Все загадки можно разделить на группы в зависимости от указанных признаков предмета или явления. По разным источникам выделяют несколько классификаций загадок и их видов. Самая распространенная приведена ниже.

Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков, например:

Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач.

На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч. (Арбуз).

Эта загадка основана на трех признаках, свойственных арбузу (цвет, вкус, форма). Решение загадок подобного вида основано на анализе (выделение всех признаков) и синтезе (объединение их в единое целое).

Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета

или явления (по одному - двум признакам восстановить целостный образ).

Например:

Под ногой шуршат, шуршат.

Скоро будет голый сад. (Листья).

Чтобы решить подобные загадки, необходимо выделить отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими, не названными в загадке.

В загадку включено отрицательное сравнение.

Например:

Есть панцирь, а не черепаха, живет на ветке, а не птаха. (Орех).

Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река).

Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные, и в то же время в чем-то сходные предметы, явления, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в другом сочетании.

Загадки, в описании которых использованы метафоры.

Например:

Рукавом взмахнул - деревья пригнул. (Ветер).

На пяти проводах отдыхает стая птах. (Ноты).

Разгадывание этих загадок предусматривает расшифровку метафоры. Для этого необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории.

Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего.

Этот тип загадок включает:

а) Шарады - слова загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно. По описаниям нужно разгадать целое слово;

Например:

Мой первый слог - предлог, и во втором мы проживем все лето,

А целое от нас и вас давно уж ждет ответа. (За-дача).

б) Метаграммы - загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово;

Например:

С «Ч» - над морем я летаю,

С «Г» - в машинах я бываю. (Чайка-Гайка).

в) Анаграммы - это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот - ток) или при перестановке слогов и букв (сосна - насос);

Например:

Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои и целый лес ты мною свалишь. (Липа - пила).

г) Логогрифы - слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв (гроза - роза);

Например:

Известное я блюдо, когда прибавишь «М»,

Летать, жужжать я буду, надоедая всем. (Уха - муха).

«Загадки - складки».

Эти загадки легко разгадываются, так как ответ напрашивается сам собой в рифму. Такие загадки подготавливают детей к восприятию более сложных загадок.

Например:

Тучки в небе побежали, я раскрою зонтик,

Дружно капли заплясали. Это значит… (Дождик).

«Загадки - шутки».

Какое личное местоимение можно добавить к другому личному местоимению, чтобы получить много крупных плодов? (Ты-к-вы).

Фонетические загадки.

У какой рыбы нет чешуи?

Налим или сом?

(В отгадке все согласные звуки звонкие) .

По мнению Н.И. Кравцова и А.В. Кулагина тематика загадки очень разнообразна. Есть загадки о природе, о людях, о животных, о растениях, о профессиях людей, о явлениях природы, о временах года, героях сказок и о многом другом. Например, о явлениях природы: «Тянется в окно золотое полотно»; о человеке: «На земле он всех сильней, потому что всех умней»; о животных: «Белые хоромы, красные подпорья».

Наиболее полное отображение в русских загадках нашли земледельческий быт и крестьянский труд. Явления природы, человек и его строение изображаются при помощи образов, связанных с конкретной, хозяйственной жизнью крестьянина. Часто в загадках сатирически изображается богатство, высмеивается духовенство. Очень характерно для загадки использование нарицательных имен собственных («Дарья и Марья видятся да не сходятся»). Богаты загадки и аллитерациями и другими приемами звуковой игры («Кутька да Лайка, да Пипупочек»). Иногда они построены на звукоподражании. .

В загадках проявляется наблюдательность, образное мышление, яркая выразительность поэтической речи. Существует несколько видов загадок:

загадки-признаки (Конь стальной, хвост льняной…);

загадки-вопросы (Без какого ключа не откроешь дверь…);

загадки-сравнения (Кругла как мяч, желта как репа…);

загадки-действия (Упадет - поскачет, ударят - не плачет…);

загадки-противопоставления (Не огонь, а жжется…);

загадки-описания (Красное, румяное я расту на ветке, любят меня взрослые и маленькие детки…).

