Тема №8 Морфологические нормы употребления глаголов.

1.Что такое глагол (определение понятия)? Значение и грамматические признаки.

1. Глагол - это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?: идти, прилететь, болеть, взбодриться .
2. Каждый глагол имеет следующие формы:

· начальную форму, которая называется неопределенной формой (или инфинитивом ). Она оканчивается на -ть, -ти, -чь (это формообразующие суффиксы): цвести , печь , купать ся . Неопределенная форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица, т.к. это неизменяемая форма глагола. Она обладает только постоянными признаками глагола;

· спрягаемые формы (не инфинитив). Они обладают постоянными и непостоянными признаками глагола;

· причастие;

· деепричастие.

3. Глаголы делятся на переходные и непереходные (это постоянный признак глаголов). Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на другой предмет, название которого может быть выражено

· существительным (или местоимением) в винительном падеже без предлога: читать газету, видеть его ;

· существительным в родительном падеже без предлога, обозначающим часть чего-то: выпить чаю, отрезать хлеба ;

· существительным (или местоимением) в родительном падеже без предлога при глаголе с отрицанием: не иметь права, не видеть её .

Все остальные глаголы непереходные: гулять в парке , верить в добро .

4. Глаголы, имеющие постфикс -ся (-сь), называются возвратными : бриться , пытаться . Остальные глаголы невозвратные : думать, знать (это постоянный признак глаголов). Все возвратные глаголы непереходные.
5. Глаголы бываютсовершенного или несовершенного вида (это постоянный признак глаголов). Виды глагола показывают, как протекает действие.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершенность действия, его результат, конец действия и начало: запеть . Они имеют два времени: прошедшее (что сделали? - запели ) и будущее простое, состоящее из одного слова (что сделают? - запоют ). Формы настоящего времени глаголы совершенного вида не имеют.
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и при обозначении действия не указывают на его завершенность, результат, конец или начало: петь . Они имеют три времени: прошедшее (что делали? -читали ), настоящее (что делают? - цветут ) и будущее сложное , состоящее из двух слов - «буду» («будешь») и неопределенной формы данного глагола (что будет делать? - будет чертить, будет петь ).

В русском языке есть небольшое число двувидовых глаголов, то есть таких глаголов, которые в зависимости от контекста имеют то значение совершенного вида (и отвечают на вопрос что сделать? ), то несовершенного вида (и отвечают на вопрос что делать? ): казнить, женить, жениться, велеть, исследовать, обследовать, арестовать, атаковать и др. Например: По стране распространялись слухи, что король лично казнит (что делает? - несовершенный вид)своих врагов; Король казнит (что сделает? - совершенный вид) несколько мятежников .

6. Глаголы имеют три формы наклонений (это непостоянный признак глаголов). Формы наклонения показывают, как говорящий оценивает действие, т. е. считает ли он его реальным, возможным или желательным при каком-либо условии.

· Изъявительное наклонение показывает, что действие реально, на самом деле происходит, происходило или произойдет: Мы врагов встречаем просто: били , бьем и будем бить .

· Сослагательное (условное) наклонение показывает, что действие возможно лишь при определенном условии:Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге . Сослагательное наклонение образуется от формы прошедшего времени путем прибавления частицы бы (б) . Частица бы пишется раздельно.

· Повелительное наклонение обозначает действие, которое велят, просят, советуют совершить: опрыскивай водой . Повелительное наклонение образуется путем прибавления суффикса -и к основе настоящего (будущего простого) времени или без суффикса: нести - несут - неси . Во мн.ч. прибавляется постфикс -те : несите .

7. В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам

· настоящее время: хожу, думаю ;

· будущее время: принесу (будущее простое), буду приносить (будущее сложное);

· прошедшее время: ходил, думал .

8. В формах настоящего и будущего времени глаголы имеют категорию лица (это непостоянный признак глаголов):

· 1-е лицо: я иду, мы идём ;

· 2-е лицо: ты идёшь, вы идёте ;

· 3-е лицо: он (она , оно )идёт, они идут .

Некоторые глаголы называют состояние, действие, происходящее без участия действующего лица, как бы само по себе. Такие глаголы называются безличными : Светает. Знобит. Мне нездоровится .

9. Число - непостоянный признак глагола, присущий всем изменяемым формам глагола:

· единственное число: иду, шёл, пойду ;

· множественное число: идём, шли, пойдём .

10. Род - непостоянный признак глагола, присущий формам единственного числа в прошедшем времени и в условном наклонении:

· мужской род: захотел бы ;

· женский род: захотела бы ;

· средний род: захотело бы .

11. В предложении глагол обычно является сказуемым и вместе с подлежащим образует грамматическую основу предложения: Луна ярко озаряла всю долину .

Но инфинитив может быть любым членом предложения:

· Жить - родине служить (жить - подлежащее, служить - сказуемое);

· Я хочу поступить в консерваторию (хочу поступить - составное глагольное сказуемое);

· У меня возникло острое желание оглянуться (желание (какое?) оглянуться - определение);

· Она присела отдохнуть (присела (с какой целью?)отдохнуть - обстоятельство цели).

2. Ошибки при употреблении глаголов: недостаточных, изобилующих, возвратных. Злоупотребление одинаковыми формами глаголов.

Подавляющее большинство русских глаголов при спряжении имеет 6 личных форм. Однако существует относительно небольшое число глаголов, у которых этих форм либо больше, либо меньше шести. Это, соответственно, так называемые изобилующие и недостаточные глаголы.
Некоторые глаголы имеют двойные формы для выражения значения одного и того же лица: машет - махает; капает - каплет: движет - двигает. Такие глаголы называются глаголы с изобилующей парадигмой спряжения. Вариантные формы возникают под воздействием глаголов продуктивных классов. Как правило, между возникшими вариантами наблюдаются различия:

  • стилистические: машешь - махаешь (разгов,);
  • смысловые: двигаешь - в значении «перемещать что-либо» и движешь - в значении «содействовать развитию»; метает (копье) - мечет (икру).

Иногда вариантные формы равноправны во всех отношениях: капает - каплет.



Стилистически неоправданно употребление разговорно-просто- речных форм «изобилующих» глаголов в авторской речи. Я заметил, что на озере женщины полоскают (надо: полощут) белье. Подлежат правке и ошибки в образовании тех или иных спрягаемых глагольных форм, например: Дерево развешало густые ветки (развесило, от глагола развесить, а не развешать).

В русском языке есть и недостаточные глаголы. Недостаточные глаголы делятся на две группы:

· глаголы, не имеющие формы 1 лица ед. числа;

· глаголы, не употребляющиеся в 1-м и 2-м лице ед. и мн. числа.

