Вы можете научить свой мозг мыслить по-новому. Один из наилучших способов это сделать – расширить набор ментальных моделей, которые вы используете, чтобы думать. Позвольте мне объяснить, что я имею в виду, на примере истории о мыслителе мирового класса.

Я впервые узнал о ментальных моделях и о том, насколько полезными они могут быть, из рассказа о Ричарде Фейнмане, известном физике. Фейнман получил степень бакалавра в Массачусетском технологическом институте (МТИ) и степень доктора философии в Пристонском университете. За время обучения он заработал репутацию математического гения, решавшего задачи, которые были не под силу даже самым умным аспирантам.

Когда у Фейнмана спросили, как он это делает, он ответил, что его секретным оружием был не интеллект, а стратегия, которой он овладел в старшей школе. По словам Фейнмана, однажды школьный учитель по физике попросил его остаться после урока, чтобы дать ему задание.

«Фейнман, – сказал учитель, – ты слишком много разговариваешь и шумишь. Я знаю, почему. Тебе скучно. Поэтому я хочу дать тебе одну книгу. Каждый день приходи, садись там, в углу, и изучай эту книгу. Когда ты прочитаешь её до конца, ты снова можешь разговаривать».

Каждый день Фейнман садился за самую дальнюю парту и читал книгу, которую дал ему учитель по физике – «Сложные вычисления» (Ф. Вудс), в то время как остальные ученики продолжали свои обычные занятия. Именно с этой старой книги Фейнман начал разрабатывать собственный набор ментальных моделей.

«Та книга показала, как можно дифференцировать параметры под знаком интеграла, – писал Фейнман. – Оказывается, этому в университетах не учат. Там не акцентируют на этом особого внимания. Однако я понял, как использовать тот метод, и делал это снова и снова. Я был самоучкой, которому та книга открыла особые методы решения интегралов».

«Студенты из МТИ и Пристонского университета иногда не могли решить тот или иной интеграл потому, что стандартные методы, которым их научили в школе, были неэффективными. Если это было контурное интегрирование или простое разложение в ряд, они легко справлялись с вычислениями. Тем не менее, я решил попробовать дифференциацию под знаком интеграла, и в большинстве случаев данный способ срабатывал. Так я завоевал репутацию человека, который умеет решать сложные интегралы – и всё благодаря тому, что мой набор инструментов отличался от всех остальных. Студенты пробовали все доступные им методы, прежде чем позволить мне решить проблему».

Все аспиранты МТИ и Пристонского университета обладают блестящим умом. Тем, что отличало Фейнмана от его сверстников, не обязательно был особый склад интеллекта. Скорее всего, всё дело было в том, как он смотрел на проблему. Он имел более широкий набор ментальных моделей.

Ричард Фейнман объясняет свои ментальные модели студентам-физикам

Что такое ментальная модель?

Ментальная модель – это объяснение того, как что-либо работает. Это понятия, системы или мировоззрения, которые присутствуют в вашем уме.

Например, спрос и предложение – это ментальная модель, которая помогает вам понять, как работает экономика. Теория игр – это ментальная модель, которая помогает вам понять, как работают отношения и доверие. Энтропия – это ментальная модель, которая помогает вам понять, как работают беспорядок и упадок.

Ментальные модели управляют нашим восприятием и поведением. Это мыслительные инструменты, которые вы используете, чтобы постигать жизнь, принимать решения и решать проблемы. Изучение новой ментальной модели предоставляет вам возможность иначе взглянуть на мир.

Ментальные модели несовершенны, но полезны. В физике или инженерии, к примеру, не существует ни одной ментальной модели, которая могла бы безупречно объяснить всю Вселенную. Тем не менее, наилучшие ментальные модели из этих дисциплин позволяют нам строить мосты и дороги, развивать новые технологии и даже путешествовать в космическом пространстве. Как выразился историк Юваль Ной Харари: «Учёные в целом согласны с тем, что ни одна теория не может быть верной на 100 процентов. Таким образом, проверять знания нужно не на истинность, а на полезность».

Лучшие ментальные модели являются идеями с наибольшей практичностью. Они широко используются в повседневной жизни. Понимание этих концепций поможет вам принимать правильные решения и более эффективные меры. Именно поэтому разработка широкой базы ментальных моделей является критически важной для того, кто заинтересован в том, чтобы мыслить ясно, рационально и эффективно.

