Русский язык считается одним из самых сложных языков в мире. Конечно, нам с вами трудно это понять, так же, как и китайцам невдомек, как можно не уметь писать иероглифами. В русском языке существует множество так называемых «подводных камней», которые портят жизнь даже носителям языка. Одним из таких «камешков» являются глаголы исключения 1 и 2 спряжения.
Спряжения глаголов
Спряжения придуманы для того, чтобы проверять правильность написания окончаний слов. Зачастую ударение не падает на последний слог, из-за чего он произносится нечетко («глотается»), как следствие может возникнуть ошибка при написании.
Существует два спряжения, и для каждого из них характерны свои окончания. Зная и умея различать их, вы никогда не ошибетесь в написании слов.
- Первое спряжение – глаголы, которые в неопределенной форме имеют любые окончания, кроме «-ить». Примеры: колоть, дуть, жалеть, давать, ползти.Полезный совет: чтобы привести глагол в неопределенную форму, задайте мысленно вопрос: «Что делать?». Например, «Что делать – ползти».
- Второе спряжение – глаголы, которые в неопределенной форме имеют окончание «-ить». Примеры: ценить, валить, кормить, палить, дарить.
В разных формах глаголов второго спряжения в окончаниях всегда пишутся буквы А, Я, И.
Примеры: ценишь, цените, ценят.
Казалось бы, ничего сложного – привел слово в неопределенную форму и узнал, какое окончание ему соответствует. Но русский язык не был бы одним из самых сложных в мире, если бы все было так просто. Такие «коварные» словечки могут «испортить жизнь» любому иностранцу.
Как запомнить глаголы исключения
Существует несколько слов, которые даже в неопределенной форме пишутся совершенно не так, как предписывают им правила написания. Именно поэтому они и называются исключениями. Всего насчитывается не так уж много таких слов.
Глаголы исключения 1 спряжения : брить, стелить, зиждиться. Последнее слово уже практически не используется в разговорном или деловом русском языке, так что без него спокойно можно прожить. Но вот первые два, хоть и принадлежать к первому спряжению, но имеют окончание «-ить».
Глаголы исключения 2 спряжения : гнать, слышать, дышать, держать, видеть, зависеть, терпеть, ненавидеть, обидеть, вертеть, смотреть. Несмотря на то, что по правилам эти глаголы должны заканчиваться на «-ить», они пишутся с несвойственными своему спряжению окончаниями.
Учат глаголы исключения в 4 классе, но большинство людей, закончив школу и с головой окунувшись в хлопоты взрослой жизни, забывают об элементарных правилах грамматики. Специально для того, чтобы раз и навсегда запомнить написание «непослушных» слов, можно воспользоваться проверенной методикой. Информация лучше усваивается и быстрее запоминается, если ее подавать в рифмованной форме – песне или стихотворении.
Глаголы исключения 1 и 2 спряжения в стихах позволят навсегда избавиться от простейших, но досадных ошибок. Существуют самые различные вариации на любой вкус. Стихотворения можно найти в любом учебнике русского языка для 4 класса или в Интернете, введя соответствующий запрос.
Правила написания глаголов исключений не поддаются объяснениям. С ними надо просто смириться и запомнить, тем более, что в этом вам поможет простой и забавный стишок. Принимая во внимание такое, казалось бы, незначительное правило грамматики, можно избежать конфузов при общении, деловой переписке и помочь своему ребенку в учебе.
Правила этикета в обществе. Как вести себя в магазине, на улице, транспорте Как наточить кухонный нож правильно. Как точить ножи
Задачи урока:
- Образовательные:
- отработка и закрепление общих понятий (закрепление ранее изученного);
- проговаривание изучаемых алгоритмов (умение выбрать и доказать различными способами написание безударных окончаний глаголов через побуждающий диалог и продуктивное (творческое) задание).
- Развивающие:
- развивать познавательные и творческие способности, умение работать в группах и индивидуально.
- Воспитательные:
- формирование интереса к урокам русского языка, умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность.
Оборудование: план, доска, сигнальные карточки (цветные и карточки спряжений) , стихотворные способы запоминания (зрительные опоры) , карточки с заданиями.
Доска:
дело лихо,
Бьётся лебедь средь зыбей…
К морю лишь подхoд . т он.
