• Свободная тема
  • Общество
  • Исторические факты
  • Социальная страница
  • Неизвестная Россия
  • Литературная страница
  • Рецепты
  • Наши контакты

    Помощь детям!

    Статьи дня

    А. Трофимов 27.11.2015

    А. Трофимов 27.11.2015

    Не спится. Промозглый осенний ветер пробирает до костей, но все же хорошо одному стоять ночью, на свежем воздухе. Позади темный барак, со всех сторон подсвеченный периметр охранной зоны, но здесь, где я - островок настоящей ночи. Если смотреть прямо вверх, то в ясную погоду можно увидеть звезды. Сегодня их нет, и только там, где ворота в промзону, одинокий фонарь, дающий немного белого света. Вторая смена уже пришла, пошумела и разлеглась спать. Через час подъем, пятнадцать минут на раскачку, потом зарядка на плацу, время на умывание, завтрак и построение.

    Пятый год одно и то же, все строго по расписанию. Неспешно, по чуть-чуть меняются люди - одних привозят, другие уходят. Но зона не меняется, раз и навсегда отлаженный механизм, не дает сбоев. За пять лет я видел два убийства, одно самоубийство, но это все предусмотрено, было учтено при его регулировании. Карантин, барак, распределение на работы, не хочешь работать - СУС, выходной по воскресениям, и когда то, пока еще не разглядеть - освобождение. Что еще, ах да, передачки раз в три месяца, свиданка, одна длительная, одна короткая в тот же период. Но ездить и передавать некому, а по сему - да здравствует столовка, с горелым комбижиром, промороженной картошкой и кашей как бы на молоке, но больше на воде.

    Я не жалуюсь. Это мой путь, мои ошибки. Жить можно везде, а как по мне, то неплохо вроде устроился. Работаю в раскройке. Для тех, кто не в курсе, это большой плюс. Зона живет или передачками или «маклей» - когда умельцы делают что-то на заказ за «чай-курить». То, что выдают на карантине, носить невозможно. Роба пошита вкривь и вкось, сидит мешком, а ромбовидная фуфайка не согреет даже приминус пяти. Поэтому швейки (цеха) работают в двойном режиме - кое-как дотянуть до нормы-выработки, и успеть «смаклевать», пошить кому феску, кому фуфайку, а кому еще что. А материал у меня, больше негде.

    Друзей здесь ни у кого нет. Есть знакомые, с кем общаются, ломают хлеб - сообща прожить всегда легче. Но, я-то знаю, что это не дружба. После освобождения все пропадает, люди исчезают в той, привычной им жизни, стараясь забыть эту. Исключения только когда воровская натура сводит, по необходимости, но это не дружба, уж конечно.

    Так что здесь все временно. Не по настоящему, как-бы - понарошку. А поэтому и жить можно не взаправду, а вроде черновика, который никто не увидит. И многие так и живут, по принципу выживания, руководствуясь одним правилом - мне нужнее. И доброты нет, так как она за слабость. И хата - всегда с краю. Здесь, многое хорошее в людях затаилось, до времени, до «лучших времен», как говорится. «Лучшие», это, наверное, когда добро уместно, ожидаемо, логично. Тут другая среда, в ней лучше прорастает злость и равнодушие, по той простой причине, что эти чувства помогают выжить. И логичнее пройти мимо, чем вмешаться и разделить проблемы, их и без того хватает.

    А не хватает здесь одного - одиночества. Всегда кто-то рядом, всегда ты на виду. Спрятаться негде. Поэтому я взял себе за правило вставать за час до подъема и гулять, вдыхая утренний воздух. В это время я один. Особенно поздней осенью и зимой, когда светает поздно, и темнота закрывает меня ото всех ненужных взглядов, и даже «вертухаи» на вышке меня не видят. В такие минуты я защищен ночью. А тусклая лампочка над крыльцом барака и бледный фонарь чуть в стороне, не помеха для нее.

    Фонарь, небольшое пятно света под ним и нечеткие очертания «локалки» и рядом растущей березы, всегда привлекали мое внимание. Его неяркий, холодный, свет не рассеивал темноту, а сгущал ее за пределами круга, не разгонял, а усугублял одиночество. Недавно пришла мысль, всегда, всю мою жизнь, где бы я ни жил, был такой фонарь. Его белый, неяркий свет, сопровождал меня всюду.

    Первый раз, попав в тюрьму, когда меня на второй день «подняли со сборки» в хату, я разместился на верхнем шконаре. Людей было много, на двадцать мест почти шестьдесят человек, спали в три смены. Разница, день-ночь, почти не ощущалась, всегда горели лампочки дневного света и не смолкал гул голосов. От сигаретного дыма было почти ничего не видно, когда открывались «тормоза», он клубами вырывался на «продол». Через какое-то время меня поставили отвечать за «дорогу», и тогда мне приходилось часто залезать на «решку» (окно). Тогда еще, в тюрьмах, не было стекол, а были так называемые «реснички» - стальные жалюзи, пластины в которых имели наклон вверх, так, чтобы видно было только небо. Две «реснички» были разогнуты, и был виден кусочек тюремного двора и там был тот же фонарь, светивший белым, не живым светом. Залезая принять или отослать «маляву» или груз, я подолгу задерживался, как завороженный смотрел туда, где день и ночь по-прежнему сменяли друг друга, и в ночи зажигался старый фонарь. И мысли мои уносились далеко из маленькой, пропитанной никотином камеры, в детство. Но и там были решетки на окнах детского дома.

    Все мои не многочисленные воспоминания о детстве начинались с раскачивающейся лампочки над входом в детский дом. Ее свет было видно из нашей спальни на втором этаже старого, еще царской постройки, здания. Штор не было нигде, кроме кабинета директора, и скачущий свет играл тенями на наших стенах, каждый вечер, иногда к нему добавлялась луна.

    Я часто убегал, не в город, как все остальные, не далеко, а для того, что бы остаться одному. Было у м
    ное убежище, где можно было побыть в одиночестве. Буквально в километре от детского домапроходила железная дорога, а над ней нависал большой холм с частично осыпавшимся склоном, как раз над железнодорожным полотном. Земля осыпалась таким образом, что наверху получилось нечто вроде козырька, под которым я и обосновал себе убежище. Этот козырек спасал меня от чужих взглядов и от дождя. Мимо громыхали товарники, стрелой проносились скорые, совсем другая жизнь, к которой я немножечко был причастен в такие мгновения.

