Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Про общение преподавателя и студента я уже кратко писал в статье , теперь же хотелось бы поговорить немного подробнее о том, как общаться с преподавателями. Вообще говоря, для начала необходимо разобраться, а зачем с преподавателем общаться, разве не достаточно контрольные с курсовыми вовремя сдавать? Далее хотелось бы выделить различных преподавателей (виды преподавателей звучит совсем не красиво, потому оставлю так) и дать совет что же с ними-то делать, как диалог строить.

Скорее всего, данная статья нужна будет исключительно тем, кто только поступил, но до 1 сентября осталось не так много времени, может быть ещё что-то полезное допишу.

Общение студента и преподавателя, зачем оно нужно студенту.

Начну с того, чего студенты обычно не ожидают от преподавателей. Но помните, что преподаватели тоже люди и ничто человеческое им не чуждо. Как следствие, преподаватели могут иметь хорошее чувство юмора. Причем совсем не обязательно это будет преподаватель, который свой предмет толком не знает и пытается занять как можно больше времени шутками, юмором и прочим. Такое, конечно, тоже встречается, но не является правилом. Некоторые преподаватели могут периодически уходить на волну юмора, которую студенты с удовольствием будут поддерживать. Только не переусердствуйте и ненароком не обидьте преподавателя. Такое общение будет легче, чем если бы преподаватель выдавал исключительно материал своего предмета и даже учиться будет проще, поскольку перерывы на шутки дают возможность мозгу отдохнуть.

Только не нужно нести чушь и смущать преподавателя своей глупостью

Продолжаем думать о том, что ещё может быть не чуждо преподавателю, как всякому человеку. Возможно, Вам это покажется странным или невозможным, но преподаватели могут стесняться студентов. У меня лично был такой преподаватель, а мы уже были на 4 курсе (из 5), причем мы не были какими-то унылыми закомплексованными студентами, нет, чувство юмора у нас присутствовало. И как-то так повелось, что мы стали шутить юмор, преподаватель нас не прерывал, но и мы не слишком сильно его доставали этим. Возможно, всё началось с того, что один, без сомнения, гениальный студент сделал доклад про средства измерений, в котором с одной стороны была чушь, а с другой стороны поспорить с этим было сложно. Этим скромным и гениальным студентом был я. Если заканчивать воспоминания, то всё пришло к тому, что преподаватель обрел чувство юмора, стал подкалывать других студентов, мы же получили какое-то невероятное количество автоматов за его экзамен. В общем, общение студента и преподавателя было весьма приятным и продуктивным, хотя сначала так не казалось.

И, наконец, самое главное. Если Вы общаетесь с преподавателем и абсолютно не важно, шутки это или серьезные диалоги, хотя нет, если будете постоянно юмор шутить и не будете отвечать на вопросы, которые преподаватель задает по своему предмету или Вашей контрольной работе, то ничего хорошего не будет. Итак, общаться с преподавателем нужно, если преподаватель это ценит, то ещё и юмор использовать, но не слишком много. Зачем это нужно, спросите Вы, а я Вам отвечу, для того, чтобы было больше шансов , необходимо преподавателю запомниться и лучше с хорошей стороны. Про то, как получить автомат читайте по ссылке, которая была чуть выше.

Как построить диалог с самыми разными преподавателями

Общение студента и преподавателя не может ограничиваться общением с одним преподавателем, желательно общаться со всеми. Не всегда это возможно, некоторые преподаватели на лекциях вообще не дают возможности что-то сказать, а на практике Вы только и можете, что показывать, как сделали очередную контрольную и пытаться её защитить. К счастью, таких преподавателей не слишком много, потому сейчас постараюсь охватить все возможные ситуации и подсказать как себя вести, чтобы не нажить проблем.


Даже в фильмах можно увидеть, что общение необходимо:)

Начнем с молодых преподавателей. В большинстве случаев они строят обучение таким образом, что не возносят себя сильно выше студентов. С ними общаться легко и приятно, задать вопрос, если Вы что-то не поняли не проблема, преподаватель пояснит подробнее или проще. Конечно, всех молодых преподавателей грести под одну гребенку было бы не правильно, ведь кто-то просто читает чужой учебник, вы это записываете и ничего интересного не происходит. Но даже такие преподаватели иногда устраивают какие-то неформальные занятия, где проверяют не только и не столько Ваши знания предмета, а скорее Вашу сообразительность, вот там и можно отличиться, и запомниться с хорошей стороны. Другая крайность молодых преподавателей – излишнее желание шутить вместо того, чтобы вести занятия, но зато с ними искать время для разговора не нужно, они всегда готовы к этому. Среднее состояние, при котором преподаватель несмотря на свою молодость ведет себя, как взрослый и серьезный человек, самое комфортное. Про таких будет следующий абзац.

