Основу романа «Война и мир» составляют исторические военные события, художественно претворенные писателем. В 3-ем и 4-ом томе Толстой рисует события Отечественной войны 1812 года. Эта война для России была справедливой, национально- освободительной. На борьбу с захватчиками выступил весь народ, тесно сплотившийся вокруг своей армии.
* Толстой во время написания «Войны и мира» пользуется и художественной фабулой, и реальными фактами, выхваченными из живой действительности, и теоретические мысли следуют одна за другой или выступают в сложном единстве. Наличие объективно достоверного исторического повествования, построенного на реальных фактах, есть один из существенных признаков историзма "Войны и мира".Толстой рисует события Отечественной войны: переход французской армии через р. Неман, отступление русских в глубь страны, сдачу Смоленска, назначение Кутузова главнокомандующим, Бородинское сражение, совет в Филях, оставление Москвы, фланговый марш Кутузова, Тарутинское сражение, победоносное завершение войны.
Подлинная кульминация романа-эпопеи – Бородинское сражение, в нём раскрывается вполне характер всего народа – главного вершителя исторических судеб, по мнению Толстого. Подготовка к описанию Бородинского боя потребовала от писателя особенно много сил. Толстой 25-27 сентября 1867 года совершил поездку на Бородинское поле, взяв с собой Стёпу Берса, младшего брата Софьи Андреевны. На местности он сделал необходимые записи. Впоследствии С. А. Берс вспоминал: «Два дня Лев Николаевич ходил и ездил по той местности… Он делал свои заметки и рисовал план сражения…»

Центральным событием Отечественной войны явилась Бородинская битва. Мужественное сопротивление русских войск, их несокрушимость удивляют самоуверенного Наполеона, не знавшего поражения в Европе.

Толстой при изображении самого сражения раскрывает бодрость духа, проявление стойкости, выносливости солдат и в солдатском юморе, и в чувстве товарищества, и в сознании общности дела. Солдаты и офицеры батареи Раевского выполняют свой долг, всё время заняты: подносят снаряды, заряжают орудия. В батарее Раевского «чувствовалось одинаковое и общее всем оживление». Писатель далёк от идеализации солдат. Солдаты до конца тверды и спокойны.

Значительную часть событий Бородинского боя Л. Н. Толстой показал в восприятии Пьера Безухова. Пьер, ничего не понимающий в военном деле, воспринимает войну с психологической точки зрения. Герой понял здесь, что историю творит самая могущественная сила в мире - народ. Никакие усилия французов не смогли сломить воли русских стоять насмерть.
Посещение Бородинского поля в момент знаменитого сражения стало важным этапом на пути исканий героя. Безухов одобрительно воспринимает слова неизвестного солдата: «Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва». «Солдатом быть, просто солдатом!»- такое желание овладело Пьером после Бородинского боя.

Отечественная война 1812 года в романе "Война и мир" (2 вариант)

Казалось бы, ничего общего между той войной, 1812 года, и этой, выпавшей на долю народа. Не было тогда ни бомб, ни самолетов, не было тех ужасов и зверств, о которых мы скоро узнали; не было, главное, фашизма - но почему же тогда в землянках и госпиталях сорок первого года, при блокадных коптилках люди читали «Войну и мир», как самую сегодняшнюю, сиюминутную книгу, и почему любимым стихотворением всех поголовно - от первоклассника до генерала - долгие четыре года войны было лермонтовское «Бородино»? Чем больше я думаю об этом, тем острее понимаю, что общее было - не в видах оружия, не в скорости передвижения войск; Толстой понятия не имел о пулеметах, «катюшах» и лагерях уничтожения, но он написал и о нас, потому что знал про человека такое, чего хватило на сто с четвертью лет, и когда началась наша война, оказалось, что Толстой заложил в каждого из нас что-то очень важное, о чем мы до той поры не догадывались, и мы бросились к нему - черпать и черпать из неиссякаемого источника его книги душевные силы, стойкость и то сложное чувство, которое называется патриотизмом.

Война вошла в жизнь людей неожиданно - хотя ее ждали, о ней говорили, - она всегда неожиданна, и люди не сразу впустили ее, еще продолжали держаться за старое. Пьер, уже высчитав, что он должен убить Наполеона, по-прежнему ездил в клуб и позволял себе радость иногда обедать у Ростовых; Наташа пела и мучилась вопросом, не стыдно ли это после всего, что с ней произошло; но война уже приблизилась к дому Ростовых с бумагами, засунутыми Пьером за подкладку шляпы; она - в блестящих глазах Пети, в страхе старой графини за сына, в тоненьком старательном голосе Сони, читающей вслух царский манифест: обращение царя к народу…

Ее слушают по-разному: Пьера поразило, что царь обещал «стать посреди народа… для совещания и руководствования» - ему кажется, что теперь, перед лицом опасности, Александр может быть, выслушает своих подданных, посоветуется с ними: Пьер, как и прежде, мечтает о справедливости, о демократии и добре… Старый граф растроган, его легко растрогать, он повторяет: «Только скажи государь, мы всем пожертвуем и ничего не пожалеем», вовсе не предполагая, что младший сын воспримет эти слова всерьез: «Ну теперь, папенька, я решительно скажу - и маменька тоже,- я решительно скажу, что вы пустите меня в службу, потому что я не могу… вот и все…»

А князь Николай Андреевич Болконский после отъезда сына заболел, не выходит из кабинета, не допускает к себе ни дочь, ни француженку; его дом все еще живет прежними внутренними отношениями: умный старик - профессиональный военный - не дает себе труда задуматься о том, что происходит в его стране, и княжна Марья до сих пор не понимает, что это за война.

