Содержание статьи

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, грамматически значимые части, на которые подразделяется предложение при синтаксическом анализе; могут состоять как из отдельных слов, так и из словосочетаний, т.е. групп синтаксически связанных слов. Члены предложения выделяются не по признакам их внутренней структуры, а на основе той функции, которую они выполняют в составе более крупных синтаксических единиц . В предложении обычно выделяется группа подлежащего и группа сказуемого, связанные между собой предикативным отношением. Подлежащее и сказуемое называются главными членами предложения; в их составе выделяются и другие члены, называемые второстепенными: определения, дополнения, обстоятельства.

Наиболее важную роль в предложении играют подлежащее и сказуемое.

Подлежащее

Подлежащим обычно называется существительное (с зависимыми словами или без них), которое играет наиболее важную грамматическую роль в предложении: в русском языке оно стоит обычно в именительном падеже , с ним согласуется сказуемое, оно чаще всего выражает тему (то, о чем говорится в предложении); только оно может соответствовать возвратному или взаимному местоимению, только подлежащее может совпадать в главном предложении и в деепричастном обороте. Имеются, однако, и такие единицы, в которых наблюдается лишь часть перечисленных признаков, например налицо косвенный падеж (Ему дверь не открыть, Мне холодно ), отсутствие согласования со сказуемым (А царица хохотать ), затрудненность контроля деепричастного оборота (? Оказав сопротивление, преступник был убит ). Иногда выделяют нулевое подлежащее, которое контролирует согласование со сказуемым, но не имеет внешнего выражения (В пять часов утра, как всегда, пробило подъем (А.И.Солженицын); Двор засыпало снегом ). В некоторых германских и романских языках подлежащее должно быть выражено обязательно, в связи с чем наблюдается явление пустого подлежащего, т.е. имеющего форму, но не имеющего значения: англ. It is raining «Идет дождь», There is a book on the table «На столе книга». Нередко выделяют подлежащие – придаточные предложения (Что он опоздал – плохо ), реже – обстоятельственные группы (От Москвы до Тулы недалеко ) и другие единицы.

Сказуемое

Сказуемым называется та часть предложения, которая выражает его основное содержание – то, что является предметом утверждения (с большей или меньшей степенью уверенности), отрицания или вопроса. Сказуемое обычно выражается глаголом, иногда с зависимыми словами (Мальчик идет в школу ; Хочу встать пораньше ), реже – именем существительным или прилагательным с глаголом-связкой или без нее (Он болен ; Я был студентом ).

Определение

Определением называется слово или группа слов, которые синтаксически зависят от существительного и дополняют или уточняют его значение; синтаксическая связь между определением и существительным называется атрибутивной. В роли определения могут выступать существительные (такие определения обычно называются несогласованными, так как в русском и других индоевропейских языках они не согласуются с определяемым существительным): дом отца ; прилагательные, в том числе отглагольные (причастия): красивый дом ; относительные придаточные предложения: человек , о котором ты говорил . Особой разновидностью определений являются указательные местоимения, числительные и артикли.

Обстоятельство

Обстоятельством называется член предложения, который не заполняет никакой смысловой валентности (т.е. не восполняет смысловой недостаточности) никаких других слов, но выражает пространственную, временную или тематическую рамку обозначаемого в предложении события, его причину, условие, цель и т.п.: Приду в три часа ; Сядь здесь ; Когда ты позвонишь , я приду . Обстоятельство может находиться не только непосредственно в предложении, но и в группе существительного, ср. Он приехал в понедельник и Его приезд в понедельник .

Дополнение

Дополнение, которое традиционно относят к группе сказуемого, обозначает лицо, предмет или событие, которое предусмотрено словарным значением слова, которым выражено сказуемое. Дополнения, выраженные существительным, подразделяются на прямые (выражают объект воздействия: вижу стол ) и косвенные (обычно выражают объект, частично затронутый действием и стоят в дательном падеже: отдал книгу девочке ). Дополнение может быть также выражено инфинитивным оборотом или придаточным предложением: собирается уходить домой ; знаю , что он умен . В отличие от обстоятельств, дополнения обладают жестким пассивным сочетаемостным признаком на управляющее слово; в языках с жестким порядком слов их линейная позиция в предложении, в отличие от позиций обстоятельств, строго ограничена. Дополнение, так же как и обстоятельство, может быть зависимым не только от глагола, но и от существительного (сдал город и сдача города ); группа существительного, управляемая предлогом, является дополнением этого предлога: на широком диване .

