Тема: знакомство со звуком [Х].

Цель: познакомить детей со звуком [Х].

Задачи:

  1. Научить детей четко произносить звук [Х];
  2. Научить детей дифференцировать звук [Х] на слух и в произношении;
  3. Развивать у детей фонематические представления;
  4. Познакомить со звуковым обозначением звука.

Демонстрационный материал: картинки: банан, диван, альбом, витамины, хомяк, холодильник, хвост, хлеб, хобот, халат, художник, помидор, паук, апельсин, барабан, машина; символ звука: дедушка храпит: ХХХ….

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Педагог предъявляет детям картинку и просит послушать название нарисованного предмета. Если дети услышат правильное название, то они должны хлопнуть в ладоши, а если искаженное-то нет: баман-панам-банан-банам; ваван-даван-диван-ванан; альбом-альбон-аньбом-аблем-альпом; витавин-митанит-фитамин-митавим-витамин-виталим.
Дети выполняют задание педагога.

II. Работа по теме занятия.

1. Д/и «Выдели первый звук». Педагог предлагает детям послушать ряд слов и назвать какой одинаковый звук слышится в начале этих слов: хобот, холодильник, хвост, хомяк, хлеб.

2. Артикуляция звука [Х]. Взрослый объясняет ребёнку артикуляцию звука [Х]: губки и зубки свободны; кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твердому небу, образуя щель для теплого воздуха; горлышко «молчит».
Символ звука: дедушка храпит: ХХХ…(показываем соответствующую картинку).

3. Характеристика звука [Х]. Дети отвечают на ряд вопросов: Какой это звук? (согласный). Почему? (язычок создаёт преграду воздуху). Как обозначаем? (синим квадратиком).
Напоминаем ребятам о том, что звук мы слышим и говорим.

4. Фонетическое упражнение.
Девочка греет замерзшие ручки: ХХХХХ… (на плавном длительном выдохе).

5. Д/и «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Х]»: Х, П, М, Х…; ХА, ХО, ПУ…; АХ, ОМ, УХ…; ХЛЕБ, МОЛОКО, БАТОН, МОХ, УХО….

III. Физкультминутка.

Чтобы всем проснуться,
Нужно потянуться,
Ножками потопать,
Ручками похлопать,
Покружиться и присесть
И на место всем нам сесть.

1. Д/и «Повтори серию слогов»: АХ-ОХ-УХ-ИХ; ХА-ХО-ХУ-ХЫ.
2. Д/и «Доскажи звук»: педагог называет начало слова, а дети-только последний звук в слове: ПЕТУ…, ПАСТУ…, ОТДЫ…, ЗАПА…, ЛОПУ…, ГОРО…, ШОРО…, СТРА….
3. Работа с картинками (картинки, начинающиеся на звук [Х] и на другие звуки). Педагог сначала просит назвать все картинки, затем только те, которые начинаются на звук Х, после этого дети называют картинки, которые начинаются с других звуков.

Дети отвечают на ряд вопросов: с каким звуком познакомились? Как храпит дедушка?
Звук [Х] какой? Как обозначаем?
Раздаем детям сладкие сюрпризы.



Знакомство с буквой Х

Тема: знакомство с буквой Х.

Цель: познакомить детей с буквой Х.

Задачи:

1. Учить детей выкладывать букву Х из различных материалов (карандашей, счетных палочек, из камешков);
2. Учить детей искать букву Х среди других букв.
3. Продолжать учить детей выполнять графические упражнения.
4. Совершенствовать умение детей отгадывать загадки.

Демонстрационный материал: картинка хомяка, изображения буквы Х.
Раздаточный материал: карандаши, счетные палочки, камешки, индивидуальные карточки для работы с буквой Х.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Д/и «Сядет тот, кто назовёт мне слово, начинающееся на звук [Х]».

II. Работа по теме занятия.

1. Д/и «Где находится звук»: педагог произносит слова, детям следует определить, где находится звук: в начале, в середине или в конце: ХОМЯК, МУХА, МОХ, ХАЛАТ, ХВОСТ, УХО, УХА, ГОРОХ.
2. Д/и «На что похожа буква Х?»: педагог сообщает детям о том, что в гости к ним Прибежал хомячок и принёс букву. Какую? (Букву Х). Спрашиваем у ребят на что похожа буква Х? (На крестик, на бантик). Педагог показывает соответствующие картинки.

