Любому человеку нравится, когда его уважают. Согласись, кому приятно быть отверженным ! А ведь наверняка и у тебя бывало: ты и так, и этак пытаешься как-то понравиться одноклассникам, как-то обратить на себя внимание, а они не замечают тебя, и все тут! И вроде и одежда модная, и сама ты умная, спортивная, продвинутая, современная... В чем дело?

Не переживай, такое случается практически с каждым из нас. Для начала определись, кем для тебя являются одноклассники, когда ты показываешь свое преимущество над ними. Кого ты видишь перед собой — врагов, конкурентов, соперников или партнеров?

Надо ли говорить, что если ты во всех ищешь врагов или конкурентов, и пытаешься обойти их, ничего хорошего из этого не выйдет. А если ты, такая умная, добрая и благородная, на самом деле хочешь помочь своим одноклассникам в том, в чем они недостаточно преуспели, то и отношение к тебе будет совсем другим.

Лидер: быть или не быть?

Никому не понравится учиться со слишком умной или «крутой» девчонкой, которая только и знает, что высокомерно задирает нос и считает всех вокруг «отбросами общества». Не становись такой, и у тебя обязательно появятся друзья. Не доказывай свое главенство, будь самой собой. Если окружающие поймуг, что тебе можно доверять, на твою помощь всегда можно рассчитывать, то они будуг по-настоящему ценить твою дружбу и дорожить ею!

❧ В славянской культуре никогда не было такого понятия, как личный успех. Если ты живешь и работаешь в группе, то и успех принадлежит всей группе, а не только тебе, даже если ты и являешься главой этой группы.

А что делать, если ты совсем не хочешь становиться лидером, но родители настаивают на том, чтобы ты была во всем первой? Чаще всего, конечно, это касается учебы. Тебе с первого класса внушали, что если ты не будешь учиться на пятерки, то ничего в жизни не добьешься? Что если ты не будешь сражаться за место под солнцем, то всегда будешь плестись в последних рядах?

Конечно, никто не спорит, что наша жизнь — довольно жестокая и суровая штука. Тут не обойтись без умения достигать своей цели. Бывает, что на тебя смотрят как на ненормальную, если ты не стремишься к успеху любой ценой.

Но подумай, стоит ли ломать себя? Да, сейчас ты стиснешь зубы и будешь такой, какой тебя хотят видеть родители. Вот только если роль лидера — явно не твоя, сколько себя не пересиливай, ни к чему хорошему это не приведет. Рано или поздно сорвешься, потому что тебе надоест быть кем-то другим, а не собой. Подстраиваясь под окружающих, легко потерять себя. Поэтому решай сама, что подходит именно тебе — может, лучше работать не в группе, а в одиночку?

Но если ты действительно мечтаешь стать лидером, попытайся понять, в чем бы ты по-настоящему могла добиться успеха. Развивай в себе качества, которые помогут в этом.

Тебе не нравятся родительские планы относительно твоего будущего? Значит, не поддавайся на уговоры. Ты проживаешь свою собственную жизнь, а не своих родителей. Очень часто таким образом пытаются реализовать родительские мечты и невоплощенные амбиции. Тебе наверняка знакома такая ситуация: мама всегда мечтала научиться играть на пианино, поэтому отдала своего ребенка в музыкальную школу. А он бы лучше занялся рисованием — по крайней мере ему это нравится больше, чем мучить несчастный музыкальный инструмент, издающий «жалобные» звуки.

Родители часто видят в детях свое продолжение. Да, с этим трудно поспорить. Но дети — это самостоятельные люди со своими интересами и увлечениями. Ты не мамин клон, ты личность, которая должна найти свой собственный путь! Слушай свой внутренний голос, он не обманет!

Если родители продолжают настаивать на своем, постарайся прийти к компромиссному решению. Договоритесь, что ты перестанешь заниматься в кружке или секции, которые они выбрали, если окажется, что у тебя нет способностей.

