Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли. Хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Цель моей работы в дошкольном образовательном учреждении - сохранение психологического и соматического здоровья детей в рамках коррекционно-развивающего обучения и воспитание у детей четкой, выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи.

Коррекционно-логопедическая работа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Поэтому особое значение я уделяю современным - образовательным технологиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Шнырковой С.А.

(из опыта работы)

Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»

1.Актуальность.

3. Приложение.

Актуальность

Хороший учитель-логопед учиться должен постоянно!

Инновационный опыт в моём понимании - это «держать руку на пульсе» современной педагогики, а у моих дошколят, посещающих занятия в логопедической группе нашего ДОУ, особые образовательные потребности.

Владение инновационными педагогическими технологиями - это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века!

В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопеды используют в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, инновационные для неё технологии, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.

Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят - это тяжелый труд.

Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в середине-конце XX века. Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с физическими индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно - развивающий процесс становится более результативным и эффективным.

«Создавайте идеи и развивайте их. И тогда вас можно будет назвать современным педагогом» - отмечает доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Смирнов.

Приятно, когда дети с радостью и желанием идут на занятия к логопеду, в предвкушении того, что же ждёт их сегодня. А что же может их ждать?

Привлекательная окружающая обстановка рабочего пространства учителя-логопеда, эстетическое оформление, игровые дидактические пособия - только так можно ребёнка заинтересовать, пригласить к диалогу. И, конечно, улыбка! Улыбка располагает к желанию общаться, к доверию, создаёт доброжелательный эмоциональный фон.

Реализуя приоритетные направления Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования, мне, как представителю молодого поколения Современной Логопедии, приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей.

Таким образом, процесс коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями в логопедической группе дошкольного учреждения направлен на:

  • укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями;
  • коррекцию речевых нарушений дошкольников;
  • формирование предпосылок к учебной деятельности;
  • формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли. Хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Цель моей работы в дошкольном образовательном учреждении - сохранение психологического и соматического здоровья детей в рамках коррекционно-развивающего обучения и воспитание у детей четкой, выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи.

Коррекционно-логопедическая работа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Поэтому особое значение я уделяю современным - образовательным технологиям:

1.Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ребенка, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в освоении языковой действительности. С помощью личностно-ориентированных технологий мне удалось реализовать индивидуально-дифференцированный подход к коррекции нарушения речи детей.

Личностно-ориентированные технологии использую при создании организационного момента к занятию в целом или к конкретному заданию - перед детьми ставлю проблемную ситуацию, которую требуется решить. Дети предлагают свои решения проблемы, договариваются друг с другом, а затем выбирают лучшее. Таким образом, проблема становится индуктором, настраивающим детей на работу.

Использую инсценировки и этюды при проведении занятий по развитию связной речи. Этот прием помогает сделать ребенка активным субъектом деятельности, позволяет ему реализоваться в театрализованной деятельности. При этом детям позволяю самим выбрать роли, распределить их между собой, учитывая индивидуальные потребности и возможности участников инсценировки.

Чтобы дети лучше вживались в образ, использую маски героев и другие атрибуты (шляпы, платочки и др.). После проведения этюда, инсценировки, обязательно провожу обсуждение, рефлексию и подвожу итоги. Данный вид деятельности использую при планировании занятий по развитию связной речи, что способствует повышению мотивации к занятию, развитию интонационно-выразительной стороны речи, эмоциональной сферы.

2 .Для повышения мотивации детей к занятиям и увеличения результативности коррекционно-развивающей работы применяю игровые технологии.

Игра - является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, на её базе формируется готовность к обучению в школе. Игра способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию детей и проходит не формально, а заинтересованно.

Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие высших психических функций.

Игрушка, как герой помогает создавать мотивацию, игровую ситуацию, сюрпризный момент.

В моем кабинете подобраны игрушки, реальные предметы, объекты природы (овощи, фрукты), дидактические игры.

Игрушки использую, как героев, создающих мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент. Почти на каждое занятие «приходит гость». Появление «гостя» погружает детей в игровую ситуацию, где дети, обучая «гостя», сами приобретают навыки.

Игры с предметами развивают мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) и совершенствуют речь.

С помощью дидактических игр «Подскажи словечко», «Назови ласково» провожу работу по закреплению навыков словоизменения и словообразования. Игры «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Чудесный мешочек» использую в работе по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры, активизации словаря.

Дети моей группы с удовольствием играют в настольно-печатные игры. Они помогают уточнить и расширить представления об окружающем мире, систематизируют знания, развивают мыслительные процессы.

Конструирование в дошкольном периоде - это игра, на основе, которой формируются продуктивные виды деятельности. Они способствуют становлению познавательных процессов, речевому, эмоциональному, творческому развитию, самостоятельности и произвольности процессов. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева и др.) разнообразные игровые поделки.

В своей логопедической работе я с успехом применяю игру-головоломку

«Танграм». Игра способствует развитию внимания, воображения, мышления, комбинаторных способностей, мелкой моторики.

Одна из любимых игрушек детей - это мяч. Детям с речевыми нарушениями с трудом даются такие движения, как передача мяча с небольшого расстояния (перекидывание, попадание в цель - «ладошки», попытка поймать мяч), перекатывание и захват мяча.

Словесные игры с мячом - отличное решение задач по закреплению речевых навыков в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность, развитию общей моторики, навыков самоконтроля при выполнении задания.

Игровые технологии являются составной частью педагогических (образовательных) технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые.

Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Однако в системе российского образования игровые технологии по сей день остаются «инновационной технологией».

3. Использую информационно-коммуникативные технологии в виде электронных пособий для демонстрации на мультимедийном проекторе: «Улица сезам», «Уроки тетушки совы», «Логопедические игры», «Логопедические упражнения» и т.д.

