обществознание
В основе человеческой деятельности в отличие от действий животных лежит: 1) цель 3) инстинкт 2) интерес 4) потребность Способность человека мыслить, рассуждать и определять своё отношение к окружающей жизни: 1) сознание 3) талант 2) эрудиция 4) индивидуальность Верно ли, что А. Человек рождается как социальное существо, а развивается как биологическое. Б. Каждый человек – индивидуальность. Самостоятельность приносит пользу потому, что: А. учит принимать важные решения и нести за них ответственность. Б. позволяет во всём подражать взрослым. Индивидуальные особенности личности, условия успешного выполнения определённой деятельности: 1) способности 3) самосознание 2) самооценка 4) творчество К социальным потребностям человека относится: 1) потребность в отдыхе 2) стремление познать окружающий мир 3) потребность в общении 4) необходимость в воде и пище Национальность человека определяют: 1) судьи 2) сам человек и его родители 3) чиновники 4) работники правоохранительных органов Смелым является человек, который: 1) победил свой страх 2) никогда не испытывает страха 3) всегда готов полезть в драку 4) обладает большой физической силой Обязательным в нашей стране является: 1) начальное образование 2) общее школьное образование 3) среднее профессиональное образование 4) высшее профессиональное образование Чему учат в школе: А. ставить опыты, наблюдать происходящие процессы. Б. уважать людей, честности, доброте. Верно ли, что: А. труд может приносить человеку материальное и духовное удовлетворение. Б. труд может быть бесценным. Предприниматель, занимающийся благотворительностью
- капиталист
- мизантроп 3) торговец 4) меценат
- дружба 3) приятельство 2) знакомство 4) товарищество
- личность
- эмоциональность 3) наследственность 4) индивидуальность
Методическая разработка урока обществознания по теме:
«Повторение и обобщение по курсу «Обществознание» за 10 кл.» (профиль.)
Учитель истории и обществознания
МКОУ Черновской СОШ
Кыштовского района,
Новосибирской области.
Повторение и обобщение по курсу «Обществознание» за 10 кл. (профиль.)
Цель: обобщить полученные знания учащихся за курс10 класса.
Тип урока – урок – игра.
Подготовительный этап: формируются команды по пять человек, даются названия командам. Им поясняется содержание игры и правила. За каждый правильный ответ команды получают баллы (от 10 до 60) в зависимости от сложности вопроса. За неверный ответ вычитается соответствующее количество баллов. Выигрывает та команда, которая наберет большее количество баллов.
Игра проводится по шести номинациям:
Термины и даты: данная номинация позволяет проверить знания о датах и терминах.
Общество и человек: включает определение знаний в области происхождения человека и становления общества.
Деятельность как способ существования людей: направлена на определение знаний, в сущности, и структуре деятельности людей.
Кто есть кто: позволяет проверить знания учащихся о великих учёных, философах, которые занимались проблемами развития человека и общества.
Сознание и познание: проверка знаний в области познаваемости мира, знание и сознание.
Личность и межличностные отношения: систематизация знаний по теме личность и межличностные отношения.
Ход урока:
Орг. Момент.
Объявление темы и цели урока, а также правила игры.
Термины и даты:
Название этого термина в переводе от греческого обозначает – сказание, предание. (миф)
Тип общественного развития, основанный на ускоряющемся изменении природной среды, форм общественных отношений и самого человека (индустриальное общество).
Постижение эмоционального состояния другого человека (эмпатия)
Кто ввёл понятие «цивилизация» в научный оборот? (Вольтер, Дидро, Монтескье)
Назовите дату возникновения 95 тезисов М. Лютера, которые критиковали церковь. (1546)
Способность человека оперировать образами социального взаимодействия, природных и культурных связей, отдельными от непосредственных контактов с людьми и актов деятельности, рассматривать эти образы в качестве условий, средств, ориентиров своего поведения. (сознание).
Общество и человек
Назовите отличительные черты человека от животных. (наличие связной речи, самосознание, прямохождение, нравственность, мышление и тд.)
Перечислимте известные вам теории происхождения человека (Ч. Дарвина, космическая теория, теория магнитных полюсов, и тд.)
Перечислите сферы общественной жизни как подсистемы общества (Экономическая, социальная, политическая, духовная).
Дайте характеристику типологии обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное)
Социальные изменения могут происходить с помощью 3 различных форм. Какие это формы, дайте название и охарактеризуйте их. (эволюция, революция, реформа).
Деятельность как способ существования людей
Опишите структуру деятельности (цель, действия, средства деятельности, результат)
Перечислите виды деятельности (практическая, духовная, творческая, созидательная, разрушительная, познавательная, прогностическая, ценностно – ориентировочная, социально – преобразовательная, трудовая, политическая, материально – производственная и т.д.)