Стих про букву Х:
Одна черта наискосок, другая-зачеркнула,
Какая буква на урок сегодня заглянула?
«Ха, не узнал?!»-учи стихи!
Смеётся буква: «Хи-хи-хи»!
Педагог напоминает детям о том, что звук мы слышим и говорим, а букву читаем и пишем.

3. Д/упр. «Построй букву Х»: из пальчиков, из карандашей, из счетных палочек, из камешков.

III. Физкультминутка.

Отдых наш - физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мы упругий мяч.

IV. Продолжение работы по теме занятия.

1. Игры с буквой (педагог раздаёт на каждое упражнение индивидуальные карточки для детей).
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти изучаемую букву среди других букв, написанных одинаковым обычным шрифтом;
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти различные изображения изучаемой буквы среди других букв.
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти изучаемую букву среди букв, перечеркнутых различными способами;
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти изучаемую букву в ряду графически сходных букв, например: У, Х, Ж, К;
-«Обведи букву».

2. Загадки.
Летом папа наш привез
В белом ящике мороз.
И теперь мороз седой
Дома летом и зимой.
Бережет продукты:
Мясо, рыбу, фрукты.
(Холодильник ).

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб ).

Этот маленький зверек
Зерна запасает впрок.
Щеки набивает так...
Это делает…(хомяк ).

Педагог спрашивает у детей, с какой буквой познакомились и на что она похожа. Просит поискать дома предметы, которые начинаются на звук Х.

Артюхова Ольга Петровна

учитель начальных классов

МКС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида № 4» г. Осинники

Урок обучения грамоте для глубоко – умственно отсталых детей

Тема: Звук и буква Х

Цель:

    знакомство со звуком и буквой Х.

    учить находить звук и выделять его в слове

    развивать навык чтения, фонематический слух

Ход урока:

    Орг. момент

Внимание! Проверь дружок!

Готов ли ты начать урок.

Все ль на месте, все ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадки.

Будем все внимательны,

Послушны и старательны.

Сегодня у нас урок чтения, давайте подготовимся к чтению букв, слогов, произношению звуков. Сели ровно, расслабились, руки положили на коленки.

Артикуляционная гимнастика (с использованием дыхательной гимнастики).

II. Повторение

Ребята, на парте у вас лежат уже знакомые вам буквы. Давайте вспомним буквы и звуки, с которыми мы уже познакомились.

Дети поют гласные звуки (по ленте букв). Согласные звуки.

Повторение букв, чтение слогов, слов.

III. Формирование новых знаний. Выделение звука [х ].

Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и буквой.

Назовите звук, с которого начинаются слова: хлеб, холодильник, хобот, халат.

Звук [Х]. Давайте произнесем. Такой звук мы произносим, когда греем руки.

При произношении звука язык делает «горку», произносим звук коротко.

Дайте характеристику этому звуку.

[Х] - это согласный, глухой звук. Каким цветом обозначается этот звук?

Знакомство с буквой Х (образец на доске). Проживание буквы.

Согласный звук [х] обозначаются буквой Х . (Учитель показывает букву Х)

Стихи, посвященные “Х”:

На что похожа “Х х”?

Х” все ходит, ходит, ходит.

Места, что ли, не находит?

А кто мне скажет на что она похожа ? (на ножницы, лопасть вертолёта, на мельницу, на крестик)

Ха – на ножницы похожа

Но в работе, а не лёжа.

Хочешь порешь, хочешь – шьёшь,

Хочешь – сам себя стрижёшь.

Из каких элементов состоит буква Х? (из 2-х палочек)

Давайте, найдем эту букву в алфавите.

Х – у этой буквы весёлый характер, она никогда не бывает хмурой, очень любит хохотать. Она спряталась в наш рисунок.

(Дети показывают, где спряталась буква. Учитель красным мелом обводит букву Х.

Учитель:

Давайте покажем букву Х (Переплетают руки над головой, образуют букву Х).

Закрепление материала.

