В тех случаях, когда зависимое грамматическое значение вызывает модификацию значения формы, оно является одной из причин вариантов основного грамматического значения, т. e. так называемого инварианта. Определить же основное грамматическое значение возможно, исследуя форму в очень широком контексте или совсем без контекста. Иначе говоря, инвариант - это грамматическое значение, не подверженное изменению под влиянием зависимого грамматического значения или каких-либо дополнительных условий.

1.0.5. Морфологические средства передачи грамматического значения. Морфологические средства передачи грамматического значения заключены в форме слова, иначе говоря, в комплексе его словоформ. Для языков флективных это следующие средства:

1) Флексия , т. e. словоизменительный формант; флексия может быть внешней, т. e. это - суффикс, несущий грамматическую нагрузку: street-s, approach-ed; флексия может быть внутренней, это - чередование гласных: foot - feet; find - found. В современном английском существует флексия особого типа, способная оформлять единицы, большие, чем одна словоформа, т. e. словосочетания: ту aunt and uncle"s arrival. Это - так называемая монофлeксия. Обычная флексия присоединяется к основам: ту uncle"s arrival. Монофлексия оформляет сочетание слов, а не основ, что позволяет рассматривать её как синтаксический формант (1.2.6).

2) Словоформы грамматического ряда могут быть супплетивными; в современных языках, в частности в английском, это - пережиточные формы, однако весьма стойкие: to be - am - was; good - letter - the best.

3) Аналитические формы . Аналитические формы возникли позднее, чем флексия. Они включают не менее одного служебного а и одного лексически наполненного, но возможно и большее количество служебных компонентов: is coming, has been asked, is being built.

Аналитические формы внешне похожи на словосочетания, и поэтому важно указать на некоторые критерии их распознавания:

1) Общее грамматическое значение складывается из сочетания всех компонентов, составляющих данную форму; вспомогательный глагол передает более частные внутрипарадигматические значения лица и числа (если эти значения отражены в форме), но общее видовременное, залоговое и модальное значение складывается только из всех компонентов вместе. Вместе с тем, каждый компонент, взятый в отдельности, не несет информации об общем значении формы. Так, has и given не информируют о значении перфекта, так же как и had, been, sent.



2) Аналитические формы исторически сложились из синтаксических сочетаний, в основном из определённых типов составного сказуемого. Они превратились в аналитические формы только тогда, когда их грамматическое объединение стало настолько тесным, что синтаксические отношения между ними исчезли. Отсюда следует весьма важный вывод: между компонентами аналитической формы не может быть синтаксических отношений.

3) Синтаксические отношения с окружением в тексте возможны только для всей формы в целом; компоненты форм в отдельности не могут иметь синтаксических отношений порознь. Так, в сочетании was driving the car элемент the car является дополнением ко всей глагольной форме; в had often remembered элемент often является обстоятельством к сказуемому, выраженному аналитической формой в целом.

1. ЧАСТИ РЕЧИ
1.1. ТЕОРИЯ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

1.1.1. Теория классификации частей речи. Весь словарный состав английского, как и всех индоевропейских языков, подразделяется на определённые лексико-грамматические классы, называемые традиционно частями речи. Существование таких классов не вызывает сомнения ни у кого из лингвистов, хотя, как мы увидим ниже, трактовка их неодинакова у разных ученых.

Основные принципы этого подразделения на разряды, существующего с давних времен, были эксплицитно сформулированы Л. В. Щербой: это - лексическое значение, морфологическая форма и синтаксическое функционирование. Подразделения, принятые в разных школах, не совпадают -как по количеству выделяемых частей речи, так и по их группировке, - но перечисленные принципы действительно лежат в основе выделения классов слов. Имплицитно, однако, в ряде случаев (и в наиболее принятых классификациях) выделение классов основывалось не на всех указанных трех признаках одновременно.

Это особенно ясно в отношении английского языка, однако это справедливо и в отношении языков флективных. Ниже, при описании отдельных частей речи, мы будем каждый раз останавливаться на этом вопросе. Здесь только упомянем те примеры, которые приведены в статье на эту тему М. И. Стеблина-Каменского. Числительные объединяются своим лексическим значением - значением точного количества. В остальном они ведут себя так, как существительные или прилагательные, с той же парадигмой и синтаксическими позициями. Местоимения отличаются тем, что, обладая предельно обобщенным значением, они указывают на любые предметы, существа, абстрактные понятия, не называя их; в остальном они ведут себя сходно с существительными или прилагательными. Такого рода скрещивание, несовместимое со строгой логикой, не должно вызывать удивление: далеко не все в языке укладывается в логические правила.

В языкознании имеется ряд попыток построить такую классификацию частей речи (лексико-грамматических разрядов), которая отвечала бы основному требованию логической классификации, а именно - была бы основана на одном едином принципе. Как мы увидим ниже, эти попытки не оправдали себя. Классификация частей речи продолжает быть спорным вопросом; существуют расхождения между лингвистами относительно количества и номенклатуры частей речи.

Г. Суит, автор первой научной грамматики английского языка, делит части речи на две основные группы - изменяемые и неизменяемые. Таким образом, он считает морфологические свойства основным принципом классификации. Внутри группы изменяемых («declinables») он придерживался традиционного подразделения - существительные, прилагательные, глаголы. Наречия, предлоги, союзы и междометия объединены в группу неизменяемых («indeclinables»).

