Учебник посвящен истории стран Европы и Америки в 1900-1945 гг. B специальных разделах рассматриваются основные тенденции развития западного общества в первой половине XX в. и история международных отношений. Основное внимание авторы уделили социально-экономической и политической истории отдельных стран и регионов. Учебник является частью учебно-методического комплекса «Новая и новейшая история зарубежных стран».

ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ B 1900-1945 гг

ГЛАВА 2 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ B ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в.

СТРАНЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ B 1900-1945 гг.

ГЛАВА 4 ВЕЛИКОБРИТАНИЯ B 1900-1945 гг.

ФРАНЦИЯ B 1900-1945 гг.

ГЛАВА 6 ГЕРМАНИЯ B 1900-1945 гг.

ГЛАВА 7 ИТАЛИЯВ 1900-1945 гг

ГЛАВА 8 «МАЛЫЕ СТРАНЫ» ЗАПАДНОЙ И СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ B 1900-1945 гг.

ГЛАВА 9 ЕВРОПЕЙСКАЯ «ПЕРИФЕРИЯ»:СТРАНЫ ЮЖНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ B 1900-1945 гг.

СТРАНЫ ЛАТИНСКОИ АМЕРИКИ B 1900-1945 гг.

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

Новейшая история стран Европы и Америки. XX век: учеб, для студентов вузов: B 3 ч. / Под ред. A.M. Родригеса и M.B. Пономарева. - M.: Гуманитар, изд. центрВЛАДОС,2005. -Ч. 1: 1900-1945. - 463 с.

релевантные научные источники:

  • Ответы на экзаменационные вопросы по Новой истории стран Европы и Америки

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Европа и Америка | docx | 0.26 Мб

    Вопросы 1 Вопрос. Второй период Новой истории. Проблема хронологических рамок. Советская историография: Садовая и Козенко предлагают следующую периодизацию нового времени: 2. Общие процессы

  • Ответы на экзамен по предмету Всеобщая история

    | Ответы к госэкзамену | 2014 | docx | 0.64 Мб

    1. ИНДИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА 2.Особенности развития азиатского феодализма («азиатский способ производства»). 3.Франция эпохи Наполеона Бонапарта. „Кодексы" Наполеона. Кодекс Наполеона 1804г.

  • Всемирная история. Том 2. Бронзовый век

    А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Η. М. Волчёк, О. А. Воротникова, А. Глобус, А. С. Кишкин, Е. Ф. Конев, П. В. Кочеткова, В. Е. Кудряшов, Д. М. Нехай, А. А. Островцов, Т. И. Ревяко, Г. И. Рябцев, Н. В. Трус, А. И. Трушко, С. А. Харевский, М. Шайбак. | | Научная книга | | Беларусь | docx/fb2 | 4.32 Мб

    Второй том «Всемирной истории» открывается историей Египта Среднего царства и началом Вавилонской государственности. Весь материал дается в классическом наложении, но некоторые вопросы истории

  • Всемирная история: В 24 т. Т. 12. Начало коло­ниальных империй

    А. Н. Бадак и др. | Мн.: Современ. литератор,1999. - 592 с. | Научная книга | 1999 | Беларусь | docx/pdf | 18.63 Мб

    Двенадцатый том Всемирной истории посвящен периоду коло­ниальной экспансии европейских стран от первых открытий до создания великих колониальных империй. ГЛАВА 1 АМЕРИКА ДО НАЧАЛА ЕВРОПЕЙСКОЙ

  • Всемирная история. Том 1. Каменный век

    А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Η. М. Волчёк, О. А. Воротникова, А. Глобус, А, С. Кишкин, Е. Ф, Конев, П. В. Кочеткова, В. Е. Кудряшов, Д. М. Нехай, А. Л. Островцов, Г. И. Ревяко, Г. И. Рябцев, Н. В. Трус, Л. Я. Тругико, С. А. Харевский, М. Шайбак | | Научная книга | | Беларусь | docx/fb2 | 10.67 Мб

    Первый том «Всемирной истории» посвящен периоду становления человеческого общества - каменному веку. Книга содержит огромный материал по последним археологическим открытиям, не входящий в предыдущие

  • Особенности правового регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр и пари: историко-правовой анализ и новый правовой режим

    Романова Ирина Николаевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва - 2008 | Диссертация | 2008 | Россия | docx/pdf | 6.7 Мб

    Специальность 12.00.03 - Гражданское право; семейное право; предпринимательское право; международное частное право. Актуальность темы исследования. Азартные игры прошли в своем развитии довольно

  • Ответы к экзамену по истории государства и права зарубежных стран

    | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Зарубежные страны | docx | 0.68 Мб

    Предмет науки истории государства и права зарубежных стран. Место науки в системе юридических наук. Теоретическое и практическое значение изучения истории государства и права зарубежных стран.

  • История экономики

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.07 Мб

    1. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ 2. СОВРЕМЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ЭКОНОМИКИ 3. НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ ИСТОРИИ ЭКОНОМИКИ. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ 4. ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННЫЙ СТРОЙ 5. ПАЛЕОЛИТ И МЕЗОЛИТ 6.

  • Шпаргалка по всемирной истории

    | Шпаргалка | 2017 | docx | 0.28 Мб

    зарождение и развитие капиталистических отношений в европе в16- перв. Половине 17 в. английская буржуазная революция xvii в.: Причины, ход, итоги. значение английской революции: внутренний и

B учебнике историческое развитие стран Западной Европы и Америки представлено как результат сложного взаимодействия многих факторов: демографии, экономики, социальных и государственно-политических процессов, индивидуального и массового сознания, общественной мысли, религии, науки и культуры. B части 1 учебника наряду с традиционным изложением истории отдельных стран содержатся обобщающие тематические главы, позволяющие охарактеризовать основные процессы и специфические черты истории Западной Европы и Америки XVII в. Для студентов учреждений высшего профессионального образования, изучающих всеобщую историю. Может быть полезен преподавателям, аспирантам, а также всем, кто интересуется вопросами истории.

РАЗДЕЛ I ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ B XVII-XVIII вв.

Глава 1 ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Глава 2 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

РАЗДЕЛ Il СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ B XVII в.

Глава 8 АНГЛИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1640-1660-х гг.

Глава 9 РЕСТАВРАЦИЯ И «СЛАВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»

Глава 17 ШВЕЦИЯ. ДАНИЯ

Глава 19 ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА

Глава 20 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Глава 22 * КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

История стран Европы и Америки в Новое время. B 2 ч. Ч. 1. XVII век: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. В.С.Бондарчука; [В.С.Бондарчук, Н.В.Кирсанова, А.С.Медяков и др.]. - M. : Издательский центр «Академия»,2011. - 352 с.

релевантные научные источники:

  • Ответы на экзаменационные вопросы по Новой истории стран Европы и Америки

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Европа и Америка | docx | 0.26 Мб

    Вопросы 1 Вопрос. Второй период Новой истории. Проблема хронологических рамок. Советская историография: Садовая и Козенко предлагают следующую периодизацию нового времени: 2. Общие процессы

  • Ответы на экзамен по предмету Всеобщая история

    | Ответы к госэкзамену | 2014 | docx | 0.64 Мб

    1. ИНДИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА 2.Особенности развития азиатского феодализма («азиатский способ производства»). 3.Франция эпохи Наполеона Бонапарта. „Кодексы" Наполеона. Кодекс Наполеона 1804г.

  • Всемирная история: В 24 т. Т. 12. Начало коло­ниальных империй

    А. Н. Бадак и др. | Мн.: Современ. литератор,1999. - 592 с. | Научная книга | 1999 | Беларусь | docx/pdf | 18.63 Мб

    Двенадцатый том Всемирной истории посвящен периоду коло­ниальной экспансии европейских стран от первых открытий до создания великих колониальных империй. ГЛАВА 1 АМЕРИКА ДО НАЧАЛА ЕВРОПЕЙСКОЙ

  • Всемирная история. Том 1. Каменный век

    А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Η. М. Волчёк, О. А. Воротникова, А. Глобус, А, С. Кишкин, Е. Ф, Конев, П. В. Кочеткова, В. Е. Кудряшов, Д. М. Нехай, А. Л. Островцов, Г. И. Ревяко, Г. И. Рябцев, Н. В. Трус, Л. Я. Тругико, С. А. Харевский, М. Шайбак | | Научная книга | | Беларусь | docx/fb2 | 10.67 Мб

    Первый том «Всемирной истории» посвящен периоду становления человеческого общества - каменному веку. Книга содержит огромный материал по последним археологическим открытиям, не входящий в предыдущие

  • Ответы к экзамену по истории государства и права зарубежных стран

    | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Зарубежные страны | docx | 0.68 Мб

    Предмет науки истории государства и права зарубежных стран. Место науки в системе юридических наук. Теоретическое и практическое значение изучения истории государства и права зарубежных стран.

