Защитные механизмы по Фрейду представляют собой некую реакцию мозга на внешние раздражители, которые возникают неосознанно. Искажая реальность и фальсифицируя ее восприятие, они помогают снизить угрозу стресса.

Определение понятия

Защитные механизмы - это одно из важнейших понятий психоанализа, которое представляет собой способы самозащиты (а именно, защиты своего "Я"), регулирования негативных импульсов, которые исходят из сознания человека. Это происходит под воздействием общественных правил и норм, которые, так или иначе, оказывают давление на индивида. Защитный механизм призван оградить человека от возможных переживаний и тревог, которые вызваны несоответствием социальных воззрений и личных взглядов человека. Данный термин впервые был озвучен в 1894 году известным психологом Зигмундом Фрейдом.

Виды защитных механизмов

В силу индивидуальных особенностей люди по-разному реагируют на раздражители, стрессы и внутренние импульсы. В связи с этим можно выделить следующие виды защитных механизмов:

  • вытеснение;
  • проекция;
  • замещение;
  • рационализация;
  • реактивное образование;
  • регрессия;
  • сублимация;
  • отрицание.

Основные свойства защитных механизмов

Рядом особенностей обладают защитные механизмы по Фрейду. С примерами из реальной жизни стоит ознакомиться для того, чтобы уяснить природу данного явления. Так, защитные механизмы обладают такими свойствами:

  • являются своего рода самообманом, так как проявляются на бессознательном уровне;
  • искажают восприятие реальности, что может быть еще более опасным для человека, чем реально существующая угроза;
  • представляют собой эмоциональную сторону реакции на окружающие события;
  • могут возникать на основе боязни того, что негативные импульсы перейдут в разряд осознанных.

Вытеснение

Рассматривая защитные механизмы по Фрейду, в первую очередь стоит отметить вытеснение. Это своего рода основа, при помощи которой впоследствии могут формироваться более сложные механизмы. Вытеснение представляет собой "забывание" или "удаление" из сознания тех чувств и мыслей, которые причиняют психологический дискомфорт. При этом из памяти могут исчезнуть события, которые предшествовали травме.

При этом стоит отметить, что вытеснение не является абсолютным. Всегда есть риск, что воспоминания о неприятных событиях вырвутся наружу, а потому приходится затрачивать огромное количество энергии на их подавление. Это может негативно сказаться на личностном развитии человека. При этом даже если механизм вытеснения сработал, раздражитель может снова появляться во сне или проскакивать в оговорках.

Защитные механизмы по Фрейду находят свое отражение в реальной жизни. Так, например, порядочный супруг, в силу своих моральных принципов, не допускает возможности измены своей жене. Он всячески вытесняет подобные мысли и фантазии. Тем не менее не исключено, что во сне он принимает участие в утехах с посторонней женщиной.

Проекция

В стрессовых ситуациях практически всегда срабатывают защитные механизмы. По Фрейду на втором месте стоит проекция. Ее смысл состоит в том, что индивид старается перенести свои мысли, чувства и жизненные обстоятельства на других людей. Таким образом, он снимает с себя всякую вину и ответственность за собственные неудачи и неприятности.

В качестве примера можно привести ученика или студента, который не подготовился к экзамену. Свою плохую оценку он пытается оправдать со стороны преподавателя. Если говорить о спортсменах, то в своем поражении они нередко обвиняют низкое качество спортивного снаряжения, игровое поле или нечестное судейство.

Замещение

Рассматривая примеры психологических защит, нельзя обойти стороной замещение. Его механизм состоит в том, чтобы переадресовать внимание с угрожающего на другой объект. Самый яркий пример действия данного механизма - это ребенок, наказанный родителями за шалость. Будучи не в силах ответить им, он вымещает свою злость на младшем брате или сестре, пиная его или ломая игрушки.

Присуща не только детям, но и многим взрослым. Так, например, нередко сотрудники подвергаются нападкам и критике со стороны руководства. Страх потерять работу останавливает их перед тем, чтобы ответить начальству. Тем не менее, приходя домой, они могут выместить агрессию на членах своей семьи.

