обществознание

В основе человеческой деятельности в отличие от действий животных лежит: 1) цель 3) инстинкт 2) интерес 4) потребность Способность человека мыслить, рассуждать и определять своё отношение к окружающей жизни: 1) сознание 3) талант 2) эрудиция 4) индивидуальность Верно ли, что А. Человек рождается как социальное существо, а развивается как биологическое. Б. Каждый человек – индивидуальность. Самостоятельность приносит пользу потому, что: А. учит принимать важные решения и нести за них ответственность. Б. позволяет во всём подражать взрослым. Индивидуальные особенности личности, условия успешного выполнения определённой деятельности: 1) способности 3) самосознание 2) самооценка 4) творчество К социальным потребностям человека относится: 1) потребность в отдыхе 2) стремление познать окружающий мир 3) потребность в общении 4) необходимость в воде и пище Национальность человека определяют: 1) судьи 2) сам человек и его родители 3) чиновники 4) работники правоохранительных органов Смелым является человек, который: 1) победил свой страх 2) никогда не испытывает страха 3) всегда готов полезть в драку 4) обладает большой физической силой Обязательным в нашей стране является: 1) начальное образование 2) общее школьное образование 3) среднее профессиональное образование 4) высшее профессиональное образование Чему учат в школе: А. ставить опыты, наблюдать происходящие процессы. Б. уважать людей, честности, доброте. Верно ли, что: А. труд может приносить человеку материальное и духовное удовлетворение. Б. труд может быть бесценным. Предприниматель, занимающийся благотворительностью

  • капиталист
  • мизантроп
  • 3) торговец 4) меценат
Слагаемыми жизненного успеха являются: А. здоровье и способности человека Б. готовность к умственному труду. Что является показателем человечности общества? 1) умение создавать выдающиеся произведения искусства 2) отношение к старым людям 3) соблюдение законов 4) знание норм морали Найти качества, которые характеризуют лидера группы: 1) хорошая успеваемость 2) физическое превосходство 3) способность увлечь за собой 4) готовность взять ответственность на себя 5) боязнь самостоятельно принять решение Способность к интеллектуальной деятельности: 1) инстинкт 3) разум 2) речь 4) эмоция Верны ли суждения? А. Умозаключение – высказывание, содержащее определённую мысль. Б. Суждение – вывод из нескольких логически связанных мыслей. Каким качеством должен обладать хозяин дома? 1) скупость 2) расточительность 3) экономность 4) жадность Верны ли суждения о потребностях? А. Потребности человека невозможно удовлетворить полностью. Б. Духовный мир человека формируется в процессе удовлетворения духовных потребностей Смелость позволяет человеку: 1) отвечать за свои поступки 2) не зависеть от других людей 3) всегда настаивать на своём 4) избавиться навсегда от чувства страха Какое суждение соответствует понятию «хобби»? 1) занятие, которому человек готов посвятить значительную часть своего свободного времени 2) пустое, никому не нужное времяпровождение 3) занятие, приносящее значительный доход семье 4) занятие, которое приходится выполнять, чтобы продолжить семейную традицию Наиболее распространённый вид межличностных отношений:
  • дружба 3) приятельство
  • 2) знакомство 4) товарищество
Что значит уметь учиться? 1) иметь хорошие способности 2) уметь правильно организовать свой труд 3) исправлять оценки в конце каждой четверти 4) делать уроки только по любимым предметам Верны ли суждения о жизненном успехе? А. Жизненный успех зависит от здоровья, способностей и умений человека. Б. Каждый человек по-своему представляет свой жизненный путь. Золотое правило морали определяет 1) материальные возможности семьи 2) права и обязанности человека 3) правила этикета 4) правила отношения к людям. Неповторимость, уникальность человека
  • личность
  • эмоциональность
  • 3) наследственность 4) индивидуальность

Методическая разработка урока обществознания по теме:

«Повторение и обобщение по курсу «Обществознание» за 10 кл.» (профиль.)

Учитель истории и обществознания

МКОУ Черновской СОШ

Кыштовского района,

Новосибирской области.

Повторение и обобщение по курсу «Обществознание» за 10 кл. (профиль.)

Цель: обобщить полученные знания учащихся за курс10 класса.

Тип урока – урок – игра.