Секрет великого мышления

Расширение набора ментальных моделей – это то, над чем должны работать как специалисты, так и новички. У всех нас есть любимые ментальные модели – те, которые мы по умолчанию используем, чтобы объяснить, как и почему что-либо происходит. По мере взросления и накопления знаний в определённой области вы стремитесь отдавать предпочтение ментальным моделям, которые наиболее вам знакомы.

Но вот в чём заключается проблема: когда в вашем мышлении преобладает определённое мировоззрение, вы пытаетесь объяснить каждую проблему, с которой вы сталкиваетесь, через это мировоззрение. В данную ловушку очень легко угодить, особенно если вы умны или талантливы в какой-либо конкретной сфере.

Чем больше вы будете зацикливаться на одной ментальной модели, тем больше вероятность, что эта ментальная модель приведёт вас к краху, потому что вы станете применять её ко всем проблемам. Экспертные знания зачастую являются ограничивающими. Как говорится в одной пословице: «Когда у тебя есть только молоток, всё похоже на гвоздь».

Рассмотрим пример, приведённый биологом Робертом Сапольски. Он спрашивает: «Почему курица перешла дорогу?» Затем он даёт ответы, полученные от разных специалистов.

Если вы спросите об этом эволюционного биолога, он ответит: «Курица перешла дорогу потому, что она увидела потенциального партнёра для спаривания на другой стороне».

Если вы спросите об этом кинезиолога, он ответит: «Курица перешла дорогу потому, что мышцы в её лапе сокращались и тянули кость вперёд при каждом шаге».

Если вы спросите об этом нейробиолога, он ответит: «Курица перешла дорогу потому, что нейроны в её головном мозге возбудились и спровоцировали движение».

Формально ни один из этих экспертов не является правым. Никто из них не видит всю картину целиком. Каждая индивидуальная ментальная модель – это только один взгляд на реальность. Проблемы и ситуации, с которыми мы сталкиваемся в своей жизни, нельзя полностью объяснить при помощи какой-либо одной области или отрасли.

В каждой точке зрения есть доля правды. Но ни одна из них не может быть абсолютно истинной.

Полагаться на узкий набор мыслительных инструментов – это как носить ментальную смирительную рубашку. Ваш когнитивный диапазон движений ограничен. Если ваш набор ментальных моделей ограничен, то таким же является и потенциал для поиска решения. Чтобы полностью раскрыть свой потенциал, вы должны овладеть целым рядом ментальных моделей. Вы должны создать свой набор инструментов. Таким образом, секрет великого мышления состоит в том, чтобы изучать и применять различные ментальные модели.

Расширение набора ментальных моделей

Процесс накопления ментальных моделей – это как улучшение зрения. Каждый глаз может видеть одно и то же по-своему. Когда вы закрываете один из них, вы теряете часть сцены. Невозможно увидеть полную картину, когда вы смотрите только одним глазом.

Аналогичным образом, ментальные модели обеспечивают внутреннюю картину того, как устроен мир. Мы должны постоянно совершенствовать и улучшать качество этой картины. Это включает чтение хороших книг, изучение основ, казалось бы, не связанных между собой отраслей, и получение уроков от людей, имеющих богатый жизненный опыт.

Глазам ума нужно разнообразие ментальных моделей, чтобы собрать воедино полную картину того, как устроен мир. Чем больше источников имеется в вашем распоряжении, тем яснее становится ваше мышление. Философ Ален де Боттон отмечает: «Главный враг хороших решений – это отсутствие достаточного количества точек зрения на проблему».

Преследование текучих знаний

В школе мы стремились разделять знания на различные категории – биология, экономика, история, физика, философия. В реальном мире информацию редко можно отнести к какой-либо одной категории. По словам Чарли Мангера: «Вся мудрость мира не способна уместиться в одной маленькой кафедре».

Мыслители мирового класса не смотрят на жизнь через призму одной темы. Вместо этого, они стремятся к «текучим знаниям», которые плавно перетекают от одной темы к другой.

Вот почему важно не только изучать новые ментальные модели, но и учитывать то, как они связаны друг с другом. Креативность и инновации часто возникают на стыке идей. Путём выявления связи между различными ментальными моделями вы можете найти решения, которые большинство людей упускают из виду.

