Система дистанционного обучения (СДО, LMS) является важным инструментом в работе специалистов электронного обучения. СДО может оказаться главной статьей расходов, если вы ищите надежную, универсальную систему дистанционного обучения, которая удовлетворит все ваши потребности в области развития электронного обучения персонала.

К счастью, существует достаточно СДО с открытым исходным кодом, то есть распространяемых бесплатно. Вы сможете выбрать динамичную, гибкую систему, которая будет отвечать всем вашим требованиям, в рамках выделенного бюджета.

Следующие 11 систем дистанционного обучения распространяются бесплатно и могут показаться вам интересными.

ТОП 11 бесплатных систем дистанционного обучения для организации электронного обучения

1. Moodle

На сегодняшний день Moodle несомненно одна из самых популярных СДО с открытым исходным кодом.

11. Teachbase.

Российская разработка системы дистанционного обучения Teachbase получила признание не одного десятка компаний. Сервис идеально подходит для решения задач корпоративного обучения, но вполне применим и частными тренерами.

Teachbase – система с удаленным доступом, а это значит, что не нужно устанавливать ее на компьютер, обслуживать и настраивать. Для создания курса (или его прохождения) потребуется доступ в интернет и компьютер или мобильное устройство.

Ключевая особенность – простота. Все интуитивно понятно, благодаря наглядному интерфейсу. Создать и запустить курс самостоятельно займет даже у новичка не больше часа. Возникшие вопросы оперативно решаются сотрудниками «Интернет Школы» (создатели сервиса). Бесплатная техподдержка доступна по удобному для клиента каналу связи.

При всей простоте работы, в Teachbase широкий функционал. Доступные возможности :

— Личный кабинет – для каждого из участников. При входе в сервис, сразу видны назначенные для ознакомления материалы.

— Тестирование после прохождения материала с настройками параметров проверки.

— Статистические отчеты для организатора курса, для анализа и совершенствования курса.

— База пользователей с возможностью фильтрации.

— Редакторы – учебные материалы можно обрабатывать прямо в системе. Кстати, автору предоставляется свободное место на сервере, для удаленного хранения материалов.

— Коммуникация между пользователями – при помощи вебинаров, и других инструментов.

Для начала работы в Teachbase достаточно зарегистрироваться. Приступить к запуску учебного курса можно сразу же. Первые 14 дней с момента регистрации бесплатны – можно в полной мере оценить преимущества сервиса и изучить его. В дальнейшем тариф будет зависеть от количества участников. Что немаловажно – плата только за активных пользователей.

Есть и бесплатный вариант использования Teachbase в дальнейшем. Что важно – без каких-либо ограничений функциональности. Пользуйтесь сервисом бесплатно, если количество активных слушателей не более 5 человек в месяц. Мало? Возможно для кого-то да, но для малых компаний, зачастую, вполне достаточно.

Эксперт: в области информационных технологий и учебного видео

Системы дистанционного обучения достаточно давно известны преподавателям вузов. А вот школы электронное обучение открыли для себя недавно. С помощью дистанционных образовательных технологий можно не только переложить на плечи компьютера ряд рутинных педагогических действий, но и организовать по-настоящему качественное, индивидуальное, дифференцированное обучение. Наша статья сегодня посвящена обзору трех наиболее известных бесплатных систем и трех платных дистанционного обучения.

Система дистанционного обучения Moodle

Система дистанционного обучения Moodle

Краткое описание

Обзор сервисов дистанционного обучения мы начнем с Moodle – это одна из наиболее популярных систем дистанционного обучения в России (сокращено- СДО).

Преимущества такого способа:

  • не надо ничего устанавливать – регистрируетесь и получаете готовую к работе систему;
  • есть бесплатный тариф;
  • есть поддержка русского языка;
  • есть плагин видеоконференции;
  • автоматическое обновление (мелочь, а приятно).

Однако вы можете столкнуться и определенными недостатками облачного сервиса:

  • домен третьего уровня, который трудно запомнить учениками;
  • только 50 зарегистрированных пользователей (для школы это очень мало);
  • нет возможности установить свои модули;
  • есть реклама, которую отключить нельзя.

Edmodo


Система дистанционного обучения Edmodo

Следующее, что мы рассмотрим – это web-приложение Edmodo , т.к. специальный сервис в сети интернет, который не надо нигде устанавливать. Edmodo позиционирует себя как социальная сеть для обучения или Facebook для обучения – он построен по принципу социальных образовательных сетей, да и интерфейс напоминает внешний вид Facebook.

Характеристика Edmodo

Логика работы в данном приложении следующая. Учитель создает группу (на самом деле это электронный курс). Группа имеет свою уникальную ссылку и код, которые нужно сообщить другим участникам образовательного процесса. Группа может иметь такие учебные элементы, как записи (в виде теста или файлов), тесты, задания и опросы. Можно импортировать контент с других сервисов, например новостные ленты со школьного сайта, видео с YouTube, контент с других сервисов.

Особых наворотов в Edmodo нет, но есть простые и нужные элементы – календарь (для фиксации учебных событий, журнал для выставления оценок, возможность проверки домашнего задания и т.д.).

Преимущества и недостатки Edmodo

Обозначим преимущества сервиса:

  • бесплатен;
  • нет рекламы;
  • простая регистрация;
  • пользователи делятся на три группы: учителя, ученики, родители (у каждой группы своя отдельная регистрация, свой код для доступа).

Существуют и определенные недостатки:

  • отсутствие русского языка – хотя интерфейс простой и понятный, английский язык может служить серьезным препятствием для внедрения;
  • группы Edmodo нельзя объединять, т.е. у учащегося будет куча неудобных (а они неудобные) ссылок, с кучей кодов;
  • в целом арсенал учебных элементов хоть и достаточен, но относительно беден – те же тесты не содержат дополнительных стратегий, нет тематических тестов и т.д.

У Edmodo есть некие инструменты администратора. Возможно они позволят создать единую электронную среду школы на базе данного приложения, что может значительно облегчить внедрение ДО в образовательном учреждении.

