того же года Бальмонт переезжает в город Владимир, где продолжает обучение в гимназии на протяжении двух лет. 1886 года поступает в Московский университет на юридический факультет. Константин имел бунтарский характер, а свободная атмосфера в университете только усилила его. Он принял участие в студенческом бунте против нововведений в университете и вскоре был исключен и просидел несколько суток в Бутырской тюрьме. Вскоре он вернулся к обучению, но так юридическое образование и не получил из-за потери интереса. Он писал, что все знания в сфере литературы, истории, философии, филологии которые он получил, были приобретенные в результате самообразования. Он следовал примеру своего старшего брата, который был сильно увлечен философией.

1890 года Бальмонт делает попытку суицида, выпрыгнув с окна третьего этажа. После этого, он остался хромым на всю жизнь. По-видимому, Бальмонт имел генетическую склонность к психическим болезням. Это начало проявляться в ранние годы жизни писателя и имело влияние на протяжении всей жизни. Много историков и биографов считают, что на творческие способности Бальмонта позитивно повлияли его психические расстройства.

Дебют Бальмонта как поэта преследовало много неудач. На протяжении нескольких лет ни одна из газет не согласилась публиковать его стихи. В конце концов, он решил все сделать сам и издал в 1890 году книгу стихов. Но успеха книга не имела, ее не одобрили даже друзья и семья. Такая реакция на его книгу настолько задела Константина, что он сжег все копии.

Вместо написания стихов, Бальмонт фокусируется на переводе работ иностранных поэтов и писателей. Он обладал удивительными лингвистическими способностями, владея больше десятью языками. Это давало ему возможность читать Европейскую литературу и переводить ее на русский. Он работал с Английской и Испанской поэзией и переводил работы Кальдерона, Ибсена, Уитмена, Аллана По и многих армянских и грузинских поэтов. В 1893 опубликовал переводы всех работ Перси Шелли на русском языке. Бальмонт имел дело с работами на многих других языках: балтийских и славянских, индийский и санскрит.

Работа переводчиком приносила намного больше плодов чем написание стихов. Переводы работ Эдгара Аллана По были опубликованы почти в каждом журнале, который печатался на то время. Этот факт прибавил Бальмонту мужества еще раз попробовать свои силы в роли поэта. Сборники «Под Северным Небом» в 1894 и «Тишина» в 1898 наконец принесли ему признание и известность, которую он так долго искал. Кроме очевидного содержимого, символистская поэзия Бальмонта несла в себе скрытое послание, выраженное через завуалированные намёки и мелодичные ритмы языка.

В начале столетия, Бальмонт достиг вершины стихотворной деятельности. Книги «Будем как солнце» и «Только любовь» считаются лучшими творениями автора. Он принес моральное и почти физическое освобождение от традиционной мрачной и печальной поэзии, которая жаловалась на жизнь в России. Его гордый оптимизм и жизнеутверждающий энтузиазм призывает свободу от ограничений, которые навязывает общество. Поэзия Бальмонта стала новой философией, знаменующая начало Серебряного века русской поэзии.

В последующих работах Бальмонт изменил стиль написания на более агрессивный. Много его современников приняли это как призыв к революции. Бальмонт в своих работах протестовал, в основном, против несправедливости, но его пожизненное восстание закончилось написанием спорной поэмы «Маленький султан», в которой критиковал Николая Второго, заработал этим недовольство власти. Константин был изгнан из Санкт-Петербурга и получил запрет на проживание в университетских городах России.

Бальмонт покинул страну и стал политическим эмигрантом. Ему нравилось путешествовать, и он использовал это время для подавления жажды приключений. Кажется, мир еще не знал поэта, который проводил там много времени на палубе корабля или смотря из окна поезда. Он путешествовал через Европу, Мексику, Египет, Грецию, Южную Африку, Австралию, Океанию, Новую Зеландию, Японию, Индию. Его современники говорили, что он увидел больше стран, чем все другие русские писатели вместе взятые.