Наряду с этой классификацией, однако, Суит предлагает группировку, основанную на синтаксическом функционировании определённых классов слов. Так, группа именных слов (noun-words) включает, кроме существительных, сходные по функционированию «именные» местоимения (noun-pronouns), «именные» числительные (noun-numerals), инфинитив и герундий; в группу адъективных слов входят, кроме прилагательных, «адъективные» местоимения (adjective-pronouns), «адъективные» числительные (adjective-numerals) причастия. Глагольная группа включает личные формы и вербалии; здесь опять ведущим оказывается морфологический принцип; все неличные формы, так же как и личные, обладают глагольными категориями времени (tense) и залога.

Таким образом, вербалии - инфинитив и герундий - оказываются причисленными к именным словам на основании их синтаксического функционирования, а по своим морфологическим свойствам они оказываются и в группе глагола.

Как мы видим, Суит видел несогласованность морфологических и синтаксических свойств частей речи; но его попытка создать согласованную группировку привела к тому, что по синтаксическому признаку были раздроблены разряды, лексически и морфологически объединенные, и, с другой стороны, объединены осколки разрядов, лексически и морфологически несходных. Что же касается группы «неизменяемых», то в ней объединены совершенно разнородные элементы: наречия, которые являются членами предложения, и союзы, предлоги и междометия, которые ими не являются; предлоги, функционирующие внутри предикативных единиц, и союзы, соединяющие предикативные единицы.

О. Есперсен, датский лингвист, автор «Философии грамматики», многотомной «Грамматики современного английского языка» и ряда других работ, полностью отдавал себе отчёт в трудности примирить два основных принципа - форму и функцию, т. e. морфологию и синтаксис, даже не учитывая лексическое значение. Он справедливо замечает, что, если за основу классификации принять морфологию (изменяемость и неизменяемость), то такие слова, как must, the, then, for, enough должны быть отнесены к одному классу; как показано выше, это действительно самая слабая сторона суитовской классификации.

Есперсен предложил двойственную систему: наряду сописанием традиционных частей речи, которые он рассматривает в их морфологическом оформлении и понятийном содержании, эти же классы анализируются с точки зрения их функционирования в синтаксических сочетаниях (предложениях и словосочетаниях). То или иное слово может являться первичным (primary), т. e. быть ядром словосочетания, или подлежащим предложения; вторичным (secondary), т. e. непосредственно определяющим первичное, и третичным (tertiary), т. e. подчинённым вторичному. Так, в словосочетании a furiously barking dog существительное dog - первичное, barking, непосредственно определяющее его, - вторичное, а наречие furiously - третичное. Это так называемая теория трех рангов; Есперсен особо останавливается далее на тех отношениях, которые передаются этими рангами, о чем см. ниже, в разделе синтаксиса (2.2.6). Однако Есперсен не отвергает ни традиционного деления на части речи, ни традиционных синтаксических позиций. Таким образом, теория трех рангов оказывается в несколько промежуточном положении, между морфологией и синтаксисом, хотя, как видно из вышеописанного, она ближе к синтаксису. Вероятно, справедливо сказать, что теория трех рангов - одна из первых попыток дать единую классификацию, основанную на позиции (функции) слова в единицах больших, чем слово; однако морфологическая классификация, синтаксические функции и три ранга все время перекрывают друг друга, переплетаясь и создавая избыточные, ненужные единицы анализа. Среди работ, авторы которых пытаются найти единый принцип классификации частей речи, особого внимания заслуживает книга Ч. К. Фриза «Структура английского языка» (Ch. Fries. «The Structure of English»). Фриз отвергает традиционную классификацию и пытается построить систему классов, основанную на позиции слова в предложении. Посредством подстановочных таблиц Фриз выделяет слова четырех классов, традиционно называемые существительными, глаголами, прилагательными и наречиями. Так, к классу 1 принадлежат все слова, способные занимать позицию слова concert в предложении The concert was good и слова tax в предложении The clerk remembered the tax; слова класса 2 занимают позицию слова is/was, remembered в тех же предложениях; слова класса 3 стоят в позиции good в модели The (good)concert was good, и слева класса 4 - в позиции there в модели

The is/was there

Эти модели разбиваются на подтипы, которые мы не приводим здесь. Фриз последовательно придерживается позиционного принципа, и, таким образом, к классу 1 относятся не только существительные, как можно на первый взгляд вывести из приведённой выше схемы. Любое слово, способное занять позицию concert в приведённом примере, относится к классу 1; как указывает Фриз, к классу 1 относятся любые слова, способные занять позицию перед словами класса 2, т. e. перед глаголом в личной форме; так, слова man, he, the others, another относятся к классу 1, так как они способны занять позицию перед словом второго класса came.

Креме четырех классов, Фриз выделяет 15 групп. В них также используется последовательно позиционный принцип, и в эти группы попадают слова самых разнообразных типов". Фриз называет эти группы «function words», и, действительно, часть слов, входящих в эти группы, в общем очень близки к тем разрядам, которые мы называем служебными частями речи (1.11-15).

Так, в группе А оказываются все слова, способные занимать позицию the, т. e. быть определением, или определителем. Вот перечень слов одного столбца группы А, приведённого Фризом: the, no, your, their, both, few, much, John"s, our, four, twenty...

