В каждом уроке можно выделить его основные этапы, которые хар-ся различными видами деятельности преподавателя и учащихся. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях и определяют, таким образом, построение урока, взаимосвязь между этапами урока, то есть его структуру

Под структурой урока следует понимать соотношение элементов урока в их определённой последовательности и взаимосвязи между собой.

Проведение любого урока состоит из трёх фаз: подготовительной, фазы активного обучения , фазы оценивания результатов урока . Содержание этих фаз можно представить следующей схемой, разработанной Э. Стоунсом

Ι. Подготовка:

1. Определение целей урока в терминах научения учеников

2. Анализ цели урока с тем, чтобы выявить его основные элементы.

3. Определение ключевых характеристик, понятий и навыков, которым будут научаться ученики.

4. Проверка наличного уровня владения учениками предметом, которому их будут учить.

5. Принятие решения о том, как обеспечить постепенное научение, гарантирующее ученику высокий уровень успешности.

6. Принятие решения о типе осуществляемых учениками действий, о характере обратной связи, которую следует обеспечить, о способах предъявления учебного материала и оценке степени его усвоения.

ΙΙ. Обучение:

7. Объяснение в начале урока характера нового материала, которым ученики должны овладеть.

8. Обеспечение примеров, дающих представление обо всём диапазоне ключевых характеристик изучаемых понятий.

9. Упорядочивание примеров с тем, чтобы обучение понятиям было экономичным и эффективным.

10.Приведение контрпримеров, не относящихся к утопическим понятиям.

11.Приведение новых примеров с тем, чтобы расширить понимание понятия.

12.Помощь учащимся на начальных этапах научения. Сначала она значительна, но постепенно сходит на нет, когда учащиеся могут продемонстрировать научение без посторонней помощи.

13.Поощрение учеников теми или иными способами, позволяющие им почувствовать, что научение идёт успешно, и повышающие их заинтересованность в обучении.

14.Стимулирование учеников к самостоятельному объяснению новых понятий посредством вопросов, подсказок, выдвижения гипотез и т.п.

15.Увеличение уровня мотивации всех учеников посредством обеспечения высокого уровня успешности в научении.

16.Обеспечение обратной связи с деятельностью учеников на всех стадиях их научения.

17.При обучении двигательным навыкам упорядочивание контрольных практических занятий относительно меняющихся условий выполнения навыка.

18.При обучении двигательным навыкам обеспечение плавного перехода от одного поднавыка к другому.

19.Поощрение учеников к самостоятельным, аналитическим и эвристическим решениям проблем.

ΙΙΙ. Оценивание :

20.Проверка умения учеников применять усвоенное научение в новых ситуациях (перенос на меняющиеся условия).

21.Оценка заинтересованности учеников в изучаемом ими предмете.

22.Сравнение достижений учеников с целями данного урока.

Многообразие структур урока, методов их организации и дидактических целей предполагает разнообразие их типов

Приведём классификацию уроков по Б.П. Есипову с рассмотрением их структурных особенностей:

1.Урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения новых знаний . Структура такого урока: повторение предыдущего материала, который является основой для изучения нового; объяснение учителем нового материала и работа с учебником; проверка понимания и первичное закрепление знаний; задание на дом.

2.Урок закрепления знаний . Его структура: проверка домашнего задания; выполнение устных и письменных упражнений; проверка выполнения заданий; задание на дом.

3.Урок выработки и закрепления умения и навыков . Предполагает воспроизведение теоретических знаний; выполнение практических заданий и упражнений; проверка самостоятельно выполненных работ; задание на дом.

4.Урок обобщения и систематизации знаний . Такие уроки проводятся в конце изучения отдельных тем, разделов, учебных курсов. Их обязательными элементами являются вступление и заключение учителя, а само повторение и обобщение материала проводится в форме кратких сообщений и беседы учителя с учащимися

5.Урок проверки знаний, умений и навыков . Основные задачи такого урока - выявление уровня обученности учащихся и установление недостатков в овладении материалом. При этом могут использоваться письменные или устные формы контроля

План урока по теме: «Заполнители»

Преподаватель: Червова Наталья Викторовна

ОУ: ГПОУ с. Тарасово

Профессия: «Штукатур»

Дисциплина: Материаловедение

Тема урока: «Заполнители»

Тип урока: изучение новых знаний

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме: «Заполнители».

