Признаки внешности человека подразделяются на две основные группы:

1) анатомические (статические), характеризующие особенности анатомического строения человека. Данные признаки определяют пол, возраст, рост, телосложение, антропологические черты внешности, строение тела, головы, лица и его элементов;

2) функциональные (динамические), физиологической основой которых является условно-рефлекторные процессы, сопровождающиеся возникновением динамического стереотипа движения человека. Это привычные, автоматизированные движения и положения человека и его отдельных частей (осанка, походка, мимика и др.).

Использование анатомических и функциональных признаков внешности для идентификации человека обусловливается относительной устойчивостью признаков, которая определяется постоянством костно-хрящевой основы тела человека. Возрастные или болезненные изменения не имеют существенного практического значения. Умышленные изменения анатомических признаков с помощью пластических операций не проходят бесследно и легко выявляются при освидетельствовании.

Функциональные признаки внешности менее надежны, они могут быть легко изменены (напр., человек, сделав над собой небольшое усилие, может изменить свою походку, изменить свою жестикуляцию и т. д.). Но совсем изменить функциональные признаки, присущие данному человеку, невозможно, они так же устойчивы, как и неповторимы.

Словесный портрет – это криминалистический метод описания внешности человека с использованием единых терминов, осуществляемый по определенной системе в целях уголовной регистрации, розыска и отождествления живых лиц и трупов.

Идентификация человека по признакам внешности с использованием методики словесного портрета может осуществляться путем:

1) предъявления для опознания;

2) непосредственного сопоставления его внешности с фотопортретом;

3) непосредственного сопоставления его внешности с имеющимся словесным портретом;

4) сопоставления словесного портрета с фотоизображением.



Криминалистикой разработаны основные правила описания внешности по методу словесного портрета:

1) максимальная полнота описания внешности человека. Соблюдение этого правила обусловлено тем, что во время составления словесного портрета еще неизвестно, какие из признаков будут основными при розыске;

2) последовательность описания (от общего к частному). Сначала указываются общефизические признаки – пол, возраст, затем описываются анатомические признаки – фигура в целом, шея, плечи, грудь, спина, голова (лицо);

3) описание с помощью специальной терминологии. Это необходимо для обеспечения единообразного понимания получаемой информации. Источники информации подразделяют на:

1) субъективные – это мысленные образы, сохранившиеся в памяти человека, по которым он может дать описание внешних признаков, произвести опознание преступника и т. д.;

2) объективные – это фотоснимки, слепки-маски с умершего, рентгеновские снимки и видеоматериалы.

Словесный портрет находит широкое применение в оперативно-розыскной, следственной и экспертной практике, используется главным образом в идентифика­ционных и уголовно-регистрационных целях, помогает следователям и оперативным работникам в розыске без вести пропавших, при опознании трупа, в установлении личности подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, по­терпевших и скрывающихся преступников.

При розыске скрывшихся преступников и без вести пропавших лиц методика словесного портрета использу­ется для подготовки розыскных требований с подробным описанием признаков внешности разыскиваемых, харак­теристики «особых примет» и «броских признаков», что дает возможность лицам, осуществляющим розыск, со­здать и прочно удержать в памяти мысленный образ разыскиваемого.

Некоторые важные для розыска признаки внешности (усы, борода, одежда, обувь и др.) могут быть легко изменены. Поэтому розыскные мероприятия с исполь­зованием методики словесного портрета должны прово­диться быстро и оперативно. Источниками сведений о признаках внешности разыскиваемого могут быть ма­териалы уголовной регистрации, архивные материалы и личные дела, фотоснимки, данные, полученные в ре­зультате допроса, личного наблюдения, осмотра места происшествия. «Словесный портрет» скрывшегося пре­ступника, личность которого не установлена, составляет­ся, как правило, по показаниям потерпевших и свиде­телей-очевидцев, а также по данным, полученным при анализе обстоятельств совершения преступления. Изуче­ние обнаруженных на месте происшествия следов и дру­гих вещественных доказательств позволяет иногда полу­чить сведения о внешности преступника, его физических особенностях. Наиболее ценны в этом отношении «до­рожка» следов ног, следы рук, зубов, орудий взлома и некоторые другие следы и предметы. Они иногда дают возможность судить о росте, половой принадлежности, телосложении, физических недостатках преступника. На­пример, по отпечаткам пальцев и месту их расположения можно определить примерный рост преступника, по размеру отверстия, через которое он проник на место проис­шествия, - его телосложение.

При регистрации неопознанных трупов и без вести про­павших лиц признаки внешности по возможности подроб­но описываются в регистрационных картах, используе­мых для идентификационных целей

При регистрации лиц, содержащихся под стражей, при­знаки внешности описываются также по правилам «сло­весного портрета». Это описание наряду с опознаватель­ными фотоснимками является существенным дополнени­ем к пофамильному (алфавитному) учету лиц, совершивших преступление

Методика «словесного портрета» в известной степе­ни определяет правила сигналетической (опознаватель­ной) фотосъемки. Она требует изображения в фас и правый профиль при открытой, свободной от волос ушной раковине, строго вертикального положения го­ловы, четкости фотоизображения. Портретная съемка в фас и профиль рассчитана на то, чтобы при отож­дествлении личности по опознавательным фотоснимкам использовать методику «словесного портрета», иметь до­полнительную возможность сопоставить признаки внешности, отобразившиеся на фотоснимке, с их «словесным портретом».

«Словесный портрет» используется также при раз­работке и применении метода комбинированных порт­ретов - «фоторобота», «изоробота». Известно, что вос­произведение допрашиваемым наблюдавшихся им при­знаков внешности того или иного человека облегчает­ся, если воспоминание дополняется другой, более прос­той формой воспроизведения - узнаванием. Так, если показать допрашиваемому фотоснимки (или рисунки) с изображением нескольких вариантов одних и тех же черт лица, то допрашиваемый, как правило, безошибочно указывает на тот вариант, который более всего соответ­ствует внешности человека, личность которого выясняет­ся на данном допросе. Эта психологическая закономер­ность в сочетании с методикой «словесного портрета» и лежит в основе метода комбинированных портретов. Для того чтобы по показаниям свидетеля, потерпевшего или обвиняемого создать (смонтировать) портрет виден­ного им лица, допрашиваемому показывают фотоснимки или рисунки, изображающие основные разновидности строения головы, лба, глаз, носа, губ, подбородка, ушной раковины, шеи, плеч и т. д. Допрашиваемый выбирает тот вариант, который больше всего соответствует внеш­ности искомого человека. То же самое делается в отноше­нии его головного убора, очков, галстука и других вещей. Фотоснимки или рисунки различных вариантов этих предметов также предъявляются допрашиваемому. Ког­да отбор соответствующих фотоснимков или рисунков различных частей лица и носильных вещей закончен, производится монтаж этих деталей, чтобы получить сос­тавной (комбинированный) портрет искомого лица. Пос­ле монтажа портрет предъявляют допрашиваемому и в случае необходимости вносят исправления в соответ­ствии с его замечаниями. Окончательно смонтированный портрет размножают и рассылают в соответствующие органы для использования в розыске скрывшегося пре­ступника.