При демонстрации презентационных материалов дети моей группы лучше воспринимают обучающий материал, у них повышается интерес к изучению нового, активизируется познавательная деятельность, развивается мышление.

4. Эмоциональная возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, скованные и не координированные движения при выполнении упражнений, недостаточно развитая моторика пальцев рук свойственны детям с речевыми недостатками.

Применяя в работе здоровьесберегающие технологии (дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастики, физкультминутки), я повышаю результативность коррекционного процесса, сохраняю и укрепляю здоровье детей, способствую речевому развитию воспитанников.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания. Во время упражнений учу детей выполнять короткий, глубокий вдох и плавный, длительный, экономный выдох. При освоении дыхательной гимнастики дети начинают самостоятельно регулировать продолжительность, силу выдоха, рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз.

Артикуляционная гимнастика - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. Главная задача - выработать точность, силу, темп, переключаемость движений. Для развития артикуляционного аппарата и мимики использую сказки о веселом Язычке (артикуляционная гимнастика в картинках, мимический колобок). Упражнения подбираю с учётом конкретного нарушения у ребёнка.

Особое внимание уделяю развитию мелкой моторики, так как тренировка пальцев и кистей рук стимулирует речевое развитие ребенка.

С.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияют на центры развития речи, развивают ручную умелость, помогают снять напряжение.

Провожу пальчиковые игры: с мелкими предметами, игры со скороговорками, игры со стихами, использую различные шнуровки, мозаики.

Также использую физминутки, во время проведения, которых движения сочетаются со словом, развивается мышечная активность, корригируется недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, в умело подобранном несложном стихотворении, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.

Активно использую «Су-Джок». Эта терапия расширяет представления современного специалиста по развитию мелкой моторики.

Коррекция звукопроизношения невозможна без работы над выразительностью речи, её осмысленному дублированию в таких видах деятельности, как пересказ, заучивание стихов, скороговорок.

Я использую приём символической аналогии, который облегчает процесс запоминания – мнемотехнику. Суть мнемотехники - на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).

Мнемотехника использует естественные механизмы (наглядно-образной памяти) мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Вышеперечисленные виды технологий нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы для учителя-логопеда.

5. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, любимые люди не видят смысла этих изменений.

Необходимо изначально информировать родителей о развитии речи ребенка, об особенностях формирования его речи, структуре и содержании коррекционно-речевой работы.

Для повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития использую технологию проектной деятельности.

М ною был разработан проект «Вместе с родителями». Участниками проекта «Вместе с родителями» являются учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, их родители. Задачи проекта заключаются в установлении партнерских отношений с семьей каждого воспитанника и повышении грамотности родителей в области коррекционной педагогики. Эффективность данных результатов - положительная динамика речевого развития детей, успешная социальная адаптация.

Логопедический проект «Вместе с родителями»

Шныркова Светлана Алексеевна

Учитель-логопед МАДОУ № 38

Паспорт проекта

Вид проекта : информационный, практико-ориентированный, открытый.

Продолжительность : долгосрочный.

Сроки реализации : сентябрь 2015 г. – май 2016г.

Принципы реализации проекта:

  • значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы);
  • вариативности форм и методов;
  • научности; сотрудничества;
  • постоянства обратной связи;
  • открытости;
  • конфиденциальности.

Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Принятый Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равно-ответственными участниками образовательного процесса.

Какие бы значительные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с учителем-логопедом, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.

Задача учителя-логопеда помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Работа учителя-логопеда с родителями детей определена как обязательная и является составной частью программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.

В ходе логопедической работы необходимо:

  • активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми;
  • разъяснить и показать родителям, в чем состоит логопедическая работа;
  • помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей.

Актуальность проекта определяется реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида, необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе.

Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Участники проекта: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, их родители.

Задачи:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов;
  • повысить грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка;
  • воспитать у родителей привычку интересоваться у педагогов процессом развития ребенка в разных видах деятельности, обращаться за помощью в вопросах коррекции;
  • выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития;
  • заинтересовать родителей пользоваться информационно-методическим стендом «Уголок логопеда»;

Ожидаемые результаты:

  1. Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях,
  2. Родители самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Уголок логопеда».
  3. Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.

Эффективность данных результатов заключается:

  • Для детей – положительная динамика речевого развития, успешная социальная адаптация в ДОУ и семье, индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • Для родителей – положительная оценка деятельности ДОУ, готовность и желание помогать ДОУ;
  • Для педагогов – заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях, учет положительной динамики по развитию речи детей при аттестации педагогов;
  • Для ДОУ – благоприятные условия для профессионального роста педагогов, повышенный статус ДОУ.

Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели

Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:

1 этап - подготовительный (информационно-аналитический).

Задачи:

  • Обсуждение и формулировка проблемных вопросов.
  • Подбор упражнений для развития мелкой моторики, подбор упражнений для выработки правильной воздушной струи, упражнения для языка и губ.

Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования. В ходе анкетирования, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи, выявить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем.

2 этап - основной (практический).

Задачи:

  • разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.

Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни.

Средства и методы проекта:

  1. Проведение родительских собраний, консультаций, совместные занятия родителей с детьми, деловые и ролевые игры, круглый стол;
  2. Сбор и изучение информации;
  3. подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде (презентации, публикации и т.п.);
  4. Наглядно-информационные формы:

Стенд «Советы логопеда»,

Папки передвижки,

Памятки для родителей «Строение артикуляционного аппарата», «Послушный ветерок», «Будем правильно дышать. Игровые упражнения для развития дыхания».

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.
3 этап - заключительный (контрольно-диагностический).

Задачи:

  • Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
  • Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.

Список литературы:

  • Хватцев М.С. Логопедия. «Работа с дошкольниками» М. 1996.
  • Бабина Е.С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.
  • Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М.Просвещение 1989.
  • Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. «Логопедия». Екатеринбург, 1998.
  • Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». М. 2007.

