ЧВУЗ: «Донецкий институт психологии и предпринимательства»

Кафедра психологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА:

по дисциплине: Методологические и теоретические проблемы психологии

Методологический анализ теория деятельности (А.Н.Леонтьев)

Выполнил: студентка группы ПЗ-2007А

Денисюк Оксана Юрьевна

Проверил: Яновская Л.В.

Оценка «_________»

Сдала работу

«_____»__________2010

Донецк-2010

План

    Основное понятие и определение

    Методологический анализ основных принципов

    Виды детерминизма

    Принципы системности

Литература

1. Основное понятие и определение

Эта теория, которая имела огромное значение для развития отечественной психологии. Она была создана в советский период, являлась центральной психологической теорией и развивалась на протяжении более 50 лет. Разработка и развитие данной теории связана с именами таких известных отечественных психологов, как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин и др. Эта теория занимает значимое положение в отечественной психологии.

Теория деятельности, рассматривающая личность в контексте порождения, функционирования и структуры психического отражения в процессах деятельности, разработана во второй половине XX в. в трудах Леонтьева. Леонтьев писал: «Те специфические процессы, которые осуществляют то или иное жизненное, т.е. активное, отношение субъекта к действительности, мы будем называть в отличие от других процессов процессами деятельности». «Точка зрения психологии, - говорил А.Н. Леонтьев, - есть точка зрения жизни, и психология не смеет ее покидать». Но процессы жизни - это процессы деятельности. Значит в предмет психологии должна быть включена триада «субъект-деятельность-предмет», где субъект предстает как «единица» «действительного индивида», деятельность - как «единица» процесса жизни, а предмет - как «единица» мира. Таким образом деятельность - центральное звено этой триады - она входит в предмет психологии, но «не особой своей "частью" или "элементом", а своей особой функцией. Это функция полагания субъекта в предметной действительности и ее преобразования в форму субъективности».

Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и личность. Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких неравновесных уровней. Верхний уровень - это уровень особых видов деятельности, затем следует уровень действий, за ним - уровень операций, и самый низкий - уровень психофизиологических функций.

Центральное место в этом иерархическом построении занимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности. Действие - это процесс, направленный на реализацию цели, которая, в свою очередь, может быть определена как образ желаемого результата. Необходимо сразу обратить внимание на то, что цель в данном случае - это сознательный образ. Выполняя определенную деятельность, человек постоянно держит этот образ у себя в сознании. Таким образом, действие - это сознательное проявление активности человека. Исключениями являются случаи, когда у человека в силу определенных причин или обстоятельств нарушена адекватность психической регуляции поведения, например при болезни или в состоянии аффекта.

Основными характеристиками понятия «действие» являются четыре компонента. Во-первых, действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели.

Во-вторых, действие - это одновременно и акт поведения. При этом следует обратить внимание на то, что действие - это движение, взаимосвязанное с сознанием. В свою очередь, из вышеизложенного можно сделать один из основополагающих выводов теории деятельности. Этот вывод состоит в утверждении о неразрывности сознания и поведения.

В-третьих, психологическая теория деятельности через понятие действия вводит принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Понятие «реактивность» подразумевает ответное действие или реакцию на воздействие какого-либо стимула. Формула «стимул-реакции» является одним из основных положений бихевиоризма. С этой точки зрения активен воздействующий на человека стимул. Активность с точки зрения теории деятельности есть свойство самого субъекта, т. е. характеризует человека. Источник активности находится в самом субъекте в форме цели, на достижение которой направлено действие.

В-четвертых, понятие «действие» выводит деятельность человека в предметный и социальный мир. Дело в том, что цель действия может носить не только биологический смысл, такой как добыча пищи, но также может быть направлена на установление социального контакта или создание предмета, не связанного с биологическими потребностями.

Смысл является центром, понятием, при помощи которого объясняется ситуативное развитие мотивации и дается психологическая интерпретация процессов смыслообразования и регуляции деятельности.

Взаимно превращающимися единицами деятельности считается потребность мотив цель условия и соотносимые с ними деятельность действия операции. Под действием подразумевается процесс, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Мотив и предмет должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него смысла.

В Теории деятельности введено понятие "мотива-цели", т. е. осознанного мотива, выступающего в роли "общей цели" и "зоны целей", выделение которой и зависит от мотива либо конкретной цели, а процесс целеобразования всегда связан с апробированием целей действием.

Личность в Теории деятельности – это внутренний момент деятельности, некоторое неповторимое единство, выполняющее роль высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами, целостное психологическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида в результате преобразования его деятельности. Понятием "личность" обозначается относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека Обществ, отношения реализуются совокупностью многообразных деятельностей. Иерархические отношения деятельностей, за которыми стоят соотношения мотивов, и характеризуют личность.

На основе Теории деятельности разработаны и продолжают разрабатываться деятельностно-ориентированные теории социальной психологии личности, детской и возрастной психологии, патопсихологии личности и др.

2. Основные принципы психологической теории деятельности

В качестве основных принципов теории деятельности могут быть выделены принципы предметности, активности, неадаптивной природы человеческой деятельности, анализа деятельности «по единицам», интериоризации и экстериоризации, опосредования, а также принципы зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности и историзма.

1. Принцип предметности как оппозиция принципу стимульности

Принцип предметности составляет, по выражению В.В. Давыдова, ядро теории деятельности. Именно этот принцип и тесно связанный с ним феномен предметности позволяет провести четкую разделяющую линию между деятельностным подходом и различными натуралистическими поведенческими концепциями, основывающимися на схемах «стимул - реакция», «организм - среда» и их многочисленных модификациях в необихевиоризме. В деятельностном подходе «предмет» рассматривается не как «вещь», независимая от деятельности субъекта, «… а как то, на что направлен акт, нечто, к чему относится живое существо, как предмет его деятельности, безразлично внешней или внутренней» (А. Н. Леонтьев). В более поздней работе он продолжает: «…предмет деятельности выступает двояко: первично – в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично – как образ предмета, как продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществляться не может». Регулируемая образом деятельность субъекта опредмечивается в своем продукте. Т.о. она превращается в идеальную сверхчувственную сторону производимых ею вещей, и их особое системное качество. За данными теоретическими положениями стоят различные феномены предметности, которые проявляются в познавательной и мотивационно-потребностной сферах деятельности личности. Различные аспекты феномена предметности выступают в экспериментах Л.И. Божович, П. Я. Гальперина и А. В. Запорожца под руководством А.Н. Леонтьеве, в которых показано, что предмет выступает не как стимул, вызывающий реакции, а как носитель общественно-исторического опыта, определяющий специфику предметного действия.

2. Принцип активности как оппозиция принципу реактивности.

В настоящее время могут быть выделены 3 подхода, раскрывающие разные границы принципа активности, в противовес вульгаризованным представлениям бихивеористов о пассивной реактивной природе человека. В первом подходе исследуется зависимость познавательных процессов от ценностей, целей, установок, потребностей, эмоций и прошлого опыта, которые определяют избирательность и направленность деятельности субъекта. А.Н. Леонтьев отмечает, что понятие субъективности образа включает в себя понятие пристрастности субъекта. И такая пристрастность позволяет активно проникать в реальность. Второй подход, основанный на материале исследований Н.А. Бернштейна, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина процессов восприятия и памяти, выражается во взгляде на психические процессы как на творческие, продуктивные, как на процессы порождения психического образа. Третий подход ставит во главу угла идею о самодвижении деятельности, об активности субъекта как необходимом внутреннем моменте его саморазвития.

3. Принцип неадаптивной природы предметной деятельности человека как оппозиция принципу адаптивности.

Традиционные биологические теории утверждали, что все реакции организма как системы, пассивно приспосабливающейся к воздействиям среды, призваны лишь выполнять сугубо, адаптивную функцию – вернуть организм в состояние равновесия. Все подобные концепции объединяет выделение стремления субъекта к конечной, заранее установленной цели и подчиненность активности этой цели и составляет ту существенную особенность, которая оценивается как адаптивное поведение. Неадаптивный характер предметной деятельности выступает при изучении активности человека, отвечающей формуле «внутреннее (субъект) действует через внешнее и тем самым само себя изменяет» (А. Н. Леонтьев). Леонтьев также подчеркивал, что источники саморазвития и сохранения деятельности должны быть найдены в ней самой. Была предпринята попытка экспериментально исследовать возникшую по ходу движения деятельности избыточную активность, своего рода «движитель» деятельности. На материале анализа феномена «бескорыстного риска», проявляющегося в ситуации опасности, было показано, что человеку присуща явно неадаптивная по своей природе тенденция действовать как бы вопреки адаптивным побуждениям над порогом внутренней и внешней ситуативной необходимости, В основе феномена «бескорыстного риска», в частности, и в основе зарождения любой новой деятельности лежит порождаемый развитием самой деятельности источник - «Надситуативная активность». Эти исследования резко выдвигают на передний план идею о неадаптивном, непрагматическом характере активности субъекта, его саморазвитии и тем самым закладывают основания для нового проблемного поля анализа деятельности.