В 1905 Бальмонт публикует еще одну книгу поэм под названием «Литургия красоты». Критики заметили ухудшение поэтических работ Бальмонта - он начал повторять свои старые идеи, образы и техники. Его восхваление жизни больше не воспринималось убедительно, будто оно было наиграно и автор сам не верил своим словам.

В 1913 году в честь трехсотой годовщины Дома Романовых, все политические иммигранты были награждены амнистией и Бальмонт смог приехать в Россию. Он был сторонником Февральской революции в 1917 году, но вскоре пришел в ужас от хаоса и последующей гражданской войны. В большей степени он не мог согласиться с новой политикой, направленной на подавление личности. Он получил временную визу и в 1920 году покинул Россию навсегда.

Бальмонт вместе с семьей поселились в Париже. Здесь он написал большинство своих работ - около 50 книг. Не смотря на это, его лучшие годы, как писателя, давно прошли, стихи указывали на ослабление творческих сил. Он не поддерживал контакты с обществом русских эмигрантов и жил от него в изоляции. Не смотря на это, он сильно тосковал по родине и единственным выходом облегчить его страдание была поэзия, которую он посвящал ей.

После 1930 признаки психической неустойчивости начали сильнее проявляться и его состояние начало ухудшатся из-за бедности, ностальгии и потери навыков написания стихов. Бальмонт, фактически, сошел с ума.

Бальмонт умер в оккупированной нацистами Франции в возрасте 79 лет от воспаления легких. Похоронен в городе Нуази-ле-Гран.

Константин Бальмонт оказал огромное влияние на русскую литературу и поэзию, освободил ее от старых идей и внес новые способы выражения мыслей и идей.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце

Борис Пастернак как-То писал: «Когда стихает шум эпохи, мы начинаем понимать: за плечами - гиганты». И действительно, только по прошествии времени мы видим и понимаем гениальность людей, творивших в предыдущую эпоху. Мы открываем имена замечательных поэтов, писателей, художников. Поэты Серебряного века - это гиганты, их творчество это целый мир, запечатленный в стихах.

Константин Бальмонт - замечательный поэт Серебряного века. О его творчестве известно не так уж много, а то, что известно, вызывает различные толки и споры. И до сих пор нет ни у кого из исследователей какой-то определенной, устойчивой историко-литературной точки зрения. Поэтом восторгались, о нем спорили, его поносили и прочили большое будущее. Из всех поэтов Серебряного века нет более противоречивой фигуры. Путь Бальмонта в литературу был тернистым, не сразу он получил признание публики. Некоторые его стихи не прошли испытания временем, но те, что выдержали, навсегда вошли в золотой фонд поэзии Серебряного века. Символизм, как литературное течение, был многим обязан Бальмонту.

Благодаря владению несколькими языками и будучи оригинальным поэтом Бальмонт стал связующим звеном России с Западом и Востоком. Поэт широко обращался к мифологии и фольклору, в его поэзии появляются нехарактерные для русской литературы темы. Все это как нельзя лучше отражает изменчивую личность поэта и ту эпоху, в которой он жил. Символизм вмещает в себя все мировые культуры, но лучше всего это видно на поэзии Бальмонта. Он пытался объять необъятное, совместить несовместимое. Не всегда ему это удавалось, но он стремился к этому. Бальмонт внес неоценимый вклад в русскую поэзию. Многие поэты Серебряного века, такие как Валерий Брюсов, Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов, Николай Гумилев и многие другие, так или иначе испытали на себе влияние поэзии Бальмонта.
В стихах этого замечательного поэта было то, что потом назовут «бальмонтовским элементом», мгновение, выхваченное из вечности и запечатленное в слове навсегда.

Я не знаю мудрости, годной для других. Только мимолетности я влагаю в стих. В каждой мимолетности вижу я миры, Полные изменчивой радужной игры.В его лирике звучат мотивы неприятия мира, меланхолии, но в то же время мотив света и солни мотив действия. Брюсов жил в начале нового века, новой эпохи. А новое время требовало активного действия. Поэт же, напротив, считал, что, только погрузившись в себя, человек сможет найти ответ на мучавшие его вопросы. Человек, по мысли Бальмонта, это лодка в бушующем океане повседневности, поэтому поэт сознательно стремился к уходу от реальности в мир «запредельного», в мир, наполненный тайными символами:
Свеча горит, и меркнет, и вновь горит сильней, Но меркнет безвозвратно сиянье юных дней.