Выкладывание буквы Х из фасоли.

Учитель:

У вас на столах плоды фасоли. Давайте выложим букву Х из фасолинок.

Физминутка «Хомка»

Хомка, хомка, хомячок

Полосатенький бочок.

Хомка рано встает -

Щечки моет, спинку трет,

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять -

Хомка хочет сильным стать!

Письмо буквы Х.

Давайте посмотрим, как будем писать эту букву.

Учитель:

Вот сплелись два колоска,

Получилась буква Ха.

(Учитель объясняет и показывает написание печатной буквы Х. Наклонная прямая слева направо и наклонная прямая справа налево).

А теперь пора в тетрадь

Букву Ха нам написать.

Я тетрадь свою открою

И с наклоном положу,

Я, друзья, от Вас не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

(Учитель еще раз показывает на рисунке букву Х цветными мелками).

Учитель:

Написали аккуратно,

Всем в тетрадь смотреть приятно.

Итог урока.

Чему учились на уроке?

С каким звуком познакомились?

Какой буквой обозначается этот звук?

Прозвенел звонок с урока.

Поиграть пришла пора,

Что узнали на уроке –

Не забудем никогда.

Список литературы:

    Занимательное азбуковедение: Кн. Для учителя / Сост. В.В.Волина. – М.: Просвещение. 1991. – 294 с.

    Косинова Е.М. Моя первая книга знаний. Обо всём на свете. Азбука правильного произно-шения / Худ. Ю. Гуров. - М.: ОЛИСС, Изд-во Эксмо, 2005. - 120 с

    Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 74 с.

Угадайте животных…. * Полосатую тельняшку натянули на коняшку. Полосатый хвост и нос! Эй, откуда ты Матрос?

* Кто с рогами и хвостом Пахнет сеном, молоком?

* Длинный хвост и с белым боком, А летает не высоко. Хочет всё стащить с наскока! Это хитрая …

Верно, это зебра, корова и сорока.

В каждом загадке, где описывается животное, говорится и о хвосте, потому что у каждого животного свой неповторимый хвост.

А вы знаете, что хвост животному дан не только для красоты. Хвост — это и оружие, и средство передвижения, а кому и теплое одеяло.

Давайте попробуем разобраться, как животные используют свой хвост. Да и вообще, зачем появились у них хвосты и нужны ли им?…

Хвост – парашют

Хвост у белки служит парашютом. При прыжках она распушает свой хвост, который поддерживает её в воздухе.


Хвост – одеяло

Некоторые животные согреваются с помощью хвоста в морозы. Свернутся в клубок, накроются хвостом, как шерстяным пледом, и спят. Так хвост используют белки, песцы, лисы, куницы, соболи, барсы и некоторые другие животные.

А ещё лисы, оставляя с помощью хвоста следы, отводят от себя погоню. Недаром говорят, лиса-плутовка, хвостом махнула и исчезла.

Хвост – защитник

Ящерица спасается от врагов, жертвуя своим хвостом. Хвост легко отламывается. Пройдёт несколько недель – и хвост отрастёт вновь.


Хвост-защитник и у бурундука, лесной мыши.

Хвост – рука

Хвост у обезьяны очень цепкий. Обезьяны часто подвешиваются к дереву с помощью хвоста, и в таком положении подносят пищу передними лапами ко рту, вися вниз головой, срывают плоды.

Морские коньки с помощью своих хвостиков хватаются за водоросли и могут продержаться на одном месте некоторое время.

Хвост – кладовая

Некоторые животные копят в хвосте большой запас жира. Например, лемуры, которые живут на Мадагаскаре. В сухой период года во время сна они используют накопленный в благоприятное время в хвосте жир. Тушканчики и вараны откладывают излишки жира у основания хвоста.

Хвост – мухобойка

Корова, конь с помощью хвоста отбиваются от мух, комаров и оводов точно так же, как и зебры, и львы в Африке.

Хвост – помощник

Крокодил использует хвост для охоты. Его ударом можно сбить с ног не только маленькое животное, но и большое.