Задачи:

Образовательная:

1.способствовать обобщению знаний по теме «Роль и свойства заполнителей»;

2. систематизировать и углубить знания по теме «Классификация заполнителей»;

3. применять полученные знания в конкретных ситуациях.

Развивающая:

    содействовать формированию причинно-следственных связей, умений анализировать, делать выводы, вносить предложения;

    обеспечивать развитие речи учащихся.

    развивать образное мышление, фантазию, воображение, творческий подход к выполняемой работе.

Воспитательная:

    Способствовать развитию ответственности, товарищества;

    Повышать интерес к выбранной профессии.

    Закреплять навыки коллективной деятельности.

Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: работа в микрогруппах, практическая работа (упражнения), демонстрация слайдов, беседа.

Междисциплинарные связи: Специальная технология, производственное обучение.

Материально-техническое оснащение: ТСО (проектор)

Учебно-методическое обеспечение:

    инструкционные карты;

    рабочие тетради учащихся;

    учебник В.А.Смирнов «Материаловедение»;

    карточки – задания;

    образцы материалов.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие, сверка списочного состава, активизация учащихся к выполнению работы, целеполагание.

2. Проверка ранее усвоенного материала

Выяснит степень усвоения ранее изученного материала (карточка - задание)

Варианты ответов

Правильный

1. К «вяжущим» относят:

а) песок, гальку, опилки

б) гипс, известь, жидкое стекло

в) цемент, глину, песок

2. Кгидравлическим вяжущим относят:

а цемент, гидравлическую известь

б) цемент, глину

в) гипс, глина гипс, жидкое стекло

3. Портландцемент-это... вяжущее

а) воздушное

б) гидравлическое

в) штукатурное штукатурное

4. Раствор – это:

а) смесь вяжущего, воды и песка

б) смесь вяжущего и воды

в) смесь вяжущего, заполнителя и воды рационально подобранная смесь вяжущего, воды, песка и необходимых добавок

5. Растворная смесь это:

а) смесь вяжущего, заполнителя и воды

б) смесь вяжущего, заполнителя и воды до начала схватывания

в) смесь вяжущего, заполнителя и воды после затвердения.

6. Какое вяжущее при твердении увеличивается в объёме?

а) цемент

б) известь

Устный опрос.

    Охарактеризуйте общие свойства портландцемента?

    Что такое активность и марка цемента?

    Укажите разновидности портландцемента?

    Активные минеральные добавки для портландцемента?

4. Актуализация опорных знаний, необходимых для изучения новой темы

Сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; обозначить его практическую значимость.

5. Объяснение нового материала

а) мотивация введения новых понятий.

б) объяснение нового материала с использованием ТСО и средств наглядности.

    Общие сведения о видах и назначение заполнителей;

    Роль и свойства заполнителей;

    Классификация заполнителей;

    Показатели качества заполнителей;

Конспект нового материала.

1. Общие сведения о видах и назначение заполнителей

Для приготовления бетонных, растворных, мастичных и клеевых смесей на минеральных вяжущих применяют заполнители и наполнители, специальные добавки, которые вводятся в смесь в сухом виде или при затворении водой.

1.1 Заполнители – рыхлая смесь зерен природного или искусственного

происхождения, имеющих определенные размеры.

2. Роль и свойства заполнителей.

2.1 Объем заполнителя – 85% от общего объема бетона;

70% от общего объема раствора.

2.3 Роль заполнителей:

Чем больше заполнителя в бетоне или растворе, тем дешевле бетон, раствор;

Снижается усадка раствора, бетона;

Повышается трещеноспособность раствора, бетона;

Определяют свойства бетона, раствора (легкие бетоны или растворы, хорошие теплопроводные свойства, декоративные свойства).

2.3 Свойства заполнителей.

Применение пористых заполнителей, получаем легкие бетоны и растворы, обладающие хорошими теплоизоляционными свойствами.

Применение дробленого мрамора, андезита, цветного стекла, слюды, получаем декоративные растворы и бетоны для отделочных работ.

3. Классификация заполнителей.

3.1 От размера зерен: различают мелкие (0,16 – 5 мм) и крупные (5-70 мм)

3.2 По форме различаю: круглые и шероховатые.