Фриз указывает, что некоторые из этих слов могут в других высказываниях оказаться в позиции слов класса 1, но это не должно смущать читателя; важно то, что все они могут занимать позицию the. Мы не будем перечислять здесь все группы; укажем только, что есть группы, включающие одно или два слова (группы С, Н, N включают слова not, there - there is, please соответственно). Морфологические свойства, как мы видим, полностью игнорируются, но и синтаксические функции, строго говоря, не принимаются во внимание: так, модальные глаголы отделены от класса 2 (полнозначных глаголов); ко модальные глаголы группы В выступают так же в предикативной функции, как и лексически полнозначные глаголы.

Из вышеизложенного видно, что попытка классификации Фриза, интересная по идее, не достигает цели; он не создает собственно классификации, и предлагаемое подразделение оказывается очень запутанным, классы и группы взаимно перекрываются, одно и то же слово оказывается в нескольких разрядах. Вместе с тем, материал Фриза содержит интересные данные относительно дистрибуции разрядов слов, их синтаксической валентности. Интересен также подсчёт относительной частотности классов и групп: группы, содержащие, в основном, служебные части речи, имеют высокую частотность.

Фриз - единственный структуралист, пытавшийся создать классификацию лексико-грамматических разрядов на базе одного последовательно применяемого признака. Дж. Трейджер и Г. Смит, предложили двойную классификацию - по морфологической парадигматике и по синтаксическим функциям. Этот двойственный анализ не абсолютно параллелен, но именно поэтому четкой картины он не создает.

Ниже мы остановимся на классификациях, предложенных структуралистами Г. Глисоном и Дж. Следдом.

Г. Глисон справедливо критикует обычные школьные дефиниции частей речи, основанные на их семантическом содержании; при этом, однако, он упускает из виду то, что сама классификация имплицитно основана не на этих дефинициях, а на тех трех признаках, о которых говорилось в начале этого раздела. Глисон предлагает классификацию, исходящую из двух формальных признаков - морфологической формы и порядка слов. Он делит весь словарный состав на две крупные группы: группу, имеющую формальные признаки словоизменения, и группу, не имеющую таких признаков. Первая группа, естественно, включает имена существительные, прилагательные, глаголы и наречия. Однако, строго следуя признаку наличия парадигмы, Глисон исключает из этой группы все те слова, которые в силу тех или иных причин данной парадигмы не имеют. Так, прилагательное beautiful не входит в эту группу, так как оно не имеет формы *beautifuller, *beautifullest. Вторая группа включает классы, отличаемые по позиционному признаку, но сюда же входят и слова парадигматических групп, исключенные из них, как описано выше. Так, beautiful, которое занимает те же позиции, что и прилагательное fine, входит во вторую группу; оно принадлежит к более широкому классу, называемому «adjectivals», включающему и собственно прилагательные («adjectives»). По тому же образцу «pronominals» - более широкий класс, нежели «pronouns». Классы, встречающиеся в одинаковых позициях, образуют «конституентные» («constituent») классы. Однако Глисон не дает их точного определения или перечисления; неясно также, включает ли он в эти группы служебные части речи, хотя, видимо, он считает предлоги особым классом.

Нетрудно видеть, что классификация, предложенная Глисоном, ещё менее систематизирована, чем классификация Фриза: одно и то же слово может одновременно принадлежать к двум классам, другие - к одному; классы не находятся в системных отношениях один к другому.

Классификация Дж. Следда очень близка принципам Глисона. Он также различает «флективные» и «позиционные» классы. Основные позиционные классы: nominals, verbals, adjectivals, adverbials; к ним присоединяются восемь более мелких классов: вспомогательные глаголы, определители, предлоги, союзы, различные разряды местоимений. Здесь мы находим такие же неясные критерии, как у Глисона; некоторые местоимения занимают те же позиции, что и существительные, но выделены в особый класс; вопросительные местоимения позиционно не отличаются от других (например, указательных), но выделены в особый класс явно на основании их лексического значения и т. д. Классификация Следда так же неубедительна, как и предыдущие.

Вместе с тем, нельзя пройти мимо двух весьма положительных моментов в теориях Глисона и Следда. Во-первых, оба они отмечают важность словообразовательных аффиксов как показателей частей речи; во-вторых, - и это важнее всего - оба эти лингвиста обратили внимание на неоднородность свойств тех или иных единиц внутри определённых лексико-грамматических разрядов. Именно на этом и основывается предлагаемое ими подразделение на более узкие группы, содержащие те единицы, которые по всем своим признакам имеют право быть причисленными к данной части речи, и более широкие, куда входят и единицы, обладающие только частью необходимых признаков.

Таким образом, все попытки создать классификацию языковых единиц, основанную на едином принципе, не увенчались успехом. Традиционная классификация не хуже (хотя, возможно, и не лучше) всего того, чем её пытались заменить, и имеет то преимущество, что она широко известна. Мы будем поэтому далее исходить из традиционной классификации, с одной существенной модификацией в трактовке частей речи внутри каждой группы.

1.1.2. Теория полевой структуры частей речи. Та сложность соотношения единиц внутри каждой части речи, о которой говорилось выше и которая была замечена Глисоном и Следдом, хорошо укладывается в теорию грамматического поля, разработанную В. Г. Адмони на материале немецкого языка и изложенную в книге Г. С. Щура «Теория поля в лингвистике» (М., 1974) 1 . Теория морфологического поля заключается в следующем. В каждой части речи существуют единицы, полностью обладающие всеми признаками данной части речи; это, так сказать, её ядро. Но существуют и такие единицы, которые не обладают всеми признаками данной части речи, хотя и принадлежат к ней. Поле, следовательно, включает центральные и периферийные элементы, оно неоднородно по составу. Задача лингвиста заключается в том, чтобы определить состав поля, выявить центральные и периферийные элементы и определить, по каким признакам они близки к другим частям речи.

