Жизни, чувств. К XVII-XVIII векам в России сложилось два класса: крестьяне и дворяне - с совершенно непохожей культурой, менталитетом и даже языком. Именно поэтому в произведениях одних русских писателей изображение крестьян есть, а у других - нет. Например, Грибоедов, Жуковский и некоторые другие мастера слова не касались в своих произведениях темы крестьянства.

Однако Крылов, Пушкин, Гоголь, Гончаров, Тургенев, Некрасов, Есенин и другие создали целую галерею бессмертных образов крестьян. Их крестьяне очень разные люди, но есть и много общего во взглядах писателей на крестьянина. Все они были единодушны в том, что крестьяне - труженики, творческие и талантливые люди, безделье же ведет к моральному разложению личности.

Именно таков смысл басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей». В аллегорической форме баснописец выразил свой взгляд на нравственный идеал крестьянина-труженика (Муравей), девиз которого: работать не покладая рук летом, чтобы обеспечить себе пищу холодной зимой, - и на бездельника (Стрекоза). Зимой, когда Стрекоза пришла к Муравью с просьбой о помощи, он отказал «попрыгунье», хотя, вероятно, имел возможность ей помочь.

На эту же , уже намного позже, М. Е. Салтыков-Щедрин написал сказку «О том, как мужик двух генералов прокормил». Однако Салтыков-Щедрин решил эту проблему иначе, чем Крылов: бездельники-генералы, попав на необитаемый остров, не смЬгли себя прокормить, а крестьянин, мужик добровольно не только обеспечил генералов всем необходимым, но и свил веревку и сам себя связал. Действительно, в обоих произведениях конфликт один и тот же: между тружеником и тунеядцем, - но решается он по-разному. Герой басни Крылова не дает себя в обиду, а мужик из Салтыкова-Щедрина добровольно лишает себя свободы и делает все возможное для неспособных к труду генералов.

В А. С. Пушкина не так много описаний крестьянского быта и характера, но он не мог не запечатлеть в своих произведениях очень’значимые детали. Например, в описании крестьянской в «Капитанской дочкеЬ Пушкин показал, что в ней участвовали дети крестьян, ушедшие от земледелия, занимающиеся разбоем и воровством, такой вывод можно сделать из песни Чумакова о «детинушке крестьянском сыне», который «воровал» и «разбой держал», а потом был повешен. В судьбе песни восставшие узнают свою судьбу, чувствуют свою обреченность. Почему? Потому что они ушли от труда на земле ради кровопролития, а насилие Пушкин не приемлет.

Крестьяне у русских писателей обладают богатым внутренним миром: они умеют любить. В этом же произведении Пушкин показывает крепостного Савельича, который, хотя и раб по положению, наделен чувством собственного достоинства. Он готов отдать за своего молодого барина, которого воспитывал. Этот образ перекликается с двумя образами Некрасова: с Савелием, богатырем святорусским, и с Яковом верным, холопом примерным. Савелий очень любил своего внука Демочку, присматривал за ним и, явившись косвенной причиной его смерти, ушел в леса, а потом в монастырь. Яков верный любит своего племянника так же сильно, как Савелий любит Демочку, и любит своего барина, как Савельич любит Гринева. Однако если Савельичу не пришлось пожертвовать жизнью ради Петруши, то Яков, раздираемый конфликтом между любимыми им людьми, покончил жизнь самоубийством.

Еще одна немаловажная деталь есть у Пушкина в «Дубровском». Речь идет о противоречиях между деревнями: «Они (крестьяне Троекурова) тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство». Не эта ли тема прозвучала у Есенина в «Анне Снегиной», когда богатые жители Радова и бедные крестьяне деревни Криуши враждовали между собой: «Они в топоры, мы тож». В результате гибнет староста. Эта смерть осуждается Есениным. Тема убийства крестьянами управляющего была еще у Некрасова: Савелий и другие крестьяне живьем закопали немца Фогеля. Однако, в отличие от Есенина, Некрасов не осуждает это убийство.