Стоит отметить, что некоторые индивиды весьма своеобразно реализуют механизм замещения. Будучи слабыми по своей природе, они не могут выместить свою агрессию на постороннем человеке, а потому начинают подавлять сами себя. Как результат, человек себя подавляет эмоционально, занимаясь самокритикой и самобичеванием.

Рационализация

Как способ преодоления стресса может проявляться в форме рационализации. Это намеренное искажение реальности с целью сохранить высокий уровень самооценки. Имеет место сложная система аргументации, которая призвана оправдать иррациональное поведение. Одним из самых ярких примеров такого механизма можно найти еще в баснях Эзопа. Он описывает лису, которая никак не может дотянуться до ветки с виноградом. Чтобы оправдать свою неудачу, она заявляет, что плоды еще неспелые.

Аналогичные примеры можно найти и в повседневной жизни. Так, например, не всегда женщина отвечает взаимностью на внимание и ухаживание мужчины. Не желая принимать данный факт, мужчина может убедить себя в ее непривлекательности или же распространить порочащие слухи. Еще одна ситуация связана со студенческой жизнью. Так, например, если абитуриенту не удалось поступить на определенный факультет, он начинает убеждать себя и окружающих, что данная профессия ему вовсе не интересна.

Реактивное образование

Глубинная психология Фрейда выделяет еще и такой механизм, как Оно реализуется на двух уровнях:

  • происходит подавление негативного или неприемлемого импульса;
  • на уровне подсознания формируются побуждения противоположного содержания.

Чаще всего подобные механизмы имеют место в общественной жизни. Так, крайне неприличным в социуме считается выраженное половое влечение. Таким образом женщина, имеющая подобную особенность, старается всячески подавить ее в себе. Чтобы заслужить положительный имидж в обществе, она даже может выступать ярым борцом за мораль и нравственность. То же касается и мужчин, которые резко выступают против гомосексуальных отношений, а сами втайне имеют подобные наклонности.

Регрессия

Регрессия - это еще один защитный механизм. Психология описывает его как возврат к детским моделям поведения с целью оградить себя от потрясений и стресса. Это связано с тем, что именно данный возраст является наиболее комфортным и безопасным с точки зрения мировосприятия. Так, самой элементарной формой регрессии можно считать плач.

Сублимация

Психологические защитные механизмы по Фрейду включают в себя также сублимацию. Этот механизм позволяет человеку изменить свои импульсы и взгляды так, чтобы они могли быть выражены в форме, которая приемлема в социуме. В психологии сублимация рассматривается, как самый здоровый и правильный механизм защиты. Это связано с тем, что человек не сдерживается в проявлении своих импульсов, а лишь меняет форму их подачи.

Фрейду, учитывая специфику его теории, было свойственно обращать особое внимание на сублимацию сексуального влечения. Именно с этим явлением он увязывает невероятный подъем культуры и науки, который произошел в Западной Европе. Если же спроектировать данный механизм на современную реальность, можно привести в пример подростков, которые свои нереализованные сексуальные потребности могут сублимировать в спортивные достижения.

Несмотря на то что многие это скрывают, достаточно часто можно встретить людей с садистскими наклонностями. Так, индивиды с подобной девиацией вполне могут стать успешными хирургами. Также подобные фантазии могут быть сублимированы в написание детективных романов.

Отрицание

Защитные механизмы личности по Фрейду включают в себя такой элемент, как отрицание. Оно заключается в том, что человек категорически отказывается признавать факт происшествия негативного события. Наиболее ярким примером можно считать реакцию ребенка на смерть любимого домашнего питомца. Он отказывается признавать эту потерю, считая, что животное до сих пор находится где-то рядом. Аналогичный пример можно привести в связи с потерей близкого человека. Отказ принимать очевидное может перерасти в религиозное убеждение, что родственник теперь живет на небе или его дух до сих пор присутствует в доме.

