«Правописание мягкого знака в глаголах в форме 2 лица единственного числа» (5 класс)

Цели: формировать практические навыки правильного написания окончаний глаголов во 2 лице единственного числа; научить обучающихся приемам осмысленного чтения информационного текста; способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух; воспитывать чувство уважения, любви к матери.

Ход урока.

I . Организационный момент. Ребята, сегодня на уроке мы будем использовать знания, полученные на предыдущих уроках.

Разминка-установка.

Этот знак – хитрый знак.

Не сказать его никак,

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь?

Без пожара, просто так

Это сделал мягкий знак.

II Актуализация знаний.

Правильно. Скажите, для чего нужен в слове мягкий знак?

- Мягкий знак в слове нужен для обозначения мягкости согласных.

Приведите примеры.

- Уголь, соль, коньки и т. д.

Еще какую роль выполняет мягкий знак в слове?

- Разделительный мягкий знак.

Примеры?

- Вьюга, деревья, семья, компьютер и т. д.

В каких же случаях ставим разделительный мягкий знак?

Разделительный мягкий знак ставится после мягких согласных перед

е, ё, ю, я, и.

- Сейчас, ребята, посмотрите на доску. На доске слова, написанные в два столбика.

Тишь

Дочь

рожь

Беречь

Стеречь

Жечь

- Скажите, обозначает ли мягкость ь в данных слова? Почему?

- Нет, не обозначает, потому что шипящие ж и ш всегда твердые, а ч и щ всегда мягкие.

- Почему же ставится мягкий знак в этих словах?

- В первом столбике написаны слова женского рода, а во втором столбике – глаголы неопределенной формы .

Таблица «Тройная роль мягкого знака в русской орфографии»

    • Правильно, ребята. Итак, ь знак играет три роли: ь – показатель мягкости, разделительный знак, ь – грамматический показатель.

III . Постановка темы и целей урока.

Итак, сформулируйте тему урока: «Правописание ь в глаголах 2-го лица единственного числа».

Какие цели урока? ( закрепить правописание ь в глаголах 2 л. ед. ч., научиться выделять орфограмму)

В каких глаголах после шипящих ставится мягкий знак?

- Мягкий знак ставится в глаголах неопределенной формы и 2-го лица единственного числа. Ь является грамматическим показателем.

    1. Формирование умений и навыков

-На доске задание: нужно поставить глаголы во второе лицо, ед. ч.

несу веду

бью звоню

грызу вить

сплю ждать

сижу говорю

гудеть запираю

После шипящего ш ставим ь. Какую роль выполняет мягкий знак в этом слове? Выделим орфограмму.

- Здесь ь является грамматическим показателем.

-В глаголах 2-го лица единственного числа после ш ставим ь..

V . Физкультминутка.

Если я назову глаголы 2-го лица единственного числа – приседаем, нет – хлопок в ладоши. Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывешь, лежит, цветёт, растёшь, говоришь, кричит, говоришь.

VI . Работа с учебником. Выполнение упр.691

IX. Игра «Найди ошибки»

    Перед вами пословицы и вам следует отредактировать их. Что означает слово редактировать?

    Редактировать. Проверять и исправлять текст при подготовке к печати.

Без людей не проживёшь. Потерянного времени не воротишь. Обожжешся на молоке, станеш дуть на воду. Хочеш есть калачи, так не сиди на печи. Станеш ленится - будеш с сумой волочится.

X . Взаимопроверка.

XI . Самостоятельная работа.

1. В каком ряду во всех словах пропущен ь ?

1) слышиш…, береч…, малыш…

2) меч…, брош…, нож

3) гореч…, стрич…, дышиш…

4) ноч…, камыш…, рож…

2. Задание: замени устойчивое словосочетание одним словом (глаголом 2 лица единственного числа). Выдели окончание.

Вставлять палки в колеса – (мешаешь)

Обвести вокруг пальца – (обманешь)

Выбиться из сил – (устанешь)

Пропустить мимо ушей – (прослушаешь)

Зарубить на носу – (запомнишь)

XII . Итог урока .

Для чего мы познакомились с написанием окончаний 2-го лица единственного числа?