Вопрос о том, целесообразно ли выделять члены предложения во всех без исключения языках и везде ли одинаков их набор, остается спорным. Главный аргумент в пользу их существования как особых синтаксических, а не семантических единиц заключается в том, что при залоговых преобразованиях одни и те же семантические сущности, такие, как действующее лицо (субъект) или объект воздействия, выражаются разными членами предложения, ср. активную конструкцию Рабочие строят дом и пассивную Дом строится рабочими. Этот аргумент как будто утрачивает значение для языков, в которых категории залога нет. В этих языках выделение членов предложения оказывается ненужным в силу того, что синтаксические единицы в них могут получить чисто семантическое определение. В некоторых синтаксических теориях, например в порождающей грамматике, понятия членов предложения не используются вообще или используются только как вспомогательные, тогда как для отображения иерархического строения предложения применяется другой понятийный аппарат, основанный на категориальных (т.е. относящих слово к той или иной части речи) признаках лексем, входящих в состав предложения; иногда эти признаки называют также частеречными.

Определение – второстепенный член предложения, показывающий признак, качество или принадлежность предмета или лица.

Определение в китайском языке может быть выражено: прилагательным, существительным, числительным, местоимением, глаголом, наречием, а также разными различными словосочетаниями.

Определение, выраженное словосочетанием, предложением, показывающее, как правило, несколько признаков, называется распространенным.

Такое определение обязательно оформляется частицей 的. Чаще всего такое определение переводится на русский язык при помощи слов «который, которая, которое, которые » или причастными оборотами.

Порядок слов внутри самого определения соответствует общей структуре предложения:

подлежащее + сказуемое + дополнение

Распространенное определение может относится к трем членам предложения: подлежащему, дополнению, именной части сказуемого.

Определение к подлежащему

определение + подлежащее + сказуемое + дополнение

我买的(определение)书(подлежащее)是日文的。Книга, которую я купил, на японском языке.

她用的(определение)词典(подлежащее)很贵。Словарь, которым она пользуется, очень дорогой.

写汉字的(определение)同学(подлежащее)没有橡皮。У одноклассника, который пишет иероглифы, нет ластика.

Определение к дополнению

+ дополнение

我(подлежащее)回答(сказуемое)老师提出的(определение)问题(дополнение)。Я отвечаю на вопросы, заданные учителем.

我(подлежащее)也(обстоятельство)有(сказуемое)他用的(определение)词典(дополнение)。У меня тоже есть словарь, которым он пользуется.

俄罗斯人(подлежащее)没有(сказуемое)中国人喜欢吃的(определение)馒头(дополнение)。У русских нет пампушек, которые любят есть китайцы.

Определение к именной части сказуемого

подлежащее + сказуемое + определение + именная часть

这(подлежащее)是(сказуемое)我哥哥用的(определение)字典(именная часть)。Это словарь, которым пользуется мой старший брат.

那(подлежащее)是(сказуемое)她奶奶做的(определение)汤(именная часть)。То суп, который приготовила ее бабушка.

这位(подлежащее)是(сказуемое)学习汉语的(определение)学生(именная часть)。Этот (человек) – студент, изучающий китайский язык.

При этом, поскольку определение, оформленное суффиксом 的 (как простое, так и распространенное), имеет предметное значение, т. е. в отсутствие определяемого слова (предмета) само может передавать значения предмета , как бы обладая одновременно признаками определения и определяемого слова, оно также может выступать в роли подлежащего, дополнения или именной части. Сравним:

Определение к подлежащему

(или само подлежащее)

甜(определение)苹果(подлежащее)好吃,酸(определение)苹果(подлежащее)不好吃。Сладкие яблоки вкусные, кислые яблоки невкусные.