Подготовительный этап: формируются команды по пять человек, даются названия командам. Им поясняется содержание игры и правила. За каждый правильный ответ команды получают баллы (от 10 до 60) в зависимости от сложности вопроса. За неверный ответ вычитается соответствующее количество баллов. Выигрывает та команда, которая наберет большее количество баллов.

Игра проводится по шести номинациям:

    Термины и даты: данная номинация позволяет проверить знания о датах и терминах.

    Общество и человек: включает определение знаний в области происхождения человека и становления общества.

    Деятельность как способ существования людей: направлена на определение знаний, в сущности, и структуре деятельности людей.

    Кто есть кто: позволяет проверить знания учащихся о великих учёных, философах, которые занимались проблемами развития человека и общества.

    Сознание и познание: проверка знаний в области познаваемости мира, знание и сознание.

    Личность и межличностные отношения: систематизация знаний по теме личность и межличностные отношения.

Ход урока:

    Орг. Момент.

    Объявление темы и цели урока, а также правила игры.

Термины и даты:

    Название этого термина в переводе от греческого обозначает – сказание, предание. (миф)

    Тип общественного развития, основанный на ускоряющемся изменении природной среды, форм общественных отношений и самого человека (индустриальное общество).

    Постижение эмоционального состояния другого человека (эмпатия)

    Кто ввёл понятие «цивилизация» в научный оборот? (Вольтер, Дидро, Монтескье)

    Назовите дату возникновения 95 тезисов М. Лютера, которые критиковали церковь. (1546)

    Способность человека оперировать образами социального взаимодействия, природных и культурных связей, отдельными от непосредственных контактов с людьми и актов деятельности, рассматривать эти образы в качестве условий, средств, ориентиров своего поведения. (сознание).

Общество и человек

    Назовите отличительные черты человека от животных. (наличие связной речи, самосознание, прямохождение, нравственность, мышление и тд.)

    Перечислимте известные вам теории происхождения человека (Ч. Дарвина, космическая теория, теория магнитных полюсов, и тд.)

    Перечислите сферы общественной жизни как подсистемы общества (Экономическая, социальная, политическая, духовная).

    Дайте характеристику типологии обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное)

    Социальные изменения могут происходить с помощью 3 различных форм. Какие это формы, дайте название и охарактеризуйте их. (эволюция, революция, реформа).

Деятельность как способ существования людей

    Опишите структуру деятельности (цель, действия, средства деятельности, результат)

    Перечислите виды деятельности (практическая, духовная, творческая, созидательная, разрушительная, познавательная, прогностическая, ценностно – ориентировочная, социально – преобразовательная, трудовая, политическая, материально – производственная и т.д.)

    В процессе трудовой деятельности возникают социально – трудовые отношения между работниками и работодателями – социальное партнёрство. Назовите формы социального партнёрства. (коллективные переговоры, участие в управлении, участие в досудебном разрешении трудовых споров.)

    Что такое политическая деятельность (управление государством, политические партии, участие народа в политической жизни общества).

    Что такое «легитимность власти»? (законность)

    Охарактеризуйте 3 типа легитимности по М. Веберу (традиционный тип, харизматический тип, рационально – легальный тип).

Кто есть кто

    Кто из философов сделал вывод о необходимости выделения 3 независимой ветви власти – судебной? (Монтескье).

    В его произведении «Книжка поистине золотая и равно полезная, так и забавная, о наилучшем устройстве государства и острове Утопия» представляется идеальное общество. Там живут счастливые люди, не знающие частной собственности, все трудятся, с общественных благ берётся всё необходимое. Денег нет, золото идёт на изготовление ночных горшков и кандалов для преступников. Жители городов по очереди переселяются в деревню для сельскохозяйственных работ. Назовите имя автора этого произведения. (Т. Мор)

    Его структура личности представляет собой 3 поля, которые включают в себя: ид, эго и супер – эго. Назовите имя этого психоаналитика. (З. Фрейд).

V . Сознание и познание

    Назовите виды познавательной деятельности (чувственное и рациональное познание)

    Перечислите формы чувственного познания (ощущение, восприятие, представление).

    Перечислите виды истины (абсолютная и относительная истина).

    Первой формой познания и объяснения общества является … (миф).

    Перечислите отличительные черты научного познания от обыденного (стремление к максимальной объективности, описание особым (научным) языком, специфические способы обоснования истинности полученных знаний, желание получить знания).

