Был неординарным правителем России. Мало кто исключает мнение о нем, как о царе-тиране. Такие черты его характера были заложены еще в детстве: Иван рано потерял отца и мать и находился под присмотром бояр, которые боролись за власть. Реформы Ивана 4 стали неотъемлемой частью истории страны и положили начало новому периоду в истории.

При малолетстве царя государством управляла его мать, жена Василия 3 - Елена Глинская. После ее смерти молодой царь остался под покровительством бояр, которые стремились расположить к себе Ивана и захватить власть. В 17 лет Иван 4 становится совершеннолетним: женится на Анастасии Романовой. Тогда же Иван принимает царский титул в Успенском соборе, расположенном в Московском Кремле.

Реформы Ивана 4 можно разделить на два периода, а именно:

1. Реформы Избранной рады.

2. Опричнина.

В конце 1540-х годов вокруг молодого царя образовался круг его близких друзей и наставников, который начал именоваться В ее состав входили: А.Адашев, А.Курбский, Сильвестр и Макарий. В первом периоде реформы Ивана 4, кратко о них будет написано ниже, последовательны и направлены на укрепление центральной власти и военной мощи страны. Избранной радой были проведены:


Такое великолепное начало царствования оборвалось в 1553 году, когда начались разногласия между царем и его избранным кругом. Как результат - распад Избранной рады. Через 10 лет на сторону поляков сбежит лучший друг Ивана Грозного - Андрей Курбский. Этот поступок окончательно подорвет все надежды царя, и он объявит о начале Опричнины. Опричнина - это террор времен Ивана Грозного, который он провозгласил на особом царском уделе (земле).

Опричнине подверглись Суздальская земля, Можайск и Вязьма, а также другие близкие города. Реформы Ивана 4 прекратили свое действие, больше никаких реформаторских попыток не было принято.

Опричнина продолжала устрашать жителей на протяжении 7 лет, после чего была отменена. Иван 4 приказал казнить всех, кто участвовал в его терроре.

Стоит отметить, что в это время был совершен кровавый поход на Новгород.

Реформы Ивана 4 в первый период его правления способствовали укреплению центральной власти и власти царя, они усилили военную мощь всей страны, они «подарили» России общий свод законов и представительский орган власти - Земский собор.

Таким образом, все изменения Ивана 4 способствовали созданию сословно-представительской монархии.

Предпосылкой для создания неофициального правительства послужили волнения 1547 г., получившие название Московского восстания. Ивану IV в это время было всего 17 лет. Причиной восстания стало обострение социальных противоречий в 30-40 годы. В это время очень ярко проявился произвол бояр в связи с малолетством Ивана IV. Тон задавали князья Глинские, так как матерью венценосного мальчика была Елена Васильевна Глинская.

В широких народных массах росло недовольство непомерными налогами. Толчком для восстания послужил пожар в Москве в конце второй декады июня месяца. По масштабам этот пожар был огромен, он нанёс непоправимый урон имуществу москвичей. Озлобленные люди вышли на улицы столицы 21 июня 1547 г.

Разъярённая толпа растерзала всех попавшихся под руку князей Глинских. Возмущённый народ начал искать молодого Царя, но тот уехал из Москвы, укрывшись в селе Воробьёво (Воробьёвы горы, в годы Советской власти носили название Ленинские горы).

Государь вышел к народу, ему удалось уговорить народ успокоится и разойтись. Тем временем по приказу Ивана IV в Москву были стянуты войска, целью которых был арест зачинщиков восстания. В результате чего многие из них были казнены.

Именно поэтому Царь и собрал вокруг себя прогрессивно мыслящих людей. Таким образом, в 1549 г. Избранная Рада начала свою работу по реформированию государственного устройства в Московском царстве.

Избранная рада была выражением компромисса между разными слоями господствующего класса в начале правления Ивана IV. Это был небольшой круг приближённых царю лиц, точный состав которого не вполне ясен. Само выражение «Избранная Рада» было употреблено бывшим её участником князем А.М.Курбским в одном из его посланий к Ивану Грозному. Шикман, А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник / А.П.Шикман. - М.: Изд. «Наука», 1997. - С. 55-56.

В составе «Избранной Рады» оказались представители: служилых людей, каким был А.Ф.Адашев выходец из незнатных, но крупных землевладельцев, представители духовенства, какими были митрополит Макарий и духовник царя, протопоп кремлёвского Благовещенского собора Сильвестр, из княжеско-боярской знати, какими были молодой князь Андрей Курбский и князь Михаил Воротынский, представитель придворной администрации И.М.Висковатый, и др. Рада не была официальным государственным органом, но, фактически, в течение 13 лет являлась правительством и управляла государством от имени Царя, по этому решения его приравнивались к Царской воле.

Перед новым правительством встал вопрос о путях преобразования государственного аппарата. Первые шаги к реформам выразились в созыве 27 февраля 1549 г., фактически, первого Земского Собора - высшее сословно-представительное учреждение в России с середины XVI - по конец XVII вв. В литературных памятниках XVII в. такой Собор часто называется «Советом всея земли». Появление Земских Соборов было результатом объединения русских земель в единое государство, роста политического значения дворянства и верхов посада.

По своей структуре Земский Собор в России приближается к сословному представительству Западной Европы, но в отличие от них, он имел только совещательное значение, а не законодательное (за редкими чрезвычайными исключениями). Решения Земского Собора лишь тогда принимали силу закона, когда в его работе принимали участие Боярская Дума во главе с Царём.