Google Classroom


Система дистанционного обучения Google Classroom

Завершает наш обзор бесплатных сервисов для обучения – приложение от одного из лидеров ИТ-индустрии. Здесь следует отметить, что Google ранее в своем арсенале имел большое количество инструментов для образования. На каком-то этапе Google решил все эти инструменты объединить в некую платформу, что и вылилось в создание Google Classroom . Поэтому Classroom вряд ли можно назвать классической системой дистанционного обучения, это скорее лента совместной работы – тот же Google для образования, только собранный в одном месте. Поэтому Google Classroom неэффектен, им нельзя как-то особо удивить, а организация по-настоящему эффективной совместной работы требует, на мой взгляд, большого усилия от педагога и самое главное – значительной перестройки учебного процесса.

Ранее у Google Classroom была относительно сложная система регистрации и доступа пользователей к курсу, но примерно полгода назад Google открыл свободную регистрацию и теперь доступ к Classroom такой же простой, как и к Facebook.

Из других особенностей Google можно отметить:

  • использование только инструментов Google (Google диск, Google докс и т.д.);
  • у участников образовательного процесса на Google диск создается общая папка «Класс»;
  • папка «Класс» доступна как для отдельного обучающегося, так и для класса в целом.

Преимущества и недостатки

Среди преимуществ решения от Google можно назвать:

  • поддержка русского языка (тот же Edmodo существует дольше и интерфейс у него лучше, но он так и не стал популярен из-за отсутствия поддержки великого и могучего);
  • бесплатен;
  • бренд – Google знают все и использование продуктов мирового лидера выглядит солидно;
  • Google создавался именно для школ, в отличии от Moodle который больше подходит для вузов;
  • традиционные функции у Google реализованы хорошо: есть возможность публиковать теоретический материал, задания, выставлять оценки в журнале, есть календарь.

Выделим и недостатки такого решения:

  • очень бедный арсенал учебных элементов. Один из самых бедных наборов учебных элементов. С другой стороны, если рассматривать как ленту совместной работы, то главным в Google будет именно организация совместной работы, а не контролирующие элементы, такие как тесты (которых, кстати в Google нет);
  • ссылки на Classroom не удобные;
  • интерфейс оставляет желать лучшего.

Тесты в Google Classroom

Тестов в Google нет, поэтому многие создают тесты на основе Google Forms. Он предназначен для создания опросов, но, проявив определенную долю воображения, опросы легким движением руки ….. превращаются в тесты. Я рекомендую попробовать OnLineTestPad – самостоятельный интернет сервис для создания тестов.

OnLineTestPad

Это бесплатный сервис для проведения тестирования через интернет. Сетевой характер тестирования означает, что у вас хранятся все данные о попытках учащихся, все их оценки, все их правильные и неправильные ответы. В кратце обозначим особенности OnLineTestPad:

  • у сервиса большое количество форм тестовых заданий (нет только графических вопросов);
    гибкие настройки (есть обучающие стратегии тестирования, есть случайные (тематические) вопросы, различные ограничения и т.д.);
  • главный недостаток – огромное количество рекламы. Можно попытаться ее отключить «законными» действиями, но это требует дополнительных трудозатрат.
  • данный сервис вызывает положительные отклики у преподавателей и учителей, является одним из лучших сервисов для организации тестирования.

для педагогов

образовательных учреждений

Организация дистанционного обучения

с помощью

современных ИКТ

г. о. Новокуйбышевск, 2009 год

Печатается по решению Редакционного Совета «Ресурсного центра» г. о. Новокуйбышевск.

Составитель: , методист.

Ответственный редактор: , руководитель медиатеки.

Рецензенты:

Директор «Ресурсного центра»

Заместитель директора «Ресурсного центра»

Организация дистанционного обучения с помощью современных ИКТ : Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений. – г. о. Новокуйбышевск, 2009 г. – 32 стр.

Там, где это методически оправдано, в гипертекст включаются звук, анимации, графические вставки, видеоряд и пр., однако, необходимо помнить, что избыточная наглядность снижает коэффициент усвоения материала.

Учебный материал должен быть доступен курсанту, по возможности, в нескольких видах, например: по Internet, на CD-диске, в печатном виде.

В целом, в структуру материала включаются следующие содержательные компоненты:

    собственно учебный материал, включая необходимые иллюстрации; инструкции по его освоению; вопросы и тренировочные задания; контрольные задания и пояснения к их выполнению.

Как показывает практика, при построении дистанционного курса наиболее эффективно мультимедийное представление учебной информации.

Из психологии известно, что результат собственного труда вызывает определенные положительные эмоции, порождающие дополнительную мотивацию к учению. Известно также, что для лучшего усвоения материала каждый человек вырабатывает индивидуальные приемы работы и запоминания.

Мультимедийный курс, основанный на использовании современных сетевых тенологий, дает возможность курсанту по своему усмотрению иллюстрировать изучаемый текст, сделав его более личностным (отобрать содержание в соответствии со своими индивидуальными потребностями, выбрать и зафиксировать в тексте пути, наиболее эффективные лично для него). Мультимедийные элементы создают дополнительные способствуют восприятию и запоминанию материала. Появляется возможность использовать подсознательные реакции обучающегося, например, подведение итогов или выдача задания в каждой лекции курса могут предваряться определенным звуком (мелодией), настраивающих курсанта на определенный вид работы.

Кроме того, мультимедийный курс может использоваться многократно и полифункционально: часть курса или лекции может составить самостоятельный фрагмент занятия на повторение или контроль без дополнительных усилий педагога. В основе курса может лежать не только расширенная модель учебного пособия (текста), но и расширенная модель лекции-процесса (“презентация”), что также создает дополнительные возможности управления и самоуправления познавательными процессами.

В последнее время получают распространение средства “3D-технологий” в Internet, трехмерных объемов, являющихся усовершенствованной электронной моделью не книжной страницы (как Web-страницы), а комнаты, музейного зала, городской площади и т. д. 3D-объекты обладают эффектом присутствия: можно выбрать угол обозрения объектов, можно перемещаться от одного объекта к другому и т. п.. 3D-модель в плане организации дистанционного образования можно рассматривать как дальнейшее усовершенствование способов репрезентации учебного материла, значительно стимулирующих познавательный интерес. Расширение виртуальных возможностей и внедрение в такую модель принципов свойственных гипертексту позволяет успешно использовать её в образовательных целях.