    Самооценка включает в себя..(самооценка = успех: притязания + оценка себя на основе оценки других+ отношение к собственным успехам и неудачам).

Личность и межличностные отношения.

    Какие признаки характеризуют понятие «личность»?

    Перечислите элементы из которых состоит личность (убеждения, мировоззрения, идеалы, стремления, интересы, привычки, умения, навыки и знания личности, особенности психических процессов: восприятия, мышления, памяти и т.д., биологические свойства – пол, возраст, темперамент)

    Какие критерии положены в основу периодизации развития личности? (ведущая деятельность, характерная для данного возраста человека, которую человек должен освоить).

    Охарактеризуйте основные виды направленности личности (общественная направленность – альтруист, эгоистическая направленность)

    Какими бывают малые группы? (формальные и неформальные, референтные)

    Опишите структуру и динамику межличностного конфликта (конфликтная ситуация, объект конфликта, участники. Динамика: проблема, осознание участниками, переход к конфликтному взаимодействию, полное или частичное разрешение конфликта.)

Итог урока.

После игры подводятся итоги. Определяются победители.

Итоговое повторение курса «Обществознание в 6-м классе»

1. Верны ли суждения:

А. Понятие «личность» и «индивидуальность» означают одно и то же.

Б. Без общества человек не может стать личностью.

1) верно только А; 2) верно только Б

2. Выберите все верные ответы. Познание мира включает в себя:

1) познание законов природы ; 2) увлечение музыкой; 3) наблюдение за погодой; 4) самопознание; 5) изучение наук ; 6) изучение общественных событий и явлений .

3. Деятельностью являются:

1) игра ; 2) учеба ; 3) восход солнца; 4) труд ; 5) сбор меда пчелами; 6) извержение вулкана.

4. Что является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и объясните, почему ты так решил.

Пища, отдых, красота , поддерживание теплового баланса, безопасность.

Ответ : все слова относятся к потребностям человека, кроме красоты, так как красота – это эстетическая категория, при которой у человека возникает чувство эстетического наслаждения.

5. К социальным потребностям человека относится:

1) потребность во сне, отдыхе; 2) потребность в уважении, признании ; 3) потребность в одежде, жилище; 4) потребность в чистом воздухе и воде.

6. В приведенном ниже списке все слова, кроме одного, относятся к межличностным отношениям. Найди и укажи термин, не связанный с понятием «межличностные отношения» .

Взаимопомощь, приятельство, дружба, взаимодействие, симпатия, гражданство .

7. К малым группам относится:

1) компания приятелей ; 2) ученики класса; 3) юные россияне; 4) читатели журнала «Огонек».

8. Какое качество помогает общению с другими людьми:

1) антипатия; 2) настороженность; 3) сопереживание ; 4) заносчивость.

9. Установите соответствие между способами поведения в конфликтной ситуации и характером разрешения конфликта : к каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции второго.

Характер разрешения конфликта

Способы поведения

1. Конструктивный (цивилизованный)

2. Неконструктивный (разрушительный)

а) ссора; б) скандал; в) спор; г) дискуссия; д) драка; е) переговоры.

1 – г, е, в.

2 – а, б, д.

10. Вставьте подходящие по смыслу слова в стихотворение:

Твори добро , чтобы, любя, оно тебя нашло.

Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло .

(Г. Низамин)

11. Отметьте знаком «+» верные суждения:

1. Добро – это отсутствие зла.

+

2. Добро – деяние, направленное на личное благо.

-

3. Добро – это то, что тебе выгодно в данный момент.

-

4. Добро – деяние на благо людей.

+

5. Добро – следование золотому правилу морали.

+

12. Выберите верное суждение:

А. Страх – чувство вредное, поскольку оно мешает человеку совершать достойные поступки.

Б. Страз никогда не мешает человеку поступать по совести.

1) верно только А; 2) верно только Б ; 3) верны А и Б; 4) неверны оба суждения.

13. Составьте план ответа на вопрос «Что такое добродетели» ?

1. Кто это? 2. Что они делают? 3. В чем их сущность? 4. Для чего они нужны? 5. В чем проявляется их деятельность. Приведите примеры.

14. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение в котором пронумеровано.

