История возникновения понятия материальных запасов страны уходит своими корнями в древние времена. Можно выделить несколько самых значимых вех в истории развития госрезерва страны.

1. Первое упоминание о материальных запасах государства относится к 15 веку, когда Россией правил Иван III. Это время характеризуется задумками о стратегических «заначках» для страны, создаются первые запасы. Также в эпоху Ивана III разрабатываются принципы закладки продукции. Обсуждается, что должно входить в эти запасы, объемы продукции. Остро стоит вопрос обеспечения качества хранимых запасов.
Приказом московского князя Ивана III появились учреждения, занимавшиеся непосредственно заготовкой и хранением самого необходимого в то время запаса — хлеба. Для обеспечения наиболее продолжительного и качественного хранения продукта строятся хранилища для зерна. Этими запасами планируется пользоваться в годы неурожая.

2. Следующий этап развития госрезерва начинается на рубеже 16 – 17 века. Разрозненные княжества прекращают междоусобные войны и объединяются в единое Российское государство. В то неспокойное для страны время была необходимость постоянного поддержания войска в боевой готовности. Требовалось постоянного развития и увеличения запасов продуктов и вооружения. Тогда впервые начинает формироваться целая система, в обязанности которой входила регулировка запасов и их эффективного расходования. Этот аппарат территориально сосредоточился в столице. Выдачу материалов из хранилищ по всей стране осуществлялось только по приказу из Москвы.

3. Третий этап получил свое развитие при царствовании Петра Первого. Эта веха была самая стремительная в развитие госрезерва страны. В начале 18 века Петр Первый издает «Провиантский Приказ». В его основе лежит создание государственного центрального органа, который управляет продовольственными запасами страны. Петр внес огромный вклад в развитие госрезерва страны. За время своего правления Петр не только развил и приумножил систему госзапасов, но и добавил в перечень необходимых запасов на случай войны или голода материалы стремительно развивающейся промышленности.
Заслуги правления Петра I заключались в разработке новой концепции подхода к решению задачи нехватки продовольствия – «Предупреждать кризис, нежели вести борьбу с его последствиями». 1723 год стал знаменательным для Петра Первого созданием своим указом – Камер — коллегию. В обязанности этой коллегии входил анализ, прогнозирование продовольственной ситуацией в стране, принятие всех необходимых мер для предотвращения кризисной ситуации.

4. Павел Первый, следующий правитель, который также очень большое внимание уделял развитию госрезерву страны. К его времени относится приказ, создающий склады продовольствия («магазины») в деревнях простого люда. Эти запасы очень помогали справиться с голодом в неурожайные годы.
В 1802 году создается так называемая «Первая экспедиция». В ее прямые обязанности входило распределение запасов хлеба между населением годы неурожая. Иногда, за отсутствием места для строительства складов, главе губернии разрешалось неприкосновенный запас хранить в виде денежного капитала. Такой способ был также эффективен в борьбе с голодом в голодные годы. Но даже такие меры не помогли спасти крестьян от голодного 1833 году, когда вместо хлеба ели желуди и кору дерева, а в небольшое количество муки, которое осталось, добавляли для веса глину.

5. Следующий этап в развитии госрезерва можно отнести к середине 19 века, началу военной реформы. Поражение российских войск в Крымской войне требовали кардинальной модернизации всего военного дела страны. Указом Николая I создано Военное Министерство, занимавшееся также и обеспечением продовольствием.
Стоит отметить 1870 год. В этот год открыли технологию производства жестяной банки, в которую закладывают произведенные мясные консервы. До сих пор эта самая распространенная емкость продуктов запасов. И уже к концу 19 века первая банка консерв была отправлена на склад госрезерва.
В это время появилась ещё одна стратегическая задача, как поддерживать войска в период военных действий на границах. Решается данный вопрос в накоплении довольно большого объема еды и оружия на приграничных территориях. Задумка правда осуществилась только на западе страны. Ввиду большого расстояния и суровости климата самая сложная задача с этим на Дальнем Востоке.

6. Неудачи военных в принципиальном сражении с японскими войсками в начале 20 века также требовали новых преобразований в формировании складских запасов для поддержания боеспособности армии на границе (продовольствие и оружие). Но реформа не была доведена до совершенства. К 1914 году объемы еды стали катастрофически уменьшаться. Недоедание стали испытывать не только служащие армии, но и гражданское население России. Меры, предпринятые командующие войсками не имели должного успеха. Единственное спасение для страны правители в то время видели только во введении принудительной продразверстки. Но и ее так не удалось осуществить. К революционному 1917 году Россия подошла с брешами в продовольственном обеспечении страны.

7. В подорванной революцией экономике СССР, с самого начала образования нового государства, начинаются попытки восстановить государственные запасы страны. Основной упор делается в накоплении запаса хлеба. Создается неприкосновенный запас злаковых культур.
Утверждается новый расширенный перечень материалов для стратегического хранения. В нее входит уже 79 наименований.
Эти запасы очень пригодились в голодные тридцатые годы.
С 1938 года решается вопрос о необходимости специально готовить кадры для госрезерва страны. Создаются учебные заведения. Так, в городе Торжок открывается политехникум. А проблемы хранения продукции решаются в открытом в тот же год НИИ проблем хранения.
К началу сороковых годов госрезерв СССР расширился и укрепился. Работников, занятых в данной сфере, переваливает за тысячу человек. Головной офис имеет в своем наличии шестнадцать управлений, которые содержат в своем подчинении несколько баз и складов.
Дальнейшее увеличение объемов запасов резерва страны помешало нападение фашисткой Германии.

8. Тяжелые годы Великой Отечественной Войны.
С первых дней войны госрезервов страны работает в круглосуточном режиме. Госрезерв пытается обеспечить армию страны всем необходимым. Предприятия переквалифицируются на выпуск продукции для обороны страны, «закрома Родины» перемещаются в удаленные восточные районы страны. Начинается срочное постройка новых баз для перебрасываемой продукции.
В итоге объем запасов госрезерва в военные годы не только не уменьшился, но и увеличился в два раза, благодаря жесткой экономии ресурсов и, конечно, самоотверженному мужеству всех без исключения людей, своими силами ковавшие победу.