растворы


Мелкий заполнитель

Крупный заполнитель


Гравий – частицы гладкие округлой формы

Щебень – частицы неправильной формы, шероховатые



3.3 По происхождению заполнители подразделяют:

1. На природные;

2. искусственные;

3. на отходы промышленности.

Заполнители



Отходы промышленности

(топливные шлаки, грубодисперсные золы ТЭЦ, золошлаковые смеси)

Искусственные заполнители

Природные заполнители


Термическая обработка природного сырья и отходов промышленности

(керамзит, термолит, шлаковая пемза)

    Механическая обработка

Горные породы (гранит, диабаз, известняк, вулканический туф, гравий, кварцевый песок, мрамор


Попутно добываемые породы


Отходы обогащения


4. Показатели качества заполнителей.

Насыпная плотность

Мелкие (пористые)

Тяжелые (плотные)


Более 1200 кг/м3

Менее 1200 кг/м3


Марка 200……800


Марка: 1200


4.2 Зерновой состав – чем меньше зерно, тем меньше пустот в растворе или бетоне.

4.3 Минеральный состав – характеристика горной породы, оценка трещин, степень выветривания, данные о примесях, о радиации.

4.5 Прочность – характеризуется маркой от 8-24, чем слабее гравий, тем больше зерен.

4.6 Морозостойкость – оценивается маркой от F 15 до F300.

6. Закрепление изученного материала

1. Умение учащихся соотносить между собой понятия о видах и свойствах заполнителей. 2. Закрепить полученные знания на уроке (учащиеся, составляют по два вопроса по новой теме урока друг другу и записывают их на листе, затем обмениваются листами с вопросами друг с другом, затем оценивают ответы друг друга).

7. Подведение итогов урока

Самооценка и оценка учащихся и группы. Аргументация выставленных оценок, замечания по уроку.

8. Домашнее задание

Информация о домашнем задании.

Тема урока теоретического обучения ____________________________________________________

№ группы _____________________профессия_____________________________________________

Ф.И.О. педагога, проводившего урок_____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Показатели Критерии Весовой коэффициент Оценка в баллах
1. Цель 1.1. Соответствие требованиям програм­мы и потребностям учащихся а) соответствует содержанию теми урока, предполагает обеспечение условий для развития и саморазвития учащихся; б) соответствует содержанию темы урока, не предполагает обеспечение развития и саморазвития учащихся; в) соответствие требованиям программы и потребностям учащихся отсутствует
1.2. Соответствие возможностям учащихся а) ориентирована на физические, интеллектуальные (психические), социальные возможности учащихся; б) ориентирована только на общеучебные умения учащихся; в) соответствие возможностям учащихся отсутствует
1.3. Соответствие времени, отведенному на урок а) поставленную цель можно достичь в отведенное для урока время; б) поставленную цель можно частично достичь в отведенное для урока время; в) поставленную цель за урок достичь нельзя
2. Структура урока 2.1. Связь этапов учебной деятельности и их задач с целью урока а) задачи на каждом этапе соответствуют общей цели, не перегружают ее; б) сформулированные задачи не позволяют полностью достичь цели урока; в) цели урока и его задачи рассогласованы
2.2. Полнота учебных действий для решения целей урока а) на каждом этапе учебной деятельности педагог стимулирует и организует самостоятельную деятельность учащихся; б) самостоятельная деятельность учащихся ограничивается, педагог в готовом виде предъявляет учебную информацию и способы работы с ней; в) педагог не ориентируется на потенциал учащихся. Выполняет все действия сам, принуждая учащихся повторять за ним
2.3. Рациональность распределения этапов учебного занятия во времени а) педагог дифференцировано распределяет время с учетом сложности учебных задач на каждом этапе; б) время на разрешение учебных задач на отдельных этапах урока недостаточно четко определено; в) педагогом не зафиксировано время на каждый этап урока
2.4. Соответствие уровня умственной работоспособности учащихся их физиологическим особенностям а) полное соответствие б) частичное соответствие в) соответствие отсутствует
3. Содержание, формы, методы учебного занятия а) содержание, формы и методы соответствуют целям урока (обучающей, воспитывающей, развивающей); б) наблюдается частичное соответствие; в) содержание, методы, формы урока нецелесообразны
4. Результаты учебного занятии а) полное соответствие результата поставленной цели; 6} результат и цель соотносятся частично; в) результат не соответствует поставленной цели
5. Эмоциональный характер урока а) обстановка спокойная, учащиеся работают заинтересованно, старательно, педагог доброжелателен; б) обстановка спокойная, учащиеся пассивны, не проявляют интереса, педагог равнодушен; в) педагог и учащиеся раздражены, контакт между ними отсутствует
6. Педагогическая техника 6.1. Актерское мастерство, ораторское искусство а) мимика, жесты, движения в пространстве, темп речи, дикция, интенсивность, эмоциональность преподавателя направлены на развитие чувств, эмпатии учащихся, их внимания, культуры речи; б) актерские и ораторские качества педагога не­достаточно проявляются на учебном занятии, не являются воспитывающими факторами урока; в) педагог не владеет актерскими и ораторскими качествами. Эмоционально зажат
6.2. Оптимальность выбранного стиля руководства деятельностью уч-ся на учебном занятии а) педагог демонстрирует демократический стиль (тактичен, доброжелателен, вступает в диалог с учащимися, опирается на их жизненный опыт); б) педагог демонстрирует либеральный стиль (равнодушен, идет на поводу у учащихся, не обращает внимания на их затруднения и т.д.); в)педагог демонстрирует авторитарный стиль (диалог с учащимися отсутствует, в речи использует повелительное наклонение, в жесткой форме делает замечания, нарушает этические нормы взаимодействия)
Максимальное число баллов