С творчеством Гоголя в художественной появилось понятие крестьянина-богатыря: каретник Михеев, кирпичник Милушкин, сапожник Максим Телятников и другие. После Гоголя у Некрасова тоже была ярко выражена тема богатырства (Савелий). Герои-крестьяне есть и у Гончарова. Интересно сравнить героя Гоголя плотника Степана Пробку и плотника Луку из произведения Гончарова «Обломов». Гоголевский мастер - это «тот богатырь, что в гвардию годился бы», он отличался «трезвостью примерной», а работник из 06-ломовки был тем знаменит, что сделал крыльцо, которое, хотя и шаталось с момента постройки, стояло шестнадцать лет.

Вообще в произведении Гончарова в крестьянской деревне все тихо и сонно. Хлопотливо и полезно проводится только утро, а потом уже наступает обед, всеобщий послеобеденный сон, чай, занятия чем-нибудь, игра на гармони, на балалайке у ворот. Происшествий в Обломовке никаких не происходит. Покой нарушила только крестьянская вдова Марина Кулькова, которая родила «зараз четырех младенцев». Ее судьба схожа с тяжелой жизнью Матрены Корчагиной, героини поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», у которой «что год, то дети».

Тургенев, как и другие писатели, говорит о талантливости крестьянина, о его творческой натуре. В рассказе «Певцы» Яков Турок и рядчик за восьмушку пива соревнуются в пении, а затем показывает безрадостную картину пьянства. Эта же тема прозвучит в «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова: Яким Нагой «до смерти работает, / До полусмерти пьет…».

Совсем другие мотивы звучат в рассказе «Бурмистр» Тургенева. Он разрабатывает образ деспота-управляющего. Это явление осудит и Некрасов: он назовет грех Глеба-старосты, который продал вольные других крестьян, самым тяжким.
Русские писатели были единодушны в том, что в большинстве своем крестьяне имеют талант, достоинство, творческое начало, трудолюбие. Однако среди них есть и такие люди, которых нельзя назвать высоконравственными. Духовное падение этих людей в основном происходило от безделья и от материальных благ, нажитых на несчастьях окружающих.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Образ народа в русской литературе . Литературные сочинения!

…В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль… заступника за

безгласных и приниженных.

Н. А. Некрасов.

В творчестве Н. А. Некрасова труд занял одно из почетнейших мест. Поэт

в своих стихотворениях правдиво рассказал о том, как живет и работает

русский народ, показал его как подлинного строителя и творца жизни,

«сеятеля и хранителя» богатств страны, «чьи работают грубые руки».

Труд – основа жизни, и только тот может себя по праву считать

человеком, кто трудится, лишь тому откроются в будущей жизни небесные

блага, кто на земле проводит время не в праздности, а в праведных трудах.

Поэтому всякий положительный персонаж некрасовской поэзии – прежде всего

хороший и умелый работник.

Лирик Некрасов как бы всегда среди людей, их жизнь, их нужды, их судьба

его глубоко волнуют. И поэзия его всегда социальна.

В шестидесятые годы поэтом написано одно из самых значительных его

произведений – знаменитая «Железная дорога». Эта великая песня мертвецов,

строителей железной дороги, вскрывает бессовестную эксплуатацию

предпринимателями труда русских крестьян. Поэт сумел нарисовать живую

картину тяжелой жизни и бесправия рабочих:

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

На невыносимые и бесчеловечные условия строители ж/д указывают не для

того, чтобы посетовать на тяготы, перенесенные ими. Эти тяготы усиливают

сознание высокой значимости сделанной ими работы, ибо трудились мужики на

пользу общую. Бескорыстным трудом они служили Богу, а не личным целям,

поэтому в эту лунную ночь любуются делом рук своих и радуются, что во имя

Божие вынесли великие муки и страдания.

Слышишь ты пение?.. «В ночь эту лунную

Любо нам видеть свой труд…

Всё претерпели мы, божии ратники,

Мирные дети труда!»

В заключительной части Некрасов от образов обездоленных, стонущих

мужиков переходит к широкому, обобщенному образу – стонущей Руси,

переполненной великой скорбью народной.

Поэт верит, что русский народ добьется освобождения от эксплуататоров:

Да не робей за отчизну любезную…

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную –

Вынесет всё, что господь ни пошлёт!

