«Быть или не быть…» Слова из известного монолога шекспировского Гамлета нередко всплывают в памяти многих, если не сказать, практически всех родителей с наступлением нового учебного года. Действительно, когда после долгих каникул домашние видят в дневнике своего отдохнувшего и повеселевшего за лето чада совсем не те оценки, которых ожидали, они начинают задумываться, не пригласить ли репетитора. Так нужен ли репетитор ребенку?

Конечно, репетиторство - распространенное явление современной жизни. Но оно имеет как положительные, так и крайне отрицательные стороны.

В положительном смысле репетиторство можно рассматривать в определенных случаях. Например, когда нужно «сомкнуть ножницы в программе», то есть помочь ребенку быстро и в сжатой форме освоить пропущенный учебный материал. Обычно подобные ситуации возникают при переезде из одного города в другой, при смене учебного заведения или же после продолжительной болезни, в течение которой ребенок не мог полноценно учиться. В подобных случаях вполне уместно прибегнуть к помощи репетитора. Однако следует помнить, что репетитор в таком случае приглашается на определенное время (скажем, на один месяц или на одну четверть) и для решения вполне конкретной задачи: наверстать упущенное, разъяснить несколько тем по тому или иному предмету. В дальнейшем, когда поставленная задача выполнена, с репетитором лучше расстаться. Это важно сделать, если мы не хотим выработать у ребенка определенную зависимость.

Дело в том, что «подводных камней», то есть отрицательных моментов, у репетиторства немало. И если они не всегда заметны для родителей, то всегда очевидны для постоянно работающих с ребенком учителей. Бывает, что к услугам репетитора начинают прибегать чуть ли не с начальных классов. Как правило, сначала это бывает один предмет, например, английский язык. Проходит несколько занятий - оценки по английскому выправляются, но тут начинает «западать» математика - появляется репетитор по математике. Далее - то же самое происходит с русским, в последующих классах - с физикой, химией и так далее. Ребенок «обрастает» репетиторами, как снежный ком. Но ожидаемых результатов нет.

Почему так происходит? Прежде всего, потому, что регулярные занятия с репетитором парализуют самостоятельность ребенка, развивают безответственность и потребительское отношение к жизни. В самом деле, зачем на уроке работать, слушать, пытаться понять, записывать, спрашивать, если после урока придет Мариванна и «разжует» пройденный им материал. Да, именно тот учебный материал, мимо которого он «прошел» в школе. Ведь, имея репетитора, можно расслабиться, развлечься с телефоном, поболтать с соседом по парте. А раз валял дурака на одном уроке, скажем, на английском, то и на следующем за ним, скажем, на математике, сосредоточиться трудно. Полученные двойки уже не пугают. Их дома легко объяснить. Стоит сказать волшебные слова: «Не понял» - и добросовестные родители бросаются на поиски следующего репетитора. Проходит месяц, другой, третий - и график учебной работы у такого школьника постепенно смещается на вторую половину дня - на посещение репетиторов. Естественно, что время школьных уроков теперь уже с полным моральным правом - расходуется по собственному усмотрению. И справедливого родительского гнева можно не страшиться: ребенок устает, ведь после школы - еще и репетиторы.

Кроме того, существует еще одна - и, похоже, более серьезная опасность. С появлением репетитора (или репетиторов) у многих детей развивается самая настоящая психологическая зависимость. Привыкнув к тому, что рядом постоянно сидит человек-помощник, они становятся абсолютно беспомощными, когда остаются один на один с заданием на контрольной. Ребенок растерян, не может понять смысл задания, волнуется, не может справиться с элементарным примером. И это мы видим сплошь и рядом - не только в младших классах, но и в среднем, и даже в старшем звене. Перед нами предстает этакий инфантил, боящийся любых вопросов и проверок, и не то что заданий повышенного уровня сложности или олимпиадного уровня, а так называемых базовых. К тому же неуверенный в себе, мнительный, ищущий в любом вопросе какой-то подвох. Более того - не приученный брать на себя ответственность ни за свои оценки, ни за свои знания, ни за свое будущее. В нем - часто даже к старшим классам - так и остается несформированным сознание того, что трудности в получении знаний (или хотя бы оценок) - это его проблема, а не родителей, не учителей и не директора школы.