Земский Собор возник как общегосударственный аналог городовых советов, существовавших в крупных уездных городах ранее. Первый Земский Собор включал в себя членов Освящённого Собора (Высшее духовенство), Боярской Думы (удельные князья, бояре), государева двора, выборных от провинциального дворянства и богатых горожан. Заседания Собора проходили по чинам, решения фиксировались как единогласные. Собор состоял как бы из двух палат: Первая - бояре, окольничие, дворецкие, казначеи; Вторая - воеводы, княжата, Дети боярские, большие дворяне. Совещание продолжалось два дня. Было проведено три выступления Царя, выступление бояр, наконец, состоялось заседание Боярской Думы.

Этот первый Земский Собор был назван «Собором Примирения» и ознаменовал превращение Русского государства в сословно-представительную монархию через создание центрального сословно-представительного учреждения, в составе которого значительно возросшую роль играли дворяне. При этом феодальная аристократия должна была поступиться рядом своих привилегий в пользу основной массы служилого люда. Собор принял решение о составлении нового Судебника.

В связи с тем, что в феврале 1549 г. было решено «давать суд» если человек обратился с челобитным на бояр, казначеев или дворецких, создается Челобитная изба. В неё поступали челобитные на имя Государя, здесь же по ним принимались решения. Челобитная изба была своего рода апелляционным ведомством и контрольным органом, надзирающим над другими правительственными учреждениями.

Одновременно с «Собором Примирения» проходит заседание и Церковного Собора, в процессе которого было установлено церковное празднование 16 святых и рассмотрены их жития. В условиях роста реформационного движения, церковь, канонизацией своих видных деятелей, стремилась укрепить свой падающий авторитет.

1549 г. был годом активного наступления на особенные привилегии духовных феодалов. 4 июня 1549 г. в Дмитров послали грамоту, согласно которой ряд монастырей лишался права беспошлинной торговли в Дмитрове и других городах. Но крупные монастыри привилегии сохраняли.

В дальнейшем в Соборах участвовали представители черносошного крестьянства и торгово-ремесленного посадского населения.

Созыв Собора осуществлялся призывной грамотой, в которой указывались вопросы повестки дня, количество выборных. Если количество не было определено, это решало само население. Выборы представителей на Земские Соборы (количество членов не было определено и колебалось от 200 до 500 человек) проходили в уездных городах и в губных станах в форме собраний определённых чинов. Выборные созывались рассылкой грамот по городам, которые, со своими уездами, составляли избирательные округа. В проходивших по сословиям выборах могли участвовать лишь те, кто платил налоги в казну, а так же люди, несшие службу. По завершении выборов составлялся протокол собрания, который заверялся всеми участвовавшими в выборах. Этот протокол отсылался в Посольский или Разрядный приказ. Выборные брали с собой необходимый запас провианта или денег, которыми их снабжали выборщики. Жалование выборным не платили. Заседания Соборов могли проходить годами, поэтому выборным было чрезвычайно важно запастись всем необходимым.

Каждый Земский Собор открывался службой в Кремлёвском Успенском Соборе, иногда случались и крестные ходы, после чего проходило торжественное заседание Собора в полном составе. Царь произносил речь и ставил задания. После начинались совещательные заседания выборных между собой. Каждое сословие заседало отдельно. Голосование по основным вопросам проходило в специальных палатах. Нередко в конце Земского Собрания устраивалось совместное заседание всего Собора. Обычно решения принимались единогласно. При закрытии Собора Царь давал торжественный обед для выборных.

Компетенция Земских Соборов была довольно широкой. Известна роль Земских Соборов в вопросах кодификации права (Судебник 1550 г., Соборное Уложение 1649 г.). Соборы ведали также вопросами войны и мира, внутреннего и налогового управления, церковного устроения в годы раскола. Имелось, также, и формальное право законодательной инициативы, однако до 1598 г. все Соборы были совещательными (после смерти Царя Фёдора Ивановича, то есть, после пресечения царствовавшей линии Рюриковичей, стали созываться «избирательные» Соборы. 14 февраля 1598 г. Земский Собор избрал Царём Бориса Годунова, в 1613 г. - Михаила Романова, в 1682 г. (на последнем Соборе) был утверждён Царём Пётр I совместно со старшим братом Иоанном V).

После февральских Соборов правительственная деятельность в 1549 г. развернулась в различных областях. Разносторонностью и вдумчивостью отличались проекты И.С.Пересветова Зимин, А.А. Пересветов и его современники / А.А. Зимин - М.: Изд. «Наука», 1958. - С. 344-359., защитника сильной самодержавной власти. Централизация суда и финансов, кодификация законов, создание постоянного войска, обеспеченного жалованием, - вот некоторые из предложений этого «воинника» - публициста, выражавшего думы и чаяния передовой части дворянства, затронутого реформационно-гуманистическим движением. По мнению автора проекта, необходимо было провести проверку земельных владений (вотчин, поместий) и кормлений, с целью выяснения размеров владений и исполнения воинских обязанностей служилыми людьми. Нужно было перераспределить имеющийся в распоряжении земельный фонд, чтобы обеспечить малоземельных и безземельных феодалов. Но этот проект нарушал исконные вотчинные права феодальной аристократии, поэтому проект осуществления не получил.

Так уже в 1550 г. начала проводиться военная реформа. Стали формироваться стрелецкие войска. Это была гвардия, в задачу которой входила охрана Государя. Сначала их насчитывалось всего 3 тысячи человек, со временем стрельцов стало значительно больше. А конец таким воинским подразделениям положил Пётр I в 1698 г. Таким образом, просуществовали они почти 150 лет.