Нередко механизм отрицания срабатывает в том случае, если речь идет о здоровье. Так, чувствуя симптомы того или иного заболевания, человек может их попросту игнорировать, внушив себе, что с ним подобного произойти не может. Аналогичная реакция может наблюдаться на уже подтвержденный диагноз.

которые стоит прочитать

Рано или поздно любого человека начинают интересовать те или иные механизмы работы сознания и подсознания. Лучший способ познакомиться с работами такого психолога, как Зигмунд Фрейд. Книги, психология человека в которых лучше всего представлена, это:

  • "Ведение в психоанализ" - это одна из самых известных книг, более того, эту работу считают наиболее значительной во всей деятельности Фрейда. Здесь изложены основные положения, которые оказали решающие влияние на дальнейшее развитие не только психологии и медицины, но также и художественной литературы.
  • "Толкование сновидений" - это монументальный труд, который стал одним из самых ярких в ХХ веке. Здесь представлен результат исследования Фрейдом бессознательной части сознания, которая управляет инстинктами человека, но труднодоступна для изучения. Здесь рассмотрен символизм сновидений, что помогает разобраться в проблемах, желаниях и страхах индивида.
  • - это второе по счету монументальное исследование Фрейда. Книга актуальна и по сей день, а потому является ключевой в изучении психологии. Основное внимание уделено бессознательным мотивам, которые не только могут выступать в качестве стимулов, но и нередко становятся причиной психологических расстройств.
  • "Я и Оно" - это своего рода сборник работ психолога, которые можно считать кульминацией его деятельности. Здесь не просто описаны но также представлены их источники и обоснования.
  • "Тотем и табу" - это работа, в которой Фрейд, опираясь на свои собственные исследования и теории, пытается раскрыть проблематику генезиса. Таким образом, автор обращается к проблеме культуры, религии, морали, права и прочим аспектам жизни общества.
  • "Психология масс и анализ человеческого "Я" - представляет собой труд, в котором Фрейд провел фундаментальную работу по изучению поведения толпы. Поясняется также потребность масс в руководителе.
  • "Очерки по психологии сексуальности" - это сборник, в котором психолог поднимает наиболее деликатные темы. Отсюда можно узнать о природе и причинах интимных отклонений, склонности к извращениям, а также садизму, гомосексуализму и т. п.

Стоит отметить, что это далеко не все книги по психологии, которые стоит прочитать. Важно также изучить работы других специалистов, которые имели несколько иной взгляд на вещи, чем Фрейд.

Выводы

Защитные механизмы по Фрейду представляют собой, своего рода, неосознанную реакцию, которая срабатывает в стрессовой ситуации или перед лицом угрозы. Независимо от того, какой именно вид барьера срабатывает, в любом случае, идет речь о значительных затратах энергии, что подавляющим образом воздействует на эго. Кроме того, чем более действенным оказывается тот или иной механизм, тем больших энергетических затрат он требует, и тем сильнее искажает объективную реальность.

Учитывая бессознательную природу защитных реакций, не каждый человек может ими управлять. Тем не менее, заметив эффективность того или иного барьера, индивид может уже сознательно прибегать к нему в стрессовой ситуации. Чрезмерно полагаться на такую методику не стоит, ведь она может стать весьма благотворной почвой для возникновения психологических проблем.

Рационализация как механизм психологической защиты.

Рационализация это психологический механизм защиты, который позволяет реагировать на ситуацию или действие, вызванное неприятными чувствами и желаниями, рационализация в свою очередь маскирует и ослабляет эти чувства, меняя на более приемлемые причины.