Состоявшиеся преподаватели. Независимо от возраста. С такими преподавателями общаться студентам легче всего. Как правило, они дают адекватное количество заданий, при защите работ не придираются сверх меры. В случае, если им аргументированно доказываешь, что они были немного неправы, они это запоминают, в своих документах делают соответствующие пометки. Одним словом, если Вы серьёзно подходите к учебному процессу, то такие преподаватели это увидят и относиться к Вам будут соответствующим образом.

Преподаватели, имеющие свои взгляды на всё подряд. Знающие, что эти дома точно упадут и не слушающие то, что дома построены на скале, что гораздо надежнее, чем строительство на земле. Это был просто один из примеров, Вы увидите таких преподавателей и поймете, что спорить с ними бесполезно. Но соберите всю волю в кулак и учитесь. Общение студента и преподавателя в таких ситуациях невозможно, экзамены или зачеты сдавать придется с трудом, но постарайтесь подготовиться и сдать.

В общем, как мог описал взаимодействие Вас с преподавателями, старайтесь со всеми найти общий язык на сессии Вам это зачтется. До встречи на страницах блога сайт

Если статья показалась Вам полезной, пожалуйста, поделитесь ею с помощью кнопочек, расположенных чуть ниже.

Если у Вас остались вопросы, пишите в комментариях, постараюсь ответить максимально подробно и ясно или просто пообщаемся.

(Visited 900 times, 1 visits today)

Основными правилами такого диалога можно считать:

  • - постоянное включение студента в качестве субъекта в процесс обучения;
  • - направленность на качественный, равноправный обмен между субъектами диалога;

присутствие множества альтернативных точек зрения, которые обсуждаются в диалоге на равных;

выявление и постоянное изучение преподавателем профессионально значимых мотивов деятельности студентов, их личностных склонностей и особенностей мировоззрения, отношения к профессиональному труду и его субъектам;

опора изучаемого материала на интересы, запросы, мотивы студентов и преподавателей, их жизненный опыт;

учет особенностей развития каждого студента при планировании процесса диалогического взаимодействия.

Нередко при построении диалога преподаватель-студент возникают проблемные моменты и типичные ошибки, повторяющиеся раз за разом поколениями и студентов, и преподавателей.

Приведем некоторые из них.

Во-первых, неопределенность во взаимоотношениях, связанная со смешением ролей. Это проявляется в том, что преподаватель в разные моменты может быть и примером для подражания, другом и психотерапевтом для студентов, и "полицейским" (строгий "родительский" контроль), а иногда просто объектом для насмешек или издевательства со стороны студентов. В данном случае преподавателю необходимо провести четкие границы между социальными ролями и в конструктивной форме донести до студентов рамки возможного, этически приемлемого взаимодействия.

Вторая ошибка логично вытекает из второй. Иногда студент знает по предмету не меньше, чем преподаватель или отдельно углубленно изучает его. В этом случае может возникнуть потребность в равноправном диалоге, споре, отстаивании своего мнения. Несогласие студента с преподавателем и невозможность при этом донести свою точку зрения говорит о некорректной организации учебного процесса, нарушении диалогового формата. Причем альтернативную точку зрения может иметь и преподаватель, при этом, не воспринимая критику со стороны студентов, либо вступая с ними в неконструктивные споры, приводящие к срыву образовательного процесса. Любой спор должен быть заключен в определенные рамки, четко и логично аргументирован, контролироваться временными рамками. Ведущая роль в данном процессе принадлежит все-таки преподавателю, так как студенты часто имеют несформировавшееся представление о рамках ведения спора, научного диспута и поведения в нем.