- Анна Владимировна, многие дети младшего школьного возраста испытывают проблемы во взаимоотношениях со сверстниками: кого-то не любят, с кем-то не хотят дружить. Как помочь ребенку самоутвердиться в коллективе? Как завоевать авторитет у одноклассников?

Родители должны понимать, что их собственные желания не всегда совпадают с желаниями их ребенка, поэтому для начала давайте определимся, чего именно мы хотим добиться. Во-первых, нельзя забывать, что слово «самоутверждение» имеет негативное значение: подразумевается, что самоутвердиться нужно за счет чего-то или кого-то. Для ребенка гораздо важнее найти друзей, научиться общаться со сверстниками, завоевать определенное уважение у одноклассников. Во-вторых, дети не обязаны завоевывать авторитет, это скорее желание их родителей - чаще всего именно родителям хочется, чтобы их ребенок завоевал авторитет среди сверстников, причем завоевал его с помощью само-утверждения (в негативном смысле этого слова), а не в виде круга общения, в котором будут ценить мнение их ребенка и прислушиваться к нему.

Но ребенок не может игнорировать коллектив сверстников, иначе он станет изгоем. Как родители могут помочь первокласснику стать полноценным членом классного коллектива?

На самом деле основная борьба за «место под солнцем» начинается не в первом классе, а в подростковом возрасте. В этом возрасте ребенку необходимо признание окружающих - родительской любви и признания, если оно есть, ему бывает уже недостаточно. А в начальной школе у детей нет еще такой ярко выраженной необходимости в признании со стороны сверстников - они просто пробуют разные социальные роли, причем с разным успехом. Родителям важно знать, что в младшем школьном возрасте нет хороших и плохих ролей, они просто разные. Отношение к этим ролям со стороны одноклассников тоже может быть разным: в одном коллективе могут ценить роль Умника, в другом - роль Хулигана.

Когда мне родители задают вопросы о том, как интегрировать ребенка в классный коллектив, я отвечаю, что зачастую для этого им придется полностью сломать личность их ребенка, потому что в конкретном классе может пользоваться наибольшим уважением такая роль, которая противоречит принципам их семейного воспитания - для этого, например, придется Умника превратить в Хулигана.

Есть и еще один важный момент: признание большинства одноклас-сников или даже всего классного коллектива ничего не говорит о том, насколько здоров, приятен в общении, интересен окружающим и успешен ваш ребенок. Может быть и так, что коллектив не принимает кого-то только потому, что он там единственный нормальный и хорошо воспитанный ребенок - вспомните великолепный фильм «Чучело».

- Какие роли могут примерять на себя младшие школьники?

Основными ролями, которые может примерить на себя ребенок, могут быть следующие.

Умники и Умницы - хорошие ученики, которые демонстрируют успехи в учебе. Уважение к ним основано на их очевидном интеллектуальном превосходстве.

Хулиганы - название этой роли говорит само за себя: это дети, которые постоянно шалят и доставляют много головной боли и учителям, и родителям. Сюда же можно добавить такие роли, как Крутой парень и Девочка-оторва. Эти роли особенно популярны в подростковом возрасте, но притягательность роли Хулигана начинает ощущаться уже в начальной школе.

Спортсмены и Спортсменки - они завоевывают авторитет спортивными достижениями, своим телосложением и силой воли.

Таланты - дети, которые хорошо рисуют, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, блестяще выступают на концертах и т.п.

Организаторы - те, кто обладает способностью к социальной деятельности, умеют организовать группу, взять на себя ответственность и т.д.

Настоящие друзья - это те дети, к которым любой ученик из класса, будь то Хулиган или Умник, всегда может обратиться за помощью и советом. Они умеют хранить секреты, обладают житейской мудростью и охотно поддерживают сверстников во всем.

Шуты - это дети, которые по тем или иным причинам выставляют на посмешище не только себя, но и других.