XIII . Рефлексия

XIV . Выставление оценок. Домашнее задание стр.130 (правило), упр. 693 (на оценку с объяснениями)

Урок русского языка. 4 класс. ОС «Школа 2100»

Тема: «Буква ь после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа»

Цель:

    Создать условия для « открытия» нового знания -правописание глаголов 2 лица единственного числа, после шипящей;

    закрепить умение правильно писать безударные личные окончания глаголов; умение определения спряжения глаголов; умение обосновывать правильное написание безударных личных окончаний глаголов.

    Развивать мыслительные операции; психические процессы (внимание, восприятие, память); орфографическую зоркость; связную устную и письменную речь.

    Развивать коммуникативные умения учащихся (при работе в паре, коллективно-распределительной деятельности), регулятивные действия (планирование, рефлексия деятельности.)

Сценарий урока:

I .Организационный момент. Психологический настрой.

Здравствуйте, уважаемые гости!

Добрый день, ребята!Мне очень приятно видеть вас красивыми,стройными,здоровыми.

Тихо садитесь, закрывайте глазки и повторяйте за мной:

«У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым и терпеливым. Я успею сделать всё! Я буду предельно внимателен и активен на уроке!»

Пусть этот урок принесёт вам радость общения, создаст хорошее настроение, ведь именно настроение влияет на наше здоровье и успеваемость. Наш урок обязательно будет успешен для каждого!

Я желаю вам удачи!

II .Актуализация знаний.

а) Орфографическая разминка.

Спинки, тетради и ручки,парты, улыбку. Вы меня поняли?

Нет.

Что же я должна вам сказать?

Выпрямили, приготовили, сядьте, подарите…Теперь понятнее?

Что объединяет слова второй группы?

Глаголы.

Над какой частью речи мы сейчас работаем?

ГЛАГОЛ - это особенная часть речи,
Она заставит действовать нас всех:
Читать, писать, спрягать - и обеспечит
В конце урока непременно нам успех
.

б) Игра «Ромашка».

Сейчас мы поиграем и вспомним с вами всё, что мы знаем о глаголе.

Вы должны оторвать лепесток и ответить на вопрос!

1.Что обозначает глагол?

2.На какие вопросы отвечают глаголы?

3.Как изменяются глаголы?

4.Что называют спряжением глаголов?

5.Какие суффиксы бывают у глаголов в неопределённой форме?

6.Каким членом предложения чаще всего является в предложении?

Молодцы, ребята!

в) –А теперь,откройте тетради, запишите словарные слова с комментированием, графически обозначив окончания и определив спряжение.

Адресуют, засверкает,сочините, готовят, выражаем.

Что помогло вам правильно определить спряжение?(Алгоритм)

III .Постановка учебной задачи.

а)Создание проблемной ситуации.

Запишите слова через запятую, выделяя орфограмму:

Тираж_, вещь , гуашь, ковш_, мяч_, печь, помощь, камыш_,ключ_,грошь ,

Поменяйтесь тетрадями.

Давайте проверим. Какую орфограмму подчеркнули?

Какая это часть речи?(Сущ.)

Что вы можете сказать об этих существительных?(У сущ.ж.р. после шипящей ь пишется,у сущ. м.р. после шипящей ь не пишется).

Что объединяет эти слова?(оканчиваются на шипящую)

Запишите ещё одно слово: готовишь.(у доски)

Как вы его написали?

Кто из вас прав? Мы знаем эту орфограмму?

На какой вопрос нам предстоит ответить на уроке?(КАК писать глаголы с шипящей на конце)

IV .Открытие нового знания.

а) Побуждающий диалог.

Давайте посмотрим на это слово.

Чем это слово отличается от остальных? (это глагол, появляется запись: глагол)

Это глагол какого лица? (появляется запись: 2 лицо)

Числа? (появляется запись: единственное число)

Оканчивается на какую согласную?(появляется запись: после шипящей)

Так надо писать мягкий знак?

ГЛАГОЛ

2 лицо

единственное число

после шипящей

ь - ?

« « « «Предположения детей» » » »

Откройте учебник на стр.86 и прочитайте,чьё предположение оказалось верным.

Так как же будем писать глаголы 2 лица, единственного числа после шипящей?

V . Первичное закрепление.

а) Комментированное письмо.

Выполним упражнение 278.

Прочитайте задание, посмотрите на образец.

Что поможет правильно написать глаголы 2 лица единственного числа?(Правило)

б)Самопроверка по образцу.

Физминутка.

в) Работа в группах.

Объединитесь пожалуйста в группы.

