Русь - исторически сформировавшееся название, которое получили земли восточных славян.

Впервые оно употреблялось как название государства в тексте договора между Русью и Византией в 911 году. Еще более ранние упоминания характеризуют Русь как этноним (название народа, этнической общности). Как свидетельствует летописное предание «Повесть временных лет», созданное в XI - XII вв., это название берет свои истоки у призванных финно-угорскими и славянскими племенами (кривичи, словене, чудь, и весь) варягов племени Русь в 862 году. По некоторым историческим сведениям, земли восточных славян имели еще более раннее государство с условным названием Русский каганат, но этот факт не нашел достаточных свидетельств, и поэтому Русский каганат относится, скорее, к историческим гипотезам.

Образование государства Русь

К самым ранним историческим документам, подтверждающим существование Древнерусского государства, относятся Бертинские анналы, которые свидетельствуют о прибытии от императора Феофила византийского посольства к Людовику Благочестивому, франкскому императору, в мае 839 года. Византийская делегация состояла из послов народа рос (rhos), которые были посланы в Константинополь императором, названным в документе как хакан (chacanus). Государство Русь, о существовании которого в этот период практически нет сведений, сегодня условно обозначается историками как некий Русский каганат.

Существуют упоминания о Руси и в более поздней записи Якова Рейтенфельса от 1680 года о временах, когда правил Михаил I, византийский император: "В 810 году император греческий Михаил Куропалат вёл с переменным успехом войну с болгарами, поддерживаемыми русскими. Те же русские помогали Крунну, царю болгарскому, при взятии им богатейшего города Мезембрии, когда он нанёс императору страшное поражение".

Это событие условно датировано 01.11. 812 г., однако и эти сведения пока не подтверждены официальными историческими данными. Неизвестно, какова этническая принадлежность упомянутых "русских" и где конкретно они жили.

В некоторых летописях сохранились сведения о том, что первые упоминания о Руси связаны со временами правления Ирины, византийской царицы (797-802 гг.). Как утверждает исследователь летописей Тихомиров М. Н., данные сведения имеют византийские церковные источники.

Кром того, согласно существующему преданию, Андрей Первозванный приходил на русские земли еще в I век нашей эры.

Возникновение Новгородской Руси

В самой ранней древнерусской летописи «Повесть временных лет» записи об образовании Руси основаны на преданиях. Они созданы по истечению 250 лет, и датированы 862 годом. Тогда союзом северных народов, который состоял из славянских племен, ильменских словен, кривичей и финно-угорских племен весь и чудь, были приглашены заморские князи варягов, чтобы прекратить междоусобные войны и внутренние раздоры (подробнее в статье "Призвание варягов"). Как указывает Ипатьевская летопись варяг, Рюрик сначала княжил в Ладоге, а после гибели братьев срубил Новгород и отправился туда.

С середины VIII века существовало неукреплённое поселение Ладога, в то время как в Новгороде не отмечен датированный культурный слой раньше 30-х гг. X века. Однако существуют подтверждения местонахождения резиденции князей, именуемой Рюриковым городищем, которая возникла в начале IX в. неподалеку от Новгорода.

К этому же времени историки относят события, когда Русь в 860 г. совершила поход на Царьград, однако, «Повесть временных лет» указывает на то, что это событие датировано 866 годом и связано с киевскими князьями Диром и Аскольдом.

862 год принят для начала отсчёта существования русской государственности, хотя, вероятно, это условная дата. Согласно одной из версий, этот год был выбран неизвестным киевским летописцем XI века, основываясь на памяти о первом крещении Руси, которое последовало за набегом 860 года.

Из текста летописи следует, что возникновение Русской земли автор также привязывал к походу 860г.:

В дальнейших расчётах летописца указано: «от Христова рождества до Константина 318 лет, от Константина же до Михаила сего 542 года», как несложно заметить, в летописи ошибочно указана дата начала правления императора Византии, Михаила III. Кроме того, некоторые историки высказывают точку зрения, что, на самом деле, под 6360 годом автор подразумевал 860 год. Так как год обозначен по Александрийской эре (еще ее называют Антиохийской), для правильного расчёта необходимо отнять 5,5 тысяч лет. Тем не менее, индикт обозначен именно 852 годом.

Как указано в «Повести временных лет», тогда варягами-русами были созданы 2 независимых центра: в Киеве княжили соплеменники Рюрика Аскольд и Дир, а в районе Новгорода и Ладоги - сам Рюрик. Киевская Русь (варяги, которые правили на полянских землях) приняла христианство от епископа из Константинополя.

Возникновение Киевской Руси

С развитием государства, в 882 году, князь Олег, преемник Рюрика, перенес столицу древнерусского государства в Киев. Тогда он убил Дира и Аскольда, правивших там киевских князей, и объединил киевские и новгородские земли в единое государство. Позже этот период историки обозначили как начало времен Киевской или Древней Руси (с изменением местонахождения столицы).

Некоторые исторические гипотезы

А. А. Шахматов в 1919 г. высказал предположение о том, что скандинавы называли Хольмгардом Старую Руссу. По его гипотезе, Руса - первоначальная столица древнейшей страны. Именно из этой «древнейшей Руси…вскоре после» 839 г. и началось движение Руси на юг, которое впоследствии привело к образованию в Киеве в 840 г. «молодого русского государства».

Академик С. Ф. Платонов в 1920 г. отметил, что дальнейшие исследования позволят собрать, разумеется, более обширный материал для понимания и подтверждения предположения А. А. Шахматова о существовании варяжского центра на ильменском Южном берегу. Им был сделан вывод, что теперь гипотеза имеет все характеристики и качественно научно построен, и способна открыть нам потенциальную историческую перспективу: город Руса и область Руса обретают новый и достаточно значительный смысл.

Г. В. Вернадский высказал свое мнение: в IX в. около озера Ильмень сформировалась община купцов - шведов, связанная определенным образом, в силу коммерческой деятельности, с Русским каганатом (согласно предположению историка, это, примерно, район устья реки Кубани на Тамани). Таким образом, Старая Руса, скорее всего, и являлась центром данного северного «отделения».

По мнению Вернадского, в «призвании варягов», в соответствии с Ипатьевским списком («ркоша русь, чудь, словене, и кривичи и вся: земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет: да поидете княжить и володеть нами»)- принимают участие «под названием „русь“ члены шведской колонии в Старой Русе, главным образом, купцы, ведущие торговлю с Русским каганатом в Приазовье. Их целью в „призвании варягов“ было, в первую очередь, вновь открыть торговый путь на юг с помощью новых отрядов скандинавов».

В. В. Фомин уже в 2008 году не исключал, что на момент правления Рюрика территория Старой Руссы могла быть заселена русью, а также, что раннее появление в этих местах руси объясняется таким фактом - в те времена соль, потребность в которой испытывали огромные территории Руси, добывалась исключительно в Южном Приильменье (в том числе, обработка кожи, меха, которые затем экспортировались).

Археологические свидетельства

Исследования археологов подтверждают факт значительных социально-экономических улучшений на территории восточных славян в IX веке. В общем, результаты различных археологических исследований соответствуют «Повести временных лет», в том числе и о событиях 862 года - призвание варягов.

