Под образованием понимается единый процесс физ. и дух. становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеаль­ные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании соц.

Оно есть прежде всего соц. явление, представляющее собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и госу­дарства. В современных условиях на первый план выходят требования гармонично развитой личности, которые вытекают из логики соц. и технического прогресса. Сегодня мировое сообще­ство неотвратимо идет к реализации гуманистических идеалов в образовании путем повышения социальной, педагогической и эко­номической эффективности его функционирования. Об­разование как соц. явление - это относительно самост. система, функцией кот. является систематическое обу­чение и воспитание членов общества, ориентированная на овладение определенными знаниями, идейно-нравствен­ными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содер­жание кот. в конечном счете определяется соц.-эконом. и политич. строем данного общества и уровнем его материалъно-технического развития. Система образования противоречива и диалектична. При всей вариативности компонентов образовательной систе­мы суперсистема, или макросистема, образования ха­рактеризуется целостностью.

Образование как процесс отражает этапы и специфику развития образовательной системы как изменение ее состояния за конкретный временной период. Эта динамическая характеристика образования связана с процессом достижении цели, способами получения результата, затраченными при этом усилиями, условиями и формами организации обучения и воспитания, результативностью обучения и воспитания как степенью соответствия требуемого и нежелательного изменения в человеке. В этом процессе взаимодействуют обучение и воспитание, деятельность педагога и деятельность обучаемого.

Образовательный процесс отражает свойства, характерные как для обучения, так и для воспитания:

Двусторонность взаимодействия педагога и ученика;

Направленность всего процесса на всестороннее и гармоничное развитие лич­ности;

Единство содержательной и процессуальной (технологической) сторон;

Взаимосвязь всех структурных элементов: цели-содержания образования и средств достижения образовательных задач - результата образования;

Реализацию трех функций: развития, обучения и воспитания человека.

Закономерности образовательного процесса.

Педагоги выделяют следующие закономерности образовательного процесса:

1. Социальная обусловленность целей, содержания и методов педагогического процесса. Данная закономерность раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения. Речь идет о том, чтобы, используя данный закон, полно и оптимально перевести социальный заказ на уровень педагогических средств и методов.

2.Взаимообусловленность обучения, воспитания, развития и деятельности учащихся. Данная закономерность раскрывает соотношение между педагогическим руководством и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации процесса и его результатами.

3.Зависимость содержания, методов, форм педагогического процесса от его целей и задач.

4.Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс, как развивающееся взаимодействие между педагогом и воспитуемым имеет постепенный характер. Чем выше промежуточные движения, тем весомее конечный результат: ученик, имеющий более высокие промежуточные результаты, имеет и более высокие общие достижения.

5. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от:

Наследственности;

Воспитательной и учебной среды;

Применяемых средств и способов педагогического воздействия и взаимодействия

6.Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность педагогического процесса зависит от:

Интенсивности и качества чувственного восприятия;

Логического осмысления воспринятого;

Практического применения осмысленного.

7.Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от:

Действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности;

Интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, моральных, материальных и других) стимулов.

Некоторые педагоги выделяют и другие закономерности педагогического процесса. При организации педагогического процесса их надо знать и учитывать.ф

Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие челове­ка - это результат реализации всех функций образовательного процесса в их единстве.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Образовательный процесс как система и целостное явление. Характеристика основных закономерностей целостного образовательного процесса.:

  1. 15. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Закономерности и принципы воспитания. Система форм и методов воспитания.
  2. Обучение как составная часть целостного образовательного процесса: сущность, структура, динамика, движущие силы и противоречия.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ

План

Введение

1. Понятие «образовательного процесса»……………………………………

2. Этапы и закономерности образовательного процесса…………………..

3. Планирование – основа образовательного процесса…………………..

Заключение……………………………………………………………………..

Список литературы……………………………………………………………..