1.1.3. Части речи знаменательные и служебные. Наиболее крупное подразделение частей речи - это две большие группы: знаменательные и служебные части речи. Знаменательные части

1 Теория семантического поля была ранее разработана И. Триром, Л. Вайсгербером и другими западными лингвистами. Теория функционального лексико-грамматического поля связана в основном с именами советских лингвистов (E. В. Гулыга и E. И. Шендельс, А. В. Бондарко, М. М. Гухман), В, Г, Адмони рассматривает собственно-морфологические поля, речи включают такие единицы, которые имеют лексическое значение, т.е. называют понятия: table, dog, joy, strength; to bring, to cry, to enumerate; big, difficult; soon, well. Иначе говоря, они обозначают постоянные денотаты. Обладая лексическим значением, слова знаменательных частей речи способны занимать те или иные синтаксические позиции в предложении, т. e. функционировать в качестве членов предложения, а также быть ядром словосочетания. Таким образом, при отграничении знаменательных частей речи от служебных лексические и синтаксические критерии совпадают. Морфологические свойства также в известной степени присоединяются к ним: словоизменением обладают только знаменательные части речи. Однако среди знаменательных частей речи не все имеют парадигму словоизменения; поэтому морфологический признак не во всех случаях является ограничительным.

Служебные части речи не обладают свойством быть предметом мысли, т. e. не обладают самостоятельным лексическим значением. Так, не могут обозначать предмет мысли такие единицы, как of, and, since, the, ибо они не называют отдельных понятий (ср. такие слова, как relation, meaning и т. п., которые называют данные понятия). Назначение служебных частей речи в языке - указывать на те или иные отношения между словами знаменательных частей речи, между предложениями или словосочетаниями, или же уточнять грамматическое значение знаменательных частей речи: the colour of the sky, dogs and cats, the dog, a dog.

Выделение тех или иных частей речи, как знаменательных, так и служебных, является дискуссионным; есть такие «основные» части речи, в существовании которых не сомневается ни один лингвист (например, имя существительное, глагол, имя прилагательное, наречие); среди служебных частей речи не вызывает сомнения существование таких разрядов, как предлоги, союзы. С другой стороны, многое остается сомнительным в отношении правомерности выделения слов категории состояния и, отчасти, модальных слов в знаменательных частях речи; не совсем ясны границы частиц в группе служебных частей речи. Далеко не все лингвисты согласны с выделением артиклей как служебной части речи; может вызывать сомнение причисление постпозитива к служебным частям речи.

Следует чётко разграничивать служебные части речи и служебные слова. Служебные слова относятся к знаменательным частям речи, но в определённых условиях утрачивают свое лексическое содержание и сохраняют только свою грамматическую функцию. Наиболее типичным случаем такого рода являются вспомогательные глаголы. Это - глаголы, способные выступать со своим собственным лексическим содержанием, например, глагол have в предложении I have a new television set. Однако в форме перфекта этот же глагол утрачивает свое лексическое значение, выступая как вспомогательный: I have lost my gloves. Он не превращается при этом в служебную часть речи, но функционирует как служебное слово.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Грамматическое значение имени существительного.

Имя существительное - знаменательная часть речи, обладающая значением предметности. Предметность - грамматическое значение, в силу которого словесные единицы - названия как собственно предметов, так и не-предметов (абстрактных понятий, действий, свойств и т. д.) - функционируют в языке сходным образом с названиями собственно предметов. Словообразовательные средства отглагольных, отадъективных существительных создают возможность для названий состояний, свойств, качеств и т. п. функционировать синтаксически наряду с названиями предметов: movement, strangeness, activity. Этиобразования называются синтаксическими дериватами. Морфологическое их функционирование во многих случаях ограничено: не все синтаксические дериваты способны участвовать в морфологических категориях имени. Это - одна из важнейших черт полевой структуры имени существительного.

1.2.2. Словообразование существительного. Словоизменительный аппарат существительных весьма беден. Что касается его морфемной структуры, то здесь следует отметить, что очень распространена однослоговая структура, в которой совпадают по звуковому оформлению (хотя функционально они различаются) корень, основа и слово. Вместе с тем, существительное имеет словообразовательный аппарат, значительно превосходящий по разнообразию аппарат словоизменения. В грамматическом плане это немаловажно потому, что суффиксы, помимо своей семантической функции, являются показателями принадлежности данного слова именно к существительным.

Суффиксальная структура наблюдается, в основном, в двух больших группах: в существительных лица и в существительных отвлеченных.

Наиболее характерны следующие суффиксы лица: -er, -ist, -ess, -её - singer, naturalist, authoress, legatee. Из суффиксов отвлеченных существительных самые характерные: -ness, -ion, (-ation, -ition), -ity, -ism, -ance, -ment - lateness, rotation, ignition, security, socialism, elegance, movement.

Примечание: Здесь приведены только наиболее часто встречающиеся суффиксы. Частотность установлена по книге «Структура английского имени существительного» (М., 1975).

