Термин «абсолютизм» утвердился во Франции только в эпоху Великой революции , но термин «абсолютная власть» использовался уже в Средние века. Под абсолютизмом можно понимать систему неограниченной власти монарха. При такой системе монарх признается единственным источником власти в государстве. Это не означает, что в каждый момент времени монарх обладает всей полнотой власти: он может делегировать ее другому органу или должностному лицу. Абсолютизм проявляется в том, что государь может вернуть себе делегированную власть обратно, когда пожелает. Для возникновения этой системы во Франции потребовалось подчинить феодальную иерархию королевской власти, поставить дворянство на службу короля, ослабить самостоятельность церкви и городов, укрепить королевскую администрацию и суд.

Усилению позиций монарха в государстве способствовали реформы, проведенные королем Карлом VII (1422-1461). При нем был установлен постоянный прямой налог - королевская талья (1439 г.), созданы отряды постоянной королевской армии (конные жандармы и пешие вольные стрелки) (по ордонансам 1445 и 1448 гг.). Была принята Прагматическая санкция 1438 г. , которая ослабила зависимость французской Галликанской церкви от римской курии и усилила влияние королевской власти на духовенство. Эти реформы заложили основы абсолютизма во Франции. Наследник Карла VII Людовик XI (1461-1483) смог подавить аристократическую оппозицию и фактически объединить территорию страны под своей властью. Этого короля можно считать первым абсолютным монархом во Франции.

Правовое положение абсолютного монарха.

Во Франции господствовало представление, что короли получают свою власть только от Бога. С этим была связана важная особенность французского абсолютизма: монарх подчинен Божественным законам, но не должен подчиняться законам человеческим. Как признавалось легистами еще в XIV в.: «Rex solutus legibus est» - «Король не связан законами». Тем не менее деятельность абсолютного монарха была поставлена в рамки установившихся традиций и обычаев королевства. Его правовое положение определялось так называемыми фундаментальными законами , которые лежат в основе французского государства.

Эти законы устанавливали, что король обладает внешним и внутренним суверенитетом, является источником правосудия и «может даровать милости и изъятия, невзирая на общее право». Вследствие этих законов монарху принадлежали законодательные и судебные полномочия, право объявления и ведения войны, назначения должностных лиц, взимания налогов и податей, право чеканки монеты. Монарх обладает независимостью от других церковных и светских властей, прежде всего от папы римского и германского императора. Он признается «императором» в своем королевстве.


Фундаментальные законы, однако, накладывали некоторые ограничения на правомочия короля. Они, в частности, вводили принцип неотчуждаемости королевского домена. Домен считался собственностью короны (государства), но не короля лично. Поэтому монарх не имел права продажи домениальных земель, но мог отдавать их в заклад. Другим ограничением королевской власти был салический принцип наследования престола: монарх не мог распорядиться им по своему усмотрению. Данный принцип устанавливал порядок передачи престола по прямой или в боковой линии только лицам мужского пола: женщины из числа наследников исключались.

В XV в. во Франции были отменены междуцарствия (периоды между смертью одного монарха и коронацией его преемника): в свои права наследник вступал сразу после кончины предшественника. Отсюда вытекал еще один фундаментальный закон: «король Франции никогда не умирает». Впрочем, до достижения королем совершеннолетия (в XV в. - 14 лет, начиная с XVI в. - 13 лет) в стране устанавливался режим регентства. Обычно регентские полномочия возлагались на родственников монарха, причем необязательно мужчин. У короля также отсутствовало право отречения от престола: получив власть от Господа, он уже не вправе был от нее отказаться.

Помимо ограничений, установленных фундаментальными законами, существовали ограничения, проистекавшие из делегирования власти короля другим органам, с тем, что монарх не обладает всей полнотой власти в конкретный момент времени. С этим, в частности, было связано право ремонстрации , принадлежавшее высшим судам королевства, прежде всего Парижскому парламенту. Такое право возникло из полномочий парламента регистрировать королевские нормативные акты (с XIV в.). Без парламентской регистрации они не принимались к рассмотрению нижестоящими судами королевства, т.е. не получали действительную силу закона.

Парламент мог отказать в регистрации королевского акта, если он противоречит прежде изданным законам королевства, кутюмам Франции или «противен разуму». В этом случае он обязан был подать королю свое «возражение» с изложением мотивов отказа, так называемую ремонстрацию . Право ремонстрации преодолевалось личным присутствием короля на заседании парламента (так называемая процедура lit de justice - «ложе правосудия»: имеется в виду королевское кресло в парламенте). Считалось, что в этом случае король принимает всю делегированную власть на себя, и, не обладая собственной властью, парламент обязан зарегистрировать любой акт монарха.

Однако далеко не всегда монарх мог лично прибыть в парламент, поэтому в руках парламента право ремонстрации превращалось в мощное средство давления на королевскую власть. Монархи стремились к его ограничению. При Людовике XIV был издан королевский патент 1673 г., которым парламент обязывался регистрировать все акты, исходящие от монарха, а если имеет возражения, то ремонстрация должна подаваться отдельно, уже после регистрации. Таким образом, король фактически лишил высший суд отлагательного права вето на свои законы. Впрочем, после смерти короля, в 1715 г. старое право ремонстрации было полностью восстановлено.

Власть абсолютного монарха сдерживалась также сохранявшимися органами сословного представительства. Генеральные штаты, однако, теряют свое прежнее значение и созываются крайне редко. Исключение составлял период религиозных войн (1562-1594 гг.), когда страна была охвачена феодальной анархией и королевский абсолютизм фактически утратил свое значение. В этот период Генеральные штаты созывались довольно часто и, как правило, представляли интересы католической оппозиции королевской власти. После восстановления абсолютизма при новой династии Бурбонов общефранцузские собрания сословных представителей уже практически не созываются (редкие исключения - Генеральные штаты 1614-1615 гг. и 1789 г.). Продолжают функционировать штаты на местном уровне, в частности, провинциальные штаты, определявшие налогообложение в своем регионе. С их деятельностью королевской власти приходилось считаться.

Как видим, неограниченный монарх вовсе не был таким уж «неограниченным». Некоторые ученые поэтому вообще сомневаются в существовании во Франции абсолютизма. Очевидно, что не следует понимать под абсолютизмом режим произвола одного человека. В случае французского абсолютизма единоличная власть монарха была поставлена в строго правовые рамки и ее неограниченность понималась только в установленных правом пределах.

Королевская администрация.

Абсолютизм располагал разветвленным бюрократическим аппаратом.

Должностные лица во Франции делились на две основные группы:

1) оффисье и

2) комиссары.

Оффисье покупали свои должности у государства, поэтому могли ими распоряжаться, переуступать другому лицу и передавать по наследству. За право распоряжения должностью они платили налог - полетту , составлявшую 1 / 60 от годового дохода, приносимого должностью. Чтобы сместить оффисье с должности, казна должна была выкупить ее у служащего лица. Несмотря на единовременные выгоды от продажи должностей, подобная практика была обременительна для государственного бюджета, так как часто вынуждала ежегодно оплачивать должности, совершенно ненужные для государства (созданные только для продажи). С другой стороны, оффисье мог чувствовать себя более независимым от короля, что не всегда было удобно для правящей власти.

Высшие и центральные органы власти и управления.

Высшим органом власти являлся Королевский совет . Он играл роль главного координирующего центра французского правительства, сочетая в себе законосовещательные, административные и судебные функции. В XV-XVIII вв. Совет претерпел сложную эволюцию: от «узкого» совета - собрания крупных сеньоров и сановников монарха до административного учреждения, состоящего из нескольких секций. К концу XVI в. в его составе образовалось четыре секции: две правительственных и две административных. На правитель-ственных советах председательствовал сам король, здесь рассматривались дела, требовавшие его личного участия. Это Деловой совет для решения политических (прежде всего внешнеполитических) вопросов и Финансовый совет для общего управления финансами государства.