Введение

Вопросами изучения понятия «педагогический процесс» в теории общей педагогики занимались многие исследователи: Каптерев П.Ф., Бабанский Ю.К., Данилин М.А., Дуранов М.Е., Жернов В.И., Подласый И.П., Лихачев Б.Г., Беспалько В.П. и другие. Исследователи по разному подходят к определению педагогического процесса. Понятие «педагогический процесс», введенное П.Ф. Каптеревым, включает в себя суть процессов обучения, воспитания, развития, формирования, наставления детей. «Педагогический процесс включает в себя две основные характерные черты: систематическую помощь саморазвитию организма и всестороннее усовершенствование личности» - отмечает автор.

Бабанский IO.K. рассматривает педагогический процесс как «развивающееся взаимодействие субъектов и объектов воспитания, направленное на решение задач образования, воспитания и общего развития воспитуемых»

Акцент на развивающий характер педагогического процесса дается у И.П. Подласого - «развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых»

Педагогический процесс по Б.Г. Лихачеву, «есть целенаправленное содержательно насыщенное и организованно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменение ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей, направляющей роли воспитателей».

Общим, объединяющим все определения является рассматривание педагогического процесса, как взаимодействие его составляющих, выявление его целостности. Понятие целостности педагогического процесса рассматривается в работах Ю.К.Бабанского, И.П.Подласого, М.Е.Дуранова и других, а впервые сформулировано М.А.Даниловым.



Как следует из определения участниками педагогического процесса являются педагог и ребенок.

Понятие «образовательного процесса»

Образовательным процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Образовательный процесс – это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности.

В педагогическом процессе воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.

Структуру системы составляют выделенные по принятому критерию элементы (компоненты), а также связи между ними. Компоненты системы, в которой протекает образовательный процесс – педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Сам образовательный процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты – целевой, содержательный, деятельностный, результативный.

В дошкольной педагогике образовательный процесс рассматривается как целенаправленное, содержательно насыщенное и организованно оформленное взаимодействие взрослых и детей.

В истории отечественной дошкольной педагогики было несколько вариантов построения образовательного процесса: в 1920-1930 годах образовательный процесс строился на основе организующих моментов. Вся жизнь детей в определенные промежутки времени была сосредоточена вокруг организующих моментов. Каждый организующий момент включал определенный раздел программы: физическое воспитание, труд, природоведение, математика, изобразительная деятельность, музыка и др. Воспитателем в ходе обучения раскрывалось содержание каждого раздела и предлагались конкретные формы работы.

Положительная сторона организующих моментов – длительное сосредоточение ребенком на определенном познавательном материале; у него формировались навыки социального поведения, мировоззрение.

Недостатки – формализм в проведении организующих моментов и заорганизованность детей.

В дальнейшем были выделены и другие формы построения образовательного процесса: тематическая и комплексная.

Сущность тематической формы в том, что основным стержнем педагогического процесса являлась выделенная тема. Содержание темы раскрывалось на нескольких занятиях. В тему могла включаться и другая деятельность, связанная с ней по содержанию. Содержанием темы мог стать один из разделов программы, а другие разделы изучались параллельно.

В основе комплексного построения образовательного процесса – необходимость установить логическую взаимосвязь между разными разделами программы. В комплекс могли входить несколько разных, но близких по содержанию тем или различные виды деятельности детей.

Тематический и комплексный подходы к построению образовательного процесса направлены на группировку воспитательных воздействий, стремление давать их концентрированно, целенаправленно.

Современный подход к данной проблеме – организация образовательного процесса на основе выделения доминирующих образовательных целей.

В качестве ведущей цели выступает воспитательная задача. Ее содержание продиктовано особенностями развития детей на определенном возрастном этапе и конкретными задачами воспитания. Доминирующая цель определяет взаимосвязь и иерархию воспитательных и образовательных задач.

Многоплановость и содержание форм позволяет развивать разнообразные интересы и способности детей, а единая мотивация – направлять это развитие в общее, педагогически ценное русло. Особенностью такого построения образовательного процесса является то, что меняется зависимость между разными видами деятельности. На первый план выходят, меняясь, различные виды деятельности, наиболее оптимальные для реализации доминирующей цели.

Например, для старших дошкольников основной целью является совместная деятельность и развитие дружеских взаимоотношений в игре, труде, организованных на принципе совместности. Тогда другие виды деятельности выполняют сопутствующую роль. В качестве сопутствующей деятельности выступают занятия, самостоятельная художественная деятельность, праздники и др.

