Уровень воспитанности обучающихся – это степень сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств их личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по шкале: высокий, хороший, средний, низкий уровень сформированности. При этом если хотя бы одна составляющая поведения ученика получила резко отрицательную оценку, как не соответствующая нормам нравственности и поведения в обществе, то общая оценка воспитанности будет низкой.
Если какое-то качество затрудняются оценить родители или учитель, то оценка не ставится.
Анкета для учащихся 6–9-х классов
- 4 – часто;
- 3 – иногда;
- 2 – редко;
- 1 – никогда.
Качества личности | Самооценка | Оценка родителей | Оценка учителей (2–3 чел.) | Итоговая оценка | |
I. Интеллектуальный уровень | |||||
Эрудиция (начитанность, глубокие познания в какой-либо области науки) | |||||
Культура речи | |||||
Аргументированность суждений | |||||
Сообразительность | |||||
II. Прилежание (отношение к учебе) | |||||
Старательность и добросовестность, регулярность и систематичность занятий | |||||
Самостоятельность | |||||
Внимательность | |||||
Взаимопомощь | |||||
III. Трудолюбие (отношение к труду) | |||||
Организованность и сообразительность | |||||
Бережливость | |||||
Привычка к самообслуживанию | |||||
Следование правилам безопасности в работе | |||||
Эстетика труда | |||||
IV. Я и природа | |||||
Бережное отношение к земле | |||||
Стремление сохранять природу в повседневной жизнедеятельности и труде | |||||
Помощь природе | |||||
V. Я и общество (отношение к общественным нормам и законам) | |||||
Выполнение правил для учащихся | |||||
Следование нормам и правилам человеческого общежития | |||||
Участие в жизни класса и школы | |||||
VI. Эстетический вкус (отношение к прекрасному) | |||||
Аккуратность (опрятность) | |||||
Культурные привычки | |||||
Внесение эстетики в повседневную жизнь | |||||
VII. Я (отношение к себе) | |||||
Управление собой, своим поведением | |||||
Умение организовать свое время | |||||
Соблюдение правил личной гигиены | |||||
Забота о здоровье, отсутствие вредных привычек |
Диагностика уровня воспитанности школьников
Анкета для учащихся 10–11-х классов
- 5 – качество личности присутствует у обучающегося всегда;
- 4 – часто;
- 3 – иногда;
- 2 – редко;
- 1 – никогда.
Качества личности | Самооценка | Оценка родителей | Оценка одноклассников (2–3 чел.) | Оценка учителей (2–3 чел.) | Итоговые оценки |
I. Интеллектуальный уровень | |||||
Эрудиция | |||||
Культура речи | |||||
Логика мышления | |||||
Самостоятельность и творчество | |||||
Использование дополнительных источников | |||||
II. Нравственная позиция | |||||
Понимание взаимосвязи развития человека, общества и природы | |||||
Осознание роли человека в преобразовании окружающей среды | |||||
Потребность и умение отстаивать свои взгляды | |||||
Ответственное отношение к учению | |||||
Трудолюбие | |||||
Осознание прав и обязанностей человека в обществе | |||||
Уважение, бережное отношение к истории своего народа | |||||
Потребность в служении отечеству и народу | |||||
Готовность к сознательному выбору профессии | |||||
Понимание значения духовно-нравственных ценностей в жизни человека | |||||
Понимание сознательной дисциплины как нормы: самоконтроль | |||||
Понимание взаимосвязи внутренней и внешней культуры человека | |||||
Осознание активной роли личности в становлении характера и чувства собственного достоинства | |||||
Неприятие безнравственного поведения | |||||
Сознательное отношение к укреплению своего здоровья | |||||
Отрицательное отношение к вредным привычкам |
Самооценка учащегося, оценки родителей, одноклассников, учителей суммируются, выводится итоговый балл по каждому качеству личности ученика и вписывается в последнюю колонку таблицы. Из этих баллов выводится средний балл по каждому качеству личности ребенка. В результате каждый ученик 6–9-х классов имеет 7 оценок. А учащийся 10–11-х классов – 2 оценки. А уже из них складывается средний балл, который и является условным определением уровня воспитанности каждого отдельного ребенка.
Результаты диагностики:
- от 5 до 4,5 баллов – высокий уровень воспитанности обучающихся;
- от 4,4 до 4 – хороший уровень;
- от 3,9 до 2,9 – средний уровень;
- от 2,8 до 2 – низкий уровень.
Отслеживание динамики учебных достижений
Для отслеживания динамики учебных достижений учащихся можно использовать Индивидуальный график продвижения в учении.
Все оценки, полученные за неделю по всем предметам, суммируются, и выводится общий балл. С помощью графика можно увидеть – улучшилась или ухудшилась общая успеваемость учащегося за определенный период (например, неделю).
Диагностика уровня воспитанности учеников______класса .
Учитель ___________________
Шкала оценок.
4- развито в достаточной мере и проявляется всегда;
3 - в основном развито и часто проявляется;
2 - проявляется иногда;
1- не развито и не проявляется.
Фамилии учеников Критерии оценки | |||||||||||||||||||||||||||||
1.Интеллектуальный уровень - эрудиция | |||||||||||||||||||||||||||||
-культура речи | |||||||||||||||||||||||||||||
- логика мышления | |||||||||||||||||||||||||||||
-самостоятельность и творчество | |||||||||||||||||||||||||||||
- использование дополнительных источников информации | |||||||||||||||||||||||||||||
Средний балл | |||||||||||||||||||||||||||||
2.Отношение к образованию - старательность | |||||||||||||||||||||||||||||
- систематичность знаний | |||||||||||||||||||||||||||||
- проявление самостоятельности | |||||||||||||||||||||||||||||
- внимание | |||||||||||||||||||||||||||||
- взаимопомощь (сотрудничество) | |||||||||||||||||||||||||||||
Средний балл | |||||||||||||||||||||||||||||
З.Отношение к общественным нормам - выполнение правил школьного распорядка | |||||||||||||||||||||||||||||
- следование нормам и правилам человеческого общежития | |||||||||||||||||||||||||||||
- осознание необходимости внешней и внутренней культуры | |||||||||||||||||||||||||||||
Средний балл | |||||||||||||||||||||||||||||
4. Эстетический уровень - аккуратность, опрятность | |||||||||||||||||||||||||||||
- культурные привычки в жизни | |||||||||||||||||||||||||||||
- эстетика в жизнедеятельности | |||||||||||||||||||||||||||||
Средний балл | |||||||||||||||||||||||||||||
5. Отношение к себе - самоуправление своим поведением | |||||||||||||||||||||||||||||
- организованность | |||||||||||||||||||||||||||||
- отношение к укреплению здоровья | |||||||||||||||||||||||||||||
- отрицательное отношение к вредным привычкам | |||||||||||||||||||||||||||||
- соблюдение правил личной гигиены | |||||||||||||||||||||||||||||
Средний балл | |||||||||||||||||||||||||||||
Итого |
учеников_____класса.