4. Организация дистанционного образовательного процесса

При организации дистанционного образования огромную роль играют непосредственные участники этого процесса – как обучаемые, так и преподаватели, координаторы дистанционных курсов, консультанты и кураторы учебных групп. Все они используют возможности Internet для решения конкретных педагогических задач. Причем, если обучаемому вполне достаточно просто владеть Internet на уровне пользователя, то от преподавателей и кураторов требуются определенные знания и умения по организации работы курсантов в телекоммуникационной среде в рамках поставленных дидактических задач:

    знание назначения, особенностей устройства и функционирования телекоммуникационной среды; знание условий хранения и передачи информации внутри сети; знание основных сетевых информационных ресурсов и особенностей работы с ними; знание особенностей организации и проведения телекоммуникационных проектов; знание особенностей организации и проведения тематических телеконференций; знание методических основ организации работы преподавателя и обучаемых в сети; знание основных правил поведения пользователей в сети, основ телекоммуникационного этикета; умение работать с электронной почтой, телекоммуникациями, сетевыми информационными службами; умение отбирать и обрабатывать информацию, полученную по сети; умение проводить поиск информации по сети; умение готовить информацию к передаче по сети с использованием текстового редактора, графического редактора и необходимых утилит; умение организовать, разработать и провести сетевой учебный проект, тематическую телеконференцию.

Для создания бесперебойно действующей учебной среды необходимо взаимодействие её компонентов на трёх уровнях:

    уровень элементов управления, на котором происходит взаимодействие структурных подразделений организации, отвечающих за организацию и планирование учебных курсов, разработку учебных материалов и обеспечение ими курсантов; уровень, на котором происходит взаимодействие участников образовательного процесса: преподавателей, курсантов, координаторов; уровень элементов доставки, включающих различные телекоммуникационные средства доставки учебной информации и средств обучения от ведущей организации до обучающегося, а также средств доставки отчетных материалов и экзаменационных работ от курсанта к преподавателю.

Для успешного управления процессом дистанционного образования целесообразно использование различных памяток, графиков занятий курсантов, руководств и разъяснений, которые помогут курсантам спланировать свое рабочее время , сориентироваться в учебных материалах и успешно завершить обучение с соблюдением всех сроков.

Очень важно рассчитать оптимальную продолжительность курса обучения, т. к. его эффективность снижается при слишком длительной продолжительности. При модульном построении курсов имеет смысл сначала включать в план менее короткие по времени изучения модули, затем – большие, а в заключение – опять короткие.

Организация дистанционного образования требует привлечения специалистов различных профессий: менеджеров и организаторов курсов, педагогических координаторов и кураторов, преподавателей, методистов высокой квалификации для разработки учебных материалов, технических специалистов и системных операторов, занимающихся технической поддержкой образовательного процесса.

Особо следует выделить педагогов-кураторов и педагогов-координаторов, где важным является обеспечение обратной связи и организация общения участников обучения. Они должны иметь высокую квалификацию в области предмета преподавания, владеть теорией обучения, уметь создавать образовательную среду и управлять ею, уметь управлять структурой учебного курса, знать педагогические технологии и средства телекоммуникаций, владеть навыками презентации учебного материала (интересно представить новый материал, задавать вопросы, вести занятие и организовать обратную связь), уметь общаться с курсантами.

Педагог-куратор обеспечивает связь обучающихся с преподавателями и авторами курсов, а также оперативно отвечает на возникающие вопросы по курсу, отслеживает своевременность сдачи отчетных материалов. Педагог-координатор поддерживает обучающихся на местах, т. е. на базе того регионального центра, который связан с головной организацией. Он выступает одновременно в нескольких лицах: как секретарь, администратор, технический консультант и как учитель-консультант. Он должен уметь организовать групповое индивидуальное обучение, решать проблемы технического плана, проводить инструктаж курсантов, оценивать и контролировать их работу, вести документацию по курсам.

Технические специалисты (ими могут быть не только инженеры, но и методисты или администраторы, разбирающиеся в особенностях используемых сетевых технологий) решают в максимально короткие сроки технические проблемы, оказывают необходимую консультацию или техническую помощь нуждающимся участникам дистанционного образования по работе с техникой.

Каждый из участников процесса может взаимодействовать с остальными специалистами и друг с другом. Взаимодействие между участниками является ключевым моментом любой образовательной программы .

Курсанты работают большую часть времени самостоятельно. Если у них возникает желание задать вопрос преподавателю или партнеру, то им необходимо сделать определенные усилия (составить текст вопроса, послать его по электронной почте и ждать ответа). С одной стороны это заставляет курсанта более вдумчиво относиться к материалу, продумывать формулировку вопросов, с другой, это может привести к небрежности в работе, если курсант по какой-то причине не захочет задавать вопросов, оставит проблему нерешенной, тем самым допустит определенный пробел в своих знаниях. Поэтому программы курсов должны максимально стимулировать интерактивное взаимодействие между курсантами и преподавателями, между самими курсантами, а также между курсантами и учебным материалом для повышения качества обучения и мотивации. Помочь в этом сможет организация групповой работы курсантов, частый обмен вопросами и ответами, проектная работа и т. д.

Обеспечение обратной связи между курсантом и преподавателем позволяет осуществлять постоянный контроль за деятельностью курсантов, проблемами, которые у них возникают. Механизм обратной связи нацелен на проверку выполнения целей и задач по каждому этапу обучения. Обратная связь может осуществляться в любой форме, в том числе и в виде контрольного тестирования (начального, промежуточного, заключительного), дискуссий, телеконференций. Для этого можно использовать различные анкеты и тесты, для ответов на которые курсантам достаточно вписать в нужной строке формы ответ или выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов, а затем отправить по электронной почте.

В процессе дистанционного образования очень важно организовать оперативный ответ преподавателей на вопросы курсантов. Компьютерные телекоммуникации создают для этого все необходимые условия, обеспечивая оперативную передачу информации по электронной почте или организуя консультации в рамках телеконференции.

При дистанционном образовании участники этого процесса не видят друг друга, если разумеется, не используется видеоконференция, общение происходит, как правило, в вербальной форме. Поэтому процесс обучения можно персонифицировать, познакомив участников друг с другом, чтобы общение было живым, личностным.

Функции преподавателя сводятся к отслеживанию процесса обучения поставленным задачам, к консультированию курсантов по проблемным вопросам, организации и проведению дискуссий по изучаемому вопросу, а также контролю за уровнем усвоения учебного материала.