  • Ответы по Истории государства и права зарубежных стран

    | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Зарубежные страны | docx | 0.51 Мб

    Предмет и периодизация истории государства и права зарубежных стран. Методы исследования. Возникновение рабовладельческого государства и права. Отличительные черты восточной деспотии. Общественный и

  • Всемирная история. Ответы к экзамену

    | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | docx | 0.22 Мб

    Буржуазная культура. Художественные системы Нового времени (эпохи Возрождения, классицизма, Просвещения, романтизма, реализма). Культура Возрождения (нач XIV – последняя четверть XVI вв первые

  • Основные направления иммиграционной политики в рамках Европейского Союза (проблемы и перспективы)

    Скорый Роман Петрович | Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. Москва - 2006 | Диссертация | 2006 | Россия | docx/pdf | 9 Мб

    Специальность 23.00.04. - Политические проблемы международных отношений и глобального развития Социально-экономические и политические перемены, произошедшие в мире за последние годы, актуализировали

  • Особенности правового регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр и пари: историко-правовой анализ и новый правовой режим

    Романова Ирина Николаевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва - 2008 | Диссертация | 2008 | Россия | docx/pdf | 6.7 Мб

Гаджиев К. С., проф., докт. ист. наук – глава 1; глава 2, § 1, 3 (в соавт.); глава 3, § 1–3.

Закаурцева Т. А., проф., докт. ист. наук – глава 3, § 4.

Золотухин М. Ю., проф., докт. ист. наук – глава 2, § 1 (в соавт.), глава 9, § 2.

Родригес A. M., проф., докт. ист. наук – глава 2, § 2, 4 (в соавт.).

Макеева Л. А., доц., канд. ист. наук – глава 7; глава 9, § 1; глава 10.

Пономарев М. В., доц., канд. ист. наук – глава 1, § 3 (в соавт.), глава 2, § 2–4 (в соавт.), главы 4, 5, 6, глава 8, § 3, глава 9, § 3 (в соавт.).

Белоусова К. А., канд. ист. наук – глава 8, § 1–2.

Таньшина Н. П., канд. ист. наук – глава 9, § 3 (в соавт.).

Шаповалов В. Л., канд. ист. наук – глава 9, § 1 (в соавт.).


© ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001

© Серия «Учебник для вузов» и серийное оформление. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001

© Макет. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001

Введение

Новейшее время является одним из наиболее насыщенных периодов мировой истории. Оно связано с развертыванием процессов, судьбоносных для всего человечества, событиями глобального масштаба, определившими динамику складывания современной цивилизации.

Вычленение особого периода новейшей истории первоначально было связано с марксистской традицией историографии, характерным для нее представлением о процессе формационного перехода от капиталистического общества к коммунистическому, завершения «предыстории человечества» и начала «подлинной истории». Причем точка зрения о новейшей истории как периоде с самостоятельным формационным значением (представленная, в частности, в трудах проф. Б. Ф. Поршнева) не стала доминирующей. В известном труде «Замечания И. Сталина, С. Кирова и А. Жданова о проекте учебника новой истории» (1934 г.) содержалось понятие «третьего периода новой истории, или новейшей истории» как этапа «упадка капитализма и победного строительства социализма». Позднее с этим понятием была соотнесена концепция «общего кризиса капитализма», разработанная идеологами Коминтерна. Сформировалось и соответствующее представление о внутренней периодизации новейшей истории: с 1917 г. – возникновение «реального социализма» и начало общего кризиса капитализма, с 1939 г. – начало второго периода общего кризиса капитализма (в апреле 1954 г. на заседании работников кафедр новой и новейшей истории под эгидой Министерства высшего образования было официально утверждено понятие второго периода новейшей истории по аналогии со вторым периодом общего кризиса капитализма, связанным с событиями второй мировой войны).


В 60-х годах, после закрепления концепции трех этапов общего кризиса капитализма, изменилась и периодизация новейшей истории: 1917–1945 гг. – начало общего кризиса капитализма после Октябрьской революции в России и возникновение социалистической системы в отдельно взятой стране, 1945–1949 гг. – складывание мировой социалистической системы, 1949–1970 гг. – крушение колониальной системы и нарастание общего кризиса капитализма.

При этом в рамках межвоенного периода выделялись внутренние этапы: 1917–1923 гг. – послевоенный революционный подъем под влиянием Великой Октябрьской революции; 1923–1929 гг. – временная стабилизация капиталистической системы при упрочении социализма в СССР; 1929–1939 гг. – всемирный экономический кризис и обострение классовой борьбы в условиях «активизации сил империалистической реакции и ее крайней формы – фашизма»; 1939–1945 гг. – период второй мировой войны (до 1941 г. – империалистической по характеру, после 1941 г. – выступающей как продолжение классовой борьбы с мировым империализмом).

Современная российская историческая наука отказалась от подобной трактовки новейшей истории. Однако обновление методологических основ курса, в том числе решение вопроса об основном содержании эпохи и изменение схемы периодизации, стали предметом оживленных дискуссий. Первоначально они по-прежнему касались проблемы внешних хронологических рамок курса. Показательна в этом отношении серия дискуссионных материалов, появившихся на страницах журнала «Новая и новейшая история» в 1994–1997 гг. Их авторы отстаивали преимущественно две точки зрения: согласно первой, в качестве рубежа новой и новейшей истории принимается 1917 год (раскол мира на две общественные системы, повлекший принципиальные изменения в характере мировой истории), согласно второй как рубеж принимался 1918 год (окончание первой мировой воины и последовавшее затем качественное переустройство мирового политического пространства). Но в дальнейшем подобные дискуссии утратили свое значение. По мере того как на смену политизированной истории, отдающей приоритет детальному описанию классовой борьбы, революционного и национально-освободительного движения, приходит более сбалансированный анализ развития общества как целостной системы, исчезает необходимость и сама возможность поиска конкретной даты «начала» той или иной исторической эпохи. Ключевую роль приобретает концептуальное осмысление исторического процесса, соотнесение его с реальными результатами развития человечества, актуальными проблемами современной общественной жизни.

Авторы предлагаемого учебника вычленяют период новейшей истории, охватывающий весь XX в. как эпоху становления современной цивилизации, поэтапного формирования ее основных социально-экономических, политико-правовых, духовных характеристик. Рубеж XIX–XX вв. является точкой отсчета в этом сложнейшем процессе. Это время наиболее полной и последовательной реализации базовых принципов индустриального общества, торжества идеалов раскрепощенной, независимой личности, обладающей правом на свободное, неограниченное социальное творчество. Но именно эта эпоха окончательно разрушила великую мечту Нового времени – мечту об изначальной гуманности человеческой природы, всесилии Разума, готовности человечества к необратимому духовному и социальному совершенствованию. Нарастание противоречий в производстве, классовых взаимоотношениях, политических процессах, в массовой психологии имело единые истоки – его причиной являлся кризис общественной системы, основанной на принципе самодостаточности индивидуума. В ходе модернизации разрушению подверглись не только религиозные, сословные «оковы» личности, но и сама духовная и социальная преемственность человеческой жизни. Индивидуалистическая социальная философия, прагматизм и деловитость, возведенные в ранг общечеловеческих ценностей, деформировали психологический строй личности. Общество, провозгласившее приоритетной ценностью интересы личности, пришло в своем развитии к отрицанию ее самобытности, к «деперсонализации» личности. В философской мысли начала XX в. эта ситуация получила название «заката Европы» – нарастающего разочарования в самих духовных основах индустриального общества, осознания ограниченности идеалов Нового времени. Возникновение в дальнейшем тоталитарных режимов, вспышки националистической и расистской истерии, коллапс двух мировых войн стали символом «заката Европы», Европы Нового времени. В то же время первый период новейшей истории стал временем зарождения нового общества. Первая половина XX в. ознаменовалась новым рывком в расширении евроцентристского мира. Реальностью становилось геополитическое, экономическое, коммуникативное единство человечества. Складывается Лига наций и Версальско-Вашингтонская система международных договоров – прообраз общепланетарной политико-правовой системы. Начинается и процесс глубинного изменения самого западного общества. При всей противоположности либерально-демократической и тоталитарной альтернатив его развития появляются и некие общие закономерности – демократизация политической жизни (растущая роль народных масс в политическом процессе), социализация государства и всей системы общественных институтов, развитие информационного пространства, стремительное наращивание научно-технического потенциала, более сложная дифференциация социальной структуры. Эти изменения уже во второй половине столетия приведут к постепенной трансформации индустриального общества и формированию современной постиндустриальной, информационной цивилизации.