Вынесет всё – и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Среди русских поэтов Некрасов наиболее глубоко почувствовал и нарисовал

трагически прекрасные образы вечных тружеников и страдальцев – бурлаков. Их

жизнь он видел с детства, ребенком слышал их песни-стоны, увиденное и

услышанное неизгладимыми чертами врезалось в память поэта. Некрасов рано

понял, что

В мире есть царь: этот царь беспощаден,

Голод названье ему.

Беспощадный царь-голод сгоняет людей на волжские берега и заставляет

тянуть непосильную бурлацкую лямку. В автобиографической поэме «На Волге»

поэт описал то, что потом всю жизнь «забыть не мог»:

Почти пригнувшись головой

К ногам, обвитым бечевой,

Обутым в лапти, вдоль реки

Ползли гурьбою бурлаки…

Труд бурлаков был настолько тяжел, что смерть им казалась желанной

избавительницей. Некрасовский бурлак говорит:

Когда бы зажило плечо,

Тянул бы лямку, как медведь,

А кабы к утру умереть –

Так лучше было бы ещё.

Всюду наряду с показом беспросветной тяжести крестьянской доли,

Некрасов рисует могучие, сильные, светлые образы людей из народа, согретые

детинушка, Саввушка – росту большого, рука, что железная, плечи – косая

«Трудничество»- характерная черта народных героев поэта. Мужика манит

работа тяжелая, напоминающая богатырское деяние, в мечтах-думах он видит

себя не иначе, как богатырем: пашет пески сыпучие, рубит леса дремучие.

Прокл в поэме «Мороз, Красный нос» уподобляется почитаемому в крестьянстве

труженику-богатырю:

Большие, с мозолями руки,

Подъявшие много труда,

Красивое, чуждое муки

Лицо – и до рук борода…

Вся жизнь Прокла проходит в тяжелой работе. На похоронах крестьянина

добродетелей кормильца:

Родителям был ты советник,

Работничек в поле ты был…

Эту же тему подхватывает в « Кому на Руси жить хорошо» Савелий,

который, обращаясь к Матрене Тимофеевне, говорит:

Ты думаешь, Матренушка,

Мужик – не богатырь?

И жизнь его не ратная,

И смерть ему не писана

В бою – а богатырь!

Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена

Некрасовым. Мысль о бесправии и страданиях народа неотделима в творчестве

поэта от другой мысли – о его незаметном, но подлинном величии, о дремлющих

а нем неиссякаемых силах.

Тема нелегкой женской судьбы проходит через многие произведения Николая

Алексеевича. В поэме «Мороз, Красный нос» автор рисует образ «величавой

славянки». Некрасов рассказывает о трагической судьбе Дарьи, которая взяла

на себя всю мужскую работу и от этого погибает. Восхищение поэта красотой

крестьянки неразрывно сливается с восхищением перед её ловкостью и силой в

Н. Чернышевский писал, что для женщины, которая «много работает»,

признаком красоты будет «необыкновенная свежесть, румянец во всю щеку».

Именно этот идеал описывает Некрасов, видя в крестьянке сочетание внешней

привлекательности и внутреннего, нравственного богатства, душевной

стойкости.

Красавица, мира на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Во всякой работе ловка.

Судьба Дарьи воспринимается как типическая участь русской женщины из

народа. Поэт неоднократно томечает это в своих стихах:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая – быть матерью сына раба,

А третья – до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Говоря о мучительной женской участи, Некрасов не перестает воспевать

удивительные духовные качества своих героинь, их огромную силу воли,

чувство собственного достоинства, гордость, не задавленную тяжелыми

условиями жизни.

С огромной поэтической силой поэт показывает горькую судьбу детей. Из

дома их гнали «забота и нужда», на фабрике их ждал изнурительный,

непосильный труд. Дети гибли, «высыхали» в фабричной неволе. Этим маленьким

каторжникам, не знавшим отдыха и счастья, Некрасов посвятил стихотворение

«Плач детей». Тяжесть труда, убивающего живую душу ребенка, однообразие его

жизни поэт передает монотонным ритмом стихотворения, повторением слов:

Целый день на фабриках колеса

Мы вертим – вертим – вертим!

