Урок № 2

Тема: Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока: учебник А А Вигасин, Г. И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира» 5 класс, общеобразовательных учреждений, М: Просвещение 2004 год; историческая карта «Древняя Греция»; раздаточный материал; мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Основные понятия: колония, Эллада, эллины.

Ход урока:

Методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

2 мин.

15 мин.

Вопрос классу

Фронтальный опрос с места.

Работа с картой.

И ндивидуальный опрос у доски .

И ндивидуальный опрос.

20 мин.

Слайд №1

Если затруднились.

Стр.72, п3.

Слайд №2

Слайд №3

Дополнительно: стр. 144 – 145 п.1 уч.

Слайд №4

Работа с текстом учебника.

Слайд №5

Учащиеся работают с картой.

Слайд №6

Слайд №7

Стр. 146 уч.

Слайд №8

Читаем II фрагмент источника.

Доп. стр.145 п.2 уч.

Слайд №9

3 мин.

I Орг.момент

Приветствую учащихся и проверяю готовность к уроку.

II Проверка домашнего задания

Ребята к ак вы думаете, где мог произойти такой разговор отца с сыном: «Хорош бы я был, если бы выслушивал твои жалобы. Надо бы выдрать тебя за то, что дал связать себя какому-то илоту. Это позор не только тебе, но и мне, твоему отцу. Воруй, но не попадайся!»

Хорошо. Почему в Спарте, как вы это определили?

Где располагалась Спарта?

Как назывался полуостров?

Области завоеванные дорийцами?

Каким был состав населения Спарты? На какие группы делилось? Чем о тличалось положение спартанцев, илотов и периэков ?

Каким было управление в Спарте?

Карточки с текст ом , в котором необходимо исправить ошибки.

«Спартой управляли цари, которых выбирали на народном собрании. Голосование происходило путем поднятия рук. Царям подчинялся Совет старейшин, в который входили мужчины не моложе 50 лет, выбиравшиеся на 10 лет. В Совет старейшин могли входить и женщины – матери самых храбрых воинов».

Как воспитывали юношей спартанцев?

Какую цель преследовало такое воспитание?

Кроссворд.

    Основное занятие спартанцев. Что воспитывали с детства и чему посвящали всю жизнь.

    Как спартанцы начали называть покоренное население?

    Неполноправные жители Древней Спарты, занимающиеся ремеслом и торговлей.

    Юных спартанцев учили говорить кратко, давать меткие и точные ответы, такая речь называлась…

    Название полуострова куда вторглись завоеватели дорийцы?

    Один из самых крупных греческих полисов располагающийся в Южной Греции?

III Изучение нового материала

План: 1. Причины переселения греков в другие страны.

    В каких местах греки основывали колонии.

Тема нашего сегодняшнего урока «Греческая колонизация».

Вспомните что такое колония? Где мы встречались с этим понятием?

Подумайте на ваш взгляд, что нам предстоит сегодня выяснить?

Наша цель ответить на эти вопросы. В конце мы к ним вернемся.

Итак, что же заставляло греков покидать свою Родину и основывать колонии? Чтобы ответить на этот вопрос мы обратимся к историческому источнику.

После обсуждения учитель подводит итог.

Причины создания колоний: - угроза голода;

Долговое рабство;

Малоземелье;

Борьба между демосом и аристократами;

Развитие торговли.

Читают отвечают на вопрос: кто и по каким причинам покидал Грецию?

Каковы направления греческой колонизации?

Обратите внимание, как на карте обозначены колонии. Направление греч. колонизации: Северное Причерноморье, Малая Азия, Северная Африка, Южные Апеннины, Северо-Западное Средиземноморье.

Что ввозили и что вывозили греки из колоний?

Какие места выбирали греки для основания колоний?

Обращаю внимание учеников на иллюстрацию ( стр. 145 учебника ) .

По каким признакам вы определили, что это колония, а не полис на Балканском полуострове?

Что доказывает, что перед нами греческая колония?

IV. Закрепление полученных знаний

Возвращаю детей к вопросам, поставленным в начале урока.

V. Домашнее задание : § 32. Пункт 3 параграфа дается для самостоятельного чтения.

Отвечают: такой разговор мог произойти в Спарте.

Упоминание об илотах; «воруй но не попадайся»

На юге Греции;

Пелопоннес;

Лакония и Мессения.

(2ой ученик проверяет, исправляет ошибки).

