Материал содержит тестовые задания по теме «Человек среди людей»

Тест 1. Отношения между людьми

Тест 2. Ты и твои товарищи

Тест 3. Зачем люди общаются

Тест 4. Почему нужно быть терпимым

Тест 5. Обобщение по теме.

Представленные контрольно-измерительные материалы для 7 класса написаны к учебнику «Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений» /Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой (М.: Просвещение).

Тематическме КИМы составлены к каждому параграфу темы и содержат задания базового и повышенного уровня сложности. Они расположены по принципу нарастания от базовых в части А к усложненным в части В и сложным, требующим развернутого ответа в части С.

На выполнение тестовых тематических заданий отводится 7-15 минут.

На выполнение заданий к обобщающему уроку отводится 40-45 минут.

Целесообразность проведения таких тестовых работ вызвана необходимостью подготовки учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ.

В зависимости от формы задания используется различная система оценок. Все правильно выполненные задания части А оцениваются в 1 балл.

Задания уровня В с выбором нескольких вариантов ответа оценивается в 1-2 балла: 2 за правильный ответ, 1 балл при наличии одной ошибки.

За ответы на задания уровня С может быть выставлена отдельная оценка по пятибалльной системе.

80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»

60-80% - оценка «4»

40-60%-оценка «3»

0-40% - оценка «2»

Для подготовки материала использована работа:

Контрольно-измерительные материалы. Обществознание:7 класс/сост. А.В.Поздеев.-М.: ВАКО, 2011./

Тест 5. Обобщение темы «Человек среди людей»

Вариант 1

А 1. Чувство, прямо пропорциональное симпатии:

1.Стереотип 2. Антипатия 3. Уважение 4. Любовь

А 2. Высокий уровень межличностных отношений характеризует:

1. Знакомство 2. Компромисс 3. Апатия 4. Дружба

А 3. Быть лидером – значит:

1. Быть членом группы 2. Брать на себя руководство группой

2. Знать всех челнов группы 4. Выполнять групповые нормы

А 4. Примером неречевого общения может служить:

1. письмо другу 2. улыбка при встрече друзей

3. Разговор пассажиров автобуса 4. Беседа с родителями

А 5. Что необходимо доя перехода конфликта из внутреннего состояния во внешнее действие?

1. Инцидент 2. Перерыв в общении 3. План решения конфликта 4. Стереотип

А 6. Верны ли суждения о санкциях:

А. Санкции могут быть только поощрительными.

Б. Для поощрения и поддержки человеку необходимы только материальные стимулы.

А 7. Верны ли суждения о целях общения:

А. Целью общения является общение ради самого общения.

Б. В ходе общения человек получает и передает информацию.

1.Верно только А 2.Верно только Б 3.Верны оба суждения 4.Оба суждения неверны

А 8. Верны ли суждения об особенностях общения между старшими и младшими:

А. В общении между родителями и детьми обе стороны нуждваются в чуткости и внимании.

Б.В общении младших и старших никогда не может возникнуть конфликтная ситуация.

1.Верно только А 2.Верно только Б 3.Верны оба суждения 4.Оба суждения неверны

А 9. Верны ли суждения о поведении участников конфликтной ситуации:

А. Избегание конфликта является одним из вариантов поведения в конфликтной ситуации.

Б. В конфликтной ситуации одна из сторон может идти на уступки, стремясь сгладить противоречия.

1.Верно только А 2.Верно только Б 3.Верны оба суждения 4.Оба суждения неверны

А 10. Верны ли суждения о конфликтах:

А. Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными.

Б. Наилучшим исходом конфликтов можно считать интеграцию.