Информационный поток, возникающий между преподавателем и курсантом, осуществляемый с помощью телекоммуникаций, является двусторонним – часть информации идет от преподавателя к курсанту, а другая – от курсанта к преподавателю. Если в процессе обучения образуется группа курсантов, взаимодействующих с преподавателем, то информационный поток образует еще несколько направлений: от преподавателя ко всей группе, от всей группы к преподавателю, от курсанта к группе, от группы к курсанту и т. д.

Некоторые авторы (В. Домбрачев, В. Кулешев, Е. Полат) выделяют в информационном потоке дистанционного обучения постоянные (“статические”) и переменные (“динамические”) составляющие. К постоянным составляющим они относят материалы, передаваемые учащимся одновременно до начала обучения и на длительное время, например, базовые учебники и учебные пособия, учебные планы, рекомендации по изучению учебного материала, вопросы для самоконтроля и т. д.

К переменной составляющей относят учебные материалы и корреспонденцию, передающуюся от преподавателя к учащимся и обратно в процессе обучения, например, замечания преподавателя по ответам учащегося на контрольные вопросы, рекомендации по изучению материала, ответы учащегося, материалы курсовых работ и пр.

Для осуществления такого сложного по динамике информационных потоков процесса требуются средства обучения, базирующиеся на современных информационных технологиях. Вместе с тем можно широко использовать и традиционные средства:

    учебные книги , пособия, справочники, дидактические материалы на печатной основе; аудиозаписи; видеозаписи ; натуральные дидактические пособия; компьютерные программы учебного назначения.

Эти же средства обучения, но в электронном варианте (как правило, архивы), могут храниться на сервере сети и использоваться обучаемым в процессе работы.

Наряду с “классическим” построением дистанционного курса, в практике дистанционного образования могут использоваться и телекоммуникационные проекты. В проектах обучаемые могут принимать участие как индивидуально, включаясь в проект, разрабатываемый группой коллег, территориально разделенных и курируемой координатором учебного сектора, так и группой под руководством своего преподавателя. Деятельность обучаемых в рамках проектов наиболее эффективна, если ей предшествует определённый систематический учебный курс, подготавливающий обучаемого к участию в телекоммуникационном проекте.

В дистанционном образовании можно выделить следующие типы проектов:

Исследовательские . Для таких проектов характерно наличие четко поставленных актуальных и значимых для участников целей, продуманной и обоснованной структуры, широкого использования арсенала методов исследования, использования научных методов обработки и оформления результатов. При этом принцип доступности и содержания методов исследования ставится во главу угла. Тематика исследовательских проектов должна отражать наиболее актуальные проблемы развития предметной области, учитывать их значимость для развития исследовательских навыков курсантов.

Игровые . В таких проектах главным содержанием становится ролевая игра, когда участники (курсанты) принимают на себя определенные роли для деловой имитации и разрешения вымышленных или реально существующих профессиональных ситуаций. Игровые проекты, на наш взгляд, должны предваряться участием курсантов в исследовательских проектах с целью глубокого освоения фактического материала, являющегося основой для проведения ролевых игр.

Практико-ориентированные. Особенность данного типа проектов состоит в предварительной постановке четкого, значимого для курсанта, имеющего практическое значение результата, выраженного в материальной форме: подготовка журнала, газеты, хрестоматии, видеофильма, компьютерной программы, мультимедиа продуктов и т. д. Разработка и проведение данного типа проекта требует детальности в проработке структуры, определении функций участников, промежуточных и конечных результатов. Для данного типа проектов характерен более жесткий контроль со стороны координатора и автора проекта.

Творческие . Их особенность заключается в том, что они не имеют заранее определенной и детально проработанной структуры. В творческом проекте преподаватель (координатор) определяет лишь общие параметры и указывает оптимальные пути решения задач. Необходимым условием творческих проектов является четкая постановка планируемого результата, значимого для курсантов. Специфика такого проекта предполагает интенсивную работу курсантов с первоисточниками, с документами и материалами, зачастую противоречивыми, не содержащими готовых ответов. Творческие проекты стимулируют максимальную активизацию познавательной активности обучаемых, способствуют эффективной выработке навыков и умений работы с документами и материалами, умений анализировать их, делать выводы и обобщения.

Детальная методика использования проектов в рамках дистанционного образования в настоящее время не разработана пока ни в методической литературе, ни в практике.

В заключение, необходимо отметить, что настоящая лекция только знакомит с феноменом дистанционного образования. Обучение же технологическим основам организации дистанционного образования требует, как минимум, освоения методик:

    целеполагания и разработки критериев обученности; планирования и отбора содержания обучения, разработки методического аппарата; репрезентации в сети учебного материала; выбора форм сетевого взаимодействия преподавателя со слушателями; формирования критериально ориентированных инструментов контроля усвоения материала и разработки процедур их применения.

5. Основные технологии дистанционного обучения.

Система дистанционного образования должна создавать вокруг участников образовательного процесса (администрации, преподавателей и учащихся) максимально созидательную и логичную информационную среду, удобную для быстрого и хорошо структурированного обмена учебной, методической и административной информацией, составляющей содержание процесса обучения.

При дистанционном обучении используются различные информационные и коммуникационные технологии (чаще всего - сочетание различных технологий). Современные технологии дистанционного образования упорядочивают процесс управления системой образования, оптимизируют усвоение знаний за счет формирования специализированной информационной среды, удобной человеку, привычно использующему Интернет для получения информации и межличностных коммуникаций.

Интернет в целом является почти идеальным техническим средством для дистанционного образования. Но необходимо помнить, что любое обучение требует определенной организационно-информационной поддержки. Необходимо иметь следующие структуры:

· поддержка проектирования учебного материала;

· доставка учебного материала слушателям;

· поддержка "справочных" материалов;

· консультации;

· контроль знаний;

· организация общения слушателей.

Под Интернет-технологими в целом мы пониманием дистанционную образовательную технологию, основанную на использовании глобальных и локальных компьютерных сетей для обеспечения доступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам и для формирования совокупности методических, организационных, технических и программных средств реализации и управления учебным процессом независимо от места нахождения его субъектов. Именно применение Интернет-технологий позволяет наиболее полно реализовать потенциальные возможности дистанционного образования.

При внедрении Интернет-технологий в систему дистанционного образования необходимо выделять два направления реализации этого процесса:

1. Управление учебным процессом, которое осуществляет образовательное учреждение;

2. Технологическое обеспечение функционирования информационной системы, которое осуществляет специализированная служба - провайдер.