«Она боялась за брата, который был там, ужасалась, не понимая ее, перед людской жестокостью, заставлявшей их убивать друг друга, но не понимала значения этой войны, казавшейся ей такою же, как и все прежние войны».

Княжну Марью можно понять: она привыкла верить отцу во всем, что касалось политики и военных дел, - отец не выражает никакого беспокойства и занят строительством нового корпуса в своем поместье. Но как же старый князь может не видеть, не понимать надвигающейся опасности? Может. Потому что старость бессильна и вырабатывает защитную реакцию против своего бессилия. Слишком невыносимо было бы для старого князя пронимать, и потому он инстинктивно вырабатывал в себе непонимание: никогда не говорил про войну, «не признавал ее и смеялся за обедом ад Десалем, говорившим об этой войне». Грустно и тяжело читать, что старый князь «каждый ень менял место своих ночлегов. То он приказывал разбить вою походную кровать в галерее; то он оставался на дива-е или в вольтеровском кресле в гостиной…»

Заставив себя прочесть, позволив себе, наконец, вникнуть в его смысл, Никола раньше, все понял: «Французы в хода они могут быть у Смоленска; может, они уже гам… Через четыре перехода! Так думает не бессильный старик, это генерал-аншеф Болконский проснулся в нем, военный человек, прицыкнувший мереть расстояние переходами войск, и на мгновение он увидел себя молодым, «ему представился Дунай, светлый полдень, камыши, русский лагерь, и он входит, он, молодой генерал, без одной морщины, бодрый, веселый, румяный, в расписной шатер Потемкина…» И все страсти прежних лет проснулись в нем на мгновенье, но все это было, и было так давно, и ушло. «Ах, скорее, скорее вернуться к тому времени, и чтоб теперешнее все кончилось поскорее, поскорее, чтобы оставили они меня в покое!». Война пришла в жизнь молодых и сломала эту жизнь: она убьет князя Андрея; она лишила Соню счастья, потому что эта война отнимет у нее Николая; она убьет Петю - мальчика Петю, еще не начавшего жить, но и у старика она отняла право умереть спокойно. Война ограбила всех.

Отечественная война 1812 года в романе "Война и мир" (3 вариант)

Лев Николаевич Толстой отрицал войну, горячо спорил с теми, кто находил в ней красоту ужаса. При описании войны 1805 года Толстой выступает как писатель-пацифист, но при изображении войны 1812 года автор переходит на позиции патриотизма.

Война 1812 года предстает в изображении Толстого как война народная. Автор создает множество образов мужиков, солдат, суждения которых в совокупности составляют народное мироощущение. Купец Ферапонтов убежден, что французов не пустят в Москву, "не должны", но, узнав о сдаче Москвы, он понимает, что "решилась Расея!". А если уж Россия гибнет, то нечего спасать свое добро. Он кричит солдатам, чтобы забирали его товары, лишь бы ничего не досталось "дьяволам". Мужики Карп и Влас отказались продавать сено французам, взяли в руки оружие и ушли в партизаны. В период тяжких испытаний для Отечества "делом народным", всеобщим становится защита Родины. Все герои романа проверяются с этой стороны: одушевлены ли они всенародным чувством, готовы ли на подвиг, на высокую жертву и самоотвержение.

В любви к Родине, патриотическом чувстве равны князь Андрей Болконский и солдаты его полка. Но князь Андрей не только одушевлен всеобщим чувством, а и умеет сказать о нем, анализировать его, понимает общий ход дел. Настроение всего войска перед Бородинским сражением именно он в состоянии оценить и определить. Сами многочисленные участники величественного события действуют по тому же чувству, и даже не бессознательно, - просто они очень немногословны.

"Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят", - вот и все, что слышит князь Андрей про солдат от батальонного командира Тимохина. Пьер Везухов вполне понимает смысл "неясных" и тоже слишком кратких слов солдат: "Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва. Один конец сделать хотят". Солдаты выражают уверенность в победе, готовность умереть за Родину.