Какое задание вам предстоит выполнить?

(Дописать окончания глаголов 2-го лица единственного числа).

Как пишутся глаголы 2 лица единственного числа после шипящей?

Кто готов, можете отвечать.

Хорошо летом! Утром беж... на речку; плава..., ныря..., леж... на спине; а потом ид... домой.

Допишите окончания глаголов 2-го лица единственного числа.

Хорошо в лесу осенью. Сид... на полянке и любуешься красотой. Воздух вдыха... полной грудью и наслаждаешься тишиной леса. Домой возвращаешься бодрым и отдохнувшим. Охотно потом чита... и пиш... .

Допишите окончания глаголов 2-го лица единственного числа.

Я люблю больше всего рыбную ловлю. Утром беру удочки- и к реке. На реке тишина. Сид… и терпеливо жд…, когда начнётся клёв. Вот зашевелился поплавок и пошёл ко дну. Тащ… удилище и вид… - на солнце блестит серебристая рыбка.

Допишите окончания глаголов 2-го лица единственного числа.

Дорогой Миша! Что же ты не отвеча... на моё письмо? Напиши мне, как ты проводи... лето в деревне? Ход... ли в лес за ягодами и грибами? Где лов... рыбу? С кем ты друж... ? Что чита... ? Жду от тебя скорого ответа.

Молодцы,ребята! Справились с заданием!

!!! Все эти глаголы можно записать в тетрадь !!!

VI . Рефлексия

-А сейчас мы проведём небольшой тест. Выпишите буквы с правильным ответом.

а)Тест

1. Выбери слово которое стоит в 3 лице единственном числе, выпиши букву.

А.) везёшь У) шагает И) учусь

2. Найди глагол исключения, выпиши букву.

Б) звучит П) рисует Р) дышать

3.Выбери слово, которое стоит во 2 лице единственном числе после шипящих.Выпиши букву.

А)живёшь О) вертит Ю) читает

Какое у вас получилось слово? УРА.

Молодцы! Слово «ура» обозначает восклицание, выражающее одобрение.

И я рада за то, что у нас всё получилось!

VI . Итог урока.

Какое настроение вы испытываете после выполненной работы?

Чему мы сегодня научились?

Как же пишутся глаголы 2 лица единственного числа после шипящей?

Сегодня мы только лишь познакомились с новой орфограммой,а развивать умение писать ь в глаголах 2 лица единственного числа,мы будем на следующих уроках.

VII . Оценки

VIII. Д/з

«Правописание мягкого знака в глаголах в форме 2 лица единственного числа» (5 класс)

Цели: формировать практические навыки правильного написания окончаний глаголов во 2 лице единственного числа; научить обучающихся приемам осмысленного чтения информационного текста; способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух; воспитывать чувство уважения, любви к матери.

Оборудование : карточки с заданиями, учебник.

Ход урока.

  1. I. Организационный момент. Ребята, сегодня на уроке мы будем использовать знания, полученные на предыдущих уроках.

Разминка-установка.

Этот знак – хитрый знак.

Не сказать его никак,

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь?

Без пожара, просто так

Это сделал мягкий знак.

II Актуализация знаний.

Правильно. Скажите, для чего нужен в слове мягкий знак?

Мягкий знак в слове нужен для обозначения мягкости согласных.

Приведите примеры.

Уголь, соль, коньки и т. д.

Еще какую роль выполняет мягкий знак в слове?

Разделительный мягкий знак.

Примеры?

Вьюга, деревья, семья, компьютер и т. д.

В каких же случаях ставим разделительный мягкий знак?

  • -Разделительный мягкий знак ставится после мягких согласных перед

Е, ё, ю, я, и.

- Сейчас, ребята, посмотрите на доску. На доске слова, написанные в два столбика.

Тишь

Дочь

рожь

Беречь

Стеречь

Жечь

- Скажите, обозначает ли мягкость ь в данных слова? Почему?

Нет, не обозначает, потому что шипящие ж и ш всегда твердые, а ч и щ всегда мягкие.

- Почему же ставится мягкий знак в этих словах?

В первом столбике написаны слова женского рода, а во втором столбике – глаголы неопределенной формы .

Таблица-круг «Тройная роль мягкого знака в русской орфографии»

  • Правильно, ребята. Итак, ь знак играет три роли: ь – показатель мягкости, разделительный знак, ь – грамматический показатель.