См. приложение №1

Ученики находят ошибки устно их исправляют, объясняют.

См. Прил. №2

Отвечают на вопросы вписывают ответ по цепочке.

Война, илоты, периэки, лаконичной, Пелопоннес, Спарта.

Записывают тему в тетрадь.

К.-поселения основанные древними народами в чужих землях.

Высказывают предположения .

Называя ответы, подтверждают цитатами из источника.

См.Приложение №3

кружком; стрелочками.

Заполняют таблицу. См. приложение №4

Колонии могли возникнуть только на побережье с удобными бухтами, в которые могли причалить корабли, с хорошими плодородными землями, на которых можно было выращивать пшеницу, с источниками пресной воды (например, в устье реки).

Отвечают на вопросы .

Вывод:

Слайд № 10

Сегодня на уроке мы с вами узнали, что в VIII–VI веке до н.э. греки основали множество колоний. Но где бы они ни жили, они говорили на одном языке, пользовались одними и теми же буквами, поклонялись олимпийским богам. Сами себя греки называли эллинами, а Грецию – Элладой.

§ 1 Почему греки покидали родину

VIII-VI вв. до н.э. ознаменовались в истории Древней Греции периодом Великой колонизации. Жители полисов бросали свои дома и переезжали в новые поселения, построенные по берегам Средиземного и Черного морей. Эпоха греческой колонизации привела к развитию ремесел, расширению торговли, а так же распространению греческой культуры.

В VIII веке до н.э. в Греции наконец-то наступил период мира. Крупные военные походы и внутренние конфликты из-за земель прекратились. Внутри полисов стали развиваться ремесла и торговля. У отдельных городов даже появилась некая специализация, так, Афины славились изделиями гончаров, а Коринф великолепным оружием.

Но этот период благополучия привел к новым сложностям.

Во-первых, росло население, а скудные земельные участки не могли предоставить достаточно пищи.

Во-вторых, развитие ремесла привело к использованию большего количества сырья для производства, запасов которых в самой Греции было недостаточно.

В-третьих, в большинстве городов шла ожесточенная борьба знати с демосом, в результате победы той или иной силы, вождям проигравшей стороны приходилось уезжать из родных мест на чужбину.

Все выше перечисленное привело к процессу, получившему название Великая греческая колонизация.

§ 2 Колонии греков по берегам Средиземного и Черного морей

Первая колония, названная Питекуссы, была построена около 770 г. до н.э. на острове Искья, расположенном недалеко от западного побережья Италии. Затем в течение 300 лет были основаны колонии на Средиземноморском побережье Европы, Африки и Малой Азии, а так же на берегах Черного моря. Колонизация шла в трех направлениях:

1)западное - остров Сицилия, Южная Италия (называемая также Великой Грецией), Галлия и Испания;

2)северо-восточное - Фракия, Малая Азия, побережье Черного моря;

3)южное - северное побережье Африки.

В отличие от финикийских колоний, греческие поселения были мало связаны с метрополией, городом, из которого прибыли переселенцы. Это были самостоятельные государства, поддерживающие лишь экономические отношения с Грецией. Из метрополии доставлялись ремесленные изделия, вино и оливковое масло, которые колонисты использовали сами или обменивали у местных жителей на необходимые им товары. В обратный путь отправляли зерно, скот, рыбу, строительную древесину, слоновью кость и рабов.

Колонии располагались рядом с удобными бухтами или в устье рек, недалеко от моря. Как правило, эти территории уже были заселены местным населением, поэтому колонистам приходилось их задабривать, выменивая земельные участки на необходимые продукты. Жители колоний стремились наладить мирные отношения с местным населением, что удавалось не всегда. Неудивительно, что собираясь построить город, сначала выбранное место обносили стеной, а затем уже строили дома и храм.

§ 3 Греческие колонии на территории скифов (северный берег Черного моря)

С наибольшими сложностями греки столкнулись в Северном Причерноморье. Здесь проживали племена воинственных скифов. Скифы были кочевниками, занимавшиеся скотоводством. Каждый мужчина с рождения приучался сидеть в седле, осваивал воинское искусство. Скифские женщины не уступали в воинском искусстве мужчинам, участвуя вместе с ними в битвах. Современные ученые предполагают, что легенды о женщинах-воительницах - амазонках - появились у греков после встречи со скифами.