Древнерусские города: развитие

По течению Волхова в VIII веке были основаны 2 построения: Любшанская крепость (возведена ильменскими словенами на территории финской крепости в VIII веке). По некоторым предположениям, немного позже, в 2-х километрах от крепости на противоположном берегу Волхова образовалась Ладога - скандинавское поселение. В 760-х гг. она подвергалась нашествиям ильменских словен и кривичей. Уже к 830-м годам её население стало в подавляющем большинстве славянским (согласно предположениям, кривичи).

Ладога сгорела в конце 830-х и её население сменилось вновь. Теперь здесь чётко наблюдается заметное присутствие военной элиты Скандинавии (скандинавские воинские мужские захоронения, а еще, «молоточки Тора» и т. д.).

Волна войн и пожаров прошла по северо-западной территории Руси в 860-е годы. Сгорели Любшанская крепость, Ладога, Рюриково городище (по наконечникам стрел, найденным в её стенах, взятие и осада Любши проводились исключительно не-скандинавским, а преимущественно словянским населением). Любша исчезла навсегда после пожаров, а что касается населения Ладоги, оно стало практически полностью скандинавским. И с этих времен город стал мало чем отличаться от датских и шведских городов этого периода.

VIII -IX в. археологи считают временем возникновения Рюрикова городища, недалеко от которого в 930-х гг. образовались 3 поселения (кривичей, ильменских словен и финно-угров). Позже они слились в Великий Новгород. По характеру поселения Рюриково городище можно назвать военно-административным центром с явной скандинавской культурой, причём не только в воинских слоях, но и в бытовых (семьи). Взаимосвязь Рюрикова городища и Ладоги наблюдается по особым признакам бус, получивших особое распространение в обоих поселениях. Некоторые сведения о происхождении пришедшего населения Рюрикового городища предоставляют исследования гончарной керамики, которая была найдена на юге Балтики.

Раскопки археологов в Киеве доказывают существование с начала VI-VIII вв. нескольких небольших обособленных поселений, которые находились на территории будущей столицы. С VIII века заметны оборонительные укрепления – главный градообразующий признак (в 780-е годы северяне построили укрепления на Старокиевской горе). Исследования археологов свидетельствуют о том, что центральная роль начала принадлежать городу лишь с X века. С этого же времени установлено и присутствие варягов.

Во второй половине IX в. Русь покрыла сеть городов (Сарское гор-ще под Ростовом, Гнёздово под Смоленском, Тимерево под Ярославлем). Здесь присутствовала скандинавская военная элита. Поселения занимались обслуживанием торговых потоков с Востоком, и одновременно являлись центрами колонизации местным племенам. Некоторые города (Смоленск, Ростов) упомянуты в древнерусских летописях в качестве племенных центров IX века. Старше XI века культурные слои здесь не отмечены, хотя обнаружены мелкие поселения.

Арабские монеты: клады

В 780-х начался Волжский торговый путь, который получил название «Из варяг в булгары». Именно в этом десятилетии были найдены арабские серебряные дирхемы (самый древний клад в Ладоге датирован 786 г.). На землях будущего Новгорода количество кладов до 833 г. заметно превышает число аналогичных в Скандинавии. Таким образом, только местные потребности сначала обслуживал Волго-Балтийский путь. В то время как через бассейн Верхнего Днепра, Дона, Западной Двины, Немана, арабские дирхемы (главные потоки) поступали в Южную Балтику и Пруссию, на острова Борнхольм, Рюген и Готланд, где и были обнаружены богатейшие на то время клады в регионе.

В IX веке арабское серебро поступало через Ладогу в Среднюю Швецию. Однако после того как Ладога сгорела (860 г.), приблизительно на 10 лет было приостановлено поступление серебра на о. Готланд в и Швецию.

Как свидетельствуют исследования Т. Нунана, во второй половине IX в число кладов монет в Швеции и на Готланде выросло в 8 раз, в сравнении с первой половиной. Это говорит о стабильном функционировании и окончательном становлении торгового пути, проходящего в Скандинавию с Северной Руси. Распределение ранних кладов свидетельствует о том, что в IX веке путь «Из варяг в греки» ещё не функционировал по Днепру: клады, относящиеся к тому периоду в Новгородской земле обнаружены по Оке, верхней Волге, Западной Двине (путь Нева - Волхов).

По территории новгородских земель проходил путь «из варяг в персы» в страны Скандинавии, который представлял собой продолжение пути в Восточные станы «из варяг в булгары».

Один из наиболее ранних кладов, которые были найдены в Петергофе (самая ранняя монета датирована 805 г.), имеет на монетах много надписей-граффити, благодаря которым и стало возможным определение этнического состава их владельцев. В числе граффити была обнаружена надпись на греческом (имя Захариас ), рунические надписи (магические знаки и скандинавские имена) и скандинавские руны, хазарские (тюркские) руны и, непосредственно, арабские граффити.

Между Днепром и Доном в лесостепи в 780- 830-е гг. чеканились монеты - так называемые «подражания дирхемам», которые были в обиходе у славян, обладавших волынцевской (позднее боршевской и роменской) культурой и алан, имевших салтовско-маяцкую культуру.

Именно через данную территорию проходил самый активный поток дирхемов наиболее раннего периода - до 833 г. Здесь, по утверждениям многих историков, расположился центр Русского каганата в начале IX в. А уже в его середине, чеканка этих монет была прекращена после венгерского разгрома.

Происхождение названия «Русь»

Как свидетельствуют летописные источники, именно по варягам – руси, славянское государство Русь и приобрело своё название. До прибытия варягов на территории русского государства были славянские племена и носили свои собственные названия. Именно «с тех варяг прозвалася Русская земля», - отмечают древние русские летописцы, наиболее ранний из них монах Нестор (начало XII в.).

Этнонимы

Руський люд, руський, руский, руськый - этноним, который обозначает население Киевской Руси. Представителя народа Русь в единственном числе называли русин («роусинъ» графически, в силу унаследованного способа передачи от греческой графики на письме буквы [у]), одного жителя Руси называли «руский» или «руський». Несмотря на то, что из содержания русско-византийского соглашения 911 года (договора Вещего Олега) не совсем ясно, русью назывались все жители Руси, либо лишь варяги-русь, русско-византийское соглашение 944 года (Игоря Рюриковича) позволяет сделать вывод, что Русь относится «ко всем людиям Руское земли ».

Фрагмент договора греков с Игорем от 944 г. (согласно датировке ПВЛ- 945 г.):

В этом случае «грьчин» используется в значении «византиец», грек; а вот значение слова «русинъ» точно не известно: был это «представитель народа Русь», а, может, «житель Руси».

Уже в наиболее ранних вариантах «Русской правды», дошедших до нас, Русь и славяне стали полностью равноправными:

Слова «русин» и «славянин» становятся синонимами (или вместо «русин» употребляется «горожанин») лишь в более поздних редакциях, кроме того, появляются, к примеру, за княжеского тивуна штрафы в 80 гривен.

В тексте немецко-смоленского договора XIII века «Роусин» обозначает «русский воин»:

Россия

В конце пятнадцатого века Московскому княжеству было присвоено название Русия, а великий Иоанн III, московский князь, стал Государем всея Русии: «Мы Иоанн, Божиею милостию Государь, всеа Русии, Володимерский, и Московский, и Новогородский, и Псковский, и Тферский, и Югорский, и Вятский, и Пермский, и Болгарский, и иных».

