15.1 На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния со­вре­мен­но­го рос­сий­ско­го линг­ви­ста Л. Ю. Мак­си­мо­ва: «При по­мо­щи аб­зац­но­го от­сту­па (или крас­ной стро­ки) вы­де­ля­ют­ся наи­бо­лее важ­ные в ком­по­зи­ции це­ло­го тек­ста груп­пы пред­ло­же­ний или от­дель­ные пред­ло­же­ния». Ар­гу­мен­ти­руя свой ответ, при­ве­ди­те 2 при­ме­ра из про­чи­тан­но­го тек­ста. При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние.

Вы мо­же­те пи­сать ра­бо­ту в на­уч­ном или пуб­ли­ци­сти­че­ском стиле, рас­кры­вая тему на линг­ви­сти­че­ском ма­те­ри­а­ле. На­чать со­чи­не­ние Вы мо­же­те сло­ва­ми Л. Ю. Мак­си­мо­ва.

Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

На что нужно обратить внимание:

  • любое сочинение 15.1 целиком и полностью о языковых явлениях . Здесь будут идти рассуждения об абзацном членении текста, о предложениях и их соединениях, о знаках препинания, о тропах (метафора, эпитет, сравнение и пр.), о синтаксических фигурах (анафора, эпифора и пр.), о лексических средствах выразительности (экспрессивной лексике, лексический повтор, просторечные слова, книжные слова, жаргонизмы и пр.). Вот почему это сочинение называют сочинением "на лингвистическую тему";
  • сочинение пишется по высказыванию, которое Вы должны подтвердить. Всё Ваше сочинение должно быть направлено на такую мысль: "Да, автор высказывания абсолютно прав. Примеры тому мы видим почти в каждом предложении. Вот это предложение подтверждает, что данное языковое явление действительно служит тому-то. Другое предложение также говорит нам о том, что языковое явление такое-то помогает достичь того-то";
  • рекомендованное количество абзацев - 4:
    1 - вступление, тезис;
    2 - первый аргумент;
    3 - второй аргумент;
    4 - вывод;
  • аргумента в доказательство нужно приводить два ;
  • оба аргумента нужно приводить из текста . Находите предложение, в котором есть языковое явление, о котором сказано в цитате, и пишете его в качестве первого аргумента вместе с конкретным словом или словосочетанием. Если нас просят доказать, что метафора служит построению особенных образов, мы не только пишем, что "метафора представлена в предложении 7", но еще и указываем, что "перед нами метафора "план лопнул";
  • кроме предложения с конкретным примером Вы должны указать еще и функцию этого примера. Зачем в этом предложении стоит эта метафора, к примеру? Чего с помощью неё автор хочется добиться? Чему она служит? Какой эффект создает? Чей образ передает?
  • сочинение должно иметь не менее 70 слов. Рекомендуем писать его объёмом от 70 до 95, ведь чем больше слов, тем более велик шанс совершить ошибку.

Структура сочинения 15.1:

(1)Я не лю­би­ла эту куклу. (2)Её рост и внеш­ние до­сто­ин­ства срав­ни­ва­ли с моими. (3)Взрос­лые на­ив­но по­ла­га­ли, что до­став­ля­ют мне удо­воль­ствие, когда с де­жур­но-уми­ли­тель­ны­ми ин­то­на­ци­я­ми вос­хи­ща­лись мною.

– (4)Кто из вас де­воч­ка, а кто кукла - труд­но по­нять! - вос­кли­ца­ли они.

(5)Я была хруп­кой и ма­ло­рос­лой. (6)И от­то­го что все, вос­хи­ща­ясь этой хруп­ко­стью, име­но­ва­ли её «изя­ще­ством», а меня - «ста­ту­эт­кой», мне не было легче. (7)Я была са­мо­лю­би­ва, и мне ка­за­лось, что «ста­ту­эт­ка» - этo лишь вещь, укра­ше­ние, а не че­ло­век, тем более что ста­ту­эт­ка­ми на­зы­ва­ли и трёх фар­фо­ро­вых собак, оце­пе­нев­ших на нашем бу­фе­те. (8)Вос­пи­та­тель­ни­ца в дет­ском саду, слов­но ста­ра­ясь под­черк­нуть мою хлип­кость, вы­стро­и­ла нас всех по росту, на­чи­ная с самых вы­со­ких и кон­чая мною. (9)Вос­пи­та­тель­ни­ца так и опре­де­ля­ла моё место в общем строю: «за­мы­ка­ю­щая».

– (10)Не огор­чай­ся: конец - делу венец! - услы­ша­ла я от отца. (11)Венца на моей го­ло­ве, увы, не было, а вен­це­нос­ные за­маш­ки име­лись, и ко­ман­до­вать я очень лю­би­ла.

(12)Цар­ство иг­ру­шек по-сво­е­му от­ра­жа­ло ре­аль­ный мир, ни­ко­го не уни­жая, а меня воз­вы­шая. (13)Ми­ни­а­тюр­но­стью своей иг­руш­ки подчёрки­ва­ли, что со­зда­ны как бы для под­чи­не­ния мне. (14)А без­раз­дель­но хо­зяй­ни­чать - я со­об­ра­зи­ла уже тогда - очень при­ят­но. (15)Я рас­по­ря­жа­лась марш­ру­та­ми ав­то­мо­би­лей и по­ез­дов, по­вад­ка­ми и дей­стви­я­ми зве­рей, ко­то­рых в жизни бо­я­лась. (16)Я власт­во­ва­ла, по­ве­ле­ва­ла - они были бес­сло­вес­ны, без­молв­ны, и я втай­не по­ду­мы­ва­ла, что хо­ро­шо было бы и впредь об­ра­щать­ся с окру­жа­ю­щи­ми по­доб­ным об­ра­зом.

(17)Но вдруг, когда мне ис­пол­ни­лось шесть лет, по­яви­лась огром­ная кукла с круг­лым лицом и рус­ским, хотя и не­обыч­ным для иг­руш­ки, име­нем Ла­ри­са.(18)Отец привёз куклу из Япо­нии, где был в ко­ман­ди­ров­ке. (19)Я долж­на была бы об­ра­до­вать­ся за­мор­ской иг­руш­ке. (20)Но она была выше меня ро­стом, и я, бо­лез­нен­но на это от­ре­а­ги­ро­вав, сразу же её не­взлю­би­ла.