1.Верно только А 2.Верно только Б 3.Верны оба суждения 4.Оба суждения неверны

В 1. Заполните пропуск в предложении:

Слово серебро - … золото. Ответ: _________________

В 2. Установите соответствие между этапами конфликта и их примерами. К каждой позиции, данной в

1.Возникновение конфликтной ситуации А. попытка царевича Алексея укрыться при дворе

Австрийского императора

2.Проявление конфликтного поведения Б. Верховный суд приговорил царевича Алексея к казни

3.Углубление конфликта В. Равнодушное отношение царевича Алексея УК делам Петра I

4.Разрешение конфликта Г. Объединение вокруг царевича всех, кому деяния Петра

Первого были чужды

В 3. Найдите в приведенном списке качества, которые характеризуют лидера группы:

1. хорошая успеваемость

2. физическое превосходство

3. способность увлечь за собой

4. готовность взять ответственность на себя

5. боязнь самостоятельно принять решение

Вариант 2.

А 1. Особенная связь человека с окружающими людьми:

1.Межличностные отношения 2. Чувства 3. Эмоции 4. Конфликт

А 2. Отношения между людьми, в основе которых лежат симпатия, взаимная тяга, стремление к контакту:

1.знакомство 2. Антипатия 3. Дружба 4. Приятельство

А 3. Чем отличается один народ от другого?

1.Занятиями людей 2. Традициями, фольклором 3. Устройством государства, 4. Религией

А 4. Деловое общение характеризуется:

1.Соблюдением этикета 2. Выражением эмоций

3. Дружеским тоном общения 4. Неформальным поведением

А 5. Причиной наиболее острых конфликтов, перерастающих межличностные отношения, являются:

1.Противоположные интересы 2. Эмоциональные барьеры

3. Моральные барьеры 4. Различное положение в обществе

А 6. Верны ли суждения о стереотипах:

А. Стереотип – это многообразие представлений о людях, их действиях, поступках.

Б. Стереотип отражает нестандартность поведения человека.

1.Верно только А 2.Верно только Б 3.Верны оба суждения 4.Оба суждения неверны

А 7. Верны ли суждения о групповых нормах:

А. Групповые нормы существуют только в формальных группах.

Б. Групповые нормы могут различаться в разных группах.

1.Верно только А 2.Верно только Б 3.Верны оба суждения 4.Оба суждения неверны

А 8. Верны ли суждения о санкциях:

А. Санкции являются средством охраны групповых норм.

Б. Санкции носят исключительно порицательный характер.

1.Верно только А 2.Верно только Б 3.Верны оба суждения 4.Оба суждения неверны

А 9. Верны ли суждения об общении:

А. Главным в общении является передача информации.

Б. Основным средством общения является речь.

1.Верно только А 2.Верно только Б 3.Верны оба суждения 4.Оба суждения неверны

А 10. Верно ли, что:

А. Любой конфликт может быть разрешен с помощью уступок.

Б. В любом конфликте одна из сторон всегда права.

1.Верно только А 2.Верно только Б 3.Верны оба суждения 4.Оба суждения неверны

В 1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «антипатия».

Укажите термин, относящийся к другому понятию.

1.Комплимент 2. Злость 3. Грубость 4. Презрение 5. Враждебность 6. Неприязнь

В 2. Какие из приведенных групп человек выбирает сам?

1.Семья 2. Спортивная секция 3. Место работы 4. Технический кружок 5. Класс 6. Нация

В 3. Установите соответствие между этапами конфликта и их примерами. К каждой позиции, данной в

Первом столбике, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1.Подчинение А. брат с сестрой смогли договориться о взаимной помощи в выполнении

Домашнего задания

2.Компромисс Б. старший ученик отобрал мяч у младшего школьника на прогулке

3.Прерывание конфликтных

Действий В. в ходе спора братья раздели между собой выполнение домашних

Обязанностей

4.Интеграция Г. столкнувшись с грубостью, ученик перестал посещать спортивную

Секцию

С 1. Приведите два варианта разрешения конфликта. Проиллюстрируйте их примерами.

С 2. Что отличает членов одной группы от другой?