Рубеж XV-XVI вв. был ознаменован тем, что изначально как церковно-книжное и простонародное, а затем и в официальной документации, появилось название «Россия», приближенное к греческому "Pwaia". Таким образом, вместо обозначений Белая, Малая и Великая Русь начали употребляться Великороссия - Великая Россия, Малороссия - Малая Россия, Белороссия - Белоруссия - Белая Россия. Кроме того, Галицкая Русь иногда именовалась Красной (Червоной) Русью - Краснороссией, Западная Белоруссия - Черной Русью - Чернороссией. Также, встречались обозначения Ордынская, Пургасова Русь, Юго-Западная, Литовская, Северо-Восточная, Карпатская Русь и др.

В силу присоединения новых территорий, сформировались названия Новая Россия - Новороссия (юг Украины на сегодняшний день, южная часть европейской России) и не столь распространенное Жёлтая Россия - Желтороссия (началось с Туркестана, а затем и Маньчжурия, после - восточная и северная часть современного Казахстана, а также граничащие степные территории Поволжья, южной Сибири и южного Урала современной России). Иным и новым территориям России по аналогии предлагались, однако практически не использовались названия Зелёная Россия или Зеленороссия (территория Сибири), Голубороссия или Голубая Россия (территория Поморья) и др.

причины : экономическое развитие восточнославянских территорий, втягивание их в международную транзитную торговлю (Киевская Русь образовалась на «пути из варяг в греки» - торговом водно-сухопутном пути, функционировавшем в VIII-XI вв. и соединявшем бассейны Балтийского и Черного морей), необходимость защиты от внешних врагов, имущественное и социальное расслоение общества.

Предпосылки образования государства у восточных славян: переход от родовой общины к соседской, складывание межплеменных союзов, развития промыслов, ремесел и торговли, необходимость объединения для отражения внешней угрозы.

Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаруживавшие черты ранней государственности. Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием (известен с конца V в.). В конце VI-VII в. существовала, согласно византийским и арабским источникам, «Держава волынян» , являвшаяся союзницей Византии.

Новгородское летописание сообщает о старейшине Гостомысле , возглавлявшем в IX в. славянское объединение вокруг Новгорода . Восточные источники позволяют предположить существование накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куяба (или Куява), по всей видимости, располагалась вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень, ее центром был Новгород. Местоположение Артании разными исследователями определяется неодинаково (Рязань, Чернигов).

В XVIII в. сложились теории образования Древнерусского государства . Согласно норманнской теории государство Русь создано норманнскими (варяжскими, русское название скандинавских народов) князьями, пришедших по приглашению восточных славян (авторы Г. Байер, Г. Миллер, А. Шлецер). Сторонники антинорманнской теории считали, что определяющим фактором в процессе образования любого государства являются объективные внутренние условия, без которых никакими внешними силами его создать невозможно (автор М.В. Ломоносов).

Норманская теория

Русский летописец начала XII в., пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов - братьев Рюрика, Синеуса и Трувора . Многие историки считают, что варягами были норманские (скандинавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву верности правителю. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.

По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка. -Авт.) в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами». Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь, Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое современными историками также Киевская Русь).

Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Г.Ф. Миллером и Г.З. Байером, приглашенными для работы в Россию в XVIII в. Горячим противником этой теории выступал М. В. Ломоносов.

Сам факт пребывания варяжских дружин, под которыми, как правило, понимают скандинавов, на службе у славянских князей, их участия в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные взаимные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько-нибудь заметного влияния варягов на экономические и социально-политические институты славян, а также на их язык и культуру. В скандинавских сагах Русь - страна несметных богатств, а служба русским князьям - верный путь приобрести славу и могущество. Археологи отмечают, что количество варягов на Руси было невелико. Не обнаружено и каких-либо данных о колонизации Руси варягами. Версия об иноземном происхождении той или иной династии типична для древности и средневековья. Достаточно вспомнить рассказы о призвании бриттами англосаксов и создании Английского государства, об основании Рима братьями Ромулом и Ремом и т. п.

Другие теории (славянская и центристская )

В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманской теории , объясняющей возникновение Древнерусского государства как результат иноземной инициативы. Однако ее политический смысл представляет опасность и в наши дни. «Норманисты» исходят из положения о якобы исконной отсталости русского народа, который, по их мнению, не способен к самостоятельному историческому творчеству. Оно возможно, как они полагают, только под иноземным руководством и по иноземным образцам.

Историки обладают убедительными доказательствами, что есть все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Государственные институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следовательно, факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит не столько о возникновении русской государственности, сколько о происхождении княжеской династии. Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского общества того времени. В исторической литературе вопрос о месте Рюрика в нашей истории остается спорным . Одни историки разделяют мнение, что русская династия скандинавского происхождения, как и само название «Русь» («русскими» финны называли жителей Северной Швеции). Их оппоненты придерживаются мнения, что легенда о призвании варягов является плодом тенденциозного сочинительства, позднейшей вставкой, вызванной политическими причинами. Существует также точка зрения, что варяги были славянами, происходившими либо с южного побережья Балтики (остров Рюген), либо из района реки Неман. Следует отметить, что термин «Русь» неоднократно встречается применительно к различным объединениям как на севере, так и на юге восточнославянского мира.

Образование государства Русь или, как его называют по столице, Киевской Руси) - закономерное завершение длительного процесса разложения первобытнообщинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки». Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытнообщинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточнославянского общества.

Центры древнерусского государства

Русь происходило на основе двух центров : южный сложился вокруг г. Киева (основатели братья Кий, Щек, Хорив и сестра Лыбедь) в середине IX в. Северный центр сформировался вокруг г. Новгорода .

Первым князем Новгорода был Рюрик (862-879) с братьями Синеусом и Трувором. С 879-912 гг. правил Олег , объединивший Новгород и Киев в 882 г. и создавший единое государство Русь. Олег осуществил походы на Византию (907, 911), заключил договор в 911 г. с византийским императором Львом VI о праве беспошлинной торговли.

В 912 г. власть наследует Игорь (сын Рюрика). Он отразил нашествие печенегов, совершил походы на Византию: в 941 г. потерпел поражение и в 944 г. заключил первый письменный договор с византийским императором Романом I Лакапином. В 945 г. в результате восстания племени древлян Игорь был убит при попытке повторно собрать полюдье - ежегодный объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани.

Российское государство возникло более тысячи лет назад как славянское государство - Киевская Русь. Это было в IX веке. Его территория простиралась на юге до Чёрного моря, а на севере - до Балтики. Его столица - Киев - мать городов русских - ядро восточнославянского мира, торговых, политических, культурных связей Руси. Киевская Русь, по словам историка Б.А. Рыбакова, - это юность и молодость трёх братских славянских народов - русского, украинского и белорусского, - живших одной семьёй, образуя единую тогда древнерусскую народность.