1.2.3. Подклассы существительного. Существительные подразделяются на имена нарицательные и имена собственные. Нарицательные имена представляют собой обобщающее название любого предмета, обозначаемого ими: river может относиться к любой реке, dog - к любой собаке, pleasure - к любому ощущению удовольствия. Имена собственные, в противоположность этому, не имеют обобщающего понятийного содержания; они являются названием, кличкой отдельных индивидуальных существ или предметов, они закреплены именно за данной особью, но не распространяются на остальные сходные явления. Так, John - скорее всего имя человека мужского пола, но, в сущности, может быть закреплено и за собакой, слоном и т. д.; Spot может быть именем собаки, кошки, лошади и т. п.; the Cutty Sark - название известного английского клипера (быстроходного океанского судна), но оно не содержит указания на эту отнесенность и могло бы быть названием кафе, кино, коттеджа. Имена собственные не лишены грамматических категорий, свойственных существительным нарицательным; однако грамматика в первую очередь занимается именами нарицательными, обладающими обобщающим значением.

Поскольку существительные называют предметно любые явления языковой действительности, они представлены самыми разнообразными лексическими группами. Взаимодействуя с грамматическими категориями, эти группы создают разветвленную полевую структуру существительного.

Набор морфологических грамматических категорий существительного весьма беден. Бесспорно существует категория числа. Чрезвычайно спорным представляется существование категории падежа. Грамматической категории рода в английском не существует.

1.2.4. Проблема категории рода. Категория рода в английском исчезла окончательно уже к концу среднеанглийского периода. Обозначение биологического пола существует в языке, но при этом используются средства чисто лексические или словообразовательные: boy - girl, cock - hen, bull - cow; waiter - waitress, lion - lioness; he-goat - she-goat. To же самое наблюдается в ряде индоевропейских языков при обозначении различия пола: учитель-ница, доктор-ша, тигр-ица; нем. Löwe - Löwin, Lehrer - Lehrerin.

Б. Стрэнг, автор книги «Modern English Structure», и некоторые другие авторы утверждают, что в английском имеется категория рода существительного на том основании, что возможна субституция имени местоимением, указывающим на биологический пол или неодушевленность: he, she, it. Такая точка зрения представляется совершенно неприемлемой, так как речь идет о субституции имени другой частью речи и о перенесении признака этой другой части речи на существительное, не обладающее этим признаком. Да и для местоимений указанное значение является чисто лексическим и к грамматическому значению отношения не имеет.

1.2.5. Категория числа. Основное значение категории числа - противопоставление одиночности и множественности предметов. Под множественностью имеется в виду количество свыше одного. Единственное число передается базисной формой, т. e. формой, не имеющей окончаний и совпадающей с основой (1.0.1.) Множественное число обозначается на письме формантом -s, который реализуется как ряд алломорфов - /z/, /s/, /iz/ в зависимости от характера финального звука основы (dogs /z/, potatoes /z/; books, cats /s/; classes, bushes /iz/). Такова продуктивная словоизменительная модель формы множественного числа; её можно назвать «открытой моделью», так как новые слова, появляющиеся в языке, оформляются во множественном числе именно этим способом.

Авторы, стремящиеся максимально формализовать описание языка, в частности структуралисты, обычно рассматривают отсутствие окончания в единственном числе как наличие нулевого суффикса. Однако нулевой суффикс не является морфемой, т. e. линейно выделимым отрезком, имеющим звуковую форму (1.0.1). Представляется, однако, возможным говорить о нулевом экспоненте (1.0.1) без записи его как морфемы.

Наряду с открытой моделью, существует ряд закрытых групп; входящие в них существительные образуют формы множественного числа с помощью непродуктивных средств, закрепленных только за данными существительными. Это суффиксы, функционирующие только в пределах данных групп: а) суффикс -еп, закрепленный за двумя существительными - oxen, children; б) суффиксы латинских форм множественного числа, заимствованные вместе с теми существительными, которые они оформляли в латыни: -i (nucleus - nuclei); -a (stratum - strata); -ae (antenna - antennae). Список этих существительных невелик, и, что очень важно, у существительных, имеющих широкое употребление, появляются собственно-английские формы: наряду с termini - форма terminuses; наряду с antennae - antennas. Дескриптивисты Хэррис, Хоккетт и другие рассматривают суффикс -еп как алломорф (вариант) морфемы s/z, основываясь на их одинаковой функции; очевидно, если принять эту точку зрения, сюда же следует причислить и приведённые выше окончания латинских заимствований. Такая точка зрения возможна только в том случае, если морфема определяется как элемент чисто функциональный, безотносительно к её звуковому оформлению. Между тем, алломорф устанавливается на основании звуковой и смысловой общности (1.0.1). С другой стороны, функциональную общность различных суффиксов множественного числа нельзя отрицать. Мы предлагаем термин «функциональные синонимы», которым будут обозначаться те или иные грамматические средства, сходные функционально, но не являющиеся алломорфами.

Местоимения относятся к особой группе указательных слов, т.е. не называющих предметов и явлений, их количества либо признаков, а только указывающих на них. О каком лице или предмете идет речь, можно понять только благодаря окружающим предложениям (контексту). Местоимения достаточно тесно связаны с другими частями речи, что позволяет определить их падеж. Есть и некоторые нюансы – мы рассмотрим их.

Соотношение местоимений с частями речи
Итак, местоимения можно соотносить с другими частями речи, и они отвечают на те же вопросы, что и части речи. Это следующие виды местоимений:
  • обобщенно-предметные, соотносимые с существительными (кто, ничто, что-либо и др.);
  • обобщенно-качественные, соотносимые с прилагательными (который, никакой, ничей и др.);
  • обобщенно-количественные, соотносимые с числительными (сколько, столько ).
Можно заметить, что местоимения разделяют с этими частями речи некоторые грамматические признаки.