На администра-тивных советах обычно председательствовал канцлер - «шеф» Королевского совета. Из них Государственный финансовый совет собирался для решения текущих административных, судебно-административных и финансовых вопросов, Совет тяжб осуществлял суд по апелляциям и эвокациям (эвокация - перенос дела из одной судебной инстанции в другую) по делам частных лиц. Для организации работы советов действовали постоянные бюро и временные комиссии. В них заседали государственные советники и докладчики прошений. В XVII в. Деловой совет стали именовать Советом в верхах (или Верховным советом, иногда Государственным советом), а при Людовике XIV (1643-1715) возникла еще одна правительственная секция - Совет депеш для рассмотрения внутриполитических вопросов, требующих королевского решения.

Коллегиальное руководство в секциях Королевского совета сочеталось с единоличным управлением. Оно осуществлялось министрами, когда отдельный чиновник возглавлял отраслевое ведомство (министерство или департамент). Каждое такое министерство располагало своими бюро и штатом служащих лиц (клерков). Министерская система во Франции зародилась в XVI в. В качестве министров выступали канцлер, сюринтендант (суперинтендант) финансов и статс-секретари. Канцлер считался главой правосудия в государстве, являясь, по сути, министром юстиции, сюринтендант финансов возглавлял ведомство финансов. Последняя должность просуществовала до 1661 г. После ее упразднения управление финансами было сосредоточено в соответствующей секции Королевского совета, а с 1665 г. значение министра финансов закрепилось за должностью генерального контролера финансов.

Однако его полномочия не ограничивались сугубо финансовой сферой, а распростра-нялись на все вообще экономические вопросы, связанные с развитием французского хозяйства. Ему были подчинены интенданты финансов и их комиссии. Под наблюдением генерального контролера также находилась почти вся провинциальная администрация. Статс-секретари первоначально являлись простыми секретарями монарха. Их роль резко возросла в период религиозных войн, когда они стали докладывать монарху о важных делах и осуществлять дипломатические миссии. Постепенно среди них появляется отраслевая специализация. Так, по Регламенту 1626 г. были выделены департаменты иностранных дел и войны. К началу Великой революции во Франции установилось шесть министерских должностей: канцлера, генерального контролера финансов, четырех статс-секретарей - военного и морского министров, министра иностранных дел и министра по делам Королевского дома.

Особо следует сказать о должности премьер-министра (или главного министра). Премьер-министр являлся ведущим членом Совета в верхах, он координировал работу министерств и фактически осуществлял руководство страной. Сосредоточение власти в его руках получило название министериата. Министериат, как правило, устанавливался в тех случаях, когда монарх сознательно устранялся от активного вмешательства в повседневную работу правительства (напри-мер, министериат кардинала Ришелье при Людовике XIII) либо был слишком молод (министериат кардинала Мазарини при юном Людовике XIV). Официально должность премьер-министра была окончательно упразднена в абсолютистской Франции в период правления Людовика XV.

Местное управление.

Франция в эпоху абсолютизма не имела четкого административно-территориального деления. Даже внешние границы государства подчас были лишены твердых очертаний. Страна делилась на округа по различным отраслям управления, причем границы округов не совпадали друг с другом. В общеполитическом отношении это было деление на провинции . Во главе провинций находились губернаторы , традиционно назначаемые королем из высшей знати, обладавшие административной, судебной и военной властью. Их замещали генеральные лейтенанты (генеральные наместники). Существовало также деление на судебно-административные округа - бальяжи и сенешальства (во главе с бальи и сенешалами), делившиеся, в свою очередь, на мелкие единицы - превотажи, шателлении и др. Финансовые округа - женералитэ («генеральства»). В них действовали генералы финансов и казначеи Франции, им подчинялись сборщики налогов (элю ). Их деятельность контролировалась периодически присылаемыми комиссарами правительства - интендантами .

Начиная с 1630-х годов, интенданты превращаются в постоянных местных чиновников, заменив прежних финансовых служащих. Постепенно складываются новые финансовые округа - интендантства . Они подразделяются на области во главе с субделегатами, подчиненными интенданту. Полномочия интендантов были шире собственно финансовых: они стали рассматривать административные и судебные вопросы, могли выносить решения, в том числе по уголовным делам. Поэтому их стали именовать интендантами юстиции, полиции и финансов . (В конце царствования Людовика XIV во Франции был 31 интендант на местах.) Они приобрели настолько сильное влияние, что все остальные местные службы были поставлены от них в зависимость. В целом в местном управлении при абсолютизме возобладали бюрократические черты, органы самоуправления были по большей части ликвидированы. Так, в 1692 г. были отменены все выборные должности в городах.

Королевская юстиция.

Абсолютизм стремился усилить свой судебный и полицейский контроль над обществом. В условиях существования конкурирующей юрисдикции сеньориальных, церковных, городских судов была расширена сфера действия королевского правосудия. Вилье-Коттрейский ордонанс 1539 г. запретил церковным судам вершить суд над мирянами по делам, относящимся к мирской жизни. Затем Орлеанский ордонанс 1560 г. и Муленский ордонанс 1566 г. передали в компетенцию королевских судов основную массу уголовных и гражданских дел.

Многие органы королевской юстиции были унаследованы от прежнего времени. На низшем уровне это были средневековые суды прево, бальи и сенешалов. Суды прево рассматривали гражданские дела простолюдинов (ротюрье), но в XVIII в. они исчезают. Сохраняются суды бальи и сенешалов, которые решали окончательно дела с суммой иска до 40 ливров. В 1552 г. было создано среднее звено судебной системы - президиальные суды . Они выносили окончательное решение по делам с суммой иска до 250 ливров. Во Франции существовала довольно разветвленная система высших судов. В нее входили прежде всего Парижский парламент и 12 провинциальных парламентов и имевшие сходное с ними значение 4 верховных совета (в Руссильоне, Артуа, Эльзасе и на Корсике). Они, однако, не были напрямую связаны между собой, и столичный парламент не являлся ни апелляционным, ни надзорным органом в отношении провинциальных парламентов.

К числу высших судов относились также Счетная палата, Налоговая палата и Большой совет. Большой совет выделился из состава Королевского совета и учрежден как самостоятельный судебный орган в 1498 г. Он принимал к своему ведению дела по эвокациям из Парижского парламента, когда королю было угодно лично их рассмотреть. В дальнейшем здесь в основном разбирались дела, связанные с правом на церковные бенефиции. Высшими судами являлись и секции Королевского совета, наделенные судебными полномочиями. Такая громоздкая система высшей юстиции была, очевидно, направлена на ослабление политической роли и влияния Парижского парламента, который в XVII-XVIII вв. часто находился в оппозиции к монарху. Следует иметь в виду, что во Франции власть судебная еще не была отделена от власти административной. Поэтому административные учреждения располагали и своими судебными полномочиями.

Королевские судьи во Франции были несменяемы : король мог уволить судью только за уголовное преступление, доказанное в судебном порядке (по эдикту Людовика XI, изданному в 1467 г.). Это положение отличало французское правосудие от юстиций других стран, где такой гарантии независимого суда еще не существовало. Однако Франция была страной, где не были гарантированы личная свобода и безопасность подданных от полицейского произвола. В практике широко использовались так называемые lettres de cachet - письменные приказы об аресте без суда и следствия. Бланк приказа был чистым, в него можно было вписать имя любого лица и арестовать его, не предъявляя ему обвинения. Заключенный мог затем сидеть в тюрьме бессрочно, не зная, за что туда посажен.

