Введение с.3

1. Менеджмент как сложная система. с.4

2. Сущность системного подхода с.7

3. Системный подход в решении управленческих задач. с.11

Заключение с.20

Список литературы с.21

Введение

Системный подход - это довольно новый подход, до сих пор исследователи еще не могут полностью оценить истинное воздействие данной школы на теорию и практику управления. Тем не менее, уже сейчас можно сказать, что его влияние велико и, кажется, будет расти в будущем. По словам профессоров Розенцвейга и Каста, теория систем обеспечила дисциплину управления основой для интеграции концепций, разработанных и предложенных более ранними школами. Многие из этих более ранних идей, несмотря на то, что они не могут рассматриваться как полностью правильные, имеют большую ценность. На системной основе вероятно можно будет синтезировать новые знания и теории, которые будут разрабатываться и появляться в будущем.

Однако, теория систем сама по себе еще не говорит руководителям, какие же именно элементы организации как системы особенно важны. Она только говорит, что организация состоит из многочисленных взаимозависимых подсистем и является открытой системой, которая взаимодействует с внешней средой. Эта теория конкретно не определяет основные переменные, влияющие на функцию управления. Не определяет она и того, что в окружающей среде влияет на управление и как среда влияет на результат деятельности организации. Очевидно, что руководители должны знать, каковы переменные организации как системы, для того чтобы применять теорию систем к процессу управления.

В данном реферате мы рассмотрим сущность системного подхода в решении управленческих задач.

1. Менеджмент как сложная система

Сложной системой называется такая система, которую можно представить иерархической совокупностью неоднородных подсистем. Неоднородность подсистем означает, что каждая из входящих в систему подсистем имеет собственный язык описания (4).

Признаком сложности системы является возможность разделения ее на подсистемы по разным основаниям. Например, если за основание принять ресурсы, то предприятие можно рассматривать как сложную систему, состоящую из материально-вещественной, финансовой и кадровой подсистем; содержание направлений менеджмента - производственной, финансовой, маркетинговой подсистем и подсистемы управления персоналом; элементы структуры управления - службы, цехи, участки, бригады, рабочее место.

Сложная система обладает иерархической структурой, то есть может быть представлена совокупностью подсистем постоянно уменьшающегося уровня сложности вплоть до элементарных подсистем, выполняющих в сложной системе базовые элементарные функции. Процесс представления системы в таком виде называется декомпозицией. Примером может служить представление управления экономикой страны как совокупностей подсистем, отраслей, объединений, предприятий, цехов, участков, бригад, рабочих мест.

Характерным свойством сложных систем является целостность. Она отражает специфику их функционирования и сложность анализа систем. Целостность показывает, что изменения, возникшие в элементе какой-либо подсистемы, вызовут изменения в функционировании всей системы. Изучение таких систем затрудняется тем, что в них действует большое количество разнородных факторов, приводящих к разным по природе процессам. В литературе можно также встретить такие определения как «диффузная система», «плохо организованная система», «слабострукту-рированная система». Все они относятся к сложным системам.

Управление и менеджмент, как его составная часть, является сложной открытой системой, для каждой из подсистем которой характерным является наличие собственных механизмов функционирования. В разных подсистемах эти механизмы не одинаковы, но связаны между собой и взаимообусловлены. В решении вопросов управления очень важным является четкое определение границ между подсистемами для каждого уровня управления. Эти границы определяются целями и задачами подсистем, содержанием производственной деятельности, кадровым составом и особенностями структуры управления.

Технология управления как средство достижения целей не может быть общей для всех подсистем сложной системы. В рамках решения общей цели системы механизмы управления подсистем не одинаковы. Они зависят от структуры подсистем, особенностей проявления их переменных, влияния факторов внешней среды на элементы подсистемы. Это означает, что рассмотрение технологии менеджмента станет объективно отражать сущность процессов управления только тогда, когда эти технологии имеют конкретный адресат, обозначенный границами анализируемой подсистемы (4, с. 89).

В иерархическую структуру централизованного управления отраслями производства входят разные органы управления: министерства, управление объединением, управление предприятием, управление службами, участками и т. д. Несмотря на то, что организационная система этих Органов имеет одну и ту же структуру (см. рис.), содержание компонентов систем и механизмов реализации управления существенно различаются.

Например, руководители в каждой из них (организационной системе министерства, оргсистеме объединения, предприятия и т. д.) имеют разные полномочия и в соответствии с ними выполняют разные должностные функции (министр, управляющий, начальник участка и др.). Состав подчиненных, глубина и масштабность решения технологических вопросов, формы, методы и средства управления, используемые этими руководителями в своей работе также у них не одинаковы.

Как вся сложная организационная система, так и каждая из организационных подсистем ее пирамиды являются открытыми. С одной стороны, функционирование каждой из подсистем детерминировано директивными воздействиями вышестоящей, с другой - действием многочисленного числа внутренних и внешних факторов. Это многообразие условий и факторов, особенности технологии, структуры управления, кадрового состава, средств коммуникации, профессиональной культуры руководителя в большинстве своем определяют специфику деятельности управленческих органов, уникальность и неповторимость даже, казалось бы, родственных предприятий.

То есть, с позиций системного подхода менеджмент не может быть представлен в виде четко сформулированных правил и рецептов деятельности для руководителей всех уровней управления одновременно. Анализ и проектирование технологий имеет многофакторный характер. По сути своей, каждой конкретной управленческой ситуации могут соответствовать одна или несколько технологий, использование которых, позволит получить тот или иной результат. Количество вариантов решения задач всегда больше числа этих задач. Руководитель должен уметь ориентироваться в них, правильно распределить прерогативы, найти из множества решений то, которое в данной ситуации окажется наиболее эффективным.

2. Сущность системного подхода

Системный подход - это направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем (13, с. 67).

Системный подход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения.

Важнейшие принципы системного подхода (системного анализа): 1) процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей; 2) необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения; 3) необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели; 4) цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы (программы); 5) восхождение от абстрактного к конкретному; 6) единство анализа и синтеза, логического и исторического; 7) выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия и др.