Поэт стремится уйти из привычного мира за грань, где вечность и мгновение тождественны, м царят волшебство и фантазия. Картина сказочного леса, которому снятся сны, возникает в стихотворении «Фантазия». Мотив безмятежности и покоя достигается поэтом за счет повторения слов, а также за счет длинных стихотворных размеров, которые придают стихотворению певучесть: Точно их томит тревога, жажда веры, жажда бога, Точно мук у них так много, точно им чего-то жаль. А луна все льет сиянье, и без муки, без страданья Чуть трепещут очертанья вечно сказочных стволов; Все они так сладко дремлют, безучастно стонам внемлют И с спокойствием приемлют чары ясных, светлых снов.

Большое место в его творчестве занимает мотив Солнца, в котором поэт видел источник всей] жизни и воплощение своей мечты. Солнце связывает человека и вселенную, где живут красота и гармония.
Будем, как Солнце, оно - молодое, В этом завет красоты!

В стремлении поэта к Солнцу, к выходу в запредельное, заключается его мечта о бессмертии.
Свой светоносный идеал Бальмонт искал в глубокой древности, в жизненном укладе.

Но не только о «запредельном» писал поэт, он ощущал веяние эпохи и запечатлевал его в своих стихах. Писал он и о России, Москве, которые тоже стали для него светом, особенно когда он находился в эмиграции:
«Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского...» Опять
Поет старинная печать.Тут слово первое науки, »
Но мне неведомой. Тут - знак,
А смысл понять нельзя никак.
Зачем Москва? Но я в деревне,
В моей, рожден, люблю ее.
В ней мать, отец, в ней все мое.
Подобна сказочной царевне
Любая бабочка в саду.
Здесь всю Россию я найду.
Так я шептал, - внемлите, внуки
Мои, от дочери моей, - ,
«Дивясь, шептал на утре дней:
«Москва! Так много в этом звуке?»
А ею жил. И ей живу.
Люблю, как лучший звук, Москву!

Не мог не откликнуться Бальмонт и на события, которые происходили в России. Он принял революцию 1905 г., связывая с ней надежды на лучшее будущее для страны. Стихи того периода наполнены этой верой:
Рабочий, только на тебя Надежда всей России. Тяжелый молот пал, дробя Оплоты крепостные.

Однако, как часто бывает в нашей стране, этим надеждам не суждено было сбыться. Для Бальмонта это стало ударом. И уже в 1917 г., после Октябрьской революции, поэт покидает Россию, он не может принять советскую власть. Бальмонт едет во Францию. В его стихах больше не прозвучит ни одной политически острой строчки. Поэзия становится для него самоцелью, так сказать, поэзия ради самой поэзии, все остальное, т. е. вся повседневная жизнь с ее заботами и радостями, отходит на второй план. Бальмонт- поэт, который «в мир пришел, чтоб видеть солнце».

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце, И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце, И выси гор.Я в этот мир пришел, чтоб видеть Море, И пышный цвет долин. Я заключил миры в едином взоре, Я властелин.
Я победил холодное забвенье, Создав мечту мою. Я каждый миг исполнен откровенья, Всегда пою.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце, А если день погас, Я буду петь... Я буду петь о Солнце В предсмертный час!

Жизнь, литература и любовная лирика Бальмонта

Константин Дмитриевич Бальмонт – знаменитый российский поэт символист-импрессионист-декадент, который общепризнанно считается первым представителем символизма, получившим всероссийскую славу и признание, ставшим знаменитостью практически на всей территории Империи. Знаменитая любовная лирика Бальмонта была одним из ключевых моментов его творчества. Но, наряду с ней, Константин Дмитриевич писал еще и критические очерки, автобиографические произведения, эссе, переводная поэзия и проза, литературные и филологические работы, словом, был довольно разносторонней личностью.