ФАМИЛИЯ, ИМЯ | СРЕДНИЕ ОЦЕНКИ ПО КАЖДОМУ КРИТЕРИЮ | СРЕДНЯЯ ОЦЕНКА ПО ВСЕМ ПОКАЗАТЕЛЯМ | ||||
Интеллектуальный уровень | Отношение к образованию | Отношение к общественным нормам и культурным традициям | Эстетический уровень | Отношение к себе | ||
- | ||||||
Средние значения. |
ДИАГНОСТИКА
Уровня воспитанности учащихся (Н.П. Капустин)
Инструкция: Напротив утверждений поставьте соответствующий балл, учитывая что:
1 балл: - у меня другая позиция
2 балла – никогда
3 балла – редко
4 балла – часто
5 баллов – всегда
Критерий/ утверждение | Я оцениваю себя вместе с родителями | Меня оценивает учитель |
|
||
Прочность и глубина знаний | ||
Культура речи | ||
Доказанность и аргументированность суждений | ||
Сообразительность | ||
Использование дополнительных источников | ||
|
||
Старательность и добросовестность | ||
Самостоятельность | ||
Внимательность | ||
Бережливость | ||
Привычка к самообслуживанию | ||
|
||
Бережное отношение к земле | ||
Бережное отношение к растениям | ||
Бережное отношение к животным | ||
Стремление сохранить природу в повседневной жизни и труде | ||
Помощь природе | ||
|
||
Выполнение правил внутреннего распорядка | ||
Выполнение правил поведения для учащихся | ||
Следование правилам и нормам человеческого общежития | ||
Милосердие как противоположность жестокости | ||
Участие в общественной жизни класса и школы | ||
|
||
Аккуратность, опрятность | ||
Культурные привычки в жизни | ||
Внесение эстетики в жизнедеятельность | ||
Умение находить прекрасное в жизни | ||
Посещение культурных центров | ||
|
||
Я управляю собой, своим поведением | ||
Умею организовать свое время | ||
Соблюдаю правила личной гигиены | ||
Забочусь о здоровье | ||
У меня нет вредных привычек |
Обработка результатов
По каждому критерию выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок, которые потом складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Уровень воспитанности
Высокий уровень – от 5 до 4,5 баллов
Хороший уровень – от 4,4 до 4 баллов
Средний уровень – от 3,9 до 2,9 баллов
Низкий уровень – от 2,8 до 2 баллов
Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся __________ класса
№ | Ф.И.О. | Эрудиция | Отношение к труду | Я и природа | Я и общество | Эстетический вкус | Я (отношение к себе) | Средний балл | Уровень воспитанности |
В классе ___________________ учеников, из них:
Имеют высокий уровень воспитанности;
Имеют хороший уровень воспитанности;
Имеют средний уровень воспитанности;
Имеют низкий уровень воспитанности.
Классный руководитель_____________________________________________________
№ 21. Диагностика уровня воспитанности школьника. Характеристика методов изучения уровней воспитанности.
Воспитанность – это свойство личности, которое характеризуется совокупностью достаточно сформированных социально-значимых качеств, которые отражают систему отношений человека к обществу, людям, к себе, к деятельности, природе, к искусству и т.д.
Воспитанность – обобщающий результат социализации, воспитания и самовоспитания
Воспитанность – определенный уровень развития возможностей человека
Воспитанность – это совокупность достаточно сформированных социально значимых качеств (знаний, взглядов, отношений, качеств, действий человека)
Воспитанность предполагает гармонию количества знаний, творческих действий, проявления чувств и общения.
Уровень воспитанности – степень соответствия свойств, качеств, отношения личностей к требованиям культуры и общечеловеческим ценностям.
Уровень воспитанности определяется знанием правил и обязанностей ребенка и стремлением их выполнить. Воспитанность связана с поиском человеком путей самоанализа, самоорганизации. Воспитанность школьника определяется возрастными особенностями и возможностями, реальными условиями жизни, индивидуальными способностями.
Критерии воспитанности :
поведение, действие личности
мотивы поступков (выявление внутренних мотивов, в основе мотивации может лежать: прямые потребности – физические и духовные; тонкие личные – подражание кому-либо)
стремление к самоанализу, самооценке, самоорганизации, самосовершенствованию
Критерии воспитанности (с проявлением во внешней форме):
1. знание норм учениками – важное условие формирования качеств
метод : анализа ответов на поставленные вопросы
2. выявление отношения учащихся к поступкам , событиям и их оценочные суждения
методы :
специально задаваемые вопросы;
тематически ориентированные сочинения;
организация диспутов и дискуссий – позволяют судить о взгляде;
личная беседа;
социометрические методики)
3. действие
методы :
наблюдение – можно оценить отношение к учебе, труду, качество поведения
наблюдение за игрой – чувство товарищества, коллективизм, умение сдерживать эмоции
посещение театров и выставок – направленность интересов
создание специальной ситуации
распределение поощрений и наград
остроконфликтные ситуации – снижается способность маскировать чувства и мысли (недопустимо преднамеренное создание конфликта)
поступки для себя (без чужих глаз)
Можно выделить 4 группы воспитанности :
1. Невоспитанность – отрицательный опыт поведения, потому что нет стремления ни к самоанализу, ни к само регуляции.
2. Низкий уровень воспитанности – неустойчивый, положительный опыт поведения, поведение регулируется только внешним стремлением, должно стимулироваться.
3. Средний уровень воспитанности – характеризуется положительным опытом поведения, стремлением к самоанализу, к саморегуляции, самоорганизации, но все это делается для того, чтобы видеть, думать об окружающих людях.
4. Высокий уровень воспитанности – положительный опыт поведения связан с высоким уровнем стремления к самоанализу, самоорганизации, совершенствованию и помощи другим людям.
Уровни воспитанности по Щурковой :
нижний – простое усвоение элементарных норм человеческого общежития.
