Многими руководителями проектов многозадачность была высоко оценена, как секрет достижения успеха на рекордных скоростях. Но за прошедшие годы, это утверждение было развеяно.

Опубликованные исследования, направленные на опровержение заявленного преимущества многозадачности, призывают деловое сообщество фактически вывернуть процесс многозадачности наизнанку, чтобы определить, чем этот режим является, союзником или врагом? Насколько это может повлиять на личностные профессиональные качества? Многозадачность, также может нанести вред хозяйствующему субъекту, независимо от того, семейный это бизнес или компания из ТОП-списка.

Вы все еще думаете, что можете выполнить большую работу по вашему проекту, если вы одновременно отвечаете на электронные письма, находясь на конференции и помогая коллеге разобраться в полученном отчете? Читайте дальше, и мы рассмотрим 7 возможных недостатков многозадачности.

1. Потеря фокуса

Работниками и работодателями, которые часто переключаются на различные задания и проекты в конечном итоге возникают проблемы с отделением первостепенных задач от неважных.

Они распыляют свое время и внимание настолько, что не могут извлечь важную ключевую информацию и опыт из каждого задания, над которым они работают. И хотя многие задачи по проекту являются повторяющимися и даже несколько административными, долгосрочные последствия многозадачности могут помешать вам оставаться сфокусированным и собранным.

Говорите ли вы по телефону с клиентом или проверяете ваши сообщения в электронной почте, разделите свое время на небольшие блоки для решения конкретных задач и проверяйте их по вашему списку по одному.

2. Потеря памяти

Многозадачность может быть одной из самых активных деятельностей вашего мозга. Это может привести к чрезмерной стимуляции познавательной функции, что, в конечном счете, может привести к потере памяти.

Темп снижения восприимчивости памяти может быть дополнен другими предрасполагающими факторами, такими как возраст, окружающая среда, и существующие условия здоровья. Если вы не ориентированы на проект, отвлекаетесь на постоянные коммуникации с навязчивыми коллегами, общаетесь по телефону по тема, не связанным с проектом или сидите в социальных сетях, то будет сложно, или практически невозможно, вернуться к тому месту где вы были прерваны. Имея слишком много внешних раздражителей, которые возникают одновременно, мозг не может четко различать между тем, что действительно важно для вашего проекта, а что случайное фото котиков.

3. Снижение производительности

Конкуренция в бизнесе в основном сводится к тому, что побеждает тот, кто работает лучше. Успех проекта также зависит от производительности и личных качеств менеджера проекта. Чтобы быть успешным, вам нужно удалить как можно больше недостатков или “ошибок”, из ваших рабочих бизнес процессов, для того, чтобы получить максимальную отдачу от вашего времени и членов команды.

Бесшовные операции в бизнес процессах, однако, не могут быть достигнуты с ленивой командой. Если ваши сотрудники не работают на оптимальном уровне, чаще всего это проблема многозадачности. Они могут прикрываться соображениями на тему того, что жонглирование многими проектами одновременно, непосредственно увеличит их производительность. Пришло время положить этому конец! Переключение между задачами может быть контрпродуктивным для прогресса.

4. Неорганизованность

Члены команды начинают выполнять новую задачу, в то время как существующие задачи все еще находятся в списке недоделанных дел. В результате их нагрузка в течение недели увеличивается. Приходят новые задания, которые еще больше ухудшают невыполненные задачи, которые должны быть выполнены.

Офис без документов – это не реально для большинства людей (или даже желательно). Задачи приносят с собой записки, бумажки, распечатки и так далее. Добавление большего количества документов в такую ситуацию, создает захламленное рабочее место, что в конечном итоге превращается в потерю производительности.

5. Противоречивые результаты

Многозадачность может работать, показывая определенные достижения, но она также имеет риск получения противоречивых результатов. Опасность заключается в том, что люди на самом деле не в полной мере обладают способностями, для определения важности каждой задачи и выставления приоритетов соответствующим образом.

В какой-то момент, вы будете управлять членами проектной команды, ориентируясь на неправильные пункты или задачи из всех основных аспектов проекта. Создаются эфимерные показатели успешности будущего проекта.

6. Повышенный уровень стресса.

Вы не обязательно чувствуете это сразу же, привычка переключения между задачами может создать дополнительный стресс для вашей, уже напряженной, рабочей недели.

Как уже упоминалось ранее, мозг получает много входных данных при многозадачности, поэтому он устает быстрее и имеет более высокий риск выгорания. Например, участие в важных телефонных переговорах и одновременная попытка сделать таблицу для предстоящей презентации может оказать двойное давление на вас.

7. Увеличение расходов.

Финансовые последствия многозадачности могут расшатать шансы на выживание вашего бизнеса в целом. В самом деле, согласно докладу KRONOS, инновационные британские компании терпят убытки в размере около £60 млрд в год из-за потери времени на работников, выполняющих ненужные задачи.

Причиной этого является отсутствие творчества и повсеместный характер отвлечений на рабочем месте. Когда сотрудники теряют фокус, их компании не вписываются в соответствующие финансовые показатели. Это может повлиять на вашу способность для достижения целей проекта, или реализовать ваши проекты в рамках бюджета.

Чтобы избежать необходимости работать в многозадачном режиме, убедитесь в вашей команде проекта есть план, который направляет всех на каждом этапе пути, в достаточной мере, чтобы выполнить работу эффективно.