III. Постановка темы и целей урока.

Итак, сформулируйте тему урока: «Правописание ь в глаголах 2-го лица единственного числа».

Какие цели урока? (закрепить правописание ь в глаголах 2 л. ед. ч., научиться выделять орфограмму)

В каких глаголах после шипящих ставится мягкий знак?

- Мягкий знак ставится в глаголах неопределенной формы и 2-го лица единственного числа. Ь является грамматическим показателем.

  1. Формирование умений и навыков

На доске задание: нужно поставить глаголы, данные во втором лице, ед. ч.

  1. несу веду

Бью звоню

Грызу вить

Сплю ждать

Сижу говорю

Гудеть запираю

2. Проспрягайте глагол бью.

бьешь

бьет

  1. бьем

бьете

бьют

  1. - Какое окончание имеет глагол во II лице единственном числе?

- -ёшь

После шипящего ш ставим ь. Какую роль выполняет мягкий знак в этом слове? Выделим орфограмму.

Здесь ь является грамматическим показателем.

  1. -В глаголах 2-го лица единственного числа после ш ставим ь..

V. Работа по карточкам

« РАЗНОЦВЕТНЫЙ ПОДАРОК»

Я подаpок pазноцветный
Подаpить pешила маме.
Я стаpалась , pисовала
Четыpьмя каpандашами.
Hо сначала я на кpасный
Слишком сильно
нажимала ,
А потом, за кpасным сpазy
Фиолетовый
сломала ,
А потом сломался синий,
И оpанжевый сломала…
Все pавно поpтpет кpасивый,
Потомy что это - мама!

А) Учащиеся читают текст.

В) Определяют тему и основную мысль текста.

Г) Выписывают выделенные глаголы, ставят их во 2-ом лице ед. ч. выделяют орфограмму.

VI. Развитие речи. Рассказ учащихся о своей маме.

VII. Физкультминутка.

Если я назову глаголы 2-го лица единственного числа – приседаем, нет – хлопок в ладоши. Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывешь, лежит, цветёт, растёшь, говоришь, кричит, говоришь.

3) - Ребята, мы прочитали стихотворение и текст о маме.

Уважать, любить мам. Ведь любовь матери не знает преград, всем мы обязаны им.

  • -Да, ребята, каждый должен любить свою маму. По словам Ю. Яковлева, любовь к Родине начинается именно с любви к матери.

VIII. Работа с учебником. Выполнение упр.702

IX. Игра «Найди ошибки»

  • - Перед вами пословицы и вам следует отредактировать их. Что означает слово редактировать?
  • Редактировать. Проверять и исправлять текст при подготовке к печати.

X. Взаимопроверка.

XI. Самостоятельная работа.

1. ь ?

  1. 1) слышиш…, береч…, малыш…

2) меч…, брош…, нож

3) гореч…, стрич…, дышиш…

4) ноч…, камыш…, рож…

Вставлять палки в колеса – (мешаешь)

Обвести вокруг пальца – (обманешь)

Выбиться из сил – (устанешь)

Пропустить мимо ушей – (прослушаешь)

Зарубить на носу – (запомнишь)

XII. Итог урока .

Для чего мы познакомились с написанием окончаний 2-го лица единственного числа?

XIII. Рефлексия

  1. XIV. Выставление оценок. Домашнее задание стр. 276 упр.701

1. Прочитайте стихотворение

« РАЗНОЦВЕТНЫЙ ПОДАРОК»

Я подаpок pазноцветный
Подаpить pешила маме.
Я стаpалась , pисовала
Четыpьмя каpандашами.
Hо сначала я на кpасный
Слишком сильно
нажимала ,
А потом, за кpасным сpазy
Фиолетовый
сломала ,
А потом сломался синий,
И оpанжевый сломала…
Все pавно поpтpет кpасивый,
Потомy что это - мама!

Отредактируйте пословицы

  1. Без людей не проживёшь. Потерянного времени не воротишь. Обожжешся на молоке, станеш дуть на воду. Хочеш есть калачи, так не сиди на печи. Станеш ленится - будеш с сумой волочится.

1. В каком ряду во всех словах пропущен ь ?

1) слышиш…, береч…, малыш…

2) меч…, брош…, нож

3) гореч…, стрич…, дышиш…

4) ноч…, камыш…, рож…

2. Задание: замени устойчивое словосочетание одним словом (глаголом 2 лица единственного числа). Выдели окончание.