Вот и слыш . т , будто стон…
Неопр.форма 2 л. ед.ч. 3 л. множ.ч.
подходить
слышать
смотреть
видеть
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент
2. Минутка чистописания (ат, ят; ут, ют)
3. Словарная работа
– Кто о себе так заявляет?
Что без меня предметы?
Лишь названия. А я приду –
Всё в действие придёт – летит ракета,
Люди строят здания, цветут сады,
И хлеб в полях растёт.
– Запишите глагол. Вставьте пропущенную букву. Проверьте ударением.
* Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Поставь под ударение.
отв . рить – вaрка
отт . чить – тoчит
отб. жать – бег
отн. сти – нёс
– Где находится безударные гласные? (В корне).
– К какой части речи относятся записанные слова? (Глаголы).
– Что называется глаголом? (Обозначает действие предмета; является главным членом в предложении; отвечает на вопросы: “что сделал ”, “что делает ”, “что будет делать ”).
– Чем похожи эти глаголы? (По структуре словообразования) . Перечисли их общие черты.
– А ещё? (Это глаголы в начальной форме – инфинитив ).
– Что это за форма глагола? Какова её роль?
1) инфинитив + “буду ” = будущее время;
2) выражает эмоции и чувства (любить, негодовать, страдать, реветь) ;
3) при определении безударного личного окончания глаголов можно перепутать -е и -и : -ить (II) , -еть (I) .
4. Постановка проблемы
– Прочитаем стихотворение-шутку:
Чтобы курицу соседки
Чисто наголо побрить ,
Надо бы на табуретке
Две салфетки постелить .
– В этом стихотворении опора сделана на глаголы неопределённой формы.
(2 ученика работают у доски. Изменяют данные глаголы по лицам. Остальные ученики работают в тетрадях. Карандашом выделяют окончания глаголов).
– Закончили? Проведём самопроверку по правилам.
5. Открытие детьми темы урока
– Почему задание похоже на предыдущее, а ответы разные? Почему вы сразу не справились? Вы же пользовались ранее изученным алгоритмом. Значит, это особые слова, особые глаголы, которые не подчиняются этим правилам, т.е. это – исключения из правил .
– Возвращаемся к теме урока: Глаголы-исключения.
6. Знакомство с правилом
– Прочитаем отрывок из произведения А.С. Пушкина “Сказка о царе Салтане”. Проверим безударные окончания глаголов.
К морю лишь подхoд . т он, Вот и слыш . т , будто стон… |
Смотр. т – вид. т : дело лихо, Бьётся лебедь средь зыбей… |
||||
Неопределённая форма |
2 лицо, единственное число |
3 лицо, множественное число |
Неопределённая форма |
2 лицо, единственное число |
3 лицо, множественное число |
подходить |
подхoдишь |
подходят |
смотреть |
смотрешь |
смотрят |
-ишь |
-ют |
||||
слышать |
слышет |
слышут |
видеть |
Видешь |
видят |
-ит |
-ат |
-ишь |
-ют |
– Проведём самопроверку по правилам.
– Закончили? Кто хочет высказаться? (Разброс мнений) .
– Как мы уже говорили, существует 11 глаголов исключений II спряжения:
7. Физкультурная пауза
– Закрываем глаза, заучиваем.
(Заучивание. Работа в парах. Взаимопроверка – 1 и 2 варианты).
Помощь в стихах
Гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на “-е ” – спрягать нельзя.
– В этих глаголах мы пишем лишь: “-и ” (ты видишь , он видит и видят они)
Весёлые рифмы
Как начнёшь меня ты гнать ,
Перестану я дышать ,
Перестанут уши слышать ,
Ну а руки – всё держать .
На меня начнёшь смотреть ,
Будешь ты меня вертеть –
Буду всё равно терпеть ,
Буду от тебя зависеть ,
Раз ты смог меня обидеть .
Буду я тебя не видеть ,
А открыто ненавидеть .
8. Первичное закрепление
Что такое спряжение? Ответ простой – это изменение глагольных форм по непостоянным признакам, которыми являются лицо (1-3) и число (единств. или множ.). Лицо подсказывает, кем совершается действие. Существует три категории лица.
Пример: рисуешь, нужно подобрать к нему подходящее местоимение, здесь подходит — ты. Отсюда видно, что рисуешь стоит в ед. ч., обладает признаками второго лица. Можно сделать заключение, что спряжение глаголов в русском языке — это их изменение по непостоянным признакам.