Ябеды - как те, которые жалуются старшим с целью самозащиты, так и те, кто делает это, чтобы нападать на других детей.

Сливки общества - это дети из финансово успешных семей, у которых есть все то, что хочется иметь другим детям: дорогой телефон, планшет, лучшие игрушки, модная одежда и т.п.

В начальной школе, в отличие от старших классов, достаточно большим авторитетом часто пользуются Умники, а Хулиганы - меньшим. Спортсмены, Таланты, Организаторы и Настоящие друзья всегда пользуются авторитетом у сверстников, и сила этого авторитета зависит от конкретного коллектива, возраста детей, состояния окружающего общества и пр. Авторитет Шутов крайне ограничен, а Ябеды никакого авторитета не имеют.

- Как распределяются эти роли в детском коллективе?

В каждом детском коллективе обязательно есть представители всех этих ролей, и если какая-то роль не представлена, то на это место обязательно кто-то найдется. При этом нужно понимать, что роль, которую принимает на себя ребенок, вполне может поменяться с возрастом или из-за изменившихся внешних обстоятельств. Но далеко не всякая «положительная» роль хороша. «Спортсменка, комсомолка и просто красавица» - другими словами, ребенок, обладающий авторитетом во всех возможных ролях, который и умный, и красивый, и танцует, и поет, и умеет все организовать, а при необходимости выслушает проблемы одноклассников и даст разумный совет - зачастую бывает совершенно несчастным ребенком, который потерял свой стержень и уже не понимает, кто он на самом деле и зачем он это все делает.

Забавный случай произошел, когда я учился в 7 классе. По какому-то поводу был организован вечер танцев. Сейчас это называется дискотека. Вечер проходил в большом холле школы. Танцевали. Периодически в перерывах между танцами кто-нибудь из доморощенных массовиков-затейников предлагал поучаствовать в каком-нибудь конкурсе, ответить на какие-то вопросы, блеснуть остроумием …

И вдруг предложили,

кто больше других назовет различных марок алкогольных напитков. Надо было пройти по холлу и при каждом шаге называть какую-либо марку напитка. Естественно, что в этом возрасте некоторые уже пробовали вино, по чуть-чуть. Но назвать много марок в ту эпоху, когда в магазинах обычно продавалось всего два вида водки: «Московская» и «Столичная», и десяток видов вина, вряд ли кому-нибудь было по силам!

Поэтому те, кто выходил на состязание, делали максимум 10 шагов и выбывали из конкурса. И вдруг мой одноклассник Сергей Сергеев вышел и начал:

Сухие вина: тра-та-та-та … (назвал 10 – 15 наименований);

Полусухие и полусладкие вина: тра-та-та-та … (еще 10 – 15 наименований);

Сладкие вина: тра-та-та-та …

Портвейны: тра-та-та-та …

Мадеры: тра-та-та-та …

Хересы: тра-та-та-та …

Кагоры: тра-та-та-та …

Вермуты: тра-та-та-та …

Мускаты: тра-та-та-та …

Плодовые вина: тра-та-та-та …

Шампанское: тра-та-та-та …

Коньяки: тра-та-та-та …

Водки: тра-та-та-та …

Виски: тра-та-та-та …

Ром: тра-та-та-та …

Ликёры: тра-та-та-та …

Настойки: тра-та-та-та …

Бальзамы: тра-та-та-та …

И так далее... И минимум по 10 разных марок каждого вида напитков. Все смотрели на него широко вытаращенными глазами. Он несколько раз обошел по кругу весь холл, и, не сбиваясь, называл все новые и новые наименования напитков! Никто даже не подозревал о существовании такой классификации, и что напитков может быть так много.