Хвост – опора, руль, тормоз

Дятел использует хвост, как руль и тормоз при полёте. Хвост служит дятлу опорой. Он цепляется когтями за кору деревьев, а хвостом упирается в ствол. Сидя на собственном хвосте, как на табуретке, он добывает себе пищу.

Кенгуру сидит на задних лапах, опираясь на хвост. Длинный хвост помогает ему сохранять равновесие и менять направление во время прыжков.

Хвост бобра – отличный руль при плавании.


Рыб вообще сложно представить без хвоста. Хвост рыб — это и руль, и баланс (равновесие). Подобными функциями обладает хвост и у птиц при полете.

Хвост – украшение

Самые красивые хвосты всё же у птиц. Роскошный хвост – это средство понравиться подруге и победить врага. Такой хвост у павлина, индюка, тетерева, глухаря.


Проверим, как вы знаете хвосты животных…

— А что это мы всё о хвостах, да о хвостах??? Верно, сегодня главный гость нашего интернет урока — звук [х] . Проговорите звук. Опишите его? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий?…. Да, звук [х] бывает и твердым, как в слове хвост, так и мягким, как в слове… хитрец.

1. «Поймай звук»

  • Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х
  • Ха, хо, пу, кы, хы, та, па, ха, ах, ом, ох, ап, эт, эх
  • Хлеб, молоко, батон, мох, ухо, утка, рыба, хвосты, тучи, посуда, хобот.

2 . Игра «Добавь звук» , который потерялся из слов

Пету…, пасту…, лопу…, горо.., отды…, запа…, шоро…, мо.., сме…, стра….

3. Игра «Замени первый звук» в слове на звук [х]

Салат – халат, голод – холод, сор – хор, год – ход, свалить – хвалить, гудеть – худеть, Глеб – хлеб.

4. Произнеси [х] в словах

Мягкий, душистый, вкусный свежий, с хрустящей корочкой….. (ХЛЕБ).

Пёстрая крякуша, ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочкой……. (УТКА)

Маленькая, чёрная, по комнате летит, звонко жужжит…….. (МУХА).

Какое слово лишнее? (утка)

5. Найди «лишнее»

  • Подсолнух, кисточка, халат, мухомор.
  • Художник, сухари, тарелка, холодильник.

Психогимнастика

— Изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело, она стонет: «Ох, ох, ох!» Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «Ах, ах, ах!» На празднике вы плясали: «Эх, эх, эх!» И совсем устали: «Ух, ух, ух!»

6. И г р а «Звук заблудился»

  • Не делай из мук и (мух и ) слона.
  • Г олода (х олода ) не бойся, по пояс мойся.

7. И г р а «Полсловечка за вами»

Придумайте слова, начинающиеся со слогов:

хор… (-овод, -ошо, -омы ), хол… (-одный, -лм, -ст ), хом… (-ут, -як ), хар… (-актер, -чевня ), хал… (-ва, -ат, -иф ).

8. И г р а «Слоговой аукцион»

Хи… (-хикать ), хит… (-рый, -рец, -рость ), хо… (-роший , —чет ), храб… (-рый, -рость, -рец ), уха…(-живать ).

9. И г р а «Где звук?»

1. Определите место звука [х ] в словах: ахать, хлеб, колхозник, пахать, входить, запах.

2. Хлопните один раз в ладоши, если услышите звук [х ].

Делано наспех – сделано на смех. Хлеб – всему голова.

Буква Х с двумя чудесными х востикам.

1. Раскрась большую букву синим, а маленькую - зелёным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй по образцу. Найди и раскрась букву X с правой стороны рисунка.


2 . Соедини с буквой X только те предметы, названия которых начинаются со звука [х] .


3. Дорисуй вторую половинку буквы X слева. Обведи в кружок все буквы X справа.


4. Найди спрятанные буквы Х . Обведи их.

5. Выдели знакомую букву.

6. Обведи и раскрась только те шарики, на которых написана буква Х . Соедини их ниточками с хомячком.

7. Добавь недостающий элемент буквы.

8. И г р а «Буква потерялась» Вставьте пропущенные буквы:– алва, – леб, – итрец, – олод, – ризантемы, оре –, пету –, сме –, шоро –, наспе –.

9 . И г р а «Рифма»

Придумайте рифму к слову храбрец.