(21)Мама не­ред­ко втор­га­лась в мои вза­и­мо­от­но­ше­ния с иг­руш­ка­ми.

– (22)Лю­бишь на­ка­зы­вать? - впо­лу­шут­ку спро­си­ла как-то она. (23)И впо­лу­серьёз до­ба­ви­ла: - (24)С бес­сло­вес­ны­ми так по­сту­пать нель­зя. (25)Они же не могут от­ве­тить ни на добро, ни на зло.

– (26)На зло от­ве­ча­ют, - воз­ра­зи­ла я.

– (28)Под­чи­ня­ют­ся.

– (29)Это оскор­би­тель­но. (30)Не для них... (31)Для тебя! - уже со­всем серьёзно ска­за­ла мама.

(32)Она, по­хо­же, хо­те­ла, чтоб я от­ка­за­лась от аб­со­лют­ной вла­сти над сво­и­ми иг­руш­ка­ми. (33)Она во­об­ще была про­тив са­мо­вла­стия. (34)Но я к этому от­вра­ще­ния не пи­та­ла.

(35)С по­яв­ле­ни­ем Ла­ри­сы мно­гое из­ме­ни­лось. (36)Иг­ру­шеч­ное цар­ство, ка­за­лось, по­слуш­но за­дра­ло го­ло­ву и взи­ра­ло на неё снизу вверх. (37)Так смот­ре­ла на Ла­ри­су и я. (38)Как кукла она была более не­обыч­ной, по­ра­жа­ю­щей во­об­ра­же­ние, чем я как че­ло­век. (39)Мы и кук­лой-то её на­зы­вать не ре­ша­лись, а име­но­ва­ли толь­ко Ла­ри­сой.

(По А. Алек­си­ну) *

* Алек­син Ана­то­лий Ге­ор­ги­е­вич (род. в 1924 г.) - пи­са­тель, дра­ма­тург. Его про­из­ве­де­ния, такие как «Мой брат иг­ра­ет на клар­не­те», «Дей­ству­ю­щие лица и ис­пол­ни­те­ли», «Тре­тий в пятом ряду» и дру­гие, по­вест­ву­ют глав­ным об­ра­зом о мире юно­сти.

1 абзац

Это вступление. В нём же должен обозначиться тезис, который Вы далее будете доказывать. Тезис, правда, уже обозначен за Вас: это то самое высказывание, та цитата, по которой Вы пишете сочинение. Именно поэтому в самом задании Вам рекомендуют начать именно с неё. Мы так и поступим. Подать её мы можем двумя способами: переписать прямо так, как она дана, с помощью прямой речи или использовать речь косвенную. Мы воспользуемся вторым способом.

Российский лингвист Л. Ю. Максимов писал о том, что абзацный отступ выделяет наиболее важные группы предложений или предложения. Докажу это на примерах из прочитанного текста.

Абзац состоит всего из двух предложений. Это нормально. Но здесь могло быть и 3 предложения. Между первым и вторым здесь можно было добавить собственный комментарий по теме. Получилось бы примерно так:

Российский лингвист Л. Ю. Максимов писал о том, что абзацный отступ выделяет наиболее важные группы предложений или предложения. Действительно, абзацное деление текста помогает читателю правильно воспринимать события текста, обращать своё внимание на отдельные моменты. Докажу это на примерах из прочитанного текста.

Такое второе предложение можно писать, а можно и не писать, это не возбраняется. А вот первое и третье в Ваших сочинениях должны быть максимально похожи на те, что Вы видите в примере выше. Их выкидывать нельзя, но можно в них менять слова.

2 абзац

Это 1 аргумент. Так как в данном примере сочинения речь идет об абзацах, мы будем указывать для аргумента не предложение, а группу предложений: какой-то конкретный абзац из текста. Это может быть абсолютно любой абзац, так как каждый из них - скопление группы важных мыслей. Помним, что мы должны указать не просто абзац, но и его функцию, то есть: почему эти предложения объединены в абзац, какая мысль в них заключена, на чем содержание этого абзаца заостряет наше внимание? Абзац может состоять из 2-3 предложений. 1 предложение - указание на сам пример, в нашем случае на абзац, 2 и последующие - на его функцию. Получается так:

Предложения 12-16 объединены в один абзац не случайно. Этот отрывок концентрирует внимание читателя на внутреннем мире девочки и на том, как он находил своё отражение в её мире игрушек.

3 абзац

Это 2 аргумент. Логика рассуждений точно такая же, как и в предыдущем аргументе. Выбираем понравившийся абзац, рассказываем о его функции. Получается:

Абзац, начинающийся с предложения 17 и заканчивающийся предложением 20, также несет особую смысловую нагрузку. Он знаменует начало нового этапа в жизни главной героини, резкую смену её привычного мироощущения: теперь кукла, какая-то кукла, лучше, выше и красивее неё.

4 абзац

Это вывод. Мы доказали, что высказывание автора - чистая правда. Именно это мы и должны написать. Можно этим и ограничиться. Тогда вывод будет выглядеть так:

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что высказывание российского лингвиста Л. Ю. Максимова неоспоримо.

Но мы рекомендуем пояснить, в чем именно автор цитаты был прав. Ваш вывод будет очень похож на тезис по смыслу, но слова одни и те же лучше не употреблять. Ваш вывод - это измененный, краткий тезис. Дополняем предыдущее предложение:

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что высказывание российского лингвиста Л. Ю. Максимова неоспоримо. Красная строка служит грамотному сложению композиции текста, выделению конкретных мыслей и событий. С этим трудно не согласиться.

Можно поступить и по-другому: убрать первое предложение, так как оно не несет особого смысла. Получится так:

Таким образом, красная строка служит грамотному сложению композиции текста, выделению конкретных мыслей и событий. С этим трудно не согласиться.

Для задания 15.1 слово «сочинение» звучит чересчур громко. Потому что сочинение - это процесс творческий, работа воображения. Вам же придётся кивнуть головой в знак согласия с высказыванием о языке и выдернуть из текста, по которому вы работали, 2 примера в подтверждение высказывания. Работа носит название «сочинение на лингвистическую тему» С первым словом разобрались, переходим ко второму — «лингвичтическая»… Это значит — «о языке».