В IX веке сложились два крупнейших центра формирования русской государственности - Новгород (основан в 859 году) - столица славян, кривичей, части - финно - угорских племён и Киев (основан в 860 г.) - центр полян, северян и вятичей, между которыми шла напряжённая борьба за лидерство в объединении восточнославянских земель. Победил в этой борьбе Север в лице Новгорода и политический центр создания Древнерусского государства был перенесён в Киев.

В вопросе об образовании Древнерусского государства нет единого похода. Здесь существуют две теории: норманнская и антинорманская. Сторонники первой теории, возникшей в XVIII веке, считают, что славяне не способны были создать своё государство. Это якобы им принесли варяги (норманны, пришельцы из Скандинавии), они и создали древнерусское государство.

Крупные дореволюционные историки Карамзин, Соловьёв, Ключевский с доверием относились к этой теории.

Антинорманисты (Шахматов, Костомаров, Иловайский, а также М.В. Ломоносов) считают, что в этой теории о роли варягов больше домыслов, они отрицают это предположение и полагают, что славяне к моменту прихода варягов уже имели государственность. Споры эти продолжаются. Спор и до сих пор идёт и о происхождении слова «Русь». Норманисты считают, что оно северного, варяжского происхождения; антинорманисты считают, что оно славянского присхождения. Историк Рыбаков считает, что «Русь» происходит от славянского племени.

«Рось» или «Русь», жившего по берегам реки Рось - притока Днепра. Сегодня на Западе господствует и теория «неонорманизма», учитывающая роль внутреннихфакторв в создании древнерусского государства и роль варягов.

Историки считают, что варяги, их дружины сыграли роль ускорителя процесса образования древнерусского государства, в объединении восточнославянских земель, в складывании феодальных отношений на Руси. В древнем источнике «Повесть временных лет», написанной монахом Киево - Печерского монастыря Нестором, есть рассказ о призвании Новгородом в 862 г. варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора на княжение, и в качестве наёмной дружины, которые затем захватили власть и использовали её для распространения своего влияния.

Причины же образования Древнерусского государства связаны не с личностью того или иного человека, а с объективными процессами, проходившими в экономической и политической эволюции восточных славян.

Объединение славянских племён ускорялось и внешней опасностью, необходимостью обороны от кочевников. С VIII в. - с хазарами, а с конца IX в. с печенегами. Экономическая ситуация IX в., когда формировался путь «из варяг в греки» (из Скандинавии в Византию), требовала единства славян, объединения всей территории вдоль этого пути. Реальное осуществление этого единства выпало на долю новгородского князя, потомка Рюрика Олега, который в 882 г. с дружиной, спустившись по Днепру, захватил Киев, убив княживших там Аскольда и Дира, сделал этот город столицей. Это и считается условной датой образования Древнерусского государства.

Положение Киева на южной оконечности пути «из варяг в греки, да ещё рядом с ответственными на Волгу и Дон, было особенно значительным. «Кто владел Киевом, - писал Ключевский, - тот держал в своих руках ключ от главных ворот русской торговли».

Установив свою власть в Киеве, Олег сумел в короткий срок привести к покорности соседние племена древлян, северян, радимичей, а его приемник - князь Игорь - уличей и тиверцев. Сын Игоря Святослав (наиболее воинственный князь из первых Рюриковичей) воевал против вятичей, покорил Волжскую Болгарию, предпринял ряд удачных походов на Византию. В ходе этих многочисленных походов и войн в основных чертах оформилась территория, подвластная киевскому князю.

В начале XI века Русь объединяла почти все восточнославянские земли и стала крупнейшим государством Европы.

Период княжения Олега (882-912 гг.) - первого правителя Древнерусского государства, овеян противоречивыми легендами, одна из них осталась в народной памяти как эпическая песня о смерти Олега от своего собственного коня, обработанная А.С. Пушкиным в его «Песне о вечном Олеге).

Мощным фактором объединения Руси послужило христианство, принятое князем Владимиром в конце XI века (988 г.) из Византии. До середины X века господствующей религией оставалось язычество. Решающим фактором в создании на Руси собственного государства явились реальные внутренние предпосылки. Как писал известный исследователь Киевской Руси Б.Д. Греков «образование государства есть не внезапное происшествие, а процесс, причём процесс длительный. Этот процесс заключается в образовании наиболее сильного экономически и политически класса, который берёт в свои руки власть над массой населения, организует эту массу».

Для глубокого осмысления и понимания сути процесса складывания государства на Руси необходимо обратиться к внутренним фактором её развития - экономическим, социальным, политическим, оказавшим определяющее влияние на формирование древнерусской государственности.

Предпосылки образования Древнерусского государства вызревали в течении веков, с VI по VIII вв. В это время произошли значительные изменения в социально-экономической жизни восточных славян. У них на смену подсечному «огневому» земледелию, связанному с коллективным трудом, пришло пашенное земледелие. Совершенствовались орудия труда (железные сошники, плуги). Следствием земледельческого прогресса было то, что на смену родовым коллективам в 100 человек приходило хозяйство одной крестьянской семьи.

Родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, «соседской» общине (верви). Общинников объединяло уже не родство, а общность территории и хозяйственной жизни.

Разложению родового строя способствовали отдельные ремесла от других видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли. За счёт внешней торговли обогащалась в первую очередь племенная знать. Опираясь на постоянные военные дружины, племенная знать (князья, воеводы) облагали данью крестьян-общинников.

Так складывались социально-экономические предпосылки образования государства. Значительные изменения произошли и в политической жизни восточных славян. В древности они делились на 150-200 отдельных племён. Однако в VI-VIII вв. явилось 14-15 больших племенных союзов. Упомянутые в Повести временных лет восточнославянские племена - поляне, древляне, дреговичи, славяне ильменские и другие представители собой уже племенные объединения. Во главе таких объединений стояли князья и племенная знать, однако большим влиянием ещё пользовалось народное собрание - вече. Союзы племён - это политическая форма эпохи военной демократии, то-есть того переходного периода, который связывает последние этапы развития первобытнообщинного строя с первыми этапами нового феодального строя.

Древнерусское государство по своей природе являлось раннефеодальной монархией. Во главе государства стол наследственный князь - великий князь киевский, опирающийся на многочисленную и хорошо вооружённую дружину. Киевскому князю подчинялись владетели других княжеств. Князь был законодателем, военным предводителем, верховным судьёй, адресатом дани. По всем делам управления он советовался с дружиной. Наиболее уважаемые старшие дружинники, составлявшие постоянный совет, «думу» князя, стали именоваться боярами. «Гридни», «отроки» и «детские» младшей дружины выступали в качестве представителей высококняжеской администрации, выполняли отдельные поручения, обслуживали дворцовое хозяйство, были отборной частью войска.

Власть на местах осуществляли княжеские родственники, наместники из старших дружинников. Княжеские даньщики, мечники, вирники и другие администратиные лица разъезжали по всей стране, собирали дань, вершили суд и расправу от имени киевского великого князя.

Ежегодно с наступлением зимы князь с дружиной или по его поручению бояре отправлялись в «полюдье» - собирать дань мехами, мёдом, воском, хлебом и другими продуктами хозяйствами крестьян-общинников. Часть дани предназначалась для продажи в Константинополь, на остальное князь кормил и одевал дружину. Иногда вместо части дани князь предоставлял дружинникам право собирать себе дань с определённой территории.

