Поговорили с президентом сети «Каро» про разбегающихся дистрибьюторов, демотивацию дебютантов и то, чем российский кинопрокат похож на женский шкаф.
Ольга Зинякова: «Если у человека есть хоть какой-то потенциал, его сразу берут в работу»
ПРО СЛАБОЕ ЛЕТО И НАДЕЖДЫ НА КОНЕЦ ГОДА
Моя позиция всегда реалистична и оптимистична, даже в сложные времена. За последние девять месяцев мы как сеть кинотеатров продолжаем работать достаточно уверенно, несмотря на отсутствие пиратского контента. Однако текущие результаты всё ещё далеки от тех, которые позволили бы нам активно развивать и модернизировать бизнес. Летний сезон оказал значительное влияние на ситуацию: он оказался слабым, что для лета вполне привычно. Даже те проекты, на которые мы возлагали большие надежды, были перенесены из-за конкуренции с пиратскими показами. Лето традиционно сезон голливудских блокбастеров, и конкурировать с ними отечественные релизы на данный момент не могут. Поэтому их премьеры были сдвинуты на более поздний срок.
Можно сравнить ситуацию с женским шкафом: нарядов много, но надеть нечего. Это сказалось на итогах лета, хотя начало года было достаточно успешным. Сентябрь сейчас тоже выглядит слабо. Мы надеемся, что октябрь, ноябрь и декабрь дадут нам тот прожиточный минимум, который мы ежегодно для себя выстраиваем.
Если говорить о ближайших месяцах, то в октябре мы ждём выхода большого проекта — «Огниво». Это фильм, который, по нашим ожиданиям, должен привлечь массовую аудиторию в кинотеатры. Также важными станут новогодние релизы — «Волшебник изумрудного города» и «Финист». Это те проекты, которые могут существенно повлиять на результаты второго полугодия.
В ноябре планируются несколько значимых картин, однако сейчас сложно назвать все с точностью. Из наиболее ожидаемых — фильм о легендарной группе «Руки вверх», а также «Домовёнок Кузя» и продолжение фильма «Баба Яга спасает Новый год», первая часть собрала хорошую кассу. Декабрь традиционно богат на семейные фильмы и анимацию: нас ждут «Иван Царевич» и одиннадцатые «Ёлки». В общем, детско-семейное кино будет основным жанром до конца года.
Можно выделить «Любовь Советского Союза». Это будет проект не для широкой семейной аудитории, а скорее для более взрослого зрителя. Также ждём «Северный полюс» Владимира Котта, хотя он относится к более узкому авторскому кино. В общем, осенне-зимний сезон обещает быть разнообразным, но основная ставка всё-таки делается на семейное кино и новогодние релизы.
ПРО ВЛИЯНИЕ ПИРАТСКОГО КОНТЕНТА
Влияние пиратского контента огромно, и дело не только в том, что фильмы без маркетинга собирают меньше денег. Это очевидно — без рекламы и грамотного продвижения картина не может достичь своего полного потенциала. Тут становится понятно, зачем нужен маркетинг, зачем все эти люди бьются над постерами, трейлерами и рекламными кампаниями. Однако важно учитывать два момента. Во-первых, две крупнейшие сети кинотеатров не работают с пиратским контентом. И во-вторых, пиратские релизы дестабилизируют рынок дат выхода фильмов.
Когда на рынок выходит нелегальный релиз крупного бренда, дистрибьюторы вынуждены «разбегаться», так как конкурировать с таким фильмом практически невозможно, особенно если это студийная работа, способная привлечь зрителей даже без активного маркетинга. Это создаёт серьёзные проблемы, так как дистрибьюторы и продюсеры, вложившие средства в маркетинг своих картин, теряют возможность достойно выпустить их в прокат.
Проблема ещё в том, что пиратские релизы оказывают длительное влияние. Они влияют не только на первый уикенд, но и на второй, третий. Если продюсер или дистрибьютор купил фильм, вложил деньги в его продвижение, а затем вынужден передвигать дату релиза из-за конкуренции с пиратским контентом, все вложенные средства теряются. Это принципиально меняет экономику проката. Вдобавок к этому, цены на контент значительно выросли, и стало гораздо сложнее возвращать инвестиции. Ты не можешь быть уверен, что сможешь достойно выпустить фильм в прокат, потому что всегда есть риск, что в тот же уикенд внезапно прилетит какой-нибудь условный «Джокер». В таких условиях невозможно планировать и управлять датами релизов. О каком тут развитии рынка можно говорить.
ПРО ПОДДЕРЖКУ МОЛОДОГО АВТОРСКОГО КИНО
Где в мире молодое авторское кино активно собирает кассу? Мне кажется, что чтобы достичь значимых результатов по сборам и посещаемости, начинающие режиссёры должны пройти определённые этапы развития — пусть они и сложные, полные разочарований и сопротивления индустрии, но это необходимый путь. В любом случае, no name фильмы — то есть работы без раскрученного имени, бренда или серьёзной маркетинговой поддержки — нигде в мире не собирают значительные суммы.
Действительно, очень важную роль играют господдержка и специальные инициативы, которые могут делать киносети. У нас есть проект «КАРО.Арт», где мы продвигаем молодое российское кино и сотрудничаем с профильными ВУЗами, чтобы предоставить им платформу для премьер. Однако без правильного понимания того, что кино — это не только сам фильм, но и выстроенная вокруг него инфраструктура, никакого успеха не будет. Проблема ведь не только в том, чтобы выпустить фильм в прокат. Главная трудность — это привлечь зрителей. Можно поставить картину в кинотеатры, но если аудитория не знает режиссёра, не слышала о фильме и нет достаточной рекламы, вы получите ноль зрителей. Для начинающих авторов, которые ещё не обладают «запасом прочности» опытных кинематографистов, это может стать демотивирующим фактором и даже «вымыть» их из профессии, несмотря на потенциал.
Поэтому очень важно обеспечить поддержку — как индустриальную, так и государственную, и информационную. Нужно помогать новым именам зазвучать. Один из эффективных путей — это преемственность, когда крупные студии или известные режиссёры поддерживают молодых, представляют их работы, участвуют как продюсеры или вторые режиссёры. Это позволяет новому режиссёру выйти на аудиторию за счёт уже существующего бренда. И это важно, потому что в прокате сегодня работают только бренды, только имена, которые известны зрителю.
Когда большой режиссёр или студия «берёт за руку» молодого автора и помогает ему выйти на рынок, это создаёт уверенность и интерес к проекту. Аудитория начинает понимать, что за этой картиной стоит что-то значимое. Раскрутка имени становится ключевым моментом в продвижении фильмов начинающих кинематографистов, и это то, что должно поддерживаться как индустрией, так и государством.
ПРО ДЕФИЦИТ ТАЛАНТОВ
Разумеется, в творческой индустрии всегда присутствует элемент удачи, но как минимум 50% успеха зависит от того, насколько правильно человек встроен в эту систему. В нашем кинопроизводстве сейчас наблюдается огромный дефицит кадров на всех уровнях — от съёмочных групп до композиторов и сценаристов. Поэтому крупные отечественные студии, которых мы называем «мейджорами», буквально «с руками и ногами» отрывают любой намёк на талант. Если у человека есть хоть какой-то потенциал, огонь, стремление — его сразу берут в работу.
Мне очень нравится, как Сергей Сельянов всегда говорил: «Проблемы найти деньги на проект нет. Проблема найти проект, на который захочется потратить деньги». Поэтому интеграция молодых специалистов в уже существующую отрасль, активное их обучение, обмен опытом, — мне кажется, что это очень важно.
Источник: filmpro.ru