БССР

История образования в Белоруссии

Основные показатели

В 2012 году в Республике Беларусь действовало 4064 учреждения дошкольного образования с 398 тыс. детей и 54,1 тыс. педагогических работников . В 2012/13 учебном году действовало 3579 учреждений общего среднего образования с 928,2 тыс. учащихся и 128,1 тыс. учителей , 226 учреждений профессионально-технического образования с 79,9 тыс. учащихся, 225 учреждений среднего специального образования с 152,2 тыс. учащихся . Больше всего учащихся в учреждениях среднего специального образования обучалось по техническому и технологическому профилю (50 тыс.), а также экономико-юридическо-управленческому (34,3 тыс.), сельскохозяйственному (21,3 тыс.), архитектурно-строительному (14,3 тыс.) и медицинскому профилям (11,5 тыс.)

В 2012/13 учебном году в стране насчитывалось 54 высших учебных заведения (45 государственных и 9 частных), где обучалось 428,4 тыс. студентов, в том числе 209,3 тыс. на дневной форме обучения, 0,9 тыс. на вечерней и 218,3 тыс. на заочной. Более половины (30) вузов находится в Минске; в столице обучается и более половины студентов (223,9 тыс.) .

В средние века среднее и высшее образование получали в Коллегиумах (Вильно, Полоцк, Пинск, Гродно, Юровичи. Первым высшим учебным заведением на территории Белоруссии стал Виленский университет в 1579 году. В конце XVIII века белорусские земли вошли в состав Российской империи в результате раздела Речи Посполитой между Российской империей, Прусским королевством и Австрией.

В XIX веке в Российской империи была создана единая система государственных учебных заведений, состоящая из 4 типов учебных заведений: приходские, уездные, губернские или гимназии и университеты.

Одной из первых гимназий на территории нынешней Белоруссии является Слуцкая гимназия . На территории нынешней Белоруссии также стали появляться гимназии, схожие со средними школами России. Российское правительство всячески старалось русифицировать образование, пресекая преподавание в школах на белорусском и польском языках.

После восстаний 1830-1831 и 1863-1864 годов польский язык в преподавании был запрещён и заменён русским, обучению за границей ставились преграды. Был закрыт знаменитый Виленский университет, а также Полоцкая иезуитская академия. Ходатайства местного дворянства об образовании в белорусских губерниях национального университета отклонялись - царизм не желал создавать возможный «рассадник вольнодумства».

В ходе многочисленных, отчасти непоследовательных реформ образования в БССР сложилась основа системы высшего образования, которая существует и сегодня. Именно в этот период были создано большинство наиболее известных на сегодняшний день вузов:

  • Белорусский государственный университет,
  • Белорусский национальный технический университет,
  • Белорусский государственный экономический университет,
  • Белорусский государственный медицинский университет,
  • Белорусский государственный педагогический университет,
  • Белорусская сельскохозяйственная академия и другие.

После присоединения Западной Белоруссии к БССР в 1939 году начался процесс создания вузов на территории западных областей (до этого в Западной Белоруссии не было ни одного вуза) - первоначально там открывались учительские институты. В 1940/41 учебном году в БССР было 25 вузов, 21 538 студентов и 927 преподавателей всех степеней .

После Великой Отечественной войны и восстановления нормальной работы существовавших ранее вузов стала наблюдаться направленность к увеличению числа технических вузов и к увеличению приёма в них, что было вызвано потребностями экономики БССР в квалифицированных кадрах для промышленности . В конце 40-х - начале 50-х также создавались специализированные гуманитарные вузы, а учительские институты (прежде всего в западных областях БССР преобразовывались в педагогические институты). Отчасти благодаря этому, а также благодаря развитию заочного образования, к 1958 году БССР превзошла западноевропейские страны по количеству студентов на 10 000 человек. В 1958/59 учебном году в 25 вузах БССР насчитывалось 55,7 тыс. студентов и свыше 3 тысяч человек профессорско-преподавательского состава .

В конце 50-х - начале 60-х годов в образовании в БССР наблюдается направленность к увеличению внимания к фундаментальной науке. Значительно увеличивается приём в аспирантуру, перед учёными ставятся наиболее перспективные научные задачи и отсекаются неперспективные. В результате, Белорусский государственный университет вскоре включается в число 25 ведущих учреждений СССР по развития науки. Увеличивается и приём студентов на наиболее перспективные специальности (например, за 1958-1965 количество студентов на химическом факультете БГУ увеличилось с 300 до 1000, что было обусловлено, в частности, значительным развитием химической промышленности БССР в годы семилетки) . Для обеспечения развивающейся радиоэлектронной промышленности квалифицированными кадрами в 1964 году был открыт Минский государственный радиотехнический институт (сегодня - Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники). В 1969 году Гомельский государственный педагогический институт был преобразован в Гомельский государственный университет и стал, таким образом, вторым университетом в БССР. В 1978 году Гродненский государственный педагогический институт был преобразован в Гродненский государственный университет.

29 января 1991 года в целях повышения эффективности подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров органов государственного управления, руководителей и специалистов народного хозяйства для работы в условиях рыночной экономики Совет Министров БССР постановил образовать на базе упраздняемого Межотраслевого института повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров при Белорусском государственном институте народного хозяйства им. В. В. Куйбышева Академию управления при Совете Министров БССР (сегодня - Академия управления при Президенте Республики Беларусь), которой в 1995 году присвоен статус президентской.

В 90-х многие институты получили статус университетов. Кроме того, появились негосударственные вузы. В 1992 году в Минске был основан Европейский гуманитарный университет. В 2004 году он был вынужден прекратить работу в республике и с 2005 года действует в Литве.

Вернула белорусскую школу к 11-летнему обучению.

В системе среднего образования Беларуси 1-го по 11-й классы в 2010 году вводится учебная программа факультативных занятий «Основы православной культуры. Православные святыни восточных славян» 2 декабря 2010 года на сессии Палаты представителей Национального собрания принят проект Кодекса Республики Беларусь об образовании В 2010 году был создан Институт пограничной службы Республики Беларусь . На бюджетную форму обучения в вузы было подано почти на шесть тысяч заявлений меньше, чем в 2009 (среди них - 60 % студентов белорусских вузов - заочники) . Студентами ВУЗов стали 71,5 % (примерно 10 тыс. минчан-абитуриентов), из поступивших 82 % выбрали государственные вузы

В нормативные документы, регламентирующие поступление в высшие и средние специальные учебные заведения Белоруссии, будут вноситься изменения и дополнения. Планируется подписание специального указа президента РБ . В 2011 году приём будут осуществлять 55 высших учебных заведений (45 государственной формы собственности, 10 - частной) . 6 июня 2011 года Министерство образования закрыло «Женский институт Энвила» . На сентябрь 2011 года: учреждений общего среднего образования - 3,4 тыс. (920 тыс. школьников, в первых классах - около 87 тыс. человек), ПТУ - 217 (обучается - 106 тыс. человек), ссузов (уровень среднего специального образования) - 213 (по плану - 56 тыс. человек), вузов (уровень высшего образования) - 45 государственных вузов (в подчинении 12 министерств и ведомств) и 10 частных (по плану - 89,7 тыс. человек) .

С 2013/14 учебного года планируется перевести студентов более 230 специальностей вузов на четырёхлетнюю программу обучения .

Реферат на тему:

Реформа Вооружённых сил России (2008)

План:

Введение

    1 Основные направления реформы
      1.1 Военно-административная реформа 1.2 Сокращение численности
        1.2.1 Военная медицина 1.2.2 Военные вузы
      1.3 Перевооружение
    2 Военная тайна 3 Поддержка 4 Критика 5 Информация

Примечания

Введение

Реформа Вооружённых Сил Российской Федерации (ВС России) 2008-2010 годов - комплекс мероприятий по изменению структуры, состава и численности Вооружённых сил Российской Федерации, анонсированный 14 октября 2008 года на заседании военной коллегии Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России).