Третья проблема или ошибка диалога - смешивание формальных отношений студент-преподаватель с неформальными. Учебное и не учебное время должны быть четко разграничены. Студент и преподаватель вполне могут находиться в неформальных отношениях за рамками учебного процесса, например, студент по роду своей деятельности может оказывать какие-либо услуги преподавателю (ремонт в квартире, услуги няни и т.д.), однако неформальные отношения не должны отражаться на ходе учебного процесса, выставлении оценок, особенном или неприязненном отношении, вытекающих из внеучебного общения.

Наконец, четвертой проблемой, наиболее часто встречающейся в учебном процессе, является разрешение свободного посещения студентами лекций. Далеко не все студенты организованны и трудолюбивы для такого стиля обучения. Организация такого учебного процесса должна предполагать более частый промежуточный контроль знаний. В некоторых вузах, например, практикуют промежуточные проверки знаний каждые 2 недели. Каждая из таких работ плюсуется в общий результат и по окончании семестра у студента есть возможность получить зачет или даже экзамен "автоматом". Отрицательная мотивация также иногда действует отрезвляюще. Так, при пропуске без уважительных причин 1 или 2-х занятий некоторые институты не допускают к зачету без дополнительной "отработки" (сдачи учебной работы сверх учебного плана, например, серии презентаций или полного конспекта лекций) .

Ошибок в диалоге студент-преподаватель существует очень много. Однако всегда есть возможность прийти к устраивающему обе стороны решению. В этом состоит цель оптимально построенного учебного диалога.

обучение преподаватель студент диалог

4. Класификацията на икономическите дейности (КИД) 2008

5. www.expertchoice.com

6. Тоцева Я. Подготовката на учителите в българия за работа в мултикултурнасреда - минало, настояще и нови предизвикателства. учителят: призвание, компетентност, признание. Есенен научно-образователен форум, 18-20 ноември 2011. СУ „св. Климент охридски". ДИУУ, С. 2011: 363-377

7. В: Цачева Н. Рискови фактори в българското училище, влияещи върху здравето на учителите - оценка, анализ и препоръки. Национална конференция „условията на труд - фактор за заболеваемостта на учителите в средното образование". С,9 април 2011 г.

www.sbubg.info/files/uchiteliiuslovianatrud2011.ppt

8. http://www.ekipnews.com/news/bulgaria/obrazovanie_i_ kultura/nad_1_3_ot_bylgarskite_uchiteli_imat_nqkakvo_zabolqvane/1 05481/

9. Стресът на работното място в условията на преход (пилотен проект за българия в три сектора от Бюджетната сфера), Институт за социални и синдикални изследвания на конфедерацията на независимите синдикати в България, МОТ. 2002

10. Ценова Б., Христов Ж., Стоев Т. Насилие и агресия в горна училищна възраст и възможности за решение на проблема. В: Сб. „Децата, семейството, училището и обществото в началото на ХХ1 век", "Камея дизайн" ООД, С., 2007 г., 289-302.

© Н.Цачева, К.Любомирова, М.Табанска, 2013 - -

ДИАЛОГ СО СТУДЕНТАМИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ НА ЛЕКЦИЯХ И МЕСТО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ДАННОМ ПРОЦЕССЕ

Т.Попов, Д.Сиджимова (Болгария, София)

Резюме. Рассматривается вопрос взаимоотношений в

системе «преподаватель - студент». Рассмотрена важность

для обучения студентов такой формы организации преподавания как лекция, и, в частности, технологии диалога в процессе лекции. Рассуждения по технологии лекционного диалога подтверждаются результатами анкетирования студентов.

Ключевые слова: лекция, диалог, анкетирование.

Одним из основных условий успешной педагогической деятельности является установление педагогического взаимодействия между преподавателем и обучающимися. К этому стремится каждый обучающий, так как на основании данных взаимоотношений и взаимодействия намного эффективнее достигаются цели и задачи обучения. Два аспекта учебного процесса - преподаватель и студент - объединяют и координируют свою деятельность (преподавание и учение); взаимно активируют, индуцируют и мотивируют, объединенные общей учебной целью.

Центральной и ведущей фигурой в данном процессе является и должен быть преподаватель. При обучении учащихся из разных возрастных групп его роль отличается специфическими особенностями и нюансами, но значение преподавателя всегда является решающим.

Данная характеристика относится и к обучению студентов, несмотря на их более зрелый возраст, осознанная мотивация и наличие навыков обучения.