    Родителей я не помнил, почему попал в детский дом - не знал. В моих фантазиях они каждый раз были разными, то серьезными военными, погибшими на выполнении задания, то секретными учеными, вынужденными отказаться от меня из-за своей работы. Однажды за свои фантазии я был сильно бит. Мы, всем детским домом были в городе, не помню, что на меня нашло, но я всем сказал, что знаю, где мои родители, и готов показать. Все были заинтригованы. Я и старшие, улизнули из-под внимания воспитателей, и оказались на кладбище. После двадцатиминутной прогулки мне на глаза попались две могилки с крестами и не читаемыми надписями. Я рассказал историю, как когда я был совсем еще маленьким, мы жили неподалеку, у нас была машина, на которой мы ездили на дачу. И в одну из поездок попали в аварию, где погибли мама и папа. Наверное, я был очень убедителен, но даже те, кто изначально относился к моим словам со скептицизмом, прониклись. После этого, весь дом узнал эту историю. Многие помнили своих родителей - их изъяли из семей уже в зрелом возрасте, но были и такие как я, не помнящие родства. Такие, расспрашивали меня, желая узнать подробности, а я придумывал разные истории. Мне даже стало казаться, что это и правда мои родители, и я стал бегать на кладбище навещать эти могилки. Мне казалось, что я помню прикосновение маминых рук к себе, и папин голос иногда звучал в моей голове, рассказывая что-то интересное.

    Конечно же, мой обман вскрылся, и я получил по полной, причем сильнее били те, кто поверил мне…

    ***

    Команда «Подъем» еще не прозвучала, но из барака стали появляться люди - скоро начнется новый день. Такой же бессмысленный, как и тысячи прошедших и еще не наступивших. Не для всех конечно - для меня. Я это четко осознаю. За всю мою жизнь мне никто так и не смог объяснить, зачем я живу. Не просто рассказать, а так, что бы я понял. Чтобы появился смысл, чтобы свет, какой вдали. Семья? Быть может…. Но не для меня, я боюсь ее, боюсь себя в ней, того что, наверное, не создан для нее. Ни одного человека повстречавшегося мне на пути я не могу назвать близким. Даже тех, кто воспитывал нас в детском доме, а может, тем более тех, кто нас воспитывал. Они были добры, иногда строги, помогали нам. Но всегда они были не искренние - это мы научились различать, наверное, еще в бессознательном возрасте. Видимо от них мы ждали то, что не получили от родителей, но не смогли им простить предательства, того что с нами вели себя совсем не так, как со своими детьми.

    По громкой связи объявили - Подъем! В бараке зажглись окна сначала в одном отряде, а потом еще в трех. Тройкой прошли «мусора» из дежурной смены, писать рапорта, на вовремя не проснувшихся. Зона ожила. Пятьсот людей, с разными характерами, историями и судьбами, выходили на построение перед зарядкой, в считанные минуты, превращаясь в единый, равнодушный к своим молекулам-человечкам - организм.

    «Хуже нету одиночества,
    Чем одиночество в толпе,
    Когда надсадно всем хохочется,
    а плакать хочется Тебе»
    Дым от сигареты тонкой струйкой вьется к потолку. Красиво. Смыкаешь веки, наконец-то какое-то подобие отдыха и тишины. Город погружается в темноту, несущую за собой тишину. Время вокруг словно застывает, ты не слышишь окружающие звуки…всего лишь тишина, граничащая с твоим маленьким безумием. Тишина, такая как бывает в августовской ночи, когда сердце непривычно щемит, когда желаешь, чтобы мечты стали реальностью, когда забываешь о плачевности этой реальности. Мобильный давно молчит, ты знаешь, что он работает только на входящие…такие редкие…такие приятные…такой одинокой. Ты пытаешься себя убедить, что это не так, но вновь погружаешься в тишину, в которой ты одна и с каждым разом эта тишина поглощает тебя все больше.
    Глубокий вдох. Сизый дым от сигареты, а на душе такая нестерпимая грусть. Раздавливаешь окурок в пепельнице и садишься на пол. Прижимаешь к груди колени и опускаешь них голову. Днем ты не так одинока, как ночью. А сейчас грустно, хочется что есть силы кричать, или просто разрыдаться. Но, кажется, даже на это сил не осталось.
    Вымотанная работой, брошенная друзьями, любимыми…Ты остаешься в этой зловещей тишине. Видишь, как по стене ползет тень, такая призрачно манящая, что ты забываешься. Тебе кажется, что вот-вот в комнату зайдет человек. Этого не происходит. Ты слишком много мечтаешь.
    Встаешь с пола, поправляешь юбку и идешь к дивану, перед которым на столике тебя ждет твой ноутбук и чашка крепкого, обжигающего горло кофе. Твои вечные спутники.
    Просматриваешь входящие – пусто. Что ж, ты это ожидала. Отстранившись от ноутбука, откидываешься на спинку дивана. Тебе еще никогда не казался таким красивым твой потолок. Кажется, ты сходишь с ума. Улыбаешься. А ведь действительно сходишь. Сигареты и кофе, кофе и ноутбук, ноутбук и сигареты. Замкнутый круг, в котором ты одна. И не можешь его покинуть. Не прикасаешься к уже почти остывшему кофе, на сегодня хватит. Это бы была пятая кружка…

    Найдено в сети



    …Спрятаться от себя невозможно. Бежать куда-либо бессмысленно. Все равно боль вернёт обратно. Вернет туда, где начинаются следы безнадежности. Время примиряет с собой. Встает перед тобой зеркалом, заживляя в отражении шрамы сердца. Смотришь на себя и, сквозь паутину отчаяния, понимаешь, что хочешь идти дальше. Жить, верить, снова ждать. Улыбаться кудрявым облакам, объедаться вишневым мороженым, чувствовать щекотку пузырьков в носу от выпитой газировки, целовать мерцающие под луной губы. Ни одна боль не способна отвернуть человека от жизни. К любой запертой двери найдутся ключи, которыми ее можно отпереть…

    От грусти до отчаяния – один шаг. А я никогда не впадала в отчаяние. Теряла любимых людей, убегала от прошлого, оказывалась на дне жизни, но… Всегда вставала, шла вперед. Нет, не назло врагам. Слишком много чести для них. Я просто понимала, что если сама не подниму себя, то меня никто не поднимет. Как видишь, до сих пор стою на своих двух.

    Она дует на светофор, и он, повинуясь ей, меняет цвет. «Смотри-ка, я – фея… Фея с дурной головой…

    Введение………………………………………………………………..….….3

    1.Одиночество в толпе

    1.1Толпа……………………………………………………………..…..……5

    1.2Одиночество……………………………………………………….….….10

    2.Исследование одиночества среди подростков………………….………13

    Заключение…………………………………………………………….….....18

    Список используемой литературы…………………………………...…….20

    Введение

    Сегодня, в период развития средств массовой коммуникации, человеку все реже необходимо выходить из дома или «сети», для решения сложившихся проблем. Если ему нужны продукты питания – то он звонит в службу доставки, либо заказывает необходимое через интернет. Если он хочет поговорить – то он заходит на один из интернет-порталов и находит всевозможных знакомых и «друзей на раз». При этом если вдруг по каким-либо причинам отключить энергоснабжение, то неизвестно, что будет с этим современным человеком. Есть вероятность того, что именно в этот момент, когда интернет будет недоступен, телевизор будет выключен, радио не сможет функционировать, человек будет чувствовать себя невероятно одиноким и потерянным. Человек хочет жить вечно и не может придумать, чем занять один такой вечер. И именно в этот момент, ему должно стать неимоверно страшно и тревожно, от того, что нет кого-то рядом, либо давно потеряны контакты. Человек – социальное существо и без общения, без получения информации, будь то вербальная или даже тактильная информация, он непременно будет ощущать кризис.