При допросе о признаках внешности того или иного лица методика «словесного портрета» способствует полу­чению более точных и подробных показаний. Обычно допрашиваемые дают поверхностную характеристику внешности человека даже в том случае, если они много раз его видели. При этом чаще всего упоминается лишь рост, общее телосложение, цвет волос, отдельные признаки одежды и некоторые другие «броские приметы». Ис­пользуя методику «словесного портрета», следователь может помочь допрашиваемому более подробно описать признаки внешности, расчленить целостный мысленный образ описываемого, выделить наиболее характерные особенности, уточнить и детализировать отдельные при­меты. Опасны в этих случаях наводящие вопросы. Учиты­вая психологические закономерности восприятия и памя­ти, необходимо путем активизации ассоциативных про­цессов, постановки дополнительных уточняющих вопросов помочь допрашиваемому по возможности под­робно и точно описать признаки внешности. Желательно при этом придерживаться терминологии «словесного портрета». Однако если допрашиваемый незнаком с этой терминологией и употребляет другие наименования при­знаков внешности, их следует сохранить в описании, по­скольку замена этих наименований специальными тер­минами может привести к искажению показаний.

Внешность и портрет преступника

Темперамент и портрет во многом определяют поведение и, следовательно, судьбу человека. Здесь мы рассматриваем внешность мужчин, как основных носителей преступности. Хотя, как считают, наиболее стабильно любые черты характера, в том числе и преступные, концентрируются в женщине, поскольку она является «постоянной» памятью человечества, в то время как мужчина - это «оперативная» память. Никто более чем женщина не сможет замаскировать в себе злое начало, за прекрасной внешностью - холодное сердце, за влажными с поволокой глазами - безжалостность. Артистка-танцовщица Оренбургского театра музкомедии отмывала от крови орудие преступления - туристический топорик, которым ее муж Ионесян, артист того же театра, убивал жертв, в том числе и детей, проникая в квартиры под видом сотрудника Мосгаза. Сознавая свое злое начало, женщины чаще мужчин, являясь потенциальными преступницами, не поддаются зову судьбы и идут по «религиозной линии», становясь прорицательницами, гадалками, целительницами типа бывшей комсомолки и не состоявшейся вещуньи конца света Маши Цвигун из Белого Братства.

Как правило, уголовное прошлое и настоящее ощущается в лице и манере поведения. У пожилых людей былое оставляет на лице отчетливые следы, закрепленные в результате постоянного повторения эмоций. На молодом лице труднее прочитать зло или другие тайные пороки, особенно если личность искушена в искусстве лицемерия. Чем выше развитие, тем более дифференцируются мускулы лица, делая возможным передавать или маскировать настроение и мысли. Если человек на что-то настроен, по-настоящему чем-то озабочен, это отражается на его внешности. Помимо тяжелой нижней челюсти, раздвоенного подбородка и резких лицевых складок, самое большое подавляющее воздействие оказывает взгляд преступника, который, как ничто другое, показывает, с кем пришлось столкнуться. Взгляд соответствует характеру человека, но чаще он сознательно вырабатывается для подавления не только жертв, но и своего окружения.

Уголовник иногда скрывается под личиной изысканного, утонченного и воспитанного человека, окончившего университет, говорящего по-английски, знатока литературы и искусства, коллекционирующего антиквариат. Поэтому общего подхода к описанию портрета преступника не будет, попытаемся дать усредненную информацию, которой можно пользоваться как рекомендательной. Предлагаем некоторые характеристики человека из книги Моро-Кристофа «Мир мошенников». Попробуйте оценить себя и окружающих на соответствие описанным портретам.

По темпераменту люди, как известно, различны.

Холерики обладают желчным темпераментом. Уделом этих людей являются тяжелый труд, большие таланты, глубокие заблуждения, тяжкие преступления. Они стремятся достичь всего силой, насилием, буйством, находятся под влиянием воображения и страстей. У них смелый и дерзкий вид, блестящие глаза, сухощавое лицо, черные волосы, крепкое, но недородное телосложение, сильные мускулы, худощавая фигура. Часто они являются завсегдатаями тюрьмы или, по крайней мере, предрасположены к таким действиям, которые должны их привести туда.

Меланхолики имеют печальное выражение лица, впалые глаза с угрюмым выражением, волосы черные и прямые, стан высокий и худой, длинные конечности. Взгляд беспокойный и робкий. С виду кажутся слабыми, но обладают замечательной силой. Подозрительны, не уверены в себе, ревнивы, завистливы. Воображение удерживает в памяти самые незначительные впечатления; мелочи воспринимаются как происшествия. Это самые опасные мошенники и преступники.

Флегматики отличаются слабым и нежным телосложением, спокойным лицом, прямыми, неопределенного цвета волосами и тусклыми глазами. При этом имеют дородное тело и толстые, хотя и слабые, мускулы, неторопливые движения. Вследствие лени умеренны в пороках, равно как и во всем другом - в добродетели, чувствах, мыслях. Ищут только покой. Преступниками, от которых требуются энергия и динамика, бывают редко и то вынужденно.

Сангвиники еще менее опасны, чем флегматики. Всегда возбуждены, склонны к живым впечатлениям, увлекаются, легко утешаются в горе и пресыщаются страстями. Не способны к сильному напряжению ума, к серьезному размышлению. Тихие, терпеливые, спокойные, послушные. Отличаются небольшим ростом и дородностью, пропорциональным сложением, свежим и веселым лицом, живыми глазами, мягкой и нежной кожей. Как правило, легки и проворны.

По форме головы можно сделать такие выводы о человеке:

Квадратная - энергия, твердость, уверенность;

Круглая - инициатива, быстрота реакции, обходительность;

Овальная - живость ума, гибкость, самостоятельность;

Треугольная - ум, изворотливость, хитрость.

Лицо - это единственная часть тела человека, которая оживляется мыслью. При известном опыте ее можно скрыть. Но даже самые опытные мошенники утомляются от своей игры, и тогда порок кладет печать на лицо, передергивает мускулы, затеняет глаза, красота сменяется безобразием, и обнаруживается плут, вор, убийца.

По чертам лица трудно судить о личности человека, но предварительное впечатление можно составить, уточнив впоследствии, если удастся, путем анализа поведения, вербальных и невербальных характеристик. Верхняя часть лица характеризует мыслительные способности, средняя - душевные, чувственные качества - нижняя, от кончика носа до окончания подбородка - материальные свойства и склонность к порокам и преступлениям. Широкое лицо - большая уверенность в себе; если основная масса лица расположена ниже носа, то человек обладает к тому же большой физической активностью и энергией. Узкое лицо - нерешительность; основная масса лица располагается выше носа - человек обладает большой психической энергией. Его не выведут из себя мелкие и даже крупные неудачи. Заостренный профиль - проницательность. Лицо, расширяющееся от рта к ушам и далее сужающееся - жадность.

Широкий, квадратный, выдающийся вперед углами - творческий человек, мыслитель, мужественный, мудрый;

Выдающийся в середине - лоб аналитика;

Выпуклый у висков - тонкий ум и хитрость;

Прямой, высокий, узкий - неразвитое воображение, тугодум, но твердость характера и последовательность действий;

Скошенный назад - сообразительность, остроумие, практическая направленность.