9. Послевоенные годы.
После войны, несмотря на итоговое увеличение запасов страны, задача также стояла в еще большем увеличении запасов. Наравне с этим госрезерв восстанавливал разрушенные и создавал новые базы хранения. Главная задача была поставлена в первые годы – отмена карточной системы получения продуктов. Система государственных запасов справилась с этой задачей блестяще.
В мирное время госрезерв также продолжал наращивать свои запасы. К наименованию добавлялись новые материалы (химия, топливо).

Государственный бюджет (от англ. budget - сумка, кошелек) - это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.

Функции государственного бюджета:

 регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации;

 легально контролирует действия правительства;

 несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности;

 определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства.

Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются государственные резервы).

Основными требованиями к бюджету являются:

 он не должен иметь жесткой привязки доходов к расходам. Правительство должно иметь возможность беспрепятственно решать какие задачи являются первоочередными, и какими способами их решать. Это обеспечивает гибкость экономической политики;

 должна соблюдаться иерархия бюджетов. То есть в бюджет федерального уровня не должны включаться потоки других уровней, что способствует автономности бюджетов;

 в бюджет должны быть включены все доходы и расходы подконтрольные правительству.

Важнейшие части государственного бюджета - это его доходная и расходная части:

доходная часть – показывает источники денежных средств бюджета;

расходная часть – показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Формирование доходов бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.

Денежные средства считаются поступившими в доход бюджета с момента совершения кредитной организацией операции по их зачислению на счет органа, исполняющего бюджет.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов . Кроме того, в доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.



Налоговые доходы составляют предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Они делятся на две группы: прямые и косвенные налоги.

Косвенные налоги - основная часть налоговых поступлений государственного бюджета (это налоги на потребителя). Они состоят из НДС, акцизов и таможенных пошлин и сборов. Они оказывают влияние на уровень цен (включены в цену) и на структуру потребления.

Прямые налоги - это налоги, взимаемые непосредственно у источника их образования. К прямым налогам относятся:

Налог на прибыль;

Подоходный налог с физических лиц;

Налоги на совокупный доход.

К косвенным налогам , составляющим до 70−90% от всех налоговых поступлений в государственный бюджет, относятся:

Налог на добавленную стоимость (НДС);

Таможенные пошлины и сборы. При этом важное значение в этой группе имеет НДС (до 40% в группе косвенных налогов). Акцизы - это федеральный (государственный в унитарном государстве) налог, который взимается с небольшой группы товаров, главный признак которых - высокая доходность (нефть, природный газ, легковые автомобили, автомобильный бензин, спирт этиловый и спиртные напитки, табак и табачные изделия). Таможенные платежи, пошлины и сборы поступают только в государственный бюджет.

Прямые налоги взимаются и в государственный (федеральный), и в региональные, и в местные бюджеты. Это зависит и от территориального расположения предприятия и от его масштабности (налог на прибыль). К прямым налогам кроме налога на прибыль относятся также подоходные налоги на физических лиц (граждан). Его ставки различны в различных странах и взимаются по прогрессирующей шкале в зависимости от налогооблагаемой базы (дохода): от 6-7 до 45%. Налог на прибыль взимается также по прогрессирующей шкале, его величина колеблется от 12-15 до 35%. Прямые налоги это вторая составная часть всех поступающих в бюджет доходов. Другими словами, доходная база государственного бюджета зависит в основном от налогов. Отнесение налога к тому или иному уровню госбюджета осуществляется в соответствии с действующим национальным законодательством.

Налоги делятся на федеральные , региональные и местные.

К федеральным налогам относят: налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, НДС, акцизы, таможенные пошлины и сборы.

Региональными признаются налоги и сборы, обязательные к уплате на федеральных территориях государства. Это налог на имущество юридических лиц, налог с продаж, региональные лицензионные сборы и пр.

Местными признаются налоги и сборы, вводимые в действие законодательными актами местных органов самоуправления. Особого внимания заслуживает НДС, косвенный налог, который занимает лидирующее место в доходной части государственного бюджета. Налог на добавленную стоимость тем выше, чем выше степень обработанности товара, т. е. добавленная к первоначальной стоимости товара дополнительная стоимость.

Неналоговые доходы составляют:

 доходы от использования государственной или муниципальной собственности;

 доходы от продажи государственной или муниципальной собственности;

 доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и местного самоуправления;

 штрафы, компенсации;

 доходы, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд.

Расходование средств государственных бюджетов производится по направлениям и в размерах, определяемых федеральным законом, законами и другими нормативно-правовыми актами субъектов государственной власти.

Расходы государственного бюджета могут быть классифицированы по различным признакам, важнейшим из которых является финансирование государством своих функций: экономической, социальной, оборонной и пр.

Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:

национальная оборона ;

финансирование науки ;

финансирование реального сектора ;

образование гос. резервов ;

обслуживание и погашение госдолга (внутреннего и внешнего);

регулирование финансового потенциала субъектов государства (федерального или унитарного).

К расходам, финансируемым совместно из госбюджета, федеральных и муниципальных бюджетов, можно отнести:

 господдержку отраслей промышленности (строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь);

 обеспечение правоохранительной деятельности;

 обеспечение противопожарной безопасности;

 науку и социально-культурные мероприятия.

Основной принцип разграничения расходов между бюджетами - их адекватность полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем власти.

Расходы бюджета подразделяются также по принципу их участия в процессе расширенного воспроизводства.

По принципу участия в процессе расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие и расходы капитального характера .

Текущие расходы - это:

 текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу;

 отдельные компенсационные расходы по отраслям экономики.

Расходы капитального характера делятся на:

 новое строительство;

 реконструкцию важных объектов государственной и муниципальной собственности.