Предыдущая военная реформа завершилась 16 ноября 2004 года, о чём сообщил прежний Министр обороны .

http://*****/1_-20007.wpic" width="220" height="168 src=">

Оборотная сторона знамени ВС

1. Основные направления реформы

1.1. Военно-административная реформа

Одно из основных направлений реформы - переход от четырёхзвенной системы управления «военный округ» - «армия» - «дивизия» - «полк» к трёхзвенной «военный округ» - «оперативное командование» - «бригада». После реогранизации количество военных округов сокращено до четырёх:

    Западный военный округ - включает Московский и Ленинградский военные округа, Балтийский и Северный флот Южный военный округ - включает Северо-Кавказский военный округ, 4-е командование ВВС и ПВО, Черноморский флот и Каспийскую флотилию Центральный военный округ - включает Приволжско-Уральский и западную часть Сибирского военного округа Восточный военный округ - включает Дальневосточный и забайкальскую часть Сибирского военного округа, Тихоокеанский флот

После военно-административной реформы все войска на территории военного округа подчиняются одному командующему и он несёт персональную ответственность за безопасность в регионе. Объединение под единым руководством командующего войсками военного округа общевойсковых армий, флотов, командований ВВС и ПВО позволило качественно увеличить боевые возможности новых военных округов за счёт сокращения времени реакции в кризисных ситуациях и роста их совокупной ударной мощи. На стратегических направлениях созданы самодостаточные межвидовые группировки войск (сил), объединённые под единым командованием, основу которых составляют соединения и воинские части постоянной готовности, способные в кратчайшие сроки привести себя в высшие степени боевой готовности и выполнить задачи по предназначению. После реорганизации боевой потенциал Западного военного округа по сравнению с Ленинградским военным округом увеличился в 13 раз, что свидетельствует о заблаговременно спланированных и поэтапно реализуемых подходах государства по совершенствованию Вооружённых Сил.

1.2. Сокращение численности

Существенной частью реформы стало сокращение численности вооружённых сил, которая в 2008 году составляла около 1,2 млн человек. Большая часть сокращений пришлась на офицерский состав: с более чем 300 тысяч до 150 тысяч человек.

Количество воинских частей сокращено согласно следующей таблице:

Вид Вооружённых сил
и рода войск*

2008 год

2012 год

Степень сокращения

Сухопутные войска

Военно-воздушные силы

Военно-морской флот

Космические войска*

Воздушно-десантные войска*

В ходе преобразования планировалось расформировать 2-ю гвардейскую мотострелковую Таманскую дивизию, 4-ю гвардейскую танковую Кантемировскую дивизию, 106-ю гвардейскую воздушно-десантную дивизию и 98-ю гвардейскую воздушно-десантную Свирскую дивизию. Однако позднее решение по 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии было отменено.

На
1.09.2008

На
1.12.2009

Запланировано
к 2012

Степень сокращения

Полковник

Подполковник

Старший лейтенант

Лейтенант

Всего офицеров

Прапорщик

По российскому законодательству уволенных военнослужащих должны обеспечить жильем . Нуждающихся в жилплощади в Вооружённых силах в 2009 году было более 120 тысяч человек. Согласно плану Минобороны, ликвидация очереди и переход на обеспечение военнослужащих жильем в год признания их нуждающимися в нем произойдет к 2013 году. По состоянию на июнь 2011 года в жилплощади нуждаются около 40 тысяч семей.

Согласно директиве Генерального штаба ВС России от 22 ноября № 314/3382 число военнослужащих органов воспитательной работы должно сократится счеловек до 4 916, то есть на 71 %.

Сокращения в Вооруженных силах России произошли быстрее, чем было запланировано. В 2011 году число офицеров в российской армии составляет 150 тысяч. В результате Президент поставило задачу вернуть в состав Вооруженных Сил около 70 тысяч офицеров.

К 2016 году численность Вооружённых Сил Российской Федерации составит 1 единиц , в том числе 1 военнослужащих ..

1.2.1. Военная медицина

Планируется сократить:

    Государственный институт усовершенствования врачей Минобороны России 66 военных госпиталей 83 военные поликлиники 17 лазаретов 5 военных санаториев и домов отдыха 64 базы хранения военной техники и имущества.

В 2010-2011 году будут расформированы военно-медицинские факультеты в Самарском, Саратовском и Томском медицинском институтах.

Число врачей-офицеров планируется сократить с 7967 до 2200 человек.

1.2.2. Военные вузы

Из 15 военных академий, 46 военных институтов и училищ и четырёх военных университетов планируется сформировать 10 научных центров. В частности планируется расформировать Академию воздушно-космической обороны имени Г. К. Жукова

В интервью журналистам Министр обороны Анатолий Сердюков сообщил: "На базе 65 вузов будут созданы научные центры, где будет собрано в единое учебный процесс и научная деятельность . В новых научных центрах будет создана абсолютно новая техническая база".

1.3. Перевооружение

В газете «Красная звезда» от 2 октября 2008 года начальник вооружения Вооружённых Сил России - заместитель министра обороны Российской Федерации генерал-полковник Владимир Поповкин отметил, что Вооружённые силы России полностью выработали запас вооружения и военной техники, оставшихся от СССР, в связи с чем необходимо ускорить оснащение ВС новыми, современными образцами вооружений.

19 ноября 2008 года начальник Генерального штаба ВС России генерал армии Николай Макаров заявил журналистам, что в российской армии в ближайшие 3-5 лет будут на треть обновлены вооружение и техника, а к 2020 году это будет сделано на 100 %.

На начало 2010 года в части "нового облика" аппаратные связи, как и всё остальное ВиВТ в большинстве случаев приходят 2-й категории, но 86-89 годов выпуска, а некоторые 70-х, вследствие этого она не боеготова, требует капитального ремонта как спецчасти, так и передвижной базы. Или же остается старая, но разграбленная в 90-98-х годах, о чем скрывается командованием частей от высшего руководства, по причине боязни остаться крайними.(Я сам живой источник)

2. Военная тайна

11 ноября 2008 года начальник Генерального штаба ВС генерал армии Николай Макаров подписал директиву «О недопущении разглашения сведений о реформировании Вооруженных сил России». Документ запрещает распространение сведений о ходе реформ, возникающих проблемах и настроениях в войсках.

3. Поддержка

Председатель Комиссии Общественного Совета при Министерстве обороны считает, что военная реформа давно назрела и нынешняя Российская армия не эффективна. События в Грузии показали: России нужна дееспособная армия сейчас, и медлить с этим нельзя.

Генерал-лейтенант Владимир Шаманов поддерживает реформу армии

…К 2016 году численность Вооруженных сил должна быть не более 1 миллиона военнослужащих. Таково решение высшего политического руководства страны. Задача же Министерства обороны - создать в рамках этой численности и экономических возможностей государства максимально боеспособную армию. Все иные предложения, игнорирующие зависимость перспективного облика Вооруженный сил от экономических реалий - демагогия и политический популизм… …альтернативы сокращению офицерского корпуса, которое позволит создать оставшимся офицерам действительно привлекательные условия службы, просто не существует… …радикально изменившийся со времён Второй мировой войны формы и методы вооружённой борьбы позволят без ущерба для обороноспособности государства отказаться от армады кадрированных частей и соединений… нам необходимо создать ядро относительно компактной, численностью не более 200 тысяч, но обладающей высочайшим боевым потенциалом группировки быстрого реагирования. То есть мобильные, великолепно обученные и постоянно готовые к боевому применению на любом театре военных действий войска.

4. Критика

1 ноября депутаты Государственной Думы от КПРФ подписали открытое письмо Президенту России с требованием отказаться от концепции реформы и вынести вопрос о дальнейшем военном строительстве на всенародное обсуждение.. В частности Виктор Илюхин заявил:

Мы считаем, что решение принято поспешно, без учёта огромной территории страны, того, что мы опутаны натовскими военными базами.

Вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков:

Я считаю, что этот комплекс реформ, в условиях современных угроз для России, является просто преступным.

27 мая 2009 года в Общественной палате Российской Федерации проведены слушания по проблемам медицинского обеспечения военнослужащих, лиц уволенных с военной службы и членов их семей. Председатель Комиссии Общественной палаты по делам ветеранов , военнослужащих и членов их семей А. Н. Каньшин и Председатель Комиссии Общественной палаты по здравоохранению Л. М. Рошаль, а также участники слушаний выражают сомнение «в продуманности начатой реформы медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации» и считают:

    около 2 млн граждан России будут лишены возможности реализации права на получение медицинской помощи в военно-медицинских учреждениях; 101 военный госпиталь и 75 военных поликлиник потеряют статус юридического лица, что приведёт к расторжению договоров с ОМС и ДМС и повлечёт финансовые потери; создается впечатление планомерного разрушения медицинской службы армии.

Почётный профессор Военной академии ВКО имени Г. К. Жукова И. В. Ерохин считает, что подготовка специалистов военно-космической обороны вне Военной академии ВКО является глубочайшим заблуждением и противоречит утверждённой президентом «Концепции ВКО РФ»

…после данной реформы мы окажемся в состоянии людей, которые фактически оказались в положении двух поросят Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа, когда один спрятался в соломенном домике, а второй спрятался в доме из веток. То есть если ветер дунет, от этого не останется ничего. Нынешняя реформа поражает экспертов своей непродуманностью, своей тотальной разрушительностью, и пока она приводит только к деградации армии.

…по новой реформе фактически будет разрушена вся мобилизационная готовность государства, вся мобилизационная система, и мы должны будем воевать исключительно той армией, которая есть. Хотя любая большая война показывает, что ни одно государство не закончило серьёзную, большую войну той армией, которая у него была перед войной.