Поощряйте свою команду, чтобы она планировала свои ежедневные нагрузки, так, что им не придется выполнять множество задач в один день или неделю. Это не только поможет вашему проекту в целом, но и отдельные участники проектной команды также извлекут выгоду из повышения внимания к их развитию и улучшению общего состояния здоровья.

Многозадачность - это требования настоящего времени. Мы должны все успевать, делать качественно, много и в срок. Кто-то с легкостью живет в таком режиме, а кто-то совсем не может эффективно выстроить свою работу.

Конечно, многозадачность мы относим больше к рабочим делам. Поэтому и хотелось бы разобрать несколько практических советов, которые помогут быть лучше и сильнее.

1. Многозадачность - это не круто. Круто - это когда ты любое начатое дело выполняешь очень качественно. Затем берешься за другую задачу и снова выполняешь ее. Доделывайте все то, что вы начинаете. Отвечаете на звонок - будьте вовлечены на 100% в диалог. Прочитали в почте письмо - дайте ответ. И так любое дело, пусть даже незначительное.
2. Планируйте свой день, неделю, месяц и т.д. Выписывайте все задачи, которые необходимо сделать. Затем ранжируйте их по значимости и по скорости выполнения. Соответственно, в-первую очередь, сделайте те дела, которые можно быстро и легко доделать. Увидите, что список с задачами очень сильно облегчился. Но в нем остаются сложные задачи - разбивайте их на части, так вы сможете каждый день понемногу двигаться к выполнению большой и сложной задачи.
3. Устанавливайте себе напоминания на телефон или компьютер. Если вы понимаете, что ваш календарь переполнен, или вы забываете многие вещи, то смело делайте себе напоминания. Так вы будете качественнее работать и больше успевать.

Очень часто бывает так, что вы много делали, а по факту ничего не доделали. Это происходит из-за того, что вы рассеялись на много дел одновременно, то есть не сосредоточились и качественно не подошли к выполнению задачи. Либо не оптимизировали выполнение какой-либо задачи, например, чересчур долго проводили совещание или взяли на себя новую задачу, хотя понимаете, что многое не успеваете сделать в срок. Очень важно оценивать свою реальную занятость, поможет этому нормирование своего дня (хронометраж). Попробуйте пару-тройку дней записывать за собой весь свой день, с первой до последней минуты. Вы сами сможете оценить свою неэффективность.

Вообще, огромная проблема человечества состоит в том, что никто не ценит время других. Это проявляется во многом. Пример того, как это отражается в работе:

Вы написали письмо и указали, что ждете ответа от адресата, а тот, в свою очередь, не отвечает. При этом вы не можете отпустить задачу, потому что вам еще не ответили. Вы пишете еще раз, звоните и просите ответить.Очевидно, что вы потеряли много времени зря.

Ваш руководитель/коллега организовал совещание, которое затянулось на два часа, хотя планировалось на 20 минут, получается, что 1 час 40 минут - это время, которое было потрачено неэффективно. Вам пришлось перенести ранее запланированные задачи и думать, когда закончить свои сегодняшние задачи.


Поэтому крайне важно думать о своих коллегах, важно не воровать время других.

, ВИР от 11.02.2012 , ВИР от 22.02.2012
Эффективный менеджер нового типа - о нём много говорят. ОРКОША задался вопросом: что даёт основания считать менеджера эффективным и что именно нового есть в современных эффективных менеджерах.

ЖЕЛАНИЕ И СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ И РАЗВИТИЮ

  1. Умение воспринимать новую информацию и способность/нацеленность на постоянное обучение и совершенствование
  2. Готовность к обучению
  3. желание учиться новому
  4. легко обучаемые
  5. желание расти и развиваться
  6. Готовность к обучению, стремление к развитию

Любые коммуникации в более-менее замкнутом сообществе довольно часто становятся скучными и однообразными. Наилучшим способом разнообразить эти коммуникации является, по-видимому, обучение, дающее новую пищу для обсуждений. А большинство обсуждений в приятном обществе, не приводящих в процессе самого обсуждения к каким-либо эксцессам связано с тем, чтобы что-нибудь придумать . Поэтому вполне закономерно, что на следующем месте по востребованности качеств российских менеджеров мы видим креативность и склонность к инновациям.

КРЕАТИВНОСТЬ И СКЛОННОСТЬ К ИННОВАЦИЯМ

  1. склонность к новаторству
  2. умение находить творческие решения
  3. творческий подход к работе
  4. способность и готовность мыслить творчески,
  5. способность видеть возможность улучшения в любом процессе, открытость к поиску новых решений, готовность поддерживать перемены
  6. творческий подход к работе

продолжение следует



Применительно к новым технологиям термин «многозадачность» (или «мультизадачность», от англ. multitasking) означает одновременное использование нескольких приложений и легкое переключение между ними.

Правда, некоторые разработчики мобильных приложений все-таки увлекались идеей разделенного экрана (англ. split screen). Многозадачный режим, выводящий на экран два приложения сразу (одно над другим), работает на многих гаджетах Samsung. А в Windows 8 для планшетов окна приложений размещаются бок о бок. Но, редко кто из владельцев устройств Samsung или планшетов на базе Windows 8 использует эту функцию: она уменьшает и без того маленький экран и людям приходится работать в крохотных окнах.

Samsung Galaxy Note в режиме многозадачности: приложения CNN (сверху) и Evernote (снизу) делят экран на два окна.

Windows 8 поддерживает отображение двух приложений рядом (Internet Explorer слева и Карты справа).