Компонентами образовательного процесса являются целевой, содержательный, организационно-методический, аналитико-результативный.В основе исследования Н.Я.Михайленко и Н.К. Коротковой лежит идея построения целостного образовательного процесса с опорой на типы взаимодействия взрослого с детьми. Выделяются три блока, каждый из которых имеет свою специфику: 1 – регламентированная деятельность в форме специально организованных занятий (для детей старшего дошкольного возраста); 2 – совместная деятельность воспитателя с детьми; 3 – свободная деятельность детей.

Стержнем образовательного процесса является его содержание, которое определяется образовательным стандартом и реализуется через образовательную программу.

Образовательные программы учитывают стандарт, создают условия для развития всех сторон личности. Требования к программам определены в инструктивно-методических письмах Минобразования РФ.

Целостность, общность и единство – главные характеристики образовательного процесса.

Специфика целостного образовательного процесса обнаруживается при выделении доминирующих функций. Доминирующая функция процесса обучения – обучение, воспитания – воспитание, развития – развитие. Каждый из названных процессов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции: воспитание осуществляет не только воспитательную, но развивающую, образовательную функцию, а обучение немыслимо без воспитания и развития. Специфика в том, какие методы будут выбраны педагогом для достижения цели.

Понятие «образовательный процесс» в специальной литературе употребляется в широком и узком смысле.

Образовательный процесс дошкольного учреждения в широком смысле – это совокупность всех условий, средств, методов, направленных на решение одной, глобальной задачи. Например, образовательный процесс ДОУ направлен на всестороннее воспитание и развитие ребенка. Кроме глобальной задачи, образовательный процесс может быть направлен и на содержание какой-то узкой конкретной задачи (нравственного, эстетического воспитания). Решить эти задачи помогают педагогу отобранные методы, средства, формы организации. Конкретные задачи образовательный процесса взаимосвязаны, реализуются и решаются на фоне других задач воспитания и развития личности, так как педагогический процесс обладает целостностью, общностью и единством.

Л-3 Образовательный процесс как система

План

    Что понимается под образованием?

    Понятие процесса, образовательного процесса.

    Уровни образовательного процесса.

    Компоненты и структура образовательного процесса.

    Противоречия, присущие образовательному процессу

    Что понимается под образованием?

Образование во всём мире рассматривается в качестве базовой общекультурной ценности и призвано выполнять культуротворческую миссию, обеспечивающую становление и развитие «культурного человека». Как отмечает И.И.Зимняя – культурный человек должен отвечать нормам социокультурного развития данного общества во всех формах своей жизнедеятельности – сознании, поведении, деятельности, социального взаимодействия.

Что понимается под образованием?

Традиционно – создание человека по образцу и подобию. Оно становится способом создания своего образа, лика, личности. Следовательно, нельзя понимать образование в аспекте вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими ею адаптацию в современной культуре.

Современное образование основывается на развитии и саморазвитии «Я» человека.

Образование – это есть единство обучения и воспитания.

Главную задачу образования можно сформулировать так: максимально обеспечить развитие в каждом человеке его генетически детерминированных способностей (возможностецй), развивать у людей рациональное критическое мышление, вооружить их точными знаниями современной науки, техники и технологии, которые бы позволили добиваться максимального эффекта от их использования в условиях изменяющейся природной ситуации. (Т.И.Шамова. Управление адаптивной школой. – М., 2001. – С.13.)

Данную задачу призвано реализовывать специально для этого созданное образовательное учреждение.

В образовательном учреждении можно выделить большое разнообразие образовательных систем:

Целостный педагогический (образовательный) процесс

Процесс обучения; процесс воспитания

Учебное занятие

    Понятие процесса, образовательного процесса.

ПРОЦЕСС – это закономерное, последовательное изменение явления, его переход в другое явление. Т.е. – смена состояний.

Образовательный процесс специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных задач.