Бывший министр обороны П. Грачёв полагает:

…не надо обращаться к опыту тех стран, которые всерьёз давно не воевали, как не надо учиться и у тех государств, которые хотят нас завоевать!

Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин считает, что формируемых в процессе реформы сил Сухопутных войск недостаточно для отражения серьёзных военных угроз.

5. Информация

Отличительной особенностью процесса подготовки и проведение реформы является почти полное отсутствие информации о её цели и задачах. За исключением единственной публикации 15 октября 2008 года в Российской газете содержащей установочные сведения о реформе, ни в одном из официальных изданий Министерства обороны не появилось статей о грядущих преобразованиях. На официальном сайте Министерства обороны в разделе «О новом облике Вооружённых Сил Российской Федерации» не представлено никакой подробной информации, касающейся процесса реформирования.

Бывший главнокомандующий ВВС в своём интервью газете «Известия» сказал:

Мне не понятны смысл и цели текущего реформирования армии. Происходящее в армии идёт келейно, без объяснения общественности или военным экспертам. А это может иметь весьма неприятные последствия.

Военный обозреватель Виктор Литовкин считает:

Пока руководство Минобороны не начнёт открытый и честный диалог с гражданским обществом, скандалы, подобные субботнему, к сожалению, будут продолжаться.

Приоритетная задача Повышение денежного довольствия в 2012 . Медведев о повышении зарплаты военнослужащим В преддверии Бюджетного послания Федеральному Собранию Президент Российской на очередном совещании особо отметил, в ряде задач требующих неотложного решения вопросы, напрямую касающиеся военнослужащих. Цитируем: "Завтра у нас бюджетное послание , поэтому, сегодня по целому ряду вопросов нужно будет поставить точку. Немалые средства, сверх заявленных, запрошенные на реформирование системы денежного довольствия военнослужащих в 2012 году, очевидно, что это, в общем, приоритетная задача»

Примечания

РИА Новости - www. *****/society//734720.html Приоритеты строительства Вооружённых Сил - www. *****/2010/12/29_12/1_08.html Российская газета Федеральный выпуск № 4772 от 01.01.01 года - www. *****/2008/10/15/vooruzh-sily. html «Знамена - в музей, знаменосцев - на гражданку», Независимое военное обозрение от 01.01.01 года - nvo. *****/forces//7_znameny. html ***** - *****/news/2009/05/26/tula/ Виктор Баранец Что ждет российскую армию после военной реформы - www. *****/print/article/24207/411361/ . КП (02.12.2008). В российской армии сократили полтысячи генеральских должностей - www. *****/news. asp? id=115903 . Интер^ 1 2 Роман Ошаров Армия лейтенантов - www. *****/society/2009/12/21/360809.html . Деловая газета «Взгляд» . «ВЗГЛЯД. РУ» (21.12.2009). Андрей Федоров Вот тогда и повоюем - www. *****/articles/2009/01/21/futurearmy/ . Лента. Ру (21.01.2009). Военный совет - echo. *****/programs/voensovet/784437-echo/ ^ 1 2 Известия от 1 декабря 2008 года - www. *****/armia2/article3123052/ Офицеры возвращаются - www. *****/politics/txt. asp? id=175858 Указ Президента РФ от 01.01.01 г. N 1878сс «О некоторых вопросах Вооруженных Сил Российской Федерации» «За сокращение армии заплатят командными кадрами», Независимое военное обозрение от 01.01.01 года - nvo. *****/forces//1_oficery. html ***** - www. *****/news/2008/11/25/academy/ РИА Новости - www. *****/society//.html Новое оружие будет! - www. *****/2008/10/02_10/1_02.html «Красная звезда» 2 октября 2008 . Война показала: российская армия ветшает, запас советского вооружения выработан полностью - /russia/02oct2008/old_weapon. html NEWSru 2 октября 2008. Генштаб: в ближайшие 3-5 лет армия РФ будет перевооружена на треть, а к 2020 году - на 100 % - /russia/19nov2008/neoarmy. html NEWSru 19 ноября 2008 . Иван Коновалов Перестройку армии проведут без гласности - www. *****/doc. aspx? DocsID=1085793 . Газета «Коммерсантъ» (29.11.2008). Красная Звезда от 01.01.2001 - www. *****/2009/02/11_02/2_04.html Сайт - www. /russia/01nov2008/ser. html Сайт КПРФ - *****/rus_soc/59588.html Движение за возрождение отечественной науки - Константин Сивков: «Этот комплекс реформ является просто преступным» - www. *****/index. php? option=com_content&task=view&id=1077&Itemid=35 «Рекомендации слушаний по проблемам медицинского обеспечения военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей» на сайте Общественной палаты РФ - ww. *****/files/voinj. doc НВО от 01.01.01 года - nvo. *****/forces//1_reform. html. *****: Пресс-конференции: Реформа российской армии. - *****/conf/shurigin/ НВО от 01.01.01 года - nvo. *****/forces//1_Grachev. html «НВО» от 01.01.01 года - nvo. *****/forces//1_85brigad. html? mthree=3 ^ 1 2 Независимая газета от 1 декабря 2008 года - www. *****/politics//1_minoborony. html

Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон, который предусматривает поэтапное повышение пенсионного возраста на пять лет. Об этом в среду, 3 октября, сообщила пресс-служба Кремля.

Ранее в тот же день данный законопроект одобрил Совет Федерации. За принятие закона о пенсионной реформе проголосовали 149 сенаторов, против - пятеро, трое воздержались. В ходе заседания несколько членов Совфеда высказались против принятия закона, передает "Интерфакс". По мнению одного из них, Вячеслава Мархаева, он противоречит российской конституции, в которой запрещено издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы гражданина.

Поэтапное повышение пенсионного возраста для мужчин до 65 лет и до 60 - для женщин будет проводиться ежегодно на 1 год в течение переходного периода с 2019 по 2023 годы. Чтобы выйти на пенсию досрочно, трудовой стаж для мужчин составит 42 года, а для женщин - 37 лет.

Госдума России приняла в третьем, окончательном чтении законопроект о повышении пенсионного возраста 27 сентября. Этот закон не нашел понимания в российском обществе - по стране прокатились массовые акции протеста , а рейтинги "Единой России" и президента Владимира Путина снизились на 7 и 8 процентных пунктов соответственно.

Контекст

В день принятия закона верхней палатой российского парламента, 3 октября, в Москве перед зданием Совета Федерации состоялись сразу несколько акций, организованные коммунистами и лидером "Левого фронта" Сергеем Удальцовым.

Накануне в ходе совещания с правительством РФ президент Путин заявил, что после принятия предложенных им в конце сентября поправок о смягчении реформы повышение пенсионного возраста не принесет в госбюджет никакого дохода. Поэтому правительство должно изыскать в федеральном бюджете средства для финансирования изменений.

Смотрите также:

  • Правительство дождалось результатов выборов

    О необходимости повышать пенсионный возраст в России эксперты говорили уже давно. Правительство и чиновники тему не педалировали... до президентских выборов 18 марта 2018 года. А после переизбрания Владимира Путина и переназначения Дмитрия Медведева в должности премьера о пенсионной реформе было объявлено официально.

  • Пенсионная реформа в России в карикатурах Сергея Елкина

    Плюс 5 лет для мужчин, плюс 8 - для женщин

    Законопроект о постепенном повышении возраста выхода на пенсию правительство РФ одобрило 14 июня 2018 г. Согласно нему, пенсионный возраст для мужчин планируется повысить с 60 до 65 лет к 2028 году, для женщин – с 55 до 63 лет к 2034 году.

    Пенсионная реформа в России в карикатурах Сергея Елкина

    Поышение пенсионного возраста в России под шумок ЧМ-2018

    Примечательно, что о планах повысить пенсионный возраст правительство РФ объявило во время ЧМ-2018. По мнению экспертов, власти сделали беспроигрышную ставку на спортивную эйфорию.

    Пенсионная реформа в России в карикатурах Сергея Елкина

    Профсоюзы - против повышения

    Общероссийское объединение профсоюзов запустило адресованную президенту Путину петицию с требованием не повышать возраст выхода на пенсию. Лишь за первые две недели ее подписали уже более 2,5 миллионов россиян.

    Пенсионная реформа в России в карикатурах Сергея Елкина

    Пенсионерам приказано долго жить

    Один из вопросов, которые волнуют граждан в случае повышения возраста, - это доживут ли они до пенсии. Для российских мужчин здесь ситуация особенно проблемная. Даже при нынешнем возрасте выхода на пенсию в 60 лет вероятность дожить до этого момента у 20-летних мужчин в России составляет 68%.