Инструменты для улучшения мышления

Хорошая новость: вам не нужно осваивать каждую деталь каждой темы, чтобы стать мыслителем мирового класса. Из всех ментальных моделей, которые человечество породило на протяжении всей истории, есть всего несколько десятков тех, которыми вам необходимо овладеть, чтобы чётко понимать, как устроен мир.

Многие из самых важных ментальных моделей являются главными идеями таких дисциплин, как биология, химия, физика, экономика, математика, психология и философия. Каждая область имеет несколько ментальных моделей, которые формируют костяк темы. Например, некоторые из основных ментальных моделей экономики включают в себя такие идеи, как стимулы, дефицит и экономия от масштаба.

Если вы сможете овладеть основами каждой дисциплины, тогда вы получите очень точную и полезную картину жизни. Чарли Мангер сказал: «80 или 90 важных моделей возьмут на себя 90 процентов трудностей и превратят вас в мудрого человека. И лишь горстка из них действительно тащит на себе очень большой груз».

Я сделал своей главной целью раскрыть важные модели, которые тащат на себе очень большой груз. После изучения более 1000 различных ментальных моделей я постепенно сузил их количество до нескольких десятков, которые действительно имеют наибольшее значение. О некоторых из них – в частности и – я уже писал. В будущем я планирую создать список самых важных ментальных моделей из широкого спектра дисциплин и объяснить их суть и практическое значение для повседневной жизни среднестатистического человека. К счастью, мы все способны научиться думать немного лучше.

Специально для читателей моего блога сайт - перевела Rosemarina

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали.

Copyright сайт © - Данная новость принадлежит сайт, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"

Вы это искали? Быть может это то, что Вы так давно не могли найти?


Чарльз Мангер

Адвокат, экономист, инвестор, партнёр Уоррена Баффета в Berkshire Hathaway.

Упрощайте сложное

Обычно мы не задумываемся о том, что каждое событие - это сумма миллиардов переменных. Если бы вы смогли повлиять на переменные, ответственные за результат, вы смогли бы увеличить шансы на положительный исход. Но как узнать, что это за переменные?

Нет смысла пытаться влиять на все мельчайшие детали, да это и невозможно, наш мозг не создан для этого. Здесь-то и пригодятся ментальные модели. С помощью них можно отделить зёрна от плевел.

Один из примеров ментальных моделей - . Он гласит, что 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий - лишь 20% результата. Закон помогает отсеять неважное и сосредоточиться на ключевых моментах.

Мангер и Баффет применяют этот закон, когда решают, во что инвестировать. Они оценивают компании в поисках тех, которые обеспечат непропорционально высокий доход.

Избавьтесь от предубеждений

Одновременно к достоинствам и недостаткам человеческого ума относится способность определять причину и следствие. С одной стороны, это само по себе работает как ментальная модель, позволяя нам быстро упорядочивать всё понятным для нас образом. С другой - как раз из-за этой быстроты причинно-следственная связь часто бывает ошибочной.

Мы не можем смотреть на мир объективно, у всех нас есть предрассудки. Ментальные модели помогают заметить их.

Зная свои предрассудки, вы дважды подумаете перед тем, как принять решение. Так вы значительно снизите вероятность ошибок и убытков.

«Нужно накапливать много ментальных моделей. Используя одну или две, вы неизбежно начнёте подстраивать под них действительность, - говорит Чарльз Мангер. - И модели должны быть из разных дисциплин, ведь вся мировая мудрость не может сосредоточиться в одной области».

Обычно мы смотрим на мир через призму своей специальности или профессии. Но он гораздо разнообразнее, чем то представление, которое складывается благодаря нашим привычкам, занятиям и образованию.

Это не значит, что нужно одновременно стать экспертом по экономике, психологии и другим наукам. Но нужно понимать основные принципы всех дисциплин и использовать их, принимая решения. Мозгу для работы необходим набор инструментов. Ментальные модели как раз станут такими инструментами.


Ментальные модели — это неотъемлемая часть мышления человека. В ней кроется как невероятный потенциал, так и слепая догматичность. Причем одновременно. Так что же они из себя представляют?

Согласно определению авторов книги «Искусство системного мышления» Джозефа О’Коннора и Иана Макдермотта, ментальные модели — это идеи и представления, которые мы используем для направления наших действий, для понимания и объяснения причин и следствий, а также для того, чтобы придать смысл нашему жизненному опыту.

