Абсолютная истина - полное, неизменное, установленное раз и навсегда знание о ком-либо предмете либо явлении.
Алкоголизм (наркомания) — болезнь, развивающаяся в результате систематического употребления алкоголя (наркотиков).
Базис - совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
Бытие — существование человека во всем многообразии его проявлений.

Валовой внутренний продукт (ВВП )- суммарная стоимость всех товаров и услуг, произведенная страной за год (в рыночных ценах)

Валовой национальный продукт (ВНП) - ВВП + сумма чистых доходов из-за границы

Владение — возможность иметь что-либо (собственность).
Волюнтаризм — абсолютизирует свободу воли, доводя ее до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности развития общества.

Восприятие (1) — процесс формирования целостного образа, отражающего непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства.

Восприятие (2) - форма чувственного познания.
Гипотеза — выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых хотят объяснить те эмпирические факты, которые не укладываются в рамки прежних учений.
Государственный бюджет — перечень планируемых доходов и расходов.

Государство — политико-территориальная суверенная организация власти в обществе, располагающая специальным аппаратом для осуществления своих функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.
Гражданские (личные) права (статьи 9-25, 45-54, 60, 62 Конституции РФ) - права, принадлежащие человеку как биосоциальному существу
Гражданское общество — система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы.

Девиантное поведение - отклоняющееся от общепринятых норм поведение
Делинквентное поведение — совокупность преступлений.
Демократия - политический режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти.

Деятельность — активность людей, направленная на преобразование ими окружающего мира.

Дискримина ция - умаление прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола и т.п.

Дифференциация - разделение
Духовное производство — деятельность сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, которые профессионально заняты квалифицированным умственным трудом.

Императивный ман дат - право отзыва депутата избирателями до истечения срока его полномочий

Индивид(1) — единичный конкретный человек, рассматриваемый в качестве биосоциального существа.
Индивид (2) — отдельно взятий представитель всего человеческого рода.

Индивидуальность — неповторяемое своеобразие человека, набор его уникальных качеств.

Интеграция - объединение
Искусство — специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.
Истина — соответствие полученных званий содержанию объекта.

Исторические закономерности — общие черты, присущие группе исторических явлений.
Исторический процесс — временная последовательность сменяющих друг друга событий, которые явилась результатом деятельности многих поколений людей.
Класс — большая группа людей, объединенная по следующим признакам:
1)наличие собственности на средства производства 2)участие в распределении прибыли, З) организует производство или непосредственно участвует в нем.
Коммуникативная подсистема политической системы общества — совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в осуществления власти, выработке и проведении политики.
Конституция — это основной закон государства.

Консенсус - согласие без формального голосования

Коллективизм - принцип общности, коллективного начала в общественной жизни, в труде, какой-либо деятельности

Кос венная (представительная) демократия - возможность народа осуществлять власть через своих представителей в различных государственных органах

Культура - все виды производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества, а также все их результаты.
Культурно-идеологическая подсистема политической системы общества — совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической системы.
Культурные права — права, обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности.
Личность(1) — человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя.
Личность (2) — человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, исполнение которых является следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него силы общественного мнения

Многопартийность - существование и легальная деятельность в государстве двух и более партий
Наблюдение — целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходят получение звания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта.
Надстройка — совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом.
Налог - обязательный платеж, устанавливаемый государством для граждан и предприятий.

Народность - общность людей, исторически сложившаяся в процессе разложения племенных отношений на базе единства языка и территории и развивающейся общности экономической жизни и культуры.

Народные массы — социальные общности, сложившиеся на определенной территории, члены которой имеют единый менталитет, культуру, традиции и обычаи и сообща создают материальные и духовные ценности.
Наука — теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме (понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных исследований.
Научная теория — логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, которое выражено особой системой понятий.

Научно-техническая революция (НТР)— это качественный скачок в развитии производительных сил общества, переход его в новое состояние на основе принципиальных перемен в системе научных званий.
Нации — наиболее развитые этнические образования, возникшие на основе языковой, территориальной, культурной, экономической, социально- психологической общности.
Нормативная подсистема политической системы общества — политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества.
Нормы морали - нормы, в которых выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и несправедливости, реализация которых обеспечивается внутренним убеждением людей либо силой общественного мнения.
Образование — целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.