Особенности спряжения глаголов в русском языке. Таблицы.
Флексии, появляющиеся во время спряжения, называются личными.
Внимание! Таблицу, представленную выше, важно очень хорошо запомнить.
Некоторые тонкости
Чтобы каждая проверочная работа по морфологии не вызывала приступов паники, и при сдаче ЕГЭ можно было чувствовать себя уверенно, нужно хорошо усвоить основные принципы и правила русской орфографии.
Например: Смех слышится. Пишем И (2 спр.). Грядки полют. Глагол первого спряж. дает букву Ю. Процесс изменения глаголов влияет на орфографию , именно оно решает, какой суффикс будет у причастия.
Виды
Если флексия находится под ударением, то сомнений в правильности написания быть не может. Какие бывают окончания глаголов обоих спряжений в русском языке вы узнаете из таблицы:
Если ударением выделяется иная морфема, кроме флексии, то помощь в соотнесении лексемы и группы окажет инфинитив, а точнее, то буквосочетание, расположенное в конце слова.
Глаголы второго спряжения, согласно установленным языковым правилам, оканчиваются на –ит, кроме глаголов брить, стелить, зиждиться. Дополняют группу исключения из 1 спр. (смотреть, видеть, обидеть, зависеть, дышать, ненавидеть, слышать, гнать, держать, вертеть, терпеть).
Все глаголы, не попавшие во вторую группу, относятся к первой, включая брить, стелить, зиждиться.
Глаголы 2 спряжения включают подобные примеры: готовить , спешить .
Важно! Четко усвоить исключения для 1 -го и 2-го спряжений.
Пример использования на практике основного правила
- Народ бор..тся. Н.ф. бороться. Постфикс –ся отбрасываем. Буквосочетание –оть является показателем 1 спр. Таблица дает нам букву Е на месте пропуска. Народ боре тся.
- Она готов..т. Н.ф. Готовить. Это глагол второго спряжения. Непостоянные признаки: 3 л., единств. число. По таблице определяем, что на месте пропуска должна стоять буква И. Она готови т.
- Бре..т бороду. Ставим в . Брить – определяем, какое это спряжение. Относим его к 1 группе. Брее т бороду.
- Мы вид..м. Ставим в н. ф. Видеть – определяем, какое это спряжение. 2 группа. Мы види м.
Сопряжение глаголов
Информация о грамматических особенностях русского языка полезна не только для школьников, но и для всех людей, чья грамотность не доведена до уровня автоматизма. Даже взрослые не всегда помнят, что такое спряжение глаголов, как и почему используется это понятие. Самое время освежить в памяти эти правила времён пятого-шестого класса.
Что такое спряжение
Спряжение глагола — это постоянное грамматическое свойство этой части речи, которое представляет собой систему изменения формы глагола в настоящем времени, в зависимости от чисел и лиц.
В русском языке есть два типа спряжений, которые так и называются — первое и второе (обычно обозначаются римскими цифрами I и II).
По общему правилу, спряжение определяется по окончанию глагола. Если окончание безударное, спряжение устанавливается по суффиксу неопределённой формы слова.
У глаголов в прошедшем времени спряжение отсутствует.
Правила определения спряжений
Определение этого глагольного свойства важно для того, чтобы правильно писать гласные буквы в окончаниях глаголов. Для этого обращают внимание на ударение в проверяемом слове. Если окончание содержит ударную гласную, сомнений в том, какая именно буква должна там находиться, не возникает.
Спряжение глаголов по личным окончаниям.
Глаголы первого спряжения:
Лицо | Примеры | ||
---|---|---|---|
1 | -у или -ю | -ем | рисую, шью, растем |
2 | -ешь | -ете | рисуешь, шьешь, растете |
3 | -ет | -ут или -ют | рисует, шьет, растут |
Второе спряжение:
Лицо | Окончание единственного числа | Окончание множественного числа | Примеры |
---|---|---|---|
1 | -у или -ю | -им | куплю, держу, приготовим |
2 | -ишь | -ите | купишь, держишь, приготовите |
3 | -ит | -ат или -ят | купит, держат, приготовят |
Глаголы с приставкой «вы-«
Определить спряжение в таком случае можно, отбросив приставку, по оставшемуся слову в обычном порядке, например, от слова «выстоять» получается «стоять» — «стоишь». Глаголы «стоять» и «выстоять» — это второе спряжение.
