Муниципальное образовательное учреждение «Мухтоловская средняя общеобразовательная

школа № 2»

Конспект урока русского языка

в 7 классе

«C тепи, как вы хороши!»

Р.р.Анализ отрывка из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Учитель: Кутайсова Надежда Ивановна

План урока.

    Оргмомент.(1 мин.)

    Сообщение задач урока. (1мин.)

    Вступительное слово учителя.(1 мин.)

    Сообщения учащихся.(6 мин.)

    Чтение отрывка их повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».(3 мин.)

    Беседа по вопросам (с индивидуальным заданием).(23 мин.)

    Словарная работа. (3 мин.)

    Заключительное слово учителя. (1 мин.)

    Домашнее задание. (1 мин.)

Цель

Задачи:

Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, репродукция «Козаки в степи» художника Е.Кибрика, толковые словари под редакцией С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой;

эпиграфы «Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их». В.Г.Белинский.

«Гоголь к русскому ржаному хлебу подмешивал украинской соли и даже перцу». А.В.Чичерин.

Предварительная работа: два ученика готовят сообщения из энциклопедического словаря юного филолога «Гоголь Н.В. Язык его произведений».

Учащиеся готовят для выразительного чтения отрывок из повести Н.В.Гоголя «Описание степи».

Три ученика готовят сообщения: описание степи днём, вечером, ночью.

Вид урока: урок развития речи.

Ход урока

I . Оргмомент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Отсутствующие в классе…

II . Сообщение задач урока.

Ребята, сегодня на уроке мы будем работать с отрывком из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Это произведение хорошо вам знакомо. Для анализа нам понадобится отрывок из II главы, в котором даётся описание степи. Мы с вами будем наблюдать за использованием изобразительно-выразительных средств языка в повести; правильно определять значение эпитета, метафоры, сравнения, олицетворения; познакомимся с языком Гоголя в других произведениях; будем стараться увидеть красоту и необычность гоголевского языка в повести «Тарас Бульба».

III . Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы ещё раз обратимся к творчеству Н.В.Гоголя, одного из великих русских писателей. На протяжении ряда уроков мы знакомились с его произведениями, анализировали их, пытались распознать особенности этого мастера слова. Каким же образом писатель заставил нас, читателей, увидеть красоту майской ночи, почувствовать прелесть ночи перед Рождеством, от души смеяться над Чёртом и Солохой, плакать во время казни Остапа и Тараса? Конечно же, ребята, он это делает с помощью своеобразного, яркого, образного богатого языка. Давайте послушаем сообщения учеников, которые так и называются «Язык произведений Н.В.Гоголя».

IV .Сообщения учащихся.

1.О первой прозаической книге Н.В.Гоголя - «Вечера на хуторе близ Диканьки» - А.С.Пушкин писал: «Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность!..» Легко заметить, что этот отзыв относился не только к содержанию нового произведения, но и к его языку. Впрочем, одно неразрывно связано с другим. Книга, со страниц которой во всю ширь вставал мир украинской народной жизни, с её героическими преданиями и современными заботами, хитроумными проделками парубков и кознями нечистой силы, - это книга блистала яркими свежими красками, поражала оригинальностью и выразительностью языка.

В ней соединены различные, порой противоположные стили: с одной стороны, стиль речи поэтической, прочувствованной, достигающей патетических высот; с другой – бытового просторечия, подчас даже бранных слов и вульгаризмов: «А шельмовский сатана! Чтоб ты подавился гнилою дынею! Чтобы ещё маленьким издохнул, собачий сын!»

Украинская лексика, фразеология, сам склад украинской речи оказывали влияние на язык его ранних произведений, выполняя определённые художественные функции. Украинизмы повышали поэтичность любовных объяснений, усиливали бытовую характерность жанровых сцен, наконец, обостряли комизм иных сатирических описаний. Гоголь, по выражению современного исследователя А.В.Чичерина, «к русскому ржаному хлебу подмешивал украинской соли и даже перцу».

На протяжении двух десятилетий творческой деятельности Н.В.Гоголя язык его, естественно, развивался, однако искусное объединение противоположных стилей оставалось движущей силой его новаторства.

В последующих произведениях Гоголя – в повестях «Миргород», «Петербургских повестях», «Ревизоре» и т.д. – роль «обыкновенного наречия» ещё более возросла. И это понятно: от «живого описания племени поющего и пляшущего», как определил А.С.Пушкин содержание «Вечеров…», Гоголь обратился к повседневному и неприглядному существованию обывателей – к мелким обидам и к смертельным ссорам, всевластию чина и денег, к зависти и к каверзничеству, к пустому времяпрепровождению, словом, ко «всей страшной, потрясающей тине мелочей», «опутавших нашу жизнь». И широким потоком хлынули в произведения Гоголя канцелярский стиль, смешанный с разговорно-бытовым языком, элементы разных жаргонов (шулерского, охотничьего и военного).