В результате их решения происходит изменения в их знаниях, умениях, воспитанности и развитости учащихся. Образовательный процесс рассматривается как взаимодействие учителя и учащихся. Оно предполагает взаимное изменение учителей и учащихся. Следовательно, требуется рассмотреть – а) изменение взаимодействующих сторон; б) изменение самого процесса взаимодействия.

П.Ф.Каптерев сущность образовательного процесса понимал как «формирование» и усовершенствование личности. «…сущность образовательного процесса заключается в саморазвитии, начинающемся с первого момента бытия» Выделил 2 стороны образовательного процесса: внутреннюю и внешнюю. ВНУТРЕННЯЯ сторона – сущность образовательного процесса заключается в саморазвитии организма. ВНЕШНЯЯ сторона – передача важнейших культурных приобретений и обучение старшим поколением младшего.

Процесс ориентирован на достижение образовательных целей

Идёт процесс последовательной смены задач в процессе учения школьника и обучающей деятельности преподавателя.

Рассматривая образовательный процесс как смену состояний деятельности участников этого процесса, становится очевидным выделение уровней этого процесса. Тогда на каждом уровне меняется роль и место участников процесса.

    Уровни образовательного процесса.

В педагогике выделяют 4 уровня образовательного процесса, на каждом из которых меняется роль и место его участников (В.В.Краевский):

Первый уровень теоретический, предполагает рассмотрение образования и образовательного процесса как системы.

Второй уровень уровень проекта учебного плана и программ по предметам .

Третий уровень создание проекта конкретного образовательного процесса в форме его плана на год, учебную тему.

Четвёртый уровень – уровень реального образовательного процесса, уровень конкретного учебного занятия.

Характеристика образовательного процесса в рамках первого уровня.

Из определения образовательного процесса следует, что каждый из его этапов характеризуется совокупностью определённых признаков, отражающих специфику этого состояния: целью; содержанием взаимодействия; действиями учителя в структуре деятельности преподавания; действиями ученика в структуре учебной деятельности; .

    Компоненты и структура образовательного процесса.

К компонентам образовательного процесса относятся:

Целевой – осознание педагогом и принятие учеником цели и задач учебно-познавательной деятельности;

Стимулирующее-мотивационный – педагог стимулирует познавательный интерес учащихся, что вызывает у них потребности и мотивы к учебно-познавательной деятельности

Операционно-деятельностный – представляет процессуальную сторону образовательного процесса (методы, приёмы, средства).

Контрольно-регулировочный – включает сочетание самоконтроля и контроля учителя.

Рефлексивный – самоанализ, самооценка с учётом оценки других и определение дальнейшего уровня свое деятельности.

Структура образовательного процесса (Т.И.Шамова)

Потребность в образовании

Мотивы деятельности преподавателя

Мотивы деятельности учащегося

Смысл

Смысл

Цели деятельности преподавателя

Цели деятельности учащегося

Учебные задания

Деятельность преподавателя по управлению учением школьника

Механизм процесса усвоения

Механизм эмоционального отношения к содержанию, процессу, результату деятельности

Самоуправляемая учебная деятельность учащегося

Методы и формы организации продуктивного взаимодействия

Субъективный опыт: обученность, развитость, воспитанность

Рефлексия

Проектирование нового этапа образовательного процесса

Основой образовательного процесса является потребность.

Потребность порождает мотив

Мотив перерастает в цель деятельности

Цели деятельности реализуются через деятельности преподавателя и учащегося.

Действия (преподавателя и учащегося) определяются механизмами

Взаимонаправленность действий выражаются в формах организации

Промежуточным результатом процесса является субъектный опыт

проектирования

    Противоречия, присущие образовательному процессу

Что движет образовательный процесс? Как известно движущими силами любого процесса являются внутренние противоречия (противоречие отражает внутренний источник всякого развития), разрешение которых позволяет переход системы из одного качественного состояния в другое.

Т.И.Шамова выделяет противоречия, присущие образовательному процессу:

    Противоречие между требованиями общества к образованию и возможностями образовательного процесса в данных условиях. Данное противоречие разрешается путём создания более совершенных учебных программ, учебников, совершенствованием методов и форм образования, изучением познавательных возможностей учащихся.