Глава 1. Основные тенденции развития стран Европы и Америки в 1900–1945 гг.

§ 1. Триумф евроцентристского мира
Завершение процесса формирования евроцентристского мира

Первая половина XX в. прошла для всего мирового сообщества под знаком господства Запада. Именно Запад диктовал главные направления мирового развития и правила поведения государств на международной арене, пути и средства мирового развития, постепенно вовлекая в свою орбиту все новые регионы, страны и народы. Великие географические открытия и последующие колониальные завоевания вызвали полную трансформацию облика всего мира: земной шар впервые за всю историю человечества стал единой ойкуменой. Образно говоря, мир стал «завершенным»: человек освоил практически все земное пространство. Целый ряд регионов и территорий – Северная Америка, Австралия, Новая Зеландия, Южная Америка – были заселены и освоены европейцами, вытеснившими или физически уничтожившими местное население. Здесь сформировались либо своеобразные дочерние, либо гибридные культуры и общества, в той или иной степени напоминающие европейские. О размахе этого процесса красноречиво свидетельствует тот факт, что в период с 1810 по 1921 г. только в США переселились (главным образом из Европы) 34 млн чел. Из одной маленькой Ирландии за 50 лет, с 1851 по 1910 г., за океан выехало 72 % ее жителей. Трудно себе представить, каким было бы лицо Европы и сама судьба европейской цивилизации без этого грандиозного переселения народов.

Особую роль в «завершении» ойкумены сыграло развитие средств коммуникации и транспорта. Вплоть до XX в. главным препятствием на пути полномасштабного общения между различными странами и народами оставались физические препятствия: леса и горы, моря и пустыни, реки и климатические условия. Новшества в системе коммуникаций способствовали в огромной степени расширению пространств, на которые то или иное государство могло осуществлять свое военное и политическое влияние. Для торжества евроцентристского мира ключевую роль сыграли успехи европейцев в совершенствовании парусных кораблей, создание железной дороги, парохода и двигателя внутреннего сгорания. И если первоначально развитие мореплавания выдвинуло на первые роли в мировой политике морские державы, то с развертыванием промышленной революции и ростом сухопутных коммуникаций, бурным развитием железнодорожного транспорта началось восхождение таких империй, как Германия, США, Россия. Покорив и освоив огромные пространства и покрыв земной шар морскими, железными и автомобильными дорогами, люди устремились ввысь, для покорения воздушного пространства. Появление и дальнейшее развитие авиации внесло существенные коррективы в геополитическую структуру мирового сообщества. Став эффективным средством преодоления физических препятствий, авиация во многом стерла линию разграничения между морскими и сухопутными державами. В дальнейшем революционное значение в сближении различных стран, народов и регионов имело развитие информационных средств коммуникации – изобретение сначала телеграфа и телефона, а затем радио и телевидения.

Заключительным актом эпопеи освоения и подчинения европейцами Азии, Африки и Америки, начавшейся в XV в., стало создание к концу XIX в. великих колониальных империй охвативших громадные пространства и многочисленные народы и страны на всех континентах. Главная особенность колониальной системы этого периода состояла в том, что она не только охватила весь земной шар, но и стала главным структурным элементом самого капиталистического мира. Колониальная система включала в себя как колонии в собственном смысле слова, т. е. страны и территории, лишенные какой бы то ни было формы самоуправления, так и полуколонии, в том или ином виде сохранившие свои традиционные системы правления. Следует отметить также и то, что целая группа стран, в том числе крупных (Китай, Турция, Иран, Афганистан, Сиам, Эфиопия и др.), сохраняла суверенитет лишь формально, поскольку, будучи опутанными сетью неравноправных договоров, кабальных займов и военных союзов, эти страны находились в зависимости от ведущих промышленно развитых стран.

Империализм

Колониализм и империализм не были исключительной монополией одной только Европы или западного мира нового и новейшего времени. История завоеваний и колонизации так же стара, как и история человеческих цивилизаций. Империя как форма политической организации стран и народов, связанная с особыми отношениями господства и зависимости, также существовала чуть ли не с самого начала истории человечества. Термин «империя» (а также производный от него термин «империализм») происходит от латинского слова imperium (власть) и обычно связывается с идеями диктаторской власти и принудительными методами управления. Международное неравенство существовало во все времена, обусловливая подавление слабых народов и стран сильными и могущественными империями или мировыми державами и их подчинение. Как показывает исторический опыт, любая сильная цивилизация или мировая держава неизменно обнаруживала тенденцию к пространственному расширению, поэтому неизбежно приобретала имперский характер. В последние пять столетий инициатива в экспансии принадлежала европейцам, а затем Западу в целом. В самой Европе термин «империалисты» вошел в обиход во Франции в 30-х гг. XIX в. и применялся к сторонникам Наполеоновской империи. В последующие десятилетия с усилением колониальной экспансии Британии и других стран термин «империализм» использовался как синоним термина «колониализм». На рубеже веков империализм рассматривался как особая стадия развития капитализма, характеризующаяся ужесточением эксплуатации низших классов внутри страны и усилением борьбы за передел мира на международной арене.

Хронологически начало колониальной имперской политики европейских держав совпало уже с эпохой великих географических открытий. Складывавшаяся молодая динамичная цивилизация как бы сразу заявляла свои претензии на весь земной шар. В течение последующих за открытиями X. Колумба и В. да Гамы четырех столетий был либо освоен и заселен, либо покорен весь остальной мир. Промышленная революция XIX в. дала новый толчок заморской экспансии европейских держав. Территориальная экспансия стала средством увеличения богатств, престижа, военной мощи и получения дополнительных козырей в дипломатической игре. Между ведущими промышленными державами развернулась острая конкурентная борьба за сферы и регионы наиболее выгодного помещения капитала, а также за рынки сбыта товаров. Конец XIX в. был ознаменован обострением борьбы ведущих европейских стран за завоевание еще не захваченных территорий и стран Африки, Азии и Океании. Весь мир оказался поделенным, на планете не осталось «ничейных» территорий. Великая эпоха европейской экспансии закончилась. В ходе множества войн за раздел и передел территорий европейские страны распространили свое господство почти на весь земной шар.

Во внешнеторговых отношениях между метрополиями, с одной стороны, и колониями и зависимыми странами – с другой, преобладал неэквивалентный обмен, приносивший компаниям промышленно развитых стран максимальные прибыли и усиливавший экономическое и военно-политическое господство метрополий. Но в конце XIX – первой половине XX в. на колониальные и зависимые страны из метрополий постепенно начали распространяться и капиталистические отношения. Уже в первые десятилетия XX в. наблюдается тенденция к возрастанию роли колоний и зависимых стран в качестве источников дешевого сырья и рынков сбыта промышленных товаров метрополий, а также поставщиков дешевой рабочей силы. Компании метрополий в широких масштабах захватывали источники сырья. Нефть, уголь, металлсодержащие руды, редкие металлы, фосфаты и другие богатства Азии и Африки постепенно переходили в их руки. Они скупали за бесценок или захватывали плодородные земли, создавая на них плантации для разведения необходимых им сырьевых и продовольственных культур. С конца XIX в. значительно вырос и вывоз в колониальные страны капиталов, навязывание им займов под гигантские проценты.