Был наведён порядок в воинской повинности, выделилось две категории служилых людей: Первая категория - бояре и дворяне, то есть все люди благородного происхождения должны были служить в армии или на какой-либо иной государственной службе (Только родившихся мальчиков сразу же записывали на военную службу, годным к ней он становился с 15-ти лет). Служили все, в противном случае, независимо от возраста, мужчины считались «недорослями» (Такое прозвище была крайне постыдно).

Военные тех лет жили не в казармах, им выделялись земельные наделы и личные дома. Образовывались целые военные поселения. В них военнослужащие жили обычной размеренной жизнью: сеяли, пахали, собирали урожай, женились, растили детей. В случае войны всё мужское население становилось под ружьё.

В русской армии служили и иностранцы. Это были наёмники, численность которых никогда не превышала пары тысяч человек.

Серьёзному реформированию была подвергнута вся вертикаль власти. Был установлен жёсткий контроль над местным самоуправлением. Содержать его стало не население, а государство, после чего последовало введение единой государственной пошлины, взимать которую могло только государство. Для землевладельцев был установлен единый налог с единицы площади.

В 1550 г. был принят новый Судебник. Он, по сути, явился развитием Судебника Ивана III 1497 года Черепнин, Л.В. Памятники русского права. Выпуск III / Под ред. Л.В. Черепнина - М.: «Государственное издательство юридической литературы», 1955. - С. 339-374. . Судебник исходил из старой системы управления и суда на местах, но при этом ограничивал власть наместников и волостелей, сокращая их полномочия в суде и усиливая контроль над ними со стороны Царской администрации. Судебник отменял торговые привилегии феодалов и передал право сбора тамги (основной торговой пошлины) Царской администрации, что отвечало интересам верхушки купцов и ремесленников. Отменялись податные льготы монастырей, что ослабляло материальную базу Церкви и укрепляло центральную власть. Судебник подтвердил Юрьев день и увеличил размер «пожилого», что означало дальнейшее закрепощение крестьян.

По инициативе Ивана IV в январе-мае 1551 г. состоялся Церковный Собор. Его решения сведены в 100 глав, по этому, он вошёл в историю под названием «Стоглавого». На Соборе Царь призвал присутствующих одобрить новый Судебник и другие реформы. Стоглавый Собор унифицировал богослужение и все церковные обряды, признал общерусскими 50 «местно-чтимых» угодников и оформил единый для всего государства пантеон святых, а так же поставил задачу улучшить нравы духовенства.

Избранная Рада большое внимание уделяла кадровой политике. Была создана так называемая «Дворовая тетрадь». В ней записывались государевы люди, которых можно было назначать на различные высокие должности: дипломатические, военные, административные. То есть человек попадал в «обойму» и мог перемещаться с одного высокого поста на другой, принося везде пользу государству. В последствии такой стиль работы с кадрами скопировали коммунисты и создали партийную номенклатуру.

Центральный государственный аппарат был значительно усовершенствован. Появилось много новых приказов (министерств и ведомств, переводя на современный язык), так как функции местной власти перешли к чиновникам центрального аппарата. Помимо общегосударственных приказов возникли и региональные, курировавшие определённые территории и отвечающие за них.

Рост народных движений в городе и деревне заставил возобновить проведение Губной реформы. 27 сентября 1549 г. Был выдан Губной наказ крестьянам Кирилова монастыря. Этот наказ свидетельствовал о росте влияния дворянства. Теперь губные дела передавались в ведение выборных губных старост из числа Детей боярских.

Органами центрального управления в Московском государстве были приказы. Московские приказы развились из тех первоначально единоличных и временных правительственных поручений, которые Московский Великий Князь давал своим боярам и вольным слугам, «приказывая» им ведать какую либо отрасль дворцового хозяйства и управления. Изначально, приказ - это частное поручение, а не орган. Но в XVI-XVII вв. эти «единоличные поручения» превратились в сложные и постоянные присутственные места, получившие название «изб» или «приказов». Вместе с приказом ведать дело они получили определённые полномочия и компетенцию. Приказы превратились в органы Верховной власти. Они существовали благодаря власти Царя и были от неё неотделимы.

Причина появления приказов - централизация. Это были учреждения московского порядка со строгой вертикальной структурой. Особенностью приказов была их публичность. При присоединении удела Князя к Москве, территория его удела превращалась во «дворец», куда посылался дворецкий - наместник Великого Князя Московского. Удельный же Князь отправлялся на службу в Москву, где и жил с семьёй. Вокруг такого наместника (дворецкого) образовывался круг ближайших помощников, позже составлявших приказ, его избу. Характер дел, которыми ведала такая изба, был публичный: суд и финансы.

История создания приказной системы начинается на рубеже XV-XVI вв., когда только начинают складываться её основы. При Иване III и Василии III уже действую некоторые территориальные приказы: «Чети» или «Четверти»; и некоторые отраслевые приказы: «Казенный», «Разряд». Время Ивана Грозного - время рассвета приказного строя Московского государства. Этому способствовали реформы внутреннего управления, проводившиеся Царём.

Приказ вмещал в себя судейские и административные функции. Они были Судами для лиц в подведомственных им отраслях управления. Стрельцы судились в Стрелецком приказе, иностранцы в Иноземном приказе и т.д. Приказы, являясь административными органами, рассматривали дела, порученные их надзору, самостоятельно. В случае невозможности разрешить дело, оно представлялось рассмотрению Боярской Думы.