Бесполезно плакать и молиться,

Колесо не слышит, не щадит:

Хоть умри – проклятое вертится,

Хоть умри – гудит – гудит – гудит!

Жалобы детей, обреченных на медленное умирание у фабричного станка,

остаются без ответа. Стихотворение «Плач детей» - это страстный голос в

защиту маленьких тружеников, отданных голодом и нуждой в капиталистическое

Поэт мечтал о том времени, когда труд станет для человека радостным и

свободным. В поэме «Дедушка» он показал, на какие чудеса способны люди,

когда труд их свободен. «Горсточка русских», сосланных в «страшную глушь»,

бесплодную землю сделала плодородной, чудесно возделала нивы, вырастила

тучные стада. Герой поэмы, старик-декабрист, рассказав об этом чуде,

добавляет:

Воля и труд человека

Дивные дива творят!

Тема народа-страдальца и тема народа-труженика определяет лицо

некрасовской поэзии, составляет её сущность.Через всё творчество поэта

проходит мысль о физической и душевной красоте человека из народа, в

которой Н. А. Некрасов видел залог светлого будущего.

ГБПОУ «Нижегородский автотранспортный техникум»
«Образ труженика
в нижегородской поэзии
2­ой половины ХХ века»
Подготовил студент 2 курса
очного отделения
специальности «Эксплуатация транспортного оборудования и автоматики»
Ваганов Роман Евгеньевич
Руководитель: преподаватель русского языка и литературы
Бобкова Наталья Сергеевна
Нижний Новгород
2017 г.

Введение
Если Волга-мать тебя качала,
если ты рожден и вырос тут,
с детства ты изведал у причалов
радостный, счастливый, мирный труд,
с детства ты умеешь, не сдаваясь,
от зари работать до зари,
нас недаром люди называют
радостно и гордо: «Волгари».
(Отрывок из поэмы Аркадия Чеботарева «Начало века», 1965г.)
Нижегородская поэзия второй половины ХХ века довольно
разнообразна по тематике: тяжелые воспоминания о войне,
родная земля и природа, любовь, дружба… Но особое место
занимал в сознании горьковских поэтов труд как яркое
проявление истинного предназначения человека.
Доля труженика свята и почетна, трудиться – значит быть
сильной личностью, знать, что твоя жизнь ценна.

Виктор Кумакшев «Утро»
Еще над миром ночь сквозная,
Сны лезут в каждую кровать.
Но –
«Ши­ро­ка
стра­на мо­я род­ная­я» –
Пора вставать.
Еще по лицам бродит дрема,
Помят и заспан солнца лик.
Но, чертыхаясь на подъемах,
Ползет на стройку грузовик.
Пешком, в автобусах, в трамваях
Спешит к цехам рабочий люд…
Земля тогда лишь оживает,
Когда рабочие встают!
1958г.
всей
Рабочий в стихах В. Кумакшева
– предвестник пробуждения ото
всего
сна
окружающего мира набирает силу
именно тогда, когда каждый
труженик берется за свою работу.
земли. Жизнь

внимание
Владимир Половинкин

глубинные
переживания
обращает
читателя
душевные
мужественного капитана.
на
В форменном платье,
в белом берете.
Кокарда золотом блещет весело.
Пассажиры охают:
«Есть же на свете
Романтическая профессия!»

Припала усталая женщина к мужу,
Роняя слезы на китель грубый.
Молчал он, широкий и неуклюжий,
И, словно от боли,
кривились губы.
Безвестный штурман с безвестного судна,
Ей, знаменитой,
он гладил плечи…
Наверно, жить в капитанах трудно,
Коль так вот по­детски
плачет при встрече.
Отрывок из стихотворения В. Половинкина «Капитан», 1958 г.
Тяжелая издержка этой
«романтической профессии»

близкими,
любимыми людьми…
разлука
с

К разливке!..
Вот кто­то умелой рукой
Разделал отверстие быстро,
И хлынул металл, бормоча как живой,
Горячий,
сверкающий,
чистый.
А мастер взглянул и воскликнул:
­ Хорош!..
Металл получился на славу!