Под технологическим обеспечением Интернет-технологий дистанционного образования мы понимаем предоставление информационно-коммуникационных услуг доступа к программно-аппаратным ресурсам, а также технологическую поддержку всех пользователей. Здесь можно выделить два варианта технологического обеспечения.

Первый это размещение программного обеспечения дистанционного образования на сервере, подключенном к Интернету, тем самым образовательное учреждение должно помимо учебных задач заняться еще и решением специальных технических задач по обслуживанию сервера.

Второй вариант - это использование внешнего источника в организации дистанционного образования. Услуги аутсорсинга (outsourcing с англ. - использование внешнего источника) предоставляются сервис-провайдерами дистанционного обучения. Применительно к вузу это означает, что все программное обеспечение дистанционного образования функционирует на мощных серверах специализированной компании-провайдера. Все участники учебного процесса осуществляют свои функции, обращаясь к серверам через Интернет, используют соответствующие интерфейсы. Внешне это ничем не отличается от ставшего привычным посещения сайтов в Интернете, разве что в случае с дистанционным образованием вход на персональные страницы участников производится после введения логина и пароля. Аутсорсинг максимально экономичен для вузов - никаких расходов на поддержание серверного оборудования, системное администрирование.

По способу получения учебной информации различают: синхронные учебные системы (системы on-line, в реальном времени), асинхронные системы (системы off-line) и смешанные системы.

Синхронные системы предполагают одновременное участие в процессе учебных занятий обучаемых и преподавателя. К таким системам относятся: различные web-чаты, web-телефония, интерактивное TV, телеконференции NetMeeting, Telnet. Для проведения дистанционных уроков наиболее удобно и просто использовать web-чаты, особенно для групповых занятий.

Асинхронные системы не требуют одновременного участия обучаемых и преподавателя. Обучаемый сам выбирает время и план занятий. К таким системам в дистанционном образовании относятся курсы на основе печатных материалов, аудио/видео кассетах, дискетах, CD-ROM, электронной почте, web-страницах, FTP, web-форумах (электронная доска объявлений), Гостевых книгах, Телеконференции (подписка на группы новостей).

Смешанные системы , которые используют элементы как синхронных, так и асинхронных систем.

По технической основе передачи данных можно выделить следующие формы дистанционного обучения:

§ средствами аудио графики (интерактивные доски, а также учебное кино, радио, телевидение);

§ через интерактивное WebTV и видео конференции;

§ через телеконференции Usenet, IRC.

§ через электронную почту и листы (списки) рассылки;

§ через web-страницы;

§ через чат, web-форум и гостевую книгу.

В последнее время интернет активно вытесняет другие формы дистанционного обучения. Это связано с тремя обстоятельствами:

1) Техническое развитие интернет-технологий, которое позволяют имитировать любую учебную модель;

2) Простота подключения к сети интернет,

3) Относительно низкая стоимость подключения.

Для получения оптимальных результатов дистанционного обучения важны следующие факторы и условия:

· наличие современной компьютерной базы и хорошего доступа к интернету у потенциальных дистанционных учеников,

· наличие у дистанционных учителей хороших образовательных ресурсов и опыта дистанционного образования,

· хорошей подготовки дистанционных уроков,

· наличие подготовленных локальных координаторов,

· систематическое проведение дистанционных занятий,

· моральное и материальное стимулирование дистанционной деятельности.

Оптимальные результаты дистанционного урока могут быть получены, когда:

1. Тщательно разработан высокоинформативный, понятный, хорошо иллюстрированный учебный ресурс и его локальная версия.

2. Учащиеся хорошо подготовлены и владеют предложенным материалом.

3. Связь учителя с обучаемыми через Интернет осуществляется без сбоев и всеми доступными способами.

Для этого необходимо :

создать гипертекстовую структуру, объединив тем самым теоретический материал предмета в наглядно представленную, логическую структуру.

создать программный комплекс, позволяющий слушателям самостоятельно контролировать качество и полноту усвоения знаний;

создать набор тестовых заданий, позволяющих преподавателю оценить полноту усвоения теоретических знаний.

Очень важно в процессе проведения дистанционного урока получить некоторую образовательную продукцию, например, в виде приращения знаний и умений ученика, или (лучше) в виде созданного учебного документа.

Итак, роль дистанционных технологий в повышении эффективности профессионального образования безусловно велика. Дистанционное обучение на основе Интернет-технологий является современной универсальной формой образования. Оно ориентированно на индивидуальные запросы обучаемых и их специализацию. Дистанционное обучение предоставляет возможность всем желающим непрерывно повышать свой профессиональный уровень с учетом индивидуальных особенностей. В процессе такого обучения студент определенную часть времени самостоятельно осваивает учебно-методические материалы в интерактивном режиме, проходит тестирование, выполняет контрольные работы под руководством преподавателя и взаимодействует с другими студентами «виртуальной» учебной группы.

За счет создания автоматизированной обучающей системы, базирующейся на современных информационных и телекоммуникационных технологиях, и сокращения удельных затрат на одного обучаемого в сравнении с традиционными системами образования система дистанционного образования позволяет обеспечить принципиально новый уровень доступности образования при сохранении его качества. И хотя при дистанционном обучении учащийся и преподаватель пространственно отделены друг от друга, они, тем не менее, находятся в постоянном взаимодействии, организованном с помощью особых приемов построения учебного курса, форм контроля, методов коммуникации основанных на использовании Интернет-технологий.

Формы дистанционного обучения

Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий.

Чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

Веб-занятия - дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры , лабораторные работы , практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».

Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы - форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.

От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Телеконференции - проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач.

Виртуальный класс

Виртуальный класс является пользовательским ядром образовательной ИТ-среды и представляет собой комплексную распределённую систему. В неё обычно входят инфраструктурные программные и технические компоненты, виртуально объединяющие рабочие места преподавателя и учащихся в учебную группу, работающую в сети (локальной или глобальной). В качестве примера Виртуального класса можно привести Internet-сервис KMExpert - это Система оценки знаний, позволяющая выполнять on-line тестирование, аттестацию и обучение сотрудников организаций и интернет-пользователей. KMExpert поддерживает самонаполняемую пользователями Базу Знаний, содержащую обучающие и контролирующие тесты из различных областей знания и экспертные результаты оценки знаний для этих тестов.