В "Войне и мире" создаются как бы два идейных центра: Кутузов и Наполеон. Мысль о развенчании Наполеона возникла у Толстого связи с окончательным уяснением характера войны 1812 года как справедливой войны со стороны русских. Образ Наполеона раскрывается Толстым с позиции "мысли народной". С. П. Бычков писал: "В войне с Россией Наполеон выступал в роли захватчика, стремившегося поработить русский народ, он был косвенным убийцей многих людей, эта мрачная деятельность и не давала ему, по мысли писателя, права на величие". "Круглый живот", "жирные ляжки коротких ног", "белая пухлая шея", "потолстевшая короткая фигура" с широкими, "толстыми плечами" - вот характерные черты внешности Наполеона. При описании утреннего туалета Наполеона накануне Бородинского сражения Толстой усиливает разоблачительный характер первоначальной портретной характеристики императора Франции: "Толстая спина", "обросшая жирная грудь", "выхоленное тело", "опухшее и желтое" лицо, "толстые плечи" - все эти детали рисуют человека, далекого от трудовой жизни, разжиревшего, глубоко чуждого основам народной жизни.

Наполеон был эгоистически самовлюбленным человеком, самонадеянно считавшим, что вся вселенная повинуется его воле. Люди для него не представляли интереса. Писатель с тонкой иронией, иногда переходящей в сарказм, разоблачает претензии Наполеона на мировое господство, его постоянное позирование для истории, его актерство. Наполеон все время играл, в его поведении и словах не было ничего простого и естественного. Это выразительно, показано Толстым в сцене любования Наполеона портретом сына на Бородинском поле.

Разумеется, это было чистое актерство. Он не выражал здесь искренних чувств "отеческой нежности", а именно позировал для истории, лицедействовал. Эта сцена ярко раскрывает самонадеянность Наполеона, полагавшего, что с занятием Москвы будет покорена Россия и осуществятся его планы завоевания мирового господства.

Как игрока и актера писатель изображает Наполеона и в ряде последующих эпизодов. Накануне Бородина Наполеон произносит: "Шахматы поставлены, игра начнется завтра". В день битвы после первых пушечных выстрелов писатель замечает: "Игра началась". Далее Толстой доказывает, что эта "игра" стоила жизни десяткам тысяч людей. Так раскрывался кровавый характер войн Наполеона, стремившегося поработить весь мир.

"Война - не "игра", а жестокая необходимость", - думает князь Андрей. И в этом заключался принципиально иной подход к войне, выражалась точка зрения мирного народа, вынужденного взяться за оружие при исключительных обстоятельствах, когда над родиной нависла угроза порабощения.

Слитность с народом, единение с простыми людьми делает Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля и идеалом человека.

Он всегда скромен и прост. Выигрышная поза, актерство ему чужды. Кутузов накануне Бородинского сражения читал сентиментальный французский роман мадам Жанлис "Рыцари Лебедя". Он не хотел казаться великим человеком - он был им. Поведение Кутузова естественно, автор постоянно подчеркивает его старческую слабость. Кутузов в романе - выразитель народной мудрости. Сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому. Правота Кутузова в его споре с Бенигсеном на совете в Филях как бы подкрепляется тем, что на стороне "дедушки" Кутузова симпатии крестьянской девочки Малаши.

"Источник необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений, - говорит Толстой о Кутузове, - лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его. Только признание в нем этого чувства заставило народ такими странными путями его, в немилости находящегося старика, выбрать, против воли царя, в представителя народной войны".

Толстой создает яркий образ неутомимого партизана, мужика Тихона Щербатого, приставшего к отряду Денисова. Тихон отличался богатырским здоровьем, огромной физической силой и выносливостью. В борьбе с французами он проявляет ловкость, отвагу и бесстрашие. Характерен рассказ Тихона о том, как на него набросились четыре француза "со шпажками", а он на них пошел с топором. Это перекликается с образом француза-фехтовальщика и русского, орудующего дубинкой. Тихон и есть художественная конкретизация "дубины народной войны". Лидия Дмитриевна Опульская писала: "Тихон -образ вполне ясный. Он как бы олицетворяет собою ту "дубину народной войны", которая поднялась и со страшной силой гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие.

Платон Каратаев - воплощение "всего русского, доброго и круглого", патриархальности, смирения, непротивления, религиозности - всех тех качеств, которые так ценил Лев Николаевич Толстой у русского крестьянства.

Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм светской знати, основная цель которой - ловить "кресты, рубли, чины". Патриотизм московских аристократов заключался в том, что они вместо французских блюд ели русские щи, а за французские слова назначали штраф. Облик Александра I в толстовском изображении непригляден. Черты двуличия и лицемерия, которые были присущи "высшему свету", проявляются и в характере царя. Особенно ярко они видны в сцене приезда государя в армию после победы над врагом. Александр заключает Кутузова в объятия, бормоча при этом: "Старый комедиант". С. П. Бычков писал: "Нет, не Александр I был "спасителем отечества", как это тщились изобразить казенные патриоты, и не среди приближенных царя надо было искать истинных организаторов борьбы с врагом. Напротив, при дворе, в ближайшем окружении царя, существовала группа откровенных пораженцев во главе с великим князем и канцлером Румянцевым, которая боялась Наполеона и стояла за заключение с ним мира".

