Абай (Ибрагим) Кунанбаев (29.07.1845 - 23.06.1904) - поэт, просветитель и философ, основоположник новой казахской национальной письменной литературы и казахского литературного языка.

Родился в Чингисских горах Семипалатинской области в семье старшины тобыктинского рода Кунанбая. Получил первоначальное домашнее образование у муллы, затем был направлен в медресе семипалатинского имама Ахмет-Ризы. Обучаясь в медресе параллельно посещал русскую школу. Владел арабским, персидским и др. восточными языками. Читал в оригинале произведения классиков Востока - Навои, Фирдоуси, Низами, Саади, Джами, Хафиза, Сайхали.

Не закончив учение в городе, по настоянию отца возвращается в аул, где начинает вникать в судебную службу и будущую административную деятельность главы рода. Постигает приемы ведения словесных состязаний, где оружием служило отточенное красноречие, остроумие и находчивость. Часто идет вразрез с интересами и стремлениями Кунанбая, вынося справедливые и беспристрастные решения.

Все остальные двадцать лет жизни прошли в содержательной творческой, поэтической деятельности. В середине 70-х годов Х1Х в. возобновляет изучение русского языка и классиков русской литературы А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского. Знакомство с русскими политическими ссыльными Е. П. Михаэлисом, И. И. Долгополовым и С. С. Гроссом сформирует его прогрессивные взгляды.

Абай был носителем всего нового, стоял на голову выше той среды, которая его породила. В поэтических произведениях, созданных в 1882 - 1886 гг. обращается к социально-общественным, моральным проблемам казахского народа, призывал казахов выйти на «верный путь» цивилизованного развития («Восьмистишия»). Стремление к прогрессивному развитию общества, где человека возвышают «разум, наука, воля», является одним из главных направлений всего творчества Абая. Расценивал труд как единственный путь к богатству и изобилию общества. Вскрывал антагонистические противоречия между народом и господствующей верхушкой. Протестовал против межродовых распрей, критиковал тщеславие и феодальные нравы общества.

Отношение к ярым поборникам мусульманской религии у Абая было явно пренебрежительное. Видя, что среди них многие не знают даже намаза, не говоря о других тонкостях религии, Абай писал: «Я думаю, что нельзя назвать казахов истинными мусульманами».
В вопросах управления придерживался демократических позиций. Считал, что на должность правителей должны избираться люди честные, заинтересованные в деятельности на благо народа. Найти пути разрешения противоречий между правителями и интересами большинства народных масс не сумел. Абай не мог до конца выяснить, какова же взаимозависимость общества, закона и личности.

Пути улучшения жизни народа видел прежде всего в изменении экономической основы общества. Прогрессивное развитие казахов он неразрывно связывал с развитием земледелия, ремесла и торговли.

Основную силу, способную преодолеть невежество видел в науке и просвещении. Признавая необходимость мира и взаимопонимания для всех народов считал, что только при этих условиях могут в полную меру развиться основные движущие силы общества - наука, передовые идеи, культура и настанет всенародное благоденствие. Мечтая о всенародном благоденствии, оставался на уровне просветителей своего времени считая, что в первую очередь просвещение и наука, способны изменить существующий строй.

Впервые в казахской литературе создал поэтические произведения о назначении поэта и поэзии («Поэзия - властитель языка»). Соединял элементы пейзажной, любовной лирики с философскими обобщениями и просветительско-гуманистическими идеями. Художественное новаторство Абая проявилось в обновлении тематики содержания поэзии. Многие стихи написаны в форме лирических монологов («Айттым сәлем, Каламкас» - «Шлю привет тебе, тонкобровая»).
Воспевал женщину - мать как опору семьи, отрицал калым, многоженство, боролся за равноправие женщины в казахском обществе. В стихотворении «Көзімнің қарасы» («Ты зрачок глаз моих»), «Қызарып, сұрланып» («И краснеть, и бледнеть»), «Ғашықтық тілі - тілсіз тіл» («Язык любви - язык без слов») показаны сила любви, красота женщины.

В 1887 году им написаны поэмы «Искандер», «Масгуд», «Сказание об Азиме». Их сюжеты построены на переосмысленных мотивах восточной классической литературы.

Значительным вкладом Абая в развитие художественной прозы и общественной мысли явились «Слова назидания» - «Гаклия» (1890 - 1898). Содержание книги составляют 45 «Слов назиданий» многообразных по тематике. Важную роль эти заветы сыграли в приобщении молодежи к духовным истокам народной мудрости. Центральная идея «Слов назидания» - вера в торжество гуманистических идеалов, в безграничные возможности родного народа.

Органичная часть творчества Абая - переводы на казахский язык произведений русских классиков (около 50 переводов из произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова). С особым вдохновением Абай работал над переводами отрывков из поэмы Пушкина «Евгений Онегин» - «Письмо Татьяны», «Ответ Онегина», «Слово Ленского». Превосходным образцом литературного перевода стали стихотворения Лермонтова «Дума», «Кинжал», «Парус», «Утес», «Выхожу один я па дорогу…» и др. В переводах басен Крылова «Пестрые овцы», «Ворона и «Вороненок». «Стрекоза и муравей», «Дуб и трость» сохранить их обличительную силу и тонко передать выразительность и простоту языка. Метод вольного перевода позволил поэту творчески подойти к лучшим произведениям литературы и передать их в восприятии казахского народа.
При жизни Абая были опубликованы лишь несколько стихотворений. В Петербурге был издан сборник под названием «Стихи казахского поэта Ибрагима Кунанбаева», тиражом 1 тыс. экземпляров.