Общение — процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности.
Общественные объединения — добровольные, самоуправляемые формирования, создаваемые на основе общности интересов для достижения какой-либо цели, общей для всех их членов.
Общество (1) - совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами жизни и деятельности (группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности);

Общество (2) - целостный социальный организм, включающий в себя большие и малые группы людей, а также связи и отношения между ними (конкретный этап в историческом развитии народа или страны).

Общество (З) — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения

Общество (4) — динамическая саморазвивающаяся система, то есть такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность.
Объективная истина — достоверное знание, не зависимое от пристрастий и интересов людей.
Обычай — исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку путем многократного повторения.
Отклоняющееся (девиантное) поведение — не соответствующее требованиям социальных норм.
Относительная истина — неполное, ограниченное знание верное лишь в определенных условиях, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития.
Отрасль права — систематизированная группа правовых норы, регулирующих определенную сферу общественных отношений.

Ощущение — отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которое непосредственно воздействуют на органы чувств.
Парламентаризм — ведущее положение парламента в системе государственной власти и управления.
Партийная система — совокупность всех существующих и действующих в стране партий.

Политическая партия — это специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть

Политическая партия легальная - партия, деятельность которой разрешена государством и официально зарегистрирована

Политическая партия нелегальная - партия, которая запрещена государством и действующая подпольно

Племя - этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, культурой, языком и самоназванием.

Познание — процесс деятельности людей, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.

Подсистема - «промежуточный» комплекс, более сложный, чем элемент, но менее сложный, чем сама система.

Познание — процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых человеку.
Политика(1) — искусство управления государством.

Политика (2) — отношения между государствами, классами, социальными группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отношения между государствами на международной арене.
Политика (З) — деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений, в сфере отношений между социальными группами (классами, нациями, государствами), направленная на интеграцию их усилий с целью упорядочения политической власти или ее завоевания.
Политика (4) - сфера деятельности групп, партий, индивида, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.

Политика (5) - основные принципы, нормы и направления деятельности по осуществлению государственной и общественной власти

Политическая идеология - 1.система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, какого-либо субъекта политики (класса, нации, общества, партии, общественного движения); 2. теоретическое обоснование системы ценностей субъектов политики

Политическая коммуникация — распространение и передача политической информации, как между элементами политической системы, так и между политической системой и обществом.
Политическая культура (1)— комплекс типичного для данного общества укоренившихся образцов поведения, ценностных ориентаций, политических представлений.

Политиче ская культура (2)— это передаваемый, из поколения в поколение опыт политической деятельности в котором соединены знания, убеждения «модели поведения человека и социальных групп
Политическая партия — специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть.

Политические права — права, обеспечивающие возможности участия граждан в политической жизни страны

Политическая система — механизм реализации политической власти и политического управления обществом.
Политическая система общества - совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.
Политические нормы (1) — правовые, политические и моральные правила, лежащие в основе жизнедеятельности политической системы. (2) — устанавливаемые различными политическими организациями нормы.
Политические права — права гражданина, обеспечивающие возможность участия в политической жизни страны.

П олитические роли личности - политические функции, нормативно одобренные образы политического поведения, ожидаемые от каждого, кто занимает данное положение в политической системе

Политическая социализация личности - процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль

Политический статус — положение человека в политической системе, совокупность его политических прав и обязанностей, возможность оказать влияние на политическую жизнь страны.

Политическое правление — процесс разработки, принятия и реализации политических решений.
Пользование — возможность использовать полезные свойства имущества.

Понятие — форма (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки предметов и явлений.

Пошлина таможенная — это специальный налог государства на товары, покупаемые за границей
Права человека — гарантируемая законом мера возможного поведения индивида.
Право(1) - система общеобязательных норм (правил) поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой.
Право(2) - система понятий об общеобязательных правилах поведения, правах и обязанностях человека, запретах, условиях их возникновения и реализации.

Право (3)— это система общеобязательных, формальных норм, установленных или санкционированных государством (а иногда непосредственно народом), реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной силой государства.

Правовое государство - государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.
Правовой статус личности — совокупность прав и свобод личности, которые принадлежат ей по закону.
Правовые нормы — формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством, реализация которых обеспечивается его авторитетом или принудительной силой.