Ответ: молодец, беглец, огурец, холодец, сорванец, конец.

10. И г р а «Слово рассыпалось»

Соберите рассыпавшееся слово. Б е л х (хлеб ).

11. И г р а «Найдите слова»

1. Ле с е н к а. 2. С к в о з н а я б у к в а.

– – х – – х – –

– – – х – – х – –

– – – – х – – х – –

– – – – – х – – х – –

Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа:

пух, прах, порох, пастух. хохма, тахта, вахта, махер.

12. И г р а «Превращение слов – волшебная цепочка»

От хода – к шагу .

Ответ: ход – код – кот – мот – мат – маг – шаг.

13. И г р а «Из одного слова – несколько»

Подберите слова, которые начинаются с букв, составляющих слово халва. (Хор, аист, лев, вилка, ананас. )

Примечание. Задание можно усложнить, подбирая слова только по темам. Н а п р и м е р: животные, растения, одежда, продукты и т. д.

14 . И г р а «Наборщик»

Подберите слова из букв, составляющих слова:

храбрость (Хор, хорь, храбр, раб, рост, рот, брось, брат, барс, оса, сор, сто, бор, трос.)

хлебозавод (Хлеб, хлев, холод, лев, лоза, ода, беда, обоз, овод, завод, зов, зев, зоб, вода, доза.)

15. И г р а «Составим новые слова»

Из букв данного слова составьте новые слова.

16.

Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка.
Ветру вольному подружка.

Возьми разноцветные карандаши и закрась те части рисунка, в которых ты видишь букву Х .


17. Читаем…

18. Пишем…

19.

Урок построен в соответствии с ФГОС и возрастными особенностями учащихся. Он пробуждается чувства и размышления младших школьников о ценностном отношении к хлебу через разнообразные методические формы, включение детей в игру, упражнения, чтение.

Воспитательная канва направлена на актуализацию творческого мышления, обоснованного рассуждениями о нравственной проблеме бережного отношения к хлебу, уважительного отношения к людям труда, традициях русского народа. Урок воспитывает гражданскую позицию на основе духовных и культурных ценностях России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте по теме "Звуки [х], [х"], буквы Х х.

Цель деятельности учителя:
создавать условия для успешного обучения грамоте; на основе фонетического анализа слов выдели звуки [x], , и познакомить с буквами Х,х; способствовать формированию навыков правильного чтения.

Задачи:
1. Предметные результаты: создавать ситуации, выводящие учащихся на изучение новых букв; проводить анализ артикуляционных особенностей звуков [x], , соотносить звук с буквами; осознавать различия парных-непарных, твёрдых – мягких согласных, парных-непарных глухих звуков. Уметь давать характеристику буквы Х как согласного непарного глухого, парного по твёрдости-мягкости.
2. Метапредметные результаты:
продолжить формирование положительных мотивов учебной деятельности; продолжить формирование интереса к новому учебному материалу, учить понимать и сохранять учебную задачу, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; искать нужную информацию в Азбуке; продолжать учить строить монологическое высказывание; учитывать разные мнения, стремиться к координации позиций в сотрудничестве, использовать в общении правила вежливости.

3. Здоровьесберегающие :

С учётом возрастных особенностей учащихся, создания благоприятного психологического климата на уроке и условий для их самовыражения обеспечить укрепление и развитие как психического, так и физического здоровья детей

Оборудование урока: у детей «Азбука» под редакцией Нечаевой Н.В.; ручки, цветные карандаши; у учителя «Азбука» под редакцией Нечаевой Н.В.; проектор, экран, компьютер.

1. Организационный момент.

Слайд 1.

Ребята, для чего вы ходите в школу? (ответы детей)

Сегодня на уроке мы будем учиться размышлять, анализировать, будем учиться читать и (пауза) познакомимся с новыми звуками и буквами. Все знания, которые мы добудем сегодня, конечно же пригодятся нам в дальнейшей нашей учёбе.

2.Повторение изученного.
Слайд 2.