Музыкальное наследие Абая занимает особое место в истории казахского национального искусства. Абай прекрасно знал песни и кюи, высоко ценил песни народных композиторов Биржан сала, Акана сери, Таттимбета, Жаяу Мусы и других. Музыкальный дар поэта нашел свое отражение в лирических песнях. Песни «Айттым сәлем, Каламкас» («Шлю привет тебе, тонкобровая…»), «Қор болды жаным» («Унижена моя душа»), «Сұрғылт тұман» («Серые тучи»), «Ата-анаға көз қуаныш» («Утешение отцу и матери»), «Татьянаның хаты» («Письмо Татьяны») и др. ввели в народное песенное творчество новые мелодичные ритмы, формы и размеры, новые принципы использования художественно-выразительных средств языка.

Абай проявлял интерес и к песням русского народа, романсу, вокальному творчеству русских композиторов М. И. Глинки, А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, А. Л. Гурилева, А. Г. Рубинштейна. В творчестве Абая имеется цикл песен, созданных на основе стихов, переведенных с русского языка. На стихи Абая писали песни и романсы композиторы М. Тулебаев, С. Мухамеджанов, Г. Жубанова, М. Койшыбаев, Н. Тлендиев и др.

Литературное и эстетическое наследие Абая - национальная гордость казахского народа. Традиции Абая в своем литературном творчестве развивали Ш. Кудайбердыев (1858 - 1931), С. Торайгыров (1894 - 1921), М. Жумабаев (1893 - 1938), С. Донентаев (1894 - 1933). На наследии Абая воспитаны классики казахской литературы ХХ в.: М. Ауэзов, С. Сейфуллин, Г. Мусрепов, С. Муканов, Г. Мустафин, А. Тажибаев, К. Аманжолов, Т. Жароков.

Образ выдающегося поэта-просветителя запечатлен в произведениях литературы, музыки, изобразительного искусства. Его жизнь и творчество вдохновили М. О. Ауэзова на создание романа-эпопеи в 2 книгах: «Абай» и «Абай жолы» («Путь Абая») (Ленинская премия, 1959 г.).

Труд Абая переведён на многие языки мира, среди которых русский, китайский французский и др.

В память об Абае учреждена Государственая премия Казахстана в области литературы.
В честь Абая названы город, административные центры, улицы, театры, библиотеки и другие объекты на территории республики. Именем Абая названы Казахский государственный академический театр оперы и балета, Казахский национальный педагогический университет в городе Алматы, центральные проспекты городов Казахстана, пик в отроге хребта Иле Алатау. На площади Абая в городе Алматы установлен памятник великому поэту(1960 год) .

В 2010 г. в Астане памятник Абаю разместился напротив Старой площади по проспекту, названному в его же честь. В день рождения поэта ежегодно на этой площади проводятся поэтические слушания, посвященные великому Абаю.

150 -летие Абая в 1995 году прошло под эгидой ЮНЕСКО.

Литература
История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В 5 томах. Т. 3. - Алматы «Атамұра» 2010, - 768 с., илл., карты - С. 535–540.
Казахстан. Национальная энциклопедия, т.1. / Гл. ред. Б. Аяган. - Алматы: Главная редакция: «Қазақ энциклопедиясы», 2004 - 560 с. - С. 67 - 69.
Акмола: Энциклопедия - Алматы: Атамұра, 1995, - 400 с. - С. 282 - 283.

Абай Кунанбаев (1845-1904) был выдающимся мыслителем, про­светителем, поэтом и основоположником казахской письменной ли­тературы.

Будущий поэт родился в 1845 году в Чингисской волости Семипалатинского уезда Семипалатинской области. При рождении его нарекли именем Ибрагим. Но самые близкие люди стали называть его вторым именем Абай. Это имя означает «осмотритель­ный», «вдумчивый» и «внимательный».

Абай вырос в религиозной семье, глубоко почитающей каноны ис­лама. Его отец Кунанбай-кажы был влиятельным управителем рода то- быкты, хорошим знатоком русского языка. Общался с представителями передовой русской интеллигенции. У Кунанбая была богатая библиотека, состоявшая из книг на арабском, персидском и тюркских языках. Одним из первых занял должность старшего султана в Каркаралинском округе, не будучи султанского сословия. В конце своей жизни совершил хадж в Мекку, построил там для па­ломников из Казахстана отдельную гостиницу. Вернувшись из хаджа, он отошел от мирской жизни. Его дед Оскенбай был одним из самых уважаемых казахских биев Северо-Восточного Казахстана. Оставил после себя мудрые изрече­ния и назидания. К нему обращались казахи са­мых отдаленных родов. Прадед Абая Ыргызбай также был известным бием и батыром.

