Инструменты пользователя

Инструменты сайта

Боковая панель

Русский язык – орфография:

Контакты

Правописание цы - ци и це - цо

Буква ы после ц пишется в окончаниях существительных (огурцы , нет курицы ), в окончаниях и суффиксе -ын прилагательных (куцый , бледнолицый , сестрицын ).

В словах цы ган, цы плёнок, цы почки, цы ц и в других словах тех же корней (цы ганский, цы п-цы п, на цы почках, цы кать и т. п.) пишется цы . Можно запомнить: цы ган на цы почках цы плёнку цы кнул цы ц.
В остальных случаях пишется ци , например: станци я, ци тата, ци рк, ци фра, ци рюльник, ци мбалы, ци бик, ци нга, ци новка, ци буля, ци гарка, ци млянское.

В ударяемых слогах в соответствии с произношением после ц пишется о , например: цо́ кать, цо́ коль, лицо́ , молодцо́ м, отцо́ в, перцо́ вый, облицо́ вка, вытанцо́ вывать, танцо́ р и т. п.
Без ударения после ц вместо о пишется е , например: полоте́нце , па́льце м, комсомо́льце в, ку́це го, си́тце вый, молодце ва́тый, гля́нце вый, танце ва́льный, танце ва́ть, гарце ва́ть, спринце ва́ть.

wiki.eduvdom.com

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

На главную

Правописание слов на буквы от А до Я смотри по списку букв >>>

Важнейшие правила правописания.

Буквы Ь и Ъ.

В остальных случаях в качестве отделительного знака употребляется буква ь , например: бурь ян , вь юн , воробь иный , курь ёзный , лись я , лись е , лись и , ночь ю , обезь яна , подь ячий , ружь ё , рожь ю , серь ёзный , чь ё , чь я , чь и .

Примечание 1. Во многих заимствованных словах буква ь употребляется в качестве отделительного знака перед буквой о , например: баталь он , буль он , гиль отина , кармань ола , компань он , медаль он , минь он , павиль он , почталь он , шампинь он .

Примечание 2. Отделительный ъ не пишется в следующих случаях:

а) в сложных сокращенных словах: Госюриздат ;

б) после приставок и после первой части сложных слов перед а , о , у , э : безаварийный , подотдел , безумный , сэкономить , трёхаршинный , двухэтажный .

Правописание шипящих с гласными.

9. После букв ж , ш , ч , щ в русских словах не пишутся буквы ы , я , ю , а пишутся буквы и , а , у .

В некоторых иностранных словах после ж , и ш , а также после ц пишутся буквы я и ю : брошю ра , жю ри , Цю рих , Свенця ны .

Правописание ЦЫ — ЦИ и ЦЕ — ЦО.

10. Буква ы после ц пишется в окончаниях существительных (огурцы , нет курицы ), в окончаниях и в суффиксе —ын прилагательных (куцы й , бледнолицы й , сестрицы н ).

Кроме того, цы пишется в словах цы ган , цы пленок , цы почки , цы ц , и в других словах того же корня (цы ганский , цы п-цы п , на цы почках , цы кать и т.п.). В остальных случаях пишется ци , например: станци я , ци тата , ци рк , ци фра , ци рюльник , ци мбалы , ци бик , ци нга , ци новка , панци рь , ци буля , ци гарка , ци млянское .

11. В ударных слогах в соответствии с произношением после ц пишется о , например: цо кать , цо коль , лицо , молодцо м , отцо в , перцо вый , облицо вка , вытанцо вывать , танцо р и т.п.

Без ударения после ц вместо о пишется е , например: полотенце , пальце м , комсомольце в , куце го , ситце вый , молодце ватый , глянце витый , танце вальный , танце вать , гарце вать , спринце вать .

Примечание. В неударяемых слогах о пишется только в слове цо котуха и некоторых иностранных словах, например: палаццо , скерцо .

dictionary.liferus.ru

Правописание ЦЫ – ЦИ. 2-й класс

Цели:

  • учить правильно писать сочетания цы-ци в словах;
  • формировать навыки грамотного письма;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • развивать монологическую речь, внимание, наблюдательность, мышление;
  • совершенствовать санитарно-гигиенические навыки;

Оборудование: учебник, карточки, опорные карточки.

I. Организация класса.

Проверка готовности к уроку.

II. Работа по теме.

1) анализ тетрадей

– откройте тетради. Посмотрите. Вы меня очень порадовали.

Без ошибок выполнили работу …чел.

1-2 ошибки допустили … чел.

Порадовалась за работы: …

Будьте внимательны. Старайтесь.

2) Работа над загадкой

а) на доске запись: (выдел.соед. жк, шк цв.мелком)

Проживают в трудной книжк е
Хитроумные братишк и.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете.

– Прочитайте (читают самостаятельно)

– Прочитай, докажи что прочитал? (загадка, т.к. предмет описывается, но не называется)

– Отгадайте (цифры). доказывают.

  • Сколько звуков [ж] в загадке? (1)
  • Сколько звуков [ш] в загадке? (2)
  • – Что можно сказать про эти звуки? (всегда твёрдые, парные по звонкости и глухости, шипящие)

    – Какие буквы обозначают эти звуки? («же» «ша») карточки Ж Ш на на доску

    б) мин. каллиграфии

    – Обратите внимание на написание этих букв.

    – Запишите соединения ЖК ШК (показать в словах) (правило посадки)

    Итог: Молодцы! Написали каллиграфически правильно. Старались.

    в) – Какие шипящие звуки ещё знаете? (ч щ ц)

    – Какими буквами обозначаются звуки? («че» «ща» «цэ»)

    на доску карточки Ч Ц Щ

    – Какие орфограммы написания с этими буквами вы знаете?

    (ЖИ – ШИ пишу с гласной И; ЧА – ЩА пишу с гласной А; ЧУ – ЩУ пишу с гласной У)

    карточки ЖИ ШИ ЧА ЩА ЧУ ЩУ

    – А что знаем про орфограмму с Ц? (ничего)

    г) Перечитайте загадку.

    – Что же это такое? (цифры)

    – Выполним звукобуквенный разбор слова «цифры» (дети выполняют

    самостоятельно) ПРАВИЛО ПОСАДКИ

    ПРОВЕРКА

    – Проверим как выполнили?

    – У кого так? (дети сигналят красным цветом; если зелёным – почему? сомневалась)

    – А что у тебя не так? ( я пост. «И»; я пост. «Ы»)

    – А я ничего не поставила. Как вы думаете, почему?

    – Я сомневаюсь, какую букву надо писать.

    – Так над чем будем работать?

    вывешиваю на доску

    3) Работа в парах.

    а) – Возьмите карточку зелёного цвета.

    – Что непонятно? Работаем.

    – На какие две группы вы разбили слова?

    (слова с орф. ЦЫ с буквой Ы

    слова с орф. ЦИ с буквой И )

    в) Перечитайте слова I группы. (дети читают слова)

    ЦЫ

    ЦЫ стоит в конце слова)

    – Прочитайте слова II группы. (дети читают слова)

    На доске появляется карточка. Подчёркиваю сочетание ЦИ

    – Что интересного вы заметили? (ЦИ в середине слова)

    ИТОГ: Молодцы! Правильно нашли орфограмму и доказали её.

    ВЫВОД: Когда пишется ЦЫ с буквой Ы (пишется на конце слова)

    – Когда пишется ЦИ с буквой И (пишется в середине слова)

    ФИЗМИНУТКА

    4) Работа над текстом.

    – Возьмите конверты, достаньте карточки.

    – Прочитайте. (дети читают)

    – Что прочитали? (предложения)

    – Давайте перечитаем. (читают по одному предложению)

    – Как вы думаете, какое задание будем выполнять?

    – Составьте из этих предложений текст.

    Мёрзнут зимой и звери. 5
    Дети рады снегу. 2
    Птицы с трудом находят корм. 4
    Вот и зима пришла. 1
    А птицы, звери? 3

    – Прочитайте текст, который у вас получился. Докажите. (это текст, т.к. все предложения связаны по смыслу, каждое следующее предложение продолжает предыдущее)

    – О чём текст? Тема (наступление зимы)

    – Перечитайте текст ещё раз.

    – Найдите и запишите предложения, где говорится о птицах.

    ПРОВЕРКА

    – Сколько предложений записали?

    – Найдите слова с новой орфограммой. Докажите.

    (ЦЫ пишу с буквой Ы, потому что на конце слова)

    ИТОГ: Молодцы! Вы правильно выполнили работу.

    5) Открываю запись на доске:

    – Прочитайте. (читают слова цепочкой)

    – Что интересного вы заметили? (ЦЫ – в середине слова, а такого не может быть)

    – Ребята, оказывается, в русском языке есть слова, которые не подходят под орфограмму. Написание этих слов надо запомнить. Эти слова – слова исключения. СЛОВА-ИСКЛЮЧЕНИЯ

    – Чтобы легче запомнить слова, есть стишок, который поможет. (проговариваю)

    Цыган на цыпочках стоит и «цыц» цыплёнку говорит.