N
п/п

Срок

Формы и
методы работы

Результат

Отв-ный

1.Подготовительный

этап

до 15.09

1. Анкетирование «Я и мой ребенок»

Проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье, изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту, и их педагогическую осведомленность

Анкета для родителей

Учитель-логопед

2 этап

Ноябрь

Семинар-практикум
«Пальчиками играем речь развиваем

Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики

Протокол проведения семинара-практикума, отзывы родителей

Учитель-логопед

Декабрь

Консультация
«Речевое дыхание основа правильной речи»

Тематическая консультация с практической частью.

Протокол проведения консультации, отзывы родителей.

Учитель-логопед

Январь

«День открытых дверей»

Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются.

Учитель-логопед, вос-ли

Февраль

Мастер-класс
«Научитесь слышать звуки»

Обучение комплексу упражнений для развития фонематического слуха у детей

Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей.

Учитель-логопед

Май

Праздник красивой и правильной речи

Демонстрация речевых умений и навыков, приобретенных на занятиях

Протокол проведения праздника, отзывы родителей

Учитель-логопед
Муз. рук-ль

Ежемесячно

«Домашняя игротека»

Знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей.

Картотека игр и упражнений

Учитель-логопед

Еженедельно

Индивидуальные консультации

Оказание помощи родителям по интересующим их вопросам

Журнал регистрации консультаций для родителей

Учитель-логопед

3. Заключительный этап

Май

Мониторинг
(анкетирования)
работы логопеда с родителями

Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей

Анкета для родителей

Май

Мониторинг детей

Выявление уровня речевого развития детей

Логопедическая диагностика


Работа учителя-логопеда общеобразовательной школы достаточно актуальна и многогранна. Из года в год в начальные классы массовых школ поступают дети, имеющие отклонения в развитии устной и письменной речи, что препятствует успешному овладению этой категорией учащихся основными предметами школьной программы.
В последние годы школьному логопеду приходится сталкиваться с проблемами, которые выходят за рамки его профессиональной компетенции. Как показывает опыт логопедической работы, трудности усвоения материала общеобразовательной школы чаще всего обуславливаются не только и не столько речевым недоразвитием, сколько несформированностью психологических предпосылок, коммуникативной готовности к обучению, особенностями психо-физического развития детей и т.д.

Проанализировав работу учителей-логопедов в сельских школах видно, какие трудности встают на их пути:
увеличение численности обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи;
увеличение численности обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями – дизартрией, заиканием, ринолалией, которым нужна помощь медицинского логопеда;
увеличение количества детей с СПЗ и ЗПР, с «гиподинамическим синдромом» и детей с гиперактивностью;
появление в сельских школах детей с двуязычием, для которых русский язык является иностранным;
увеличение количества детей с ОВЗ;
усложнение школьных программ, вследствие этого возрастает количество детей с трудностями в обучении. Современные программы общеобразовательной школы построены из учета взаимодействия с абсолютно здоровыми детьми (не имеющими серьезных речевых нарушений, минимальную мозговую дисфункцию, задержку психического развития) Очень сложно таким детям учить в начальной школе несколько языков одновременно.
неоднородный состав речевых патологий у школьников (это создаёт проблему комплектации групп, занятия в основном индивидуальные);
неумение и нежелание некоторых родителей помочь своим детям.

По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов, но существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных факторов. Этот фактор – овладение навыком чтения. Каждый год в сентябре я провожу обследование первоклассников по методике раннего выявления дислексии, разработанной А,Н.Корневым.

Вот результаты логопедического обследования первоклассников по МРВД за последние семь лет. (Количество детей от общего числа первоклассников, имеющих предрасположенность к дислексии).

Предельная наполняемость логопункта сельского общеобразовательного учреждения - не более 20 человек, а в нашей школе от 26 до 35. Кроме этого логопедические занятия проводятся с 2 детьми, обучающимися по индивидуальным программам школы 8 вида. В июне работаю с детьми с тяжелыми нарушениями речи из малокомплектных школ - структурных подразделений нашей школы. Занятия с обучающимися проводятся в основном индивидуально, т. к. зачислены в логопункт дети с тяжелыми нарушениями речи (дизартрия, ринолалия, заикание), ЗПР и СПЗ. Большая часть детей посещают логопедические занятия все четыре года. Занятия проводятся систематически 1-2 раза в неделю во второй половине дня. Дети приходят уже уставшие, но пропусков логопедических занятий без уважительной причины практически нет.
Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии. Одними из таких инноваций являются компьютерные технологии, широко применяющиеся в последнее время в области специального образовании как адаптивные и легко индивидуализированные средства обучения.

Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля.
В своей работе использую обучающие и развивающие компьютерные программы: «Игры для Тигры», «Русский язык 1кл», «Баба Яга учится читать», «Фраза», «Тренировка быстрого чтения», «Веселый диктант», «Семейный наставник», « Размышлялки» и т.д. Кроме этого мною приобретено очень много развивающих игр, помогающих учащимся быстрее усвоить проблемные темы русского языка: «Орфография с секретом», «Товарищ мягкий знак», «Чудеса во множественном числе», «Каждому слову – свое место», «Словесный калейдоскоп», «Мысль бежит, слово догоняет» и т.д. Очень нравятся детям развивающие раскраски « Самые проблемные темы по русскому языку» Анны Вайнруб. В работе над словарными словами использую методику О.Б. Иншаковой, в основу которой положен метод целостного образного запоминания словарных слов и технологию «Учение без мучения» Г.М.Загебард; в работе над безударными гласными также успешно применяю технологию « Учение без мучения», упражнения по развитию антиципации (чтению по догадке) помогают не только увеличить скорость чтения, но лучше и быстрее понять прочитанное.