Абаю удалось одновременно учиться как в начальной мусульманской, так и светской рус­ской школе в городе Семипалатинске. Он был знаком с арабско-персидской и старотюркской литературой. Будущий поэт имел прекрасные познания в казахском обычном праве и исламе. Муллы даже опасались вступать с ним в споры и дискуссии. Абай считался прекрасным знатоком народного фольклора. Отец, желая подготовить из Абая будущего правителя, забирает его к себе в аул. А. Букейханов писал: «К 20 годам своей жизни Абай стяжал славу первого оратора (шешена), первого знатока народной жизни, ее юри­дических обычаев, зная на память многочисленные решения дел зна­менитыми биямн... представлял ходячий сборник народных преданий, пословиц, сказок и афоризмов».

Будучи волостным управителем, он пытался решать все дела справедливо и честно. За это снискал глубокое уважение простого народа. Но постепенно Абай приходит к мысли, что проблемы общества следует решать не таки­ми способами. Он активно выступает поборником получения казахами знаний и образования.

Огромное влияние на формирование личности будущего поэта сыграло его общение с представителями передовой российской интеллигенции. В то время в Казахстан ссылали многих участников на­ционально-освободительных движений, боровшихся за независимость своей родины. Это были представители наиболее образованнейшей части польской и украинской интеллигенции. Среди ссыльных были и представители оппозиционной к царизму русской интеллигенции. Не­мало было их и в Семипалатинске. Они оказали значительное влияние на формирование взглядов и убеждений Абая. Это были Е. Михаэлис, А. Леонтьев, С. Гросс, А. Блек, П. Лобановский, Н. Коншин, Н. Долгополов и другие. Они нередко гостили у Абая. Именно через них казах­ский поэт познакомился с произведениями представителей передовой русской культуры А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и других.

Абай начал писать стихи еще в детском возрасте. Но впервые его имя становится широко известным с середины 80-х годов XIX века, когда он написал под своим именем стихотворение «Лето». Абай был автором таких поэтических и прозаи­ческих произведений, как «Искандер», «Сказание об Азиме», «Гаклия» ... и другие. Он выступил основоположником письменной казахской ли­тературы.

Абай призывал казахов заниматься скотоводством на разумных на­чалах. Особый акцент задавал в сторону необходимости занятия тор­говлей и ремеслами. Абай с уважением и некоторой завистью смотрел на жителей Средней Азии: «Нет такого растения, которого сарт не сумел бы вырастить. Нет такой вещи, которую он не сумел бы смас­терить. Нет такой страны, куда бы не проник купец-сарт».

Великий поэт и мыслитель призывал казахов к знаниям и образованию: «Душа невежды мертва,Пусты без мысли слова.И сам учись, и учи.Лишь знанием жив человек.»

Абай призывал через воспитание и обучение избавить молодежь от пороков, хамства и грубости. Для этого поэт ратовал за открытие школ для казахских детей. В частности, он писал: «Надо взять детей у родителей, отдать ребят в школы, направить одних на одну специаль­ность, других на другую. Надо создавать школы, надо, чтобы учились даже девушки».

В вопросе просвещения он показывал личный пример. Своих де­тей он устраивал в российские учебные заведения. Так, сына Абдрахмана он отдал в Тюменское реальное училище, затем - в Михайловское артиллерийское училище.

Прекрасное знание русского языка позволило поэту перевести ряд произведений русского поэта М.Ю. Лермонтова на казахский язык. В частности, его перу принадлежат переводы таких его произведений, как «Демон», «Молитва», «Кинжал», «Выхожу один я на дорогу...», «Парус», «Дары Терека». Абаю же принадлежит авторство в переводе отрывков из поэ­мы А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Абай увлекался и переводами басен Крылова на казахский язык. Видный руководитель национально-освободительного движения каза­хов А. Букейханов писал: «Впоследствии автору этих строк пришлось убедиться в том, что в Киргизской степи в разных уездах «акыны» знали и распевали на домбре переводы Абая из Пушкина и Лермонтова. Абай был поклонником Л.Н. Толстого и Салтыкова».

Эти переводные произведения не могли не обогатить казахскую литературу. Всего он перевел на казахский язык более 50 стихотворных произведений известных русских поэтов.

Авторитет Абая рос с каж­дым днем. К нему приезжали жители Степк за советами. В частнос­ти, к Абаю приезжал один из известных фольклористов, поэтов из Баянаульского края Машхур-Жусуп Копейулы. С Абаем считались и ссыльные, пребывавшие в Семипалатинске.

Неожиданная смерть его близких родственников и сыновей, на ко­торых он возлагал большие надежды, травля поэта сильно подкосили его здоровье. В 1891 году Абай потерял своего любимого брата Оспана. В 1895 году не стало и старшего сына поэта Абдрахмана, а весной 1904 года умер и другой его сын Магауйя. Эти трагические события оказали тягчайшее воздействие на Абая. Он замкнулся, избегал люд­ское общество. Спустя 40 дней после смерти Магауйи казахский народ потерял замечательного своего сына, выдающегося поэта, народного просветителя, талантливого философа и гуманиста Абая Кунанбаева.