После этого все его так стали уважать! Я с ним и раньше дружил. Скромный и веселый был парень. И только потом я узнал, что он был сыном второго секретаря обкома КПСС, а после хрущевского эксперимента по разделению обкомов на сельскохозяйственные и промышленные, его отец стал первым секретарем промышленного обкома. Я несколько раз заходил к нему в гости, и он как-то показал мне бар своего отца. Там стояли более 100 разных бутылок. Сергей мне даже иногда наливал из открытых бутылок грамм по 10. И я с удовольствием смаковал …

Кстати, имя Сергей было в то время достаточно распространенным. У нас в классе из 14 парней было 7 Сергеев. Совпадение, конечно …

Вчера я забирала 10-летнего Луку из школы, зашла в класс и спросила его одноклассников: “Ребята, как можно завоевать авторитет в вашем классе? Каким должен быть человек, чтобы вы его уважали?” Все дети хором ответили: “Крутым!” “Ага”, - сказала я. - А что такое быть крутым?” Вот тут мнения ребят разошлись. Кто-то сказал: “самым сильным”, кто-то - “очень богатым”, по некоторым версиям необходимо быть очень умным и хитрым, чтобы всеми манипулировать. А мой сын сказал: “Надо быть честным и весёлым”. Собрав все эти мнения воедино, я задумалась. А разве не те же качества нужны и взрослому человеку, чтобы занять достойное место в своей среде?

Считается, что дети - люди жестокие и бескомпромиссные. Но ведь, с другой стороны, они и более чуткие и чистые души, ещё не заштампованные условностями и рутиной существования в социуме. И законы, по которым они общаются между собой, - это те же законы, что и во взрослом мире, только, пожалуй, утрированные, словно под лупой. Мой сын - популярный в школе мальчик. В прошлом году его выбрали королём класса и целый день таскали на руках. Мне, возможно, вовсе и не хотелось бы, чтобы он так высовывался, чтоб у него корона на ушах висела, но кого я обманываю?

Сама всю жизнь была заводилой во всех школьных делах и сомнений в том, что мальчик унаследовал мою харизму, нет вообще. И хотя первые месяцы в первом классе давались ему нелегко, с точки зрения учёбы, общение с одноклассниками пошло сразу. Ему нравится смешить, придумывать и по-доброму хулиганить. При этом, у него обострённое чувство справедливости - он готов разбить нос любому за “нечестно”. А ещё он не глуп, и у него развитые фантазия и речь, благодаря которым он может увлечь и заболтать даже самых “дубовых” сверстников. Глядя на него, я делаю вывод, что любой ребёнок не станет изгоем в классе, если он - интересный человек. Значит, нужно развивать его интеллект и фантазию и поощрять в нём чувство юмора.

Научите вашего ребёнка взаимовыручке и участию: человек, который помогает другим, всегда вызывает симпатию. По моим наблюдениям, двоечники сейчас в школе не в моде. Приветствуйте активное поведение ребёнка на уроках, но помните, что он не может быть тихоней дома и активным в школе. Не одергивайте ребёнка, даже если вам кажется, что он слишком ярко выражает себя или слишком громко озвучивает свои успехи и знания. Хвалите, хвалите и хвалите!

Дети, как и взрослые, бывают разные, и вовсе не всем нужен в классе безусловный авторитет. Далеко не все хотят быть лидерами. Но это не значит, что вашему ребёнку светит судьба забитого тихони. Чувство собственного достоинства - это то, что поможет ребёнку занять должное место в коллективе. И воспитать это чувство способны только родители, которые уважают своего ребёнка, чутко относятся к его способностям и потребностям, дружат с ним и не пытаются его переделывать под себя. Если ребёнок имеет своё место, свой голос и свои права в семейной иерархии, он не потеряется и в любом другом сообществе.

Когда дети говорят, что надо быть “крутым”, по-моему, они имеют ввиду, что надо быть способным на поступок. А связано это не столько с лидерством, сколько со степенью уверенности ребёнка в себе, его умением ладить с миром и самим собой. Выстраивать эту коммуникацию, безусловно, должны учить родители.