Рационализация это механизм защиты, который оправдывает мысли, чувства, поведение, которые не приемлемы для человека. Этот механизм психологической защиты считается самым распространенным среди всех механизмов, так как поведение человека определяется большим количеством факторов, и когда он пытается объяснить более приемлемым для себя мотивом, это он рационализирует. Бессознательную рационализацию не стоит смешивать со специальным обманом, ложью или притворством. В любом виде рационализации есть маленькое количество правды, но все-таки большее количество занимает самообман, в связи с этим она и считается самым опасным механизмом психологической защиты.Для человека, который прибегает к такому психологическому механизму защиты психики как рационализация, мир становится стройным, логически обоснованным, предсказуемым. Этот механизм придает человеку уверенность в себе, снимает тревогу, напряжение. Рационализация помогает человеку сохранить самоуважение к себе, как сейчас говорят – «выйти сухим из воды», «сохранить лицо» в не очень приятных ситуациях. Э.Фромм отметил, что рационализация это способ «остаться в стаде» и чувствовать себя при этом личностью.Ярким примером рационализации как защитного механизма можно привести оправдание школьника из-за чего он получил двойку. Ему достаточно тяжело признаться всем окружающим и, конечно же, самому себе в первую очередь, в том, что он виноват – не подготовился к уроку. Данный удар по самолюбию сможет пережить далеко не каждый. Но критику со стороны других людей, в особенности значимых, достаточно болезненна для него. Вот ученик начинает придумывать «искреннее» оправдание: «У учителя было плохое настроение, и он всему классу поставил двойку» или «Меня преподаватель не любит как Петрова, поэтому он придирается и ставит мне двойки без повода». Ребенок так красиво убеждает всех, что сам начинает верить в это.Человек, который пользуется психологической защитой рационализацией, он начинает заранее обдумывать все возможные варианты своего поведения и его последствия.

При рационализации человек пытается создать логические объяснения своему или чужому поведению, действию или переживанию, которые вызваны по причине, которую человек не может признать из-за угрозы потери самоуважения. При рационализации как механизме защиты психики очень часто наблюдаются попытки уменьшить ценность опыта который не доступен для человека. Например, когда человек оказывается в ситуации конфликта, он начинает защищать себя от негативного действия этого конфликта пытаясь снизить для себя и других причины которые вызвали этот конфликт.

Рационализация представляет собой попытку условно логически объяснить, оправдать какие-либо действия, ощущения, мысли, которые воспринимаются как «недостойные».

В психологии и в частности в психоаналитическом подходе (психоанализ) под рационализацией понимается один из вариантов защитных механизмов. Это состояние проявляет себя в ситуациях, когда возникает риск развития внутреннего конфликта, дискомфорта, связанного с противоречием между поведением и гармоничным существованием.

Рационализация – это попытка псевдообъяснения и самообмана, позволяющая предотвратить развитие негативных состояний (тревога, болезненное волнение, страх, самобичевание и другое) или помогающая притупить неприятные чувства.

Рассматривать этот механизм как непосредственное заболевание невозможно. Состояние в разной степени свойственно всем людям. Оно способствует сохранению психики. Однако в ряде случаев рационализация может иметь невротический характер, доминировать в жизни. Либо соседствовать с такими нарушениями как бред, мании, неврозы, навязчивости.

Такой защитный механизм, как рационализация, считается самым востребованным и распространенным на фоне других вариантов психологических защит. К нему прибегает любой человек хотя бы несколько раз в жизни. Потому некоторые специалисты склонны полагать, что под рационализацией может пониматься врожденная личностная черта. У одних людей эта черта ввиду особенностей психики и личного опыта может быть заостренной и доминирующей, у других же заявлять о себе лишь время от времени, в исключительных кризисных ситуациях.

Подобный самообман, уберегающий психику от потрясений, заметен уже в раннем возрасте. Типичным мотивом для условно рационального объяснения выступает неосознаваемое желание избежать перемен в мыслях, действиях и поступках, при этом оправдать себя в своих глазах за недопустимые или противоречивые моменты в поведении и чувствах.

Причинами для рационализации могут стать разного рода внешние ситуации, обстоятельства, вынуждающие человека отыскать максимально обоснованное и логическое объяснение своим действиям. Однако зачастую основные мотивы скрываются внутри личности.