Современные педагогические технологии уделяют студентам более активную роль в педагогическом процессе. Наблюдаются более разнообразные и новые методы и формы обучения.

Несмотря на это, лекционная учебная форма не утратила своего значения и отличается рядом преимуществ. Особенно в начале курса обучения и в случаях некоторых теоретических учебных дисциплин.

Но лекции должны соответствовать современным требованиям науки и высокой степени информированности и потребностям молодого поколения. Это предполагает использование некоторых нововведений и совершенствование способа преподавания учебного материала во время лекционного курса.

Прежде всего, преподавателю следует воспринимать студентов как равноправных участников в учебном процессе, как аудиторию знающих и сформированных личностей, которые ожидают узнать что-то новое, интересное и полезное, а также и подготовиться к будущей профессиональной реализации. Данная тенденция подтверждается рядом данных, полученных в результате собственных исследований и анализов. Новости, которые молодежь ожидает узнать, требуют соответствующего подхода при обучении. Производит впечатление интерес к знаниям, которые непосредственно связаны с будущей профессиональной реализацией.

Вот почему учебное содержание следует преподавать дозировано, с акцентами, без лишних подробностей и множества деталей. Учебный материал необходимо преподавать интригующе, атрактивно (в хорошем смысле данного понятия). Следует избегать повторений с информацией в учебниках или с классическими постановками, изучаемыми в близкородственных дисциплинах.

Самое главное - это то, что преподаватель не должен читать свои записи, а говорить, объяснять, обобщать и акцентировать на главном, что поддерживает интерес аудитории. В связи с этим лекция должна осуществляться в форме диалога.

Диалог - это форма общения, а также и механизм педагогического взаимодействия. В этом и проявляется его значение и смысл для педагогики.

Что включает в себя диалог во время лекции? Он содержит обсуждение со студентами некоторых ключевых аспектов лекционного материала; обратную связь с обучающимися, посредством которой преподаватель получает впечатление об их мнении и возможные рекомендации. Это создает творческую атмосферу, активизирует студентов к дискуссии, повышает их самооценку и создает положительную установку на обучение. Диалог порождает интерес к дисциплине и провоцирует вопросы.

Проведение диалога во время лекции требует серьезной подготовки со стороны преподавателя. Ему обязательно следует быть информированным о появлении новой литературы по

обсуждаемой тематике, предлагать данные из научных исследований, иллюстрировать теоретический материал посредством актуальных примеров из теории и практики. Данный прием способствует формированию казусов для решения и дискуссионных вопросов. Для формирования авторитета преподавателя среди студентов имеет значение и опыт в собственных исследованиях обучающего.

В связи с вышеуказанным, умелые преподаватели предварительно намечают некоторые моменты в лекции, где возможно проведение диалога со студентами, а это может осуществиться как во введении, так и в изложении и заключении.

Возможен и другой подход: задание задач для самостоятельной работы на предыдущей лекции (прочтение статей, определение казусов, приведение примеров и т.д.), которые обсуждаются совместно на лекции.

Успешное проведение диалога в учебной деятельности зависит в значительной степени от педагогического мастерства преподавателя, а также и от его личностных качеств.

Приведем пример из предыдущих наших исследований для подтверждения сказанного до сих пор. Был проведен анализ среди 307 студентов, обучающихся на первом и втором курсах по специальностям «Управление медицинской деятельностью» и «Общественное здоровье и менеджмент здравоохранения» в Медицинских университетах в г. София и г. Пловдив. 127 респондентов обучаются на стационаре, а 180 - на заочном отделении . В целях исследования использована анкета «Студенческий портрет преподавателя» в модификации Хр. Милчевой .

Анализ результатов указывает на то, что выше всего студенты ценят эрудированность и широкую научную культуру преподавателей (88,3%). На втором месте находится требование к этичному поведению преподавателей со студентами и коллегами (85,7%). Высоко ценится студентами умение преподавателя устанавливать контакт с аудиторией (85,3%).

Производят впечатление некоторые различия в оценке

студентов стационара и заочников, которые они дают преподавателям. Например, студенты, обучающиеся на стационаре, проявляют более завышенные требования к преподавателю и его отношению к ним, к его умению вести диалог с аудиторией, а также и к качеству предлагаемой информации, к эрудированности и личным качествам обучающего.