    Пенсионная реформа в России в карикатурах Сергея Елкина

    Какие пенсионеры нужны в России

    В целом же перспективы пенсионеров выглядят так: пенсионный возраст возрастет до 65 лет для мужчин и 63-х для женщин. Вопрос лишь в том, возрастет ли продолжительность жизни? Сегодня средняя продолжительность жизни мужчин в России составляет 66,5 лет, а женщин - 77.

    Пенсионная реформа в России в карикатурах Сергея Елкина

    Ответ на пенсионную реформу, или Протест вместо дачи

    В ответ на планы правительства повысить пенсионный возраст многие россияне вышли на улицы. Первые многочисленные акции, инициированные Алексеем Навальным, прошли 1 июля в трех десятках российских городов. С тех пор акции против повышения пенсионного возраста повторяются с заметной регулярностью.

». После реорганизации количество военных округов сокращено до четырёх:

  • Западный военный округ - включает Московский и Ленинградский военные округа, Балтийский и Северный флот
  • Южный военный округ - включает Северо-Кавказский военный округ , 4-е командование ВВС и ПВО , Черноморский флот и Каспийскую флотилию
  • Центральный военный округ - включает Приволжско-Уральский и западную часть Сибирского военного округа
  • Восточный военный округ - включает Дальневосточный и забайкальскую часть Сибирского военного округа , Тихоокеанский флот

После военно-административной реформы все войска на территории военного округа подчиняются одному командующему и он несёт персональную ответственность за безопасность в регионе . Объединение под единым руководством командующего войсками военного округа общевойсковых армий, флотов, командований ВВС и ПВО позволило качественно увеличить боевые возможности новых военных округов за счёт сокращения времени реакции в кризисных ситуациях и роста их совокупной ударной мощи. На стратегических направлениях созданы самодостаточные межвидовые группировки войск (сил), объединённые под единым командованием, основу которых составляют соединения и воинские части постоянной готовности, способные в кратчайшие сроки привести себя в высшие степени боевой готовности и выполнить задачи по предназначению. После реорганизации боевой потенциал Западного военного округа по сравнению с Ленинградским военным округом увеличился в 13 раз, что свидетельствует о заблаговременно спланированных и поэтапно реализуемых подходах государства по совершенствованию Вооружённых Сил .

При проведении административной реформы планировалось сокращение количества воинских частей согласно следующей таблице :

В ходе преобразования планировалось расформировать 2-ю гвардейскую мотострелковую Таманскую дивизию , 4-ю гвардейскую танковую Кантемировскую дивизию , 106-ю гвардейскую воздушно-десантную дивизию и 98-ю гвардейскую воздушно-десантную Свирскую дивизию . Решение по расформированию 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии было позднее отменено , решение о расформировании 98-й гв.вдд так и не было принято.

Сокращение численности

Существенной частью реформы стало сокращение численности вооружённых сил, которая в 2008 году составляла около 1,2 млн человек. Большая часть сокращений пришлась на офицерский состав: с более чем 300 тысяч до 150 тысяч человек.

Категория военнослужащих На
01.09 .
На
01.12 .
На
01.01 .
Процент изменения численности
Генерал 1107 780 866 −22 %
Полковник 15365 3114 −80 %
Подполковник 19300 7500 −61 %
Майор 99550 30000 −70 %
Капитан 90000 40000 −56 %
Старший лейтенант 30000 35000 +17 %
Лейтенант 20000 26000 +30 %
Всего офицеров 365000 142000 −61 %
Прапорщик 90000 0 0 −100 %
Мичман 50000 0 0 −100 %

По российскому законодательству уволенных военнослужащих должны обеспечить жильем. Нуждающихся в жилплощади в Вооружённых силах в 2009 году было более 120 тысяч человек . Согласно плану Минобороны, ликвидация очереди и переход на обеспечение военнослужащих жильем в год признания их нуждающимися в нём произойдет к 2013 году. По состоянию на июнь 2011 года в жилплощади нуждаются около 40 тысяч семей .

Согласно директиве Генерального штаба ВС России от 22 ноября № 314/3382 число военнослужащих органов воспитательной работы должно сократится с 17 490 человек до 4 916, то есть на 71 % .

Сокращения в Вооруженных силах России произошли быстрее, чем было запланировано. В 2011 году число офицеров в российской армии составляет 150 тысяч. В результате Президент России Дмитрий Медведев поставил задачу вернуть в состав Вооруженных Сил около 70 тысяч офицеров .

Военная медицина

Планируется сократить:

  • Государственный институт усовершенствования врачей Минобороны России
  • 66 военных госпиталей
  • 83 военные поликлиники
  • 17 лазаретов
  • 5 военных санаториев и домов отдыха
  • 64 базы хранения военной техники и имущества.

В 2010-2011 году будут расформированы военно-медицинские факультеты в Самарском, Саратовском и Томском медицинском институтах.

Число врачей-офицеров планируется сократить с 7967 до 2200 человек .

Военные вузы

Из 15 военных академий, 46 военных институтов и училищ и четырёх военных университетов планируется сформировать 10 научных центров. В частности планируется расформировать Академию воздушно-космической обороны имени Г. К. Жукова

В интервью журналистам Министр обороны Анатолий Сердюков сообщил : «На базе 65 вузов будут созданы научные центры, где будет собрано в единое учебный процесс и научная деятельность. В новых научных центрах будет создана абсолютно новая техническая база».

Перевооружение

Реформа денежного довольствия

С 1 января 2012 года денежное довольствие военнослужащих будет увеличено в 2,5-3 раза, а военные пенсии возрастут в 1,5-1,7 раза. 7 ноября 2011 президент Дмитрий Медведев подписал Закон "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" . В соответствии с законом изменена система начисления денежного довольствия: отменяются существовавшие до этого дополнительные выплаты и надбавки и вводятся новые. Денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, состоит из оклада по воинской должности и дополнительных выплат.

Военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, устанавливаются следующие дополнительные выплаты:

  • ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, устанавливаются следующие дополнительные выплаты:

  • ежемесячная надбавка за выслугу лет;
  • ежемесячная надбавка за классную квалификацию (квалификационную категорию, квалификационный класс);
  • ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  • ежемесячная надбавка за особые условия военной службы;
  • ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время;
  • ежемесячная надбавка за особые достижения в службе;
  • премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей;
  • ежегодная материальная помощь;
  • повышающие коэффициенты или надбавки к денежному довольствию военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации, а также военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на отдельных территориях Российской Федерации;
  • повышающие коэффициенты или надбавки к денежному довольствию военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе в отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях.

Конкретные размеры окладов установлены Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. №992 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту" , размеры дополнительных выплат - Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" .

Военная тайна

Поддержка

Председатель Комиссии Общественного Совета при Министерстве обороны России Виталий Шлыков считает, что военная реформа давно назрела и нынешняя Российская армия неэффективна. «События в Грузии показали: России нужна дееспособная армия сейчас, и медлить с этим нельзя».

…К 2016 году численность Вооруженных сил должна быть не более 1 миллиона военнослужащих. Таково решение высшего политического руководства страны. Задача же Министерства обороны - создать в рамках этой численности и экономических возможностей государства максимально боеспособную армию. Все иные предложения, игнорирующие зависимость перспективного облика Вооруженный сил от экономических реалий - демагогия и политический популизм…

…альтернативы сокращению офицерского корпуса, которое позволит создать оставшимся офицерам действительно привлекательные условия службы, просто не существует…

…радикально изменившийся со времён Второй мировой войны формы и методы вооружённой борьбы позволят без ущерба для обороноспособности государства отказаться от армады кадрированных частей и соединений… нам необходимо создать ядро относительно компактной, численностью не более 200 тысяч, но обладающей высочайшим боевым потенциалом группировки быстрого реагирования. То есть мобильные, великолепно обученные и постоянно готовые к боевому применению на любом театре военных действий войска.

Критика

1 ноября 2008 года депутаты Государственной Думы от КПРФ подписали открытое письмо Президенту России с требованием отказаться от концепции реформы и вынести вопрос о дальнейшем военном строительстве на всенародное обсуждение. . В частности Виктор Илюхин заявил :

Мы считаем, что решение принято поспешно, без учёта огромной территории страны, того, что мы опутаны натовскими военными базами.

Вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков :

Я считаю, что этот комплекс реформ, в условиях современных угроз для России, является просто преступным.

  • около 2 млн граждан России будут лишены возможности реализации права на получение медицинской помощи в военно-медицинских учреждениях;
  • 101 военный госпиталь и 75 военных поликлиник потеряют статус юридического лица, что приведёт к расторжению договоров с ОМС и ДМС и повлечёт финансовые потери;
  • создается впечатление планомерного разрушения медицинской службы армии.

…после данной реформы мы окажемся в состоянии людей, которые фактически оказались в положении двух поросят Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа , когда один спрятался в соломенном домике, а второй спрятался в доме из веток. То есть если ветер дунет, от этого не останется ничего. Нынешняя реформа поражает экспертов своей непродуманностью, своей тотальной разрушительностью, и пока она приводит только к деградации армии.

…по новой реформе фактически будет разрушена вся мобилизационная готовность государства, вся мобилизационная система, и мы должны будем воевать исключительно той армией, которая есть. Хотя любая большая война показывает, что ни одно государство не закончило серьёзную, большую войну той армией, которая у него была перед войной.

…не надо обращаться к опыту тех стран, которые всерьёз давно не воевали, как не надо учиться и у тех государств, которые хотят нас завоевать!

Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин считает, что формируемых в процессе реформы сил Сухопутных войск недостаточно для отражения серьёзных военных угроз .

Итоги реформы

Итоги реформы на конец 2010 года:

  • Завершён первый этап создания нового облика Вооруженных сил. Российская армия обрела новую структуру, новую систему военного планирования. Существенно обновлены системы подготовки и обеспечения войск;
  • Создана новая трёхуровневая структура оперативного управления войсками и флотами - военный округ, оперативное командование, бригада. Шесть военных округов реорганизованы в четыре - Западный, Южный, Восточный и Центральный. На их основе созданы оперативно-стратегические командования (ОСК «Запад», ОСК «Юг», ОСК «Восток» и ОСК «Центр»). Это мощные межвидовые группировки войск на ключевых стратегических направлениях: юг, запад, центр и восток, соответственно. Объединение сил и средств под единым командованием повысили боевые возможности и потенциал армии;
  • Создан новый боевой состав Вооруженных сил с установленной численностью в 1 миллион военнослужащих. В 2010 году Президент РФ одобрил предложения Минобороны по содержанию в Вооруженных силах 220 тысяч должностей офицеров и 425 тысяч военнослужащих, проходящих службу по контракту. Долю военнослужащих-контрактников планируется увеличивать по мере создания привлекательных условий военной службы.

Осенью 2012 года выяснилось, что МО погрязло в коррупции . Сердюков был уволен с должности. За него вступился Медведев, как «за хорошего министра». Однако, независимые источники не исключают «тесной бизнес-связи между Сердюковым и Медведевым».

Информация

Отличительной особенностью процесса подготовки и проведение реформы является почти полное отсутствие информации о её цели и задачах . За исключением единственной публикации 15 октября 2008 года в Российской газете содержащей установочные сведения о реформе, ни в одном из официальных изданий Министерства обороны не появилось статей о грядущих преобразованиях. На официальном сайте Министерства обороны в разделе «О новом облике Вооружённых Сил Российской Федерации» не представлено никакой подробной информации, касающейся процесса реформирования.

Бывший главнокомандующий ВВС России Пётр Дейнекин в своём интервью газете «Известия» сказал :

Мне не понятны смысл и цели текущего реформирования армии. Происходящее в армии идёт келейно, без объяснения общественности или военным экспертам. А это может иметь весьма неприятные последствия.

Пока руководство Минобороны не начнёт открытый и честный диалог с гражданским обществом, скандалы, подобные субботнему, к сожалению, будут продолжаться.

Приоритетная задача Повышение денежного довольствия в 2012 . Медведев о повышении зарплаты военнослужащим В преддверии Бюджетного послания Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев на очередном совещании особо отметил, в ряде задач требующих неотложного решения вопросы, напрямую касающиеся военнослужащих. Цитируем: «Завтра у нас бюджетное послание, поэтому, сегодня по целому ряду вопросов нужно будет поставить точку. Немалые средства, сверх заявленных, запрошенные на реформирование системы денежного довольствия военнослужащих в 2012 году, очевидно, что это, в общем, приоритетная задача»

Примечания

  1. РИА Новости
  2. http://vz.ru/politics/2010/10/22/441797.html
  3. Приоритеты строительства Вооружённых Сил
  4. Российская газета Федеральный выпуск № 4772 от 15 октября 2008 года
  5. Указанные данные нуждаются в уточнении: либо приведены не все части ВДВ на тот момент, либо (при условии подсчёта дивизий и бригад ВДВ) приведены ошибочно
  6. «Знамена - в музей, знаменосцев - на гражданку», Независимое военное обозрение от 31 октября 2008 года
  7. Lenta.ru
  8. Виктор Баранец Что ждет российскую армию после военной реформы (рус.) . КП (02.12.2008). Архивировано
  9. В российской армии сократили полтысячи генеральских должностей (рус.) . Интерфакс (21.12.2009). Проверено 21 декабря 2009.
  10. Роман Ошаров Армия лейтенантов (рус.) . Деловая газета «Взгляд» . «ВЗГЛЯД.РУ» (21.12.2009). Архивировано из первоисточника 23 августа 2011. Проверено 21 декабря 2009.
  11. Андрей Федоров Вот тогда и повоюем (рус.) . Лента.Ру (21.01.2009). Архивировано из первоисточника 20 марта 2012. Проверено 21 декабря 2009.
  12. Военный совет
  13. Известия от 1 декабря 2008 года
  14. Офицеры возвращаются
  15. Указ Президента РФ от 29 декабря 2008 г. N 1878сс «О некоторых вопросах Вооруженных Сил Российской Федерации»
  16. «За сокращение армии заплатят командными кадрами», Независимое военное обозрение от 17 октября 2008 года
  17. Lenta.ru
  18. РИА Новости
  19. Новое оружие будет! «Красная звезда » 2 октября 2008.
  20. Война показала: российская армия ветшает, запас советского вооружения выработан полностью NEWSru 2 октября 2008.

«ВОЕННАЯ РЕФОРМА 2008–2020: ЦИФРЫ И ФАКТЫ ПИР-Центр Индекс Безопасности № 1, 2011 «Считаем, что в 2020 г. будет завершен переход на новый облик...»

ВОЕННАЯ РЕФОРМА

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

ПИР-Центр Индекс Безопасности № 1, 2011

«Считаем, что в 2020 г. будет завершен переход

на новый облик вооруженных сил».

Министр обороны А.Э. Сердюков,

Начало реформы

Три этапа реформы

Оптимизация численности

Новая структура управления

Сухопутные войска

Военно-воздушные силы

Военно-морской флот Центр Космические войска политических Материально-техническое обеспечение исследований России Военное образование Репортаж: президент Д.А. Медведев © 2011 о дальнейших шагах военной реформы Интервью с членами Общественного совета Министерства обороны РФ О.М. Газмановым, А.Н. Каньшиным, А.А. Макеевым, В.Д.

Мельниковой Составитель Александр Колбин 34 ВОЕННАЯ РЕФОРМА 2008–2020: ЦИФРЫ И ФАКТЫ Военная реформа 2008–2020:

цифры и факты НАЧАЛО РЕФОРМЫ | 14 октября 2008 Е Ь С октября 2008 г. на заседании коллегии Министерства обороны РФ миО нистр А.Э. Сердюков объявил о начале нового этапа военной рефорД мы. Реформа затрагивает все функциональные основы Вооруженных сил РФ – численность состава, органы центрального военного управления, :

организационно-штатную структуру и систему подготовки офицеров, предусмаА тривает поэтапное оснащение армии современными вооружениями и военной Р техникой.

Е В соответствии со сделанными 14 октября 2008 г. заявлениями планировалось М сокращение численности Вооруженных сил России до 1 млн военнослужащих к

–  –  –



В военно-воздушных силах России в период с 2009 по 2012 г. планировалось ликвидировать все авиационные дивизии и полки, сформировав на их основе 55 авиабаз, а также сократить свыше 50 тыс. офицерских должностей.

Количество частей военно-морского флота России должно было сократиться с 240 до 123. Офицерский состав флота планировалось сократить в 2–2,5 раза.

На базе существовавших 65 военных учебных заведений предполагалось создать 10 системообразующих вузов: 3 военных учебно-научных центра, 6 академий и 1 университет.

| ТРИ ЭТАПА РЕФОРМЫ Р еформирование Вооруженных сил Российской Федерации в период с 2008 по 2020 г. осуществляется в три этапа.

«Мы по сути уже завершили организационно-штатные мероприятия – первый этап реформирования российской армии»

Реформа Вооруженных сил России 2008–2020

–  –  –

36 ВОЕННАЯ РЕФОРМА 2008–2020: ЦИФРЫ И ФАКТЫ

| ОПТИМИЗАЦИЯ ЧИСЛЕННОСТИ

В рамках реформы должны быть сокращены около 200 тыс. офицерских должностей, а также планируется ликвидировать институт прапорщиков и мичманов, которых насчитывается около 160 тыс. человек. Увольняемым военнослужащим предлагают пройти переподготовку и получить гражданские специальности. Кроме того, они будут обеспечены жильем и предусмотренными законом компенсациями. При этом будет значительно повышено денежное довольствие действующих военнослужащих.