Примеры организации дистанционного обучения:

Здесь Вы можете ознакомиться с вариантами организации дистанционного образования :

http://scholar. urc. *****:8002/courses/Technology/index. html

http://www. *****/

http://www. edu. *****/library/main. html

http://www. sdo. *****/des01.html

http://www-windows-1251.edu. *****/

http://dlc. miem. *****/

http://ido. *****/

Литература:

«Основы дистанционного обучения», учебное пособие. Андреев в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 1997 г. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России. Госкомвуз РФ, М., 1995. "Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты" ИНФО, № 3, 1996 г. "Дистанционное обучение"/Учебное пособие под ред. . - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998 "Концептуальная модель дистанционного образования" // Триместр - 1996 г., № 1 Шукшина дистанционного образования с использованием Интернет–технологий: статья, Красноярский государственный университет, Красноярск, Россия 2008г. Полат и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / , ; Под ред. . – М.: Издательский центр «Академия», 200c.

Российские компании давно признали, что дистанционное обучение дает ощутимые результаты и экономит ресурсы. Сейчас руководителей и специалистов, занятых обучением и развитием персонала, больше всего интересует, как внедрить систему eLearning с минимальными затратами и в максимально короткие сроки. Профессиональными рекомендациями делится Юлия Шувалова, директор по развитию компании iSpring.

Российскому бизнесу уже не надо доказывать преимущества eLearning: удаленный образовательный формат позволяет компаниям эффективно решать многие бизнес-задачи:

  • Охватить обучением неограниченное число сотрудников даже из географически удаленных районов.
  • Поддерживать актуальные знания о продуктах и услугах компании.
  • Экономить средства на организацию обучения и поездки в филиалы.
  • Обеспечить непрерывное обучение сотрудников.
  • Оперативно проводить срезы знаний.

Для сотрудников дистанционное обучение имеет свои плюсы:

  • Возможность учиться в любое время.
  • Возможность учиться в любом месте: курсы и тесты можно проходить со своих мобильных устройств.
  • Выбор индивидуального темпа обучения.
  • Возможность саморазвития, расширения кругозора.
  • Это интересно, современно и увлекательно.

Неважно, крупная у вас компания или небольшая, - вы сможете быстро внедрить дистанционное обучение, если ответите на три вопроса:

1) какие инструменты выбрать?

2) какие ресурсы компании нужно задействовать?

3) как измерить эффективность?

Выбор инструмента обучения

Запуск eLearning в любой компании прежде всего связан с выбором системы дистанционного обучения (СДО). Это виртуальная комната, где можно проводить обучение и проверку знаний сотрудников, независимо от того, где они находятся.

При выборе системы дистанционного обучения определите: это будет готовый продукт «в коробке» (необходима установка на сервер компании) или облачное решение (позволяет развернуть СДО на удаленном сервисе).

В чем основное отличие?

Покупая «коробочную» программу, вы фактически вслепую внедряете у себя систему, которой ваши сотрудники будут вынуждены пользоваться очень долго. И если по каким-то причинам она окажется неудобной, компания вряд ли согласится ее менять: ведь в покупку вложены сотни тысяч, а то и миллионы рублей. Приобретать систему придется с учетом численности сотрудников, которых вы планируете обучать. Кроме того, для «стационарной» СДО требуются существенные технические возможности, а для ее обслуживания необходима помощь ИТ-специалистов.

Для быстрого внедрения СДО лучше использовать облачные технологии. Они экономят время и бюджет и не требуют привлечения технических специалистов для развертывания и управления. На российском рынке немало достойных облачных СДО: iSpring Online, Competentum, WebTutor, Mirapolis и другие.

Как правило, у таких систем есть пробный период и гибкая система оплаты. Вы сможете протестировать СДО на группе сотрудников, а затем распространить этот опыт на другие подразделения.

Что должна уметь любая СДО?

Обеспечивать полноценный процесс обучения по аналогии с очным. Все как в школе, только дистанционно.

1) предоставлять доступ в виртуальный класс для ученика и преподавателя;

2) объединять учащихся в группы по общим признакам (например, сотрудники отдела продаж, сотрудники отдела разработки);

3) приглашать пользователей к обучению, назначать учебные курсы и тесты сотруднику или группе сотрудников;

4) загружать материалы любого формата (лекции, презентации, видео, документы, графику);

5) поддерживать стандарты дистанционного обучения, в которых вы разрабатываете курсы (AICC, SCORM, xAPI, BlackBoard);

6) обеспечивать регулярный мониторинг процесса обучения с помощью отчетов;

7) проводить тестирования с закрытыми и открытыми вопросами.

Но это лишь верхний пласт задач, которые решает СДО. Современные системы предоставляют гораздо больше возможностей, главное правильно обозначить критерии выбора:

  • Позволит ли система организовать мобильное обучение на планшетах, смартфонах?
  • Будут ли доступны курсы при отсутствии интернет-соединения?
  • Можно ли настроить индивидуальную траекторию обучения для сотрудника или группы?
  • Содержит ли СДО необходимые типы отчетов?
  • Позволяет ли проводить вебинары?

Лучше всего составить лист пожеланий и проверять, соответствует ли ему СДО. Включайте в свой чек-лист только тот функционал, который действительно нужен для решения ваших задач по обучению.

Пример чек-листа

Необходимое количество пользователей

  • от 100 до 150 человек

Необходимость обслуживания техническими специалистами

  • не требуется

Разграничение ролей пользователей

  • администраторы, преподаватели, студенты

Возможность делить пользователей на группы

Доступ в личный кабинет студента

  • онлайн

Поддерживаемые форматы материалов

  • DOC, PDF, MP3, MP4, XLS, SCORM 2004

Возможность проходить курсы с мобильных устройств

Возможность проходить обучение при отсутствии интернета

Возможность проведения вебинаров

Возможность настроить индивидуальную программу для каждого студента

Возможность обратной связи с преподавателем

  • онлайн и офлайн

Отчеты

  • о прогрессе обучения каждого студента/группы студентов
  • о просмотренных студентом курсах о пройденных тестах
  • о прослушанных вебинарах

Возможность выгрузки отчета в формате excel, pdf

Наличие сертификата по завершении обучения

Наличие технической поддержки от поставщика

Помните: если накрутить список сотней пунктов, вы скорее всего не найдете подходящего поставщика СДО. А если и найдете, то лишь зря потратите деньги компании, потому что вряд ли станете пользоваться всем функционалом. Например, некоторые компании просят большое количество отчетов, которые потом ни разу не открывают.