Прямая (непосредственная) демократия - возможность народа непосредственно принимать политические решения и осуществлять свою власть

Предложение — это то количество товара, которое продавец может предложить покупателю в конкретном месте в конкретное время.
Предмет искусства - человек, его отношения с окружающим миром другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях.

Предпринимательская деятельность — деятельность, осуществляемая по собственной инициативе, на свой риск и ответственность, самостоятельная, направленная на получение прибыли
Представление — форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно, даже если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.
Престиж - оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении.
Приватизация - процесс передачи государственной собственности в частные руки
Прогресс - направление развития от низшего к высшему, от простого к сложному
Производительность труда — количество товара, произведённого в единицу времени.

Производительные силы — средства производства (предмет труда и орудия труда) + рабочая сила.
Производственные отношения — отношения людей в процессе производства

Пролетариат - наемные рабочие, лишенные средств производства

Пошлина — это специальный налог госу-дарства на товары, покупаемые за границей

Рабочая сила — люди с их умениями, навыками и способностями.
Распоряжение — возможность изменять назначение и принадлежность.

Революция - переворот в жизни общества, который ведет к ликвидации прежнего общественного и политического строя и установлению новой власти

Религиозные нормы — нормы, к которым относят правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями.
Религия(1) — совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядных действий, а также религиозных институтов.
Религия (2) - система взглядов, в основе которой лежит понятие священного, святого.
Религия (З) — одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворение его духовных потребностей.

Религия (4) - вера и поклонение вымышленным, сверхъестественным существам (богам, духам и прочим)

Рынок — совокупность всех отношений, а также форм организаций и сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товара и услуг.
Рыночная экономика — экономическая система, в которой решение относительно того, что, как и для кого производить, является результатом взаимодействия продавцов и покупателей на рынке.
Самообразование — приобретение знаний путем самостоятельных занятий, без помощи преподавателя.
Самопознание - познание личностью своих собственных возможностей, качеств.
Самореализация - претворение в жизнь значимых для человека целей, планов, идей, проектов.
Свобода — самостоятельность социальных и политических субъектов (в том числе и личности), выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.
Свобода человека — узаконенная возможность поступать а соответствии со своей волей, отсутствие стеснений, ограничений деятельности человека.

Собственность — отношение между человеком или группой людей с одной стороны, и предметами и вещами с другой.
Сословия — большие группы людей, имеющие определенные права и обязанности, передающиеся по наследству.
Социализация — осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями (т.е. становление личности).
Социальная мобильность — возможность перехода человека с одного социального уровня на другой, из одной группы в другую.
Социальная роль — некоторый образец поведения, признанный
целесообразным для людей данного статуса в данном обществе.
Социальная санкция — реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно-значимой ситуации.
Социальная стратификация (структура) - расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношений между людьми.
Социальные нормы — установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь.
Социальные права — право на благосостояние и достойную жизнь.

Социальный статус — это положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.

Спрос - это то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен; желание и возможность потребителя купить конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте
Стоимость — величина вложенных в товар затрат.
Страты — большие группы людей, отличающиеся по своему положению в социальной структуре общества.
Суждение — форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с их помощью утверждается или отрицается что-либо.

Тип (сущность) государства - совокупность важнейших сторон, свойств и связей государства, порожденных конкретной исторической эпохой и отражающих его сущность
Трудовая деятельность — форма человеческой деятельности, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ.

Умозаключение — получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления.
Уровень разделения труда — распределение функций между участниками трудового процесса.
Фатализм — рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор.
Фондовый рынок — рынок ценных бумаг.

Форма государства - способы организации и осуществления власти в стране: форма правления, форма государственного устройства, форма политического режима
Формация — исторически определенный тип общества, рассматриваемый в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ.
Функции политики — совокупность процессов, выражающих ее назначение в обществе.

Функции государства - основные направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определенного исторического этапа развития
Цель - идеальный образ результата.
Цена — денежное выражение стоимости.

Ценность - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, группы, класса, общества
Цивилизация(1) — уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующей за варварством, дикостью.