"Солдатом быть, просто солдатом", - с восторгом думает Пьер. Характерно, что и солдаты, хоть не сразу, но охотно приняли Пьера в свою среду и прозвали "наш барин", как Андрея "наш князь". Пьер не может стать "просто солдатом", капелькой, сливающейся со всей поверхностью шара. Сознание своей личной ответственности за жизнь всего земного шара неистребимо в нем. Он горячо думает о том, что люди должны опомниться, понять всю преступность, всю невозможность войны. Эту мысль проповедует Л. Н. Толстой, вкладывая ее в уста одного из любимых героев. Так же думаем и мы, читатели, живущие в двадцать первом веке.

200-летию Отечественной войны 1812 года

Г. Обмундирование войск

Ведение войн сопряжено всегда с обеспечением их участников обмундированием и обувью . Этот вопрос не был обойден автором в романе «Война и мир ». Во многих главах романа показано обеспечение солдат и обмундированием, обувью и снаряжением. Рассуждая о поражении русской армии в походах 1805-1807 годов и французской армии в 1812 года, он обратил внимание на недочеты в обеспечении войск вещевым имуществом. Если рассматривать гибель наполеоновской армии от успешных действий «генерала Мороза», не надо забывать народную мудрость: «Нет плохой погоды, есть плохая одежда ».

Обмундирование гвардейских осуществлялось, как правило, за счет самих . Существовали определенные традиции в гвардейских полках. Эти традиции отмечались в мемуарах, оставленных нам военными деятелями, прошедшими службу в гвардии. В частности, в мемуарах гр. А.А Игнатьева отмечено содержание гвардии за свой счет; а свое жалование они довольно часто перечисляли в общий фонд гвардейского полка. Хотя он описывал более поздний период, рубеж XIX - XX веков, но традиции гвардии сохранялись.

На примере Бориса Друбецкого, обедневшего аристократа, занявшего по протекции вакансию офицера гвардии, автор показывает к каким способам прибегает его мать, что-бы обеспечить его обмундированием. В романе приводится сумма, выспрашиваемая матерью Бориса у добродетелей сына. Деньги довольно значительные по тем временам - 500 рублей . Скорее всего, просьба была завышена в несколько раз, однако данный эпизод показывает определенный порядок обеспечения обмундированием гвардейских , которые в основном содержались за счет собственных доходов.

Следует отметить, что к такому способу приобретения обмундирования прибегали и армейские офицеры, имевшие возможность получать доходы, не связанные с военной службой. Так в походе 1805 года, Николаю Ростову отец высылает «6000 денег на обмундировку и различные вещи ». Однако, в армии того времени, это скорее исключительный случай, которым могли воспользоваться только офицеры из высших слоев общества – титулованной знати, имеющие значительные доходы.

Готовность солдат к боевым действиям проверялась на смотрах полков, проводимых старшими начальниками. Одним из пунктов проверки была проверка обмундирования и обуви. Прибывший из России на территорию Австрии полк подвергся осмотру со стороны главнокомандующего российской армией. В течение ночи, вместо отдыха после тридцативерстного перехода, офицеры и солдаты готовились к смотру в парадном обмундировании. На построении «на каждом каждая пуговка и ремешок были на своем месте и блестели чистотой. Не только наружное было исправно, но ежели бы угодно было главнокомандующему заглянуть под мундиры, то на каждом он увидел бы одинаково чистую рубаху и в каждом ранце нашел бы узаконенное число вещей ».

Во время ожидания начала смотра, поступило указание, что смотр будет проходить в походном обмундировании , т.е. в шинелях, которые оказались не вполне исправными. Суета, дерганье должностных лиц и солдат, перед началом боев, вносят сумятицу в боевую работу. В этом одна из причин неудач армии в этот период войны. Начищенным знакам у , выполнению строевых приемов солдат, возможно, стоило придавать значение в мирное время, но не в период боевых действий, когда особое внимание требует совсем другое.

Перед сражением под Аустерлицем проводился смотр восьмидесятитысячной союзной армии. Любопытно, что по описанию автора романа, смотр проводился в полной парадной форме. Смотры играли и свою положительную роль, солдаты перед ними проводили гигиенические мероприятия , такие как бритье и помывку .

Последняя четверть XX века, когда автору данного исследования пришлось проходить службу в Вооруженных Силах, напоминали сюжеты, описанные Л.Н. Толстым. Перед каждыми учениями проводились в огромном количестве строевые смотры, на которых осматривалось обмундирование, непременно новое, первой категории, подшивка погон, петлиц и, самое главное, деревянные бирки на всех предметах снаряжения. Бирки, обязательно, одного размера, написанные одним шрифтом, покрытые лаком. Именно те самые бирки, которые ни на что не влияют, никому не нужны, не несущие никакой информации. Исключением могут служить только противогазы. На смотры сгонялся личный состав всей дивизии, люди простаивал на плацу, вместо того, чтобы готовить к выводу технику и вооружение.