На основании проведенного обзора в очередной раз утверждается тезис, что в педагогической деятельности не существует маловажных аспектов. А также выявляется и тот факт, что успех педагогического процесса в значительной степени зависит от общения преподавателя со студентами и от его умения вести диалог.

Литература:

1. Милчева, Хр., Етико-деонтологични аспекти на обучението, Стара Загора, 2007, изд. „Кота принт";

2. Попов, Т., Студенты като субект на обучението, София, 2006 г., изд. „Везни";

3. Попов, Т., Преподавателят през погледа на студентите, сп. „Здравен мениджмънт", 2006 г., № 3, стр. 42-48;

4. Попов, Т., Специфика на педагогическото общуване и педагогическото взаимодействие при обучението на студентите. Преподавателят във висшите учебни заведения, сб. Гражданска идея в действие - Контакт, 2005, София, 2005 г., изд. „Темто", стр. 134-139.

© Т.Попов, Д.Сиджимова, 2013. - -

УДК 331.101:612.017

СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ (Burnout syndrome)

Е.Н.Радев (София, Болгария)

Резюме. Статья представляет собой теоретическое

основываясь на концепции стресса, определяя, что

Основные правила и ошибки диалога «студент — преподаватель».

Как хорошо было в возрасте, который Корней Чуковский определил как «от двух до пяти»! Говорим, что думаем, без всякой мысли о том, что себе же можем сделать хуже. К незнакомым – сразу , у родителей играем на нервах. Все эмоции – и слезы, и радость, — рядом. И так – до яслей, до детского сада.

А дальше – начальная школа, потом она же – средняя, и, наконец, . Вот тут-то и формируется у нас «шкурная» психология, основанная на непрекращающемся все годы учебы диалоге «учитель – школьник» и затем «студент – преподаватель» . Как же его строить и где не ошибиться?

Студент должен усвоить несколько неписаных правил. Одно из них дублируется и в других сферах жизни (например, в маркетинге, в журналистике, во время прохождения армейской службы) – «преподаватель всегда прав» . Даже когда это не так. Отсюда вытекает сразу несколько следствий:

  • не спорить с преподавателем публично , на занятии – может оказаться чревато впоследствии, особенно если нарветесь на человека обидчивого и злопамятного,
  • все вопросы решать в приватном порядке , наедине – и тоже без излишних эмоций. Остаться после занятий, пригласить к диалогу, взять верный тон.

Многие из нас, идя по жизни, поступают по принципу: соглашаться, а делать по-своему. Стоит ли так поступать, общаясь с преподавателем? В отдельных случаях. Когда он дает «отмашку» на выражение личного мнения. А вот если открытым текстом скажет: «Ваше мнение никого не интересует – читаем критику и усваиваем устоявшийся материал» — значит, придется перетерпеть. Не тот это случай, когда следует показывать зубы – можно и получить по ним, пусть не в буквальном смысле. Ведь некоторых, как говорится, хлебом не корми, только дай власть показать…

С незапамятных времен известна ситуация, когда студент, плохо подготовившийся к устному экзамену по предмету, начинает «давить на жалость», говоря при этом нечто типа «поставьте себя на моё место – как бы вы поступили?» Прием, конечно, действенный, что и говорить. Однако запрещенный, навроде удара ниже пояса. В конце концов, они в разных возрастных категориях – студент и преподаватель. И, может статься, уже никогда не бывать одному на месте другого. Во-вторых, экзамен взыскует к выставлению итогового балла, и здесь эмоции уже неуместны – дело серьезное.

Среди преподавателей, к счастью, еще встречаются истинные подвижники своего дела – даже несмотря на катастрофически низкую зарплату и возросшие формальные требования. Вот только и они иной раз норовят – вольно или невольно – совершить ошибку поведенческого характера, становясь «в позу» и говоря или давая понять, что, дескать, мой предмет – самый-самый, и во взрослой жизни без него – просто никуда. А к чему весь этот мелодраматизм и излишний пафос? Любишь предмет? Так докажи это всем строем своего отношения к нему, «зарази» питомцев положительной энергетикой. Слова ведь имеют обыкновение, как деньги, девальвироваться, обесцениваться на корню.