(1) Нередко приходится слышать, что конфликтов в отношениях между людьми не избежать. (2) Конфликт представляет собой столкновение интересов, целей, жизненных позиций. (3) Опасаясь возможных конфликтов, некоторые люди сокращают круг своих конфликтов. (4) Жаль, ведь в этом случае они обрекают себя на скучную, бесцветную жизнь.

Определите, какие предложения текста являются:

А. Установленными фактами. (1, 4)

Б. Мнением, оценочного суждения. (2, 3)

15. Составьте вопросы к словам кроссворда :

1

Ч

2

Е

Л

4

5

О

В

6

Е

Ч

8

9

10

Н

О

С

Т

12

Ь

1. Одобрительное, благожелательное отношение.

2. Способность чувствовать эмоции других людей.

3. Представление о добре и зле, регулирующие поведение людей в обществе.

4. Ласковое, дружеское, заботливое отношение.

5. Каждый человек должен иметь его к старшим.

6. Свойство человека, охотно оказывающего помощь.

7. Одно из редких и добрых качеств человека.

8. Способность, умение проникнуть в смысл чего-нибудь, усвоить, осознать.

9. По мнению, Виктора Гюго: «Она начинается с иронии».

10. Уильям Блейк, утверждал: «Высшей … поставить другого впереди себя». Вспомните последовательность развития конфликтов? Каковы варианты поведения в конфликтных ситуациях? 1. Возникновение конфликтной ситуации; Осознание конфликта; проявление конфликтного поведения; углубление конфликта; разрешение конфликта. 2. Сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание.

Вспомните героические поступки, которые мы изучали и вспомните примеры не человеческих поступков.

Учебник для 7 класса

Обществознание

Вопросы для итогового повторения

К главе I

  1. Что значит жить по правилам?
  2. Какие правила существуют в обществе?
  3. Что такое права человека? Где проходит граница прав человека?
  4. Какие группы прав существуют?
  5. Как права человека связаны с обязанностями?
  6. Почему важно соблюдать законы?
  7. В чём состоит воинский долг? Как можно подготовиться к его исполнению?
  8. Что такое дисциплина?
  9. Какое поведение называют правомерным, а какое - противоправным?
  10. Как закон охраняет справедливость?
  11. Какие задачи стоят перед правоохранительными органами?

К главе II

  1. Каким образом экономика способна удовлетворять потребности людей?
  2. Кто является основными участниками экономических отношений?
  3. Какие формы организации хозяйственной деятельности существуют в современном обществе?
  4. Что значит быть мастером своего дела?
  5. От чего зависит оплата труда?
  6. Почему производство считается основой экономики?
  7. Как организовать эффективное производство?
  8. Зачем и как люди занимаются бизнесом?
  9. Какую роль в жизни общества играют обмен и торговля?
  10. Какие функции в экономике выполняют деньги?
  11. Что значит рационально вести домашнее хозяйство?

К главе III

  1. Какие ресурсы человек получает от природы? Каковы исчер-паемые и неисчерпаемые ресурсы?
  2. Каковы основные причины загрязнения природы?
  3. В чём заключается опасность загрязнения воды и воздуха?
  4. Что значит относиться к природе по-хозяйски?
  5. В чём состоят правила и главный смысл экологической морали?
  6. Почему природа нуждается в защите?
  7. Почему закон стоит на страже природы?
  8. Какие объекты природы находятся под защитой закона?
  9. Какие наказания закон устанавливает за причинение вреда природе?
  10. Что может сделать гражданин для охраны природы?

Вопросы для итогового повторения

К главе I

1. Что значит жить по правилам?

Жить по правилам - это очень просто. Это значит не нарушать правила, правила, формируемые общественным мнением в данный период времени. Сложнее жить по принципам, это жить по внутренним правилам, которые согласны нашему взгляду на мир и не противоречат нашей совести, но могут противоречить общественному мнению. Ещё сложнее жить по совести. Лучше жить по уму.

2. Какие правила существуют в обществе?

Правила, регулирующие жизнь людей в обществе, называются социальными нормами.