Цивилизация(2) — качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни), той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития.
Человек — существо, принадлежащее к человеческому роду (НОМО SAPIENS).
Экономика — система общественного производства, то есть процесс создания материальных благ необходимых человеческому обществу для его нормального развития и существования (промышленность, с/х, финансовая система, торговля).
Экономические права — узаконенные возможности свободного распоряжения средствами производства, рабочей силой и предметами потребления.
Эксперимент — метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).

Эмпирическое описание — фиксирование сведений знаками языка либо другими знаковыми формами.
Этносы (народы) - большие группы людей, выделяемые на основе общности культуры, языка, сознания нерасторжимости исторической судьбы.
Эффективность труда - затраты/результат.

Урок обществознания в 10 классе

Учителя КОУ «Средняя школа №2» (очно-заочная)»

Косенок Ирины Васильевны

Тема урока: «Деятельность людей и ее многообразие»

Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «деятельность», «мотивы деятельности», «потребности», «интересы», «творчество», «цель», «средства достижения цели», «действия», «бессознательное»; ознакомить с социальной сущностью деятельности человека, с типологией деятельности, выяснить природу и особенности творческой деятельности; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок-исследование.

Ход урока

I. Организационный момент

Однажды Ходжа Насреддин проснулся среди ночи, вышел на улицу и стал кукарекать. Услышали это соседи и спрашивают: «Что ты делаешь, Ходжа?» - «У меня сегодня много дел, - ответил он, - хочу, чтобы день наступил пораньше».

О чем эта притча? - Какое она имеет отношение к теме нашего урока?

Что такое «деятельность»? Чем деятельность животных отличается от деятельности человека? Какую роль играет деятельность в нашей жизни?

На эти вопросы мы и будем отвечать на наших уроках. Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Сущность и структура деятельности.

2. Потребности и интересы.

3. Многообразие видов деятельности.

4. Творческая деятельность.

Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Внешне это проявляется в движениях - двигательной активности. Но для животных характерно приспособление к окружающей среде. Они только используют то, что дала им природа.

Человек обладает такой специфической формой взаимодействия с окружающей средой, как деятельность.

Деятельность - форма активности, направленная не только на приспособление к окружающему миру, но и на изменение, преобразование внешней среды; на получение нового продукта или результата.

Таким образом, и поведение животных, и деятельность человека целесообразны, но целеполагание присуще только человеку.

В ходе такой деятельности реализуются силы и способности человека, которые потом воплощаются в продуктах деятельности. В этой цепочке и проявляется социальная сущность деятельности.

Проверим ход наших рассуждений с помощью схемы:

1. Сущность и структура деятельности

Познакомимся с сущностью и структурой деятельности. Прочитайте в § 5 и найдите:

Что такое «субъект» деятельности? - Что такое «объект» деятельности?

С чего начинает человек любую деятельность? - Что такое «цель»?

С помощью чего люди обычно достигают целей? - Что такое «действия»? Приведите примеры - От чего зависит достижение или неуспех деятельности?

Что значит выражение «Средства должны соответствовать цели»?

Можно ли, поставив перед собой благородную цель, воспользоваться нечестными средствами?

Как вы относитесь к выражению «Цель оправдывает средства»? Свой ответ аргументируйте.

(По ходу ответов учащихся на доске выстраивается схема.)

Структура деятельности

2. Потребности и интерес

Теперь нам следует определить, что побуждает человека к деятельности. Для чего? Да хотя бы для того, чтобы не стать героем следующей притчи, которая получила название «Старательный дровосек».

Старательный дровосек честно собирал хворост, ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шел на костры инквизиции, где сжигали людей. О чем притча? В ней говорится о том, что человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия, знать, что получится в результате - добро или зло.

Прочитайте в § 5 учебника: - Что такое «мотив»? - Какую роль играют мотивы в деятельности человека?

Что может выступать в роли мотивов? - Что такое «потребности»?

На какие три большие группы разделили потребности авторы учебника?

Охарактеризуйте и проанализируйте их. - Какие из них вам кажутся наиболее важными? Свой выбор объясните.

Вспомните и охарактеризуйте шкалу потребностей, разработанную А. Маслоу.

Что такое «социальные установки»? Приведите примеры.

Что такое «убеждения»? Какую роль они играют в деятельности человека?

Почему особую роль в формировании мотивов играют «интересы»?

Как они формируются? От чего зависят? - Что такое «идеал»? «Общественный идеал»?

Что значит для вас «нравственный идеал»? - Что мы подразумеваем под понятием «сознательная деятельность»?