Первая группа глаголов достаточно немногочисленна - всего несколько
десятков: победить, убедить, очутиться, дудеть, чудить, галдеть, затмить, голосить - отсутствие форм объясняется традиционным представлением о неблагозвучии, либо как у слов бузить, дерзить - совпадением грамматических форм с наиболее употребительными глаголами: Ср. будить, держать.
Вторая группа глаголов - это достаточно многочисленный класс слов - их в языке более полутора тысяч. Формы 1 и 2 лица не имеют фонетических или грамматических ограничений для их образования, однако из-за особенностей семантики реально эти формы в языке не употребляются (за исключением случаев метафоризации). Можно выделить следующие семантические группы глаголов, употребляющихся только в форме 3 лица:

· глаголы со значением процессов, свойственных животному миру: телиться, доиться, нестись (о птицах);

· глаголы со значением процессов, протекающих в растительном мире: разрастись, колоситься, куститься,

· глаголы со значением процессов, происходящих в неживой природе: капать, сквозить, мерцать, впитаться;

· глаголы со значением процессов, относящихся к конкретным предметам: горчить, рассохнуться;

· глаголы с абстрактным значением:

заключаться, явствовать.

Особого внимания требует употребление возвратных глаголов. Обращение к ним бывает необоснованным: Графитовый стержень затем красился и отправлялся на просушку... Редактор отмечает случаи неудачного употребления возвратных глаголов и, как следствие, замену пассивной конструкцией активного оборота: Там, где войска в 1918 году восторженно встречались населением, теперь бродят шайки... (Из рапорта генерала А.Н. Пепелева командующему Сибирской армией.) Лучше было бы написать: Там, где в 1918 году население восторженно встречало войска, теперь бродят шайки... Стилистическая правка подобных конструкций состоит в отказе от страдательного глагола на -ся и замене его глаголом действительного залога или в употреблении именного сказуемого с причастием.

Ошибки, связанные с употреблением возвратных глаголов, можно разделить на три группы:

1) ненормативное прибавление постфикса – ся к невозвратным глаголам. Так, некоторые невозвратные глаголы в литературном языке не имеют возвратных пар, например: играть (с сестрой, на улице, в куклы и т. п.),тлеть, стареть, убирать (комнату) и др. Употребление таких глаголов с – ся – грубая речевая ошибка: Мы игралися на улице; Сегодня я быстро прибралась в квартире; Дрова в камине еще тлеются;

2) утрата постфикса – ся в процессе глагольного формообразования и словообразования: учащие вместо учащиеся, питающие вместо питающиеся. Слово млекопитающие необходимо употреблять без – ся, так как оно образовано от глагола питать (питающие молоком), а непитаться;

3) неуместное употребление постфиксов – ся и – сь: я соби-ралася на работу, утром умывалася. Произносящие подобные фразы забывают о том, что, согласно нормам русской грамматики, – ся употребляется после согласных (думается, договорился), а – сь - после гласных (додумалась, договорились).

4. Спряжение (изменение по лицам и числам) – есть только в изъявительном накл. НАСТОЯЩЕГО и БУДУЩЕГО времени.

Определяется по - окончанию, если окончание ударное

Инфинитиву, если окончание безударное

2 спряжение 1 спряжение

ПОМНИ! Сохраняй вид: что делать? (несов.в.) выполнять(1 спр.) – выполняешь

Что сделать? (сов.в.) выполнить (2 спр.) - выполнишь

Непостоянные признаки:

1. Наклонение 2.

изъявительное

только оно изменяется по ВРЕМЕНАМ

Прошедшее

Настоящее

Будущее

читал, прочитал

Нет у сов. вида (читаю – несов в.)

простое (прочитаю – сов.в.)

повелительное

приказ, совет, просьба

живи (-те), верь

условное

(сослагательное)

глагол прош.вр. + БЫ

узнал бы, замерз бы, понял бы

Примечание:

БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ (явления природы, состояния человека)

– не сочетаются с И.п.: НЕТ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЛИЦА

светает, хочется, дышится, знобит (нельзя кто? что?)

Урок - лекция 4. Употребление глаголов и их форм в речи.

Среди всех частей речи глагол вызывает наибольшие трудности в использовании грамматических форм и категорий. Большинство грамматических категорий имеет вариантные формы (ср.: вывеси – вывесь, грозить – грозиться и др.); кроме того, глаголы одного наклонения могут употребляться в значении другого (скажи – сказал бы ), глаголы одного времени в значении другого (пришел – прихожу ). Поэтому стилистические возможности глагола весьма значительны.

4.1. Каждое наклонение имеет свои формы выражения. Так, изъявительное наклонение проявляется в формах настоящего, прошедшего и будущего времени. Сослагательное (условное) наклонение образуется от глаголов с суффиксом и прибавлением частицы бы (показал бы, сделал бы ). Повелительное наклонение, кроме форм 2-го лица единственного и множественного числа (вспомни – вспомните ), имеет многообразные (синонимичные) формы, выбор одной из них обусловлен эмоционально-экспрессивной или функциональной окраской речи.

Синонимия наклонений связана с наличием у них близких значений.

Так, повелительное наклонение употребляется вместо условного для обозначения условно предполагаемых фактов:

С оттенком случайности действия: Знай я ремесло – жил бы в городе .

Со значением пожелания: Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь (Грибоедов).

Со значением необходимости, долженствования: А женщина что бедная наседка: сиди себе да выводи цыплят (Пушкин).

Эти формы эти придают высказыванию разговорный характер.

В значении изъявительного наклонения может использоваться условное наклонение: Я хотел бы поставить вопрос резче. (Ср.: я хочу поставить вопрос ) . Я просил бы вас здесь не курить . Ср.: я прошу вас .)

В значении повелительного наклонения могут выступать глагольные формы:

Условное наклонение: Ефим, ты бы пошел к нему значение осторожного, учтивого пожелания;

Изъявительное наклонение: К двум часам ты обязательно вернешься домой – выражение приказания; Пойдем скорее со мной; Давай улетим; Давайте поедем значение побуждения к совместному действию;

Инфинитив: Воротить его! Позвать ее! Всем встать! значение категорического распоряжения.

Взаимозамена наклонений вносит дополнительные смысловые и экспрессивные оттенки: желание предполагаемого действия, вежливое приглашение к совершению действия.

4.2. Трудности употребления некоторых форм глагола:

Глаголы, различающиеся функциональной окраской

Нейтральные:

брезгать

видеть(ся)

влезать

выздороветь

выстлать

разостлать

дряхлеть

затапливать

испечь

класть

лазить

мучить

нарубить

положить

похудеть

сажать

слышать

Имеющие разговорно-просторечный характер:

*брезговать

*видать(ся)

*влазить

*выздоровить

*выстелить

*расстелить

*дряхнуть

*затоплять

*спечь

*покласть

*лазать

*мучать

*нарубать

*ложить

*похудать

*садить

*слыхать

Глагол класть употребляется только без приставок, потому неправильно: * покласть, *поклали, *поклади. Надо: положить, положили .

Глагол кушать используется только для приглашения гостей к еде и по отношению к детям. В остальных случаях употребляется глагол есть : ем, ешь, ест, едите, едят, поела, поем и т. д., не следует употреблять глагол кушать в 1-ом лице (*кушаю).