    Одиночество - один из неотъемлемых компонентов духовного кризиса. Оно может переживаться от смутного и неопределенного чувства отделенности от других людей и от мира, до глубокого и полного поглощения отчуждением. Некоторые из ощущений внутренней изоляции связаны с тем, что люди во время переживания духовного кризиса сталкиваются лицом к лицу с необычными состояниями сознания, которые, по их мнению, радикально отличаются от переживаний их друзей и членов семьи, и они никогда не слышали, чтобы кто-то описывал что-либо подобное.

    Многие люди, переживающие процесс трансформации, связанный с переездом на новое место жительства, сменой работы или утратой близких, чувствуют свою изоляцию от других из-за самой природы тех переживаний, с которыми сталкиваются. Значимость отношений с другими людьми может угаснуть, и человек может даже чувствовать нарушение связей с привычным для него ощущением того, кем он является. Когда это происходит, человек переживает полностью поглощающее его чувство отделенности от самого себя, от других людей и от окружающего мира. Для тех, кто находится в таком состоянии, недоступны обычное человеческое тепло и поддержка. Они в полной мере испытывают на себе чувство одиночества.

    Актуальность данной темы обусловлена внушительным количеством подростков, испытывающих чувство одиночества в городе Владивостоке, в частности и популярностью использования Интернет-ресурсов среди подростков с целью знакомства.

    В рамках данной работы исследуются вопросы теории толпы и одиночества, даются понятия и классификации.

    Целью данного проекта, является исследование причин возникновения чувства одиночества среди подростков 14-16 лет. Для исследования была выдвинута следующая гипотеза: одиночество – социальная категория, появившаяся в результате личного поведения человека, его взглядов, отношений с другими, манеры поведения, либо это внутриличностная проблема отдельно взятого человека.

    Для систематизации информации по данной теме уместно поставить для себя ряд задач, среди которых:

    Раскрытие теоретических понятий одиночество, одиночество в толпе, чувство одиночества

    Определение влияния нахождения в толпе на развитие чувства одиночества среди подростков

    Проведение социологических исследований направленных на изучение чувства одиночества среди современных подростков

    Объектом исследования данной работы являются современные подростки 14-16 лет.

    Предметом является одиночество современных подростков, как социальная категория, появившаяся в результате личного поведения.

    1. Одиночество в толпе

    Иногда даже среди большой толпы людей, человек чувствует себя одиноко. Одиночество среди толпы. Одиночество в толпе. Одиночество. Это слово способно вызывать абсолютно разные мысленные образы. Удивительно существо - человек. Даже в толпе умудряется почувствовать себя одиноким. Но, с другой стороны, почему бы и нет, ведь толпа – это не сбор людей с одинаковыми мыслями и похожими интересами. Толпа возникает стихийно и практически «живет» пусть короткой, но яркой жизнью отдельного существа. Толпа похожа на систему, в которой каждый человек – отдельный элемент этой системы. Он может хотеть быть частью этого «организма», а может и изо всех сил пытаться противостоять этому, но так или иначе, быть частью системы – значит быть на много сильнее, чем отдельный элемент.

    Данную тему рассуждали многие умы, в том числе и философ Ди Дин, который характеризовал толпу, как нечто первобытное: «Люди двигаются вместе и в одном направлении, где каждый считает себя мыслящим, а остальных безмозглым стадом. Там каждый кричит о том, что он зрячий, считая всех остальных слепыми, и злится на чужую глухоту. Там каждый уверен, что он яркая индивидуальность, а остальные серость. Каждый, глядя на себя, видит прекрасное яркое платье, а на других – серую безликую хламиду. Их мировоззрение выбирается по моде, как солнечные очки. Очки бывают двух видов «Официальная точка зрения» и «Оригинальная точка зрения». Оригинальная точка зрения диаметральна противоположно официальной. Со сменой власти официальная и оригинальная точка зрения тут же меняются. Вне зависимости от надетых по моде очков, точка зрения каждого – истинна. И все-таки, несмотря на модное, на данный момент мировоззрение, все они двигаются в одном направлении, хоть и каждый из них уверен, что он идет самостоятельным путем».

    Толпа людей - живое существо:

    И разум есть, и дух, и ток по нервам,

    И даже очень видно вещество,

    Которое всегда всплывает первым.

    И.Губерман.

    Толпа́ (греч. οχλος - охлос) - большое скопление людей. Толпа хаотична, хотя и не лишена некоторой организации. Организующим фактором может быть общий объект внимания, традиция, событие. Члены толпы часто находятся в сходном эмоциональном состоянии. Толпа описывается целым рядом параметров и характеристик, такими как количество собравшихся людей, направление и скорость движения, психологическое состояние и другие. Толпа является предметом исследования социальной психологии, которая в частности вводит классификации толпы по ряду признаков. В некоторых случаях толпа может представлять опасность для окружающих (например, погромщики) и для себя (в случае паники).

    В социальной психологии существует несколько классификаций толпы.

    По степени организации:

    · Стихийная толпа

    Возникает спонтанно, не организована какими-то лицами. К этому виду относятся такие толпы как толпа людей в метро или в фойе кинотеатра. Хотя они собрались по определённому случаю, у толпы как таковой нет зачинщиков.

    · Ведомая толпа

    Толпа, организованная лидерами. У такой толпы есть подстрекатели. Интересным видом ведомой толпы является флешмоб (англ. flash mob) - толпа людей, внезапно собирающаяся в одном месте и так же внезапно исчезающая. Флешмобы обычно организуются через интернет.

    · Организованная толпа

    Толпа, имеющая ярко выраженную организацию, упорядоченность. Понятие введено Гюставом Лебоном, который считал такие формирования, как рота солдат и даже заседание парламента, разновидностью толпы. Лебон также употреблял термин одухотворённая толпа, подчёркивая, что у толпы возникает своя собственная душа. Многие исследователи не соглашаются с таким расширенным толкованием и полагают, что толпой можно называть лишь неорганизованную массу народа.

    По характеру поведения людей:

    · Окказиональная толпа - сборище любопытствующих (зевак), например толпа, собравшаяся по случаю автомобильной аварии.

    · Конвенциональная толпа - толпа, собравшаяся по заранее известному поводу (фестиваль, карнавал и т. д.)

    · Экспрессивная толпа - толпа, выражающая общие эмоции (протест, ликование и т. д.).

    · Экстатическая толпа - толпа, объятая экстазом.

    · Действующая толпа - толпа, совершающая физические действия. Включает подвиды:

    · Агрессивная толпа - людская масса, совершающая деструктивные действия.

    · Паническая толпа - толпа, спасающаяся от кого-то (чего-то).