4. Принцип опосредования как оппозиция принципу непосредственных ассоциативных связей.

Положение Л.С. Выготского об опосредствованном характере высших психических функций, об использовании внешних и внутренних средств знаков как «орудий», при помощи которых человек овладевает своей деятельностью, переходит к преднамеренной произвольной регуляции поведения, вошло в арсенал основополагающих принципов советской психологической науки и широко освещено в отечественной литературе.

Прежде всего следует выделить те задачи, ради разрешения которых Л.С. Выготским был введен этот принцип. Такой задачей была, во-первых, задача преодоления постулата непосредственности в традиционной психологии и вытекающей из этого постулата натурализации, отождествления закономерностей приспособления к миру у животных и человека. Второй и главной задачей была задача изучения преобразования природных механизмов психических процессов в результате усвоения человеком в ходе общественно-исторического онтогенетического развития продуктов человеческой культуры в «высшие психические функции», присущие только человеку. При решении этой задачи Л.С. Выготским и были развиты взаимосвязанные положения об опосредствованном характере высших психических функций и об интериоризации.анализ актуального человеческого существования осуществляется...

  • Теория деятельности

    Реферат >> Психология

    Выступает теория деятельности . Теория деятельности - система методологических ... теории деятельности А.Н. Леонтьева в качестве предмета анализа здесь рассматривается деятельность ... психологии. М., 1973; 8. Леонтьев А.Н. Деятельность , сознание, личность. М.: ...

  • Теория принятия решения (1)

    Шпаргалка >> Психология

    ... анализе лидерских качеств (теории лидерских качеств, теория «X» и теория ... 6) предметом псих-и является «целостная деятельность» (А. Н. Леонтьев и современная псих-я. - М., 1983 ... деятельность субъекта. Она стала методологической основой разработанной им теории ...

  • Теоретико-методологический анализ психологических особенностей личностно-профессионального развития студентов

    Дипломная работа >> Психология

    ... методологический анализ психологических особенностей личностно-профессионального развития студентов Введение Особую актуальность для теории ... Климов, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев , В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, ... деятельности , например, учебной деятельности ...

  • Мы приступаем к рассмотрению теории, которая имела огромное значение для развития отечественной психологии. Она была создана в советский период, являлась центральной психологической теорией и развивалась на протяжении более 50 лет. Разработка и развитие данной теории связана с именами таких известных отечественных психологов, как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонть-ев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин и др. Почему эта теория занимает столь значимое положение в отечественной психологии? Во-первых, ранее мы говорили о решающей роли труда и деятельности в происхождении сознания и развитии психики человека. Это точка зрения до настоящего времени является основополагающий в методологии исследований отечественных психологов. Во-вторых, психологическая теория деятельности, исходя из данной точки зрения, раскрывает роль деятельности в проявлении психических феноменов человека, в том числе и сознания. Дело в том, что судить о человеке, о его особенностях личности мы, в основном, можем лишь по результатам его деятельности.

    Психологическая теория деятельности стала развиваться в конце 20-х - начале 30-х гг. XX в. Главное отличие данной теории заключается в том, что она опирается на основные принципы диалектического материализма и использует главный тезис этого философского направления: не сознание определяет бытие, деятельность человека, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание. Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах А. Н. Леонтьева.

    Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979) -- известный отечественный психолог. В конце 1920-х гг., работая у Л. С. Выготского и используя идеи культурно-исторической концепции, провел ряд экспериментов, направленных на изучение высших психических функций (произвольного внимания и процессов памяти). В начале 1930-х гг. встал во главе харьковской деятельностной школы и приступил к теоретической и экспериментальной разработке проблемы деятельности. В результате им была выдвинута концепция деятельности, являющаяся в настоящее время одним из признанных теоретических направлений современной психологии.

    В отечественной психологии на основе предложенной Леонтьевым схемы деятельности (деятельность -- действие -- операция -- психофизиологические функ-

    ции), соотнесенной со структурой мотивационной сферы (мотив--цель--условие), изучались практически все психические явления, что стимулировало возникновение и развитие новыхпсихологических отраслей.

    Логическим развитием данной концепции Леонтьев считал возможность создания целостной системы психологии как «науки о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности в процессе деятельности».

    Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и личность. Рассмотрим, какой смысл вкладывается в эти понятия, какова их структура.

    Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких неравновесных уровней. Верхний уровень -- это уровень особых видов деятельности, затем следует уровень действий, за ним -- уровень операций, и самый низкий -- уровень психофизиологических функций.

    Центральное место в этом иерархическом построении занимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности. Действие -- это процесс, направленный на реализацию цели, которая, в свою очередь, может быть определена как образ желаемого результата. Необходимо сразу обратить внимание на то, что цель в данном случае -- это сознательный образ. Выполняя определенную деятельность, человек постоянно держит этот образ у себя в сознании. Таким образом, действие -- это сознательное проявление активности человека. Исключениями являются случаи, когда у человека в силу определенных причин или обстоятельств нарушена адекватность психической регуляции поведения, например при болезни или в состоянии аффекта.

    Основными характеристиками понятия «действие» являются четыре компонента. Во-первых, действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Во-вторых, действие -- это одновременно и акт поведения. При этом следует обратить внимание на то, что действие -- это движение, взаимосвязаное с сознанием. В свою очередь, из вышеизложенного можно сделать один из основополагающих выводов теории деятельности. Этот вывод состоит в утверждении о неразрывности сознания и поведения.

    В-третьих, психологическая теория деятельности через понятие действия вводит принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. В чем различие в понятиях «активность» и «реактивность»? Понятие «реактивность» подразумевает ответное действие или реакцию на воздействие какого-либо стимула. Формула «стимул--реакции» является одним из основных положений бихевиоризма. С этой точки зрения активен воздействующий на человека стимул. Активность с точки зрения теории деятельности есть свойство самого субъекта, т. е. характеризует человека. Источник активности находится в самом субъекте в форме цели, на достижение которой направлено действие.

    В-четвертых, понятие «действие» выводит деятельность человека в предметный и социальный мир. Дело в том, что цель действия может носить не только биологический смысл, такой как добыча пищи, но также может быть направлена на установление социального контакта или создание предмета, не связанного с биологическими потребностями.

    Исходя из характеристик понятия «действие» как основного элемента анализа деятельности, формулируются основополагающие принципы психологической теории деятельности:

    • 1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно проявляться в деятельности (принцип «размывания» круга сознания).
    • 2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения).
    • 3. Деятельность -- это активный, целенаправленный процесс (принцип активности).
    • 4. Действия человека предметны; их цели носят социальный характер (принцип предметной человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

    Главные отличия деятельности человека от активности животных

    • 1. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных носит потребительскую основу, в результате она ничего не производит и не создает.
    • 2. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных ничего не меняет.
    • 3. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им в качестве инструментов, предметов удовлетворения потребностей. Для животных орудия и средства не существуют.
    • 4. Человеческая деятельность продукт исторический. Активность выступает как результат биологической эволюции.
    • 5. Предметная деятельность людей не дана с рождения, ее необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. Активность животных генотипически обусловлена.
    • 6. Деятельность человека направляется познавательной потребностью, активность - инстинктивно биологическая.
    • 7. В процессе деятельности опыт передается через социальные средства общения. В активности - наследственно закрепленная программа.
    • 8. Человек изготавливает орудия труда с помощи других орудий труда. У животных - начальные зачатки орудийного труд.

    Психологическая теория деятельности была создана в советской психологии в 20-х – начале 30-х гг. прошлого века и развивалась около 50 лет советскими психологами: С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурией, А.В. Запорожцем, П.Я. Гальпериным.

    Использование категории деятельности – отличительная черта отечественной психологии.

    Деятельность – специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

    Деятельность человека носит общественный, преобразующий характер и не сводится к простому удовлетворению потребностей, в значительной степени определяясь целями и требованиями общества.

    Проблема деятельности органически связана с проблемой личности и сознания. Эти три категории в психологии выступают в качестве 3 основных принципов психологии (см. принципы психологии). Личность и формируется, и проявляется в деятельности. Деятельность – это процесс взаимодействия человека с миром, но процесс не пассивный, а активный и сознательно регулируемый личностью.

    Деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, она носит продуктивный, а не только потребительский характер.

    Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т. е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на окружающий его мир и самого себя, материальную и духовную культуру. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, совершенствовавшей биологическую природу людей.



    Породив и продолжая совершенствовать предметы потребления, человек кроме способностей развивает свои потребности. Оказавшись связанными с предметами материальной и духовной культуры, потребности людей приобретают культурный характер.

    Деятельность человека принципиально отличается от активности животных.

    1. Активность животных вызвана естественными потребностями, деятельность человека в основном порождается и поддерживается искусственными потребностями, возникающими благодаря присвоению достижений культурно-исторического развития людей настоящего и предшествующих поколений. Это – потребности в познании (научном и художественном), творчестве, в нравственном самосовершенствовании и другие.