По составу приказы представляли собой следующую систему:

Приказ возглавлялся судьёй, как правило, членом Думы. Иногда судей было несколько, но не больше трёх, если дела были многочисленны. За судьями шли приказные дьяки, подьячие, обслуживающий персонал, в основном сторожа.

Также, во многих приказах во главе стояли дьяки, назначавшиеся не из бояр, а из грамотных и неродовитых служилых людей. Делалось это специально для того, чтобы противопоставить государственный аппарат боярской власти и её влиянию, то есть, приказы служили Царю, а не родовитой знати, у которой были свои интересы, часто расходящиеся с государственными.

Структурно приказы разделялись на «Стволы» и «Повытья». В каждом приказе или судной избе было два сторожа. Они открывали двери тем, кто давал деньги, а кому нечего было дать, перед тем закрывали. Во всех приказах все дела записывались в книги. Так же, там были подьячие - помощники дьяков, их количество колебалось от 20 - до 50, в зависимости от приказа. Подьячие переписывали грамоты набело, дьяк эти грамоты подписывал. Производилась довольно сложная процедура склеивания грамоты, на склейках писалось так, что никто не мог подделать грамоту. Иными словами, грамота была защищена от подделки.

Время от времени приказы подвергались ревизии по указу Государя. Со временем были заведены особые книги для регистрации состоявшихся решений за рукой дьяков. Верховная власть часто предпринимала меры к тому, чтобы заставить приказы следить за исполнением своих указов.

Серьёзной проблемой приказов было разграничение их компетенции. Одним и тем же делом могли ведать несколько приказов. В результате в Московском Царстве было довольно много коллизий.

Приказы классифицировались по группам: 1) Финансово-казённая - это прежде всего приказ Большого Дворца (первое упоминание - 1547 г.). Его главной функцией были не финансы, а Суд. Этот приказ, также, ведал Гербовым сбором и рядом других налогов. И Казённый приказ или приказ Большой Казны (первое упоминание - 1578 г.). В ведомстве этого приказа был Монетный Двор. Казенный приказ заведовал государственным золотом и иным запасом.

Приказ Большого Прихода, Счётный приказ, Поместный, Золотого и Серебряного дела, Хлебный, Холопий, Новая Четверть и прочие приказы, практически каждый приказ ведал своей статьёй доходов, поэтому все они могли войти в состав финансово-казённого управления.

  • 2) Судебно-административные приказы: Разбойный, Московский, Владимирский, Земский приказы. Ведению Разбойного приказа (первое упоминание - 1539 г.) подлежали губные старосты и тюрьмы. Приказ включал в себя и чисто полицейские функции. Московский и Владимирский приказы - исключительно сословные учреждения. В Московском приказе судилась элита, «Московских чинов люди», во Владимирском - все остальные. Челобитный приказ (первое упоминание - 1571 г.) также являлся судебным приказом. Он являлся необходимой инстанцией перед Верховной Апелляционной инстанцией, которой была Боярская Дума. Нередко челобитья из него разбирал сам Царь. Челобитный приказ, также, являлся Высшим Административным Судом России, т.е. - это высшая отраслевая судебная инстанция, до него, тяжущийся должен был пройти Суд в низших инстанциях.
  • 3) Полицейские приказы: Полиция - забота государства по благоустройству жизни подданных. Ямской приказ (первое упоминание - 1516 г.), приказ Житны, Аптекарский и ряд других.
  • 4) Приказы по военному делу: Разрядный приказ (первое упоминание - 1535 г.) - аналог генштаба, Стрелецкий приказ, Рейтарский, Иноземный ведали полками нового строя. Пушкарский и Оружейный (первое упоминание - 1511 г.) ведали закупкой и производством оружия и снаряжения. Бронный приказ (первое упоминание - 1573 г.) отвечал за изготовление конской сбруи, доспехов, луков и стрел. Казачий приказ.
  • 5) Приказы иностранных дел: Посольский приказ (первое упоминание - 1567 г.) - в его ведении состояли иностранцы. Этот приказ выкупал пленных, осуществлял общее управление связями Москвы с Константинопольским Патриархом. Также он ведал некоторыми городами: Касимов, Романов, уезд Великая Пермь. Печатный приказ отвечал за хранение государственной печати, которую прикладывали к государственным актам, посылаемым за границу. Полоняночный приказ состоял в подчинении посольского приказа, ведал всех военнопленных, равно как и денежный сбор на их выкуп (существовал с 1663 г. по 1678 г.). Панский приказ.
  • 6) Областные приказы: Это чети и четверти, появившиеся в результате проведения централизации. При этой реформе, уделы начали дробить, сначала на уезды, потом волости, станы, вплоть до отдельных общин и деревень. Наследники получают уже не уделы, а части бывших территорий уделов. Из остатков этих уделов составляются особые территориально-податные единицы - чети и трети. Чети именуются по именам дьяков, позже (с упразднением наместничеств) появляются территориальные чети: Костромская, Устюжская, Новгородская и др. Наряду с четями существовали дворцы: Казанский дворец, Мещерский и т.д. Их отличие от четей в том, что они были инкорпорированы силою оружия или общим согласием, как например Малороссийский приказ.
  • 7) Приказы государственно-церковного управления: Патриарший разряд, Приказ Церковных дел, Патриарший Двор, Монастырский приказ - ведал судом над церковными властями.
  • 8) Группа приказов, выделенная а отдельную группу - приказы, созданные по случаю решения какой-то одной проблемы: Панихидный приказ, ведавший отправлением панихид по умершим Царям. Также существовали Приказ Немецких кормов, Приказ Государя Тайных дел (первое упоминание - 1658 г.) - был лично подчинён Царю, занимался слежкой за высшими должностными лицами государства, также ведал многочисленными церковными делами. В Приказе Тайных дел служили дьяки «в государеве имени», имевшие право подписывать указы за Царя. Но это не означало что они могли издавать законы, просто, таким образом, они оформляли частную волю Царя, облекая её в письменную форму. Во многом Приказ Тайных дел можно считать органом эпохи абсолютизма. Монастырский приказ (первое упоминание - 1649 г.) - ведал управлением церковных земель, являлся первым шагом к постепенной секуляризации церковных земель.