Да, еще, конечно, бывает другая «поза» — дескать, я умнее вас! Встав в нее, «обжечься» еще легче – когда однажды, с виду обычный студент без труда уличит своего чванливого преподавателя в элементарном незнании материала. И попробуй потом выстрой заново репутацию… Кстати, часто не умеют верно поставить себя начинающие стажерки – то срываются на откровенную истерику, то важничают там, где вопрос яйца выеденного не стоит. А ведь еще вчера такая особа была не Марией Ивановной, а Машкой, которая пару месяцев назад окончила вуз, да еще и далеко не с «красным» дипломом, и примерным поведением отнюдь не блистала. Откуда что берется?!

В центре предлагаемых материалов студент, процесс построения им диалога с преподавателем. Диалог между студентом и преподавателем, инициируемый студентом, это партнерское взаимодействие, взаимопонимание, обмен взглядами, идеями, позициями и пр. Он возникает при определенных условиях, не сразу, постепенно. Появлению диалога предшествует ориентация студента в преподавателе, его личностных и профессиональных качествах, проявлениях. В результате студенты формируют (с той или иной степенью осознания) модели взаимодействия. В них преподавателю предлагаются разные роли, разная активность, различные механизмы взаимодействия, отражающие и меру понимания, и меру доверия, и меру интереса, ценности, необходимости, проявляемые к нему со стороны студентов.

Ниже рассматриваются ориентиры, которые выделяются студентами при взаимодействии с преподавателем и которые способствуют возникновению диалога. Описываются модели взаимодействия, формируемые на основе этих ориентиров. Представленные материалы - результат экспериментов, проводимых в нескольких вузах города.

Выделяемые студентами ориентиры взаимодействия могут быть структурированы и объединены в группы. Рассмотрим основные группы ориентиров, раскроем их содержание.

Ориентиры, связанные с:

  • личностными особенностями и проявлениями преподавателя - включают общее благоприятное впечатление о нем, доброжелательность, вежливость, тактичность, точность, строгость, требовательность, сдержанность, актерские данные;
  • позицией преподавателя - раскрывают его активное, уважительное, неравнодушное, открытое отношение к студентам, объективность, и обоснованность его требований, а также желание расширить и пополнить свои знания, добиться личностного, образовательного, профессионального роста студента;
  • взаимодействием преподавателя с аудиторией - раскрывают его стремление и умение строить отношения с ней, открытость и раскованность при взаимодействии, умение свободно держаться в кругу студентов, быть самими собой, проявление высокого профессионализма в знаниях, отношениях, объективность в самооценке;
  • подачей материала преподавателем - включают умение преподавателя заинтересовать студентов предметом преподавания и собой, способностью импровизировать, широко, глубоко, эмоционально подавать материал, свободно владеть им в любой ситуации;
  • индивидуальным взаимодействием со студентом - демонстрируют стремление и умение преподавателя строить отношения со студентом, понять его, объективно оценить разнообразные его особенности; в этом случае проявляется большая отдача преподавателя в знаниях, отношениях, стремление раскрыть потенциал студента.

В результате определенным образом построенного преподавателем взаимодействия, проявляющегося в описанных ориентирах, студенты ощущают на себе достаточно сильное позитивное воздействие и влияние преподавателя, у них возникает необходимость раскрыть себя перед последним, достичь с ним взаимопонимания, обнаружить общность интересов. Ситуация взаимопонимания рождает у студентов уверенность в себе, желание ориентироваться на преподавателя в разных сферах жизнедеятельности, прислушиваться к его мнению, советам. Таким образом формируются различные модели взаимодействия с преподавателем, возникает диалог с ним.

Охарактеризуем основные особенности моделей взаимодействия студентов и преподавателей, формирующиеся на обобщенных ориентирах и направленные на: личность преподавателя; получение знаний; взаимопонимание с преподавателем; взаимодействие с ним как с наставником, другом; индивидуальное общение с преподавателем.

Модель, ориентированная на личность преподавателя, формируется студентом при переходе от пассивного взаимодействия к активному.

Строя свои отношения с педагогом, студент, прежде всего, наблюдает и анализирует его личностные особенности и проявления, оценивает знания и профессиональные качества. На начальном этапе позиция студент - позиция внимательного и заинтересованного наблюдателя, тонко оценивающего стиль, манеры, речевые особенности деятельности преподавателя, предлагаемые им суждения, взгляды, мнения. Если студент удовлетворен результатами пассивного общения и ему интересен предмет преподавания, он переходит к активному взаимодействию с преподавателем через вопросы, обмен мнениями, взглядами и пр.