甜的(подлежащее)好吃,酸的(подлежащее)不好吃。То, что сладкое, – вкусное, кислое – невкусное.

Определение к дополнению

(или само дополнение)

我要买(сказуемое)大一点的(определение)李子(дополнение)。Я хочу купить сливы, которые побольше.

我要买(сказуемое)大一点的(дополнение)。Я хочу купить то, что побольше.

Определение к именной части

(или сама именная часть)

他买的大衣是(сказуемое)皮(определение)大衣(дополнение)。Пальто, которое он купил, это кожаное пальто.

他买的是(сказуемое)皮的(дополнение)。То, что он купил, – кожаное.

Степени качества

В китайском языке существуют грамматические способы обозначения степени качества, выраженного прилагательным. Степень качества в зависимости от ее степени можно выразить несколькими способами:

незначительная степень качества обозначается с помощью словосочетаний 有一点 или 有一些, которые ставятся перед прилагательным.

Например:

面包有一点儿硬(твердый, жесткий)。Хлеб жестковат.

汉语有一些难学。Китайский язык немного труден.

Сравнительная степень качества обозначается с помощью словосочетаний有一点 или 有一些, которые ставятся после прилагательного.

Например:

他的茶碗小一点儿。Его чайная чашка меньше.

这本书有意思一些。Эта книга интереснее.

интенсивная степень качества передается с помощью наречий 很 и 好, которые ставятся перед прилагательным.

Например:

山很高。Горы очень высокие.

好冷!Как холодно!

превосходная степень качества передается с помощью наречия 最 «самый», которое ставится перед прилагательным.

Например:

黑面包最好吃。Черный хлеб самый вкусный.

他来得最早。Он пришел раньше всех.

Избыточная степень качества выражается посредством наречия 太, которое ставится перед прилагательным.

Например:

那个茶碗太小。Та чайная чашка слишком мала.

天山太高。Горы Тянь-Шань слишком высокие.

Примечание:

1. В современном разговорном китайском языке выражение 太好了 обозначает не «слишком хорошо», а «очень хорошо», «прекрасно», «здорово».

2. Избыточная степень качества может быть передана с помощью наречия степени 极, которое:

– в позиции перед прилагательным имеет значение «в высшей степени», «крайне».

Например:

这个问题极难。Эта проблема в высшей степени сложна.

他的病极重。Его болезнь крайне опасна.

– в позиции после прилагательного снабжается суффиксом 了 и имеет те же значения, что и в предыдущем случае, но при этом придает высказыванию особую эмоциональную окраску.

Например:

好极了!Отлично!

好吃极了!Как вкусно!

3. Грамматические средства выражения степени качества могут употребляться не только с прилагательными, но и с глаголами, выражающими отношения говорящего к объекту (爱、喜欢、怕 и т. д.)

Например:

弟弟有一点儿怕我。Младший брат немного боится меня.

我很爱你。Я тебя очень люблю.

на какие вопросы отвечают Дополнение - ---- Обстоятельство._._._._. Определение ~~~~~


  1. 1 Наступило лето, и парк ожил.
    2.Славен будет тот герой, чей подвиг люди не забыли.
    3.Победила та девушка, чей платок поднял герой.
    4. Нужно выучить то правило, какое поможет сдать зачт.
    5. Мы собрали в гербарий те травы, какие изучили на уроке.
    6.Туристы много рассказывали нам, что видели в поездке (немного коряво без указательного слова) lkrfewfrf
    rmg
    rigbtsgvbmogl

  2. Р. П Кого? Чего?
    Д. П. Кому? Чему?
    В. П. Кого? Что?
    Т. П. Кем? Чем?
    П. П 0 ком? О чм?

    Разделяются на:


    Отвечает на вопросы:
    Какой?
    Какая?
    Какое?
    Какие?
    Чей?
    Чья?
    Чь?
    Чью?
    Чью?