Как мы уже говорили в первом параграфе данной работы, система - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. При определении понятия системы необходимо учитывать теснейшую взаимосвязь его с понятиями целостности, структуры, связи, элемента, отношения, подсистемы и др. Основные системные принципы: 1) целостности (принципиальная несводимость) свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого; зависимость каждого от его места, функций и т.д. внутри целого; 2) структурности (возможность описания системы через установление ее структуры, т.е. сети связей и отношений системы; обусловленность поведения системы не только поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры); 3) взаимозависимости структуры и среды (система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия); 4) иерархичности (каждый компонент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а исследуемая в данном случае система представляет собой один из компонентов более широкой, глобальной системы); 5) множественности описания каждой системы (в силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы).

Рассмотрим элементы принципа "черный ящик" системного подхода (см. рис.)

При применении системного подхода на основе маркетинговых исследований сначала формируются параметры выхода - товара или услуги: что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки, кому продавать и по какой цене. На эти вопросы ответы даются одновременно. Выход должен быть конкурентоспособным по нормативам (13, с. 71).

Затем определяются параметры входа: какие нужны ресурсы и информация для процесса. Потребность в ресурсах и информации прогнозируется после изучения организационно-технического уровня производства системы (уровня техники, технологии, организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (политической, экономической, технологической, социально-демографической, культурной среды страны и инфраструктуры данного региона).

Обратная связь является коммуникационным каналом от потребителей системы ("выхода") к изготовителю товара и поставщикам ("входа") системы. При изменении требований потребителей к товару, параметров рынка, появлении организационно-технических новинок "вход" системы и сама система должны отреагировать на эти изменения и внести соответствующие изменения в параметры функционирования,

Для обеспечения конкурентоспособности товара необходимо чтобы: 1) результаты маркетинговых исследований гарантировали высшие мировые достижения к моменту поставки товара потребителю (другими словами - должен быть высококачественный прогноз параметров "выхода" системы; 2) "вход" системы был отличного качества; 3) внешняя среда способствовала нормальному протеканию процессов в системе и 4) организационно-технический уровень системы смог переработать качественный "вход" системы в качественный "выход".

В данном примере в виде системы может выступать любая фирма, ее подразделение, отдел, машина и т.д. Для обеспечения высокого качества "выхода" системы сначала необходимо обеспечить высокое качество "входа", а затем высокое качество процесса и внешней среды. Если, например, качество "входа" машиностроительного предприятия удовлетворительное, то какие бы ни были на предприятии технология, оборудование, кадры и т.д., качество "выхода" тоже будет удовлетворительным. Если качество "входа" отличное, а качество процесса удовлетворительное, то и качество "выхода" будет удовлетворительным, то есть оценка качества "выхода" равна низшей оценке предыдущих элементов. При этом, сначала формируются требования к "выходу" системы, затем - к "входу" и внешней среде и только потом - к процессу. Другими словами - прежде чем предъявлять требования к коллективу, изучите качество поступающих документов, информации, внешнюю по отношению к коллективу среду, т.е. отработайте "вход" системы, отрегулируйте (если это возможно) отношения с внешней средой и только потом приступайте к повышению качества процесса (16, с. 119).

Применяя системный подход, структуру дерева показателей эффективности товара можно изобразить в следующем виде.

Дерево показателей эффективности каждого вида товара имеет свои особенности и его построение представляет огромную трудность. Вместе с тем, построение дерева показателей позволит значительно повысить качество системы менеджмента.

Таким образом, системный подход - главный принцип построения, функционирования и развития любых систем (объектов).

Системный подход часто упоминается в связи с задачами организационного развития: системный подход к решению проблем компании, системный подход к проведению изменений, системный подход к построению бизнеса и т.д. В чем смысл подобных утверждений? Что такое системный подход? Чем о отличается от "несистемного" подхода? Попробуем разобраться.

Начнем с определения понятия "система". Рассел Акофф (в книге "Планирование будущего корпорации") дает следующее определение: "Система - это совокупность двух или более элементов, отвечающая следующим условиям: (1) поведение каждого элемента влияет на поведение целого, (2) поведение элементов и их воздействие на целое взаимозависимы, (3) если существуют подгруппы элементов, каждая из них влияет на поведение целого и ни одна из них не оказывает такого влияния независимо". Таким образом система - это такое целое, которое нельзя разделить не независимые части. Любая часть системы, будучи отделенной от нее, теряет свои свойства. Так рука человека, отделенная от его тела не может рисовать. Система обладает существенными качествами, которые отсутствуют у ее частей. Например, человек может сочинять музыку и решать математические задачи, но никакая часть его тела на это не способна.

При системном подходе к решению практических задач любой предмет или явление рассматриваются как система и одновременно как часть некоторой более обширной системы. Акофф определяет системный подход в познавательной деятельности следующим образом: (1) идентификация системы, частью которой является интересующий нас предмет, (2) объяснение поведения или свойств целого, (3) объяснение поведения или свойств интересующего нас предмета с точки зрения его роли или функций в целом, частью которого он является.

Другими словами, столкнувшись с какой-либо проблемой, менеджер, мыслящий системно, не бросается искать виновного, а выясняет прежде всего какие внешние по отношению к рассматриваемой ситуации условия вызвали эту проблему. Например, если разгневанный клиент звонит по поводу срыва сроков поставки оборудования, то наиболее очевидной реакцией представляется наказание производственного персонала, своевременно не выполнившего заказ. Однако, если разобраться, то корни проблемы могут быть обнаружены далеко за пределами производственных процессов, когда требования к заказанному оборудованию не были четко определены в спецификации, неоднократно изменялись в ходе работы, а при заключении договора продавцы установили нереальные сроки, без учета специфики заказа. Кого же здесь наказывать? Скорее всего, нужно изменять систему продаж и управления заказами!

Эта тема богата смыслами. Здесь многое можно сказать... Оставлю в качестве задела для будущей статьи.

Системный подход

Системный подход - направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин); совокупности взаимодействующих объектов (Л. фон Берталанфи); совокупности сущностей и отношений (Холл А. Д., Фейджин Р. И., поздний Берталанфи).

Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. При этом системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач. Как говорится, «Правильно заданный вопрос - половина ответа». Это качественно более высокий, нежели просто предметный, способ познания.

Основные принципы системного подхода

  • Целостность , позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
  • Иерархичность строения , то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.
  • Структуризация , позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.
  • Множественность , позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
  • Системность , свойство объекта обладать всеми признаками системы.

Основные определения системного подхода

Основоположниками системного подхода являются: Л. фон Берталанфи , А. А. Богданов , Г.Саймон , П.Друкер , А.Чандлер.

  • Система - совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность или единство.
  • Структура - способ взаимодействия элементов системы посредством определенных связей (картина связей и их стабильностей).
  • Процесс - динамическое изменение системы во времени.
  • Функция - работа элемента в системе.
  • Состояние - положение системы относительно других её положений.
  • Системный эффект - такой результат специальной переорганизации элементов системы, когда целое становится больше простой суммы частей.
  • Структурная оптимизация - целенаправленный итерационный процесс получения серии системных эффектов с целью оптимизации прикладной цели в рамках заданных ограничений. Структурная оптимизация практически достигается с помощью специального алгоритма структурной переорганизации элементов системы. Разработана серия имитационных моделей для демонстрации феномена структурной оптимизации и для обучения.

Основные допущения системного подхода

  1. В мире существуют системы
  2. Системное описание истинно
  3. Системы взаимодействуют друг с другом, а, следовательно, всё в этом мире взаимосвязано
  4. Следовательно мир - это тоже система

Аспекты системного подхода

Системный подход - это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы.

Развернутое определение системного подхода включает также обязательность изучения и практического использования следующих восьми его аспектов:

  1. системно-элементного или системно-комплексного, состоящего в выявлении элементов, составляющих данную систему. Во всех социальных системах можно обнаружить вещные компоненты (средства производства и предметы потребления), процессы (экономические, социальные, политические, духовные и т. д.) и идеи, научно-осознанные интересы людей и их общностей;
  2. системно-структурного, заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющего получить представление о внутренней организации (строении) исследуемой системы;
  3. системно-функционального, предполагающего выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие системы;
  4. системно-целевого, означающего необходимость научного определения целей и подцелей системы, их взаимной увязки между собой;
  5. системно-ресурсного, заключающегося в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для функционирования системы, для решения системой той или иной проблемы;
  6. системно-интеграционного, состоящего в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих её целостность и особенность;
  7. системно-коммуникационного, означающего необходимость выявления внешних связей данной системы с другими, то есть, её связей с окружающей средой;
  8. системно-исторического, позволяющего выяснить условия во времени возникновения исследуемой системы, пройденные ею этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития.

Практически все современные науки построены по системному принципу. Важным аспектом системного подхода является выработка нового принципа его использования - создание нового, единого и более оптимального подхода (общей методологии) к познанию, для применения его к любому познаваемому материалу, с гарантированной целью получить наиполное и целостное представление об этом материале.

См. также

Литература

  • А. И. Ракитов «Философские проблемы науки: Системный подход» Москва: Мысль, 1977 г. 270с.
  • В. Н. Садовский «Системный подход и общая теория систем: статус, основные проблемы и перспективы развития» Москва: Наука, 1980 г.
  • Системные исследования. Ежегодник. Москва: Наука, 1969-1983.
  • Философско-методологические исследования технических наук.- Вопросы философии, 1981, № 10, с. 172-180.
  • И. В. Блауберг , В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин «Системный подход в современной науке»- В кн.: Проблемы методологии системных исследований. М.: Мысль, 1970, с. 7-48.
  • И. В. Блауберг , В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин «Философский принцип системности и системный подход» -Вопр. философии, 1978, № 8, с. 39-52.
  • Г. П. Щедровицкий «Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок» - М.: Наука, 1981, с. 193-227.
  • В. А. Лекторский, В. Н. Садовский «О принципах исследования систем

(в связи с „общей теорией систем“ Л. Берталанфи)» - Вопр. философии, 1960, № 8, с. 67-79.

  • Савельев А. В. Онтологическое расширение теории функциональных систем // Журнал проблем эволюции открытых систем, Казахстан, Алматы, 2005, № 1(7), c. 86-94.
  • Савельева Т. С., Савельев А. В. Трудности и ограничения системного подхода в науке о мозге // в сб. материалов XI Междунар. конференции по нейрокибернетике «Проблемы нейрокибернетики». Ростов-на-Дону, 1995, с. 208-209.

Ссылки

  • Агошкова Е.Б., Ахлибининский Б.В. Эволюция понятия системы // Вопросы философии . - 1998. - № 7. - С. 170-179.
  • Сидоров С. В. Правила реализации системного подхода в управлении развивающейся школой // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение » . - 2010. - № 2 - Педагогика . Психология .
  • Системный подход // Большая Советская Энкциклопедия .
  • Джозеф О"Коннор Искусство системного мышления . - 2008.
  • Джозеф О`Коннор, Иан Макдермотт Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем = The Art of Systems Thinking: Essential Skills for Creativity and Problem Solving // «Альпина Паблишер» . - М ., 2011. - № 978-5-9614-1589-6.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Системный подход" в других словарях:

    Направление методологии специально науч. познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. С. п. способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их… … Философская энциклопедия

    системный подход - СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД направление философии и методологии науки, специально научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. С. п. ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объекта как системы. Системный подход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их… … Экологический словарь

    В культурологии методол. основа культурологии как науки. Направлен на интеграцию исследоват. материала, накопленного разл. областями гуманитарного знания, занимающимися изучением культуры (философия культуры, теория культуры,… … Энциклопедия культурологии

    СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД - совокупность способов рассмотрения связей и целостности сложных систем. С. п. является предметом специальной научной дисциплины общей теории систем. Управление может быть определено как упорядочение системы. С. п. (или системный анализ) появился… … Российская энциклопедия по охране труда

    системный подход - Исследование функциональных и структурных взаимосвязей природных явлений, рассматриваемых в качестве системы, в которой определяются границы, возможности использования, а также положение и роль в следующей по рангу природной системе. Syn.:… … Словарь по географии

    Направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в… … Большой Энциклопедический словарь

    Англ. Systemanalyse; нем. Systemmethode. Направление методологии научного исследования, в основе к рого лежит рассмотрение сложного объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии

    СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД - СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД. Метод научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; предполагает анализ явлений как сложного единства, не сводимого к простой сумме элементов. С. п. пришел на смену широко распространенной в… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Направление методологии научного исследования, в основе которого лежит рассмотрение сложного объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Системный подход - направление философии и методологии научного познания, в основе которого лежит исследование объектов как систем.