Если приставку отбросить нельзя, например, в слове «выключить», её заменяют другой приставкой — «отключить», «заключить», и определяют спряжение по личностному окончанию. «Заключишь» — это второе спряжение, значит, глагол «выключить» — тоже.
Непереходные глаголы с приставкой вы- изменяются по правилу первого спряжения (выздороветь — выздоровеет).
По правилу, для определения спряжения нужно брать инфинитив того же вида глагола, в которой стоит личная форма:
- встретишь — встретить (завершённый вид);
- встречаешь — встречать (незавершённый вид).
Спряжение глаголов по безударным окончаниям
Общее правило определения спряжения указано в таблице ниже.
Исключения
Глаголы-исключения — это вышеуказанные одиннадцать слов, которые относятся ко второму спряжению, хотя имеют окончания первого. При спряжении этих глаголов по лицам и числам следует обращать внимание на их личностные окончания. Аналогично, глаголы «брить» и «стелить» — исключения в первом спряжении, ведь они имеют окончание второго. Эти слова нужно просто запомнить, чтобы употреблять в окончаниях правильные гласные.
Кроме того, существует ещё две группы нетипичных глаголов в русском языке — разноспрягаемые и глаголы особого спряжения.
Разноспрягаемые имеют окончания и первого, и второго спряжения: это слова «бежать», «чтить», «хотеть», «дать, «брезжить». «Чтить» в третьей форме имеет два вида: «чтят» и «чтут». В одних формах эти глаголы дают при спряжении окончания первого (чаще в единственном числе), а в других — второго спряжения (обычно во множественном числе).
Например, слово «дать» имеет окончания двух спряжений в разных лицах и числах: он даёт, ты даёшь, я даю, они дают, вы даёте, мы даём.
Особое спряжение имеет необычные окончания в единственном числе, а во множественном глагол меняется либо по правилу второго спряжения, либо по правилам первого и второго. Примеры: ем, ешь, ест, едим, едите, едят; дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут.
Глаголы в прошедшем времени, сослагательном и изъявительном наклонении не имеют личных окончаний: читал — прочитал, читал бы — прочитал бы. Повелительное наклонение даёт личные окончания только глаголам во втором лице: читай, прочитай. Существуют также недостаточные глаголы, которые не ставятся в единственное число в первом лице: убедить, победить, басить, висеть. Они употребляются с дополнительными глаголами или вообще в связке «дополнительный глагол + существительное, близкое по смыслу», например, одержу победу, вынужден висеть, буду побеждать.
Чтобы легко выучить, запомнить и пользоваться правилом спряжений, для начала нужно понять основной принцип — существует два общих спряжения, потому что существует два типа окончаний у глаголов (если не говорить об исключениях).
В первую очередь, нужно проверить, не падает ли ударение на окончание глагола. По ударному окончанию очень просто можно определить спряжение — нужно только запомнить, что первое спряжение во множественном числе третьего лица заканчивается на -ут или -ют, а второе — на -ат и -ят.
В случае, если окончание безударное, ко второму спряжению относятся все глаголы на -ить, кроме «стелить» и «брить», которые нужно просто запомнить. Чтобы легче было выучить 11 глаголов-исключений во втором спряжении, можно запомнить составленные специально для этого стишки, например:
Гнать, держать,
смотреть и видеть,
дышать, слышать,
ненавидеть.
И зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
их “на –е-” спрягать нельзя.
Остальные глаголы с безударными окончаниями, по методу исключения, в основном, относятся к первому спряжению.
Примеры и упражнения
Задание 1. Выбрать из перечня глаголы второго спряжения: едешь, гонит, чистишь, тянем, приготовить, ставим, запускать, спряжёшь.
Объяснение:
- едешь — еду, едем, едут (1 спр.);
- гонит — гоню, гоним, гонят (2 спр.);
- чистишь — чищу, чистим, чистят (2 спр.);
- тянем — тяну, тянем, тянут (1 спр.);
- приготовить — приготовим, приготовят, приготовлю (2 спр.);
- ставим — ставлю, ставим, ставят (2 спр.);
- запускать — запускаю, запускаем, запускают (1 спр.);
- спряжёшь — спрягаю, спрягаем, спрягают (1 спр.).