Важную роль в Киевской Руси продолжали играть народные ополчения. На ряду с дружинниками, «вои» постоянно упоминаются на страницах летописи. Княжеская власть была ограничена элементами сохранения народного самоуправления. Народное собрание - «вече», активно действовало в IX-XI вв. и позднее.

Вопрос о социально-политическом строе Древнерусского государства является достаточно спорным. Наиболее существенным источником для характеристики социального строя древней Руси является древнейший свод законов - Русская Правда.

Основным населением страны были свободные крестьяне - общинники, «люди», как их называет Русская Правда. Существует и другая точка зрения, согласно которой основным крестьянским населения страны были не раз упоминавшиеся в источниках смерды. Однако Русская Правда, говоря об общинниках, постоянно употребляет термин «люди», а не «смерды». За убийство Людина полагается штраф в размере 40 гривен, а за убийство смерда - всего 5. Видимо смерды были несвободными или полусвободными княжескими данниками, сидевшими на земле и нёсшими повинности в пользу князя.

Значительное место Русская Правда уделяет рабам. Они были известны под разными названиями: челядь, холопы. Главным источником рабства был плен. Холопы были полностью бесправны. За убийство своего холопа господин не отвечал перед судом, а подвергался лишь церковному покаянию. В XII в. На Руси появляются закупы, разорившиеся общинники, попавшие в долговую зависимость за «купу» (ссуду) от князя или его дружинника. Закуп отличался от раба; он имел право (скорее всего) выкупиться на волю, вернув купу. Мог отправиться на заработки, чтобы выплатить свой долг. Закуп продолжал вести своё, отдельное от господина. Его хозяйство не являлось собственностью господина. Положение закупа, лишённого личной свободы, но не отдельного от средств производства, близко к статусу будущего крепостного крестьянина.

По Русской Правде известны и другие категории зависимости населения: рядовичи, заключившие «ряд» (договор) с господином, изгои-люди, лишившиеся своего социального статуса.

Таким образом, мы видим, что крестьянство времён Киевской Руси было очень многообразно по степени своей свободы или зависимости.

Основным видом хозяйственной деятельности древнерусского крестьянства было земледелие, где культивировались пшеница, овёс, просо, рожь, ячмень и т.д. Хлеба делились на яровые и озимые, появилась трёхпольная система земледелия. Население занималось также скотоводством, охотой, рыболовством и бортничеством.

Древнерусские крестьяне жили общинами. Эту особенность крестьян воспроизвёл Б.А. Рыбаков. «Русские крестьяне X-XII вв., - писал он, - селились небольшими неукреплёнными деревнями и сёлами. Центром нескольких деревень являлся «погост»; более крупное село, в котором и проходил сбор феодальных оброков.

Одним из важнейших событий, связанных с Киевской Русью, с образованием и развитием Древнерусского государства, является складывание восточного славянства в древнерусскую народность. На смену племени - этической категории первобытнообщинного строя - вместе с развитием феодальных отношений на Руси приходит иная, более развитая общность людей - народность. С течением времени в древнерусскую народность слились все племенные и территориальные объединения восточных славян. Политическое единство обусловило усиление языковой общности, развитие языка народности. Наивысшего могущества Киевская Русь достигла при Владимире Мономахе (1113-1125).После его смерти начался выход князей земель из под власти великого князя. Киев утрачивал своё первенствующее положение. Начиналась феодальная раздробленность. Киевская Русь распалась на три десятка самостоятельных княжеств и территорий со своим порядком управления и хозяйственным укладом. Этот период длился с XII по XV века.

исторический русь киевский князь

Территория Древнерусского государства складывалась длительное время. Первый этап объединения территории можно условно ограничить 862–882 гг. До середины IX в. некоторые восточнославянские и финно-угорские племена были вынуждены платить дань своим более сильным соседям. Под 859 г. ПВЛ сообщает, что варяги «из заморья» взимали дань с чуди, ильменских словен, мери и кривичей, а хазары – с полян, северян и вятичей (в другой записи говорится, что до 885 г. хазарам платили дань и радимичи). Начало консолидации территории Руси было положено событиями, описанными под 862 г., когда, отказавшись платить дань варягам, северное объединение восточно-славянских и финно-угорских племен призвало (также из варягов, но, видимо, из другого племени) Рюрика с братьями. Слово «Русь» первоначально, по утверждению летописца, было названием варяжского племени, из которого происходили Рюрик и его сородичи. В науке до сих пор продолжаются споры о достоверности как всего сюжета о призвании варягов, так и об этом толковании термина, но летопись, описывая события этого времени, употребляет слово «Русь» только для обозначения варяжских князей с их дружинами.

Согласно ПВЛ варягов призвали чудь, словене, кривичи и весь. Интересно, что в этом сюжете славянские и финно-угорские племена выступают сообща, а править призывают скандинавскую династию, то есть уже изначально формирующееся государство было полиэтничным. Летопись сообщает, что Рюрик (поначалу с братьями, а затем самостоятельно) властвовал не только над четырьмя призвавшими его племенами, но и над мерей и муромой. Центрами управления стали города: Новгород, Изборск, Белоозеро, Полоцк, Ростов и Муром. Другие источники сообщают, что первоначальной резиденцией Рюрика была Ладога. Таким образом, на севере Восточной Европы сложилось полиэтничное протогосударственное объединение. В это же время отделившиеся от Рюрика дружинники Аскольд и Дир заняли Киев и подчинили полян.

Второй этап складывания территории Древнерусского государства начался в 882 г., когда преемник Рюрика Олег захватил Киев и установил власть над полянами, затем над древлянами (883 г.), северянами (884 г.) и радимичами (885 г.). В походе Олега на Константинополь (907 г.) в его войске упоминаются (помимо ранее подчиненных племен) вятичи, белые хорваты, дулебы и тиверцы, видимо, также подпавшие в это время под его власть. К концу правления Олега в 913 г. территория государства охватывала области расселения большинства восточно-славянских племен и части финноугорских. Столицей стал Киев, а к городам, которые являлись центрами административно-территориального управления, добавились Чернигов, Переяславль, Смоленск, Любеч и Псков.

Третий этап занял X – первую половину XI в., когда Древнерусское государство объединило территорию от до и от Карпат до Средней Волги. Процесс подчинения племен киевским князьям был достаточно сложным, некоторые из них неоднократно восстанавливали свою независимость на какое-то время. Так, древляне пытались дважды отложиться от Киева при Игоре (в 913 и 945 гг.) и только жестокая расправа Ольги с восставшими в 945–946 гг. окончательно привела их к покорности. Ольга упорядочила сбор дани на основной территории государства, установив специальные пункты для этого в земле древлян, окрестностях Новгорода (по Мсте и Луге), по Днепру и Десне. В 966 г. Святослав подчинил и обложил данью вятичей. Этот князь вел активную внешнеполитическую деятельность, воевал с волжскими булгарами, Хазарским каганатом, печенегами и Византийской империей. Поскольку большую часть времени он проводил в походах, то в качестве правителей или наместников на отдельных территориях своего государства он использовал сыновей: с 970 г. в Киеве сидел Ярополк, у древлян – Олег, в Новгороде – Владимир.