Есть и еще одна опасность в репетиторстве. Репетитор может оказаться просто-напросто некомпетентным, будь то онлайн-курсы для школьников или домашний педагог. Прекрасно зная сам предмет, он может не владеть специальными технологиями подготовки, скажем, к ЕГЭ или ОГЭ. А в этом деле достаточно много маленьких, но неприятных сюрпризов, вроде нестандартной формулировки вопросов и не совсем корректных заданий. Или же репетитор может оказаться не совсем порядочным человеком. Ведь он, в конечном счете, заинтересован не в результате: чем дольше длятся трудности в обучении ребенка, тем дольше есть необходимость в его услугах.

Каков же вывод? Он очевиден. Если вы пригласили к ребенку репетитора, это вовсе не означает, что можно успокоиться: теперь-де все будет хорошо. Не будет. Ситуацию с учебой в школе (а бывает, что и далее) надо держать под контролем постоянно. И лично. По крайней мере, до тех пор, пока у ученика не появится осознанное отношение к процессу учебы, пока у него не выработается ответственность за свои учебные результаты. И чем скорее это произойдет, тем лучше будет для всех: для родителей, для учителей, а главное - для самого ребенка.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .


Обычная картина: подходит к концу первый учебный месяц, и ребенок стал приносить тройки по английскому. А еще нужно подтянуть историю и русский язык. Если в школе этого сделать не удается, многие родители ищут другие пути решения проблемы. Например, приглашают внеклассного педагога.

Но прежде чем искать в интернете и по знакомым, хорошенько подумай, стоит ли это делать, если объяснить ребенку теорему Пифагора или принцип решения квадратного уравнения можно самостоятельно. Другое дело, если чадо третий год подряд упорно не понимает математику – это может быть как раз такой случай, когда нужна дополнительная помощь.

Впрочем, повышенный или пониженный интерес ребенка к тому или иному предмету может быть результатом природной склонности к тому или иному предмету. Если у вас растет явный гуманитарий, то, может, ему и не нужна математика в большом количестве и стоит подумать о том, чтобы заняться углубленным изучением истории, иностранного языка или литературы?

Кстати, часто бывает и такое, что в погоне за школьной успеваемостью родители забывают о творческих способностях малыша. А их стоит поддерживать с раннего возраста. Если есть желание всесторонне развить детское творчество, то можно поискать кружки или преподавателей по таким дисциплинам, как вокал, рисунок или танец. Часто творческие занятия разгружают ребенка, он находит в них что-то свое, и это может положительно сказаться на успеваемости. Преподаватель по вокалу сегодня может обойтись в 400 рублей за 60 минут, сольфеджио – от 500 до 1000 рублей, рисование – в среднем также от 500 рублей.

Но здесь главное – не переборщить, потому что если отдать ребенка в школу с углубленным изучением английского, а еще нанять репетитора по математике, отправить в кружок сольфеджио и на танцы, ситуация может обернуться нервным истощением как для маленького вундеркинда, так и для его родителей.

А за здоровьем ребенка нужно следить особенно тщательно. Может быть, двойки по математике – это не результат лени, а просто малышу не хватает йода? От этого и сонливость, и апатия, и быстрая утомляемость. Какие уж тут пятерки! В этом случае нужно вести чадо не к репетитору, а к врачу.

Теперь рассмотрим вариант, когда действительно нужен частный педагог.

Первое, что приходит на ум, – поговорить со школьным учителем, чтобы на индивидуальных занятиях заполнить пробелы в знаниях. Это, с одной стороны, хорошо, потому что школьный учитель лучше осведомлен об успеваемости своего ученика. С другой – проблемы с предметом могут быть следствием ошибки самого учителя. Педагог и ребенок тоже не всегда находят взаимопонимание. В школе работают люди, они порой бывают несдержанными, и ученик может просто бояться своего учителя. А еще школьник может быть против внеклассных занятий со школьным учителем, потому что всегда есть опасность того, что учитель поведает родителям что-нибудь такое, о чем ребенок не хотел бы говорить.

Чтобы нанимать школьного учителя, нужно сначала понять, как к нему относится ребенок. Спросить напрямую и провести два-три занятия на пробу: может, домашняя обстановка по-другому будет восприниматься учеником, а может, учитель наедине проявит больше понимания и внимания. Тем более что за это ему будут платить. В школе ты сможешь договориться о дополнительных занятиях по цене от 500 рублей за академический час.