    – Произнесём все вместе.

    ИТОГ: Молодцы! Запомните написания этих слов, чтобы не допустить ошибки.

    6) Вернёмся к слову (схеме)

    – Какую же букву будем писать в этом слове?

    – Докажите. (ЦИ пишу с буквой И, потому что ЦИ в середине слова и в словах исключениях этого слова нет)

    – Давайте сделаем вывод.

    – Когда пишется ЦИ с буквой И? (в середине слова)

    – Когда пишется ЦЫ с буквой Ы? (в конце слова)

    – Кто запомнил все слова исключения?

    ИТОГ: Молодцы! Правильно доказали и сделали вывод.

    7) Самостоятельная работа.

    – Поработаем над заданием.

    – Возьмите карточку (жёлтого цвета)

    Прочитай ……слова, которые записала.

    Что общего? (в каждом слове есть орфограмма)

    Какое слово «лишнее»? (Франция – государство, снежинка – орф. жи – ши)

    – Прочитайте слова на орфограмму «цы пишу с буквой ы»

    – Какое слово «лишнее»?

    Цыган (слово исключение)

    – Прочитайте слова с орфограммой «ци пишу с буквой и»

    – Когда пишется цы с буквой ы? (на конце слова и в словах исключениях)

    – Когда пишется ци с букой и? (в середине слова)

    – На какой вопрос мы искали ответ? (когда в словах пишется ЦЫ, а когда ЦИ)

    – Ответили ли мы на этот вопрос?

    – Когда же пишется ЦЫ с буквой Ы, ЦИ с буквой И?

    III. Рефлексия:

  • Мне было интересно…
  • Мне захотелось…
  • Я узнал, что ….
  • У меня получилось…
  • – Ребята, я была довольна.

    – Вы были настоящими учёными. Нашли орфограмму и доказали её.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Школа XXI век

    (с) мы все учились понемногу

    Диктанты: сочетания ци, цы

    Веселая напоминалка! чтобы легче запомнились слова, в которых в корне слова после Ц пишется И , разучите с детьми такую поговорку:

    Ц ы ган на ц ы почках подошел к ц ы плёнку
    и ц ы кнул на него: «Ц ы ц!»

    После ц буква ы пишется в окончаниях и в суффиксе -ын, например: птицы, овцы, огурцы, белолицый, сестрицын, лисицын, а также в словах цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц (междометие) и в других словах того же корня. В остальных случаях после ц пишется всегда и, например: станция, циновка, цинк, медицина.

    ци, цы.

    Отцы, бойцы, кузнецы, спицы, страницы, луковицы, ударницы, дворцы, цыплёнок, цып-цып, на цыпочках, птицы, улицы, продавцы, огурцы. (16 слов.)

    Записать слова. Подчеркнуть сочетания ци, цы.

    Зайцы, лисицы, синицы, границы, певцы, паль­цы, станция, акация, циркуль, цирк, цинк, цифра, цыган, цирк, циркуль, цифра, станция. (17 слов.)

    Записать слова во множественном числе.

    Отец - отцы, боец, кузнец, заяц, огурец, конец, лисица, синица, дворец, палец, спица, луковица, граница, гусеница.

    План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему:

    Урок русского языка в 3 классе.

    Урок русского языка в 3 классе

    Тема: Правописание ЦЫ и ЦИ. Закрепление.

    Тип урока: урок закрепления знаний.

    Использованные технологии: технологии деятельностного обучения, личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, информационно-коммуникационные технологии, ТРИЗ, проблемно- диалоговое обучение, технология развития критического мышления.

    Цели урока: создать условия для активного закрепления написания сочетаний ЦИ и ЦЫ с учё-том структуры слова и значения морфем.

    — обогащать словарный запас учащихся;

    — совершенствовать орфографические знания и умения.

    — развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

    — развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

    — развивать умение применять новые знания;

    — развитие творческих, речевых способностей учащихся;

    — формирование логических умений;

    — развитие умения групповой и парной работы.

    — воспитание ценностного отношения к слову;

    — создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотруд-ничества;

    — взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

    2. Представлять информацию в виде схемы.

    3. Прогнозировать предстоящую работу.

    1. Формирование умения слушать и слышать.

    Оборудование: карточки для индивидуальной работы, компьютер, презентация, наглядность для оформления доски.

    Друзья мои, я очень рада войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда – вниманье ваших умных глаз. Желаю вам отличного настроения и хороших успехов на этом уроке. А чему мы учимся на уроках русского языка? (Правильно, красиво, грамотно говорить и писать). Чтобы подготовить наши язычки к тому, чтобы давать только правильные и грамотные ответы, начнем урок с чистоговорки, которая к тому же поднимет нам настроение.

    За то, что улыбаешься.

    — За то, что руку жмешь.

    — Как ты мне нравишься!

    — Совсем не притворяешься,

    Меня понять стараешься,

    Навстречу мне идешь!

  • Актуализация опорных знаний.
  • 1) На карточках и на слайде дано стихотворение. Давайте его прочитаем.

    Ц.пленок в ц.рке выступал

    Играл он на ц.мбалах,

    На мотоц.кле разъезжал,

    И ц.фр он знал немало.

    Он из ц.линдра доставал

    Морковь и огурц.

    И только одного не знал,

    Где пишут ЦЫ, где ЦИ:

    — Ребята, а все ли слова вам понятны в этом стихотворении? А как мы можем узнать значение непонятных нам слов? (Воспользоваться словарем). Ребята, а как же в словаре найти значение нужного слова? Наверное, это очень долго, ведь слов в словаре много, пока все прочитаем. (Все слова в словаре расположены в алфавитном порядке). Вот нам сейчас нужно найти в словаре значение слов «цилиндр» и «цимбалы», они оба начинаются на Ц, как узнать, какое слово в словаре будет находиться раньше? (Посмотреть на 2, а затем на 3 буквы, слово «цилиндр» будет стоять раньше слова «цимбалы»).

    Двое учеников зачитывают значения слов из толкового словаря. Включается звучание цимбал.

    1) Чего не знал цыпленок из этого стихотворения? А вы знаете? Сегодня я предлагаю вам на уроке стать знатоками русского языка и сыграть в игру «Что? Где? Как?».

    — Итак, какова же будет тема нашей игры? – «Правописание сочетаний ЦЫ и ЦИ.Закрепление.»

    — Какую цель поставим перед собой? – «Упражняться в правильном написании слов с сочетаниями ЦЫ и ЦИ»

    — И в течение урока мы будем отвечать на три вопроса из названия нашей игры.

    ГДЕ надо проверять?

    Ответим на первый вопрос:

    Что надо проверять? Буквы гласных звуков Ы или И после Ц..

    Где надо проверять? В корне, окончании или суффиксе.

    Как надо проверять? Применять правило.

  • Решение учебной задачи.
    1. Давайте теперь вспомним правило о правописании сочетаний ЦЫ и ЦИ. Для этого на доске есть таблички, из которых и нужно составить правило.
    2. — Что нужно знать, чтобы правильно написать букву гласного после Ц? (в какой части слова находится орфограмма)

      Если [ЦЫ] находится в корне – то пишем ЦИ, кроме слов исключений: цыган, цыпочки, цыкнуть, цыпленок, цыц.

      Если [ЦЫ] находится в окончании – пишем Ы.

      Если [ЦЫ] находится в суффиксе –ЫН – пишем Ы.

      Если [ЦЫ] находится в существительных, оканчивающихся на –ция – пишем И.

      А теперь, кто сможет, используя схему на доске, рассказать, когда же после Ц мы пишем Ы, а когда И. (Ответы учеников)

    3. А теперь, применяя это правило, давайте выполним задание. (Двое учеников выходят по очереди к доске (работают со словами «цирк», «коллекция», затем четверо выходят и работают парами, одна пара выбирает слова с буквой Ы, другая пара слова с буквой И) выходят и работают в паре, остальные работают в парах в карточке) Проверка.
    4. Рефлексия. Оцените себя. Если вы без труда и ошибок выполнили это задание, нарисуйте смайлик на верхней ступеньке, если вы сделали одну ошибку, то на средней ступеньке, а если вам было трудно справиться с этим заданием, то на нижней ступеньке.

    5. Первичное закрепление. Работа парах.
    6. Ребята, рядом со словами первого столбика я поставлю знак вопроса. Как вы думаете, почему? Я вам подскажу – поставьте ударение в этих словах. (Ученик у доски ставит ударение над словами, остальные в тетради). Что вы заметили? На какие две группы можно разделить эти слова? (На слова, где сочетание ЦИ находится под ударением, и на слова с безударным сочетанием ЦИ).
    7. А теперь выполните такое задание. (на карточках). Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочное слово, разберите слова по составу. Три пары детей работают у доски.
    8. Цепочка, оценила, цифровой

      Так какой же вывод можно сделать? Всегда ли можно писать в корне слова после Ц буквы И? (Нет, не всегда, если под ударением – то пишем И или Ы в словах-исключениях, а если без ударения – то нужно или проверить, или посмотреть в словаре)

    9. Самостоятельная работа. Тест.
    10. А теперь проверим, как вы умеете применять правило. Выполним самостоятельную работу. Вставьте пропущенные буквы в слова.

      Лисиц.н, порц.я, птенц., принц., ц.пленок, пальц., ц.фры, огурц, ц.рк, ц.кать, ц.ркуль, танц..

      1. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
      2. Известный учитель русского языка и литературы Юлий Анатольевич Халфин написал такое стихотворение, в котором собрал слова на правило, над которым мы сегодня работали. Давайте прочитаем его.

      Цыплята весь день на циновке лежали.

      Цыплята цингою ужасно страдали.

      Цыган их на цыпочках водит в больницу.

      Велел им там доктор цибулей лечиться.

      — Объясните значение выделенных слов. Чем же лечится велел доктор цыплятам от цинги? Этот предмет лежит у меня в шкатулке. Он бывает красным, белым, зеленым, и даже жемчужным. Но самый популярный – репчатый. Что это? (Лук)

      (Был доктор в халате, как в панцире жук.

      «Цибуля, – сказал, – не микстура, а лук».)

      Циновка — Плотное плетеное изделие из соломы, камыша для подстилки на пол, для упаковки.

      Цинга — Болезнь, вызываемая недостатком витаминов в организме и проявляющаяся в разрыхлении и кровоточности слизистой оболочки десен, в мышечно-сосудистых болях, слабости

    11. Лук, как и другие овощи или фрукты, очень полезен для нашего здоровья. Давайте придумаем загадки про овощи или фрукты, и у нас получится своеобразный витаминный салат из загадок, которые мы повесим на доску. А чтобы у нас получилась загадка, нужно заполнить такую таблицу. В первый столбик записать слова, которые отвечают на вопрос какой? (лук), а во второй – что такой же. Давайте потренируемся.
    12. А теперь попробуйте написать загадку про любой овощ или фрукт. Можете самостоятельно, а можете в паре или группе. Дети пишут загадки, несколько загадок зачитывается.
    13. Полезным ли был для вас сегодняшний урок? Чем?

      Какие задания показались вам нужными?

      Какие задания показались вам сложными?

      Какие задания вам понравились?

    14. Выписать из словаря три фразеологизма со словами с сочетаниями Цы и ЦИ, записать сними предложения.
    15. Придумать задания для одноклассников по теме «Правописание ЦЫ и ЦИ». (Словарный диктант, карточки, кроссворд, текст для списывания с пропущенными буквами, тест)
    16. Предварительный просмотр:

      Подписи к слайдам:

      Урок русского языка 3 класс Правописание ЦЫ и ЦИ. Закрепление.

      — Как ты мне нравишься! — За что? — За то, что улыбаешься. — Как ты мне нравишься! — За что? — За то, что руку жмешь. — Как ты мне нравишься! — За что? — Совсем не притворяешься, Меня понять стараешься, Навстречу мне идешь!

      Ц.пленок в ц.рке выступал Играл он на ц.мбалах, На мотоц.кле разъезжал, И ц.фр он знал немало. Он из ц.линдра доставал Морковь и огурц. И только одного не знал, Где пишут ЦЫ, где ЦИ: Коллекц.я, Синиц.н, Спец.я и Спиц.н.

      Ц И МБАЛЫ Ц И ЛИНДР

      ЧТО ГДЕ КАК НАДО ПРОВЕРЯТЬ?

      ЧТО надо проверять? Буквы гласных звуков Ы или И после Ц. ГДЕ надо проверять? В корне, суффиксе, окончании слов. КАК надо проверять? Применять правило.

      ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Лисиц Ы н порц И я птенц Ы принц Ы ц Ы пленок пальц Ы ц И фры огурц Ы ц И рк ц Ы кать ц И ркуль танц Ы

      Цыплята весь день на циновке лежали. Цыплята цингою ужасно страдали. Цыган их на цыпочках водит в больницу. Велел им там доктор цибулей лечиться. Был доктор в халате, как в панцире жук. «Цибуля, – сказал, – не микстура, а лук».

      Составляем загадку Заполнить таблицу какой? (лук) что (кто) такое же? Круглый мяч Горький лекарство Полезный молоко От него плачут обида 2 . Соединив записанное в обеих колонках таблицы словами но не, прочитать загадку

      Круглый, но не мяч. Горький, но не лекарство. Полезный, но не молоко. От него плачут, но не обида.

      Предварительный просмотр:

      Самоанализ урока учителя начальных классов Носовой Анны Львовны

      Правописание ЦЫ и ЦИ. Закрепление.

      Технологии, применяемые на уроке

    • Технология педагогического сотрудничества
    • — технология проблемно-диалогового обучения

    • Здоровьесберегающие технологии
    • Личностно-ориентированный подход
    • Методы по источнику знаний

    • словесный;
    • практический;
    • наглядный
    • Методы по уровню познавательной активности

    • репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы);
    • частично-поисковый.
    • Приёмы умственной деятельности

    • анализ;
    • синтез;
    • наблюдение;
    • сравнение;
    • обобщение.
    • принцип дифференцированного подхода;
    • принцип наглядности;
    • принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся).
    • Мотивация учения на разных этапах урока

    • эмоциональные методы – поощрение, создание ситуации успеха;
    • познавательные методы – творческое задание;
    • социальные методы – создание ситуации взаимопомощи, сотрудничества.
    • Парная и групповая, коллективная, индивидуальная

      Цели урока: создать условия для активного закрепления написания сочетаний ЦИ и ЦЫ с учётом структуры слова и значения морфем.

      — закрепить алгоритм правописания буквосочетаний ЦЫ иЦИ;

      — повторить морфемный разбор слов;

      — осуществление системно-деятельностного подхода;

      — развитие критического мышления;

      — развитие умения опираться на изученный материал;

      — воспитание интереса и уважения к родному языку;

      — создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

      1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

      3. Выявлять сущность, особенности объектов.

      4. На основе анализа объектов делать выводы.

      5. Обобщать и классифицировать по признакам.

      1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

      4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

      2. Умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

      3. Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

      При построения урока пользовалась принципами: научности, проблемности, наглядности, активности, доступности, системности и последовательности.

      Для достижения поставленных целей урока мною были выбраны: методы средства – проблемные (языковой материал), наглядные (карточки для парной работы, таблица, схема).

      На данном уроке велась работа по формированию универсальных учебных действий.

      На уроке проводилась работа:

      — по овладению умениями и навыками устной и письменной речи;

      — по разбору слова по составу.

      Тема, цель, содержание урока соответствуют уровню усвоения знаний обучающихся и уровню сформированности их умений. Каждый этап урока являлся продолжением предыдущего и подготовкой к следующему.

      Дидактическая задача каждого этапа, его содержание, методы и приёмы обучения, формы организации познавательной деятельности обучающихся и реальный результат органично взаимосвязаны.

      Старалась на уроке – создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества и общения, включая эмоциональную сферу ребенка.

      Использование ИКТ-технологии позволило повысить мотивацию учащихся, представить изучаемый материал по теме более наглядно (общеизвестно, что при комплексном восприятии информации с помощью органов зрения и слуха, количество полученной информации увеличивается до 65%), самостоятельная работа дала возможность оперативно отследить продвижение учащихся по теме.

      Считаю, что урок соответствует поставленным целям и задачам. Дети справились с предложенными заданиями на уроке, значит, цель урока достигнута.

      На уроке были использованы следующие методы обучения: наглядно-иллюстративный, контроля (самоконтроль, самооценка), словесный, практический. Для эффективной систематизации знаний был использован прием составления схемы, которой дети будут пользоваться и на следующих уроках, что способствует развитию логических действий: анализ, синтез, обобщение.

      Мною использованы технологии обучения, соответствующие требованиям ФГОС второго поколения: личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, информационно-коммуникационные, ТРКМ, ТРИЗ, здоровьесберегающие технологии, проблемно-диалоговое обучение.

      Активность учащихся была на высоком уровне. Материал усвоен, так как дети смогли применить полученные знания. На уроках, я стараюсь развивать самостоятельность учащихся, начиная от самостоятельного целеполагания, до подведения итогов.

      Система оценивания работы учащихся, которая была представлена (лист самооценки), очень эффективна, т.к. дети активизируются и каждый видит результат своей деятельности и может себя оценить.

      План урока полностью выполнен. Считаю, что время на уроке было распределено рационально.

      Стараюсь в начале и в конце каждого урока давать положительную эмоциональную установку, что создает так называемую ситуацию успеха для каждого учащегося, а значит, появляется больше желания учиться, и, следовательно, хорошо усваивать материал.

      Урок носил характер доброжелательного сотрудничества как между учителем и учениками, так и среди учащихся.

      Русский язык – один из самых сложных языков в мире. Множество орфографических и пунктуационных правил, лексика и грамматика – все это создает трудности не только иностранцам, но и носителям языка. Кроме того, исключений из правил русской орфографии великое множество, и всякому грамотному человеку необходимо их знать.