Поэт был похоронен рядом с младшим братом Оспаном в мест­ности Жидебай, что находится в Шынгыстауских горах на территории современной Восточно-Казахстанской области.

Абай имел трех жен и вырастил 7 сыновей и 3 дочерей. Он сумел подготовить себе талантливых учеников. Его последователями были его близкие родственники Шакарим, Кок- бай, Акылбай, Какитай и Магауйя.

Стихи Абая в Степи переда­вались и из уст в уста степными акынами. Они же распространялись и в виде руко­писей. Каждый грамотный казах считал за честь иметь такую рукопись. Позднее его стихотворения и переводы стал собирать сын Турагул. В 1909 году благодаря поэту Какитаю в Казани вышел первый сборник стихов великого поэта. Одним из тех, кто способствовал сбору и изданию поэзии А. Кунанбаева, был и Кокбай Жанатайулы (1884-1972).

Абай занимает видное место в отечес­твенной истории и литературе. Он выступил основоположником наци­ональной письменной литературы. Признанием таланта и выдающихся его заслуг перед человечеством стало объявление ЮНЕ­СКО 1995 года Годом Абая.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Социальные и экономические условия развития Казахстана второй половины ХIХ века. Влияние и последствия присоединения Казахстана к России на развитие просветительства. Жизнь и творчество Абая Кунанбаева, Чокана Чингисовича Валиханова, Ибрая Алтынсарина.

    дипломная работа , добавлен 24.11.2010

    Особенности казахско-джунгарских отношений в 15-16 вв. Упрочение военного потенциала Джунгарии в 17-18 вв., ее вторжения в казахские земли. Годы великого бедствия (1723-1727 гг.). Исход многовековой борьбы казахского народа с джунгарскими завоеваниями.

    контрольная работа , добавлен 13.02.2011

    Исследования происхождения жузов. Принцип объединения народа в Казахском ханстве. Основные этапы образования и устройство Казахского ханства. Формирование аульной системы расселения, хозяйствования и быта. Процесс образования казахской народности.

    реферат , добавлен 19.11.2011

    Биографический очерк жизни и деятельности В.С. Высоцкого - советского поэта, барда, актера и автора прозаических произведений. Воспоминания и статьи о Высоцком. На съемках фильма "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" и "Место встречи изменить нельзя".

    реферат , добавлен 27.08.2011

    Образование империи Карла Великого. Основы функционирования системы управления Карла Великого. Войны франков и их влияние на образ жизни народов Франкской империи. Характеристика исторических личностей эпохи Каролингов. Церковь в империи Карла Великого.

    дипломная работа , добавлен 07.05.2012

    Основатели Казахского ханства. Первоначальная территория Казахского ханства. Причины откочёвки Керея и Жаныбека. Историческое значение образования Казахского ханства. Ханы казахского ханства. Общественно-политический строй Казахстана в XVII–XVIII вв.

    презентация , добавлен 02.12.2015

    Биография, научная и общественная деятельность выдающегося сына казахского народа Чокана (Шокана) Валиханова и его вклад в мировую культуру и историю. Знаменитое путешествие в Кашгарию. Психологические аспекты жизни и деятельности Чокана Валиханова.

    В его честь названы улицы, районы и целые поселения. Его произведения стали классикой казахской и мировой литературы. Поэт, философ, просветитель и общественный деятель Абай Кунанбаев - это одна из выдающихся личностей Казахстана. Предлагаем подробнее рассмотреть биографию Абая Кунанбаева и узнать, какой путь проделал этот великий человек.

    Абай родился в конце первой половины XIX века в семье известного бая Кунанбая Оскенбаева на территории нынешней Восточно-Казахстанской области. От отца будущий писатель перенял лучшие мужские черты: целеустремленность, смелость, человечность и справедливость. Именно отцовский пример стал ориентиром для Абая в жизни и творчестве.

    Надо сказать, что имя «Абай» (‘осторожный’), известное в литературном мире, - это всего лишь прозвище, которое дала мальчику его бабушка Зере. При рождении будущего поэта нарекли Ибрагимом.

    Если отец научил мальчика быть мужчиной, то мама во многом привила ему любовь к творчеству. Улжан была мудрой, доброй и острой на язык женщиной. Она происходила из знатного рода шаншар, который издавна славился своим остроумием. Сыну она рассказывала древние легенды, сказания о подвигах батыров, пела песни.

    Однако в большей мере на творческие наклонности маленького Ибрагима повлияла бабушка. Вместе они проводили много времени. Зере рассказывала внуку истории и сказки, при этом Абаю всегда было мало. Он с упоением слушал сказания о жизни великих людей. Для будущего поэта бабушка стала первым наставником и учителем. Именно ей и матери он обязан умением интересно и красиво говорить.

    Заметив, что сын жадно тянется к знаниям, отец довольно рано отдает его на воспитание к мулле. Затем он продолжает учебу в медресе (мусульманская духовная школа). Там он постигает грамоту и учится персидскому и арабскому языкам.

    Будучи совсем юным, Абай оттачивал навыки ораторского искусства. Отец дал возможность развить их на практике. Он отозвал тринадцатилетнего сына с учебы, чтобы передать знания управления и обучить обязанностям главы рода.