Вызывает затруднения и выбор форм глагола с гласными о и я в корне слова:

У некоторых глаголов существуют параллельные формы с суффиксами -изирова- и -изова- :

легализоваться – легализироваться,

локализировать – локализовать,

стандартизировать – стандартизовать,

нормализовать – нормализировать (реже).

  1. Варианты форм причастий:

Некоторые причастия образуют две формы, из которых одна является устаревшей или разговорной, а другая соответствует нормам современного литературного языка. Например (в каждой паре на первом месте стоит литературная форма ):

забредший – *забравший,

приобретший – *приобрёвший ,

приплетший – *приплёвший,

вышибленный – *вышибенный,

заклеймённый – *заклеймлённый,

изрешечённый – *изрешетённый,

обезопасенный – * обезопашенный,

пронзённый – *пронжённый

Синонимичны формы причастий, образованных от глаголов с суффиксом - ну- . Возможны варианты с -ну- и без него.

Причастия, образованные от бесприставочных глаголов с суффиксом -ну-, обычно сохраняют его (мокнувший, липнувший, глохнувший и т. д.), а образованные от приставочных глаголов употребляются без -ну- (промокший, прилипший, оглохший).

4.4. Синонимичны и некоторые формы деепричастий.

Так, деепричастия совершенного вида с основой на гласный звук употребляются в двух формах: с суффиксами -в и вши :

взяв – взявши,

дав – давши,

написав – написавши,

закрыв – закрывши

Формам на -вши присущ разговорный или просторечный характер, иногда оттенок устарелости. Ср. употребление их в пословицах и поговорках: Давши слово, крепись; Снявши голову, по волосам не плачут.

Вместо форм вышедши, выметши, обретши (на -дши/-тши ) употребляются формы выведя, выметя, обретя и т. п.

Без заметного различия используются формы:

замерев – замерши,

заперев – заперши,

затерев – затёрши,

простерев – простёрши.

В парах: положив – положа (положа руку на сердце),

разинув – разиня (слушать разиня рот),

скрепив – скрепя (скрепя сердце),

сломив – сломя (броситься сломя голову),

спустив – спустя (работать спустя рукава ) и т.д. вторые формы устарели и сохраняются преимущественно в устойчивых фразеологических сочетаниях.

ПРАКТИКА

Употребление глаголов

Образование форм глаголов

ошибочными являются формы:

следует употреблять:

1л., ед.ч. от некот. глаголов с основами на черед. гласные: ощутить, победить, пылесосить, убедить, чудить (ошибочно: пылесошу);

Описательные формы (чищу пылесосом, одержу победу, смогу убедить);

3 л., ед.ч. (ошибочно: полоскает, плескает, сыпет, чишет, щипет);

Полощет, плещет, сыплет, чихает, щиплет;

Бесприставочных глаголов прош.вр. с суффиксом –ну- (ошибочно: мокнул);

Мок, сох;

Бесприставочных глаголов с корнем –лож- (ошибочно: ложить);

Класть, положить;

Некоторых глаголов с –ся (ошибочно: стираться, играться, полоскаться);

Стирать, играть, полоскать;

Некоторых глаголов повелительного наклонения (ошибочно: положь, едь).

Положи, поезжай.

Тест 1. Отметьте нарушения норм образования глагола.

1. смогу победить 4. часто чишет

2. махает руками 5. сох на солнце

3. укласть вещи 6. буду полоскаться

Ответы: 2346

Различайте!

глаголы с чередованием о-а в корне

Тест 2. Отметьте правильные формы глагола.

1. а) обусловливать б) обуславливать

2. а) сосредоточивать б) сосредотачивать

3.а) уполномочивать б) уполномачивать

4. а) узаконивать б) узаканивать

5.а) оплочено б) оплачено

Ответы: 1аб2аб3а4а5б

Тест 3. Отметьте нарушения норм употребления глаголов.

  1. Не ложи книги на полку.
  2. Они хочут идти в театр.
  3. Продолжали вестись исследования в области теории поля.
  4. Я надел пальто и вышел на улицу.
  5. Создается впечатление, что журналисты хотят показать свою осведомленность.
  6. Поезжай на море!
  7. Пошлите в кино!
  8. В субботу я буду стираться.
  9. небо охватывается заревом.
  10. Без воды цветы сохнули в вазе. Ответы: 1237810

Тест 4. Отметьте нарушения норм употребления глаголов.

  1. Где вы слыхали об этом?
  2. Куда же я положила свою книгу?
  3. Бывайте здоровы!
  4. Машина за машиной подходили и нагружались овощами.
  5. Когда кот хочет есть, он мяукает.
  6. Если так будет продолжаться, я очутюсь в затруднительном положении.
  7. На нашей улице часто ездиют машины.
  8. Я пока, пожалуй, пол пропылесошу.
  9. Может, тебе лучше постелиться и лечь?
  10. Помоги мне одеться. Ответы: 1346789

Видо – временная соотнесенность глаголов

Тест 5. Отметьте нарушения видо – временной соотнесенности глаголов.

  1. После окончания школы Фролов поступает в профессиональный лицей, где за короткое время приобрел квалификацию токаря.
  2. Он мечтает посвятить себя литературной деятельности, но задуманная им пьеса так и осталась неоконченной, и он бросил занятия литературой.
  3. Скоро Анна Федоровна организует экскурсию в библиотеку, познакомит ребят с е фондами.
  4. В годы реакции многие отреклись от прежних либеральных взглядов, замыкались в тесном мирке личных интересов.
  5. В небольшом по объему произведении автор затрагивает вопросы современности, коснулся важных проблем образования и воспитания.
  6. Сердито гудят прибрежные камни; деревья качают вершинами, сгибаются, точно хотят вырвать корни из земли.
  7. Спектакль шел на сцене 18 лет. За это время состарились актеры и зрители, но, мне кажется, настроение зала не изменялось.
  8. Неправильную позицию занимает руководство завода: оно спокойно отнеслось к технологическим нарушениям.
  9. Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед.
  10. Свистит ветер с моря и бешено гонит на берег вспененные волны.

Ответы: 124589

Обобщающий тест

  1. К жанру сказки Щедрин на протяжении своего творчества обращался неоднократно, а собственно в 80-е годы, когда этот жанр ему особенно импонирует.
  2. Лошадь пасется на лугу.
  3. После химической обработки детель помещается в ванну.
  4. Мастер сказал, что строители сейчас ложат перегородки внутри помещений.
  5. Старик жил один: жена его ушла три года назад.
  6. Ты лягешь спать на раскладушке.
  7. Формулы упрощаются и будут иметь такой вид…
  8. Едь один, я позже приеду.
  9. Повесь пальто на крючок.
  10. Празднество приурочено к юбилейной дате.

Ответы: 1345678


Тема 3.2. Нормы образования и употребления глаголов и глагольных форм

    1. Нормы образования и употребления глаголов.

