Хорошая тема для сочинения, особенно для молодого поколения. Молодежь и их родители, и более старшие опытные знакомые и друзья-родственники всегда находятся в негласном противостоянии. Молодые хотят идти вперед, пробовать, развиваться, получать эмоции и пускаться в авантюры. Готовы ли они ошибаться при всем этом - большой вопрос. Задумываются ли над вероятностью ошибок, над тем - как они будут их переживать или исправлять? Возможно самые ответственные - да, а вот в основной своей массе молодые люди уверены в своей правоте, и не думают о возможных ошибках.

Такая безрассудность как раз и настораживает их родителей и близких, которые лезут к ним с чем? С опытом. Чаще всего своим. На что молодые уверены, что "у меня так не будет". Но это закон жизни, и увы, такой бесценный и важный опыт - результат действий и ошибок. Иначе невозможно. Как говорят мудрые люди "Не ошибается тот, кто ни чего не делает". Притворись камнем, и не ошибешься. А жизнь? Ну что ж, жизнь пройдет мимо тебя, в этом удел камней.

Конечно, в литературе не мало произведений на эту тему. Это вам и "Отцы и дети", и Собачье сердце". Мне же вспомнилось не такое большое произведение а А.П. Чехова. "Ионыч". Сказать честно, меня оно заинтриговало в школе по той простой причине, что главный герой в произведении оказался моим...однофамильцем. Как то волнительно оказалось читать свою фамилию в книге. И отношение к главному герою было словно к человеку, как будто не чужому, вроде как он дальний родственник мне. Ну это уже мою подростковое восприятие было таким.

В чем же суть рассказа и каким боком сюда можно отнести темы "Опыт и ошибки". Да самым прямым. Если вспомнить рассказ, то про что он? Молодой врач оказывается в небольшом городке. Это конечно не предел его мечтаний, но сам врач молод, в нем есть тот самый какой то юношеский задор, какие то живые и настоящие эмоции. Он знакомится с одним местным семейством, чья дочка становится ему мила. Через весь рассказ следует череда событий, через год, через 2, еще через несколько лет мы видим нашего героя и те нерадостные изменения, что происходят с ним.

Возможно, побоявшись один раз ошибиться, показаться смешным, не отдаться чувствам, герой и делает главную ошибку своей жизни. Побоявшись что то сделать не так, подумав о том, что скажут другие, он постепенно теряет в себе то, что так ценно в молодости - стремление к движению и развитию. В определенном плане можно сказать, что Ионыч развивается, но это скорее не рост ввысь, а рост вширь, при чем порой в самом прямом смысле этого слова. Со временем молодой врач становится не особо приятной внешне персоной - грузным, толстым, заевшимся... без особых радостей в жизни.

Ну конечно, можно и обвинить Екатерину в том, что она не сразу разглядела в Старцеве человека, который ей оказался мил не сразу, а потом. И это уже некая другая ошибка, уже ее. Она погналась за журавлем в небе, опустив из рук синицу. Получается, что череда ошибок формирует жизнь обоих персонажей. И ведь что странно. Старцев предпочитает ни чего не делать (делает выводы скажем так из чужого опыта), и ошибается. Екатерина решает уехать и тоже ошибается. Жизнь, как череда ошибок, формирующих опыт, который направляет человека дальше. Проблема в том, что если вывод на основе ошибки сделан неправильно, то сформировавшийся опыт продолжит вести человека по ложному пути.

И напоследок хочется вспомнить еще одну строчку по теме Опыт и ошибки - "Если б молодость знала, если б старость могла". Одно неотделимо от другого, но нужно помнить, что важно отделять ошибки фатальные от тех, что под силу переосмыслить и исправить.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ «ОПЫТ И ОШИБКИ»

2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД


Опыт и ошибки

Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок:

Об опыте, предотвращающем ошибки

Об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути

Об ошибках непоправимых, трагических

О ценности духовного опыта отдельной личности, народа, человечества

О цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта


Закройте дверь перед всеми ошибками, и истина не сможет войти.

Рабиндранат Тагор


МОЖНО ЛИ ВООБЩЕ НЕ СОВЕРШАТЬ ОШИБОК?

ЧТО ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО МОЖЕТ ДАТЬ СОВЕРШЕННАЯ ОШИБКА?

Человеку свойственно ошибаться, так как только благодаря ошибкам человек набирается опыта, становится мудрее.

Человек, по настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов.

Джон Дьюи

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОПЫТА И ОШИБОК


Темы сочинений

а) Источник нашей мудрости - наш опыт.

б) Ошибки – обычный мост между опытом и мудростью.

в) Жизнь - долгий путь к совершенству.

г) Опыт - самое лучшее из всех доказательств.

д) «Чтобы избегать ошибок, надо набираться опыта; чтобы набираться опыта, надо делать ошибки». (Лоуренс Питер)


ВЫБОР ВАМИ СДЕЛАН.

ВАША ТЕМА : « Ошибки – обычный мост между опытом и мудростью »


Варианты вступления

а) На определенном этапе все мы задаемся вопросом: как связаны между собой опыт и ошибки. Можно ли не допускать ошибок, изучая науки в школе или познавая жизнь?

б) Каждый человек, проходя по жизненному пути, совершает те или иные ошибки. И накапливает таким образом личный духовный и практический опыт.

в) Древнему китайскому мыслителю и философу Конфуцию принадлежит следующая фраза: « Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький». Почему же человек почти всегда выбирает последнее?

г) Человеку свойственно ошибаться, так как только благодаря просчетам и промахам он набирается опыта и становится мудрее.

д) Впервые задумался: что же такое «ошибка». А может, это подсказка, которая непременно приведет к приобретению созидательного креативного опыта? Человек переосмыслит ситуацию, произойдет переоценка ценностей, и все ошибки обратятся в достижения.


Цитаты об опыте и ошибках

  • Ошибки – обычный мост между опытом и мудростью. (Филлис Терос).
  • Человек, по настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов. (Джон Дьюи.)
  • Чтобы избегать ошибок, надо набираться опыта; чтобы набираться опыта, надо делать ошибки. (Лоуренс Питер)
  • Делай как можно больше ошибок, только помни одно: не совершай одну и ту же ошибку дважды. И ты будешь расти. Ошо (Бхагван Шри Раджниш)
  • Самая вредная ошибка - это нетерпимость. (Аристотель).
  • Не ошибается только тот, кто спит (Ингвар Кампрад).
  • Ни в чем не ошибаться - это свойство богов. (Демосфен).
  • Человек, который не делает ошибок, обычно вообще ничего не делает. (Эдвард Фелпс).
  • Совершить ошибку и осознать ее - в этом заключается мудрость.