    Абай нередко участвовал в родовых распрях и судебных разбирательствах. Здесь главной силой выступало слово. Чем красноречивее и находчивее человек, тем выше его шансы на победу. К сожалению, интересы отца и сына часто не совпадали.

    Кунанбай в таких делах руководствовался только выгодой для семьи. Абай не мог с этим мириться, поэтому шел наперекор воле отца и принимал решения по справедливости. На этой почве их отношения настолько испортились, что Абаю пришлось покинуть семью.

    Идеи и философия Абая Кунанбаева

    После разрыва отношений с отцом Абай провел следующие двадцать лет, изучая мировых, восточных и российских классиков. Постигал искусство слова. Много размышлял над философскими вопросами, такими, как связи человека, общества и закона.

    Абай был одним из первых демократов того времени. Он считал, что все законы и ответственные решения должны приниматься только в интересах народа. В своих произведениях Абай изобличал пороки власть имущих: взяточничество, ложь, подхалимство и злоупотребление должностными полномочиями.

    Абай всей душой ненавидел баев и биев, которые подкупом получили свои места. Народу они обещали процветание и решение проблем, а как только вступали в должность, тут же забывали о своих словах.

    Примечание: при царской России власть баев и биев была ограничена, однако решение вопросов местного значения и суды были в их юрисдикции. Поэтому обычным людям приходилось иметь дело с ними.

    Учитывая, что на большинстве выборов побеждали благодаря обману и подкупам, действовать иначе, кроме как в интересах царизма, чиновники не могли. По этому поводу Абай написал несколько строк: «Перед начальством русским бий юлит и гнется как лоза…».

    Такое же отношение у него было к духовенству, которое также не редко покупало свои должности. Абай считал, что большинство из них - это люди далеко не высоких моральных устоев, которые используют положение для личного обогащения.

    Поэт хотел, чтобы народ развивался и шел в ногу со временем. По его мнению, каждый разумный человек должен осознанно относиться к окружающей действительности. Главные пути достижения этого Абай видел в труде и образовании.

    Большое внимание в просветительской деятельности Абай уделял именно труду. Он считал, что упорный труд делает человека богатым как духовно, так и материально. С этой мыслью поэт в своих произведениях обращался прежде всего к молодежи. Ему было невыносимо наблюдать, как молодые казахи проводят жизнь в праздности.

    Увеличение благосостояния народа Абай видел в развитии:

    • Торговли, поскольку она служила средством общения между народами и стимулировала развитие производственных отраслей.
    • Ремесел, потому что казах, который умеет что-то изготавливать своими руками, всегда будет при деле и сможет прокормить себя и семью.
    • Земледелия, так как этот род деятельности был выгоднее скотоводства, обеспечивал лучшую основу для развития общества и не настолько зависел от изменчивого климата Великой Степи.

    Другое дело, что раскрыться казахскому народу в то время не позволял общественный строй. Чиновники и духовенство пользовались невежеством простого люда, обманывали его и нагло грабили. Абай был уверен, что сломить существующий порядок вещей может только просвещение и развитие науки.

    Эти и другие вопросы, в частности проблемы морали и права, Абай Кунанбаев поднял в знаменитом произведении «Слова назидания» (каз. «Қара сөз»). Это прозаическая поэма, состоящая из 45 притч.

    Изданное уже после смерти автора, «Черное слово» (так дословно переводится название с казахского) стало жемчужиной казахской литературы и утвердило Абая как ее первого классика. Произведение имеет несколько вариантов перевода на русский язык. Были попытки изложения на немецком и китайском, однако на этих языках передать глубокий смысл философских рассуждений Кунанбаева не удалось.

    Абай Кунанбаев: семья

    У великого поэта было трое сыновей, все они выросли творческими, образованными личностями. Однако судьба не дала им раскрыться.

    Первый сын Акылбай родился в 1861 году, но рос вдали от отца, поэтому не получил надлежащего образования. Однако после их воссоединения Абай заполнил этот пробел. Под влиянием отца у Акылбая проявились творческие способности. Он написал как минимум три поэмы:

    1. «Жарах» - не сохранилась.
    2. «Зулус» - до нас дошли лишь несколько куплетов.
    3. «Дагестан» - сегодня это произведение имеет огромную историческую ценность.

    Абай Кунанбаев любил своих детей одинаково, но большие надежды возлагал на Абиша - второго из сыновей. За знаниями он отправил его в Тюмень, а затем в артиллерийское училище Санкт-Петербурга. Однако после учебы Абиша не приняли на военную службу, так как тот подхватил туберкулез. Смертельная болезнь забрала жизнь парня на двадцать седьмом году в городе Верном (Алматы).

    Перенести этот удар Абаю помогло творчество. В память о сыне он сочинил девять стихов, однако до конца оправиться от потери так и не смог. Воспоминания жгучей болью отзывались в его душе.

    На младшего сына Магаша поэт возлагал не меньшие надежды, и он их оправдал. Начальное образование он получал в медресе и городском училище, пока не заболел. Боясь потерять еще одного ребенка, Абай забрал Магаша и лично занимался его просвещением.