Для занятий с детьми, обучающимся по индивидуальным программам школы 8 вида, для совершенствования произносительной стороны речи, коррекции моторики, развития пространственных представлений, чувства ритма использую веселую логоритмику, пальчиковые игры, песенки-игры для общего развития ребенка Екатерины Железновой; «Веселые игры для развития речи и слуха» - эффективную компьютерную программу для работы над «трудными звуками», стихи с движениями, чистоговорки с картинками, артикуляционную гимнастику в картинках, упражнения с массажным мячом, массаж карандашами, цветные счетные палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша и т.д.

Одним из методов коррекционно-педагогического воздействия, используемого при коррекции тяжелых речевых нарушений является логопедический массаж. Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе и её стертые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц. Для работы с детьми я использую логопедический массаж Е.А.Дьяковой, (точечный массаж, зондовый массаж). Такой массаж используется в центрах патологии речи в Москве, широко распространен в нашей стране и за рубежом.

Имею сертификаты. Для массажа приобретено все необходимое: специальный массажный стол, массажные зонды, логостимулоны для массажа артикуляторных мышц и коррекции эластичности губных и подъязычной связок, стерилизатор для обработки логопедических зондов. С октября 2008 года логопедический массаж сделан 45 детям с дизартрией, заиканием и ринолалией. Это 85 курсов (1 курс – 10 сеансов). Из них: Работа логопедом проводится очень большая, сил и энергии такие дети забирают очень много. Результаты моей работы замечают учителя начальных классов, родители и сами дети. Учащиеся с удовольствием ходят на логопедические занятия. Они становятся намного увереннее в своих силах, у них улучшается успеваемость.

Учитель-логопед, МБОУ «Лешуконская СОШ» с. Лешуконское Архангельской области: Михеева Ирина Ивановна

1.Представление собственного педагогического опыта учителя- логопеда ГК ОУ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» Кирдянкиной Е.Ф..

Тема : «Эффективность применения информационных технологий на логопедических занятиях".

1.Актуальность проблемы.

Целью образования в коррекционной школе является выявление и развитие способностей каждого ученика на основе личностно - ориентированного подхода в обучении, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными знаниями, способной адаптироваться к условиям нестабильного социума. Информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике.Одной из актуальных проблем коррекционной педагогики становится совершенствование методов и приемов, направленных на преодоление и предупреждение речевых нарушений.

Я работаю учителем-логопедом в коррекционной школе. В своей работе по коррекции речи у обучающихся с интеллектуальным недоразвитием активно использую ИКТ. В 2013 году кабинет логопеда был оснащён ноутбуком.

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике.

2.Концептуальность (своеобразие и новизна опыта) .

Использование компьютера в логопедической работе способствует активизации произвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, повышению эффективности коррекционной работы, интенсификация работы с результатами логопедических мониторинговых исследований, повышение качества образовательного процесса.

Преодоление речевого недоразвития у детей с нарушением интеллекта будет более успешно, если в системе коррекционно-развивающего обучения будут использованы информационные технологии, направленные на развитие не только речевых, но и неречевых функций, а также коррекции психических функций и мыслительных операций. Я считаю, что современные информационные компьютерные технологии отвечают этим требованиям.

Новизна состоит в том, что применение информационных технологий в логопедической работе с детьми с нарушением интеллекта имеет преимущества, которые позволяют:

Максимально индивидуализировать объем, степень трудности, темп подачи материала, динамичность и повторяемость;

Осуществлять поэтапность предъявления материала с постоянно производимым оперативным контролем и самоконтролем;

Предусматривать невозможность перехода к новому без прочного усвоения предыдущего материала;

Усиливать занимательность процесса обучения, создавать так называемую внутреннюю мотивированность познавательного процесса;

Предъявлять бесконечное число комбинаций и вариаций в целях разнообразия в упражнениях.

Таким образом, в процессе логопедических занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты.

3.Наличие теоретической базы.

Цель профессиональной деятельности учителя-логопеда - обеспечение организационной, содержательной, методической составляющих логопедического сегмента в едином образовательном пространстве учреждения, объединение взаимодействующих, взаимовлияющих друг на друга усилий взрослых по максимальному развитию возможностей детей, устранению имеющейся у них речевой патологии, профилактике вторичных нарушений.

Использование компьютера учителем-логопедом в качестве средства обучения не должно повлечь за собой изменения принципов планирования всей коррекционной работы с ребенком. Основополагающим для определения первоочередных коррекционных задач остается уровень речевого развития ребенка и задачи данного периода его обучения. Программа работы должна строиться в соответствии с логикой данного этапа развития и коррекционного обучения ребенка. Логопедическое занятие с использованием компьютера является естественным элементом всего коррекционно-развивающего курса в данной содержательной области и должно быть органично связано с ним по содержанию и задачам.

Теоретической основой для организации логопедической работы явились разработки о различных формах речевых нарушений и создании эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.

Логоработа с применением компьютера осуществляется на разных этапах: как способ создания проблемной ситуации, как способ объяснения нового материала, как форма закрепления изученного, как форма проверки домашнего задания, как способ проверки знаний в процессе занятия.

4.Ведущая педагогическая идея.

Постоянно работая над изучением индивидуальных особенностей обучающихся в моей практике, идет постоянный поиск эффективных методов и приемов обучения и приведения их в систему нового образования. Индивидуальная работа с логопатами; личностно-орентированные методы обучения. Сочетание использования ИКТ позволяют эффективно стимулировать познавательную активность школьников на занятиях, во внеурочное время, делают уроки и мероприятия яркими, интересными, вносят новизну в обучение. Обучающиеся получают качественно иные знания с использованием новейших информационных технологий, активизируется учебно-познавательная деятельность, повышается мотивация обучения, эффектно внедряются информационные технологии в образовательный процесс, формируются навыки самостоятельной деятельности.