Социальные нормы имеют ряд разновидностей, основные из которых перечислены ниже:

Обычаи и традиции - правила поведения, ставшие обязательными в силу привычки и повторяющиеся из поколения в поколение;

Моральные нормы - оценка поступков по шкалам морально-аморально, добро-зло, хорошо-плохо. Санкциями за неисполнение моральных норм являются общественное осуждение и муки совести;

Нормы этикета - совокупность формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях, в том числе нормы общения, деловой протокол и т.д.;

Правовые нормы - требования, закрепленные в государственных законах. Соблюдение правовых норм обеспечивается государственным принуждением;

Эстетические нормы - оценивание по шкале красиво-безобразно; применяется по отношению к искусству, природе, человеку и его поступкам;

Политические нормы - регуляторы политической жизни, выраженные в международных договорах, декларациях, хартиях, политических принципах;

Религиозные нормы - правила поведения, заповеди, содержащиеся в священных книгах и церковных установлениях;

Корпоративные нормы - правила поведения, установленные в крупных организациях, и закрепленные в уставе, кодексах, соглашениях и идеологии организаций.

3. Что такое права человека? Где проходит граница прав человека?

Права человека – это неотъемлемые права каждого человека, в независимости от его национальности, местожительства, пола, этнической принадлежности, цвета кожи, религии, языка или любых других признаков. Все люди в равной степени располагают правами человека, исключая всякого рода дискриминацию.

Граница прав человека проходит там, где начинаются права другого человека.

4. Какие группы прав существуют?

В правовой доктрине по основной сфере проявления в общественных отношениях права человека обычно делятся на личные, политические, социально-экономические и культурные, однако, в значительной степени и такое деление символично. Для ряда из них существенно лишь различие между правами человека и правами гражданина. Права человека также можно поделить на 1) личные + политические; 2) социально - экономические; 3) культурные + коллективные. Ниже приведена популярная теория классификации прав и свобод человека и гражданина.

5. Как права человека связаны с обязанностями?

Каждый человек по рождению наделен определенными правами – как то правом на жизнь, на защиту чести и достоинства, правом на труд, на отдых. Но эти права человеку должен кто-то гарантировать и обеспечивать их соблюдение. И, Государство, как субъект правовых отношений, создает и развивает соответствующие структуры. Но, опять же, по отношению к человеку – не безвозмездно, а обязывая его взамен к определенной линии поведения – самому соблюдать установленные Законом нормы поведения.

6. Почему важно соблюдать законы?

Законы разрешают, допускают или запрещают человеку совершать какие-либо действия. Законы нужны для соблюдения порядка.

7. В чём состоит воинский долг? Как можно подготовиться к его исполнению?

Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым, образуя непреложный закон гражданского поведения.

Только человек физически развитый, умелый, волевой, дорожащий своей честью, верный слову, успешно выполняет в армии свои задачи, его высоко ценят.

Подготовка к воинской службе - это обязательная военная подготовка, хорошая учёба, занятия спортом, а также воспитание характера.

8. Что такое дисциплина?

Дисциплина - правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка. Строгое и точное выполнение правил, принятых человеком к выполнению. В этом смысле говорят о школьной дисциплине, трудовой дисциплине, воинской дисциплине и т. п. Дисциплина поддерживается с помощью наказаний за её нарушение и поощрений за её соблюдение.

Дисциплина - правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка. Строгое и точное выполнение правил, принятых человеком к выполнению.

Внешняя дисциплина - влияние, на ваши действия/привычки, извне.

Внутренняя дисциплина - это действия/привычки, контролируемые вашей силой воли.

9. Какое поведение называют правомерным, а какое - противоправным?

Правовое поведение - социально значимое осознанное поведение индивидуальных или коллективных субъектов, урегулированное нормами права и влекущее за собой юридические последствия.

Правомерное поведение - социально полезное поведение лиц, полностью соответствующее требованиям правовых норм.

Противоправное поведение (правонарушение) - социально вредное поведение лиц, нарушающее требования правовых предписаний.

10. Как закон охраняет справедливость?

1. Закон поддерживает равенство всех жителей нашей страны;

2. Закон определяет правила поведения в социальном обществе;

3. Конституция формирует определенные социальные аспекты защиты интересов каждого человека;

4. Наличие законов считается обязательным к исполнению, тем не менее, все законы изначально направлены на защиту каждого человека в отдельности.

11. Какие задачи стоят перед правоохранительными органами?

Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят:

1) либо в восстановлении нарушенного права, например в области гражданских правоотношений;

2) либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например при убийстве);

3) либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания.

Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.

К указанным задачам мы можем предложить добавить функции по предупреждению правонарушений и преступлений, т.е. включить превентивные меры в число задач правоохранительных органов.