  1. Вставлять палки в колеса –
  2. Обвести вокруг пальца –
  3. Выбиться из сил –
  4. Пропустить мимо ушей –
  5. Зарубить на носу –
  1. 1. Прочитайте стихотворение

2. Определите тему и основную мысль

3. Выпишите выделенные глаголы, поставьте их во 2-ом лице ед. ч., выделите их окончания.

« РАЗНОЦВЕТНЫЙ ПОДАРОК»

Я подаpок pазноцветный
Подаpить pешила маме.
Я стаpалась , pисовала
Четыpьмя каpандашами.
Hо сначала я на кpасный
Слишком сильно
нажимала ,
А потом, за кpасным сpазy
Фиолетовый
сломала ,
А потом сломался синий,
И оpанжевый сломала…
Все pавно поpтpет кpасивый,
Потомy что это - мама!

Отредактируйте пословицы

Без людей не проживёшь. Потерянного времени не воротишь. Обожжешся на молоке, станеш дуть на воду. Хочеш есть калачи, так не сиди на печи. Станеш ленится - будеш с сумой волочится.

1. В каком ряду во всех словах пропущен ь ?

1) слышиш…, береч…, малыш…

2) меч…, брош…, нож

3) гореч…, стрич…, дышиш…

4) ноч…, камыш…, рож…

2. Задание: замени устойчивое словосочетание одним словом (глаголом 2 лица единственного числа). Выдели окончание.

Вставлять палки в колеса –

Обвести вокруг пальца –

Выбиться из сил –

Пропустить мимо ушей –

Зарубить на носу –


Нет, это, наверное, какое-то наваждение. Иначе как объяснить, что простое правило о написании буквы Ь в глаголах запоминается с таким скрипом? Учителя вбивают его в наши головы на протяжении всех лет обучения в школе, а что в результате? Употребление глаголов на -тся (-ться) с ошибкой - это настоящая беда интернетных текстов.

Чаще всего такие «неправильные» глаголы встречаются в сообщениях на форумах (что неудивительно - их ведь посещает народ разновсякий). Но подчас подобную промашку можно заметить и на сайте респектабельной конторы, тексты для которой писал человек совсем не с улицы.

Возможно, он полагался на бдительность программы Word, и она отловила-таки некоторые ошибки. Однако не все - ведь в некоторых случаях даже Word ничего подозрительного увидеть не способен. Как бы вы ни написали: «свариТЬся» или «свариТся» - программе будет все едино - и тот и другой вариант слова существует, а значит, по ее мнению, ничего криминального здесь нет. И попробуйте ей доказать, что в сочетании каша свариТся Ь не нужен, а во фразе каша должна свариТЬся без него не обойтись, - не поймет ведь!

Так что хочешь не хочешь, а придется доходить до всего своим умом и запоминать правила.

Буква Ь в глаголе пишется, когда она есть в обращенном к нему вопросе (например: что делаТЬ? - писаТЬ; что делаеТ? - ожидаеТ );

Ь в глаголах употребляется в окончаниях после шипящих (ждеШЬ, свистиШЬ, бежиШЬ ).

Эти два утверждения способны намного облегчить жизнь сочиняющей братии, однако 100%-ной уверенности в правильности написания некоторых глаголов дать не могут. Возьмем хотя бы слова с постфиксом -ся : как узнать, нужна ли буква Ь в слове работаеТся , если неясно, присутствует ли она в обращенном к нему вопросе? Как он в данном случае должен звучать: что делаеТся? или что делаеТЬся? Многим непонятно.

Поэтому пора расширить свои познания в глаголонаписании и выучить более емкие правила.

Итак, Ь в глаголах употребляется :

1. Когда они стоят в неопределенной форме (отвечают на вопрос что делаТЬ? ): вызываТЬ, наливаТЬ . Это правило работает и при добавлении постфикса -ся : вызываТЬся, наливаТЬся .

2. В глаголах 2-го лица единственного числа (то есть в случае если к глаголу можно присоединить местоимение ты ) настоящего или будущего времени: вызовеШЬ, нальеШЬ . При добавлении постфикса -ся правило тоже остается в силе: вызовеШЬся, нальеШЬся .

3. В повелительном наклонении (им выражают просьбу либо приказ): вызовиСЬ, отреЖЬ . Ь сохраняется и при добавлении окончания -те и постфикса -сь : отреЖЬте, спряЧЬтесь .