    Автобусный маршрут изменн



    1. Где?
    Куда?
    Откуда?
    Как?
    Зачем?
    Почему?
    2. С каких пор?
    Как долго?
    Отчего?
    Каким образом?
    С какой целью?
    В какой мере?
    В какой степени?
    По какой причине?
    Вопреки чему?
    3. Времени
    Места
    Образа действия
    Причины
    Цели
    условия
    уступки


  3. Определение - какой? какая? какое? какие? чей? чья? чь? чьи?
    Обстоятельство - где? куда? когда? зачем? почему? и т. п.
    Дополнение - кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чм?
  4. Дополнение (_ _ _ _ _ _ _ _ _ _)
    Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого или других членов предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей:
    Р. П Кого? Чего?
    Д. П. Кому? Чему?
    В. П. Кого? Что?
    Т. П. Кем? Чем?
    П. П 0 ком? О чм?

    Разделяются на:
    1. прямые (от переходного глагола в В. П (Кого? Что?) без предлога)
    2. косвенные (Р. П., Д. П, Т. П., П. П,)

    Определение (волнистая линия)
    Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета.
    Отвечает на вопросы:
    Какой?
    Какая?
    Какое?
    Какие?
    Чей?
    Чья?
    Чь?
    Чью?
    Чью?

    Определения разделяются на: 1. Согласованные: связываются по способу согласования -
    Автобусный маршрут изменн
    2. Несогласованные: связываются по способу примыкания или управления - Дайте мне книку поинтереснее

    Несогласованное определение может быть выраженно неделимым словосочетанием:
    девочка (какая?) с голубыми глазами Обстоятельство (_._._._._._._._._)
    Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого и отвечает на вопросы:
    1. Где?
    Куда?
    Откуда?
    Как?
    Зачем?
    Почему?
    2. С каких пор?
    Как долго?
    Отчего?
    Каким образом?
    С какой целью?
    В какой мере?
    В какой степени?
    По какой причине?
    Вопреки чему?
    3. Времени
    Места
    Образа действия
    Причины
    Цели
    условия
    уступки

  5. Определение - какой? какая? какое? какие? чей? чья? чь? чьи?
    Обстоятельство - где? куда? когда? зачем? почему? и т. п.
    Дополнение - кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чм?
  6. Определение - какой? какая? какое? какие? чей? чья? чь? чьи?
    Обстоятельство - где? куда? когда? зачем? почему? и т. п.
    Дополнение - кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чм?
  7. Дополнение (_ _ _ _ _ _ _ _ _ _)
    Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого или других членов предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей:
    Р. П Кого? Чего?
    Д. П. Кому? Чему?
    В. П. Кого? Что?
    Т. П. Кем? Чем?
    П. П 0 ком? О чм?

    Разделяются на:
    1. прямые (от переходного глагола в В. П (Кого? Что?) без предлога)
    2. косвенные (Р. П., Д. П, Т. П., П. П,)

    Определение (волнистая линия)
    Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета.
    Отвечает на вопросы:
    Какой?
    Какая?
    Какое?
    Какие?
    Чей?
    Чья?
    Чь?
    Чью?
    Чью?

    Определения разделяются на: 1. Согласованные: связываются по способу согласования -
    Автобусный маршрут изменн
    2. Несогласованные: связываются по способу примыкания или управления - Дайте мне книку поинтереснее

    Несогласованное определение может быть выраженно неделимым словосочетанием:
    девочка (какая?) с голубыми глазами Обстоятельство (_._._._._._._._._)
    Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого и отвечает на вопросы:
    1. Где?
    Куда?
    Откуда?
    Как?
    Зачем?
    Почему?
    2. С каких пор?
    Как долго?
    Отчего?
    Каким образом?
    С какой целью?
    В какой мере?
    В какой степени?
    По какой причине?
    Вопреки чему?
    3. Времени
    Места
    Образа действия
    Причины
    Цели
    условия
    уступки


  8. Обстоятельство отвечает на вопросы обозначающие время, место действия, причину и прочее (куда? когда? почему? зачем? и т. д.)
  9. незнаю
  10. и так далее...
  11. спасибо
  12. Определение- прилагательные
    Дополнение- в косвенном (все кроме И. п.)
    Обстоятельство-где? куда? когда? зачем?
  13. Дополнение (_ _ _ _ _ _ _ _ _ _)
    Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого или других членов предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей:
    Р. П Кого? Чего?
    Д. П. Кому? Чему?
    В. П. Кого? Что?
    Т. П. Кем? Чем?
    П. П 0 ком? О чм?