    2. От активности животных отличаются формы и способы организации человеческой деятельности, почти все они связаны со сложными двигательными навыками и умениями, приобретенными в результате сознательного целенаправленного организованного обучения, которых нет у животных.

    3. Животные потребляют то, что им дано природой. Человек, напротив, больше создает, чем потребляет.

    Итак, главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему:

    Социальная обусловленность. Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт общественно-исторического развития. Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции.

    Целенаправленность. Деятельность человека в отличие от инстинктов животных является сознательной. Люди всегда руководствуются сознательно поставленными целями, которые достигаются ими с помощью тщательно продуманных и испытанных средств или способов действия. Любая деятельность состоит из отдельных действий, объединенных единством цели и направленных на достижение результатов, запрограммированных этой целью.

    Плановость деятельности. Деятельность – это не сумма отдельных действий или движений. В любом виде деятельности все ее составляющие подчинены определенной системе, являются взаимосвязанными и осуществляются по осмысленному плану. Высшие животные решают двухфазные задачи для удовлетворения потребностей, носящих более или менее стабильный характер и ограниченных в основном биологическими нуждами.

    Предметность . Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют.

    Субъектность. Деятельность обусловлена личностными характеристиками человека и преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях их жизни.

    Творчество. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Человек в процессе выполнения деятельности преобразует и самого себя. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового, по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создает.

    Деятельность отличается не только от активности , но и от поведения.

    – поведение не всегда целенаправленно, а деятельность всегда целенаправленна;

    – поведение не предполагает создания определенного продукта, а деятельность нацелена на создание некоторого продукта;

    – поведение носит зачастую пассивный характер, деятельность всегда активна;

    – поведение может быть импульсивным, деятельность произвольна;

    – поведение может быть спонтанно, деятельность организованна;

    – поведение может быть хаотично, деятельность систематизирована.

    Различают две формы деятельности: внешнюю (практическую, предметную, видимую для других людей) и внутреннюю (психическую: гностическую – перцептивную, мнемическую, имажинативную, мыслительную; эмоциональную и волевую). Долгое время психология занималась исключительно внутренней деятельностью. Считалось, что внешняя деятельность лишь выражала внутреннюю (или «деятельность сознания»). Потребовалось много времени, чтобы прийти к выводу о том, что обе эти формы деятельности представляют собой общность,через которую человек взаимодействует с окружающим его миром. Обе формы имеют принципиально одинаковое строение, т. е. побуждаются потребностями и мотивами, сопровождаются переживаниями и направляются целями. Внутреннюю деятельность отличает от внешней лишь то, что в нее включены не реальные предметы, а их психические образы;. результаты внутренней деятельности также выражены в идеальной форме (образе), который может стать или не стать реальным продуктом.

    Единство этих двух форм деятельности проявляется и в их взаимных переходах через процессы интериоризации и экстериоризации .

    Процесс интериоризации выражает способность психики оперировать образами предметов и явлений, которые в данный момент отсутствуют в поле зрения человека.

    Экстериоризация деятельности характеризует способность человека осуществлять внешние действия (операции) на основе преобразования сложившихся за счет интериоризации внутренних закономерностей, за счет сформированного ранее внутреннего идеального плана деятельности. Экстериоризация – воплощение предшествующего опыта в физические внешние действия.

    Структура деятельности

    Деятельность – активное взаимодействие субъекта со средой, в котором он достигает сознательно поставленную цель, возникшую в результате появления у него определенной потребности.

    С.Л. Рубинштейн в психологическую структуру включил: мотив цель способ (действия и операции), результат .

    Основной функцией деятельности является развитие личности, что отражено в принципе развития личности в деятельности.

    Психологический анализ деятельности, в том числе деятельности психической, позволяет охарактеризовать ее структурные элементы:

    потребность – отражение нужды организма или личности в чем-либо и источник активности личности;

    мотив – отражение потребностей, побуждение субъекта к деятельности;

    цель – прогнозируемый результат деятельности. Деятельность начинается с осознании объективной цели как отражаемого, ибо цель деятельности как психическое явление не зеркальна, а личностно переработана на основании определяющей рольи потребностей конкретной личности;

    способ выполнения деятельности – действия и операции, с помощью которых реализуется деятельность;

    результат – идеальный продукт или «овеществленная» (А.Н. Леонтьев) материализованная цель.

    Процесс деятельности начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов (или осознание человеком поставленной перед ним задачи). Основным компонентом деятельности является действие, которое имеет свои: цель , мотив , способ (операции) и результат .

    Потребность не переживается как таковая – она представляется как переживание дискомфорта неудовлетворенности и проявляется в поисковой активности. В ходе поисков происходит встреча потребности с ее предметом, фиксация на предмете, который может ее удовлетворить. С момента «встречи» активность становится направленной, потребность опредмечивается – как потребность в чем-то конкретном, а не «вообще» – и становится мотивом, именно теперь можно говорить о деятельности. Она соотносится с мотивом: мотив – то, ради чего совершается деятельность, а деятельность – совокупность действий, которые вызываются мотивом. В результате мотивации определяется цель, которая будет выступать регулятором деятельности. Цель – это образ желаемого результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения деятельности.

    Деятельность состоит из действий , а действия – из операций. Если человек не владеет операциями, характерными для конкретного вида деятельности, он не может успешно ее выполнять.

    Действие – элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель.

    Цель задает действие. Последовательность действий обеспечивает реализацию цели деятельности. Действие – единица анализа деятельности. Действие– один из определяющих компонентов деятельности человека, который формируется под влиянием ее цели.

    Каждое действие имеет свою психологическую структуру: цель действия, мотивы, операции и конечный результат .

    Операция – конкретный способ выполнения действия. Каждое действие может быть выполнено несколькими операциями. Выбор той или иной операции определяется конкретной ситуацией и индивидуальными особенностями субъекта деятельности (см. Индивидуальный стиль деятельности). Например, женский способ вдевания нитки в иголку состоит в том, что нитка вдвигается в ушко иголки, а мужчины, наоборот, ушко надвигают на нитку.

    Операции характеризуют техническую сторону действий. Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие. Если действие отвечает собственной цели, то операция отвечает условиям, в которых эта цель задана. При этом под условиями подразумеваются внешние и внутренние обстоятельства. Цель, заданная в определенных условиях, называется задачей.

    Операции принципиально отличаются от действий, которые предполагают и осознаваемую цель, и сознательный контроль протекания; тем, что они мало осознаются или совсем не осознаются.

    Всякое сложное действие состоит из слоя действий и слоя «подстилающих» их операций. Граница между действиями и операциями подвижна. Движение ее вверх означает превращение некоторых действий (в основном наиболее элементарных) в операции. В таких случаях происходит укрупнение единиц деятельности . Движение границы вниз означает превращение операций в действия, или дробление деятельности на более мелкие единицы.

    Определение понятий «навык»,
    «умение», этапы их формирования

    Операциональная структура деятельности: знания , навыки и умения.

    Знания – усвоенные и сведенные в систему факты, их обобщения в виде понятий, терминов, выводов, научных теорий. В знаниях содержится обобщенный опыт, отражающий закономерности объективного мира. Знания должны иметь неразрывные связи с жизненной практикой, с постоянной готовностью к выполнению искомой деятельности.

    Навыки – способность к произвольным автоматизированным действиям, выполняемым с большой точностью, экономно и с оптимальной быстротой. В процессе обучения формируются сенсорно-перцептивные, аттенционные, мнемические, гностические, имажинативные, коммуникативные, профессионально-значимые и другие навыки. Профессионально-значимые навыки характеризуют способности к успешному выполнению профессионально-необходимых действий, связанных с психомоторными актами в различных видах профессиональной деятельности.

    Виды человеческой деятельности .

    Человек становится личностью в процессе социализации. Под социализацией в широком смысле понимается присвоение опыта, накопленного человечеством в процессе обучения и воспитания. В отечественной психологии принято выделять четыре вида деятельности: общение, игру, учение и труд , каждый из которых на определенном этапе онтогенеза играет ведущую роль в развитии человека, личности и субъекта деятельности.

    Ведущая деятельность – вид деятельности, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований; направление психического развития человека его личности в конкретный возрастной период жизни.

    6. Охарактеризуйте внимание. Виды и свойства внимания .

    Внимание – это избирательное сосредоточение сознания на каком-либо объекте, направленность психики на определенную деятельность при отвлечении от всего остального. С помощью внимания совершается отбор потребных стимулов, поступающих в зону сознания.

    Физиологической основой внимания является стимулирование некоторого оптимального очага возбуждения в коре головного мозга, усиливаемого подкорковыми структурами, и, по мнению ряда физиологов, ретикулярной формацией, расположенной в стволе мозга. Важное значение при этом имеет механизм образования доминантного очага возбуждения (доминанты по А.А. Ухтомскому).

    Не являясь собственно психическим познавательным процессом, внимание определяет возможность протекания остальных психических процессов, отражая их.