Несмотря на современный тренд к увеличению экранов мобильных телефонов, самыми удобными и эргономичными остаются гаджеты небольших размеров. Но, чем меньше экран, тем меньше места на нем для отображения контента. Поэтому пользователи смартфонов чаще взаимодействуют с интерфейсом (например, чаще пользуются скроллингом) чтобы просмотреть тот же объем контента, что и на мониторе компьютера.

Им приходится вспоминать больше информации, чтобы понять прочитанное, потому что они не могут так же легко обратиться к просмотренному ранее тексту. Люди в два раза хуже воспринимают прочитанное с экрана мобильного, чем с монитора настольного компьютера. Чем меньше полезное пространство экрана, тем хуже восприятие.

Если нельзя отображать приложения бок о бок, остается упрощать переключение между ними. iOS использует двойное нажатие кнопки «домой» для доступа к галерее или «карусели» (англ. carousel) запущенных приложений. При условии, что открыто не слишком много программ, пользователи могут достаточно легко переключаться между ними.

Двойное нажатие кнопки «домой» на iOS открывает «карусель» запущенных приложений.

Вплоть до Lollipop (последней версии OS Android) у устройств на базе Android тоже была кнопка «Недавние приложения». Разработка Android была даже удачнее, чем у iOS, потому что на экране отображалось до четырех разных элементов одновременно: переключиться на нужное приложение было проще.

В предыдущих версиях OS Android список «недавних приложений» открывался нажатием одноименной кнопки.

В Android 5.0 Lollipop этот список заменили «колодой» карточек, выглядывающих одна из-за другой и отображающихся с помощью техники визуализации «рыбий глаз» (aнгл. fisheye-visualization technique): недавно открытые элементы изображены более детально, чем запущенные давно, — благодаря чему экран вмещает больше приложений одновременно.

В обновленном списке запущенных приложений в Lollipop появилось еще одно новшество: теперь можно открывать несколько вкладок внутри одного приложения, как в браузере. Например, если вы переписываетесь с двумя друзьями одновременно, вы получите быстрый доступ к каждой переписке в отдельности — обе вкладки будут отображаться в виде миниатюр в списке недавних приложений.

В дизайне Android 5.0 Lollipop применяется fisheye-визуализация, позволяющая отображать больше элементов в списке «Недавних приложений» и видеть несколько разных вкладок из одного приложения.

Такой подход к многозадачности не устраняет проблему совмещения нескольких источников информации на одном экране, но зато решает вопрос сохранения работы: если вы выполняете две разных задачи в приложении, вам не придется копаться в интерфейсе и восстанавливать контекст для перехода от одной задачи к другой. Теперь каждая отдельная задача сохраняется в «замороженном» виде, а доступ к другим задачам открывается парой касаний.

Обновленный дизайн списка запущенных приложений у Android — это, безусловно, плюс, потому что он устраняет лишние шаги и существенно снижает (по крайней мере частично) затраты на взаимодействие (англ. interaction cost). Но вам все равно придется искать нужную вкладку в довольно большой «стопке карточек». Тем более, что количество карточек в «колоде» может значительно увеличиться, если каждому приложению будет позволено создавать множество вкладок. (Эта «карточная колода» — по сути тоже «карусель», а карусели требуют последовательного доступа вместо прямого). И, помните, что карточный вид на самом деле не помогает пользователям собрать информацию, рассеянную по нескольким источникам: людям все равно придется запоминать необходимое.

Действительно ли нужен режим многозадачности на смартфонах?

Продвинутая мультизадачность на телефонах — это проблема курицы и яйца: пользователи о ней не просят, потому что на маленьких экранах они не выполняют сложных задач, требующих нескольких источников информации. Но можно возразить, что они не исполняют таких задач, потому что современные смартфоны плохо поддерживают многозадачность.

Чтобы улучшить поддержку мультизадачности на телефонах, от разработчиков требуется следующее:

  • Дизайнеры мобильных платформ (Apple, Google, Microsoft, Samsung и т.д.) должны изобрести новые способы быстрого перехода между приложениями и обратить пристальное внимание на переключение между двумя последними программами (случай с календарем и электронной почтой как пример).
  • Разработчики приложений и веб-сайтов (большинство из вас) должны помнить, что людям часто требуется работать с двумя (и более) объектами одновременно, а за последние 15 лет основной функцией интернета стала помощь пользователю в сравнении и выборе из альтернатив. Нужно обеспечить удобство сопоставления объектов и переключения между последними просмотренными элементами.

Если улучшить эти аспекты, люди наверняка станут чаще использовать режим многозадачности на мобильных устройствах. Ясно одно: мультизадачность необходима в ключевых пользовательских сценариях (англ. the highest-value use cases), поэтому продвинутая поддержка многозадачности приведет к более полноценному использованию ваших продуктов, приложений и лендингов.

Забудьте о невидимости или способности летать. Единственная сверхспособность, о которой мы мечтаем сегодня, - делать несколько разных вещей одновременно. Однако, в отличие от любой другой суперсилы, способность работать в многозадачном режиме часто встречается в качестве основного требования для трудоустройства.

Некоторые из вас наверняка могут вспомнить, как сидели за компьютерами или планшетами с мультитачем, постили статусы в Twitter и в то же время уплетали стейк с холодным апельсиновым соком. Другие читают на Kindle, тыкая в смартфон и глядя на телевизор в углу с двумя строчками бегущих субтитров. Мы не задумываясь отправляем коллеге email с предложением выпить кофе, ведь мы уверены, что он прочитает письмо в течение нескольких минут.