Всегда ли мы сознательно действуем? Что такое «бессознательное»?

Что движет человеческой деятельностью

3. Многообразие видов деятельности

М. Е. Салтыков-Щедрин в своей сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» помещает на необитаемый остров двух заслуженных чиновников, привыкших жить на всем готовом. Здесь они вдруг обнаруживают, что «человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет». «Стало быть, если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала ее изловить, убить, ощипать, изжарить...»

О какой деятельности идет речь в приведенном фрагменте? Какие вообще бывают виды деятельности? Попробуйте перечислить их.

Чтобы не потеряться в многообразии видов деятельности ученые создали определенные модели классификации человеческой деятельности. Давайте познакомимся с ними. Прочитайте в § 5:

Охарактеризуйте и проанализируйте первую модель классификации видов деятельности: практическая, духовная.

Охарактеризуйте и проанализируйте вторую модель классификации видов деятельности: созидательная, разрушительная.

Приведите примеры отдельных видов деятельности.

Как вы относитесь к славе Герострата? Почему?

(По ходу ответов на доске выстраивается схема.)

4. Творческая деятельность

Что такое «творческая деятельность»? Чем она отличается от других видов деятельности?

Какие ассоциации возникают у вас при слове «творчество»? (После ответов обучающихся, по ходу объяснения учителя, выстраивается схема.)

Творческая деятельность

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее

Источником деятельности может быть воображение, фантазия

Фантазия - необходимый компонент творческой деятельности

Интуиция - важнейший компонент творчества. Бессознательное

Бессознательное связано с созидательными усилиями

Итог урока

В чем заключается социальная сущность деятельности?

Какова структура деятельности?

Как связаны между собой цель, средства и результат деятельности?

Каковы мотивы деятельности?

Как соотносятся потребности и интересы?

В чем особенности творческой деятельности?

Рефлексия.

Деятельность - это определенные действия, которые совершаются человеком с целью произвести нечто значимое для него самого, или же для окружающих людей. Это осмысленное, многосоставное и достаточно серьезное занятие, которое в корне отличается от отдыха и развлечений.

Определение

Основная дисциплина, которая в рамках учебного курса исследует деятельность человека, - обществознание. Первое, что необходимо знать для правильного ответа на вопрос по данной тематике - это основное определение изучаемого понятия. Однако таких определений может быть несколько. Еще одно гласит, что деятельностью называется такая форма активности человека, которая направлена не только на приспособление организма к окружающей среде, но и на ее качественное преобразование.

C окружающим миром взаимодействуют все живые существа. Однако животным свойственно только лишь приспособление к миру и к его условиям, они никаким образом не могут поменять его. Но человек и отличается от животных тем, что обладает особой формой взаимодействия с окружающей средой, которая называется деятельностью.

Главные компоненты

Также для хорошего ответа на вопрос по обществознанию о деятельности человека нужно знать о понятиях объекта и субъекта. Субъектом является непосредственно тот, кто осуществляет действия. Не обязательно это отдельно взятый человек. Субъектом может выступать также группа людей, организация или же страна. Объектом деятельности в обществознании называется то, на что конкретно оказывается направленной активность. Это может быть и другой человек, и природные ресурсы, и какие-либо сферы общественной жизни. Наличие цели является одним из основных условий, при которых возможна деятельность человека. Обществознание, помимо цели, также выделяет и компонент действия. Оно осуществляется в соответствии с поставленной целью.

Типы действий

Целесообразность деятельности - это показатель того, двигается ли человек к тому результату, который для него важен. Целью называется образ этого результата, к которому стремится субъект активности, а действие является непосредственным шагом, направленным на реализацию стоящей перед человеком цели. Немецкий ученый М. Вебер выделял несколько типов действий:

  1. Целенаправленное (другими словами - рациональное). Это действие осуществляется человеком в соответствии с поставленной целью. Средства для достижения нужного результата выбираются осознанно, учитываются возможные побочные результаты активности.
  2. Ценностно-рациональное. Действия такого рода происходит в соответствии с теми убеждениями, которые имеются у человека.
  3. Аффективное - это действие, которое вызвано эмоциональными переживаниями.
  4. Традиционное - основывается на привычке, или же традиции.