Расширение способов колониальной эксплуатации и распространение элементов капиталистических отношений в странах Азии и Африки вели к подрыву основ типичного для этих регионов традиционного натурального хозяйства и к вовлечению их в мировое хозяйство. Важным результатом интеграции зависимых стран в экономическую систему колониальных империй стало строительство на их территориях железных дорог, портов, мостов, каналов, телеграфных и телефонных линий. Огромное значение для формирования трансконтинентальных систем коммуникаций имело строительство германским капиталом Багдадской железной дороги и с помощью английского и французского капитала – Суэцкого канала.

«Евроцентристский мир» в век национализма

Экономические процессы, в которые были втянуты колониальные и зависимые страны, ускорили формирование в них национальной буржуазии, интеллигенции, офицерства, рабочего класса, студенчества. Многие из этих групп и послужили основной движущей силой революционно-демократических и национально-освободительных движений. Эти движения, крепнувшие с каждым годом, постепенно превращались в важнейший фактор общественно-исторического развития стран Востока. Эти процессы в совокупности поучили название «пробуждение Азии». Формирование многочисленных слоев населения, отличавшихся социальной и политической активностью, существенно меняло характер взаимоотношений Запада и Востока. Если до конца XIX – начала XX в. неевропейские народы осваивали европейские научно-технические, экономические, интеллектуальные и другие достижения пассивно, то теперь начался этап их активного освоения. Приоритет в данном плане принадлежит Японии, которая еще в результате реформ Мэдзи в 1868 г. стала на путь ускоренного капиталистического развития.

Далеко идущие последствия в этом отношении имела первая мировая война, в которую оказались втянутыми колониальные и полуколониальные страны. Воюющие государства-метрополии использовали не только их территории в качестве плацдарма военных действий, но и их материальные и людские ресурсы. Только Англия и Франция мобилизовали в своих колониях около 6 млн чел., из которых не менее 15 % погибли на полях сражений. Война привела к резкому ухудшению и без того тяжелого экономического положения народов стран Азии и Африки. В то же время она способствовала дальнейшим социально-экономическим сдвигам в этих странах. Усиливалась тенденция к росту числа национальных предприятий, их оборотного капитала, добычи полезных ископаемых, объемов выплавки чугуна, импорта фабричного оборудования. Промышленное производство росло не только в уже сложившихся центрах, оно стало появляться и в глубинных районах. Все возрастающую роль в экономике колониальных стран начинали играть крупные предприятия, хотя сохранялось и огромное количество кустарных и полукустарных предприятий. Важные изменения произошли в сельском хозяйстве. В условиях войны оно вынуждено было постепенно переориентироваться на внутренний рынок. Это способствовало росту разделения труда и развитию товарно-денежных отношений.

Таким образом, первая мировая война дала сильный толчок к дальнейшему развитию национального капитализма в колониальных и зависимых странах, расширению и укреплению местного крупного предпринимательства. Интенсифицировались процессы дифференциации крестьянства и формирования рабочего класса. Численно выросла национальная средняя и крупная буржуазия, значительно укрепив политические позиции. Все это в совокупности ускорило созревание и консолидацию сил, способных участвовать в национально-освободительной борьбе. Схожие социальные процессы происходили в регионах, которые являлись «внутренней периферией» западного мира, – в Южной и Юго-Восточной Европе, Южной Америке. Первая мировая война разрушила огромные европейские империи, на обломках которых возникли новые национальные государства – Польша, Финляндия, Австрия, прибалтийские страны. Многонациональными стали Чехословакия, Югославия, Венгрия. Мировая политическая карта начинала кардинально меняться. Все большое значение с точки зрения экономического, социального, духовного развития получали процессы, позволившие впоследствии назвать XX в. веком господства национализма. Но до второй половины XX в. мир оставался евроцентристским: западные страны продолжали диктовать свою волю и определять правила политической игры на международной арене. Подавляющему большинству остальных стран и народов была отведена лишь пассивная роль объектов политики великих держав.

Эпоха торжества евроцентристского мира характеризовалась глубокими социально-экономическими, политическими, идеологическими и иными сдвигами в жизни самого европейского общества. Одним из важнейших показателей этой трансформации стало постепенное формирование новой социально-философской парадигмы, или новой системы миропонимания. Главная суть новой системы миропонимания состояла в утверждении и легитимизации качественно новых отношений между человеком, обществом и государством, связанных с процессом модернизации. Идея прогресса – высшее выражение всех модернизационных процессов – воспринималась как неизбежный и необратимый феномен не только евроцентристской цивилизации, но и всего остального мира. Отождествляемый с этой цивилизацией капитализм показал себя как наиболее эффективная и динамичная общественная система. Впервые в мировой истории он сделал возможным установление действительно глобальных взаимоотношений между различными государствами, регионами, народами. Он проник в самые отдаленные уголки земного шара и привнес далеко идущие изменения в динамику и характер мировой экономики, системы политического правления. Европа дала современному миру передовую научную мысль и идеи гуманизма, великие географические открытия, положившие начало объединению всей ойкумены в единое целое, рыночную экономику, институты представительной демократии, традиции права, светское государство, основанное на принципах отделения церкви от государства, и многое другое. Могущество западного мира достигло своего апогея, и оно создавало основу для особого евроцентристского мировосприятия.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. А.А.КУЛЕШОВА

ПРОГРАММА

ПО НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ

СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ

Одобрена кафедрой всеобщей истории Могилевского государственного университета имени А.А.Кулешова.

Программа предназначена для студентов исторического факультета, изучающих новейшую историю Европы и Америки.

Рецензент

Доктор исторических наук, профессор Н.С. Сташкевич

Могилевский государственный университет имени А.А.Кулешова.

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Новейшая история является составной частью всемирной истории. Она, с одной стороны, продолжает новую историю, а с другой, - соприкасается с современностью и не имеет конца. В белорусской историографии ею традиционно называют период истории со времен первой мировой войны и Октябрьской революции в России и до наших дней. Этих два события оказали многообразное, противоречивое и долговременное воздействие на развитие всего человечества, вызвали к жизни целый ряд тенденций и особенностей, предопределивших своеобразие ХХ века. Сами они явились результатом кризиса цивилизации. Его важными признаками стали раскол мира на две общественные системы – капиталистическую и социалистическую, вторая мировая война и образование мировой системы социализма.

Последние события в свою очередь породили "холодную войну" и биполярный мир. Началась беспрецедентная конфронтация между миром социализма и капитализма. Она втянула в себя многие страны нашей планеты, охватила фактически все сферы жизни и оказала огромное влияние на развитие человечества почти до конца XX века.

Распад СССР, социалистического содружества, мировой системы социализма на рубеже 80-90-х годов прошлого века означал конец холодной войны, исчезновение идейно-политических, военных и социально-экономических основ биполярного миропорядка. Усилился и продолжается ныне процесс глобализации современного мира, а в ее рамках – распространение и утверждение, а то и навязывание силой основных принципов жизнеустройства, создателями, пропагандистами и проводниками которых являются страны Запада и особенно США. Они в качестве общезначимых для всех государств и народов в первую очередь предлагают политическую демократию, идейный плюрализм, открытое общество, рыночную экономику. В условиях информационной революции уже идет процесс глобализации такого общества и распространение его опыта на другие континенты. А США в рамках этой глобализации пытаются строить однополярный мир.



Не менее важной проблемой, чем определение начальной границы новейшей истории, является проблема ее методологии. До недавнего времени белорусские историки исходили из марксистско-ленинской концепции истории как естественно-исторического процесса. Теперь же ее основные положения являются объектом критики и особенно - формационный подход и марксистское пятичленное деление всемирно-исторического процесса. В их рамках обычным для отечественных историков приоритетом являлось изучение и детальное описание революционного и национально-освободительного движения, стало правилом исторические процессы и явления освещать с классовых, партийных позиций. При этом классовые ценности абсолютно преобладали над общечеловеческими. Такой подход приводит к одностороннему, а то и тенденциозному изучению истории. В его рамках анализ развития общества новейшего времени давал далеко не полную картину о нем как о целостной системе.

Крах социалистического содружества, мировой системы социализма предопределил необходимость обновления методологических основ курса новейшей истории, его основного содержания, периодизации. Многие историки попытались заменить формационный подход к истории человечества цивилизационным. При этом подходе в центре внимания оказывается человек с его стремлением к духовному и социальному совершенствованию, достижениями и трудностями в духовной и материальной жизни. Он становится главным мерилом общественного прогресса.

Однако цивилизационный подход к истории еще не дал ожидаемого результата. Возникло немало трудностей на этом пути. До настоящего времени все еще нет четкой и общепризнанной трактовки понятия "цивилизация" и типологизации цивилизации как в отечественной, так и в мировой исторической науке в целом. Ученые ныне насчитывают более 20 цивилизаций. Примерно столько же и научном обороте вариантов трактовок понятия "цивилизация". Все это затрудняет превращение цивилизационной теории в методологическую основу изучения всемирной истории.

Однако почти любая методология несет в себе рациональные зерна. Многие историки ныне оптимальным вариантом методологии истории считают сочетание цивилизационного и формационного подходов к ней. Известно, что цивилизация является более устойчивой исторической реальностью, чем общественно-экономическая формация. Указанное сочетание уже позволило преодолеть многие представления, стереотипы и штампы прошлого времени, существовавшие в исторической отечественной науке и предопределявшие тенденциозное освещение многих ее проблем. Цивилизационно-информационный подход к изучению истории в качестве главного критерия социального прогресса предполагает не только развитие производительных сил, как раньше, но и совокупность устойчивых духовных, демографических, антропологических, естественно-географических и других факторов. Он представляет больше возможности для понимания истории как единого, целостного процесса.

Данная программа составлена на основе цивилизационно-информационного подхода к изучению новейшей истории. В ней отобраны основные проблемы и факты духовной и материальной жизни западного общества, которые сыграли важную роль в его истории и истории других стран и народов.

Важной проблемой новейшей истории является определение ее начальной точки отсчета и периодизации.

В советское время при определении периодизации новейшей истории в качестве основополагающего критерия было признано, с одной стороны, развитие и укрепление мировой системы социализма, а с другой, - углубление общего кризиса капитализма. В советской исторической и иной литературе была разработана концепция трех этапов общего кризиса капитализма. Сама эта общественная система представлялась как все больше и больше загнивающая и умирающая, идущая к своему неизбежному и близкому краху. Были определены хронологические рамки этапов ее общего кризиса, а вместе с ними – и трех этапов в новейшей истории.

Однако, хотя капитализм утратил характер всеохватывающей мировой системы, он с течением времени все больше и больше проявлял себя как самая эффективная и динамичная общественная система и в сфере политики, и экономики, и социальной области.

Поэтому эту концепцию пытались обновлять, менять хронологические рамки этапов общего кризиса капитализма и периодизацию новейшей истории. Во второй половине 80-х годов прошлого века они уже трактовались так: их первый этап датировался 1918 – 1945 гг., второй - 1945 г. – до конца 60-х годов: третий – 70-80-е годы. Указанные этапы имели внутреннюю периодизацию. История первого этапа подразделялась на 4 периода: послевоенный революционный кризис (1918 – 1923 гг.); временная частичная стабилизация капитализма (1924 – 1929 гг.); мировой экономический кризис и углубление классовых и межимпериалистических противоречий (1929 – 1939 гг.); вторая мировая война (1939 – 1945 гг.). История второго этапа имела 2 периода: формирование мировой системы социализма и переход к холодной войне (1945 – 1949 гг.); строительство основ социализма, углубление общего кризиса капитализма, крах колониальной системы империализма (50-60-е годы).

История третьего этапа подразделялась на 2 периода: рост могущества социалистического лагеря, достижение военно-стратегического паритета между СССР и США, Организацией северо-атлантического договора (НАТО) и Организацией варшавского договора (ОВД), мировой энергетический и экономический кризисы середины 70-х годов, ослабление позиций империализма в мире (70-е годы); борьба на международной арене двух направлений: прогрессивного, миролюбивого курса социализма и реакционного, агрессивного курса империализма, продвижение вперед мира социализма, преодолевающего временные внутренние трудности и дальнейшее углубление общего кризиса капитализма (80-е годы).

Как видим, основное содержание новейшей истории связывали с успехами социализма и всеобщим упадком капитализма, сущность которого искажалась. Поэтому сама эта история в советское время приобретала ярко выраженный политизированный характер.

Уже в годы перестройки в СССР начался пересмотр многих представлений и трактовок новейшей истории. В частности, была отвергнута концепция трех этапов общего кризиса капитализма, развернулись дискуссии вокруг основного содержания нашей эпохи, обновления схемы периодизации новейшей истории, уточнение ее хронологических рамок, методологии. После распада СССР эти дискуссии были продолжены в российской исторической науке. Особенно активными они были по проблемам внешних хронологических рамок новейшей истории, ее периодизации и методологических основ. Их учебники отстаивали разные подходы к ним.

По проблеме хронологических рамок новейшей истории обсуждались четыре точки зрения. Сторонники первой из них предлагали в качестве рубежа, разделившего новую и новейшую историю, 1917 год, когда мир был разделен на две противоположные общественные системы и эпоха наполнилась новым содержанием. Сторонники второй точки зрения выдвигали в качестве такого рубежа 1918 год – окончание первой мировой войны и последовавшее за ней политическое и социально-экономическое переустройство общества и на Западе и на Востоке. Потом появились предложения не считать границей новой и новейшей истории 1917 или 1918 год, а 1914 – 1923 гг., когда были закреплены итоги первой мировой войны, завершилось формирование Версальско-Вашингтонской системы, определились альтернативные пути развития общества, а указанное время – это переходный период между новой и новейшей историей.

Согласно четвертой точки зрения привязка границы новейшей истории к Октябрьской революции в России и окончанию войны являлась основой политизации истории, а новые предложения в этой области – рецидивы прошлого времени. Ее сторонники предлагали в качестве точки отсчета новейшей истории рубеж ХIХ – ХХ вв. и рассматривали ХХ век как эпоху становления современной цивилизации, начало которой и относится, пор их мнению, к указанному времени. Они не выделяют в ней этапов или периодов, что якобы затруднит концептуальное осмысление исторического процесса, а в области методологии отдают приоритет цивилизационному подходу. Последняя точка зрения стала преобладающей в российской историографии.

В белорусской историографии периодизацию новейшей истории сохранили, но критически пересмотрели ее критерии, главное содержание этапов и периодов. Об обновленных критериях уже говорилось выше. Основу их составили, в частности, достижения в материальной и духовной жизни общества и место и роль в них человека. Однако сохранились и разные подходы к периодизации новейшей истории. Историки Белорусского государственного университета, к примеру, выделяют в ней 3 периода (см.: Новая и новейшая история стран Европы, Северной Америки, Азии и Африки. Программы курсов для студентов высших учебных учреждений Республики Беларусь по специальности «История». – Мн.: БГУ, 1999. – С. 58). Первый из них они относят к 1918=1939 гг.; второй – к 1939-1945 г.; третий – к 1945-1990 гг. Первый и третий периоды подразделяются на подпериоды: 1918-1923 гг.; 1924-1929 гг.; 1929-1933 гг.; 1933-1939 гг. и на 1945- начало 1970-х гг.; начало 70-х – 90-е гг.

Нам представляется, что целесообразнее делить новейшую историю на два этапа. Первый из них должен охватывать время с 1918 по 1945 гг., т.е. в его надо включать и вторую войну, которая подвела итог развитию государств с противоположными общественными системами в межвоенное время и одновременно в немалой степени обусловила направления дальнейшего развития стран Запада и Востока. Второй этап, по нашему мнению, должен датироваться с 1945 г. и по настоящее время. Оба эти этапы следует разделить на периоды. Первый период первого этапа можно датировать1918-1923 гг. Это время послевоенного кризиса западной цивилизации. Сам кризис нашел выражение в революциях, вооруженных восстаниях, военных переворотах, в появлении на политической арене фашистских и коммунистических партий, в многовариантности и альтернативности общественного развития, в сокращении объемов производства и снижении жизненного уровня, подъеме забастовочной борьбы. Но это и время создания Версальско-Вашингтонской системы международных отношений, которая представляла собой прообраз общепланетарной политико-правовой системы. Второй период приходится на 1924-1929 гг. Тогда западная цивилизация переживала временную стабилизацию. Она характеризовалась рывком в социально-экономическом развитии в большинстве стран Европы и Северной Америке, затуханием классовой борьбы, сглаживанием противоречий между ведущими государствами планеты. Третий период совпадает по времени с самым тяжелым в истории капитализма мировым экономическим кризисом 1929-1933 гг., который сопровождался спадом производства во всех отраслях хозяйства, резким снижением жизненного уровня, массовым разорением мелких и средних собственников, маргинализацией части населения, ростом угрозы фашизма и войны, обострением противоречий между великими державами.

