Новая культурная «Стратегия…» будет противостоять «деструктивному иностранному воздействию»

Новая культурная «Стратегия…» будет противостоять «деструктивному иностранному воздействию»

Сегодня, 16 сентября, премьер-министр РФ Михаил Мишустин сообщил на встрече с вице-премьерами о том, что утверждена новая «Стратегия государственной культурной политики». Документ учитывает «Стратегию национальной безопасности РФ», «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей» и «Основы государственной культурной политики».

Напомним, проект «Основ госполитики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей», вызвавший целый ряд возражений, бурно обсуждался театральным и культурным сообществом в конце 2021 — начале 2022 года. В ноябре 2022 года президент Путин подписал указ об утверждении этого документа. Теперь в новую «Стратегию государственной культурной политики», которая утверждена правительством 11 сентября и будет действовать до 2030 года, входят пункты, учитывающие документ «о традиционных ценностях» и (как предполагали авторы последнего) включающие в цели и задачи культуры реализацию «Стратегии нацбезопасности РФ». Подробно о новом документе на совещании рассказывала вице-премьер Татьяна Голикова.

«Государственная культурная политика призвана обеспечить приоритетное культурное и гуманитарное развитие в качестве основы экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны, укрепление общероссийской гражданской идентичности, единства и сплочённости российского общества, повышение качества жизни в Российской Федерации», — говорится в новой «Стратегии…». Ниже мы приводим наиболее впечатляющие фрагменты этого документа, напоминающие риторику советских времён. С полным текстом «Стратегии…» можно ознакомиться на сайте правительства РФ.

В числе «проблем, характеризующих современное состояние российской культуры», названо «осуществление недружественными государствами деятельности, направленной на разрушение базовых моральных и культурных норм, религиозных устоев, института брака, семейных ценностей, подрыв культурного суверенитета Российской Федерации». Для решения («преодоления», как сказано в документе) этой и других перечисленных проблем предусмотрены, в частности, «разработка механизмов по противодействию подрывной деятельности недружественных государств в российском культурном пространстве; создание условий для формирования безопасной информационной среды путём популяризации информационных ресурсов, с использованием которых будет распространяться достоверная информация, способствующая культурно-историческому просвещению и воспитанию на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей; развитие театрального искусства, сети государственных и муниципальных театров, совершенствование и укрепление их материально-технической базы, в первую очередь театров юного зрителя и театров кукол». Также в реализацию «Стратегии…» будут входить «создание условий для передачи части функций по регулированию современного художественного творчества и оценке его качества профессиональным сообществам и творческим общественным организациям; содействие развитию профессиональной критики и журналистики, освещающей все виды культурной деятельности, проблемы и вопросы реализации государственной культурной политики, сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества».

«Важнейшей задачей является интеграция новых субъектов Российской Федерации — Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в российское культурно-гуманитарное пространство.

С начала проведения специальной военной операции украинскими войсками нанесены серьёзные повреждения знаковым учреждениям культуры, уникальным памятникам истории и архитектуры, религиозным объектам. Среди них здания Донецкого государственного академического музыкально-драматического театра имени М.М. Бровуна, Донецкой государственной академической филармонии, Донецкого республиканского художественного музея, Мариупольского республиканского академического ордена „Знак Почёта“ русского драматического театра, Донецкого государственного академического театра оперы и балета, Луганского краеведческого музея и многие другие.

Кроме того, властями Украины был организован массовый вывоз культурных ценностей из музейных фондов учреждений культуры, а игнорирование базовых нужд сферы культуры привело к хронической их недооснащённости оборудованием, истощению материальных фондов, спровоцировало критический дефицит культурных благ на русском языке, в первую очередь литературы всех жанров и возрастных категорий, что явилось следствием целенаправленной политики украинских властей по „дерусификации“ культурной сферы.

Преодоление последствий этой политики будет способствовать скорейшей интеграции новых регионов в российское культурно-гуманитарное пространство при деятельном участии гражданского общества, профессиональных сообществ, творческих союзов и добровольческих (волонтёрских) движений в сфере культуры».

«В области укрепления общегражданской идентичности, сохранения единого культурного пространства, обеспечения межнационального и межрелигиозного мира и согласия, укрепления культурного суверенитета России как факторов, обеспечивающих устойчивое развитие, территориальную целостность и национальную безопасность страны <реализация „Стратегии…“ будет осуществляться по следующим направлениям>:

продвижение статуса культуры как национального приоритета;

защита российского общества от деструктивного иностранного информационно-психологического воздействия, распространения псевдогуманистических и иных неолиберальных идеологических установок, создающих угрозы безопасности и суверенитету страны в сфере культурного развития. Недопущение распространения в российском обществе продукции экстремистского содержания, пропаганды насилия, расовой и религиозной нетерпимости, межнациональной розни;

содействие в сохранении и поддержке этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, создание условий для сохранения и развития всех языков народов Российской Федерации, сохранения двуязычия и многоязычия граждан, проживающих в национальных республиках и регионах, использования национальных языков в печатных и электронных средствах массовой информации;

полноценная интеграция Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в российское культурно-гуманитарное пространство;

содействие социальной адаптации участников специальной военной операции, в том числе путём создания условий для посещения культурных мероприятий, приобщения их к культурным ценностям».

Источник: oteatre.info

Next Post

В БДТ в сезоне 2024—2025 выпустят премьеры Могучий, Фёдоров и молодые режиссёры

14 сентября в петербургском Большом драматическом театре имени Товстоногова прошёл сбор труппы, на котором были объявлены планы на 107-й сезон. Часть премьер, которые выйдут в сезоне 2024—2025, были заявлены ещё год назад. В их числе — долгожданная постановка экс-худрука театра Андрея Могучего «Завирухи Шишова переулка» по мотивам одноимённой книги главного художника БДТ Эдуарда Кочергина. […]