Большое значение для оформления государственной территории имела деятельность князя Владимира Святославича (980–1015). Он завоевал Северное Прикарпатье, с городами Перемышль и Червень (982 г.), подчинил ятвягов (983 г.), пресек попытки вятичей (981–982 гг.) и радимичей (984 г.) ликвидировать зависимость от Киева. Он также использовал своих сыновей в качестве наместников на отдельных территориях. Основными центрами административного управления были города Новгород, Полоцк, Туров, Ростов, Муром, Владимир Волынский и Тмутаракань (Тьмутаракань). Владимир предпринял меры к усилению обороны Киева и окружающей его территории, для чего в 988–989 гг. было построено несколько городов-крепостей в левобережье Днепра по рекам Десна, Остер, Сула, Трубеж (в конце Х в. по этой территории печенеги обычно подходили к Киеву). К западу от Киева, на небольшой реке Ирпень был основан Белгород. Эти города-крепости заселялись представителями различных племен, входивших в состав государства при Владимире.

Правление Ярослава Мудрого, который утвердился на киевском столе в 1019 г., также ознаменовалось укреплением границ Русской земли. Правда, поначалу внутренние междоусобицы были главным занятием князей. В 1026–1036 гг. Русь вообще была разделена между Ярославом и его младшим братом Мстиславом: земли к востоку от Днепра были волостью Мстислава, который сидел в Чернигове, а правобережье принадлежало старшему брату – киевскому князю. Только после смерти брата Ярослав стал единоличным правителем государства. Тем не менее он постоянно принимал меры для расширения и укрепления рубежей подвластной территории. В 1030 г. он подчинил чудь (эстов) и для управления ими основал Юрьев к западу от Чудского озера. Подобным же образом возник Ярославль в землях мери на . В 1030–1031 гг. русские князья, воспользовавшись внутренними раздорами в Польском королевстве, вторглись на его территорию к северу от Карпат и заняли несколько городов (в частности, Белз). Захваченных в плен Ярослав стал селить в новых крепостях по Роси, создавая таким образом заслон со стороны степи. Видимо, это помогло ему в 1036 г. нанести решающее поражение печенегам, после которого они перестали представлять угрозу для Руси. На рубеже 30–40-х гг. XI в. киевский князь совершил несколько походов против племен на северо-западе: ятвягов, литвы, мазовшан (западно-славянское племя, располагавшееся в правобережье Вислы). Результатом этих походов был, как правило, сбор дани и захват пленников.

Таким образом, к 1054 г. Древнерусское государство достигло своего наибольшего расширения. На западе владения киевских князей заходили в пределы земель чуди (эстов), летьголы, зимеголы и ятвягов, им подчинялись волыняне, значительная часть земель белых . Наиболее подвижными были южные и юго-восточные границы, чему в немалой степени способствовали набеги кочевников. Как часть Руси существовало Тмутараканское княжество, расположенное на побережье Черного и , в нижнем течении Кубани и на Керченском полуострове в . В левобережье Днепра в состав государства входили области по реке Ворскле, верховья Северского Донца, Оскола и Дона. Киевская Русь включала также земли вятичей, мещеры, муромы. Дань Киеву платили заволочская чудь и корела. В XI в. славянская колонизация охватила новые территории на северо-востоке. Появляются города, служившие опорными пунктами этой колонизации и утверждения власти киевских князей над финно-угорскими племенами. В землях мерян к Ростову и Суздалю присоединяется Ярославль, мещеры – Рязань, Переяславль Рязанский и Пронск. Из Новгорода заселяются славянами земли води, Обонежье и Заволочье.

География хозяйства Руси

Основным хозяйственным занятием восточных славян было земледелие. Оно было распространено по всей территории Руси и имело местные отличия, определяемые как географическими факторами, так и уровнем развития сельского хозяйства. Следует учитывать, что в северной части Восточно-Европейской равнины лежали обширные леса. Граница этой области на юге шла примерно по линии Владимир Волынский – Киев – Новгород Северский – среднее течение Оки – Рязань. К югу от нее начиналась полоса лесостепи, тянувшаяся параллельно лесной зоне с юго-запада на северо-восток. В левобережье Днепра по направлению к Дону леса было меньше, хотя сама лесостепная зона расширялась.

Киевская Русь лежала в основном в зоне подзолистых и дерново-подзолистых почв. почвы характерны только для Среднего Поднепровья (к югу от Десны). Ландшафтные, почвенные, климатические условия на юге, в районе Киева, Чернигова, Переяславля, способствовали установлению здесь пашенного земледелия с переложной или залежной системой землепользования. При широком распространении по всей территории Руси сохи на юге применяли также плуг и рало. Северные районы, охватывавшие зоны подзолистых и дерново-подзолистых почв с большими лесными площадями, заболоченными землями, худшими климатическими условиями, в целом являлись менее удобными для земледелия. Возможности освоения этих земель в то время были ограниченными, поэтому на севере длительное время господствовала подсечная (огневая) система земледелия. Основными сельскохозяйственными культурами были рожь, пшеница, ячмень, просо, горох. Сеяли также лен (преимущественно на севере), хмель и мак. Развивалось садоводство и огородничество.

С земледелием было тесно связано скотоводство. Практически все известные сегодня виды домашних животных имелись в древнерусских хозяйствах. Наряду с лошадью как основной тягловой силой разводили коров, овец, свиней, кур, гусей, уток и т. д. В развитии скотоводства, как и в , также наблюдались некоторые, хотя и не столь резкие различия между северными и южными областями. Пашенное хозяйство юга требовало применения вола и лошади как тягловой силы в более широких размерах, чем на севере. Этим, видимо, и объясняется наличие больших стад рогатого скота и лошадей в крупных вотчинных хозяйствах юга, которое отмечают источники.

Значительное место в хозяйственной деятельности занимали охота, рыболовство и бортничество. Особенно велик был их удельный вес в северных районах, богатых лесом и водоемами, где земледелие не могло полностью удовлетворить потребности населения. Охотничий промысел давал жителям не только пищу, но также одежду и обувь, которые изготавливались из шкур и меха животных. Объектами охоты были тур, лось, медведь, олень, кабан, заяц, рысь, лисица, соболь, куница, горностай, белка, песец. Развитие охотничьего промысла было связано с взиманием князьями дани пушниной, а также с тем, что пушнина уже в это время была ценным объектом торговли. Много пушнины добывалось в Новгородской земле, в районах Северной Двины, Печоры, Югры (полярные области Приуралья). Охота также развивалась как способ свободного времяпрепровождения, развлечения знати. Об этом свидетельствует, например, красочное описание охотничьих подвигов князя Владимира Мономаха в составленном им «Поучении детям».

Определенную роль в хозяйстве Древней Руси играла рыбная ловля. В пищевом рационе того времени рыба занимала большое место. Принятие христианства с его системой постов и постных дней недели утвердило рыбу в качестве одного из основных компонентов питания. Помимо основных орудий лова – остроги, крючка, невода, бредня, в период массового хода рыбы с X–XI вв. широко применяли особые способы ловли – «заколы» и «езы» (сооружения, преграждавшие реку). Промысловый лов рыбы велся в Днепре, Сейме, Припяти, Западной Двине, Оке и других реках. Высокого уровня достигло бортничество – собирание меда и воска диких, лесных пчел.