Список литературы

  • «Слово о полку Игореве»
  • А. Пушкин «Капитанская дочка»
  • А. Пушкин «Евгений Онегин»
  • М. Лермонтов «Маскарад»; «Герой нашего времени»
  • И. Тургенев «Отцы и дети»
  • Ф. Достоевский «Преступление и наказание»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»; «Анна Каренина»; «Воскресение»
  • А. Чехов «Крыжовник»
  • И. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
  • А. Куприн «Олеся»; «Гранатовый браслет»
  • М. Булгаков «Собачье сердце»
  • О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
  • А. Алексин «Безумная Евдокия»

Рассмотрим тематическое направление «Опыт и ошибки» через

  • отдельной личности
  • рассуждения о ценности духовного и практического опыта народа
  • рассуждения о ценности духовного и практического опыта человечества

Личность «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов



Григорий Александрович Печорин

Григорий Александрович Печорин - человек трагической судьбы. Он жадно ищет приложения своим незаурядным способностям, "необъятным душевным силам" и, словно невзначай, губит людей, попавших в его орбиту:

Из-за пустяка подвергает свою жизнь серьезной опасности Азамат

Гибнут от руки Казбича красавица Бэла и ее отец, а сам Казбич лишается своего верного Карагеза

Рушится хрупкий мирок "честных контрабандистов"

Застрелен на дуэли Грушницкий

Глубоко страдают Вера и княжна Мери

Трагически кончается жизнь Вулича



ГРИГОРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПЕЧОР ИН

Для Печорина приобретение жизненного опыта складывается из вереницы ошибок , а сам герой предстает в роли "топора в руках судьбы". "

Честолюбие, жажда власти, желание подчинить своей воле окружающих, овладевшие душой Печорина, приводят героя к печальному опыту : он не угадал своего предназначения, потерял смысл жизни, растратил свои «необъятные силы» понапрасну.



Опытность - это школа, в которой уроки стоят дорого, но это - единственная школа, в которой можно научиться.

Франклин Бенджамин


Народ «Слово о полку Игореве…»



Русская земля

«Слово о полку Игореве», созданное более восьми веков назад, является самым значительным памятником древнерусской культуры. Исследователи «Слова о полку Игореве» пришли к мнению, что это произведение повествует не об отдельном человеке, а обо всей Русской земле того времени. Образ князя Игоря собирательный и символизирует всех князей Древней Руси. С одной стороны, автор видит в своем герое надежду и опору Руси, гордится его успехами.



  • Трагические ошибки

С другой стороны, он порицает его за роковую ошибку: эгоизм и непонимание важности действовать сообща. Печальный финал похода на половцев наглядно демонстрирует, к чему приводит вражда и стремление к личной славе. Нельзя сказать, что князя не волнует судьба родины, но узость мышления и личные амбиции толкают Игоря на самоубийственный шаг.

Ни уговоры мудрых людей, ни предупреждающие знамения не остановили Игоря. Он приобретает важный опыт ведения войны с врагом ценой суровых ошибок, несущих смерть его соотечественникам.

Князь Игорь смел и честен, он прекрасно знает, на что идет. Но мудростью, которая так необходима князю и любому, кто несет ответственность за судьбы других людей, герой пока не обладает.

Игорь, отправившись за славой, принес земле русской великое горе и позор. После уничтожения русского войска половцы беспрепятственно опустошили и разграбили Русскую землю. Народ заплатил непомерную цену за страшные ошибки своих князей: глупость и гордыню.



Цена ошибки

Игорь попал в плен и только после этого смог понять истинную цену своих поступков. Несмотря на то, что бегство из плена покрыло князя величайшим позором, он совершает этот отчаянный поступок. Цель одна – исправить ошибки и спасти Россию от рабской судьбы. Нелегко дался ему военный опыт. Князь Игорь возвращается домой, объединяется с князьями и готов вместе с ними идти походом на половцев.

Каждый из нас ошибается, но ведь можно все исправить. Князь Игорь сумел понять свои ошибки, поэтому народ встречает его, как победителя. Положительный опыт приобретен, но в судьбе родной страны он отозвался трагедией.


Человечество

Б.Васильев

«А зори здесь тихие…»



Трагические ошибки

Судьба каждого человека, целых поколений, национальных культур зависит от того, живут ли люди опытом предшествующих поколений. В художественной литературе мы часто читаем о трагическом опыте, трагических ошибках, влияющих на судьбы целых народов, стран, всего человечества… Именно в этом аспекте мы и подойдем к рассмотрению повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…», в которой, кажется, опыт и ошибки слились воедино.



Отсутствие опыта-гибель

Повесть основана на реальных событиях мая 1942 года. Вдалеке от линии фронта старшина Васков и пять девушек отвлекают немецкий десант до прихода помощи для сохранения стратегически важной транспортной артерии на Кировской ж/д. Они с честью выполняют задание. Но не имея военного опыта, они все гибнут.

Они все такие разные, но такие похожие… Рита Осянина, волевая и нежная. Она - центр их мужества, она - Мать! Женька Комелькова, красивая, отчаянная и уставшая от войны, от боли. Соня Гурвич “прекрасная незнакомка”, вышедшая из томика стихов Александра Блока. Лиза Бричкина... “Эх, Лиза-Лизавета, учиться бы тебе!”... Война помешала увидеть все, о чем мечтала! Галя Четвертак, так и не повзрослевшая, смешная девчонка, мечтавшая стать новой Любовью Орловой… Не успели они прожить собственную жизнь. Смерть была у всех разная, как разными были и их судьбы: у Риты - усилие воли и выстрел в висок; у Жени - отчаянная; у Гали - беспощадная; у Лизы - “Ах, Лиза-Лизавета, не успела, не смогла одолеть трясину войны...”.



Из опыта необходимо извлекать уроки

Смерть каждой из девушек воспринимается как непоправимая ошибка ! Старшина Васков, сражаясь, приобретая военный и жизненный опыт, понимает, какая это чудовищная несправедливость, гибель девочек: «Почему это так? Ведь не умирать им надо, а детей рожать, ведь матери они!»

И каждая деталь в повести, начиная с чудесных пейзажей, описаний разъезда, лесов, дорог, говорит о том, что из этого опыта необходимо извлекать уроки, чтобы жертвы не были напрасными.

Эти пять девушек и их старшина стоят незримым памятником, вставшим посреди русской земли, словно вылитым из тысяч похожих судеб, подвигов, боли и силы русского народа, напоминающим о том, что развязывание войны- это трагическая ошибка , а опыт защитников бесценен!


Опыт и ошибки – полярные понятия?

Природа взаимосвязи опыта и ошибок парадоксальна, так как ошибки – часть опыта.

Все и всегда совершают ошибки. Без них мы лишены возможности научиться жить. Без них нам никогда не стать мудрыми. Без них не приобретается опыт.

Но ошибок не надо бояться, из них следует извлекать уроки.

Совершить ошибку и осознать ее - в этом заключается мудрость.

Цзи Юнь


Заключение

А) Таким образом, именно книги позволяют сформулировать следующий вывод: личный опыт учит человека жизни, формируя личность и воспитывая характер, а ошибки – это ключевой компонент жизненного опыта.

Б) Нельзя пренебрегать источниками личного духовного и практического опыта, так как судьба каждого человека, целых поколений зависит от того, будут ли люди жить этим опытом.

В) Литература даёт нам колоссальный опыт жизни, во многом влияет на формирование человека, но, по словам Л. Гумилева, «стоит помнить, что это именно чужой опыт».

Г) Каждый решает сам: пройти ли ему путь ошибок или накопить опыт- свой, чужой… Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого выбора?

Д) В заключение хочется обратиться к словам А.Эйнштейна: «Кто никогда не совершал ошибок, тот никогда не пробовал что-то новое».


ПРАКТИКУМ

Вы сами выбрали тему.

Теперь попробуйте из вспомогательного материала сконструировать основу вашего сочинения.