    · Стяжательская толпа - толпа, борющаяся за ценности.

    · Повстанческая толпа - толпа, противодействующая властям.

    В работах известного психолога Г. Лебона предлагается концепция психологии толпы, согласно которой последняя представляет собой продукт и появление некой «коллективной души», о которой писал в свое время не безызвестный Фрейд. В соответствии с законом "духовного единства толпы", сформулированным Г. Лебоном, индивид, независимо от его образа жизни и рода занятий, если он оказался в толпе, вынужден думать, чувствовать и действовать совершенно иначе, чем, если бы он думал и действовал сам по себе. Он теперь думает и действует так, как ему велит состояние "коллективной души" толпы. Существуют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу. Одухотворенная толпа представляет собой временный организм, образовавшийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе, подобно тому, как соединяются клетки, входящие в состав живого тела и образующие посредством этого соединения новое существо, обладающее свойствами, отличающимися от тех, которыми обладает каждая клетка в отдельности.

    По мнению Г.Лебона, толпе свойственны такие черты, как импульсивность, изменчивость, заразительность и раздражительность, легковерие и податливость внушению, преувеличенность и односторонность чувств, нетерпимость, авторитарность, консерватизм. В толпе, таким образом, сознательная личность исчезает, при этом чувства и мысли всех участвующих в толпе приобретают одно направление.

    Чувство ответственности, сдерживающее отдельного индивида, совершенно исчезает в толпе. Индивид в толпе приобретает, благодаря её численности, сознание непреодолимой силы. И это сознание позволяет ему поддаваться инстинктам, которым он никогда бы не дал волю, будь он один.

    Толпа- это иногда совершенно случайное множество людей. Между ними может не быть никаких внутренних связей, и они становятся общностью лишь в той мере, в какой охвачены одинаковой негативной, разрушительной эмоцией по отношению к каким-либо лицам, установлениям, событиям. Словом, толпу подчас делает общностью только то, что она "против", что она против "них". То есть толпа – это люди, которые объединены стихийно и на какое-то ограниченное время. При этом каждый человек из этой толпы может прийти домой, сесть на диван и понять, что он совсем один и ему не с кем обсудить то, что он делал, будучи частью толпы. А это не мало важно, ведь большинство людей склонно к рефлексии, то есть к анализу своих действий, зачастую путем обсуждения их с кем-либо. И, не находя такого человека, с которым можно было бы поговорить и обсудить свои поступки, мысли и, даже, эмоции, человек ощущает одиночество и от этого появляется чувство удрученности и прочие негативные эмоции, способные довести человека до депрессивного состояния, либо, еще хуже и в крайних случаях, до летального исхода, путем добровольного ухода из жизни.

    1. 2 Одиночество

    Одиночество – та проблема, к решению которой мы меньше всего подготовлены и ответственность за которую так легко переложить на других. Проще всего думать, что в одиночестве виноват не сам человек, а те люди, которые по каким-то причинам не остались рядом или которых никогда и не было.

    Попробуем разобраться, «из чего состоит» одиночество, и как с ним справиться. Психоаналитик Н. Нарицын пишет, что многие пациенты жалуются на одиночество. Для того, чтобы разобраться в проблеме, надо сначала уточнить, что чувство одиночество и фактическое одиночество – далеко не всегда одно и то же. Часто бывает, что человек, живя один, совершенно не ощущает себя одиноким. А бывает и наоборот – многие ощущают то, что называется "одиночеством в толпе", когда находясь среди людей, человек чувствует себя при этом не нужным и потерянным.

    Период социализма серьезно повлиял на отношение людей к обществу и к самому понятию одиночества. В человеке воспитывалось чувство коллективизма, которое внезапно перестало быть нужным на новом историческом этапе. Возьмем в качестве примера кино. В заграничных фильмах, произведенных в Голливуде или Великобритании, чаще всего герой спасает весь мир, а в советских (как, чаще всего, и в сказках, если обратиться еще более глубоко в прошлое и в фольклор) буквально "всем миром спасают героя": все поднимаются ему на помощь, а то и на выручку.

    В результате, поколения, выросшие на таких сказках, фильмах и т. п. обретают устойчивое бессознательное ощущение: "Если мне будет плохо, все окружающие поднимутся на мою защиту". А когда в реальности этого не происходит - человек переживает тяжелое разочарование от несовпадения реальности с ожиданиями и начинает думать о своем одиночестве.

    Успех тоже может стать причиной одиночества. Трудности действительно легче переносить толпой, а успех чаще всего индивидуален. Опять же, обращаясь к народной мудрости, выраженной в пословицах и поговорках, «друг познается в беде, равно, как и в радости».

    Получается, одиночество – это "обратная сторона медали", которую так же можно назвать "самостоятельность лидера". И здесь не обязательно имеется в виду лидер как руководитель, вождь или президент – вполне можно быть просто успешным человеком, и самому управлять своей судьбой и своими решениями, не зависимо от мнения большинства. Но в таком случае человек неизбежно оказывается "относительно одиноким".

    Отказ от такого одиночества всегда осуществляется ценой приобретения различных зависимостей в той или иной степени – в первую очередь зависимостей от мнений других людей.

    И, наконец, все личности разные: кому-то состояние одиночества (независимости) комфортно, а для кого-то весьма болезненно. Получается, что одиночество само по себе – не проблема, здесь все определяется выбором каждого. Кому-то хорошо в таком состоянии, кто-то с минимальным близким окружением (подчас состоящим из себя одного) продуктивнее работает и лучше себя чувствует.

    Разные оценки одиночества легче всего проиллюстрировать на примере интроверта и экстраверта. Если упростить эти два типажа, то можно сказать, что для интроверта весь мир в нем самом, он обращен внутрь собственной личности. Экстраверт же, наоборот, постоянно стремится быть на людях. И одиночество в толпе в таком случае, возможно только для интроверта: экстраверт быстренько сойдется практически с каждым, и что важно, его вполне удовлетворит поверхностное знакомство, потому что он вовсе не претендует на глубокое и долгое общение. Ему важна смена впечатлений, и пока вокруг него есть люди – от одиночества он страдать не будет. Более того, ему по большому счету даже не обязательно заводить разговор – достаточно того, что столько людей просто на него смотрят!

    А вот интроверту на самом деле крайне важно иметь одного-двух «верных друзей», желательно таких же по характеру, как он. У таких «приятелей» сам процесс общения иногда проходит довольно интересно: они сидят в одной комнате (или дышат с двух концов провода в телефонную трубку) – и молчат. Это они общаются. И им такого общения вполне хватает – им ведь важен не сам разговор, а ощущение того, что друг рядом. Важно знать, что есть сама возможность другу позвонить – а собственно звонить и не обязательно. Именно поэтому интроверты начинают чувствовать себя одинокими, когда теряют по тем или иным причинам своего проверенного друга – а нового знакомого, столь же близкого, завести быстро им очень трудно, а иногда и вообще не получается. Ведь в отличие от экстраверта, который найдет общение везде, где есть хоть какие-то люди, интроверту установить взаимопонимание сложно.