Командование полка, описываемого в романе, было озабочено проблемой исправности обуви , которая после длительного марша из внутренних губерний России, была у половины людей разбита. Автор романа отображает недостатки в снабжении войск со стороны ведомств союзного государства, на которые было возложено снабжение русской армии, и которые не выдели необходимых материалов (товара), для выдачи их личному составу. Согласиться с Л.Н. Толстым о степени вины полкового командира в плачевном состоянии сапог у солдат и , сложно. Необходимо задуматься о его предусмотрительности к готовности совершить марш и о его пустых надеждах на обеспечение со стороны союзников.

Выдвижение войск всегда сопряжено с различными неожиданностями, которые должны предвидеться должностными лицами полка. Создать в полковом обозе определенный запас ремонтных материалов и обуви еще на своей территории вполне возможно. Тем более, что требования Воинского устава 1796 года, действовавшего в описываемый период, в «Каждый солдат в год получает три пары башмаков и две пары подметок, три рубашки, пару штиблет, холстинные штаны, два красные галстука, и две ленты на косу. Каждую весну делать Инспекторский смотр, в силу предписания о том ». Таким образом, командование полка своими обязанностями просто пренебрегало.

Любопытный сюжет приводит автор романа «Война и мир » при описании отступления войск от Шенграбенской позиции, связанный с дракой двух солдат из-за сапога, по всей видимости, найденного по дороге или снятого с убитого. Причина этого конфликта очевидна – плохое снабжение и дефицит исправной обуви .

По мнению Л.Н. Толстого, Отечественная война 1812 года вскрыла недостатки в подготовке русской и французской армий к войне, в первую очередь, в зимних условиях. Рассуждая о причинах поражения Наполеона в 1812 году, он так же как и историки, обращает внимание на неподготовленность французских войск к зимнему походу в глубь России. Отсутствие зимнего обмундирования, невозможность заготовить теплую одежду и обувь, переодеть свою армию по зимней погоде, являются вескими причинами гибели лучшей в мире армии.

Описаны недостатки снабжения войск обычным, не зимним, обмундированием . В Москве французские солдаты получили сапожный товар и полотно, а шить сапоги и рубахи поручили пленным русским. В этот период обеспечение обмундированием, обувью и бельем у французов было неудовлетворительным. Уже к выходу из Москвы, несмотря на грабежи, военнослужащие наполеоновской армии были ободраны, у многих не было нательных рубах, что вызывало недоумение у пленных русских солдат.

Русская армия при выходе из Тарутина для преследования армии Наполеона нуждалась в теплом обмундировании и обуви. Половина людей выбыло без сражения больными и отставшими «без сапог и шуб ». Месяцами русские солдаты ночевали в снегу при пятнадцати градусах мороза. И такое положение сложилось на своей территории, когда командование не смогло своевременно организовать заготовку зимнего обмундирования, и его выдачу. Отсутствие исправных сапог, с изношенными подметками, вызывало смех у солдат, однако в их рассуждениях звучала озабоченность тем, что такое положение приводит к неоправданным потерям от обморожения и болезней.

Автор романа «Война и мир » рассуждает о невообразимо тяжелых условиях существования русского солдата на войне. Без полушубков, теплых сапог, на морозе, при этом, «войско не представляло более веселого, оживленного зрелища ». Положение, которое сложилось в русской армии в это время, можно считать катастрофически тяжелым. Половинная убыль личного состава армии от небоевых потерь в результате болезней, не может оправдываться героизмом и стойкостью воинов.

В. Головинский, полковник запаса Р. Дорофеев, подполковник . сайт

Том I

Часть вторая

Русские войска в Браунау в октябре 1805 г. Один из пе-хотных полков готовится 11 октября к смотру главнокоман-дующего. Приказ Кутузова о том, что он хочет видеть все-таки солдат в том положении, в котором они шли, т. е. в походной одежде. Обратное переодевание. Генерал распекает команди-ра 3-й роты Тимохина, человека уже пожилого, не имевшего привычки бегать, за синюю шинель на разжалованном Доло-хове. Генерал приказывает Долохову переодеться. Долохов го-ворит генералу, что обязан выполнять приказы, но не терпеть унижения, и наглым взглядом смотрит в глаза генерала. Тот смягчается и уже просит Долохова переодеться.

Смотр Кутузовым полка.

Разговор Кутузова с австрийским генералом, членом австрийского гофкригсрата. Кутузов говорит, что если бы была его воля, он давно бы присоединился к армии импе-ратора Франца и передал командование своей армией более опытному генералу Маку. Но обстоятельства бывают силь-нее нас. Австрийский генерал возражает против промедле-ния присоединения русских войск к австрийским. Кутузов не сомневается, что австрийская армия во главе с генералом Маком уже одержала победу.