При 0,85 ≤ k ≤ 1 - высокий уровень проведенного урока (занятия)

При 0,70 ≤ k < 0,85 - хороший уровень проведенного урока (занятия)

При 0,60 k < 0,70 - удовлетворительный уровень проведенного урока (занятия)

При k < 0,60 - низкий уровень проведенного урока (занятия)

Ф - фактическое количество баллов

N - максимальное количество баллов

Схема анализа недостатков урока и их причин

Типичные недостатки при проведении урока Причины недостатков
Не знает, как Знает, но не умеет Не имеет возможности Не подготовился Другие причины
Организация урока; нерациональная структура; неправильно определено время на элементы урока (подчеркнуть)
Методы и методические приемы активизации учащихся: не применяются: применяются недостаточно (подчеркнуть)
Контроль знаний учащихся: не прово­дится; не применяются фронтальные формы; приводится формально (подчеркнуть)
4 Самостоятельная работа учащихся по ходу изучения материала: не проводится; проводится неэффективно (подчеркнуть)
Самостоятельная работа учащихся по закреплению знаний: не проводится; проводится неэффективно (подчеркнуть)
Наглядные пособия: не применяются; применятся педагогически неправильно (подчеркнуть)
Технические средства обучения: не применяются; применяются педагогически неправильно (подчеркнуть)
Не осуществляются межпредметные связи
Не отражаются современные достижения науки и техники
Использование воспитательных возможностей материала урока: не используются; используются недостаточно (подчеркнуть)
Закрепление материала урока: не проводится: носит формальный характер (подчеркнуть)
Домашние задания: не выдаются; выдаются формально без инструктажа; не содержат элементов творческой работы учащихся (подчеркнуть)
Педагогическая техника преподавателя: слабо владеет техникой речи; нарушения педагогического такта; нет установившегося стиля в работе (подчеркнуть)
Другие недостатки урока

Приложение 7

Структура плана урока по дисциплине

Тема № 2 «Название темы по перспективно-тематическому плану»

Урок № 12 (2 часа)

Цели урока:

§ Обучающая (цели преподавания и цели учения) -

§ Развивающая -

§ Воспитательная –

Тип урока:

Вид занятия:

Методы преподавания:

Методы учения:

Учебно-методическое обеспечение:

Материально-техническое оснащение:

Программное обеспечение компьютера (по мере необходимости):

Основные понятия, подлежащие усвоению (перечень учебных элементов):

План-конспект урока (расписать подробно по пунктам, представленным ниже)

1. План изучения новой темы (вопросы темы)

2. Конспект по теме (согласно вопросам плана изучения темы)

3. Этапы конкретного типа урока (описание этапов) с учетом приведенных схематической структуры типов уроков и возможных этапов проведения занятий в соответствии со структурой.

Этапы урока освоения и первичного закрепления новых знаний

1. Организация начала занятия

2. Проверка домашнего задания

3. Подготовка учащихся к усвоению нового материала (актуализация знаний)

4. Изучение нового материала

5. Первичная проверка знаний

6. Первичное закрепление знаний

7. Контроль и самопроверка знаний

8. Подведение итогов занятия, рефлексия.

9. Выдача и объяснение домашнего задания

Схематическая структура урока по типу освоения и первичного закрепления новых знаний

(см. этапы урока)

Другие варианты схематической структуры занятия:

План хода урока по этапам

(заполнить в табличной форме на основе обобщения и систематизации содержания плана-конспекта урока)

Этап урока (название) Деятельность педагога Деятель-ность учащихся Время, отводимое на данный этап (в минутах) Предполага-емые результаты (на уровне учащихся) Оценоч-ные механиз-мы (для этапа проверки знаний)
1. Организационная часть
2. Проверка домашнего задания
3. Подготовка к изучению нового материала

В данном пункте мы рассмотрим некоторые подходы к понятию урока.

Урок - это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса. Несмотря на малую длительность, урок сложный и ответственный этап учебного процесса - от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество подготовки .

Урок рассматривается как многовариантная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) преподавателей и учащихся определённого состава, систематически применяемая на определённом этапе учебно-воспитательного (в определённые отрезки времени) для коллективного и индивидуального решения задач образования, развития и воспитания .

Под уроком понимается занятие, проводимое преподавателем с группой учащихся постоянного состава и одинакового уровня подготовки .

Урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течении точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся с учётом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников .

Урок остается ведущей организационной формой обучения. Более 300 лет назад Я. А. Коменский в книге «Великая дидактика» описал классно-урочную систему обучения. На протяжении нескольких столетий урок видоизменялся (лекция, лабораторная работа, семинар и т.д.), но оставался удобной формой организации учебного процесса. В уроке взаимодействуют все компоненты структуры учебного процесса (рис. 1) .

Взаимосвязь этих структурных компонентов происходит благодаря деятельности преподавателя и учащихся .

В уроке отражаются все преимущества классно-урочной системы. В форме урока возможна эффективная организация не только учебно-познавательной, но и других развивающих видов деятельности учащихся .

Преимущества урока как формы организации педагогического процесса состоят в том, что он имеет благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы; позволяет преподавателю систематически и последовательно излагать материал, управлять развитием познавательных способностей и формировать научное мировоззрение учащихся; стимулирует другие виды деятельности учащихся, в том числе внеклассную и домашнюю; на уроке ученики овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и самими методами познавательной деятельности; урок позволяет эффективно решать воспитательные задачи через содержание и методы педагогической деятельности .

Проведение качественного урока является непростым делом даже для опытного преподавателя. Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учащихся, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса .

Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие:

1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.

2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.

3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их интересов, наклонностей и потребностей.

4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей .

5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.

6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.

7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

8. Эффективное использование педагогических средств.

9. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.

10. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.

11. Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объём знаний.

12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока .

Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учётом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.

К дидактическим требованиям относятся:

1. Чёткое определение образовательных задач каждого урока.

2. Рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учётом социальных и личностных потребностей.

3. Внедрение новейших технологий познавательной деятельности.

4. Рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов.

5. Творческий подход к формированию структуры урока.

6. Сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся.

7. Обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления.

8. Научный расчёт и мастерство проведения урока.

Воспитательные требования к уроку включают:

1. Определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей.

2. Постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы .

3. Воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, и др. .

4. Внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся:

1. Формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности.

2. Изучение и учёт уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития».

3. Проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии.

4. Прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся и оперативная перестройка учебных занятий с учётом наступающих перемен .

Таким образом, мы рассмотрели подходы к определению понятия урока, на основе которых можно сделать вывод, что урок - это форма организации педагогического процесса, строго определённая во времени, с определённым составом учащихся, систематически применяемая на определённом этапе учебно-воспитательного процесса.

Также в данном пункте были рассмотрены основные требования к проведению урока, а именно дидактические, воспитательные и развивающие.

Всё это способствует пониманию, каким должен быть урок, что должен включать в себя и каким требованиям должен удовлетворять, это позволит нам создать наиболее качественный проект урока.

В условиях существующих организационных форм обучения применяется многообразный арсенал различных методических средств. От формы организации обучения во многом зависит выбор тех или иных источников, из которых учащиеся получают знания. Поэтому одной из важнейших задач методики является разработка форм организации обучения в единстве с раскрытием их методических возможностей.

Наибольшее распространение, как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, творцом которой считается Я. А Коменский. В течение 300 лет эта система поверглась дальнейшему совершенствованию с участием тысяч учителей, методистов и таких выдающихся педагогов-мыслителей, как И. Ф. Гербард, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Я. В. Давид, Б. Наврочиньский и другие. Существо системы Я. А. Коменского состоит в разделении учащихся на классы, реализующие соответствующие программы обучения. При этом программа изучения каждого предмета состояла из разделов, а они в свою очередь делились на темы, прорабатываемые на 40 - 45 - минутных уроках под руководством учителя.

Классно-урочная система выдержала испытание в течение нескольких столетий и, несмотря на острую критику, сохраняется до настоящего времени почти во всем мире. Но в то же время эта система в ряде европейских стран и США в настоящее время претерпевает значительную эволюцию.

Ключевым компонентом классно - урочной системы организации обучения является урок.

До настоящего времени в педагогической науке преобладающим является мнение, согласно которому урок - это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

В этой форме урока представлены все компоненты учебно-познавательного процесса: цель, содержание, средства, методы деятельности по организации и управлению и все его дидактические элементы. Его сущность и назначение в процессе обучения как целостной динамической системы сводятся, таким образом, к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителей и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также педагогического мастерства учителя.

Дидактика дает и другие аспекты понятия «урок»:

Урок - это организационная единица учебного процесса в достижении завершенной, но частичной цели обучения.

В ряде методических пособий по истории отмечается:

  • 1. Урок истории - это занятия, которые учитель ведет с классом в школе. Они имеют одинаковую продолжительность, проводятся по расписанию и в сумме должны исчерпывать изучение программы .
  • 2. Урок - часть учебного процесса, но не механически обусловленная и замкнутая, а логически и педагогически завершенная. Как элемент процесса обучения урок характеризуется всеми его чертами, одновременно являясь и основной его формой .

В приведенных выше определениях можно также выделить специфические признаки, отличающие урок от других организационных форм. Это постоянная группа учащихся, руководство деятельностью учащихся с учетом особенностей каждого из них и овладение основами изучаемого непосредственно на уроке.

Решая конкретные задачи в каждом отдельно взятом временном отрезке учебного процесса, урок является частью темы, курса учебного предмет и соответственно занимает свое место в системе учебного предмета, темы программы и решает свойственные ему на данный момент дидактические цели, соотнесенные с учебно-воспитательными задачами курса.

Урок был, есть и в обозримом будущем останется основной формой организации обучения и воспитания учащихся .

В настоящее время в условиях перехода с линейной (5-11 классы) на концентрическую (5-9, 10-11) систему изучения предметов образовательной области «Общественные дисциплины» содержание исторического и обществоведческого образования формируется так, чтобы обеспечить целостную и завершенную систему знаний о человеке и обществе на всех этапах обучения школьников (в начальной, основной, полной средней школе).

Урок истории является частью содержания исторического и обществоведческого образования, занимающего определенное место в системе школьного курса и построенного по проблемно-хронологическому принципу; события и явления представлены в комплексе на каждом отрезке времени. Сквозные взаимосвязи процессов и закономерностей устанавливаются из урока в урок учащимися под руководством учителя по проблемам экономического, социально-политического, историко-культурного и других аспектов содержания .

Урок требует постоянного совершенствования и модернизации. Только творческий подход к уроку с учетом новых достижений в области педагогики, психологии и передового опыта обеспечит высокий уровень преподавания. Поэтому дать качественный урок - дело непростое даже для опытного учителя.

Урок как основная форма органично дополняется другими формами организации педагогического процесса. Это дополнительные формы (экскурсии, консультации, дополнительные занятия) и вспомогательные формы, направленные на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей учащихся в соответствии с их склонностями. К ним относятся факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы.

Наряду с постоянно действующими формами организации внеучебной деятельности большое значение в структуре исторического образования имеют и эпизодические мероприятия, такие, как олимпиады, викторины, конкурсы, выставки .

В методической литературе по истории можно встретить различное толкование сути урока. В одних учебных пособиях значительная часть текста посвящена типам уроков, в других - изложению исторического материала учителем или организация самостоятельной работы учащихся на уроке истории, рекомендациям по использованию средств наглядности.

Все вышеперечисленное выше позволяет сделать вывод об актуальности проблем современного урока и показывает, что урок, будучи целостной системой, не является застывшей категорией педагогики.

Каждый урок имеет свою структуру. Под структурой урока следует понимать соотношение элементов (этапов, звеньев) урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой .

Элементы - виды деятельности учителя и ученика. Элементами урока являются: организационный момент; проверка знаний предыдущего учебного материала, логически связанного с содержанием данного урока; переход к новому материалу; изучение нового материала; закрепление; подведение итогов урока; домашнее задание. Эти структурные элементы на многих уроках в основном реализуются. Необходимы и уроки с преобладанием того или иного звена процесса обучения или где опускаются те из них, которые не обязательно вводить в его структуру. Структура каждого урока зависит от содержания учебного материала, дидактической цели (или целей), типа урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса или коллектива. Структура урока совершенна в том случае, если учитывает закономерности обучения, условия педагогического процесса в данном классе и позволяет удачно реализовать педагогический замысел учителя.

В настоящее время в ряде учебных пособий по педагогике уделяется большое внимание работам М. И. Махмутова, в которых отмечается, что структура урока не должна быть аморфной, безликой, случайной, что она должна отражать: закономерности процесса обучения как явления действительности, логику процесса учения; закономерности процесса усвоения, логику усвоения новых знаний, как внутреннего психологического явления; закономерности самостоятельной мыслительной деятельности учащегося как способов его индивидуального познания, отражающего логику познавательной деятельности человека, логику преподавания; виды деятельности учителя и учащихся как внешние формы проявления сущности педагогического процесса. Элементами урока, которые при своем взаимосвязанном функционировании отражают эти закономерности, являются актуализация, формирование новых понятий и способов действий и применение усвоенного .

Многообразие структур уроков, методов их проведения и дидактических целей предполагает разнообразие и их типов.

В развернутом виде данная классификация большинством методистов представлена следующим образом:

  • 1. Комбинированные, или смешанные, уроки.
  • 2. Уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом:
    • а) ознакомление с фактами и конкретными явлениями;
    • б) осмысливание и усвоение обобщений;
    • в) уроки, на которых представлены факты и выводы.
  • 3. Уроки закрепления знаний:
    • а) повторение в начале работы после длительного перерыва;
    • б) текущего повторения.
  • 4. Уроки по обобщению и систематизации изученного.
  • 5. Уроки по выработке и закреплению умений и навыков.
  • 6. Уроки проверки знаний:
    • а) устной проверки знаний;
    • б) письменной проверки;
    • в) с проверочными заданиями и практического характера;
    • г) разбора проверочных работ.

В настоящее время существует множество классификаций урока, но в данный момент ряд теоретиков-дидактов считают весьма перспективной структуру урока, разработанную М. И. Махмутовым, который предлагает классифицировать уроки по цели организации, детерминированной общедидактической целью, характером содержания изучаемого материала и уровнем обученности учащихся. В соответствии с этим подходом выделяются следующие типы уроков:

  • 1) уроки изучения нового материала;
  • 2) уроки совершенствования знаний, умений и навыков (уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного);
  • 3) уроки обобщения и систематизации;
  • 4) комбинированные уроки;
  • 5) уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков .

Следует иметь в виду, что перечисленные типы уроков в «чистом» виде редко встречаются в практике работы учителя. Так или иначе, функции одного типа урока часто вплетаются в структуру другого типа. Разница заключается в том, что каждый тип уроков отличается доминированием определенной функции, например изучение нового материала или контроль, а остальные функции других типов урока носят вспомогательный характер. Поэтому классификация уроков продолжает оставаться одной из актуальных проблем дидактики.

Современный урок складывается из понимания его, как целостной системы при учете типологии и требований к его подготовке и проведению.