Как и существительные, обобщенно-предметные местоимения можно склонять, и формы падежей будут вполне самостоятельными. Достаточно задать такие же вопросы, какие вы задали бы к существительным.

  • Именительный. Я много слышал о вас. (кто? – в предложении это подлежащее)
  • Родительный. Кого ты пригласил?
  • Дательный. Ей нравится слушать музыку. (кому? )
  • Винительный. Мой брат видел его . (кого? что? )
  • Творительный. Чем он провинился?
  • Предложный. Наверное, вы знаете о нем . (о ком? о чем? )
У обобщенно-качественных местоимений, как и у имен прилагательных, имеются формы падежа, рода, числа. Вот несколько примеров. Эта песня (и.п. – кто? что?, ж.род, ед. ч.) была очень красива. Этого стихотворения (р.п. – кого? чего?, ср. род, ед. ч.) я не сочинял. Он знает этих людей (в.п. – кого? что?, мн. ч.).

Что касается обобщенно-количественных местоимений, то они, как числительные, не имеют форм чисел и родов, но изменяются по падежам. Я столько нового узнал! Скольких мест мы еще не видели!

Особенности изменения местоимений
При изменении падежа (т.е. склонении) местоимений может изменяться не только их окончание, но и слово полностью. Это связано с тем, как изменялись местоимения исторически, в далеком прошлом. Например, местоимение я – меня (кого?), мне (кому?), меня (кого?), мной (кем?), обо мне (о ком?) . Местоимение она – ее (кого?), ей (кому?), ее (кого? что?), ей (ею) (кем?), о ней (о ком?) . Заметно, что в творительном падеже существует особая форма ею , - употребляя ее, можно избежать смешивания с формой дательного падежа.

У некоторых местоимений после предлога появляется звук н . Форма ней используется в разговорной речи, а форма нею – в книжной, особенно в поэтической. Что касается родительного падежа (местоимение с предлогами от и у ) – вместе с формами от нее , у нее признано существование форм от ней, у ней, но лишь в качестве разговорной формы.

Местоимение себя не является самостоятельным. Это возвратное местоимение лишь указывает на то, что каждое из трех лиц относится к самому себе. Поэтому у данного местоимения нет формы именительного падежа, хотя в остальном оно склоняется так же, как местоимение ты : тебя – себя, тебе – себе, тебя – себя, тобой (-ою) – собой (-ою), о тебе – о себе. Нет формы именительного падежа и у местоимений нечего , некого .

Нужно запомнить местоимения, которые вообще не изменяются по падежам. Это местоимения нечто , некто , а также местоимение таков . Что касается отрицательных местоимений – ничто , никто – они склоняются, причем точно так же, как что , кто . В предложном падеже предлог разрывает отрицательное местоимение: ни о чем , ни о ком .

И, наконец, существуют особые формы предложного падежа для местоимений вы , мы – эти формы необходимо запомнить в следующем виде: я скучаю по вам (это – дательный падеж) или о вас (это – предложный падеж) – но не «за вами», не грустите о нас . Устаревшим и просторечным вариантом является скучаю по вас (предложный падеж).

Местоимения 2-го и 1-го лица (ед. или мн. числа) могут указывать на определённые лица, на идущего мимо человека, на собеседника (я, ты, вы, мы).

Местоимения 3-го лица (ед. или мн. числа) указывают на тех или того, кто не участвует в диа­логе, или на предмет (он, она, оно, они). Личные местоимения могут употребляться с предлогами : у него, к нему, за ним, с ними, с ним, благодаря ему, ей, им.

Формы личных местоимений в русском языке

Местоимения 3-го лица имеют разные формы при наличии и отсутствии предлога: её - у неё, ими - с ними (после предлога добавляется «н-»).

Некоторые местоимения в творительном падеже имеют дополнительные «удлинённые» формы: мной - мною, тобой - тобою, ей - ею, ней - нею.

У всех личных местоимений формы родительного и винительного падежа совпадают.

Определения и приложения , относящиеся к личным местоимениям, всегда выделяются запятыми.

падеж ед. ч. мн. ч.
1 л. 2 л. 3 л. 1 л. 2 л. 3 л.
простая форма вежливая форма м. р. ж. р. ср. р.
И я ты Вы он она́ оно́ мы вы они́
Р меня́ тебя́ Вас его́ её его́ нас вас их
Рп него́ неё него́ них
Д мне тебе́ Вам ему́ ей ему́ нам вам им
Дп нему́ ней нему́ ним
В меня́ тебя́ Вас его́ её его́ нас вас их
Вп него́ неё него́ них
Т мной,
мно́ю
тобой,
тобо́ю
Ва́ми им ей, е́ю им на́ми ва́ми и́ми
Тп ним ней, не́ю ним ни́ми
П мне тебе́ Вас нём ней нём нас вас них

Обозначение падежей в таблице: И - именительный, Р - родительный, Рп - родительный с предлогом, Д - дательный, Дп - дательный с предлогом, В - винительный, Вп - винительный с предлогом, Т - творительный, Тп - творительный с предлогом, П - предложный (всегда с предлогом).