Павлоградский полк стоял в двух милях от Браунау. Ни-колай Ростов жил вместе с эскадронным командиром Васькой Денисовым. Николай Ростов, юнкер Павлоградском гу-сарского полка, во время стоянки его эскадрона у Браунау возвращается с фуражировки. Эпизод с немцем. Хозяин- немец, в доме которого стоял Николай, выглянув из коров-ника и увидев Николая, весь просиял и, подмигнув Росто-ву, пожелал ему доброго утра. Николай пожелал того же немцу. И хотя причины для радости не было, «оба человека эти с счастливым восторгом и братской любовью посмотрели друг на друга, потрясли головами в знак взаимной любви и, улыбаясь, разошлись». Возвращение домой проигравшего-ся в карты Денисова. Денисов — маленький человечек с чер-ными усами, глазами и волосами и с красным лицом. Дени-сов накануне проигрался и теперь просит Ростова сосчитать, сколько у него осталось денег и сунуть затем кошелек под по-душку. Приход офицера Телянина. Телянин был переведен из гвардии, и все не любили этого человека по какой-то не-понятной причине. Ростов и Денисов выходят из комнаты. Затем возвращаются, Ростов и Телянин уходят смотреть ло-шадь. Денисов пишет письмо «ей». Приход за деньгами вах-мистра и обнаружение у Денисова пропажи кошелька с день-гами. Лаврушка, денщик Денисова, и Ростов ищут коше-лек. Ростов догадывается, что кошелек взял Телянин в тот момент, когда Денисов и Ростов вышли из комнаты. Ростов уличает Телянина в краже кошелька. Телянин сначала вы-дает деньги Денисова за свои, но под напором Ростова при-знается и просит последнего не губить его. Ростов уходит, но потом возвращается и кидает деньги Телянину со словами: «Ежели вам нужда, возьмите эти деньги».

Оживленный разговор офицеров эскадрона Денисова об истории с Теляниным, вызвавшей ссору Николая Ростова с полковым командиром. Офицеры советуют Николаю из-виниться перед полковым командиром за то, что он при дру-гих офицерах сказал, что офицер украл. Ростов не соглаша-ется. Но штаб-ротмистр говорит, что извиниться надо, так как иначе пострадает честь полка. Не следовало так прямо говорить, что офицер украл, а посоветоваться, как бы все сделать тихо и мирно. Ростов понимает, что честь полка пострадает, что он виноват, но извиниться, как мальчишка, он не может. Приезд Жеркова с сообщением о поражении Мака и о походе. Входит второй адъютант и подтверждает весть о начале похода.

Отступление русских войск к Вене.

Переход последними русскими войсками моста через Энс.

Давка на мосту прекращается, последний батальон вступает на него. Приближение к мосту французских войск. Артиллерийская стрельба французов по гусарам. Ядра про-летали над головами гусаров и ударялись где-то сзади. Де-нисов у своего эскадрона. Он приказывает переводить эска-дрон на другой конец моста, к своим. Переход эскадрона через мост к своим войскам. Жерков, а затем и Несвицкий привозят полковнику Павлоградского полка приказ от на-чальника арьергарда остановиться и поджечь мост.

Приказ полковника эскадрону Денисова вернуться и поджечь мост. Ростов думает о том, трус ли он, сможет ли поджечь мост. Гусары под картечным обстрелом французов зажигают мост. Переживания Николая Ростова во время зажигания моста.

Отступление армии Кутузова вниз по Дунаю.

Князь Андрей останавливается в Брюнне у своего знако-мого дипломата Билибина. Характеристика Билибина. Это был человек одного с князем общества, лет тридцати пяти, который обещал далеко пойти на дипломатическом попри-ще. Он начал служить с восемнадцати лет, побывал много где за границей и сейчас в Вене занимал довольно значи-тельное место. Работал всегда одинаково хорошо, в чем бы ни была сущность работы.

Князь Андрей у Билибина в кружке молодых русских дипломатов. В кабинете Билибина находились четыре рус-ских дипломата, одним из которых был Ипполит Курагин, а с другими князя познакомил Билибин. Они составляли отдельный кружок, который Билибин называл наши. Кня-зя Андрея приняли охотно, как своего. Билибин «угощает» Болконского Ипполитом Курагиным. Ипполит был в этом обществе чем-то вроде шута. Князь Андрей едет во дворец.

Князь Андрей на приеме у австрийского императора Франца.