В 1648 г., в период открытого столкновения высших судов с королевским правительством (Фронды), Парижский парламент настоял на введении в стране гарантий личной безопасности: никто из подданных короля «впредь не мог подвергнуться уголовному преследованию иначе как в формах, предписанных законами и ордонансами нашего королевства, а не через посредство комиссаров и назначенных судей». Был введен и запрет на использование приказов lettres de cachet, однако он касался только оффисье судебных учреждений. Данные положения были закреплены в ст. 15 Декларации от 22 октября 1648 г., утвержденной регентшей Анной Австрийской, матерью короля Людовика XIV. На деле это означало гарантии неприкосновенности лишь одних судебных должностных лиц, но даже такая попытка ограничения полицейского произвола говорила об осознании в обществе необходимости предоставления подданным более широких прав и свобод.


Общественный строй. Возникновение абсолютизма во Франции было вызвано глубинными процессами, происходившими в социально-экономической сфере. XVI-XVI1I вв. стали периодом становления и утверждения капиталистических отношений в стране. В XVI в. во Франции возникло мануфактурное производство, а дальнейшее развитие товарно-денежных отношений привело к складыванию общенационального рынка. Гарантом единства страны выступала королевская власть. В рассматриваемый период французская монархия утратила представительные учреждения, но сохранила свою сословную природу.
Первым сословием оставалось духовенство, насчитывавшее 130 тысяч человек (из 15 млн. населения всей страны) и державшее 1/5 всего государственного земельного фонда. Внутренне это сословие не было однородным. Объединяющим моментом выступал лишь духовный сан и стремление сохранить сословные привилегии. К началу XVI в. усилилась зависимость духовенства от короля и укрепилась его связь с дворянством. Конкордатом 1516 г. с римским папой французский король добился права назначения на все высшие церковные должности в своем королевстве. Часто такие посты предоставлялись дворянам. В свою очередь важные должности в государственном аппарате занимали священники (Ришелье, Мазарини и др.)

Господствующее положение во французском обществе занимали дворяне, сохранившие практически все свои привилегии. 400 тысяч французских дворян владели (вместе с членами королевской семьи) 4/5 всех земель в государстве. В период абсолютизма дворянство консолидировалось. Ряды дворян пополнились выходцами из рядов городской буржуазии. С целью пополнения казны правительство прибегло к весьма выгодной системе продажи должностей, предоставляющих наследственный дворянский титул. Постепенно наряду со старым родовитым дворянством - дворянством шпаги - появляется новое чиновное - дворянство мантии. К середине XVIII в. во Франции было уже около 4 тысяч дворян мантии.
Основную массу населения составляло третье сословие, имущественная и социальная дифференциация которого в данный период особенно проявилась. В рамках третьего сословия четко обозначился слой богатых и влиятельных горожан, занимавшихся ростовщичеством, торговлей, мануфактурным производством. Из их числа постепенно формировался класс буржуазии. В самом низу социальной лестницы третьего сословия находились крестьяне, ремесленники, наемные рабочие. Правовое положение французского крестьянства, основную массу которого по-прежнему составляли цензитарии, изменилось мало. Их основной феодальной повинностью оставалась выплата феодалу денежного ценза, размер которого постоянно увеличивался. Третье сословие оставалось единственным податным сословием в стране. Духовенство и дворянство сохранили свой налоговый иммунитет.
Государственный строй. Основы новой формы правления были заложены еще в XV в, в правления Карла VII и Людовика XI. Однако развитию абсолютизма помешал религиозный раскол общества. Под влиянием идей Реформации во Франции развернулось движение гугенотов (французских кальвинистов), объединявшее в своих рядах прежде всего недовольных усилением королевской власти. Лидерами гугенотов стали представители самых знатных дворянских фамилий (Бурбоны, Конде). Противостояние католиков и протестантов вызвало религиозные войны, которые с перерывами тянулись более 30 лет (1562-1593 гг.) и сопровождались страшными жестокостями. Политическое примирение в стране было достигнуто с началом правления Генриха /Иgt;урбона лидера французских протестантов, четыре раза менявшего свои религиозные убеждения. Нантским эдиктом 1598 г. католическая церковь объявлялась официальной религией, а гугенотам предоставлялись религиозные и политические права. В качестве гарантии их свобод за гугенотами сохранялось право на свои крепости и гарнизоны.

В правление Людовика XIII (1610-1643 гг.), когда главную роль в государстве играл кардинал Ришелье, и в правление Людовика XIV(1643-1715 гг.) были проведены реформы, окончательно оформившие государственный строй абсолютной монархии.
Абсолютная монархия играла прогрессивную роль. Королевская власть способствовала завершению территориального и политического объединения страны, являясь главной объединяющей силой и гарантом сохранения целостности государства. Она обеспечила благоприятные условия для последующего социально- экономического развития страны. Нуждаясь в дополнительных средствах, монархия стимулировала развитие промышленности и торговли, поощряя строительство мануфактур и вводя высокие таможенные пошлины на иностранные товары. Используя политику меркантилизма и протекционизма в собственных интересах, королевская власть не предоставляла правовых гарантий нарождающемуся классу буржуазии, напротив всеми силами сохраняя прежние феодальные порядки и сословные привилегии. Поэтому со второй половины XVII в., когда дальнейшее развитие капиталистических отношений в недрах феодализма стало невозможным, абсолютная монархия утратила свои прогрессивные черты.
В период абсолютизма общее представление о власти короля и о характере его конкретных полномочий изменилось. В 1614 г. по предложению Генеральных штатов было введено новое официальное титулование короля - «король божьей милостью». Французская монархия объявлялась божественной, а власть короля воспринималась как священная. Король являлся наследным главой государства, которому принадлежала вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти. Обоснование исключительной законодательной власти короля исходило из принципа: «один король, один закон». В сфере исполнительной власти ему подчинялся весь централизованный государственный аппарат. Он имел право учреждения и ликвидации государственных постов, назначения на любую государственную и церковную должность, окончательного решения всех важнейших внутригосударственных и внешнеполитических вопросов. Он устанавливал налоги и выступал высшим распорядителем государственных финансовых средств. Королю подчинялись армия, полиция и суд. Добившись права назначения на высшие церковные посты, королевская власть подчинила себе и католическую церковь во Франции.
С укреплением абсолютизма необходимость в сословнопредставительных учреждениях отпала. Генеральные штаты практически перестали созываться. В 1614 г. они были созваны для разрешения финансовых проблем королевства. Депутаты от третьего сословия, основываясь на инструкциях избирателей, 142
предложили отказаться от налогового иммунитета первых двух сословий и обложить налогами земли дворян и духовенства. Данное предложение вызвало бурю негодования со стороны первой и второй палат, недовольным остался и королевский двор. Генеральные штаты были распущены и не созывались в течение 175 лет (до 1789 г.).
Утверждение абсолютизма внесло некоторые изменения в структуру государственного аппарата.
Центральные органы государственного управления представляли собой совокупность множества учреждений, созданных в разные периоды. В целом государственный аппарат был громоздким, переполненным порой ненужными, дублирующими друг друга органами. Из старых должностей по-прежнему сохранял свой статус канцлер, который стал вторым после короля лицом в государственном управлении. Центральную администрацию в период абсолютизма возглавили генеральный контролер финансов, составлявший государственный бюджет и руководивший экономической политикой Франции, и четыре государственных секретаря- по иностранным делам, по военным делам, по делам колоний и морским, по внутренним вопросам.
Неоднократному реформированию подвергались и королевские советы. В 1661 г. Людовик XIV в. создал Государственный совет- высший совещательный орган при короле. В его состав вошли пэры Франции, государственные секретари и другие высокопоставленные чиновники, а также канцлер, председательствовавший в совете в отсутствие короля.
Управление на местах по-прежнему отличалось сложностью и запутанностью. В начале XVI в. для проведения политики правительства на местах были созданы должности губернаторов, назначаемых и смещаемых королем. Несколько позднее для укрепления власти короля в провинции с различными временными поручениями посылались комиссары, наделенные широкими полномочиями в сфере контроля над осуществлением правосудия, а также инспектирования финансов и администрации городов. Со временем им был присвоен титул интендантов.
Назначаемые королем интенданты полиции, юстиции и финансов обязаны были обеспечивать общественный порядок, следить за набором рекрутов в армию, бороться с ересью, вести расследование от имени короля. Кроме того интенданты имели право вмешаться в любой судебный процесс. Характеризуя деятельность интендантов, маркиз д’Аржансон, занимавший должность контролера финансов, писал: «Знайте, что французское королевство управляется тридцатью интендантами. У нас нет ни парламента, ни штатов, ни губернаторов. От тридцати интендантов, постав-