средний – эмоциональный уровень сопричастности обществу, деятельности в нем, людям, природе, миру и т.д.
высокий – осознание личностного смысла и общественного значения социальных ценностей и реализации их в жизненном опыте школьника.
Показатели уровня воспитанности :
1. неясное представление о нравственных нормах
2. знает нравственные нормы, но они не являются мотивом его поведения
3. имеет четкое представление о нравственном поведении, но его поведение не устойчиво
4. устойчивое проявление осознанных нравственных норм и качеств
Диагностика :
Сравнение, сопоставление полученных в ходе изучения данных с описанием типичного, стандартного для данного возраста поведения.
Анализ. Выявление причин отклонения поведения от индивидуальной нормы и от ожидаемого поведения.
Интерпретация. Обобщение и систематизация полученных данных в ходе сравнения и анализа с позиции современных педагогических теорий и взглядов.
Прогнозирование. Предположение о возможном поведении ученика в будущем в аналогичных ситуациях.
Сообщение результатов диагностики родителям, учителям, людям, которые работают с этим школьником.
Критерии диагностики :
целостное изучение личности школьника (в семье и коллективе)
сравнение успехов и недостатков с его личным опытом
учет возрастных особенностей
ориентировать внимание на положительные, а не отрицательные проявленные качества личности
систематичность изучения (постоянно)
Диагностика не сама цель, а изучение для дальнейшего использования.
Методы исследования :
ранжирование
наблюдение
интервью
эксперимент
статистические методы
Принципы :
объективность
надежность
достоверность
Этапы изучения уровня воспитанности :
1. постановка целей, задач воспитания, анализ предполагаемой программы и процесса действий
2. составление предварительной характеристики воспитанности школьников
3. привлечение к анализу воспитанности учителей, учащихся и родителей
№ 22. КТД, ее специфика и технология
Коллективная Творческая Деятельность – совместная деятельность детей и взрослых, характеризующаяся общими целями, сотрудничеством, положительным эмоционально-нравственным микро коллективом, анализом всех действий на всех этапах деятельности и коллективной оценки результата деятельности.
Деятельность – активность человека, направленная на удовлетворение потребностей и интересов. Деятельность – специфический способ отношения человека к миру, способ осуществления поведения, складывающийся из операций, действий, умений и навыков, накапливающих личный опты.
Виды деятельности :
познавательная
художественная
спортивная
трудовая
политическая
экономическая
педагогическая
экологическая
Любая деятельность имеет цель, мотив действия, операции, результат. Любая КТД – взаимодействие. КТД формирует личность, которая умеет жить и работать в гармонии с другими людьми.
Особенности КТД :
1. главная цель – делать добро людям, приносить им радость
2. цель деятельности едина и требует усилий всего коллектива
3. добровольное разделение функций и обязанностей между всеми участниками деятельности. В школе используются разные способы разделения функций:
назначений
коллективный выбор ответственных
очередность выполнении функций
конкурс на право выполнить поручение
жеребьевка
4. сотрудничество между всеми членами коллектива
Если есть отношения ответственности и зависимости, когда каждый осознает свои обязательства. Все сотрудничают без умаления достоинств каждого, без надменности. Каждый уважает право каждого на самостоятельное мнение, высказывание, ошибку помощь. Мнения каждого обсуждаются. Взаимопонимание и взаимопомощь. Идея КТД : работа над микро коллективом (звено, группа, бригада). В таком маленьком коллективе создаются условия для появления самостоятельности, творчества, инициативы каждого.
5. искрения нравственные отношения всех членов коллектива: доброта, забота, доверия
6. деятельность должна быть окрашена (шутки, юмор, музыка. оформление)
7. вариативность (может быть много вариантов поведения поиск наилучшего варианта и выбор), учиться высказывать свое мнение, защищать его
8. КТД осуществляется в несколько этапов
9. КТД сопровождается анализом коллективных действий и действий каждой личности
Формы КТД :
коллективная организация дел
творческие праздники
ролевые, деловые и другие творческие игры
Условия, при которых деятельность становиться коллективной и творческой:
создание ситуаций выбора
участие каждого
наличие реальной ситуации, в которой надо что-то решить (даже если игровая) для себя, других, в помощь товарищам.
сотрудничество между всеми участниками деятельности
Методы возбуждения КТД :
Методы товарищеского побуждения: воздействие на чувство (вызывание радости и веры, увлечение радостно перспективой, добрым делом, творческим поиском); одобрение, похвала, награда
Порицание, критика (развернутая и обоснованная), ирония, насмешка и наказание
Технология КТД – совокупность способов осуществления КТД и действий тех, кто в ней участвует с целью формирования умений и навыков.
Этапы КТД :
предварительный. Учитель ставит цель, определяет роль данного КТД в жизни коллектива, основные задачи, намечаются различные варианты дел, идет разведка дел. Например, микрорайон, родная природа, малыши, библиотека, досуг
коллективное творческое планирование. Происходит деление на микрогруппы, планирование деятельности на определенный период и планирование процесса проведения КТД, Вопросы: для кого провести? как лучше провести? кому участвовать? кто будет руководить? где лучше провести? когда?
коллективная подготовка задуманного. Выбирается по одному человеку на совет, делятся задания на каждого ученика в группе
проведение. Осуществляется конкретный план, совет дела должен иметь в запасе сюрпризы, в случае если кто-то не готов, возникли какие-то проблемы. Необходимо избежать упреков в случае неудач, стремление преодолеть любые трудности.
подведение итогов. Анализ проведенного дела
последствия. Учитель оценивает решены л были воспитательные задачи.
Идея коллективного поиска на всех этапах деятельности:Реферат >> Психология
... педагогика . Педагогика третьего возраста. Сравнительная педагогика . Межнаучные связи педагогики ... на дому самостоятельно или с помощью педагогов и сдача экзаменов и других форм отчетности государственной ... Если же попытаться ответить на вопрос о педагогических...
Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ
Шпаргалка >> ПсихологияЯ. работал в области педагогики и считал: "необходимо... возникающих в ответ на разнообразные экстремальные... кратковременный, с использованием психодиагностики, экзамен ; б) пролангированный (протяженный)- ... определенных государственных образовательных уровней...
Педагогика для студентов педагогических учебных заведений
Книга >> ПедагогикаОбщая стратегия образования на государственном уровне, создаются проекты... позволяет находить ответы на актуальные вопросы, возникающие сегодня в педагогике . 5.3. Задачи... и свойственно большинству экзаменующихся . Поэтому экзамен остается эффективной формой...
Основы психологии и педагогики
Учебное пособие >> ПсихологияНерешительности и скованности на семинарах, экзаменах , зачетах; умение предупреждать... Вечорко Г. Ф. Основы психологии и педагогики : ответы на экзаменац. вопр. - Минск: ... условия: общность принципов государственного государственной политики в области...
Воспитанность представляет собой свойство личности, которое характеризуется совокупностью сформированных и социально значимых качеств, в общем отражающих отношение индивида к миру, к людям и к самому себе.
Оценка воспитанности школьника
Степень воспитанности учащегося определяет уровень сформированности личностных качеств ребенка в соответствии с особенностями возраста. Общая оценка воспитанности школьника определяется на основе определенных оценочных показателей:
- Поведение ребенка в семье:
- степень интереса к делам и проблемам семьи;
- вежливое обращение по отношению к членам семьи;
- реакция на замечания в семье;
- проявление уважения по отношению к старшим по возрасту;
- проявление заботы о младших членах семьи;
- выполнение данных поручений и обязанностей в семье.
- внимательность в процессе учебной деятельности;
- старательность при выполнении домашних заданий;
- трудолюбие, усердие, аккуратность в учебной деятельности;
- проявление ответственности при выполнении общественных дел;
- бережное отношение к материальным средствам обучения;
- адекватное отношение к успехам и неудачам в учебной деятельности;
- соблюдение дисциплины на переменах.
- вежливое и уважительное общение со старшими;
- выполнение поручений и просьб старших;
- оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
- активное участие в коллективной деятельности;
- готовность к бескорыстной помощи;
- стремление не подвести членов коллектива;
- стремление делиться своими эмоциями с членами коллектива сверстников.
- соблюдение порядка и чистоты в общественных местах;
- бережное отношение к природе.
- соблюдение личной гигиены;
- аккуратность и бережливость к личным вещам;
- самокритичность;
- выполнение режима дня;
- правдивость, честность, принципиальность.
Диагностирование по данным критериям проводится в начале и конце учебного года. Во второй половине октября и первой половине апреля соответственно. Оценка проводится по пятибалльной шкале. Высокий уровень воспитанности оценивается в пять баллов и подразумевает яркое проявление воспитанности. Уровень выше среднего оценивается в четыре балла и свидетельствует, что воспитанность проявляется в целом, но имеет отклонение от нормы в частных случаях. Средний уровень воспитанности соответствует оценке три балла и говорит о том, что воспитанность проявляется недостаточно или время от времени. Слабое проявление воспитанности оценивается двумя баллами и соответствует низкому уровню. Остановимся подробнее на каждом из этих уровней.
Высокий уровень воспитанности школьника проявляется в активной поддержке учителя, сотрудничество с ним в различных сферах школьной жизнедеятельности. Такой ребенок положительно реагирует на требования старших по возрасту людей, проявляет стремление к учению и общественной деятельности. Школьник с высоким уровнем воспитанности самостоятелен.
Уровень выше среднего свидетельствует о том, что нравственные установки соответствуют моральным требованиям общества. Ученик выборочно реагирует на требования, сотрудничает с педагогом только при совпадении общих и личных интересов. Такие школьники достаточно болезненно воспринимают замечания и часто не доводят начатое дело до конца. Самовоспитание у них не носит систематического характера.
При среднем уровне воспитанности школьник положительно реагирует только на устойчивые требования, стремится избегать контроля и не стремится помогать учителю. Учащийся с таким уровнем воспитанности не понимает ценности образования для развития своих способностей, тем самым сужая круг своих интересов. Личные интересы в такой ситуации ставятся выше общественных. Знания учащихся часто бывают поверхностны.
Низкий уровень воспитанности требует повышенного внимания со стороны педагогов и родителей. Школьники с данным уровнем воспитанности равнодушно относятся к общественной жизни, не видят социального смысла в учебе и трудовой деятельности. Наблюдается систематическое неподчинение требованиям. Учебные, трудовые и жизненные навыки у таких детей не сформированы и носят поверхностный характер.
В процессе проведения оценки уровня воспитанности школьников на первом этапе проводится анкетное исследование родителей, а на втором этапе формируется диагностическая карта личностного развития школьника. В ней фиксируются крупные достижения и недостатки личности, увлечения, специфические умения, поведение, положение в школьном коллективе, способность к выполнению поручений, трудовая активность, уровень самооценки.
В процессе диагностики требуется особое внимание обращать на проявление воспитания в оценках, суждениях, поступках и действиях обучающихся.
Педагоги используют разные формы исследований для коллективной и индивидуальной оценки уровня воспитанности.
Задачи мониторинга уровня воспитанности
Основные задачи мониторинга уровня воспитанности заключаются в следующем:
- социализация школьника, адаптация к самоопределению, самовоспитанию, улучшению духовного и нравственного климата, сохранению традиций;
- создание условий для реализации индивидуальных особенностей детей;
- воспитание свободной, талантливой и активной личности, инициативного, самостоятельного, просвещенного и культурного человека, проявляющего в жизни доброту, честность, милосердие, способного сострадать.
В любой деятельности важен результат, в том числе и в оценке воспитанности школьников. Результат считается достигнутым, если:
- сформирована личность, способная к творческому самовыражению, с активной жизненной позицией;
- воспитано чувство ответственности, гражданственности, нравственности и гуманизма у школьников;
- школьники осознают учебные, общественные и трудовые обязанности.
Можно и нужно использовать различные тесты и средовые методики для определения уровня воспитанности, но ничто не подтвердит уровень воспитанности человека лучше, чем его поступки. Основу мониторинга воспитанности составляют наблюдение за поступками, действиями, отношениями школьников, выявление и анализ их мотивации.
Нецелесообразно устанавливать единые критерии эффективности воспитательного процесса для всех школ и коллективов. Они могут разрабатываться участниками процесса с учетом целей и задач проводимой работы. Данные критерии служат в первую очередь инструментом самоанализа и самооценки школьников, педагогов, родителей. Они должны быть конкретными, доступными для измерения и понятными для детей и взрослых.
Планомерная работа по психодиагностике процесса личностного развития учащихся, как показывает опыт многих школ, где такая психодиагностика проводится, дает свои плоды в воспитании учащихся. Однако этого недостаточно. В.А.Сухомлинский писал: «Я не один год думал: в чем выражается наиболее ярко результат воспитания? Когда я имею моральное право сказать: мои усилия принесли плоды? Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Самые изощренные методы и приемы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой». Для того чтобы учащиеся занялись более тщательно самопознанием и самовоспитанием, одной психодиагностики недостаточно. Анализ показал, что одной из причин, сдерживающих процесс личностного развития, является принятая в наших школах система показателей, по которым эта работа оценивается. В настоящее время единственным таким показателем остается успеваемость учащихся. Поэтому неудивительно, что все силы учащихся и учителей тратятся на достижение высокой успеваемости любыми средствами, порой безнравственными, калечащими ум и судьбы, детей.
Отсутствие критериев оценки, других качеств школьника и уровня его воспитанности явно не способствует его личностному развитию. А.Н.Леонтьев писал: «...жизненный, правдивый подход к воспитанию - это такой подход к отдельным воспитательным и даже образовательным задачам, который исходит из требований к человеку: каким человек должен быть в жизни и чем он должен быть для этого вооружен, какими должны быть его знания, его мышление, чувства и т.д.».
И.-В.Гете как-то сказал: «Принимая человека таким, какой он есть, мы делаем его хуже; принимая его таким, каким он должен быть, мы заставляем его быть таким, каким он может стать».
Несколько лет тому назад я начал эксперимент по оценке воспитанности учащихся в школе НПЦ «Ломоносов» (г. Жуковский Московской области), первые результаты которого опубликованы. Для оценки воспитанности учащихся разработаны следующие показатели:
1. Поведение в семье. Активное участие в делах и проблемах семьи; переживание совместно с другими ее членами невзгод и радостей; полное самообслуживание; старательное выполнение своих постоянных обязанностей по дому; забота о младших и старших членах семьи; правильное реагирование на замечания; вежливость в обращении со всеми членами семьи; проявление инициативы в поздравлении и изготовлении подарков по случаю дней рождения, юбилеев и других праздников; активное участие в проведении семейных праздников и их подготовке.
2. Поведение в школе. Дисциплинированность и внимательность на уроках, активное участие в проведении уроков, в обсуждении пройденного учебного материала, старательность в выполнении заданий учителей, трудолюбие и аккуратность в учебной работе; разумное отношение к успехам и неудачам в учении; проявление чувства ответственности за порученные общественные дела; дисциплинированное поведение на переменах; повседневное выполнение «Правил для учащихся»; бережное отношение к школьному и классному имуществу; активное участие в общественных делах класса и школы; старательное выполнение поручений классного коллектива; умение руководить и подчиняться.
3. Отношение к старшим. Вежливость в общении; разумное выполнение поручений старших; оказание посильной помощи нуждающимся в ней; вежливое обращение к старшим при встрече и прощании.
5. Поведение на улице и в общественных местах . Соблюдение правил дорожного движения; любовь и бережное отношение к природе, животным; соблюдение чистоты и порядка в общественных местах, в транспорте; ученик должен уступать место в транспорте старшим и женщинам.
6. Отношение к самому себе . Постоянная занятость полезным делом; нежелание тратить время на безделье; аккуратность и бережливость в одежде и обуви; стремление выполнять режим дня и утреннюю зарядку, быть всегда честным и правдивым, не брать чужих вещей без разрешения, быть добрым к людям, прощать их ошибки, если они их признали, не быть завистливым к чужим успехам, искать и находить те виды деятельности, в которых самому сопутствует успех, постоянно анализировать свою деятельность и поведение, честно признаваться в своих ошибках и проступках и стараться исправить содеянное, быть нетерпимым ко лжи, обману, воровству; не иметь дурных привычек (курение, сквернословие и др.), определить главные свои интересы и склонности, развивать способность к той деятельности, которая представляет главный личный интерес, научиться преодолевать чувство страха, научиться заставлять себя делать то, что надо, а не то, что хочется; выработать привычку, доводить начатое дело до конца, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, заниматься систематически и упорно самовоспитанием, физическим самосовершенствованием, всегда иметь опрятный внешний вид, проявлять постоянный интерес к литературе, искусству, смотреть телевизор лишь ограниченное время и только наиболее интересные передачи, быть в курсе всех важнейших политических новостей в стране и в мире; готовность прийти на помощь с риском для себя, открыто критиковать товарищей и самого себя, всегда отстаивать свое мнение с помощью логической аргументации, а не силой, благодарить за справедливую критику и делать все для исправления своих недостатков.
Эти показатели уточнены и конкретизированы для каждой возрастной группы учащихся.
В первой половине учебного года эти показатели в каждом классе подробно обсуждаются на классных собраниях, и после обсуждения записываются учащимися для лучшего запоминания в свои тетради.
Для подготовки учащихся средних и старших классов к оценке своей воспитанности уже в младших классах дети пишут сочинения на такие темы: «Какой я ученик», «Мои хорошие и плохие качества», «Как я себя веду дома и на улице», «Хорошие и плохие качества моего соседа по парте» и др. А во второй половине учебного года начинается процедура оценивания воспитанности учащихся, начиная с IV или V класса. Она состоит из следующих этапов:
1. Классные руководители просят родителей каждого ученика заполнить и прислать или принести в школу следующую анкету:
а) какие положительные качества характерны для Вашего сына (дочери)?
б) какие отрицательные качества Вы у него (нее) заметили?
в) какие качества Вы стараетесь воспитывать у Вашего ребенка и насколько это Вам удается?
г) имеет ли Ваш ребенок постоянную обязанность по дому и как он ее выполняет?
д) насколько Ваш ребенок способен к самообслуживанию?
е) есть ли у Вашего ребенка режим дня и как он его выполняет?
ж) как он относится к другим членам семьи, оказывает ли нужную им помощь?
з) принимает ли он активное участие в делах семьи, в семейных праздниках, какую инициативу проявляет при этом?
2. Каждый ученик пишет характеристику, в которой должен в соответствии со своими возрастными возможностями охарактеризовать себя по всем показателям воспитанности.
3. На классном собрании в присутствии классного руководителя и психолога проводится обсуждение уровня воспитанности каждого ученика класса. При этом классный руководитель просит учащихся в своих выступлениях сначала указывать хорошие, добрые качества обсуждаемого ученика и только затем – его недостатки и плохие качества. Собрание ведет командир класса, а психолог или классный руководитель ведут протокол собрания. Если класс большой, то обсуждение проводится на нескольких классных собраниях.
4. На воспитательном совете (педагогическом консилиуме) всех учителей, работающих с данным классом, в присутствии школьного психолога обсуждаются все имеющиеся документы на каждого ученика (результаты психодиагностики), анкеты родителей, самохарактеристики, протокол собрания класса; на основе этих материалов определяется оценка уровня воспитанности каждого ученика: высокая, средняя, низкая.
5. Эти оценки сообщаются ученикам и их родителям. С отдельными учениками, получившими низкую или среднюю оценку, проводится наедине беседа. Ученику указывается, какие недостатки в его воспитанности требуют коррекции и что он должен сделать, чтобы изжить эти недостатки.
Опыт оценки уровня воспитанности учащихся показал, что процедура и оценка воспитанности благотворно влияет на процесс личностного развития учащихся, на активизацию их самопознания и самовоспитания. Кроме того, этот процесс несколько затемняет оценку успеваемости, что также полезно для изживания внешней мотивации некоторых учащихся и формирования внутренней мотивации учения.
Для осуществления более эффективного руководства процессом воспитания большое значение имеет выявление достигнутых результатов, как промежуточных, так и конечных (имеется в виду какой-то рубежный этап, например момент выпуска ученика из школы и т.п.). Определяя эффективность воспитательного процесса, педагогика оперирует понятием "воспитанность".
Воспитанность – умение вести себя в обществе, благовоспитанность. Под воспитанностью, как правило, понимают учтивое, вежливое поведение человека, отличающегося хорошими манерами, правильной речью, умением общаться с окружающими его людьми в различных ситуациях и т.п. Воспитанный человек характеризуется знанием правил культуры поведения, этикета. В широком смысле воспитанность означает не только соблюдение правил поведения и общения, принятых в данном обществе, но и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении. В этом смысле воспитанность является неотъемлемым качеством интеллигентности. Воспитанность проявляется не только но отношению к людям, но и животным, окружающей природе. Воспитанность формируется с раннего детства и обусловлена развитием культуры в обществе, социальной средой, системами воспитания в семье, учебном заведении и др.
Поскольку воспитательные воздействия всегда преломляются в индивидуальном восприятии каждого воспитанника, то в конечном итоге может отмечаться разная степень полноты и сформированности отдельных черт и качеств у разных людей, даже находящихся в примерно одинаковых условиях и подвергающихся одинаковым воспитательным воздействиям.
В отечественной педагогике показатели успешности деятельности педагога связываются с физическим, психическим здоровьем ребенка, адекватной самооценкой, развитым чувством собственного достоинства ребенка, его стремлением к свободе и способность сочувствовать людям.
Стремясь к достижению главных конечных результатов, воспитатель ставит перед собой ряд промежуточных целей и воспитательных задач, выполнение каждой из которых необходимо проверить, т.е. выявить, установить, а также оценить достигнутый уровень в ее реализации (или степень сформированности того или иного качества, требуемой формы поведения и т.п.) в соответствии с определенными критериями.
Критерий в широком смысле означает то, на что следует равняться, с чем сверять те или иные достижения и результаты, в данном случае – воспитательной работы.
Критерий должен иметь как содержательную характеристику (т.е. соотноситься с определенной целью или конкретной воспитательной задачей), так и отражать уровень достигнутых результатов. Критерий всегда связан с выделением каких-то показателей и разработкой методики их использования для определения достигнутого уровня. Критерий, являясь средством диагностики, прежде всего нужен для того, чтобы дать в руки воспитателя определенные ориентиры, помогающие ему в разработке тактики дальнейших воспитательных действий по отношению к отдельному ученику или коллективу учащихся.
Критерии в воспитании можно разделить на две большие группы, первая из которых связана с выявлением характеристики личности в целом, а вторая касается проверки промежуточных, более частных результатов, связанных с формированием отдельных черт и качеств, применением определенных методов воспитательного воздействия.
В основу критериев первой группы, используемых для анализа результатов воспитательного процесса на каком-то рубежном или завершающем этапе, могут быть положены общие требования к личности, отраженные в формулировке цели воспитания.
В ряде школ, где поддерживается в течение многих лет связь с выпускниками, коллективу учителей удается проследить жизненный путь и становление личности своих воспитанников и убедиться в том, что у большинства из них все, заложенное школой, дало свои плоды, и выпускники сумели проявить в жизни активную позицию.
Для целей практического руководства воспитательным процессом чрезвычайно важно осуществление воспитателем повседневного контроля за его ходом, за развитием отдельных черт и качеств у каждого воспитанника на отдельных этапах формирования направленности его личности. Для этого нужно знание таких критериев, которые могли бы помочь в определении и оценке степени сформированности отдельных черт, качеств и форм поведения. Эти критерии можно разделить на критерии, связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме – в суждениях, оценках, действиях, и критерии, связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя, т.е. мотивами, внутренней позицией человека, которые не всегда могут совпадать с внешними проявлениями – словами, поступками, действиями.
Рассмотрим прежде всего критерии, связанные с проявлениями во внешней форме, вместе со способами их выявления, оценивая одновременно и диагностирующую значимость полученных с помощью этих методов данных.
Начнем с рассмотрения простейших показателей, проявляемых во внешней форме. Знание норм – важнейшее условие формирования ряда качеств, предопределяющее их развитие и проявление в действии. Простейшее средство выявления этих знаний – анализ ответов на прямо поставленные вопросы: "В чем, по-твоему, должна проявляться настоящая дружба?", "Что такое героизм?" Или: "Какой поступок можно назвать героическим и почему?" Такие вопросы, задаваемые как в письменной, так и в устной форме, дают возможность выявить в известной мере круг представлений учащихся о той или иной области поведения человека.
Более диагностически значимый показатель – выявление отношения учащихся к тем или иным поступкам, событиям, т.е. их оценочные суждения. Методы выявления: специально задаваемые вопросы, устные или в письменной форме, тематически ориентированные сочинения, организация диспутов и дискуссий.
Ценность сочинения на свободную (но специально выбранную воспитателем) тему в том, что они большей частью действительно отражают внутренние позиции ребят, их сомнения и колебания, их раздумья.
Диспуты, дискуссии или любая другая форма коллективных обсуждений, где ученик должен открыто занять определенную позицию, позволяют судить о взглядах и убеждениях учащихся. Диагностическое значение имеет и "позиция умолчания" – стремление отдельных учеников остаться в стороне от жарких споров, уклониться от ответа на прямо поставленный вопрос, занять нейтральную позицию.
Личная беседа воспитателя с учащимся, нацеленная на выявление его позиций и отношений, может удаться и дать очень многое воспитателю при условии, что он хорошо подготовится к беседе, если она будет проходить без спешки, в неформальной обстановке (например, на прогулке, по дороге из школы, после уроков, в процессе выполнения каких-либо внеурочных дел и т.п.).
За последнее время в связи с исследованиями позиции личности в коллективе получили распространение в школах различного вида социометрические методики, основанные на свободном выборе учащимися партнеров в определенных ситуациях, на основе оценки тех или иных качеств своих одноклассников.
Однако наиболее ценным и надежным критерием является действие. Основной метод узнавания человека в действии – наблюдение за ним в различных ситуациях и проявлениях. Ситуации, в которых находится изучаемый воспитателем ученик, можно подразделить на естественно возникающие и создаваемые воспитателем специально в диагностических целях. Естественные ситуации – это ситуации повседневной жизни на уроке, в процессе внеклассной работы, внеучебного общения ребят, общения учащихся с разными группами и категориями сверстников, младших и более старших ребят, взрослых. Конечно, далеко не все виды деятельности и общения школьников могут оказаться в поле зрения воспитателя, о некоторых действиях, поступках, формах или линиях поведения воспитатель узнает косвенно, получая устную или письменную информацию от других лиц.
В действиях, совершаемых учащимися в процессе обычной повседневной жизни, проявляется их отношение к учению (прилежание, аккуратность, честность), дисциплинированность и культура поведения, а также их отношение к труду, насколько оно ответственно. Наблюдения за спортивной игрой дают возможность увидеть проявления чувства товарищества и коллективизма, умение сдерживать свои эмоции, достойно реагировать на поражения, изучается восприимчивость учащихся к прекрасному, их вкусы и направленность интересов.
Нс довольствуясь данными, полученными путем наблюдения, воспитатель часто сам старается поставить того или иного ученика или группу учащихся в такое положение, когда наиболее ярко и отчетливо должна проявиться та или иная черта или свойство характера учащегося, его личность, т.е. используется метод создания специальных ситуаций. Такие ситуации носят название воспитательных, так как, хотя они создаются в диагностирующих целях, они должны быть таким образом организованы, чтобы оказывать определенное воспитательное воздействие на всех вовлекаемых в них учащихся. Специальные диагностирующие воспитательные ситуации воспитатель может создать, например, используя систему поручений. Воспитатель может, к примеру, оказать доверие тому, кто пока этого не заслужил, в расчете на то, что это задание поможет учащемуся поверить в свои силы или открыть какие-то новые стороны его личности. Иногда эти поручения могут ставить учащегося в ситуацию выбора между личным и общественным.
Большое диагностирующее значение имеет поведение учащихся в остроконфликтных, но естественно возникающих ситуациях: совершение какого-либо проступка отдельными учащимися или группой учеников, реакция на него других учащихся; внезапность возникновения снижает у человека способность маскировать свои чувства и мысли.
Нельзя не указать на еще один вид действий и поступков, которые, по мнению А. С. Макаренко, дают весьма точное представление о личности человека, – это поступки для себя, но велению своей совести, вне контроля и принуждения, когда человек знает о том, что его никто не увидит, не услышит, никогда не узнает о том, что он сделал. К этому можно добавить совершение человеком благородных действий и поступков, когда он старается остаться в неизвестности, скрывает свое имя. Если эти факты становятся все же известными воспитателю, он получает также весьма надежные и точные данные о важных и весьма значимых качествах личности своего воспитанника.
Мотивация действий и поступков. Наибольшее значение во многих случаях имеет выявление внутренних мотивов и побуждений, приводящих человека к высказыванию суждения, проявлению того или иного отношения, совершению того или иного поступка, к отстаиванию своей позиции.
В основе мотивации могут лежать как прямые потребности (физические, материальные, духовные), т.е. мотивы непосредственного побуждения, так и более тонкие личные мотивы. Это могут быть мотивы, связанные со стремлением подражать какому-либо авторитетному для ребят человеку (родители, старшие брат или сестра, учитель, товарищ, герой книги или фильма или реальное лицо, встреча с которым произвела сильное впечатление на ученика).
Большую роль играют мотивы, перспективно побуждающие, связанные с планами ученика на будущее, его целеустремленностью, желанием следовать выработанным для себя принципам, правилам и нормам поведения, в особенности, если он осознает, что данные качества необходимы в избранной им области труда или профессии, к овладению которой он стремится.
Могут быть мотивы, основанные и на отрицательных эмоциях, когда ученик будет поступать правильно из-за боязни наказания, осуждения товарищей или старших, а иногда из-за желания похвастать или показать себя с лучшей стороны перед теми, чьим мнением он дорожит. Нередко в основе поступка лежит просто желание отличиться, выделиться, чтобы заслужить одобрение окружающих товарищей. Иногда это желание отличиться, привлечь к себе внимание приводит к поступкам, которые, особенно у неуравновешенных подростков, могут быть безрассудными, бессмысленными (например, прыжок из окна для доказательства своей храбрости).
Наиболее высокими мотивами поведения и поступков являются мотивы правильных действий во имя осознанных и усвоенных норм и принципов без расчета на похвалу или вознаграждение, а просто по велению сердца, совести, в силу осознания долга перед собой, перед людьми, перед Родиной.
В реальной жизни редко бывает так, чтобы человек поступал так или иначе в силу действия лишь одного какого-либо мотива. Чаще всего мотивы переплетаются и выступают в самом разном сочетании. Нередко главный мотив складывается в результате внутренней борьбы, например, между сознанием и желанием, чувством и долгом, стремлением проявить истинное отношение и необходимостью совершить действие напоказ и т.п.
Разобраться в истинных мотивах поступков и поведения детей, учеников является важнейшей задачей воспитателя. Как же узнать об этом воспитателю? Тут возможны некоторые прямые методы (например, прямо задаваемые вопросы, естественно, в весьма тактичной форме, целенаправленное наблюдение за реакцией учащихся в определенных воспитательных ситуациях), а также косвенные (расспросы товарищей, других людей). Большую, если нс решающую, роль играет мысленный анализ, сопоставление, сравнение и суммирование различных (и часто в разное время собранных) данных и наблюдений, в результате чего воспитатель выдвигает определенную гипотезу, предположение или прямо по догадке приходит к пониманию тех или иных черт и качеств или даже общей направленности личности учащегося.