Также, классификация делила приказы на постоянные (Посольский, Большия Казны, Разряд) и временные (Доимочный и Тайных дел, упразднёные после смерти Алексея Михайловича, Даточный).

Во внешней политике Избранная Рада ориентировалась, в первую очередь на восток. К Московскому царству были присоединены Астраханское и Казанское ханства. На западе в зону государственных интересов попала Прибалтика. 17 января 1558 г. началась Ливонская война. Некоторые члены неофициального правительства выступили против неё. Но война, всё же, затянулась на долгих 25 лет, что послужило причиной тяжелейшего экономического кризиса (1570-1580 гг..), который получил название «Порухи».

В 1560 г. неофициальное правительство было расформировано. Причиной стали разногласия между его членами и Иваном Грозным. Копились они долго, а их начало лежит в непомерном властолюбии и амбициях Московского Царя.

Ивана IV стало тяготить присутствие рядом с ним людей, имеющих самостоятельные и независимые взгляды. Пока власть Царя была слабой, он терпел реформаторов и во всём их слушался. Но благодаря грамотным преобразованиям, центральный аппарат очень сильно укрепился, Иван Грозный вознёсся над боярами и стал настоящим самодержцем. Избранная Рада начала ему мешать.

Реформы Избранной Рады сделали своё дело - больше она была не нужна. Царь стал искать повод, чтобы отдалить от себя бывших друзей и преданных помощников, а так как отношения Сильвестра и Адашева с ближайшими родственниками первой и любимой царской жены - Анастасии Захаровой-Юрьевой были напряжёнными, когда она умерла, Иван IV обвинил бывших любимцев в пренебрежительном к ней отношении.

Внешнеполитические разногласия, обострённые Ливонской войной, усилили эту конфронтацию между Царём и Избранной Радой. Но самыми серьёзными стали внутриполитические конфликты. Реформы Избранная Рада проводила очень глубокие, рассчитанные на десятилетия, но Царю же были нужны немедленные результаты. А так как государственный аппарат был ещё слабо развит, он не умел быстро и эффективно работать.

По этому Царь посчитал, что на данном этапе развития все недостатки и недоработки центральной власти мог «исправить» только террор. Иван Грозный и пошёл этим путём, а реформы Избранной Рады стали казаться ему отсталыми и неэффективными.

В 1560 г. был сослан в Соловецкий монастырь Сильвестр. Адашев с братом Даниилом отправились по Царскому указу воеводами в Ливонию, где вскоре и были арестованы. Адашев умер в тюрьме, а его брата казнили. Так как князь Курбский, возглавлявший русские войска в Ливонии, находился в дружеских отношениях с Адашевым, то понимал, что его тоже ждут опала и казнь. И в 1564 г. он бежал в Великое Княжество Литовское, а затем завязал гневно-обличительную переписку с Иваном Грозным Новиков, В.И. Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русский фольклор. Русская литература XI?XVII вв. / Ред. и сост. В.И. Новиков - М.: «Олимп»: ACT, 1998. - С. 425-450..

Таким образом, падение Избранной Рады послужило началом одному из самых жутких периодов русской истории - Опричнины.

Если подвести итог второму периоду реформ «Избранной Рады», то придётся отметить, что в 1550-1560 годах правительство в большей мере проводит линию по осуществлению требований широких кругов феодалов, чем в предыдущий период. Неудача попыток решить земельный вопрос, за счёт ликвидации монастырского землевладения, поставила на очередь вопрос о наступлении на земельные богатства феодальной аристократии. Были созданы дворянские и посадско-черносошные органы местного управления. Старый территориально-дворцовый аппарат власти с Боярской Думой во главе вынужден был уступить свои позиции Дьяческой Приказной Администрации. Уложением о службе и другими военными реформами строго регламентировались служилые обязанности всего без исключения служилого класса. Родовитая знать оказалась в опасном положении, окружённая дворянством.

Реформы правительства Ивана IV

Избранная Рада.

Планы переустройства России вынашивала небольшая группа людей окружавших в то время Ивана IV. Одним из них был метрополий Макарий, образованнейший человек своего времени, активно участвовавший в государственной деятельности 40-50 годов. Другим приближенным стал священник придворного Благовещенского собора Сильвестр. Приблизил Иван IV к себе и незнатного по происхождению Алексея Адашева.

К началу 1549 года влияние на царя Сильвестра и Адашева значительно усилилось, и последний становится, по сути, руководителем правительства, названного в последствии “Избранной Радой”.

С именем Алексея Адашева связаны все последующие реформы, а также успехи внешней политики России в середине ХVI века.

Кроме них в разработке и проведении реформ также учавствовали “думцы” Захарьины, Андрей Кубский, И.В.Шереметьев и др.

Реформы конца 40-х начала 50-х годов составили первый период царствования Ивана IV Васильевича, правительственная деятельность которого шла под влиянием “избранной рады” и отличалась добрыми свойствами. В это же время была завоевана Казань (1552г.), занята Астрахань (1556г.) и были проведены серьезные реформы.