    2. Особенности употребления глагольных форм.
1.Нормы образования и употребления глаголов

При употреблении глаголов в речи наибольшие трудности обычн о вызывает соотношение глаголов по виду и образование некоторых форм:

1.Правильными в русском языке считаются следующие формы глаголов: сох, кис, мок, глох, хрип, чах (а не: сохнул, киснул, мокнул, глохнул, чахнул). Это же касается приставочных глаголов: высох, прокис, оглох Цветок без воды сохнул в вазе. Пёс оглохнул от старости.

2. Следует запомнить формы глагола «жечь»: жгу, жжёшь, жжёт, жжём, жжёте, жгут. Крапива в огороде сильно жгётся.

3. В современных словарях слова «ложить» нет, но есть приставочные образования: положить, выложить, уложить, переложить, сложить и т.д. Глагол «класть» употребляется без приставок: кладУ, кладёшь, кладИ, клАла (заглавной буквой обозначено ударение, неправильно – клалА). Хотя приставочные формы глагола «класть» в современном литературном языке тоже встречаются: укладывать, накладывать наряду с уложить, наложить . Примеры ошибочного употребления: Зачем ты мне так много ложишь? Он склал все книги в портфель. Я достаю учебники из ранца и ложу их на стол.

4.Литературными считаются следующие формы повелительного наклонения: высунь, вставь, выправь, высыпь, почисть, не порть, не корчь, не морщь, уведомь, лакомься, закупорь, откупорь, взгляни, выйди, не кради, положи, беги.

Примеры ошибочного употребления: Не порти мебель, ставя на стол горячий чайник. Поклади вещи на место.

5.Рекомендуются следующие формы глаголов несовершенного вида: затрагивать, осваивать, оспаривать, усваивать, успокаивать, застраивать, удваивать, удостаивать; опозоривать, обусловливать, подытоживать, узаконивать, опорочивать, приурочивать, уполномочивать (сохраняется гласный О).

Необходимо сосредотачивать внимание на важнейших вопросах.

6.Из пар видеть – видать, слышать – слыхать, мучить – мучать, лазить – лазать только первые варианты нормативны, вторые характерны для разговорной речи.

Пример нежелательного употребления: Где вы слыхали об этом?

7.Для использования в литературной речи рекомендуются формы полощет, плещет, машет, колышет, кличет, кудахчет, мурлычет, сыплет, щиплет (а не: полоскает, плескает, махает, колыхает, кликает, кудахтает, мурлыкает, сыпет, щипет – формы разговорные и просторечные).

Пример нежелательного употребления: По совету врача больной полоскает горло раствором питьевой соды.

8.В литературном языке не употребляются формы 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени от глаголов победить, убедить, очутиться, чудить и некоторых других. Отсутствующие формы выражаются описательно: могу очутиться, сумею убедить, одержу победу и т.п.

Пример ошибочного употребления: Если так будет продолжаться, я очутюсь в затруднительном положении.

9.При образовании форм 1-го лица единственного числа настоящего и простого будущего времени от глаголов II спряжения наблюдается чередование в–вл, ф–фл, б–бл, п–пл, м–мл, ст–щ, т–ч, д/з–ж, с–ш:
ловить – ловлю – ловишь, блестеть – блещу – блестишь, крутить – кручу – крутит, весить – вешу – весишь, видеть – вижу – видишь, возить – вожу – возишь.
Формы типа блестю являются грубейшей ошибкой, а их использование в речи свидетельствует об очень низкой культуре говорящего.
То же самое можно сказать и об ошибках в спряжении глаголов бежать, хотеть (и производных от них). При образовании форм настоящего и простого будущего времен от глагола бежать (и производных от него) основа оканчивается на согласную г в формах 1-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа: бегу – бегут; вбегу – вбегут. В остальных формах основа глагола оканчивается на шипящую: бежишь, бежит, бежим, бежите. Недопустимы в литературном языке формы бежат, вбежат!
Глаголы хотеть, захотеть имеют чередование согласных только в формах единственного числа: хочу – хочешь – хочет – хотим, хотите – хотят. Недопустимо употребление форм хочут, захочут, хотишь, хотит! Это не только грубая грамматическая ошибка, но и показатель крайне низкой культуры человека.

10. Очень частотны в речи ошибки при образовании форм будущего времени от глаголов выздороветь, обессилеть, ослабеть . Глаголы на -еть указывают на направленность действия на самого субъекта и сохраняют гласную е при образовании форм настоящего времени: я выздоровею, я обессилею, я ослабею . Форма выздоровлю вообще не используется в литературном языке.

11.Иногда в литературном языке возможно сосуществование нескольких равноправных вариантов форм настоящего и будущего времени, например: внимать – внимают и внемлют . Однако в большинстве случаев вариантные формы противопоставлены в каком-либо отношении. Так, и спользование форм каплет и капает от глагола капать зависит от значения: «падать каплями» – С крыш каплет и капает; «лить медленно, по капле» – Он накапает ей двадцать капель микстуры. В употреблении вариантных форм глагола блистать также можно выделить различия в сочетаемости: звёзды блещут – люди блистают.

2.Особенности употребления глагольных форм

Причастие

Трудности, связанные с использованием в речи особой формы глагола – причастия, можно разбить на две группы: в образовании форм причастий и в употреблении причастий.

1.Бoльшая часть действительных причастий прошедшего времени образуется с помощью суффиксов -вш- от основы инфинитива (прошедшего времени), оканчивающейся на гласную букву:

писать – писавший, решать – решавший. Суффикс -ш- используется в том случае, если основа инфинитива оканчивается на согласную букву:

нести – нёсший, везти – вёзший.

Обратите внимание, что суффикс -ш- используется также в том случае, если основа инфинитива оканчивается на -шибить-, -ереть: вытереть-вытерший, ушибить-ушибший . Ошибочные формы вытеревший, ушибивший достаточно часто встречаются в речи, но они недопустимы в литературном языке.

2.В страдательных причастиях прошедшего времени используются суффиксы -нн- (-н- ), -енн- (-ен- ) и -т- (убра нн ый, застел енн ый, допи т ый ). В речи достаточно часто встречается ошибка, связанная с использованием одного суффикса вместо другого.

Например, в предложении: В комнате убрато – вместо нормативной формы убрано с суффиксом -н- ошибочно использован суффикс -т- .

3.Не употребляются формы страдательных причастий настоящего времени (с суфф. -ом-, -ем-, -и- ) в глаголах: арестовать, беречь, бить, брать, будить, везти, вертеть, вить, возить, вязать, гладить, глядеть, готовить, греть, громить, грузить, грызть, давить, держать, жалеть, жарить, жать, ждать, жечь, звать, знать, иметь, кипятить, класть, клеить, колоть, кормить, красить, лепить, лечить, лить, мести, молоть, мыть, находить, пахать, петь, печь, писать, пилить, пить, полоть, портить, прятать, рвать, резать, рубить, солить, ставить, сторожить, сушить, сыпать, ткать, тушить, тянуть, учить, хоронить, чистить, шептать, шить и др.

4.В речи достаточно распространённой ошибкой является использование действительных причастий вместо страдательных, и наоборот.