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Личные местоимения" в других словарях:

    Личные местоимения - ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ. Существительные, обозначающие 1 е или 2 е лицо речи (см. Лицо). В русском яз. сюда принадлежат Л. М. 1 го и 2 го лица обоих чисел (я, меня и пр.; ты, тебя и пр.; мы, нас и пр.; вы, вас и пр.). В именит. пад. Л. М. могут… … Словарь литературных терминов

    ЛИЧНЫЙ, ая, ое; чен, чна. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Разряд местоимений, указывающих на участников речи – автора (я, мы), адресата (ты, вы) и всех неучастников (он, они), а также притяжательные местоимения. Правила употребления личных местоимений (ты и вы) определяются речевым этикетом. Литература… … Литературная энциклопедия

    Личные местоимения

    Личные местоимения - 1. Местоимение 3 го лица (он, она, оно, они) обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Однако эта связь местоимения с существительным определяется иногда смыслом, а не порядком слов,… … Справочник по правописанию и стилистике

    См. местоимения личные (в статье местоимение) … Словарь лингвистических терминов

    личные местоимения - Существительные, обозначающие 1 е или 2 е лицо речи (см. лицо). В русском яз. сюда принадлежат Л. М. 1 го и 2 го лица обоих чисел (я, меня и пр.; ты, тебя и пр.; мы, нас и пр.; вы, вас и пр.). В именит. пад. Л. М. могут употребляться, м. пр.,… … Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины

    В этой статье рассматриваются формы личных местоимений каталанского языка. Ударная форма Каталанский язык Русский язык jo я tu ты ell он ella она vostè вы (вежливая форма, ед. ч.) nosaltres мы vosaltres вы ells они (м. р.) elles они (ж. р.)… … Википедия

    Термины и понятия общей морфологии: Словарь-справочник

    личные местоимения в грамматике - Слова, выражающие грамматические значения, но не являющиеся при этом модификаторами, так как являются автономными полностью грамматикализованными корнями, обозначающими объекты, хотя и не содержащими при этом никаких лексических сем. Например:… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Книги

  • Нигеро-Конголезский праязык. Личные местоимения , Бабаев Кирилл Владимирович. Книга посвящена сравнительному анализу систем личного маркирования в языках нигеро-конголезской макросемьи - крупнейшего генетического объединения языков мира. В состав макросемьи входят…

Морфологические категории местоимений

Разряды местоимений по значению

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ МЕСТОИМЕНИЙ

Лицо, число, род, падеж

Лицо, число, падеж

Род, число, падеж

Род, число

Падеж

Личные

Он, она, оно

Я, мы, ты, вы

Возвратное

Себя

Притяжательные

Мой, твой, наш, ваш, свой

Вопросительные

Какой? Чей? Который?

Каков?

Кто? Что? Сколько?

Относительные

Какой, чей, который

Каков

Кто, что, сколько

Отрицательные

Никакой, ничей

Никто, ничто, некого, нечего, нисколько

Неопределенные

Какой-то, какой-либо, какой-ни-будь, кое-ка-кой, чей-то, чей-либо, чей-нибудь, некий, некоторый

Некто, нечто, кое-кто, кое-что, кто-то, что-то, кто-ни-будь, что-нибудь, кто-либо, что-ли-бо, несколь-ко, сколько-то, сколько-нибудь

Определительные

Сам, самый, весь, всякий, каждый, лю-бой, другой, иной, целый, всяческий

Указательные

Этот, тот, тот-то, такой, такой-то

Таков

Столько, столько-то

Личные местоимения изменяются по лицам (относительно собеседника):

Я - сам говорящий. Мы - говорящий и другое лицо.

Ты - собеседник говорящего. Вы - говорящий и собеседники.

Он, она - кто не участвует в диалоге. Они - лица, не участвующие в диалоге.

Я, мы, ты, вы указывают только на одушевленных лиц. Местоимения он, она, оно могут относиться и к неодушевленным предметам. Эти местоимения имеют формально выраженные формы рода и числа.

При склонении личных местоимений используется супплетивная основа: я - меня, вы - вами, он - его . Парадигма избыточная, так как творительный падеж имеет два варианта (мной и мною, тобой и тобою) . В косвенных падежах у местоимений третьего лица при употреблении с предлогами появляется н : он - к нему, она - у нее . Исключение составляют предлоги благодаря, согласно, вопреки (требуют дательного падежа): навстречу им, благодаря ему .

Форма ихний, ихняя, ихние является диалектной, просторечной и в литературном языке не употребляется.

При функционировании одни личные местоимения могут использоваться вместо других для реализации некоторых речевых целей.

Мы вместо я распространено в научной и публицистической речи. Мы намеренно обращаем ваше внимание на эти факты.

Мы вместо ты употребляется в разговорной речи для сближения с собеседников. Ну, как мы себя чувствуем?

Он вместо ты - при выражении пренебрежения к собеседнику. Он и не краснеет .

Вы вместо ты используется как этикетное, уважительное. Вы , Николай Иванович, ошибаетесь .

Они вместо он, она является устаревшим, уважительным. «Как матушка себя чувствует сегодня?» - «Они не в духе. Обижены на братца Николеньку».

Личные местоимения в речи могут субстантивироваться: Люблю, когда без страха и нытья, не прячась в Мы , собой рискует Я (И.Смирнов).

Иногда личные местоимения используются как частицы: Ох, уж эти мне сказки ! Вот тебе и случилось.

Возвратное местоимение себя указывает на объект мысли, тождественный субъекту. Оно не имеет формы именительного падежа, категорий лица, рода и числа. Может относиться к любому лицу. Я купил себе книгу. Он купил себе книгу. Входит в состав многих устойчивых конструкций: уйти в себя, прийти в себя, себе на уме, хорош собой, сам по себе.