Волосы :

Шелковистые, мягкие, тонкие - слабый характер, недостаток энергии;

Жесткие, курчавые - твердый характер, серьезный ум, тяжелый нрав;

Прямые, густые - грубый, тупой ум;

Белокурые - чувствительность и нежность;

Каштановые, черные - энергию, страстность, сладострастие;

Красные - раздражительность, вспыльчивость, злость;

Рыжие - чрезвычайную злобность или величайшую доброту;

Густые волосы - силу, твердость, храбрость, жестокость;

Редкие волосы - слабость, нежность, малодушие;

Волосы иного цвета, чем брови, служат признаком притворства.

Брови :

Сближенные между собой, густые и нависающие определяют могучий ум, силу, энергию, твердость;

Разделенные, редкие и гладкие - слабость ума, слабость физической силы, кротость.

Глаза .

Какие только эпитеты не дают глазам: зеркало души, залог верности, кратер ненависти, символ жизненной силы, мягкие, нежные, пронизывающие, жесткие, пустые, невыразительные, стеклянные, холодные, отсутствующие, влюбленные, смеющиеся, плачущие. По существу, все возможные определения человеческих чувств можно приписать глазам. Взгляд может возбуждать, приковывать, выражать боль и ненависть, может «убить».

Форма глаз :

Большие, навыкате - умственная посредственность, хорошая память, открытый характер, надежность, воля, энергия;

Круглые, маленькие - проницательность, хитрость, злость, насмешливость, ненадежность, поверхностность, подверженность влиянию;

Низкое верхнее веко, заходящее на зрачок, - отсутствие аналитических способностей; верхнего века не видно - сильный аналитик.

Расположение глаз:

Широко поставленные - холодность, трезвость, практичность, нерешительность, широта натуры;

Узко поставленные - идеалист, фанатик, стремление к совершенству, требовательность, легкая возбудимость.

Выражение глаз:

Живые, ясные и блестящие - доброта, робость и слабость ума;

Невыразительные, тусклые - малая рассудительность, неспособность к душевным волнениям.

Цвет глаз:

Черные, карие - храбрость и твердость духа;

Голубые - наоборот;

Зеленоватые - горячность, вспыльчивость, смелость, храбрость;

Черные с голубыми белками - злость, жадность (глаза цыгана).

Ресницы густые, веки мало открытые - грубость и глупость; ресницы и веки очень открытые, зрачок четко очерчен - ум оригинальный, причудливый.

Прямой, почти перпендикулярный лицу - мужество, постоянство, настойчивость, самостоятельность;

Орлиный - сила характера, воли, мыслей, любовь к поживе;

Приплюснутый, наклоненный к губе - обжорство и сладострастие;

Тупой и короткий - простой ум, легко поддающийся обману;

Маленький, худой, подвижный - насмешливость;

Ровный, прямой, неподвижный - узость ума, холодность, скептицизм;

Вздернутый - доверчивость, склонность к подчинению.

Правильные очертания - сильный, рассудительный ум;

Сжатый, прямые узкие губы - холодность, практичность, склонность к стяжательству, скупость, любовь к порядку;

Открытый - глупость;

Толстые губы - доброта, откровенность;

Сжатые губы - тщеславие, хитрость, склонность к злости и жестокости;

Укороченные губы - скупость, жадность, алчность;

Приподнятая верхняя губа - доброта или слабость ума;

Отвислая нижняя губа - высокий ум;

Мясистая нижняя губа - страстность (именно поэтому женщины любят подрисовывать ее себе, пытаясь обмануть избыточной сексуальностью);

Опущенные углы губ - дурные качества, пессимизм.

Челюсти, зубы:

Широкие челюсти - сильный, жестокий, склонный к авантюрам;

Длинные зубы - слабость, робость;

Мелкие зубы - хитрость, тонкость ума, мстительность, тяжелый характер;

Выдающиеся зубы - недостаток энергии, острый ум;

Открытая верхняя десна - флегматичность, холодность.

Большие, широкие, толстые - тупоумие, склонность к практическим делам;

Не очень большие - интеллигентность, внутренняя слабость;

Неподвижные - холодность, эгоизм;

Отвислые, подвижные, тонкие - острый ум, храбрость, независимость.

Подбородок :

Круглый с впадиной - доброта;

Мягкий, мясистый, раздвоенный - чувственность;

Широкий, плоский - холодность, эгоизм, драчливость;

Угловатый - умный, ловкий;

Толстый, жирный - тупоумие;

Срезанный назад - слабость нравственных качеств;

Выдающийся вперед, заостренный - смелость, сарказм, упрямство;

Костистый, худой, заостренный - жадность, честолюбие, ум, хитрость.

Ш. Фурье описал 600 нормальных человеческих характеров. В криминале их не меньше. Приведенные портретные характеристики, с одной стороны, дают возможность понять человека, но с другой, зная их, можно замаскировать свою внешность и намерения, натянув фальшивую личину. Существует набор стереотипов, которые вводят человека в заблуждение. Например, полный мужчина представляется нам в большинстве случаев болтливым, добродушным, сговорчивым, доверчивым, эмоциональным, открытым; высокий, худощавый - нервным, честолюбивым, подозрительным, любящим уединение, скрытным; атлет - мужественным, смелым, уверенным в себе, энергичным, дерзким, инициативным. Следует добавить, что такой стереотип часто лишает нас возможности правильно понять человека, особенно если это касается высокого ранга руководителей.

Дополнительные атрибуты стереотипа - одежда, косметика, голос и т. д. Например, военная или милицейская форма обеспечивает полное доверие к человеку. Грабители любят переодеваться так перед налетом. Брачные аферисты соблазняют женщин костюмом моряка, летчика, иногда даже генеральским мундиром. Если же для маскировки надеть костюм священника, что сегодня достаточно широко практикуют мошенники, то легко убедиться, что доверие к святому отцу - абсолютное. Как может замаскировать косметика, известно каждой женщине. Вместо одного человека под грубо намалеванной или умело нанесенной маской можно увидеть совсем другого. Непременный атрибут вора и мошенника - очки. Человек сразу кажется более умным, прилежным, порядочным.

ВЫВОДЫ

1. Распознать человека сложно, практически невозможно. Чудовищный, часто прикрытый рафинированным обаянием эгоизм скрывает намерения преступника. Поэтому приведенные черты могут стать лишь вспомогательным материалом, используя который в криминальной ситуации, жертва может попытаться отыскать душевные струны преступника, на которых можно сыграть.

2. Если это не удается, не сопротивляйтесь, не проявляйте никакого антагонизма, - вы жертва преступника, которому часто необходимо уничтожить вас. Есть небольшой шанс спастись. Попробуйте использовать его.