Среди приоритетных расходов государственного бюджета выделяют:

 социальные расходы;

 военные расходы;

 образование и здравоохранение.

Структура расходной части бюджета в развитых странах:

социальные нужды (не менее 50% всех расходов);

поддержание обороноспособности страны (примерно 20%);

обслуживание государственного долга ;

предоставление дотаций предприятиям;

развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.).

Структура расходной части бюджета определяется актуальностью поставленных задач и способами их решения в соответствии с концепцией экономической политики государства.

Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета. Здесь возможны три варианта :

сбалансированный бюджет – расходы бюджета равны доходам. Это самое оптимальное состояние бюджета;

дефицитный бюджет – расходы бюджета выше доходов. Дефицит – разность расходов и доходов бюджета;

профицитный бюджет – доходы бюджета выше расходов. Профицит – разность доходов и расходов бюджета.

Источниками покрытия бюджетного дефицита являются:

Государственные займы (политика дефицитного бюджетного финансирования);

Внутренние займы – займы внутри страны у фирм и домашних хозяйств через выпуск ценных бумаг (государственные облигации);

Внешние займы – у иностранных государств, иностранных банков и у международных организаций;

Денежная эмиссия (выпуск денег) Центральным банком в обмен на государственные обязательства. В результате напечатания дополнительных денег возникает угроза инфляции (роста необеспеченной денежной массы, выливающегося в рост цен), так как создается добавочный спрос на товары и услуги. Если инфляция принимает угрожающие размеры, то необходимо срочно сократить бюджетные расходы.

На состояние государственного бюджета влияют следующие факторы:

Долгосрочные тенденции налоговых поступлений и государственных расходов;

Фаза экономического цикла в стране;

Текущая политика государства.

Бюджет - это совокупность расходов и доходов отдельного субъекта устанавливаемая на определенный период времени. Государственный бюджет - это важнейший финансовый документ страны в котором указываются источники и размеры поступлений в государственную казну, а также потребности, погашаемые за счет государства.

Основные положения

Государственный бюджет влияет на многие экономические факторы страны и принимается на законодательном уровне. Существует даже специальный бюджетный процесс, который включает в себя составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета, контроль за исполнением и проведение внешних проверок. Осуществляется бюджетный процесс уполномоченными государственными органами.

Основные функции государственного бюджета:

  • Контролирует и ограничивает действия правительства;
  • Осуществляет регулирование денежных потоков внутри государства и укрепляет финансовые связи между центром и регионами;
  • Определяет экономическую политику государства;
  • Предоставляет информацию о намерениях правительства всем участникам экономической деятельности.

Государственный бюджет служит финансовой базой государства и является необходимой составляющей для нормального функционирования государственной системы. С помощью бюджетных средств, правительство осуществляет выплаты по взятым на себя обязательствам, осуществляет финансирование различных государственных программ, создает государственные резервы.

Экономическое значение бюджета состоит в том, что он во многом определяет конечный потребительский спрос. Это связано с тем, что от величины бюджета во многом зависят доходы населения, за бюджетные средства выполняются различные государственные заказы и закупаются большие объемы продукции. Величина финансовых потоков, которые проходят через государственный бюджет оказывает влияние на такие важные экономические показатели как:

  • Объем производства;
  • Государственные инвестиции;
  • Уровень безработицы;
  • Величина денежной массы;
  • Валютный курс;
  • Учетная ставка Национального банка;
  • Размер внутреннего и внешнего государственного долга;
  • Инфляция.

Все эти экономические показатели взаимосвязаны и негативная динамика одного, незамедлительно повлечет за собой ухудшение значений других показателей. Например, бюджет сокращается за счет уменьшения финансирования какой-либо государственной структуры. В этом случае проблема невыплаты заработной платы решается за счет сокращения части сотрудников данной государственной структуры, что неизбежно приводит к росту безработицы и повышению суммы выплат социальных пособий для безработных граждан.

Другой пример. Правительство решило уменьшить внутренний долг не за счет бюджетных средств, а за счет выпуска дополнительной денежной массы. В этом случае неизбежен рост инфляции, так как денежные средства не подкреплены государственным золотовалютным резервом.

Для эффективной работы с государственным бюджетом выделяют следующие показатели:

  • Доходы;
  • Официальные трансферты;
  • Расходы;
  • Дефицит и профицит.

Доходы государственного бюджета

Государственные доходы выражают экономические отношения, возникающие между государством с одной стороны и предприятиями, организациями и частными лицами с другой стороны. Выражаются эти отношения в осуществлении денежных платежей предприятиями, организациями и частными лицами, которые направляются для формирования государственного бюджета. Доходы государственного бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозвратном и безвозмездном порядке в государственную казну, согласно действующего законодательства.

Доходы разделяются на текущие и капитальные. Капитальные доходы - это официальные трансферты, доходы от продажи и сдачи в аренду земли, доходы от реализации государственных запасов. Официальные трансферты - это нерегулярные, необязательные и часто единоразовые платежи, поступающие в государственный бюджет из различных источников. Как правило, эти поступления носят характер пожертвований. Например, трансфертом считается сумма, добровольно выделенная частным лицом в государственный бюджет для строительства больницы или школы.

Текущие доходы делятся на налоговые и неналоговые. Налоговые доходы формируются из предусмотренных законодательством налогов и сборов. Налоговые доходы составляют основную часть доходов государственного бюджета. На их долю приходится около 85% всех поступлений, на долю неналоговых и капитальных доходов приходится 8% и 7% соответственно. Разновидности налоговых доходов:

  • Налог на прибыль;
  • Подоходный налог;
  • Налог на совокупный доход;
  • Лицензионные и регистрационные сборы;
  • Отчисления в государственные социальные фонды;
  • Налоги на имущество;
  • Платежи, отчисляемые за пользование природными ресурсами;
  • Налоги взимаемые с внешнеэкономической деятельности;
  • Прочие налоги и сборы.