Внутренние причины

«Запустить» рационализацию как попытку бегства от дискомфорта могут следующие внутренние основания:

Рационализация также может быть продиктована инфантильностью, определенным воспитанием, низкой стрессоустойчивостью и невозможностью справляться с кризисными ситуациями.

Для человека со слабой психикой защитный механизм может сыграть положительную роль, но, доходя до абсурда либо маскируя какие-либо нарушения, рационализация способна негативно отразиться на жизни. В ситуациях, когда «логический самообман» совершенно невозможен, хоть и необходим, личность может пострадать в большей степени, испытывая сильнейший внутренний конфликт.

Проявления

Заметить данное состояние можно в попытках человека логически обосновать тот или иной спорный момент. Зачастую выглядит рационализация как самооправдание, с помощью которого личность выставляет себя в более выгодном свете, «отбеливает» себя. При этом нередко, вступая в диалог или спор с таким человеком, возникает ситуация, когда индивид до последнего борется за свою правоту, находя все новые и новые варианты самообмана и рационального объяснения.

Некоторые примеры

В детском возрасте оправдания рационального характера могут встречаться в ситуациях, когда ребенок не желает делиться какой-то вещью. В рамках этого могут звучать фразы о том, что родители не разрешают давать ту или иную игрушку, что они будут ругаться.

Для школьников или студентов типичными вариантами патологии выступают ситуации, когда человек старательно убеждает и себя, и всех вокруг, что нет его вины в низкой оценке за экзамен. Даже если не осуществлялась достойная подготовка к зачету, контрольной работе, такой индивид старательно перекладывает ответственность за результат на преподавателя («он слишком критично ко мне относится») или внешние обстоятельства («было шумно, я не мог сосредоточиться»).

Самым основным примером защитного механизма в любом возрасте является самоубеждение, что итоговый, не самый приятный результат ситуации выглядит не таким уж плохим. Другой вариант – невозможность получить нечто желаемое и нужное заставляет изменить взгляд на потребность. И тогда человек, стараясь предотвратить внутренний дискомфорт, обманывает сам себя, утверждая, что потребность не столь и сильна («не очень-то и хотелось»).

Механизм защиты фигурирует в поведении родителей, избегающих тесного контакта с ребенком и принятия участия в его воспитании. Оправданием служит необходимость работать и заниматься бытовыми делами.

Безработный человек, «сбегая» от угрызений совести, может оправдываться тем, что нет достойных вакансий. Индивид, имеющий какие-либо зависимости, может находить оправдания в контексте идеи о том, что, избавься он от привычки, у него не останется друзей или будет некуда девать энергию, свободное время. Решение деловых либо неформальных вопросов по телефону или при личной встрече может откладываться ввиду внутренней неуверенности человека. И тогда рациональными оправданиями служат фразы о нехватке времени, повседневной загруженности.

Что с этим делать

В большинстве случаев, когда рационализация является нормой, состояние не требует вмешательства психолога либо психотерапевта. Если защитный механизм приобретает невротические черты, проявляется как попытка маскировки негативного состояния психики или вызывает осознанное беспокойство, тогда проведение корректирующих мер может быть оправдано.

Лекарственное воздействие

Использование соответствующих медикаментов допустимо, когда присутствуют какие-либо нарушения психики. Например, если патологическая тревога провоцирует постоянную активацию защитного механизма, то могут быть назначены успокаивающие препараты.

Лекарства подбираются, исходя из индивидуального состояния. Но основная ставка при работе с человеком делается именно на психотерапевтический подход.

Психотерапия

Первостепенной задачей становится определение, насколько рационализация в жизни индивида принимает невротический характер. После этого акцент делается на индивидуальную беседу, в ходе которой определяются внутренние мотивы, вызывающие склонность к самообману.

Перед специалистом стоит цель не только раскрыть причины, помочь человеку принять и осознать их, но и необходимость проработать те или иные проблемы. А также обучить новым вариантам реакций, поведения.

Процесс психотерапии может строиться на основе устранения вытесненных воспоминаний о психотравмах, спровоцировавших развитие тревоги и страхов, которые неосознанно подталкивают к оправданиям, на коррекции самооценки и самоотношения и так далее.