Правительство “Избранной Рады” уделяло большое внимание укреплению царского госаппарата. В 1550-е годы совершенствуется приказная система. В ее основе лежали принципы нераздельной судебной и административной власти. Приказы были функциональные, территориальные, дворцовые и общегосударственные. Число приказов – центральных госучереждений – постоянно растет в связи с усложнением функций управления. К концу ХVI века было уже 30 приказов.

Земский собор.

В 1549 году впервые в истории России был созван Земский собор – совещательный орган, где были представлены аристократия, духовенство, служилые люди. В последствии в Земских соборах учавствовали представители купечества и городской верхушки. Земский собор – выборные люди из всех городов Русской земли. Московское государство вышло на путь установления сословно-представительной монархии. Земские соборы не ограничивали власти царя, а служили для совета и опоры в проведении внутриполитических и внешнеполитических мероприятий.

На Земском соборе 1549 года было принято решение и создании нового правового кодекса – Судебника.

Судебник 1550 года.

В 1550году на основе предыдущего судебника 1497 года, созданного Иваном III (дедом Ивана Грозного), был создан новый Судебник, более расширенный и лучше систематизированный. Большая часть его посвещена вопросам управления и суда. В частности дворяне были освобождены от подсудности бояр-наместников и по всем судебным и административным делам перешли в ведение государства.

Судебник 1550 года включал в себя упорядоченные статьи о правилах перехода крестьян (Юрьев день), ограничил права наместников, ужесточил наказания за “разбой”, вводил статьи о наказании за взяточничество, отменял податные льготы монастырей и другие статьи.

Однако главные изменения в социально-экономической сфере были направлены на обеспечение землей служилых людей – дворян. Для проведения упорядочения земель предпринимается их всеобщая перепись. В прцессе ее осуществления прежнее подворное налоговое обложение заменялось поземельным. Ущемлялись интересы церкви, крестьянина, зато в привилегированном положении оказались помещики.

Размеры земельных владений обуславливались и прежними службами дворян. Каждый служилый человек имел право требовать поместье не менее 100 четвертей земли (150 десятин), так как именно с такой земельной площади должен был выходить на службу “ человек на коне и в доспехе полном”. С первых 100 четвертей выходил сам землевладелец, а со следующих – его вооруженные холопы. Вотчины в отношении службы уравнивались с поместьями, а вотчинники должны были нести службу на тех же основаниях, что и помещики.

Собор Стоглава 1551 года.

Усиление государства, ослабление позиций феодальной знати поставило вопрос о месте церкви в государстве и ее отношениях с царской властью. Царская же власть, заинтересованная в поддержке духовенства, не могла остаться в стороне от назревших церковных преоразований. В 1551 году был собран церковный собор Стоглав, получивший свое название за то, что его постановления содержали 100 глав. На соборе собранном по инициативе Ивана IV и митрополита Макария, присутствовали служилые люди. Собор по предложению царя, нуждавшегося в поддержке церкви, одобрил Судебник и проводимые реформы.На соборе был оформлен общерусский пантеон святых, приняты меры по наведению порядка в поведении церковников. На соборе встал вопрос о церковном землевладении, но в основном церковь сохранила свои земли. В тоже время царская власть установила контроль над ростом церковного землевладения. Церковь по решению собора должна была вернуть владельцам земли, полученные от них после 1533 года. Впредь она могла приобретать и продавать земли только с разрешения царя.

На Стоглавом соборе между церковью и царской властью был заключен компромисс.

Военные преобразования.

С 1550 года на время военных походов ограничивалось местничество при назначении на командование войсками, так как управление дворянским войском чрезвычайно усложнилось затяжными спорами о воеводстве. “С кем кого ни пошлют на которое дело, ино всякой разместничается”,- повелел Иван Грозный. Поэтому местничество в армии воспрещалось и предписывалось несение воинской службы “без мест”. Принцип занимать высшие посты в армии родовитыми князьями и боярами тем самым нарушался.

Одновременно в Московском уезде было решено поместить 1070 дворян – “избранная тысяча”, которая должна была стать опорой самодержавной власти царя и ядром дворянского ополчения. Этот проект до конца не был реализован.

В том же 1550 году было создано и стрелецкое войско из 3000 человек, которые составляли личную охрану царя. К концу ХVI века в постоянном стрелецком войске уже насчитывалось 25 тысяч человек, которые являлись наиболее мощной силой русской армии.

Другие реформы.

1550 год – проведена реформа налогооблажения, так как развитие государства требовало денег. Вновь основываемые феодалами слободы в городах лишались податных и судебных льгот.

1552 год – создана Дворовая тетрадь – список членов государства двора (около 4 тысяч человек), из числа которых значились на должности в государстве: военачальники, городские воеводы, дипломаты и другие.

1554 год – было прекращено представление податных и судебных льгот светским феодалам.

1555-1556 года – отмена системы кормлений. Раньше при боярском управлении на местах и осуществлении ими судебно-административных функций, бояре получали право собирать на свои нужды “корм” с подвластного населения (отсюда “кормление”). По сути дела это было предоставление права боярству взымать в свою пользу ренту-налог. После отмены этой системы в пограничных городах для управления войском назначались служилые люди – воеводы, со временем получившие судебно-административную власть. Во всех других местах выбирались земские старосты из зажиточных крестьян и верхушки торговых людей. Земские старосты занимались раскладкой налогов и повинностей и вершили судебные дела.

Эта реформа усилила централизацию управления на местах, так как земские старосты подчинялись правительственным учреждениям. Надзор за деятельностью земских старост осуществляли губские старосты.