      Вконтакте

      Заимствованные слова

      Одно из самых простых правил в русском языке – это после шипящих. С начальной школы всем известно, что после Ш и Щ нельзя писать буквы Ю и Я: чаща, щука, щупальца.

      Однако многие задаются вопросом: как пишется слово брошюра или, например, парашют , и почему. Эти слова пришли к нам из французского языка. Жюри, брошюра, парашют пишутся с буквой Ю после шипящей и являются исключениями.

      Часто при письме затруднение вызывает слово капюшон , так как в нем две безударных гласных, а ударная О находится после шипящей. Оно тоже иноязычного происхождения, и его правописание следует запомнить .

      Совет! Правописание наименований, пришедших из других языков, следует запомнить, так как часто оно не соответствует правилам русской орфографии. В случае сомнения лучше сверяться со словарем.

      Глаголы-исключения

      Как показывает практика, для школьников одним из самых сложных правил является написание . Казалось бы, здесь все просто: в русском языке только два спряжения.

      Нужно научиться определять спряжение , и в зависимости от этого писать в окончании нужную букву. Но это правило усложняется большим количеством исключений.

      • терпеть (слишком много терпишь);
      • вертеть (вертит головой);
      • обидеть (обидится из-за пустяка);
      • зависеть (зависишь от обстоятельств);
      • ненавидеть (ненавидим плохую погоду);
      • видеть (плохо видит);
      • смотреть (смотришь в разные стороны);
      • слышать (слышишь странные звуки);
      • дышать (дышит с трудом);
      • держать (держит всех в напряжении);
      • гнать (гонишь с бешеной скоростью).

      К 1-му спряжению считается правильным относить все остальные глаголы, которые не оканчиваются на –ить в начальной форме, а значит, на любые другие сочетания букв. Но и здесь есть слова, не подчиняющиеся правилу. Это знакомые со школьных лет :

      • брить (ты не бреешь бороду),
      • стелить (мягко стелет, да жестко спать).

      К первому же спряжению относится и устаревшее слово «зиждиться», которое уже не употребляется в современной речи.

      Важно! Чтобы не допустить ошибки в окончании глагола, нужно хорошо знать не только правило, но и выучить все коварные исключения.

      О/Ё после шипящих: исключения из правила

      Правило о написании о, ё и е после шипящих гораздо проще, чем может показаться.

      Чтобы не ошибиться, нужно сначала определить, находится ли орфограмма в корне слова или в других его частях (суффиксы, окончания).

      • Если речь идет о корне, то правильно писать букву ё в тех словах, к которым можно подобрать однокоренные с е. Щётка – щетина, расчёсывать – чесать, щёлкать – щелчок. Если подобрать такую замену не удается, значит, после шипящего нужно писать о: обжора, шок. Часто такие случаи запоминают как исключения из правила.
      • В суффиксе и окончании выбрать нужную букву еще проще. Е (ё) пишется в глаголах и отглагольных формах, а также в отыменных частях речи без ударения: течет, сгущенка (от сгустить), реченька.

      В слове крыжовник очень часто допускают ошибки, но если разобраться, оно совсем не сложное. Если проанализировать морфемный состав, то мы увидим корень в этом названии –крыжов- и суффикс –ник- . Родственных словоформ с е нет, значит, следует писать букву о.

      Гласные после Ц: как не ошибиться

      Одно из самых несложных и любимых детьми правил грамматики – это выбор буквы и или ы после ц. Алгоритм действий здесь аналогичный тому, который рассматривался в предыдущем правиле.

      Первое, что нужно сделать. – определить, в какой морфеме находится затруднительная для нас орфограмма.

      В корне после ц нужно писать и : веселый цирк, металлический циркуль, циферблат часов. Лишь несколько лексических единиц не соответствуют данному правилу:

      • цыган;
      • цыпочки;
      • цыпленок;
      • цыкнуть (разговорное слово);
      • цыц (междометие).

      Все их легко запомнить, если сложить в известную всем смешную фразу.

      Важно! Этому же правилу подчиняются существительные, оканчивающиеся на –ция: в них ЦИ тоже находится в корне: обратиться в милицию, ценная акция, ароматная акация и т.д.

      В окончании и суффиксе после ц всегда пишется ы , и из этого пункта правила нет исключения: вкусные огурцы, куницын мех, искусные мастерицы, резвые синицы и т.д. Иначе говоря, все слова на цы пишутся только с буквой Ы.

      Написание Н и НН в разных случаях

      Еще одна коварная часть русской грамматики – количество Н в разных морфемах. Чтобы писать грамотно, в случае сомнения нужно начать с определения части речи и далее руководствоваться соответствующими правилами:

      • В существительных и прилагательных в русском языке пишутся две Н на стыке корня и суффикса: пустын-ник, стран-ный, корон-ный.
      • В нужно писать столько Н, сколько в прилагательных, от которых они произведены. Странно – от странный, туманно – от туманный, спонтанно – от спонтанный.
      • В полной формы всегда пишется удвоенная –н-. Жаренная в масле рыба, связанные носки, отмеренный срок, вылепленный снеговик. В краткой форме всегда пишется –н-: носки связаны, рыба пожарена, срок отмерен.
      • Несколько сложнее дело обстоит с . В них может писаться и одна –н-, и две. –Н- пишется в суффиксах –ин-, -ан- и –ян-: мышиная возня, соколиная охота, глиняный кувшин, кожаный пиджак. Из этого правила есть всего три исключения в нашем языке, которые пишутся с –нн-: стеклянный стакан, деревянный стул, оловянный солдатик.

      Слова-исключения в русском языке

      Изучаем, какие бывают глаголы исключения

      Вывод

      Грамотность всегда вызывает положительное впечатление о человеке, о его образованности и культуре, поэтому ею нельзя пренебрегать. Чтобы быть грамотным, нужно не только хорошо знать правила русского языка, но и выучить все случаи, которые правилам не подчиняются. Буквы о или е/ё в словах, и или ы, н или нн, и или е в безударной позиции – все эти случаи требуют внимательности и эрудиции, а подчас поможет этимология слов.

      Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.

      Урок обучения грамоте

      Тема: Правописание слов с сочетаниями ЦЫ и ЦИ.
      Цели: 1. Создать условия для формирования понятия о правильном написании слов с сочетаниями ЦЫ и ЦИ.
      2. Закрепить знание алфавита.
      3. Продолжить работу над стихотворным текстом, развивать умение находить рифму.
      4. Воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, развивать умение работать в группе.

      Оборудование: карточки со словами, плакат с изображением цирка, точечный рисунок здания цирка у детей, карточка "цирк", текст стихотворения, конверт со словами-исключениями, карточки для работы в группах.

      Ход урока
      1. Орг. момент.
      У: Начинаем урок обучения грамоте.
      Поздоровайтесь друг с другом - подарите свои улыбки. А теперь и мне улыбнитесь.
      Спасибо!

      2. Постановка проблемы. Формулирование темы урока.
      У:А начнем урок с повторения алфавита.
      (дети повторяют алфавит по памяти)
      Знание алфавита пригодятся нам при выполнении следующего задания.
      Перед вами лежат листочки с точками и буквами. Как вы думаете, что вам нужно сделать?
      Д: Соединить точки по буквам в алфавитном порядке.
      (дети соединяют точки)
      У: Что получилось?
      Проверьте свою догадку.
      Вот слова (на доске). Все они имеют отношение к тому, что нарисовано у вас на рисунке.
      ФОКУСНИК
      ГИМНАСТЫ
      ЖОНГЛЕРЫ
      АРТИСТЫ-ЖИВОТНЫЕ
      Д: Получился цирк.
      У: Конечно же это цирк.
      А вы любите цирк? А за что вы любите цирк? (Ответы детей)
      Чтобы всем было понятно, что это здание цирка, ему необходима вывеска.

      Д: Пропущена буква.
      У: А какая буква пропущена?
      Д: Пропущена буква И, потому что [Ц] всегда твердый звук. Ы - потому что слышим [Ы]
      У: Дайте характеристику звуку, который обозначает буква Ц
      Д: Звук [Ц] согласный, твердый, глухой, непарный.
      У: Как же нам правильно написать сочетание ЦЫ или ЦИ?
      Д: Это мы должны выяснить сегодня на уроке.
      У: Верно. А для этого вам нужно быть очень внимательными и наблюдательными.