Любое влияние осуществляется с учетом текущего психического состояния. Из методов может применяться психоанализ, использоваться когнитивно-поведенческий подход, выбираться различные методики арт-терапии.

Несмотря на то, что защитный механизм рационального типа является распространенным, необходимо внимательно относиться к тем моментам, когда он о себе заявляет. И если замечается возникающее в жизни напряжение от такого проявления, разумно обратиться за консультацией к специалисту.

Рационализация – это защита, связанная с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение предстает как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам (Грановская). Э. Фромм заметил, что рационализация есть способ "остаться в стаде" и чувствовать себя личностью.

Рационализация это процедура, посредством которой субъект стремится дать логически связанное и морально приемлемое объяснение той или иной установки, чувства, поведения. Выбор аргументов для рационализации это преимущественно подсознательный процесс. Реальные мотивы (самооправдание и защитная аргументация) – остаются неосознанными, индивид изобретает мотивировку. В качестве самооправдывающих аргументов используют различные «идеалы» и «принципы», высокие общественно ценные мотивы и цели. Субъект, который оказался несостоятельным что-то сделать, часто объясняет свой неуспех внешними обстоятельствами, недоброжелательным отношением других людей, а не собственным бессилием. А когда человек не достигает взаимности в отношениях с другими людьми, то наделяет их отрицательными чертами. Такое объяснение (рационализация) помогает временно избежать снижения самооценки и содействует защите образа "Я".

Рационализация основана на особенностях мышления принимать решения путем "фильтрации" информации в соответствие с основными правилами между "должен" и "нельзя" и получением нужного в данный момент заключения для оправдания своего поступка (наличие доводов, доказательств, оправданий, необходимости именно такой, а не иной формы поведения). В последующем индивид, как правило, не пытается пересматривать эти отношения.

Механизм рационализации близок к интеллектуализации, но в первом случае весь подбор фактов личностью направлен на доказательство утверждения или отрицания цели, в то время как во втором – ее ценности. Рационализация в большей степени связана с мотивацией, интеллектуализация – логико-перцептивным компонентом психологической защиты. Механизм рационализации опирается на такие механизмы защиты как проекция и вытеснение (проективная рационализация, атрибутивная и вытесняющая).

Виды рационализации :

· индивидуальная (защита себя) и групповая (защита группы, с которой себя идентифицирует субъект – этническое сознание, культура);

· актуальная – в момент действия и некоторое время по окончанию действия фрустратора;

· предвосхищающая – при ожидании возможной фрустрации;

· прямая – защитная аргументация, оправдывающая себя и преувеличивающая роль фрустратора;


· непрямая – объектами мысли становятся те предметы и вопросы, которые не имеют прямого отношения к фрустрации. Они начинают получать символическое значение. А следовательно, на формирование этого вида рационализации оказывает влияние механизм вытеснения или подавления. Таким образом, данный вид рационализации не освобождает от фрустрации.

Способы рационализации :

· дискредитация цели («Лиса и виноград» - не дотянуться – виноград зеленый),

· дискредитация жертвы («сама виновата» - опирается на механизм атрибуции и проекции – он бы на моем месте поступил так же),

· преувеличение роли обстоятельств,

· утверждение вреда во благо,

· самодискредитация (принижение себя – спасает от вторичной фрустрации – я сам себя ругаю, и поэтому меня жалеют, так же может быть способом бегства от социальной ответственности),

· переоценивание имеющегося,

· самообман:

ü в ситуации выбора, когда мы его совершаем, то вторая возможность сохраняет свою ценность, для разрешения когнитивного диссонанса индивид начинает утверждать, что не имел подлинной возможности свободного выбора (отрицание возможности выбора);

ü в ситуации нанесения вреда другому (утверждение вреда во благо) оперирует к тому, что это происходит на благо жертвы – субботняя порка для профилактики.