Ставлю своей главной целью -коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации детей. Стараюсь помочь добиться каждому ученику успеха над собой. Сравниваю самого с самим собой и показываю его успех продвижения. И информационные технологии значительно помогают мне в этом.

5.Оптимальность и эффективность средств.

Особенности психического развития детей с нарушением интеллекта выражаются в нарушении речевой деятельности, ограниченном представлении об окружающем мире, слабой потребности в коммуникации, обусловливая тем самым качественное своеобразие процесса развития речи, темп которого у таких детей замедлен, а речевая активность недостаточна из-за бедности, ограниченности, примитивности словаря (В. Г. Петрова). Поэтому обеспечить речевую коррекцию, так необходимую детям данной категории, должны оптимальные и адекватные условия для развития их речевой деятельности.

Эффективные средства решения этих задач - это использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (диагностических,обучающих и развивающих), разработанных с учетом общих закономерностей и специфических особенностей развития ребенка, имеющим не только нарушения речи, но и интеллекта. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать информационные компьютерные технологии в системе обучения каждого ребенка, способствуя развитию речевых и неречевых функций, а также предоставляя свободу выбора формам и средствам деятельности логопеда.

6.Результативность опыта.

За последние два года была проделана следующая работа по использованию ИКТ в логокоррекционной работе:

Отобраны, установлены и используются в работе коррекционно-развивающие логопедические программы и программы по коррекции психических процессов:

Компьютерные логопедические программы

№ п/п Наименование программы

5 Обучение грамоте.

6 Учимся писать буквы.

7 Знакомимся с буками.

8 Учим буквы.

9 Весёлые игры для развития речи и слуха.

10 Учимся говорить правильно 1.

11 Учимся говорить правильно 2.

12 Коррекция психических процессов для детей 5-6 лет.

13 Коррекция психических процессов для детей 6-7 лет.

14 Коррекция психических процессов для детей 7-9 лет.

15 Лучшая азбука в стране букв.

Большое значение в изучении алфавита русского языка, развитии навыка звуко-буквенного анализа и синтеза, слогообразования и построения предложений имеет обучающая компьютерная программа «Баба-яга учится читать». Благодаря использованию данной программы формирую у детей с интеллектуальным недоразвитием навыки чтения и речи на русском языке, развиваю наблюдательность, тренирую зрительную память. В ходе совместной работы по программе «Баба-яга учится читать» ребёнок запоминает алфавит, расширяет свой кругозор, изучая одновременно с буквами и словами различные предметы и явления. В программе имеется 10 игровых обучающих и развивающих заданий; множество сказочных персонажей; азбука в стихах; частушки про буквы; красочная мультипликация и анимация; качественный звук; вся навигация в игре осуществляется с помощью мышки.

Созданы или закачаны из интернета и используются презентации по различным направлениям логокоррекционной работы: артикуляционные гимнастики, упражнения для снятия напряжения с глаз, презентации на автоматизацию и дифференциаю звуков, знакомство с буквой, различные логопедические игры и т.д.

7.Анализ результативности.

Годовой отчет работ учителя-логопеда Кирдянкиной Е.Ф.(14ч.) за 2014-2015 учебный год

Коррекционная работа велась в соответствии с годовым планом, в котором были поставлены следующие задачи:

Коррекционно-воспитательное воздействие на речь и личность учащихся в процессе логопедических занятий;

Высокая эффективность каждого логопедического мероприятия (занятия, консультации и т.д.);

Совершенствование форм и методов логопедической работы, способствующих наиболее полному преодолению дефектов речи учащихся;

Единство коррекции речи с коррекцией всей познавательной деятельности;

Комплексное развитие речи учащихся, направленное на:

Формирование правильного звукопроизношения;

Обогащение и развитие словаря;

Развитие грамматического строя речи;

Формирование связной речи учащихся.

Логопедическая работа в школе строится на основании письма Минобразования РФ от 20.06.2002 г. №29/2194-6 «Об организации логопедической работы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида».

Коррекционно-логопедическая работа велась по следующим направлениям деятельности:

1. Диагностико - аналитическая деятельность.

2. Коррекционно-развивающая деятельность.

3. Консультативно-методическая деятельность.

4. Методическая работа. Повышение профессиональной компетенции.

5. Работа по оснащению логопедического кабинета.

    Диагностико - аналитическая деятельность.

1. Первичное обследование детей.

С целью эффективного коррекционного обучения в начале учебного года с 1 по 19 сентября была проведена тщательная всесторонняя диагностика, задача которой была выявить характер речевого нарушения, его структуру, индивидуальные особенности проявления.

На начало учебного года были обследованы все учащиеся с 1 по 7 класс(56 ч.).

2. Комплектование групп и составление расписания.

По окончанию логопедического обследования через ПМПк был утвержден список обучащихся, нуждающихся в логопедическом сопровождении на 2014/2015 учебный год.

16 учащихся, зачисленные на логопедические занятия, занимались в течение учебного года по индивидуальным программам речевого развития. У всех учащихся, по данным ПМПК, системное нарушение речи тяжелой и средней степени тяжести при интеллектуальной недостаточности.

С целью уточнения этиологии и характера речевых нарушений, осуществлено знакомство с данными медицинского обследования, сбор анамнеза.

По окончании обследования были составлены:

Список обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи;

Индивидуальные программы;

Расписание индивидуальных занятий на 2014-2015 учебный год (расписание занятий составлялось с учётом классного расписания уроков и утверждено директором школы);

Перспективный план работы (для индивидуальных занятий);

Заведены и заполнены речевые карты.

3. Повторное обследование устной и письменной речи.

В конце учебного года с 1-15 мая было проведено логопедическое обследование с целью выявления улучшений в устной и письменной речи учащихся, занимающихся с логопедом. Заполнены речевые карты.

    Коррекционно-развивающая деятельность.