Другие компоненты деятельности

Описывая деятельность человека, обществознание также выделяет понятия результата, а также средств достижения цели. Под результатом понимается конечный продукт всего процесса, осуществляемого субъектом. При этом он может быть двух типов: положительным и отрицательным. Принадлежность к первой или второй категории определяется соответствием результата поставленной цели.

Причины, по которым человек может получить отрицательный результат, могут быть и внешними, и внутренними. Ко внешним относят изменение условий окружающей среды в худшую сторону. К внутренним относятся такие факторы, как постановка изначально недостижимой цели, неверный выбор средств, неполноценность действий или же отсутствие нужных умений либо знаний.

Общение

Одним из основных видов деятельности человека в обществознании является общение. Целью любого вида общения является получение какого-либо результата. Здесь главной целью нередко является обмен нужной информацией, эмоциями или же идеями. Общение является одним из основных качеств человека, а также непременным условием социализации. Без общения человек становится асоциальным.

Игра

Еще один вид деятельности человека в обществознании - это игра. Она свойственна как людям, так и животным. В детской игре моделируются ситуации взрослой жизни. Основной единицей детской игры является роль - одно из главных условий для развития сознания и поведения детей. Игра является таким типом активности, при котором происходит воссоздание и усвоение общественного опыта. Она позволяет обучиться методам осуществления общественных действий, а также овладеть предметами человеческой культуры. Игровая терапия нашла широкое распространение в качестве одной из форм коррекционной работы.

Труд

Также является важным видом активности человека. Без труда не происходит социализации, однако он важен не только для развития личности. Труд является необходимым условием выживания и дальнейшего прогресса человеческой цивилизации. На уровне отдельно взятого индивида труд - это возможность обеспечить собственное существование, прокормить себя и своих близких, а также возможность реализовать природные задатки, способности.

Обучение

Это еще один важный вид активности человека. Тема по обществознанию, посвященная деятельности, тем и интересна, что рассматривает различные ее виды, позволяет рассмотреть все многообразие видов активности человека. Несмотря на то что процесс обучения человека берет свое начало еще в утробе матери, в определенный период времени этот тип деятельности становится целенаправленным.

Например, в 50-х годах прошлого столетия детей начинали учить в возрасте 7-8 лет, в 90-х в школах было введено массовое обучение с шестилетнего возраста. Однако даже до начала целенаправленного обучения ребенок впитывает огромное количество информации из окружающего мира. Великий русский писатель Л. Н. Толстой подчеркивал, что в возрасте до 5 лет маленький человек усваивает гораздо больше, чем за всю оставшуюся жизнь. Конечно, с этим утверждением можно поспорить, однако изрядная доля истины в нем есть.

Основное отличие от других видов активности

Нередко школьники получают в качестве домашнего задания вопрос по обществознанию: «Деятельность - способ существования людей». В процессе подготовки к такому уроку самое важное, что нужно отметить - это характерное отличие активности человека от обычного приспособления к окружающей среде, которой свойственно животным. Одним из таких типов деятельности, который направлен непосредственно на преобразование окружающего мира, является творчество. Данный тип занятий позволяет человеку создать нечто совершенно новое, качественно преобразовав окружающую действительность.

Типы деятельности

Время, когда учащиеся проходят тему по обществознанию «Человек и деятельность», по ФГОС - 6 класс. В этом возрасте учащиеся, как правило, уже являются достаточно взрослыми, чтобы различать виды активности, а также понимать их важность для всестороннего развития человека. В науке различают следующие ее типы:

  • Практическая - направлена непосредственно на преобразование внешней среды. Этот тип, в свою очередь, подразделяется на дополнительные подкатегории - материально-производственную деятельность, а также социально-преобразовательную.
  • Духовная - деятельность, которая направлена на изменение сознания человека. Данный тип также подразделяется на дополнительные категории: познавательную (наука и искусство); ценностно-ориентировочную (определение негативного или же позитивного отношения людей к разнообразным явлениям окружающего мира); а также прогностическую (планирование возможных изменений) деятельность.

Все эти типы тесно между собой соприкасаются. К примеру, перед тем как провести реформы (относятся к нужно проанализировать их возможные последствия для страны (прогностическая деятельность.

Заполни пробелы в схемах.

Запиши номера, под которыми указаны примеры деятельности, в со­ответствующий блок схемы.