    Разделяются на:
    1. прямые (от переходного глагола в В. П (Кого? Что?) без предлога)
    2. косвенные (Р. П., Д. П, Т. П., П. П,)

    Определение (волнистая линия)
    Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета.
    Отвечает на вопросы:
    Какой?
    Какая?
    Какое?
    Какие?
    Чей?
    Чья?
    Чь?
    Чью?
    Чью?

    Определения разделяются на: 1. Согласованные: связываются по способу согласования -
    Автобусный маршрут изменн
    2. Несогласованные: связываются по способу примыкания или управления - Дайте мне книку поинтереснее

    Несогласованное определение может быть выраженно неделимым словосочетанием:
    девочка (какая?) с голубыми глазами Обстоятельство (_._._._._._._._._)
    Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого и отвечает на вопросы:
    1. Где?
    Куда?
    Откуда?
    Как?
    Зачем?
    Почему?
    2. С каких пор?
    Как долго?
    Отчего?
    Каким образом?
    С какой целью?
    В какой мере?
    В какой степени?
    По какой причине?
    Вопреки чему?
    3. Времени
    Места
    Образа действия
    Причины
    Цели
    условия
    уступки
    31 Нравится Пожаловаться
    3 ОТВЕТА
    Танюша Капуста Профи (655) 3 года назад
    Определение - какой? какая? какое? какие? чей? чья? чь? чьи?
    Обстоятельство - где? куда? когда? зачем? почему? и т. п.
    Дополнение - кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чм?
    35 Нравится Пожаловаться
    Ална Шарапова Профи (711) 3 года назад
    Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (кто? Что? кого? и т. д.)
    Определения (какой? Какая? Какие? и т. д.)
    Обстоятельство отвечает на вопросы обозначающие время, место действия, причину и прочее (куда? когда? почему? зачем? и т. д.)

    😀
    8 Нравится Пожаловаться
    Катерина Шилова Ученик (174) 3 месяца назад
    Обстоятельства обозначают время, место. Подчеркиваются вот так __ . __(точка черточка) . вопросы: где? , Во сколько? Когда?
    Дополнение. это обычно добавление к перечисленному - сказанному. Подчеркиваются ___ ___ ___ ___.
    Определение, обычно бывает выражено прилагательным. Обозначает признак предмета. Подчеркивается волнистой линией. Вопросы какой? какая? Какие?
    Нравится Пожаловаться

  14. 1-Обстоятельство-где?, когда?, куда?, откудо?, почему?, зачем? и как?...
    2-Дополнение-какой?, какая?, какое?, какие?, чей?, чья?, чь?,чью?...
    3-Определение-это вопросы всех падежей кроме ИМ. П.
  15. я не знаю
  16. Дополнение (_ _ _ _ _ _ _ _ _ _)
    Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого или других членов предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей:
    Р. П Кого? Чего?
    Д. П. Кому? Чему?
    В. П. Кого? Что?
    Т. П. Кем? Чем?
    П. П 0 ком? О чм?

    Разделяются на:
    1. прямые (от переходного глагола в В. П (Кого? Что?) без предлога)
    2. косвенные (Р. П., Д. П, Т. П., П. П,)

    Определение (волнистая линия)
    Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета.
    Отвечает на вопросы:
    Какой?
    Какая?
    Какое?
    Какие?
    Чей?
    Чья?
    Чь?
    Чью?
    Чью?