Ремесленное производство насчитывало более 60 специальностей (обработка железа, цветных металлов, дерева, камня, кожи и мехов, выработка тканей и одежды, изготовление керамики, ювелирных изделий и т. д.) и делилось на деревенское (сельское) и городское. Сырьем для производства и обработки железа служили болотные, озерные и дерновые руды, широко распространенные в Восточной Европе. Южная граница их распространения совпадает с южной границей лесостепи. Производство железа было делом трудоемким, и поставщиками его стали районы, особенно богатые железными рудами. Один из таких районов находился на севере, между Ладогой и Чудским озером. Железо вырабатывали и на юго-западе Руси. Производилось оно сыродутным способом в домницах, большинство которых возникало в непосредственной близости от источников сырья, хотя в ряде мест руда была привозной. Производство железа в основном развивалось в сельской местности с последующей доставкой его в города.

В землях финно-угорских племен, либо входивших в состав Древнерусского государства, либо непосредственно соседствовавших с ним, степень распространения земледелия и его уровень были не везде одинаковы. Если в муромских и мещерских землях уже в IX в. стали преобладать приемы земледелия, привнесенные славянами, и оно было основным занятием населения, то у и черемис (мари) ведущим в хозяйстве было скотоводство, хотя земледелие также имело место. Практически повсеместно велика была роль охоты, рыболовства, бортничества, но и здесь выделялись в этом плане некоторые районы (земли мордвы и ). В северных и северо-восточных областях Восточной Европы основным занятием населения – корел, саами, чуди заволочской, печоры, югры, перми и других – были охота, рыболовство, частично скотоводство.

Размещение городов

Древняя Русь представлялась современникам обширной страной с многочисленным населением, проживавшим как в сельских поселениях, так и в городах. В определении числа городов и их размещения имеется ряд трудностей. Они связаны как с недостаточной четкостью самого понятия «город», так и с тем, что местоположение некоторых городов (не сохранившихся в силу ряда причин) устанавливается с трудом. Следует учитывать и то обстоятельство, что источники содержат лишь отрывочные сведения о древнерусских городах, сообщают о них случайно и мимолетно, по ним часто невозможно судить даже о времени возникновения того или иного города. Само название «город», «град» на Руси означало укрепленное поселение, огороженное место. В этом значении зачастую летописи и употребляют термин «город», противопоставляя его окружающему «посаду» – неукрепленной части поселения. Иногда под «городом» подразумевается все поселение в комплексе, но и в этом случае непременным условием является наличие фортификаций, защищающих центральную часть.

По подсчетам М. Н. Тихомирова, летописи свидетельствуют о существовании в IX–X вв. 25 городов. Из них Белоозеро, Изборск, Киев, Ладога, Любеч, Муром, Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск и Чернигов восходят еще к IX в. Вероятно, и другие города, упомянутые в X в., существовали раньше, ведь летописи далеко не всегда впервые называли тот или иной город именно в год его основания. Существует и обратная проблема. Например, Новгород упоминается в источниках в связи с событиями IX в., а археологами пока обнаружены следы жилых построек на его территории только середины X в. Тем не менее, если опираться исключительно на данные летописей, то для XI в. фиксируется существование еще 64 городов, в XII в. упоминается вновь 135 городов, а в XIII в. (до 1237 г.) – 47. Таким образом, отмечается нарастание количества городов: в X в. – 25, в XI в. – 89, в XII в. – 224 и к 1237 г. – 271. Учитывая, что данный перечень городов основан на летописных известиях и что в нем не значатся некоторые населенные пункты, упоминаемые как города в других источниках, можно считать, что приблизительное количество городов на Руси в начале XIII в. составляло 300.

Со временем меняется не только число городов. Меняется и сам город. Первоначально территория русских городов (IX–X вв.) ограничивалась пределами крепости. Формирование города как центра ремесленников и торговцев только намечается. Но уже в этот период под его стенами возникают в некотором роде самостоятельные поселки. Вначале они не относятся к городу, но примерно к концу Х в. превращаются в его часть – предградья или посады с ремесленным или торговым населением, которое в силу своих занятий живет не на горе – холме, где обычно располагалась крепость, а внизу у реки, на подоле. При этом укрепленная часть иногда приобретала кроме общего названия «град», «город» еще и специальные ( , Кром, Детинец и др.)

Происхождение русских городов представляет собой отдельную проблему в исторической науке. Наибольшее значение географическому фактору в этом процессе придавал, пожалуй, В. О. Ключевский. Возникновение древнерусских городов рассматривается им как следствие успехов восточной торговли славян, завязавшейся в VIII в. Именно к этому времени Ключевский отнес возникновение «древнейших городов на Руси с тянувшимися к ним торгово-промышленными округами». Однако только развитием торговли вряд ли можно объяснить появление городов, так как многие из них находились в стороне от главных торговых магистралей. Были и другие причины обусловившие их появление. В частности, сюда можно отнести градостроительную деятельность князей, которым города были нужны в качестве центров управления отдельными племенами и сбора дани, а также в качестве военно-стратегических опорных пунктов. Не стоит забывать и о развитии ремесла, которое концентрировалось в городах. С другой стороны, города на Руси чаще возникали в наиболее развитых в сельскохозяйственном отношении районах и служили защитой для сельского населения от врагов и местом сбыта продукции. Стоит заключить, что если в возникновении каждого конкретного города играл решающую роль какой-либо один из перечисленных факторов, то на его дальнейшее развитие оказывали влияние в большей или меньшей степени все обстоятельства.

Поскольку значительная часть городов Руси сложилась как центры, связанные с аграрным производством, на карте Древнерусского государства можно выделить районы наибольшего сосредоточения городов, как бы объединяющих сельскохозяйственные округи. Первый «сгусток» городов охватывает Среднее Поднепровье (древнейшие города – Киев, Переяславль, Чернигов, Любеч, Новгород Северский, Вышгород); второй – юго-западную Русь (Галич, Владимир Волынский, Перемышль); третий – верховья Днепра и Западной Двины (Полоцк, Смоленск, Орша); четвертый – волго-окское междуречье (Ростов, Суздаль); пятый – среднее и нижнее течение Оки (Муром, Рязань). Города были и в других районах, однако названные выше территории выделялись в хозяйственном отношении и отличались развитым земледелием.

Особого внимания заслуживают названия городов, так как они могут существенно расширить наши знания об обстоятельствах возникновения того или иного населенного пункта. Например, один из крупнейших городов юго-западной Руси – город Галич – издревле был центром соляной торговли, вблизи него находились крупные месторождения соли. Его название имеет корень кельтского происхождения «hal», означающий «соль» и перекочевавший в некоторые европейские языки. В Центральной и достаточно много топонимов, происходящих от этого же корня и связанных, так или иначе, с солью. Когда на северо-востоке Руси стали возникать поселения на местах добычи соли, названия им зачастую давались по аналогии с юго-западным центром. Так появились топонимы Галич Мерьский и Соль Галицкая (к северо-востоку от Костромы). Другой из древнейших городов Руси – Переяславль (Переславль) – упомянут в летописи впервые под 907 г. Он расположен на небольшой реке Трубеж, левом притоке Днепра. Форма его названия означает «принадлежащий или основанный Переяславом» (древнеславянское личное имя). Неизвестно, правда, о каком Переяславе идет речь, поскольку в IX – начале X в. князья с таким именем нам не известны. В конце XI в. появился Переяславль Рязанский, а в 1152 г. Юрием Долгоруким был основан Переяславль Залесский. Интересно, что два последних города расположены на реках, носящих то же название – Трубеж (в первом случае он впадает в Оку, а во втором – в Клещино (Плещеево) озеро). Несомненно, что названия города и реки оба раза переносились переселенцами (или градостроителями) и давались «в честь» уже существующих топонима и гидронима.