Князь Андрей среди отступающих русских войск. Вид по-спешно и беспорядочно отступающей армии. По всей дороге были бесконечно мешавшиеся повозки, команды, и опять по-возки, обгонявшие друг друга. Офицеры, которые следили за отходом, бесполезно ездили туда-сюда по дороге. Князь Ан-дрей подумал: «Вот оно, милое, православное воинство». Стол-кновение Болконского с обозным офицером из-за повозки с ле-карской женой. Офицер не разрешал повозке проехать, лекар-ская жена попросила князя Андрея о помощи. Князь Андрей решил помочь, но офицер оскорбил его. Болконский с изуродо-ванным бешенством лицом закричал на офицера, чтобы тот вы-полнил приказ. Повозка проехала. Потом Болконский с неудо-вольствием вспоминал эту сцену. Тревога и беспокойство в шта-бе главнокомандующего. Никто не знает, что будет дальше: от-ступление или сражение. Кутузов находился в избе с Баграти-оном и Вейротером, он отдавал распоряжения о сражении, но не о капитуляции. Кутузов посылает Багратиона с отрядом за-держать наступление французов. Болконский просит Кутузова отправить его в отряд Багратиона, но тот не разрешает, говоря, что хорошие офицеры ему самому сейчас нужны.

Известие, полученное Кутузовым о безвыходности по-ложения русской армии, преследуемой огромными силами французов. Французские войска, перейдя венский мост, на-правляются на путь сообщения Кутузова с войсками, шед-шими из России. Кутузов посылает четырехтысячный аван-гард Багратиона к Голлабрунну задержать неприятельскую армию. Отряд Багратиона должен был «остановиться лицом к Вене и задом к Цнайму» и задержать французов. Сам же Кутузов направляется тоже к Цнайму. Мюрат, принявший отряд Багратиона за всю русскую армию, предлагает рус-ским перемирие. Это было сделано с той целью, чтобы, до-ждавшись пополнения французских войск, полностью раз-бить русскую армию. Кутузов немедленно соглашается, так как для русских это была единственная возможность спасти армию. Во время перемирия можно было продвинуть дей-ствительно всю русскую армию к Цнайму. Но Наполеон, увидев выгоды русской армии, пишет письмо Мюрату о раз-рыве перемирия. Пока адъютант Наполеона мчался к Мю-рату с письмом, сам Наполеон гнал свою армию к месту рас-положения отряда Багратиона, чтобы разбить его и всю рус-скую армию. Русские в это время разжигают костры и от-дыхают, не подозревая, что их ждет в скором времени.

Князь Андрей в отряде Багратиона.

Глава XVI Материал с сайта

Князь Андрей с батареи Тушина обозревает и зарисовы-вает план расположения русских войск и неприятеля. Прямо на горизонте была видна деревня Шенграбен, левее и правее находились французские батареи. Правый фланг русских находился на возвышении, в центре — батарея Тушина, где и был сейчас Болконский. Невольно Болконский подслуши-вает разговор офицеров в балагане о страхе смерти. Один, знакомый Болконскому, голос говорит, что кабы знать, что будет после смерти, ее бы никто и не боялся. Другой говорит, что бойся, не бойся, смерти все равно не минуешь. Первый голос повторил, что смерти все боятся. Ведь хоть и говорят, что после смерти душа на небо уходит, а неба-то нет, одна ат-мосфера. Этот первый голос принадлежал капитану Тушину. Первый выстрел французов. Появление из балагана Тушина.

Начало Шенграбенского сражения.

Глава XVIII

Багратион на правом фланге своего отряда. Близость сражения. Раненые. Старичок, полковой командир, до-кладывает Багратиону об отражении конной атаки фран-цузов и потерях. Он упрашивает Багратиона не подвер-гаться опасности. Вид идущей французской колонны и двух русских батальонов. Багратион кричит солдатам: «Молодцами, ребята!» Багратион ведет русских в атаку. Он слезает с коня и твердым шагом идет навстречу непри-ятелю. Солдаты, воодушевленные таким поступком, на-чинают атаку.

Атака левого фланга обеспечила отступление правого фланга русских войск.

Пехотные полки, застигнутые врасплох в лесу францу-зами. Они начинают разбегаться в разные стороны, крича страшное на войне слово: «Отрезали!» Полковой командир пытается остановить бегущих солдат. Но солдаты не слуша-ли своего командира.

Вдруг наступавшие французы побежали назад. Это была атака роты Тимохина. Он с одною шпажкою бросил-ся на французов так, что те не успели опомниться, броси-ли свое орудие и побежали. Русские на мгновение оттесня-ют французов.

Отступление батареи Тушина и встреча его началь-ством и адъютантами. Все упрекали Тушина, говорили, что ему делать и куда идти. Он же молча плелся сзади на своей кляче.

По дороге Тушин сажал на орудия раненых, которым всюду отказывали. Тушин сажает на орудие контуженого Николая Ростова.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • эпизод с теляниным
  • отступление от браунау к вене война и мир
  • в какой главе эпизод кражи кошелька Денисова?
  • краткое содержание война и мир 2 том 3 часть по главам
  • анализ эпизода разговор николая ростова и немца

Отступление русской армии.