    Определения разделяются на: 1. Согласованные: связываются по способу согласования -
    Автобусный маршрут изменн
    2. Несогласованные: связываются по способу примыкания или управления - Дайте мне книку поинтереснее

    Несогласованное определение может быть выраженно неделимым словосочетанием:
    девочка (какая?) с голубыми глазами Обстоятельство (_._._._._._._._._)
    Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого и отвечает на вопросы:
    1. Где?
    Куда?
    Откуда?
    Как?
    Зачем?
    Почему?
    2. С каких пор?
    Как долго?
    Отчего?
    Каким образом?
    С какой целью?
    В какой мере?
    В какой степени?
    По какой причине?
    Вопреки чему?
    3. Времени
    Места
    Образа действия
    Причины
    Цели
    условия
    уступки

  17. Дополнение (_ _ _ _ _ _ _ _ _ _)
    Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого или других членов предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей:
    Р. П Кого? Чего?
    Д. П. Кому? Чему?
    В. П. Кого? Что?
    Т. П. Кем? Чем?
    П. П 0 ком? О чм?

    Разделяются на:
    1. прямые (от переходного глагола в В. П (Кого? Что?) без предлога)
    2. косвенные (Р. П., Д. П, Т. П., П. П,)

    Определение (волнистая линия)
    Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета.
    Отвечает на вопросы:
    Какой?
    Какая?
    Какое?
    Какие?
    Чей?
    Чья?
    Чь?
    Чью?
    Чью?

    Определения разделяются на: 1. Согласованные: связываются по способу согласования -
    Автобусный маршрут изменн
    2. Несогласованные: связываются по способу примыкания или управления - Дайте мне книку поинтереснее

    Несогласованное определение может быть выраженно неделимым словосочетанием:
    девочка (какая?) с голубыми глазами Обстоятельство (_._._._._._._._._)
    Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого и отвечает на вопросы:
    1. Где?
    Куда?
    Откуда?
    Как?
    Зачем?
    Почему?
    2. С каких пор?
    Как долго?
    Отчего?
    Каким образом?
    С какой целью?
    В какой мере?
    В какой степени?
    По какой причине?
    Вопреки чему?
    3. Времени
    Места
    Образа действия
    Причины
    Цели
    условия
    уступки

Приложения рассматриваются обычно как разновид-ность определения.

Второстепенные члены непосредственно или опосредованно связаны с грамматической основой , то есть от грамматической основы можно задать вопрос к второстепенному члену, от этого второстепенного члена - к другому и т.д.

Испуганное лицо молодой девушки выглянуло из-за деревьев (Тургенев).

Грамматическая основа - лицо выглянуло . От подлежащего можно задать вопросы к двум словам: лицо (какое?) испуганное ; лицо (чьё?) девушки . От определения девушки можно задать вопрос к одному слову девушки (какой?) молодой . Сказуемое выглянуло связано с существительным с предлогом: выглянуло (откуда?) из-за деревьев .

Таким образом, в одно предложение входят все слова, которые так или иначе связаны с грамматической основой. Это особенно важно при расстановке знаков препинания в сложном предложении. Запятыми (реже другими знаками) части сложного предложения отделяются друг от друга. Поэтому для проверки знаков препинания надо четко представлять, где находятся эти границы.

Вечером пока мы молча ожидали Асю я убедился окончательно в необходимости разлуки (Тургенев).

Чтобы правильно расставить знаки препинания в этом предложении, надо:
а) выделить грамматические основы;
б) установить, какие слова связаны с этими основами.

В данном предложении две грамматические основы:

1 - я убедился ; 2 - мы ожидали .

Значит, предложение сложное.

С первой грамматической основой связаны слова: убедился (как?) окончательно ; убедился (в чём?) в необходимости ; убедился (когда?) вечером ; в необходимости (чего?) разлуки . Следовательно, первое предложение будет иметь вид: Вечером я убедился окончательно в необходимости разлуки.

Со второй грамматической основой связаны слова: ожидали (кого?) Асю ; ожидали (как?) молча . Пока является временным союзом в придаточном предложении. Следовательно, второе предложение будет иметь вид: пока мы молча ожидали Асю , причем оно находится внутри главного предложения.