Рассуждать вам придётся о том, с помощью чего мы общаемся: язык, речь. На сайтах и в методичках вам предлагают заучить разные названия языковых средств и их функций. Если вы, доучившись до 9 класса, их так и не знаете, то даже не беритесь: голова лопнет. 🙂 Пользуйтесь логикой. Читайте, как это сделать в задании С2. Для начала разберёмся с требованиями. Итак, чего от вас хотят. «Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом ». Сначала его надо понять. «Жизнь и сознание» из головы выкидываем, обращаем внимание на ключевые слова, которые понимаем так: русским словом можно передать ВСЁ. От этого и будем плясать. «Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование ».

Расшифровываю: вас просят подтвердить слова Паустовского о величии русского слова примерами из двух предложений текста. Если мыслей в голове мало - переписывайте предложения целиком в кавычках. Так наберёте объём до 70 слов. Если мысли идут - просто указывайте: «Примером тому может служить предложение 2».

«Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале ».

То есть пишите на полном серьёзе, без шуток и жаргона.

«Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского ».

То есть ваше сочинение можно начать так (если уж совершенно нет времени и сил думать): «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом» — писал К.Г. Паустовский. С этим высказыванием нельзя не согласиться»…

«Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком ».

А вот это важные слова. Пускай вы привыкли, что учителя морщатся при виде тетрадей с вашим почерком, но экзамен НАДО писать красиво и разборчиво. Почему? Потому что при проверке ваше лицо - это не паспорт, не аттестат, даже не багаж знаний. Ваше лицо - это почерк. Допустим, я проверяю вашу работу. Я вас лично не знаю. Но пишете вы аккуратно, красиво, глаз радуется. И тогда ошибки, допущенные вами, кажутся незначительными и случайными, и судят вас не так строго. Или другая ситуация: я проверяю работу и совершенно не понимаю: это буква «а», «о» или вообще «ы». Кривой-косой почерк меня начинает раздражать, и я более строго подхожу и к содержанию работы, придираюсь к вашим аргументам и построению предложений. Ну вы меня поняли…

Итак, вы подготовились и начинаете писать…

Текст для примеров может быть абсолютно любым. Ведь порассуждать о языке можно на основе любого русскоязычного текста. Мы так вообще сейчас с вами возьмём начало 4 главы «Братства кольца».

«(1) Только под вечер, в пасмурных сумерках, остановились усталые путники на отдых. (2) Баразинбар дышал вниз холодом — дул порывистый ветер. (3) Гэндальф пустил свою баклагу по кругу, и все Хранители отхлебнули здравура. (4) После ужина они устроили совет. — Сегодня ночью мы отдохнем, — объявил Гэндальф, — ибо штурм перевала дорого дался каждому из нас… (5) — А куда мы пойдем потом? — спросил Фродо. (6) — У Хранителей есть только две дороги, — ответил Гэндальф, — назад, в Раздол, или вперед, к Огненной горе. (7) Когда Гэндальф упомянул о возвращении, лицо Пина радостно просветлело, а Мерри и Сэм весело встрепенулись. (8) Но Боромир с Арагорном остались бесстрастными, а Гимли и Леголас выжидательно промолчали. (9) Фродо понял, что все его спутники хотят, чтобы первым высказался он. (10) — Вернуться… — нерешительно начал Фродо, потом преодолел нерешительность и закончил: — …Мы можем, по-моему, только с победой. (11) Или с позором — признав свое поражение. (12) Я предлагаю пробиваться вперед ».

Сначала подберём примеры того, что русский язык может передать ВСЁ. Задумайтесь: если это так, то почему вам трудно писать сочинение? Потому что вы владеете не всеми ресурсами языка. Согласитесь, что писатель может передать русским языком ВСЁ, а Колян с соседнего подъезда может передать мало чего, и он идёт за помощью к жаргону. Так что же самое трудное в написании сочинений?

1. Подобрать нужные слова и не повторяться.

2. Написать красиво, а не коряво.

Что нужно для устранения пункта 1?

Знание синонимов.

Посмотрим, как Джон Толкин справился со всем этим. Заменял ли он в тексте слово на синоним? Найди, а потом проверь.

Вечер - сумерки

Путники - Хранители - Они

Радостно - весело

Теперь поищем средства речевой выразительности. Найдите метафору.

Метафора: «дышал вниз холодом», «штурм перевала дорого дался»

Сравнение: «Баразинбар дышал вниз холодом — дул порывистый ветер»

Олицетворение: «лицо Пина радостно просветлело»

Примеры готовы. Осталось накатать сочинение.

Начнём с введения:

«Высказывание К.Г. Паустовского я понимаю так: при помощи русского языка можно передать абсолютно всё, потому что возможности его безграничны ». Если слов кажется вам мало, впишите сюда и само высказывание. Дальше первый аргумент и второй. «И одной из главных причин величия языка является его богатейший словарный запас. Он позволяет говорить об одном и том же, и при этом не повторяться. Ведь существует множество синонимов у каждого слова. Так, например, в представленном тексте герои названы то «путниками», то «Хранителями», то личным местоимением «они» (предложения 1,3,4). Помогают создать яркую картину событий, чувств, настроений и средства речевой выразительности: метафоры, эпитеты, сравнения. И в данном тексте они также представлены: «Баразинбар дышал вниз холодом — дул порывистый ветер». Сравнение придаёт красочность описаниям ».

Всё, осталось перейти в выводам. «Как мы убедились, опираясь на приведённые примеры, русский язык действительно может передать абсолютно всё. Главное, научиться им правильно пользоваться ».

Вы будете удивлены, но в моём маленьком сочинении уже больше 70-ти слов. Так что чего уж там бояться? Теперь почувствуем себя в роли проверяющих и оценим сочинение по критериям.

С1К1. Доказал ли я утверждение К.Г.Паустовского?

2 балла - правильно понял и доказал.

1 балл - понял не совсем правильно, но доказал.

0 баллов - вообще не понял, или не доказал, или доказал с помощью бытовых рассуждений (вроде того: «Да, язык может передать многое, вот у меня мама как начнёт ругаться за двойку на экзамене, так чего только не услышишь!»)