И наконец для полноты картины необходимо запомнить несколько случаев, при которых Ь в глаголах не пишется . Он отсутствует:

А. В форме 3-го лица (когда к глаголу можно присоединить местоимения он, она, оно, они и задать вопрос, в котором нет Ь : что делаеТ? что делаюТ? что сделаеТ? что сделают? ): работаеТ, вызываеТ, отрежеТ, спрячуТ . При добавлении к такому слову постфикса -ся буква Ь, естественно, не появляется: работаеТся, вызываеТся, отрежеТся, спрячуТся .

Б. В формах ляГ - ляГте и глаголах типа пойдеМте, начнеМте, сделаеМте , несмотря на то что они стоят в повелительном наклонении.

Запомни: в окончаниях глаголов 2-го лица ед. ч. в настоящем времени пишется Ь - пишешь , стучишь.

Выпиши глагол, определи время, лицо, число, допиши 3 глагола на это же правило.

Делай так: Читаешь - н.в., 2л., ед.ч., рисуешь , танцуешь , гуляешь.

Правописание безударных окончаний глаголов.

Запомни: окончания глаголов можно определить по неопределённой форме.

Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно:

1. поставить глагол в начальную форму;

2. определить спряжение глагола;

3. проверить спряжение по форме 3-го лица мн.числа

(они что делают?…, если –ат - ят , то пишем И в окончании);

4. определить окончание данного глагола.

Спряжение глаголов в настоящем времени

Глаголы в неопределённой форме

I спряжение: Все глаголы на -ть, -еть, -ать, -оть, -уть, кроме глаголов исключений, + брить, стелить

II спряжение: Все глаголы на –ить, кроме 11 глаголов-исключений :

Слышать, видеть иобидеть,

Гнать, держать иненавидеть,

И дышать, смотреть, вертеть,

Изависеть и терпеть.

Выпиши глагол, определи спряжение, лицо, число, запиши 3 глагола на это же правило

Делай так: Строим – строить - 2 спр.,2л., мн.ч., держим, тащим , купим.

Запятая в предложении с однородными членами.

Запомни: Запятая ставится между однородными членами, если они соединены интонацией перечисления. Запятая ставится, если однородные члены соединены союзами а, но. Запятая не ставится, если однородные члены соединены союзом и.

Выпиши предложение правильно. Подчеркни однородные члены. Составь схему.

Делай так: Мальчики смеялись , веселились и кувыркались .


Запятая в сложном предложении.

Запомни: Если в предложении две и больше грамматические основы, то это сложное предложение. Запятая ставится между частями сложного предложения.

Выпиши предложение. Подчеркни грамматические основы. Расставь запятые.

Делай так: Дедушка с утра на работу ходил , внучка в избе прибирала.

Правописание –тся, -ться в глаголах.

Запомни: Если глагол отвечает на вопрос что делает? или что сделает? то глагол стоит в 3 лице и в нём перед –ся мягкий знак не пишется.

Например: что делает ? трясётся ; что сделает ? разбежится.

Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? то этот глагол стоит в неопределённой форме и в нём перед – ся пишется мягкий знак.

Например: что делать ? прятаться ; что сделать ? радоваться.

В неопределённой форме глагола после буквы Ч всегда пишется мягкий знак.

стеречь , стричь.

Выпиши слово, поставь вопрос, если в вопросе есть мягкий знак, пиши его в глаголе. Если в вопросе нет мягкого знака, значит это глагол 3 лица и мягкий знак писать не надо. Выпиши ещё 4 глагола на это же правило.

Делай так: мальчик торопит…ся – мальчик (что делает ?) торопит ся;

перестань торопит…ся – перестань (что делать ?)торопить ся

Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях

Существительных.

Запомни: Под ударением пиши букву - О, без ударения - Е.

Делай так: овцо й красавице й

кольцо м туче й

ножо м крыше й

плющо м товарище м

коржо м стороже м

Правописание Ы или И после Ц.

Запомни: Буква И после Ц пишется в корнях слов и в словах на -ция .

цитировать, операционная, дисциплина.

Буква Ы после Ц пишется:

· в окончаниях и суффиксах: Синицы н, щипцы ;

· в корнях слов – исключений: цы ган, цы почки, цы ц, цы кнул, цы плёнок.