Узнать больше о ментальных моделях Вы сможете в следующей нашей статье, а в этой мы поговорим о жестких ограничивающих ментальных моделях. Не все их них являются ограничивающими, но все они жесткие. На основе признаков поведения, которые мы рассмотрим чуть ниже, Вы можете сделать шаг к выявлению своих собственных ограничивающих ментальных моделей и своих близких людей. После нестрогого поведенческого анализа. Итак:

  • когда Вы настаиваете на том, что только Ваши идеи полностью соответствуют реальности;
  • когда у Вас в жизни сложился узкий круг интересов, который исключает приобретение нового опыта;
  • когда Вы не допускаете ни малейшей неопределенности и стараетесь как можно быстрее делать выводы («незадумываясь» — уместное здесь слово);
  • каждый раз, когда Вас не устраивают поведение людей и ход событий, а Вы также имеете наготове богатый запас объяснений;
  • когда активно используете модальные операторы («должен», «не должен», «необходимо», «недопустимо») и ни на йоту не сомневаетесь в оправданности их применения;
  • когда щедро оснащаете свою речь «кванторами всеобщности» — обобщающими понятиями («все», «каждый», «никто», «никогда») и не признаете никаких исключений;
  • когда делаете обобщение на основании единственного случая;
  • когда используете полученные вне прогнозируемых временных рамок примеры событий для подтверждения своих идей;
  • когда осмысляете происходящее в терминах прямолинейной логики «причина — следствие», «после этого — значит по причине этого»;
  • когда избегаете пересматривать свои убеждения на основе полученного нового опровергающего опыта.

Список не является закрытым, но уже эти признаки позволяют многое понять. Как о себе, так и о знакомых Вам людях. Сами по себе ментальные модели состоят их нескольких убеждений, которые не являются ни объективно плохими, ни объективно хорошими. Многое зависит от контекста.

Неоспоримым достоинством таких мыслительных моделей является наличие четкой позиции и последовательного поведения человека. Даже закономерно предсказуемого, ведь другие варианты исключены. Однако хочу отметить и один недостаток: ограничивающие ментальные модели — это не всегда верные представления о мире и источник конфликтного поведения.

Ричард Фейнман (Richard Feynman), получивший Нобелевскую премию по физике в 1965 году, за свою жизнь заслужил репутацию одного из самых выдающихся в мире ученых. Помимо этого, он отлично играл на бонго, попробовал себя как художник, в течение нескольких лет рисуя обнаженные модели, и взломал сейф с совершенно секретной информацией об атомной бомбе:)

Получив степень бакалавра в MIT и докторскую в Принстоне, за годы учебы в каждом из этих заведений он прославился легкостью решения математических задач, с которыми не могли справиться даже кандидаты наук математических факультетов.

В своей удивительной книге «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!» (Surely You’re Joking Mr. Feynman!), ученый так описывает свой успех:

«Однажды [школьный учитель физики, мистер Бадер,] попросил меня остаться после урока. «Фейнман, — сказал он. — Ты очень много болтаешь и от тебя слишком много шума. Я знаю, почему: тебе скучно. Поэтому я собираюсь дать тебе книгу, которую ты тихо будешь читать на уроке, пока не поймешь все, что в ней написано, а потом снова можешь начать разговаривать»

С этого момента, на каждом уроке физики я не обращал внимания на объяснения закона Паскаля и на то, что происходило в классе, — я просто сидел в углу за задней партой и читал «Продвинутый математический анализ» Вудса (F. S. Woods, Advanced Calculus). Бадер знал, что я был уже немного знаком с «Математическим анализом для практика» Томпсона (J.E. Thompson, Calculus for the Practical Man), поэтому он дал мне труд посложнее, рассчитанный на первые курсы колледжа и включавший ряд Фурье, функцию Бесселя, детерминанты, эллиптические функции, т. е. все те замечательные вещи, с которыми я еще не был знаком.

Эта книга научила меня еще и тому, как дифференцировать параметры под знаком интеграла — операция не из простых. Впоследствии выяснилось, что этому не особенно учат в университетах, уделяя данной теме минимум внимания. Но я сумел освоить этот чертовски сложный метод и применял его, где только мог. Так, благодаря самостоятельному обучению, я приобрел уникальные знания.