В модели, ориентированной на знания, студента, прежде всего, интересует профессиональный уровень преподавания, а затем уже личностные качества преподавателя. От него студент ждет четкого, понятного, профессионального предъявления учебного материала, раскрываемого широко, разнообразно, с разных точек зрения, а также уважительного, внимательного к интересам и потребностям студентов отношения.

Студенты, предпочитающие эту модель взаимодействия с преподавателем, довольно требовательно относятся и к себе - у них отчетливо проявляется чувство ответственности за получаемые знания, позиция ответственности для них весьма значима. В этой модели студенты формируют варианты и пассивного взаимодействия с преподавателем (впитывание максимума информации), и активного, связанного с обменом мнениями, взглядами, обращением к диалогу, дискуссии.

В этом варианте модели для студентов весьма важно получение объективной оценки их знаний, а также комментариев, указаний, заданий (т.е. поддержки), направляющих к получению знаний, их обобщению и систематизации.

Для модели, ориентированной на взаимопонимание с преподавателем, одинаково важными оказываются и личность преподавателя, и его профессионализм, и отношение к его предмету. Ключ к взаимопониманию студенты видят в двух моментах: в умении педагога заинтересовать своим предметом и своими личностными качествами. Модель предполагает активное желание обеих сторон (и студента, и преподавателя) к контактам, к выявлению и выяснению интересов, предпочтений, проблемных областей.

Рассчитывая на понимание, студент ожидает разнообразных и глубоких результатов от взаимодействия. Это удовлетворенность, радость, эмоциональный подъем при общении с преподавателем, ощущение своего роста и развития, возможно, изменение жизненных взглядов, позиций.

Часть студентов, описывая предпочитаемые ими способы взаимодействия с преподавателем, обращается к формам покровительства, наставничества, ведения. Поэтому модель взаимодействия с преподавателем наставником-другом иная по характеру и особенностям общения: она строится на свободном, не целенаправленном и не ограниченном фактически никакими рамками взаимодействии. Взаимодействуют Учитель и ученик, Наставник и наставляемый, два друга, мама (папа) и взрослый ребенок. Их отношения - уважительные, дружеские, искренние - основаны больше, чем на взаимопонимании. Исчезновение такой стилистики в отношениях ведет к их разрушению.

Формируемые в модели отношения ведущего и ведомого не лишают студента самостоятельной и активной позиции. Напротив, представляется, что в этой модели студент предъявляет преподавателю максимально высокие требования - он должен быть больше, чем личность, больше, чем профессионал. Он - тот, кого уважают, кому доверяют, перед кем раскрываются. Модель, ориентированная на индивидуальное взаимодействие с преподавателем, стоит несколько особняком от рассмотренных ранее. Но не выделить и не проанализировать ее - значит игнорировать потребности, желания хоть и сравнительно небольшой, но всегда существующей группы студентов: они довольно редко появляются на занятиях, что не мешает им неплохо учиться. Они предпочитают индивидуальные контакты с преподавателем, довольно успешно решая свои проблемы. Такие студенты имеют неплохую разностороннюю подготовку, обладают умениями и стремлением к самообразованию.

Студент, предпочитающий индивидуальное общение с преподавателем, умеет его построить, провести эффективный диалог, расположить преподавателя к себе: расспросить его, четко и верно поставить вопросы, выяснить круг проблем, по которому ему, студенту, предстоит отчитываться. Такие студенты нередко обладают высоким творческим потенциалом, поддерживают предложения преподавателя об исследовательской деятельности. Эти студенты имеют очень тонкий «нюх» на преподавателя, быстро разбираются в его сути, уровне знаний, профессиональных качествах. Обычно они умеют договориться с любым педагогом. Но интересны, полезны для них бывают и могут быть лишь очень немногие педагоги: также тонко чувствующие студента, его потенциал, не настроенные лишь на формальное общение и формальные результаты обучения.

Таким образом, общение, диалог, инициируемые студентом, все шире внедряются в образовательный процесс. И дальнейшая задача исследователей - провести его более глубокое, всестороннее, системное изучение. Важно и другое: раскрыть сущность диалога, ориентирующего студента на самообразование, самосозидание. Это пока малоисследованная область.