    Таким образом, основными функциями внимания являются:

    отбор значимых (сенсорных, мнемических, мыслительных) в выполняемой деятельности воздействий и отбрасывание незначимых – избирательность внимания;

    удержание выполняемой деятельности (сохранение в сознании образов, необходимых для завершения деятельности, достижения цели);

    регуляция и контроль осуществления деятельности.

    Внимание классифицируется по ряду параметров.

    Внимание как проявлениеизбирательной направленности и интенсивности психической деятельности(сознания)разделяется на виды :

    внешнее внимание (внешненаправленное) определяется сосредоточением внимания субъекта на внешних объектах

    внутреннее внимание (внутренненаправленное), объектом которого являются собственные мысли, переживания, психическая (мнемическая, логическая) деятельность субъекта.

    В зависимости от участияволевого процесса рассматриваютпроизвольное, непроизвольное и постпроизвольное внимание:

    – произвольное внимание мотивировано, сознательно регулируется требованиями выполняемой деятельности, опосредовано и направляется соответствующими волевыми усилиями. Достижение поставленной цели деятельности определяет активный, но требующий значительных энергетических трат, характер произвольного внимания;

    – непроизвольное внимание возникает без сознательно поставленной цели и удерживается на объекте без волевых усилий, определяется особенностями раздражителя. Из нескольких раздражителей действует наиболее сильный, например расцветка объекта, его новиз­на, выразительность, необычность, импонирующая внутреннему состоянию субъекта, и т. п. В его основе лежит ориентировочный рефлекс;

    – постпроизвольное внимание удерживается на объекте после прекращения действия раздражителя в силу его значимости для человека: неудача в решении какой-либо задачи, вызвавшей эмоциональный интерес, даже при переходе к другой деятельности, ведет к сохранению ее в сознании, способствуя последующему решению. Постпроизвольное внимание не требует приложения волевых усилий, оно обладает не меньшей устойчивостью, чем произвольное, но не требует высоких энергетических трат, так как, по сути, является непроизвольным, возникающим из произвольного, в силу интереса к выполняемой деятельности. Это самый продуктивный вид внимания, характеризующийся устойчивостью, сложностью переключения и сопровождающий интеллектуальную деятельность субъекта.

    Основные свойства внимания

    Объем внимания – число объектов или элементов стимула, воспринимаемых субъектом в единицу времени. Средним показателем, по данным НИЛ ВИФКа, является изображение 5±2 простых геометрических фигур (круг, крест, квадрат и т. п.) при экспозиции в 1с (существуют рекомендации использовать экспозицию, равную 1/10 с).

    Концентрация внимания определяется способностью максимально сосредотачиваться на одном каком-либо избранном объекте, произвольно отвлекаясь от остальных (например, при прицеливании). Показателем концентрации внимания является его помехоустойчивость, определяемая силой постороннего раздражителя, способного отвлечь субъекта от объекта деятельности.

    Устойчивость внимания – способность длительное время задерживать внимания на избранном объекте. Повторим, чем выше интерес субъекта к выполняемой деятельности, тем дольше он способен удерживать внимание на объекте деятельности.

    Интенсивность внимания – это устойчивая его концентрация на объекте, характеризуемая способностью противостоять флюктуациям (колебаниям).

    Переключение внимания характеризуется быстрым произвольным переносом внимания с одного объекта на другой, быстрым переходом от одной деятельности к другой (например, от защиты к нападению в боксе и других единоборствах).

    Распределение внимания – удержание в поле сознания одновременно нескольких объектов (одного из них ярче остальных). При дополнительной стимуляции возможно быстрое переключение внимания на любой другой объект. Распределение и переключение внимания имеют некоторые общие психофизиологические механизмы.

    Колебания внимания – свойство внимания непроизвольно переходить от объекта к объекту, обычно не реже 1 раза каждые 5 с, таким образом, интенсивность внимания неизменной не остается, особенно при двойственном изображении фигур (например, на специальном рисунке воспринимаются то силуэты двух лиц – два профиля, то цветочная ваза, расположенные между ними.

    Отвлекаемость внимания – свойство противоположное устойчивости и выделяемое не всеми исследователями, оно характеризуется непроизвольностью, определяющей неспособность к концентрации при воздействии посторонних раздражителей.

    Уолтер Бакли и концепция морфогенеза

    Генеалогию современной теории деятельности можно просле­дить вплоть до 1967 г. и работы Уолтера Бакли «Социология и теория современных систем». Исходя из традиций структурного функционализма и общей теории систем, Уолтер Бакли хотел пересмотреть их, использовав взгляды представителей других тео­ретических направлений: теории обмена, символического взаи­модействия, теории игр, моделей коллективного поведения. Ос­новой для такой интеграции служила все та же системная модель. По мнению Бакли, она пригодна «для синтеза моделей взаимо­действия в последовательную концептуальную схему - базовую теорию социокультурного процесса» (62; 81). Структурно-функ­циональную модель саморегулирующейся, гомеостатической (или, как он называет ее, «морфостатической») системы, пронизанной отрицательными, компенсаторными обратными связями, Бакли дополнил моделью «морфогенетической системы» с положитель­ными, усиливающими обратными связями, в которых структуры постоянно строятся и трансформируются. «Модель предполагает работающую систему взаимодействующих компонентов с внут­ренним источником напряжения, - систему, полностью вовле­ченную в непрестанную деятельность с различным внешним и внутренним окружением, так что последнее имеет тенденцию выборочно оказываться «нанесенным на карту» структуры» (62; 128). Бакли определил центральное, стратегическое понятие так: «Морфогенез относится к тем процессам, которые имеют склон­ность вырабатывать либо изменять данную форму, структуру или состояние системы» (62; 58). Акцент на активную, конструктив­ную сторону социального функционирования явился значитель­ным прорывом в теоретических взглядах, пусть даже Бакли все еще оставался в ловушке отдельных предпосылок той системы, которую он сам намеренно отрицал, а именно организмической

    и механистической моделей. Его морфогенетическая система «воз­никает», «становится встроенной», «генерирует, вырабатывает и переструктурирует себя». Во всем этом просматривается некото­рый автоматизм, а также жесткое качество самой системы. Дея­тельность еще не полностью освобождена из системной клетки.

    Амитай Этциони и активное общество

    Спустя год, Амитай Этциони выдвинул оригинальную теорию «активного общества» (118), названную позднее «теорией само­направленности» (59). Ключевым здесь является понятие «моби­лизация», или «социальная активизация».

    «Теория социальной направленности отличается от других теорий современ­ной социальной науки тем, что рассматривает мобилизационные силы коллек­тивов и обществ в качестве основного источника их собственных преобразова­ний и трансформаций их отношений с другими социальными единицами. Когда социальная единица мобилизуется, она имеет тенденцию изменять свою соб­ственную структуру и границы, а также структуру той более высокой единицы, членом которой она является» (118; 393).

    Человеческое общество - это «макроскопическое и непре­рывное социальное движение», включенное в «интенсивное и постоянное самопреобразование» (118; viii). Конечный двигатель обнаруживается в «самозапускаемой преобразовательности» (118; 121) и «творческой респонсивности», т. е. способности творчески отзываться на воздействия (118; 504); местом средоточия этой способности являются коллективы, группы и социальные орга­низации; механизм идентифицируется с коллективным действи­ем, причем в основном в рамках политического процесса.

    Теория социальной направленности задается вопросом: как данный деятель направляет процесс и изменяет структуру или границы социального целого?.. Теория социальной направленности кроме того ставит вопрос о том, как моде­лировалась данная структура, как она поддерживалась, как она может быть изменена, где расположены источники движущих сил, кто концентрирует зна­ние и кто способен к исполнению (118; 78).

    Хотя Этциони также выводил свои идеи из теории систем или кибернетики, ему удалось избежать автоматизма - он нашел ис­тинных субъектов действия социальной самотрансформации в различных типах коллективов. «Охота» за ускользающим дейст­вием стала гораздо более конкретной.

    Алан Турен, Мишель Крозье и Эрхард Фридберг: вклад французов

    Во второй половине 70-х годов свой вклад в теорию действия внесли французы. «Начался быстрый разрыв с материалистичес­ким воззрением на общество, весьма типичным для французской версии структурализма» (75; 197). Наверное, самым видным пред­ставителем этого направления является Алан Турен. С того вре­мени, как он вывел образ «самопроизводящегося общества» (422; 1977), его основная работа приобрела ощутимый критический оттенок. Она была направлена и против теории развития, и про­тив структурализма, которые «подчиняют чувство коллективного действия неизбежным законам или требованиям исторической реальности» (425; 81). Следовательно, они выводят субъект из социологической перспективы, рассматривают его как простую эманацию системы.

    «Эволюционистская, или историческая, концепция апеллирует к сравнитель­ной истории или даже к философии истории. Она стремится показать, что общества следуют друг за другом по пути прогресса, рациональности и укреп­ления национального государства. Она не относится к изучению самих соци­альных деятелей: достаточно анализировать их действия, являющиеся выраже­нием либо положительных тенденций, либо внутренних противоречий данной системы» (425; 91).