Ключ

Вариант 1 Вариант 2

А1. 2 А 1. 1

А 2.4 А 2. 4

А 3. 2 А 3. 2

А 4. 2 А 4. 1

А 5. 1 А 5. 3

А 6. 4 А 6. 4

А 7. 3 А 7. 2

А 8. 1 А 8. 1

А 9. 3 А 9. 3

А 10. 3 А 10 4

В 1. Молчание В 1. 1

В 2. 1-В 2-Г 3-А 4-Б В 2. 2 1 4

В 3. 3 4 В 3. 1-Б 2-В 3-Г 4-А

Т. Д. Шипилова, МБОУ " Повалихинская СОШ", Первомайский район, Алтайский край

1. Межличностные отношения отличаются от всех иных контактов людей тем, что носят обоюдный характер. Приведите три примера этой особенности.

Примерный ответ:

Взаимодействие членов экипажа корабля. Взаимовосприятие людей двух разных национальностей. Взаимопонимание игроков спортивной команды.

2. Назовите виды межличностных отношений. Дайте характеристику одного из видов.

Примерный ответ:

Виды межличностных отношений - знакомство, приятельство, товарищество, дружба. Знакомство - самый распространенный вид межличностных отношений. Знакомые - это люди, которые тебя узнают.

3. Что такое групповые нормы? Приведите пример групповых норм.

Примерный ответ:

Групповые нормы - правила, по которым живет группа. Примером групповых норм могут служить правила рыцарской чести - воинская отвага, презрение к опасности, гордость, благородное отношение к женщине, внимание к нуждающимся в помощи.

4. Приведите примеры групп, которые вы выбираете и в которые входите не по своему выбору.

Примерный ответ:

Группы, в которых человек оказывается не по своему выбору, - семья, класс, подразделение в армии. Группы, которые мы выбираем сами, - друзья, кружок, спортивная команда.

5. Что такое общение? Какую роль играет общение в развитии человека?

Примерный ответ:

Общение - это взаимные деловые и дружеские отношения. Оно является первой и самой главной формой отношения человека к окружающему миру. Без общения с людьми ребенок не сможет развиваться как человек. С помощью общения ребенок добивается понимания своих желаний родителями и другими людьми, начинает понимать желания окружающих.

6. Назовите виды неречевого общения.

Примерный ответ:

Видами неречевого общения являются взгляд, мимика, походка, поза, жест, интонация.

7. Приведите причины конфликтов.

Примерный ответ:

Причинами конфликта являются проявление несправедливости, противоположные желания или интересы, смысловые барьеры в общении, различия, связанные с положением в обществе, стилистические, эмоциональные, моральные барьеры.

8. Назовите варианты поведения в конфликтных ситуациях. Какой из вариантов может привести к разгоранию конфликта с новой силой? Почему?

Примерный ответ:

Варианты поведения в конфликтной ситуации - сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание. Избегание отодвигает конфликт, но не решает его, порождая более сложные противоречия, поскольку причина остается, а значит, конфликт может вспыхнуть вновь с еще большей силой.

9. Приведите два варианта разрешения конфликта. Проиллюстрируйте каждый из них примером.

Примерный ответ:

Возможны четыре варианта исхода конфликта - подчинение, компромисс, прерывание конфликтных действий, интеграция.

У членов одной группы складываются определенные нормы, правила. У них может быть одинаковая манера одеваться, причесываться, другие условные знаки принадлежности. Члены группы могут особым образом приветствовать друг друга при встрече.

Урок по обществознанию на тему «Ты и твои товарищи»

ОБСУДИМ ВМЕСТЕ

Зачем люди объединяются в группы? Что даёт человеку группа? Можно ли входить в разные группы одновременно?

Какие бывают группы

С момента рождения человек является членом той или иной группы. Рассмотрим вместе, в какие, например, группы входите вы. Прежде всего, вы члены семьи. А семья – это особая группа. В связи с тем, что она немногочисленна по своему составу, её называют малой группой.

Городские и сельские жители – это тоже группы. Вы как жители города или села принадлежите к одной из них. Но, конечно, они отличаются от такой группы, как семья.

Вы учитесь в шестом классе. Школьный класс – это тоже группа. Все ученики вашего класса знают друг друга, у вас есть взаимные обязанности и права, вас объединяет учёба в школе.

А ещё, возможно, вы посещаете спортивную секцию, или театральный коллектив, или хоровой кружок. Различные кружки и клубы (например, клуб филателистов, туристов, любителей поэзии, спорта, театра или музыки) тоже группы.

Групп, объединяющих людей, множество. У каждой из них есть общее дело и общая цель. В зависимости от цели группы в ней может быть разное количество участников.

Подумайте, какое общее дело, например, у школьного класса. А у театрального кружка? А у баскетбольной команды?

Ваши родители, получив профессию, стали членами профессиональных групп, например, инженеров, врачей, шахтёров и др.

Народ тоже особая группа людей. Эта группа отличается от других народов своими традициями, песнями, сказками, легендами.

Группы бывают самые разные, их очень много. Каждый человек одновременно входит в несколько разных групп.

Среди групп можно выделить те, которые выбираете вы, и те, в которых вы оказываетесь не по своему выбору. В этом случае группа как бы сама вас выбирает. Группой, которая сама вас выбрала, является, например, школьный класс (вас привели и записали в школу) или ваша семья (родившись, вы уже оказались членом группы людей под названием «семья»).

Примером группы, которую вы сами выбрали, является группа ваших друзей, приятелей или тот кружок, в который вы записались. В дальнейшем вы решите, что будете делать после школы. Если решите дальше учиться, то войдёте в большую группу студентов. Вы сами выберете ту профессию, которую захотите получить. И, получив её, войдёте в состав этой профессиональной группы.

Группы, которые мы выбираем

Группа, которую вы выбираете, начинается с какого-то интереса. А ведь интересов множество! Многие группы сознательно создаются теми, кто хочет собрать вместе людей со сходными интересами. Таким организатором можете стать и вы.

Есть, например, группы, в которые ребята объединяются, чтобы просто встречаться и разговаривать, делиться тем, что их волнует, обсудить, например, какие джинсы или кроссовки сейчас самые модные.

А есть другие группы, где ребята объединены общими интересными и полезными делами. Например, ходят в походы, где отдыхают и учатся понимать природу, общаются друг с другом, познают историю родного края, или по просьбе воспитателей детского сада по очереди играют с малышами, или помогают пожилым людям в работе по дому и в садово-огородных делах. А ещё готовят подарки и поздравляют в праздники ветеранов войны и труда. Представьте, как приятно сознавать, что о тебе помнят, думают, стараются порадовать! Такие группы развивают отзывчивость, милосердие, сопереживание, взаимопомощь. Ребята, у которых не было опыта жизни в такой группе, считают: «Хорошо то, что хорошо для меня. Любым путём, любым способом».

Каждый человек при желании может найти или создать такую группу, в которой ему будет комфортно, где его будут ценить независимо от того, отличник он или двоечник, умеет ли он красиво говорить или нет, решителен он или не очень. Это может быть группа ваших сверстников или группа, объединяющая людей разного возраста. Главное – это то, чтобы были интересы, объединяющие всех, общая цель и доброе отношение друг к другу. Если человек ощущает внимание, сопереживание, чувство локтя, защищённость, поддержку, у него и настроение хорошее, и дела идут на лад. Именно в такой группе вы чувствуете, что тот, кто с вами рядом, - ваш товарищ, а не враг или соперник, не тот, кто вас сейчас обидит, ударит, обманет, прогонит. Вы знаете ребят своей группы, можете на них положиться. А ещё вы можете многому научиться у них и научить их тому, что знаете и умеете сами.

Подумайте, чему вас научили ребята в классе или другой группе и чему вы можете их научить сами.

Кто может быть лидером

В разных группах у человека может быть разное положение. Например, в спортивной команде вы можете быть капитаном, то есть лидером, брать на себя руководство группой. А в вашем классе лидером можете быть не вы, а кто-нибудь другой. В хоре или театральном коллективе в одних выступлениях вы можете быть солистом и играть главную роль, в других нет. А в туристическом объединении вы можете быть и ответственным за палатку, и дежурным у костра, и главным поваром, и санитаром, и походным мастером, и штурманом группы, и фотографом и т. д. Иными словами, говорят: человек в группе – а в разных группах тем более! – может играть разные роли. И вот что интересно: каждая роль даёт возможность человеку показать себя с какой-то особой стороны.

В одном классе был незаметный тихий паренёк. Ничем не выделялся. Учился на троечки. И все удивились, когда он записался в туристический клуб. Но ещё больше удивились ребята в первом походе – этот паренёк первым перебрался через большой овраг и помог перебраться всем остальным, а на привале оказался первоклассным костровым и поваром. Когда возвращались из похода, он шёл первым и вёл за собой отряд.

А в другом классе был парень, который отличался своей силой. Он часто обижал тех, кто был слабее, заставляя их делать то, что ему хотелось. Как вы думаете, можно ли его назвать лидером?

И ещё пример. Один ученик стремился любой ценой по всем предметам получать только отличные отметки. Он не тратил времени на семейные дела, общественные поручения, помощь заболевшему товарищу. Лидер ли он?

Истинного лидера выдвигает группа ребят – класс, секция, кружок. Он увлекает ребят за собой, готов разделить с ними собственные успехи и достижения. И никогда настоящий лидер не станет противопоставлять себя окружающим во имя личного честолюбия.

Что можно, чего нельзя и что за это бывает

В каждой группе, которая существует достаточно долго, складываются определённые правила. Они отличают данную группу от других. У членов группы может быть особая манера одеваться, причёски определённого вида, условные знаки принадлежности к группе (значки, галстуки, эмблемы и пр.).

Члены группы могут особым образом приветствовать друг друга при встрече. Группа может предъявлять ко всем, кто в неё входит, определённые требования.

Требования группы выражаются в её законах, правилах, ритуалах. Вы можете войти в группу, где уже существуют свои правила и их надо выполнять даже в том случае, если они не совсем вам по душе. А ещё вы можете попасть в такую группу, где все, кто в неё входит, участвуют в выработке общих правил. Ребята одного класса, например, договорились сочинить правила для своих общих сборов. А чтобы эти правила не были скучными, попробовали написать их в стихах. Вот что у них получилось:

Мы на сборе не молчим,

Не шумим и не кричим,

Слушаем друг друга,

Говорим по кругу,

Коллективно обсуждаем

И решенья принимаем.

А у учеников вашего класса есть общие правила?

Те ребята, которым приходилось в своей жизни переходить из одной школы в другую, на собственном опыте знают, насколько бывает тяжело привыкать к новому классу, новой группе.

Почему так происходит? Отвечая на вопрос, прежде всего, вспомним об этих правилах. В старом и новом классе они могут быть разные. Например, в прежней школе было принято активно вступать в беседу на уроке, а в новой требуется сидеть, сложа руки, и слушать учителя. Но новенький пока не знает, что от него тоже этого ждут, и по привычке вступает в рассуждения и высказывает своё мнение. Как это воспримет новый класс?

Правила, по которым живёт группа, называют словом «нормы». Если бы не было групповых норм, трудно было бы добиваться цели, стало бы невыполнимым дело, за которое группа берётся.

Тот, кто не выполняет групповые нормы, кто не дорожит мнением окружающих, кто ставит себя выше других, противопоставляет себя группе.

Пример человека, противопоставлявшего себя группе, вам знаком с детства. Это герой известной детской песенки Ю. Энтина «Антошка». Давайте его вспомним.

Антошка, Антошка,

Пойдём копать картошку.

Антошка, Антошка,

Пойдём копать картошку.

Тили-тили,

Трали-вали,

Это мы не проходили,

Это нам не задавали!

Тарам, пам, пам,

Тарам, пам, пам.

Антошка, Антошка,

Сыграй нам на гармошке.

Антошка. Антошка,

Сыграй нам на гармошке…

Чем закончилась эта история? Как в реальной жизни может поступить группа с человеком, который не выполняет её требований и делает только то, что ему хочется?

О поощрениях и наказаниях

С человеком, который нарушает общие правила, могут поговорить, объяснить ему, что он сделал не так, как того требуют правила группы. Могут предупредить, поругать, перестать общаться. Могут пустить в ход усмешку, злую шутку, присвоить нелестную кличку, отказаться подавать руку и т. п. А могут и исключить из группы. А тех, кто всегда выполняет общие правила, кто отличается с лучшей стороны, группа всячески поддерживает, поощряет. В качестве поддержки она использует грамоты, премии, медали, благодарности, памятные подарки, аплодисменты, ответственные поручения и др.

Различные способы порицания (наказания) и поощрения (поддержки) называют словом «санкции». Санкции являются охранниками групповых норм.

Есть группы, которые полностью подчиняют человека, заставляют действовать несмотря на его личные желания и интересы. Подумайте, всегда ли это хорошо.

Картинная галерея

В. И. Суриков (1848 – 1916). Степан Разин. 1906 г.

Поэтическое слово

Плохо человеку,

когда он один.

Горе одному,

один не воин –

Каждый дюжий

ему господин,

И даже слабые,

если двое…

Единица – вздор,

единица – ноль,

даже если

очень важный –

не подымет

пятивершковое бревно,

тем более

дом пятиэтажный.

В. Маяковский

Какую особенность объединения людей описал в своих стихах В. Маяковский? Найдите в тексте параграфа строки, которые можно проиллюстрировать этим стихотворением.

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ

До XV века основной военной силой государств Западной Европы было рыцарское войско. Военная служба была главным делом группы людей – рыцарей. Рыцари отличались особым поведением и образом жизни. Они должны были разбираться в вопросах религии, знать правила поведения при дворе короля, владеть «семью рыцарскими добродетелями»: верховой ездой, фехтованием, искусным обращением с копьём, плаванием, охотой, игрой в шашки, сочинением и пением стихов в честь дамы сердца. Рыцарскими достоинствами считались воинская отвага и презрение к опасности, гордость, благородное отношение к женщине, внимание к другим рыцарям, нуждающимся в помощи. Осуждению подвергалась скупость, не прощалось предательство.

Рыцари знали свою родословную, с какого века каждый из них ведёт свой род, с кем состоит в родстве. Каждый рыцарь имел знак его рода, его воинской доблести – герб. На нём обычно помещалось короткое изречение (девиз), объясняющее смысл герба. Девизы подчёркивали смелость, гордость, независимость владельцев герба.

Чтобы стать рыцарем, надо было пройти особую подготовку. В семь лет мальчики покидали свою семью и переходили в замок сеньора. Вначале они выполняли обязанности пажа, затем – оруженосца. Долгие годы их учили всему, что должны были знать и уметь рыцари. Когда учёба завершалась, молодые люди проходили обряд посвящения в рыцари. Рыцарь, посвящающий в звание, ударял посвящаемого мячом плашмя по плечу, произносил слова посвящения, надевал шлем и золотые шпоры, вручал меч – символ рыцарского достоинства – и щит с изображением герба и девиза. Посвящаемый давал клятву верности и обязательство соблюдать кодекс чести.

С какой группой тебе по пути?

Вы уже знаете, что одновременно являетесь членами нескольких групп. Вы члены семьи, школьного класса, спортивной секции и др. В каждой из этих групп могут быть свои нормы – правила, законы.

Подумайте, по каким правилам живут группы, в которые вы входите. Соответствуют ли правила одной группы правилам другой?

Очень важно отметить одну особенность группы. Она как бы вбирает в себя силу всех людей, которые в неё входят. И эта сила может быть направлена на самые разные дела, как на хорошие, так и на плохие. С одной группой вы можете, например, готовить поздравления и подарки ветеранам войны, помогать им, проявлять о них заботу. А с другой группой вы вроде бы и не заняты ничем, просто время проводите. Но вдруг кому-то пришла в голову шальная мысль, а ребята, не задумываясь, подхватили её. И вот уже вы заняты делом, за которое потом вам может быть очень стыдно. Но это потом, когда вы спокойно обо всём подумаете и разберётесь. А пока всё кажется увлекательным, простым и лёгким, ведь все ребята это делают, и вы – как все! Страшные поступки может совершить такая группа.

Старайтесь помнить: к какой бы группе ни принадлежал человек, ответственность за собственное поведение всегда остаётся на нём самом. И если группа совершает что-либо противозаконное, вина каждого участника признаётся ещё большей, чем если бы он совершил этот поступок в одиночку. Групповые действия, совершённые вопреки закону, усугубляют вину отдельного человека. Вот почему так важно мысленно спрашивать самого себя: «Нравится ли мне то, что я сейчас делаю с группой? Делал бы я то, что делаю сейчас в группе, если бы был один, или нет?»

Человек может уйти из той группы, где ему неуютно, неинтересно, с действиями которой он не согласен. Например, попав в группу болельщиков какой-то футбольной команды, вы начинаете понимать, что объединяет ребят в ней не только любовь к клубу и одинаковые футболки. У них похожие взгляды на мир, представления о добре и зле. Вы можете почувствовать, что эти взгляды расходятся с вашими. И если вы не хотите отказываться от своих представлений, рано или поздно вы из этой группы уйдёте.

Вы можете увидеть, что некоторые ребята из вашей группы курят, пьют спиртные напитки и употребляют наркотики. Они могут предложить вам поступать так же. Помните, настоящие друзья никогда не будут настаивать на том, что может повредить вашему здоровью. Ищите людей со здоровыми интересами. Держитесь ближе к людям, чьи позиции и поведение вам по душе.

К сожалению, иногда случается так, что человек, входя в определённую группу, считает представителей всех других групп хуже себя. Как вы думаете, это справедливо?

Неприязнь и ненависть к другим людям мешают общению и разрушают личность человека.

Жил на свете человек

Когда началась Первая мировая война, Аркадию Петровичу Гайдару (1904-1941) (настоящая фамилия Голиков) было десять лет. Отца забрали в солдаты, и он сбежал из дома, чтобы ехать к отцу на фронт. Его задержали и вернули. Но через четыре года Гайдар всё-таки попал на войну. В четырнадцать с половиной лет он командовал ротой курсантов, а в семнадцать лет был командиром отдельного полка. После ранения и контузии Гайдар ушёл из армии и стал писателем.

Он много ездил по стране, встречался с разными людьми. Свои книги обдумывал в дороге. Часто сочинял на ходу: твердил наизусть целые страницы, а потом записывал их в простых тетрадках.

Когда началась Великая Отечественная война, писатель отправился на фронт военным корреспондентом. Его часть попала в окружение. Гайдара хотели вывезти на самолёте, однако он отказался покинуть товарищей и остался в партизанском отряде. Воевал как рядовой пулемётчик и погиб в бою в 1941 году.

Одна из книг писателя («Тимур и его команда») приобрела невиданную в истории литературы судьбу. Её герой – Тимур, смелый, благородный, отзывчивый мальчуган, придумал чудесную игру. Он вместе с группой ребят окружил тайной заботой людей, нуждающихся в помощи. Все свои действия Тимур и его команда держали в секрете. Никто не видел ребят, когда они носили старушке воду или укладывали дрова. Их помощь была не показной, не для благодарности или награды, - они помогали людям по зову добрых сердец.

Прочитав эту книгу, ребята в разных городах стали создавать группы, похожие на команду Тимура. Так началось тимуровское движение. Особое значение оно имело в годы Великой Отечественной войны, когда ребята помогали семьям ушедших на фронт. Первые тимуровцы уже стали бабушками и дедушками.

Книгу Гайдара и сегодня читают ваши ровесники. И сегодня то в одном, то в другом уголке нашей страны вдруг становится известно о добрых делах тимуровцев.

Поэтическое слово

Цыганы шумною толпою

По Бессарабии кочуют.

Они сегодня над рекой

В шатрах изодранных ночуют.

Как вольность, весел их ночлег

И мирный сон под небесами.