С1К2. Примеры. 3 балла - привели 2 примера, и оба из текста, и оба в тему. 2 балла - 1 пример в тему, а второй не в тему. 1 балл - 1 пример, но его роль не указана (то есть просто написали, а не пояснили, что вы этим хотели сказать) 0 баллов - нет примеров из текста. С1К3. Логика 2 балла - всё логично, есть абзацы (как минимум, их три), мысль не скачет от Адама и до наших дней. 1 балл - малость с абзацами начудили 0 баллов - абзацев нет вообще, или написан полный бред. С1К4. Введение — мысль - заключение. 2 балла - если все вышеперечисленное есть. 1 балл - всё есть, но где-то проскочило неожиданное предложение и получилось оно не к месту. 0 баллов - начали с конца, закончили началом. В общем, полный кавардак и хаос. Как вы поняли, можно написать четко и ясно хоть о том, как вы у бабушки летом в деревне отдыхали и получить по критериям 3 и 4 максимум баллов, если написано всё логично. Так что не отчаивайтесь и, главное, пишите, не бросайте часть 15.1 в виде пустого листа. А вот критерии 1 и 2 за «бабушку» не получить… тут придётся подумать о языке.

Всё ли вы правильно поняли из того, что прочитали? Проверьте себя небольшим тестом, а потом переходите к практике.

Что ты знаешь о сочинении ОГЭ?

Пожалуйста, подождите пока страница загрузится полностью.
Если эта надпись не исчезает долгое время, попробуйте обновить страницу. Этот тест использует javascript. Пожалуйста, влкючите javascript в вашем браузере.

Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%. Результат оценивается как %%RATING%%

Ваши ответы выделены серым.

Какие аргументы надо приводить в своём сочинении?

2 аргумента из прочитанного текста по этической проблеме высказывания

2 аргумента из прочитанного текста с подтверждающим высказывание языковым явлением

Можно и 1 аргумент из прочитанного текста, подтверждающий языковое явление из высказывания

2 аргумента из жизни или художественной литературы с подтверждающим высказывание языковым явлением

Что произойдёт, если вместо двух вы напишете три аргумента?

Чтобы получить максимум по СК2, нужно не только привести 2 примера из текста, но и...

дать толкование данных слов по словарю Даля

привести третий пример

объяснить, как эти примеры связаны с темой высказывания

разобрать их как части речи или члены предложения

Сколько минимум абзацев должно быть, судя по критериям СК3 и СК4?

Каким способом нельзя приводить примеры-аргументы из текста?

Косвенной речью без кавычек

24.09.2018

…Наш прекрасный русский язык – это клад,
это достояние, переданное нам нашими
предшественниками! Обращайтесь почтительно с
этим могущественным орудием; в руках умелых
оно в состоянии совершать чудеса!

(И. С. Тургенев)

Итоговая проверка в 9 классе – не просто срез знаний и показатель объёмов усвоенного материала. В зависимости от того, как ученик справится с заданиями, можно оценить его шансы на победы в олимпиадах (в том числе, вступительных в вуз или колледж), какое направление стоит выбрать в будущем (гуманитарное или математическое), даст возможность потренироваться перед ЕГЭ (при условии планируемого перехода школьника в 10 класс).

Это обязательный экзамен, наряду с математикой. Остальные три девятиклассники могут выбрать самостоятельно, в зависимости от дальнейшего направления обучения.

В отличие от ЕГЭ здесь отсутствует минимальный балл, который каждый ученик обязан получить.

Большинство образовательных учреждений при оценке ОГЭ по русскому языку всё же предпочитают опираться на рекомендации Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), который определяет самые общие нормы экзаменационных работ: уровень сложности сочинений, количество баллов за задания и условия их перевода в 5-балльную систему. В 2018 году критерии выводились на основе результатов досрочной сдачи.

Предлагаем разобрать самую сложную и трудоёмкую часть ОГЭ по русскому языку – сочинения.

ОГЭ даёт возможность определить, какой уровень сложности русского языка нужен именно вам – поэтому даны три темы (задания маркируются соответственно: 15.1, 15.2, 15.3).

Сочинение-рассуждение о значении общего понятия

Убеждённым «технарям» (тем, кто с цифрами на «ты», но не ладит с сочинительством) рекомендуется не рисковать и выбрать первую тему – самую общую и простую в исполнении.

Студентам, которым необходим высокий балл, не стоит пропускать это задание. С него можно начать тренировку к экзамену, а потом постепенно переходить к более сложным темам.

Темы сочинений для ОГЭ по русскому языку в 2018 году звучали следующим образом:

  • Что такое внутренний мир человека?
  • Что такое выбор?
  • Что такое доброта?
  • Что такое драгоценные книги?
  • Что такое дружба?
  • Что такое жизненные ценности?
  • Что такое любовь?
  • Что такое материнская любовь?
  • Что такое настоящее искусство?
  • Что такое неуверенность в себе?
  • Что такое нравственный выбор?
  • Что такое сила духа?
  • Что такое взаимовыручка?
  • Что такое счастье?
  • Что такое честность?
  • Что такое талант?
  • Что такое любовь к природе?
  • Что такое сила воли?
  • Что такое благодарность?
  • Что такое мужество?
  • Что такое предательство?
  • Что такое эгоизм?
  • Что такое умение прощать?
  • Что такое подвиг?
  • Что такое доблесть?
  • Что такое свобода?
  • Что такое преданность?
  • Зачем нужна пунктуация?
  • Язык что одежда

Даже на самое лёгкое задание ответ должен быть подготовлен по всем правилам.

Ученику необходимо:

  1. Определить главную тему/мысль/вопрос.
  2. Грамотно структурировать ответ и выдержать композицию.
  3. Дать ответ на главный вопрос, подкрепив его аргументами.

Совет №1: Если планируете выбрать задание 15.3 – проработайте каждую из этих тем заранее.

Подберите необходимые описания, подумайте над подходящими словами, потренируйтесь комбинировать их. Используйте список 2018 года – он не сильно изменится к 2019, а вы сможете использовать свои наработки в качестве шаблонов, когда будете писать сочинение ОГЭ по русскому языку.