ленных во главе провинций, зависит счастье или несчастье этих провинций».
Судебная система в период абсолютизма практически не изменилась. Судопроизводство по-прежнему осуществляли королевские, сеньориальные и церковные суды. Тенденция усиления королевских судов и снижения роли сеньориальных сохранилась. Согласно Орлеанскому ордонансу 1560 г. и Мулинскому ордонансу 1566 г. им стало подсудно большинство уголовных и гражданских дел. Эдиктом 1788 г. сеньориальные суды были лишены права уголовного судопроизводства. Ограничена была и юрисдикция церковных судов, которым оставлено право рассматривать дела клириков.
Система королевских судов оставалась крайне сложной и запутанной. Парижский парламент сохранил свое значение, но в 1673 г. лишился права ремонстрации - отказа в регистрации королевских актов. Важным нововведением судебной системы Франции стали специализированные суды, рассматривавшие дела, затрагивавшие ведомственные интересы. Свои суды имели счетная палата, палата косвенных налогов, управление монетного двора.

Возникновение абсолютизма как новой формы монархии во Франции вызвано глубинными изменениями, которые произошли в сословно-правовой структуре страны. Эти изменения были вызваны прежде всего зарождением капиталистических отношений . Становление капитализма шло быстрее в промышленности и в торговле, в сельском хозяйстве для него все большей преградой становилась феодальная собственность на землю. Серьезным тормозом на пути общественного прогресса становился архаичный, вступающий в противоречие с потребностями капиталистического развития сословный строй. К XVI в. французская монархия утратила существовавшие ранее представительные учреждения, но сохранила свою сословную природу.

Неизбежным результатом формирования капиталистического уклада и начавшегося разложения феодализма было становление абсолютизма . В переходе к абсолютизму, хотя он сопровождался дальнейшим усилением самовластия короля, были заинтересованы самые широкие слои французского общества XVI-XVII вв.

В абсолютизме были заинтересованы:

1. дворянство и духовенство, (поскольку для них в связи с ростом экономических трудностей и политического давления со стороны третьего сословия укрепление и централизация государственной власти стали единственной возможностью сохранить на какое-то время свои обширные сословные привилегии)

2. крепнущая буржуазия (которая не могла еще претендовать на политическую власть, но нуждалась в королевской защите от феодальной вольницы, вновь всколыхнувшейся в XVI веке в связи с Реформацией и религиозными войнами. Установление мира, справедливости и общественного порядка было заветной мечтой основной массы французского крестьянства, связывающего свои надежды на лучшее будущее с сильной и милосердной королевской властью).

Усиление королевской власти: верховная политическая власть при абсолютной монархии всецело переходит к королю и не делится им с какими-то государственными органами. Для этого королям необходимо было преодолеть политическую оппозицию феодальной олигархии и католической церкви, ликвидировать сословно-представительные учреждения, создать централизованный бюрократический аппарат, постоянную армию, полицию.

Уже в XVI в. Генеральные штаты практически перестают функционировать. В 1614 году они были созваны в последний раз, вскоре были распущены и уже не собирались до 1789 года. Некоторое время для рассмотрения проектов важных реформ и решения финансовых вопросов король собирал нотаблей (феодальную знать). В XVI в. (по Болонскому конкордату 1516 года и Нантскому эдикту 1598 года) король полностью подчинил себе католическую церковь во Франции.

В качестве своеобразной политической оппозиции королевской власти в XVI-XVII вв. выступил Парижский парламент , который к этому времени превратился в оплот феодальной знати и неоднократно использовал свое право ремонстрации и отклонял королевские акты. Королевским ордонансом в 1667 году было установлено, что ремонстрация может быть заявлена лишь в течение определенного срока после издания королем ордонанса, а повторная ремонстрация не допускается. В 1668 году король Людовик XIV,- явившись в Парижский парламент, собственноручно изъял из его архива все протоколы, относящиеся к периоду Фронды, т.е. к антиабсолютистским выступлениям середины XVII в. В 1673 году им же было решено, что парламент не имеет права отказывать в регистрации королевских актов, а ремонстрация может быть заявлена лишь отдельно. Практически это лишило парламент его важнейшей прерогативы - опротестовывать и отклонять королевское законодательство.


Изменилось и общее представление о власти короля и о характере его конкретных полномочий. В 1614 году по предложению Генеральных штатов французская монархия была объявлена божественной, а власть короля стала рассматриваться как священная. Вводилось новое официальное титулование короля: "король божьей милостью". Окончательно утверждаются представления о суверенитете и неограниченной власти короля.

Особенности французского абсолютизма:

Французский абсолютизм основывался на концепции неразрывной связи короля и государства, поглощения первого вторым .

(Считалось, что сам король, его имущество, его семья принадлежат французскому государству и нации. Юридически король признавался источником любой власти, которая не подлежала какому-либо контролю. Это, в частности, привело к закреплению полной свободы короля в сфере законодательства. При абсолютизме законодательная власть принадлежит только ему одному по принципу: "один король, один закон". У короля было право назначения на любую государственную и церковную должность, хотя это право могло быть делегировано им нижестоящим чиновникам. Он являлся окончательной инстанцией во всех вопросах государственного управления. Король принимал важнейшие внешнеполитические решения, определял экономическую политику государства, устанавливал налоги, выступал высшим распорядителем государственных средств. От его имени осуществлялась судебная власть).

Абсолютизм характерен прежде всего тем, что вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти концентрировалась в руках наследного главы государства - короля. Ему был подчинен весь централизованный государственный механизм: армия, полиция, административный аппарат, суд.

Все французы, включая и дворян, были подданными короля, обязанные беспрекословно повиноваться.

При этом абсолютная монархия последовательно защищала классовые интересы дворянства.

С XVI века по первую половину XVII века абсолютная монархия, безусловно, играла прогрессивную роль в развитии Французского государства, так как сдерживала раскол страны, содействовала росту капиталистической промышленности и торговли. В этот период поощрялось строительство новых мануфактур, устанавливались высокие таможенные пошлины на ввозимые товары, основывались колонии.

После смерти Генриха Наваррского центральной политической фигурой стала мать Людовика XIII, королева Мария Медичи, которая затем заручилась поддержкой кардинала Ришелье, который в 1624 стал наставником и представителем короля и фактически управлял Францией до конца жизни в 1642.

Репутация Ришелье как одного из величайших государственных деятелей Франции основывается на его последовательной дальновидной и искусной внешней политике и на безжалостном подавлении непокорных дворян Ришелье отнял у гугенотов их крепости, например Ла-Рошель, которая выдерживала осаду в течение 14 месяцев. Он был также покровителем наук и искусств и основал Французскую Академию.

На местах Ришелье предпочитал опираться на особых королевских интендантов, в противовес губернаторам, чьи права были ограничены. Он также старался избавиться от провинциальных сословно- представительных учреждений и принизить значение судебных палат, пытаясь централи-зовать государственный аппарат и сосредоточить реальное управление в руках короля. Он смог существенно подорвать независимость дворян. В период правления Ришелье в практику вошло бессрочное заключение по приказу короля.

Концентрация всей государственной власти в руках короля привела к прекращению в 1614 году деятельности общефранцузского собрания сословий - Генеральных штатов (образованного в 1302 году, где каждое сословие: - духовенство, дворянство и «третье сословие» были представлены отдельной палатой и решение выносилось простым большинством голосов). Светская власть, в лице короля, подчиняет своему контролю и церковь, и именно у него через некоторое время появляется исключительное право назначать кандидатов на высшие посты во французской церкви.