Мы приготовили для вас раздаточный материал, в котором есть варианты частей итоговой работы:

Вступления

Названия художественных произведений (для аргументации)

Заключения

Проверьте, пошло ли на пользу наше сегодняшнее занятие.


В добрый час! Желаем вам творческих успехов!

На сцене – пальмы, шары, цветы, изображения птиц и зверей. На заднике сцены надпись «Остров Аттестатов». Все роли исполняют учителя.
Ведущий. Ночь. Луна. По пустынному берегу острова Аттестатов бродит одинокий, осиротевший студент. Ректорат института забросил его на остров в поисках новых абитуриентов.
Звучит песня «Сирота казанская». На сцене появляется студент, исполняет печальный, драматический танец, в конце которого ложится на сцену и сворачивается клубочком.
Ведущий. В это же время в бухте Выпускников к берегу пристала шхуна знаменитого пирата Флинта. Под музыку «Говорят, мы бяки-буки» появляется Флинт с костылем и повязкой на лице, за ним шайка пиратов тянет сеть с огромным сундуком. Флинт натыкается во тьме на студента и падает, громко чертыхаясь.
Флинт. Тысяча чертей! Что за ржавая посудина валяется здесь и мешает нам тащить сундук с золотом?
Пираты приволакивают студента к Флинту.
Студент. Господа пираты! Простите раба грешного, я здесь не по своей воле. Деканат забросил меня на остров Аттестатов в поисках нового абитуриента.
Студент поет под гитару.
1. Экзамены в школе сдавала братва
И к нам в институт поступила,
Но сессии скоро настала пора,
И тут уж беда подступила.
2. Пришлось с друганом «сопромат» нам сдавать,
Доценту вдруг «шпора» открылась.
Не смог теорему мой друг доказать,
Упал, сердце больше не билось.
3. Напрасно старушка ждет сына домой.
О нем уж давно позабыли.
Декан обещал три стипендии дать,
Но поздно, уж ноги остыли.
Флинт.
Постой, постой, ты что это городишь?
Какой еще остров Аттестатов?
Мы прибыли на остров Сокровищ?!
Студент. Нет! Это остров Аттестатов!
Флинт (к пиратам). Карту мне, стадо идиотов! Разрази меня гром! Так и есть, мы попали не на тот остров. Что же тогда за сундук мы здесь откопали? Тащите его сюда!
Открывают сундук, а там – аттестаты. Пираты в печали садятся возле сундука и затягивают заунывную песню.
Пираты.
Песня пиратов
1. Потеряли мы нахальство, ой-хо-хо!
А с нахальством и удачу, ой-хо-хо!
Так и бродим наудачу, ой-хо-хо!
За добычей по волнам, ой-хо-хо!
Вечно пляшем мы на мушке, ой-хо-хо! (2 раза)
Наша жизнь ни за понюшку, ой-хо-хо! (2 раза)
Потерявши черепушку, ой-хо-хо! (2 раза)
Плакать что ль по волосам, ой-хо-хо! (2 раза)
2. Жаль, добыча измельчала,
Всё конина вместо сала,
В кошельках металла мало –
Не клиент, а скупердяй.
Раздирает рот зевота. (2 раза)
Это что же за работа? (2 раза)
Даже грабить неохота. (2 раза)
Хоть профессию меняй! (2 раза)
Студент. У меня идея, господа пираты! Давайте отправимся к Хозяйке острова. Она поможет вам обменять аттестаты на золотые медали, а я получу абитуриента, идет?
Пираты (хором). Вперед!
Пираты хватают сундук и уходят за кулисы.
Ведущий. Утро. Рассвет. На острове Аттестатов царят тоска и печаль. Безутешная Хозяйка острова всю ночь не смыкала глаз. Накануне на остров для вручения аттестатов не прибыло ни одного выпускника, да и сами аттестаты куда-то таинственно исчезли.
На сцену выходят хозяйка острова (директор школы) и ее свита – классные руководители. Звучит музыка.
Хозяйка.
Что за дети нынче, право,
Никакой на них управы!
Мы свое здоровье тратим,
Им на это наплевать.
Все.


Хозяйка.
Это что за наказанье!
Дали им образованье.
Все экзамены прошли,
За аттестатом не пришли!
Все.
Такая, сякая уж наша молодежь!
Такая, сякая – не сыщешь, не найдешь!
Кл. руководитель (директору). ____________, надо было с дисциплины начинать!
Звучит музыка. На сцену выходят пираты и ставят перед Хозяйкой сундук с аттестатами.
Пираты (хором). Аттестаты – на золото!
Хозяйка. Господа пираты! Вы школу грабить пришли? Мы сами бедные, как церковные мыши… Подайте, Христа ради! Какое там золото? Сплошная работа, зато море морального удовлетворения!
Флинт. Это еще что такое?
Хозяйка. А это, когда каждый день с утра до вечера работаешь и радуешься, а один раз в месяц получаешь зарплату и плачешь.
Флинт. Не! Нам это не подходит. Вы нам сразу оптом и по приколу.
На сцену выходит студент «в крутом прикиде».
Студент. Слышь, Хозяйка! Меня ректор прислал – абитура нужна! Я не понял, где народ?
Флинт. Хватит бузить, студент! Прикиды есть?
Студент. Ну, может, на берег сходить, выловить кого?
Пираты подходят к краю сцены, достают бутылку с запиской. Читают: «Мы застряли в шлюпке на рифе. Помогите добраться до острова. Надо срочно получить медали!».
Пираты (хозяйке). А ну-ка, признавайся, кто у тебя должен получить медали и где они?
Хозяйка. Я скажу всю правду, только обещайте, что не будете их обижать и отдадите им аттестаты.
Пираты. Ладно! Не будем!
Хозяйка. Итак, господа пираты, вам придется сейчас спасать наших медалистов.
Под музыку пираты выводят на сцену медалистов.
Медалисты расписываются в книге приказов у столика с табличкой «Птица-секретарь» и получают аттестаты.
Флинт. Нет, постойте, а медали? Так не пойдет, каждую медаль необходимо обмыть.
Звучит музыка. Открывают бутылку шампанского и под музыку наполняют медалистам бокалы.
Появляется студент.
Студент. Смотрите, что я нашел... Какая-то книга... Только что здесь написано, непонятно.
Хозяйка. Конечно, студент, надо было нотную грамоту учить. Здесь, в нотах, зашифрованы имена выпускников, только это не простые ученики, а выпускники творческих коллективов нашей школы. Сейчас мы будем расшифровывать их имена.
На мотив песни «Маэстро».
Гаснет в зале свет и снова
Смотрим мы на сцену отрешенно.
Звук волшебный и знакомый,
Замер целый зал завороженно.
Обнимаешь очень нежно
Ты свою поющую гитару.
Как обидно, не сравниться с ней нам,
Не хватает голоса у нас.
Припев: ___________, хотя бы раз
На миг забудьте о гитаре.
На алгебру идти вам неохота –
Вы в ударе.
Пусть мы далеки, как «да» и «нет»,
И двадцать лет нас разлучают,
Но у нас одна, да, да одна.
Святая к музыке любовь.
После песни