3. Приведенными портретными характеристиками можно воспользоваться, накладывая их на известных лидеров государства, депутатов и местных деятелей. Большинство их деяний известны, и по ним можно судить о соответствии портретных характеристик и декларируемых официальных заявлений. Это хороший тест для начинающих физиогномистов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

§ 7. Субъект преступления и личность преступника Каждый человек, совершивший преступление, является носителем многих социально значимых качеств. Из них для состава преступления имеют значение только возраст, вменяемость и в отдельных случаях - признаки специального

Глава III. Личность преступника

1. Основные подходы к изучению личности преступника Успешное предупреждение преступлений возможно лишь в случае, если внимание будет сконцентрировано на личности преступника, поскольку именно личность является носителем причин их совершения. Поэтому можно сказать,

2. Основные черты личности преступника Рассмотрим некоторые черты криминологической характеристики личности преступника, прежде всего социально-демографические. Изучение и учет криминологических особенностей личности позволит установить конкретные отличия

4. Формирование личности преступника Процесс формирования личности принято рассматривать как социализацию – как процесс наделения личности общественными свойствами, выбора жизненных путей, установления социальных связей, формирования самосознания и системы

4. Психологический портрет Басаева Психологические портреты (профили) отдельных типов личности могут быть полезны в самых различных сферах социальной практики, в том числе в борьбе с преступностью. Такие портреты позволяют выявить ведущие черты личности определенной

Глава 6. Портрет вора в современном интерьере «Прежде всего не надо быть бедным» Талейран Психологические портреты воров и вороватых деятелей Мы говорили, что в нашем обществе преобладают нищие и воры. Но есть другой подход, который позволяет выделить в сегодняшней

ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО АДВОКАТА И ЕГО СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 1. Профессиональный адвокат мягок в общении с клиентом - основной задачей Защитника является заманить гражданина в свою паутину, заключить с ним договор и в

Статья 118. Умышленное убийство при превышении пределов необходимой обороны или при превышении мер, необходимых для задержания преступника Умышленное убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, а также при превышении мер, необходимых для

Статья 124. Умышленное причинение тяжких телесных повреждений при превышении пределов необходимой обороны или при превышении мер, необходимых для задержания преступника Умышленное причинение тяжких телесных повреждений, совершенное при превышении пределов

Портрет-гипотеза В Ленинградскую лабораторию судебной экспертизы весной 1978 года Антонин Александрович Попов принес письмо председателя Новоржевского райисполкома с просьбой помочь районному народному музею в воссоздании внешности их земляка – декабриста Н. П.

Мы каждый день встречаемся с разными людьми: добрыми, грустными, странными, высокими, тучными, красивыми, веселыми... Каждый человек, с которым происходит какое-то общение, оставляет определенный след в нашей психике. Эти "следы" не обходятся без словесного описания внешности субъекта. В своем уме или в разговоре с подружкой мы всегда опираемся на аспекты описания внешности человека.

Описание внешности человека: цель

Существуют науки, которые занимаются изучением внешности людей, например психология, филология, криминалистика и некоторые другие. С элементами описания внешности сталкиваются и врачи, когда изучают анамнез болезни или психотип больного. Без этого процесса не обойтись в бизнесе, особенно шоу-бизнесе. В модельных агентствах внешность девушки или парня играет ключевую роль, поэтому при заочном знакомстве с желаемой моделью инвестор или директор сначала знакомится со словесным портретом субъекта.

Описание внешности в обыденной жизни расширяет кругозор, способствует формированию вкуса и оценки людей. Помимо этого, собеседник может с легкостью сформировать образ описываемого человека в сознании по определенным прилагательным.

В психологии описание внешности также находится на важном месте. Целые теории личности и ее поведения строятся на внешнем облике индивидуумов. Например, теория Кречмера напрямую связывает темперамент, характер и направленность человека с его телосложением. И не только он отмечал некую взаимосвязь между внешними данными и внутренним настроем людей. С годами наши эмоции и стрессы накладывают отпечаток на внешность в виде морщин, походки, жестикуляции.

В юриспруденции есть огромный раздел, который называется криминалистикой. Эта наука также использует научное описание внешности человека, определяя критерии и правила этого процесса. Здесь описание тоже является важным процессом, так как по внешним данным жертвы и свидетели запоминают преступников. В этой науке внимание уделяется каждому элементу лица, туловища, конечностей человека. Наравне с этим обращают внимание на одежду и другие приметы, когда ищут пропавшего.

Виды описания внешности

Различают много разновидностей теорий и правил, которые позволяют как можно более точно описать человека внешне. Но этот процесс в целом можно разделить на два основных вида:

  • произвольное - которое характеризуется употреблением обычных народных слов, не структурировано, поэтому могут упускаться важные моменты;
  • систематизированное - используется с употреблением научных или специальных терминов, составленное по методу словесного портрета.

Что относится к анатомическим признакам человека?

Описание внешности человека - вот с чем многие люди сталкиваются при общении. Бывают случаи, когда нужно рассказать о том или ином человеке, описывая его внешность. Также с этим могут столкнуться и дети школьного возраста, к примеру если им дали задание написать сочинение: "Описание внешности человека".

К анатомическим признакам человека можно отнести органы и части тела, например, такие как голова, подбородок, лоб, лицо или туловище.

По анатомическим признакам можно определить пол человека, его возраст, рост и телосложение. Также можно определить антропологические черты внешнего вида человека, строение его тела и головы, а ещё элемента лица. Поскольку лицо считается "обложкой", которая характеризует внешность человека, то ему уделяется особое внимание.

Какие характеристики относятся к функциональному описанию?

Описание внешности человека не может происходить без определения его функциональных признаков. Последние проявляются во время жизнедеятельности человека. Они характеризуют двигательные и физиологические функции. Функциональное описание внешности человека отображает особенности проявления его жизнедеятельности. Характеристики, относящиеся к функциональным признакам, включают осанку, жестикуляцию, мимику, походку и речь.

Создавая словесный портрет человека, описание внешности и определение функциональных его признаков, в первую очередь многие обращают внимание на осанку. Ее можно проследить по положению головы - ее отношению к туловищу. Также осанка определяется положением туловища относительно вертикали. Характеризуя ее, можно применить такие прилагательные: сгорбленная, сутулая, свободная, прямая и распущенная. К примеру, руки могут располагаться вдоль туловища, на бедрах, за спиной или в карманах. А голова бывает откинута назад, наклонена вперед либо же склонена на один из боков.

Когда ученик пишет тематическое сочинение: "Описание внешности человека", то он может с помощью прилагательных охарактеризовать походку этого человека. Она бывает, например, медленной, шаркающей, тяжелой, подпрыгивающей, вихляющей, быстрой, семенящей, вразвалочку и с размахиванием руками.

Словесное описание внешности человека по функциональным признакам можно еще долго продолжать, ведь, как говорилось выше, сюда относится и жестикуляция, и мимика, а также речевые функции.

Методы словесного портрета

Словесным портретом называют криминалистический способ описания внешности человека с использованием специальных терминов. Этот способ осуществляется определенной системой с целью уголовной регистрации (например, розыск и отождествление живых людей или трупов).

Методы словесного портрета используют для того, чтобы опознать личность. Это могут делать путем предъявления для опознания, сопоставления внешности с фотопортретом, со словесным портретом, а также сопоставления словесного портрета с фотоизображением.

Произвольное описание внешности

Характеристика человека и описание его внешности могут быть сделаны произвольным образом. Их дают свидетели-очевидцы словами и выражениями, использующимися в обыденной речи. Это могут быть бытовые термины, местные говоры и тому подобное.

Произвольное описание может дать любой человек, который видел происшествие. Причем делает он это с помощью привычных для него слов, не используя научные термины. Такие описания часто помогают криминалистам найти нужного человека.