Укрепление власти короля сопровождалось усилением влияния бюрократического аппарата. Как отмечалось ранее, государственному аппарату французского абсолютизма были присущи особенности, к числу которых можно отнести продажу государственных должностей, приносящую немалый доход правительству.

В итоге в стране одновременно функционировали государственные органы, которые условно делились на две категории. К первой относились учреждения, унаследованные от продаваемых должностей, контролируемых знатью. В их ведении находилась второстепенная сфера государственного управления. Вторую категорию представляли органы, созданные абсолютизмом, где чиновники назначались правительством, и именно они составляли основу управления.

Бюрократический механизм абсолютизма был громоздкий, сложный, коррумпированный и дорогостоящий.

После смерти Людовика XIII регентшей при малолетнем Людовике XIV стала мать Анна Австрийская. Фактически страной правил фаворит Мазарини, получивший кардинальский сан. Он продолжал политику абсолютизма. В оппозиции к правительству находились и парламенты городов, так как власть требовала их санкций на новые налоги. Когда Парижский парламент – высшая судебная палата – оказалась утвердить налоги, запретили его заседания. Парламент Парижа принял решение о ряде реформ против королевских указов, поддержанное народом и городскими магистрами. Это движение было названо Фрондой (1648-1649). В 1650-1653 гг. Фронду возглавила часть аристократии, которая потребовала ограничить королевскую власть и созвать Генеральные Штаты. Вторая Фронда получила название «Фронды принцев», Мазарини справился и с ней.

С 1661 года Людовик XIV (“король-солнце”) стал править единолично. Это апогей абсолютизма, но и начало его упадка. Резко возросла власть короля и усилилась государственная централизация. Были постоянные празднества, сооружение пышных дворцов и т.д. Из 54 лет самостоятельного правления Людовика XIV 33 года прошли в войнах. Но их главная цель – добиться гегемонии в Европе – не была достигнута, а денег было потрачено очень много. Недовольны были все. Экономику не спасала даже политика меркантилизма (протекционизм, субсидии крупным мануфактурам и т.д.) генерального контролера Кольбера.

После смерти Людовика XIV престол перешел к его пятилетнему правнуку Людовику XV (1715-1774). Регентом стал Филипп Орлеанский, правивший 8 лет. Генеральным контролером был назначен шотландец Джон Лоу, который усугубил экономический кризис, выпустив много ничем не обеспеченных банкнот.

Велись новые войны (на стороне Пруссии против Австрии (1740-1748) и в Семилетней войне (1756-1763) против Англии). Франция потеряла все колонии в Новом Свете и Индии.

Кризис усугубился тратами на роскошь и фавориток. Если Людовику XIV приписывали слова: «Государство – это я», - то Людовику XV: “После нас хоть потоп”.

К моменту прихода к власти Людовика XVI против абсолютизма были уже члены почти всех сословий. Отсюда начало Французской революции.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 29. Французский абсолютизм в XVII – XVIII веках.:

  1. Генезис и развитие высшего профессионального образования в России в XVII-XVIII веках
  2. ГЛАВА 2. Образование и развитие абсолютной монархии в России (конец XVII – XVIII) Переход к абсолютизму в России
  3. ГЛАВА 2. Образование и развитие абсолютной монархии в России (конец XVII - XVIII) 2.1 Переход к абсолютизму в России
  4. Кушнир Андрей Викторович. Колонизация Антильских островов и англо-французское соперничество в Вест-Индии (XVII - первая половина XVIII в.)., 2003

: Азиль , Совтер , Тарденуаз
Неолит : КЛЛК , Рёссен , Ла-Огетт
Медный век : СУМ , Шассе , ККК
Бронзовый век : Погребальные поля
Железный век : Ла-Тен , Артенак

Французский абсолютизм - абсолютная монархия , утвердившаяся во Франции в два последних столетия существования Старого режима . Абсолютизм пришёл на смену периоду сословной монархии и был уничтожен Великой Французской революцией .

Общее описание ситуации

Ришелье

На этом собрании выдвинулся, в качестве депутата от духовного сословия, епископ люсонский (впоследствии кардинал) Ришельё . Через несколько лет он стал главным советником и всесильным министром Людовика XIII, и в течение почти двадцати лет управлял Ф., с неограниченной властью. Ришельё окончательно утвердил систему абсолютизма во французской монархии. Целью всех его помышлений и стремлений были сила и могущество государства; этой цели он готов был приносить в жертву все остальное. Он не допускал вмешательства Римской курии во внутренние дела Ф. и ради интересов французской монархии принял участие в тридцатилетней войне (максимально долго оттягивая вступление Франции в неё, до тех пор, пока не были преодолены внутренние проблемы государства), в которой стоял на стороне протестантов. Его внутренняя политика также не имела вероисповедного характера; его борьба с проестантами окончилась «Миром милости», сохранившим свободу вероисповедания для гугенотов, но лишившим их всех крепостей и гарнизонов, и фактически уничтожив гугенотское «государство в государстве». По происхождению Ришельё был дворянином, но его заветной мечтой было заставить дворян служить государству за те привилегии и земли, которыми они владели. Дворянство Ришелье считал основной опорой государства, что указано в его «Политическом завещании», но требовал от него обязательной военной службы государству, иначе же предлагал лишать их дворянских привилегий. Вельможи-губернаторы привыкли смотреть на себя, как на своего рода наследников феодальных герцогов и графов; чтобы следить за их действиями, Ришельё посылал в провинции особых королевских комиссаров, которых выбирал из мелкого дворянства или горожан; из этой должности мало-помалу возникла постоянная должность интендантов . Укреплённые замки дворянства в провинциях были срыты; дуэли, сильно распространившиеся среди дворян, запрещены под страхом смертной казни. Такие меры располагали народ в пользу кардинала, но дворяне его ненавидели, вели против него придворные интриги, составляли заговоры, даже оказывали сопротивление с оружием в руках. Несколько герцогов и графов сложили голову на плахе. Ришельё, однако, не отнимал у дворянства той власти, которую оно имело над народом: привилегии дворянства по отношению к третьему сословию и его права над крестьянами остались неприкосновенными. Не мог помириться Ришельё и с гугенотской организацией, представлявшей собой государство в государстве. Французские протестанты на своих окружных собраниях и на национальном синоде реформатской церкви нередко принимали чисто политические решения, вступали даже в переговоры с иностранными правительствами, имели свою казну, распоряжались многими крепостями и не всегда оказывались покорными правительству.

Ришельё в самом начале своего правления решился всё это отменить. Последовала война с гугенотами, в которой они получили помощь со стороны английского короля Карла I. После неимоверных усилий Ришельё взял их главную крепость, Ла-Рошель , а затем победил их и на других пунктах. Он оставил за ними все их религиозные права, отняв только крепости и право политических собраний (1629). Строя государство нового времени на развалинах старого средневекового здания сословной монархии, Ришельё заботился больше всего о сосредоточении всего управления в столице. Он учредил вполне зависимый от правительства государственный совет для решения всех важнейших дел. В некоторых провинциях он уничтожил местные штаты, состоявшие из представителей духовенства, дворянства и горожан, и везде, при помощи интендантов, вводил строгое подчинение провинций центру. Старые законы и обычаи его нисколько не стесняли; вообще, он пользовался своей властью с величайшим произволом. Суды утратили при нём независимость; он часто извлекал разные дела из их ведения, для рассмотрения в чрезвычайных комиссиях или даже личного своего решения. Ришельё хотел подчинить государству даже литературу и создал Французскую академию, которая должна была направлять поэзию и критику по желательной для правительства дороге. Людовик XIII лишь несколькими месяцами пережил своего министра, и престол перешёл к его сыну, Людовику XIV (1643-1715), во время малолетства которого управляли мать его, Анна Австрийская , и кардинал Мазарини , продолжатель политики Ришельё. Это время было ознаменовано смутами, совпавшими с первой английской революцией, но не имевшими её серьёзного характера; они даже получили название фронды от имени одной детской игры. В этом движении участвовали парижский парламент, высшая знать и народ, но между ними не только не было единодушия - они враждовали друг с другом и переходили с одной стороны на другую. Парижский парламент, бывший в сущности лишь высшим судом и состоявший из наследственных членов (вследствие продажности должностей), выставил несколько общих требований касательно независимости суда и личной неприкосновенности подданных и желал присвоить себе право утверждения новых налогов, то есть получить права государственных чинов. Мазарини приказал арестовать наиболее видных членов парламента; население Парижа построило баррикады и начало восстание. В эту междоусобную войну вмешались принцы крови и представители высшей знати, желавшие удалить Мазарини и захватить власть или, по крайней мере, вынудить у правительства денежные раздачи. Глава фронды, принц Конде , разбитый королевским войском под начальством Тюренна , бежал в Испанию и продолжал вести войну в союзе с последней.