Совет №2: Потренироваться к экзамену можно и обратным способом:

  1. Найдите подборку академических материалов или возьмите за основу примеры сочинений прошлых лет.
  2. Постарайтесь определить, какая проблема раскрыта в тексте.
  3. Восстановите вопрос, на который отвечал автор этого текста.
  4. Попробуйте подобрать несколько вариантов формулировок такого вопроса.

Сочинение с опорой на исходный текст

В этом случае идёт куда более плотная работа с фрагментом, школьник полагается уже не в полной мере на свои рассуждения по теме, а держится в своём повествовании данного отрывка и старается не отходить от главной линии.

Такой уровень нужно выбирать тем, кто планирует переход в 10 класс и в будущем собирается делать упор на гуманитарные науки.

Навыки разбора, анализа и работы с текстом помогут в будущем значительно легче одолеть ЕГЭ.

Некоторые темы, которые достанутся в варианте 15.2 дублируют список базового уровня, но могут оказаться более узкими и конкретными. Например:

  • Что такое благородство?
  • Что такое самоуважение?
  • Что такое фантазия?
  • Что такое целеустремлённость?
  • Что такое человечность?
  • Что такое жертвенность?
  • Что такое сострадание?
  • Что такое красота?
  • Что такое надежда?
  • Что люди называют волшебным?
  • Что такое доверие?
  • Что такое творчество?
  • Что такое собственное мнение?

В сочинении по заданию 15.2 от вас хотят увидеть:

  • ваше понимание данной мысли
  • рассуждение по главной теме
  • не менее 2 аргументов, подтверждающих ваши утверждения
  • цитирование (но не переписывание!)

Прежде чем писать ответ – поработайте с текстом и определите:

  1. основную тему (о чём идёт речь?)
  2. главный вопрос (чем задаётся автор?)
  3. ключевые слова (за счёт чего передан смысл?)
  4. основную мысль вашего текста (сформулируйте тезис)
  5. собственное мнение (как вы будете выражать свою позицию по проблематике?)

Готово? Можно приступать к написанию:

    1. Подумайте над вступлением (можно начать с основного вопроса, обозначить тему, процитировать ключевой момент или сослаться на слова автора).
    2. Найдите аргументы, подтверждающие ваше мнение (процитируйте или укажите номер предложения).

Важно: по правилам ОГЭ по русскому языку аргумент в сочинении обязательно должен подкреплять тезис/вывод, сформулированный вами. Без этого цитата/номер предложения не будут засчитаны.

    1. Грамотно составьте заключение (обязательно выразите ваше мнение, подведите итоги, сделайте выводы, суммируйте сказанное).
    2. Проверьте наличие всех необходимых элементов: 1) тезис; 2) аргументы/примеры/доводы; 3) вывод/итог.
    3. Перечитайте готовую работу, проверьте логичность, соответствие критериям, грамотность, орфографию пунктуацию, синтаксис.

Сочинение на лингвистическую тему

Это самый высокий уровень сложности – для тех, кто планирует потом получать гуманитарное, лингвистическое или филологическое образование, собирается участвовать в олимпиадах и конкурсах, кому необходимы самые высокие оценки.

Темы тоже сформулированы по-другому, потренироваться можно, используя материалы прошлых лет. Вот список примеров высказываний, принадлежащих известным учёным, на основе которых вам предстоит подготовить ответ:

  • Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки.
  • Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань.
  • Прилагательное – это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении.
  • Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается.
  • Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение.
  • Грамматика русского языка прежде всего средство выражения мысли.
  • Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение.
  • Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев.
  • В синтаксисе передаются связи и отношения между понятиями, предметами, явлениями окружающего человека мира и постигаемого человеком мира.
  • Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса.
  • Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы.
  • Части речи мы можем сравнить с большим оркестром, потому что, как музыкальные инструменты, каждая исполняет свою роль, а из их сочетания создаётся прекрасная музыка – великий, богатый и певучий русский язык.
  • Многоточие – частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости.
  • Эпитеты – «одежда» слов.
  • Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума.
  • Слова и выражения приобретают в контексте всего произведения разнообразные смысловые оттенки, воспринимаются в сложной и глубокой образной перспективе.
  • К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?
  • Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый „характер”.
  • Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи.
  • Для правильного употребления слов в речи недостаточно знать их точное значение, необходимо ещё учитывать особенности лексической сочетаемости слов, то есть их способность соединяться друг с другом.

Это 20 тем, выбранных в случайном порядке. На данный момент количество возможных вариантов переваливает за сотню. Чем больше успеете проработать – тем выше вероятность встретить знакомое высказывание, и вы с лёгкостью справитесь с ним.

Даже если попадётся незнакомое – объём тренировок перед экзаменом поможет выбрать нужное клише.

В этом случае на основе данного фрагмента вы отвечаете на лингвистический вопрос, значит, необходимо продемонстрировать глубокое знание научных аспектов.

1.Структура и композиция:

  • Вступление (тезис)
  • Основная часть (рассуждение + 2 аргумента)
  • Заключение (вывод)

Сочинение должно содержать в себе не менее 70 слов. Работы с меньшим объёмом не оцениваются. Существенно превышать это количество тоже не стоит, чтобы не допускать лишних ошибок. Оптимальным будет объём: 70-100 слов.

2. Виды (шаблоны) сочинений:

  • Рассуждение-доказательство: строится на главной идее – донести правильность своих выводов, указать на верность/ложность основного тезиса. В этом случае рекомендуется использовать вводные слова и речевые обороты.
  • Рассуждение-объяснение: подробно раскрывает суть поставленной проблемы. В этом случае вы исходите из предположения, где главное утверждение – истинно. Советуем обратиться к вводным словам, логическим связкам и резюмированию.
  • Рассуждение-размышление: строится в формате «вопрос-ответ» и вывод достигается в процессе рассмотрения центральной проблемы. Включите в работу речевые обороты и вводные слова.

3. Критерии оценки:

За сочинение можно получить максимум 9 баллов.

  • верное толкование слова, фрагмента текста, высказывания и приведен верный, обоснованный ответ – 2 балла;
  • дано 2 аргумента – 3 балла;
  • целостность, связность и последовательность – 2 балла;
  • выдержанная композиция – 2 балла.