И ещё. В школе, как нигде, очевидной становится библейская заповедь о том, что поступать с ближним надо так, как тебе хотелось бы, чтобы поступали с тобой. Надо напоминать об этом детям как можно чаще.

Как говорил мой незабвенный отчим, царство ему небесное: “Ты делай хорошо, а плохо само получится”.

Аналитики американского психологического журнала Psychology Today провели исследование и пришли к выводу, что 60% решения о том, стоит ли вас уважать, собеседник принимает в тот момент, когда пожимает вам руку. Вообще, правильное рукопожатие — очень недооцененный навык. Не вяло и не слишком крепко. Руку нужно разжать не сразу, но и нельзя держать слишком долго. Встряхивать нельзя, но и застывать с сжатой ладонью собеседника глупо.

А теперь сосредоточьтесь, потому что, если у вас в жизни случился тренинг по правильному ведению переговоров, не исключено, что на нем вас научили одной очень опасной глупости: подавать руку чуть ладонью вниз, тем самым заставляя человека, которому вы пожимаете руку, под вас подстраиваться.

В такой ситуации ваша ладонь оказывается сверху — и ваши никчемные бизнес-тренеры уверяли, что так вы показывали, кто в этих переговорах будет наверху. Так вот, психологи доказали, что это не только глупо, но и контрпродуктивно.

После такого поступка собеседник моментально перестает вас уважать и воспринимать всерьез. Ладонь должна быть перпендикулярна полу, и никак иначе.

Приоденьтесь

В Университете Принстона было проведено интересное научное исследование, в результате которого выяснилось, что люди опасаются тех, кто лучше их одет (а вывод о том, хорошо ли одет человек, собеседник делает в первые 100 миллисекунд встречи). Причем люди совершенно не связывают то, хорошо ли одет человек, со стоимостью его одежды. Также это не означает, что вам нужно всегда ходить в пиджаке и белой рубашке.

Ученые проводили эксперименты в разных социальных ситуациях и группах. На вечеринке, на деловой встрече, на детском празднике, на ужине и так далее люди опасаются того, кто в комнате одет лучше всех в подобающую случаю одежду. Так что, если вы из тех людей, которые уверены, что внешний вил неважен, вы не правы.

Тщательно выбирайте одежду и будьте уверены — деловая встреча пройдет намного лучше, если собеседник за первые 100 миллисекунд решит, что именно вы одеты лучше всех в этой комнате.

Давайте людям возможность говорить о себе

Ученые Гарвардского университета доказали то, что мы и так знали: люди очень любят говорить о себе. Но это Гарвард, так что ученые зашли намного дальше. Исследования показали, что, когда человек говорит о себе, у него активизируются те же участки мозга, которые загораются, когда человек занимается сексом или вкусно ужинает. То есть мало что на свете приносит людям столько удовольствия. А теперь главное.

Во-первых, когда человек разговаривает о себе, даже если он сам начал, это укрепляет его уверенность в том, что собеседник заслуживает доверия.

То есть вам начинают доверять независимо от того, производите ли вы впечатление человека, которому стоило бы довериться.

Во-вторых, разговаривая о себе, человек делается намного уязвимее. Так что просто дав бизнес-партнеру немного поговорить о себе, вы делаете его чуть слабее. Задайте несколько вопросов, которые спровоцируют собеседника на такой разговор, и вы уже в выигрышном положении.

Следите за тоном

70% из 1 тыс. профессиональных переговорщиков, опрошенных порталом Linkedin, утверждают: стоит собеседнику хотя бы немного повысить голос, он перестает внушать уважение и страх. И наоборот, больше всего внушают опасений бизнесмены, которые никогда не повышают голоса, а в стрессовых ситуациях и вовсе начинают говорить тише обычного.

Если же сможете овладеть собой до такой степени, чтобы разговаривать почти шепотом в ситуации, в которой любой другой бы разорался, именно вы станете тем человеком, который будет внушать окружающим трепетный ужас.