      3. Поиск путей решения проблемы.
      У: Внимательно оглядите наш класс. Что увидели?
      Д: По всему классу рассыпаны слова.
      (Цифра, щетка, цикада, расческа, огурцы, индейцы,цилиндр,скворцы, циферблат, улицы, щенок, чижик.)
      У: Вам нужно найти и принести слова, в которых есть буква Ц.
      На доске вывешиваются слова
      цифра
      цикада
      огурцы
      индейцы
      цилиндр
      циферблат
      улицы
      скворцы

      У: Посмотрите на слова. Значение каких слов не понятно?
      (Ученица зачитывает значение слова "цикада" из толкового словаря.)
      У: На какие 2 группы можно раазделить эти слова.
      Д: Одушевленные и неодушевленные предметы.
      Слова в значении единственного и множественного числа.
      Слова двусложные и трехсложные слова.
      Слова, которые начинаются с гласной буквы и слова - с согласной.
      Слова, которые начинаются на ЦИ и слова, которые заканчиваются на ЦЫ.
      цифра
      цикада
      цилиндр
      циферблат огурцы
      индейцы
      улицы
      скворцы

      У: Посмотрите внимательно на слова.Что вы заметили?
      Д: Если ЦИ в начале слова, то пишется гласная И, а если сочетание в конце слова, то пишется ЦЫ.
      У: Посмотрите, что еще общего у слов второго столбика?
      Д: Слова, обозначают предметы и имеют значение множественного числа.
      У: Сделайте вывод, когда пишется сочетание ЦЫ, когда - ЦИ.
      Д: Сочетание ЦИ пишется, если оно стоит в начале слова, а сочетание ЦЫ - в конце слов, которые имеют значение множественного числа.
      У: Вернемся к слову цирк. Как нужно правильно написать это слово.
      Д: В слове цирк сочетание ЦИ пишется с гласной И.
      У: Подпишите свой рисунок.

      У: Сегодня к нам утром пришло письмо от артистов цирка.
      А вы его не видели? Посмотрите внимательно вокруг.
      (Дети находят письмо в классе)
      Посмотрим, что нам написали артисты.
      ЦЫЦ
      ЦЫГАН
      ЦЫПЛЕНОК
      ЦЫПОЧКИ
      У: Что вы можете сказать об этих словах?
      Д: В них допустили ошибки, слова написаны неправильно, т.к. сочетание ЦЫ стоит в начале слова и пишется с буквой И.
      У: Как убедится верно написаны слова или нет?
      Д: Нужно посмотреть в орфографический словарь.
      У: Найдите слова в словаре.
      У: Что можете сказать о написании этих слов?
      Д: Слова написаны правильно.
      У: Ребята, как же так? Получается, что эти слова не подчиняются правилу, которое мы вывели на уроке.
      Д: Наверное это какие-нибудь особенные слова и их нужно запомнить.
      У: Верно. Это слова - исключения. А чтобы лучше их запомнить нам нужно встать.
      Сейчас каждый из вас побудет артистом. Вам нужно "изобразить слова".
      (Дети показывают каждое слово и заучивают стих.
      "Цыган на цыпочках цыпленку цыц сказал")
      У: Сформулируйте вывод как пишутся слова с сочетаниями ЦЫ и ЦИ.

      4. Работа в группах. Закрепление материала.
      У: Каждой группе нужно вставить пропущенные буквы в слова, доказать правильность написания. (Слова на карточках.)
      И или Ы
      Ц_РКУЛЬ
      НОЖНИЦ_
      КУРИЦ_
      Ц_ПЛЕНОЧЕК
      ПТЕНЦ_
      Проверка.

      5. Работа с текстом.
      У: А сейчас мы отправимся в цирк. Пойдем мы не одни. Нас будут сопровождать. А кто? Вы узнаете, прочитав текст.
      (текст напечатан на листочках)
      В цирк цыпленок собирался,
      Одевался, наряжался,
      Взял билет и взял цветок
      И помчался со всех ног.
      Цапли бродят по арене.
      Как танцовщицы по сцене.
      А ученая цикада
      Пишет цифры с ними рядом.
      Бросил ей цветок цыпленок.
      Голосок его был тонок -
      Крикнуть "Браво" он не мог,
      Просто бросил ей цветок.
      И конечно же цикада
      Своему успеху рада.
      Циркуль лапками схватила
      И кружочек начертила.
      Все захлопали в ладоши
      И цыпленок хлопал тоже.

      У: С кем мы отправились в цирк?
      Д: С цыпленком.
      У: Кого мы уведели на арене цирка?
      Д: Выступали цапли и ученая цикада.
      У: Ребята, что вы можете сказать о тексте?
      Д: Это стихотворение, потому что в тексте есть рифмующиеся слова.
      У: Найдите рифму в стихотворении.
      (Дети ищут рифму)
      У: Что интересного заметили в стихотворении?
      Д: Встретились слова на новое правило.
      У: Найдите и подчеркните слова с сочетаниями ЦЫ и ЦИ. Объясните их написание.

      6. Итог урока.
      У: Вспомните, какую задачу мы поставили перед собой в начале урока.
      Д: Выяснить как пишутся слова с сочетаниями ЦЫ и ЦИ.
      (формулируют вывод)
      У: Как вы думаете, все секреты правописания мы раскрыли?
      Д: Конечно нет. Нам еще многое предстоит узнать на следующих уроках.

      1. В каком слове произносится гласный [а]? 1) впечатление 2) приятель 3) выяснить 4) обычай 2. Какое слово

      состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

      1) переводчик

      2) проскакивая

      3) разыгравший

      4) стержневой

      3. Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, находящийся в состоянии глубокого равнодушия»?

      1) скептический

      2) хладнокровный

      3) аскетичный

      4) апатичный

      4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?

      1) к строяш..йся магистрал.., в светло-син..м костюм..

      2) на открывш..мся форум.., перед цветущ..й вишн..й

      3) под засохш..м топол..м, о дальнейш..м сотрудничеств..

      4) до следующ..й встреч.., на развевающ..мся вымпел..

      5. В каком варианте ответа правильно указаны все примеры, где на месте пропуска пишется Ь?

      А. Пусть помнит..ся только хорошее.

      Б. Многие любят людей, с которыми легко общат..ся.

      В. Если вам встретит..ся непонятное слово, посмотрите в словарь.

      Г. Не пряч..тесь от грозы под деревьями.

      1) А, Б 2) Б, Г 3) В, Г 4) Б, В, Г

      6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

      1) опт..мизм, подн..мающийся, интелл..ктуальный

      2) ч..стоплотный, преодол..вающий, разб..рите

      3) неприк..сновенный, препод..ватель, г..рящий

      4) наивы..ший, изморо..ь (мелкий дождь), ле..тница

      7. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется НИ?

      и почти повалился на лавку. Заметно было, что он весьма н(4) в духе.

      1) 1, 3 2) 2 3) 2, 4 4) 1, 2, 3

      8. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

      1) (пол)Европы, (так)что, (по)крепче

      2) одет (по)летнему, (экс)чемпион, (военно)воздушный

      3) с кем(то), вряд(ли), (по)русски

      4) (широко)форматный, (бледно)розовый, (юго)западный

      9. Укажите неверное объяснение орфограммы (О/Ё после шипящих).

      1) лучОм – в окон­ча­нии су­ще­стви­те­ль­но­го, под уда­рени­ем

      2) дешЁвый – в суффиксе прилагательного, под уда­рени­ем

      3) тушЁнка – в суф­фи­ксе причастия, сохраняющемся в производном от причастия прилагательном и существительном

      4) во­оружЁнный – в суффиксе при­час­тия

      10. В каком слове ударение на третьем слоге?

      1) намерение

      2) переключит

      3) исключенный

      4) кашлянуть

      11. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

      1) несколько помидор

      2) очень озяб

      3) до две тысячи двадцать второго года

      4) старые профессора

      12. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

      Храня память о прошлом,

      1) учёным понадобилось много времени на изучение старинных летописей.

      2) монастыри стали неотъемлемой частью русской истории.

      3) изучение истории имеет большое значение.

      4) это помогает лучше понять настоящее.

      13. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

      1) Железнодорожный состав отправился в рейс согласно расписанию.

      2) В рассказе «Попрыгунья» Чехов осуждает прежде всего праздность.

      3) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

      4) Кто бы ни приезжал в наш городок, все поражались чистоте и опрятности, в какой содержатся дворы, улицы, пристань.

      14. В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить слово НАДЕТЬ?

      1) Хвойный лес ОДЕЛ все горы и подошёл вплотную к морю.

      2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее ОДЕТЬ детей завтра.

      3) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся ОДЕТЬ охотничьи сапоги.

      4) Танцоров ОДЕЛИ в национальные костюмы.

      15. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

      Пустили новую линию метро () и жителям района стало удобно добираться до центра.

      1) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

      2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

      3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

      4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

      16. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

      Небо (1) сплошь усыпанное (2) зимними звёздами (3) опустилось на верхушки (4) спящих елей.

      1) 1, 3, 4 – выделяются два причастных оборота

      2) 2, 4 – выделяются два причастных оборота

      3) 1, 3 – выделяется причастный оборот

      4) 1, 2 – выделяется деепричастный оборот.

      17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

      Май (1) по словам старожилов (2) всегда был тёплым в этих краях.

      Я думаю, что судить о достоинствах проекта (3) по словам дилетантов (4) никак нельзя.

      1) 1, 2 2) 1, 2, 3, 4 3) 3, 4 4) 1, 3

      18. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

      1) По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух.

      2) Садков одинаково хорошо писал как городские так и сельские пейзажи.