В зависимости от уровня сложности и желаемой оценки – необходимо распланировать период подготовки. Оптимальный минимум – полгода, то есть, в январе необходимо уже начать тренировку к сочинению. Ещё лучше начать за год для сдачи: это актуально для тех, у кого предмет вызывает трудности, и для тех, кто напротив – стремится к высокому результату и планирует в дальнейшем двигаться в этом направлении.

Для получения актуальной информации о грядущих экзаменах, отслеживания тенденций и изменений, проработки самых новых заданий и упражнений – рекомендуется сочетать самостоятельную подготовку с занятиями на

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Методика работы над сочинением ОГЭ 15.1

Теоретический уровень рассуждения Важной задачей сочинения на теоретическом уровне является объяснение (пояснение) учащимися в 1-2 предложениях смысла высказывания, предложенного в задании. Обратите внимание! Нельзя в сочинении сразу после тезиса приводить примеры из текста! Должен быть элемент рассуждения ученика о том, как он понимает эти слова!

Прочитайте высказывание. О каких языковых явлениях в нём говорится? Подчеркните в цитате ключевые слова. Запишите, как Вы понимаете смысл высказывания. Найдите в предложенном тексте явления, иллюстрирующие тезис; подчеркните предложения (номера предложений), в которых они есть. Объясните роль указанных явлений; следите за тем, чтобы указанные функции соответствовали тезису. Напишите сочинение-рассуждение по любой из схем. Помните об абзацном членении текста сочинения; о необходимости пояснения высказывания; о примерах-аргументах из текста (цитирование или номера предложений); Внимательно проверьте свою работу. В сложных случаях обращайтесь к словарю.

Схемы сочинений С2 Схема 1 Тезис Рассуждение о смысле высказывания Пример явления 1, его роль Пример явления 2, его роль Вывод

Задания-помощники в КИМах ОГЭ Лексические явления 3. Лексика и фразеология 2.1 Лексическое значение слова 2.2 Синонимы. Антонимы. Омонимы 2.3 Фразеологические обороты 3. Анализ средств выразительности (эпитет, метафора, сравнение и т.д.). 6. 2.4 Группы слов по происхождению и употреблению 2.5 Лексический анализ Грамматические явления 7. Грамматика. Синтаксис 5.1 Словосочетание 8. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения 9, 10 5.7 Осложненное простое предложение 12, 13 5.13 Синтаксический анализ сложного предложения 14 5.10 Сложные предложения с разными видами связи между частями

Приводим аргументы (клише) Так, в предложении… Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению …. В качестве примера можно привести предложение … текста. В нём… Это можно доказать, обратившись к предложению… В подтверждение этого тезиса можно привести пример из предложения…, иллюстрирующий (указать, какое) явление. Например, в предложении… Действительно, в предложении… Рассмотрим предложение…. В нём использовано такое (указать, какое) явление, как … Проиллюстрировать это (указать, какое) явление можно на примере предложения …текста. В справедливости этой мысли можно убедиться на примере предложения…, в котором автор использует такое (указать, какое) явление, как … и т.д.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Материал для наблюдения Выразительность средств морфологии (экспрессивное использование частей речи); прямое и переносное значения слова в художественном тексте; гибкость и выразительность фонетической системы, звукопись; богатство и разнообразие словообразовательной системы русского языка; (использование выразительных возможностей суффиксов и приставок, в том числе суффиксов субъективной оценки (уменьшительно-ласкательных, увеличительных, пренебрежительных, уничижительных) и др.

Исходный текст

(1)Издавна воронихинские мальчишки враждовали с заовражными. (2)Невысокому, болезненному Юлию влетало особенно часто. (3)Однажды у моста его встретил Яшка Кривоносый со своей ватагой. (4)- Ну, Цезарь, давай закусим, - сказал Яшка. (5)Наклонился, сгреб горсть земли.(6)- Ешь, Древний Рим! (7)Двое ребят вывернули Юле руки, а Кривоносый прижал горсть земли к его плотно стиснутому рту. (8)Юла дергался, отбивался. (9)Земля противно скрипела на зубах, и только неожиданно появившийся милиционер спас его… (10)Через несколько дней Юла опять нарвался на Яшкину компанию. (11)- Эге! - сказал Яшка. (12)- Непорядок! (13)Цезарь-то был рыжим. (14)А Юла - черный! (15)Сейчас исправим… (16)Он крепко держал Юлия, пока один из мальчишек сбегал домой, принес ведерко и кисть. (17)Яшка под дружный хохот мальчишек жирно ляпал краску на голову Юле, так что волосы у него слиплись и поднялись. (18)Огненно-яркой краской были вымазаны и лоб, и уши… (19)Юла с ненавистью глядел на мучителя. (20)Если б мог, он стёр бы Яшку с лица земли. (21)Но как? (22)Яшка был на голову выше его и, конечно, гораздо сильнее. (23)…Вскоре в город приехал цирк шапито, и Юлий пошел на представление. (24)На арену вышел дядька в черном и громко объявил: (25)- Всемирно знаменитый силач Али Махмуд!

(26)Под гром аплодисментов на ковер вступил настоящий силач. (27)На арену вывели лошадь, и Али Махмуд поднял ее так просто, будто лошадь игрушечная, потом так же легко пронёс по арене шест, на каждом конце которого висело по трое мужчин. (28)Маленький, тщедушный Юла восторженно следил за каждым движением могучего Али Махмуда. (29)«Быть бы мне таким силачом!» - замирая от счастья, мечтал Юла. (30)Сколько чудесного смог бы он тогда сделать! (31)И самое первое - задал бы тогда Яшке перцу! 32)После представления за кулисами Юла спросил Али Махмуда: (33)- А трудно стать силачом? (34)Али Махмуд ответил почти не задумываясь: (35)- Это очень просто, мальчик. (36)Пятнадцать подтягиваний утром, пятнадцать вечером - вот и все. (37)Через год ты станешь вдвое сильнее. (38)Кончилось лето, началась учеба в школе. (39)И в первый же день занятий Юла снова напоролся на Яшку Кривоносого. (40)- Чего ж ты не здороваешься, древний? - Яшка с силой провел ладонью Юле от подбородка до лба, больно задрав ему кончик носа. (41)- Стой! - яростно крикнул Юла.(42)- Мы деремся. (43)Один на один. (44)Но не сейчас, а ровно через год. (45)Запомни: в будущем году первого сентября я тебя поколочу. (46)Клянусь!