1556 год - было принято “Уложение о службе”, регулировавшее службу дворян, которые могли служить с 15 лет и служба передавалась по наследству. За службу дборян наделяли землей, а так же платили им жалование.

К осени 1559года реформаторская деятельность прекратилась. Проведенные в 50-ые годы реформы усилили центральную государственную власть и ее социальную опору – служилое дворянство.

На этом заканчивается первый период правления Ивана IV, благодатный для народа и России в целом, который длился 13 лет.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

Иван Четвёртый был сыном князя Василия Третьего и Елены Глинской. Когда отец Ивана умер, его правление на себя взяла мать (на пять лет), после смерти которой, вся власть перешла в руки семибоярщины.

Шестнадцатого января 1547 года Иван Четвёртый принял титул царя . В 1549 году была образована партия реформ, которую возглавлял царский любимец Алексей Адашев и, получившая название «Избранная рада». В неё входили такие приближённые царя как А. М. Курбский, священник Сильвестр, митрополит Макарий, а также дьяк Иван Висковатый. С этого времени началась эпоха правления Ивана Грозного, которая ознаменовалась небывалыми успехами во внешней политике и внутренних делах русского государства.

Иваном Четвёртым совместно с Избранной радой был проведён ряд реформ, которые были направлены на централизацию Русского государства. Очень повлияло на характер данных реформ Московское восстание (1547 год), которое показало царю, несамодежавность царской власти.

Важным первым шагом считается Земский собор 1550 года (другое название – Великая земская дума), во время которого царь Иван дол боярам понять, что отныне он берёт бразды правления в собственные руки и время боярского самовластия прошло. Итогом данного совещания явилось обновлённое издание судебного свода, по большей части повторяющий Судебник сорок седьмого года, но дополненный и исправленный различными грамотами и указами, которые были связаны с улучшением судебных порядков.

В 1551 году на Царском соборе были зачитаны «Царские вопросы», которые были разделены на сто глав, отчего данный собор историки часто называют Стоглава. Данное собрание имело такие же государственные полномочия, как и Судебник. Основная тема церковной реформы проведённой Грозным касалась монастырского земледелия. В том же пятьдесят первом году царь издал указ об конфискации всех угодий и земель, которые были переданы Боярской думой монастырям и епископам после кончины Василия Третьего. Данный закон полностью запрещал приобретать церкви новые земли без правительственного разрешения.

В 1553 году Иван Грозный вводит на Руси печатное дело, которое становиться новым ремеслом, а также укрепляет вооружённые силы, создав стрелецкое войско. Кроме того, основным пунктом своей внешней политики Иван Грозный считал окончательное сокрушение татарской силы (в 52-56 году были взяты Казань и Астрахань, положив конец татарскому господству в Поволжье).

В 1560 году Грозный разогнал раду, после чего последовала эпоха опричнины и многочисленных казней.

Таким образом, мы можем говорить о двух направления реформаторской деятельности Ивана IV Грозного – реформы избранной рады и опричнина. О каждом из направлений следует поговорить отдельно и более обстоятельно.

Иван Ⅳ был сыном князя Василия Ⅲ и Елены Глинской. (правитель, который дольше всех русских царей правил страной – чуть больше 50 лет; сумел удвоить территорию державы Руси.) Когда отец Ивана умер, его правление на себя взяла мать (на пять лет), после смерти которой, вся власть перешла в руки семибоярщины. Суть боярского правления 1533 - 1547гг. в следующем:

  1. Воспользовавшись тем, что наследнику престола - Ивану IV было 3 года, власть в стране взяла группировка бояр;
  2. Был создан регентский совет во главе с матерью Ивана IV Еленой Глинской;
  3. Фактическим правителем России стал ее фаворит боярин Оболенский;
  4. После смерти Елены Глинской в 1538 г. началась ожесточенная борьба за власть между боярами;
  5. Сложилось два враждебных боярских клана, сгруппировавшихся вокруг боярских родов Шуйских и Вельских;
  6. В период борьбы боярских группировок (приходившейся на юность Ивана Грозного) власть великого князя значительно ослабла и стала номинальной, хотя у нее все же оставались сторонники, которые не позволили ликвидировать великокняжескую власть окончательно.

16 января 1547 года Иван Ⅳ принял титул царя. Особенностью его прихода к власти было то, что впервые в истории Руси великий князь был венчан на царство и получил титул царя:

  1. до падения ига «царем» называл себя главный хан Золотой Орды;
  2. данным титулом золотоордынский царь подчеркивал свою власть над всеми;
  3. впервые приняв титул «царь», Иван Грозный показал свою абсолютную суверенность, независимость от всех других властей;

В 1549 году была образована партия реформ, которую возглавлял царский любимец Алексей Адашев и, «Избранная рада». В неё входили такие приближённые царя как А. М. Курбский, священник Сильвестр, митрополит Макарий, а также дьяк Иван Висковатый. С этого времени началась эпоха правления Ивана Грозного, которая ознаменовалась небывалыми успехами во внешней политике и внутренних делах русского государства.

Иваном Ⅳ совместно с Избранной радой был проведён ряд реформ, которые были направлены на централизацию Русского государства. Очень повлияло на характер данных реформ Московское восстание (1547 год), которое показало царю, несамодежавность царской власти. Реформы продолжались с 1549 – 1560 гг.

Название реформы

Суть реформы

Созыв Земского собора

«Первый Земский собор» (высшее сословно-представительное учреждение). Иван Грозный собрал представителей всех сословий (кроме крестьян). Полномочия каждого чётко разграничивались;

В соборе была представлена Боярская дума (высший совет, состоявший из аристократии, решавший вопросы управления, внешней политики, законодательства и суда), представители высшего духовенства, а также выборные люди от городов и уездов.