Систематизация в описании внешности человека

Систематизированным называют описание по методу словесного портрета. Основы систематизации в конце XIX века заложил Альфонс Бертильон. Такое описание помогает единообразно охарактеризовать элементы внешности людей, их приметы и одинаково воспринимать результат описания. Есть также основные принципы описания внешности, за счет которых достигается единообразие. Это такие принципы:

  • о применении стандартизированной терминологии;
  • о соблюдении последовательности в описании;
  • о максимальной полноте;
  • об описании в анфас и в правый профиль;
  • описание, которое осуществляется применительно к стандартному положению головы и состоянию внешности;
  • об описании, при котором выделяются особые приметы.

Какие есть правила в описании внешности?

Существуют также разработанные криминалистами правила описания внешности человека, с помощью которых характеризуют личность методом словесного портрета. Сюда относится полнота описания внешности. Ведь от этого в первую очередь зависит скорость розыска человека, потому что неизвестно, по каким именно признакам его можно будет найти.

Следующее правило - это последовательность описания. Сюда относятся такие общефизические признаки, как пол и возраст. Затем уже происходит анатомическое описание (например, фигура в целом, шея, плечи, грудь, спина, голова, в том числе и лицо).

Затем происходит описание с помощью специальной терминологии. Это нужно для того, чтобы обеспечить единообразное понимание получаемой информации. А вот источники информации делят на субъективные и объективные.

Применение прилагательных в описании человека по картине

На первый взгляд может показаться, что сделать описание внешности человека по картине не так-то уж и сложно. Но это не составит труда, если мы знаем хорошо человека, а если же нет, то придется приложить некоторые усилия. Первое, что нужно, - это хорошо знать прилагательные, с помощью которых можно сделать описание.

Например, смотря на картину, можно описать голову человека, применяя прилагательные, которые говорят о её размере: маленькая, средняя или большая. Охарактеризовать волосы человека по картине можно с помощью таких критериев: обилие, длина, тип, цвет или лобная линия. Волосы могут быть густыми, средними или редкими. Длина - короткие, средней длины или длинные. Тип волос может быть прямым, волнистым и кудрявым. Цвет - светло-русый, русый, темно-русый, черный и рыжий. А лобная линия бывает прямой, дугообразной, волнистой и ломаной.

Глядя на картину, можно любыми прилагательными описать лицо человека в целом, его лоб, брови, глаза, нос, рот, губы, зубы, подбородок, ухо и шею. Так же характеризуют плечи, грудь, спину, руки и ноги.

Характеристики внешности русского человека

Еще одной загадкой для этнопсихологов, физиогномистов, филологов является внешность русского человека. Описание ее не очень легко сделать, потому что это очень расплывчатое понятие. Многие говорят, что у настоящего русского человека должны быть голубые глаза, светлые волосы и плоская высокая фигура. Но если затронуть глубже этот вопрос, то это могут быть светлые или темные карие или голубые глаза, а также все цвета и оттенки зеленого. Волосы - светло- или темно-русые и очень густые, а фигура - стройная, высокая. Нет никакой закономерности в форме носа и губ русского человека. Они могут быть абсолютно разными. А вот кожа у русских зачастую светлая и матовая.

Соотношение характеристики человека и описания его внешности

Еще несколько веков назад некоторые ученые заметили соответствие внешнего вида и некоторых черт характера, характеристик личности. Человек полный характеризуется пристрастиями (например, к еде), то есть у него слабая сила воли. Такие люди ориентируются на мнение окружающих, приветливы и любят общение.

Люди, обладающие визуально большой головой и плечами, любят риск, склонны к деятельности физической, но не отличаются милосердием и состраданием.

Худощавые люди с высоким лбом и узкой грудной клеткой характеризуются как чувствительные, любящие уединение, тихие, скрытные, неактивные в общении.

Существуют теории, которые связывают цвет лица, его несимметричность, импульсивность с образом жизни, который ведет человек. Описание внешности в этом случае будет опираться на внешние характеристики и характеристики деятельности человека.

Кроме этого, существует обратная сторона этого процесса. Нужно обратить внимание, кто делает описание внешности человека. Пример: личность, склонная все контролировать, будет описывать сначала лидерские черты человека и его поведение в этом ключе. Субъекты, стремящиеся постоянно обогащаться, будут обращать внимание на стоимость часов, косметики на лице и одежду и так далее.

Описание внешности человека в криминалистике может осуществляться произвольно или по специальной методике с использованием специальных терминов. Произвольное описание - это описание, даваемое свидетелем-очевидцем в словах и выражениях, используемых в обыденной речи.

Систематизированное описание - это описание по методу словесного портрета. Основы такого описания были заложены в конце XIX в. Альфонсом Бертильоном. Это описание позволяет единообразно характеризовать элементы внешности, одинаковые приметы и одинаково воспринимать данные описания. Единообразие достигается за счет основных принципов описания внешности:

  • o применение специальной (стандартизированной) терминологии в описании. Соблюдение этого принципа устраняет разночтения описанных признаков, обеспечивает их единообразное понимание, исключает неясность и предотвращает ошибки;
  • o соблюдение последовательности в описании. Описание осуществляется от общего к частному, сверху вниз. Вначале характеризуется фигура в целом, затем описываются отдельные области тела (голова, туловище, конечности, наиболее существенные признаки анатомических элементов головы, лица) и, наконец, функциональные признаки и особые приметы;
  • o максимальная полнота описания. По возможности описываются все признаки, совокупность которых позволяет выделить определенного человека из числа других людей;
  • o описание производится в анфас и в правый профиль (в необходимых случаях в рост и с других сторон). Особые приметы описываются как на правой, так и на левой сторонах лица;
  • o описание осуществляется применительно к нормальному (стандартному) положению головы и состоянию внешности;
  • o при описании выделяются особые приметы. Криминалистическое описание внешнего облика человека

по методу словесного портрета охватывает описание анатомических, функциональных и сопутствующих признаков. Описываются пол, возраст, национальность, фигура в целом и голова. Наиболее информативное значение имеет описание головы.

Голова в целом: размер (малый, средний, большой), форма теменной части (плоская, куполообразная, яйцевидная), положение затылка относительно вертикали (скошенный, вертикальный, выступающий).

Волосы: обилие (густые, средние, редкие), длина волос (короткие, средней длины, длинные), по типу (прямые, волнистые, курчавые), цвет волос (светло-русый, русый, темно-русый, черный, рыжий), лобная линия (прямая, дугообразная, волнистая, ломаная).

Лицо в целом: пропорции (узкое, средней ширины, широкое), контур в анфас (овальный, круглый, прямоугольный, квадратный, треугольный, трапециевидный), контур в профиль (выпуклый, прямой, вогнутый), степень полноты (худое, средней полноты, полное), цвет кожи (белый, смуглый, розовый), особенности (наличие морщин, их выраженность, глубина, наличие бороды, усов, веснушек и т.п.).

Лоб: но размеру (узкий, широкий, средний), контур (прямой, выпуклый, волнистый), особенности (сильно развитые лобные бугры, надбровные дуги, очень скошенный, очень выпуклый).