Следует, однако, сразу же подчеркнуть, что выявление истинных мотивов поведения или поступков – дело очень тонкое. Не всякому воспитателю удается это сделать, применяя прямые (и даже косвенные) методы: здесь важнейшим условием является проявление такта, деликатности, умение устанавливать контакт с учащимися, их родителями, строгое сохранение в тайне полученной информации, недопустимость использования ее во вред учащемуся и т.д.
Конечно, наиболее надежным способом изучения учащихся для получения данных о сформированности у них тех или иных качеств и о мотивах их действий и поступков является длительное общение с ними, наблюдение за ними в школе и в обстановке вне школы, дома, в отношениях с учителями, товарищами, родителями и другими людьми.
Оценка результатов воспитания. Особое место в вопросе о критериях оценки результатов воспитания занимает поиск способов их измерения.
В теории и практике воспитания родилось такое понятие, как уровень воспитанности. Под уровнем воспитанности следует понимать степень сформированности у школьника, в соответствии с его возрастными возможностями, важнейших качеств личности, являющихся показателями воспитанности. Уровней сформированности но каждому качеству может быть как минимум два и как максимум – неограниченное количество. Обычно используют следующие содержательные названия: высокий, средней, низкий. М. И. Шилова обозначает следующие уровни воспитанности.
Низкий уровень воспитанности представляется слабым, еще не устойчивым опытом положительного поведения, который регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.
Для среднего уровня воспитанности свойственны самостоятельность, проявление саморегуляции и самоорганизации, хотя активная жизненная позиция еще не вполне сформировалась.
Показателем высокого уровня воспитанности является наличие устойчивой и положительной самостоятельности в поведении на основе активной общественной гражданской позиции.
Уровни можно выделить и для каждого качества личности. Уровневый подход имеет очевидные плюсы, поскольку позволяет качественные показатели проиллюстрировать в каких-либо количественных выражениях.
Понятно, что требования к личности со стороны общества меняются и перечень тех качеств, которые оцениваются со стороны общества как значимые, не может оставаться неизменным. На данном этапе Закон РФ "Об образовании" ориентирует педагогов на создание условий для самоопределения, самореализации личности. В свете этих государственных ориентиров Η. Е. Щуркова предлагает отказаться от такого понятия, как уровень воспитанности, и взять за основу успешности учебно-воспитательного процесса динамику личностного роста. При этом она подчеркивает, что анализ эффективности воспитательного процесса должен быть не поверхностный, а глубинный и включать в себя изучение следующих "слоев": внешний вид учащихся, физическое и психическое здоровье, качество деятельности, взаимоотношения школьников, ценностные ориентации, отношение школьника к себе.
Развитые ценностные ориентации являются показателем зрелости человека. Они определяют сущность его деятельности: ради чего он организует тот или иной вид деятельности, какие ставит цели, какие выбирает способы и средства достижения поставленных целей.
В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова в числе параметров, которые отражают личностное развитие, называют следующие: ориентация на общечеловеческие ценности, интеллигентность, креативность, адаптивность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях и ответственность в поступках, "самостроительство".
Различия, которые наблюдаются в педагогических исследованиях в отношении критериев успешности воспитательного процесса, говорят о сложности и неоднозначности этого процесса. Особенность современного момента заключается в том, что учителя школы должны включаться в творческий процесс прогнозирования и анализа успешности воспитательной деятельности: конкретизировать цели, обозначенные в государственных документах, ставить их диагностично, владеть различными методиками диагностики, учиться интерпретировать результаты исследования.
Проблема диагностики успешности воспитательного процесса. Оценивая качества личности, мы сталкиваемся с рядом проблем.
- 1. Специалисты подсчитали, что для описания свойств личности только в словаре С. И. Ожегова используется более полутора тысяч слов, поэтому в принципе невозможно всесторонне изучить личность и необходимо ограничиваться, выделяя качества личности, которые отвечают поставленной цели.
- 2. В настоящее время педагогическая паука не располагает данными для четкого выделения каких-либо конкретных "единиц измерения" соответствующих фактов и явлений.
- 3. Сложно фиксировать качественные показатели количественными замерами: как, например, можно замерить чувство долга? В любом случае есть значительная доля условности, когда мы определяем уровень сформированности того или иного качества.
- 4. В педагогической практике при оценке личности с точки зрения ее воспитанности всегда присутствует момент субъективности. Педагог всегда включает себя в ситуацию воспитательной деятельности и через размышления над собственными переживаниями, ощущениями получает необходимую информацию. В процессе взаимодействия воспитателя с воспитанником у педагога складывается мнение, которое зачастую является мерилом воспитанности. Оценочные характеристики, которыми в своей педагогической практике пользуются учителя, далеко не всегда носят научный характер и отражают сущность личности учащегося. Отсюда и появляются определения "неорганизованный класс", "вечный троечник", "подающий надежды" и т.д.
- 5. Результат воспитательной деятельности отодвинут во времени, поэтому сложно определить эффективность сегодняшнего дня.
Диагностика успешности воспитательного процесса осуществляется с помощью различных методик, как педагогических (включенное наблюдение), так и психологических (тесты), социологических (анкетирование, опросы), медицинских (показатели здоровья) и др. Общая картина диагностики складывается на основе определения эмоционального состояния личности, ее мнений, суждений, мотивов и результатов деятельности, повторяющихся поступков и т.д.
В настоящее время получила развитие практика мониторинга. Педагогический мониторит – это целостная система непрерывного изучения, оценки и прогноза изменений состояния учебно-воспитательного процесса, его субъектов или отдельных сторон.
В основе проведения мониторинга лежат следующие принципы: непрерывность, разносторонность и целостность, адресность, гласность. Мониторинг проводится в несколько этапов: уточнение критериев оценки; определение показателей; подбор методов отслеживания результатов; интерпретация результатов; разработка рекомендаций.
Проводя те или иные замеры, необходимо рассматривать воспитательный процесс в динамике, фиксировать тенденции, выявлять противоречия, с тем чтобы проектировать и планировать дальнейшее развитие как системы в целом, так и каждой личности в отдельности. Весь воспитательный процесс должен быть направлен на раскрытие жизненных сил всех субъектов воспитательного процесса: и учителя, и ученика.
- Педагогический энциклопедический словарь. С. 43.