В отличие от других племен, вожди которых с удовольствием приобщались к греческой культуре, скифы с неохотой перенимали греческие обычаи. Древнегреческий историк Геродот донес до нас историю скифского царя Скила. Матерь Скила была гречанка, научившая сына греческой грамоте. Царю неприятен был скифский образ жизни, он хотел жить как грек. Нередко он отправлялся в город Ольвия, где облачался в греческие одежды, ходил по городу, совершал жертвоприношения. Затем переодевался в скифскую одежду и покидал город. Такую процедуру царь проделывал несколько раз. Но со временем об этом увлечении Скила узнали скифы. Они подняли восстание и умертвили царя.

Ряд городов, основанных греками в Северном Причерноморье, находится на территории нашей страны. Это знаменитые города Феодосия, Херсонес и Пантикопей(ныне называемый Керчь). Теперь они являются знаменитыми курортами, куда люди приезжают не только отдохнуть, но и насладиться красотами древних построек.

§ 4 Краткие итоги урока

Подведем итоги урока:

1)в VIII-VI вв. до н.э. проходила так называемая Великая греческая колонизация;

2)колонизация была вызвана: перенаселением Греции, развитием ремесла и торговли, а также политической борьбой демоса и аристократии;

3)в результате колонизации греки заселили значительную часть побережья Средиземного и Черного морей;

4)жителям колоний приходилось уживаться с местным населением, наиболее воинственными были скифы.

Список использованной литературы:

  1. Виппер Р.Ю. Лекции по истории Греции
  2. Суриков И.Е. Древняя Греция: история и культура – М: 2005.
  3. Фролов Э.Д. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. – Л., 1981
  4. Геродот. История.

Использованные изображения:

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей Работу выполняли ученицы 5 д класса Щербакова Мария и Евсеева Влада

План: 1) Почему греки покидали родину. 2) В каких местах греки основывали колонии. 3) Греки и скифы на северных берегах Чёного моря.

Образование греческих колоний в 8-6 в. До н. э.

Почему греки покидали родину Население Греции росло, а страна была бедной. К тому же лучшие земли принадлежали знати. Не имевшие хороших участков земледельцы нуждались, залезали в долги. Угроза голода, стремление освободиться от долгов заставляли греков покидать родину в поисках счастья на чужбине. Была и другая причина выездов за море. В Греции часто происходили гражданские войны между демосом и знатью, проигравшие в страхе уезжали. Чаще всего к отъезду готовились заранее.

В каких местах греки основывали колонии Колонии располагались рядом с удобными бухтами или в устье рек, недалеко от моря. Как правило, эти территории уже были заселены местным населением, поэтому колонистам приходилось их задабривать, выменивая земельные участки на необходимые продукты. Жители колоний стремились наладить мирные отношения с местным населением, что удавалось не всегда. Неудивительно, что собираясь построить город, сначала выбранное место обносили стеной, а затем уже строили дома и храм. Люди занимались выращиванием и охотой, обменивались греческими купцами.

Греки и скифы на северных берегах Чёрного моря. С наибольшими сложностями греки столкнулись в Северном Причерноморье. Здесь проживали племена воинственных скифов. Скифы были кочевниками, занимавшиеся скотоводством. Каждый мужчина с рождения приучался сидеть в седле, осваивал воинское искусство. Скифские женщины не уступали в воинском искусстве мужчинам, участвуя вместе с ними в битвах. Современные ученые предполагают, что легенды о женщинах-воительницах – амазонках – появились у греков после встречи со скифами. В отличие от других племен, вожди которых с удовольствием приобщались к греческой культуре, скифы с неохотой перенимали греческие обычаи. Древнегреческий историк Геродот донес до нас историю скифского царя Скила. Матерь Скила была гречанка, научившая сына греческой грамоте. Царю неприятен был скифский образ жизни, он хотел жить как грек. Нередко он отправлялся в город Ольвия, где облачался в греческие одежды, ходил по городу, совершал жертвоприношения. Затем переодевался в скифскую одежду и покидал город. Такую процедуру царь проделывал несколько раз. Но со временем об этом увлечении Скила узнали скифы. Они подняли восстание и умертвили царя.