Например, в предложении: У меня был один выигранный билет – неправомерно использовано страдательное причастие, поскольку в этом случае эта конструкция означает: Я выиграл билет , а не определённый приз, сумму денег и т.п. по счастливому билету. Грамматически корректным в такой ситуации будет использование действительного причастия (выигравший билет ), поскольку определяемое существительное не испытывает, а производит действие.

5.Следует помнить, что основным выразителем значения страдательности является именно страдательное причастие, и там, где оно имеется, возвратное причастие обычно недопустимо.

Так, грамматически некорректными будут обороты: ребёнок, одевающийся нянькой ; ящик, сделавшийся столяром . В данном случае обязательным является употребление именно страдательных причастий: ребёнок, одеваемый нянькой ; ящик, сделанный столяром .

6.В русском языке нет причастий будущего времени, поэтому грамматически некорректными будут подобные конструкции:

Уже через несколько лет мы будем иметь целый комплекс предприятий, могущих вызвать экологическую катастрофу.

Деепричастие

Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -а/-я :

брать – берут – беря; плакать – плачут – плача.

1.Ряд глаголов несовершенного вида образует также деепричастия с помощью суффикса -учи/-ючи :

будучи, едучи, жалеючи, играючи, идучи, крадучись.

Однако сколько-нибудь широкого распространения в литературном языке они не получили. Обычно формы на -учи/-ючи воспринимаются либо как устаревшие, либо как средство стилизации народной и старинной речи.

2.Обратите внимание на формы деепричастия от следующих глаголов: лазать – лазая, плыть – плывя, щипать – щипля, махать – маха (допустимо – маша), страдать – страдая (в художественной речи можно встретить – страждя), сыпать – сыпля (допустимо – сыпя), внимать – внимая и внемля (устаревшее).

3.Не все глаголы несовершенного вида способны образовывать деепричастия. Как правило, не образуют деепричастий глаголы, не имеющие в основах настоящего времени гласных (ср.: ткать – ткут ):

бить, вить, врать, гнуть, есть, жать (руку), жать (рожь), ждать, жечь, лгать, лить, мять, пить, рвать, слать, спать, ткать, тереть, шить.

4.Не образуют деепричастий глаголы несовершенного вида на -чь, на -нуть :

беречь, жечь, мочь, печь, сечь, стеречь, стричься, течь, вянуть, гаснуть, глохнуть, крепнуть, мёрзнуть, мокнуть, пахнуть, тонуть, тянуть.

Не употребляются деепричастия несовершенного вида от глаголов:

арестовать, бежать, колоть, лезть, пахать, петь, родиться, стыть, хотеть.

Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива (прошедшего времени) глаголов совершенного вида в основном с помощью суффикса :

купить – купив, решить – решив.

1.От ряда глаголов совершенного вида деепричастия образуются с помощью суффикса -а/-я (войти – войдя, вычесть – вычтя и др.) или суффиксов -вши, -ши (обидевшись, огорчившись и др.).

В подавляющем большинстве случаев употребляются формы с суффиксом : они более кратки и более благозвучны. Неблагозвучность форм, типа написавши, особенно подчёркивал М. Горький. Но следует иметь в виду, что у возвратных глаголов обычно существует только одна форма – засмеявшись, закутавшись . Использование суффикса –ши вместо суффикса характерно и для многих глаголов с основой на согласную: вырасти – выросши; спасти – спасши .

Употребление суффикса -а/-я при образовании деепричастий совершенного вида (ср.: положив – положа, услышав – услыша, заметив – заметя ) было достаточно распространённым явлением в ХIX–начале XX в. Например, такие формы широко использовались М. Горьким: наклоня, подойдя, сойдя и др. В настоящее время многие из этих форм вышли из употребления.

2.Основной ошибкой при образовании деепричастий является использование одного суффикса вместо другого.

Например, в предложении: Я набирала номер, положа трубку – ошибочно использована форма деепричастия с суффиксом . От глаголов с основой на шипящую деепричастия совершенного вида обычно образуются с помощью суффикса , но нормативным вариантом будет форма с суффиксом (положив трубку ).
Контрольные вопросы


  1. Приведите примеры ошибочного употребления глаголов.

  2. В чем особенности употребления причастий?

  3. Какие трудности связаны с формообразованием деепричастий?
Тема 3.3. Нормы образования и употребления существительных и прилагательных

1.Трудные случаи употребления имени существительного

2.Трудные случаи употребления имени прилагательного
1.Трудные случаи употребления имени существительного

Род несклоняемых имен существительных

Родовая принадлежность несклоняемых имен существительных устанавливается на основе частных закономерностей для отдельных групп слов. Рассмотрим некоторые из них.

Род неодушевленных несклоняемых существительных

По общему правилу заимствованные нарицательные неодушевленные существительные, не имеющие форм изменения, относятся к среднему роду: новое пальто, густое молочное какао и т. п. В качестве исключения обычно называют слово кофе -- мужской род (черный кофе). Однако современные грамматики русского языка допускают его употребление в разговорной речи и в среднем роде: сгущенное кофе с молоком.

Другие исключения объясняются влиянием слова, выражающего более общее родовое понятие (сирокко -- ветер), или слова-синонима(авеню -- улица). Так, нормативными в настоящее время считаются следующие употребления: мужской род -- знойный сирокко, подул торнадо (ветер); красивый урду, хинди, фиджи (язык); великолепный пенальти (штрафной удар); распаханный га (гектар); новый авто (автомобиль) и некоторые другие; женский род -- новая авеню (улица), вкусная салями (колбаса), африканская бери-бери (болезнь), прямая стрит (улица) (но Уолл-стрит, Уолл-стриту... и т. д.).

В связи с этим в современном русском языке существует ряд вариативных употреблений:

Эсперанто (язык) звучал, звучало.

Цунами (волна) возникла, возникло.

Крепкое бренди и крепкий бренди (напиток).

Широкое авеню и широкая авеню (улица) (но Пятая авеню, Десятая авеню и т. д.).

В следующих вариантных выражениях предпочтительнее в литературном языке употребление существительного во множественном числе: новое галифе и новые галифе; очередное ралли и очередные ралли, опущенное жалюзи и опущенные жалюзи.

Род неизменяемых существительных исконного происхождения определяется следующими правилами:

1. Субстантивированные несклоняемые слова относятся к среднему роду: светлое завтра, вежливое "здравствуйте", громкое ура.

2. Название букв всегда среднего рода: русское а, строчное б , заглавное М . Но при употреблении родового наименования согласование осуществляется с ним: русская буква а , письменный знак и и т. п.

3. Названия звуков имеют равноправные родовые варианты: безударное (о ) и безударный (о ) (звук) , глухое (т ) и глухой (т ).


1. Глаголы, оканчивающиеся на –ся, нельзя использовать в речи, если в тексте не разводятся четко два значения: а) страдательное, указывающее, что кто-то испытывает на себе чужое воздействие; б)возвратное, свидетельствующее о том, что кто-то направляет действие сам на себя. Совпадение этих значений в речи создает иногда неясность смысла: Я вчера стиралась – сама себя стирала? Ребята кидались шишками – сами в себя кидали? В этих случаях необходимо заменить форму с –ся другим глаголом.
В подобной правке не нуждаются только научные тексты, в которых необходимо подчеркнуть значение самого действия или процесса, а не его производителя, а также если требуется обратить внимание на объект действия, а не на субъект: В книге изучаются …., Факты являются… и т.д.
2. В литературном языке не употребляются формы 1лица ед.ч. настоящего или будущего времени от глаголов победить, убедить, очутиться, чудить, висеть и др. Вместо этих сочетаний лучше употреблять описательный оборот (я одержу победу).
3. В русском языке при образовании глаголов несовершенного вида (что делать?) с помощью суффиксов -ыва- , -ива- от глаголов совершенного вида (что сделать?) наблюдается чередование корневых гласных О / А.
Например: затронуть – затрагивать, освоить – осваивать, оспорить– оспаривать, усвоить – усваивать, удвоить – удваивать, удостоить – удостаивать и др.
На сегодняшний день в глаголах несовершенного вида норма признает приоритетный корневой А.
Список исключений: опозоривать, обусловливать (идоп. обуславливать), подытоживать, узаконивать, опорочивать, приурочивать, уполномочивать, озабочивать, обеспокоивать, опошливать, приохочивать, разрознивать, сморщивать, обезболивать, ускоривать, отсрочивать, сосредоточивать (и доп. сосредотачивать).
4. Рекомендуются формы полощет, плещет, машет, колышет, кудахчет, мурлычет, мяукает, сыплет, щиплет (а не: полоскает, плескает, махает, колыхает, кликает, кудахтает, мурлыкает, мяучит, сыпет, щипет– формы разговорные и просторечные).
5. Литературными считаются следующие формы повелительного наклонения: высунь, выставь, выправь, высыпь, почисть, не порть, не корчь, уведомь, закупорь, лакомься, откупорь, взгляни, выйди, не кради, положи.
6. Необходимо правильно образовывать действительное причастие настоящего времени (суффиксы –ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-), чтобы не допускать появления таких слов, как искающих. Для предупреждения ошибок необходимо последовательно показать образование причастия: искать – они ищ-ут – ищ-ущ-ий (окончание глагола –ут заменяется суффиксом причастия –ущ).
7. Неправильны формы причастий на –щий от глаголов совершенного вида со значением будущего времени, которое у них по норме отсутствует (неверно: сделать – сделающий, вздумать – вздумывающий и т.д.). Также ошибочны формы причастий с частицей бы, поскольку глаголы в условном наклонении причастий не образуют (неверно: общение, зависевшее бы от ситуации).
8. Правильно образовывайте от глаголов с суффиксом -ну- следующие причастия:
  1. сохраняйте суффикс -ну- в причастиях, образованных от глаголов без приставок (мокнувший, слепнувший);
  2. устраняйте суффикс в причастиях, образованных от глаголов с приставками (промокший, прилипший, ослепший).
9. Соблюдайте временную соотнесенность у глаголов и причастий с другими членами предложения (Неправильно: Опытный врач-психиатр консультирует, проводит лечение у себя дома или приедет к пациенту по вызову. Правильно: Опытный врач-психиатр консультирует, проводит лечение у себя дома или приезжает к пациенту по вызову.).
10. Соблюдайте видовую соотнесенность у глаголов и деепричастий с другими членами предложения (т.е. все глаголы должны отвечать на вопрос что делать? или что сделать?) (Неправильно: Надо помогать молодежи (что делать?) расти и (что сделать?) проявить свои способности. Правильно: Надо помогать молодежи расти и проявлять свои способности).
11. Существуют деепричастия с суффиксом –в и –вши. Современная норма требует употребления формы с суффиксом –в (написав, закрыв, нагнув). Формы с –вши просторечны и разговорны.

§1. Общая характеристика глагола как части речи

Глагол - это самостоятельная знаменательная изменяемая часть речи. Глагольное слово объединяет разные формы. Какие именно, зависит от интерпретации некоторых важных понятий.

Обсуждаем проблему толкования

Самые существенные расхождения касаются толкования того, чем являются причастия и деепричастия. Одни авторы считают, что причастия и деепричастия - это особые формы глагола, а другие полагают, что это особые части речи. В результате по-разному трактуется вопрос о количестве глагольных форм. Сторонники первой точки зрения учат, что глагольное слово включает формы:

  • начальную форму - неопределённую форму глагола (или, как её ещё называют, инфинитив),
  • спрягаемые формы, как личные, так и безличные,
  • склоняемую форму - причастие,
  • неизменяемую форму - деепричастие.

А сторонники второй точки зрения исключают причастие и деепричастие из глагольных форм. На нашей схеме поэтому причастия и деепричастия связаны с глаголом прерывистыми линиями.

Все глагольные формы объединяются общими неизменяемыми признаками. Изменяемые признаки, если они есть, могут быть различными.

1. Грамматическое значение: «действие».
К глаголам относятся слова, отвечающие на вопросы: что делать? , что сделать?

2. Морфологические признаки:

  • постоянные - вид: совершенный-несовершенный, переходность, возвратность, тип спряжения;
  • изменяемые
    • у спрягаемых форм: число, наклонение, время, лицо (в повелительном и изъявительном наклонении настоящего и будущего времени), род (в условном и изъявительном наклонении в прошедшем времени в единственном числе);
    • у склоняемых форм (причастий): род, число, падеж;
    • у неизменяемых форм (неопределённой формы глагола и деепричастия) - нет.

Внимание:
Те, кто исключает причастия и деепричастия из глагольных форм, не рассматривают признаки причастий и деепричастий в этой теме.

3. Синтаксическая роль в предложении:

Личные формы глагола, а также безличные глаголы чаще всего бывают сказуемым.

Я люблю Петербург.
Светает.

Неопределённая форма глагола - сказуемым или его частью, а также подлежащим и несколько реже - главным членом односоставного безличного предложения, дополнением, определением и обстоятельством.

Я люблю гулять по Петербургу.
Гулять по Петербургу - огромное удовольствие.
Быть дождю!
Дети просили нас поехать в Петербург.
У нас возникло желание поехать в Петербург.
Я пошёл пройтись по вечернему Петербургу.

Внимание:
Синтаксическая роль причастий и деепричастий рассматривается только теми авторами, которые относят их к формам глагола.

Причастия бывают: полные - определением, краткие - сказуемым.

Петербург - город, основанный Петром I.

Петербург основан Петром I.

Деепричастия бывают в предложении обстоятельством.

Основав Петербург, Пётр I перенёс туда столицу.

§2. Виды глагола

Вид - это постоянный морфологический признак глагола. Все глаголы относятся к совершенному или несовершенному виду. Общепринятым является обозначение:

  • СВ - для глаголов совершенного вида,
  • НСВ - для глаголов несовершенного вида.

Вопросы к глаголу как к части речи: что делать? что сделать? - отражают деление глаголов по видам.