В процессе трудовой деятельности возникают социально – трудовые отношения между работниками и работодателями – социальное партнёрство. Назовите формы социального партнёрства. (коллективные переговоры, участие в управлении, участие в досудебном разрешении трудовых споров.)
Что такое политическая деятельность (управление государством, политические партии, участие народа в политической жизни общества).
Что такое «легитимность власти»? (законность)
Охарактеризуйте 3 типа легитимности по М. Веберу (традиционный тип, харизматический тип, рационально – легальный тип).
Кто есть кто
Кто из философов сделал вывод о необходимости выделения 3 независимой ветви власти – судебной? (Монтескье).
В его произведении «Книжка поистине золотая и равно полезная, так и забавная, о наилучшем устройстве государства и острове Утопия» представляется идеальное общество. Там живут счастливые люди, не знающие частной собственности, все трудятся, с общественных благ берётся всё необходимое. Денег нет, золото идёт на изготовление ночных горшков и кандалов для преступников. Жители городов по очереди переселяются в деревню для сельскохозяйственных работ. Назовите имя автора этого произведения. (Т. Мор)
Его структура личности представляет собой 3 поля, которые включают в себя: ид, эго и супер – эго. Назовите имя этого психоаналитика. (З. Фрейд).
V . Сознание и познание
Назовите виды познавательной деятельности (чувственное и рациональное познание)
Перечислите формы чувственного познания (ощущение, восприятие, представление).
Перечислите виды истины (абсолютная и относительная истина).
Первой формой познания и объяснения общества является … (миф).
Перечислите отличительные черты научного познания от обыденного (стремление к максимальной объективности, описание особым (научным) языком, специфические способы обоснования истинности полученных знаний, желание получить знания).
Самооценка включает в себя..(самооценка = успех: притязания + оценка себя на основе оценки других+ отношение к собственным успехам и неудачам).
Личность и межличностные отношения.
Какие признаки характеризуют понятие «личность»?
Перечислите элементы из которых состоит личность (убеждения, мировоззрения, идеалы, стремления, интересы, привычки, умения, навыки и знания личности, особенности психических процессов: восприятия, мышления, памяти и т.д., биологические свойства – пол, возраст, темперамент)
Какие критерии положены в основу периодизации развития личности? (ведущая деятельность, характерная для данного возраста человека, которую человек должен освоить).
Охарактеризуйте основные виды направленности личности (общественная направленность – альтруист, эгоистическая направленность)
Какими бывают малые группы? (формальные и неформальные, референтные)
Опишите структуру и динамику межличностного конфликта (конфликтная ситуация, объект конфликта, участники. Динамика: проблема, осознание участниками, переход к конфликтному взаимодействию, полное или частичное разрешение конфликта.)
Итог урока.
После игры подводятся итоги. Определяются победители.
Итоговое повторение курса «Обществознание в 6-м классе»
1. Верны ли суждения:
А. Понятие «личность» и «индивидуальность» означают одно и то же.
Б. Без общества человек не может стать личностью.
1) верно только А; 2) верно только Б
2. Выберите все верные ответы. Познание мира включает в себя:
1) познание законов природы ; 2) увлечение музыкой; 3) наблюдение за погодой; 4) самопознание; 5) изучение наук ; 6) изучение общественных событий и явлений .
3. Деятельностью являются:
1) игра ; 2) учеба ; 3) восход солнца; 4) труд ; 5) сбор меда пчелами; 6) извержение вулкана.
4. Что является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и объясните, почему ты так решил.
Пища, отдых, красота , поддерживание теплового баланса, безопасность.
Ответ : все слова относятся к потребностям человека, кроме красоты, так как красота – это эстетическая категория, при которой у человека возникает чувство эстетического наслаждения.
5. К социальным потребностям человека относится:
1) потребность во сне, отдыхе; 2) потребность в уважении, признании ; 3) потребность в одежде, жилище; 4) потребность в чистом воздухе и воде.
6. В приведенном ниже списке все слова, кроме одного, относятся к межличностным отношениям. Найди и укажи термин, не связанный с понятием «межличностные отношения» .
Взаимопомощь, приятельство, дружба, взаимодействие, симпатия, гражданство .
7. К малым группам относится:
1) компания приятелей ; 2) ученики класса; 3) юные россияне; 4) читатели журнала «Огонек».
8. Какое качество помогает общению с другими людьми:
1) антипатия; 2) настороженность; 3) сопереживание ; 4) заносчивость.
9. Установите соответствие между способами поведения в конфликтной ситуации и характером разрешения конфликта : к каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции второго.
Характер разрешения конфликта
Способы поведения
1. Конструктивный (цивилизованный)
2. Неконструктивный (разрушительный)
а) ссора; б) скандал; в) спор; г) дискуссия; д) драка; е) переговоры.
1 – г, е, в.
2 – а, б, д.