Особенность системного подхода в том, что он ориентирован на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

Понятие "системный подход" (от англ. - systems approach) стало широко употребляться в 1960 - 1970 гг., хотя само стремление к рассмотрению объекта исследования как целостной системы возникло еще в античной философии и науке (Платон, Аристотель). Идея системной организации знания, возникшая в античные времена, формируется в средние века и получает наибольшее развитие в немецкой классической философии (Кант, Шеллинг). Классический образец системного исследования - "Капитал" К. Маркса. Воплощенные в нем принципы изучения органичного целого (восхождение от абстрактного к конкретному, единство анализа и синтеза, логического и исторического, выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия, синтез структурно-функциональных и генетических представлений об объекте и т.п.) явились важнейшим компонентом диалектико-материалистической методологии научного познания. Теория эволюции Ч. Дарвина служит ярким образцом применения системного подхода в биологии.

В XX в. системный подход занимает одно из ведущих мест в научном познании. Это связано в первую очередь с изменением типа научных и практических задач. В целом ряде областей науки центральное место начинают занимать проблемы изучения организации и функционирования сложных саморазвивающихся объектов, границы и состав которых не очевидны и требуют специального исследования в каждом отдельном случае. Исследование таких объектов - многоуровневых, иерархических, самоорганизующихся биологических, психологических, социальных, технических - потребовало рассмотрения этих объектов как систем.

Возникает целый ряд научных концепций, для которых характерно использование основных идей системного подхода. Так, в учении В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере научному познанию предложен новый тип объектов - глобальные системы. А. А. Богданов и ряд других исследователей начинают разработку теории организации. Выделение особого класса систем - информационных и управляющих - послужило фундаментом возникновения кибернетики. В биологии системные идеи используются в экологических исследованиях, при изучении высшей нервной деятельности, в анализе биологической организации, в систематике. В экономической науке принципы системного подхода применяются при постановке и решении задач оптимального экономического планирования, которые требуют построения многокомпонентных моделей социальных систем разного уровня. В практике управления идеи системного подхода кристаллизуются в методологических средствах системного анализа.

Таким образом, принципы системного подхода распространяются практически на все сферы научного знания и практики. Параллельно начинается систематическая разработка этих принципов в методологическом плане. Первоначально методологические исследования группировались вокруг задач построения общей теории систем (первая программа ее построения и сам термин были предложены Л. Берталанфи). В начале 1920-х гг. молодой биолог Людвиг фон Берталанфи начал изучать организмы как определенные системы, обобщив свои взгляды в книге "Современная теория развития" (1929). Он разработал системный подход к изучению биологических организмов. В книге "Роботы, люди и сознание" (1967) ученый перенес общую теорию систем на анализ процессов и явлений общественной жизни. В 1969 г. вышла очередная книга Берталанфи "Общая теория систем". Исследователь превращает свою теорию систем в общедисциплинарную науку. Предназначение этой науки он видел в поиске структурного сходства законов, установленных в различных дисциплинах, исходя из которых можно вывести общесистемные закономерности.

Однако развитие исследований в этом направлении показало, что совокупность проблем методологии системного исследования существенно превосходит рамки задач общей теории систем. Для обозначения этой более широкой сферы методологических проблем и применяют термин "системный подход", который с 1970-х гг. прочно вошел в научный обиход (в научной литературе разных стран для обозначения этого понятия используют и другие термины - "системный анализ", "системные методы", "системно-структурный подход", "общая теория систем"; при этом за понятиями системного анализа и общей теории систем закреплено еще и специфическое, более узкое значение; с учетом этого термин "системный подход" следует считать более точным, к тому же он наиболее распространен в литературе на русском языке).

Можно выделить следующие этапы в развитии системного подхода в XX в. (табл. 6.1).

Таблица 6.1. Основные этапы в развитии системного подхода

Период

Исследователи

Л. А. Богданов

Всеобщая организационная наука (тектология) - общая теория организации (дезорганизации), наука об универсальных типах структурного преобразования систем

1930-1940-е гг.

Л. фон Берталанфи

Общая теория систем (как совокупность принципов исследования систем и набор отдельных эмпирически выявленных изоморфизмов в строении и функционировании разнородных системных объектов). Система - комплекс взаимодействующих элементов, совокупность элементов, находящихся в определенных соотношениях друг с другом и со средой

Развитие кибернетики и проектирование автоматизированных систем управления. Винер открыл законы информационного взаимодействия элементов в процессе управления системой

1960-1980-е гг.

М. Месарович, П. Глушков

Концепции общей теории систем, обеспеченные собственным математическим аппаратом, например, модели многоуровневых многоцелевых систем

Системный подход не существует в виде строгой методологической концепции, являясь скорее совокупностью принципов исследования. Системный подход - это подход, при котором исследуемый объект рассматривается как система, т.е. совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. В соответствии с общей теорией систем объект рассматривается как система и одновременно как элемент более крупной системы.

Изучение объекта с позиции системного подхода включает следующие аспекты:

  • - системно-элементный (выявление элементов, составляющих данную систему);
  • - системно-структурный (изучение внутренних связей между элементами системы);
  • - системно-функциональный (выявление функций системы);
  • - системно-целевой (выявление целей и подцелей системы);
  • - системно-ресурсный (анализ ресурсов, требуемых для функционирования системы);
  • - системно-интеграционный (определение совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих ее целостность и отличных от свойств ее элементов);
  • - системно-коммуникационный (анализ внешних связей системы со внешней средой и другими системами);
  • - системно-исторический (изучения возникновения системы, этапов ее развития и перспектив).