Ой, цветут цветочки у школьных у ворот.
_________________ по школе той идет,
Бежит по коридору, словно ураган,
И провести поможет любой вам балаган.
А за нею следом все девчата в ряд.
«Наша активистка», – ребята говорят.
Плывет по коридору – глаз не отвести,
Кажется, что вечно будут здесь цвести.
Вручается аттестат _____________.
На мотив песни «Вернисаж».
На нашей сцене как-то раз
Однажды встретили мы вас.
Ах, ______, наш _____ милый!
На сцену как-то вы пришли,
Девчат-красавиц привели.
Ax,_______ , наш ______ милый!
И был триумф, и был успех.
Ах, _______, наш _______ милый!
Но рады, что не в первый раз
Вы здесь танцуете для нас.
Ведь заслужили ж это мы!
На мотив песни «Сосед».
Как же нам не веселиться, если в школе КВН?
И уроки все забросив, в зал идем мы без проблем.
Мы идем туда, чтоб вместе посмотреть на вас опять,
Как там _________________ будет петь нам и играть.
Вручается аттестат _______________.
На мотив песни «Ой, цветет калина».
Мальчик-раскрасавец в нашей школе жил.
Очень симпатичным мальчик этот был.
В школе не шалил он, вел всегда дневник.
В общем, был любимый всеми ученик.
Изучал Шекспира и писал стихи.
Это вам не просто «хаханьки», «хи-хи».
Прочитал огромную гору добрых книг,
Звался он – __________ – выпускник.
Вручается аттестат __________.
На мотив песни «Проснись и пой».
В школе давно эту девочку знают
И улыбку ее всегда понимают,
И восхищаются многие ею всегда.
Всё _____________________ знает
И потому никогда не скучает,
Завтра ей будет лучше, чем вчера.
Припев: Проснись и пой (2 раза),
Попробуй в жизни хоть раз
Не выпускать улыбку из открытых глаз.
Пускай капризен успех,
Он выбирает лишь тех,
Кто может первым посмеяться над собой.
Пой засыпая, пой во сне,
Проснись и пой!
Вручается аттестат ____________.
На мотив песни «Не кочегары мы, не плотники».
А он не столяр и не проводник,
И никаких рекордов не побил.
Еще один наш классный выпускник,
Зовут его __________________.
Хоть всю Россию ты пешком пройди
Да хоть в Америку слетай, да-дa,
Нигде таких красивых не найти,
Как __________ наш ___________.
Вручается аттестат _____________.
Хозяйка. Вот и все, закончилась нотная грамота. Нот всего семь, что дальше делать будем?
Кл. руководитель. Давайте цыган позовем, может, раскинут карты да скажут, где наши выпускники и что их ждет впереди.
Звучит песня «Ой, мама, шика дам» (в исполнении Ф. Киркорова), выходят цыгане, танцуют и гадают на картах. Даются предсказания и вручаются аттестаты.
Цыгане.
1. Окончив институт успешно,
Вы не упустите свой шанс
Найти под этим солнцем место –
Ведь безысходность не для вас!
Оденет вас всегда красиво
Волшебник дядюшка Карден.
На всякий случай есть «Лемонти» –
Предложит тоже шик-модерн.
2. Покушать – тоже не проблема:
Нью-Йорк, Пекин, Москва,
Париж – все кухни мира перед вами!
Красиво жить не запретишь!
Уж там-то вкусно вас накормят,
Продемонстрируют свой класс!
Вздохнете вы, едва лишь вспомнив,
Как булочками здесь пытали вас.
3. А чтобы в лапах у дантиста
Не побывать во цвете лет,
С собой носите пасту века
И чудо рынка – «Бленд-а-мед».
Что вам еще для счастья нужно?
Ах да! Семь раз в неделю вволю спать.
Ведь без перины, однозначно,
Век в жизни счастья не видать!
4. Все остальное время суток
Должны вы посвятить друзьям,
Веселью, музыке, животным.
И здесь желаем счастья вам.
Желаем вам всех благ на свете,
И только не жалейте вы,
Коль не получится все сразу.
Придется ждать. Что ж, се ля ви!
5. Не лицемерим мы, в вас веря,
Сулим не призрачный мираж.
Враньем обидеть вас не смеем,
Не в наших правилах пассаж.
О"кей все в вашей жизни будет,
Всегда уверены мы в вас.
Учитесь ждать, умейте верить,
И к вам придет ваш звездный час.
На сцену с криком выбегает классный руководитель.
Кл. руководитель (к директору). ___________! Прибыли! К нам прибыли выпускники! Вот к берегу причаливает шлюпка. Красавцы, все как на подбор, хоть сейчас под присягу.
Хозяйка. Под какую присягу? А институт? Мы еще даже аттестаты не вручили, и что мы им петь будем?
Цыганка. __________, вы им вручайте, а мы пока что-нибудь сочиним для вас.
Вручаются аттестаты еще нескольким выпускникам.
На мотив песни «Ваше благородие» (под гитару).
1. Ваши благородия, впереди разлука,
Мы так сильно любим вас,
Вот такая штука!
В жизнь уже большую
Вам открыта дверь,
Грустно расставаться
С вами нам теперь.
2. Ваши благородия, мы за вас в ответе,
Быть хотели мы для вас
Лучшими на свете.
С делами быстро справиться
Хотели вы одни,
Чтоб гордиться вами
Мы всегда могли.
3. Ваши благородия, вам желаем счастья,
Пусть обходят стороной
Вас всегда ненастья.
Чтоб на все хватило
Здоровия и сил,
Чтоб мечты сбывались,
Очень мы хотим!
Цыгане уходят, переодеваются в табор «бабок-ежек».
Хозяйка. Уважаемые классные руководители, по-моему, это еще не все ваши выпускники. Где остальных искать будем?
Кл. руководитель. Я кого-то видела вверху на пальмах. А ну-ка, слезайте! Конечно, это же наши спортсмены парашютный десант на остров высадили, да на пальмах и застряли. Сейчас мы их быстренько снимем оттуда.
Достает большую рогатку и начинает стрелять в шарики. Шарики лопаются, из одного из них выпадает записка. Читают: «Уважаемый директор! Спортивная команда выпускников прибыть на вручение аттестатов не может. Помогите спуститься с пальмы».
Хозяйка. Ну что же, пока прибудет спасательная команда, споем для наших спортсменов Олимпийскую песенку, может, они наберутся храбрости и сами слезут с пальмы.
Олимпийская песенка на музыку А. Пахмутовой.
1. Отправляем мы вас в путь далекий,
Стройте жизнь и шагайте смелей,
Но со временем здесь, у порога,
Ждем на смену мы ваших детей.
Не волнуйтесь, мы справимся с ними,
Раз уж справиться с вами смогли.
Воспитаем их вместе такими,
Чтоб гордиться вы ими могли.
Припев: Расстаемся, друзья,
Остается в сердце нежность.
Будем дружбу беречь,
До свиданья, до новых встреч!
2. Все, чему научили вас в школе,
Не пройдет, не исчезнет, как дым.
До свиданья, до боли знакомый
Уголок, ставший всем нам родным.
И запомнится яркое лето,
Ваши чувства, тревоги, дела.
Пожелаем друг другу успеха,
И любви, и добра, и тепла.
Припев: тот же.
Вручение аттестатов спортсменам. На сцену влетают «бабки-ежки».
1-я бабка-ежка. Мы здесь, на поляне ведьминой, прослышали, что тута выпускников раздают.
2-я бабка-ежка. Нам тоже надо, молоденьких, красивеньких – в школу бабок-ежек.
3-я бабка-ежка. Девчонки, есть желающие записаться на курсы «Супербабок»?
Хозяйка. Что вы, бабулечки! Наши выпускницы все скромные, честные, наивные. У них даже в мыслях нет к вам на всякие курсы податься.
1-я бабка-ежка. А вот мысли я как раз и умею читать. А ну-ка, девочки, кто из вас не мечтал моделью стать, так, чтобы ноги от подмышек росли, а зубы глаза слепили?
2-я бабка-ежка. Вот-вот, мы уже ксерокопии их мыслительной деятельности составляли. Так что, уважаемый директор, вот те списочек, вручай аттестаты и прямиком направляй к нам в Лесной колледж сногсшибательных ведьмочек.
Бабки-ежки танцуют под фонограмму песню «Все мы бабы – стервы» в исполнении И. Аллегровой и улетают. Вручение аттестатов девочкам.
Хозяйка. Итак, уважаемые классные руководители, наконец-то все наши выпускники получили свои долгожданные аттестаты.
Кл. руководитель. _________, у нас трагедия, пропали самые ценные, самые дорогие выпускники.
Хозяйка. Особые приметы есть?
Кл. руководитель. Есть! Их зовут: __________________.
Хозяйка. Ну, это ни о чем мне не говорит.
Кл. руководитель. Они самые обаятельные, они такие маленькие, такие хрупкие.
Хозяйка. Да вы посмотрите, у них же рост почти метр восемьдесят.
Кл. руководитель. Они такие невинные, их каждый обидеть может.
Хозяйка. Да они же все десять лет вокруг пальца водили и родителей, и учителей.
Кл. руководитель. Они такие музыкальные, такие артистичные.
Хозяйка. Что верно, то верно. Когда они идут, их издалека слышно. Они, наверно, не смогли отказать себе в удовольствии опоздать даже на выдачу аттестатов. Не расстраивайтесь, учителя, это опоздание последнее.
Учителя.
На мотив песни «Сиреневый туман».
1. Мы отпускаем вас...
Мы, кажется, успели
О многом рассказать, про многое спросить.
Еще один рывок – и будете на деле
Доказывать, чему смогли вас научить.
2. Последнее «люблю» вы с наших уст сорвали.
Последнее «люблю» вам повторяем вновь.
Последнее «люблю» забудете едва ли...
Последнее «люблю»... Ах, эта нам любовь!
3. Мы отпускаем вас и руку пожимаем,
Прощаемся на миг, а может, навсегда.
Быть может, в сентябре вас снова повстречаем,
Вы помните о нас, мы не забудем вас.
Вручение аттестатов «последним героям». На сцену выходят все учителя в обычной одежде.
Мы от души желаем вам, ребята,
Поменьше сложностей, побольше простоты,
Открытости с людьми в общеньях ваших,
Доверья в вихре суеты.
На мотив песни «Вот и все, что было».
1. Собрались мы снова в этом зале вместе,
Чтоб сказать последнее «прощай»!
Чтобы ни случилось в твоей дальнейшей жизни,
Школу добрым словом вспоминай.
Припев: Вот и все, что было (2 раза).
Ты, как хочешь, это назови,
Для кого-то просто летняя погода,
А для нас – прощание с детьми.
2. В коридорах школьных – звонкий, неуемный
Прозвенит последний ваш звонок,
И судьба надолго, вас судьба надолго
Пригласит уже на свой урок.
Припев.
Директор (Хозяйка). Мы знаем, что сегодня ваши сердца переполнены волнением перед будущим, перед новой жизнью. Поверьте, так было всегда – и десять, и много лет назад. Расставаясь с нами, помните: самое благородное поприще – служение добру и правде; самые святые понятия – мама, отчий дом, Россия; самая верная дорога – дорога честного труда; самое значительное дело – то, которое ты сам выбрал и которому ты предан; самый мужественный поступок – признание собственных ошибок; самая прочная жизненная опора – знания; самая лучшая школа (все хором) наша!
Все исполняют заключительную песню «Песня остается с человеком».
Все.
1. С детства вы дружили в этой школе,
Дружбы этой не разбить годам.
Но все песни спеть мы с вами не успели,
Приходите в школу в гости к нам.
И тогда мы дружною семьею
Будем песни детства в зале распевать.
Всем расскажем, как живем с тобою,
И о прошлом будем вспоминать.
2. Пусть сегодня вы уходите из школы,
И вас ждут счастливые года.
Только школу никогда не забывайте,
Школа – верный друг ваш навсегда.
Через годы, через расстоянья,
На любой дороге, в стороне любой
Школе ты не скажешь «до свиданья»,
Школа не прощается с тобой.