    Но, как известно, чистых экстравертов и интровертов не бывает. Именно поэтому практически все люди в той или иной ситуации хоть раз, да ощущали свое одиночество.

    Подобное страдание от одиночества – не что иное, как нехватка того или иного вида информации или впечатлений. Каких угодно – зрительных, вербальных и даже тактильных.

    2. Исследование одиночества среди подростков

    В данном исследовании приняли участие 56 подростков в возрасте 13-16 лет (учащиеся 8-10 классов).

    Исследование проводилось в несколько этапов:

    1. поисково-теоретический состоял в изучении научного знания по проблеме, уточнение предмета исследования;

    2. опытно-экспериментальный - в исследовании причин возникновения чувства одиночества у подростков:

    3. описательно-итоговый - в анализе и обобщении результатов, уточнении выводов.

    Исследование преследует следующую цель: выявить степень выраженности состояния одиночества у подростков. Проводилось исследование с помощью теста «Одиночество» по методике The UCLA Leneliness Scala. Revised.

    В основе данной методики лежит представление об одиночестве как о некоем унитарном чувстве, интенсивность которого может зависеть от комбинации дефицитов разнообразных межличностных отношений. В 70-х годах исследователи Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе начали разрабатывать тест UCLA Loneliness Scale , состоящий (в короткой форме) из 20 утверждений, которые испытуемому предлагается оценить по 4-х бальной шкале от “Я часто так чувствую” до “Я так не чувствую никогда”. Примерами утверждений являются: “Я чувствую, что меня никто на самом деле не понимает” и “Люди вокруг меня, но не со мной”. Тест UCLA Loneliness Scale широко применяется в клинической практике для оценки степени одиночества пациентов. Ниже приведены вопросы, которые использовались в данном исследовании.

    1. Я чувствую, что живу в согласии с окружающими меня людьми.

    2. Мне не достает общения.

    3. Нет человека, с которым я мог бы откровенно поговорить.

    4. Я не ощущаю, что одинок.

    5. Я чувствую, что принадлежу к какому–либо коллективу.

    6. У меня много контактов с людьми, которые меня окружают.

    7. Ни с одним человеком я не чувствую душевной близости.

    8. Мои интересы и мысли не разделяются окружающими меня людьми.

    9. Я открыт к общению с другими людьми.

    10. Есть люди, с которыми у меня довольно тесные отношения.

    11. Я чувствую, что меня не принимают в общество.

    12. Мои социальные отношения довольно поверхностны.

    13. Никто не знает моей истинной сущности.

    14. Я чувствую себя изолированно от других.

    15. Если я хочу, то всегда смогу найти себе общество.

    16. Есть много людей, которые меня действительно понимают.

    17. Я несчастлив, что живу так одиноко.

    18. Хотя есть много людей, с которыми я взаимодействую, они не могут стать мне действительно близкими.

    19. Всегда есть кто–то, с кем я могу поговорить.

    20. Есть люди, к которым я отношусь с полным доверием.

    Исследуемым предлагалось ответить на вопрос, выбрав один из предложенных вариантов ответа (никогда, редко, иногда, часто)

    Позже, с помощью шкалы, тесты были расшифрованы, по следующему принципу: иногда-1 балл, редко – 2 балла, иногда – 3 балла, часто – 4 балла. Была подсчитана сумма баллов на вопросы 2, 3, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 17, 18. В ответах на вопросы 1, 4, 5, 6, 9, 10, 15, 16, 19, 20 была произведена перестановку в обратном порядке (1-4, 2-3, 3-2, 4-1).

    Те, кто набрал меньше 22 баллов, считаются людьми с очень низкой степенью одиночества. От 22 до 32 – низкая степень. От 32 до 52 – средняя степень одиночества. От 52 до 62 – высокая степень одиночества, а те, кто набрал более 62 баллов, считаются людьми с очень высокой степенью одиночества.

    Результаты ответов респондентов на шкале оценки одиночества расположились следующим образом:

    35,7 % (20 человек) опрошенных не испытывают состояния одиночества,

    8,9 % (5 человек) опрошенных нейтральны в оценке состояния одиночества,

    55,4 % (31 человек) опрошенных испытывают состояние одиночества в той или иной степени.

    Путем анализа сочинений подростков, было выявлено, что с их точки зрения, основной причиной одиночества является социальное отторжение: около 25% опрошенных ребят ответили, что одинокими становятся из-за других людей (в том числе и родителей), так как другие не поняли, отвергли или забыли этого человека.

    На втором месте оказались черты характера (эгоизм, самовлюбленность и т.п.). Как причина одиночества они были названы 20 % подростков. Около 13 % видят причину одиночества в поведении и манере общения человека. 10 % подростков считают, что причинами одиночества являются застенчивость, неуверенность в себе, страх общения и неумение общаться.

    Отсутствие круга общения, близких людей и любимых как причину одиночества рассматривают только 13 % подростков. На усталость от общения - 17%.

    Хотя 60 % подростков сами не любят бывать в одиночестве, они не считают подобное времяпровождение ненормальным. 56,7 % чувствовали себя одинокими и покинутыми, но большая часть подростков (80 %) не испытывали страха, находясь в таком состоянии.

    В основном подростки считают пребывание в одиночестве нормальным, а не противоестественным и пугающим состоянием.

    Большинство подростков(73,3 %) считают себя вполне коммуникабельными, приятными для общения и популярными в среде одноклассников, а также имеют достаточное количество дружеских связей.

    Для большинства подростков не характерны негативное отношение к себе, страх лишиться общения или быть отвергнутым сверстниками.

    Анализируя портрет одинокого подростка, можно сделать вывод, что для исследуемой возрастной категории одинокий подросток выглядит так: замкнутый, погруженный в себя, мало общающийся, не любящий шумные компании (26 %). Еще часть (20 %) описывала одинокого сверстника как грустного, печального, несчастного и обиженного. Достаточно часто встречалось описание одинокого подростка как тихого, незаметного, домоседа, не умеющего общаться, заводить знакомства. Некоторые ребята (13 %) полагают, что одинокий человек - это тот, у кого нет друзей, которого никто не любит, и от которого все отвернулись.

    Для подростков в возрасте 13-16 лет пребывание в одиночестве по собственному желанию представляется вполне естественным и не вызывает тревожных мыслей или страха. В то же время одиночество у них ассоциируется с несчастьем, печалью и обидой, что является некоторым противоречием, и может расцениваться как то, что чувство одиночества для подростков является достаточно привычным, но от того не менее удручающим.

    Выводом данного исследования может служить высказывание о том, что основной причиной одиночества, с точки зрения подростков, является социальное отторжение. Многие подростки считают нормальным состояние одиночества в том случае, если это выбор человека, сделанный не под влиянием окружающих, а по внутренним причинам. То есть если их сверстник выбирает одиночество не из-за собственной неуверенности и неумения общаться, не из страха перед общением и другими людьми, а по внутреннему желанию и потребности побыть одному, то это нормально и естественно. Если же он одинок, потому что от него отвернулись другие люди, тогда это - несчастный и обиженный человек, тихий, грустный и незаметный. Кроме того, подростки считают, что причины одиночества кроются как в близком окружении человека, так и в нем самом: в его характере, особенностях поведения, манеры общения, и в том числе в его неумении общаться.

    Взгляды подростков на одиночество несколько отличается от точки зрения психологов-исследователей, которые отдают приоритет личностным факторам, таким как низкая самооценка, застенчивость, излишняя самокритичность, негативное самовосприятие и коммуникативная некомпетентность, а также некоторые характерологические особенности, например эгоизм, агрессивность.

    К социальным факторам исследователи относят социальное отторжение, то есть неприятие подростка группой сверстников, и отсутствие «своего» круга общения. Последнее может быть связано с переездом на новое место жительства, сменой школы, потерей близкого друга и т.п.

    Можно сделать еще один вывод. Когда подросток проявляет свою самостоятельность, а так же имеет цель в жизни, у него более явно выражена потребность быть одному. И чем сильнее выражена у него самостоятельность и целенаправленность, тем у него сильнее выражена потребность быть одному. Что доказывает высказывание о том, что успешный человек, будучи в любом возрасте, чаще является одиноким, как по своим собственным желаниям, так и по причине «отторжения» его от сверстников.

    Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: негативные аспекты переживания одиночества подростками связаны с недостаточным развитием регуляторного опыта и, прежде всего, его ценностного компонента. Основная причина возникновения чувства одиночества - это недостаток общения со сверстниками.

    Заключение

    Все исследователи сходятся на том, что одиночество связано с переживанием человеком его оторванности от сообщества людей, истории, семьи, природы, культуры. Причем современный человек ощущает одиночество наиболее остро в ситуациях интенсивного принудительного общения («одинокая толпа», одинокие и далекие члены семьи, одноклассники, ежедневно встречающиеся подруги), когда человек чувствует тягостный разлад с самим собой, страдание и кризис своего «Я», оторванность и лишение смысла. Вынужденное общение, массовое производство одинаковых маек, брюк, выражения лиц, фразы, вкусы, оценки, стили поведения, привычки, даже чувства, мысли и желания уничтожают нашу уникальность и неповторимость, стирают представление о себе как об уникальном и неповторимом, а от того еще более прекрасном. Два абсолютно одинаковых человека не будут столь интересны друг другу, ведь общение создается как общность разнообразия. Общение людей появляется лишь при соответствующей уникальности людей. И это многообразие различий создает человеческую общность, спаянность и слияние людей. А казарменное единообразие лишь маскирует полное равнодушие людей друг к другу. Только принятие и культивирование своей уникальности и уникальности другого может противостоять нарастанию одиночества в современном мире.

    Необходимо различать одиночество как продукт «полной отчаяния» городской жизни и уединение как концентрацию человека на своих внутренних духовных проблемах, на защите своего «Я» от этого «полного отчаяния». Человек постоянно порывается выйти за пределы своего «Я», разомкнуть сковывающие его рамки одиночества, создать общность с другим.

    Одиночество – особая форма переживания и осознания самого себя, как покинутого, оторванного, забытого, обделенного, потерянного ненужного, бесприютного. Но иногда это состояние необходимо, для концентрации, либо иных важных человеку моментов. Когда хочется быть одному, то необходимо двигаться в одиночество и наслаждаться им в полной мере. И этого не нужно выбирать – если быть внимательным к себе, то можно увидеть цикличность этих состояний. Некоторые философы утверждают, что наслаждаться одиночеством, можно, если человек наслаждается отношениями. Когда человек глубоко движется в отношения, то в нем возникает глубокая потребность быть одному. Любовь к другому и любовь к себе взаимосвязаны. Кто несчастлив наедине с собой, вряд ли будет по-настоящему счастлив с другим, вряд ли сможет поддерживать длительные и глубокие межличностные отношения. Мудрецы всех времен говорили, что прежде чем вступать в брак, следует научиться быть совершенно одному или одной. Но до тех пор, пока человек не станет по-настоящему самостоятельным, единственным в своем роде, цельным человеком. Может быть и не стоит пронимать близко к сердцу их высказывания, но помнить и иметь в виду не помешает.

    Современные подростки воспринимают одиночество не так болезненно, как их более взрослые знакомые, или родители. Многие из исследуемых полагают, что одиночество – сознательный выбор, и его в любой момент можно поменять, если это состояние уже не кажется человеку комфортным, но, параллельно с этим высказыванием так же существует и довольно популярно мнение о том, что одиночество – социальная категория, появившаяся в результате личного поведения человека, его взглядов, отношений с другими, манеры поведения, как и было предположено в самом начале исследования, и доказано с помощью опроса.

    Список используемой литературы

    1. Аверчнеко Л.К. , Управление общением, Теория и практикумы для социального работника, Учебное посо бие, Москва-Новосибирск, 2000

    2. Бодалев А.А., Психология общения, Избранные психологические труды, Москва-Воронеж, 2006.

    3. Годфруа Ж., Что такое психология, в 2-х томах, том 2, Под общей ред. доктора психологических наук Г.Г. Аракелова, М.: « Мир», 2002.

    4. Государев М.А., Треугольный человек, М.: «Молодая гвардия, 2001.

    5. Зюзько М. В., 5 шагов к себе, книга для учащихся, М.: «Просвещение», 2002.

    6. Карнеги Д., Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей, Под общей ред. доктора психологических наук Зинченко В.П., М.: «Прогресс» – «Высшая школа», 2000.

    7. Крижанская Ю., В. Третьяков, Грамматика общения 2-е издание, М.:, «Смысл», Академический проект, 2000.

    8. Немов Р.С., Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений, в 3-х книгах, 3 издание, М.: «Владос», 2007.

    9. Станкин М.И., Психология общения, курс лекций, М.:, МГСУ, 2006.

    10. Психология, словарь, издание 2-е, под общей ред. А.В. Петровского, М.: Издательство политической литературы, 2000.

    11. Словарь-справочник по социальной работе, под редакцией доктора исторических наук, профессора Е.И. Хлолостовой, М.: «Юристъ», 2000.

    В первый день заключительного месяца зимы в прокат выходит фильм режиссёра Николая Хомерики «Селфи», снятый по одноимённой культовой книге Сергея Минаева – «ДухLess XXI века. Селфи». 25 января в Москве в МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция с создателями нового психологического триллера, а в кинотеатре «Каро Октябрь» прошла светская премьера.

    В рамках пресс-конференции на вопросы представителей средств массовой информации ответили автор сценария Сергей Минаев, режиссёр Николай Хомерики, продюсеры Фёдор Бондарчук (также исполнивший одну из ролей), Пётр Ануров, Дмитрий Рудовский, исполнитель главной роли - Константин Хабенский, актрисы Юлия Хлынина и Северия Янушаускайте.


    Синопсис фильма: «Он полностью копировал его - жесты, мимика, даже шутил так, что никто не заподозрил подмены. Богданов смотрел в экран, как в зеркало. Двойник вел его телепередачу, встречался с его фанатами-читателями, жил с его женщинами, выпивал в баре с его друзьями… Это произошло вмиг - раз - тебя стерли, твою личность, и тут бессильны лучшие психоаналитики. Публичный и успешный, остроумный и циничный, Богданов лишился всего, чего добивался годами, выстраивая свою карьеру и жизнь. И теперь он отчетливо понимал: копия лучше и честнее его самого, битва за себя проиграна. И только дочь хочет вернуть истинного Богданова…»

    Роль Богданова и, соответственно, его двойника исполняет Константин Хабенский. И надо сказать, в тех или иных обстоятельствах чаша симпатий зрителей колеблется, а порой она значительно перевешивает в пользу двойника.

    На пресс-конференции Хабенский рассказал об обоих персонажах:

    «У каждого своя правда, один мечтает влезть с шкуру другого, а другой мечтает вернуться к истокам. Было интересно: поискать свою правду даже у такого маньяка, который приходит и говорит: давайте жить по-человечески, общаться нормально, писать книги, говорить людям "спасибо"?

    Также актёр выразил своё отношение к явлению селфи, которое буквально захватило планету: «Мне не нравится «селфинговать», я не чувствую от этого особой радости. Я говорил об этом раньше: много лет назад, когда на десять человек был один фотоаппарат, популярным актерам везде предлагали выпить. Сейчас везде предлагают сфотографироваться. Я считаю, что и то, и другое одинаково разрушает человеческую психику. Надо просто понимать: участвуешь ли ты в этом забеге? Или живешь по своим правилам».

    На этапе съёмок продюсер и актер Федор Бондарчук прокомментировал содержание будущего фильма : «Селфи – пожалуй, самый распространенный сегодня способ показать себя окружающему миру. Но это и способ посмотреть на себя самого. Наша история – о человеке, который заигрался в свое величие, для которого зависимость от собственной публичности выдавила из жизни все по-настоящему важное. Но с другой стороны, это не история селебрити. Это про человека вообще – человека, который окончательно запутался и растерялся перед реальностью. А за возвращение к себе приходится заплатить немалую цену».

    Сергей Минаев отметил, что история, в первую очередь, про одиночество, в том числе и публичное, и про то, что, как правило, окружающие знают о нас очень мало вещей и те, довольно поверхностны: «В современном мире люди довольно безразличны друг к другу, и наше существование становится декорациями. Отсюда и возникшее слово «селфи», как символ желания казаться лучше. Это фильм про публичное одиночество и попытку себя перезапустить. У каждого из нас есть несколько шансов на то, чтобы измениться. Человек хочет читать всего одну книгу и смотреть всего один фильм. Это книга и фильм про себя. Интернет даёт возможность каждому залезть на трибуну, которая принадлежит только ему, и вещать с неё с разной успешностью разные вещи».

    Режиссёр Николай Хомерики: «Помимо вопросов одиночества кинолента говорит на тему «быть или казаться». Большинство сегодня хотят казаться лучше, казаться другими, а не теми, кем они являются на самом деле».

    Эта история гораздо глубже чем избитый сюжет с двойниками, в основе сюжета картины – глубокие философские аспекты, в числе которых способность человека со стороны посмотреть на самого себя.

    Хочется отдельно отметить виртуозную инновационную работу оператора Владислава Опельянца. Неожиданные кадры и ракурсы, совершенно фантастические виды Москвы.

    Кинолента в полной мере может претендовать как на «Приз за создание лучшего образа Москвы», так и на многие другие награды киносмотров.

    И, безусловно, фильм будет интересен широкому зрителю, и далеко не только потому, что в картине собран блистательный актёрский ансамбль.

    «Селфи» - своеобразная проекция нашего времени, противоречивой природы человеческой личности, бесконечной борьбы человека с самим собой.

    Кинолента -– тонкая драма о том, как в динамичном и меркантильном ритме и драйве жизни не потерять самого себя, захлебнувшись в волнах собственного цинизма и эгоцентризма, забыв о важных ценностях.


    У каждого человека своя судьба: та летопись жизни, которую он напишет своими поступками, желаниями, целями, действиями. Принимая то или иное решение, руководствуясь разными стремлениями и мотивациями, нельзя забывать, что даже незначительные мелочи могут кардинально изменить не только нашу жизнь, но и фатально отразиться на судьбах окружающих, в том числе - наших близких и родных.

    Человек- существо социальное, с самого детства мы зависим от множества факторов и обстоятельств, нас пытаются подогнать под какие-то условные рамки поведения, шаблоны дозволенного, стереотипы. Да и сами мы, стремясь к достижению тех или иных целей, очень часто навязанных обществом и не свойственным нашим личностям, душим свои желания и порывы, уникальные особенности и индивидуальность. Одним словом, как в гонке по замкнутому кругу, с которого порой невозможно спрыгнуть, остановиться, подумать и в первую очередь самим себе признаться – Кто же Мы на самом деле?! А понимаем ли мы сами себя? Увы, далеко не всегда…

    В наше время границы между виртуальным и реальным хрупки и призрачны до такой степени, что зачастую человек уже сам не понимает -где правда, а где фантазии воображения? Где реальность, а где образ и маска? В некоторых обстоятельствах так заманчиво «казаться», а не «быть», примерять на себя разные маски и изображать того, кем на самом деле не являешься. И тут главное не заиграться, и не потерять себя – настоящего и то, что действительно дорого и ценно для твоей личности!

    Поэт Алексей Марков тонко подметил:

    Страшнее нету одиночества,

    Чем одиночество - в толпе,
    Когда бездумно всем хохочется,
    Но плакать хочется - тебе!..

    Получится ли у писателя Богданова справиться со своим двойником и вернуться к себе настоящему? Узнаем, придя в кинотеатры! «Селфи» в прокате с 1 февраля!

    Одиночество в толпе

    Может быть, для полного человеческого счастья нужно изжить одиночество раз и навсегда? Безоблачное счастье лучше, чем страдание. Странно, но именно так думали многие известные социологи в середине прошлого века. Увлеченные возможностями науки, новыми фармацевтическими препаратами, они писали о том, что мучительное одиночество скоро будет одолено. Американский социолог Збигнев Бжезинский задавался вопросом: "Отчего страдает современный человек?" И отвечал: от одиночества. Миллионы людей не могут найти близкого человека, создать семью. Но с появлением компьютерных технологий эта проблема исчезнет. Вам достаточно написать в рекламе: "Ищу блондинку, упитанности выше средней, умеющую готовить и любящую детей", и компьютер среди несметных вариантов отыщет ту, единственную, которая пленит ваше сердце. А вот и томление блондинки: "Хочу выйти замуж за сильного спортивного мужчину, ловко управляющего машиной". Избранники падают в объятья друг другу, как в финале мелодрамы.

    Но в жизни все оказалось значительно сложнее. Американец Дэвид Рисмен выпустил книгу "Одиночество в толпе". Он показал, что обилие контактов, компьютерных эсэмэсок, брачных объявлений, увы, не избавляет человека от ощущения полного одиночества. Более того, тема стала еще более щемящей, болезненной. Подумать только, можно мгновенно связаться с другим человеком на противоположном конце планеты, а осадок неприкаянности, брошенности, невостребованности останется.

    Современная культура приучила нас к тому, что техника, спонсоры, добрые феи должны принести спасение в вертолете. Между тем одиночество вовсе не зло или, скажем, осторожнее, далеко не всегда зло. У Пушкина было, как известно, много друзей. Но когда его захватывала поэтическая стихия, он искал уединения. Отлученный от придворного света в Болдино, он написал все маленькие трагедии, лирические стихи. А Лермонтов вообще бард одиночества: "Любил с начала жизни я угрюмое уединение..."

    Так что, ковыряться в собственной боли? Ни в коем случае. Прежде всего надо подумать, что мы хотим противопоставить одиночеству. Томительное подкладывание дров в костер на опушке леса? Возможность выплакаться на чужом плече?

    Унылое и безбашенное пребывание в "Одноклассниках"? А может быть, поразительный шанс углубиться в свой внутренний мир? Заняться созиданием собственной души? "Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать". Сколь благодатно в этом случае одиночество. Оно погружает в тайники своего уникального мира, позволяет ощутить присущую вам неповторимость.

    Но вот какой парадокс подсказывает моя клиническая практика. Приходит пациентка, мазохистски толкует о своем одиночестве, настаивает на чудодейственной терапии. Но позже, после напряженной работы оказывается столь глубоко неожиданной, интересной, требовательной к подлинному единению душ. Но тут и судьба вознаграждает прежнюю страдалицу. Внезапно приходит любовь, возникает трепетное отношение к жизни, исчезает и ощущение расколотости человеческого бытия.

    Одинок как никогда

    Американский социолог Э. Тоффлер подчеркивает, что одиночество стало острым и массовым переживанием. От Лос-Анджелеса до Санкт-Петербурга подростки, несчастливые супружеские пары, родители-одиночки, простые рабочие и пожилые люди - все жалуются на социальную изоляцию. Родители признаются, что их дети слишком заняты, чтобы навестить их или даже позвонить. Одинокие незнакомые люди в барах или прачечных изливают друг другу душу, рассказывая, по выражению одного социолога, "эти бесконечно печальные истории". В клубах и на дискотеках для разведенных встречаются отчаявшиеся одинокие люди.

    В период Второй волны (так Э. Тоффлер называет индустриальное общество) миллионы родителей осуществляли собственные мечты в своих детях, так как они могли вполне резонно ожидать, что их дети достигнут больших успехов в социальной и экономической сферах, чем они сами. Это мечты о продвижении наверх побуждали родителей сосредоточивать огромную психическую энергию. Сегодня многие родители, принадлежащие к среднему классу, испытывают мучительное разочарование, когда их дети, живя в гораздо более сложном мире, движутся по социоэкономической лестнице вниз, а не вверх. Исчезает возможность состояться с помощью своих детей.

    Общность противостоит одиночеству, а чувство принадлежности к общности придает людям уверенность. Однако в наше время институты, от которых зависит общность, разрушаются во всех технологических обществах. Результат - распространение чумы одиночества.

    Испанский философ А. Сервера Эспиноза считал, что говорить об индивидуальности - значит, говорить об одиночестве, о дистанции, отделяющей человека от всех остальных существ, находящихся с ним рядом. Поэтому, определяя индивидуальность человека, следует обратиться к его одиночеству.

    Сегодня человек одинок как никогда. Эти слова парадоксальны, но они отражают действительное положение вещей. Население Земли сейчас велико как никогда. Демографические показатели в некоторых странах вызывают серьезную озабоченность и беспокойство их жителей. День ото дня умножаются новые формы обществ, пытающихся свести человека с другими людьми, как, например, группировки различного характера, профсоюзы, политические партии. Но когда человек приостанавливает свою деятельность и сталкивается с подлинной реальностью своего существования, он в самых сокровенных тайниках своей души чувствует всю глубину неразделенного одиночества. По мнению М. Бубера, это одиночество - результат кризиса современного человека, который наметился вслед за тем, как человек потерпел неудачу в трех разных сферах деятельности.

    Первой такой сферой была техника. Во все времена и эпохи человек в постоянных столкновениях с природой обнаруживал свою слабость. Руководствуясь разными намерениями, человек приспосабливал и изменял окружающие его предметы, пока, наконец, не изобрел машину.

    Но, к несчастью, машины, изобретенные чтобы помогать человеку в труде, заставили его обслуживать себя; они уже не являются продолжением его руки, человек сам превратился в простое продолжение машины, можно сказать, в ее специфический и вспомогательный орган. Когда мы используем технические средства, они влияют на нас, пожалуй, сильнее, чем мы на них.

    Сегодня уже нельзя говорить, как это обычно делалось, о "нейтральности" техники. По словам Г. Маркузе, техника как таковая неотделима от того использования, которое она получает. Отсюда крайне пессимистическое высказывание Г. Маркузе: "Одиночество, которое было условием, способным защитить человека от общества и поставить его вне сферы общественного влияния, сделалось технически невозможным".

    Второй сферой стала экономика. Чтобы снабдить человека всем необходимым, производство необычайно выросло, но не смогло достичь рациональной координации. С увеличением численности населения Земли значительно расширилась сфера голода и нищеты, а в это время хорошо обеспеченные продовольствием страны не умножают, а, скорее, уничтожают имеющие у них в изобилии излишки. Кажется, что производство и потребление тоже вышли из-под контроля, и человек здесь находится на "чужой территории".

    Третья сфера - политическая деятельность. Политическая наука, которая должна заниматься регулированием отношений между людьми, постепенно превращается в игру словами и "благими намерениями" или, что еще хуже, становится ареной, на которой защищаются интересы меньшинства. Здесь и там забывают основу любой истинной политики - конкретного человека. Лишь интересы немногих имеют значение в этой школе разговоров. Остальные должны принимать события в готовом виде, никак не вмешиваясь в их формирование.

    Самоуглубление - существенный признак, отличающий человека от животного. Животное знакомится с внешним миром, но не может стать объектом своего познания. Как и животное, человек окружен вещами и другими существами, но не растворяется в них, подобно животному, и может отгородиться от них, углубившись в себя. В этом и заключается отличительная особенность одиночества человека: оно очевидно для самого себя, оно себя осознает. Сознание, влекущее за собой рефлексию, поворот человека к себе, осознание себя перед миром, придает человеческой личности то внутреннее единство и онтологическое подобие, благодаря которым она занимает привилегированное место среди остальных существ во вселенной.