      3) Я видел только бой да слышал канонаду.

      4) Птицы затаились на время или вовсе покинули эти места.

      19. В каком предложении нужно поставить тире? (Знаки не расставлены.)

      1) Жизнь прекрасна и удивительна.

      2) Всё настраивало особым образом тихие сумерки шелест листвы звон воды.

      4) Науку надо любить у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука.

      20. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении:

      В лесу никогда не бывает пусто (1) и (2) если он кажется тебе пустым (3) ты сам виноват (4) что не замечаешь жизни вокруг себя.

      1) 1, 2, 4 2) 2, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 3

      ОБОБЩАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ ПО ОРФОГРАФИИ ВАРИАНТ I I. Укажите, в корнях каких слов нужно писать букву о: 1) ум..лять о помощи; 2) касательная линия; 3) приложить

      усилие; 4) небольшой р..сточек; 5) выращенные овощи; 6) листья заг..релись; 7) к..снуться воды; 8) возл..гать ответственность; 9) промокательная бумага; 10) отв..рить картошку; 11) ур..внять в правах; 12) обм..кнуть перо в чернила; 13) поклониться матери; 14) резвый ск..кун; 15) вскочить на коня. II. Определите, в каких словах нужно писать букву о: 1) неровный ш..в; 2) крикнуть громч..; 3) трущ..бные обитатели; 4) ож..г руки; 5) искажонный рисунок; 6) поддержать плеч..м; 7) коллектив сплоч..н; 8) ключ..вая вода; 9) медный пятач..к; 10) неглубокий овраж..к; 11) квасцовый раствор; 12) растолч..шь зерно; 13) узкий ж..лоб; 14) стало свеж..; 15) говорить общ.. . III. Укажите в каких словах нужно писать пре-. 1) презабавный ребенок; 2) быстро пр..бежать; 3) приобрести книгу; 4) . приуменьшить заслуги; 5) превратить воду в пар; 6) приобщиться к искусству; 7) пресытиться фруктами; 8) пр..топтать землю; 9) почетный пр..зидиум; 10) пр..брежные заросли; 11) пр..лежный ученик; 12) пр..небрегать опасностями; 13) пр..клеить объявление; 14) пр..интересный человек; 15) пр..рвать разговор. IV. Найдите слова, в которых пишется мягкий знак: 1) наглая лож..; 16) усеян сплош..; 2) много задач..; 17) громко не плач..; 3) железных крыш..; 18) десять тысяч..; 4) бережет., покой; 19) красный плющ..; 5) обознач.. ударение; 20) нужная вещ..; 6) несется вскач..; 21) пятый этаж..; 7) выйти замуж..; 22) напиток шипуч..; 8) снег скрипуч..; 23) похож., на отца; 9) спрячося за угол; 24) распряч.. волов; 10) ветер свеж..; 25) остаеш..ся дома; 11) строит., быстро; 26) уваж..те старшего; 12) жеч.. хворост; 27) намаж.. маслом; 13) закон всемогущ..; 28) мед тягуч..; 14) усатый морж..; 29) ключ., от квартиры; 15) горячая печ..; 30) теплый душ.. . V. Укажите слова, в которых пишется hr. 1) жева..ая газета; 2) накормле..ый вовремя ребенок; 3) груже..ый вагон; 4) нечая..ая встреча; 5) жела..ый друг; 6) бракова..ая деталь; 7) круче..ая нитка; 8) кипяче..ая вода; 9) ваго..ые мастерские; 10) гости..ый двор; 11) овся..ое печенье; 12) ветре..ый день; 13) огурцы пересоле..ы; 14) завяза..ый узлом шарф; 15) несвяза..ый свитер. VI. Определите, где не со словами пишется раздельно. 1. В окнах (не)доставало нескольких стекол. 2. Ребенок (не)достает рукой до стола. 3. Он (не)был волшебником. 4. (Не)взлюбила мачеха дочку старика. 5. (Не)уклюжий медвежонок играл на поляне. 6. Одиноко на осенней (не)веселой дороге. 7. Речка была (не)болыпая, но глубокая. 8. Ваза (не)хрустальная. 9. Мы ценим (не)праздность, а труд. 10. Дети здоровы, (не)простужены. 11. Это был (не)рассчитанный удар. 12. (Не)работая, сыт (не)будешь. 13. Глубоко (не)изученный вопрос. 14. Еще (не)мытые фрукты лежали на столе. 15. Он плясал (не)утомимо, самозабвенно. VII. Укажите, где надо писать ни. 1. Он н.. уехал. 2. Не слышно н.. звука. 3. Где он только н.. бывал! 4. Н.. зайти ли к нему? 5. Нет н.. души. 6. Он н.. мог н.. прийти. 7. Это отнюдь н.. близко. 8. Н.. разу его здесь не было. 9. Где н.. бывал, всюду ему было хороню. 10. Прислали его - н.. рыба н.. мясо. 11. Н.. с кем поговорить по душам. 12. Я, как всегда, остался н.. с чем. 13. Село стало ничьим: н.. своим, н.. чужим. 14. Н.. одной мыслишки в голове. 15. Н.. читал бы при плохом освещении. VIII. Определите, какие слова пишутся через дефис: 1) (пол)лимона; 9) (крово)йбращение; 2) (радио)эфир; 10) (вице)губернатор; 3) чин(чином); 11) давным(давно); 4) (плащ)палатка; 12) (полу)дикарь; 5) иван(да)марья; 13) куда(нибудь); 6) (пяти)дневный; 14) (тех)помощь; 7) северо(запад); 15) (обще)известный. 8) медно(красный); IX. Укажите, в каких примерах выделенные слова пишутся раз¬дельно: 1) (по)январски морозно; 2) и что(бы) ни говорили, все слушали; 3) как(будто) кто-то постучал; 4) (в)одиночку ничего не сделаешь; 5) поступил (по)деловому; 6) (во)первых; ‘ 7) (в)дали нарастал рев; 8) собрались (на)встречу с художником; 9) следы заворачивали за(то) дерево; 10) мы продвинулись (в)глубь; 11) шли след(в)след; 12) это птица (в)роде цапли; 13) (в)течение времени; 14) у рек, (на)подобие Терека, течение бурное; 15) она так(же) ему поклонилась.

      помогите решить следующие задания: 1) в каком слове все согласные звуки твердые? музей, шершень, шапка, чашка. 2) какой глагол

      относитчя ко второму спряжению?

      успеть, сеют, терпит, кушать

      3) укажите лишнее слово.

      томный, неутомимый, двухтомный, утомительный

      4) найдите заимствованое слово:

      кофе, коробок, ворот, золото

      5) В каком слове количество букв совпадает с количеством звуков

      поздно, греешь, окрестный, восемь

      6) в каком слове пропущенна буква е?

      прим...рить врага, об...жать друга, прим...рить костюм, сл...зать сметану

      помогите плиз отблагодарю и перечислю вам больше осков потом)

      В каком слове или сочетании НЕТ звука.ы.?

      1)межинститутский 2)к итогам 3)цирк 4)чисто
      В каком слове произносится мягкий согласный,д,?
      1)деквалификация 2)девиз 3)дешифровать 4)модель
      Какое из слов дано в правильном произношении?
      1)снег(с"н"эх) 2)бог (бох) 3)крем (крэм) 4)пюре (п"ур"э)

      А 1. В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?

      1) позволить

      2) косьба

      3) безработный

      4) метраж.

      А2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

      1) кОрысть

      2) крАлась

      3) пОняла

      4) (хороших) нОвостей.

      А3. В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить ГУМАНИТАРНЫЙ?

      1) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.

      2) ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.

      3) Между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в ГУМАННОЙ сфере.

      4) ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.

      А4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

      1) четырьмястами строчками

      2) полощущий белье

      3) все директора гимназий

      4) более выше

      А5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения

      Поднявшись на смотровую площадку,

      1) можно увидеть весь город.

      2) открывается чудесный вид на город.

      3) город виден как на ладони.

      4) охватывает волнение при виде открывшихся просторов.

      А6. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

      1) Благодаря статьи в газете мы узнали о возобновлении туристского теплоходного маршрута к «Северным островам».

      2) Кемь является одним из самых старых городов России, расположенных на Белом море.

      3) Все, кто написал рецензию на «отлично», дали глубокий анализ произведения и обосновали свою точку зрения.

      4) В рассказе Паустовского «Скрипучие половицы» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора Чайковского.

      Прочитайте текст и выполните задания А7-А12.

      (1)…(2) Морская мышь на самом деле является весьма симпатичным червем размером в несколько сантиметров. (3) Замечательная особенность этого червя состоит в том, что его тело покрыто своего рода бахромой, состоящей из множества волосков, которые переливаются всеми цветами радуги.(4) Здесь, так же как и в опале, игра цвета определяется дифракцией света на сложной микроструктуре, и, если поместить волоски морской мыши под электронный микроскоп, становится отчетливо видно их ячеистое строение, напоминающее пчелиные соты. (5) Эта структура отличается удивительной упорядоченностью, а линейные размеры ячеек соизмеримы с длинами волн в диапазоне видимого света. (6)… можно с уверенностью утверждать, что в волосках морской мыши имеется двумерная фотонная среда: из потока света, падающего на волосок перпендикулярно, отражается только красная составляющая, если же свет падает наклонно, то волосок отражает (в зависимости от угла) то желтый, то зеленый, то синий цвета, и глазу он предстает поочередно во всех цветах радуги.