Таким образом, системный подход - это методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов - систем разных типов и классов.

Можно встретить двоякое понимание системного подхода: с одной стороны, это рассмотрение, анализ существующих систем, с другой - создание, конструирование, синтез систем для достижения целей.

Применительно к организациям под системным подходом чаще всего понимают комплексное изучение объекта как единого целого с позиций системного анализа, т.е. уточнение сложной проблемы и ее структуризация в серию задач, решаемых с помощью экономико-математических методов, нахождение критериев их решения, детализация целей, конструирование эффективной организации для достижения целей.

Системный анализ используется как один из важнейших методов в системном подходе, как эффективное средство решения сложных, обычно недостаточно четко сформулированных проблем. Системный анализ можно считать дальнейшим развитием идей кибернетики: он исследует общие закономерности, относящиеся к сложным системам, которые изучаются любой наукой.

Системотехника - прикладная наука, исследующая задачи реального создания сложных управляющих систем.

Процесс построения системы состоит из шести этапов:

  • 1) системный анализ;
  • 2) системное программирование, которое включает определение текущих целей: составление графиков и планов работы;
  • 3) системное проектирование - реальное проектирование системы, ее подсистем и компонентов для достижения оптимальной эффективности;
  • 4) создание программ математического обеспечения;
  • 5) ввод системы в действие и ее проверка;
  • 6) обслуживание системы.

Качество организации системы обычно выражается в эффекте синергии. Он проявляется в том, что результат функционирования системы в целом получается выше, чем сумма одноименных результатов отдельных элементов, составляющих совокупность. На практике это означает, что из одних и тех же элементов мы можем получить системы разного или одинакового свойства, но различной эффективности в зависимости от того, как эти элементы будут взаимосвязаны, т.е. как будет организована сама система.

Организация, представляющая собой в наиболее общей абстрактной форме организованное целое, является предельным расширением любой системы. Понятие "организация" как упорядоченное состояние целого тождественно понятию "система". Понятием же, противоположным "системе", является понятие "несистема".

Система - это не что иное, как организация в статике, т.е. некоторое зафиксированное на данный момент состояние упорядоченности.

Рассмотрение организации как системы позволяет систематизировать и классифицировать организации по ряду общих признаков. Так, по степени сложности выделяют девять уровней иерархии:

  • 1) уровень статической организации, отражающий статические взаимоотношения между элементами целого;
  • 2) уровень простой динамической системы с заранее запрограммированными обязательными движениями;
  • 3) уровень информационной организации, или уровень "термостата";
  • 4) самосохраняющаяся организация - открытая система, или уровень клетки;
  • 5) генетически общественная организация;
  • 6) организация типа "животных", характеризующаяся наличием подвижности, целенаправленным поведением и осведомленностью;
  • 7) уровень индивидуального человеческого организма -"человеческий" уровень;
  • 8) социальная организация, представляющая собой разнообразие общественных институтов;
  • 9) трансцендентальные системы, т.е. организации, которые существуют в виде различных структур и взаимосвязей.

Применение системного подхода для изучения организации позволяет значительно расширить представление о ее сущности и тенденциях развития, более глубоко и всесторонне раскрыть содержание происходящих процессов, выявить объективные закономерности формирования этой многоаспектной системы.

Системный подход, или системный метод, представляет собой эксплицитное (явно, открыто выраженное) описание процедур определения объектов как систем и способов их специфического системного исследования (описания, объяснения, предсказания и т.д.).

Системный подход при исследовании свойств организации позволяет установить ее целостность, системность и организованность. При системном подходе внимание исследователей направлено на его состав, на свойства элементов, проявляющиеся во взаимодействии. Установление в системе устойчивых взаимосвязи элементов па всех уровнях и ступенях, т.е. установление закона связей элементов, есть обнаружение структурности системы как следующая ступень конкретизации целого.

Структура как внутренняя организация системы, отражение ее внутреннего содержания проявляется в упорядоченности взаимосвязей ее частей. Это позволяет выразить ряд существенных сторон организации как системы. Структура системы, выражая ее сущность, проявляется в совокупности законов данной области явлений.

Исследование структуры организации - важный этап познаний многообразия связей, имеющих место внутри исследуемого объекта. Это одна из сторон системности. Другая сторона состоит в выявлении внутриорганизационных отношений и взаимоотношений рассматриваемого объекта с иными составляющими систему более высокого уровня. В связи с этим необходимо, во-первых, рассматривать отдельные свойства исследуемого объекта в их соотношении с объектом как целым, а во-вторых, раскрыть законы поведения.

Введение………………………………………………………………………………2

1. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы ……………….2

2. Организационная система: основные элементы и типы…………………………3

3. Теория систем ………………………………………………………………………5

  • Основные понятия и характеристики общей теории систем
· Пример: банк с точки зрения теории систем

4. Значение системного подхода в управлении …………………………………………...7 Введение

По мере того, как развивается промышленная революция, рост крупных организационных форм бизнеса стимулировал появление новых идей относительно того, как предприятия функционируют и как нужно ими управлять. Сегодня имеется разработанная теория, которая дает направления для достижения эффективного управления. Первую появившуюся теорию обычно называют классической школой управления, также существуют школа социальных отношений, теория системного подхода к организациям, теория вероятностей и др.

В своем докладе я хочу рассказать о теории системного подхода к организациям, как идеи для достижения эффективного управления.


1. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы

В наше время происходит невиданный прогресс знания, который, с одной стороны, привел к открытию и накоплению множества новых фактов, сведений из различных областей жизни, и тем самым поставил человечество перед необходимостью их систематизации, отыскания общего в частном, постоянного в изменяющемся. Однозначного понятия системы не существует. В наиболее общем виде под системой понимается со­вокупность взаимосвязанных элементов, образующих оп­ределенную целостность, некоторое единство.

Изучение объектов и явлений как систем вызвало формирование нового подхода в науке - системного подхода.