    Парень вырос умным, смелым и целеустремленным. Конечно, с таким отцом он не мог не полюбить поэзию. Результатом его увлечения стали поэмы: «Енлик-Кебек», «Абылай» и самое объемное произведение «Медгат-Касым».

    Народ обожал Магаша за его справедливые решения в судах. Ему бы блистать и покорять сердца людей, но у судьбы были другие планы. Младший сын великого поэта покинул этот мир на тридцать четвертом году жизни.

    Абай не выдержал утраты, и через сорок дней после смерти Магаша Аллах забрал его. Старший сын Абая, единственный, кто пережил отца. К сожалению, ненадолго. Акылбай отправился вслед за ним, через месяц после его кончины.

    Абай Кунанбаев: стихи

    Творческий талант Абая еще в юности распознал известный поэт Дулат, который был частым гостем в доме Кунанбая. Первые стихи Абай начал писать во время учебы. Но они не дошли до нас, так как в то время было не принято издавать сборники, а обрывки бумаги, на которых поэт записывал стихи, утрачены навсегда. Мы можем судить о первых творческих потугах Абая только по произведениям, которые люди передавали из уст в уста.

    Активная творческая жизнь Абая началась в 1886 году, когда ему было уже больше сорока лет. Один из первых стихов того времени - «Лето». В нем он описал красоту казахской степи и жизнь обычных людей.

    Абай Кунанбаев был поэтом-импровизатором, который никогда не сидел над строками и не дорабатывал их. В моменты вдохновения с бледной кожей и слезами на глазах он бежал со всех ног за пером и записывал рифмы, которые лились словно река.

    Сам поэт говорил, что, возможно, если бы он шлифовал стихи, то они были бы намного лучше. Однако даже без обработки строчки произведений Абая Кунанбаева до сих пор считаются примером идеального слога.

    Большинство стихотворений Абая написаны в лирической форме с использованием шести- и восьмистишия. Всего в его творческой копилке около 170 стихов. В них он воспевал родные края, казахский народ, женщину и выступал против невежества и социального неравенства. Среди знаковых творений можно выделить стихи Абая Кунанбаева на казахском:

    • «Көзімнің қарасы»;
    • «Ғашықтық тілі - тілсіз тіл»;
    • «Қызарып, сұрланып»;
    • «Кулембаю».

    В творческое наследие Казахстана входит множество песен Абая Кунанбаева, многие из которых воспринимаются как народные произведения. Даже здесь великий поэт был новатором. Он использовал иные рифмы, мелодии. Экспериментировал с размерами и формами художественного слога.

    Как и в случае со стихотворениями, первые песни Абая не дошли до нас, однако нам доступно его более позднее творчество:

    • «Айттым сәлем, Каламкас»;
    • «Татьянаның хаты»;
    • «Қорболды жаным»;
    • «Ата-анағакөз қуаныш».

    В этих и других песнях он пытался передать красоту окружающего мира и донести до людей свои идеи и убеждения.

    Вклад Абая Кунанбаева в развитие культуры и общности казахского народа сложно переоценить. Невероятно насколько близок к обычным людям был человек, который принадлежал к высшему сословию. Современники Абая говорили, что он значительно опередил ту среду, которая его породила, и с ними нельзя не согласиться. Рекомендуем прочесть назидания Абая. Большинство притч актуальны по сей день.

    Наверное, каждый человек, хоть немного интересующийся культурой казахов, знает об Абае Кунанбаеве. Разносторонний человек - поэт, композитор, мыслитель, он сделал немало, чтобы поднять свой народ, максимально сблизить его с русским, приобщить к мировой сокровищнице культуры. Поэтому знать о нем полезно многим людям.

    Настоящее имя и прозвище

    Для начала стоит сказать, что настоящее имя Абая Кунанбаева - Ибрагим Кунанбаев. Слово "абай" является прозвищем, которое дала ему любящая бабушка Зере, внимательно наблюдавшая за внуком, вырастившая его. "Абай" переводится с казахского языка как "осторожный". Однако именно под этим прозвищем он стал известен во всем Казахстане.

    Происхождение

    Историкам удалось проследить род Абая Кунанбаева до его прадеда - известного батыра (воина) Ыргызбая. Он родился примерно в середине восемнадцатого века, принимал участие в оборонительных войнах против джунгаров. На склоне лет Ыргызбай стал бием (народным судьей), решавшим мелкие бытовые споры среди соплеменников.

    Сын Ыргызбая - Оскембай, родился примерно в конце 1870-х годов. Унаследовав должность отца, он также стал бием.

    Отец же Абая - Кунанбай кажы, смог продвинуться выше, став со временем старшим султаном Каркаралинского внешнего округа, административной единицы, границы которой определили русские руководители. Родился он в 1804 году, скончался в 1886.

    Большую роль в жизни будущего поэта сыграла его бабушка Зере. Она не только дала ему прозвище, под которым он стал известен, но и обучила казахскому языку - прогрессивный отец настаивал на том, чтобы сын изучал в первую очередь русский язык.