Загадки-описания созданы на основе поэтической образности; они удивляют нас поэтическими картинами, художественными деталями. Загадки-вопросы и загадки-задачи сильны своей логикой, игрой не воображения, а - ума.

В своей работе, Ю.Г. Круглов «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», предлагает более простую классификацию:

загадки - иносказания;

загадки - описания;

загадки - вопросы;

загадки - задачи (Летела стая гусей, одного охотники убили. Сколько осталось? Ответ: один - убитый) .

Существуют множество разнообразных видов загадок. Загадки о технике можно использовать во время прогулок по городу или поселку, на экскурсиях на стройку. Загадки о транспорте уместны при изучении правил дорожного движения . Рассказывая об инструментах, с помощью загадок можно проверить, как дети усвоили новые знания. Для этого, загадывая загадку об инструментах, следует, предложить найти отгадку среди расположенных на столе инструментов .

Начальный этап работы с загадкой на уроке русского языка начинается именно с показа разнообразных типов загадок, чтобы учащиеся видели, насколько богат и разнообразен язык даже в таком маленьком жанре, как загадка .

Таким образом, можно сказать, что классификации этой малой формы фольклора едины, а сама загадка носит обучающий характер и способствует развитию мыслительной деятельности человека.

Сочинение

Гоголь предостерегал от понимания своих персонажей как карикатурных и гротесковых: «...никто из приведенных лиц не утратил своего человеческого образа». И «оттого еще глубже сердечное содрогание» зрителя. Сам писатель считал, что самым сложным и «трудным» в комедии является образ того, кого приняли за ревизора. «Хлестаков сам по себе ничтожный человек... Никогда бы ему в жизни не случилось сделать дела, способного обратить чье-нибудь внимание, но сила всеобщего страха создала из него замечательное комическое лицо». Хлестаков вначале даже не догадывается, что его приняли не за того, кем он является. Он живет минутой и всецело отдается «приятности» нового положения. И его главное качество: стремление порисоваться, пустить пыль в глаза - проявляется в полную меру. Он вдохновенно сочиняет небылицы о своем положении в Петербурге.

По замыслу Гоголя, «Хлестаков вовсе не надувает; он не лгун по ремеслу, он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти, верит тому, что говорит». Хлестакову начинает казаться, что он действительно делал то, что так красноречиво описывает (и департаментом управлял, и во дворец ездил, и «с Пушкиным на дружеской ноге»). Маленький чиновник, он чувствует особенное удовольствие, изображая строгого начальника, «распекающего» других. Упиваясь неожиданным счастьем, Хлестаков не отдает себе никакого отчета в своих поступках, у него «легкость необыкновенная в мыслях». У чиновников он берет взаймы деньги - и эта просьба неожиданно для себя срывается у него с языка. Его поведение лишено всякой логики, он попеременно влюбляется в жену и дочку городничего и просит руки Марьи Антоновны, совершенно забыв, что только что объяснялся в любви ее маменьке.

Хлестаков - гениальное открытие Гоголя. В заостренной форме раскрыты неумеренные и необоснованные претензии, стремление казаться «чином выше», способность «блистать» при полнейшей умственной и душевной пустоте и легкомыслии; «микроскопическая мелкость и гигантская пошлость» (Белинский) - черты, столь свойственные дворянской и бюрократической России. В головокружительном превращении ничтожества в значительную «персону» сказалась бессмыслица общественных порядков, культ «чина». Характер существующих отношений в соединении со страхом, который испытывают чиновники, заставляет всех поверить нелепой логике Добчинского и Бобчинского: «Помилуйте, как не он! И денег не платит, и не едет - кому же быть, как не ему?.. Ей-богу он... Такой наблюдательный: все обсмотрел... и даже заглянул в тарелки наши полюбопытствовать, что едим?» Поэтому так глубок комизм сцены в гостинице, когда городничий уверяется, что приезжий чиновник - «тонкая штучка», и восхищается его блестящей игрой: «А? - и не покраснеет! - говорит городничий в сторону.- О, да с ним нужно ухо востро». Но все дело в том, что именно здесь Хлестаков простодушно высказывает о себе всю правду.