    Противоречие между познавательными и практическими задачами и имеющимся уровнем знаний, умений и навыков умственного развития учащихся. Разрешается противоречие посредством организации такой помощи детям со стороны учителя, чтобы можно было подвести учащихся к решению усложняющихся задач, чтобы выполнение нового задания требовало большей самостоятельности со стороны учащихся.

    Противоречие между содержанием учебного материала, деятельностью преподавателя и деятельностью учащихся. Разрешается путём обеспечения самостоятельной активной работы учащихся в учебном процессе.

    Противоречия между оценкой преподавателем результатов образования и самооценкой их учащимися. Разрешается противоречие исключением таких факторов, которые оказывают влияние на образовательный процесс, а именно: догматический (неизменный при любых обстоятельствах) взгляд на учащегося; слабое знание педагогом возрастной и педагогической психологии; неумение преподавателя выстроить педагогическую позицию по отношению к учащемуся; слабость педагогического мастерства.

    Противоречия, порождённые дефектами педагогического общения. Разрешается данное противоречие при условии осознания имеющихся противоречий каждым участником педагогического процесса; пониманием необходимости этого разрешения; овладение способами разрушения стереотипов деятельности и личности.

На теоретическом уровне рассматриваются и особенности образовательного процесса. Можно рассмотреть отличительные особенности образовательного процесса от учебного процесса:

Образовательный процесс

Учебный процесс

По целям

Основная цель – раскрытие индивидуальных ресурсов ребёнка, содействие развитию его познавательных способностей, познавательной самостоятельности посредством предметных знаний, умений и навыков

Доминирующей целью является усвоение предметных знаний, умений и навыков

Предусматривается индивидуализация содержания. Особое внимание акцентируется на общекультурных ценностях

По процессу

Деятельность педагога сочетается с учением при доминировании деятельности ученика

Ведётся через обучение при доминирующей роли учителя

Образовательный процесс (ОП) – это целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованных учебно-воспитательных и учебно-познавательных процессов в единстве с самообразованием этой личности, обеспечивающая усвоение знаний, умений и навыков на уровне не ниже государственного образовательного стандарта.

Образовательный процесс необходимо рассматривать как целостную динамическую систему, системообразующим фактором которой является цель педагогической деятельности – образование человека. Данная система имеет специфические процессуальные компоненты. Наиболее значимыми из них являются процессы обучения и воспитания, которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развитости личности. Процессы обучения и воспитания также состоят из определенных процессов. Например, процесс обучения состоит из взаимосвязанных процессов преподавания и учения, воспитания – из процесса воспитательных воздействий, процесса принятия их личностью и возникающего при этом процесса самовоспитания.

Образовательный процесс как система функционирует в определенных внешних условиях: природно-географиче-ских, общественных, производственных, культурных, среды школы и ее микрорайона. К внутришкольным условиям относятся учебно-материальные, школьно-гигиенические, морально-психологические и эстетические.

Внутренней движущей силой ОП является разрешение противоречия между выдвинутыми требованиями и реальными возможностями воспитанников по их реализации. Это противоречие становится источником развития, если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей учеников, и наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию системы, если задачи окажутся чрезмерно трудными или легкими.

Динамичность ОП достигается за счет взаимодействия трех его структур: 1) педагогической; 2) методической; 3) психологической.

Педагогическая структура ОП представляет собой систему из четырех элементов: а) целевого; б) содержательного; в) опе-рационно-деятельностного; г) аналитико-результативного. Целевой компонент предполагает определение педагогами и учащимися целей своей учебной и внеучебной деятельности, содержательный – определение содержания образовательного процесса на основе поставленных целей, операционно-деятель-ностный – организацию совместной деятельности педагогов и учащихся. Аналитико-результативный компонент включает в себя анализ результатов и коррекцию педагогических задач.

Методическая структура ОП включает следующие элементы: а) задачи обучения (воспитания); б) последовательные этапы деятельности педагога; в) последовательные этапы деятельности учащихся.

Психологическая структура ОП представлена совокупностью трех элементов: 1) процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации; 2) проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, динамика эмоционального настроя; 3) подъемы и спады физического и нервно-психического напряжения, динамика активности.