«Штатная численность военнослужащих доведена до 1 млн человек. Поставленные перед Минобороны задачи по выходу на перспективный боевой состав Вооруженных сил в целом решены».

–  –  –

ИНДЕКС БЕЗОПАСНОСТИ № 1 (96), Том 17

| НОВАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ

В соответствии с указом президента РФ Дмитрия Медведева «О военноадминистративном делении Российской Федерации», к 1 декабря 2010 г.

на месте прежних шести военных округов (Ленинградского, Московского, Северо-Кавказского, Приволжско-Уральского, Сибирского и Дальневосточного) за счет укрупнения должны были быть оставлены лишь четыре. Кроме того, должны были быть созданы Западное, Южное, Центральное и Восточное Объединенные стратегические командования.

«Мы чуть раньше закончили формирование Объединенных стратегических командований четырех военных округов. Президентом был установлен срок 1 декабря. Мы же буквально на прошлой неделе уже завершили эту работу».

Западный военный округ включает Московский и Ленинградский военные округа, а также Балтийский и Северный флоты.

Центральный военный округ включает Приволжско-Уральский, западную часть Сибирского военного округа, российские военные базы в Киргизии и Таджикистане.

Южный военный округ объединяет бывший Северо-Кавказский военный округ, Черноморский флот и Каспийскую флотилию, а также военные базы в Армении, Абхазии и Южной Осетии.

Восточный военный округ включает Дальневосточный военный округ, восточную часть Сибирского военного округа и Тихоокеанский флот. Восточный военный округ – самый крупный по боевому составу и по площади.

«Восточный военный округ – это принципиально новая оперативностратегическая структура в составе военной организации страны. Формирование округа стало итогом серьезной работы, включающей масштабную передислокацию войск и сил, которая была произведена на территории Дальнего Востока и Восточной Сибири в течение нескольких месяцев.

Объединение всех сил и средств под единым руководством позволило существенно повысить боевые возможности округа и его потенциал».

–  –  –

А М Е Т ИНДЕКС БЕЗОПАСНОСТИ № 1 (96), Том 17

| СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА

В сухопутных войсках сегодня сформировано 85 бригад. В их числе – 39 общевойсковых бригад, 21 бригада ракетных войск и артиллерии, 7 бригад войск армейской ПВО, 12 бригад связи, 2 бригады радиоэлектронной борьбы, 4 десантно-штурмовые бригады.

Все 85 бригад уже укомплектованы на 95–100% и полностью оснащены военной техникой и другими материальными средствами, в то время как в прежние годы лишь 17% частей считались боеготовыми.

Создана новая трехзвенная структура командования сухопутными войсками оперативное командование–бригада–батальон, в котором бригада стала основной оперативно-тактической единицей. Такие элементы старой советской системы, как полки, дивизии, корпуса и армии, были полностью ликвидированы.

Сокращен мобилизационный резерв сухопутных войск. Вместо сотен частей неполного состава создаются 60 баз хранения военной техники, на основе которых Х за счет резервистов будут развертываться новые бригады в случае войны или мобилизации.

–  –  –

Начата подготовка профессионального сержантского состава. В сухопутных войсках уже прошел отбор кандидатов для поступления в центр подготовки сержантов (2 года и 10 месяцев), который создан на базе Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища. Контракт заключается на срок обучения и на 5 лет службы в войсках после окончания учебы. Курсанты будут получать 15 тыс. рублей в месяц, а по окончании обучения и назначении на должность в воинские части им гарантируется ежемесячное денежное довольствие в размере не менее 35 тыс.

40 ВОЕННАЯ РЕФОРМА 2008–2020: ЦИФРЫ И ФАКТЫ| ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ

В оенно-воздушные силы России будут состоять из оперативных командований, авиабаз, эскадрилий и бригад воздушно-космической обороны (зенитноракетных и противоракетных). Все авиационные полки будут расформированы. Новая организация ВВС предусматривает в качестве основной структурной единицы авиационную базу, на каждой из которых будут дислоцироваться три боевые авиационные эскадрильи. С 2010 г. в состав ВВС входят семь оперативных командований, которые заменили существовавшие ранее воздушные армии.

Оперативные командования ВВС 2010:

4 командования ВВС и ПВО (бывшие армии ВВС и ПВО) с дислокацией

–  –  –

Военно-воздушные силы РФ передают в подчинение командующих новыми военными округами фронтовую и армейскую авиацию. Дальняя авиация и военнотранспортная авиация, а также оперативно-стратегическое командование воздушно-космической обороны останутся в непосредственном подчинении главнокомандующего ВВС России.

Перспективная структура ВВС

–  –  –

ИНДЕКС БЕЗОПАСНОСТИ № 1 (96), Том 17 | ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ В ходе реформы Вооруженных сил претерпит изменения структура управления Военно-морским флотом России. Балтийский и Северный флоты будут включены в состав Западного военного округа. Черноморский флот и Каспийская флотилия окажутся в составе Южного военного округа. Тихоокеанский флот будет включен в состав Восточного военного округа.

«Изменения облика Военно-морского флота назрели давно, и это вызвано тем, что наряду с традиционными угрозами, в целом выражающимися в возможности других государств применить военную силу для обеспечения своих экономических и политических интересов, сегодня появились и новые угрозы – международный терроризм, возрастающие масштабы браконьерства и пиратства, транспортировка морем оружия массового поражения и экологический терроризм».

В 2010 г. на Северном и Тихоокеанском флотах, имеющих в своем составе соединения многоцелевых и стратегических подводных лодок, созданы отдельные командования подводных сил.

Будет оптимизирована структура Военно-морского флота – на месте существующих ныне 240 частей останется 123 части. Кадрированные части (части неполного состава) будут ликвидированы.

42 ВОЕННАЯ РЕФОРМА 2008–2020: ЦИФРЫ И ФАКТЫ

| КОСМИЧЕСКИЕ ВОЙСКА

С труктура космических войск в процессе реформирования оптимизирована, в ней появились новые части, которые могут более эффективно решать поставленные задачи.

«Процесс приведения организационно-штатной структуры космических войск к установленным параметрам в минувшем году полностью завершен. Структура оптимизирована и работает более эффективно».

–  –  –

Управление по вводу новых систем и комплексов Космических войск Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского С целью наращивания возможностей наземного автоматизированного комплекса управления космическими аппаратами в 2009 г. на территории Калининградской области был создан новый отдельный измерительный пункт, развернутый в рамках формирования нового облика космических войск. С вводом в строй нового отдельного измерительного пункта в самой западной точке страны была повышена эффективность и устойчивость качественного сопровождения и управления орбитальной группировкой космических аппаратов военного и двойного назначения с территории России от Камчатки до Калининграда.

ИНДЕКС БЕЗОПАСНОСТИ № 1 (96), Том 17

| МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Д о конца 2010 г. произойдет объединение тыла Вооруженных сил и органов вооружения в единую структуру – материально-техническое обеспечение (МТО).

Руководить новой структурой будет заместитель министра обороны России.

После реорганизации заместителю министра обороны по МТО будут подчинены департамент планирования и координации МТО, ресурсного и транспортного обеспечения, а также главное автобронетанковое управление, ремонтновосстановительное управление и метрологическое управление Минобороны.

Объединение всех сил и средств тылового и технического обеспечения было апробировано при проведении оперативно-стратегического учения «Восток-2010».

С учетом возросшего количества и объема задач в 2010 г. будет осуществлен переход от полков материального обеспечения к бригадам МТО; в четырех оперативно-стратегических командованиях до 1 декабря 2010 г. будет сформировано 10 бригад МТО – по одной в составе каждой общевойсковой армии.

«Бригады МТО создаются, чтобы уйти от многостепенности управления войсками и перейти на максимум трехуровневое управление и такую же систему тылового обеспечения – Центр–ОСК– бригада».

Заместитель министра обороны Д.В. Булгаков 44 ВОЕННАЯ РЕФОРМА 2008–2020: ЦИФРЫ И ФАКТЫ

| ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В 2009 г. были созданы военные учебно-научные центры видов Вооруженных сил, укрупнен ряд военных академий и университетов. В результате проведенных мероприятий общее количество военно-учебных заведений сократилось с 64 до 16. В настоящее время подготовку офицеров осуществляют:

3 военных учебно-научных центра видов Вооруженных сил, 11 военных академий и 2 военных университета. Все ранее существовавшие высшие военные училища, военные институты и профильные научно-исследовательские организации присоединены к ним в качестве филиалов.