Парадоксальность центральной ситуации в том, что всеобщий страх творит нечто фантасмагоричное, создает мнимого ревизора. Хлестаков не имеет ничего общего с традиционными комедийными плутами и играет роль ревизора бессознательно. Она ему как бы подсказана, навязана перепуганными чиновниками. Но именно в этой роли Хлестаков является центром комедии. В итоге же под видом могущественного ревизора оказывается «сосулька», «вертопрах», пустышка. В связи с этим Ю. В. Манн говорит о «миражной интриге» «Ревизора», развеявшей, превратившей в ничто стремления и ожидания целого города. Его правители обманулись фантомом собственного воображения; используя курьезное заявление городничего, можно сказать, что они «сами себя высекли», но при этом остались нераскаянными. Комедия Гоголя и здесь свободна от назидательности.

Цель урока: сформировать у учащихся представление об основной теме произведений Ю.Казакова: верность своему предназначению и исполнение долга перед жизнью.

  1. Формировать умение анализировать произведения малых эпических форм.
  2. Развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образного и аналитического мышления, понимание авторской позиции.
  3. Воспитывать чувства любви и уважения к культуре Севера, людям, северным традициям.

Предварительная работа:

Ход урока

1. Слово учителя. Постановка цели урока:

Сегодня мы обращаемся к творчеству писателя Юрия Павловича Казакова, к его рассказу “Поморка”, написанному в 1957 году. И постараемся понять размышления молодого писателя-студента о главной героине: “…Отчего же так таинственно близка и важна мне её жизнь, почему так неотступно слежу я за ней, думаю о ней, расспрашиваю её?”

– ЧТО так заворожило его в образе 90-летней старухи?

– Какую тайну в её характере хотел раскрыть писатель?

– Вот вопросы, на которые мы должны найти ответы на нашем уроке. И вслед за автором попытаться разобраться, в чём же загадка характера поморки.

Найти ключевое слово , характеризующее образ главной героини.

2. Анализ композиции рассказа с опорой на текст.

– Обратимся к композиции рассказа.

Оформление доски:

– Какой увидел писатель природу и быт северной деревни, рыбаков?

Работа с текстом.

  • Т.О. Перед нами широкая панорама северной деревни, без прикрас и восхищения...

/тускло, хмуро, пусто. ../

– Какое слово связывает эти две главы? / пусто /

– Почему пусто в деревне, а – в доме старухи?

/рыбаки уходят в море; нет детей, внуков, не оживляют дом их веселые голоса…/

/огромный, темный, чистый “до блеска” /

– Какие детали в доме уже указывают читателю на характер хозяйки?

/… “суровые скатерти” /

– Что чувствуется в словах писателя, описывающего быт и дом?

/восхищение, уважение тем, в какой идеальной чистоте содержит дом 90-летняя старуха/

Итак, характер хозяйки уже предопределён, подготовлен описанием дома, вычищенного до блеска, пахнущего морем, с суровыми скатертями.

– Теперь мы можем начать разговор о главном о личности героини.

– В центре рассказа образ русской женщины:

– Объясните значение слова “образ”.

Литературный словарь В.В. Агеносова: “Образ – это действующее лицо, главный объект повествования… Читатель узнаёт о нём через диалог, действие, описание” – научное определение берётся за основу.

Ф. Абрамов: “Художественный образ в произведении искусства – это единство внешнего и внутреннего. Гармония тела и души…”.

– Значит, ЧТО мы будем находить, анализировать в произведении?

/Образ поморки…, гармонию, единство через речь, судьбу, портрет/

3. Анализ образа главной героини. 2 глава.

А). Портрет.

– Какой предстаёт Марфа в начале 2-ой главы? / …древней старухой/

/…жутко! Как стара! /

– Почему уже в следующем абзаце резко меняется и настроение, и описание героини?