Проще говоря, так и работает современный мир. - это такая же способность, как читать или складывать числа, настолько фундаментальная, что воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Делать одно дело за раз - это для неудачников. Вспомним, как Линдон Джонсон (Lyndon Johnson) отзывался о Джеральде Форде (Gerald Ford): «Форд - хороший парень, только он не может одновременно жевать жвачку и ходить».

Подъём мультизадачности стимулируется развитием технологий, а также социальными изменениями. Мужья и жёны теперь не делятся на кормильцев и домохозяек - теперь каждый должен быть и тем и другим. Работа и увлечения могут быть неотделимы друг от друга. Ваши друзья могут связаться с вами, даже если вы на работе, отправив вам email в 10 часов утра. А ваш босс может позвонить на мобильный в 10 часов вечера. Вы можете сделать покупки, сидя за рабочим столом, и держать под контролем рабочие вопросы, стоя в очереди в супермаркете.

Это хорошая перемена во многих отношениях. Как прекрасно иметь возможность делать важные вещи и не тратить время впустую. Как восхитительно многообразие во всех его проявлениях! Больше не приходится жить в монотонном тейлористском мире, где нужно было полностью сосредоточиться на однотипных задачах, пока не сойдёшь с ума.

И всё же мы начинаем понимать, что блага многозадачной жизни не так однозначны. Мы чувствуем себя загруженными делами, которые может понадобиться сделать в любой момент. Мы чувствуем, что нас могут вызвать в любое время.

Нас беспокоит страшный аппетит наших детей, которые делают всё сразу: пролистывают домашнее задание, переписываясь в WhatsApp, слушая музыку и смотря «Игру престолов».

Согласно недавнему исследованию Сабрины Пабилониа (Sabrina Pabilonia) из Бюро статистики труда США, более половины времени, отведённое на домашнее задание, ученики слушают музыку или смотрят телевизор - иначе говоря, работают в многозадачном режиме. И эта тенденция только набирает обороты. Может, у них действительно получается обрабатывать всю поступающую информацию? Они думают именно так, несмотря на то что исследования свидетельствуют об обратном.

Сейчас можно наблюдать ответную реакцию на многозадачность - своего рода кампанию самопомощи. Живой пример - краудфандинговый проект на Kickstarter в декабре 2014 года. За 499 долларов - больше, чем за многофункциональный ноутбук - можно было приобрести Hemingwrite, компьютер с хорошей клавиатурой, маленьким E-Ink-экраном и автоматической отправкой набранного текста в облачное хранилище. С Hemingwrite нельзя отправить email. С Hemingwrite нельзя посмотреть YouTube, нельзя почитать новости. Можно только печатать. Кампания Hemingwrite собрала более 3 миллионов долларов.

Пример Hemingwrite (после ребрендинга компания называется Freewrite) демонстрирует, что справиться с многозадачностью можно при помощи самоограничения

Появляются программы вроде Freedom или Self-Control, их можно установить в свой браузер, чтобы отключить его на определённое время. The Villa Stéphanie, отель в Баден-Бадене, предлагает дополнительную услугу в номерах люкс: маленький серебряный переключатель рядом с кроватью, которым можно активировать блокатор беспроводных сетей, чтобы не соблазняться интернетом.

Линия между противниками проведена. С одной стороны, современная культура рабочего места, которая требует, чтобы вы были готовы прерваться в любое время. С другой - приверженцы однозадачности, которые настаивают на том, что многозадачность - это заблуждение и что главное - на самом важном. Кто из них прав?

Цена поведения

Существует достаточно доказательств в подтверждение того факта, что нам следует фокусироваться на одном деле за раз. Обратимся к исследованию Дэвида Стрэйера (David Strayer), психолога из Университета Юты. В 2006 году Стрэйер и его коллеги использовали высокоточный симулятор вождения, чтобы сравнить продуктивность водителей, которые переписываются по телефону за рулём, и водителей с превышенным содержанием алкоголя в крови (по законам США). Стиль вождения «разговорчивых» водителей не был агрессивным или рискованным, как у пьяных, но они были опасны в другом отношении. Водители с телефонами намного медленнее реагировали на события за пределами автомобиля и не замечали указателей вокруг. Неутешительный вывод Стрэйера был таков: вождение с параллельным использованием мобильного телефона так же опасно, как и вождение в нетрезвом виде.

В этом исследовании был ещё один важный вывод: не имеет значения, разговаривает ли водитель, держа телефон в руке, или по громкой связи. Проблемы из-за разговоров за рулём появляются не из-за нехватки рук. А из-за нехватки умственных ресурсов.

Тем не менее это открытие не произвело большого впечатления на общественное мнение или законодателей. В Великобритании, например, запрещено использовать телефон при помощи рук во время вождения, а говорить по телефону в режиме громкой связи - абсолютно законно. Мы рады согласиться, что у нас всего лишь две руки, но отказываемся признать, что у нас всего лишь один мозг.

В другом исследовании Стрэйер доказал, что мы к тому же неверно оцениваем собственные способности к многозадачности. Участники исследования, которые утверждали, что могут долго и в многозадачном режиме, неудовлетворительно справились с тестами на способности к многозадачности. Они систематически переоценивали свои возможности и хуже контролировали эмоции. Другими словами, желание работать в многозадачном режиме - явный признак того, что вам, скорее всего, не стоит этого делать.

Мы можем не сразу понять, что многозадачность нам мешает. Впервые я воспользовался Twitter, чтобы комментировать общественное мероприятие во время телетрансляции правительственных дебатов в 2010 году. Ощущение живого общения мне понравилось: я мог просматривать аргументы кандидатов и постить ответы, сочинять свои 140-символьные глубокомысленные изречения и смотреть, как их расшаривают. Я чувствовал себя полностью вовлечённым в происходящее. И только в конце дебатов я осознал, к моему большому удивлению, что не могу вспомнить ровным счётом ничего из того, что говорили Браун, Кэмерон и Клегг.

Исследование, проведённое в Калифорнийском университете, подтверждает, что мой опыт не уникален. Трое психологов: Карин Фоерд (Karin Foerde), Барбара Ноултон (Barbara Knowlton) и Рассел Полдрэк (Russell Poldrack) - демонстрировали студентам серии карточек с символами на них, а потом просили сделать прогноз, если они поняли паттерн (систему). Некоторые из этих прогнозов были сделаны в многозадачной среде, где студентам также приходилось прислушиваться к записи с низкими и высокими тонами и высчитывать самый высокий из них. Вы могли подумать, что делать прогноз и в то же время стараться сосредоточиться на звуках - это слишком большая нагрузка. На самом деле нет. Студенты были достаточно подготовлены и могли распознавать паттерны со звуковыми подсказками или без них.

Но вот в чём загвоздка: когда исследователи после выполнения задания задали более общие вопросы о паттернах, стала ясна вся цена многозадачного поведения. Студенты изо всех сил старались отвечать на вопросы о прогнозах, которые они сделали в многозадачной среде. Они успешно справились с обоими заданиями, но не узнали ничего, что могли бы применить в другом контексте.

Это неутешительное открытие. Когда мы отправляем email во время , мы не делаем это внимательно. Согласно выводам психологов, чувство понимания может оказаться иллюзией, и только потом вы обнаруживаете, что на самом деле многого не запомнили или не можете гибко применять свои знания. Это значит, что из-за многозадачности мы становимся забывчивее - ещё одна черта, которая делает нас немного похожими на пьяниц.

Первые «многозадачники»

В 1958 году молодой психолог Бернис Эйдусон (Bernice Eiduson) приступила к долгосрочному исследовательскому проекту. Как оказалось, настолько долгосрочному, что она не дожила до его завершения. Эйдусон изучала подход к работе сорока учёных, преимущественно мужчин. Она периодически, раз в несколько лет, опрашивала их и проводила психологические тесты. У некоторых учёных карьера закончилась крахом, другие же достигли серьёзных успехов. Четверо получили Нобелевскую премию, ещё двое рассматривались как серьёзные претенденты на неё. Нескольких человек приглашали присоединиться к Национальной академии наук.

После смерти Эйдусон её коллеги опубликовали анализ работ Бернис. В частности, Роберт Рут-Бернштейн (Robert Root-Bernstein), Морин Бернштейн (Maurine Bernstein) и Хелен Гарнье (Helen Garnier) хотели определить, от чего зависит долгая продуктивная карьера учёного, найти рецепт гениальности и продолжительной работы.

В интервью и психологических тестах не было никакого секрета. Но, взглянув на ранние публикации этих учёных, на их первые 100 научных статей, исследователи обнаружили одну закономерность: ведущие учёные постоянно меняли направление своей деятельности.

В первых 100 работах самые продуктивные учёные успели охватить пять разных исследовательских областей и меняли одну тему на другую порядка 43 раз. Они публиковали, меняли тему, снова публиковали и снова меняли тему. Так как исследование занимает много времени, иногда их темы частично пересекались. Так в чём же секрет долгой и высокопродуктивной карьеры учёного? В многозадачности.

Чарлз Дарвин успешно справлялся с разной деятельностью. Свои заметки о мутации видов он начал вести за два десятилетия до публикации «Происхождения видов». «Биографический очерк одного ребёнка» он начал писать сразу после рождения своего сына Уильяма, а опубликовал, только когда Уильяму исполнилось 37 лет. В это же время Дарвин почти 20 лет работал над вьющимися и насекомоядными растениями. Книгу о дождевых червях он опубликовал в 1881 году, незадолго до своей смерти. Дарвин работал над ней 44 года. Когда психологи Говард Грубер (Howard Gruber) и Сара Дэвис (Sara Davis) изучали методы работы Дарвина и других известных учёных, они пришли к выводу, что такие частично совпадающие исследования были обычным явлением.

Другая группа психологов, возглавляемая Михайем Чиксентмихайи (Mihaly Csikszentmihalyi), опросила почти 100 исключительно творческих людей: от джазового пианиста Оскара Питерсона (Oscar Peterson) и писателя Стивена Джея Гулда (Stephen Jay Gould) до дважды нобелевского лауреата, физика Джона Бардина (John Bardeen). Чиксентмихайи известен разработкой - блаженного состояния быть настолько поглощённым своей целью, что не замечать течения времени и оставлять всё отвлекающее вовне. При этом каждый из опрошенных Чиксентмихайи практиковал работу над несколькими проектами одновременно.

Просто интернет-зависимость?

Если термин «многозадачность» можно применить и к Дарвину, и к тинейджеру с привычкой постоянно проверять Instagram, стоит задуматься о более точном определении этого феномена. Есть по меньшей мере четыре вида деятельности, которые мы можем подразумевать, говоря о многозадачности.

1. Врождённая многозадачность

Например, когда можешь одновременно петь и играть на пианино. Врождённая многозадачность возможна, но по крайней мере одна из задач должна осуществляться автоматически, без дополнительных раздумий.

2. Переключение между задачами

Теперь поговорим о ситуации, когда вы делаете презентацию для своего босса, в то же время отвечаете на его звонки и одним глазом посматриваете на , если вдруг он захочет достать вас там. Это не назовёшь многозадачностью в том же смысле. Здесь больше походит термин «быстрое переключение между задачами», потому что ваше внимание распределяется между презентацией, телефоном и входящими. Многое из того, что мы называем многозадачностью, на самом деле является быстрым переключением между задачами.

3. Рассеянное внимание

Переключение между задачами часто путают с третьим видом деятельности - тайным увлечением прокручивать бесконечную ленту сплетен о звёздах и обновлений в социальных сетях между делом. Есть большая разница между человеком, который остановился на середине статьи, чтобы сделать несколько заметок по своему будущему проекту, а затем обратно вернулся к ней, и человеком, который прочитал половину статьи, а потом отправился рассматривать фотографии девушек в бикини. «То, что мы называем многозадачностью, зачастую оказывается банальной , - говорит психолог Шелли Карсон (Shelley Carson), автор книги „Твой креативный мозг“. - Это навязчивое действие, а не проявление многозадачности».

4. Управление несколькими проектами

И последняя разновидность многозадачности - когда нужно не добиться цели, а просто сделать много вещей. Машину нужно отогнать в сервис. Зубы разболелись. Супруг сегодня не может забрать детей из школы. Нужно подготовиться к важной встрече на следующей неделе, а ещё уплатить налоги. Если необходимо сделать много вещей, это не значит, что нужно сделать их все за раз. Это просто жизнь.

Борьба за внимание

На все четыре действия: врождённую многозадачность, переключение между задачами, рассеянное внимание и управление несколькими проектами - вешается один ярлык «многозадачность». Это происходит не из-за обычной лингвистической путаницы, они схожи ещё в одном отношении. В частности, высокопродуктивная практика вести несколько разнородных проектов одновременно может привести к совсем непродуктивной привычке быстро переключаться между задачами.

Чтобы понять, почему так происходит, рассмотрим историю, которая произошла в ресторане неподалёку от Берлинского университета в 1920-х - её любят рассказывать психологи. Когда большая группа академиков нагрянула в ресторан, официант подошёл, чтобы принять заказ, и каждый раз спокойно кивал, когда они добавляли новое блюдо или напиток в общий сложный заказ. Он ничего не записывал, но, когда вернулся с едой, все убедились, что память у него безупречная. Уходя, академики всё ещё обсуждали его необычайное мастерство. Но один из них вернулся за какой-то забытой вещью, и официант его не вспомнил. Как так получилось, что официант вдруг стал таким рассеянным? «Очень просто, - ответил тот. - Когда заказ оплачен, я его забываю».

Одним из членов Берлинской школы была молодой экспериментальный психолог Блюма Зейгарник. В одном из экспериментов она продемонстрировала, что люди лучше запоминают незавершённые задачи. Этот феномен получил название « »: когда мы прерываем действие, не доведя до конца, мы не можем выбросить его из головы. Наше подсознание хранит напоминание, что задаче требуется внимание.

Эффектом Зейгарник можно объяснить связь между наличием многочисленных обязанностей и злоупотреблением быстрым переключением между задачами. Мы бежим от задачи к задаче, потому что не можем забыть о всех тех вещах, что ещё не сделали. Мы бежим от задачи к задаче, потому что пытаемся заглушить свой навязчивый внутренний голос.

Сейчас мы много говорили о защите внимания, однозадачности. Но раньше многое говорили и в защиту каллиграфического почерка или твердили о том, что всем нужен дворецкий. Мир движется вперёд. Есть что-то привлекательное в Hemingwrite и номере без интернета в гостинице, но есть и что-то нецелесообразное.

Неправда, что только Facebook мешает вам добиться литературной славы. А в большинстве офисов Hemingwrite не самый подходящий инструмент, чтобы добиться продвижения по службе. Вы не Эрнест Хемингуэй и не можете просто игнорировать входящие от коллег.

Однозадачность может выжить, только если пойдёт на компромиссы с современным многозадачным миром.

Циклы и списки

Слово «многозадачность» не использовалось по отношению к людям вплоть до 1990-х, в течение полувека оно предназначалось исключительно для описания компьютеров. Согласно Оксфордскому английскому словарю, впервые термин «многозадачность» появился в печати в журнале Datamation в 1966 году при описании компьютера, способного выполнять несколько разных операций одновременно.

Так же, как и люди, компьютеры обычно создают иллюзию многозадачности, а на самом деле просто очень быстро переключаются между задачами. Только компьютеры переключаются быстрее, им не нужно 20 минут, чтобы вернуться в строй после перерыва.

К тому же компьютер не будет беспокоиться о том, что не сделано. Пока проходит очередь и текст отправляется на принтер, он не почувствует никакой вины за то, что мышь подвисла на последние 16 миллисекунд. Дойдёт время и до мыши. Быть компьютером - значит никогда не сталкиваться с эффектом Зейгарник.

Как мы можем поддерживать ощущение, что всё под контролем, если испытываем непрекращающееся чувство вины за то, что не сделали?