Правильный ответ: гонит, чистишь, приготовить, ставим.
Задание 2. Вставить пропущенные в окончаниях гласные буквы: купаться – купа_шься, хлопать – хлопа_шь, клеить – кле_шь, помнить – помн_шь, поджарить – поджар_шь, стелить — стел_шь, пугаться – пуга_шься.
Ответы: купаешься, хлопаешь, клеишь, помнишь, поджаришь, стелешь, пугаешься.
Задание 3. Выбрать из перечня глаголы только первого спряжения: плыть, лаять, колоть, носить, шагать, строить, полоть, лететь, дышать, ходить.
Объяснение:
- плыть — плыву, плывём, плывут (1 спр.);
- лаять — лаю, лаем, лают (1 спр.);
- колоть — колю, колешь, колют (1 спр.);
- носить — ношу, носим, носят (2 спр.);
- шагать — шагаю, шагаем, шагают (1 спр.);
- строить — строю, строим, строят (2 спр.);
- полоть — полю, полешь, полете, полют (1 спр.);
- лететь — лечу, летим, летят (2 спр.);
- дышать — дышу, дышим, дышат (2 спр.);
- ходить — хожу, ходим, ходят (2 спр.).
Ответы: плыть, лаять, колоть, шагать, полоть.
Все глаголы были поделены на две основные группы по спряжениям для удобства. Выявив общие окончания для каждого типа, люди дифференцировали их на первое и второе спряжение. Запомнив лёгкие правила спряжения, выучив слова-исключения, взрослым и детям будет проще не допускать ошибок в окончаниях глаголов в письменной или устной речи.
Тема урока: «I и II спряжение глаголов».
Цель: с оздание условия для открытия новых знаний об окончаниях глаголов I и II спряжения.
Задачи урока:
Образовательные:
- знакомство с окончаниями глаголов 1 и 2 спряжения ;
- формирование умения различать окончания глаголов 1 и 2 спряжения,
- закрепление написание слов с изученными орфограммами.
Развивающие:
- развитие речи учащихся, умения работать со словарём;
- развитие воображения, памяти, орфографической зоркости;
- развитие умения анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы;
- создание условий для личностного саморазвития учащихся.
Воспитательные:
- воспитание аккуратности, ответственности, чувства взаимопонимания и поддержки;
- воспитание культуры речи, чувства коллективизма, взаимовыручки.
Технология: педагогическая мастерская.
Форма работы: групповая.
Оборудование: листы с заданиями для команд, плакат «Дерево», листочки бумаги (по количеству учеников), мультимедийный проектор, фломастеры, ручки.
Ход урока
- Организационный момент.
- Индуктор. (число, классная работа)
Я приглашаю вас в творческую мастерскую, где посторонних не бывает, здесь все творят.
На экране появляется слайд №2 со стихотворением:
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
Учитель: Догадались, ребята, о ком или о чём это стихотворение? О чём мы сегодня будем узнавать новые знания? Конечно, о глаголе.
- Чистописание.
Напишите цепочки.
ешь ишь Какую орфограмму мы повторяем в чистописании?
шьёшь бежишь
Что посе…шь, то и пожнёшь. (Дети замечают пропуск буквы. Учитель не отвечает на их вопрос.)
В конце урока вы мне сами расскажете, какую букву я пропустила. Для этого мы должны как следует поработать в группах и найти ответ.
- Словарная работа. Слайд №4.
Найти глаголы из словарика, записать в форме 3 лица множественного числа, выделить и сравнить окончания глаголов. (Желать, сверкать, гореть, медлить )
Желают, сверкают, горят, медлят.
Физминутка (глаза и дыхание)
- Самоконструкция. (индивидуально).
Учитель: Начнём с того, что вспомним всё о глаголе. Напишите всё, что вы уже знаете о глаголе, опираясь на вопросы. Слайд №3
(Дополнительные вопросы.
Что такое глагол?
Какова роль глаголов в тексте, предложении?
Что такое неопределённая работа?
Как изменяются глаголы?
Что такое спряжение?)
- Социоконструкция. (в группах).
В группах проходит обсуждение ранее написанного индивидуально,
- Социализация.
Из каждой группы выходит по одному ученику и рассказывают, что они вспомнили о глаголе.