–  –  –

15 июля 2009 г. учрежден Военный учебно-научный центр ВМФ. Концепция создания центра предусматривает его размещение в Кронштадте на площади в 500 га.

Число обучающихся, преподавателей, научных сотрудников и обеспечивающего персонала нового центра превысит 10 тыс. человек. Планируемый срок завершения создания центра – 2013 г.

В самое ближайшее время Министерство обороны запустит систему переподготовки служащих офицеров, которая позволит им раз в три года обновлять свои знания. Кроме того, предлагается открыть специальные курсы, на которых офицер самостоятельно мог бы поддерживать свой уровень знаний.

ИНДЕКС БЕЗОПАСНОСТИ № 1 (96), Том 17 | Военная школа России: состояние и перспективы развития1.

Министр обороны России А.Э. Сердюков Система военного образования является инструментом формирования кадрового потенциала Вооруженных сил. Сегодня она играет ведущую роль в обучении, профессиональной переподготовке и повышении квалификации военнослужащих, воспроизводстве педагогических и научных кадров. Ее значимость должна сохраниться и в будущем. Именно поэтому повышение эффективности системы военного образования Военной доктриной Российской Федерации отнесено к основным приоритетам развития военной организации государства.

Современный этап развития военной школы начался в 1992 г. с созданием российских Вооруженных сил. В этот период работа по реформированию военного образования строилась на основе Концепции развития системы военного образования Вооруженных сил Российской Федерации (1993 г.), Программы совершенствования системы военного образования в Министерстве обороны Российской Федерации (1998 г.) и Федеральной программы «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года» (2002 г.).

Каждый из этих документов преследовал конкретные цели. Так, Концепция 1993 г.

была направлена на восстановление целостности системы военного образования, которая понесла большие потери в результате распада СССР, приведение деятельности военно-учебных заведений в соответствие с новым законодательством в области военной службы и профессионального образования.

Программы 1998 и 2002 гг. были направлены на реорганизацию всех компонентов системы военного образования. Однако недостаточное финансирование не позволило провести коренного преобразования. Произошло лишь некоторое улучшение информационно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса в трети от имеющихся на тот период вузов. Система оставалась громоздкой и имела ряд существенных недостатков.

Среди них:

– большое количество узкоспециализированных малочисленных вузов, не обеспечивающих необходимый уровень подготовки выпускников при высоких затратах на обучение;

– образовательный процесс, ориентированный на натаскивание обучающихся в решении типовых задач, что ставило выпускников вузов в сложное положение при принятии решений в противоречивой, быстро меняющейся обстановке современного боя;

– неоправданный отрыв военного образования от военной науки, когда научный потенциал военно-учебных заведений (в вузах сосредоточено свыше 70% всех ученых Минобороны России) практически не использовался как для развития Текст статьи представлен в сокращении. Полный текст см. на сайте Министерства обороны России.

http://www.mil.ru/847/851/publications_1/12671/index.shtml? id=76658

–  –  –

Существенное влияние на ситуацию в военном образовании оказали и трансформации, происходившие в нашем государстве и обществе. В военно-учебные заведения сегодня поступают юноши, родившиеся и выросшие в новой России.

У них иной менталитет, другие система ценностей и взгляды на жизнь. Поэтому возникла необходимость в формировании новых подходов к обучению и воспитанию курсантов в военно-учебных заведениях, к условиям их проживания и учебы, занятиям спортом и культурному развитию.

Решение о формировании нового облика Вооруженных сил Российской Федерации, принятое военно-политическим руководством государства, послужило толчком к модернизации всех сторон жизни и деятельности армии и флота, включая и систему военного образования.

–  –  –

в разнообразии сложных и непредсказуемых ситуаций, иметь представления о последствиях своей деятельности, а также нести за них ответственность. Особенностью новых профессиональных образовательных программ является существенное усиление правовой, психологической, управленческой и лингвистической подготовки слушателей и курсантов, увеличение объема и интенсивности физической подготовки.

Одновременно в вузах возрождается культ учебы. Совершенствуются меры морального и материального стимулирования лучших курсантов и слушателей. Созданы возможности для самореализации и саморазвития, освоения дополнительных образовательных программ, занятий научной работой, изучения иностранных языков не только в стенах вуза, но и за его пределами. Первым шагом стало введение свободного выхода из военно-учебного заведения после окончания плановых занятий.

ИНДЕКС БЕЗОПАСНОСТИ № 1 (96), Том 17 У курсантов и слушателей появилась возможность посещать библиотеки, культурные центры, выставки.

Уже второй год в Военной академии Генерального штаба учебный процесс идет по новой программе. В Академию после вступительных экзаменов были зачислены лишь наиболее подготовленные в профессиональном отношении офицеры и генералы. Мы предъявляем к ним высокие требования, в то же время обеспечиваем достойным денежным довольствием и создаем хорошие стартовые возможности для будущего карьерного роста. Наряду с изучением военных дисциплин они осваивают международное право, финансы и другие гуманитарные дисциплины, которые помогут адаптироваться в современной жизни.

Военно-учебные заведения решают и принципиально новые для них задачи. Так, в 2009 г. они приступили к выполнению важной социальной функции – профессиональной переподготовке увольняемых военнослужащих по одной из гражданских специальностей. Потенциал военно-учебных заведений позволяет ежегодно переподготавливать только по очной форме обучения свыше 20 тыс. человек. При этом ряд вузов реализует эту задачу выездными группами преподавателей.

В числе наиболее важных направлений дальнейшей работы можно выделить следующие:

первое – продолжение совершенствования внутренней структуры и учебноматериальной базы военно-учебных заведений. Новые образцы вооружения и военной техники, современное тренажерное оборудование, электронновычислительная техника будут поставляться в вузы в приоритетном порядке.

Уже сегодня на повестке дня создание «электронного вуза», представляющего собой автоматизированную систему организации и контроля образовательного процесса;

второе – снятие с военно-учебных заведений задач по обеспечению повседневной хозяйственной деятельности и передача их сторонним организациям на принципах аутсорсинга. Это существенно сократит отрыв слушателей и курсантов от учебных занятий;

третье – мониторинг профессиональных образовательных программ, разработанных на основе федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, и их оперативная корректировка на основе анализа служебной деятельности выпускников вузов в войсках;

четвертое – поиск наиболее оптимальных подходов к подготовке специалистов, исходя из служебного предназначения выпускников вузов и перспектив прохождения ими военной службы;

пятое – интеграция с гражданской высшей школой:

– непрерывное изучение и внедрение современных образовательных технологий, наработанных в стране и за рубежом;

– привлечение к проведению занятий специалистов гражданской высшей школы;

–  –  –

С 2013 г. планируется введение в действие нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Минобороны России приняло самое активное участие в его подготовке. Большинство предложений, отражающих особенности деятельности военно-учебных заведений, нашло поддержку и включено в законопроект. С введением закона в действие предстоит существенно переработать нормативную правовую базу военного образования, привести деятельность военно-учебных заведений в соответствие с новыми требованиями.

Вся работа по модернизации системы военного образования базируется на трехвековом опыте отечественной военной школы. Мы также внимательно изучаем, что делается в этом направлении в ведущих армиях мира: США, Германии, Великобритании, Франции, Финляндии и других государствах. Безусловно, они имеют

–  –  –

Важнейшую роль в достижении поставленных целей будет играть возрождение престижа военной службы и профессии офицера, статуса защитника Отечества.

Эта проблема должна быть в центре внимания всех должностных лиц государства: как на уровне Федерации, так и в регионах.

ИНДЕКС БЕЗОПАСНОСТИ № 1 (96), Том 17 | РЕПОРТАЖ Сбор командиров соединений Вооруженных сил Российской Федерации, Нижегородская область, 25 ноября 2010 г.

ноября 2010 г. в Нижегородской области состоялась встреча участников сбора командиров соединений Вооруженных сил России с Верховным Главнокомандующим Д.А. Медведевым. Кроме него на встрече также присутствовали министр обороны А.Э. Сердюков и начальник Генерального штаба Н.Е. Макаров. Были подведены промежуточные итоги процесса реформирования Вооруженных сил, а также сделан ряд заявлений о дальнейших мерах по приданию армии нового облика.

«Сегодня у нас есть четкий план, как действовать дальше, и, смею вас заверить, абсолютная решимость, непреклонная решимость довершить, довести эти преобразования до конца».

–  –  –

Все командиры, получившие возможность высказать свой взгляд на промежуточные итоги реформирования Вооруженных сил, положительно оценили переход на бригадную организацию армии.

«Сейчас я командую полнокровным воинским организмом, который укомплектован личным составом, техникой. Боеприпасы, все материальные запасы загружены в автомобильный транспорт, и бригада сейчас с готовностью выполнит любые задачи в течение часа».