На какие группы делятся звуки нашего языка?
- Чем отличаются гласные от согласных?
- Что мешает «петься» согласным?
- На какие группы можно разделить согласные?
- Чем отличаются звонкие от глухих?
- Что делает согласные мягкими?
- Назовите буквы, которые обозначают всегда мягкие согласные?
- Назовите буквы, которые обозначают всегда твёрдые согласные?
- Назовите «хитрые» гласные. Почему они «хитрые»?

«Песнезнайка!»

Слайд 3.

Вспомним алфавит и споем песню «Азбука».

3. Подготовка к объяснению нового материала

Слайд 4.

1) Дыхательная гимнастика

Выпрямили спинку, положили руку на брюшной пресс, вдохнули через нос и произнесли на одном дыхании:

А И У Н

А теперь коротко и отрывисто:

ыыыы кккк уууу

4. Работа с новым материалом

На партах у детей лежат квадратные листочки.

Слайд 5.

– Выполните указания.

Загадаю вам загадку.
Выполняйте по порядку:
Раз – листочки поднимаем,
Два – листочки загибаем,
Три – еще разок свернули,
четвертый развернули.
Буква спрятана внутри.
Кто догадлив? Назови!

Какую букву будем изучать?

Какова тема урока?

Слайд 6.

Пропечатаем эту букву на доске.
-Произнесём звук, обозначенный буквой х. Что можете сказать об этом звуке? Докажите.

Слайд 7.

Назовите слова.

Как произносится этот звук в этих словах? (твёрдо)

Придумайте слова, в которых этот же звук произносился бы мягко.

Слайд 8.

Откройте "Азбуку" на стр.91 и внимательно рассмотрите рисунки. Назовите слова, в которых можно услышать звук [х], [х"]

Игра «Третье лишне».

Прочитайте слоги.

Какой слог лишний?

Почему? (хи, звук мягкий)

Чтение столбиков слов.

Прочитайте первый столбик слов.

Что общего?

Работа в парах.

Поработайте в парах. Какое слово лишнее? Покажите условный сигнал.

Прочитайте второй столбик слов. Что общего?

В какой части слова встречается буква х?

Поработайте в парах. Разделите слова на группы. Покажите условный сигнал.

По какому признаку делили слова а группы?

Вы хорошо потрудились, поэтому заслужили отдых!

  1. Физкультминутка с фонематической разминкой.

Слайд 9.

Вы, наверное, устали,

И теперь все дружно встали.

Следите глазами за предметами.

Продолжение работы.

Слайд 10.

Хитрый худенький Хорек
В городе открыл ларек.
Хоть реви, Хорек, хоть плачь –
Вдруг в ларек ворвался мяч!
– О-хо-хо да о-ха-ха! –
Раздается у ларька.

– Что может продаваться в ларьке хитрого худенького Хорька? Вам поможет иллюстрация на с.91 (Ответы детей.)

Слайд 11.

– Каким может быть хлеб? (Свежим, душистым, хрустящим, теплым и т. д.).

Слайд 12.

Первичное чтение текста о хлебе учителем и анализ.

О чем текст?

Как ласково называют хлеб?

Слайд 13.

Не одно важное событие с приглашением гостей не обходится без душистого каравая.

В нашу страну, в город Сочи, приехало много гостей с разных стран мира.

С каким важным событием связан их приезд?

Как будут встречать почетных гостей Олимпийских игр?

Слайд 14.

Это традиция русского народа, потому, что хлеб – вечный символ жизни, здоровья, труда, благополучия и богатства.

Представьте, сколько людей вкладывают свой труд, чтобы на столе появился каравай!

Повторное чтение текста учащимися.

Какие пословицы встретились в тексте? Найдите и прочитайте их.

Слайд 15.

«ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА! »

– Как вы понимаете эту пословицу?

Выслушиваются ответы. (без хлеба пища кажется не такая вкусная, если есть хлеб- уже праздник.)

« Кто пахал, не ленился, у того и хлеб родился

Как вы понимаете эту пословицу?

(Он не падает с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба

Нужен труд десятков рук.)

В народе есть еще много пословиц о хлебе. Прочитайте их:

Слайд 16.

  • Не будет хлеба, не будет обеда
  • Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат
  • Без соли не вкусно, без хлеба не сытно
  • Горька работа, да хлеб сладок.

Тема. « Зима. Звук и буква Х».