Четвертый период приходится НА 1933-1939 гг. Это время преодоления социально-экономических и политических последствий указанного мирового экономического кризиса, установления или укрепления фашистских режимов в ряде государств, подрыва ими Версальско-Вашингтонской системы международных межвоенных отношений и сползания ко второй мировой войне. Пятый период в датировке совпадает с этой войной – 1939-1945 гг.

Второй этап новейшей истории следует разделить на 2 периода: 1945 г. – первая половина 70-х годов и середина 70-х годов и до наших дней. В первый из них выкристаллизовывались основные последствия второй мировой войны. Социализм вышел за рамки одной страны и образовалась мировая система социализма. Распалась колониальная система. Начинаются интеграционные процессы в экономической и военно-политических сферах. Продолжается глубинное изменение западного общества – демократизация, государственное регулирование, социализация. Все большее внимание на него оказывает научно-техническая революция (НТР). Вместе с тем начинается холодная война, формируется биполярный мир. Зарождается движение неприсоединения.

В середине 70-х годов Западные страны потрясли мировые энергетический и экономический кризисы. Они показали, что экстенсивные факторы хозяйствования себя в основном исчерпали и обусловили острую необходимость ускорения перевода экономики на интенсивный путь развития. С ними связано начало второго этапа НТР с середины 70-х годов. Он получил название технологической или информационной революции. Поэтому, неслучайно, автор предлагает середину 70-х годов считать границей между периодами второго этапа новейшей истории.

Информационная революция обусловила вступление капитализма к в новый этап своего развития. Он постепенно перешел от индустриальной в постиндустриальную стадию развития. Население западного мира составило так называемый «Золотой миллиард» с самым высоким жизненным уровнем.

Мир социализма не смог адекватно ответить на рывок западных стран в социально-экономическом развитии. Он отстал от них. Строительство «светлого будущего» для всего человечества провалилось. Распались мировая система социализма, социалистическое содружество, СССР, их военно-политический и экономический блоки. В странах Центральной и Восточной Европы социализм трансформировался в капитализм.

Закончилась холодная война. Рухнула прежняя ялтинско-потсдамская система международных отношений, биполярный мир. Создается новая система безопасности, формируется однополярный мир.

Такая периодизация новейшей истории, на наш взгляд, оправдана. Каждый период и этап имеет ясно различимые характерные черты и особенности, которые помогают рельефнее выделить и общие тенденции развития западной цивилизации.

Данная программа составлена на основе цивилизационно-формационного подхода к изучению новейшей истории. В ней отобраны основные проблемы и факты духовной и материальной жизни западного общества, которые сыграли, а многие играют и ныне, важную роль в его истории и истории других стран и народов.

Программа определяет содержание, примерный объем знаний студентов, структуру этого учебного курса. При изложении материала в ней использован принцип сочетания страноведения, региональности, проблемности и хронологической последовательности. История отдельных стран, регионов рассматривается в контексте мировой истории. Принцип "страна – регион - мир" обеспечивает выделение единичного, особенного и общего в истории западной цивилизации. Программные материалы подобраны таким образом, чтобы они позволяли всесторонне раскрыть целостность, разнообразие и противоречивость современного мира, роль и место в ней западной цивилизации.


ВВЕДЕНИЕ

Предмет, задачи, метод и хронологические рамки курса новейшей истории. Понятие "новейшее время". Периодизация новейшей истории в советское и постсоветское время. Крах концепции общего кризиса капитализма. Формационный и цивилизационный подходы к изучению развития человечества в новейшее время. Вузовские и школьные учебники, учебные пособия, учебные программы по новейшей истории.

ЗАПАДНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ В МЕЖВОЕННОЕ ВРЕМЯ

(1918-1939 гг.)

Основные тенденции социально-экономического и политического развития стран Запада в межвоенное время. Итоги первой мировой войны. Новые государства. Послевоенный кризис западной цивилизации. Многовариантность и альтернативность общественного развития. Революционный и реформистский пути развития. Революции в России, Австрии, Венгрии, Финляндии и Германии и их итоги. Подъем забастовочной борьбы. Новые формы общественно-политических движений: коммунистические, фашистские, христианско-демократические. Эволюция либерализма, консерватизма, социал-реформизма.

Период стабилизации западной цивилизации. Экономический подъем. Научно-технический прогресс. Новейшие отрасли экономики. Организация массового производства товаров. Социальная политика. Рост материального благосостояния. Изменения в образе жизни людей.

Стабилизация политической жизни. Спад революционной волны. Парламентско-демократические системы. Монархии, республики, авторитарные и тоталитарные режимы. Свободы и права человека. Стабилизация международных отношений,

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и его последствия. Основные черты и особенности. Причины масштабности, глубины и продолжительности кризиса. Поиски путей выхода из кризиса. Превращение государственного регулирования в постоянный фактор социально-экономического развития. Фашизм. Народные фронты. Обострение международных отношений.

Германия в 1918-1939 гг.

Ноябрьская революция 1918 – 1919 гг. в Германии. Складывание революционной ситуации к концу войны. Расстановка политических сил. Правительство М. Баденского. Начало революции, ее цели, движущие силы и характер. Создание Совета народных уполномоченных. Ф.Эберт. Борьба за выбор пути развития. Реорганизация буржуазных партий. Роль Советов в революции. Всегерманский съезд Советов и его решения. Образование КПГ. Социалистические тенденции в революции. Январское вооруженное восстание 1919 . Советские республики. Выборы и Национальное собрание. Итоги революции.

Веймарская конституция 1919 г. Веймарская республика. Версальский мирный договор и его характер. Социально-экономическая и политическая неустойчивость в 1919-1923 гг. Капповский путч. КПГ и "теория наступления".

Мартовские бои 1921 г. Франко-бельгийская оккупация Рура. Революционный кризис 1923 г. Гамбургское восстание.

Возникновение фашистской партии. А. Гитлер. "Пивной путч" 1923 г. в Мюнхене и его провал.

Проблемы "восточной" и "западной" ориентации во внешней политике. Рапалльский договор.

Германия в период стабилизации. Социально-экономическая стабилизация. "План Дауэса" и восстановление военно-промышленного потенциала. Укрепление монополий. План Юнга.

Политическая стабилизация. Президентские выборы 1925 г. П. Гинденбург. Рост влияния социал-демократии. Реформистские теории "организованного капитализма" и «хозяйственной демократии». Спад рабочего движения. Коммунистическое и фашистское движение.

Внешняя политика. Усиление «западной» ориентации Германии, восстановление ее международных позиций. Германский вопрос на Локарнской конференции. Вступление в Лигу Наций. Советско-германское сотрудничество.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и Германия. Экономические и социальные последствия. Мораторий Э.Гувера. Отмена репараций. Поиски путей выхода из кризиса. Правительство Г.Брюнинга. Кризис парламентской демократии. Нарастание фашистской угрозы. Выборы 1932 г. СДПГ и политика "меньшего зла". КПГ и рост угрозы "слева". Приход фашистов к власти.

Фашизм: традиционные и современные трактовки, главные черты, социальная база. Причины прихода к власти. Внутренняя политика. Поджог рейхстага. Лейпцигский процесс. Переход к унитарному государству и однопартийной политической системе. Установление тоталитарной диктатуры. Политика автаркии. Переход к централизованной и плановой экономике. Фашизм и крестьянство. Социальная политика. Идеологическая подготовка населения. Расизм и антисемитизм. Слабость антифашистских сил.

Внешняя политика. Геополитическая доктрина. Восстановление равенства в вооружениях. Милитаризация страны. Формирование агрессивного блока. Вмешательство в испанские дела. Аншлюс Австрии. Мюнхенский сговор. Расчленение Чехословакии. Договор о ненападении с СССР и секретный протокол к нему. Обострение противоречий с Великобританией, Францией, Польшей и США.

Италия в 1918-1939 гг.

Итоги первой мировой войны для Италии. Социально-экономический и политический кризис после войны. Расстановка политических сил.

ИСП. Движение за захват заводов и фабрик. Образование КПИ.

Возникновение фашизма. Б. Муссолини. Поход на Рим. Приход фашистов к власти. Переходный период в развитии фашизма. Причины прихода фашистов к власти.

Италия в годы стабилизации. Политический кризис 1924 г. "Авентинский блок". Капитуляция антифашистской оппозиции. Установление тоталитарной фашистской диктатуры. Чрезвычайные законы. "Хартия труда". Латеранские соглашения 1929г. Социально-экономическая политика. Спад рабочего движения. Международное положение страны.

Италия в 30-е гг. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и Италия. Усиление государственного регулирования. Создание Института промышленной реконструкции. Корпоративная система. Политика автаркии. "Битвы" за хлеб и мелиорацию. "Битва" за высокую рождаемость. Милитаризация страны. Проблемы "Севера и Юга". Итоги социально-экономического развития.

Внешняя политика. Притязания на влияние в Австрии. Агрессивная война против Эфиопии. Вмешательство в испанские дела. «Ось» Берлин-Рим. Присоединение к Антикоминтерновскому пакту. Участие в Мюнхенском сговоре. "Стальной пакт". Захват Албании.

Соединенные Штаты Америки в 1918-1939 гг.

Итоги первой мировой войны для США. Рост экономического могущества. В.Вильсон. Выборы 1920 г. Переход к политике твердого индивидуализма. Экономический кризис 1920-1921 гг. и его последствия. Рабочее, негритянское и профсоюзное движение. Образование Коммунистической партии США.

Внешняя политика. «14 пунктов» В.Вильсона и борьба за их реализацию. Крах "вильсонизма". США и Версальская система. Вашингтонская конференция. "Русская политика" США. США и Латинская Америка.

«Дипломатия доллара». Изоляционизм.

США в годы стабилизации. Выборы 1924 г. Республиканцы у власти. К.Кулидж. Бурный рост экономики и его причины. Научно-технический прогресс. Г. Форд и автомобилизация страны. Новейшие отрасли. Массовое производство товаров. Теория "исключительности" американского капитализма. Урбанизация. Подъем жизненного уровня. Акционерный капитал. Политика социального патернализма. "Просперити" и его проблемы. Спад рабочего и демократического движения.

Изоляционистский курс во внешней политике. Участие в плане Дауэса и Юнга. США и Латинская Америка. Пакт Бриана-Келлога.

США в 30-е гг. США - главный очаг мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. Экономические, социальные и политические последствия кризиса. Администрация Г. Гувера и поиски путей выхода из кризиса. Социальные движения. Ухудшение международного положения США. Антисоветская политика.

Итоги выборов 1932 г. Ф. Рузвельт и его "новый курс ". Принятие чрезвычайных законов в области финансов, промышленности и сельского хозяйства. Теория Дж. Кейнса и государственное регулирование в США. Подъем массового демократического движения в 1933-1935 гг. Социальное законодательство. Создание системы социальной защищенности. Закон Вагнера. Экономический кризис 1937-1938 гг. и новые социальные реформы. "Новый курс" в американской истории. Изменения в массовом сознании и двухпартийной системе. Традиционные и современные трактовки "нового курса" в белорусской историографии.

Внешняя политика. Установление дипломатических отношений с СССР. Продолжение политики изоляционизма. Закон 1935 г. о нейтралитете. Поддержка английской и французской политики умиротворения агрессоров. Политика "доброго соседа" в отношении стран Латинской Америки. Обострение противоречий с Японией и Германией.

Великобритания в 1918-1939 гг.

Итоги первой мировой войны для Великобритании. Парламентские выборы 1918 г. Внутренняя политика коалиционного правительства Д. Ллойд Джорджа. Реформы. Перестройка лейбористской партии. Социально-экономическое развитие. «« Экономический кризис 1920-1921 гг. Послевоенный стачечный подъем. "Черная пятница". Движение в защиту Советской России. Образование КПВ. Спад рабочего движения. Отставка Д. Ллойд Джорджа. Консерваторы у власти.

Внешняя и колониальная политика. Советско-английские отношения. Ультиматум Дж. Керзона. Великобритания и Версальско-Вашингтонская система. Подъем национально-освободительного движения. Ирландский вопрос. Ослабление внешнеполитических позиций.

Великобритания в 1924-1929 гг. Особенности социально-экономического развития. Причины "топтания на месте" в экономическом развитии. Первое лейбористское правительство. Р. Макдональд. Возвращение к власти консерваторов. Всеобщая стачка 1926 г. Закон о промышленных конфликтах. Новая программа лейбористов. Второе лейбористское правительство.

Нестабильность советско-английских отношений. Участие в плане Дауэса и Юнга, Локарнских соглашениях. Колониальная политика.

Великобритания в 30-е гг. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и его экономические, социальные и политические последствия. Внутренняя политика лейбористов. Кризис лейбористской партии и правительства. Образование и деятельность "национального правительства". Консерваторы у власти. Экономический кризис 1937-1938 г и его последствия.. Британский союз фашистов.

Изменения в колониальной политике. Вестминстерский статут 1931 г.

Опавская конференция. Стерлинговый блок. Политика умиротворения агрессоров и ее итоги. Мюнхенский сговор. Переход к политике сдерживания. Англо-франко-польские отношения. Обострение отношений с Германией, Италией и Японией. Англо-франко-советские переговоры 1939 г. в Москве и их итоги.

Франция в 1918-1939 гг.

Итоги первой мировой войны для Франции. Внутренняя политика Ж. Клемансо. Приход к власти национального блока. Подъем рабочего и демократического движения. Образование ФКП и УВКТ. Две тенденции в рабочем движении. Р.Пуанкаре. Оккупация Рура.

Франция и Советская Россия. Франция и Версальско-Вашингтонская система. Система "восточных союзов".

Франция в 1924-1930 гг. Особенности социально-экономического развития. Выборы 1924 г. Победа левого блока. Э.Эррио. "Национальное единение" у власти. Социальные реформы. Спад рабочего движения. Колониальные войны в Марокко и Сирии. Участие Франции в плане Дауэса и Юнга, Локарнских соглашениях. Проект "пан-Европы". Пакт Бриана-Келлога. Советско-французские отношения.

Франция в годы мирового экономического кризиса. Особенности, социальные, экономические и политические последствия кризиса. Выборы 1932г.

"Второе издание" левого блока. Поиски путей выхода из кризиса. Рост угрозы фашизма. Особенности французского фашизма. Провал фашистского путча в феврале 1934 г. Создание Народного фронта. Парламентские выборы 1936 г. Победа Народного фронта. Л.Блюм. Социальные реформы. Причины распада и значение Народного фронта.

Франко-советский и франко-чехословацкий договоры о взаимной помощи. Политика невмешательства в испанские дела. Участие в Мюнхенском сговоре. Переход от политики попустительства агрессоров к политике их сдерживания. Франко – англо - польские отношения. Формирование англо-французской коалиции. Англо – франко - советские переговоры 1939 г. и их провал. Ухудшение международных позиций Франции накануне второй мировой войны.

Испания в 1918-1939 гг.

Особенности социально-экономического и политического развития Испании в межвоенный период. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и его последствия. Буржуазно-демократическая революция. Свержение монархии и установление республики. "Черное двухлетие". Рост угрозы фашизма. "Испанская фаланга и ХОНС". Создание Народного фронта. Выборы 1936 г. в кортесы. Политика Народного фронта.

Военный мятеж в испанском Марокко и начало гражданской войны. Ф. Франко. Вмешательство в испанские дала Германии, Италии и Португалии. Политика невмешательства. Помощь СССР Испанской республике Интернациональные бригады Социально-экономические и политические реформы в республике и роль в них КПИ.

Создание "Испанской традиционалистской фаланги и ХОНС". Установление фашистской диктатуры на территории, занятой мятежниками. Особенности испанского фашизма. Поражение республики. Утверждение фашистской диктатуры на территории всей Испании. Уроки и значение гражданской войны в Испании, ее традиционные и современные оценки.

МЕЖДУНАРОДНОЕ РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ

В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1918 – 1939 ГГ.)

Международное рабочее движение после первой мировой войны. Организационный раскол рабочего движения. Формирование революционного идейно-политического течения. Образование коммунистических парий в зарубежных странах. Создание коммунистического интернационала, его цели и организационная структура. В.И. Ленин. разработка основ тактики и стратегии Коминтерна в 1919 – 1923 гг. «2» условия приема в Коминтерн. Решения о тактике единого рабочего фронта, рабочем и рабоче-крестьянском правительстве. Курс на подталкивание революций в странах Запада.

Формирование социал-реформистского идейно-политического течения в рабочем движении. Воссоздание реформистами II или Бернского Интернационала. Образование центристами II ½ Интернационала. Сходство и различия трех Интернационалов. Попытки преодолеть раскол в рабочем движении. Берлинская конференция трех Интернационалов. Создание Рабочего Социалистического Интернационала (РСИ). Организационные и программно-тактические принципы социал-реформизма.

Международное рабочее движение в годы стабилизации западной цивилизации. Спад в рабочем движении, изменение его форм и характера. Улучшение экономической конъюнктуры в странах Запада, условий труда н материального благосостояния населения. Включение социал-реформистов в структуру буржуазно-демократической государственности, их роль в расширении демократических и социальных прав населения. Рост реформистских настроений в рабочей среде. Концепции "организованного капитализма" и "хозяйственной демократии" - идеологическая основа социал-реформизма.

Коминтерн: курс на "большевизацию" компартий и дестабилизацию буржуазных режимов и установление диктатуры пролетариата. Отношение к социал-реформизму и фашизму. Принятие программы Коминтерна. Концепция "общего кризиса капитализма". Усиление роли И.В. Сталина в Коминтерне, признание его вождем коммунистического движения.

Международное рабочее движение в 30-е гг. Влияние мирового экономического- кризиса 1929-1933 гг. на рабочее движение. Нарастание угрозы фашизма и войны. Преувеличение Коминтерном степени зрелости западных стран к социализму. Поиски революционного выхода из кризиса. Отношение Коминтерна к социал-демократии и фашизму.

РСИ: разработка рецептов для лечения "больного капитализма". Социал-реформизм и фашизм. Недооценка угрозы фашизма. Тактика "законных действий" в борьбе с фашизмом. Политика "меньшего зла". Социал-реформизм и коммунизм.

Формирование новой политической линии в Коминтерне по отношению к фашизму и социал-реформизму. VII конгресс Коминтерна и его решения. И.В. Сталин и Коминтерн. Слияние политического курса Коминтерна и СССР и ВКП (б).Корректировка этого курса после подписания советско-германского договора о ненападении 23 августа 1939 г. Волна репрессий в Коминтерне. Итоги развития международного рабочего движения в межвоенное время.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В 1918 – 1939 ГГ.

Создание Версальско-Вашингтонской системы послевоенных международных отношений. Новая расстановка сил на международной арене после первой мировой войны. Парижская мирная конференция. Создание Лиги Наций. Мандатная система. Версальский мирный договор с Германией. Мирные договоры с союзниками Германии.

Вашингтонская конференция. Договор четырех, пяти и девяти держав. Противоречивый характер Версальско-Вашингтонской системы. Воссоздание многополярного мира.

Конференция в Генуе. Раппалльский договор.

Стабилизация международных отношений в 1924-1929 гг. Полоса признания СССР и его роль в международных отношениях. План Дауэса и Юнга. Локарнская конференция. Рейнский гарантийный пакт. Вступление Германии в Лигу Наций. Изоляционизм США Пакт Бриана-Келлога.

Влияние мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. на международные отношения Нарастание противоречий между крупными державами. "Пан европейский" план Бриана. Отмена репарационных платежей. Международная конференция 1932 г. по разоружению.

Крах Версальско-Вашингтонской системы. Образование очага войны на Дальнем Востоке. Разрушение Вашингтонской системы. Начало агрессивных действий фашистских государств. Агрессия Италии против Эфиопии. Вмешательство Германии, Италии и Португалии в испанские дела. Формирование блока агрессивных государств. Аншлюс Австрии. Возникновение очагов войны в Европе.

Учебник посвящен истории стран Европы и Америки в 1900-2000 гг. В специальных разделах рассматриваются основные тенденции развития западного общества в первой половине XX в. и история международных от ношений. Основное внимание авторы уделили социально-экономической и политической истории отдельных стран и регионов. Учебник является частью учебно-методического комплекса «Новая и новейшая история зарубежных стран».

Трансформация капитализма на путях реформизма.
Ряд ведущих стран, такие, как США, Великобритания, Франция, Швеция, Дания, Голландия и др., избрали путь постепенных социально-экономических и политических реформ. Сторонниками этого пути преобразования общества выступили те социально-политические силы, которые признавали основные принципы рыночной экономики и политической демократии. Эти силы были представлены крупными предпринимателями, убежденными в том, что социальный мир в обществе можно обеспечить лишь определенными уступками трудящимся, средними слоями, интеллигенцией, частью рабочего класса, фермерами, занятыми в передовых отраслях агропромышленного комплекса.

Их объединяло осознание необходимости расширения роли государства во всех сферах жизни общества, особенно в социальной и экономической сферах, для предотвращения и преодоления негативных последствий рыночной экономики, т. е. социальной несправедливости, неравенства, засилья крупных корпораций. В основу своих социально-политических программ они положили установки и принципы идейно-политических течений либерализма, консерватизма и социал-демократии.

Оглавление
Введение 5
Глава 1. Основные тенденции развития стран Европы и Америки в 1900-1945 гг 9
§ 1. Триумф евроцентристского мира 9
§ 2. Основные направления социально-экономического развития 14
§ 3. Новые тенденции в развитии капитализма 18
§ 4. Трансформация капитализма на путях реформизма 23
§ 5. Тоталитарно-авторитарная альтернатива капитализму 30
Глава 2. Международные отношения в первой половине XX в 38
§ 1. Международные отношения в 1900-1914 гг 38
§ 2. Первая мировая война, 54
§ 3. Международные отношения в межвоенный период 72
§ 4. Вторая мировая война 97
Глава 3. Страны Северной Америки в 1900-1945 гг 127
§ 1. Эра прогрессизма. США в начале XX в 127
§ 2. США в период «просперити» 138
§ 3. Эпоха «Нового курса» 144
§ 4. Канада в 1900-1945 гг. 150
Глава 4. Великобритания в 1900-1945 гг 168
§ 1. Великобритания в начале XX в. «Ллойдджорджизм» 168
§ 2. От первого ко второму правительству лейбористов 186
§ 3. Великобритания накануне и в годы второй мировой войны 197
Глава 5. Франция в 1900-1945 гг 212
§ I. Третья республика в начале XX в 212
§ 2. От «Национального блока» к «Национальному единению» 226
§ 3. Народный фронт во Франции 237
§ 4. Крах Третьей Республики 250
Глава 6. Германия в 1900-1945 гг 262
§ 1 Германия в начале XX в 262
§ 2, Веймарская республика 280
§ 3, Третий Рейх 300
Глава 7. Италия в 1900-1945 гг 327
§ 1. Италия в первой четверти XX в 327
§ 2. Приход итальянского фашизма к власти 332
§ 3. Италия в годы фашизма (1922-1943) 334
Глава 8. «Малые страны» Западной и Северной Европы в 1900-1945 гг 340
§ 1. Страны Северной Европы в первой половине XX в 340
§ 2. «Малые страны» Западной Европы в первой половине XX в 348
§ 3. Австрия в межвоенный период 355
Глава 9. Европейская «периферия»: страны Южной и Юго-Восточной Европы в 1900-1945 гг 365
§ 1. Страны Южной Европы в 1900-1945 гг. (Испания, Португалия, Греция) 365
§ 2. Страны и народы Юго-Восточной Европы в начале XX в 392
§ 3. Страны Центральной и Юго-Восточной Европы в 20-30-е гг. и период второй мировой войны 403
Глава 10. Страны Латинской Америки в 1900-1945 гг 425
§ 1. Латинская Америка в начале XX в 425
§ 2. Мексиканская революция 1910-1917 гг 427
§ 3. Латинская Америка в первое послевоенное десятилетие (1918-1929 гг.) 434
§ 4. Латинская Америка в 1929-1945 гг 438
Рекомендуемая литература 452.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Новейшая история стран Европы и Америки, XX век, Часть 1, 1900-1945, Родригес А.М., Пономарев М.В., 2005 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать файл № 1 - pdf
Скачать файл № 2 - doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.