Налоги являются важным инструментом фискальной политики государства. Размер налогов определяется законодательными органами страны, а за их неуплату предусмотрена уголовная ответственность. Совокупность налогов образует налоговую систему государства.

Налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются от непосредственной деятельности определенного субъекта. К их числу относят: налог на прибыль, подоходный налог, налог на совокупный доход.

Косвенные налоги составляют около 70% всех поступлений в государственный бюджет. Они оказывают существенное влияния на ценообразование и структуру потребления. К ним относятся: налог на добавочную стоимость (НДС), акцизы, таможенные сборы и пошлины.

К неналоговым доходам государственного бюджета относят:

  • Административные платежи и сборы;
  • Доходы от имущества находящегося в государственной собственности;
  • Платежи по штрафам;
  • Прочие неналоговые поступления.

К источникам доходов государственного бюджета можно отнести государственные займы и средства, полученные за реализацию государственных ценных бумаг.

Расходы государственного бюджета

Расходы - это все невозвратные платежи, вне зависимости от того являются ли они возмездными или безвозмездными. Расходы государственного бюджета это экономические отношения возникающие в связи с распределением государственных средств и их использования по отраслевому, целевому и территориальному назначению. С помощью расходов бюджета, государство обеспечивает необходимую финансовую поддержку всех государственных программ проводимых правительством.

Расходы, как и доходы, делятся на текущие и капитальные. Капитальные расходы - это расходы, выделяемые правительством на различные инвестиционные программы. Кроме этого, в данную категорию входят расходы, направленные на кредитование юридических лиц из государственного бюджета. Текущие расходы - это расходы, обеспечивающие функционирование органов государственной власти, а также различные дотации и субсидии, предоставляемые государством для отдельных отраслей экономики.

Расходы государственного бюджета предназначены для следующих целей:

  • Социальные. В эту категорию входят расходы на выплату социальных пособий и пенсий, а также расходы на содержание предприятий и учреждений, находящихся в государственной собственности. Этот вид расходов занимает наибольшую долю в бюджете страны.
  • Военные. Эти расходы направлены на повышение обороноспособности государства, финансирование и содержание армии.
  • Экономические. Расходы из этой категории направляются на финансирование государственных инвестиционных и экономических программ, накоплений государственных резервов и выплату государственного долга.
  • Внешнеэкономические. Расходы направленные на обеспечение и реализацию международных договоренностей и выплату взносов в международные организации.
  • Содержание государственного аппарата. Расходы связанные с финансированием органов судебной и законодательной власти.

Дефицит и профицит государственного бюджета

При принятии государственного бюджета в обязательном порядке учитываются размер доходов и расходов. Оптимальным считается бюджет, в котором величина доходов равна величине расходов, так называемый сбалансированный бюджет. Но на практике, такого идеального показателя достичь, как правило, не удается и возникает дефицит или профицит бюджета.

Профицит бюджета - это превышение доходов государства, над его расходами. Данное явление, в современной экономике, встречается не очень часто. В основном странам приходится сталкиваться с дефицитом бюджетных средств.

Дефицит бюджета - превышение расходов государства над его доходами. В современном мире, явление бюджетного дефицита распространено повсеместно и вряд ли найдется государство, которое не сталкивалось с этой проблемой. Допустимым уровнем превышения расходов над доходами принято считать 5% от валового национального продукта.

Большой дефицит бюджета может привести к экономическому краху и даже банкротству государства. Поэтому правительства, всячески стараются предотвратить бюджетный дефицит. На сегодняшний день существуют три основных способа решения этой проблемы:

  • Сокращение бюджетных расходов;
  • Эмиссия дополнительных денежных средств;
  • Одалживание денег.

Сокращение бюджетных расходов один из самых эффективных и наименее популярный способ погашения бюджетного дефицита. В первую очередь это связано с тем, что урезание финансирование в основном скажется на малообеспеченных слоях населения, единственным доходом которых являются социальные выплаты или зарплаты выплачиваемые из госбюджета. Правительство, сделавшее ставку на этот способ решения проблемы, навряд ли будет пользоваться поддержкой населения.

Эмиссия дополнительных денежных средств. Этот способ наиболее легкий и безболезненный, но он приводит к обесцениванию национальной валюты. Поэтому использовать его можно не часто, чтобы не превысить допустимые нормы инфляции.

Одалживание денег - это самый распространенный способ «залатать дырявый бюджет». Этот способ популярен, тем, что деньгами можно воспользоваться сейчас, а отдавать их надо будет потом. Таким образом, переложив проблему возврата долга на следующие поколения.

Государственный долг может быть внешним и внутренним. Внешний долг - это займы у иностранных кредиторов, а внутренний - у граждан или организаций собственного государства. Очень часто внутренний заем осуществляется посредством реализации государственных ценных бумаг.

Федеральный бюджет России

Федеральный бюджет - главный финансовый документ Российской Федерации в котором отображены основные расходы и доходы государства. Федеральный бюджет является финансовым планом страны на 1 год и утверждается Федеральным Собранием РФ в виде Федерального закона. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса финансовых средств между различными отраслями промышленности и народного хозяйства, между производственным и непроизводственным секторами экономики, а также регионами страны.

Принимается федеральный бюджет Государственной Думой РФ в трех чтениях. В первом чтении принимаются основные положения будущего бюджета, во втором депутаты принимают бюджет по разделам, в третьем - по подразделам. После принятия федерального бюджета Государственной Думой, он утверждается президентом Российской Федерации. Согласно законодательству, правительство РФ должно внести на рассмотрение Госдумы проект бюджета на следующий год, не позднее 1 октября текущего года.

Как и во многих странах, в России поступления в федеральный бюджет из регионов распределены неравномерно. Так, например, в 2013 году Ханты-Мансийский Автономный Округ перечислил в общей сложности 27% бюджетных средств. А это на целых 5% больше, чем 72 региона России.