Пожалуй, самое трогательное событие в жизни школьника — выпускной вечер. Сценарий одного из таких ответственных мероприятий мы решили опубликовать на нашем сайте.

Этот выпускной с успехом прошёл в 2013 году в нашей школе. Остались фотографии, видеокадры, а главное, — на всю жизнь…

Итак, в ыпускной вечер.

Сценарий «Город уходящего детства»

Под небом голубым,

Есть город золотой,

С прозрачными рассветами

И с розовой зарёй.

А в городе там сад,

Деревья и цветы.

Там детство наше звонкое…

И светлые мечты.

Но в город детства ты не попадёшь,

Его на карте мира не найдёшь,

Этот город на планете дальней

В синих облаках воспоминаний.

(Музыкальный фон – открывается занавес — Выходят ведущие.)

ВЕД. Добрый вечер, дорогие друзья!

Вот и настал тот торжественный миг, когда мы, хотим объявить вам, уважаемые родители, что ваши дети, уже выросли.

ВЕД. И с сегодняшнего дня перед ними открывается новый, неизвестный путь, новая дорога во взрослую неизвестную пока ещё, жизнь.

ВЕД. Жизнь человека … Это что? Долгая дорога в дюнах?.. Вечный зов?.. Или ирония судьбы?.. Не знаю. Но в одном я убеждена точно: жизнь - это интересное путешествие из детства в юность, из юности – в зрелость, из прошлого в будущее.

ВЕД. Ещё минута и мы все окажемся на главной площади города «Уходящего детства», где наши уже взрослые дети готовятся сделать первые шаги во взрослую жизнь!

ВЕД. И мы предлагаем, сейчас вместе с вами заглянуть в город уходящего детства, вспомнить годы учёбы наших выпускников, их первые шаги к знаниям, их первые победы и поражения, их первую настоящую любовь…

ВЕД. Я приглашаю вас на главную площадь города уходящего детства!

(ведущие уходят)

Поднимается ткань – на сцене стоят выпускники.

Девочки:

О выпускном мечтали мы робея,

В учёбу погружаясь с головой,

Но час настал, стоим на этой сцене,

Подружки здесь, но где ж герой?

Мальчики:

Вот час настал и мы пришли в костюмах,

На шею туго галстук повязав.

Я не намерен ждать и полминуты,

Наш час настал!

Девочки:

«Что проку в этих юных кавалерах?»

Скажу сама себе наедине?

Мы с ними отучились вместе целых

Сто лет уже.

Мальчики (разочарованно):

— Зачем же мы костюм себе купили,

На шею туго галстук повязав,

Мы предлагаем жить сегодня в мире.

Виват наш бал!

Хором: Наш бал виват!!!