Существует несколько историографических названий государства, преобладавших в литературе в разное время — «Древнерусское государство», «Древняя Русь», «Киевская Русь», «Киевское государство». В настоящее время наибольшее распространение имеют три историографических названия — «Древнерусское государство», «Киевская Русь» и «Древняя Русь». Определение «древнерусский» не связано с общепринятым в историографии делением древности и Средневековья в Европе по середине I тыс. н.э. Применительно к Руси оно обычно используется для обозначения так называемого домонгольского периода IX — середины XIII веков, чтобы отличить эту эпоху от следующих периодов русской истории.

Древнерусское государство - государство, возникшее в раннем средневековье в Восточной Европе, в 862 году в результате объединения ряда восточнославянских и финно-угорских племён под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян — Новгорода и Киева, а также земель (поселения в районе Старой Ладоги, Гнездова).

"Варяги", Васнецов В.М. 1909г.



Событие, которое произошло в 862 году от Р.Х. получило условное название «призвание варягов». В четвертом-седьмом веках нашей эры в Европе происходило переселение народов, это переселение захватило и славянские племена. В ходе этих процессов начинает постепенно складываться межплеменной союз, который положил начало нашему будущему русскому государству.Вот отрывок из древнерусского летописного свода «Повесть временных лет»:

"В лето 6367(859). Варяги из заморья брали дань с чуди, и со словен новгородских, и с мери, со всех кривичей. В год 6370 (862) изгнали варяг за море и не дали им дани и стали сами собой владети, и не было в них правды, и восстал род на род, и была у них усобица, и воевать начали сами с собой. И сказали они себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву. И пошли они за море к варягам, к руси. Так звались те варяги, русью, как другие варяги зовутся свеи (шведы), другие же урмане (норманны), англяне (норманны из Англии), другие готы (жители острова Готланд), так и эти. Сказали руси чудь (финны), словени (славяне новгородские), и кривичи (славяне из верховьев Волги) следующие слова: "Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет; идите княжить и владеть нами". И вызвались три брата с их родом и пришли. Старший Рюрик, сел в Новгород, другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор, в Изборске. От них была прозвана Русская земля, то есть земля новгородцев: это новгородцы от рода варяжского, прежде они были славяне ".Как пишется в исторических источниках, в 862 году произошел акт добровольного соглашения славянских и угро-финских племен, которые договорились о том, что ради прекращения междоусобных воин, нужно выбрать человека в качестве правителя со стороны, который не связан ни с одним местным кланом, который должен был судить по праву, то есть по закону. И таким человеком стал князь Рюрик, который положил начало первой русской династии, правившая нашим государством более семи веков. Рюрик обосновался сначала в Старой Ладоге, построил там крепость, принял власть в Новгороде по договору с местными славянскими боярами. После смерти братьев Рюрик стал править государством один. А в 882 году как пишется в исторических справках, его приемник Олег, который стал править сразу после смерти Рюрика, убив Аскольда и Дира (норманы, ушедшие раннее от Рюрика), таким образом, завоевал Киев. После этого освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил своей власти. Эта версия возникновения образования русского государства имеет подтверждение в письменных источниках, например Первая Новгородская летопись и Повесть временных лет. Кто такой Рюрик и откуда он родом, точного ответа найти не удалось, существует очень много версий. В Старой Ладоге (Ладожское озеро) по данным русских летописей,предполагают,что Рюрик мог быть скандинавом, шведом, и даже норвежцем или датчанином и вождем восточных славян-русов.Есть такие предположения, что Рюрик достоверная личность, родился примерно около 817 года. Сын датского конунга Хальдвана. Споры о призвании варягов во главе с Рюриком так и продолжаются уже около двухсот столетий. Но есть бесспорные вещи такие как:

1.с 862 года по 1598 Русью управляла династия Рюриковичей и последним царем из этой династии был Федор Иванович.

2.Рюрика пригласили править собой два славянских племени и два финских.

3.Все-таки современное население российского северо-запада хранит память о Рюрике (такие как Старая Ладога,Новгород,Приозерск). И как бы там не спорили ученые, а был ли Рюрик вообще и независимо то того будет ли найдена могила Рюрика или нет в окрестностях Приозерска, и найдут ли археологи и антропологи предметы, которые связаны с его правлением. Все равно История России начинается именного с этого имени.

Древнерусское государство возникло на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен — ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян. В период своего расцвета Древнерусское государство охватывало территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе, до верховьев Северной Двины на севере.


Карта расселения народов накануне образования государства


Образованию государства предшествовал длительный период (с VI в.) созревания его предпосылок в недрах военной демократии. За время существования Древнерусского государства восточнославянские племена сложились в древнерусскую народность. Древнерусское государство (др.-рус. и ст.-слав. Рѹ́сь, Рѹ́сьскаѧ землѧ, греч. Ῥωσία, лат. Russia, Ruthenia, Ruscia, Ruzzia, др.-сканд. Garðar, позже Garðaríki).
К середине XII века древнерусское государство вступило в состояние феодальной раздробленности и фактически распалось на полтора десятка отдельных русских княжеств, управляемых разными ветвями Рюриковичей. Киев, утративший своё политическое влияние в пользу нескольких новых центров силы, продолжал формально считаться главным столом Руси вплоть до монгольского нашествия (1237—1240), а Киевское княжество оставалось в коллективном владении русских князей.

---
1 - Впервые использовано Константином Багрянородным в трактате «Об управлении империей» (948—952 гг.). (Соловьев А. В. Византийское имя России // Византийский временник. — 1957. — № 12. — С. 134-155.)
2 - Написание Ruscia характерно для латинских текстов из Северной Германии и Центральной Европы, Ruzzia — для Южной Германии, различные вариации Rus(s)i, Rus(s)ia — для романоязычных стран, Англии и Скандинавии. Наряду с этими формами с начала XII века в Европе начинает использоваться книжный термин Rut(h)enia, образованный по созвучию от имени античного народа рутенов. (Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX—XII вв. — М.: Языки русской культуры, 2001. ISBN 5-7859-0085-8. — С.49-50)
3 - Обозначение Руси в шведских, норвежских и исландских источниках, включая рунические надписи, скальды и саги. Впервые встречается в висе Халльфреда Трудного скальда (996 год). В основе топонима лежит корень garđ- со значением «город», «укреплённое поселение». C XII века вытесняется формой Garðaríki - букв. «Страна городов» (Древняя Русь в свете зарубежных источников. — С. 464—465.).