(47)- А если не побьешь? - ехидно вклинил Яшка. (48)-Если я не побью, выкрасишь мне волосы суриком, и я целую неделю буду так ходить по всему городу… (49)Столько злости и правдивости было в голосе Юлы, что ему поверили. (50)- Ладно! - с угрозой сказал Яшка (51)- Ровно через год, ловлю тебя на слове. (52)Смотри, Цезарь!... (53)Много боли и мучений пришлось вынести Юлию, но через два месяца он уже делал без перерыва пятнадцать подтягиваний… (54)Прошел год. (55)Первого сентября Юла вместе со своим одноклассником Колькой Самохиным прошел к реке. (56)Там уже собралась целая толпа воронихинцев. (57)- Ну, - сказал Яшка,- начнем? (58)У него руки чесались быстрее выкрасить своему врагу голову, поэтому он подскочил к Юле и ударил его… (59)Они дрались уже долго. (60)Многие думали, что Юла вот-вот свалится, сдастся. (61)Но зрители не замечали, что Яшка уже устал и сует кулаками почти наугад, а Юла еще свеж. (62)Он ударил Яшку в подбородок, как показалось ему самому, совсем несильно, но вдруг у того подогнулись колени, и он мягко осел на землю. (63)- Ура! (64)Нокаут! - радостно заорал Колька Самохин. (65)Кажется, больше всех был удивлен сам Юла. (66)Он вовсе не ожидал, что его удар окажется таким могучим.(67) Оцепенели и зрители… (68)Эта история стала началом спортивного пути чемпиона Европы, штангиста Юлия Петровича Старова. (69)Разными путями приходят люди в спорт… (По Б.Раевскому)

Задания к тексту. А2 А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово ПУТЬ(предложение 69). В многозначном слове выделяются первичное значение слова и производные от него значения. Новые значения возникают у слова в результате переноса наименования с одного объекта действительности на другие. Многозначные слова д елают речь образной, помогают увидеть оттенки смысла. Лексические явления Задания к тексту (А2)

«Разными путями приходят люди в спорт», - утверждает писатель (пр.69). Многозначное слово «пути» в данном случае – это те события или обстоятельства, благодаря которым обычные люди впоследствии становятся чемпионами.

Задания к тексту. А2 А2. Укажите, какое слово в предложениях 38-39 является контекстным синонимом к слову НАРВАЛСЯ (пр.10). Контекстуальные (контекстные) синонимы – слова, которые сближаются по значению только в данном контексте; их отбор делает речь яркой, художественной, они позволяют увидеть и охарактеризовать внутренний мир рассказчика или героя, их действия, состояния; отражают недостающие смыслы слова, показывают новые стороны слова. Задания к тексту. А2

Например, внезапность встреч Юлы с Яшкой отражают контекстные синонимы «нарвался», «напоролся».

Контекстные антонимы «тщедушный» - «могучий» в предложении 28 помогают нам зримо представить Юлия и Али Махмуда. Понятно, что мальчику очень хочется быть похожим на знаменитого силача.

Задания к тексту. А2 А2. Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм (номера предложений указаны) Фразеологизмы ярко, эмоционально описывают особенности душевного состояния, поведения человека, его поступки, действия, помогают легче их представить; отношение человека к окружающему миру и т.д., позволяют индивидуализировать речь героев, сделать язык насыщенным, колоритным. Задания к тексту. А2

Фразеологизм « стёр бы … с лица земли» (пр.20) передаёт искреннее желание Юлы отомстить Кривоносому за постоянные унижения.

Средства речевой выразительности

Задание-помощник в КИМах ГИА А3. Анализ средств выразительности (эпитет, метафора, сравнение и т.д.).

Эпитеты Направлены на усиление выразительности образов изображаемых предметов или явлений, выделение их наиболее существенных признаков. Помимо этого, эпитеты могут: - усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов: Меж скал блуждая, желтый луч В пещеру дикую прокрался… (М. Ю. Лермонтов) - уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество): Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный … (И. А. Бунин) - передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления: ... Дурно пахнут мертвые слова (Н. С. Гумилев)

Пишем сочинение

Писатель К.Г.Паустовский прав, утверждая, что «нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». В самом деле, на протяжении веков в жизни русского народа, происходило множество самых разных событий, и лучшим хранилищем памяти о них стало именно слово, которое может передать многое, в том числе и ….(тончайшие оттенки состояния и действий человека, его отношение к окружающим, названия предметов, их качество, признак действия, признак признака и т.п.). Действительно, в словах отражается образная память народа, который метко и точно дал названия, характеристику всему, что его окружало или с ним происходило, а поскольку история нашей страны очень богата, то так же богат и наш язык. Да, в мире в настоящее время существует около пяти тысяч языков, но одним из самых богатых и образных является русский. Наш народ, имея многовековую историю и культуру, обладает удивительной способностью давать точное название всему, отражать в слове всё многообразие мира и чувств. Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря, и здесь русскому языку нет равных. Но как возникали различные слова? Наверное, прежде чем дать название какому-нибудь предмету, явлению, действию, человек его осмысливал, искал аналогии в уже известных понятиях… Чем больше человек познает мир и самого себя, тем больше он открывает в нем нового, и все новое соответственно называет словами.

Вывод Таким образом, чувствуя оттенки значений слов, мы приобщаемся к духовной культуре своего народа, развиваем интеллект, образное мышление. Следовательно, лексика составляет смысловую сторону нашей речи. Вот так буквально в двух словах автор точно сумел (дать характеристику герою, описать явление, событие, портрет и т.п) В самом деле, мы убедились, что, находя точные слова и образные выражения, можно рассказать обо всем, что нам хочется. Действительно, с помощью слова можно назвать абсолютно все предметы, явления, выразить самые отвлеченные и обобщающие идеи и понятия. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в словах отразилась работа человеческой мысли, и поэтому писатель Паустовский К.Г. прав.