ВЕД. Начинаем торжественный вечер железногорской школы №9 имени Константина Константиновича Рокоссовского, посвященный выпуску 2013 года!

(гимн РФ)

ВЕД. Встречайте выпускников 2013 года!

(Под музыку выпускники занимают места в зале)

ВЕД. говорит слова о каждом из выпускников:

Ливинцов Александр – спортивная гордость класса, школы и города. Сашаответственный и рассудительный юноша, человек с активной жизненной позицией. Он способен повести за собой товарищей и в классе пользовался огромным авторитетом. Принципиальность и лидерские качества Александра достойны восхищения. Когда-нибудь он станет справедливым начальником и отличным семьянином.

Шепертицкий Максим – покорилсердца женской половины класса – и не случайно:внешняя привлекательность сочетается в нём с добротой и отзывчивостью. Максим всегда придёт на помощь в трудную минуту, поймёт и поддержит. В то же он силён и решителен – это доказано его победами на боксёрском ринге.

Агеева Карина – очаровательная, общительная и жизнерадостная девушка, активистка, спортсменка. Карина высоко ценит дружбу и, можете быть уверенными, никогда не предаст своих друзей. Карина станет душой любого коллектива и покорит не одно мужское сердце.

Азарцова Виктория – талантливый, трудолюбивый и очень порядочный человек. На протяжении всех школьных лет Вика прекрасно . В её аттестате по всем предметам только отличные отметки. А особых успехов эта очаровательная и хрупкая, на первый взгляд, девушка достигла в изучении такого нелёгкого предмета, как химия.

Евстратикова Яна . Отличительная черта этой милой обаятельной девушки – врождённое чувство справедливости. Яна – честный, благородный человек и очень сильная личность. Она имеет собственное мнение и не изменит своим принципам ни при каких обстоятельствах.

Елагина Анастасия . Настя из тех людей, которые за словом в карман не лезут. Любого поставит на место. Наверно, поэтому она пользуется авторитетом среди одноклассников. К тому же она умна и красива. А ещё – прекрасно поёт. Настя точно знает, что ей нужно от жизни. И нет такой вершины, которая ей не покорится.

Демкин Владислав . Влад – потрясающий человек. В любой ситуации он способен сохранять спокойствие, по крайней мере, внешнее. Восхищает его рассудительность и эрудиция. Когда-нибудь он станет любимым учителем истории учеников нашей школы.

Кузовчикова Юлия – наша гордость: умница и красавица, отличница на протяжении всех лет учёбы в школе. Юля добьётся от жизни всего, чего только пожелает благодаря своей целеустремлённости и таланту. Кроме всего прочего, Юля очень порядочный, скромный и принципиальный человек. За это её уважают и одноклассники, и педагоги. Сегодня Юля получит серебряную медаль «За особые успехи в учении».

Лепешкина Александра . Сейчас даже не верится, что Саша пришла в нашу школу только в начале 11 класса – так прекрасно она влилась в наш дружный коллектив. Сашу природа наделила привлекательной внешностью и добрым сердцем. Благодаря этим достоинствам она добьётся успехов на любом поприще.

Сазонов Михаил – замечательный человек. Он имеет свою точку зрения по всем вопросам и в то же время никогда не вступает в конфликты. У Миши есть по-настоящему мужская черта – серьёзность. Слов на ветер не бросает. А потому к его мнению прислушиваются все.

Смирнова Ирина – обворожительная девушка, утончённая и романтичная натура. Очаровательно скромна и застенчива. Пишет стихи. Прекрасно чувствует поэзию. Любит читать. Однако это не мешает ей с успехом осваивать и предметы физико-математического цикла. Сегодня Ира получит похвальную грамоту «За особые успехи в изучении учебного предмета – физика».

Суматохина Татьяна – эта девушка рождена, чтобы блистать на всех поприщах. Очень яркая личность, потрясающе красива и умна. Не умеет лгать. Добра и ответственна. Без лишних слов выполнит любое поручение. После окончания университета Таня обязательно вернётся в родную школу в качестве учителя истории и займёт достойное место среди наших педагогов.

Циколаев Борис – рождён, чтобы стать успешным. Бориса не остановят никакие препятствия на жизненном пути. Он добьётся от жизни многого и нигде не пропадёт. В наш классный коллектив вместе с Борисом пришли жизнерадостность и оптимизм. Его очаровательная улыбка растопит любой лёд. На такого человека просто невозможно злиться. Потрясающий юноша!

Аплодисменты нашим выпускникам!

ВЕД. Открывает праздничный вечер Директор школы Галина Васильевна ЗВЕРЕВА.

(слово директора, вручение цветов директору)

(музыкальный фон)

ВЕД. Уважаемые жители города детства! Да-да. Мы обращаемся к Вам – выпускникам 2013 года. Сейчас Вы ещё полноправные жители этого чудесного городка.

ВЕД. Но пройдёт лишь несколько мгновений, и вы отправитесь в дальние страны по дороге совсем не игрушечной жизни.

ВЕД. Книги закрыты, напутствия сказаны…

Год пролетел вереницею дней

Долгих – для тех, что со школою связаны,

Кратких – для тех, кто прощается с ней.

ВЕД. Кто соразмерит с неведомым сущее?

Эта задача сложна, а пока

Вашим счастливым билетом в грядущее

Станет вам звание выпускника.

ВЕД. Сегодня дом, семья, школа, провожают вас в дальний, неизведанный, но интересный мир добра и зла, мир романтических грёз и разочарований, мир надежд и падений.

ВЕД. А подтверждением того, что вы успешно выдержали все экзамены, станет ваш аттестат о среднем образовании.

ВЕД. Сегодня наступает полноправный,

И ключевой и радостный момент,

Когда вы получаете свой главный,

Свой очень важный в жизни документ!

ВЕД. Для чтения приказа и вручения аттестатов на сцену приглашаются Директор школы Галина Васильевна Зверева и заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе Нина Ивановна БРЕХОВА.

(чтение приказа, вручение цветов завучу)

Вручение аттестатов медалистам (1 чел).

ВЕД. Друзья! С гостями бала выпускного,

Без предисловий сей же час

Позвольте познакомить вас!

Слово гостей.

1. НОМЕР – ВЕРНИСАЖ – ансамбль бального танца «Грация»

Вручение аттестатов и Министерских грамот (4 чел)

ВЕД. Много будет в этом зале

Светлых лиц и добрых слов,

Все сейчас хотят поздравить

Дорогих выпускников!

Слово гостей

2. НОМЕР – РАЗВЕДИ ОГОНЬ – солисты вокального ансамбля «Ноктюрн» Александр Нефёдов и Илья Лозиков

Вручение аттестатов (8 чел.)

ВЕД. Выпускники так долго ждали этой даты

И дождались счастливого момента!

В честь всех, кто получил сегодня аттестаты,

Вновь несмолкаемо звучат аплодисменты!

3. НОМЕР – АДАЖИО – Алла Басенко

(музыкальный фон)

ВЕД. Друзья мои! Сегодня день рождения

Счастливых новых дней, моментов, встреч,

Но главные прекрасные мгновения

Мы вместе будем в памяти беречь!

(Звучат фанфары)

ВЕД. Привет из города детства передают вам будущие школьники.

(Звучит музыкальный фон. Выступление детей из детского сада).