    Таким образом, можно сказать, что Абай Кунанбаев является выходцем из казахской элиты своего времени, он получил передовое образование в русской школе и во многом является продуктом русской цивилизации.

    Биография

    Для начала стоит коротко рассказать о биографии Абая Кунанбаева.

    Родился будущий великий просветитель 10 августа 1845 года в Чингизских междугорьях, в Семипалатинской волости (по современному административному делению - в Восточно-Казахстанской области). Как говорилось выше, является выходцем из знатного рода судей и баев (богатых людей).

    Образование началось с посещения муллы, после чего Абай отправился в Семипалатинск, где обучался в медресе, изучая персидский и арабский языки. Параллельно посещал русскую школу, построенную для детей чиновников и военных, проходящих службу на территории Казахстана. Окончив ее, пытался писать первые стихи.

    В возрасте 13 лет Кунанбай попытался привить сыну навыки главы рода. Однако уже в 28 лет Абай отказывается от нее, вплотную занявшись самообразованием, общаясь с просвещенными людьми. В первую очередь их роль играли русские политические ссыльные С. Гросс, Н. Долгополов, Е. П. Михаэлис и другие.

    Параллельно он много читал - его наставниками, пусть и заочно, стали Пушкин, Лермонтов, Гете, Байрон, Крылов и другие писатели. Читая переводы на русский язык, он ознакомился с творчеством многих европейских писателей, приобретая тонкий вкус, развиваясь и просвещаясь. Стоит отметить, что он пытался донести европейскую культуру до своего народа. Ярким примером можно назвать конкретный случай. Немецкий поэт Гете написал стихотворение "Ночная песня странника". Лермонтов, впечатленный ее красотой и поэтичностью, перевел и адаптировал на русский язык, создав "Горные вершины спят во тьме ночной". Спустя около полувека его прочитал Абай Кунанбаев. Стих, переведенный им под названием "Горы дремлют в темной ночи" стал народной песней, широко разойдясь среди простых людей.

    Скончался в возрасте 58 лет в 1904 году.

    Потомки

    Отдельно стоит сказать про детей Абая Кунанбаева. Он оставил после себя четырех сыновей, судьбы которых сложились по-разному.

    Старшим сыном стал Акылбай, родившийся, когда будущему поэтому исполнилось лишь 17 лет. Его воспитанием занималась младшая жена Абая Кунанбаева - Нурганым. Родившись в 1861 году, он скончался в 1904 году.

    Второй сын - Абдирахман - родился в 1868 году. Отец отправил его получать образование в Тюмень, где действовало реальное училище. Затем он обучался в Михайловской школе артиллерии, расположенной в Санкт-Петербурге. Увы, в военную академию, как мечтал Абай, его сын не поступил - не позволило здоровье. Скончался Абдирахман в 1895 году от туберкулеза.

    Третьим сыном стал Магауия. Прожил довольно мало - с 1870 по 1904 год. Обучался в Семипалатинске, после чего вернулся в родной аул, где писал поэмы, увы, не получившие широкой известности. Со временем получил место бия.

    Наконец, четвертый сын Турагул, родившийся в 1875 году, стал общественным деятелем политической партии "Алаш Орда". Увлекался литературой и, как утверждают специалисты, перевел некоторые произведения Джека Лондона, Максима Горького и других писателей на казахский язык. Увы, большая часть переводов не сохранилась. Умер в Чимкенте в 1934 году.

    Знаменитые "Слова назидания"

    Главным наследием Абая Кунанбаева многие специалисты считают именно широко известные в Казахстане "Слова назидания" - в оригинале "Кара соз" ("Черные слова"). Их проходят в школах, изучают в институтах. Они представляют собой 45 коротких притч, изложенных в поэтической форме.

    Написал их поэт уже в весьма зрелом возрасте, прожив большую часть жизни, узнав людей и собственный народ. Ничего нового в "Словах назидания" не было - просто свод самых обычных правил, затрагивающих в первую очередь мораль и нормы поведения. Однако для своего времени они произвели настоящий фурор - изложенные в простой, понятной форме, они распространились среди простого казахского народа, формируя более высокую нравственность, просвещая местных жителей.

    Эти стихи Абая Кунанбаева были переведены на русский язык. Сборники публиковались трижды - в 1945, 1954 и 1979 годах. Также была предпринята попытка перевода на немецкий язык, однако из-за низкой художественной ценности работа так и не была завершена.

    Литературные достижения

    Определенной популярностью пользуются и книги Абая Кунанбаева. В Казахстане, на родине писателя, существует даже особая дисциплина абаеведение, задачей которой является изучение его наследия, поиск скрытых смыслов.

    При жизни писателя ни одно из его произведений не было напечатано. Первая книга появилась в 1909 году - ею стал сборник "Стихи казахского поэта Ибрагима Кунанбаева". Впоследствии она дважды переиздавалась в 1922 году, в Казани и Ташкенте.

    В последующие годы, начиная с 1933 и по наши дни издавались многие произведения Абая Кунанбаева. Так, в 1940 году вышла книга "Лирика и поэмы", в 1945 году "Избранное". Произведения активно издавались на русском и казахском языках, в Казахской ССР (позже Казахстане) и РСФСР.