10. Вставьте подходящие по смыслу слова в стихотворение:
Твори добро , чтобы, любя, оно тебя нашло.
Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло .
(Г. Низамин)
11. Отметьте знаком «+» верные суждения:
1. Добро – это отсутствие зла.
+
2. Добро – деяние, направленное на личное благо.
-
3. Добро – это то, что тебе выгодно в данный момент.
-
4. Добро – деяние на благо людей.
+
5. Добро – следование золотому правилу морали.
+
12. Выберите верное суждение:
А. Страх – чувство вредное, поскольку оно мешает человеку совершать достойные поступки.
Б. Страз никогда не мешает человеку поступать по совести.
1) верно только А; 2) верно только Б ; 3) верны А и Б; 4) неверны оба суждения.
13. Составьте план ответа на вопрос «Что такое добродетели» ?
1. Кто это? 2. Что они делают? 3. В чем их сущность? 4. Для чего они нужны? 5. В чем проявляется их деятельность. Приведите примеры.
14. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение в котором пронумеровано.
(1) Нередко приходится слышать, что конфликтов в отношениях между людьми не избежать. (2) Конфликт представляет собой столкновение интересов, целей, жизненных позиций. (3) Опасаясь возможных конфликтов, некоторые люди сокращают круг своих конфликтов. (4) Жаль, ведь в этом случае они обрекают себя на скучную, бесцветную жизнь.
Определите, какие предложения текста являются:
А. Установленными фактами. (1, 4)
Б. Мнением, оценочного суждения. (2, 3)
15. Составьте вопросы к словам кроссворда :
1
Ч
2
Е
Л
4
5
О
В
6
Е
Ч
8
9
10
Н
О
С
Т
12
Ь
1. Одобрительное, благожелательное отношение.
2. Способность чувствовать эмоции других людей.
3. Представление о добре и зле, регулирующие поведение людей в обществе.
4. Ласковое, дружеское, заботливое отношение.
5. Каждый человек должен иметь его к старшим.
6. Свойство человека, охотно оказывающего помощь.
7. Одно из редких и добрых качеств человека.
8. Способность, умение проникнуть в смысл чего-нибудь, усвоить, осознать.
9. По мнению, Виктора Гюго: «Она начинается с иронии».
10. Уильям Блейк, утверждал: «Высшей … поставить другого впереди себя». Вспомните последовательность развития конфликтов? Каковы варианты поведения в конфликтных ситуациях? 1. Возникновение конфликтной ситуации; Осознание конфликта; проявление конфликтного поведения; углубление конфликта; разрешение конфликта. 2. Сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание.
Вспомните героические поступки, которые мы изучали и вспомните примеры не человеческих поступков.
Учебник для 7 класса
Обществознание
Вопросы для итогового повторения
К главе I
- Что значит жить по правилам?
- Какие правила существуют в обществе?
- Что такое права человека? Где проходит граница прав человека?
- Какие группы прав существуют?
- Как права человека связаны с обязанностями?
- Почему важно соблюдать законы?
- В чём состоит воинский долг? Как можно подготовиться к его исполнению?
- Что такое дисциплина?
- Какое поведение называют правомерным, а какое - противоправным?
- Как закон охраняет справедливость?
- Какие задачи стоят перед правоохранительными органами?
К главе II
- Каким образом экономика способна удовлетворять потребности людей?
- Кто является основными участниками экономических отношений?
- Какие формы организации хозяйственной деятельности существуют в современном обществе?
- Что значит быть мастером своего дела?
- От чего зависит оплата труда?
- Почему производство считается основой экономики?
- Как организовать эффективное производство?
- Зачем и как люди занимаются бизнесом?
- Какую роль в жизни общества играют обмен и торговля?
- Какие функции в экономике выполняют деньги?
- Что значит рационально вести домашнее хозяйство?
К главе III
- Какие ресурсы человек получает от природы? Каковы исчер-паемые и неисчерпаемые ресурсы?
- Каковы основные причины загрязнения природы?
- В чём заключается опасность загрязнения воды и воздуха?
- Что значит относиться к природе по-хозяйски?
- В чём состоят правила и главный смысл экологической морали?
- Почему природа нуждается в защите?
- Почему закон стоит на страже природы?
- Какие объекты природы находятся под защитой закона?
- Какие наказания закон устанавливает за причинение вреда природе?
- Что может сделать гражданин для охраны природы?
Вопросы для итогового повторения
К главе I
1. Что значит жить по правилам?
Жить по правилам - это очень просто. Это значит не нарушать правила, правила, формируемые общественным мнением в данный период времени. Сложнее жить по принципам, это жить по внутренним правилам, которые согласны нашему взгляду на мир и не противоречат нашей совести, но могут противоречить общественному мнению. Ещё сложнее жить по совести. Лучше жить по уму.
2. Какие правила существуют в обществе?