Командир 56-й гвардейской отдельной десантно-штурмовой бригады

–  –  –

Ь С О Д:

А Р Е М О Н А М Е Т Участники встречи коснулись реформирования российского обороннопромышленного комплекса. Президент отметил, что закупки иностранного вооружения позитивно влияют на российские оборонные предприятия.

ИНДЕКС БЕЗОПАСНОСТИ № 1 (96), Том 17 «У нас были определенные проблемы с беспилотными летательными аппаратами, мы были вынуждены принять решение о закупке ряда иностранных образцов. В результате качество наших беспилотников существенно улучшилось, потому что наши производители боятся потерять этот рынок. Тот, кто не сможет выпускать современную технику, тот ее поставлять не будет. Я обращаюсь ко всем директорам наших оборонных предприятий. Или нормальную технику будут делать, или придётся с такими структурами контракты разрывать».

Также был затронут вопрос необходимости развития военно-гражданских отношений.

«Войска должны прежде всего уделять внимание оперативной подготовке, боевой учебе, исключительно концентрироваться на этих темах. Обязанности по охране, по бытовому обеспечению должны быть переданы гражданским организациям».

52 ВОЕННАЯ РЕФОРМА 2008–2020: ЦИФРЫ И ФАКТЫ | ИНТЕРВЬЮ1 Олег ГАЗМАНОВ Член общественного совета при Министерстве обороны России Российский певец, композитор и поэт ПИР-Центр: Как Вы считаете, в чем состоят три основные проблемы современной российской армии?

О.М. Газманов: Я не профессиональный военный, поэтому могу только предположить, что тормозит развитие современной армии в России. Но мне кажется,

–  –  –

защитить свою страну.

О.М. Газманов: Я считаю, что Общественный совет не играет той роли, какую должен играть. Самое главное, что мог бы он дать, – это национальная идея. У нас сейчас идеологии нет вообще. Люди перестали гордиться своей страной. Если России потребуются защитники, у нас будут проблемы. За что молодым парням умирать? За зарплату? Нет такой зарплаты, за которую можно умереть. Общественный совет должен был сделать все, чтобы создать национальную идею. Но он не сделал этого – потому что мало просто кинуть в воздух идею, нужно планомерно и профессионально её внедрять. А этим никто не хочет заниматься.

Интервью подготовлены корреспондентом журнала Индекс Безопасности Маргаритой Клочковой.

ИНДЕКС БЕЗОПАСНОСТИ № 1 (96), Том 17 Александр МАКЕЕВ Член общественного совета при Министерстве обороны России Генеральный директор регионального общественного фонда содействия помощи Воздушно-десантным войскам «ВДВ – боевое братство»

ПИР-Центр: Как Вы считаете, в чем состоят три основные проблемы современной российской армии и почему необходима реформа?

А.А. Макеев: Основная проблема – это даже не дедовщина, а призыв, потому что очень многие люди не идут в армию, как это положено по закону, а пытаются разными способами от нее отлынивать.

Вторая проблема – это социальная защита военнослужащих. Она должна быть обеспечена. Необходимо внести конкретику. Должны быть выполнены обещания, данные в связи с предыдущей реформой и той, что проводится сейчас.

И третья основная проблема армии – это недостаточное финансирование. России нужна профессиональная армия. Для этого необходимо обеспечить достойное содержание офицерам и служащим по контракту.

А.А. Макеев: Идея, несомненно, хорошая, но она опережает определенные необходимые действия. Сам новый облик, как он задумывался, действительно поднимал престиж военнослужащего. В концепцию закладывались многие вещи, связанные, в том числе и особенно, с уровнем жизни офицеров и профессиональной армией. Однако для достижения поставленных целей необходимо, прежде всего, сначала обучить, подготовить людей и выполнить данные им обязательства.

ПИР-Центр: Как Вы оцениваете роль Общественного совета при Министерстве обороны РФ?

А.А. Макеев: Общественный совет должен играть большую роль, но мы находимся еще пока в начале пути. Например, деятельность Общественной палаты при президенте России уже заметна; ее часто слышно. Роли общественных советов при министерствах пока чуть скромнее, но я надеюсь, что они будут расти. Сейчас еще просто недостаточно опыта работы в подобных общественных организациях, не до конца распределены обязанности, и поэтому пока существует некоторый хаос. Конечно, хочется, чтобы роль Общественного совета росла, чтобы он мог что-то делать.

–  –  –

Член Общественного совета при Министерстве обороны России Председатель Союза комитетов солдатских матерей России ПИР-Центр: Как Вы считаете, в чем состоят три основные проблемы современной российской армии и почему необходима реформа?

В.Д. Мельникова: Если говорить только об армии, то первое, по мнению моей организации и моему личному, это опоздание перехода на добровольную профес

–  –  –

что такое, на мой взгляд, новый облик.

ПИР-Центр: Как Вы оцениваете роль Общественного совета при Министерстве обороны РФ?

В.Д. Мельникова: Конечно, нам, членам Общественного совета при Министерстве обороны, хотелось бы быть более квалифицированными. Я надеюсь, что сейчас будет новый состав, немного уменьшенный, потому что прежний состав назначался совершенно под другие задачи совершенно другим министром обороны, и, возможно, нам удастся работать с руководством Министерства обороны более оперативно. Если мои коллеги согласятся, я буду возглавлять комиссию по воинской дисциплине и гуманизации военной службы, и я очень рассчитываю, что нам удастся сотрудничать и с начальником Генштаба, и с министром обороны, и с командующими округов так, как мы это делаем с внутренними войсками, на очень высоком уровне.

ИНДЕКС БЕЗОПАСНОСТИ № 1 (96), Том 17Александр КАНЬШИН

Член Президиума Общественного совета при Министерстве обороны России Глава Национальной Ассоциации объединений офицеров запаса Вооруженных сил (МЕГАПИР) ПИР-Центр: Как Вы считаете, в чем состоят три основные проблемы современной российской армии и почему необходима реформа?

А.Н. Каньшин: Современные реалии, в том числе геополитические, требуют новых подходов к армии, быстрой реакции на изменения. Поэтому нам нужна компактная, мобильная и боеспособная армия, способная в полном объеме выполнять задачи по обеспечению национальной безопасности России. Армия должна выполнять две основные функции – или воевать, или готовиться к войне. Чтобы обеспечить нормальное функционирование армии, необходимо решить ряд проблем.

Во-первых, давно назрело комплексное перевооружение и переоснащение Вооруженных Сил в соответствии с современными требованиями, начиная с новой боевой экипировки и закачивая высокоточным оружием, что потребует переучивания личного состава. Во-вторых, необходимо решить проблему профессиональной подготовки офицеров, которые являются не только основой армии, но и государства в целом, и сформировать школу подготовки профессионального сержанта.

В-третьих, давно пора поднять на новый уровень престиж военной службы, обеспечить максимальную социальную защиту и гарантии тем, кто готов отдать свою жизнь, защищая нашу страну. При этом военнослужащие должны сохранять серьезные льготы и после выхода на пенсию. Сейчас идет масштабное сокращение костяка армии, офицерского корпуса, и решать проблемы их обеспечения жильем, а также социальной адаптации и трудоустройства необходимо на государственном, а не внутриведомственном уровне.

ПИР-Центр: Сейчас говорят о новом облике Вооруженных сил. Что, по-Вашему, стоит за этой формулировкой?

А.Н. Каньшин: Министерством обороны уже ведется некоторая работа в этом направлении. Например, предпринимаются шаги по изменению организационной структуры, формированию частей постоянной боевой готовности, избавлению военнослужащих от несвойственных им задач, а также гуманизации военной службы с целью повышения ее привлекательности и открытости. Вместе с тем, новый облик также должен предполагать снижение уровня коррупции и преступности в войсках, сведение к минимуму неуставных взаимоотношений в армии. В связи с этим в войсках очень значима роль офицера-воспитателя. Давно назрел переход на новый уровень подготовки молодежи к военной службе, как в техническом, так и моральном плане, особенно с учетом сокращения периода срочной службы до одного года.

ПИР-Центр: Как Вы оцениваете роль Общественного совета при Министерстве обороны РФ?

Населения) Настоящий документ подготовлен в соответствии с Программой работ Статкомитета СНГ на 2011 год, утвержденной Решением Совета руководителей статистических служб госуда...» Палестине ВВЕДЕНИЕ Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам! Это небольшое послание, посредством которого мы хотели бы напомн...» почтовой связи РСС 6 мая 2016 г. г. Баку, Азербайджанская Республика Протокол № 41/30 совместного заседания Комиссии РСС по почтовой связи и Совета операторов почтовой...» 5-699-13548-0 Аннотация Вскоре после того, как была открыта возможность путешествий во времени, появилась необходимость в создан...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - разные матриалы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.