В лучах заиграло окно, как хрусталь,
Стоят сталевары у летки.
Им радостно:
льется в изложницы сталь,
Отличная сталь пятилетки.
Отрывок из стихотворения В. Кулагина «У мартена»
Виктор Кулагин говорит о
труде сталеваров с невероятным
восторгом,
«умелые
руки»
мартена,
быстроту и высокое качество их
тяжелой работы.
отмечая
тружеников

Взаимопомощь,
дружба, поддержка –
центральные
понятия
создании
трудового
коллектива.
при
образа
…И гудят топоры,
и отчаянно спорят,
со своими хозяевами заодно.
Тот в задоре,
и этот в рабочем задоре,
если даже и делают дело одно.
Но глядите:
они поднимают тесину!
Оба разом возьмутся с краев –
кто кого!
… Молодой передвинул плечо к середине,
чтобы главная тяжесть легла на него.
Отрывок из стихотворения Б. Шумилова «Два плотника»

Тема
содружества
трудового
стихах
в
представлена
поэта Михаила Сточика в
юмористическом ключе.
Велик и славен наш завод,
Имеет он из года в год
Немалые успехи.

Директор – делу голова,
И не пустые то слова,
Что он за все в ответе.
Но нас огромная семья:
Начцеха, мастер, ты и я.
Стоим при каждом деле.
И, я считаю, в самый раз
Спросить у каждого из нас:
«А вы куда смотрели?!»
Отрывок из стихотворения М. Сточика «Куда смотрел директор?»

… Что сейчас ты будешь делать в поле?
Ноженьки исколешь по жнивью,
Да еще замажешь в солидоле
Рожицу смазливую свою.

Вновь ругаюсь:
- Здесь тебе не место,
Мы весной придем вдвоем сюда.
А она, упрямая, известно,
Не стыдится черного труда.
Знаю:
Тяжело ей.
Ноги ноют.
Но она на шаг не отстает.
Но она работает со мною
И озябнуть сердцу не дает.
представлен
Нетрадиционный
образ
Музы
в
поэтическом
творчестве
Бориса Шумилова: Муза –
соратница,
единомышленница в труде.
Отрывок из стихотворения Б. Шумилова «Муза», 1952 г.

Поэма «Василий Теркин» повествует о Великой Отечественной войне. В ней Твардовский показывает, как жилось русскому солдату в годы тяжелых испытаний. Его герой - Василий Теркин - рядовой пехотинец из простых смоленских крестьян:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный…

Главный герой воплощает лучшие черты русского характера русского, проявляя их на войне. Перед нами возникает образ солдата - труженика. Теркин с некоторым юмором повествует молодым бойцам о фронтовой жизни. Этот человек воюет с самых первых дней, был ранен и три раза оказывался в окружении. Но Теркин не теряет бодрости духа, несмотря на все испытания, которые ему приходится преодолевать:

Будем живы - не помрем,

Срок придет, назад вернемся,

Что отдали - все вернем.

Два раза приходится Теркину переплывать через холодную реку, чтобы восстановить утерянную связь со «своими». Ему даже удается занять немецкий блиндаж, хотя он и оказывается под обстрелом со стороны собственной артиллерии. Однажды Теркину даже удается из винтовки сбить немецкий штурмовик.

Твардовский показывает, что простой солдат на войне - это труженик, который изо дня в день делает свою работу - защищает Родину. И делает он ее на совесть, не забывая о своей душе, оставаясь человеком.

У Твардовского особое отношение к простому солдату. Для него не начальники вершат историю, а обычные люди. Так было и раньше, так есть и сейчас:

…тем путем идут суровым,

Что и двести лет назад

Русский труженик - солдат.

Твардовский говорит, не только о простом народе, но и генералах и начальниках, которым достается вся слава. Автору трудно принять эту несправедливость, но такова суровая действительность:

…Разделен издревле труд:

Города сдают солдаты,

Генералы их берут.

Нет сомнений в том, что Твардовский на стороне тех, кого именует в своей поэме «труженик - солдат». Это человек, который чувствует свою значимость, и поэтому тверд в своем стремлении к победе.