Системный подход как общеметодический принцип используется в различных отраслях науки и деятельности человека. Гносеологической основой (гносеология - раздел философии, изуч. формы и методы научного познания) является общая теория систем, начало кот. положил австралийский биолог Л. Берталанфи. В начале 20-х годов молодой биолог Людвиг фон Берталанфи начал изучать организмы как определённые системы, обобщив свой взгляд в книге "Современная теория развития" (1929). В этой книге он разработал системный подход к изучению биологических организмов. В книге "Роботы, люди и сознание" (1967) он перенёс общую теорию систем на анализ процессов и явлений общественной жизни. 1969 - "Общая теория систем". Берталанфи превращает свою теорию систем в общедисциплинарную науку. Предназначение этой науки он видел в поиске структурного сходства законов, установленных в различных дисциплинах, исходя из кот. можно вывести общесистемные закономерности.


Определим черты системного подхода :

1. Сист. подход - форма методологического знания, связ. с исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам.

2. Иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета: изучение самого предмета - «собственный» ур-нь; изучение этого же предмета как элемента более широкой системы - «вышестоящий» ур-нь; изучение этого предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами - «нижестоящий» ур-нь.

3. Сист.подход требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями.


С учётом сказанного определим понятие системного подхода :

Сист. подход - это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в кот. выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов, исходя из общего предназначения объекта.

Можно также сказать, что системный подход - это такое направление методо­логии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-эко­номической системы.

Обратимся к истории.

До становления в начале XX в. науки о менеджменте правители, министры, полководцы, строители принимая решения руководствовались интуицией, опытом, традициями. Действуя в конкретных ситуациях, они стремились найти лучшие решения. В зависимости от опыта и таланта управленец мог раздвигать пространственные и временные рамки ситуации и стихийным образом осмысливать свой объект управления более или менее системно. Но тем не менее до XX в. в управлении господствовал ситуативный подход, или управление по обстоятельствам. Определяющим принципом этого подхода является адекватность управленческого решения относительно конкретной ситуации. Адекватным в данной ситуации полагается решение, наилучшее с точки зрения изменения ситуации, непосредственно после оказания на нее соответствующего управленческого воздействия.

Таким образом, ситуативный подход - это ориентация на ближайший положительный результат ("а дальше видно будет..."). Мыслится, что "дальше" опять будет поиск лучшего решения в той ситуации, которая возникнет. Но решение в данный момент наилучшее, может оказаться совсем не таким, как только ситуация изменится или в ней обнаружатся неучтенные обстоятельства.

Стремление отреагировать на каждый новый поворот или разворот (изменение видения) ситуации адекватным образом приводит к тому, что менеджер вынужден принимать все новые и новые решения, идущие вразрез с прежними. Он фактически перестает управлять событиями, а плывет по их течению.

Сказанное не означает, что управление по обстоятельствам неэффективно в принципе. Ситуативный подход к принятию решений необходим и оправдан, когда сама ситуация экстраординарна и использование прежнего опыта заведомо рискованно, когда ситуация изменяется быстро и непредсказуемым образом, когда нет времени для учета всех обстоятельств. Так, например, спасателям МЧС часто приходится искать наилучшее решение именно в рамках конкретной ситуации. Но тем не менее в общем случае ситуативный подход недостаточно эффективен и должен быть преодолен, заменен или дополнен системным подходом.


1. Целостность, позволяющая рассматривать одновре­менно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

2. Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня - эле­ментам высшего уровня. Реализация этого принципа хо­рошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управ­ляемой. Одна подчиняется другой.

3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкрет­ной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойства­ми самой структуры.

4. Множественность, позволяющая использовать мно­жество кибернетических, экономических и математиче­ских моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.


2. Организационная система: основные элементы и типы

Любая организация рассматривается как организационно-экономическая система, имеющая входы и выходы и определенное количество внешних связей. Следует дать определение понятию «организация». В истории были различные попытки идентифицировать это понятие.

1. Первая попытка строилась на идее целесообразности. Организация - есть целесообразное устройство частей целого, которое имеет определённую цель.

2. Организация - социальный механизм для реализации целей (организационных, групповых, индивидуальных).

3. Организация - гармония, или соответствие, частей между собой и целым. Любая система развивается на основе борьбы противоположностей.

4. Организация - целое, которое не сводится к простой арифметической сумме составляющих его элементов. Это целое, которое всегда больше или меньше суммы своих частей (всё зависит от эффективности связей).

5. Честер Бернард (на Западе считается одним из основоположников современной теории менеджмента): когда люди собираются вместе и официально принимают решение объединить свои усилия для достижения общих целей, они создают организацию.

Это была ретроспектива. Сегодня организация может быть определена как социальная общность, которая объединяет некоторое множество индивидов для достижения общей цели, которые (индивиды) действуют на основе определённых процедур и правил.

Исходя из данного ранее определения системы, определим организационную систему.

Организационная система - это определённая совокупность внутренне взаимосвязанных частей организации, формирующая некую целостность.

Основными элементами организационной системы (а значит и объектами организационного управления) выступают:

· производство

· маркетинг и сбыт

· финансы

· информация

· персонал, человеческие ресурсы - обладают системообразующим качеством, от них зависит эффективность использования всех остальных ресурсов.

Эти элементы являются основными объектами организационного управления. Но у организационной системы есть и другая сторона:

Люди . Задача менеджера в том, чтобы способствовать координации и интеграции человеческой деятельности.

Цели и задачи . Организационная цель - есть идеальный проект будущего состояния организации. Эта цель способствует объединению усилий людей и их ресурсов. Цели формируются на основе общих интересов, поэтому организация- инструмент для достижения целей.

Организационная структура . Структура - это способ объединения элементов системы. Организационная структура - есть способ соединения различных частей организации в определённую целостность (основными видами организационной структуры являются иерархическая, матричная, предпринимательская, смешанная и т. д.). Когда проектируем и поддерживаем эти структуры, мы управляем.

Специализация и разделение труда . Это тоже объект управления. Дробление сложных производственных процессов, операций и задач на составляющие, которые предполагают специализацию человеческого труда.

Организационная власть - это право, способность (знания + навыки) и готовность (воля) руководителя проводить свою линию при подготовке, принятии и реализации управленческих решений. Каждый из этих компонентов необходим для реализации власти. Власть - есть взаимодействие. Функцию координации и интеграции деятельности людей бессильный и неэффективный менеджер организовать не может. Организационная власть - не только субъект, но и объект управления.