Проведение индивидуальных логопедических занятий по звукопроизношению с учащимися. Согласно составленному расписанию два раза в неделю проводились индивидуальные занятия с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения.

III . Консультативно-методическая деятельность.

    С целью контроля над речью детей, посещала уроки в 2, 3, 4 классах.

    Принимала участие в работе районного и школьного ПМПк.

    Регулярно информировала учителей о продвижении учащихся в логопедических занятиях.

    Принимала участие в работе школьного МО начальных классов.

    Участвовала в работе районного МО учителей-логопедов и профессиональных конкурсах г.Инсара.

IV . Работа по улучшению оснащённости логопедического кабинета.

1. Приобретена методическая литература.

2. Приобретена художественная литература для чтения.

3. Пополнился наглядный раздаточный материал на автоматизацию звуков С, Л, Р, Ш, Ж, 4.Систематизирован наглядный и дидактический материал по логопедической коррекции.

5. Обновлены слоговые таблицы.

6.Систематизирован иллюстрированный и раздаточный материал для фронтальных занятий по темам «Времена года», «Дикие животные», «Транспорт», «Посуда», «Мебель», «Домашние животные», «Школьные принадлежности», для индивидуальных занятий по работе над слоговой структурой слова по развитию речи (презентации).

Своевременно были оформлены следующие документы:

    Годовой план коррекционно-методической работы.

    Журнал «Учета посещаемости учащимися логопедических занятий».

    Индивидуальные программы на каждого учащегося.

    Речевые карты на каждого учащегося.

    Индивидуальные планы речевой коррекции.

    Поурочные планы работы.

    Расписание логопедических занятий.

    Протоколы обследования устной и письменной речи учащихся.

V. ПМПк.

    Принимала участие в работе ПМПк.

    Обследовала учащихся для школьного ПМПк.

    Предоставляла логопедические представления, логопедические заключения и рекомендации.

    Принимала участие в разработке индивидуальных программ.

    Отслеживала динамику речевого развития учащихся.

    Готовила необходимую документацию к заседаниям ПМПк.

    Участвовала в работе ПМПК Инсарского муниципального района в качестве дефектолога.

Таким образом, годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы на учебный год выполнен.

Проанализировав коррекционно-логопедическую работу за прошедший учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что задачи, поставленные в начале учебного года, решены, намеченные цели достигнуты.

Представление собственного иновационного педагогического опыта опубликовано

на сайте

Связь логопедии и русского языка очевидна и не нуждается в особых доказательствах. Работа в специальной коррекционной школе седьмого вида для детей с задержкой психического развития (сейчас ГБСКОУ для детей с ОВЗ) более 15 лет учителем-логопедом и учителем русского языка ещё раз подтверждает это.

Речь – основное понятие, связывающее две науки. Нарушения речи – общая проблема для учителей и логопедов специальных коррекционных школ. Развитие речи (в широком понимании) является общей задачей.

Одинаково важны и часты в употреблении десятки слов, понятий, терминов. Например: язык, норма, речь устная и письменная, диалогическая и монологическая, развитие речи, коррекция речи, формирование, воспитание, речевые умения и навыки, звуки, буквы, слова, предложения, лексика, грамматика, текст, пересказ, чтение, письмо, общение, речевые игры, ребусы, правильность, красота речи, культура, овладение, понимание, языковое чутьё, словарь и т. д.

Перекликаются и направления работы. Логопедия и русский язык (как школьный предмет) – педагогические науки, призванные воспитывать, развивать личность посредством развития речи (в широком смысле). На тех и других занятиях учителя ставят задачи обогащения словарного запаса, развития грамматического строя речи, развития логического мышления, различных видов анализа и синтеза, орфографической зоркости, коммуникативных навыков, формирования чувства любви к родному языку, понятия красоты речи. Большое значение придается развитию умения слушать, развитию слухового внимания, обучению связному высказыванию.

Учитель русского языка и учитель-логопед требуют правильной, четкой, в меру громкой и медленной речи, полного ответа на вопросы, и сами должны являться образцом для речевого подражания.

Логопедическое воздействие (как и воздействие уроками русского языка) осуществляется словесными, наглядными и практическими методами. В процессе формирования правильной речи специалисты коррекционного учреждения учитывают общедидактические и методические принципы обучения (связь умственного и речевого развития, коммуникативно-деятельностный подход, стимуляция речевой активности, формирование элементарного осознания языковых явлений) и опираются на принципы коррекции речи.



И тем, и другим специалистам необходимо знание и понимание практического значения основных принципов русской орфографии (фонетического, традиционного, морфологического).

Общими для логопедических занятий и уроков русского языка являются и многие темы: «Ударение», «Гласные и согласные», «Звуки и буквы», «Точка и большая буква в предложении», «Ь» и т.д. Логопеды работают на своих занятиях с сочетаниями «ши-жи», «чу-щу», с безударными гласными, предлогами и приставками. При планировании занятий логопед определяет не только логопедическую, но и грамматическую тему (сочетая материал с определенной лексикой).

Логопедическая работа ведется с учетом программного материала по русскому языку. В средних классах коррекционных школ при коррекции дизорфографии в планирование включаются все основные (имеющие практическую значимость) темы соответствующего класса. Учителя русского языка могут использовать на своих уроках логопедические упражнения для закрепления определенных умений, для развития различных сторон речи.

Учителя – логопеды и учителя русского языка часто используют одни и те же игры, упражнения, задания, одинаковую литературу с речевыми развивающими играми, занимательным материалом по русскому языку (например, всем известные книги В. Волиной). Ребусы, кроссворды, загадки, занимательные рассказы о явлениях и тайнах языка являются богатейшим материалом для уроков русского языка и логопедических занятий.

Похожи и некоторые виды заданий:

Найти, подчеркнуть (буквы, слова и т.д.)