Брови: размер (короткие, средней длины, длинные; узкие, средней ширины, широкие), обилие, т.е. густота (густые, редкие), контур (прямой, дугообразный, волнистый, ломаный), положение относительно горизонтали и взаиморасположение (скошенные внутрь, скошенные наружу, сближенные, раздвинутые), особенности (сросшиеся, кустистые и т.п.).

Глаза: размер открытых глазных щелей (мелкий, средний, большой), контур открытых глазных щелей (щелевидный, овальный, круглый, треугольный), положение глазных яблок в глазницах (выпуклые, средней выпуклости, впалые), взаиморасположение глаз (сближенные, раздвинутые), цвет радужной оболочки (темно-карий, карий, светло-карий, зеленоватый, светло-голубой, голубой, серый), положение верхнего неподвижного века (нависает, нависания нет), положение верхнего подвижного века (открытое, закрытое), длина ресниц (короткие, средние, длинные), форма ресниц (прямая, загнутая), густота ресниц (густые, средней густоты, редкие), особенности (очень выпуклые глаза, очень сближенные и т.п.).

Нос: размер в целом от верхней носовой точки до подносовой точки и с шириной в области крыльев (узкий, средней ширины, широкий, короткий, средней длины, длинный), контур спинки (вогнутый, прямой, выпуклый, волнистый), форма кончика (острая, закругленная, тупая), положение основания относительно горизонтали (приподнятое, горизонтальное, опушенное), размер выреза ноздрей (малый, средний, большой), контур выреза ноздрей (треугольный, круглый, овальный, щелевидный), особенности (раздвоенный кончик, закрытые ноздри, искривленная спинка и т.п.).

Рот: размер (малый, средний, большой), линия смыкания губ (прямая, волнистая, ломаная), положение углов относительно горизонтали (опущенные, горизонтальные, приподнятые), особенности (линия смыкания скошенная, рот очень маленький или большой и т.п.).

Губы: высота верхней губы (низкая, средняя, высокая), по ширине красной каймы (тонкие, средней толщины, толстые), по контуру красной каймы (дугообразные, волнистые, ломаные), по выступанию (выступание верхней губы, выступание нижней губы, общее выступание или вытянутость губ), по цвету (яркие, бледные), особенности (очень короткая верхняя губа, раздвоение верхней или нижней губы).

Зубы: размер (мелкий, среднего размера, крупный), по расстоянию между зубами (редкие, частые), взаиморасположение верхних и нижних зубов (выступание нижних зубов или верхних зубов), особенности (отсутствие зубов, почернение и пожелтение зубов, наличие и вид протезов и т.п.).

Подбородок: размер (низкий, средней высоты, высокий, узкий, средней ширины, широкий), контур нижнего очертания (закругленный, прямоугольный, треугольный), форма (выпуклая, прямоугольная, треугольная), по положению относительно вертикали (скошенный, вертикальный, выступающий), особенности (очень скошенный или выступающий, с поперечной бороздой или ямкой, раздвоенный и т.н.).

Ухо: размер ушной раковины в целом (малый, средний, большой), контур (круглый, овальный, прямоугольный, треугольный), оттопыренность (общая оттопыренность, верхняя оттопыренность, общее прилежание), форма поверхности завитка (выпуклая, плоская), размер мочки (малый, средний, большой), контур мочки (круглый, овальный, прямоугольный, треугольный), форма поверхности мочки (плоская, выпуклая, пересеченная), особенности (очень малое или большое ухо, очень большая его оттопыренность).

Шея: по размеру (короткая, средней длины, длинная, тонкая, средней толщины, толстая), особенности (выраженность хрящей и гортани - кадык; наличие, расположение и степень выраженности морщин и т.п.).

Плечи: по размеру (узкие, средней ширины, широкие), положение относительно горизонтали (опущенное, горизонтальное приподнятое), особенности (очень узкие или широкие, одно выше другого и т.п.).

Грудь: по размеру (узкая, средней ширины, широкая), форма (вогнутая, выпуклая), положение (впалое, выступающее), особенности ("птичья грудь", горб и т.п.).

Спина: по размеру (узкая, средней ширины, широкая), контур (вогнутый, прямой, выпуклый), особенности (сильно выступают лопатки, горб и т.п.).

Руки: размер в целом (короткие, средней длины, длинные; тонкие, средней толщины, толстые), кисть руки (длинная, короткая; узкая, широкая), пальцы (длинные, средней длины, короткие), форма и размер ногтей (длинные, средней длины, короткие; узкие, средней ширины, широкие), форма поверхности ногтей (выпуклая, плоская, ребристая), длина ногтей (длинные, короткие), особенности (наличие мозолей, отсутствие пальцев или суставов, обильное оволосение внешней части кисти и т.п.).

Ноги: по размеру в целом (длинные, средней длины, короткие; тонкие, средней толщины, толстые), по форме (прямые, "о"-образные, "х"-образные), величина стопы (длинная, средней длины, короткая; узкая, средней ширины, широкая), особенности (утолщение суставов, срастание пальцев, отсутствие ноги, стопы, пальцев и т.п.).

Самым распространенным и доступным методом фиксации признаков внешности человека является составление его словесного описания, которое может закрепляться как письменно, так и с помощью звукозаписи. Описание, составляемое в целях идентификации человека по признакам его внешнего облика и установления личности, принято именовать криминалистическим.

Криминалистическое описание внешнего облика человека составляется при его непосредственном наблюдении в ходе оперативно-розыскных мероприятий (в основном в регистрационных целях, а также для фиксации признаков внешности наблюдаемого человека); проведения следственных действий (опознания, освидетельствования, осмотра); опосредованного изучения в процессе оперативно-розыскной деятельности (при фиксации данных о внешности скрывшегося преступника, пропавшего без вести лица со слов, т. е. по памяти людей, знавших или видевших разыскиваемого); производства судебной портретной экспертизы.

Таким образом, описание может осуществляться при непосредственном наблюдении человека (с натуры), а также со слов очевидца. При этом очевидец воспроизводит в словесной форме свое представление об этом человеке, т. е. по памяти. Описание может выполняться при изучении внешности человека, запечатленного на фотоснимке, видеокадре, субъективном портрете. Описание может также составляться при изучении признаков внешности умершего, погибшего человека по его посмертной маске, графической или пластической реконструкции лица по черепу.

Достоверность отображения признаков внешности, фиксируемых с помощью описания, больше тогда, когда оно выполняется с натуры, т. е. носит непосредственный характер. Менее достоверным считается описание опосредствованное, составляемое со слов лица, наблюдавшего описываемого человека.

В то же время имеет значение такое обстоятельство, как владение методикой составления криминалистического описания. Если субъект составления описания не владеет такой методикой, его описание как средство фиксации внешнего облика человека не будет отличаться полнотой и достоверностью. В свою очередь, владение методикой позволяет субъекту составления описания зафиксировать достаточно полно и достоверно признаки внешности описываемого лица.

При оценке качества информации, зафиксированной в виде описания, необходимо учитывать факторы, под воздействием которых оно формируется и создается: закономерности человеческого восприятия, сложность процесса воспроизведения зрительных впечатлений в словесной форме, вид описания, первичность или повторность описания, место составления описания, его временной период и происхождение.