Земские соборы занимались решением важнейших государственных дел, прежде всего вопросами внешней политики и финансов. В период междуцарствий на Земских соборах избирались новые цари.

Судебник

Судебник (Закон, который ограничивал и ужесточал права крестьян и предусматривал единый налог – «большая соха»).

На основных территориях вводилась новая единица налога - большая соха. Ее размеры колебались в зависимости от социального положения землевладельца: на соху черносошного крестьянина приходилось меньше земли, но больше налогов.

Наказания за взятки предусматривались для всех.

Ограничивались права наместников

Устанавливалась ответственность за оскорбление

Наказания за бесчестие

Право крестьян на уход от владельца в Юрьев день

Увеличилась плата за «пожилое» (плата за уход от владельца в Юрьев день)

Ликвидировал право удельных князей осуществлять судебные функции

Закрепил функцию суда исключительно за государством.

Формирование приказов

Создание системы исполнительной власти и государственного управления, состоящей из 22 приказов.

Во главе приказа стоял боярин или дьяк (крупный государственный чиновник).

Разрядный приказ занимался организацией войска

Разбойный - борьбой с уголовными преступлениями

Поместный – раздачей земель в поместье

Челобитный приказ - жалобами, подаваемыми на имя царя.

Были унифицированы ранее свободно трактуемые нормы церковной жизни. Новый единый для всех порядок был закреплен в решении Стоглавого собора 1551 г. - съезда священнослужителей с участием боярства и царя, который оформил новый церковный устав в виде 100 глав.

Были запрещены новшества в иконописи.

Упорядочение церковных правил и обрядов.

Иван IV заявил о необходимости перераспределения земель между землевладельцами.

Местное самоуправление

Были отменены кормления (способ содержания должностных лиц за счёт местного населения в течение периода службы).

Власть в уездах перешла от наместников в руки губных старост (выборных представителей местного дворянства), а в тех уездах, где не было частных земель – к земским старостам. В руках губных и земских старост оказалось все местное управление.

Бояре стали получать от государства денежное жалование за свою службу.

Военная реформа

Формирование постоянной армии

Главным принципом организации армии стала постоянная военная служба, которая вознаграждалась земельными угодьями;

Ядро новой армии составляли «избранная тысяча» (1070 дворян, которые получили обширные земельные участки под Москвой) и стрелецкое войско (стрельцы из незнатных людей);

Часть войска набиралась из крестьян.

В войско входили казаки, жившие на Дону.

Составлено Уложение о службе. Определены обязанности дворян и размер земельных участков, которыми они наделялись. Вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать её по наследству.

Единообразие вооружения.

Появление артиллерии. В Москве был построен «Пушечный двор», который отливал пушки.

Кроме того, в армию стали привлекать иностранцев, число которых было незначительно.

В 1560 г. Избранная рада прекратила свое существование.

  • Между царем и его советниками были серьезные политические разногласия. Укрепление государства и его централизация требовали глубоких реформ, рассчитанных на длительный период времени, но царю нужны были немедленные результаты.
  • Разногласия во внешней политике: Избранная рада не поддерживала Ливонскую войну (католическая военная организация немецких рыцарей крестоносцев), считая более важным оборону южных границ и освоение земель, лежащих к югу от Тулы.

Опричнина.

1565-1572 гг. – опричнина (личная владение Ивана Грозного). Опричниной сначала была Александровская слобода – личное владение Ивана Грозного, куда царь уехал из Москвы, и оттуда отрекся от престола. По возвращении в Москву Иван Грозный забирает в опричнину часть Москвы, Суздальский, Можайский, Вяземский, Костромской уезды, значительные земли на западе и юге страны, где формировался европейского типа уклад, и эти земли очень трудно было контролировать. Остальная территория страны стала называться «земщиной». Земщину обложили налогами в пользу опричнины. Территория опричнины постепенно увеличивалась и захватила большую часть государства.

Формирует опричное войско – привилегированную личную гвардию царя. Опричники скакали на конях, к седлу была привязана метла и собачья голова. Это означало, что они готовы вымести из государства всех неугодных царю и верны ему как собаки.

В годы опричнины царь почти не созывал Боярскую Думу в полном составе и перестал пополнять ее новыми членами. Боярская Дума лишилась почти всех авторитетнейших ее представителей. Ее влияние ослабло.

Уже в 1571 году Иван Грозный решает прекратить политику опричнины. В это время Крымский хан совершил набег на Москву и сжег ее. Большая часть опричников на службу не вышла, Москву не защитила. Теперь опричники – убийцы с боярскими титулами, становились опасными самому Ивану Ⅳ. Сохранение опричнины угрожало обороноспособности страны. В 1572 году Грозный отменил опричнину и казнил некоторых опричников.

Иван Грозный умер в марте 1584 г. Наследником престола стал его второй сын Федор, слабый, болезненный, запуганный отцовским террором человек. Между приближенными к престолу началась борьба за власть и за влияние на слабого царя. На место царя выдвигается царский шурин Борис Федорович Годунов – умный, способный, энергичный и честолюбивый боярин. При Грозном он упрочил свое положение женитьбой на дочери любимого царского опричника Малюты Скуратова, а потом царевич Федор женился на его сестре Ирине, и Борис стал, таким образом, близким к царской семье человеком. Преодолев сопротивление старой знати, Годунов становится при царе Федоре правителем государства.