      А7. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте

      1) Интересно, что морская мышь – не единственный носитель фотонных кристаллов в море.

      2) В конце XX века ученые обнаружили, что ворсинки их меха являются даже не одномерным, а полноценным двумерным фотонным кристаллом.

      3) Большой интерес представляют так называемые морские мыши, обитающие на глубине нескольких километров в пучине южных морей.

      4) Если смотреть на волосок морской мыши под прямым углом, то он окажется ярко-красным.

      А8. Какое из приведенных ниже слов(сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

      1) К счастью

      2) Поэтому

      3) Потому что

      4) Несмотря на это.

      А9. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

      1) морская мышь является (предложение 2)

      2) тело покрыто бахромой(предложение 3)

      3) переливаются (предложение 3)

      4) поместить (предложение 4).

      А10. Укажите верную характеристику четвертого предложения текста.

      1) Сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями.

      2) Сложносочиненное

      3) Сложное с сочинительной и подчинительной связью между частями

      4) Сложноподчиненное.

      А11. Укажите верную морфологическую характеристику слова ПОКРЫТО (предложение 3)

      1) причастие

      2) наречие

      3) прилагательное

      4) деепричастие.

      А12. Укажите слово, которое имеет значение «быстрая смена пятен света, красок».

      1) радуга (предложение 3)

      2) игра (предложение 4)

      3) диапазон (предложение 5)

      4) поток (предложение 6).

      А13. В каком слове есть суффикс –Д-?

      2) посуда

      3) причуда

      4) кривда.

      А14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

      По мнению М.Ю. Лермонтова, ярко одаре(1)ая личность в кругу ничтожеств обрече(2)а на непонимание и одиночество, а если ведет себя соответстве(3)о «нормам» этого общества, то и на постепе(4)ое самоуничтожение.

      А15. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

      1) Зап…здалый, предст…вление, ст…рожевой.

      2) К…лыхаясь, отгор…диться, оп…лчение.

      3) Бл…гоухать, пл…вец, распол…жжение.

      4) Г…рячий, прип…сенный, пап…ротник.

      Урок русского языка в 3 классе

      Тема:

      Тип урока : урок закрепления знаний.

      Использованные технологии : технологии деятельностного обучения, личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, информационно-коммуникационные технологии, ТРИЗ, проблемно- диалоговое обучение, технология развития критического мышления.

      Цели урока : создать условия для активного закрепления написания сочетаний ЦИ и ЦЫ с учё-том структуры слова и значения морфем.

      Задачи урока :

      1. Образовательные:

      2. Развивающие:

      Развитие внимания;

      3. Воспитательные:

      Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотруд-ничества;

      Формирование УУД.

      Познавательные УУД

      Регулятивные УУД

      Коммуникативные:

      Оборудование: карточки для индивидуальной работы, компьютер, презентация, наглядность для оформления доски.

      1. Орг.момент

      Друзья мои, я очень рада войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда – вниманье ваших умных глаз. Желаю вам отличного настроения и хороших успехов на этом уроке. А чему мы учимся на уроках русского языка? (Правильно, красиво, грамотно говорить и писать). Чтобы подготовить наши язычки к тому, чтобы давать только правильные и грамотные ответы, начнем урок с чистоговорки, которая к тому же поднимет нам настроение.

      (Слайд 1)

      Как ты мне нравишься!

      За что?

      За то, что улыбаешься.

      Как ты мне нравишься!

      За что?

      За то, что руку жмешь.

      Как ты мне нравишься!

      За что?

      Совсем не притворяешься,

      Меня понять стараешься,

      Навстречу мне идешь!

      1. Актуализация опорных знаний.

      1) На карточках и на слайде дано стихотворение. Давайте его прочитаем.

      Ц.пленок в ц.рке выступал

      Играл он на ц.мбалах,

      На мотоц.кле разъезжал,

      И ц.фр он знал немало.

      Он из ц.линдра доставал

      Морковь и огурц.

      И только одного не знал,

      Где пишут ЦЫ, где ЦИ:

      Коллекц.я, Синиц.н,

      Спец.я и Птиц.н.

      Ребята, а все ли слова вам понятны в этом стихотворении? А как мы можем узнать значение непонятных нам слов? (Воспользоваться словарем). Ребята, а как же в словаре найти значение нужного слова? Наверное, это очень долго, ведь слов в словаре много, пока все прочитаем. (Все слова в словаре расположены в алфавитном порядке). Вот нам сейчас нужно найти в словаре значение слов «цилиндр» и «цимбалы», они оба начинаются на Ц, как узнать, какое слово в словаре будет находиться раньше? (Посмотреть на 2, а затем на 3 буквы, слово «цилиндр» будет стоять раньше слова «цимбалы»).

      Двое учеников зачитывают значения слов из толкового словаря. Включается звучание цимбал.

      1. Постановка цели урока.

      1) Чего не знал цыпленок из этого стихотворения? А вы знаете? Сегодня я предлагаю вам на уроке стать знатоками русского языка и сыграть в игру «Что? Где? Как?».

      Итак, какова же будет тема нашей игры? – «Правописание сочетаний ЦЫ и ЦИ.Закрепление.»

      Какую цель поставим перед собой? – «Упражняться в правильном написании слов с сочетаниями ЦЫ и ЦИ»

      И в течение урока мы будем отвечать на три вопроса из названия нашей игры.

      ЧТО

      ГДЕ надо проверять?

      КАК

      Ответим на первый вопрос:

      Что надо проверять? Буквы гласных звуков Ы или И после Ц..

      Где надо проверять? В корне, окончании или суффиксе.

      Как надо проверять? Применять правило.

      1. Решение учебной задачи.
      1. Давайте теперь вспомним правило о правописании сочетаний ЦЫ и ЦИ. Для этого на доске есть таблички, из которых и нужно составить правило.

      Что нужно знать, чтобы правильно написать букву гласного после Ц? (в какой части слова находится орфограмма)

      Если [ЦЫ] находится в корне – то пишем ЦИ, кроме слов исключений: цыган, цыпочки, цыкнуть, цыпленок, цыц.

      Если [ЦЫ] находится в окончании – пишем Ы.

      Если [ЦЫ] находится в суффиксе –ЫН – пишем Ы.

      Если [ЦЫ] находится в существительных, оканчивающихся на –ция – пишем И.

      А теперь, кто сможет, используя схему на доске, рассказать, когда же после Ц мы пишем Ы, а когда И. (Ответы учеников)

      1. А теперь, применяя это правило, давайте выполним задание. (Двое учеников выходят по очереди к доске (работают со словами «цирк», «коллекция», затем четверо выходят и работают парами, одна пара выбирает слова с буквой Ы, другая пара слова с буквой И) выходят и работают в паре, остальные работают в парах в карточке) Проверка.

      Рефлексия. Оцените себя. Если вы без труда и ошибок выполнили это задание, нарисуйте смайлик на верхней ступеньке, если вы сделали одну ошибку, то на средней ступеньке, а если вам было трудно справиться с этим заданием, то на нижней ступеньке.

      1. Первичное закрепление. Работа парах.
      1. Ребята, рядом со словами первого столбика я поставлю знак вопроса. Как вы думаете, почему? Я вам подскажу – поставьте ударение в этих словах. (Ученик у доски ставит ударение над словами, остальные в тетради). Что вы заметили? На какие две группы можно разделить эти слова? (На слова, где сочетание ЦИ находится под ударением, и на слова с безударным сочетанием ЦИ).
      1. А теперь выполните такое задание. (на карточках). Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочное слово, разберите слова по составу. Три пары детей работают у доски.

      Цепочка, оценила, цифровой

      Так какой же вывод можно сделать? Всегда ли можно писать в корне слова после Ц буквы И? (Нет, не всегда, если под ударением – то пишем И или Ы в словах-исключениях, а если без ударения – то нужно или проверить, или посмотреть в словаре)

      1. Физминутка
      1. Самостоятельная работа. Тест.

      А теперь проверим, как вы умеете применять правило. Выполним самостоятельную работу. Вставьте пропущенные буквы в слова.

      Лисиц.н, порц.я, птенц., принц., ц.пленок, пальц., ц.фры, огурц, ц.рк, ц.кать, ц.ркуль, танц..

      Проверка. Рефлексия.

      1. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
      1. Известный учитель русского языка и литературы Юлий Анатольевич Халфин написал такое стихотворение, в котором собрал слова на правило, над которым мы сегодня работали. Давайте прочитаем его.

      Цыплята весь день на циновке лежали.

      Цыплята цингою ужасно страдали.

      Цыган их на цыпочках водит в больницу.

      Велел им там доктор цибулей лечиться.

      Объясните значение выделенных слов. Чем же лечится велел доктор цыплятам от цинги? Этот предмет лежит у меня в шкатулке. Он бывает красным, белым, зеленым, и даже жемчужным. Но самый популярный – репчатый. Что это? (Лук)

      (Был доктор в халате, как в панцире жук.

      «Цибуля, – сказал, – не микстура, а лук».)

      Циновка - Плотное плетеное изделие из соломы, камыша для подстилки на пол, для упаковки.

      Цинга - Болезнь, вызываемая недостатком витаминов в организме и проявляющаяся в разрыхлении и кровоточности слизистой оболочки десен, в мышечно-сосудистых болях, слабости

      1. Лук, как и другие овощи или фрукты, очень полезен для нашего здоровья. Давайте придумаем загадки про овощи или фрукты, и у нас получится своеобразный витаминный салат из загадок, которые мы повесим на доску. А чтобы у нас получилась загадка, нужно заполнить такую таблицу. В первый столбик записать слова, которые отвечают на вопрос какой? (лук), а во второй – что такой же. Давайте потренируемся.
      1. А теперь попробуйте написать загадку про любой овощ или фрукт. Можете самостоятельно, а можете в паре или группе. Дети пишут загадки, несколько загадок зачитывается.
      1. Итог урока. Рефлексия.

      Полезным ли был для вас сегодняшний урок? Чем?

      Какие задания показались вам нужными?

      Какие задания показались вам сложными?

      Какие задания вам понравились?

      Домашнее задание:

      1. Выписать из словаря три фразеологизма со словами с сочетаниями Цы и ЦИ, записать сними предложения.
      2. Придумать задания для одноклассников по теме «Правописание ЦЫ и ЦИ». (Словарный диктант, карточки, кроссворд, текст для списывания с пропущенными буквами, тест)

      Предварительный просмотр:

      Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


      Подписи к слайдам:

      Урок русского языка 3 класс Правописание ЦЫ и ЦИ. Закрепление.

      Как ты мне нравишься! - За что? - За то, что улыбаешься. - Как ты мне нравишься! - За что? - За то, что руку жмешь. - Как ты мне нравишься! - За что? - Совсем не притворяешься, Меня понять стараешься, Навстречу мне идешь!

      Ц.пленок в ц.рке выступал Играл он на ц.мбалах, На мотоц.кле разъезжал, И ц.фр он знал немало. Он из ц.линдра доставал Морковь и огурц. И только одного не знал, Где пишут ЦЫ, где ЦИ: Коллекц.я, Синиц.н, Спец.я и Спиц.н.

      Ц И МБАЛЫ Ц И ЛИНДР

      ЧТО ГДЕ КАК НАДО ПРОВЕРЯТЬ?

      ЧТО надо проверять? Буквы гласных звуков Ы или И после Ц. ГДЕ надо проверять? В корне, суффиксе, окончании слов. КАК надо проверять? Применять правило.

      ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Лисиц Ы н порц И я птенц Ы принц Ы ц Ы пленок пальц Ы ц И фры огурц Ы ц И рк ц Ы кать ц И ркуль танц Ы

      Цыплята весь день на циновке лежали. Цыплята цингою ужасно страдали. Цыган их на цыпочках водит в больницу. Велел им там доктор цибулей лечиться. Был доктор в халате, как в панцире жук. «Цибуля, – сказал, – не микстура, а лук».

      Составляем загадку Заполнить таблицу какой? (лук) что (кто) такое же? Круглый мяч Горький лекарство Полезный молоко От него плачут обида 2 . Соединив записанное в обеих колонках таблицы словами но не, прочитать загадку

      Круглый, но не мяч. Горький, но не лекарство. Полезный, но не молоко. От него плачут, но не обида.

      Предварительный просмотр:

      Самоанализ урока учителя начальных классов Носовой Анны Львовны

      Предмет

      Русский язык

      Класс

      3 класс

      Дата проведения

      25.01.16

      Тема урока

      Правописание ЦЫ и ЦИ. Закрепление.

      Тип урока

      Урок закрепления.

      Технологии, применяемые на уроке

      • Технология педагогического сотрудничества

      Технология проблемно-диалогового обучения

      • ТРКМ
      • ТРИЗ
      • Здоровьесберегающие технологии
      • Личностно-ориентированный подход

      Методы по источнику знаний

      • словесный;
      • практический;
      • наглядный

      Методы по уровню познавательной активности

      • репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы);
      • частично-поисковый.

      Приёмы умственной деятельности

      • анализ;
      • синтез;
      • наблюдение;
      • сравнение;
      • обобщение.

      Принципы обучения

      • принцип дифференцированного подхода;
      • принцип наглядности;
      • принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся).

      Мотивация учения на разных этапах урока

      • эмоциональные методы – поощрение, создание ситуации успеха;
      • познавательные методы – творческое задание;
      • социальные методы – создание ситуации взаимопомощи, сотрудничества.

      Формы работы

      Парная и групповая, коллективная, индивидуальная

      Цели урока : создать условия для активного закрепления написания сочетаний ЦИ и ЦЫ с учётом структуры слова и значения морфем.

      Задачи урока:

      1. Образовательные:

      Закрепить алгоритм правописания буквосочетаний ЦЫ иЦИ;

      Повторить морфемный разбор слов;

      Обогащать словарный запас учащихся;

      Совершенствовать орфографические знания и умения.

      2. Развивающие:

      Осуществление системно-деятельностного подхода;

      Развитие критического мышления;

      Развитие внимания;

      Развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

      Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

      Развивать умение применять новые знания;

      Развитие творческих, речевых способностей учащихся;

      Формирование логических умений;

      Развитие умения опираться на изученный материал;

      Развитие умения групповой и парной работы.

      3. Воспитательные:

      Воспитание интереса и уважения к родному языку;

      Воспитание ценностного отношения к слову;

      Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

      Взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

      Формирование УУД.

      Познавательные УУД

      1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

      2. Представлять информацию в виде схемы.

      3. Выявлять сущность, особенности объектов.

      4. На основе анализа объектов делать выводы.

      5. Обобщать и классифицировать по признакам.

      Регулятивные УУД

      1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

      3. Прогнозировать предстоящую работу.

      4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

      Коммуникативные:

      1. Формирование умения слушать и слышать.

      2. Умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

      3. Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

      При построения урока пользовалась принципами: научности, проблемности, наглядности, активности, доступности, системности и последовательности.

      Для достижения поставленных целей урока мною были выбраны: методы средства – проблемные (языковой материал), наглядные (карточки для парной работы, таблица, схема).

      На данном уроке велась работа по формированию универсальных учебных действий.

      На уроке проводилась работа:

      По овладению умениями и навыками устной и письменной речи;

      По орфографии;

      По разбору слова по составу.

      Тема, цель, содержание урока соответствуют уровню усвоения знаний обучающихся и уровню сформированности их умений. Каждый этап урока являлся продолжением предыдущего и подготовкой к следующему.

      Дидактическая задача каждого этапа, его содержание, методы и приёмы обучения, формы организации познавательной деятельности обучающихся и реальный результат органично взаимосвязаны.

      Старалась на уроке – создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества и общения, включая эмоциональную сферу ребенка.

      Использование ИКТ-технологии позволило повысить мотивацию учащихся, представить изучаемый материал по теме более наглядно (общеизвестно, что при комплексном восприятии информации с помощью органов зрения и слуха, количество полученной информации увеличивается до 65%), самостоятельная работа дала возможность оперативно отследить продвижение учащихся по теме.

      Считаю, что урок соответствует поставленным целям и задачам. Дети справились с предложенными заданиями на уроке, значит, цель урока достигнута.

      На уроке были использованы следующие методы обучения: наглядно-иллюстративный, контроля (самоконтроль, самооценка), словесный, практический. Для эффективной систематизации знаний был использован прием составления схемы, которой дети будут пользоваться и на следующих уроках, что способствует развитию логических действий: анализ, синтез, обобщение.

      Мною использованы технологии обучения, соответствующие требованиям ФГОС второго поколения: личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, информационно-коммуникационные, ТРКМ, ТРИЗ, здоровьесберегающие технологии, проблемно-диалоговое обучение.

      Активность учащихся была на высоком уровне. Материал усвоен, так как дети смогли применить полученные знания. На уроках, я стараюсь развивать самостоятельность учащихся, начиная от самостоятельного целеполагания, до подведения итогов.

      Система оценивания работы учащихся, которая была представлена (лист самооценки), очень эффективна, т.к. дети активизируются и каждый видит результат своей деятельности и может себя оценить.

      План урока полностью выполнен. Считаю, что время на уроке было распределено рационально.

      Стараюсь в начале и в конце каждого урока давать положительную эмоциональную установку, что создает так называемую ситуацию успеха для каждого учащегося, а значит, появляется больше желания учиться, и, следовательно, хорошо усваивать материал.

      Урок носил характер доброжелательного сотрудничества как между учителем и учениками, так и среди учащихся.