Коррекционно-образовательные цели . Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима». Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов). Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов. Знакомство с новой буквой Х. Совершенствование слоговой структуры слов. Закрепление знаний о предложении.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, зрительного внимания, мышления, фонематического восприятия, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Альбом «Круглый год», предметные картинки по теме «Зима», магнитофон, запись пьесы П.И. Чайковского «Зимнее утро», кассы букв, задание из тетради, контейнеры с карандашами.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Рассмотрите и назовите картинки. (Снежинка, снеговик, Снегурочка, снежок).

Вы правильно назвали картинки. Подумайте, от какого слова образованы слова снежинка, Снегурочка, снеговик, снежок?

Вспомните еще несколько слов, образованных от слова снег.

Как называются первые цветы, появляющиеся из-под снега?

Какую бабу слепили из снега?

Каким станет парк, если его занесет снегом?

Как называется явление, когда идет сильный снег?

Почему мы так много говорим о снеге?

Наступила зима, поэтому наше занятие будет посвящено разговору о зиме.

2. Рассматривание картины «В зимнем парке».

Какое время года изображено на картине?

Расскажите о земле, как она выглядит?

Что вы можете сказать о снеге, лежащем на земле? Какой он? Начните ответ со слова снег.

Опишите небо, какое оно? Начните ответ со слова небо.

Что вы можете сказать о деревьях? Какие они? Начните ответ со слова деревья.

Каких птиц мы видим на деревьях?

Как называем птиц, которые зимуют у нас?

Как вы думаете от какого слова образовано слово зимующие?

Каких еще зимующих птиц вы знаете?

Что делают дети в парке?

Как они одеты? Почему?

Как вы думаете, детям нравится гулять в зимнем парке?

3. Раздели на слоги.

Какое время года было изображено на картине?

Каких зимующих птиц вы видели?

Кого слепили дети?

Разделите хлопками слова на слоги: зима, снегирь, синица, снеговик.

Придумайте предложение со словом снеговик.

4. Зарядка для глаз.

Посмотрите, что у меня в руках?

Я буду двигать снежок, а вы следите за ним только глазками.

5. Работа по развитию тонкой моторики.

Возьмите листочки, что вы видите?

Послушайте загадку об одном из предметов, изображенных на странице.

Две новые кленовые

Подошвы двухметровые.

На них поставишь две ноги-

И по большим снегам беги.

А теперь обведите лыжи по контуру и раскрасьте любым карандашом.

6. Упражнение «Снеговик».

Давай, дружок, смелей, дружок идут по кругу, изображая, будто

Кати по снегу свой снежок. катят перед собою снежный ком

Он превратится в толстый ком, рисуют перед собой большой круг

И станет ком снеговиком. рисуют снеговика из 3 комков

Его улыбка так светла! улыбаются

Два глаза, шляпа, нос, метла. показывают о чем говорят

Но солнце припечет слегка- медленно приседают

Увы! - И нет снеговика. разводят руки, пожимают плечами

7. Знакомство со звуком и буквой Х.

Зима холодная, под ногами хрустит снег, снежинки хрупкие. Холодная, хрустит, хрупкие. С какого звука начинаются все слова?

Повторите его. Вместе, по одному.

Когда мы говорим звук Х, корень языка приподнимается и не дает воздуху свободно выйти изо рта. Значит, это какой звук?

Твердый или мягкий?

Глухой или звонкий?

Каким символом его обозначим?

На письме звук обозначается буквой Х. Найдите букву Х.

8. Услышь звук Х.

Возьмите в руки символ звука Х и будете его поднимать, если в слове есть звук х.

Хомяк, кухня, мак, мох, хлеб, сушка, конь, мех, халва, шахта, кот, хворост.

9. Работа с кассами букв.

Откройте кассы, найдите, где живет буква Х.

Выложим АХ. Сколько я назвала звуков?

Какой первый? Какой второй?

Составьте из букв и выложите схему.

МОХ. Что это?

Сколько звуков в слове мох?

Назовите первый, второй, третий.

Работаем с буквами и символами.

10. Итог занятия.

О каком времени года мы говорили?

С каким новым звуком мы познакомились?

Оценка работы детей.