Что еще?

Кроме самой системы дистанционного обучения вам потребуется инструмент для разработки электронных лекций, тестов и других обучающих материалов.

Универсальных инструментов нет, а точнее, нет универсальных правил обучения, на которые можно было бы ориентироваться. У каждого бизнеса свои особенности, поэтому успешные компании обычно применяют два-три инструмента для разработки курсов.

На отечественном рынке не так много поставщиков таких решений (наиболее известны iSpring Suite и CourseLab). Среди зарубежных аналогов иногда выбирают Articulate, но он подходит для компаний, где бюджет не ограничен. Кроме того, техническая поддержка Articulate находится за рубежом и на русском языке не предоставляется. Это существенно осложняет оперативное решение возникающих вопросов.

Если стоит задача - внедрить дистанционное обучение быстро и с минимальными затратами, выбирайте простые инструменты за разумные деньги. Они не потребуют привлечения технических экспертов, у них интуитивно понятный интерфейс, и ваши HR-специалисты смогут самостоятельно создавать электронные курсы.

Еще проще, когда набор модулей интегрирован с популярными приложениями, которые знает каждый сотрудник, например, пакет Microsoft Office.

Бывает, что в компании уже наработано большое количество образовательных материалов^ их нужно просто «перевести» в электронный формат и предоставить сотрудникам доступ.

Большой плюс - возможность бесплатно протестировать функционал перед покупкой. Тогда вы будете точно знать, что приобретаете качественный инструмент, который соответствует вашим ожиданиям.

Дополнительно стоит узнать, предоставляется ли обучение от разработчика, инструкция или видеоуроки для быстрого знакомства с программным продуктом.

Как оценить трудозатраты

Оценка трудозатрат зависит от целей обучения и напрямую связана с выбором инструментов внедрения, о которых шла речь выше. Если продукт сложный, то и для работы с ним потребуется больше времени и ресурсов.

Вы должны четко представлять результат дистанционного обучения, которого хотите достичь. Чем конкретнее сформулирована цель, тем проще будет к ней идти. Например : к 1 сентября 80 сотрудников производственного отдела в 3 филиалах должны пройти курс по охране труда .

Для измерения трудозатрат важно понять, кто будет создавать и поддерживать учебные материалы в актуальном состоянии, а также оценить количество курсов, которые вы планируете создать. Если вы выбрали простой вариант - с этим справятся ваши сотрудники, а значит, компания сэкономит время и средства.

Быстрый сценарий (задействованы сотрудники компании)

1) HR-специалисты продумывают содержание курса, форму подачи (презентация, видеолекция, игра, диалоговый тренажер и т.д.), подбирают материалы (текст, аудио, видео, изображения).

2) Разработчик (это может быть тот же HR-специалист) оформляет контент в электронный курс.

3) Администратор системы загружает курс в СДО, назначает курсы, а затем собирает статистику по обучению.

Плюсы этого сценария:

Ваши сотрудники смогут передавать друг другу опыт работы с инструментом,

Запуск eLearning не зависит от внешних подрядчиков.

Долгий сценарий (с привлечением команды внешних разработчиков).

1) Постановка задачи внешнему разработчику, погружение его в контекст ситуации.

2) Согласование сроков и заключение договоров.

3) Сбор и передача материалов, обсуждение формы подачи, структуры курса.

4) Разработка курса.

5) Согласование, правки.

В этом случае процесс запуска eLearning может растянуться на год и больше.

Если в штате компании нет профильных IT-специалистов, для обновления курсов придется всякий раз обращаться к внешним разработчикам, а значит - снова тратить время и средства.

Как измерить эффективность системы eLearning

Еще до запуска дистанционного обучения ответьте на вопрос, насколько доступным и полезным получился электронный курс?

Дело в том, что у дистанционного обучения своя специфика. Сотрудники могут проходить курсы в любое удобное время и в любом месте. В этот момент преподаватель может не быть на связи, уточнить детали не получится. Поэтому учебный материал должен быть понятным, структурированным, наглядным и главное – приближенным к практике.

Давайте сотрудникам прикладные знания: как вести себя в ситуации с недовольным клиентом, что нужно знать, чтобы грамотно ответить на вопрос покупателя и т.д.

Как показывает практика, для мониторинга обучения нужно знать всего две вещи: как учится каждый конкретный сотрудник, какие курсы (темы) вызывают наибольший и наименьший интерес.

После обучения оценивайте эффективность комплексно:

  • Собирайте отзывы сотрудников.
  • Сравнивайте достижения тех, кто учится дистанционно и очно.
  • Регулярно проводите срезы знаний.
  • Оценивайте долю успешно завершивших обучение относительно общего числа прошедших курс.
  • Отслеживайте, как меняются успехи сотрудников, улучшаются ли показатели работы (количество закрытых сделок, выполненных проектов и т.д.).

На самом деле формула успеха проста: удобные и качественные инструменты разработки, адекватная оценка целей и результатов обучения, наличие минимального бюджета и ресурсов для старта. Конкуренция возрастает и выиграет та компания, чей персонал владеет актуальными знаниями и постоянно развивается. Начните внедрение eLearning-системы и вскоре вы сможете оценить первые плоды дистанционного обучения.

Юлия Шувалова, директор по развитию компании iSpring

Существуют различные способы организации дистанционного обучения на базе новых информационных технологий: на основе интерактивного телевидения, телекоммуникаций, на основе технологий CD-ROM, учебного радио и телевидения, видеозаписи, пр.

В последние годы все большее распространение получают четыре вида

дистанционного обучения, основанного на:

  • 1. интерактивном телевидении (two-way TV);
  • 2. компьютерных телекоммуникационных сетях (региональных и глобальных, Internet) в режиме обмена текстовыми файлами;
  • 3. компьютерных телекоммуникационных сетях с использованием мультимедийной информации, в том числе в интерактивном режиме, а также с использованием компьютерных видеоконференций;
  • 4. сочетание первого и второго.