Образование видов

Большинство непроизводных русских глаголов - это глаголы НСВ, например: есть, жить, любить, прыгать, кричать.
От них с помощью приставок и суффиксов образуются глаголы СВ, например:

есть → поесть, доесть, переесть,
жить → пожить, дожить, пережить,
любить → полюбить,
прыгать → прыгнуть,
кричать → крикнуть.

Также в русском языке распространено образование глаголов НСВ от глаголов СВ. При этом используются суффиксы НСВ: -ыва-, -ва-, -а-, например:

переписать → переписывать,
сбить → сбивать,
решить → решать.

Некоторые глаголы СВ и НСВ составляют видовые пары, например:

делать - сделать,
писать - написать,

прыгать - прыгнуть,
расписывать - расписать.

Значение у глаголов, составляющих видовую пару, различается только одним компонентом: процесс - результат, многократное - однократное действие.
Многие глаголы СВ и НСВ видовой парой не считаются, т.к. кроме значения вида различаются еще каким-либо дополнительным значением, например:

  • писать (НСВ)
  • дописать (СВ, дополнительное значение: доведение действия до конца),
  • переписать (СВ, дополнительное значение: совершение действия заново),
  • списать (СВ, дополнительное значение: совершение действия по образцу, копирование),
  • исписать (СВ, дополнительное значение: написать много, покрыть письмом какую-то поверхность) и т.д.

Глаголы СВ И НСВ имеют разные формы:

  • у глаголов НСВ в изъявительном наклонении три формы времени, например:
    • настоящее время: люблю, любишь, любит, любим, любите, любят,
    • будущее время: буду любить, будешь любить, будет любить, будем любить, будете любить, будут любить (форма будущего времени, образованная с помощью глагола быть , называется составной формой),
    • прошедшее время: любил, любила, любило, любили.
  • у глаголов СВ в изъявительном наклонении только две формы : будущего и прошедшего времени. Настоящее время у глаголов СВ невозможно, т.к. это противоречит их видовому значению. Форма будущего времени у глаголов СВ не составная, как у глаголов НСВ, а простая: полюбит, посмотрит, узнает и т.д.
    • будущее время: полюблю, полюбишь, полюбит, полюбим, полюбите, полюбят,
    • прошедшее время: полюбил, полюбила, полюбило, полюбили.

Внимание:

В русском языке есть двувидовые глаголы . Это глаголы, у которых значение вида можно определить только в контексте. В одних контекстах они выступают как глаголы СВ, а в других как НСВ, например:

В конце концов преступников казнили (СВ).
Преступников казнили целый месяц (НСВ).
Вчера он обещал (СВ), что заедет к нам сегодня.
Каждый день он обещал (НСВ) заехать, но всякий раз откладывал свой визит.

Не удивляйся:

Если у глагола разные лексические значения, то и видовые пары могут быть разные.

Например:

Учить (НСВ) - выучить (СВ) что? (слова, стихотворение, песню), т.е. учить что-то самому(-ой).
Учить (НСВ) - научить (СВ) кого? (сына, детей, старшеклассников, спортсменов), т.е. учить кого-то чему-то.

§3. Переходность

Переходность - это свойство глагола управлять существительными, выражающими значение объекта действия, например:

любить (кого? что?) мать, животных, книги, шоколад
смотреть фильм, журналы, фотографии
читать книгу, доклад, записку, поздравление
есть мороженое, курицу, суп, торт
пить воду, чай, кофе, сок

Запомните: чаще всего данное значение выражено в русском языке существительными в В.п. без предлога.

В том случае, если при глаголе есть отрицательная частица не , существительное чаще бывает в Р.п. Значение объекта при этом не изменяется. Например:

Не любить (кого? чего?) брата, животных, книг, шоколада.

Если глагол управляет В.п. существительного со значением объекта, то этот глагол переходный. Если после глаголов стоят существительные в других формах, а винительный падеж без предлога невозможен, то глагол непереходный, например: гулять по городу, прыгать в воду, расти около дома, сомневаться в правильности, радоваться удаче и др. Употребление таких глаголов с существительными в В.п. невозможно, например, по-русски нельзя сказать: гулять город, прыгать воду, расти дом, радоваться удачу.

Внимание:

Важно, что от переходных глаголов образуются формы страдательных причастий.

§4. Возвратность

Глаголы делятся на возвратные и невозвратные. Формальным показателем является формообразующий суффикс -ся (-сь), стоящий в конце слова. Если форма возвратного глагола имеет окончание, то суффикс -ся -сь следует за ним, например:

одевал ся, одевалась, одевалось, одевались.

Внимание:

  • суффикс -ся бывает после согласных, например: купался , купается ,
  • суффикс -сь - после гласных: купалась , купались .

Значения возвратных глаголов может быть разным, например:

  • Умываться, одеваться, обуваться (действие субъекта направлено на себя),
  • встречаться, обниматься, целоваться (взаимные действия, направленные друг на друга: нельзя встречаться, обниматься, целоваться с собой),
  • удивляться, радоваться, сердиться (состояние субъекта),
  • ткань мнётся, собака кусается, кошка царапается (признак, характеризующий свойства субъекта),
  • смеркается - безличность.

Запомните:

Возвратные глаголы непереходные.

§5. Спряжение

Спряжение глагола - это характер изменения глагола в форме настоящего времени по лицам и числам. Спряжений два, отнесённость к одному из двух видов производится по набору окончаний. Это означает, что глаголы не изменяются по спряжениям, они относятся к ним. Спряжение, таким образом, постоянный морфологический признак глаголов.

Образцы спряжений

Внимание:

Если окончания ударные, то определение спряжения не вызывает проблем. Не нужно ставить глаголы в неопределённую форму: окончания ясно слышны, поэтому вы не ошибётесь ни в написании, ни в разборе.
Проблема может возникнуть лишь с глаголами, у которых окончания в безударном положении.

Для того чтобы определить окончания или тип спряжения глаголов с безударными окончаниями, нужно поставить глагол в неопределённую форму. Если глагол на -ить , то это глагол 2 спряжения.
Исключение : брить, стелить и устаревшее слово зиждиться . Также ко 2 спряжению относятся

  • 7 глаголов-исключений на -еть : вертеть, терпеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, и видеть, и смотреть ,
  • 4 глагола-исключения на -ать : гнать, держать, слышать, дышать .

Остальные глаголы с безударными окончаниями относятся к 1-му спряжению.

Внимание:

Глаголы хотеть, бежать и чтить особенные. Их и все производные от них, например: побежать, добежать, перебежать, сбежать, пробежаться и т.п., относят к разноспрягаемым глаголам. Особенность глаголов этой группы в том, что в одних формах эти глаголы имеют окончания 1 спряжения, а в других - 2. Проспрягаем эти глаголы:

хотеть - хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят (в ед.ч. окончания 1 спр., во мн. - 2).
бежать - бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут (во всех формах, кроме 3 л. мн.ч., окончания 1 спр., в 3 л. мн.ч. - окончание 2 спр.)
чтить - чту, чтишь, чтит, чтим, чтите, чтут (во всех формах, кроме 3 л. мн.ч., окончания 1 спр., в 3 л. мн.ч. - окончание 2 спр.)

Внимание:

Глаголы есть и дать не относятся ни к какому спряжению. У них особые наборы окончаний.

Есть - ем, ешь, ест, едим, едите, едят,
Дать - дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут.

Так же изменяются глаголы, являющиеся производными от есть и дать, например: поесть , доесть , съесть , передать , подать и т.п.

Знать спряжение глаголов нужно, поскольку это знание позволяет правильно писать личные окончания глаголов, а также суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени. Умение определять спряжения глаголов нужно и при выполнении морфологического разбора.

§6. Наклонение

Наклонение - это изменяемый морфологический признак. Он выражает отношение действия к реальности. Наклонений в русском языке три:

  • изъявительное,
  • повелительное,
  • условное (также распространён термин "сослагательное").

Изъявительное наклонение

Глаголы в изъявительном наклонении выражают реально происходящие действия и изменяются по временам.

Времён в русском языке три: настоящее, прошедшее и будущее. Формы настоящего и будущего времени могут совпадать. В настоящем и будущем времени глаголы спрягаются, т.е. изменяются по лицам и числам. Окончания, таким образом, служат не только показателем лица и числа, но и времени и наклонения. В прошедшем времени глаголы изменяются . Окончания служат показателями числа и рода, а формообразующий суффикс -л - показателем времени и наклонения.

Повелительное наклонение

Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение. Глаголы в повелительном наклонении имеют формы единственного и множественного числа 1, 2 и 3 лица. Примеры:

  • пойдём, пойдёмте, давай пойдём, давайте пойдём - формы 1 лица выражают побуждение к совместному действию;
  • иди, идите - формы 2 лица выражают побуждение к действию;
  • пусть (пускай) идёт , идут , да здравствует - побуждение относится к 3 лицу.

Формы повелительного наклонения со словами давай , давайте , пусть , пускай , да называются аналитическими формами. Эти слова участвуют в образовании форм 1 и 3 лица и являются показателями повелительного наклонения вместе с глаголами, с которыми они употребляются.

Условное наклонение

Глаголы в условном наклонении могут выражать:

  • условие,
  • действие, возможное при каких-либо условиях.

Если бы ты позвонил , мы бы встретилис ь. Если бы мы встретились , я бы вернула тебе книгу.

Форма глаголов в условном наклонении такая же, как в прошедшем времени изъявительного наклонения*, но с частицей бы . Если форма выражена двумя словами, то считается аналитической. Значит, показателем условного наклонения является формообразующий суффикс -л и частица бы .

* Мнения относительно формы глагола в условном наклонении различны. Одни авторы полагают, что это форма прошедшего времени, а другие считают ее омонимичной форме глагола в прошедшем времени.

§7. Время

Время - это изменяемый признак. Время, как и наклонение, глагольная категория. Они не свойственны другим частям речи.
Время глагола выражает соотношение времени действия и момента речи. Формы времени различаются только в изъявительном наклонении. Времён три:

  • прошедшее,
  • настоящее,
  • будущее.

Не у всех глаголов есть формы всех трёх времён. У глаголов совершенного вида нет формы настоящего времени.

Реальное время и грамматическое время могут не совпадать. Например:

Вчера он приходит и говорит : - Сегодня я пришёл вовремя

(действие в прошедшем выражено формами настоящего времени).

Будущее время может быть выражено аналитически, двумя словами: глаголом быть в нужной форме и глаголом несовершенного вида в неопределённой форме, например:

У глаголов совершенного вида образуется только простое будущее время, например: уеду , напишешь , посмотрим.
По-русски нельзя сказать: будешь написать, будем посмотреть. Это грубое нарушение морфологической нормы.

§8. Лицо

Лицо - это изменяемый признак у глаголов настоящего и будущего времени изъявительного наклонения и глаголов повелительного наклонения. Лицо обозначает производителя действия.
Если действие совершается говорящим, то глагол ставится в форму 1 лица.
Если действие совершается слушающим, то глагол ставится в форму 2 лица.
Если действие совершается другими лицами, не участвующими в разговоре, то глагол ставится в форму 3 лица.

Я люблю апельсины. (1 л., ед.ч.)
Мы любим апельсины. (1 л., мн.ч.)

Ты любишь апельсины. (2 л., ед.ч.)
Вы любите апельсины. (2 л., мн.ч.)

Он любит апельсины. (3 л., ед.ч.)
Они любят апельсины. (3 л., мн.ч.)

В русском языке возможны глаголы, обозначающие действие, у которого нет производителя. Такие глаголы называются безличными.

Безличные глаголы

Безличные глаголы обозначают состояние природы или человека, которое не зависит от их воли. Поэтому и природа, и человек не рассматриваются как производители действия.

Темнеет.
Смеркалось.
Меня тошнит.
Мне нездоровится.

Формы глагола в безличной форме не могут быть сказуемым в двусоставном предложении. Они являются главными членами односоставных безличных предложений.

§9. Род

Род - это изменяемый морфологический признак глагола. Глаголы имеют формы рода в ед.ч. прош. времени изъявительного наклонения и формы ед.ч. условного наклонения.

Урок прошёл , лекция прошла , собеседование прошло , встречи прошли (в прош. времени изъявит. накл. род различается только в ед.ч.).
Если бы урок прошёл (лекция прошла , собеседование прошло) , мы бы ушли домой (в усл. накл. род различается только в ед.ч.).

§10. Число

Число - морфологический признак, свойственный всем глагольным формам, кроме неопределённой формы глагола и деепричастия.

Формы глагола

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Верно ли считать, что глагол - это знаменательная часть речи?

  2. Какие морфологические признаки объединяют все глагольные формы?

    • Непостоянные (изменяемые) признаки
  3. Глаголов какого вида больше среди русских производных глаголов?

  4. Формы какого времени нет у глаголов СВ?

    • Настоящего
    • Прошедшего
    • Будущего
  5. Могут ли непереходные глаголы управлять существительными в В.п.?

  6. Верно ли считать, что переходные глаголы невозвратные?

  7. Как называются глаголы, имеющие в одних формах окончания 1-го спряжения, а в других - 2-го?

    • Безличные
    • Переходные
    • Разноспрягаемые
  8. Как изменяются глаголы в настоящем времени?

    • По лицам и числам
    • По числам и родам
  9. Могут ли безличные глаголы быть сказуемым в двусоставных предложениях?

  10. Является ли время постоянным (неизменяемым) признаком глагола?

  11. Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

    • По лицам и числам
    • По числам и в единственном числе по родам
  12. Являются ли однокоренные глаголы с разными приставками и разным значением видовой парой: переписать - дописать ?

Правильные ответы:

  1. Постоянные (неизменяемые) признаки
  2. Настоящего
  3. Разноспрягаемые
  4. По лицам и числам
  5. По числам и в единственном числе по родам

Вконтакте