Примеры: 1) хозяйка готовит обед; 2) школьники устроили шахмат­ный турнир; 3) генерал планирует парад войск; 4) продавец упако­вывает покупку; 5) дачник поливает овощи на грядке; 6) студент готовится: к экзамену; 7) несколько семей организовали футбольный матч; 8) участники телевикторины отвечают на вопросы ведущего; 9) школьник летом читает заданные учителем литературы книги; 10) девочка делает причёску кукле; 11) министры правительства со­ставляют государственный бюджет.

Ответ

Цель – Достижение – Путь

Основные виды человеческой деятельности:

1. Игра - это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс - развлечение, отдых. Игра, как и искусство, предлагает некое решение в условной сфере, которое может быть использовано в дальнейшем в качестве своеобразной модели ситуации. Игра дает возможность моделировать конкретные жизненные ситуации.

Примеры: 2) школьники устроили шахматный турнир; 7) несколько семей организовали футбольный матч; 8) участники телевикторины отвечают на вопросы ведущего; 10) девочка делает причёску кукле.

2. Учение - вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учения состоят в том, что оно служит средством психологического развития человека. Учение может быть организованным и неорганизованным (самообразование).

Примеры: 6) студент готовится к экзамену; 9) школьник летом читаем заданные учителем литературы книги.

3. Общение - это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями (радость, удивление, гнев, страдание, страх и т. д.). По используемым средствам различают следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное, вербальное и невербальное.

4. Труд - вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Характерные черты труда: целесообразность, нацеленность на достижение конкретного результата, практическая полезность, преобразование внешней среды обитания.

Примеры: 1) хозяйка готовит обед; 3) генерал планирует парад войск; 4) продавец упаковывает покупку; 5) дачник поливает овощи на грядке; 11) министры правительства составляют государственный бюджет.

Деятельность - способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека (сознательный, продуктивный, преобразующий и общественный характер). 1

Структура деятельности:

  • Объект - это то на что направлена деятельность.
  • Субъект - это тот, кто ее осуществляет. 2
  • Мотив (совокупность внешних и внутренних условии вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. В качестве мотивов могут вы ступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы).
  • Цель (это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. 3
  • Средства - используемые в ходе деятельности приемы, способы действия, предметы и т. п. Средства должны быть соразмерными цели, моральными; нельзя оправдывать аморальные средства благородством цели.
  • Действие - элемент деятельности, имеющий относительно самостоятельную и осознанную задачу. Деятельность состоит из отдельных действий. Особые формы действий: поступки (действия, которые имеют ценностно-рациональное, нравственное значение); деяния (действия, имеющие высокое положительное социальное значение).
  • Результат - конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично). Результат деятельности может и не совпадать с целью деятельности. Параметрами результата деятельности являются количественные и качественные показатели, по которым производится сопоставление результата с целью. Через деятельность реализуется свобода человека, так как в ее процессе он осуществляет свой выбор. 4

Типы деятельности:

  • труд (направлен на достижение цели, практическая полезность, мастерство, развитие личности, преобразование)
  • игра (процесс игры важнее ее цели; двойственный характер игры: реальный и условный)
  • учение (познание нового)
  • общение (обмен идеями, эмоциями). 5

Классификации общения:

по используемым средствам общения:

  • непосредственное (с помощью естественных органов - рук, головы, голосовых связок и т. д.);
  • опосредованное (с помощью специально приспособленных или изобретенных средств - газета, компакт-диск, след на земле и т. д.);
  • прямое (личные контакты и непосредственное восприятие друг друга);
  • косвенное (через посредников, которыми могут выступать другие люди);

по субъектам общения:

  • между реальными субъектами;
  • между реальным субъектом и иллюзорным партнером, которому приписываются несвойственные ему качества субъекта общения (это могут быть домашние животные, игрушки и т. д.);
  • между реальным субъектом и воображаемым партнером, проявляется во внутреннем диалоге («внутренний голос»), в диалоге с образом другого человека;
  • между воображаемыми партнерами - художественными образами произведений.

Творчество:

Особое место в системе видов деятельности принадлежит творчеству. Творческая деятельность - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Признаками творческой деятельности являются оригинальность, необычность, своеобразие, а ее результатом - изобретения, новые знания, ценности, произведения искусства.

В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Все виды деятельности существуют во взаимодействии друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.