- Разрыв. (в группах)
Да, вы многое уже знаете о глаголе, но это не помогла найти нам ответ на наш вопрос о безударной гласной в глаголе ПОСЕ?ШЬ.
Выполняют задание №1 (на больших листах, фломастерами). Сделать вывод.
Проспрягать слова, вставить в таблицы окончания: 1 группа - плести, кричать. 2 группа - заплести, закричать. 3 группа – петь, молчать. 4 группа – запеть, замолчать. 5 группа – плыть, сидеть.
Плести | Кричать | |||
Ты | ||||
Он | ||||
Мы | ||||
Вы | ||||
Они |
Представители каждой команды выходят к доске и рассказывают о том, что у них получилось, делают выводы о том, как спрягаются глаголы.
Легко ли было написать окончания глаголов? Почему?
Назовите личные окончания глаголов первого столбика.(на слайде №5)
У (ю)
Ешь (ёшь)
Ет (ёт)
Ем (ём)
Ете (ёте)
Ут (ют)
Что вы можете отметить общее в личных окончаниях глаголов? (Личные окончания глаголов первых столбиков имеют гласную –е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ут, -ют.)
Назовите личные окончания глаголов последних столбиков. (на слайде №6)
У (ю)
Ишь
Ит
Им
Ите
Ат (ят)
Отметьте общее в личных окончаниях глаголов последних столбиков. (Личные окончания последних двух столбиков имеют гласную –и, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ат, -ят.)
Изменение глаголов настоящего и будущего времени, которое мы сейчас наблюдали, называется спряжением. Сделайте вывод: какого спряжения бывают глаголы? (на слайде №7)
Какие окончания имеют глаголы I спряжения?
Какие окончания имеют глаголы II спряжения?
Определите спряжение словарных слов.
ФИЗМИНУТКА.
Присесть – если глагол 1 спряжения, подпрыгнуть - если глагол 2 спряжения.
Бежит, идёшь, кричит, поёте, стучат, живут, говорят, придём, любим, везу.
Проспрягать глаголы (с безударными окончаниями): бегать, думать, писать, верить.
- Афиширование.
Дети представляют классу результаты своей работы, делают вывод, что безударные окончания глаголов написать правильно гораздо сложнее. Вывод на слайде №8. (У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания ОДИНАКОВЫЕ. Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию)
Так какую же безударную гласную надо написать в глаголе ПОСЕ?ШЬ? (Дети пытаются создать алгоритм решения орфографической проблемы)
- Дополнительное задание.
Упражнение №437, стр. 80.
Написать глаголы в 2 столбика – по спряжениям, разобрать их по составу.
Составить предложение с одним из глаголов. Синтаксический разбор предложения.
* Морфологический разбор глагола из предложения.
11. Рефлексия.
Что нового мы сегодня узнали о глаголах?
На маленьких листочках каждый из вас напишет по 1 глаголу в нужной форме и прикрепит на наше дерево знаний. На ветку первого спряжения глагол 1 спряжения, если вы поняли тему хорошо, и запомнили, что основная гласная 1 спряжения - Е. На ветку 2 спряжения глагол 2 спряжения, если вы поняли тему хорошо и запомнили, что основная гласная 2 спряжения - И. На ветку неопределённой формы глагол в данной форме, если вы не совсем определились и не совсем всё запомнили.
- Д/з
Ед.ч. 1 л. - у(ю) 2л. - е шь (ё шь) 3л. - е т (ё т) Мн.ч. 1л. - е м (ё м) 2л. - е те (ё те) 3л. - у т (ю т)
Ед.ч. 1 л. - у(ю) 2л. - и шь 3л. - и т Мн.ч. 1л. - и м 2л. - и те 3л. - а т (я т)
В русском языке два спряжения глаголов. Одни глаголы изменяются по лицам и числам по первому спряжению, а другие – по второму.
I спряжение Ед.ч. 1 л. - у(ю) 2л. - е шь (ё шь) 3л. - е т (ё т) Мн.ч. 1л. - е м (ё м) 2л. - е те (ё те) 3л. - у т (ю т) II спряжение - у(ю) - и шь - и т - и м - и те - а т (я т)
У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания одинаковые. Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию. Глаголы I спряжения легко отличить от глаголов II спряжения только тогда, когда их личные окончания находятся под ударением.
Спасибо за внимание!