Если после первых занятий ситуация в школе совсем не улучшилась, стоит подумать о других вариантах репетиторства.

Опять же первое, что приходит на ум, – помощь мамы. Родителям всегда кажется, что они могут объяснить ребенку что угодно по любому предмету. Бывает и такое, но все же не забудь, что твой ребенок оценивает тебя как близкого, родного и, возможно, самого важного в его жизни человека. А значит, он может чересчур серьезно воспринять ошибку, на которую ты ему укажешь из самых лучших побуждений, и сложности с предметом могут еще долго не исчезнуть. Дети в таких случаях часто замыкаются на собственной неудачливости: «У меня не получается, родители это видят, они могут, а я – нет». Итог: чувство вины, расстройство и неуспеваемость.

Если все-таки ты сама занимаешься с малышом, то важно помнить, что дети разного возраста по-разному воспринимают критику, а значит, у них разная мотивация для учебы. В Лейденском университете (Голландия) установили, что малыши-первоклашки (до 8 лет) реагируют на похвалу. А дети постарше (от 12 лет) реагируют на конструктивную критику. Если им правильно указать на ошибку, в них проснется интерес к учебе для того, чтобы эти ошибки исправить.

Наиболее простой вариант, который приходит в голову, когда речь заходит о частном преподавателе, – знакомые или родственники, чья профессиональная деятельность так или иначе связана с предметом.

В этом случае главное – педагогический опыт. Не стоит приглашать выпускника физмата только потому, что он окончил физмат: он может понятия не иметь о преподавании, детской психологии, да и диплом его может быть не таким красным, как кажется на первый взгляд.

Некоторые родители приглашают студентов вузов. В чем-то это правильно. Молодые люди, еще недавно сами бывшие учениками, скорее могут найти подход к ребенку. Однако если у потенциального репетитора нет никаких дипломов об окончании курсов или института педагогики, полагаться маме придется только на собственную интуицию. Можно провести два-три занятия, оценить, как складываются отношения репетитора и ребенка и, главное, как это сказывается на школьной успеваемости.

Хорошо, если стороннего репетитора порекомендует кто-то из твоих знакомых, ведь просто нанимать человека «с улицы» не всегда продуктивно. К ощутимому плюсу внеклассных занятий со студентами можно отнести стоимость. В среднем один астрономический час обойдется родителям в 200–400 рублей, впрочем, стоимость математики дороже – до 750 рублей.

Если ты ищешь преподавателя в интернете, то разброс цен в зависимости от предмета и курса будет очень широк. Уроки математики для учеников младшей и средней школы могут стоить от 200 рублей за один академический час. Стоимость одного занятия в рамках подготовки к ЕГЭ или общей подготовки к поступлению в вуз обойдется от 1000 до 3000–3500 рублей за два академических часа.

Что касается поступления в вуз, то лучше всего искать преподавателей конкретно этого вуза, которые занимаются частной практикой и подготовкой к вступительным экзаменам. Надо обратить внимание на то, что универсальных профессоров не существует, и если тебе предлагают подготовить сына или дочь к поступлению в любой вуз, стоит опасаться такой самонадеянности.

Занятия по подготовке студентов в вуз самые дорогие. Репетиторы в этой категории часто оценивают свою работу до 7000 рублей за два академических часа.

Если родители делают ставку на углубленное изучение иностранного языка или попросту хотят подтянуть малыша по школьной программе, решением проблемы могут стать специализированные языковые курсы. Сегодня существует множество курсов, рассчитанных на самый разный возраст, в том числе на малышей от 4 лет. Как правило, они довольно эффективны, потому что занятие в группе из 8–12 человек скорее поможет ученику освоить предмет, чем урок в галдящем классе из 30 детей и одного растерянного учителя, тратящего больше времени на поддержание дисциплины, чем на обучение. Более того, на курсах для малышей занятия часто проводятся в игровой форме; ребенку никогда не будет скучно, а материал запомнится гораздо быстрее. К тому же, именно игровая форма способствует .

Приблизительная стоимость такого обучения:

Возраст: 4–6 лет

3 раза в неделю по 40 минут утром – 3685 рублей в месяц
3 раза в неделю по 40 минут вечером – 4140 рублей в месяц

Возраст: 6–12 лет


2 раза в неделю по 1 часу 20 минут – 4 565 рублей в месяц
2 раза в неделю по 1 часу 40 минут – 5 705 рублей в месяц
3 раза в неделю по 1 часу 20 минут – 6 780 рублей в месяц

Если решение о приглашении репетитора уже принято, то в любом случае, прежде чем начнется первое занятие, поговори с ребенком и объясни ему, что если он сам не захочет, то ни один репетитор не научит его предмету.

Нужен ли ребенку репетитор?

В жизни каждого родителя однажды может встать вопрос: «Нужны ли моему ребенку дополнительные занятия?». И многие склоняются к мнению, что даже при хорошей успеваемости частные уроки с репетитором для ученика не будут лишними.

В каких случаях необходимо заниматься с репетитором?

Частные занятия с квалифицированным педагогом – это масса дополнительных возможностей и умений для любого человека, это то, что делает его на уровень выше его сверстников и помогает с успехом бороться с конкуренцией за место под солнцем.

Существует ряд преимуществ занятий с преподавателем:

  • Индивидуальный подход. Каждый ученик усваивает учебный материал по-разному – для того, чтобы понять тему, кому-то достаточно ее прослушать, кому-то записать конспект, а кому-то еще и прочесть его раз десять. Именно поэтому важно, чтобы частный педагог умел найти верный способ преподавания для вашего ребенка.
  • Свободное выражение мыслей. Бывают дети, неспособные хорошо отвечать пройденный материал перед всем классом или стесняющиеся выражать свое собственное мнение. С дополнительными занятиями данная проблема исчезает. Так, к примеру, частный репетитор по литературе , помимо того, что полностью выслушает учащегося, также поможет ему правильно и красиво выражать свои мысли.
  • Дополнительный материал. Помимо школьной программы существует еще масса учебного материала, которая по каким-то причинам не изучается вовсе или рассматривается, но в последующих классах. Например, на своих занятиях репетитор по русскому язык у т ак умело преподнесет тему, что в дальнейшем ученик любого возраста сможет превзойти своих сверстников грамотностью и богатством словарного запаса.

Когда следует отказаться от дополнительных занятий с преподавателем?

  • Неподходящий метод подачи материала. Какой бы интересной ни была изучаемая тема, если репетитор не способен преподнести ее интересно и захватывающе, у ребенка может моментально пропасть всякое желание обучаться.
  • Нарушение личного пространства. Каждый учитель должен придерживаться педагогической дистанции и заниматься лишь тем, за что ему платят деньги. То есть, если репетитор большую часть занятия рассказывает ребенку про свои приключения в молодости или наоборот, расспрашивает ученика про его личные дела, и совсем немного затрагивает тему урока – немедленно меняйте педагога.

Важно понимать, что не стоит игнорировать желание самого ребенка относительно дополнительных занятий. Идеальным обстоятельством было бы, если учащийся сам пришел к мысли о важности посещения репетитора и осознанно подходил к этому вопросу.

Как найти хорошего репетитора?

Сегодня, в век современных технологий многие дети нацелены на получение хорошего образования, поскольку в будущем хотят занимать достойные высокооплачиваемые должности. Помимо основного образования многие дополнительно занимаются изучением иностранных языков и компьютерных программ. Безусловно, это большая нагрузка на ребёнка, однако хороший репетитор знает правильный подход для получения нужного результата обучения, особенно если нужно сделать упор на несколько предметов.

Итак, если ребенку требуется репетитор по химии можно поискать его среди преподавательского состава школы, но только не той, в которой учится ваш ребёнок. Если учитель не смог донести материал на уроке, скорее всего, ученик его снова не усвоит, даже если объяснить несколько раз, ведь подход будет один и тот же. Кроме того, существует вероятность, что преподаватель будет ставить ребёнку более высокую оценку, которую он не заслуживает, стараясь показать свой профессионализм. Однако это не пойдёт на пользу ученику.

У студентов, подрабатывающих репетиторством, есть свои плюсы. Разница в возрасте минимальна, и позволяет наладить доверительные взаимоотношения, выбрать эффективный метод обучения.

Что касается длительности занятий, не стоит сразу перегружать ребёнка. После одного-двух уроков репетитор сможет оценить способности ученика. Поинтересуйтесь примерным планом обучения. При его отсутствии – ищите другого педагога.

Присмотритесь, как складываются отношения между учеником и репетитором. Хорошее взаимопонимание – половина успеха. Но для большей эффективности дополнительных занятий детские психологи рекомендуют активным детям выбирать строгого преподавателя с чётким голосом. Застенчивому ребёнку лучше выбрать преподавателя с мягким тембром голоса.

… имейте хороших и способных учителей в доме, затраты на них никогда не будут слишком велики…
Марк Аврелий

Немногие задумываются о том, что частное репетиторство является очень древней практикой. Наверняка, каждый студент философии знает, что Сократ был наставником Платона, который, в свою очередь, обучал Аристотеля, а Аристотель был учителем молодого Александра Македонского. Из цитаты императорского философа Марка Аврелия очевидно, что римляне также ценили частное обучение, как и греки. На протяжении многих веков репетиторство является самым эффективным способом поддерживать обучение ребенка, привлекая не только академического специалиста, но также наставника и ролевую модель в одном лице.

Определенно, в наши дни репетиторство также популярно, как и два тысячелетия назад. По данным различных источников, около четверти детей Великобритании занимаются с репетиторами на каком-либо этапе обучения. Большинство детей пользуются услугами репетиторов в преддверии важных тестов или вступительных экзаменов в школы и университеты, а также итоговых экзаменов GCSE и A Levels. Несмотря на такие данные, достаточно и критики в адрес репетиторства. Многие родители задумаются о том, зачем им инвестировать еще больше в индивидуальное обучение, когда они уже тратят достаточно денег на дорогостоящие частные школы. Под сомнение уроки репетитора также ставит нынешняя загруженность детей, помимо уроков также нужно заниматься спортом, музыкой, в драматическом или других кружках.

Тогда как репетиторство может быть просто фантастическим ресурсом для многих детей, помогая им не только академически, но и развивая уверенность в себе, вдохновляя их на успехи и снижая уровни стресса при огромной загруженности, оно подходит не всем детям. В некоторых случаях оно может пагубно отразиться на успеваемости ребенка, особенно, если у него элементарно нет времени просто, чтобы отдохнуть и расслабиться.

Учитывая огромное количество как положительных отзывов, так и критики, родителям может быть действительно сложно решить, стоит ли им привлекать специалиста или обойтись имеющейся школьной программой и ресурсами. В помощь таким родителям мы решили проанализировать все плюсы и минусы и выделили основные причины за и против.

Аргументы «за»

Для начала, давайте рассмотрим 5 причин, по которым репетитор может оказаться очень полезным для ребенка:

Чтобы предотвратить или остановить отставание от школьной программы

Один из ключевых аргументов в пользу репетиторства является то, что индивидуальный подход к ребенку в школе — задача практически невыполнимая. Поэтому, если методы преподавания не соответствуют скорости усваивания материала ребенка, если навыки чтения и письма развиваются слишком медленно — школа вряд ли сумеет помочь с подобными проблемами. В некоторых случаях, при особенно сложной программе, могут начать отставать даже самые способные дети. Один пробел в знаниях ведет за собой другой пробел, и такая растущая проблема становится похожей на снежный ком и может в какой-то момент стать катастрофической, особенно если это произойдет в начальной школе. Отставание также ведет за собой целую плеяду психологических проблем в виде апатии, равнодушия, плохого поведения и обид. Дополнительная проблема заключается в том, что в западных школах, например, при плохой успеваемости ребенок попадает в группу («сет») детей с таким же низким уровнем успеваемости и отсутствием интереса к учебе, что создает своего рода порочный круг.

Порой единственным выходом в этом случае является привлечение индивидуального преподавателя. Грамотный специалист сможет за короткое время выделить проблемные моменты в процессе обучения, поможет заполнить имеющиеся пробелы и предотвратить новые. Такая «скорая помощь» может включать, как и стандартное повторение и объяснение прошлых и нынешних тем, так и подбор правильной литературы для дополнительного чте-ния или разработку индивидуальных правил повторения, запоминания и т.д.

Как понять, что ваш ребенок начал отставать от программы? Если ваш учитель уже несколько раз сообщил, что домашняя работа была выполнена неудовлетворительно или ребенок начал сам жаловаться на трудности с темами в классе, стоит присмотреться к его потребностям внимательнее — скорее всего, ему требуется дополнительная поддержка.

Чтобы оказать ребенку профессиональную помощь при подготовке к вступительным экзаменам

Другой основной причиной привлечения репетитора является подготовка к вступительным тестированиям, экзаменам и интервью в топовые школы и вузы, конкурс в которые порой исчисляется даже десятками кандидатов на одно место. Чтобы получить это заветное место, к сожалению, недостаточно быть просто «сильным», умным и успешным учеником, важную долю успеха составляет знание так называемой «экзаменационной техники». Так, например, в работе с текстами нужно будет и провести грамотный анализ, и провести параллели, и правильно структурировать свой ответ. Все это в ограниченное количество времени и в стрессовой атмосфере.

Опытный преподаватель имеет за плечами сотни и даже тысячи часов занятий с такими кандидатами — он вооружит вашего ребенка набором техник и методов, которые помогут ему сэкономить время и получить дополнительные баллы, предоставив ответы, которые соответствуют самым взыскательным ожиданиям приемной комиссии.

Помимо этого, такой специалист прекрасно осведомлен о литературе, которая поможет в подготовке и может посоветовать нужный учебник или сборник упражнений, подробно расскажет о регистрационном процессе, требованиях, сроках и о секретах успеха тех его учеников, которые поступили в вашу желаемую школу, которых он подготовил. У него наверняка имеется сеть контактов, которые также могут помочь вам в процессе поступления своими консультациями и советами. В таких случаях репетитор-специалист по подготовке к вступительным экзаменам станет неоценимым помощником не только самим детям, но и родителям.

Чтобы обеспечить ребенку персонального наставника

Мы уже затронули этот аспект ранее – репетитор является не просто учителем, который диктует правила или механически решает задачи вместе с вашим ребенком, это человек, который не понаслышке знает обо всех проблемах, с которыми сталкивается ваш ребенок. Хороший репетитор окончил престижные школу и университет – он сам проходил через огромную академическую нагрузку, знает о тайм-менеджменте, дисциплине и важности позитивного настроя. Занятия – это также и персональные отношения, дружелюбный репетитор, который искренне заботится об успехе вашего ребенка, всегда поддержит его советом или ободряющей историей, расскажет о своем опыте, научит его какого-нибудь трюку или «примочке», которой он может впечатлить учителей и одноклассников. В лице такого учителя ребенок получит живой пример, ролевую модель и «ментора», который будет говорить с ним на одном языке.

Чтобы просто облегчить жизнь и сберечь нервы

Это общеизвестный факт, что дети спорят со своими родителями, что, конечно же, не может не расстраивать. Несмотря на это, подобные споры принципиально важны для развития ребенка, поскольку это демонстрирует их индивидуальность и стремление быть независимыми. Порой трения возникают, когда от ребенка требуется, например, сделать что-то дополнительно к домашнему заданию или читать в дополнение к основной программе.

В таких случаях может помочь репетитор, который избавит от многих неприятных ситуаций. Да, возможно перед приходом учителя у ребенка возникнут возражения, но редкий ребенок будет так же яростно протестовать перед посторонним человеком, коим является репетитор. Проще говоря, учитель нейтрализует давление, а вы, вместо уговоров и криков с учебниками в руках, сможете наслаждаться спокойным общением с ребенком. Немаловажным преимуществом является также и то, что имея такого помощника, вы будете уверены, что вся домашняя работа будет выполнена ребенком в срок и без ненужных хлопот и стресса – это важно любому занятому родителю.

Чтобы поднять академические интересы вашего ребенка на новый уровень и помочь определиться с профессией

Мы уже обсудили выше роль репетитора и отметили, что роль эта не ограничивается лишь обучением. В некоторых ситуациях он может предоставить ребенку информацию, которую он не получит от школьного учителя поскольку его не ограничивают рамки школьной программы. Если ваш ребенок хочет по-настоящему изучить свой предмет, репетитор — тот самый человек, который может в этом помочь, правильно направляя ребенка. Например, ваш ребенок проявляет интерес к физике и астрономии — почему бы не нанять ему учителя астрофизики, который проводит исследования в этой теме? Если ваше чадо без ума от произведений Джейн Остин, почему бы не организовать ему встречу, посвященную литературе 19 века с выпускником Кембриджа по английской литературе? Если вы видите в нем такие интересы, их нужно обязательно поощрять и вдохновлять, возможно, вы растите следующего Нобелевского лауреата или обладателя Пулитцеровской премии.

Аргументы «против»

Получился довольно убедительный список причин за, не правда ли? Однако есть и причины против — почему занятия с репетитором могут быть не самой лучшей идеей?

У вашего ребенка отсутствуют базовые привычки и режим для эффективного обучения

Любой, кто когда-либо страдал от бессонницы, знаком с термином «гигиена сна». Наличие хорошей гигиены сна означает своевременное выключение телевизора, поддержку правильной температуры в спальной комнате и использование спальни строго по назначению, не устраивая из нее домашний офис, например.

Помимо гигиены сна, существует также и гигиена образования, когда родители тщательно следят за факторами, которыми могут влиять на работоспособность ребенка в школе. Регулярные приемы пищи и полноценный, качественный сон крайне необходимы для хорошей академической успеваемости ребенка; ребенок просто не способен хорошо заниматься, если он испытывает чувство голода, усталости или даже истощения. Важен режим дня, выполнять домашнюю работу желательно в одно и то же время каждый день. Если ребенок растет в билингвальной среде, нужно обеспечить ему оптимальную среду для восприятия обоих языков — решить, на каком языке слушать радио по утрам или смотреть телепередачи, а также настраивать электронные гаджеты на желаемый язык. Никакой репетитор не сможет помочь, если детям не читают и если они не читают сами вообще — в этом случае роль родителей заключается в том, чтобы выделить определённое время для занятий с ребенком ежедневно и обеспечить основу непосредственно академических занятий.

Если вы задумались о занятиях с репетитором, спросите себя — что можно сделать для того, чтобы самому исправить ситуацию? Быть может, если вы организуете строгий режим и распорядок дома с чтением по вечерам и решением математических задач по утрам, эти проблемы решатся сами собой без вложения каких-либо дополнительных денег.

Ваш ребенок недостаточно отдыхает и не поощряется

С учетом сильной нагрузки и стремлением родителей устроить детей в хорошие школы и университеты, им, конечно, можно простить чувство беспокойства за успеваемость своих чад. В то же время очень важно не перегружать детей – можно окружить ребенка учебниками и учителями, но его уставший мозг просто не воспринимает такие объемы информации. Многочисленные исследования показывают, насколько важно свободное время и игры для правильного умственного развития ребенка, и порой лучший способ помочь ребенку — попросить их заниматься чуть меньше, а не наоборот. Плохое поведение и низкие оценки в школе могут быть показателем усталости, а не признаком отсутствия способностей или несносного характера поэтому любой родитель, который подумывает о репетиторстве, должен задуматься – возможно, ему нужно немного «настоящего детства» и побольше свободного времени для игр и забав. Отдохнув, ваш ребенок будет готов к покорению новых вершин.

Также очень важно, чтобы родители всячески поощряли своих детей за хорошую работу в школе и любые, даже самые маленькие успехи. С помощью таких положительных стимулов вы только мотивируете их на дальнейшие усилия и успехи. При этом шантаж и угрозы, особенно в агрессивной форме, могут иметь обратный эффект.

Ваш ребенок еще слишком мал

Учитывая тот факт, что в некоторых школах Лондона введены экзамены 4+, у многих молодых семей может возникнуть соблазн начать готовиться с репетиторами к вступительным испытаниям с раннего возраста, даже в три года. Однако, с педагогической точки зрения, попытка слишком рано подтолкнуть ребенка к академическому развитию аналогична попытке заставить ваш автомобиль ехать с большей скоростью, добавив 10 дополнительных колес. Для развития когнитивных навыков и моторики детям важно играть, поэтому они не будут реагировать на большой объем информации в столь раннем возрасте. Даже когда они более осознанно будут подходить к обучению в возрасте 5-6 лет, преподавание должно вовлекать физическую деятельность — вместо изучения математики с ручкой и тетрадкой, гораздо эффективнее собирать лего или выполнять какие-то другие физические головоломки.

В целом, обучение маленьких детей всегда должно сопровождаться игрой, и если вы собираетесь нанять репетитора для занятий с вашим четырехлетним ребенком, им необходимо это понять (удостоверьтесь, что у них имеется опыт работы именно с этой возрастной категорией). Нет ничего плохого в поиске репетитора, гувернанта или няни, которые будут проводить подобные обучающие игры, но родителям все же не стоит питать больших иллюзий на то, что их ребенок обязательно достигнет больших высот в столь юном возрасте. Вся их дальнейшая школьная и университетская жизнь будет состоять из взлетов и падений, поэтому пусть дети играют, пока это возможно.