Организационная культура - присущая организации система традиций, верований, ценностей, символов, ритуалов, мифов, норм общения между людьми. Организационная культура придаёт организации индивидуальность, собственное лицо. Что немаловажно, она объединяет людей, создаёт организационную целостность.

Организационные границы - это материальные и нематериальные ограничители, которые фиксируют обособленность данной организации от других объектов, находящихся во внешней среде организации. Менеджер должен обладать способностью расширять (в меру) границы собственной организации. В меру - значит брать только то, что сумеешь удержать. Управлять границами - значит вовремя их очерчивать.

Организационные системы можно разделить на закрытые и открытые:

Закрытая организационная система - это та система, которая не имеет связи со своей внешней средой (т. е. не обменивается с внешней средой продуктами, услугами, товарами и др.). Пример - натуральное хозяйство.

Открытая организационная система имеет связи с внешней средой, т. е. другими организациями, институтами, имеющими связи с внешней средой.


Таким образом, организация как система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность (т.е. внутреннее единство, неразрывность, взаимную связь). Любая организация является открытой системой, т.к. взаимодействует с внешней средой. Она получает из окружающей среды ресурсы в виде капитала, сырья, энергии, информации, людей, оборудования т.п., которые становятся элементами её внутренней среды. Часть ресурсов с помощью определенных технологий перерабатывается, преобразуется в продукты и услуги, которые затем передаются во внешнюю среду.

3. Теория систем

Напомню, что теория систем была разработана Людвигом фон Берталанфи в XX веке. Теория систем имеет дело с анализом, проектированием и функци­онированием систем - самостоятельных хозяйственных подразделе­ний, которые образуются взаимодействующими, взаимосвязанными и взаимозависимыми частями. Ясно, что любая организационная форма бизнеса отвечает этим критериям и может изучаться с использованием понятий и средств теории систем.

Любое предприятие - система, которая превращает набор вклады­ваемых в производство ресурсов - затрат (сырье, машины, люди) - в товары и услуги. Она функционирует внутри более крупной системы - внешнеполитической, экономической, социальной и технической сре­ды, в которой она постоянно вступает в сложные взаимодействия. Она включает серию подсистем, которые также взаимосвязаны и взаимо­действуют. Нарушение функционирования в одной части системы вы­зывает трудности в других ее частях. Например, крупный банк являет­ся системой, которая действует внутри более широкого окружения, взаимодействует и связан с ним, а также испытывает на себе его воздействие. Отделы и филиалы банка являются подсистемами, которые должны взаимодействовать бесконфликтно, чтобы банк как целое ра­ботал эффективно. Если что-то нарушается в подсистеме, она в конеч­ном счете (если ее не сдерживать) повлияет на эффективность деятель­ности банка в целом.

Основные понятия и характеристики общей теории систем:

1. Компоненты системы (элементы, подсистемы). Любая система, независимо от открытости, определяется через её состав. Эти компоненты и связи между ними создают свойства системы, её сущностные характеристики.

2. Границы системы - это разного рода материальные и нематериальные ограничители, дистанцирующие систему от внешней среды. С точки зрения общей теории систем, каждая система выступает частью бóльшей системы (которая называется сверхсистемой, суперсистемой, надсистемой). В свою очередь, каждая система состоит из двух или более подсистем.

3. Синергия (от греческого - вместе действующий). Это понятие используется для описания явлений, при котором целое всегда больше или меньше, чем сумма частей, составляющих это целое. Система функционирует до тех пор, пока отношения между компонентами системы не приобретают антагонистического характера.

4. Вход - Преобразование - Выход . Организационная система в динамике представляется в качестве трёх процессов. Взаимодействие их даёт цикл событий. Любая открытая система имеет цикл событий. При системном подходе важ­ное значение приобретает изучение характеристик орга­низации как системы, т.е. характеристик «входа», «процесса» («преобразования») и характеристик «выхода». При системном подходе на основе маркетинговых исследований сначала исследуются параметры «выхода» , т.е. товары или услуги, а именно что производить, с ка­кими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки продавать и по какой цене. Ответы на эти вопросы должны быть четкими и своевременны­ми. На «выходе» в итоге должна быть конкурентоспо­собная продукция либо услуги. Затем определяют параметры «входа» , т.е. исследуется потребность в ресурсах (материальных финансовых, тру­довых и информационных), которая определяется после детального изучения организационно-технического уров­ня рассматриваемой системы (уровня техники, техноло­гии, особенности организации производства, труда и уп­равления) и параметров внешней среды (экономической, геополитической, социальной, экологической и др.). И наконец, не менее важное значение приобретает иссле­дование параметров «процесса» , преобразующего ресурсы в готовую продукцию. На этом этапе, в зависимости от объ­екта исследования, рассматривается производственная технология, либо технология управления, а также факто­ры и пути ее совершенствования.

5. Цикл жизни . Любая открытая система обладает циклом жизни:

возникновение Þ становление Þ функционирование Þ кризис Þ крах

6. Системообразующий элемент - элемент системы, от которого в решающей степени зависит функционирование всех остальных элементов и жизнеспособность системы в целом.

Характеристики открытых организационных систем

1. Наличие цикла событий .

2. Негативная энтропия (негоэнтропия, антиэнтропия)

а) под энтропией в общей теории систем понимается общая тенденция организации к смерти;

б) открытая организационная система, благодаря способности заимствовать необходимые ресурсы из внешней среды, может противодействовать этой тенденции. Эта способность и называется негативной энтропией;

в) открытая организационная система проявляет способность к негативной энтропии, и, благодаря этому некоторые из них живут столетиями;

г) для коммерческой организации главным критерием негативной энтропии является её устойчивая прибыльность на значительном временном интервале.