2.Параллельно Гоголь ведёт беспощадную борьбу с языком салонным, чопорным: «дамы города N … отличались… необыкновенною осторожностью и приличием в словах и выражениях. Никогда не говорили они: «Я высморкалась, я вспотела, я плюнула», а говорили: я облегчила себе нос, я обошлась посредством платка»… Жеманно-иносказательное слово отвергается ради слова прямого и резкого. Однако сохраняется поэтический, взволнованный, порою пафосный гоголевский слог, который по-прежнему то перебивал, то обрамлял стиль «обыкновенного наречия», остро контрастируя с ним и передавая самим этим контрастом непримиримое противоречие сущего и должного, мечты и действительности, мучительную тоску художника по идеалу.

Гоголевский стиль оказал мощное влияние на литературу и речевое общение, о чём точно и полно сказал В.В.Стасов: « С Гоголя водворился на России совершенно новый язык; он нам безгранично нравился своей простотой, силой, меткостью. Поразительной бойкостью и близостью к натуре. Все гоголевские обороты, выражения быстро вошли во всеобщее употребление. Даже любимые гоголевские восклицания: «Чёрт возьми», «К чёрту», «Чёрт вас знает» и множество других – вдруг сделались в таком ходу, в каком никогда до тех пор не бывали. Вся молодёжь пошла говорить гоголевским языком». Сила гоголевского слова заключалась не только в его безбоязненном, ещё небывалом погружении в повседневную прозу, но и в том, что оно, это слово, со всей яркостью сохраняло печать духовности и стремления к идеалу.

Учитель. Сделаем вывод: в произведениях Гоголя причудливо совмещаются различные, иногда противоположные стили изложения: с одной стороны, поэтическая речь, достигающая порой необыкновенной высоты, с другой – бытовое просторечие. На язык произведений писателя оказывали влияние украинская лексика и фразеология, сам склад украинской речи. Прочитаем слова А.В.Чичерина, они очень точно характеризуют стиль Н.В.Гоголя. На протяжении двух десятилетий творческой деятельности язык произведений писателя, естественно, развивался, однако искусное использование указанных выше речевых стихий оставалось движущей силой его творчества. В каждом произведении писателя встречается пейзаж. Вспомним, какие описания природы встречались нам в повести «Тарас Бульба». (Описание степи, картина Днепра, июльской ночи…).

Давайте прочитаем выразительно описание степи в конце 2-й главы повести и подумаем, зачем автор вводит это описание в повесть.

V .Чтение отрывка из повести «Тарас Бульба»

(Описание степи).

Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, всё то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Чёрного моря, было зелёною, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. Вся поверхность земли представлялася зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; жёлтый дрок выскакивал вверх своей пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог знает в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною чёрною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!..

Вечером вся степь совершенно переменялась. Всё пёстрое пространство её охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нём, и она становилась тёмно-зелёною; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовоньем. По небу, изголуба-тёмному, как будто исполинскую кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками лёгкие прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы. И чуть дотрагивался до щёк. Вся музыка, наполнявшая день, утихала и сменялась другою. Пёстрые овражки выползали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединённого озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе. Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали и ставили на него котёл, в котором варили себе Кулиш; пар отделялся и косвенно дымился на воздухе. Поужинав, козаки ложились спать, пустивши по траве спутанных коней своих. Они раскидывались на свитках. На них прямо глядели ночные звёзды. Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист, краканье; всё это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем ночном воздухе и убаюкивало дремлющий слух. Если же кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и тёмная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летели по тёмному небу.

VI . Беседа по вопросам.

1. С каких слов начинается описание степного пейзажа? Что хотел сказать этим автор? («Степь, чем далее, тем становилась прекраснее»; «Ничто в природе не могло быть лучше их», автор хотел передать своё восхищение степью, свою любовь и преданность украинской природе).

2.Зачем автор ввёл это описание в повесть? (Чтобы показать прелесть украинской природы, как она влияет на настроение героев, грусть козаков пропала при встрече со степью, сравнить степь с образами козаков, они такие же вольные, разные и непредсказуемые, как и природа, козаки близки к природе).

2. Как Гоголь описывает степь? (Степь всегда разная, она наполнена звуками, красками, которые постоянно меняются, при этом никогда не повторяются, в природе много красивого, на первый взгляд незаметного, но важного).

3. На что Гоголь обращает внимание, рассказывая о ней? (Обращает внимание на запахи, краски, звуки – всё это он конкретизирует, подробно описывает).

4. Как помогает увидеть богатство её красок, почувствовать аромат её цветов, её красоту? (С помощью изобразительно-выразительных средств: эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений).

5.Рисуя степь, Гоголь стремится показать богатство красок; слова какой части речи помогают ему это сделать? (Прилагательные).

6. Прочитайте «кусочек» текста без прилагательных. Что изменилось? (Текст потерял красоту, образность, некоторую точность).

7. Как называются яркие, красочные, образные определения? (Эпитеты).

Найдите их в тексте. (Пёстрое пространство, изголуба-тёмное небо, исполинская кисть, розовое золото, лёгкие и прозрачные облака, свежий обольстительный ветерок, пёстрые овражки, серебряно-розовый цвет, бесконечная, вольная, прекрасная степь, уединённое озеро).

8. Что подчёркивает Гоголь, говоря о степи, словами «зелено-золотой океан»? (Этим подчёркивается пространственная мощь, красота, успокаивающий тон степи.)

9. Что такое метафора? (Переносное значение слова, когда одно явление или редмет уподобляется другому).

10. Что передаёт автор метафорой «брызнули миллионы разных цветов»? (Неожиданность, вызванную появлением такого обилия и разнообразия цветов: голубых, синих, лиловых, белых, жёлтых, создаёт зрительное впечатление, подчёркивая пространственную мощь степи и её красивый, успокаивающий общий тон.) Найдите ещё метафоры в тексте. (Степь, усеянная блестящими искрами светящихся червей, белели клоками облака).

11. Что такое олицетворение? (Вид метафоры, перенесение свойств одушевлённого предмета на неодушевлённый). Найдите в тексте олицетворения. (Тень перебегала, ветерок чуть дотрагивался до щёк, ночные звёзды глядели, мир насекомых убаюкивал слух).

12.Что такое сравнения? (Сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один при помощи другого; в художественной литературе широко распространены развёрнутые сравнения, материлизующиеся в целых фрагментах текста). Найдите в тексте сравнения. (По небу, изголуба-тёмному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; крик лебедя, как серебро, отдавался в воздухе; вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летели по тёмному небу; ветерок, как морские волны).

13. Какое чувство вызывает степь у козаков? (Чувства любви, восхищения, они почувствовали родную стихию, свободу; они такие же вольные и непредсказуемые, как степь, их «сердца встрепенулись, как птицы»).

12. От описания растений Гоголь переходит к описанию птиц. Что изменилось в речи? (Прилагательных стало меньше, появились глаголы, потому что писатель не столько рисует птиц, сколько образно передаёт их движения и звуки: куропатки шныряли под тонкими корнями трав; ястребы стояли неподвижно; чайка роскошно купалась в синих волнах воздуха; воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов и криков гусей).

13. Давайте сравним описание степи днём, вечером, ночью. (Проверка индивидуальных заданий.)

Степь днём

Степь вечером

Степь ночью

1.Поверхность земли

зелёно-золотой океан

    Освещение –

степь совершенно переменилась;

охватывалась последним отблеском солнца, темнела, становилась тёмно-зелёной…

1. Звёзды. Глядели прямо.

2.Цветы брызнули сквозь тонкие, высокие стебли травы, голубые, синие и лиловые волошки,

жёлтый дрок выскакивал…(зрительные впечатления)

2.Запахи - каждый цветок испускал свой аромат, степь курилась благовонием.

2.Звуки: свист, стрекотание насекомых, краканье. Это всё убаюкивало.

3.Птицы: птичьи свисты, шныряли куропатки, стояли ястребы… (слуховые впечатления)

3.Звуки: иные, чем днём: свист сусликов, трещание кузнечиков.

3.Ночное небо: оно иногда освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и тёмная вереница лебедей освещалась…

4. Степь представлялась усеянною блестящими искрами светящихся червей.

VII .Словарная работа.

Как вы понимаете слова «курилась благовонием» (Курится – выделять дымок, туманную дымку; благовоние – аромат, приятный запах).

Прочитаем сноски учебника: волошки, дрок, амбра, исполинский, овражки, кулиш.

Вывод: В этом небольшом описании сливаются зрительные и слуховые впечатления. Описывая степь, автор стремится донести до нас её красоту, «заразить» чувством любви к природе. Мы видим точность, конкретность изображения природных явлений, обращаем внимание на разнообразие цветовой гаммы, музыку степи, смену времени суток. Пейзаж у Гоголя не отрывается от людей, картина степи даётся всегда с учётом места нахождения героев: едут ли они днём на конях и перед ними развёртывается степь, или ночью, когда они лежат и любуются ночным небом. Изображая степь в разное время суток, автор подмечает особенности природы и доносит их до читателя с помощью разнообразных изобразительно-выразительных средств. Мы с вами чувствуем, что степь живая, она не меняет своего обычного ритма; одна картина сменяется другой. Автор как будто нас с вами отправляет вместе с казаками в это путешествие и заставляет почувствовать красоту, изменчивость и прелесть природы.

VIII . Заключительное слово учителя.

Очень часто, читая то или иное произведение, вы, ребята, пропускаете целые абзацы с описанием природы, не вникаете в их содержание и поэтому не умеете понять и почувствовать красоту природы и её художественное воплощение в литературном произведении. А ведь это очень важно для понимания основной мысли произведения. Помните, ребята, что «каждый великий писатель прекрасен по-своему. Подымаясь в гору, нужно уметь добираться до высот каждого из них».

I Х. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру «Запахи, звуки и краски степи в повести «Тарас Бульба». Постарайтесь своей работой показать всю красоту и прелесть изображения пейзажа у Николая Васильевича Гоголя, используйте не только этот отрывок, но и другие, которые вам встретятся в повести.

Литература.

    Гоголь Н.В. Тарас Бульба, М.: «Детская литература», 1990.

    Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1990.

    Русский язык в школе № 5, 1994.

    Скоркина Н.М. Обучение сочинениям по русскому языку и литературе. – Волгоград, 2002.

    Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М.В.Панов, М.: «Педагогика»,1984.

Самоанализ урока русского языка в 7 классе.

«Степи, как вы хороши!»

Р.р. Анализ отрывка из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Цель : совершенствование навыков анализа текста на примере отрывка из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Задачи: выработать и закрепить навыки использования изобразительно-выразительных средств языка в речи учащихся, правильно определять значение эпитета, метафоры, олицетворения и т. д.; провести наблюдения над языком Н.В.Гоголя (на примере отрывка из повести «Тарас Бульба»); познакомиться с языком Гоголя в других произведениях; показать красоту и необычность гоголевского языка в повести «Тарас Бульба».

Анализ художественного текста в школе имеет огромное значение для воспитания и обучения учащихся. С помощью текста реализуется ряд важных задач, например, ликвидировать разрыв между изучением теории и формированием связной речи, развивать языковое чутьё, необходимое не только для того, чтобы создавать высказывания, но и чтобы правильно понимать написанное, осуществлять межпредметные связи и т. д. Анализ пейзажа даёт благоприятный материал для наблюдения за использованием изобразительно-выразительных средств языка.

Для анализа художественного текста беру отрывок из произведения, которое недавно было изучено. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Урок начинается с сообщений учащихся о языке произведений Гоголя, на основе которых делается вывод, что в произведениях писателя причудливо совмещаются различные типы изложения: поэтическая речь соседствует с бытовым просторечием. Ребята знакомятся не только с языком произведений Гоголя, но и с «Энциклопедическим словарём юного филолога». Выразительное чтение отрывка из повести «Тарас Бульба» показывает красоту и прелесть описания природы в произведении. Ребята слушают, думают и отвечают на вопросы, зачем автор ввёл это описание в повесть, на что Гоголь обращает внимание, рассказывая о ней; как помогает увидеть богатство красок, почувствовать аромат цветов, её красоту и т. д. Отвечая на вопросы, учащиеся отмечают, что прелесть изображения пейзажа передаётся с помощью изобразительно-выразительных средств языка: эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений. Ребята находят, анализируют их, высказывают свою точку зрения, используют сопоставления, проводят параллели между изображением пейзажа и вольностью козаков, отмечают, что автор не случайно показывает героев произведения именно в степи. Учащиеся сравнивают описание степи днём, вечером, ночью, определяют идею отрывка, отношение автора к изображаемым событиям. В ходе урока идёт постоянная работа над речеведческими терминами, ученики обращаются к толковому словарю.

Данный урок помогает вырабатывать у учащихся чувство языка, любовь к слову, умение внимательно, вдумчиво относиться к слову. Урок помогает реализовать связь русского языка и литературы.

Учащиеся на уроке активны, заинтересованны, чему способствует доброжелательная, бодрая, ориентирующая на достижение успеха атмосфера. Ученики легко высказывают свою точку зрения, доказывая её. На уроке рационально используются различные методы и приёмы обучения (словесные, наглядные, проблемно-поисковые). Учитываются возрастные и индивидуальные особенности учащихся. В конце урока учитель выставляет оценки, комментируя работу каждого ученика, указывая на недочёты, чтобы в будущем ребята учли и исправили все замечания.

Домашнее задание носит творческий характер – написание сочинения-миниатюры, что предполагает вновь обращение к тексту Гоголя. Время на уроке используется рационально.

Учитывая всё вышесказанное, считаю, что цель урока достигнута.

Русскую художественную литературу невозможно представить без одного из наиболее прекрасных поэтических произведений повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Центральной частью данной повести является героический образ народа, который всеми силами борется за собственную независимость от захватчиков и торжество справедливости. Каждый персонаж произведения своеобразен и индивидуален, что помогает читателю в полной мере оценить жизнь народа того времени.

Но главный элемент, используемый Гоголем в повести, это образ природы. В процессе описания подвигов бесстрашных воинов на помощь автору приходят элементы пейзажа, их присутствие в повести позволяет чрезвычайно точно описать место действия, настроения главных героев и их внутренние переживания. Все характерные черты мастерства Гоголя выражены в развернутых картинах пышной природы и неповторимых пейзажных зарисовках. На страницах повести можно встретить великолепные описания: «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою девственной пустынею… Ничего в природе не могла быть лучше. Вся поверхность земли представляется зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов… »

В образе степи Н.В.Гоголь олицетворяет Родину, демонстрируя всю ее силу, могущество, красоту. По средствам описания безграничных привольных степей автор преподносит читателям характер самих запорожцев, истоки их героизма и отваги. Пейзаж в повести «Тарас Бульба» величествен и прекрасен, и мы невольно осознаем, что на такой земле могут рождаться только мужественные, гордые, сильные, смелые, доблестные люди, обладающие щедрым сердцем и открытой душой. Ведь степь является родиной героев и запорожских богатырей.

Но в тоже время, пейзаж в произведении Гоголя отличается лиричностью и богатой цветовой насыщенностью. Описывая окружающую природу автор дает возможность читателю точнее воспринять образ, характер и настроения того или иного героя. Например, в печальный момент прощания братьев Остапа и Андрея с матерью перед их отъездом из хутора, автор не описывает угнетенное настроение героев напрямую, он просто ссылается на образ природы, говоря: «День был серый, зелень сверкала ярко, птицы щебетали как-то вразлад». Благодаря данному приему, читателю становится понятным истинное состояние внутреннего мира и души людей, которые расстроены, и уже не в состоянии воспринимать окружающий мир как что-то неделимое и гармоничное.

Пейзажи Гоголя живые, ведь они позволяют читателю не только наблюдать тот же пейзаж, который виден казакам: «неизмеримые волны диких растений» и «миллионы разных цветов», но и слышать все то, что происходит с героями: «крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей», куропаток, взмахи крыльев чаек. Даже элементарное восхищение Гоголя: «Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!» относится, не просто к окружающей природе, но и к жизни и быту казачества, демонстрируя всю его мощь и единство.

Пейзаж в повести «Тарас Бульба» действует сообща со своими героями, гармонично сосуществует с ними, деля все переживания, радости и печали. Образ природы призван усилить впечатление читателя от происходящего, отображая душевные переживания и чувства героев. Так, образ темной ночи сопутствует предательству Андрея, а бескрайние степи и широкие луга отображают безграничность переживаний Тараса Бульбы по сыну Остапу. Даже смерть главного героя символична, он как будто растворяется среди запорожских степей и уходит в природу.

Степь уже давно приняла их всех в свои зеленые объятия, и высокая трава, обступивши, скрыла их, и только козачьи черные шапки одни мелькали между ее колосьями.

– Э, э, э! что же это вы, хлопцы, так притихли? – сказал наконец Бульба , очнувшись от своей задумчивости. – Как будто какие-нибудь чернецы! Ну, разом все думки к нечистому! Берите в зубы люльки, да закурим, да пришпорим коней, да полетим так, чтобы и птица не угналась за нами!

«Тарас Бульба». Художественный фильм по повести Н. В. Гоголя, 2009

И козаки , принагнувшись к коням, пропали в траве. Уже и черных шапок нельзя было видеть; одна только струя сжимаемой травы показывала след их быстрого бега.

Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь. Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы.

Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию , до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..

Наши путешественники останавливались только на несколько минут для обеда, причем ехавший с ними отряд из десяти козаков слезал с лошадей, отвязывал деревянные баклажки с горелкою и тыквы, употребляемые вместо сосудов. Ели только хлеб с салом или коржи, пили только по одной чарке, единственно для подкрепления, потому что Тарас Бульба не позволял никогда напиваться в дороге, и продолжали путь до вечера. Вечером вся степь совершенно переменялась. Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нем, и она становилась темно-зеленою; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрогивался до щек. Вся музыка, звучавшая днем, утихала и сменялась другою. Пестрые суслики выпалзывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе. Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали огонь и ставили на него котел, в котором варили себе кулиш; пар отделялся и косвенно дымился на воздухе. Поужинав, козаки ложились спать, пустивши по траве спутанных коней своих. Они раскидывались на свитках. На них прямо глядели ночные звезды. Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист, стрекотанье, – все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух. Если же кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летали по темному небу.

Путешественники ехали без всяких приключений. Нигде не попадались им деревья, все та же бесконечная, вольная, прекрасная степь. По временам только в стороне синели верхушки отдаленного леса, тянувшегося по берегам Днепра...

(См. краткое содержание и полный текст повести Гоголя «Тарас Бульба».)

ТВОРЧЕСТВО

ШКОЛЬНЫЕ СОЧИНЕНИЯ

Анализ описания степи в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Ой, ты, степь, широкая,
Степь раздольная…….

Степь да степь кругом,
Путь далек лежит……..

Огромный и бесконечный степной простор, вольный и безграничный, как казачья душа, представляет читателю Н В Гоголь. В небольшом отрывке повести "Тарас Бульба" великий русский писатель мастерски создает высокохудожественный словесный портрет степи; ее географию (..все то пространство, которое составляет нынешняя Новороссия, до самого Черного моря,……), биологию (растительный и животный мир), цвета, запахи и звуки. Н.В. Гоголь действительно пишет портрет, так как степь представляется огромным живым существом, пробуждающимся, бодрствующим, отходящим ко сну, дышащим, меняющим цвет и состоящим, с свою очередь, из совокупности миллионов и миллионов других живых организмов. Дитя плодородной матери-земли и животворного отца-солнца степь величественна, юна и первобытна: "девственная пустыня", не тронутая рукой человека, являющая собой "зеленый океан", вытаптывать который, могли одни только кони.
Будучи великим мастером художественного слова, Николай Васильевич предстает перед читателем не статичным живописцем, а художником-оператором, предлагающим вниманию зрителя вначале общий план, а затем отдельные детали пейзажа; переводит объектив камеры с одного предмета на другой, с земли на небо и обратно, подчеркивая единство красот природы.
Степь зелено-золотая с брызгами разноцветных цветов днем, к вечеру приобретает темно-зеленый окрас и курится благовонием. Дикие травы, цветы и озера - хлебосольный дом для птиц, зверей и насекомых, наполняющих жилище свое музыкой разнообразных звуков. Птицы, обитатели стихий земли и воздуха, частые гости пейзажа: "неподвижно стоящие ястребы", "туча гусей", "чайка, купающаяся в синих волнах воздуха", "темная вереница лебедей" Вечером разноцветье степи уступает место разноцветью неба изголуба-темному с широкими полосами розового золота и белыми клоками облаков. Темная степь, усыпанная светящимися червями, подобна небу, усеянному яркими звездами.
Думаю, Н.В.Гоголь дает столь изумительное описание украинской степи не только потому, что сам испытывает трепет и восторг от этой картины, но и для более полной характеристики героев своей повести: широта степи - широта казачьей души, природа степи - природа казачества, многоцветье степи - многоцветье образов, зарево далеких пожаров в ночном небе - трагическая развязка повести. Степь для автора - образ горячо любимой Родины, могучей и прекрасной, величественной и безграничной, символ родной земли, плодородной и щедрой, способной рождать травы, как леса, людей, мужественных и отважных, как былинные витязи, характеры, непреклонные и твердые, как скала.

Описания степи Н.В.Гоголем необычайно поэтично, похоже на стихи в прозе. Текст изобилует массой художественных литературных приемов, помогающих созданию столь впечатляющей картины.
Внешний облик степи соткан из множества определений цветов и их оттенков: зеленый, золотой, синий, изголуба-темный, серебряно-розовый и т.д.. Восхищение степью автор передает с помощью прилагательных сравнительной степени ("прекраснее", "не могло быть лучше") и восклицания ("..Черт вас возьми, степи, как вы хороши!")
Сравнения ("..ветерок, как морские волны", "крик лебедя, как серебро", "..вереница лебедей…-….красные платки", "..кони, скрывшиеся в них /диких растениях/, как в лесу,.."), помогают читателю создать яркий визуальный ряд.
Изобилие метафор (".. волны.. растений..", " ..брызнули миллионы.. цветов", " ..колос пшеницы наливался..", " ..воздух наполнен /птичьим свистом/..", " ..чайка купалась.. в волнах воздуха.."), олицетворений ("солнце выглянуло", "сердца встрепенулись", "дремлющий слух"), эпитетов ("пестрое пространство", "розовое золото", "обольстительный ветерок", "легкие прозрачные облака", "серебряно-розовый свет") помогают представить степь живым существом.
Но более всего Н.В.Гоголю удается передать "музыку степи", ее нетрудно услышать, прочитав описание вслух.
С и С, коими изобилует текст - основной фоновый звук колыхающихся трав,
Ш и Ч - шуршание растений на ветру,
З и З - основной звук, издаваемый насекомыми(комары, осы, пчелы)
Довольно редко встречающиеся Ж - мохнатый и основательный шмель.
В многочисленных звукосочетаниях С Т, С Р, С Т Р, - сложно не уловит стрекотание кузнечиков и цикад.

Наш мир, созданный для любви и красоты, сотрясают войны, уродует вражда и ненависть и все это происходит на фоне прекрасного и бесстрастного пейзажа, созданного природой и гением великого русского писателя Н.В. Гоголя.

    Развивающие: Развитие речи через обогащение словарного запаса учащихся при введении новых понятий.

    Тип урока: урок- исследование.

    Формы работы учащихся:

    Структуру и ход урока

    I. Вызов.

    Наша с вами цель

    завораживает читателя.

    2.Чтение описания степи.

    Наши путешественники останавливались только на несколько минут для обеда, причем ехавший с ними отряд из десяти козаков слезал с лошадей, отвязывал деревянные баклажки с горелкою и тыквы, употребляемые вместо сосудов. Ели только хлеб с салом или коржи, пили только по одной чарке, единственно для подкрепления, потому что Тарас Бульба не позволял никогда напиваться в дороге, и продолжали путь до вечера. Вечером вся степь совершенно переменялась. Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нем, и она становилась темнозеленою; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрогивался до щек. Вся музыка, звучавшая днем, утихала и сменялась другою. Пестрые суслики выпалзывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе. Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали огонь и ставили на него котел, в котором варили себе кулиш; пар отделялся и косвенно дымился на воздухе. Поужинав, козаки ложились спать, пустивши по траве спутанных коней своих, они раскидывались на свитках. На них прямо глядели ночные звезды. Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист, стрекотанье, — все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух. Если же кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летали по темному небу…

    1. Осмысление. Эвристическая беседа.

    Примерные вопросы:

    (Описание.)

    Ученики отмечают, что, если посмотреть контекст, то станет ясно, что это день. (“Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом облило степь”. Вторая часть описания - это вечер.)

    4.Словарная работа .Обращается внимание на ключевые слова, записанные на доске, по толковому словарю находят значения незнакомых слов: пейзаж, звукопись, композиция, цветопись, эпитет, метафора, гипербола, сравнение, олицетворение.

    5. Исследовательская работа. Работают дети в группах, составляют таблицы, кторые включают в себя описание:

    1. Описание степи днем:

    Поверхность земли

    Птицы и животные

    Растения?

    2. Описание степи вечером?

    Действие

    3.Выразительные средства языка?

    Метафоры

    Эпитеты?

    Гиперболы

    Сравнения

    7.Вывод.

    III . Рефлексия . Ребята отвечают на вопрос:

    1. Домашнее задание

Просмотр содержимого документа
«Художественные особенности повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» »

План – конспект открытого урока.

Художественные особенности повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Цель урока : совершенствование навыка анализа текста, определения художественных особенностей произведения на примере отрывка описания степи.

Задачи:

Образовательные: Формирование навыка исследовательской работы.

Воспитательные:

    Создание дидактических условий для обеспечения положительного эмоционального процесса обучения.

    Опора на явление окружающей жизни и опыт учащихся.

    Побуждение их к оценке и выражению собственного отношения к изучаемым явлениям.

Развивающие: Развитие речи через обогащение словарного запаса учащихся при введении новых понятий.

Тип урока: урок- исследование.

Формы работы учащихся: Фронтальная работа (вопрос-ответ), самостоятельная работа в группах по заполнению предложенных таблиц, комментированное чтение, анализ текста, составления устного текста по собранному материалу.

Необходимое техническое оборудование: Текст повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», папки «Литература в таблицах», шаблоны схемы и таблицы, толковые словари.

Структуру и ход урока

    Вызов.

1. Вступительное слово учителя .

Рассуждая о жизни простых казаков, о существовании Запорожской Сечи, Н.В. Гоголь создает уникальное произведение об украинском казачестве прошлых лет «Тарас Бульба». При описании событий прошлого Н.В. Гоголя не столько волнует историческая достоверность, сколько отношение к жизни, любви, долгу, родине запорожских казаков. Поэтому благодаря художественным особенностям повесть «Тарас Бульба» стала оригинальным, самобытным произведением писателя.