Людовик XIV

Дело кончилось победой Мазарини, но молодой король вынес из этой борьбы крайне печальные воспоминания. После смерти Мазарини (1661) Людовик XIV лично стал править государством. Смуты фронды и английская революция внушили ему ненависть ко всякому проявлению общественной самодеятельности, и он всю жизнь стремился к всё большему и большему укреплению королевской власти. Ему приписывают слова: «Государство - это я», и на деле он действовал вполне сообразно с этим изречением. Духовенство во Ф. ещё со времени конкордата 1516 г. было в полной зависимости от короля, а дворянство было усмирено усилиями Ришельё и Мазарини. При Людовике XIV феодальная аристократия вполне превратилась в придворную знать. Король оставил за дворянством все его тягостные для народа права и привилегии, но совершенно подчинил его своей власти, привлекши его к придворной жизни хорошо оплачиваемыми должностями, денежными подарками и пенсиями, внешним почётом, роскошью обстановки, весельем светского времяпрепровождения. Не любя Парижа, с которым были связаны тяжёлые воспоминания детства, Людовик XIV создал себе недалеко от него особую резиденцию, чисто придворный город - Версаль, построил в нём громаднейший дворец, завёл сады и парки, искусственные водоёмы и фонтаны. В Версале шла шумная и весёлая жизнь, тон которой задавали королевские фаворитки Ла-Вальер и Монтеспан. Только в старости короля, когда на него больше всего оказывала влияние г-жа Ментенон, Версаль стал превращаться в подобие монастыря. Версальскому двору стали подражать в других столицах; французский язык, французские моды, французские манеры распространились в высшем обществе всей Европы. В царствование Людовика XIV стала господствовать в Европе и французская литература, также принявшая чисто придворный характер. И раньше во Ф. существовали среди аристократии покровители писателей и художников, но с середины XVII в. главным, и даже почти единственным, меценатом стал сам король. В первые годы своего правления Людовик XIV назначил государственные пенсии очень многим французским и даже некоторым иностранным писателям и основал новые академии («надписей и медалей», живописи, скульптуры, наук), но требовал при этом, чтобы писатели и художники прославляли его царствование и не отступали от принятых мнений (см. Французская литература).

Царствование Людовика XIV было богато замечательными государственными людьми и полководцами. В первой его половине особенно важное значение имела деятельность Кольбера , генерального контролёра, то есть министра финансов. Кольбер поставил своей задачей поднять народное благосостояние; но, в противность Сюлли, полагавшему, что Ф. должна быть прежде всего страной земледелия и скотоводства, Кольбер был сторонником обрабатывающей промышленности и торговли. Никто до Кольбера не приводил меркантилизма в такую строгую, последовательную систему, какая господствовала при нём во Франции. Обрабатывающая промышленность пользовалась всякого рода поощрениями. Вследствие высоких пошлин, товары из-за границы почти перестали проникать во Ф. Кольбер основывал казённые фабрики, выписывал из-за границы разного рода мастеров, выдавал предпринимателям казённые субсидии или ссуды, строил дороги и каналы, поощрял торговые компании и частную предприимчивость в колониях, трудился над созданием коммерческого и военного флота. В управление финансами он старался ввести больше порядка и первый начал составлять на каждый год правильный бюджет. Им предпринято было кое-что и для облегчения народа от податных тягостей, но главное внимание он обратил на развитие косвенных налогов, для увеличения средств казны.