Если местоимение себе при глаголе употребляется не в роли дополнения, то оно выполняет функцию частицы разговорного характера: знай себе есть, ступай себе мимо.

Притяжательные местоимения (мой, твой, наш, ваш, свой) выражают принадлежность предмета разным лицам. Для обозначения принадлежности 3-ему лицу употребляются формы родительного падежа личных местоимений его, ее, их .

Изменяются по родам, числам, падежам, как имена прилагательные, и согласуются с существительными, выступая при них в роли определений: твоя комната, их приезд, к нашему удивлению .

В речи притяжательные местоимения могут выражать не принадлежность, а другие признаки, и тогда по значению они приближаются к прилагательным: Да, были люди в наше время (Л.). Там, в деревне, он - свой (родной, близкий).

Выступая в речи без определяемых слов, притяжательные местоимения субстантивируются: Увидишь своих , передай привет. Мой-то опять уезжает .

Вопросительные местоимения (кто, что, какой, каков, который, чей, сколько) используются в вопросительных предложениях.

Местоимения кто, что, сколько не имеют рода и числа, но изменяются по падежам. Местоимение сколько в косвенных падежах имеет ударение на основе: ско льких, ско лькими. Сказуемое при местоимениях-подлежащих кто, что ставится в мужском роде, даже если речь идет о лице женского пола. Кто из студенток участвовал в конкурсе? Сказуемое при местоимении что ставится в среднем роде: Что тут произошло?

Местоимения какой, который, чей имеют формы рода, числа и падежа, согласуются со словами, к которым они относятся. Тип склонения местоимений какой, который, как у качественных и относительных прилагательных, у местоимения чей - как у притяжательных прилагательных на -ий (лисий ).

Местоимение каков по форме краткое и соответственно изменяется по родам и числам, но не склоняется.

Относительные местоимения омонимичны вопросительным: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько и устаревшие кой, каковой . Они оформляют не вопросительные предложения, а служат для грамматических и смысловых связей между частями сложноподчиненных предложений, указывая на лицо, предмет, качество, количество. Он все, что слышал, повторил. Каждый, кто присутствовал, запомнил. Дом, который стоял у самого леса, казался заброшенным .

Указательные местоимения (этот, тот, такой, таков, таковой, экий, этакий, сей, оный) указывают на пространственно-временные признаки, по которым лица или предметы противопоставлены друг другу. Тот - находящийся далеко от говорящего, этот - находящийся близко от него. Имеют формы рода, числа, падежа. В предложении выступают в роли определений или именной части сказуемого: Этот дом построен недавно. Каков вопрос, таков ответ .

Многие указательные местоимения могут переходить в разряд частиц: Экий ты бестолковый (эмоционально-оценочная частица). И откуда это он приехал (выделительная частица).

Определительные местоимения (сам, самый, весь, всякий (всяческий, всяк), каждый, иной, любой иногда другой) изменяются по родам, числам и падежам.

Местоимения сам и самый выполняют различные функции:

сам указывает, что лицо самостоятельно является производителем или объектом действия. Я сам отвечу за все ;

самый при неодушевленных существительных может указывать на предел времени или пространства (на самой вершине ); может быть усиливающим и выделяющим определением (Над самым уступом кружил коршун ); может формировать аналитические формы превосходной степени (самый радостный ).

Местоимения сам и самый часто переходят в разряд частиц. Если же определительные местоимения выступают без определяемых слов, то они субстантивируются: Сам заварил кашу, сам ее и расхлебывай.

Отрицательные местоимения (никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей) не наполняются значением в контексте и не конкретизируются.

Местоимения никто, ничто, некого, нечего указывают на полное отсутствие лица или предмета. Изменяются по падежам.

Местоимения некого, нечего не имеют форм именительного падежа.

Местоимения никакой, ничей указывают на полное отсутствие признаков качества или принадлежности у лиц или предметов. Изменяются по родам, числам и падежам. Никакая цель не оправдывает жестокости .

Все отрицательные местоимения образованы от относительных при помощи приставок не- (всегда ударная) и ни- (всегда безударная). Если при отрицательном местоимении есть предлог, то он ставится между приставкой и корнем, разделяя местоимение на две части. Ни у кого не спрашивал совета.

Неопределенные местоимения (некто, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кое-кто, нечто, что-то, что-нибудь, что-либо, кое-что, некоторый, какой-нибудь, который-либо, некий, какой-то, какой-нибудь, какой-либо, кое-какой, чей-то, чей-нибудь, чей-либо, несколько) не раскрывают своего значения в контексте, указывают на неизвестных, неопределенных лиц (некто, кто-то) или на неизвестные или неопределенные предметы (что-либо, кое-что ) и признаки (чей-то, некоторый ).

Неопределенные местоимения образованы от вопросительных при помощи приставок не-, кое- или постфиксов -то, -либо, -нибудь . По грамматическим признакам и особенностям склонения сходны с теми вопросительными местоимениями, от которых они образованы, но имеются и отличия.

Местоимение несколько указывает на неизвестное или неопределенное количество лиц или предметов. Изменяется по падежам.

Местоимение некто употребляется только в именительном падеже, а местоимение нечто - в именительном и сходным с ним винительном падеже.

К неопределенным местоимениям примыкают обороты не кто иной (другой), как не что иное (другое), как. Эти обороты конкретизируются в контексте и этим отличаются от других неопределенных местоимений.