Федеральный бюджет рассчитывается исходя из валютного курса рубля и мировых цен на нефть. Бюджет России в 2015 году был рассчитан исходя из цены в 96 $ за баррель нефти и по курсу 37.7 рублей за доллар США. Сумма доходов определена на уровне - 15.082 трлн. рублей, расходов - 15.531 трлн. рублей. Дефицит бюджета составил приблизительно 450 млрд. рублей.

Основными «потребителями» бюджетных средств РФ в 2015 году являются: Министерство финансов Российской Федерации - 29.49%, Министерство обороны Российской Федерации - 10.89%, Министерство Внутренних дел - 7.55%. На здравоохранение выделено 1.31% бюджета, а на образование и науку - 2.72%.

Наибольший доход ожидается от таможенных пошлин на нефть и газ - 26.11%, налога на добавочную стоимость - 34.15%, налога на добычу полезных ископаемых - 17.26% и различного рода акцизов - 4.46%.

Государственные бюджеты стран мира

Каждая страна имеет специфику собственной финансовой системы. Поэтому для сравнения экономического потенциала выбираются наиболее важные экономические показатели, расчет которых проводится аналитиками различных международных организаций.

Для сравнительной характеристики бюджетов используются суммы государственных расходов и доходов отраженные в долларах США. При этом дефицит/профицит бюджета отображается в процентном отношении к ВВП страны. В нижеприведенной таблице указаны страны с наибольшим уровнем государственных доходов в 2013 году.

страна Доходы бюджета, млрд $ расходы бюджета, млрд $ дефицит/профицит бюджета, млрд $ ВВП, млрд $ отношение дефицита бюджета к ВВП, %
1 США 2 849 3 517 - 668 16 768 3.98
2 Китай 2 118 2 292 - 174 16 173 1.07
3 Япония 1 739 2 149 - 410 4 685 8.75
4 Германия 1 626 1 624 + 2 3 610 -
5 Франция 1 410 1 522 - 112 2 535 4.41
6 Великобритания 1 023 1 112 - 89 2 450 3.6
7 Италия 984 1 052 - 68 2 106 3.23
8 Канада 687.8 740.8 - 53 1 530 3.46
9 Испания 505.1 597.3 - 92.2 1 523 6.05
10 Австралия 494.3 514.4 - 20.1 1 051 1.91
11 Россия 439 450 - 11 3 492 0.31

Как видно из таблицы, только Германия смогла закончить 2013 год с профицитом бюджета. Наибольший дефицит бюджета в денежном эквиваленте у Соединенных Штатов Америки - 668 млрд. долларов, а в отношении к ВВП, самая худшая ситуация у Японии - дефицит составил 8.75% от ВВП. Среди европейских стран, набольший % дефицита у Испании - 6.05, а в среднем ведущие страны Евросоюза имеют дефицит равный 4.32% от ВВП, что в принципе допустимо. У России и Китая одни из лучших показателей 0.31% и 1.07%.

Кратко и актуально о государственном бюджете читайте на Answr

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

XV век

Создание на Руси материальных запасов целевого общегосударственного назначения

Во время правления Ивана III (1462-1505) были созданы общегосударственные материальные запасы, прежде всего оборонного назначения. Впервые в русской истории установлены перечень и нормы накопления запасов, а также порядок поддержания их качественной и количественной сохранности: «запасы создавать, дабы возможность была выдержать осаду в течение трех лет и ежегодно одну треть освежать». По велению Ивана III основаны постоянные правительственные учреждения, названные впоследствии приказами. Один из таких приказов, получивший название Житного, занимался заготовкой и хранением хлебных запасов. Чтобы смягчить губительные последствия частых неурожаев, во всех городах Великого княжества учреждены магазины для хранения запасов хлеба.

XV I -XVII вв.

Учреждение особых денежных и хлебных приказов по сбору продовольственных запасов для военных целей

Образование единого российского государства с центральным административным аппаратом и единым войском выдвинуло задачу создания централизованной системы снабжения войска и увеличения государственных запасов продовольствия и вооружения.

С конца XVI в. хранение и выдачу казенного хлеба армии осуществляли созданные во всех городах житные дворы - местные государственные учреждения в системе Житного приказа. Государственным хлебным запасам велся строгий учет, они были неприкосновенны и могли расходоваться только по распоряжению из столицы.

Правительственные акты этого времени содержат многочисленные указания о том, как сохранять запасы продовольствия. В «Наказной памяти о хранении хлебных запасов», посланной в 1629 году царем и великим князем всея Руси Михаилом Федоровичем Романовым оскольскому воеводе Даниле Яблочкову, говорится: «А к житницам и хлебным запасам береженье держать великое, чтобы житницы были укрыты, а в житницах наши хлебные запасы ничем не испортились, и потери б хлебным запасам однолично никакие не было».

1700-1725 гг.

Создание Провиантского приказа - центрального органа управления государственными продовольственными запасами, завершившее построение в России системы государственных резервов

Правление Петра I вошло в историю российского государства как эпоха масштабных преобразований. К этому времени относится и возникновение единой системы государственных запасов, охватывавшей не только продовольствие, но в дальнейшем и запасы для зарождавшейся промышленности.

18 февраля 1700 г . был учрежден Провиантский приказ, обязанностью которого стало создание государственных запасов продовольствия для армии. Это позволило ввести рекрутскую повинность и создать регулярную армию, которая находилась на полном государственном обеспечении.

К концу правления Петра I был разработан и сформулирован принципиально новый подход к решению проблемы обеспечения населения продовольствием - направлять усилия властей не на борьбу с последствиями кризиса, а на предупреждение проявлений «народной нужды». В 1723 году Петр I предписал создать специальное подразделение Камер-коллегии, которое должно было контролировать продовольственную ситуацию в стране. Однако идея создания государственных запасов для населения не была полностью реализована ни при Петре I, ни при его преемниках, хотя к ней неоднократно возвращались и в XVIII, и в XIX вв.

1797-1839 гг.