    Вклад в культуру Казахстана

    Пожалуй, главное достижение Абая Кунанбаева заключается в том, что он старался максимально сблизить казахскую культуру с русской, активно переводя произведения классиков и современников на казахский язык, пытаясь сделать их максимально доступными и понятными для соплеменников.

    Многие его произведения вошли в народ, став народными песнями. Это оказалось огромным вкладом в развитие культуры. В условиях, когда читать умели жалкие проценты от общего населения страны, именно народные песни оказались наиболее действенным способом донести определенные мысли до всех слоев населения.

    Прогрессивные взгляды

    Получая образование в русской школе, много общаясь со ссыльными и учениками, Абай смог оценить со стороны быт и нравы своего народа. Острое неприятие многих традиций впоследствии нашли отражение в "Словах назидания".

    К примеру, он порицал многие откровенно варварские традиции, бытовавшие среди простого народа. Жадность, лизоблюдство, преклонение перед более сильным - Абай старался искоренить эти негативные черты в обществе. Отдельного внимания заслуживало, по его мнению, отношение к женщинам. Как и во всех странах Средней Азии, до прихода русских, они практически являлись рабынями. Не имея никаких прав, они были буквально собственностью сначала отцов, а потом мужей. Убийство либо никак не наказывалось, либо наказывалось небольшим штрафом - если казах убивал женщину, не принадлежавшую ему. Все это выставлялось в его произведениях самым негативным образом.

    Старался порицать он и алчность. Во многих казахстанских школах изучается поэма "Искандер" (так звали в Азии Александра Македонского) в оригинале или переводе. Здесь великий завоеватель ведет беседу со своим учителем - Аристотелем. Тот наглядно показывает молодому, горячему мужчине, что бессмысленное накопление золота не может закончиться ничем хорошим.

    Стоит отметить, что практически во всех "Словах назидания" упоминаются русские люди и народ в целом. Великий просветитель ставит их в пример казахам. Пожалуй, сегодня многие из его строк могли бы привести к тому, что поэт получил бы серьезное наказание за экстремизм. Привести хотя бы цитату из "Второго слова назидания", посвященную русским: "Сила их в том, что неустанно учатся они ремеслу, трудятся, а не проводят время в унизительных раздорах между собой. О просвещенных и знатных русских и речи нет. Нам не сравняться с их прислугой".

    Призывал он всех состоятельных казахов (и сам следовал этому совету) отправлять детей для обучения русским учителям. А биями и управленцами ставить только тех, кто получил русское образование. Абай Кунанбаев считал, что именно изучая русский язык, простые казахи получат доступ к всемирной сокровищнице знаний.

    Разумеется, сегодня его произведения изучаются в довольно сильно усеченной форме - многие отрывки скрупулезно вырезаются, как устаревшие.

    Память в бонистике и филателии

    Память о великом просветителе живет. Так как скончался он в начале двадцатого века, фото Абая Кунанбаева до наших дней не дошли. Зато сохранилось довольно много словесных описаний, позволяющих сравнительно точно восстановить его внешность.

    Поэту старались отдать долг памяти, увековечив на марках. Первая из них появилась еще в 1965 году. Стоила марка 4 копейки и изображала лицо Абая Кунанбаева. Значительно позже, в 1995 году, были выпущены еще две марки, достоинством уже 4 и 9 тенге.

    При создании собственной национальной валюты, специалисты также не забыли о великом просветителе. На купюре достоинством 20 тенге, выпущенной в 1993 году, изображен именно этот поэт.

    Отдельно стоит сказать, что во многих городах Казахстана в день рождения Абая Кунанбаева проводятся литературные чтения, посвященные ему.

    Топонимы в честь Абая

    Еще больше внимания поэту уделено при переименовании русских деревень и маленьких городков, расположенных на территории Казахстана. Десятки населенных пунктов были переименованы в 90-е годы после распада СССР и получения Республикой Казахстан независимости.

    Яркими примерами можно назвать Мичуринск, Сухиновку, Интернационал, Авангард, Шавровку. Все эти населенные пункты, основанные русскими переселенцами, впоследствии были переименованы в честь Абая.

    Во многих крупных городах Казахстана установлены памятники Абаю Кунанбаеву. Сюда можно отнести Алматы, Астану, Усть-Каменогорск, Семипалатинск.

    Практически в каждом крупном городе (и многих мелких населенных пунктах) есть улицы и проспекты Абая - большая часть из них получила новое название уже после обретения независимости Казахстаном.

    Известные родственники

    Один из самых известных казахстанских писателей является Мухтар Ауэзов. Мало кто знает, что он - внучатый племянник просветителя. Ну а наибольшую известность Ауэзову принес исторический роман "Путь Абая", посвященный известному предку.

    Также стоит упомянуть о другом казахстанском поэте - Шакариме Кудайбердиеве. Он был племянником Абая.

    Заключение

    На этом наша статья подходит к концу. Теперь вы знаете больше о великом казахском просветителе Абае Кунанбаеве. Немного ознакомились с его творчеством, имеете представление о биографии и вехах жизни, оказавших влияние на мировоззрение поэта.