Среди целей ОП выделяют нормативные государственные, общественные и инициативные. Нормативные государственные цели – это наиболее общие цели, определяющиеся в нормативных правовых актах и государственных стандартах образования. Общественные цели – цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке. Инициативные цели – это непосредственные цели, разрабатываемые самими педагогами-практиками и их учениками с учетом типа учебного заведения, профиля специализации и учебного предмета, а также уровня развития учащихся и подготовленности педагогов.

В системе «образовательный процесс» происходит взаимодействие определенных субъектов. С одной стороны, в качестве педагогических субъектов выступают руководство школы, преподаватели, воспитатели, коллектив педагогов, родители, с другой – в роли как субъектов, так и объектов – выступают учащиеся, коллектив, определенные группы школьников, занятые тем или иным видом деятельности, а также отдельные ученики.

Сущность ОП состоит в передаче социального опыта старшими и усвоении его подрастающими поколениями посредством их взаимодействия.

Главной характеристикой ОП является подчинение трех его составляющих (учебно-воспитательного, учебно-познавательного, самообразовательного процессов) единой цели.

Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается: 1) в единстве и самостоятельности процессов, его образующих; 2) соподчиненности входящих в него обособленных систем; 3) наличии общего и сохранении специфичного.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Образовательный процесс– целенаправленный целостный процесс воспитания и обучения, педагогически спланированное и реализуемое единство целей, ценностей, содержания, технологий, организационных форм, диагностических процедур и др.

Современное российское образование развивается под воздействием целого ряда противоречивых тенденций – экономических, идеологических, общественных, иных. Отсюда – разнообразие определений и формулировок стратегических целей, содержания учебных программ, подходов к проверке качества образования и обучения. Сегодня в педагогической профессии доминирует “знаньевый” и антропологический подходы к пониманию сути педагогической деятельности.

Для педагога, живущего в рамках “знаньевого” подхода, профессиональной ценностью становятся объективное, точное знание и четкие правила его передачи ученику. Для учителей такого типа во все времена был актуален девиз “Знание – сила”, а любой результат процесса обучения или воспитания может быть оценен в системе “да – нет”, “знает – не знает”, “воспитан – не воспитан”, “владеет – не владеет”. При этом оценка качества знаний (поведения) переносится и на личность. В данном подходе всегда предполагается существование некоего внешнего, объективно заданного эталона (нормы, стандарта), по которому сверяется уровень обученности, воспитанности, профессиональной подготовки. Многообразными могут быть методики – от репродуктивных до интерактивных. Суть остается прежней: задача педагога – нахождение и передача алгоритма, позволяющего “завести” эталонное содержание в сознание и поведение ученика и обеспечить как можно более полное и точное его воспроизведение.

Закономерности педагогического процесса

Всякая наука имеет своей задачей открытие и исследование законов и закономерностей в своей области. В законах и закономерностях выражается сущность явлений, в них отражены существенные связи и отношения. Для выявления закономерностей целостного педагогического процесса необходимо проанализировать следующие связи: связи педагогического процесса с более широким общественными процессами и условиями; связи внутри педагогического процесса; связи между процессами обучения, образования, воспитания и развития; между процессами педагогического руководства и самодеятельности воспитуемых; между процессами воспитательных влияний всех субъектов воспитания (воспитателей, детских организаций, семьи, общественности и др.); связи между задачами, содержанием, методами, средствами и формами организации педагогического процесса.

Из анализа всех этих видов связей вытекают следующие закономерности педагогического процесса:

1. Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов педагогического процесса. Он раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения. Речь идет о том, чтобы, используя данный закон, полно и оптимально перевести социальный заказ на уровень педагогических средств и методов.

2. Закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности учащихся. Он раскрывает соотношение между педагогическим руководством и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации обучения и его результатами.

3. Закон целостности и единства педагогического процесса. Он раскрывает соотношение части и целого в педагогическом процессе, обусловливает необходимость единства рационального, эмоционального, сообщающего и поискового, содержательного, операционного и мотивационного компонентов в обучении.