3. Обратная связь . Под обратнойсвязью понимается информация, которая генерируется, собирается, используется открытой системой для мониторинга, оценки, контроля и коррекции собственной деятельности. Обратная связь позволяет организации получать информацию о возможных или реальных отклонениях от намеченной цели и вовремя вносить изменения в процесс её развития. Отсутствие обратной связи ведёт к патологии, кризису и краху организации. Люди в организации, занимающиеся сбором и анализом информации, интерпретирующие её, систематизирующие потоки информации, обладают колоссальной властью.

4. Открытым организационным системам присущ динамический гомеостаз . Все живые организмы проявляют тенденцию к внутреннему равновесию и балансу. Процесс поддержания самой организацией сбалансированного состояния и называется динамическим гомеостазом.

5. Открытые организационные системы характеризуются дифференциацией - тенденцией к росту, специализации и разделению функций между различными компонентами, которые формируют данную систему. Дифференциация - это ответ системы на изменение внешней среды.

6. Эквифинальность . Открытые организационные системы способны, в отличие от закрытых систем, достигать поставленных целей различными путями, двигаясь к этим целям с различных стартовых условий. Нет и быть не может единого и наилучшего метода достижения цели. Цель всегда может быть достигнута разными способами, и двигаться к ней можно с разными скоростями.

Приведу пример: рассмотрим банк с точки зрения теории систем.

Исследование банка с точки зрения теории систем началось бы с уточнения целей, чтобы помочь понять характер решений, которые необходимо принять, чтобы этих целей достичь. Нужно было бы ис­следовать внешнюю среду, чтобы осознать способы взаимодействия банка со своим более широким окружением.

Затем исследователь обратился бы к внутренней среде. Чтобы по­пытаться понять главные подсистемы банка, взаимодействие и связи с системой в целом, аналитик проанализировал бы пути принятия реше­ний, самую важную информацию, необходимую для их принятия, а также каналы связи, через которые эта информация передается.

Принятие решений, система информации, каналы связи особенно важны для системного аналитика, потому что, если они функциониру­ют плохо, банк будет в трудном положении. В каждой сфере систем­ный подход обусловил появление новых полезных понятий и техниче­ских приемов.

Принятие решений

Системы информации

Каналы коммуникации

Рис.1Теория систем - основные элементы

Принятие решений

В области принятия решений системное мышление способствова­ло классификации различного типа решений. Были разработаны по­нятия определенности, риска и неопределенности. Были внедрены ло­гические подходы к принятию сложных решений (многие из которых имели математическую основу), что оказало большую помощь менед­жерам в улучшении процесса и качества принятия решений.

Системы информации

Характер информации, находящейся в распоряжении принимаю­щего решения, имеет важное влияние на качество самого решения, и неудивительно, что этому вопросу уделялось большое внимание. Те, кто разрабатывают системы управленческой информации, пытаются дать соответствующую информацию соответствующему лицу в соответст­вующее время. Чтобы осуществить это, им нужно знать, какое реше­ние будет приниматься, когда информация будет предоставлена, а также как скоро эта информация дойдет (если скорость является важным элементом принятия решений). Предоставление соответствующей ин­формации, которое улучшало бы качество решений (и устраняло бы ненужную информацию, просто увеличивающую издержки) - весьма существенное обстоятельство.

Каналы коммуникации

Каналы коммуникации в организации являются важными элемен­тами в процессе принятия решений, поскольку они передают требуе­мую информацию. Аналитики систем дали много полезных примеров глубокого понимания процесса взаимосвязи между организациями. Значительные успехи были достигнуты в изучении и решении проблем «шума» и помех в средствах связи, проблем перехода из одной системы или подсистемы с другую.


4. Значение системного подхода в управлении

Значение системного подхода заключается в том, что менеджеры могут проще согласовывать свою конкретную работу с работой орга­низации в целом, если они понимают систему и свою роль в ней. Это особенно важно для генерального директора, потому что системный подход стимулирует его поддерживать необходимое равновесие между потребностями отдельных подразделений и целями всей организации. Он заставляет его думать о потоках информации, проходящих через всю систему, а также акцентирует внимание на важности коммуникаций. Системный подход помогает установить причины принятия неэффек­тивных решений, он же предоставляет средства и технические приемы для улучшения планирования и контроля.

Современный руководитель должен обладать системным мышлением, так как:

· менеджер должен воспринимать, перерабатывать и систематизировать огромный объём информации и знаний, которые необходимы для принятия управленческих решений;

· руководителю необходима системная методология, с помощью которой он мог бы соотносить одно направления деятельности своей организации с другим, не допускать квазиоптимизации управленческих решений;

· менеджер должен видеть за деревьями лес, за частным - общее, подняться над повседневностью и осознавать, какое место его организация занимает во внешней среде, как она взаимодействует с другой, большей системой, частью которой является;

· системный подход в управлении позволяет руководителю более продуктивно реализовывать свои основные функции: прогнозирование, планирование, организацию, руководство, контроль.


Системное мышление не только способствовало развитию новых представлений об организации (в частности, особое внимание уделя­лось интегрированному характеру предприятия, а также первостепен­ному значению и важности систем информации), но и обеспечило раз­работку полезных математических средств и приемов, значительно об­легчающих принятие управленческих решений, использование более совершенных систем планирования и контроля. Таким образом, системный подход позволяет нам ком­плексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уров­не конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, вы­явить характер проблем входа, процесса и выхода. Приме­нение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления.

Несмотря на все положительные результаты, системное мышление все еще не выполнило свое самое важное предназначение. Утвержде­ние, что оно позволит применять современный научный метол к уп­равлению, все еще не реализовано. Это происходит отчасти оттого, что крупномасштабные системы очень сложны. Нелегко уяснить те мно­гие способы, при помощи которых внешняя среда влияет на внутрен­нюю организацию. Взаимодействие множества подсистем внутри пред­приятия не совсем осознается. Границы систем устанавливать очень трудно, слишком широкое определение приведет к накоплению доро­гостоящих и непригодных данных, а слишком узкое - к частичному решению проблем. Нелегко будет сформулировать вопросы, которые встанут перед предприятием, определить с точностью информацию, не­обходимую в будущем. Даже если самое лучшее и самое логичное ре­шение будет найдено, оно, возможно, будет невыполнимо. Тем не ме­нее системный подход дает возможность глубже понять, как работает предприятие.



Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.