– Назовите, с помощью каких художественных средств автор рисует портрет поморки? Приведите примеры. /Приводятся примеры антитезы, сравнений, эпитетов, повторов, экспрессивной лексики, рядов однородных членов…/

Самостоятельная работа в парах (заполнение таблицы).

– Для понимания характера Марфы сравним её в молодости и старости:

Запись в тетрадях:

В молодости В старости
1.Глаза – глаза сияли

2.Лицо – щеки горели, горяча, хороша, красавица была…

3.Фигура – стройное, сильное тело

4.Характер – веселая, заводила на любом празднике.

5.Отношение к жизни, к труду – неутомимо-талантлива, яростно-неуёмная и в работе, и в отдыхе.

Тусклые, выцветшие. Древнее, тёмное. Сгорбленная, ноги набрякли.

Сердце “утИ шилось”, сурова, немногословна.

Всем помогает, всё время что-нибудь делает…

Старость – “как один тёмный осенний вечер”.

(Печальная метафора)

– Какой вы её увидели?

    портрет является отражением характера героини.

Портретные зарисовки – это первый шаг к пониманию характера поморки. Нам чуть-чуть приоткрывается его тайна.

Судьба.

– Что мы узнали о её жизни?

/– любовь к мужу, рыбаку Ивану,
– работа в колхозе ради трудодней,
– смерть родителей, братьев, сестер, мужа и детей. /

– Зачитайте, как прощалась с ними.

– Благодаря чему так пронзительны эти строки?

/ нагнетают впечатление повторы, восклицательные предложения…/

– Когда светлеет лицо Марфы?

/ воспоминания о внуках, их открытки… Внуки продолжат род /

– А ещё в чём видит смысл жизни старая поморка? / в труде /

Докажите (текст).

– В этом перечислении заключено отношение автора к героине. Какое оно?

/опять восхищение/

– Чем же восхищается писатель?

/ трудолюбием,…труд приносит ей радость и удовлетворение /

Мы видим, заботы старой поморки всё те же, что были у её прабабки, бабки, матери – ничто не изменило устоев в северных деревнях.

И такая жизнь у многих и многих вековух по всей России, умеющих, не жалуясь, стойко и терпеливо переносить удары судьбы.

Может в этой стойкости, трудолюбии и терпении кроется разгадка её характера?

Речь.

– Последняя составляющая образа героини – её речь, что можно отметить?

/…почти безмолвна, немногословна, всего несколько фраз/

– Прочитайте диалог писателя со старухой.

– Как вы считаете, почему такая немногословность?

/ из-за трудной судьбы, гибели родных людей, суровый климат, войны, голод..., суровый и сильный характер / , проанализировав образ, подведём итог, в чём же вы увидели “единство внутреннего и внешнего” героини?

– Опираясь на композицию, смогли ли мы понять образ, характер 90-летней поморки?

– А почему для Ю.Казакова её характер был загадкой, её жизнь тайной?

/ молодой городской житель, студент /

4. Анализ 3 главы.

– Важную роль в понимании характера Марфы играет 3 глава.

Что мы можем отметить с первых строк? /меняется настроение, мотив /

– Какая тема здесь поднята? / смерти, старости, тоски по прошлому, одиночества (одна из составляющих характера)

– Найдите в тексте, как Марфа воспринимает смерть.

/...это торжественная перемена, знак, предзнаменование. …умирать ей не страшно/

Именно эта непоколебимая уверенность и вера в справедливость жизни, в необходимости смерти делает её стойкой и спокойной.

– Но “скоро эти грустные мысли уходят”,– пишет Юрий Казаков.

Тема смерти и тоски меняется на…? Что волнует героиню?

/ на думы о завтрашнем дне,… дожить до Михайлова дня…/

– Меняются думы: меняется настроение рассказа. Что появляется?

/ надежда, желание жить /

– И в этих изменениях можно увидеть причину её долголетия, истоки её силы как физической, так и духовной. Как их формулирует автор?

/ – некогда умирать. – не все дела ещё переделаны на земле…/

Б).