    «Возвращение деятеля» необходимо (424); «мы должны вер­нуть идею о том, что люди сами делают свою историю» (425; 88). Это возможно лишь в том случае, если рассматривать общество в качестве непрерывного, находящегося в постоянном движении продукта человеческих усилий: «общество есть не что иное, как нестабильный и, вероятнее всего, несогласованный результат со­циальных отношений и социальных конфликтов» (425; 85).

    Общество и история создаются благодаря коллективным дей­ствиям, главными носителями которых, по Турену, являются соци­альные движения (425). Они трактуются как формы коллективной мобилизации, непосредственно разрушающие культурные основа­ния общества. «Социальное движение - решающий агент исто­рии, поскольку историческая реальность формируется посредст­вом конфликтов, а также требований, выдвигаемых социальными Движениями и придающих специфическую социальную форму куль­турным ориентациям» (425; 87). Отрицание эволюционизма и при­писывание социальным движениям роли основных мобилиза­ционных сил Турен связывал с возникновением «постиндустриаль­ного общества», в котором существенно увеличились «способнос-

    ти к самодеятельности» и расширился диапазон возможностей и вариантов выбора. Таким образом, «эти общества являются про­дуктом своих собственных действий, а не частью процесса истори­ческой эволюции» (425; 84). Способность общества мобилизовать, преобразовывать себя, создавать структуры - уже подмеченная предыдущими авторами - Турен выявил гораздо более конкретно и соотнес ее с определенными историческими фазами.

    Два других французских социолога, Мишель Крозье и Эрхард Фридберг, раскрыли взаимозависимость деятелей и систем (85). Подобно Турену, они начали с отрицания «законов истории». С их точки зрения, неправомерно рассматривать формы организа­ции людей как полностью обусловленные внешним контекстом - социальным окружением.

    Социальные изменения, считают они, - это непрерывная структурализация и переструктурализация той арены, на которой люди выполняют те или иные действия, стремясь найти решения встающих перед ними проблем и задач.

    Коллективная деятельность подобного рода характеризуется свойственным ей творчеством, поскольку существует механизм «коллективного обучения», благодаря которому индивидуальные открытия и новации внедряются в социальную практику и встра­иваются в систему. В результате не только меняются черты пос­ледней, но и трансформируется сам механизм преобразований. Не существует необходимых, неизбежных или «естественных» изменений, все они - продукт человеческой изобретательности, творчества и поиска. Осознание этого факта позволяет провоз­гласить «организационную свободу», т. е. реальную возможность противостоять структурным условиям. Авторы ввели понятие «обу­чающее общество», подразумевая под ним один из фундамен­тальных механизмов социальной самотрансформации - коллек­тивное обучение. В этом заключается их главный вклад в разви­тие теории деятельности.

    Энтони Гиддвнс и идея структурации

    Участие в дискуссии британцев выразилось прежде всего в разработанной Энтони Гидденсом «теории структурации»* (147; 148; 149). Он отмежевался от всех теорий, типичных для «орто-

    * Э. Гидденс использует понятие «структурация» (structuration), которое, в отличие от известного термина «структурирование», означает «самоструктурирова­ние». (Ред.)

    доксального консенсуса», предполагающего материализацию со­циальных целостностей и социальный детерминизм деятелей (рас­сматривая их как «структурных и культурных болванов»). Соче­тая подобную критику функционализма и структурализма с вдох­новением, почерпнутым из различных отраслей «понимающей, или интерпретативной, социологии», Гидденс дошел до отрица­ния понятия самой структуры. Делая ударение на постоянно ме­няющейся природе социальной реальности, чей истинный онто­логический субстрат лежит в действиях и взаимодействиях субъ­ектов - людей, он предложил преобразовать статическое поня­тие «структура» в динамическую категорию «структурация», оз­начающую описание коллективного поведения людей. «Наша жизнь проходит в трансформации» (147; 3), а ее основное содер­жание есть постоянное производство и воспроизводство общест­ва. Таким образом, «изучать структурирование социальной сис­темы означает изучать те пути, которыми эта система - в рамках применения общих правил и ресурсов и в контексте непреднаме­ренных результатов - производится и воспроизводится во взаи­модействии» (147; 6). «Структурные свойства систем являются одновременно и средством, и результатом практики, в процессе которой формируются данные системы» (147; 69). Это - теорема «двойственной, или дуальной, структуры».

    Конечным двигателем «структурирования» являются люди - деятели (или «агенты»), множество индивидов в их повседневном поведении. При этом «все социальные деятели знают очень мно­го об условиях и последствиях того, что они делают в своей по­вседневной жизни» (149; 281). Скрупулезный анализ «практичес­кого» и «дискурсивного» сознания выходит далеко за пределы ранней «интерпретативной социологии», но не ведет к односто­ронней абсолютизации. Некоторые условия признаются непозна­ваемыми, а некоторые следствия - непреднамеренными. Отсю­да вытекает, что если даже рассматривать историю как непре­рывный продукт деятельности, как созданную из «событий, дви­гателем которых является индивид» (149; 9), то это вовсе не озна­чает, что продукт совпадает с намерениями: «Человеческая исто­рия создается целенаправленной деятельностью, но не является преднамеренным проектом, она постоянно срывает попытки со­знательно вести ее в определенном направлении» (149; 27).

    Другой характерной чертой людей-агентов является их мате­риальная (телесная, биологическая) конституция и, следователь­но, неизбежная подчиненность времени и пространству. «Телес­ность человека накладывает строгие ограничения на его способ­ность к передвижению и восприятию» (149; 111). Эта весьма про-

    стая констатация оказывается невероятно сложной, и социологи редко отваживаются принять ее.

    Благодаря Гидденсу, деятельность окончательно признается как воплощение индивидуальных человеческих существ. Теперь никто уже не подвергает сомнению тот факт, что человеческое общество формирует не какая-то тенденция системы или ориентированные на изменения коллективы, классы, движения, а повседневное по­ведение обычных людей, часто далеких от каких-либо реформист­ских намерений. Несомненно, по богатству и глубине детального анализа индивидуальных деятелей Гидденс идет гораздо дальше любого другого автора в разгадке тайны деятельности.

    Том Берне и группа из Уппсалы: теория систем правил *

    Другая часть уравнения «деятельность - структура» выведена Томом Р. Бернсом и Еленой Флэм в «теории систем правил» (70). Хотя авторы и заявляют, что преследуют цель «навести мосты между уровнями структур и деятелей» (70; 9), тем не менее они сосредоточивают внимание не на деятелях, которые формируют, а на структурах, которые формируются. Последние они рассмат­ривают в нормативных терминах как комплексные сети правил. «Человеческая деятельность - при всем ее необычайном разно­образии и при всей оригинальности - организуется и управляет­ся в основном социально определенными правилами, а также системами правил» (70; viii). Поскольку авторы работают в Упп-сале (Швеция), невольно возникает вопрос: не есть ли это бессо­знательный отголосок или сознательное продолжение важного направления шведской социологии, известного под названием «школы Уппсалы», а именно нормативной онтологии социально­го мира, разработанной Торгни Сегерштедтом (352). «Каждый вид взаимодействия и кооперации должен предполагать некоторые общие нормы. Лишь имея общие нормы и общезначимые симво­лы, мы можем предсказывать» (352; 12).

    Основным направлением упомянутой теории является слож­ный анализ социальных правил, которые составляют «глубинные

    * Теорию Т. Бернса П. Штомпка называет «Rule-systems theory», т. е. букваль­но теорией систем-правил. Из дальнейшего изложения видно, что Берне различает систему правил и систему режимов применения этих правил как целостности. Со­ответственно смыслу в тексте настоящего перевода встречается и выражение «соци­альные правила систем». В любой данной системе есть множество систем правил, относящихся к разным сферам деятельности (экономике, управлению и т. д.). (Ред.)

    структуры человеческой истории» (70; ix). Они делятся на три типа «модулей»: система правил, режим правил и грамматику. Системы правил включают в себя правила, «зависящие от кон­текста и обладающие временной спецификой, - правила, при­меняемые для структурирования и регулирования социальных вза­имодействий, выполнения определенной деятельности, специфи­ческих заданий или взаимодействия в социально обусловленных формах» (70; 13). Режимы правил поддерживаются социальными санкциями, сетями власти и контроля и, следовательно, приоб­ретают объективный, внешний характер в человеческом воспри­ятии. Они близки к тому, что обычно называется инструкциями (в нормативном смысле этой общей категории). На индивидуаль­ном уровне системы обращаются в «грамматику социальных дей­ствий», используемую для структурирования и регулирования вза­имодействий друг с другом в определенных ситуациях или сферах деятельности (70; 14).