Но со времен фронта я отметил
"Василия Теркина" как удивительную
удачу...
Твардовский сумел написать вещь
вневременную, мужественную и
неогрязненную...
А.Солженицын.

Говорят, что собирались поставить или уже поставили памятник бойцу Василию Теркину. Памятник литературному герою - вещь вообще редкая, а в нашей стране в особенности. Но мне кажется, что герой Твардовского заслужил эту честь по праву. Ведь вместе с ним памятник получают и миллионы тех, кто так или иначе походил на Василия, кто любил свою страну и не жалел своей крови, кто находил выход из трудного положения и умел шуткой скрасить фронтовые трудности, кто любил поиграть или послушать музыку на привале. Многие из них не обрели даже своей могилы (как-то показывали по телевизору). Пусть же памятник Василию Теркину будет и им надгробием. В библиотеке, куда я пришел, чтобы взять поэму, мне досталось очень интересное издание: вместе с текстом были помещены письма читателей "Василия Теркина" с 1942 по 1970 годы и ответ читателям "Как был написан "Василий Теркин". Перелистывая эти разнообразные письма читателей, я убедился, что поэма Твардовского была действительно народной, вернее, солдатской поэмой. По воспоминаниям Солженицына, солдаты его батареи из многих книг предпочли больше всего ее да "Войну и мир" Толстого. В своем небольшом сочинении мне бы хотелось остановиться прежде всего на том, что же мне лично больше всего нравится в поэме и ее герое. Больше всего мне нравится в произведении Александра Трифоновича язык, легкий, образный, народный. Стихи его так и запоминаются сами. По душе необычность книги, то, что она как бы без начала и конца. Словно ты вновь встретился со старым другом, которого тебе представлять не надо. А потом расстался с ним. Что же, это жизнь... И то, что автор предлагает:
Словом, книгу с середины
И начнем. А там пойдет.

Это, думается, делает героя и ближе, и понятнее. Очень правильно и то, что поэт приписал Теркину не так уж много геройских подвигов. Одного сбитого самолета да взятого языка вполне достаточно. А ведь, по признанию самого Твардовского, он чуть было не увлекся "сюжетностью". Хотел "заставить" Теркина перейти линию фронта и действовать в тылу у противника на Смоленщине (кстати, родине самого автора). Но чувство меры не дало этого сделать. Недаром же Александр Исаевич Солженицын в своих литературных воспоминаниях "Бодался теленок с дубом" восхищался этим чувством меры у Твардовского. Он, в частности, писал, что, не имея свободы сказать полную правду о войне, Твардовский останавливался перед каждой ложью чуть не на последнем миллиметре, но нигде этого барьера не переступил. Оттого и вышло чудо! Если бы меня спросили, почему Василий Теркин стал одним из моих любимых литературных героев, я бы сказал: "Он очень по душе мне жизнелюбием. Смотрите, он на фронте, где каждый день смерть, где никто "не заколдован от осколка-дурака, от любой дурацкой пули". Порой мерзнет и голодает, не имеет вестей от родных, его ранят. А он не унывает. Живет и радуется жизни. Мне кажется, сегодня этого качества так не хватает многим люям. А может быть, и мне самому... Теркин не может не радовать своим жизнелюбием. Ведь он

    Чтобы понять и оценить истинные масштабы таланта художника, его вклад в литературу, нужно исходить из того, что нового сказал он о жизни и человеке, как его видение мира соотносится с нравственными и эстетическими идеалами, представлениями и вкусами...

    Война глазами солдата: «Кому память, кому слава, кому темная вода» (поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин») В поэме Александра Твардовского «Василий Теркин» Великая Отечественная война увидена глазами ее рядового участника, простого солдата....

    В последней главе «Василия Теркина» автор «Книги про бойца» прощается со своим героем и размышляет о том, как примут его создание будущие читатели. Здесь, в финале поэмы, названо то, что Твардовский считает главным достоинством своей книги, а попутно...

    Поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин» - народная, вернее солдатская поэма. Ее главная идея заключается в показе борьбы людей ради мира, ради жизни. Она представляет собой целую энциклопедию жизни бойца. Да и по словам самого писателя, «эта книга...