Вывод Где бы ни жили греки- в Афинах, в Спарте, или в колониях, они говорили на одном языке, пользовались одними и теми же буквами, поклонялись олимпийским богам. Самих себя, свой народ греки называли эллинами, а Грецию- Элладой

Вопросы 1 2 3 4 5

Вопрос № 5 Кем была мать Скила? табло

Вопрос № 4 Расскажите легенду о Скиле. табло

Вопрос № 3 Как звали царя скифов? табло

Вопрос № 2 Почему греки покидали родину? табло

Вопрос № 1 Объясните значение слова Эллада, эллины. табло

Первая колония, названная Питекуссы, была построена около 770 г. до н.э. на острове Искья, расположенном недалеко от западного побережья Италии. Затем в течение 300 лет были основаны колонии на Средиземноморском побережье Европы, Африки и Малой Азии, а так же на берегах Черного моря. Колонизация шла в трех направлениях:

1) западное – остров Сицилия, Южная Италия (называемая также Великой Грецией), Галлия и Испания;

2) северо-восточное – Фракия, Малая Азия, побережье Черного моря;

3) южное – северное побережье Африки.

В отличие от финикийских колоний, греческие поселения были мало связаны с метрополией, городом, из которого прибыли переселенцы. Это были самостоятельные государства, поддерживающие лишь экономические отношения с Грецией. Из метрополии доставлялись ремесленные изделия, вино и оливковое масло, которые колонисты использовали сами или обменивали у местных жителей на необходимые им товары. В обратный путь отправляли зерно, скот, рыбу, строительную древесину, слоновью кость и рабов.

Колонии располагались рядом с удобными бухтами или в устье рек, недалеко от моря. Как правило, эти территории уже были заселены местным населением, поэтому колонистам приходилось их задабривать, выменивая земельные участки на необходимые продукты. Жители колоний стремились наладить мирные отношения с местным населением, что удавалось не всегда. Неудивительно, что собираясь построить город, сначала выбранное место обносили стеной, а затем уже строили дома и храм.

§3. Греческие колонии на территории скифов
(северный берег Черного моря)

С наибольшими сложностями греки столкнулись в Северном Причерноморье. Здесь проживали племена воинственных скифов. Скифы были кочевниками, занимавшиеся скотоводством. Каждый мужчина с рождения приучался сидеть в седле, осваивал воинское искусство. Скифские женщины не уступали в воинском искусстве мужчинам, участвуя вместе с ними в битвах. Современные ученые предполагают, что легенды о женщинах-воительницах – амазонках – появились у греков после встречи со скифами.

В отличие от других племен, вожди которых с удовольствием приобщались к греческой культуре, скифы с неохотой перенимали греческие обычаи. Древнегреческий историк Геродот донес до нас историю скифского царя Скила. Матерь Скила была гречанка, научившая сына греческой грамоте. Царю неприятен был скифский образ жизни, он хотел жить как грек. Нередко он отправлялся в город Ольвия, где облачался в греческие одежды, ходил по городу, совершал жертвоприношения. Затем переодевался в скифскую одежду и покидал город. Такую процедуру царь проделывал несколько раз. Но со временем об этом увлечении Скила узнали скифы. Они подняли восстание и умертвили царя.

Ряд городов, основанных греками в Северном Причерноморье, находится на территории нашей страны. Это знаменитые города Феодосия, Херсонес и Пантикопей (ныне называемый Керчь). Теперь они являются знаменитыми курортами, куда люди приезжают не только отдохнуть, но и насладиться красотами древних построек.

Краткие итоги урока

Подведем итоги урока:

1) в VIII-VI вв. до н.э. проходила так называемая Великая греческая колонизация;

2) колонизация была вызвана: перенаселением Греции, развитием ремесла и торговли, а также политической борьбой демоса и аристократии;

3) в результате колонизации греки заселили значительную часть побережья Средиземного и Черного морей;

4) жителям колоний приходилось уживаться с местным населением, наиболее воинственными были скифы.

В Древней Греции к VI в. до н.э. сложилось множество независимых государств (полисов). Греки были высокоразвитым народом. Они были хорошими воинами, умелыми торговцами, искусными ремесленниками. Кроме того, греки были отличными мореплавателями. Их жизнь во многом была связана с морем. Потому что Греция была со всех сторон окружена морями (см. карту). Земля Греции покрыта горами, часто по морю было добираться быстрее, чем по суше. Греки хорошо изучили окружающие их моря.

События

VIII-VI вв. до н. э. - Великая греческая колонизация.

Колонизацией греки называли основание новых поселений - независимых полисов в дальних землях.

Метрополией (дословно переводится как «город-мать») назвалось то государство, которое основало колонию. Колония не становилась зависимой от метрополии, это было самостоятельное государство.