    Столь сложная и многомерная нормативная сеть рассматри­вается не как данность, в традиционном дюркгеймовском смыс­ле, а как продукт человеческой деятельности. «Социальные сис­темы правил являются человеческими конструкциями» (70; 30). «Люди постоянно формируют и изменяют социальные системы правил» (70; 206) тремя способами: создавая, интерпретируя и применяя их. Вся эта деятельность является областью социаль­ных конфликтов и борьбы, специфической «политикой» форми­рования правил. Возникая в человеческих действиях, правила систем, в свою очередь, влияют на них. В полном соответствии с Гидденсом, авторы говорят о «дуализме отношений». С одной стороны, социальные правила систем организуют и регулируют такие социальные взаимодействия, как обмен или политическое соревнование, определяют, кто допускается к участию, какие вза­имодействия считаются законными, где и как они могут выпол­няться, и т.д. С другой стороны, процессы взаимодействий слу­жат основой для формирования и изменения систем правил, рав­но как и для их интерпретации и применения (70; 10-11).

    Так, «люди своими действиями преобразуют условия этих дей­ствий» (70; 3). Ключ к такому «дуализму» можно обнаружить в историческом измерении человеческой реальности: «Системы, которым следуют люди в наши дни, вырабатывались в течение Длительного времени. Благодаря взаимодействию социальные груп­пы и сообщества поддерживают и распространяют системы пра­вил на будущее» (70; 29). Берне и Флэм добавляют к теории дея­тельности богатый анализ нормативных структур, который под­крепляют детальным разбором эмпирических случаев, наиболее

    характерных для современного общества. К ним относятся эко­номические рынки, бюрократия и технологические комплексы.

    Маргарет Арчер и теория морфогенеза

    Еще один британский участник дискуссии, Маргарет С. Ар­чер, включилась в споры о деятельности в 1982 г. несколько де­структивным образом, резко критикуя «теорию структурации» Гид-денса (19). Но вскоре она перешла к конструктивной стадии своей работы, предложив собственную версию - «теорию морфогене­за»; кульминацией этой стадии стала работа «.Культура и деятель­ ность» (1988). Основное достоинство морфогенетической перспек­тивы заключается в осознании того, что «уникальной чертой, от­личающей социальные системы от органических или механичес­ких систем, является их способность подвергаться радикальному переструктурированию» (21; xxii), чем они в конечном счете обя­заны человеку (19; 59).

    Центральное понятие морфогенеза относится «к сложному взаимовлиянию структур и действий, которое происходит в дан­ной форме, структуре или при данном состоянии системы» (19; xxii). При изучении подобных взаимовлияний необходимо руко­водствоваться принципом «аналитической», а не «концептуаль­ной дуальности». Согласно первому, в ходе анализа действия и структуры разделяются, поскольку «эмерджентные* свойства со­циокультурных систем предполагают прерывность между началь­ным взаимодействием и их конечным продуктом» (19; 61). В про­тивоположность этому, принцип дуальности чреват потерей «цент­ральной конфляции» - элизии (соединения) двух элементов, ут­рачивающих автономию друг от друга или независимость от одного из них или обоих сразу»** (21; xxii).

    * Эмерджентный - букв.", возникающий самопроизвольно. В социологичес­ком смысле «эмерджентный» означает «отвечающий на данную ситуацию, или ак­тивно реагирующий на воздействия (изнутри системы или извне) в каждый данный момент». Эмерджентные свойства - это способность социокультурных систем быть активными, реагирующими на события данного момента. (Ред.)

    ** Здесь М. Арчер использует термин «конфляция» (conflation), заимствован­ный из лингвистики и означающий образование нового слова из двух автономных корней (например, «взаимодействие» есть соединение «взаимный» и «действие». Соединение этих слов и обозначается лингвистическим термином (elision) «эли­зия»). В данном случае имеется в виду следующее. Принцип концептуальной ду­альности структуры агента, в отличие от принципа гносеологической дуальности, не позволяет, с точки зрения М. Арчер, рассматривать процесс совмещения струк­туры и агента в нечто целое при сохранении их автономности друг от друга и даже от этого новообразования. (Ред.)

    В пользу аналитической дуальности можно выдвинуть два ар­гумента. Один - методологический. Представление о действии и структуре как о составляющих друг друга элементах препятствует «изучению их взаимной игры» и, следовательно, не позволяет обнаружить «их взаимовлияние» (21; 13-14). Другой, более яв­ный, аргумент имеет онтологический характер: в данном случае действие и структура в самом деле различны, поскольку «струк­турное обусловливание», «социальное взаимодействие» и после­дующая «разработка структуры» происходят в различные вре­менные моменты (19; 61). «Структура логически питается дейст­виями, которые ее трансформируют; и «разработка структуры» логически отстает по времени от этих действий» (19; 72). Что касается культуры, то ее будущее формируется в настоящем из наследия прошлого благодаря текущим инновациям» (21; xxiv). Так принцип дуальности подводит ко второму предположению, типичному для теории морфогенеза, а именно о циклической при­роде взаимоизменений действия-структуры.

    В последней работе Арчер выдвигает еще один тезис: «Дея­тельность не только способствует структурным и культурным из­менениям, но и сама изменяется в ходе этого процесса» (22; 2). Данный тезис открывает новые возможности для исследования «морфогенеза деятельности». В таком контексте проявляются и важ­нейшие черты деятельности - способность к размышлению, целе­направленность, стремление к продвижению и новациям, сопря­женные с возможностью реализации человеческой «способности к познанию» или всезнанию (22; 5). Два типа субъектов - «корпора-тивые агенты» и «первичные агенты» - тоже обладают различны­ми характеристиками с точки зрения их морфогенеза. Таким обра­зом, к теории морфогенеза добавляется третий принцип. Арчер называет его «двойным морфогенезом» и описывает как процесс, «в котором формирование и структуры, и деятельности является результатом их взаимодействия. Структура есть совместно выра­батываемый результат взаимодействия: деятельность формирует­ся и изменяет структуру в процессе собственного изменения» (22; 33). Наверное, наиболее важным положением теории Арчер яв­ляется привязка диалектики к историческому времени.

    2.4. Психологическая теория деятельности

    Основные понятия и принципы . Психологическая теория деятельности была создана в советской психологии и развивается уже на протяжении более 50 лет. Она всесторонне раскрыта в работах отечественных психологов – Л.С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина и многих др. Психологическая теория деятельности начала разрабатываться в 1920 – начале 1930-х гг. К этому времени психология сознания уже отошла на второй план и в расцвете находились новые зарубежные теории – бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология и ряд других. Таким образом, советские психологи уже могли учесть позитивные стороны и недостатки каждой из этих теорий.

    Но главное состояло в том, что авторы теории деятельности взяли на вооружение философию диалектического материализма – теорию К. Маркса, и прежде всего ее главный для психологии тезис о том, что не сознание человека определяет его бытие и деятельность, а наоборот, бытие и деятельность определяют сознание. Этот общий философский тезис нашел в теории деятельности конкретно-психологическую разработку.

    Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах А.Н. Леонтьева, в частности в его последней книге «Деятельность. Сознание. Личность». Мы будем придерживаться в основном его варианта этой теории.

    Представления о строении, или макроструктуре, деятельности хотя и не исчерпывают полностью теорию деятельности, но составляют ее основу. Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких слоев, или уровней. Назовем эти уровни, двигаясь сверху вниз:

    Уровень особенных деятельностей (или особых видов деятельности) (подробно об этом см. с. 79);

    Уровень действий;

    Уровень операций;

    Уровень психофизиологических функций.

    Операционально -технические аспекты деятельности . Действие – основная единица анализа деятельности. По определению действие – это процесс, направленный на реализацию цели деятельности. Таким образом, в определение действия входит еще одно понятие, которое необходимо определить, – цель.

    Что же такое цель? Это образ желаемого результата, т. е. того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия.

    Отметим, что здесь имеется в виду сознательный образ результата: последний удерживается в сознании все то время, пока осуществляется действие, поэтому говорить о «сознательной цели» не имеет смысла: цель всегда сознательна. Можно ли что-то делать, не представляя себе конечного результата? Конечно, можно. Например, бесцельно бродя по улицам, человек может оказаться в незнакомой части города. Он не отдает себе отчета в том, как и куда попал, а это означает, что в его представлении не было конечного пункта движения, т. е. цели. Однако бесцельная активность человека скорее артефакт его жизнедеятельности, чем типичное ее явление.

    Характеризуя понятие «действие», можно выделить следующие четыре момента.

    1. Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Но данный акт сознания не замкнут в самом себе, как это фактически утверждала психология сознания, а раскрывается в действии.

    2. Действие – это одновременно и акт поведения. Следовательно, теория деятельности сохраняет также достижения бихевиоризма, рассматривая в качестве объекта изучения внешнюю активность животных и человека. Однако в отличие от бихевиоризма она рассматривает внешние движения в неразрывном единстве с сознанием, ведь движение без цели – это скорее несостоявшееся поведение, чем его подлинная сущность.

    Итак, первые два момента состоят в признании неразрывного единства сознания и поведения. Это единство заключено уже в главной единице анализа – действии.