Итак, знаки препинания в сложном предложении следует расставить следующим образом:
Вечером, пока мы молча ожидали Асю, я убедился окончательно в необходимости разлуки.

Но для правильной расстановки знаков препинания необходимо не только выявить все второстепенные члены предложения, но и определить их конкретный тип (определение, дополнение, обстоятельство), поскольку каждый из второстепенных членов имеет свои правила обособления. Следовательно, неправильный разбор второстепенных членов может привести к ошибкам в пунктуации.

Каждый из второстепенных членов имеет свою систему вопросов.

  • Определение отвечает на вопросы какой? чей?

    Красное платье; весёлый мальчик.

  • Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей.

    Увидел друга .

  • Обстоятельства отвечают на вопросы наречий: где? когда? как? почему? и др.

    Ожидали молча .

Обратите внимание!

К одному и тому же второстепенному члену иногда можно задать несколько разных вопросов. Особенно часто это происходит в том случае, если второстепенный член выражен именем существительным или местоимением-существительным. К ним всегда можно задать морфологический вопрос косвенного падежа. Но далеко не всегда существительное или местоимение будет дополнением. Синтаксический вопрос может быть иным.

Например, в сочетании лицо девушки к существительному в родительном падеже можно задать морфологический вопрос: лицо (кого?) девушки . Но существительное девушки в предложении будет являться определением, а не дополнением, потому что синтаксический вопрос будет иным: лицо (чьё?) девушки .

Второстепенными членами предложения являются члены предложения не входящие в грамматическую основу. Они главные члены предложения. То есть поясняют и уточняют их.

Например:

Это предложение является распространенным, так как, помимо главных членов, имеет и второстепенные члены предложения.

Второстепенными членами предложения являются определение, дополнение и обстоятельство.

– второстепенный член предложения, который определяет признак предмета. Определение отвечает на вопросы:

  • какой?

Определение может быть выражено разными частями речи: ,
или . Подчеркивается волнистой линией.

– второстепенный член предложения, обозначающий предмет. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного), а именно:

  • кого? чего?
  • кому? чему?
  • кого? что?
  • кем? чем?
  • о ком? о чем?

Дополнение может быть выражено существительным или местоимением . Подчеркивается пунктиром.

Примечание:

Имя существительное, в именительном падеже, в предложениях является подлежащим, а в винительном падеже – это второстепенный член предложения, а именно дополнение.

Котята перевернули миску.

В этом случае существительное миска – в винительном падеже и не является подлежащим, а является дополнением.

– второстепенный член предложения, обозначающий причину, место, цель, время. Отвечает на вопросы:

По образу действия:

  • каким образом?

По месту:

  • куда?
  • откуда?

По времени:

  • когда?
  • как долго?
  • с каких пор?
  • до каких пор?

По причине:

  • почему?
  • отчего?

По цели:

  • зачем?
  • для чего?

Обстоятельство может быть выражено наречием , существительным или местоимением . Подчеркивается штрих – пунктиром (точка – тире).

Разбор простого предложения

  1. Определяем грамматическую основу предложения – главные члены: подлежащее и сказуемое. Указываем, какими частями речи они выражены.
  2. Определяем группу подлежащего – члены предложения, зависящие от подлежащего. На какие вопросы они отвечают, какими частями речи выражены.
  3. Определяем группу сказуемого – члены предложения, зависящие от сказуемого. На какие вопросы они отвечают, какими частями речи выражены.
  4. Если в группе подлежащего или сказуемого есть второстепенные члены, зависящие от других второстепенных членов, указываем их, а также какими частями речи они выражены.

Вечером шёл пушистый снег.

Снег – подлежащее , отвечает на вопрос «что? » выражено именем существительным в именительном падеже.

Снег (что делал? ) – шёл – сказуемое , выражено глаголом .

Определяем группу подлежащего:

Снег (какой? ) – пушистый – определение , выражено прилагательным .

Определяем группу сказуемого:

Снег шёл (когда? ) – вечером – обстоятельство , выражено наречием .