Зачем греки основывали колонии?

  • Греция - небольшая страна. Когда увеличивалось население, сложно было его прокормить. Не хватало хлеба, к тому же в гористых районах его было очень сложно выращивать.
  • В Греции нередки были столкновения знати и демоса. Проигравшая группировка часто изгонялась из полиса и вынуждена была искать новое место жительства.

Где греки основывали колонии?

  • Все колонии Древней Греции были приморскими.
  • Греки основывали новые полисы на берегах Средиземного и Чёрного морей, по берегам Европы, Азии и Африки.

Известные греческие колонии (см. карту):

Запад - Сиракузы, Неаполь, Массилия.

Восток - Ольвия, Херсонес, Пантикапей. Соседями греков в этих краях были скифы.

Юг - Кирена.

Из колоний греки везли:

  • зерно,
  • металлы,
  • рабов.

Из Греции в колонии ввозилось:

  • оливковое масло,
  • вино.

Как повлияла колонизация на жизнь древних греков?

  • Развивались ремёсла,
  • повысился уровень жизни,
  • новый приток рабов,
  • расширился кругозор греков.

Участники

Рис. 1. Колонии Греции ()

Греки научились строить прочные деревянные корабли. Купцы везли на них изделия ремесленников и другие греческие товары в заморские страны. Шерстяными тканями славился Милет - греческий город в Малой Азии. Лучшее оружие производили в городе Коринфе, а лучшие гончарные изделия - в Афинах.

Сначала купцы лишь на короткое время приставали к чужим берегам для обмена товарами с местными жителями. Затем греческие торговые города стали основывать свои постоянные колонии на побережьях Средиземного и Черного морей (рис. 1).

В Греции было много желающих переселиться в колонии: ремесленников, надеявшихся найти там хороший сбыт своим изделиям, крестьян, потерявших землю, людей, вынужденных бежать со своей родины. Борьба демоса и знати в греческих полисах заставляла многих греков покидать родину. Гесиод писал, что бедняки уезжали, «чтобы от долгов освободиться и голода злого избегнуть». При победе знати ее противники вынуждены были бежать, спасаясь от мести победителей. Демос, добившись власти, изгонял враждебных ему аристократов. «Я на корабль беглеца пышный мой дом променял», - писал изгнанный аристократ.

Город, основывающий новую колонию, отправлял туда целую флотилию военных и торговых кораблей (рис. 2).

Рис. 2. Греческий торговый корабль ()

В чужой стране греки захватывали земли возле удобной бухты или в устье реки. Здесь они строили город и окружали его крепостной стеной. Переселенцы устраивали ремесленные мастерские, обрабатывали около города землю, разводили скот, торговали с племенами, жившими в глубине страны. У местных племен греки приобретали рабов. Часть рабов оставляли работать в колониях, а часть отправляли для продажи в Грецию.

Многие колонии не уступали по величине большим городам Греции. Греки не удалялись далеко от моря. Один древний писатель сказал, что они сидели на берегу моря, как лягушки сидят вокруг пруда.

В Греции благодаря торговле с колониями увеличился спрос на ремесленные изделия, а это способствовало дальнейшему развитию в ней ремесел и торговли. Стали быстро расти греческие города, расположенные возле удобных гаваней. Привоз рабов из колоний вел к развитию в Греции рабовладения.

Хотя греки расселились на огромной территории, они продолжали говорить на родном языке. Себя они называли эллинами, а свою родину - Элладой. В странах же, где возникли колонии, распространялась греческая культура - эллинизм.

На берегах Черного и Азовского морей сохранились развалины древних греческих городов - остатки крепостных стен, домов, храмов. Археологи находят среди развалин и в гробницах монеты, изделия ремесленников, надписи на греческом языке. Часть изделий изготовлена здесь, а часть привезена из Греции. На берегу Керченского пролива стоял один из наиболее древних и крупных греческих городов на юге нашей страны - Пантикапей (рис. 3).

Рис. 3. Пантикапей (Реконструкция) ()

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  1. W-st.ru ()
  2. Xtour.org ()
  3. Historic.ru ()

Домашнее задание

  1. Найдите на карте и опишите местоположение крупнейших греческих колоний: Массилия, Тарент, Сиракузы, Кирена, Милет.
  2. Назовите основные причины основания греческих колоний.
  3. Какой образ жизни вели греки на чужбине?
  4. Как повлияло распространение греческой культуры на местное население?