Приветствие детей :
Конечно же, вы взрослые, ну просто очень просто взрослые.
Уходите из школы куда- то за порог.
Тетрадки, книжки бросили, не надо больше осенью
Спешить вам снова в школу, хотя звенит звонок.

Очень хочется нам тоже платье бальное надеть.
Но придется видно все же 10 лет нам подождать
Совсем еще недавно футбол гоняли славно
И дергали за косы девчонок иногда.

Шалили шутки ради и вот теперь вы дяди
И будете большими всегда вы привсегда.
Каждый день вы были вместе, как в одной семье большой.
Дружной, шумной, интересной- в школу вместе и домой.
Но пришел вдруг час разлуки — расставанья грустный час.
Встаньте в круг, пожмите руки — может быть в последний раз.
Это слово – не считово… насовсем нельзя расстаться.
Много раз желаем снова вам встречаться и встречаться.

Моя мама мне сказала — нет преграды для друзей..
С дружбы жизнь берет начало, а я очень верю ей.
А еще нам любопытно — кем мечтаете вы стать.
Кем вы в жизни быть хотите — вот бы нам сейчас узнать.

Вдруг да станет бизнесменом ну хоть кто- нибудь из вас.
Тотчас же непременно заходите вы в наш класс.
Хоть вы будете важны — но вы очень нам нужны.
Спонсора забота – лучше нет почета.

4. НОМЕР – СЕРДЦЕ, НЕ ПЛАЧЬ — солисты вокального ансамбля «Ноктюрн» Александр Нефёдов и Илья Лозиков

(музыкальный фон)

ВЕД. Город уходящего детства, это не только город наших сегодняшних выпускников, это ещё и наш с вами город, это очень хороший город, в котором жили мы все.

ВЕД. Потому что мы все когда-то были детьми. Но, к сожалению, время стремительно движется вперёд, и ещё ни один учёный не придумал, как же замедлить его ход.

ВЕД. Да, время летит, дети взрослеют и, уже возле зеркала красуется не твоя 5-летняяя дочушка, а красивая юная барышня, которая уже стала взрослой.

ВЕД. А с футбола прибегает не шестилетний мальчуган в порванных джинсах… Да что там говорить, выросли наши дети!

ВЕД. И сейчас настал именно тот момент, когда нужно сказать слова о тех, кто с самых первых минут жизни героев сегодняшнего торжества были рядом, заботились и оберегали, не спали ночами, вместе делали первые шаги и открывали тайны огромного мира, вместе учились, вместе сдавали экзамены и вместе шли к финишной черте.

ВЕД. Это родители наших выпускников, которым сейчас мы и предоставляем место на сцене. От имени родителей слово предоставляется …

Выступление родителей.

ВИДЕО – фотографии выпускников с родителями

ВЕД. А теперь, я думаю, пришло время выпускникам сказать слова благодарности родителям, которые переживают за них больше, чем они сами.

(музыка – выходят выпускники)

Выпускник 1. Родители — это наша поддержка во всех начинаниях! Можно смело сказать, что они окончили школу вместе с нами, пройдя программу каждого класса и участвуя во внешкольных мероприятиях.

Выпускник 2. Вместе с нами они писали рефераты и рисовали школьную газету, участвовали в спортивных праздниках и субботниках, разбирались в английском и теоремах по геометрии. Дорогие родители! Ставим вам крепкую…
Все вместе . Пятерку!
Выпускник 3. За день до рождения Ребенок спросил у Бога:

Выпускник 1. Я очень боюсь! Я совершенно не знаю, что я должен делать в этом мире?

Выпускник 3. Бог ответил:

Выпускник 2. Я подарю тебе Ангела, он всегда будет рядом с тобой. Он будет охранять тебя от всех бед.

Выпускник 1. А как же его зовут?

Выпускник 2. Не важно, как его зовут. Ты будешь называть его «МАМА»!

Выпускник 3. И сейчас, оканчивая школу, нам бы хотелось от всей души, от всего нашего сердца поблагодарить наших мам и пап, наших родителей, которые всегда стояли за нашими спинами, поддерживая в трудную минуту. Спасибо вам, наши родные, милые, дорогие, за все, что вы для нас сделали, делаете и будете делать.
5. НОМЕР – ЧА-ЧА-ЧА – ансамбль «Грация»

(Музыкальный фон.)

ВЕД. Понять, что – на века, что — тленно,

Вам школа в жизни помогла,

Но что вам проку в этих стенах

Без мудрости и без тепла,

ВЕД. Без тех людей, что научили

Идти, препятствий не боясь,

Без их таланта, их усилий,

Их безграничной веры в вас!

ВЕД. Ни для кого не секрет, что быть классным руководителем – это большая ответственность. Ведь у тебя помимо собственных детей есть ещё как минимум 13 тоже собственных детей…

ВЕД. И их объединяет только одно - все они одинакового возраста, но зато совершено разные по характеру, у них разные интересы и привычки, разные способности, разные проблемы, и ещё много-много всего разного.

ВЕД. А задача классного руководителя – не оставить без внимания ни одной проблемы, ни пройти мимо, протянуть руку помощи, поддержать, найти подходящие слова в нужную минуту.

ВЕД. Мы приглашаем на площадь города детства классного руководителя наших выпускников, которая в этот торжественный вечер решилась наконец-то высказать выпускникам всё, что накапливалось в её сердце все эти годы.

ВИДЕО – школьные фотографии выпускников

ВЕД. А теперь я передаю слово нашим выпускникам, которым наверняка есть, что сказать тем, кто вел их по дороге знаний все эти годы, — своим учителям.

(музыка – на сцену выходят выпускники)

Выпускник 4. Сегодня удивительный вечер – грустный и одновременно волнующий, радостный и трогательный.

Выпускник 5. Время пролетело так быстро, что мы даже не заметили, как выросли большими, умными, красивыми, надеюсь, что настоящими людьми.

Выпускник 6. И во всём этом, ваша заслуга, уважаемые учителя. Именно вы учили нас любить и прощать, именно вы вбивали в наши светлые головы знания, с титаническим терпением.

Выпускник 4. Честно говоря, только недавно мы поняли, что вы – не заслуживаете тех обид, которые мы вам наносили, мы ранили ваши сердца своей жесткостью и эгоизмом, но вы всё равно нас любили.

Выпускник 5. Вы порой не могли сдержать слёз, а мы смеялись над вашей слабостью.

Выпускник 6. Но к счастью, жизнь всегда даёт шанс исправить свои ошибки, и этот момент настал именно сейчас и мы сегодня, с этой сцены говорим вам искренне «Простите!»

Выпускник 5. И «спасибо» за знания, за терпение, за любовь, за надёжность и за безграничную верность своему великому делу!

Выпускник 7. Для нас уже закончились уроки,

И ветер шевелит букет из роз,

Летящий почерк жизни пишет строки

Тем девочкам с которыми я рос!

Выпускник 8. Да, в наших классах вы не знали штилей.

У всех от нас кружилась голова,

Но верьте, мы вас искренне любили,

Вы в сердце будете у нас всегда!

Выпускник 9. И вам уже не надо хмурить брови.

Воспитывать, учить в который раз.

Признайтесь, что глядите вы с любовью

На вздорный и задорный,

Веселый, дружный, спорный

Неповторимый выпуск наш!

Выпускник 10. Как хочется высоко поднять руки, взлететь!