– А где ещё черпает силы поморка? Прочитайте / на берегу моря… /

– Как вы думаете, зачем она “всё чаще” ходит на берег бушующего моря?

/ она ждёт, как в молодости, рыбаков, ведь они все ей родные… мотив веры, надежды /

  • Т.Е. Её одинокая фигура на фоне бушующего моря – это символ женской верности, стойкости, любви ко всем людям.

– А что, по-вашему, ещё является важным источником силы и душевной красоты старой поморки? / молитва /

  • Услышав её сквозь сон, писатель начинает понимать, в чём загадка характера Марфы – это в её живой, необорвавшейся связи с прошлым, с жизнью предков, казавшейся ему прежде такой далекой и чужой.

(Учащиеся читают отрывки).

– О чём просит Марфа? /спасти и защитить всех, кто в море/ Эта молитва раскрывает глубину и истинную любовь к людям.

– Найдите в тексте, какие неожиданные чувства испытал автор в эту ночь?

И в этот миг писатель понимает, ЧТО границы стёрты, что Русь, её прошлое и будущее – это вечные непреходящие ценности, которые так бережно сохраняются в доме поморки.

Итак, Ю. Казакову удалось создать цельный и яркий образ старой поморки. Монументальность, величие этого образа у меня ассоциируется с ликами святых, с иконописью, наполненной внутренней силой и красотой. Святая, одно слово – поморка!...

– А вы не находите сходства?

/ наклон головы, платок, глаза, суровость и драматизм…/

  • Вот она гармония души и тела.

5. Итог урока.

– Так в чём же тайна, загадка характера старой поморки? /…в самой сути её характера, в главном в её характере…/

  • В 90-летней Марфе Юрий Казаков увидел и подчеркнул то лучшее, что отличает истинно поморский женский характер, а именно…
  • Учащиеся перечисляют – учитель записывает на доску самые точные определения в нужном порядке:

    “ Чувство собственного достоинства, величие духа , уверенность в своих силах, вера в высшую справедливость, связь с прошлым и будущим, суровость и стойкость , духовная и нравственная сила, ясность души , извечное терпение, одиночество, трудолюбие.”

    Появляется запись на доске:

    уровость
    В еличие духа, вера
    Я сность души
    Т рудолюбие
    О диночество
    С тойкость
    Т ерпение
    Ь
  • Итак,
  • у нас получилось ключевое слово, точно и ёмко характеризующее Марфу.

    И эту же характеристику мы слышим из уст её земляков. Подтвердите словами из текста. Её святость очевидна, не поэтому ли она окружена уважением людей? Докажите. (текст ).

    Это ключевое слово было для молодого писателя загадкой, но в нем же он нашёл и разгадку. И именно утверждение святости героини – главный итоговый штрих созданного писателем образа, так заворожившего его. Это нравственный ориентир не только для автора, но и для нас, читателей.

    В чём загадка характера Хлестакова? Ю. Манн считает, что «Хле­стаков — первое из художественных открытий Гоголя…». Как вы понимаете это суждение? Подготовьте характеристику Хлестакова.

    Ответ

    Загадка характера Хлестакова в том, что этот персонаж глуп, безволен и не имеет никаких устремлений. Он совер­шенно серый, ничем не примечательный человек. Если от та­кого человека чего-то ждать заранее, как-то представлять себе его, то он будет казаться существом загадочным и недоступ­ным пониманию. Такие люди не имеют света внутри себя, они светят отражённым светом, любые фантастические представ­ления о них зеркально возвращаются обратно, будто бы соот­ветствуя истине. Внутрь Хлестакова нельзя проникнуть, пото­му что у него есть только внешнее. Если человек напуганный припишет ему какое-либо значение и роль, то увидит своё же представление о нём, но будет считать, что сам Хлестаков подтверждает его догадки. Хлестаков совершенно пассивен, от него нет никаких проявлений, личностных флюидов, за его реальную личность невозможно зацепиться, потому что фак­тически она отсутствует. Но недаром говорится, что свято место пусто не бывает. Пустота Хлестакова послушно заполня­ется тем содержанием, которое ему приписывают. Чиновники накручивают фантастические образы, и все эти образы отра­жаются от незамутнённого зеркала абсолютной поверхностно­сти Хлестакова. В этом Хлестаков демонически беспределен.