Издание свода правительственных постановлений и законов, регламентирующих создание постоянных запасов для снабжения армии и гражданского населения

Первым законодательным актом Павла I, касавшимся управления государственными запасами, стало «Учреждение об императорской фамилии» 1797 года, предусматривавшее создание запасных магазинов в поселениях удельных крестьян «для предотвращения могущаго случиться от недорода хлеба недостатка». В 1799 году Павел I повелел создавать хлебные запасные магазины также в казенных и владельческих селениях.

В начале царствования Александра I была проведена реформа системы центральных государственных органов. В состав основанного в 1802 году Министерства военно-сухопутных сил вошли все учреждения, отвечавшие за снабжение и создание запасов для армии: Провиантская, Комиссариатская, Артиллерийская и Инженерная экспедиции.

В рамках Министерства внутренних дел в 1802 году начала работать Первая экспедиция, в функции которой входило обеспечение податного населения хлебом в неурожайные годы. Заведование продовольственной частью в каждой губернии возлагалось на Комиссии народного продовольствия. С 1822 года губерниям предоставляется право самим выбирать средство борьбы с неурожаем - создавать денежный капитал или запасы в зерне. В результате в 12 губерниях были учреждены денежные капиталы, а в 40 - запасные магазины с хлебом. Однако принятые меры не спасли население от голода в 1833 году.

В 1834 году при Николае Iбыло издано «Положение о запасах для пособия в продовольствии», в котором вновь было предписано ввести во всех губерниях запасные хлебные магазины и одновременно создать продовольственные денежные капиталы.

В 1838-1839 гг. Николаем I издается «Свод военных постановлений», которым на Провиантский департамент возлагается снабжение армии продовольствием, создание запасов продовольствия, постройка запасных магазинов, а также сбор сведений об урожае и ценах на хлеб.

1864-1917 гг.

Государственные запасы во второй половине XIX века и накануне революции 1917 года

Поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг. положило начало военной реформе 1860-х годов. В 1864 году создано Главное интендантское управление военного министерства, ведающее снабжением армии, в том числе продовольственными запасами. Запасы подразделялись на три группы: хозяйственные (запасы для текущего снабжения армии), крепостные (для обеспечения питанием гарнизонов на случай войны) и неприкосновенные (для обеспечения снабжения войск на начальном этапе войны).

В 1870 году на фабрике петербургского предпринимателя Азибера изготовлены первые образцы жестяночных мясных консервов, выдерживающих длительное хранение. В 1875 году Главным интендантским управлением принято решение заложить консервы на хранение для обеспечения нужд армии.

После войны России с Турцией 1877-1878 гг. были сделаны попытки накопить запасы провианта и фуража в количестве, достаточном на период мобилизации и сосредоточения войск на начальном этапе войны. Однако такие запасы удалось создать только в районах вдоль западных границ, особенно тяжелой оставалась ситуация с запасами на Дальнем востоке.

Война с Японией 1903-1905 гг. показала, что российская армия потерпела поражение не только из-за необеспеченности военным снаряжением, но и одеждой, обувью, продуктами питания. Очевидной стала необходимость создания значительных запасов продовольствия во всех пограничных районах.

С начала войны 1914 года продовольственные затруднения нарастали с каждым днем, над армией и населением нависла угроза голода. В 1915 году командующие военными округами получили право запрещать вывоз из подведомственных губерний продовольствия, необходимого для армии, устанавливать по своему усмотрению цены на продукты и реквизировать их при отказе продавать добровольно. Пытаясь решить проблему, правительство в централизованном порядке в 1914-1917 гг. заготовило 1340 млн пудов хлеба. Однако снабжение гражданского населения продовольствием оставалось недостаточным, и правительство вынуждено было передавать населению продовольствие из армейских запасов.

29 ноября 1916 г. министр земледелия подписал постановление о проведении принудительной продразверстки, реализовать которое так и не удалось. Накануне февральской революции 1917 года в распоряжении правительства запасов продовольствия не было.

1927 год

Образование государственного хлебного фонда

В 1925-1926 гг. в советском государстве начинается работа по восстановлению продовольственных запасов, утраченных в годы революций и гражданской войны. В 1926 году было положено начало созданию резервного государственного фонда хлеба, на первых порах в размере 50 млн. пудов. В 1927 г. запас хлеба достиг 1,6 млн. тонн. Тогда же в Наркомате внешней и внутренней торговли был сформирован мобилизационный фонд пшеницы, овса, крупы.

В 1927-1928 гг. в соответствии с новой хозяйственно-политической установкой определилась задача ближайших лет: образование бюджетного, валютного, хлебного, товарного, сырьевого и топливного резервов, необходимых как для хозяйственного маневрирования, так и для обеспечения обороноспособности страны.

1931 год

Учреждение Комитета резервов при Совете Труда и Обороны

Постановлением Совнаркома СССР от 17 октября 1931 г. создан специализированный орган, объединивший в себе основные функции управления государственными резервами, - Комитет резервов при Совете Труда и Обороны (Комитет резервов). В ведение Комитета резервов были переданы все мобилизационные запасы, находившиеся в разных учреждениях и на предприятиях, а также мобилизационный и государственный хлебные фонды, ранее находившиеся под управлением Народного комиссариата по снабжению. На Комитет резервов, отделы и инспекции при уполномоченных НКВД на местах был возложен учет запасов и контроль за их расходованием строго в пределах утвержденного правительством плана.

В 1931 году была утверждена номенклатура резервов по стратегическим материалам отечественного производства из 11 наименований, по импортным товарам - из 68.

Запасы государственного резерва были использованы для борьбы с голодом 1932-1933 гг.

1937 год

Образование территориальных органов управления государственными резервами - территориальных управлений и инспекций

В 1937 году Комитет резервов при Совете Труда и Обороны был преобразован, при сохранении всех его функций, в Управление государственных резервов при Совете Народных Комиссаров СССР.

С ноября 1937 г. отделы и инспекции резервов из системы НКВД перешли в непосредственное ведение Управления госрезервов. Было организовано 16 отделов и 19 инспекций на всей территории страны.

1938 год

Создание научной и учебной базы системы госрезервов

В 1938 году в Торжке открылся политехникум - учебный центр по подготовке специалистов для работы в системе государственных резервов.

В 1939 году в составе Управления государственных резервов начала работать Центральная научно-исследовательская лаборатория, на базе которой был создан Научно-исследовательский институт проблем хранения. Таким образом, система госрезервов получила научный центр для разработки технологий длительного хранения товаров и материалов.

1939-1940 гг.

Госрезерв накануне Великой Отечественной войны

В 1939 году в систему госрезервов СССР входит уже 16 территориальных управлений с общей численностью 1500 человек. В ведении каждого территориального управления - от 2 до 10 баз и тысячи пунктов ответственного хранения. В этот период в системе государственных резервов начинается строительство первых специализированных нефтебаз.

Общая стоимость государственных материальных резервов за предвоенный год увеличилась в 1,9 раза, значительно была расширена номенклатура закладываемых на хранение товаров. На 1 января1941 г. в госрезерве имелось 5876 млн тонн хлеба; 42,9 тыс. тонн мяса; 108,5 тыс. условных банок мясных консервов; 310 тыс. тонн сахара; 3,0 тыс. тонн натурального каучука; 1583,7 тыс. тонн нефтепродуктов; 501,2 тыс. тонн нефтяного сырья; около 30 наименований металлов, 20 наименований кабельной продукции и другие материалы стратегического назначения. Мобилизационные запасы промышленности увеличились почти на 60%, но и этого было недостаточно. Правительство намечало направить в резерв сырья, материалов и товаров на сумму, составляющую 6,3% от общего национального дохода страны. Эти задания не были выполнены из-за нападения фашистской Германии на СССР.

1941-1945 гг.

Госрезерв в период Великой Отечественной войны

С 22 июня 1941 г. в центральном аппарате Управления материальных резервов, во всех территориальных управлениях и базах системы госрезервов был установлен круглосуточный режим работы. Перед системой были поставлены задачи предоставления резервов для обеспечения мобилизационного развертывания Красной Армии и Флота, разбронирования мобилизационных резервов на предприятиях для перехода на выпуск оборонной продукции, эвакуации запасов из угрожаемых территорий в восточные районы страны.

В связи с передислокацией государственных резервов в восточный районы страны строились новые базы в районах Волги, Урала, Сибири, Казахстана и Средней Азии. В мае 1942 года Государственный комитет обороны принял решение о строительстве нефтебаз для госрезерва, по которому за годы войны ввели в эксплуатацию первые очереди шести нефтебаз.

За годы войны из госрезерва было отпущено для нужд армии и экономики около 20 млн тонн хлеба, около 3 млн тонн продовольственных товаров, около 2 млн тонн металлов, угля - 16 млн тонн, нефтепродуктов - 9 млн тонн, лесоматериалов - 6 млн кубометров. Значительная часть продуктов и материалов, поставляемых союзными державами по ленд-лизу, также проходила через базы госрезерва, откуда распределялась в армию и оборонную промышленность.

К маю 1945 года число территориальных управлений доведено до 40, территориальных инспекций - до 11. Общая численность работников территориальных управлений составила 2246 человек.

Объемы государственных резервов за годы войны не только не уменьшились, но и в результате огромного напряжения сил и жесткой экономии ресурсов возросли по некоторым видам почти в два раза.

1946-1948 гг.

Послевоенное восстановление

Планом послевоенного восстановления народного хозяйства предусматривалось существенное наращивание государственных резервов. Не было ни одной отрасли народного хозяйства, которой не выделялись бы ресурсы из госрезерва. Одновременно велись работы по восстановлению разрушенных и строительству новых баз. За короткий срок были построены уникальные элеваторно-складские, крупные продовольственные базы и первые холодильники.

На систему была возложена важнейшая задача - обеспечить отмену карточной системы снабжения. В конце 1947 года в центральном аппарате сформировали несколько бригад, которые выехали в регионы для обеспечения одновременного на всей территории страны выпуска в торговлю накопленных запасов.

1 января 1948 г. правительство отменило карточную систему. Только с этого дня система госрезерва перешла с режима военного времени к мирной работе.

1960-1991 гг.

Госрезерв мирного времени

1960 -е годы стали временем бурного развития и глубоких преобразований в системе государственных резервов. Значительно увеличилась номенклатура закладываемых в госрезерв материалов, особенно металлов и их соединений, появилось много товаров органической химии, топливных материалов.

С 1965 года установлено постоянное международное сотрудничество с органами стран-членов СЭВ, ведающими вопросами хранения государственных материальных резервов.

К 1970 году общий объем емкостей для хранения продовольственных товаров по сравнению с уровнем 1959 года вырос на 144%, в частности холодильные емкости - на 262%, резервуарные - на 380%, отапливаемые хранилища - на 698%.

В 1972 году в системе государственных резервов создан информационный вычислительный центр.

Сотрудники госрезерва принимали участие в ликвидации последствий землетрясений в Ташкенте (1967 год), Спитаке (1988 год). В 1986 году тысячи тонн свинца для сооружения саркофага над энергоблоком Чернобыльской атомной электростанции в кратчайшие сроки были отгружены со специальных хранилищ госрезерва. С конца 1990 года в системе государственного резерва началась работа по созданию особого фонда товаров и материалов, предназначенного для принятия первоочередных мер при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и оказания гуманитарной помощи.

1991-1994 гг.

Разделение системы госрезервов СССР и создание государственного резерва России

В связи с провозглашением союзными республиками СССР своего суверенитета и независимости Комитет по государственным резервам при Кабинете Министров СССР 23 ноября 1991 г. издал приказ о создании ликвидационной комиссии. Ей поручалось осуществить передачу объектов системы госрезервов и материальных ценностей, размещенных на территориях бывших союзных республик, в ведение правительств суверенных государств. К 15 декабря 1991 года передача основных фондов и резервов была завершена.

Указом Президента РСФСР от 25 ноября 1991 г. образован Комитет по государственным резервам при Правительстве РСФСР.

В 1990 -е годы система государственных резервов внесла существенный вклад в сохранение социально-политической стабильности: до 50 процентов ежемесячного потребления продуктов в некоторых регионах обеспечивалось государственным резервом. В результате за годы перестройки государственные резервы в части запасов продовольственных товаров уменьшились по мясным продуктам - в 2,5-3 раза, по маслу растительному - более чем в 3 раза, по сахару - в 4,5 раза.

В 1990 -х годах по распоряжениям правительства осуществлялся выпуск из государственного и мобилизационного резервов цветных металлов, топлива, редкоземельных элементов, на вырученные от продажи средства закупались продовольственные товары.

29 декабря 1994 г. был принят Федеральный закон № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве», который установил общие принципы формирования, хранения и использования запасов государственного материального резерва.

2003 год - наши дни

Стратегический резерв государства

В 2003 году было установлено финансирование расходов на содержание системы государственного резерва за счет средств федерального бюджета. Ранее в период с 1992 по 2002 год финансирование государственного резерва в федеральном бюджете не предусматривалось. Запасы при неизбежных затратах на их освежение и поддержание основных фондов сокращались, но государственный резерв удалось в основном сохранить.

В марте 2004 года Указом Президента Российской Федерации Российское агентство по государственным резервам преобразовано в Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв) и передано в ведение Министерства экономического развития и торговли, на которое возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственного материального резерва.

В конце 2004 года на волне интеграционных процессов на пространстве СНГ по инициативе Росрезерва создан Консультативный совет руководителей органов управления государственной (исполнительной) власти, осуществляющих управление государственными материальными резервами в государствах - участниках СНГ.

Система госрезерва обеспечивает снабжение необходимыми товарами и материалами неотложных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф на территории Российской Федерации. За счет ресурсов государственного материального резерва за последние 10 лет проведено 82 акции по оказанию гуманитарной помощи 40 государствам.

28 декабря 2010 г. приняты поправки в Федеральный закон «О государственном материальном резерве», значительно расширяющие полномочия Росрезерва. Изменения направлены на совершенствование норм, регулирующих работу системы государственного материального резерва, и приведение их в соответствие с новыми экономическими условиями и нормами современного законодательства.

23 ноября 2016 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным подписан Указ №620 о передаче руководства деятельностью Федерального агентства по государственным резервам Правительству Российской Федерации. Этим же указом Росрезерву переданы функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере управления государственным материальным резервом, которые ранее были закреплены за Министерством экономического развития Российской Федерации.

Бюджет — это конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период.

— документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Функции государственного бюджета:

  • Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации
  • Легально контролирует действия правительства
  • Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности
  • Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

План сбора доходов и использования расходов имеет практически каждый экономический институт (предприятие, фирма, отрасль экономики, банк, экономические и финансовые фонды т. п.). Бюджеты имеют и все социально-политические институты (госорганизации, политические партии и т.п.).

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей (рис. 27):

Доходы государственного бюджета — завершающая стадия денежных потоков, идущих от реального сектора и других крупных сфер финансовых отношений, а расходы государственного бюджета — исходный пункт движения госресурсов на потребности, намеченные государством и обществом (рис. 28).

Рис. 27. Воздействие государственного бюджета на основные экономические показатели:
  • Объем производства
  • Инветиции
  • Реальные доходы

Рис. 28. Основные направления доходов и расходов государственного бюджета

Государственный бюджет — это основной финансовый план страны, имеющий силу закона.

Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и других общественных расходов.

Доходы государственного бюджета:

  • Налоги на доходы юридических и физических лиц
  • Поступления от реального сектора (налог на прибыль)
  • Поступление косвенных налогов и акцизов
  • Пошлины и неналоговые сборы
  • Региональные и местные налоги

Расходы государственного бюджета:

  • Промышленность
  • Социальная политика
  • Сельское хозяйство
  • Государственного управление
  • Международная деятельность
  • Оборона
  • Правоохранительная деятельность
  • Наука
  • Здравоохранение

Сбалансированный бюджет — бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов.

В случае если доходы и расходы в бюджете разняться то дефицит или профицит бюджета.

Расходование средств государственных бюджетов производится по направлениям и в размерах, определяемых федеральным законом, законами и другими нормативно-правовыми актами субъектов госвласти. Расходы государственного бюджета могут быть классифицированы по различным признакам , важнейшим из которых является финансирование государством своих функций : экономической, социальной, оборонной и пр.

Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:
  • содержание органов власти;
  • национальная оборона;
  • финансирование науки;
  • финансирование реального сектора;
  • образование госрезервов;
  • обслуживание и погашение госдолга (внутреннего и внешнего);
  • регулирование финансового потенциала субъектов государства (федерального или унитарного).
К расходам, финансируемым совместно из госбюджета, федеральных и муниципальных бюджетов, можно отнести:
  • господдержку отраслей промышленности (строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь);
  • обеспечение правоохранительной деятельности;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • науку и социально-культурные мероприятия.

Основной принцип разграничения расходов между бюджетами — их адекватность полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем власти.

Расходы бюджета подразделяются также по принципу их участия в процессе расширенного воспроизводства.

По принципу участия в процессе расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие и расходы капитального характера .

Текущие расходы — это:

  • содержание органов власти, управления и правоохранительных органов;
  • текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу;
  • отдельные компенсационные расходы по отраслям экономики.

Расходы капитального характера делятся на:

  • новое строительство;
  • реконструкцию важных объектов государственной и муниципальной собственности.

Среди приоритетных расходов государственного бюджета выделяют:

  • социальные расходы;
  • военные расходы;
  • содержание судебной системы;
  • образование и здравоохранение.