Обучение, базирующееся на интерактивном телевидении (two-way TV), при всей его привлекательности, возможности непосредственного визуального контакта с аудиторией, находящейся на различных расстояниях от преподавателя, имеет и свои минусы. Дело в том, что при таком обучении практически тиражируется обычное занятие, будь оно построено по традиционной методике или с использование современных педагогических технологий. Речь идет, грубо говоря, о тиражировании с помощью современных технологий используемого педагогом метода. Если используются традиционные методы классно-урочной системы с преобладанием фронтальных видов работ, то эффект оказывается ниже обычного, когда урок ведется в одном классе, т.к. аудитория значительно увеличивается за счет удаленных студентов, а отсюда и внимание педагога к каждому отдельному обучаемому во столько же раз уменьшается. Вместе с тем, в системе повышения квалификации педагогических кадров подобную форму дистанционного обучения вряд ли можно переоценить, поскольку преподаватели, студенты, учащиеся могут стать не просто сторонними свидетелями, но и активными участниками использования новых педагогических, информационных технологий, принять участие в дискуссии и т.д. Данная форма дистанционного обучения интерактивна по своей сути и, безусловно, может считаться весьма перспективной, если не в системе массового обучения, то в системе повышения квалификации, подготовки студентов. Однако пока это чрезвычайно дорогостоящие технологии.

Другим способом организации дистанционного обучения с использованием современных информационных технологий, как было сказано выше, являются компьютерные телекоммуникации в режиме электронной почты, телеконференций, прочих информационных ресурсов местных сетей, а также Интернета, но только на основе текстовой информации. Надо сказать, что в настоящее время для подавляющего большинства школ и ИУУ России это наиболее доступный способ организации дистанционного обучения. Такой способ не предусматривает обмен графическими, звуковыми файлами, не предусматривает использование и мультимедийных средств. Это самый дешевый способ организации дистанционногообучения, обладающего, однако, значительными возможностями, о которых будет сказано ниже.

При третьем способе организации дистанционного обучения предусматривается использование новейших средств телекоммуникационных технологий, в том числе и мультимедийных, всех возможностей Интернета, включая видео и аудиоконференции, а также использование CD дисков. Разумеется, такая организация дистанционного обучения несет в себе огромные дидактические возможности как для системы вузовского, школьного образования, так и для системы повышения квалификации, в данном случае работников образования.

Надо иметь в виду, что дистанционное обучение предусматривает и автономное использование курсов, записанных на видеодиски, компакт-диски и т.д., т.е. вне телекоммуникационных сетей. Однако, все программы/курсы, записанные на видеодиски, CD, видеокассеты, обладают одним общим свойством - они автономны и предназначены для сомаообразование, т.е. они не предусматривают оперативной обратной связи с преподавателем. Лазерные диски и CD интерактивны, чего нельзя сказать о видеозаписях, радио и телевидении, что является существенным их достоинством по сравнению с последними. Однако, эта интерактивность, предусматривающая различные формы взаимодействия с системой, но не с преподавателем, а потому все они рассчитаны на самообразование, но не на обучение.

Четвертый вариант дистанционного обучения - это сочетание первых двух технологий или первого и третьего вариантов - интерактивного телевидения и компьютерных глобальных телекоммуникаций в различных конфигурациях. Разумеется, такие варианты (особенно первый и третий) таят в себе большие возможности, поскольку позволяют в определенные моменты по усмотрению преподавателя "собирать" обучаемых в условной аудитории и вступать с ними в визуальный контакт, демонстрируя что-то или давая необходимые пояснения, ведя контроль знаний обучаемых и т.д. Подобная система разработана в ряде университетов США, в частности, модель Кейретсу (A Keiretsu-based model for technology utilization). Впрочем, аналогичный эффект достигается при использовании компьютерных видеоконференций, но при этом возможности этой последней технологии значительно шире, поскольку на экране можно получать не только изображение респондента и беседовать с ним, но и одновременно определенные вставки в виде, например, фрагмента базы данных, мнения партнеров по дискуссии, статические изображения, графики пр.

В России в настоящее время говорить серьезно о четвертом варианте организации дистанционного обучения не приходится, учитывая социально-экономическую, политическую да и культурную ситуацию, сложившуюся в результате многих десятилетий тоталитарного режима. Социально-экономическая ситуация не позволяет надеяться на то, что в ближайшие годы федеральное правительство сможет всерьез субсидировать эту сферу образования. Региональные образовательные структуры с помощью и при финансовой поддержке деловых кругов, заинтересованных в качественном образовании своих детей и пополнении своего бизнеса квалифицированными, активными, самостоятельно мыслящими работниками, могут пойти на инвестирование материальных средств в эту перспективную область. Ведь таким образом их дети смогут получать хорошее образование как в столичных учебных заведениях России, так и в зарубежных школах и университетах, не покидая родного дома, что для многих весьма заманчиво.

  • 1. Поэтому, имея в виду различные варианты организации дистанционного обучения, описанные выше, мы склоняемся к мнению, что на ближайшую перспективу в нашей стране наиболее реально организация дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций, как региональных, так и глобальных (Internet). При этом в зависимости от экономических возможностей регионов, технологической основой такого обучения может быть
  • 2. Обмен текстовыми файлами;
  • 3. Обмен текстовыми и графическими, звуковыми файлами,

использование всех возможностей и информационных ресурсов Internet;

Использование разнообразных традиционных учебных материалов (печатных, звуковых, аудиовизуальных), а также средств новых информационных технологий. По сути дела, это интеграция компьютерных телекоммуникаций в систему образования. Уроки бесплатные, посещение свободное! Интерент-школы, во-первых, бесплатны; во-вторых, являются дополнительным образовательных полем и реальную школу, как "Телешкола" заменить не стремятся. Лидером среди обучающих интернет-программ для школьников является два проекта "Открытый колледж" (www.college.ru) и "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия" (vschool.km.ru). Занятия проводятся по следующей схеме. Учитель конспективно излагает тему урока и рекомендует литературу для самостоятельного изучения. Ученик самостоятельно изучает предложенную тему и проверяет свои знания с помощью составленного учителем компьютерного задания. Если ученик не смог найти ответ на тот или иной вопрос темы, то он может задать вопрос учителю по электронной почте. Учитель либо ответит на вопрос либо порекомендует литературу, в которой ученик сможет найти ответ на свой вопрос. По завершении раздела приведены все часто задаваемые вопросы с пояснениями учителей. В конце темы - тест на проверку знаний. Занятия в интернет-школе бесплатные, посещение уроков - свободное.