Правила, регулирующие жизнь людей в обществе, называются социальными нормами.
Социальные нормы имеют ряд разновидностей, основные из которых перечислены ниже:
Обычаи и традиции - правила поведения, ставшие обязательными в силу привычки и повторяющиеся из поколения в поколение;
Моральные нормы - оценка поступков по шкалам морально-аморально, добро-зло, хорошо-плохо. Санкциями за неисполнение моральных норм являются общественное осуждение и муки совести;
Нормы этикета - совокупность формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях, в том числе нормы общения, деловой протокол и т.д.;
Правовые нормы - требования, закрепленные в государственных законах. Соблюдение правовых норм обеспечивается государственным принуждением;
Эстетические нормы - оценивание по шкале красиво-безобразно; применяется по отношению к искусству, природе, человеку и его поступкам;
Политические нормы - регуляторы политической жизни, выраженные в международных договорах, декларациях, хартиях, политических принципах;
Религиозные нормы - правила поведения, заповеди, содержащиеся в священных книгах и церковных установлениях;
Корпоративные нормы - правила поведения, установленные в крупных организациях, и закрепленные в уставе, кодексах, соглашениях и идеологии организаций.
3. Что такое права человека? Где проходит граница прав человека?
Права человека – это неотъемлемые права каждого человека, в независимости от его национальности, местожительства, пола, этнической принадлежности, цвета кожи, религии, языка или любых других признаков. Все люди в равной степени располагают правами человека, исключая всякого рода дискриминацию.
Граница прав человека проходит там, где начинаются права другого человека.
4. Какие группы прав существуют?
В правовой доктрине по основной сфере проявления в общественных отношениях права человека обычно делятся на личные, политические, социально-экономические и культурные, однако, в значительной степени и такое деление символично. Для ряда из них существенно лишь различие между правами человека и правами гражданина. Права человека также можно поделить на 1) личные + политические; 2) социально - экономические; 3) культурные + коллективные. Ниже приведена популярная теория классификации прав и свобод человека и гражданина.
5. Как права человека связаны с обязанностями?
Каждый человек по рождению наделен определенными правами – как то правом на жизнь, на защиту чести и достоинства, правом на труд, на отдых. Но эти права человеку должен кто-то гарантировать и обеспечивать их соблюдение. И, Государство, как субъект правовых отношений, создает и развивает соответствующие структуры. Но, опять же, по отношению к человеку – не безвозмездно, а обязывая его взамен к определенной линии поведения – самому соблюдать установленные Законом нормы поведения.
6. Почему важно соблюдать законы?
Законы разрешают, допускают или запрещают человеку совершать какие-либо действия. Законы нужны для соблюдения порядка.
7. В чём состоит воинский долг? Как можно подготовиться к его исполнению?
Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым, образуя непреложный закон гражданского поведения.
Только человек физически развитый, умелый, волевой, дорожащий своей честью, верный слову, успешно выполняет в армии свои задачи, его высоко ценят.
Подготовка к воинской службе - это обязательная военная подготовка, хорошая учёба, занятия спортом, а также воспитание характера.
8. Что такое дисциплина?
Дисциплина - правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка. Строгое и точное выполнение правил, принятых человеком к выполнению. В этом смысле говорят о школьной дисциплине, трудовой дисциплине, воинской дисциплине и т. п. Дисциплина поддерживается с помощью наказаний за её нарушение и поощрений за её соблюдение.
Дисциплина - правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка. Строгое и точное выполнение правил, принятых человеком к выполнению.
Внешняя дисциплина - влияние, на ваши действия/привычки, извне.
Внутренняя дисциплина - это действия/привычки, контролируемые вашей силой воли.
9. Какое поведение называют правомерным, а какое - противоправным?
Правовое поведение - социально значимое осознанное поведение индивидуальных или коллективных субъектов, урегулированное нормами права и влекущее за собой юридические последствия.
Правомерное поведение - социально полезное поведение лиц, полностью соответствующее требованиям правовых норм.
Противоправное поведение (правонарушение) - социально вредное поведение лиц, нарушающее требования правовых предписаний.
10. Как закон охраняет справедливость?
1. Закон поддерживает равенство всех жителей нашей страны;
2. Закон определяет правила поведения в социальном обществе;
3. Конституция формирует определенные социальные аспекты защиты интересов каждого человека;
4. Наличие законов считается обязательным к исполнению, тем не менее, все законы изначально направлены на защиту каждого человека в отдельности.
11. Какие задачи стоят перед правоохранительными органами?
Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят:
1) либо в восстановлении нарушенного права, например в области гражданских правоотношений;
2) либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например при убийстве);
3) либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания.
Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.
К указанным задачам мы можем предложить добавить функции по предупреждению правонарушений и преступлений, т.е. включить превентивные меры в число задач правоохранительных органов.