    Образ Хлестакова в «Ревизоре» — это действительно ху­дожественное открытие Н.В. Гоголя. Он учит нас, что к лю­бому событию или явлению надо подходить без предубежде­ния, без заранее сформированного мнения.

    Если наше представление о ситуации или человеке с само­го начала строится на наших собственных измышлениях, то ситуация обязательно станет неконтролируемой и непонятной. Если мы будем упорствовать в своих заблуждениях и искать им подтверждения, то эта ситуация или человек станут таин­ственными, засасывающими в себя нашу энергию, мы станем зависимы от них и послушны им. Любая бессмысленность, аб­сурд, нелепость могут стать тогда для нас источником фаталь­ной зависимости и привести к тяжёлым последствиям. Ещё хорошо, если предмет или человек не будут иметь собствен­ных целей, производя такое впечатление, но часто этим приё­мом пользуются сознательно, заманивая в секты или занима­ясь вымогательством.

    Хлестаков не пользуется сознательно выгодой своего по­ложения, он и не задумывается, в чём оно состоит, только пе­ред самым отъездом у него возникает смутная догадка, что его приняли «за государственного человека», за кого-то другого, но за кого именно, — он так и не понял. Всё происходящее с Хлестаковым происходит как бы помимо его воли и, тем не менее, к вящей его выгоде.

    Г оголь часто предостерегал своих читателей от гротескного понимания своих персонажей. Он всегда напоминал, что при всей необычности сюжетной линии, герои его произведений смогли сохранить черты, присущие обычным людям, причём черты распространённые, встречающиеся повсеместно.

    Главный герой в обычной жизни — тихий, пугливый человек, не добившийся ничего определённого в своих начинаниях. Если бы не подвернувшийся кстати случай, на него вряд-ли хоть кто-то смог обратить особое внимание. Страх, испытываемый целым городом, сделал из него другого человека. Да так, что первое время сам герой не догадывается в этом.

    Он привык жить настоящим и полностью отдаёт себя приятному положению дел: его любят, с ним говорят, ему льстят. Постепенно его главный талант – пускание пыли в глаза растёт и расцветает, начинает проявляться по максимуму. Он придумывает истории о своей жизни в Санкт-Петербурге.

    Он врёт, но при этом, кажется, герой будто не понимает этого. Он так заигрывается, что забывает о том, что несёт неправду. Хлестакову уже кажется, что он и вправду управляет департаментом, всё время ездит по дворцам и дружит с Пушкиным. Постепенно он, мелкий чиновник, начинает получать удовольствие изображая высшего чина, таких, кто всегда стоял выше, мог позволить повысить на него голос. Он чувствует некую лёгкость в душе. Расслабившись, он позволяет, чтобы с языка слетело то, о чём он мечтал, в чём нуждался: он сначала просит, а затем требует денег. Его поступки лишены логики, он то влюблён по уши в супругу городничего, то его сердце таит от любви к его же дочери, и просит её руки, позабыв, что минуту назад признавался в чувствах её матери.

    Хлестаков - открытие писателя. В острой форме он смог показать огромные требования и вечное недовольство, желание показаться богаче и знаменитее при пустоте души и детской непосредственности.

    Парадокс главной ситуации состоит в том, что страх всех чиновников города рождает что-то фантастическое, нереального проверяющего. У Хлестакова нет общих черт с врунами из других известных комедий — он входит в роль ревизора, не задумываясь, на подсознательном уровне. Ему эту роль подсказала ситуация, она буквально навязана испуганными горожанами высших чинов. И именно так герой становится центром произведения. В результате под грозным ревизором оказывается пустой человек. Поэтому исследователь Ю. В. Манн заявлял о нереальной интриге, мираже данной пьесы, развеявшей желания целого уездного городка.