В результате, когда ребята в MIT или Принстоне мучались с каким-нибудь интегралом, пытаясь взять его при помощи стандартных методов, изученных в школе — по контуру или разложением в простой ряд — приходил я и дифференцировал выражение, при этом часто довольно успешно. Вскоре я заработал репутацию человека, умеющего брать сложные интегралы, а все потому, что мой набор инструментов отличался от других, и когда обычные методы не работали — всегда звали меня»

— Ричард Фейнман, «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!»

Ричард Фейнман, фотография Калифорнийского Технологического Института

Ментальные модели

«Точка зрения — это уже 80 баллов по шкале IQ»
— Алан Кэй (Alan Kay)

Ментальная модель — это способ нашего восприятия мира.

Говоря простым языком, ментальные модели — это набор инструментов, при помощи которых вы мыслите. Каждая ментальная модель предполагает свою собственную систему взглядов на жизнь (или на конкретную проблему): через них мы придаем смысл событиям и истолковываем свой опыт. Так, в отличие от других, Фейнман мог брать сложные интегралы благодаря уникальной ментальной модели, которую он добавил в свой интеллектуальный репертуар и использовал тогда, когда остальные студенты были бессильны. Это совсем не означает, что Фейнман был обязательно умнее, чем другие, он просто подходил к решению задачи с другой стороны.

Итак, ментальные модели помогают увидеть ситуацию под другим углом и решить кажущуюся сложной задачу. Их работа особенно заметна, когда в результате мыслительных тренировок вы начинаете видеть сразу несколько вариантов решения проблемы. Причем каждый из них по-своему поможет вам определиться с приоритетами и добиться выполнения поставленных задач.

Универсального метода для решения всех задач не существует, однако, освоив несколько ментальных моделей, в зависимости от ситуации, вы сможете выбирать ту из них, которая наилучшим образом подходит для конкретного случая.

Закон инструмента

Абрахам Каплан в книге «Принцип методологической автономии исследования» (Abraham Kaplan, The Conduct of Inquiry ) говорит о своей концепции под названием «Закон инструмента» (The Law of the Instrument ), которая также известна как «Молоток Маслоу» (The hammer of Maslow) :

«Я назвал это законом инструмента, и суть его в следующем: дайте ребенку молоток, и он будет крушить им все, что встретит на своем пути»

Действие закона Каплана можно проиллюстрировать другой известной фразой, сказанной Маслоу: «Когда у тебя есть только молоток, все похоже на гвоздь» (If all you have is a hammer, everything looks like a nail ). Если вы привыкли смотреть на все только с одной стороны, то ваше восприятие ограничено рамками вашего мировоззрения, в котором решение сложной проблемы обычным способом может оказаться невозможным. Расширение границ разума путем включения в него новых ментальных моделей позволит вам найти выход из любой ситуации.

Интересно, что такое одностороннее восприятие особенно выражено у людей, которые являются выдающимися экспертами в какой-либо области. Чем ярче ваш талант и способности в одной сфере, тем вероятнее, что вы имеете тенденцию рассматривать свои способности как ключ к решению всех проблем. Иными словами, чем больше вы развиваете какую-то одну ментальную модель, тем скорее она перестанет оправдывать свою дееспособность, так как мешает вам мыслить шире. В результате, очень умные люди часто впадают в пристрастное состояние, их взгляд замыливается, и они не могут придумать ничего действительно инновационного.

Однако, если вы регулярно добавляете в свое сознание новые ментальные модели, со временем вы научитесь с легкостью находить правильный ответ именно благодаря нестандартному подходу. Стоит ли говорить, что как раз это умение и отличает настоящих гениев от обычных людей, даже обладающих высоким интеллектом, и Ричард Фейнман — блестящий тому пример.

Накапливайте различные мысленные модели, практикуйте новый взгляд на вещи — это самый лучший ключ, который поможет вам открыть любую дверь.

Как осваивать новые ментальные модели?

Существует два основных пути приобретения новых ментальных моделей:

Читайте книги за пределами стандартной программы

Если вы владеете тем же материалом, что и остальные, вы будете думать так же, как и все. Даже не надейтесь найти оригинальный подход, если вы читаете то же самое, что и ваши сокурсники, сослуживцы или ровесники. Поэтому старайтесь обращать больше внимания на редкие работы (такие, как математический анализ Вудса) или читать те книги, которые выходят за пределы ваших интересов, но каким-либо образом пересекаются с ними. Проще говоря, ищите ответы в непривычных местах.