Рационализация играет позитивную роль, когда человек живет в ситуациях, вызывающих отрицательные переживания и, тем самым, давая возможность лучше адаптироваться к ним. Однако, частое использование этого механизма психологической защиты ведет к неадекватной оценке возникающих проблем, основанных на сериях обманчивых самооправданий.

Если человек не может найти достойное интеллектуальное обоснование своих действий, оправдывавшего его поступки, то это проявляется в оговорках, описках, неверных жестах. Они как бы своей случайностью избавляют личность от поиска достойных объяснений и доказательств.

Психологическая защита , связанная с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение выглядит как, хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам. При этом травмирующая, неприемлемая часть ситуации удаляется из сознания, особым образом преобразовывается и после этого осознается в преобразованном виде. Защита осуществляется с помощью построения убедительных доводов для оправдания своих социально неприемлемых желаний и действии. Главная особенность Рационализации состоит в попытке создать гармонию между желаемым и реальным положением постфактум и тем самым предотвратить потерю самоуважения.

Предметом рационализации могут явиться мотивы, которые человек считает причинами своих поступков. Например, не давая сознаться себе, что совершил определенные поступки по эгоистическим мотивам, он так "хорошо" все себе объясняет, что сам начинает верить в ""чистоту своих помыслов", или, не имея душевных сил признаться самому себе в том, что потеря,; хорошую должность по собственной вине, человек убеждав? себя в том, что ушел с работы добровольно. Банальные варианты детской и подростковой рационализации: получив низкую оценку на экзамене, ученик объясняет ее либо своей не-заинтересованностью в предмете, либо необъективным отношением к нему учителя, либо низким уровнем преподавания.

Своей неполноценности, ущемленности в чем-либо подталкивает к таким формам рационализации, как расизм. В цивилизованном обществе расизм-явление социально неодобряемое, поэтому человек с подобными предрассудками для сохранения самоуважения должен вуалировать их с помощью наукообразной аргументации. Вот характерный пример. В 1945 г. Юнг провел опрос на севере и юге США, задавая белым два вопроса: Были ли все люди созданы равными? Равны ли негры и белые?

На первый вопрос даже на Юге ответили утвердительно 61% опрошенных, а на второй - 4% . На Севере соответственно 79 и 21%. Приведенные данные, таким образом, свидетельства ют, что белые люди согласны - да, теоретически все люди рождаются равными, но практически - нет: не может неф быть равным мне, белому, иначе белому трудно изыскать причину для того, чтобы гордиться собой.

Это всегда оправдательное отношение к своему поведению и своим принципам. Так, некоторые современные националисты выступают против обучения ребенка второму языку в раннем возрасте, мотивируя свое противодействие соображениями замедления интеллектуального развития, в то же время доказано, что раннее двуязычие только способствует развитию интеллекта, а обращение к подобной псевдонаучной аргументации лишь маскирует национальные предрассудки. Обычно считается, что если человек верит в свои слова, то он говорит правду. Однако субъективная убежденность в собственной искренности ни в коем случае не служит критерием истинности. поступка не обязательно совпадает с причиной, предшествовавшей действию: оправдательные мотивы выдвигаются и осознаются после совершения действия. Например, непосредственной причиной драки с хулиганом может выступать необходимость самозащиты, а при последующем объяснении выдвигается мотив сохранения человеческого достоинства, общее убеждение в социальной вредности хулиганства и т. д.