4. Закон единства и взаимосвязи теории и практики.

5. Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс, как развивающееся взаимодействие между педагогом и воспитуемым имеет постепенный характер. Чем выше промежуточные движения, тем весомее конечный результат: ученик, имеющий более высокие промежуточные результаты, имеет и более высокие общие достижения.

6. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от: 1) наследственности; 2) воспитательной и учебной среды; 3) применяемых средств и способов педагогического воздействия.

7. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом.

Эффективность педагогического воздействия зависит от:

1) интенсивности обратных связей между воспитуемым и педагогами;

2) величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на

воспитуемых.

8. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от:

1) действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности;

2) интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных,

моральных, материальных и других) стимулов.

9. Закономерность единства чувственного, логического и практики в

педагогическом процессе. Эффективность педагогического процесса зависит от:

1) интенсивности и качества чувственного восприятия;

2) логического осмысления воспринятого;

3) практического применения осмысленного.

10. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней

(познавательной) деятельности. С этой точки зрения эффективность педагогического процесса зависит от:

1) качества педагогической деятельности;

2) качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.

11. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и

результаты педагогического процесса зависят от:

1) потребностей общества и личности;

2) возможностей (материально-технических, экономических и других) общества;

3) условий протекания процесса (морально-психологические, эстетические и

Многие закономерности обучения обнаруживаются опытным, эмпирическим путем, и таким образом обучение может строится на основе опыта. Однако построение эффективных систем обучения, усложнение процесса обучения с включением новых дидактических средств требует теоретического знания законов, по которым протекает процесс обучения.

Выделяются внешние закономерности процесса обучения и внутренние. Первые (описанные выше), характеризуют зависимость от внешних процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровня образования.

К внутренним закономерностям относят связи между компонентами педагогического процесса. Между целями, содержанием, методами, средствами, формами. Иначе говоря, - это зависимость между преподаванием, учением и изученным материалом. Таких закономерностей в педагогической науке установлено довольно много, большая часть из них действует только при создании обязательных условий обучения. Назову некоторые из них, при этом продолжим нумерацию: 12. Существует закономерная связь между обучением и воспитанием : обучающая деятельность преподавателя преимущественно носит воспитывающий характер. Воспитательное воздействие его зависит от ряда условий, в которых протекает педагогический процесс.

13. Другая закономерность говорит о том, что есть зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатом обучения. Согласно этому положению обучение не может состоятся, если нет взаимообусловленной деятельности участников процесса обучения, отсутствует их единство. Частным, более конкретным проявлением этой закономерности является связь между активностью ученика и результатами учения: чем интенсивнее, сознательнее учебно-познавательная деятельность школьника, тем выше качество обучения.

Частное выражение этой закономерности состоит в соответствии целей учителя и учеников, при рассогласовании целей эффективность обучения значительно снижается.

14. Только взаимодействие всех компонентов обучения обеспечит достижения результатов соответствующих поставленным целям. В последней закономерности как бы соединяются в систему все предшествующие. Если педагог правильно выберет задачи, содержание, методы стимулирования, организации педагогического процесса, учтет имеющиеся условия и примет меры к их возможному улучшению, то будут достигнуты прочные, осознанные и действенные результаты.

Описанные выше закономерности находят свое конкретное выражение в принципах педагогического процесса.

Образование - сложная система, следовательно возможно говорить о системном подходе. Это предполагает наличие всестороннего комплексного анализа результатов управленческой деятельности в целостной системе; выявление закономерных связей, определяющих уровень целостности системы управления системой по горизонтали и вертикали; определение специфических проблем и условий функционирования системы в социуме; разработку динамической структуры и технологии управления пед системой.

Система образования, с одной стороны, означает определенную целостность, упорядоченность и взаимную связь разных частей структуры такого явления, как образование. С другой стороны, это понятие включает и совокупность общественных отношений, складывающихся в системе образования. Кроме того, следует отметить, что в современной РФ функционируют системы образования разных уровней – это и федеральная, и 89 систем образования субъектов РФ, множество муниципальных образовательных систем, образовательные системы учебных заведений, включая общеобразовательные.