Находите связи между несвязанными вещами

Неважно, заняты ли вы чтением книги, прослушиванием лекции или просмотром ТВ, делайте заметки о том, как эта новая информация может быть связана с тем, что вы уже знаете. Люди имеют тенденцию разделять информацию по разным областям знаний, считая, что вот этот набор сведений относится к экономике, этот — к медицине, а третий, вообще, к истории. Но это всего лишь пережиток школьной системы образования, потому что в реальном мире не существует такого четкого разделения:

Подпись: «Все взаимосвязано: осознание того, как различные области знаний пересекаются друг с другом, ведет к более глубокому пониманию вопроса» (на рисунке пересекаются три области знаний — история, поведение животных и архитектура, рождая новую область — Великие пирамиды Гизы).

Например, один из документальных фильмов повествует, что общего между пирамидами и ритуальными повадками животных. С точки зрения создателей передачи, манера животных во время схватки подниматься на задние лапы, чтобы через рост продемонстрировать свою власть, связана с известным историческим фактом: когда правление Египтом переходило в руки нового фараона, чтобы доказать свое культурное превосходство, он строил еще более высокую пирамиду как символ своей власти.

Такой подход объединяет, казалось бы, совершенно несвязанные области (архитектуру, древнюю историю и поведение животных), в результате исследования нам открылось более глубокое понимание вопроса.

Ментальные модели- как не угодить в ловушку?

Все решения и сценарии поведения людей происходят на базе их ментальных моделей.

Ментальные модели мы создаем для упрощения картины мира. Наблюдая за событиями, мы их обобщаем, и храним в памяти единую картину (фотографию). С одной стороны, это позволяет не запоминать всё многообразие. С другой стороны, мы теряем изменчивость, присущую вещам и событиям. Сначала процесс познания работает на ментальную модель, потом ментальная модель подгоняет увиденное под себя. Как зачетка на студента.

Ментальная модель, сформированная благодаря нейронным связям, это убеждения в правоте собственной позиции , или то, что люди даже вопреки всем свидетельствам и фактам, могут считать истинным.

«Глуп тот человек, который никогда не меняет своего мнения.»

Уинстон Черчилль

Наши ментальные модели придают свой особый смысл событиям.

Через них мы истолковываем свой опыт.

Это- не факты ! Хотя мы иногда так к ним относимся.

Ментальные модели мы создаем для упрощения собственной «картины мира», т.е. восприятия мира с позиции своего индивидуального опыта, воспитания, среды, традиций и привычек. Это некие индивидуальные рамки, в которые мы подгоняем все многообразие жизни и поведения людей.Как разбойник Прокруст “подгонял” путешественников под размеры своего ложа, обрезая или растягивая ноги.

Например, если ранее нам удалось достичь роста продаж без серьезных вложений в качество продукта, то мы проецируем наш успешный опыт на дальнейшую деятельность предприятия, не принимая, что условия, среда, рынок и потребитель и прочие вводные поменялись.

У ментальной модели есть две стороны медали:

  1. Положительная (не нужно «изобретать велосипед» каждый раз заново, т.е. скорость принятия решений в стандартных ситуациях «на автомате» и быстрота реакции)
  2. Отрицательная (ограничение и рамки, которые делают жизнь трудной, загоняют в тупик, способствуют спорам и разногласиям, тормозят личное развитие и т.п.)

У каждого человека – свои индивидуальные ментальные модели, некоторые из нас постоянно готовы их менять, поскольку мир вокруг меняется, и мы получаем новые вводные (информация,опыт, знания, переосмысление, озарение и опять по кругу).

А некоторые люди всю жизнь так и остаются со своими жесткими принципами и убеждениями, отстают в развитии, так, что с ними вообще невозможно общаться!

«Фанатик - это человек, который не может изменить взгляды и не может переменить тему»

Уинстон Черчилль

Наши ментальные модели хорошо иллюстрирует треугольник Канижа, названный в честь итальянского психолога .

Посмотрите на картинку внимательно, и скажите, сколько треугольников вы видите?

По опросу слушателей на семинарах и конференциях, все «видят» посередине белый треугольник, которого на рисунке …нет! Нам кажется, что он нарисован, но это лишь иллюзия:)

Таким образом, наша ментальная модель- это некий фильтр, через который мы пропускаем все факты и события нашей жизни и которую поддерживаем с помощью 4-х механизмов (источник Д.О’Коннер,И.Макдермотт “Искусство системного мышления”).