Каждый раз, когда вы говорите кому-то: «Я к этому вернусь», - вы запускаете цикл в своём мозгу. И этот цикл будет крутиться там до тех пор, пока вы не поместите в систему заменитель, которому можно доверять.

Дэвид Аллен (David Allen)

Современная жизнь побуждает нас открывать всё новые и новые циклы. У нас не обязательно много работы, но есть много рабочих дел, которые мы должны быть готовы сделать в любой момент. Задачи неумолимо перетекают одна в другую. Что бы мы ни делали, мы не можем избавиться от чувства, что должны сделать что-то ещё. А это требует значительных умственных усилий.

Принцип, изложенный в , прост: закрывать открытые циклы. С деталями сложнее, но сам принцип исчерпывающий. После каждого дела, которое вы сделали для себя или кого-то ещё, запишите то, что вы планируете делать дальше. Просматривайте список своих следующих действий достаточно часто - это придаст уверенности, что вы ничего не упускаете из виду.

У метода Аллена много последователей. Практика показывает, что многие находят его чрезвычайно полезным, и я в том числе (подробности ниже). И тем не менее только недавно психологи Е. Дж. Масикампо (E J Masicampo) и Рой Баумайстер (Roy Baumeister) нашли объяснение, почему людям становится легче благодаря системе Дэвида Аллена. На самом деле совсем не обязательно заканчивать задачу, чтобы избавиться от эффекта Зейгарник. В этом поможет конкретный план. Запишите следующее действие, и вы заметите, что раздражающий внутренний голос затихает. Вы переносите своё беспокойство на лист бумаги.

Границы творчества

Скорее всего, это мудрое решение - оставить быстрое переключение между задачами компьютерам. Но даже неистовое метание между Facebook, почтой и документами может дать определённые преимущества.

Психолог Шелли Карсон (Shelley Carson) и её студент Джастин Мур (Justin Moore) недавно провели эксперимент. Они протестировали способности студентов быстро переключаться между задачами. Каждому испытуемому дали два задания: разгадывать анаграммы и читать статьи из научных журналов. Задания нужно было выполнять на компьютере. Половина испытуемых выполняла задания последовательно: сначала они решали анаграммы, а потом читали статью. У другой половины экспериментальной группы задания на экране менялись каждые две с половиной минуты - с анаграмм на статью и обратно, и так несколько раз.

Неудивительно, что из-за постоянного переключения задач испытуемые во второй группе соображали медленнее. Они решили меньше анаграмм и хуже ориентировались в содержании прочитанного, потому что переключали внимание с одного на другое каждые 150 секунд.

Но при интерпретации результатов были выявлены преимущества такой многозадачности. Испытуемые, которые выполняли задание с переключением, оказались более . Если быть точнее, их результаты тестов отличались нестандартным мышлением, особенно в вопросах с открытым ответом. Их, например, могли попросить придумать как можно больше способов применения скалки или перечислить последствия того, что стало бы с миром, будь у людей не две руки, а три. Вынужденные «многозадачники» давали больше разнообразных ответов, к тому же их мысли были оригинальнее.

«Похоже, что переключение между задачами запускает в людях креативность», - говорит Карсон, адъюнкт-профессор Гарварда. Результаты её совместной работы с Муром ещё не опубликованы, но уже можно возразить, что вряд ли такие задания подходят для измерения креативности. Карсон отвечает, что в ходе лабораторных исследований обнаружена взаимосвязь дивергентного мышления и творческой деятельности в широком смысле, будь то написание романа, профессиональная постановка сценического шоу или создание живописного холста. Тем, кто убеждён, что великая работа может быть сделана только путём сверхчеловеческой сосредоточенности, следует поразмыслить над этим открытием.

Карсон и её коллеги обнаружили взаимосвязь между значительными достижениями в творческой сфере и проявлением такого психологического явления, как низкая способность к скрытому торможению. Скрытое торможение - это фильтр, который есть у всех млекопитающих, позволяющий неосознанно отключаться от несущественных стимулов. Было бы невыносимо слышать каждый разговор в офисе, гул кондиционера, в то же время замечая каждого человека, который проходит мимо окна офиса. Скрытое торможение спасает нас от этого. Такой подсознательный фильтр позволяет нам ходить по миру, не реагируя на все внешние стимулы.

И всё же люди, чьи фильтры чуть более проницаемы, чаще обладают способностями к творчеству. Подумайте об этом, «однозадачники»: пока вы слишком усердно пытаетесь сосредоточиться на одной вещи, люди, которые не противостоят шуму мира, сейчас несут свои рукописи в издательство.

«Вы получаете больше информации в своё познавательное пространство, причём она может иметь как сознательную, так и бессознательную природу», - говорит Карсон. Двое других психологов, Холли Уайт (Holly White) и Прити Шах (Priti Shah), обнаружили подобный шаблон в поведении людей, страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Было бы неправильно романтизировать тяжёлые заболевания, такие как СДВГ. Все исследования были проведены среди студентов университетов, то есть людей, которые уже продемонстрировали свою способность воспринимать информацию. Хотя условия эксперимента Уайт и Шах были нетривиальны: его участники должны были иметь клинический диагноз СДВГ. А это значит, что дефицит внимания настолько беспокоил студентов, что они были вынуждены обратиться за профессиональной помощью.