Важную роль в гоголевской повести играет пейзаж. Природа здесь -

способ раскрытия характера персонажа. Например, при описании поездки

Тараса Бульбы с сыновьями в Запорожскую Сечь изображается степь, по

которой едут герои, и «все, что смутно и сонно было на душе у казаков,

вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы».

Наша с вами цель сегодня - выяснить, с помощью каких средств

завораживает читателя.

2.Чтение описания степи.

Отрывок из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь. Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы.

Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дров выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..

Наши путешественники останавливались только на несколько минут для обеда, причем ехавший с ними отряд из десяти козаков слезал с лошадей, отвязывал деревянные баклажки с горелкою и тыквы, употребляемые вместо сосудов. Ели только хлеб с салом или коржи, пили только по одной чарке, единственно для подкрепления, потому что Тарас Бульба не позволял никогда напиваться в дороге, и продолжали путь до вечера. Вечером вся степь совершенно переменялась. Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нем, и она становилась темнозеленою; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрогивался до щек. Вся музыка, звучавшая днем, утихала и сменялась другою. Пестрые суслики выпалзывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе. Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали огонь и ставили на него котел, в котором варили себе кулиш; пар отделялся и косвенно дымился на воздухе. Поужинав, козаки ложились спать, пустивши по траве спутанных коней своих, они раскидывались на свитках. На них прямо глядели ночные звезды. Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист, стрекотанье, - все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух. Если же кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летали по темному небу…

    Осмысление. Эвристическая беседа.

Примерные вопросы:

К какому типу речи относиться данный текст? (Описание.)

Как вы считаете, в чем состоит замысел автора, т.е. идея? (Показать красоту, величие, необъятность степи, которая порождала богатырских людей с сильными, мужественными характерами, какими и были запорожские казаки.)

Ученики отмечают, что, если посмотреть контекст, то станет ясно, что это день. (“Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом облило степь ”. Вторая часть описания – это вечер.)

4.Словарная работа .Обращается внимание на ключевые слова, записанные на доске, по толковому словарю находят значения незнакомых слов:

пейзаж,
композиция,
цветопись,
звукопись,
эпитет,
метафора,
гипербола,
сравнение,
олицетворение.

5. Исследовательская работа. Работают дети в группах, заполняют таблицы, которые в итоге должны выглядеть приблизительно так:

Описание степи днем

Поверхность земли

Растения

Птицы и животные

Теплым светом облило свет

представлялася зелено-золотым океаном

Стебли травы, волошки, дров,

кашка, колос пшеницы

Куропатки, ястребы, гуси, чайки

Описание степи вечером

Действие

ярким отблеском солнца; темно-зеленая; небо изголуба-темное; розового золота; прозрачные облака; блестящими искрами; серебряно-розовым светом; красные платки

Суслики оглашали степь свистом; трещание кузнечиков; крик лебедя; треск, свист, стрекотанье насекомых

испускала амбру, курилась благовониями

Темнело; тень пробегала; испарения поднимались;

степь курилась; белели клоками облака; ветерок колыхался, дотрагивался; музыка утихла; глядели ночные звезды; освещались заревом

Выразительные средства языка

Сравнения

Метафоры

Олицетворение

Гипербола

сердца их встрепенулись, как птицы; представлялася зелено-золотым океаном; кашка зонтикообразными шапками; только мелькает одною черною точкою; белели клоками; как серебро, отдавался в воздухе.

живительным, теплотворным светом, мерными взмахами, роскошно купалась; испарения подымались гуще

расчищенном небе, облило степь, неизмеримым волнам, сквозили волошки, колос пшеницы наливался, шныряли куропатки, в небе неподвижно стояли ястребы, охватывалось последним ярким отблеском солнца, степь курилась, ветерок едва колыхался, пар дымился

Солнце выглянуло, плуг не проходил, дров выскакивал, тень перебегала, травка испускала амбру; ветерок дотрогивался; глядели ночные звезды

брызнули миллионы разных цветов; воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов, тучи диких гусей; бесчисленный мир насекомых

6.Обмен информацией, дополнение таблиц.

7.Вывод. Делается обучающимися в ходе ответа на вопрос:

Почему А.П. Чехов назвал Н.В. Гоголя «человеком степи»?

III . Рефлексия . Ребята отвечают на вопрос:

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

    Домашнее задание . Написать сочинение «Гоголь-мастер словесной живописи» (на примере отрывка описания степи в повести «Тарас Бульба»).