Что до любви в жизни Бальмонта, то сам поэт говорил о том, что по-настоящему стал влюбляться еще в раннем детстве: сначала в возрасте 5, а после и 9 лет. Тогда же начала закладываться основа будущей трогательной и страстной любовной лирики Бальмонта. Константин всегда любил по-настоящему, всем сердцем, искренне и с полной самоотдачей. Однако и степень его любвеобильности тоже была высока – женщины в жизни поэта занимали значительное место. Так, первой его женой стала Лариса Гарелина, девушка в духе Боттичели, против которой, впрочем, была настроена его мать. Ради любимой поэт пошел против родни, но семейная жизнь не сложилась, супруги ссорились и никак не находили общий язык. Так или иначе, но через время они развелись. Вскоре, Константин Дмитриевич женился повторно на Екатерине Андреевой - женщине редкого ума и красоты. Любовная лирика Бальмонта этого периода страстна и восторженна – он серьезно полюбил свою избранницу. Влюбленные работали вместе, занимались переводами и оба были всерьез увлечены литературой. Именно их общей дочери Нине поэт впоследствии посвятил свои знаменитые «Фейные сказки». Жизнь с Катериной в целом была хороша, но лишь до того момента, как Константин встретил Елену Цветковскую, студентку Сорбонны и серьезную поклонницу его творчества. Вскоре в сердцах обоих затеплилась любовь, а через время Елена родила поэту дочь Мирру, окончательно запутав этим фактом личную жизнь Бальмонта. И снова с поэтом случается срыв и неудачная попытка самоубийства, любовная лирика Бальмонта претерпевает кризис. Выход в одном – уйти к Елене, и не мучить сразу две семьи, что поэт и делает. Однако на этом любовные похождения поэта не заканчиваются. Позже его знакомят с княгиней Дагмар Шаховской, которая становится его любовницей (родившей ему вне брака двух детей), Константин не осмеливается бросить семью, но и связь с Шаховской не прерывает. Любовная лирика Бальмонта в это время полна истинной нежности, радости и тепла. Такая бурная личная жизнь не могла не привести к созданию большого количества поэтических произведений, которые и прославили Бальмонта повсеместно.

Характерные черты любовной лирики Бальмонта

Как уже говорилось ранее, любовная лирика Бальмонта выросла на основе импрессионизма – направления в искусстве и литературе, призванного передавать мимолетность, зыбкость, быстротечность явлений. Сюда можно отнести поэтические строки вроде: «И сковала двоих - на мгновенье, не боле,- та минута любви, что продлится века». Однако любовная лирика Бальмонта еще глубже – она демонстрирует неуловимость мига, безуспешные попытки поймать его, которые сравниваются с бесконечным счастьем жить этим мигом.

Одна из форм, в которую облекается любовная лирика Бальмонта, излюбленные поэтом сонеты, которые провозглашают вечные истины и силу красоты. При этом, многие критики нелестно отзывались о любовной лирике Бальмонта, в которой тот увлекался самолюбованием. В своих произведениях поэт говорит: «я – изысканность русской медлительной речи…», «я – облачко, я – ветерка дыханье», «я жизнь, я солнце, красота, я время сказкой зачарую, я в страсти звезды создаю, я весь – весна, когда пою, я – светлый бог, когда целую!», «я – твой раб, я – твой брат – и поэт», «я был вам звенящей струной, я был вам цветущей весной», «я всем чужой всегда», «я предан переменчивым мечтаньям», «я бродяга, топчущий поля», «я – буря, я – пропасть, я – ночь, кого обнимаю – гублю». Эти строки – типичное проявление культа личности в любовной лирике Бальмонта. Однако самопревозношение лирического героя не наносное и горделивое, но возвышенное, стремящееся к слиянию личности с окружающим миром.