Это удивительное открытие: переключение между задачами делает нас более креативными. Ещё удивительнее осознавать, что в наше время, когда мы все живём под угрозой постоянного отвлечения, люди, которые подвержены рассеянности, могут процветать творчески.

Может быть, нам не стоит так удивляться. «Переключаясь между задачами, можно смазать рельсы, по которым движется мысль», - говорит Джон Коуниос (John Kounios), профессор психологии из Дрексельского университета.

Коуниос, соавтор книги Eureka Factor, предполагает, что есть по меньшей мере два психологических механизма, которые потенциально могут запустить творчество при переключении между задачами. Один из них заключается в том, что новая задача помогает нам забывать плохие идеи. При решении творческой проблемы легче застрять, потому что думаем о , но в то же время просто не можем перестать думать о нём. Когда делаешь что-то новое, принципиально другое, включается реакция забывания, которая позволяет нам освободиться и найти правильное решение.

Второй механизм - гибкая ассимиляция. Когда новая задача побуждает нас думать о решении старой. Известный пример - Архимед и его «Эврика!».

Как гласит история, задачей Архимеда было определить, действительно ли корона сделана из чистого золота (без примесей), не разрушая при этом ювелирное изделие. Решение оказалось таково: посмотреть, вытеснит ли золотая корона такой же объём воды из сосуда, что и золотой слиток такой же массы. Это решение пришло Архимеду на ум, когда он принимал ванну и задумался об изменениях уровня воды. Принимать ванну и искать решение проблемы - это ли не многозадачность?

6 способов стать гением многозадачности

1. Будьте внимательны

«Идеальная ситуация для работы в многозадачном режиме - когда получается сосредоточиться в нужный момент», - пишет психолог Шелли Карсон. Том Чатфилд (Tom Chatfield), автор книги Live This Book, советует завести два списка: один - для дел, которые лучше делать с помощью интернета, а другой - для дел, которые лучше делать офлайн. Подключение и отключение от интернета должно быть сознательным действием.

2. Записывайте

Главная идея Get Things Done Дэвида Аллена - претворить каждую неопределённую мысль и чувство вины в определённое действие. Поэтому регулярно записывайте все дела и постоянно их просматривайте. Цель - не волноваться о тех вещах, что вы делаете, и о тех, что вы решили не делать прямо сейчас, но в то же время пребывать в уверенности, что ничего не пропадёт.

3. Укротите свой смартфон

Смартфон - отличный, но раздражающий помощник. Отключите ненужные оповещения: большинству людей не нужно знать о новых твитах или входящих письмах. Настройте систему хранения в вашей электронной почте. Например, когда ответить на сообщение удобнее с клавиатуры (нужно написать 50 слов и больше), вы перемещаете сообщение с специальную папку, в которой оно хранится до тех пор, пока вы не доберётесь до компьютера.

4. Сосредоточьтесь на коротких задачах

Техника, которую предложил Франческо Чирилло (Francesco Chirillo) - заключается в том, чтобы разбить большую задачу на несколько подходов по 25 минут (они называются помидорами), между которыми устраивается небольшой перерыв. Гуру продуктивности Мерлин Манн (Merlin Mann) советует метод электронного тире - просмотр электронной почты или списка неотложных дел в течение нескольких минут каждый час. Эти техники помогают сосредоточиться и в то же время позволяют переключаться между проектами несколько раз в день.

5. Прокрастинируйте, чтобы победить

Если вы одновременно занимаетесь несколькими интересными проектами, то можете отложить один в сторону и заняться другим. Именно так и работал Чарлз Дарвин. Перемены так же хороши, как и отдых, и, как объясняет психолог Джон Коуниос, подобное переключение между задачами способствует появлению новых идей.

6. Работайте над разными направлениями

«Творческие идеи приходят к людям, которые работают в разных областях или ведут несколько разнообразных проектов», - говорит автор и психолог Кит Сойер (Keith Sawyer). Кстати, Сойер также джазовый пианист, бывший консультант по вопросам управления и гейм-дизайнер в Atari. Хорошие идеи часто приходят именно тогда, когда ваш ум находит неожиданные связи между разными областями.

Список задач Тима Харфорда

Записывайте всё. Я использую Google Calendar для назначенных встреч и электронный список задач Remember The Milk, а также специальный список задач на день на бумаге. Детали не имеют значения. Принцип заключается в том, чтобы не держать все дела в голове.

Список должен быть максимально полным. В моём списке на данный момент 151 пункт. (Нет, я не запоминал это число, я пересчитал.)

Обновляйте список. Система работает и снимает беспокойство, если вы уверены, что календарь и список задач напомнят вам о том, о чём нужно. Я провожу 20 минут в неделю, просматривая список, отмечаю дедлайны, убеждаюсь, что в списке не упущено никаких важных дел. Пересмотр списка очень важен. Чем больше вы доверяете ему, тем чаще вы его используете. Чем чаще используете, тем больше доверяете.

Список с дополнительным контекстом так же хорош, как тематический список. Естественно, удобнее вести список по конкретной теме или проекту, например список дел, связанных с ремонтом комнаты для гостей, или список планов на следующий год. Дела, которые нужно сделать перед отлётом; вещи, которые нужно купить в магазине; идеи, о которых нужно поговорить с начальником при встрече.

Конкретно описывайте следующее действие. Если вы просто записываете смутные напоминания, список дел будет продолжать вызывать беспокойство. Перед тем как записать плохо сформулированную задачу, подумайте 15 секунд о том, что именно она собой представляет.