    3. Через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Эти два принципа различаются тем, где в соответствии с каждым из них должна быть помещена исходная точка анализа деятельности: во внешней среде или внутри организма (субъект). Для Дж. Уотсона главным было понятие реакции. Реакция (от лат. re… – против + actio – действие) – это ответное действие. Активное, инициирующее начало здесь принадлежит стимулу. Уотсон считал, что через систему реакций можно описать все поведение человека, однако факты свидетельствовали о том, что многие поведенческие акты, или действия, невозможно объяснить исходя лишь из анализа внешних условий (стимулов). Для человека слишком типичны действия, которые подчиняются не логике внешних воздействий, а логике его внутренней цели. Это не столько реакции на внешние стимулы, сколько акции, направленные на достижение цели с учетом внешних условий. Здесь уместно вспомнить слова К. Маркса о том, что для человека цель как закон определяет способ и характер его действий. Итак, через понятие действия, предполагающее активное начало в субъекте (в форме цели), психологическая теория деятельности утверждает принцип активности.

    4. Понятие действия «выводит» деятельность человека в предметный и социальный мир. Представляемый результат (цель) действия может быть любым, а не только и даже не столько биологическим, как, например, получение пищи, избегание опасности и т. д. Это может быть производство какого-то материального продукта, установление социального контакта, получение знаний и др.

    Таким образом, понятие действия дает возможность подойти с научным анализом к жизни человека именно со стороны ее человеческой специфики. Такую возможность не могло предоставить понятие реакции, особенно врожденной, из которого исходил Дж. Уотсон. Человек через призму системы

    Уотсона выступал преимущественно как биологическое существо.

    В понятии действия отражены основные исходные положения, или принципы, теории деятельности, суть которых состоит в следующем:

    1) сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта («размыкание» круга сознания);

    2) поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. При рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип единства сознания и поведения);

    3) деятельность – это активный, целенаправленный процесс (принцип активности);

    4) действия человека предметны; они реализуют социальные – производственные и культурные – цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

    Следующим, нижележащим уровнем по отношению к действию являются операции. Операцией называется способ выполнения действия. Несколько простых примеров помогут проиллюстрировать это понятие.

    1. Перемножить два двузначных числа можно и в уме, и письменно, решая пример «в столбик». Это два разных способа выполнения одного и того же арифметического действия, или две разные операции.

    2. «Женский» способ вдевания нитки в иголку состоит в том, что нитка вдвигается в ушко иголки, мужчины же ушко надвигают на нитку. Эта тоже разные операции, в данном случае двигательные.

    3. Чтобы найти определенное место в книге, обычно пользуются закладкой. Но, если закладка выпала, приходится прибегнуть к другому способу отыскания нужного абзаца: либо попытаться вспомнить номер страницы, либо, перелистывая книгу, пробегать глазами каждую страницу и т. п. Налицо опять несколько разных способов достижения одной и той же цели.

    Операции характеризуют техническую сторону выполнения действий, и то, что называется «техникой», ловкостью, сноровкой, относится почти исключительно к уровню операции. Характер выполняемых операций зависит от условий, в которых совершается действие. При этом под условиями подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности, или внутренние средства, самого действующего субъекта.

    Говоря о психологической характеристике операций, следует отметить, что главное их свойство состоит в том, что они мало осознаются или не осознаются совсем. Этим операции принципиально отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель, и сознательный контроль за их протеканием. По существу уровень операций заполнен автоматическими действиями и навыками. Характеристики последних – это одновременно и характеристики операции.

    Итак, согласно теории деятельности:

    1) операции бывают двух родов: одни возникают путем адаптации, прилаживания, непосредственного подражания; другие – из действий путем их автоматизации;

    2) операции первого рода практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознании даже при специальных усилиях. Операции второго рода находятся на границе сознания и легко могут стать актуально сознаваемыми;

    3) всякое сложное действие состоит из действий и операций.

    Последний, самый низкий уровень в структуре деятельности составляют психофизиологические функции. Говоря о том, что субъект осуществляет деятельность, нельзя забывать, что этот субъект одновременно представляет собой организм с высокоорганизованной нервной системой, развитыми органами чувств, сложным опорно-двигательным аппаратом и т. п.

    Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологические обеспечения психических процессов. К ним относится ряд способностей организма человека: способности к ощущению, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторная способность и др.

    Соответственно говорят о сенсорной, мнемической и моторной функциях. К этому уровню относятся также врожденные механизмы, закрепленные в морфологии нервной системы, и те, которые созревают в течение первых месяцев жизни. Граница между операциями-автоматизмами и психофизиологическими функциями достаточно условна, однако, несмотря на это, последние выделяются в самостоятельный уровень по причине их организмического характера. Они достаются субъекту деятельности от природы; он ничего не должен делать, чтобы их иметь, и находит их в себе готовыми к использованию.

    Психофизиологические функции составляют одновременно и необходимые предпосылки, и средства деятельности. Можно сказать, что психофизиологические функции являются органическим фундаментом процессов деятельности. Без опоры на них невозможно было бы не только выполнение действий и операций, но и постановка самих задач.

    Заканчивая характеристику трех основных уровней в структуре деятельности – действий, операций и психофизиологических функций, отметим, что с этими уровнями связано обсуждение преимущественно операционально-технических аспектов деятельности.

    Мотивационно-личностные аспекты деятельности. Потребность – это исходная форма активности живых организмов. Анализ потребностей лучше всего начинать с их органических форм. В живом организме периодически возникают определенные состояния напряженности, связанные с объективной нехваткой веществ (предмета), которые необходимы для продолжения нормальной жизнедеятельности организма. Именно эти состояния объективной нужды организма в чем-то лежащем вне его составляют необходимое условие его нормального функционирования и называются потребностями. Таковы потребности в пище, воде, кислороде и т. п. Когда речь заходит о потребностях, с которыми человек рождается (и не только человек, но и высшие животные), то к этому списку элементарных биологических потребностей нужно добавить по крайней мере еще две: социальную потребность (потребность в контактах) с себе подобными, и в первую очередь со взрослыми индивидами, и потребность во внешних впечатлениях (познавательную потребность).

    Предмет потребности часто определяется как мотив. Не следует понимать определение мотива как предмета потребности слишком буквально, представляя себе предмет в виде вещи, которую можно потрогать. Предмет может быть идеальным, например нерешенной научной задачей, художественным замыслом и т. п.

    Множество, или «гнездо», действий, которые собираются вокруг одного предмета, – типичный признак мотива. Согласно еще одному определению мотив – это то, ради чего совершается действие. «Ради» чего-то человек, как правило, производит много разных действий. Эта совокупность действий, которые вызываются одним мотивом, и называется деятельностью, а конкретнее – особенной деятельностью или особенным видом деятельности.

    В качестве примеров особенных видов деятельности обычно приводят игровую, учебную, трудовую деятельность. Слово «деятельность» закрепилось за этими формами активности даже в обыденной речи. Однако то же понятие можно применить к массе других активностей человека, например к заботе о воспитании ребенка, увлечению спортом или решению крупной научной проблемы.

    Уровень деятельностей четко отделяется от уровня действий, поскольку один и тот же мотив может удовлетворяться набором разных действий. Однако одно и то же действие может побуждаться разными мотивами.

    Действия конкретного субъекта обычно побуждаются сразу несколькими мотивами. Полимотивированность человеческих действий – типичное явление. Например, человек может хорошо работать ради высокого качества результата, но попутно удовлетворяет и другие свои мотивы – социального признания, материального вознаграждения и др. По своей роли, или функции, не все мотивы, «сходящиеся» на одну деятельность, равнозначны. Как правило, один из них главный, другие – второстепенные. Главный мотив называется ведущим, второстепенные – мотивами-стимулами: они не столько «запускают», сколько дополнительно стимулируют данную деятельность.

    Переходя к проблеме соотношения мотивов и сознания, отметим, что мотивы порождают действия, т. е. приводят к образованию целей, а цели, как известно, всегда осознаются. Сами же мотивы осознаются далеко не всегда. В результате все мотивы можно разбить на два класса: осознаваемые и неосознаваемые. Примерами осознаваемых мотивов могут служить значимые жизненные цели, которые направляют деятельность человека в течение длительных периодов его жизни. Это мотивы-цели. Существование таких мотивов характерно для зрелых личностей. Класс неосознаваемых мотивов существенно больше, и до достижения человеком определенного возраста в нем оказываются практически все мотивы.

    Работа по осознанию собственных мотивов чрезвычайно важна, но и одновременно очень трудна. Она требует не только большого интеллектуального и жизненного опыта, но и большого мужества. По сути, это специальная деятельность, которая имеет свой мотив – мотив самопознания и нравственного самоусовершенствования.

    Неосознаваемые мотивы, как и сознаваемые, проявляются в сознании, но в особых формах. Таких форм по крайней мере две: эмоции и личностные смыслы.

    Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Если человека что-то волнует, значит, это «что-то» затрагивает его мотивы.

    В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность проходит успешно, возникают положительные эмоции, если неуспешно – отрицательные.