На содержание информации, зафиксированной в виде описания, оказывают воздействие: закономерности процесса человеческого восприятия, сохранения сформировавшегося представления; время, прошедшее с момента восприятия до воспроизведения его результатов; сложность процесса воспроизведения зрительных впечатлений в словесной форме; многократность форм преобразования первоначальных представлений, возможность утраты части впечатлений и видоизменения сохранившихся.

Специфика словесного оформления воспринимаемой информации заключается в том, что этот процесс сопровождается ее обобщением. Обозначение элементов зрительного образа с помощью слов - процедура весьма сложная, несмотря на внешнюю простоту. Так, затруднение вызывает даже описание собственного внешнего облика, внешности близких родственников и друзей.

Затруднение происходит из-за того, что индивидуальность внешности человека трудно передать обычными словами за исключением, конечно, особых примет. Чаще всего признаки внешности характеризуются как обычные, «нормальные», хотя таковыми могут и не являться.

Кроме того, сложность состоит в однозначном обозначении признаков. Внешность в описаниях зачастую характеризуется обобщающими терминами, имеющими одинаковое значение у разных людей, зависящее от многих индивидуальных характеристик составителей описания.

На качество описания оказывает влияние его вид - устный рассказ или письменное изложение. Описание, составленное письменно, может отличаться по своему содержанию от устного описания. Объясняется это тем, что, во-первых, письменное изложение устного рассказа требует определенных навыков; во-вторых, стилистическое оформление описания может повлиять на его точность, полноту, детализацию, привести к неосознанному восполнению пробелов в восприятии и запоминании информации; в-третьих, письменное описание может быть короче устного, в нем могут отсутствовать существенные детали, которые, на взгляд субъекта описания, не представляют интереса.

Для качества описания имеет значение и то, каким оно является - первичным или повторным. Несмотря на сохранение основы описания, неоднократное, повторное его составление приводит к обеднению содержания описания, привнесению в него элементов обобщения, заполнению пробелов домыслом. Поэтому целесообразно использовать именно первоначальное описание, уточняя его в процессе дальнейшего собирания информации о внешнем облике человека.

Под местом составления описания понимается этнографически обособленная территория, на которой проживает и работает составитель описания. В зависимости от этого у субъекта описания непроизвольно вырабатывается представление о норме признака внешности для окружающего его населения. Эта норма зависит от антропологического состава населения данного ареала. Поэтому наблюдается определенная взаимосвязь индивидуального представления о норме признаков внешности с объективной нормой, характерной для данной этнической, антропологической группы населения.

Время составления описания, период, прошедший с момента составления до использования описания, необходимо знать, чтобы учесть их при анализе изменений, которые могут произойти при значительной протяженности этого периода.

Происхождение описания, обстоятельства, при которых оно возникло, - важные факторы, анализ которых необходим для определения степени достоверности отображения при описании внешности человека.

Описание может возникнуть в процессе специально проводимых в этих целях мероприятий, появиться в результате обстоятельств, не предназначенных для его составления. В первом случае субъект описания имеет возможность систематично и без затруднений наблюдать человека и составлять его описание (например, регистрация человека по признакам его внешности). Во втором случае описание обычно составляется спустя некоторое время после наблюдения, причем не самим очевидцем, а другим лицом, чаще всего сотрудником органа внутренних дел.

На достоверность описания, составленного очевидцем или с его слов, существенно влияют условия наблюдения объекта. Кратковременность наблюдения и иные затрудняющие условия снижают уровень соответствия описания действительности. Описания очевидцев или основанные на них сведения не всегда точны, достоверность данных в ряде случаев не может быть проверена, тем более что такого рода описания составляются по памяти.

Описание, составленное по регистрационным материалам, более достоверно, так как основано на признаках, специально изучавшихся для их закрепления в процессе регистрации. Кроме того, такие описания должны быть достоверны, т. е. точно отражать установленные признаки внешности, поскольку составляются оперативными работниками на основе личных наблюдений или проверенных сообщений иных лиц, и не должны включать данные о предположительно установленных признаках.

При работе с описанием как средством фиксации признаков внешности человека необходимо оценивать его качество, которое зависит от его полноты и определенности.

Полнота описания определяется количеством приведенных в нем признаков. Достаточно полным считается описание, содержащее данные обо всех основных элементах внешности. Как правило, перечень признаков этих элементов приведен в соответствующих инструктивных материалах, картах - носителях информации (например, карта на лицо, пропавшее без вести).

Определенность описания оценивается с позиций его однозначного или многозначного понимания. Однозначное описание четко определяет вариант признака, многозначное - допускает несколько вариантов. Обычно сведения с малой степенью определенности встречаются в описаниях признаков внешности неизвестных лиц. Анализ степени определенности описания производится с учетом сведений о личности субъекта описания и использованной формы описания. Определенность описания тем меньше, чем ниже квалификация его составителя, хуже условия восприятия внешнего облика. В упорядоченном описании степень определенности может быть проанализирована, произвольное описание допускает слова и выражения, которые сами по себе не являются вполне определенными.

При оценке достоверности отображения признаков внешности человека в описаниях следует учитывать и форму описания. Она может быть произвольной и систематизированной, или упорядоченной.

Произвольное описание передает все особенности рассказа о внешнем облике человека и наиболее часто возникает в ходе опросов, допросов свидетелей, потерпевших. Оно также может приводиться в документах, составляемых в ходе оперативно-розыскных мероприятий. В таком описании могут содержаться характерные признаки описываемого человека. Оно отличается использованием бытовой терминологии, как говорят, просторечия. Иногда в описаниях встречаются слова и выражения, свойственные определенной, порой узкой группе людей - местные говоры. Характеристики, содержащиеся в произвольном описании, могут быть и меткими, и крайне неточными, поэтому по произвольному описанию трудно выявить степень близости избранных слов к описываемым характеристикам, поскольку смысл, который вкладывают в слово автор описания и анализирующее его лицо, может оказаться неодинаковым.

Поскольку описание должно использоваться в качестве источника криминалистической информации, его приходится преобразовывать в упорядоченное, т. е. составляемое по определенным правилам и с использованием единой терминологии 1 .

Упорядоченное описание производится по следующим правилам.

  • 1. Определение признаков внешности осуществляется применительно к нормальному положению головы и тела стоящего человека.
  • 2. Описание составляется последовательно - сначала характеризуется элемент внешности в целом, а затем - его части.
  • 3. Описание элементов внешности составляется в определенном порядке - по принципу сверху вниз.
  • 4. Элементы внешности характеризуются как в фас, так и в профиль.
  • 5. При описании элементов внешности указывают их признаки: форму (контур), величину, положение, цвет, выраженность, а также симметрию.
  • 6. Во внешнем облике человека выделяют и описывают особенности, т. е. признаки, которые резко отличаются от нормы, и особые приметы (шрамы, родимые пятна, отклонения от нормального развития организма и т. п.).

Для перевода произвольного описания в упорядоченное используются специальные справочные пособия, в которых распространенные слова и выражения, часто встречающиеся в произвольных описаниях, соотнесены с их наиболее вероятными значениями в терминах криминалистического описания внешности человека 1 .

Криминалистическое описание как метод фиксации признаков внешности человека осуществляется при проведении оперативно-розыскных мероприятий, ведении уголовной регистрации, осуществлении следственных действий, выполнении судебной портретной экспертизы.