Любовная лирика Бальмонта очень откровенна, поэт говорит и изображает такие вещи, которые зачастую слишком интимны, чтобы писать о них стихи. Но, тем не менее, Константин Дмитриевич воспевает все ипостаси любви, даже порочные, грешные и вызывающе откровенные. Его образы – это «новый облик сладострастия», «ласки», «жгучие поцелуи», «отпадения в мир сладострастия», «сладкий восторг», «неизъясненность сладострастия». Он говорит в своей поэзии: «я не знаю высшей сладости, как быть с тобой наедине» или «душой безумной и слепой я проклял все ради счастия – гибели с тобой» или «она отдалась без упрека, она целовала без слов», «во мне дрожит любовь, как лунный луч в волне», «за сладкий восторг упоенья я жизнью своей заплачу! хотя бы ценой преступленья – тебя я хочу!», «живу одной тобой в моих терзаньях страстных», «мне хочется, чтоб ты, вся бледная от муки, под лаской замерла», «я ласкал ее долго, ласкал до утра», «я задыхался от блаженства».

В стихотворении, посвященном поцелуям, Бальмонт пишет, что они могут быть «как сны свободные», «как снег холодные», а могут – «жгучие и странные» или «блаженно-яркие, до исступления». Такая шокирующая интимность любовной лирики Бальмонта не могла не вызывать разговоров и осуждения в среде критиков и коллег по перу, однако, наряду с этим, образы любви, написанные Константином Дмитриевичем были поразительно яркие и точные, что ненадолго, но успокаивало свору критикантов, возмущенным творчеством поэта.

Восторг и превозношение возлюбленной в любовной лирике Бальмонта скользит повсюду, но, наряду с этим, как истинный символист, поэт облекает ее еще и в одежды мистические. Образ любимой сложен. То она «бледна и прекрасна, как пена озаренных луною морей», то она свобода и вечно одна «как роптание моря ночного, как на небе вечернем луна», то она «навеки свободное лето», то она «правдива, хотя и измена», то она смерть, хоть и «жизнь кораблей», то она «была сестрой, то нежною, то страстной», то превратилась в «призрак дорогой... бледнеющий... неясный...», то она «море странных снов, и звуков, и огней», то она «солнце во мраке ненастья» и «жгучему сердцу роса».

Она и «друг и вечный враг», она и «злой дух и добрый гений». Любовная лирика Бальмонта густо замешана на противоречивом, но божественном образе объекта любви поэта.

Любовная лирика Бальмонта весьма диалогична. В половине стихотворений он упоминает о разговорах и беседах вроде:

Я спросил: "Хорошо, что в душе преломляется лед?"
- И ты шепнула б мне: «Смотри, я вся - твоя!»
- И я хочу стонать, безумствовать, воскликнуть:
«Ты будешь навсегда любовной пыткой мне!»
- И она наконец прошептала: «Пора!
Мой желанный, прощай же - до встречи».
- «Мой милый! - ты сказала мне…

И другие.

Любовная лирика Бальмонта необычна еще и тем, что поэт-символист в открытую говорит «люблю», без экивоков и метафор: «люблю тебя капризною мечтой, люблю тебя всей силою души, люблю тебя всей кровью молодой, люблю тебя, люблю тебя, спеши!», «а я тебя люблю, волнуясь и тоскуя! Люблю и рвусь к тебе, прощаю и люблю», «я люблю тебя больше, чем Море, и Небо, и Пение», «я люблю тебя дольше, чем дней мне дано на земле». И, наряду с этим, любовная лирика Бальмонта призывает любить: «"Люби!" - поют шуршащие березы», «страшись безлюбья», «кто не любил, не выполнил закон, которым в мире движутся созвездья», «кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он». Константин Дмитриевич Бальмонт провозглашает вечную ценность Любви, является ее извечным глашатаем и певцом.

Мир любовной лирики Бальмонта сложен, нехожен, цветаст и волшебен. Здесь живут дивные жар-птицы и феи, здесь вечно светит всесогревающее огромное Солнце, здесь цветет разнотравье и плещутся волны, все дышит любовью и покоем. Этот мир настолько чарующе-совершенен, что сюда хочется возвращаться снова и снова, с головой погружаясь в лабиринты безмятежной любовной лирики Бальмонта.