    Эмоции – очень важный показатель, служащий ключом к разгадке человеческих мотивов (если последние не осознаются). Нужно только подметить, по какому поводу возникло переживание и какого оно было свойства. Бывает, например, что человек, совершивший альтруистический поступок, испытывает чувство неудовлетворенности. Ему недостаточно того, что он помог другому, поскольку его поступок еще не получил ожидаемого признания со стороны окружающих и это его разочаровало. Именно чувство разочарования подсказывает истинный и, по-видимому, главный мотив, которым он руководствовался.

    Другая форма проявления мотивов в сознании – личностный смысл. Это переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. Здесь важно подчеркнуть, что в смыслообразующей функции выступает лишь ведущий мотив. Второстепенные мотивы (мотивы-стимулы) играют роль дополнительных побудителей, они порождают только эмоции, но не смыслы.

    Феномен личностного смысла хорошо обнаруживается на переходных процессах, когда нейтральный до определенного момента объект неожиданно начинает переживаться как субъективно важный. Например, скучные географические сведения становятся важными и значимыми, если вы планируете поход и выбираете для него маршрут. Дисциплина в группе начинает гораздо больше волновать вас, если вы назначаетесь старостой.

    Связь мотивов и личности . Известно, что мотивы человека образуют иерархическую систему. Если сравнить мотивационную сферу человека со зданием, то у разных людей это здание будет иметь разную форму. В одних случаях оно будет подобно пирамиде с одной вершиной – одним ведущим мотивом, в других случаях вершин (т. е. смыслообразующих мотивов) может быть несколько. Все здание может покоиться на небольшом основании – узкоэгоистическом мотиве – или опираться на широкий фундамент общественно значимых мотивов, которые включают в круг жизнедеятельности человека судьбы многих людей и различные события. В зависимости от силы ведущего мотива здание может быть высоким и низким и т. д. Мотивационной сферой человека определяется масштаб и характер его личности.

    Обычно иерархические отношения мотивов не осознаются человеком в полной мере. Они проясняются в ситуациях конфликта мотивов. Не так уж редко жизнь сталкивает разные мотивы, требуя от человека сделать выбор в пользу одного из них: материальная выгода или интересы дела, самосохранение или честь.

    Развитие мотивов . При анализе деятельности единственный путь – от потребности к мотиву, а затем – к цели и действию [П – М-Ц – Д (потребность – мотив – цель – деятельность)]. В реальной же деятельности постоянно происходит обратный процесс: в ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности [Д – М-П (деятельность – мотив – потребность)]. Иначе и не может быть: например, ребенок рождается с ограниченным кругом потребностей, в основном биологических.

    В теории деятельности намечен один механизм образования мотивов, который получил название «механизм сдвига мотива на цель» (другой вариант – «механизм превращения цели в мотив»). Суть этого механизма состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т. е. сама становится мотивом.

    Важно подчеркнуть, что превращение цели в мотив может произойти только при накоплении положительных эмоций: хорошо известно, что одними наказаниями и принуждением любовь или интерес к делу привить невозможно. Предмет не может стать мотивом по заказу даже при очень сильном желании. Он должен пройти длительный период аккумуляции положительных эмоций. Последние выступают в роли своеобразных мостиков, которые связывают данный предмет с системой существующих мотивов до тех пор, пока новый мотив не войдет в эту систему на правах одного из них. Примером может послужить такая ситуация. Ученик начинает охотно заниматься каким-нибудь предметом потому, что ему доставляет удовольствие общение с любимым учителем. Но со временем оказывается, что интерес к данному предмету углубился, и теперь школьник продолжает заниматься им уже ради него самого и, может быть, даже выбирает его в качестве своей будущей специальности.

    Внутренняя деятельность . Разработка теории деятельности началась с анализа внешней, практической деятельности человека. Но затем авторы теории обратились к внутренней деятельности.

    Что же такое внутренняя деятельность? Представим себе содержание той внутренней работы, которая называется умственной и которой человек занимается постоянно. Эта работа далеко не всегда представляет собой собственно мыслительный процесс, т. е. решение интеллектуальных или научных задач – часто во время таких размышлений человек воспроизводит (как бы проигрывает) в уме предстоящие действия.

    Функция этих действий состоит в том, что внутренние действия подготавливают действия внешние. Они экономизируют усилия человека, давая ему возможность, во-первых, точно и быстро выбрать нужное действие, а во-вторых, избежать грубых, а иногда и роковых ошибок.

    В отношении этих чрезвычайно важных форм активности теория деятельности выдвигает два основных тезиса.

    1. Подобная активность – это деятельность, которая имеет принципиально то же строение, что и внешняя деятельность, и отличается от нее только формой протекания. Иными словами, внутренняя деятельность, как и внешняя, побуждается мотивами, сопровождается эмоциональными переживаниями, имеет свой операционально-технический состав, т. е. состоит из последовательности действий и реализующих их операций. Разница только в том, что действия производятся не с реальными предметами, а с их образами, а вместо реального продукта получается мысленный результат.

    2. Внутренняя деятельность произошла из внешней, практической деятельности путем процесса интериоризации, под которой понимается перенос соответствующих действий в умственный план. Очевидно, что для успешного произведения какого-то действия «в уме» нужно обязательно освоить его в материальном плане и получить сначала реальный результат. Например, продумывание шахматного хода возможно лишь после того, как освоены реальные ходы фигур и восприняты их реальные следствия.

    Столь же очевидно, что при интериоризации внешняя деятельность, не меняя своего принципиального строения, сильно трансформируется. Особенно это относится к ее операционально-технической части: отдельные действия или операции сокращаются, и некоторые из них выпадают вовсе; весь процесс протекает намного быстрее.

    Могут ли психические процессы и функции быть описаны понятиями и средствами теории деятельности? Можно ли усмотреть и в них структурные особенности деятельности? Оказывается, можно! Советская психология на протяжении нескольких десятилетий занималась разработкой именно деятельностного подхода к названным процессам.

    Из книги Практический менеджмент. Методы и приемы деятельности руководителя автора Сацков Н. Я.

    Из книги Психологические типы автора Юнг Карл Густав

    3. Психологическая теория типов [Лекция, прочитанная на Конгрессе швейцарских психиатров (Цюрих, 1928) и опубликованная как «Psychologische Typologies («Психологическая типология») в «Seelenprobleme der Gegenwart» (Z?rich, 1931). При подготовке настоящей работы был использован (с изменениями) русский

    Из книги Психология личности автора Гусева Тамара Ивановна

    11. Психологическая характеристика типов нервной деятельности Методом условного рефлекса И. П. Павлов раскрыл закономерности высшей нервной деятельности и основные свойства нервных процессов – возбуждения и торможения. Основные свойства нервных процессов

    Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара Ивановна

    ЛЕКЦИЯ № 7. Классическое учение о темпераменте. Психологическая характеристика типов нервной деятельности и темперамента Под темпераментом понимают природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике тонуса и уравновешенности

    Из книги Боги в каждом мужчине [Архетипы, управляющие жизнью мужчин] автора Болен Джин Шинода

    Новая психологическая теория и новая точка зрения Эта книга представляет мужчин и мужскую психологию в новом, неожиданном свете. Прослеживая различные сюжеты в мифологии и теологии, я обнаружила в патриархальной культуре явную враждебность по отношению к сыновьям.

    Из книги Информационный стресс автора Бодров Вячеслав Алексеевич

    2.2. Психологическая система деятельности и стресс Информационный стресс человека-оператора является категорией, характеризующей его деятельность в экстремальных условиях. Но это состояние человека и порождается этой деятельностью. Стресс рассматривается как

    Из книги Этюды по истории поведения автора Выготский Лев Семенович

    § 6. Употребление орудия как психологическая предпосылка трудовой деятельности Есть, однако, в высшей степени важные черты, которые позволяют отграничить поведение обезьяны от поведения человека и представить в верном свете, как шла линия развития человеческого

    Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

    32. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ И ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Выделяют три основных вида деятельности: игра, учение, труд.Специфическая особенность игры состоит в том, что ее целью является сама игра как деятельность, а не те практические результаты,

    Из книги Психология помощи [Альтруизм, эгоизм, эмпатия] автора Ильин Евгений Павлович

    Глава 8. Психологическая характеристика профессиональной помогающей деятельности В цивилизованных обществах, отличающихся высокой степенью разделения труда, существуют независимо от характерных особенностей, способов и средств службы, специально направленные на

    Из книги Юридическая психология автора Васильев Владислав Леонидович

    Глава 7 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЕРАТИВНО-СЛЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В настоящей главе будут рассмотрены психологические особенности оперативно-розыскной и следственной деятельности, связанные с раскрытием преступлений, с установлением виновных и

    Из книги Основы психологии автора Овсянникова Елена Александровна

    2.3. Деятельность. Структура деятельности. Виды деятельности Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.Мотивы и цели

    Из книги Когнитивные стили. О природе индивидуального ума автора Холодная Марина Александровна