1.Вычеркивание – отбор и фильтрация опыта, часть которого уходит из памяти. Все мы помним одни и те же события по-разному.

2.Конструирование – придумывание чего-то, что на самом деле отсутствует. Полезно для мозга, развивает креатив и фантазию, но искажает факты

3.Искажение – манипуляция фактами и событиями, придание им различных толкований, выдергивание из контекста, усиление или принижение значимости.

4.Обобщение – истолкование единственного случая (в том числе вырванного из контекста) как типичного для целого класса явлений. Например, если был неудачный опыт общения с психологом или врачом, говорим, что все они «шарлатаны». После болезненного развода и раздела имущества, женщина может считать, что все мужики понятно кто.

«Заботьтесь о том, чтобы не было худшего, а лучшее само о себе позаботится».

Народная мудрость на идише.

Жесткие ментальные модели загоняют нас в ментальные ловушки:

Недооценка аномалий и неопределенности (“черных лебедей”), обычно мы страхуемся от малых и вероятных потерь, а не от больших и редких

Слепая вера прогнозам экспертов и гуру

Самоуспокоение

Обилии информации плохо влияет на скорость и качество решения (не видно леса из-за деревьев)

Наши собственные идеи прилипчивы, с ними трудно расстаться, мы их горячо защищаем, даже когда не правы…

Самообольщение и слепая вера в самый благоприятный для нас исход событий

Надежда на «авось»

Неадекватное установление сроков окончания работ\проектов и бюджетов

Заложена ли ошибка планирования в человеческой природе?

Да, так и есть, утверждает Нассим Талеб , с которым я полностью согласна, и очень рекомендую прочесть его книгу «Черный лебедь»

Исследователи провели эксперимент, предложив студентам назвать время, необходимое им для завершения диплома.

В одном показательном тесте группа разделилась на оптимистов и пессимистов: оптимисты обещали закончить за двадцать шесть дней, пессимисты - за сорок семь. На самом деле на завершение работы потребовалось в среднем пятьдесят шесть дней.

Попробуйте протестировать себя и четно ответить на вопросы ниже, чтобы понять какой тип ментальной модели у вас преобладает.

Ограничивающие развитие ментальные модели


1.Если вы всегда настаивайте на том, что ваши идеи полностью соответствуют реальности.

2.Если у вас узкий круг интересов, который исключает приобретение нового опыта.

3.Если вы не допускаете ни малейшей неопределенности и стараетесь как можно быстрее делать выводы.

4.Каждый раз, когда вас не устраивают поведение людей и ход событий, вы имеете наготове богатый запас объяснений.

5.Активно используете модальные операторы («должен», «не должен», «необходимо», «недопустимо») и никогда не сомневаетесь в оправданности их применения.

6.Щедро оснащаете свою речь обобщающими понятиями («все», «каждый», «никто», «никогда») и не признаете никаких исключений.

7.Делаете обобщения на основании единственного случая.

8.Используете односторонние, полученные вне прогнозируемых временных рамок события для подтверждения своих идей.

9.Вину за неудачи и проблемы возлагаете на только людей, а не систему (не забывая при этом и себя).

10.Осмысляете происходящее в терминах прямолинейной логики «причина – следствие».

11.Никогда не проявляете любознательности.

12. Не пересматриваете своих убеждений на основе полученного опыта.

Развивающие вас системные ментальные модели

1.Вы исходите из того, что на данный момент ваши ментальные модели лучшие из всего, что было вам доступно, но не прекращайте поиска более совершенных.

2.Вы имеете широкий круг профессиональных и личных интересов, хобби.

3.Не боитесь неопределенности (особенно, если вы топ-менеджер, которым платят за принятие решений в условиях неопределенности).

4.Проявляете любознательность и уделяете особое внимание тому, что, похоже, противоречит вашим ментальным моделям.

5.Ищете причины событий в системе обратных связей, действующих в разные временные периоды.

6.Столкнувшись с проблемой, исследуете не только ситуацию, но и свои предположения о ней.

  1. Обращаете внимание на взаимную связь факторов, добиваясь понимания того, как события согласуются друг с другом.

8.Ищете объяснения в виде системы циклов и контуров обратных связей (см.мою статью ), в которых результат – следствие одной из причин – в свою очередь становится причиной чего-то другого.