С 11 по 14 октября в Пермском театре оперы и балета пройдут премьерные показы оперы Чайковского «Пиковая дама» в постановке Владислава Наставшева. Музыкальный руководитель постановки — главный дирижёр театра Владимир Ткаченко.
Романтическую оперу «Пиковая дама» Пётр Чайковский написал во Флоренции в 1890 году — менее чем за пять месяцев. На создание оперы вдохновило знакомство с либретто, которое его брат Модест Чайковский изначально создавал для другого композитора. В создании итогового варианта текста приняли участие оба брата, расширив и переосмыслив сюжет пушкинской повести — в частности, добавив картину, посвящённую судьбе Лизы, и завершив историю самоубийством обоих героев. «Вершина творчества Чайковского и трагическая кульминация музыкального театра эпохи романтизма, „Пиковая дама“ распахивает дверь в ХХ век, предвосхищая открытия Рихарда Штрауса и Альбана Берга, одновременно пристально всматриваясь в золотой век европейской культуры, — говорится в анонсе премьеры. — Обострённость экспрессии и изощрённая культурологическая игра составляют два полюса драматургии партитуры».
Дирижёр-постановщик премьеры Владимир Ткаченко рассказывает: «Позднего Чайковского можно открывать очень разными ключами. „Пиковая дама“ — одновременно и вершина традиции романтической оперы, и предвестница музыкального театра XX века, и воспоминание о золотом веке европейской культуры. Она написана так, чтобы подтолкнуть тебя к поиску решений, созвучных тебе сегодняшнему, созвучных артистам, с которыми ты работаешь, — и, наконец, созвучных сегодняшнему дню.
У каждого времени своя „Пиковая дама“. Легендарная третья картина, в которой Чайковский признаётся в любви Моцарту и его современникам, звучала совершенно по-разному в конце XIX века, середине ХХ и начале XXI — меняясь в зависимости от того, как эти эпохи слышали музыку классицизма.
Сложнейшая драматургия оперы требует от исполнителей предельного внимания к музыкальному тексту. Добиться максимальной детализации его прочтения, пристально вслушавшись в эту хрестоматийную вроде бы партитуру, — наша ключевая задача».
Премьера приурочена к 225-летию со дня рождения Пушкина. Любопытно, что для режиссёра Владислава Наставшева эта работа станет своеобразным «тройным возвращением»: два года назад он поставил в Пермской опере другую оперу Чайковского, также основанную на пушкинском тексте, — «Евгения Онегина». Этот спектакль стал заметным событием и принёс Наставшеву «Золотую Маску» за лучшую работу режиссёра в опере. После «Евгения Онегина» Наставшев выпустил в Пермской опере ещё одну постановку — «Бал-маскарад» Верди.
Традиционно к премьере был подготовлен цикл лекций «Лаборатории современного зрителя», стартовавший в начале месяца. Заключительная лекция петербургского театроведа Николая Песочинского «„Пиковая дама“ — 1935: Пушкин/Чайковский/Мейерхольд» пройдёт 12 октября.
Наставшев традиционно работает над спектаклем и как художник (совместно с Валерией Барсуковой). Также в постановочной команде — художник по костюмам Майя Майер, художник по свету Константин Бинкин, художник по вижео Игорь Домашкевич, хореограф Екатерина Миронова, хормейстер-постановщик Екатерина Антоненко и драматург Дмитрий Ренанский.
Источник: oteatre.info