Высоко, высоко! Обнять взглядом свой дом, пролететь над улицами, которые для тебя очень дороги. Взмахнуть руками-крыльями и закричать, чтобы все слышали- Спасибо тебе,

Школа! Где было уютно и тепло,

Где было весело и интересно,

Где тебя встречали с пониманием и терпением.

Школа дала мне крылья, чтобы я взлетела,

Ощущая в себе силу и крепость знаний!

Выпускник 11. Дорогие учителя!
Пожелать вам хочется счастья,
Здоровья, улыбок, добра,
Чтобы завтра вы были прекрасней,
Чем неделю назад, чем вчера.

Выпускник 12. Чтоб в душе теплота не угасла,
Чтобы сердцу стучать и стучать
И такого огромного счастья,
Чтоб руками его не обнять!

Выпускник 13. Здесь за все, чем вольно и невольно,
Мой учитель, огорчали вас,
Просим мы прощения сегодня.
Мы вас любим. Вспоминайте нас!

ВЕД. Мы хотим пригласить на сцену учителей: …

Давайте послушаем, что они скажут вам на прощание.

СЛОВО УЧИТЕЛЕЙ

ВЕД. В этот час, в эту минуту школа №9 города Железногорска прощается с вами, наши одиннадцатиклассники.

ВЕД. И на прощание, мы, ваши учителя дарим вам сердце школы, которое будет напоминать о вашей школьной дружбе и согревать вас теплом этих лет, которые вы провели вместе (приглушается свет на сцене)

Под музыку вносится большое «сердце школы», на котором прикреплены горящие фонарики в форме маленьких сердец.

(Выпускники вызываются поимённо, по очереди подходят к классному руководителю, которая снимает маленькое сердце и вешает на шею выпускнику. Выпускники расходятся по своим местам, занимая всю сцену.)

ВЕД. Ну, вот и все, заканчивается праздник в городе Детства. Вот и остановили свой ход для вас школьные часы, которые одиннадцать лет отсчитывали ваше школьное время.

ВЫПУСКНИКИ:

1. Лишь только ночь опустит покрывало

Школьная пора - самая лучшая в жизни каждого человека. Только понимают люди это намного позже, чем прозвенит их последний звонок. Важнейшее событие для детей и родителей - выпускной! Готовятся к нему тщательно, выбирают наряды, место проведения торжества, украшают школу шарами и цветами. Но главное - выпускникам. Они должны быть искренними, побуждающими к свершениям, наполненными силой и положительными нотками. Покидать школу грустно, но ведь начинается новая интересная и взрослая жизнь!

Классная мама

Окончив начальную школу, ребята попадают в руки классного руководителя. С годами она становится им родной, второй мамой! Эта женщина оберегает своих учеников, помогает им во всем, подтягивает четвертные оценки, устраивает внеклассные мероприятия. Дети обращаются к классному преподавателю по любому вопросу, за помощью. Очень важно найти с ними и завязать теплые дружеские отношения.

Пройдя вместе столько лет, ребятам жаль расставаться со своей второй мамой! А ей тяжелее вдвойне. Поэтому трогательное и вызывает слезы.

Добрые слова

В день выпускного волнуются все без исключения: учителя, родители, дети, директор школы. Речь, которую классный руководитель будет произносить на торжественном концерте, нужно подготовить заранее: «Дорогие мои дети, люблю вас, как родных! Очень тяжело отпускать вас в мир взрослых. Там не будет рядом меня, некому будет подсказать и помочь в трудную минуту! Но вам придется самостоятельно прокладывать себе дорогу в жизнь. Школа дала вам многое! Вы образованны и воспитаны, вежливы и тактичны, добры и человечны. У вас есть все качества, чтобы мы гордились вами. Покоряйте вершины, стремитесь к совершенству! Будет время - заходите в гости в любимую школу и хвастайтесь своими достижениями и успехами! В добрый путь, любимые дети!»

Такие пожелания выпускникам в прозе понравятся и родителям. В такой важный день трудно подобрать слова, поэтому заучите фразы заранее.

Главнокомандующий

Директор школы - важная персона, но такая же человечная, как и все преподаватели. Она тоже переживает за своих выпускников. Что предстоит им в будущем, поступят ли они в ВУЗ, будут ли успешны в жизни? Речь и пожелания выпускникам от директрисы - это гвоздь программы. Обычно это несколько предложений, сказанных с уверенностью и строгостью. Ведь терять свое лицо директору нельзя даже в самые трогательные моменты:


Стихотворная форма

Сказать выпускникам хотят и родители, и учителя, и даже ребята из младших классов. Торжественная линейка не должна превращаться в печальное мероприятие. Поэтому доля юмора в напутственных стихотворениях не будет лишней. Легкий слог и добрые пожелания не наведут грусть на присутствующих.

Желаем в жизни вам всего добиться,

Окончить институт, влюбиться!

Найти достойную работу,

Родителям выявить заботу.

Вы школу никогда не забывайте,

На перемене хоть раз в год к нам забегайте.

Всегда открыты двери для родных,

Учеников любимых, золотых.

Гордимся вами мы, выпускники,

Сегодня веселитесь от души!

Такие простые пожелания выпускникам понравятся всем присутствующим. Никаких заунывных речей, только смех и веселье в этот памятный день!

Открытка на память

Выпускной... Этот день запомнится ребятам на всю жизнь. Но чтобы периодически освежать воспоминания, вручите школьникам памятные открытки. Их можно заказать в ближайшей типографии или изготовить самостоятельно. Вклейте в открытку фото всего класса и запишите в ней пожелания выпускникам.

Годы быстро пролетели,

Жара и дождь, гроза, метели!

Одиннадцать лет вы были в стенах родных,

Теперь провожаем мы вас дорогих!

Идите вперед и будьте счастливы!

Вы молоды, умны и безумно красивы!

Гуляйте сегодня и веселитесь,

Какой вы выбрали жизненный путь,

И к классной зайти ты раз в год не забудь!

Такие открытки ребята сохранят на память вместе с виньетками и выпускными лентами. Записать в открытку можно и пожелания выпускникам в прозе:

  • «Выпускники! Сегодня тот день, которого мы и ждали, и боялись. Пора отпускать вас в свободное плавание, а так не хочется! Вы взрослели на наших глазах, становились умнее и мудрее. Мы гордимся вами, ждем новых успехов и побед! вы сильные личности, уверенные в себе и своих силах! Творите и свершайте!»
  • «Дорогие ребята! Вы уже давно не дети, а умные подростки, которые приносят нам только радость. Переживаем за ваше будущее и болеем душой! Но все же уверены, что вы с гордостью пройдете свой жизненный путь и мы не раз еще услышим о ваших победах!»

Такие пожелания выпускникам в прозе понравятся ребятам, они будут перечитывать их и обретать еще большую уверенность в своих силах.

Взрослая жизнь

Расставаться с учениками всегда трудно, ведь преподаватели привыкают к ним, считают родными детьми. Они, так же как родители, переживают и мечтают о лучшем будущем для них. Но в день выпускного грустить не стоит. Развлекайтесь, танцуйте вместе с ребятами и встречайте рассвет. Сделайте побольше красочных фото, позже можно будет собраться дружной компанией и рассмотреть их. выпускникам звучат этот день без остановки. Уже не школьники, но еще и не студенты - лучший период жизни ребят! Они молоды, красивы, умны. Подарите им шикарный выпускной вечер!