Вставить пропущенные буквы, слова

Подобрать или образовать пару

Проговорить про себя, вслух по одному, хором

Распределить по группам

Составить слово (из букв, слогов), предложение

Найти ошибку

Выписать

и многие другие.

Личный опыт позволяет говорить о большей эффективности, более высокой результативности у учащихся при такой организации работы, когда уроки русского языка в средней школе ведёт учитель, занимающийся с этими же детьми логопедией в начальной школе (по необходимости – и в средней). Конечно, такой вариант является исключением из правил. Тогда учителям-логопедам и учителям русского языка очень важно работать в тесном сотрудничестве.

Учителя-логопеды и учителя, преподающие русский язык, могут организовать различные формы взаимодействия:

Создание логопедами «логопедических минуток» для использования на уроках русского языка.

Включение материала русского языка в логопедические занятия.

Проведение интегрированных коррекционных занятий

Проведение совместных заседаний МО.

Взаимопосещение уроков.

Ведение тетрадей взаимосвязи.

Создание стендов и папок с полезной друг для друга информацией

Совместная проверка письменных работ и техники чтения.

Индивидуальные беседы и консультации.

В данной статье мы не касались принципиальных отличий в подходах к воздействию на учащихся на уроках русского языка и логопедических занятиях, в программах, в требованиях, в оценивании деятельности учащихся, в формах проведения. В кратком изложении основы работы указанных выше учителей мы попытались показать то общее, что связывает эти две науки, - формирование правильной речи как общую задачу работы специалистов по логопедии и русскому языку.

Одним из главных условий успешного обучения ребёнка с речевыми нарушениями в общеобразовательной школе является тесное взаимодействие всех специалистов, работающих с ним: логопеда, учителя, психолога. Подход к работе по устранению речевых нарушений должен быть комплексным.

В настоящее время в школу приходит много детей с низким уровнем речевого развития. Анализ устной речи первоклассников, показывает, что только у 30 % учащихся накоплен достаточный речевой опыт, необходимый для овладения грамотой. У многих начинающих обучение школьников наблюдается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, недостаточно сформированный грамматический строй, бедный и недифференцированный словарный запас, неумение составить связное высказывание. Они оказываются недостаточно подготовленными к языковым наблюдениям, сравнениям, обобщениям и испытывают трудности в освоении грамоты. Такие дети требуют к себе особого внимания учителя и нуждаются в помощи учителя – логопеда. К сожалению, учитель-логопед не имеет возможности оказать помощь каждому ученику. В этих условиях он может использовать в своей работе технологию консультативного сопровождения. Технология применяется для организации тесного сотрудничества с учителем. От этого сотрудничества во многом зависит, смогут ли учащиеся с речевым недоразвитием преодолеть трудности в обучении.

Условия эффективного сотрудничества:

· установление партнёрских отношений в процессе сопровождения ребёнка;

· учитель принимает помощь и поддержку логопеда, доверяет ему, а логопед помогает учителю занять активную позицию в решении учебной проблемы ребёнка;

· учитель-логопед должен хорошо знать содержание учебных программ, по которым обучаются школьники, чтобы на своих занятиях учитывать уровень программных требований;

· учитель осваивает логопедические приёмы, чтобы его работа становилась более квалифицированной и эффективной;

· в процессе взаимодействия происходит обмен опытом, взаимное обогащение.

Формы сотрудничества:

· консультации, которые посвящаются анализу учебных проблем, разработке программ и выбору средств реализации программ комплексного индивидуального сопровождения каждого ученика, имеющего речевые нарушения;

· индивидуальные беседы и консультации, проводимые в рабочем порядке;

· тематические консультации;

· круглые столы и семинары для педагогов;

· взаимное посещение занятий и уроков.

Наталья Попова

Слайд № 1

Попова Наталья Валерьевна, учитель – логопед , детский сад № 40 «Бригантина» , г. о. Балашиха.

Слайд № 2

Уважаемое жюри, уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию опыт работы по теме : «Инновационные методы и приемы в работе учителя - логопеда ».

Слайд № 3

Актуальность.

В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса в детском саду.

Инновационные методы , не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей, способствуют оздоровлению всего организма, что и подтверждает мой педагогический опыт .

Слайд № 4

Красивая, чистая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей дошкольного возраста, в чем и состоит цель моей работы .

Слайд № 5

Через использование инновационных методов и приемов я решаю следующие задачи. А именно :

развиваю : языковые компоненты речи (фонетический, лексический, морфологический, синтаксический) и умение применять их на практике;

Артикуляционную, мелкую и общую моторику;

ВПФ (речь, воображение, мышление, память) ;

Активность, самостоятельность, творчество;

Мимические, пантомимические навыки;

Невербальный навык общения;

Формирование положительного психо – эмоционального состояния ребенка;

Снижение вероятного переутомления, снятие мышечного напряжения.

Слайд № 6

В своей практике я использую следующие инновационные методы и приемы :

Креативная игротерапия (пескотерпия) ;

Камешки Марблс;

Вокалотерапия;

Сказкотерапия;

Куклотерапия;

Логопедический массаж;

Ритмодекламацию;

Кинезиотерапию;

Су – джок терапию;

Информационную технологию обучения.

Слайд № 7

Но сегодня остановиться я хочу на более ярких методах и приемах , которые применяю в своей практике.

Слайд № 8

В индивидуальных занятиях каждый логопед классическую методику и приемы для развития артикуляционной моторики. Я разработала авторское пособие «Живое» зеркало», где метод показа и объяснения наиболее эффективен, так как ребенок концентрирует свое внимание на четком выполнении артикуляционного упражнения.

Вот и ты, вот и я,

Посмотри – ка на меня!

Это зеркало,

Оно – отражение твое!

Будем весело играть,

Упражненья повторять!

А чтобы вызвать интерес, желание заниматься, стремление выполнить правильно упражнение, я использую волшебные фигурки, как сюрпризный момент.