Наполеон наступал сразу тремя большими частями своей армии. Самую большую он вел на встречу с русской армией М.Б.Барклая де Толли он вел сам. Разумеется это было замечено со стороны России и началось ответное перемещение русских сил. 27 июня Александр I приказал Багратиону отступать на Минск, где можно было ждать Барклая. В ответ на это Наполеон послал Даву с тремя пехотными дивизиями и кавалерийским корпусом Э.Груши получил приказ идти на Минск, преграждая Багратиону с севера путь к соединению с Барклаем, а Жером Бонапарт с корпусами Ю.Понятовского, Ж.-Л. Ренье и Д. Вандам должен был ударить на Багратиона с юга и взять таким образом его армию клещи. Это означало бы для нее полное истребление в несколько раз превосходящим ее врагом. В это время Александр уже решал о том, кого назначить командующим объединенной армии, но это было еще не совершенным делом. Кстати сделать это было не так уж и сложно, если учитывать размер Французской армии, но Александр был не слишком сведущ в военном деле и просто не мог принять это во внимание.

После анализа ситуации становится понятно, что положение Русских войск было далеко не блестящим и даже опасным. Наполеон оказался как раз между двумя армиями и мог перебить их по одиночке при неудачной попытке объединиться. Если же не пытаться объединиться, то рано или поздно отступать стало бы некуда и Россия уже была бы сдана полностью. Тем не менее русские решили рискнуть.

Во время отступления несколько раз встречался с хвостом русской армии французский арьергард. Исход был в пользу Французов. Это снижало моральный дух обороняющейся стороны. Чтобы задержать французов, пока не подойдет 2-я армия, Барклай де Толли в ночь с 24 на 25 июля выдвинул к Бешенковичам 4-й пехотный корпус А.И. Остермана-Толстого, который принял бой с 1-м кавалерийским корпусом генерала Э.-М. Нансути (в 20 км. от Витебска). Справился он с этой задачей весьма успешно. Мюрат доложил Наполеону, что генеральной сражение, на которое была надежда вот-вот будет дано. Тут еще к Остерману подкрепление от Барклая - 3-я образцовая дивизия Коновницына. Наполеон уже потирал руки и ждал Барклая, но зря... Ночью темя колоннами первая армия отступала к Смоленску, где его должен был встретить и встретил Багратион. Наполеон был просто разочарован. Впервые с начала войны он усомнился в том, что сможет выиграть ее, не заходя в глубь России.

Как можно проанализировать эти события? Чтобы оценить действия каждой стороны надо понять ее задачи. Русские должны были отступить и потерять как можно меньше солдат. Как видно это получилось и армия объединилась. Чего же хотел Наполеон. Ему нужно было сражение, где можно было разгромить всю армию и без боя взять Россию. Ему этого не удалось и следовательно этот этап войны он проиграл, но это поражение не было фатальным в отличии от возможного поражения России.

Смоленск.

22 июля 1-я и 2-я русские армии соединились. Солдаты русской армии с восторгом приветствовали Барклая и Багратиона. Все были убеждены, что война теперь должна пойти по-другому, что отступление закончится. Русские солдаты считали своим долгом защитить Смоленск. Наполеон знал это и поэтому тоже ожидал сражения под Смоленском. Но! Явно Барклай и Багратион должны были понимать, что они еще намного слабее Наполеона и сражение не стоит давать по тем же соображениям, что и до объединения. Тем не менее оба они были настроены на решительные действия. Но вскоре Барклай понял, что устроить сражение сейчас невозможно. Опять же - поражение Наполеона- не окончательная победа, а более вероятное поражение - полный проигрыш войны.

После этого некоторое время неприятеля сдерживала дивизия Неверовского. Под его командованием находились почти только новобранцы. Удавалось это весьма успешно. Сам Смоленск находился под защитой Раевского и 15 тысячами солдат. Комендант утверждал, что сможет держать город достаточно долго. Действительно со стороны неприятеля возвышалась каменная стена и выкопанный заранее ров.

Первый штурм был отбит. Город пылал, его покидали жители. Барклай де Толли после некоторых колебаний приказал русской армии начать отступление к Москве. Что заставило его это сделать? Во-первых, французы имеют значительное численное преимущество, а русская армия в достаточной степени не готова к решительному сражению, во-вторых, Наполеон может обойти Смоленск с востока и блокировать русские войска. Тогда они окажутся в горящем городе, словно в ловушке, и будут уничтожены.

А можно ли было поступить иначе? Весьма интересным с первого взгляда может показаться вариант удержания Смоленска, но не всеми силами. Это позволяет не подставлять все войска и сохранить эту очень важную точку. Действительно, открытыми бы не оказались Смоленские дороги и можно было успеть укрепить значительнее то же, хотя бы, Бородинское поле. С другой стороны от этого плана заставил бы отказаться тот факт, что армия оказывалась разделенной на две части и погнавшись за отступающей частью Наполеон подходил прямо к желанной Москве. Об удержании ее половинными силами речи и быть не могло. К тому же соединившись со столь большими усилиями армии точно не стали бы расходиться.

Тем не менее решение было принято и Русская армия, оставив пылающий Смоленск двигалась к Москве. Уже присматривали поле для сражения или обороны.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru