Владимир Владимирович Маяковский - одна из ключевых фигур в отечественной литературе Серебряного века. Общей чертой творчества поэта можно назвать сатирическое осмеяние, которое наглядно продемонстрировано в стихотворении «О дряни». Краткий анализ «О дряни» по плану позволит ученикам 11 класса пройти полноценную подготовку к уроку по литературе.

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1921 году в качестве реакции писателя на лицемерие определенной категории граждан, не принявших идеи революции, но сумевших приспособиться к новым реалиям.

Тема стихотворения – Протест против мещан, высмеивание их пороков.

Композиция – Блоки композиции весьма условны. Стихотворение состоит из зачина, экспозиции, кульминации и развязки.

Жанр – Сатирический фельетон.

Стихотворный размер – Дактиль, тонический стих.

Резкие, грубые слова «мразь», «зады», «мурло», «дрянь».

Уменьшительно-ласкательные суффиксы «спаленка», «потолочек».

Гипербола «Намозолив от пятилетнего сиденья зады, крепкие как умывальники…».

Неологизмы «оголтелая канареица», «фигурять».

История создания

Будучи, в первую очередь, не только поэтом, но гражданином своей страны, Владимир Владимирович никогда не оставался в стороне от происходивших в ней событий. Он обладал удивительной способностью подмечать все нарывы окружающей действительности, и открыто выставлять их напоказ на суд общественности. При этом методы его были зачастую ироничны, неприглядны и весьма негуманны.

Беспощадное перо Маяковского выхватывало самую суть пороков, царивших в обществе, и в жесткой и нелицеприятной форме осмеивало их. Очередным подтверждением тому стало произведение «О дряни», написанное поэтом в 1921 году. Пережив свержение самодержавия и ужасы гражданской войны, социум стал привыкать к новым условиям жизни.

Однако далеко не все граждане смогли искренне проникнуться идеями революции и жить в согласии с ними. Мимикрировав в новой обстановке, они по-прежнему исповедовали свои застарелые мещанские ценности. Именно этим людям - мещанам по духу - и посвятил свои строки поэт-бунтарь.

Тема

Главная тема произведения - обличение мещанства, которому удалось прекрасно приспособиться в обновленной стране. Однако поэт сразу предупреждает, что не имеет ничего против мещанства как сословия. Прежде всего, он высмеивает тех людей, чья сущность представляет собой смесь хамства, пошлости и двуличия.

Подобное отношение поэта к мещанству несложно понять. Во время лихолетья Гражданской войны погибло немало достойных людей, которые самоотверженно жертвовали собственными жизнями ради высоких идеалов. В то время как всякая «дрянь» пряталась по теплым углам, пережидая тяжелые времена. Победа большевиков и восстановление мирной жизни стали причиной того, что «мурло мещанина» почувствовало себя в безопасности и даже смогло приспособиться к новым условиям.

Будучи отчаянным идеалистом, Маяковский всем своим естеством жаждал полной и безоговорочной победы нового строя над пережитками буржуазного социума. Однако этого не произошло, о чем горько сожалеет поэт в своем произведении.

В стихотворении «О дряни» он рисует типичные образы современных мещан: безымянного служащего, устроившего «уютный кабинет» в одном из госучреждений, и его супругу - «товарища Надю». Все общение супружеской четы сводится лишь к разговорам о благоустройстве собственного мирка. Однако при этом они все силы прикладывают к тому, чтобы создать видимость людей новой формации, и это у них неплохо получается.

В стихотворении много внимания уделяется теме мещанского быта, который поглощает все мысли и поступки обывателей. Поэт рисует обязательные атрибуты сытой и комфортной жизни мещан: самовар, пианино, кот, клетку с канарейкой. Но при этом в их доме непременно найдется и свежий выпуск «Известий», и портрет идейного вождя на стене.

Столь сильное неприятие мещанства поэтом связано с тем, что он прекрасно отдает себе отчет, насколько опасно оно для общества. Таких людей немало среди чиновников и в рядах правительственного аппарата, а это несет огромную угрозу всей идее коммунизма.

Композиция

Для стиха «О дряни» характерно весьма своеобразное композиционное построение с условными блоками. Произведение начинается с хвалебного возгласа поэта, которое в следующий миг сменяется горькой сатирой. Это своеобразный зачин стихотворения.

Далее следует экспозиция, в которой Маяковский делится своими соображениями касательно причины «живучести» мещанства в стране Советов. Он ярко и красочно описывает образ типичной мещанской супружеской пары.

Кульминационным моментом в произведении является гневная речь изображенного на картине Карла Маркс, не выдержавшего махровой обывательщины.

Его весьма экспрессивное обращение служит логической развязкой в стихотворении.

Жанр

Будучи признанным королем сатирической поэзии, Маяковский написал стихотворение «О дряни» в жанре сатирического фельетона. Стихотворный размер произведения - дактиль. Как и большинство работ Маяковского, это тонический стих, ритм в котором основан на выравнивании ударений при произвольном количестве слогов.

Средства выразительности

Для создания яркого образа советского обывателя Владимир Владимирович использует широкий спектр средств художественной выразительности. В первую очередь бросается в глаза обилие грубых, резких слов : «мразь», «зады», «мурло», «дрянь».

Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов подчеркивает презрительное отношение поэта к мещанскому быту: «спаленка», «потолочек».

В качестве гиперболы , доходящей до абсурда, представлена фраза «Намозолив от пятилетнего сиденья зады, крепкие как умывальники…».

Для повышения выразительности стихотворением Маяковский берет на вооружение неологизмы , которые гармонично дополняют его неповторимый стиль: «оголтелая канареица», «фигурять».

Маяковский был поэтом, который всегда откликался на происходящие вокруг него события. Во всемирной поэзии ему принадлежала одна из самых исключительных ролей - свой талант Маяковский посвятил революционному обновлению во имя счастья миллионов людей. Для него не существовало тем, о которых поэзия могла бы молчать. В центре произведения «О дряни» читатель видит образ мещанина, который сумел втереться в структуру советского учреждения, но продолжает заботиться исключительно о собственном благополучии. В стихотворении Маяковского «мрази» противопоставлены настоящим героям революции.

Кого обличает поэт

Анализ «О дряни» Маяковского показывает, что произведение является одним из образцов, в которых отражается сатирическое мастерство Маяковского. В каждой из его строчек читатель слышит беспощадный и обличительный смех. Поэт высмеивает тех, для кого новая эпоха в жизни страны была всего лишь периодом, к которому можно и нужно было приспособиться. Также он обличает обывателей, для которых символика советского времени была всего лишь данью моде. С большой ненавистью Маяковский относится к подобным «типам». И чтобы еще больше привлечь внимание своих читателей, поэт «оживляет» портрет К. Маркса: «Маркс со стены смотрел, смотрел… и вдруг да как заорет…».

Анализ «О дряни» Маяковского: необычная лексика

Для того чтобы создать сатирический образ высмеиваемого «мещанина», поэт использует очень специфическую лексику. В первую очередь это большое количество разного рода сниженной лексики: «мурло», «мразь», «дрянь», «головы.. сверните». Также можно прочувствовать иронический настрой поэта через слова его субъективной оценки: «спаленки», «галифища». Подробный анализ «О дряни» Маяковского показывает, что абсолютно неповторимый стиль поэту удалось выработать при помощи неологизмов. Для него они никогда не были самоцелью. Эти необычные слова и фразы поэт использовал для того, чтобы повысить выразительность своих произведений. Например, такие слова, как «фигурять» и «оголтелая канареица».

В произведении поэт также использует и уменьшительно-ласкательные суффиксы (например, слова «спаленки», «потолочек»). Это усиливает сатирическое впечатление от произведения. Также поэт использует вместо обычных, нейтральных фраз слова с эмоциональной окраской. К примеру, это фраза «на балу в Реввоенсовете». Ведь каждый читатель знает, что в советскую эпоху не могло быть никаких балов. Это слово старой эпохи. Фразы поэт строит по принципу резкости, контрастности, таким образом раскрывая сущность мещанина.

Разбор произведения по плану

Анализ стихотворения «О дряни» Маяковского по плану может включать в себя такие пункты:

  1. Название произведения.
  2. Когда было написано стихотворение, что послужило его написанию. В данном случае - недовольство поэта мещанами.
  3. Художественные средства, используемые поэтом (неологизмы, контраст, уменьшительно-ласкательные суффиксы).
  4. Образ героя. В данном случае это мещанин с его низкими интересами.
  5. Мнение школьника о произведении.

Композиция

Подготавливая анализ «О дряни» Маяковского, школьник может также подчеркнуть: произведение имеет необычное композиционное строение. Конечно, выделение таких блоков в тексте весьма условно. Начинается произведение с хвалебного возгласа поэта: «Слава, Слава, Слава героям!!!». И этот возглас очень резко контрастирует с тем, что будет сказано в дальнейшем. В самом начале читатель уже может заметить горькие сатирические нотки - они являются своеобразным зачином произведения.

Анализ стихотворения «О дряни» Маяковского демонстрирует, что дальше следует экспозиция, с помощью которой Маяковский разъясняет причины феномена обывательщины в советском государстве. И вся абсурдность и неприглядность образа мещанина и его супруги развивается по ходу произведения. Кульминационной точкой этого стихотворения является «оживление» портрета Маркса, который не выдержал разговора этих людей и ожил. Его экспрессивная речь представляет собой развязку стихотворения.

История создания

Произведение было написано в 1920-1921 годах. В это время уже было понятно, что в стране советов не все так гладко. Маяковский сумел увидеть всю отвратительность жизни мещан и обрисовал этот феномен с присущей ему иронией. Однако необходимо заметить, что мещанский быт, описанный в произведении, не является у Маяковского предметом сатирического обличения. Он лишь выражает истинную сущность мещанской жизни.

Главные персонажи произведения

Проводя краткий анализ «О дряни» Маяковского, необходимо упомянуть о главном действующем персонаже произведения. Это мещанин с его низкими интересами. Его поэт называет «иной мразью». Мещанин мечтает о приобретении разного добра: например, предметом его желаний являются «тихоокеанский галифища». Что касается его супруги, то она тоже не прочь разнообразить свой гардероб. Но платье она хочет непременно с советской символикой. Ведь «без серпа и молота не покажешься в свете». Поначалу может показаться, что мещанин является человеком советской эпохи. Но затем читатель видит, что в действительности его быт наделен признаками другой эпохи - об этом говорит самовар, пианино.

Произведение является не только материалом для подробного анализа сатиры Маяковского. «О дряни» выражает также личные опасения поэта по поводу влияния лицемерных мещан на советский режим. Ведь они скрываются за общепринятыми символами, но в действительности никогда не переставали быть мещанами. Опасными они кажутся Маяковскому еще и потому, что оказываются способными втереться в правительственный аппарат, а именно это порождает вездесущую болезнь бюрократии. Помимо этого, поэт всей душой ужасался от мещанской атмосферы, которая стремилась «утихомирить волны революционных лон».

Владимир Маяковский О ДРЯНИ

Слава. Слава, Слава героям!!!

Впрочем,
им
довольно воздали дани.
Теперь
поговорим
о дряни.

Утихомирились бури революционных лон.
Подернулась тиной советская мешанина.
И вылезло
из-за спины РСФСР
мурло
мещанина.

(Меня не поймаете на слове,
я вовсе не против мещанского сословия.
Мещанам
без различия классов и сословий
мое славословие.)

Со всех необъятных российских нив,
с первого дня советского рождения
стеклись они,
наскоро оперенья переменив,
и засели во все учреждения.

Намозолив от пятилетнего сидения зады,
крепкие, как умывальники,
живут и поныне
тише воды.
Свили уютные кабинеты и спаленкиИ вечером
та или иная мразь,
на жену.
за пианином обучающуюся, глядя,
говорит,
от самовара разморясь:
"Товарищ Надя!
К празднику прибавка -
24 тыщи.
Тариф.
Эх, заведу я себе
тихоокеанские галифища,
чтоб из штанов
выглядывать
как коралловый риф!"
А Надя:
"И мне с эмблемами платья.
Без серпа и молота не покажешься в свете!
В чем
сегодня
буду фигурять я
на балу в Реввоенсовете?!"
На стенке Маркс.
Рамочка ала.
На "Известиях" лежа, котенок греется.
А из-под потолочка
верещала
оголтелая канареица.

Маркс со стенки смотрел, смотрел...
И вдруг
разинул рот,
да как заорет:
"Опутали революцию обывательщины нити.
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее
головы канарейкам сверните -
чтоб коммунизм
канарейками не был побит!"

Анализ стихотворения Маяковского «О дряни»

Раннее творчество Владимира Маяковского ознаменовалось резкой критикой старого мира, который должна была убить, разрушить революция, а на его месте построить новый. Однако обилие тем, проблем, персонажей в сатирических произведениях Маяковского убеждает в том, что «ушедшее» виновато далеко не всегда: сатирического осмеяния достойны многие явления строящейся в Советской стране жизни. Взять хотя бы мещанство, которое не было пережитком прошлого. Оно порождение настоящего, и потому было не только живучим, но и процветающим в условиях новой советской жизни. Одним из первых нанёс удар по этому явлению революционной действительности Маяковский своим стихотворением «О дряни». Этим стихотворением начинается одна из важнейших тем в послеоктябрьском творчестве поэта – тема борьбы с мещанством, с обывательщиной.Стихотворение «О дряни» написано в 1920 – 1921 годах, когда оказалось, что не всё так гладко после революции как ожидалось. Маяковский увидел тогда всю отвратительность мещанского быта и обрисовал его в этом стихотворении со свойственной ему критичностью и иронией. Но стоит заметить, что быт в стихотворении – не предмет сатирического обличения, а форма выражения политической сущности мещанства.Главным «героем» в стихотворении является обыватель с мещанскими интересами, интересами мелкими и ничтожными. Мещанин («иная мразь») мечтает о «тихоокеанских галифищах», а его жена лишь о том, в чём будет «фигурять», то есть в платье, но с советскими символами: «Без серпа и молота не покажешься в свете». Весь их быт полон советской символики. Это и портрет Маркса в красной рамке, и газета «Известия». Даже отношения между ними стали советскими («Товарищ Надя!» – обращается муж к жене). На основе только этих фактов, на первый взгляд, можно сделать вывод о том, что «герой» стихотворения глубоко советский человек. Но это не так. На нём лишь оперенье советского человека, а на самом деле он мещанин, и многие мещанские признаки налицо: пианино, самовар. Маяковский своим чутким сердцем почувствовал опасность таких людей, так как они скрылись за опереньем советской символики, а на самом деле это всё те же обыватели с мещанскими интересами. Они опасны ещё и потому, что ловко втираются в государственный аппарат, порождая болезнь обюрокрачивания учреждений. Поэта ужасала и мещанская атмосфера, которую несёт с собой обыватель, озабоченный тем, чтобы «утихомирить бури революционных лон», чтобы «подёрнулась тиной советская мешанина». Обыватель, порождённый революционной эпохой, может только испортить и опошлить революционные представления, а значит и коммунистические. Для усиления этой мысли В. Маяковский в конце стихотворения рисует почти фантастическую картину: Карл Маркс оживает и призывает свернуть шеи «канареицам», то есть мещанам. Мещанину автор подобрал выразительный и точный образ «оголтелой канареицы», которая серьёзно может «побить» коммунизм. Отчасти этим образом Маяковский определяет сатирическое звучание стихотворения. Усиливает это звучание автор многочисленными изобразительно-художественными средствами.Во-первых, поэт употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («спаленки», «потолочек»), что является одним из признаков иронии. Во-вторых, он заменяет нейтральные слова на эмоциональные. Например, фраза «на балу в Реввоенсовете» нелепа, так как в Реввоенсовете не может быть бала; слово «бал» – слово старой эпохи. Маяковский также употребляет слова убийственно резкие (мурло, зады, мразь) и сталкивает эти просторечные слова с политическими, то есть использует слова различных лексических групп. И, наконец, употребляя выразительную гиперболу («Намозолив от пятилетнего сиденья зады, крепкие как умывальники…»), выводит изображение на грань абсурда. Строя фразы по принципу стилевого контраста, Маяковский разоблачает стремление мещан спрятать свою сущность. Всё это усиливает ироническое звучание стихотворения, выражая публицистический характер сатиры В. Маяковского.Сатира Маяковского – это острый и язвительный смех, но не надо забывать, что это и тревожный смех. В сатирических стихах поэта чувствуется тревога, беспокойство за общество. Именно поэтому сатира Маяковского актуальна и в наши дни. Она пропитана особым чувством – чувством искренности. За это мы считаем Владимира Маяковского одним из самых талантливых людей двадцатого века и любим его!

Раннее творчество Владимира Маяковского ознаменовалось резкой критикой старого мира, который должна была убить, разрушить революция, а на его месте построить новый. Однако обилие тем, проблем, персонажей в сатирических произведениях Маяковского убеждает в том, что «ушедшее» виновато далеко не всегда: сатирического осмеяния достойны многие явления строящейся в Советской стране жизни. Взять хотя бы мещанство, которое не было пережитком прошлого. Оно порождение настоящего, и потому было не только живучим, но и процветающим в условиях новой советской жизни. Одним из первых нанёс удар по этому явлению революционной действительности Маяковский своим стихотворением «О дряни». Этим стихотворением начинается одна из важнейших тем в послеоктябрьском творчестве поэта – тема борьбы с мещанством, с обывательщиной.

Стихотворение «О дряни» написано в 1920 – 1921 годах, когда оказалось, что не всё так гладко после революции как ожидалось. Маяковский увидел тогда всю отвратительность мещанского быта и обрисовал его в этом стихотворении со свойственной ему критичностью и иронией. Но стоит заметить, что быт в стихотворении – не предмет сатирического обличения, а форма выражения политической сущности мещанства.

Главным «героем» в стихотворении является обыватель с мещанскими интересами, интересами мелкими и ничтожными. Мещанин («иная мразь») мечтает о «тихоокеанских галифищах», а его жена лишь о том, в чём будет «фигурять», то есть в платье, но с советскими символами: «Без серпа и молота не покажешься в свете». Весь их быт полон советской символики. Это и портрет Маркса в красной рамке, и газета «Известия». Даже отношения между ними стали советскими («Товарищ Надя!» – обращается муж к жене). На основе только этих фактов, на первый взгляд, можно сделать вывод о том, что «герой» стихотворения глубоко советский человек. Но это не так. На нём лишь оперенье советского человека, а на самом деле он мещанин, и многие мещанские признаки налицо: пианино, самовар. Маяковский своим чутким сердцем почувствовал опасность таких людей, так как они скрылись за опереньем советской символики, а на самом деле это всё те же обыватели с мещанскими интересами. Они опасны ещё и потому, что ловко втираются в государственный аппарат, порождая болезнь обюрокрачивания учреждений. Поэта ужасала и мещанская атмосфера, которую несёт с собой обыватель, озабоченный тем, чтобы «утихомирить бури революционных лон», чтобы «подёрнулась тиной советская мешанина». Обыватель, порождённый революционной эпохой, может только испортить и опошлить революционные представления, а значит и коммунистические. Для усиления этой мысли В. Маяковский в конце стихотворения рисует почти фантастическую картину: Карл Маркс оживает и призывает свернуть шеи «канареицам», то есть мещанам. Мещанину автор подобрал выразительный и точный образ «оголтелой канареицы», которая серьёзно может «побить» коммунизм. Отчасти этим образом Маяковский определяет сатирическое звучание стихотворения. Усиливает это звучание автор многочисленными изобразительно-художественными средствами.

Во-первых, поэт употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («спаленки», «потолочек»), что является одним из признаков иронии. Во-вторых, он заменяет нейтральные слова на эмоциональные. Например, фраза «на балу в Реввоенсовете» нелепа, так как в Реввоенсовете не может быть бала; слово «бал» – слово старой эпохи. Маяковский также употребляет слова убийственно резкие (мурло, зады, мразь) и сталкивает эти просторечные слова с политическими, то есть использует слова различных лексических групп. И, наконец, употребляя выразительную гиперболу («Намозолив от пятилетнего сиденья зады, крепкие как умывальники…»), выводит изображение на грань абсурда. Строя фразы по принципу стилевого контраста, Маяковский разоблачает стремление мещан спрятать свою сущность. Всё это усиливает ироническое звучание стихотворения, выражая публицистический характер сатиры В. Маяковского.

Сатира Маяковского – это острый и язвительный смех, но не надо забывать, что это и тревожный смех. В сатирических стихах поэта чувствуется тревога, беспокойство за общество. Именно поэтому сатира Маяковского актуальна и в наши дни. Она пропитана особым чувством – чувством искренности. За это мы считаем Владимира Маяковского одним из самых талантливых людей двадцатого века и любим его!

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

Cлайд 1

Cлайд 2

Слава. Слава, Слава героям!!! Впрочем, им довольно воздали дани. Теперь поговорим о дряни. Утихомирились бури революционных лон. Подернулась тиной советская мешанина. И вылезло из-за спины РСФСР мурло мещанина. (Меня не поймаете на слове, я вовсе не против мещанского сословия. Мещанам без различия классов и сословий мое славословие.) Со всех необъятных российских нив, с первого дня советского рождения стеклись они, наскоро оперенья переменив, и засели во все учреждения.

Cлайд 3

Намозолив от пятилетнего сидения зады, крепкие, как умывальники, живут и поныне тише воды. Свили уютные кабинеты и спаленки. И вечером та или иная мразь, на жену. за пианином обучающуюся, глядя, говорит, от самовара разморясь: "Товарищ Надя! К празднику прибавка – 24 тыщи. Тариф. Эх, заведу я себе тихоокеанские галифища, чтоб из штанов выглядывать как коралловый риф!"

Cлайд 4

А Надя: "И мне с эмблемами платья. Без серпа и молота не покажешься в свете! В чем сегодня буду фигурять я на балу в Реввоенсовете?!" На стенке Маркс. Рамочка ала. На "Известиях" лежа, котенок греется. А из-под потолочка верещала оголтелая канареица. Маркс со стенки смотрел, смотрел... И вдруг разинул рот, да как заорет: "Опутали революцию обывательщины нити. Страшнее Врангеля обывательский быт. Скорее головы канарейкам сверните – чтоб коммунизм канарейками не был побит!" 1920-1921

Cлайд 5

Стихотворение «О дряни» написано в 1920 – 1921 годах, когда оказалось, что не всё так гладко после революции как ожидалось. Маяковский увидел тогда всю отвратительность мещанского быта и обрисовал его в этом стихотворении со свойственной ему критичностью и иронией. Но стоит заметить, что быт в стихотворении – не предмет сатирического обличения, а форма выражения политической сущности мещанства.

Cлайд 6

Главным «героем» в стихотворении является обыватель с мещанскими интересами, интересами мелкими и ничтожными. Мещанин («иная мразь») мечтает о «тихоокеанских галифищах», а его жена лишь о том, в чём будет «фигурять», то есть в платье, но с советскими символами: «Без серпа и молота не покажешься в свете». Весь их быт полон советской символики. Но на деле он лишь скрылся за опереньем советской символики, в душе остался мещанином.

Cлайд 7

Обыватель, порождённый революционной эпохой, может только испортить и опошлить революционные представления, а значит и коммунистические. В конце В. Маяковский стихотворения рисует почти фантастическую картину: Карл Маркс оживает и призывает свернуть шеи «канареицам», то есть мещанам. Мещанину автор подобрал выразительный и точный образ «оголтелой канареицы», которая серьёзно может «побить» коммунизм.

Cлайд 8

Поэт употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («спаленки», «потолочек»), что является одним из признаков иронии. Он заменяет нейтральные слова на эмоциональные. Например, фраза «на балу в Реввоенсовете» нелепа, так как в Реввоенсовете не может быть бала; слово «бал» – слово старой эпохи.