Людовик XIV, однако, не особенно любил Кольбера, за его экономию. Гораздо большим его сочувствием пользовался военный министр Лувуа, тративший средства, которые собирал Кольбер. Лувуа увеличил французскую армию почти до полумиллиона, она была лучшей в Европе по вооружению, обмундировке и обучению. Он же завёл казармы и провиантские магазины и положил начало специально-военному образованию. Во главе армии стояло несколько первоклассных полководцев (Конде, Тюренн и др.). Маршал Вобан, замечательный инженер, построил на границах Ф. ряд прекрасных крепостей. В области дипломатии особенно отличался Лионн. Внешний блеск царствования Людовика XIV страшно истощил силы населения, которое временами очень бедствовало, особенно во вторую половину царствования, когда Людовика XIV окружали в основном бездарности или посредственности. Король хотел, чтобы все министры были простыми его приказчиками, и отдавал предпочтение льстецам перед сколько-нибудь независимыми советниками. Кольбер впал у него в немилость, как и Вобан, осмелившийся заговорить о бедственном положении народа. Сосредоточивая управление всеми делами в своих руках или в руках министров, Людовик XIV окончательно утвердил во Ф. систему бюрократической централизации. Идя по стопам Ришельё и Мазарини, он уничтожил в некоторых областях провинциальные штаты и отменил остатки самоуправления в городах; все местные дела решались теперь или в столице, или королевскими чиновниками, действовавшими по инструкциям и под контролем правительства. Провинции управлялись интендантами, которых в XVIII в. часто сравнивали с персидскими сатрапами или турецкими пашами. Интендант занимался всем и вмешивался во все: в его ведении находились полиция и суд, набор войска и взимание налогов, земледелие и промышленность с торговлей, учебные заведения и религиозные дела гугенотов и евреев. В управлении страной все подводилось под одну мерку, но лишь настолько, насколько это нужно было для усиления центрального правительства; во всем остальном в провинциальном быту царствовало унаследованное от эпохи феодального раздробления чисто хаотическое разнообразие устарелых законов и привилегий, нередко стеснявших развитие народной жизни. Обращено было внимание и на благоустройство. Полиция получила обширные права. Её ведению подлежали книжная цензура, наблюдение за протестантами и т. п.; во многих случаях она заступала место правильного суда. В это время появились во Ф. так называемые lettres de cachet - бланковые приказы о заключении в тюрьму, за королевской подписью и с пробелом для вписания того или другого имени. Стесняя права церкви по отношению к королевской власти и расширяя их по отношению к нации, Людовик XIV поссорился с папой (Иннокентием XI) из-за назначения на епископские должности и собрал в Париже национальный собор (1682), на котором Боссюэт провёл четыре положения о вольностях галликанской церкви (папа не имеет власти в светских делах; вселенский собор выше папы; у французской церкви есть свои законы; папские постановления в делах веры получают силу лишь с одобрения церкви). Галликанство ставило французское духовенство в довольно независимое положение по отношению к папе, но зато усиливало власть над духовенством самого короля. Вообще, Людовик XIV был правоверным католиком, дружил с иезуитами и хотел, чтобы все его подданные были католиками, отступая в этом отношении от веротерпимости Ришельё. Среди самих католиков было много недовольных безнравственными учениями иезуитизма; образовалась даже враждебная им партия янсенистов, до некоторой степени усвоившая взгляд протестантов на значение благодати Божией. Людовик XIV поднял на это направление настоящее гонение, действуя на этот раз в полном единомыслии с папством. Особенно проявил он свою религиозную исключительность в отношении к протестантам. С самого начала царствования он их стеснял разными способами, чем заставил почти всю гугенотскую аристократию вернуться в лоно католической церкви. В 1685 г. он совсем отменил нантский эдикт. Для насильственного обращения гугенотов были пущены в ход военные постои в их жилищах (драгонады), а когда гонимые за веру стали эмигрировать, их ловили и вешали. В Севеннах произошло было восстание, но его скоро подавили жесточайшим образом. Многим гугенотам удалось спастись бегством в Голландию, Швейцарию и Германию, куда они принесли с собой свои капиталы и своё искусство в ремёслах и промышленности, так что отмена нантского эдикта и в материальном отношении была невыгодна для Ф. Гугенотские эмигранты, нашедшие приют в Голландии, стали писать и издавать сочинения, в которых нападали на всю систему Людовика XIV. Во внешней политике Ф. при Людовике XIV продолжала играть роль, созданную ей Ришельё и Мазарини. Ослабление обеих габсбургских держав - Австрии и Испании - после тридцатилетней войны открывало для Людовика возможность расширить границы своего государства, страдавшего, после только что сделанных приобретений, чересполосицей . Пиренейский мир был скреплён браком молодого французского короля с дочерью короля испанского Филиппа IV, что впоследствии дало Людовику XIV повод предъявить притязания на испанские владения, как на наследство своей жены. Его дипломатия ревностно работала над тем, чтобы во всех отношениях утвердить первенство Ф. Людовик XIV совсем не церемонился с мелкими государствами, когда имел основание быть ими недовольным. В пятидесятых годах XVII в., когда Англией правил Кромвель, Ф. ещё приходилось считаться с её выдающимся международным положением, но в 1660 г. произошла реставрация Стюартов, а в них Людовик XIV нашёл людей, которые готовы были за денежные субсидии вполне следовать его планам. Притязания Людовика XIV, грозившие политическому равновесию и независимости других народов, встречали постоянный отпор со стороны коалиций между государствами, не бывшими в состоянии поодиночке бороться с Ф. Главную роль во всех этих коалициях играла Голландия. Кольбер обнародовал тариф, облагавший ввоз голландских товаров во Ф. весьма высокими пошлинами. На эту меру республика ответила исключением французских товаров со своих рынков. С другой стороны, около того же времени Людовик XIV задумал овладеть испанскими Нидерландами (Бельгией), а это грозило политическим интересам Голландии: ей выгоднее было жить в соседстве с провинцией далёкой и слабой Испании, чем в непосредственном соприкосновении с могущественной честолюбивой Ф. Вскоре после первой войны, которую Голландии пришлось вести против Людовика XIV, штатгальтером республики стал энергичный Вильгельм III Оранский, которому преимущественно и были обязаны своим возникновением коалиции против Людовика XIV. Первая война Людовика XIV, известная под названием деволюционной , была вызвана его намерением завладеть Бельгией. Этому воспротивилась Голландия, заключившая против Ф. тройственный союз с Англией и Швецией. Война была непродолжительна (1667-68) и окончилась ахенским миром; Людовик XIV вынужден был ограничиться присоединением нескольких пограничных крепостей со стороны Бельгии (Лилль и др.). В следующие годы французской дипломатии удалось отвлечь Швецию от тройственного союза и совершенно перетянуть на свою сторону английского короля Карла II. Тогда Людовик XIV начал вторую свою войну (1672-79), совершив вторжение в Голландию с большой армией и имея под своим начальством Тюренна и Конде. Французское войско искусно обогнуло голландские крепости и чуть не взяло Амстердам. Голландцы прорвали плотины и затопили низменные части страны; их корабли нанесли поражение соединённому англо-французскому флоту. На помощь к Голландии поспешил курфюрст бранденбургский Фридрих-Вильгельм, опасаясь за свои прирейнские владения и за судьбу протестантизма в Германии. Фридрих-Вильгельм склонил к войне с Ф. и императора Леопольда I; позже к противникам Людовика XIV присоединились Испания и вся империя. Главным театром войны сделались области по среднему течению Рейна, где французы варварски опустошили Пфальц. В скором времени Англия оставила своего союзника: парламент принудил короля и министерство прекратить войну. Людовик XIV побудил шведов напасть из Померании на Бранденбург, но они были разбиты при Фербеллине. Война окончилась нимвегенским миром (1679). Голландии были возвращены все сделанные французами завоевания; Людовик XIV получил вознаграждение от Испании, отдавшей ему Франш-Конте и несколько пограничных городов в Бельгии. Король был теперь на верху могущества и славы. Пользуясь полным разложением Германии, он самовластно стал присоединять к французской территории пограничные местности, которые на разных основаниях признавал своими. Были даже учреждены особые присоединительные палаты (chambres des réunions) для исследования вопроса о правах Ф. на те или другие местности, принадлежавшие Германии или Испании (Люксембург). Между прочим, среди глубокого мира Людовик ΧΙ V произвольно занял имперский город Страсбург и присоединил его к своим владениям (1681). Безнаказанности таких захватов как нельзя более благоприятствовало тогдашнее положение империи. Бессилие Испании и Германии перед Людовиком XIV выразилось далее в формальном договоре, заключённом ими с Ф. в Регенсбурге (1684): он устанавливал перемирие на двадцать лет и признавал за Ф. все сделанные ею захваты, лишь бы не производилось новых. В 1686 г. Вильгельму Оранскому удалось заключить против Людовика XIV тайный оборонительный союз («аугсбургская лига»), охвативший почти всю Западную Европу. В этой коалиции приняли участие император, Испания, Швеция, Голландия, Савойя, некоторые немецкие курфюрсты и итальянские государи. Даже папа Иннокентий XI благоприятствовал видам союза. Не доставало в нём одной Англии, но вторая английская революция (1689), окончившаяся возведением на престол Вильгельма Оранского, отторгла и это государство от союза с Францией. Между тем, Людовик XIV под разными предлогами сделал новое нападение на прирейнские земли и овладел почти всей страной от Базеля до Голландии. Это было началом третьей войны , продолжавшейся десять лет (1688-1697) и страшно истощившей обе стороны. Окончилась она в 1697 г. рисвикским миром, по которому Ф. удержала за собой Страсбург и некоторые другие «присоединения». Четвёртая, и последняя, война Людовика XIV (1700-14) носит название войны за испанское наследство . Со смертью короля испанского Карла II должна была пресечься испанская линия Габсбургов. Отсюда возникли планы дележа испанских владений между разными претендентами, о чём Людовик XIV вёл переговоры с Англией и Голландией. В конце концов он предпочёл, однако, овладеть всей испанской монархией и с этой целью добился от Карла II завещания, провозглашавшего наследником испанского престола одного из внуков Людовика XIV, Филиппа Анжуйского, под условием, чтобы никогда французская и испанская короны не соединялись в одном и том же лице. На испанский престол явился и другой претендент, в лице эрцгерцога Карла, второго сына императора Леопольда I. Едва умер Карл II (1700), Людовик XIV двинул свои войска в Испанию, для поддержания прав своего внука, Филиппа V, но встретил отпор со стороны новой европейской коалиции, состоявшей из Англии, Голландии, Австрии, Бранденбурга и большинства германских князей. На стороне Людовика XIV находились сначала Савойя и Португалия, но вскоре и они перешли в лагерь его врагов; в Германии его союзниками были лишь курфюрст баварский, которому Людовик XIV обещал испанские Нидерланды и Пфальц, да архиепископ кёльнский. Война за испанское наследство велась с переменным счастьем; главным её театром были Нидерланды, с прилегающими частями Ф. и Германии. В Италии и Испании перевес брала то одна, то другая сторона; в Германии и Нидерландах французы терпели одно поражение за другим, и к концу войны положение Людовика XIV сделалось крайне стеснительным. Страна была разорена, народ голодал, казна была пуста; однажды отряд неприятельской конницы появился даже в виду Версаля. Престарелый король стал просить мира. В 1713 г. Франция и Англия заключили между собой мир в Утрехте; Голландия, Пруссия, Савойя и Португалия скоро примкнули к этому договору. Карл VI и большая часть имперских князей, принимавших участие в войне, продолжали вести её ещё около года, но французы перешли в наступление и заставили императора в раштаттском договоре признать условия Утрехтского мира (1714). В следующем году Людовик XIV умер.

Людовик XV и Людовик XVI

Три четверти XVIII в., протёкшие от смерти Людовика XIV до начала революции (1715-1789), были заняты двумя царствованиями: Людовика XV (1715-1774) и Людовика XVI (1774-1792). Это было временем развития французской просветительной литературы, но вместе с тем и эпохой потери Францией прежнего значения в делах международной политики и полного внутреннего разложения и упадка. Система Людовика XIV привела страну к совершённому разорению, под бременем тяжёлых налогов, громадного государственного долга и постоянных дефицитов. Реакционный католицизм, одержавший победу над протестантизмом после отмены нантского эдикта, и королевский абсолютизм, убивавший все самостоятельные учреждения, но подчинившийся влиянию придворной знати, продолжали господствовать во Франции и в XVIII в., то есть в то самое время, когда эта страна была главным очагом новых идей, а за её границами государи и министры действовали в духе просвещённого абсолютизма. И Людовик XV, и Людовик XVI были люди беспечные, не знавшие иной жизни, кроме придворной; они ничего не сделали для улучшения общего положения дел. До середины XVIII в. все французы, желавшие преобразований и ясно понимавшие их необходимость, возлагали свои надежды на королевскую власть, как на единственную силу, которая была бы в состоянии произвести реформы; так думали и Вольтер , и физиократы . Когда, однако, общество увидело, что ожидания его были напрасны, оно стало относиться к этой власти отрицательно; распространились идеи политической свободы, выразителями которых были Монтескьё и Руссо . Это сделало задачу французского правительства ещё более трудной. В начале царствования Людовика XV, который приходился Людовику XIV правнуком, за малолетством короля управлял герцог Орлеанский Филипп. Эпоха регентства (1715-1723) ознаменована легкомыслием и развращённостью представителей власти и высшего общества. В это время Франция пережила сильное экономическое потрясение, ещё более расстроившее дела, которые и без того были в печальном положении (см. Ло). Когда Людовик XV пришёл в совершённый возраст, он сам мало интересовался и занимался делами. Он любил одни светские развлечения и с особенным вниманием относился только к придворным интригам, поручая дела министрам и руководясь при их назначении и смещении капризами своих фавориток. Из последних своим влиянием на короля и своими безумными тратами особенно выдавалась маркиза Помпадур, вмешивавшаяся в высшую политику. Внешняя политика Франции в это царствование не отличалась последовательностью и обнаруживала упадок французской дипломатии и военного искусства. Старая союзница Франции, Польша, была оставлена на произвол судьбы; в войне за польское наследство (1733-1738 гг.) Людовик XV не оказал достаточной поддержки своему тестю Станиславу Лещинскому, а в 1772 г. не воспротивился первому разделу Речи Посполитой. В войне за австрийское наследство Франция действовала против Марии-Терезии, но потом Людовик XV стал на её сторону и защищал её интересы в Семилетней войне . Эти европейские войны сопровождались соперничеством Францией и Англии в колониях; англичане вытеснили французов из Ост-Индии и Северной Америки. В Европе Франция расширила свою территорию присоединением Лотарингии и Корсики. Внутренняя политика Людовика XV ознаменована уничтожением во Франции ордена иезуитов, во время министерства Шуазеля. Конец царствования был наполнен борьбой с парламентами (см. соотв. статью). Людовик XIV держал парламенты в полной покорности, но, начиная с регентства герцога Орлеанского, они стали опять действовать независимо и даже вступать в споры с правительством и критиковать его действия. В сущности эти учреждения были ярыми защитниками старины и врагами новых идей, доказав это сожжением многих литературных произведений XVIII в.; но независимость и смелость парламентов по отношению к правительству делали их весьма популярными в нации. Только в начале семидесятых годов правительство в борьбе с парламентами пошло на самую крайнюю меру, но выбрало очень неудачный повод. Один из провинциальных парламентов возбудил дело по обвинению в разных беззакониях местного губернатора (герцога Эгильона), бывшего пэром Франции и потому подсудного лишь парижскому парламенту. Обвиняемый пользовался расположением двора; король велел прекратить дело, но столичный парламент, сторону которого приняли и все провинциальные, объявил такое распоряжение противным законам, признав вместе с тем невозможным отправлять правосудие, если суды будут лишены свободы. Канцлер Мопу сослал непокорных судей и заменил парламенты новыми судами, получившими кличку «парламентов Мопу». Общественное раздражение было так сильно, что когда Людовик XV умер, его внук и преемник Людовик XVI поспешил восстановить старые парламенты. По природе человек благожелательный, новый король не прочь был посвятить свои силы служению родине, но совсем был лишён силы воли и привычки к труду. Вскоре по вступлении на престол он сделал министром финансов (генеральным контролёром) очень известного физиократа, одного из видных деятелей просветительной литературы и замечательного администратора Тюрго, который принёс с собой на министерский пост широкие реформаторские планы в духе просвещённого абсолютизма. Он не хотел ни малейшего умаления королевской власти и с этой точки зрения не одобрял восстановления парламентов, тем более, что с их стороны ожидал только помехи своему делу. В отличие от других деятелей эпохи просвещённого абсолютизма, Тюрго был противником централизации и создал целый план сельского, городского и провинциального самоуправления, основанного на бессословном и выборном начале. Этим Тюрго хотел улучшить управление местными делами, заинтересовав в них общество, и вместе с тем содействовать развитию общественного духа. Как представитель философии XVIII в., Тюрго был противником сословных привилегий; он хотел привлечь дворянство и духовенство к платежу налогов и даже отменить все феодальные права. Он задумал также уничтожить цехи и разные стеснения торговли (монополии, внутренние таможни). Наконец, он мечтал о возвращении равноправности протестантам и о развитии народного образования. Министр-реформатор вооружил против себя всех защитников старины, начиная с королевы Марии-Антуанетты и двора, которые были недовольны введённой им экономией. Против него были и духовенство, и дворянство, и откупщики налогов, и хлебные барышники, и парламенты; последние стали противиться его реформам и этим вызвали его на борьбу. Против ненавистного министра разными нелепыми слухами раздражали народ и этим возбуждали беспорядки, которые пришлось усмирять вооружённой силой. После двух неполных лет управления делами (1774-1776) Тюрго получил отставку, а то немногое, что он успел сделать, было отменено. После этого правительство Людовика XVI подчинилось направлению, господствовавшему в среде привилегированных классов, хотя необходимость реформ и сила общественного мнения давали себя постоянно чувствовать, и некоторые преемники Тюрго делали новые попытки преобразований; им не доставало только широкого ума этого министра и его искренности, в их преобразовательных планах не было ни оригинальности, ни цельности, ни смелой последовательности Тюрго.

Самым выдающимся из новых министров был Неккер , искусный финансист, дороживший популярностью, но лишённый широких взглядов и твёрдости характера. За четыре года своего первого министерства (1777-1781) он осуществил кое-какие намерения Тюрго, но сильно урезанные и искажённые, например ввёл в двух областях провинциальное самоуправление, но без городского и сельского, притом с сословным характером и с меньшими правами, чем предполагал Тюрго (см. Провинциальные собрания). Неккер был удалён за то, что опубликовал государственный бюджет, не скрыв громадных расходов двора. В это время Франция ещё более ухудшила свои финансы вмешательством в