При проведении оперативно-розыскных мероприятий данное описание используется для фиксации внешнего облика лиц, представляющих оперативный интерес.

Необходимо особо отмечать признаки, формирующие наглядность элементов внешности и позволяющие быстро выделять описываемого человека среди большой группы людей. К таким признакам относятся, во-первых, те, которые заметны издали, меньше других зависят от условий наблюдения (они могут быть названы ориентирующими признаками), во-вторых, наиболее характерные для внешности данного человека (они могут быть названы доминирующими признаками).

Поскольку во внешнем облике почти каждого человека преобладают признаки среднего значения, следует: обращать внимание на пропорции лица и его элементов; фиксировать соотношение лобной, носовой, ротовой частей, положение элементов относительно горизонтали, вертикали и друг друга, выявлять асимметрию, обычно в той или иной степени присущую всем людям.

Оперативный сотрудник, составляя описание лица, которое он непосредственно наблюдал, должен учитывать вышеперечисленные правила подготовки упорядоченного описания.

При составлении криминалистического описания внешности человека в регистрационных целях обязательно отражают все признаки, указанные на бланке соответствующего документа. При затруднении в определении признака следует указывать все возможные его вари-

анты во избежание утраты информации. В случаях розыска без вести пропавшего человека признаки одежды, обуви и мелких носимых вещей выясняют и описывают сразу же при поступлении заявления об исчезновении человека, так как со временем заявитель не сможет их назвать с требуемой полнотой и точностью.

При описании одежды указывается ее вид, название, фасон, материал, из которого она изготовлена, его цвет. Подлежат описанию марки и клейма предприятий-изготовителей, признаки ношения, ремонта. Описываются местонахождение, размер и форма крупных дефектов. Если сохранились остатки материала, из которого пропавший без вести шил себе пальто, костюм или другую одежду, то прилагают образцы этих тканей.

При подготовке предъявления для опознания большое значение имеет описание признаков внешности, зафиксированное в протоколе предварительного допроса. По этому описанию определяют, какими внешними признаками должны обладать лица, предъявляемые очевидцу. Уголовно-процессуальный закон требует, чтобы эти лица были сходными по внешним признакам, т. е. не имели резких различий по телосложению, возрасту, росту, форме и цвету лица, волос, глаз, прическе, особым приметам. Результаты опознания не могут быть признаны обоснованными, если опознающий указал такие признаки и приметы, которые вследствие своей неопределенности недостаточны для установления личности. В протоколе предъявления для опознания особенно точно должны быть указаны признаки и приметы, по которым опознающий узнал человека, предъявленного для опознания. Недопустимы формулировки «Опознаю по чертам лица, строению носа, рта» и т. п. Требуется выделять и указывать такие значения признаков, которые отличаются от так называемых средних и в своей совокупности индивидуализируют опознаваемого.

Таким образом, описание признаков внешности в протоколе опознания должно включать не их перечисление (например, величина носа, контур губ, подбородка и т. п.), а указание, по каким именно признакам человек опознан (например, по большому носу, дугообразному контуру каймы верхней губы, широкому, выступающему подбородку и т. д.).

В протоколе предъявления для опознания показания опознающего по возможности излагаются дословно, т. е. приводятся выражения, использованные свидетелем, потерпевшим.

Описание признаков внешности производится и при освидетельствовании, в ходе которого могут быть обнаружены различные особые приметы, повреждения, шрамы, татуировки, дефекты телосложения, родимые пятна. В этом случае не составляется полное описание внешнего облика освидетельствованного, а приводится точное наименование выявленных признаков с указанием их местоположения на теле.

Одним из специфичных следственных действий, в ходе которого осуществляется описание признаков внешности по непосредственному наблюдению, является осмотр трупа. При осмотре трупа с участием специалиста особое внимание обращается на наличие повреждений и следов насилия, которые могут стать доказательственным материалом при установлении причины смерти. Обычно описание признаков внешности производится по сокращенной программе. Однако необходимость последующего установления личности умершего (погибшего), невозможность повторного осмотра, недостатки фотографирования требуют подробного фиксирования признаков внешности в полном объеме и по правилам криминалистического описания. В описании нужно отразить совокупность признаков, индивидуализирующих умершего (погибшего).

Определенную специфику имеет описание признаков внешности при проведении судебной портретной экспертизы. Описание признаков внешности должно быть настолько подробным, насколько это позволяют сделать представленные на исследование изображения. При экспертной портретной идентификации используются не все элементы и признаки внешности, а лишь те, которые получили достоверное отображение на портретах.

При экспертной портретной идентификации описание внешности начинается с комплексных элементов и признаков.

Первоначально указываются пол, возраст (возрастной период изображенного человека), антропологический тип (принадлежность к одной из основных рас), тип телосложения.

В ходе предварительного исследования изображений также выполняются описания и признаков сопутствующих элементов внешности - одежды, носимых вещей, украшений.

В описании одежды указываются ее вид (мужская, женская, детская) и фасон, который характеризуется с учетом ее назначения, покроя (сезонная, профессиональная, униформа, специальная). Головной убор характеризуется отдельно, при этом указываются его вид (фуражка, берет и т. д.) и цвет.

Составляя описание одежды, нужно отмечать расположение бортов, застежек, фирменных знаков. Это необходимо для решения вопроса о возможности зеркального изображения объекта.

После составления описания признаков комплексных и сопутствующих элементов внешности переходят к описанию признаков анатомических элементов, прежде всего признаков головы как наиболее важных для портретной идентификации.

Голова и лицо человека изучаются в целом. Также исследуются их отдельные части и элементы. Голова в целом характеризуется по от-

носительной величине и особенностям строения. Описание лица в целом проводится по контуру в фас, пропорциям и относительным размерам его частей.

После этого составляется описание волосяного покрова на голове и лице (усы, борода, бакенбарды). Затем дается описание лба, бровей, области глаз, скул, носа, рта, кожной и слизистой частей губ, подбородка, ушных раковин, шеи, отмечаются признаки кожного покрова лица (наличие, расположение, выраженность моршин, складок и т. п.).

Описание признаков элементов внешности производится на всех стадиях проведения портретной экспертизы. Но это описание имеет свои особенности с учетом специфики каждой стадии.

Так, на стадии предварительного исследования описание ограничивается только признаками комплексных и сопутствующих элементов, поскольку основная задача данного этапа заключается в предварительном сопоставлении изображенных на портрете лиц.

В процессе раздельного исследования изучаются и описываются анатомические элементы внешности по методу словесного портрета. Сначала признаки определяются так, как они выглядят на портрете. Затем с учетом факторов, влияющих на их отображение, устанавливается выраженность признаков в нормальных условиях. Таковыми принято считать условия сигналетической фотосъемки.

На стадии сравнительного исследования в описании фиксируются результаты сопоставления выявленных в ходе раздельного исследования признаков внешности, причем такое описание ограничивается лишь сопоставимыми признаками. При перечислении совпадений и различий их называют и объясняют, в чем, в каких градациях заключается совпадение и различие признаков.

На заключительной стадии должны быть подробно описаны различающиеся признаки. Подробное описание совпадающих признаков необязательно, так как они должны быть объективно и точно представлены в иллюстративной части заключения эксперта.