(Высказывание К.Г.Паустовского опущено) Варианты сочинений

В самом деле, умение человека подмечать и осмысливать предметы, действия, явления помогает ему точно их охарактеризовать, передать свои чувства. Так, эпитет «тщедушный» в предложении 28 зримо помогает представить слабенького, хилого Юлия. Ясно, что мальчику очень хочется быть похожим на знаменитого силача: разговорное слово «влетало» в предложении 2 недвусмысленно говорит о том, что Юлу крепко доставалось от Яшкиной компании. Вот так автор буквально в двух словах воссоздал и портрет главного героя, и историю его отношений с ватагой Яшки Кривоносого.

Именно слово, которое человек шлифовал веками, используя свой житейский опыт, может передать многое, в том числе и тончайшие оттенки его состояния, его действий. Обратимся к тексту. Юла, на которого Яшка Кривоносый нападал со своей компанией, решил дать бой своему обидчику. Однако условие он оговорил заранее: фразеологизмом «один на один» (пр.43) мальчик дал понять Яшке, что драться они будут без постороннего вмешательства. Наречие же « яростно крикнул», выражая признак действия, помогает почувствовать эмоциональное состояние мальчика, доведённого до отчаяния: терпение Юлы кончилось. Эти примеры как нельзя лучше помогают читателю почувствовать настроение героя, его переживания.


С 2.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».


Сочинение-рассуждение 1


Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так. Нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова он назвал не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Приведу примеры из текста.


Чтобы передать, что чувствовали дети, державшиеся близко друг к другу, автор использует разговорное слово «жмутся» (предложение 2).


А для определения состояния бедной матери, у которой отняли самое дорогое, письма погибшего сына, в предложении 52 писатель употребляет градацию: «Он угас, умер, погиб…» Эта стилистическая фигура усиливает смысловое и эмоциональное значение того, что чувствовала пожилая женщина.


Таким образом, могу сделать вывод, что прав был К. Г. Паустовский, утверждавший, что «…нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».(126 слов)


Сочинение-рассуждение2

Поэт В. Шефнер писал:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Как эти стихотворные строки ярко подтверждают высказывание К. Г. Паустовского! Наше точное, эмоциональное русское слово может не только обозначить какой-то предмет, явление, но и «может убить»…

Вспомним 53 предложение текста, где говорится о состоянии бедной матери, у которой отняли самое дорогое, что осталось от погибшего на войне сына. После этого « ослепла и оглохла не только она, но и ее душа…» А слепая и глухая душа человека равноценна его нравственной смерти.

Страшно то, что «убили» несчастную мать маленькие дети. Мальчик, понимавший, что нельзя брать письма, допустил их кражу, испугавшись угроз девочки. Вот она, уничтожающая сила слова!

Таким образом, могу сделать вывод, что прав был К. Г. Паустовский, утверждавший, что «…нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». (150 слов)

Сочинение-рассуждение 3


Прав был К. Г. Паустовский, утверждавший, что «…нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Обратимся к тексту.


Так, в предложении 12 автор использует слово «пошушукались». Он мог бы выбрать среди синонимов этой группы «поговорили», «пошептались», «посоветовались»,но останавливается на разговорном слове «пошушукались», обозначающем «шептаться, говорить друг с другом по секрету». Делает писатель это для того, чтобы четче и ярче изобразить описываемое.


В предложении 43 он, называя детей, использует книжное слово «делегация». Оно, казалось бы, совсем не подходит к этому тексту. Можно бы написать «ребята», «группа детей», «посланцы школы», но К. Г. Паустовский, чтобы показать некоторую официальность визитеров, выбирает именно это слово.


Таким образом, могу сделать вывод, что используемые автором синонимы помогают ярче, эмоциональнее, точнее выразить мысль.(125 слов)


Сочинение-рассуждение 4


Слово – одежда всех фактов, всех мыслей. Как захочет автор назвать тот или иной предмет, действие, так и назовет, какое слово ему больше подходит из синонимического ряда, то и выберет. Обратимся к тексту.

В предложении 5 нахожу многозначное слово «почин». У него есть более современные «одежки»- синонимы: «начинание», «инициатива». Но автору важно показать, насколько бездушно, «официально-нечеловечески» подходят школьники к порученному делу, и он использует явно незнакомое и непонятное детям слово «почин».


И в речи бабушки Анны Федотовны в предложении 28 присутствует официальное слово «документ». Так она называет самое дорогое, что осталось от сына, его письма. Но, общаясь с так не по-детски настроенными детьми, пожилая женщина тоже начинает пользоваться словами, не свойственными ее речи.


Таким образом, могу сделать вывод, что прав был К. Г. Паустовский, утверждавший, что «…нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».(145 слов)


Сочинение-рассуждение 5


Эту фразу я понимаю так. Слово – душа языка, его богатство и гордость. Особенно богат на слова мой родной русский язык, потому что многие слова в нем используются в прямом и переносном значении, огромна в языке армия синонимов, антонимов, фразеологизмов. Остановлюсь на последних.

В предложении 7 нахожу фразеологизм «выпалил все одним духом ». Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего «очень быстро, моментально». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее.


В предложении 24 автор использует фразеологизм «вклинилась в разговор ». У него тоже есть синоним «перебивая, вмешаться в чужой разговор». Данный фразеологизм характеризует бесцеремонное поведение девочки. В этом тексте он используется в качестве изобразительного средства языка.


Таким образом, могу сделать вывод, что прав был К. Г. Паустовский, утверждавший, что «…нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».(135 слов)


Сочинение-рассуждение 6


Прав был К. Г. Паустовский, утверждавший, что «…нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Прав потому, что русский язык очень богат. Многие слова в нем используются не только в прямом, но и переносном смысле. На этом свойстве языка основываются изобразительные средства: эпитеты, метафоры, олицетворения, которые помогают писателю достигнуть большей выразительности. Обратимся к тексту.

Так, в предложении 36 говорится о том, что мальчик зашептал «горячо и непонятно». Перед нами эпитеты, выраженные наречиями. Они помогают писателю передать волнение и страх подростка.


В предложении 53 нахожу ярчайшую метафору: «…их вынули из ее души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и ее душа…». Какие волнующие слова, характеризующие состояние бедной матери!


Таким образом, могу сделать вывод, что слово может не только назвать предмет или действие, но и передать любое состояние человека. Об этом писал поэт Я. Козловский:


Слова умеют плакать и смеяться,


Приказывать, молить и заклинать,


И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.