Тесно связана с социальными нормами. Как известно, нормы поведения для мужчин и женщин при одних и тех же обстоятельствах различаются, имеет место так называемый двойной сексуальный стандарт. В соответствии с ним для мужчины добрачные и внебрачные связи считаются допустимыми, а для женщины они традиционно недопустимы. Поэтому мужчинам не возбраняется интерпретировать возбуждение, испытываемое в присутствии понравившейся женщины, как сексуальное, а женщины исключают саму возможность такого понимания своего состояния в присутствии мужчины (это вызывает у них внутренний конфликт). Все это побуждает женщину рационализировать подобное эмоциональное возбуждение, объясняя его себе причинами романтическими. С другой стороны, традиции вынуждают мужчин рационализировать переживания страха, поскольку мужской добродетелью считается смелость. В одном из психологических исследований симпатичная девушка (экспериментатор) встречала идущих по мосту мужчин, предлагая им принять участие в эксперименте и давала свой телефон. В результате выяснилось, что среди позвонивших ей - число мужчин, познакомившихся с ней на висячем, сильно раскачивающемся мосту, существенно превышало число тех, кто встретился с ней на обычном, устойчивом мосту. Испытывая страх и вызванное им волнение на висячем мосту и не желая себе в этом признаться, большинство мужчин интерпретировали свое эмоциональное возбуждение как интерес к девушке.

Гармония между реальным поведением человека и его представлением о должном может быть достигнута с помощью двух вариантов рационализации : либо повышением ценности совершенного поступка, достигнутого результата, либо понижением ценности поступка, который совершить не удалось, или результата, который не достигнут. И в том, и в другом случае изменения направлены к уменьшению диссонанса между желаемым и действительным в соответствии с системой ценностей. Если бы своевременно не включилась защита по типу рационализации, возникший диссонанс переживался бы человеком как тревога, огорчение, сожаление. Когда, не получив желаемое и огорчаясь по этому поводу, он утешает себя, говоря "не очень- то и хотелось", он использует способ рационализации, названный "зеленый виноград". Другой механизм рационализации, направленный на преувеличение значимости достигнутого, называется "сладкий лимон".

Вот несколько примеров проявления рационализации по типу "зеленый виноград". Героине романа Л. Н. Толстого "Война и мир" Наташе Ростовой необходимо освободиться от мысли) об измене своей любви к князю Андрею. После этого вечера Наташа не спала всю ночь и к утру решила в самой себе, что она никогда не любила князя Андрея. Внутренняя психологическая работа, подделывающая разумные причины под совершившиеся факты, привела ее к этому. Если задачу, которая в момент решения воспринималась как интересная и актуальная, решить не удалось, отношение к ней изменяется. Теперь, играя на понижение, человек склонен оценивать ее как несодержательную и неактуальную.

Когда человек демонстрирует пренебрежительное отношение к высшему образованию, не исключено, что он защищается от огорчения в связи с упущенной возможностью учиться. Такая версия укрепляется, если этот человек одновременно не жалеет усилий, чтобы дать высшее образование своим детям. "Не хочу пить, мне это не нравится, но что делать - обстоятельства, традиции, давление других заставляют!" В подобных ответах используется рационализация мотивировки, приемлемой для окружающих и самою пьющего, при которой он сохраняет- возможность представить себя как жертву неблагоприятных обстоятельств и может чувствовать себя правым. Похвальба альковными подвигами тоже может выступать как защита от представления о себе как о сексуально неполноценном партнере - "сладкий лимон".

Идет ли рационализация по типу "зеленый виноград" или "сладкий лимон", все равно в ней проявляется потребность самооправдания. Еще древнегреческий философ Платон отмечал, что в своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все, что угодно, но только не самих себя. Яркой иллюстрацией проявления этого свойства рационализации может служить следующая ситуация. На протяжении нескольких лет на учебных семинарах по теории изобретательства Г. С. Альтшулер практиковал проведение письменных работ на тему "Шкала оценки прожитой части жизни". Слушатели получали задание выбрать универсальные параметры, по которым можно оценить жизнь любого человека. При этом с каких позиций эта шкала должна оценивать прожитую жизнь, не указывалось. Обнаружилось, что каждый слушатель выбирал параметры, по которым он сам набирал высокие баллы, хотя эти параметры и не были существенны для другого человека. Кто-то учитывал количество детей, кто-то - отношения с начальством, чувство юмора, уважение товарищей, число освоенных профессий, участие в жизни коллектива. Так проявились выработанные для защиты критерии, оправдывающие собственное поведение и помогающие самому себе поддерживать представление о "не зря прожитой жизни".