Слайд № 9

Вокалотерапия.

Дети очень любят петь. Я считаю, что при пропевании чистоговорок, потешек под музыкальное сопровождение улучшается общее психофизическое состояние детей. Данный метод развивает ритмичность, выразительность, стимулирует речевые функции, нормализует просодическую сторону речи.

Потешка «Жук» (Е. Железнова) .

Жук, жук, пожужжи.

Как летаешь – покажи.

Жу – жу – жу.

- Я летаю и жужжу :

«Жу – жу – жу» .

Слайд № 10

Ритмодекламация.

В сочетании с вокалотерапией я использую ритмодекламацию. В работе с детьми я применяю деревянные палочки и тексты для речевых игр. Тексты подбираю простые, чтобы легко запоминались. Чаще всего это образцы устного народного творчества – песенки, потешки, колыбельные, прибаутки.

Простота выбранного текста позволяет больше времени уделить не его заучиванию, а развитию ритма, дикции, четкой артикуляции, правильному звукопроизношению.

Ножки, ножки, вы шагали?

Мы шагали, мы шагали.

Ножки, ножки, вы бежали?

Мы бежали, мы бежали.

Ножки, ножки, вы устали?

Мы устали … Мы устали …

Слайд № 11

Один из наиболее эффективных методов по развитию речи я применяю метод синквейн .

Синквейн помогает найти наиболее существенный элемент в большом информационном материале. Делать выводы и кратко их формулировать. Он развивает речь, мышление, память, интерес к окружающему миру.

Синквейн – это маленький стих из пяти строк, без рифмы.

А теперь поиграем в синквейн.

Время года зима. Давай составим синквейн о зиме.

1. Начинаем с предмета. Что? Зима.

2. Зима какая? (Лютая, трескучая) .

3. Зима что делает? (Кружит, завывает, метет) .

4. А теперь сделаем вывод и кратко его сформулируем в одном предложении. (Падают пушистые снежинки) .

5. Слово – ассоциация. (Волшебство) .

«Зима» .

1. Зима. 2. Лютая, трескучая.

3. Кружит, завывает, метет. 4. Падают пушистые снежинки.

5. Волшебство!

Слайд № 12

А для развития связной речи я использую камешки Марблс. Они помогают окунуться в мир игры, сказок, чудес и волшебства.

Формируют правильный захват камешка пальчиками, развивают ВПФ, ориентировку на плоскости, в пространстве, развивают фантазию.

Говорим и отдыхаем,

Камешки перебираем,

Разные - разные :

Голубые, красные,

Желтые, зеленые,

Легкие, тяжелые.

Я использую художественное слово по лексической теме, дети волшебными камешками выкладывают сюжет сказки. Это помогает им в составлении своего рассказа.

Я хочу вам продемонстрировать использование данного метода на практике .

Рассказ «Снегири» .

Конец зимы. Наступило самое тяжелое время для птиц. Все ягодки, все зернышки в лесу уже съедены! И прилетают птички поближе к человеку. Люди - добрые. Они пожалеют несчастных пташек и покормят их : кого крошками, кого зернышками, а кого сальцем, да маслицем.

Вот и к тебе, прилетели снегири. Красивые птицы снегири : на голове черная шапочка, а грудка красная.

Любят снегири ягодки. Но их на ветках почти не осталось. Снегири просят тебя помочь им – заполни эти веточки ягодками.

Слайд № 13

Моя практика не ограничивается только работой с детьми . Я включаю в коррекционно – развивающий процесс и родителей. Выступаю в роли партнера, наставника, консультанта.

Оптимизм, терпение и целеустремленность помогают мне установить эмоциональный контакт, объединить родителей в коллектив, снять коммуникативное напряжение. Для этого я использую, мастер – классы, консультации, анкетирование.

Слайд № 14

Я с удовольствием делюсь с коллегами профессиональным опытом на семинарах , методических объединениях , круглых столах.

Мои статьи публикуются на разных интернет – ресурсах, журналах.

Я стремлюсь к тому, чтобы в моем общении, взаимодействии с коллегами всегда была радость, творческое начало, постоянное желание что – то изменить, идти вперед, искать новые подходы в решении непростых задач педагогической практики.

Слайд № 15

Инновационные методы и приемы , которые я применяю в своей работе эффективны , так как вижу положительные результаты.

Спасибо за внимание. Всего доброго!



Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Использование нетрадиционных методов в работе учителя-логопеда ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 176» Консультация для педагогов ««Использование нетрадиционных.

Нетрадиционные методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ Нетрадиционные методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ Нетрадиционные методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ Методическое.

Обобщенный педагогический опыт учителя-логопеда Обобщенный педагогический опыт Тема опыта: «Развитие мелкой моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в.

Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с педагогами на 2016–2017 гг Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с педагогами на 2016-2017 гг. Цель - создание педагогической среды, направленной на своевременную.

Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с педагогами на 2016–2017 уч. г. Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с педагогами на 2016-2017 уч. г. Цель - создание педагогической среды, направленной на коррекцию.

Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с родителями на 2016–2017 гг. Цель – привлечение семей воспитанников к активному сотрудничеству в плане поиска единых подходов к коррекции речевых нарушений воспитанников.

Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с родителями на 2016–2017 уч. год Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с родителями на 2016-2017 уч. год Цель работы с родителями - активизировать родителей, создать.

Преемственность деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога в работе с детьми с задержкой психического развития Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной.

Сообщение из опыта работы «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми логопедической группы» Я работаю воспитателем на логопедической группе, работа нашей группы строится на тесном контакте с учителем – логопедом. В своей работе.

Использование деятельностного подхода в работе учителя-логопеда с семьей воспитанников ДОУ 30 марта 2016г. проходила областная научно-практическая конференция "Современное образование в островном регионе: опыт, проблемы и перспективы.

Библиотека изображений: