Много в мире занятных и необычных зданий, которые и удивляют, и надолго привлекают внимание. И не так уж много в мире потрясающих архитекторов, чьи творения нас так завораживают своей необычной креативностью. Сегодня разговор об одном из них. Знакомьтесь – Норман Фостер и его необыкновенные проекты.

Имя этого архитектора связано с самыми громкими постройками современности. Его проекты скорее похожи на фантастические объекты из далеких Галактик.. Простота, экологичность и целесообразность – главные принципы творений Нормана Фостера, который за свои архитектурные заслуги был произведен английской королевой сперва в рыцари, а затем - в бароны.

Нельзя сказать, что путь Фостера в был простым и гладким. Отслужив в британских ВВС, будущий архитектор успел поработать и в пекарне, и на заводе, и в мебельном магазине.. И лишь в 21 год Норман поступает в Архитектурную Школу при Манчестерском университете, затем выигрывает степендию на обучение в университете Йельска в США, там знакомится с Ричардом Роджерсом и вместе с ним возвращается в 1962 году в Англию, где они, вместе с сестрами Джорджи и Венди Чизман и создают собственную мастерскую «Team 4». Главным направлением своей творческой мастерской они избрали промышленный дизайн. Сегодня можно уже сказать, что именно в этой мастерской и зародился столь полюбившийся многим стиль «хай-тек», как совершенно новое направление в архитектуре, а потом и в дизайне. Первый же проект «Team 4» - фабричное здание «Рилайенс конропс» делает команду знаменитой.

Имя, прогремевшее на весь мир

В 1967 году Фостер в содружестве с Венди Чизман, уже ставшей его женой, организует свою собственную архитектурную кампанию «Foster Associates» и важнейшим, принесшим известность авторам, проектом этой кампании, где вместе с Форстером уже работал Бакминстер Фуллер, становится главный офис WillisFaber & Dumad– страховой компании. Этот проект потряс воображение британцев: и сады на крыше, и бассейн для сотрудников, и эскалаторы, и много чего еще необычного. Но главное: уже в этих первых проектах было видно, сколько внимания уделяет Форстер энергетическим показаниям.

Надо сказать, что Ричард Бакминстер Фуллер к тому времени уже был известным американским архитектором и для Фостера работа с таким мастером была своеобразной школой архитектурного совершенствования.

Именно благодаря советам Фуллера молодой архитектор все большее внимание уделяет . Вероятно, под его влиянием Фостер начинает применять в своих работах сетчатые оболочки – системы металлических стержней, которые перекрещиваются между собой в двух направлениях, образуя тем самым своеобразную «мембрану», которая давала возможность создавать различные криволинейные поверхности и пролеты при минимальных затратах.

Правда, эта система не была изобретением Фостера: впервые такая сетчатая оболочка была применена и запатентована советским инженером-архитектором Владимиром Шуховым при проектировании и строительстве Радиобашни в г.Москва (1920-1922 гг) - необыкновенной, по тем временам, гиперболоидной конструкции на Шаболовке.

Среди последующих работ Фостера и его коллег выделяется главный офис «Hongkong and Shanghai Bank» в Гонконге: специалистам этот проект признан самым смелым на тот момент. Дело в том, что это не только первый небоскреб, построенный вне Северной Америки, но и первое здание такого типа, для которого Фостер разработал особенную систему возведения высоток без центральной оси, только с наружным скелетом . За этот проект в 1983 г, Фостер получает золотую медаль RIBA, а через несколько лет, в 1994 году – золотую медаль AIA.

Традиции, новаторство и энтузиазм

В 1990 году Форстер получает титул баронета. Компания все больше развивается– теперь она называется «Foster and Partners» - достигает высокого международного уровня, проекты заказываются уже со всего мира. Британский архитектор получает заказы на проектирование зданий в самым разных точках планеты: стадион Уэмбли в Лондоне, центральный вокзал в Дрездене, терминалы аэропортов в Гонконге и Пекине, здание мэрии в Лондоне….

В 1999 году Сэр Фостер выиграл конкурс на реконструкцию здания Рейхстага в Берлине. Конечно, и в этом проекте Фостер не смог отказаться от своих «хайтековских» штучек и сделал купол Рейхстага стеклянным. Само здание получилось как аттракцион небывалых размеров: внешне здание почти не изменилось, зато внутри Фостер убрал почти все стены, взамен которых- появились легкие конструкции из стали, декоративного бетона. Сотни зеркал нового купола, благодаря их особому расположению и специальным механизмам, поворачивающим зеркала под разными углами, заставляя их словно следить за света и временем суток, улавливают солнечный свет и посылают его в зал, где заседает Парламент. За этот проект реконструкции Рейхстага Германия награждает архитектора Орденом за заслуги – высшей наградой страны в области культуры.

Рейхстаг всегда был популярен у туристов, но после реконструкции вызвал всеобщий фурор – благодаря своей обновленной стеклянной крыше-куполу, из которой открывается, без сомнения, лучшая панорама на Берлин. Там же, в самом верху здания, находятся ресторан и сад

Надо отметить, что все свои здания Фостер оснащает наисовременнейшей техникой. Его проекты постоянно попадают в Книгу Гинесса по тем или иным номинациям. С его именем связано и понятие «умные здания», когда дом становится сложной машиной под управлением компьютерного центра.

Виадук, Арка и Хан-Шатер

Очень интересен проект Фостера, осуществленный во Франции: Виадук Мийо, соединивший Южную Францию и Испанию. Раньше на этой трассе А75 стояли постоянные пробки, теперь высокоскоростную магистраль продолжил современный виадук, один из самых длинных (2.5 км) и высоких мостов не только в Европе, но и во всем мире.

Виадук Мийо это не просто мост, а сложное инженерно-техническое устройство, снабженное различными приборами и датчиками. Малейшие сдвиги в конструкции будут сразу отслежены: аппаратура ежесекундно делает почти 100 замеров

Не остался без внимание архитектора и знаменитый лондонский стадион Уэмбли. Новый проект стадиона, построенного на месте знаменитой во всем мире арены, создан мастерской Нормана Фостера и представляет собой просто невероятно сложное архитектурно-техническое устройство. Самая главная достопримечательность стадиона – это ажурная арка высотой в 150 метров, которая служит не столько украшением, сколько поддержкой уникальной по сложности раздвижной крыши которая при необходимости может отползать на восток, запад или юг. Ярко освещенную арку в любое время дня и ночи можно увидеть издалека.

Арка стадиона Уэмбли по поперечному сечению диаметра больше, чем туннель, проложенный под Ла-Маншем

Свои проекты Фостер создает все в более экзотических для своего стиля странах: жилой комплекс «Тройка» в Малайзии (Куала Лумпур, 2006 год) или торгово-развлекательный центр в Астане, столице Казахстана – «Хан-Шатыр». В последнем проекте Фостер смог воплотить свои самые смелые фантазии, создав в Астане самый и не просто шатер – а удивительное здание с ажурной крышей, которая была сконструирована из сети стальных вант площадью 140 тысяч квадратных метров. В «хан-Шатыре» расположены сотни магазинов, рестораны, супермаркет, парк под крышей и даже искусственный пляжный курорт, песок для которого завезли с Мальдив.

Интересный факт: Крыша «Хан-Шатыра» сделана в виде наклонного конуса и все тросы внутри закреплены под различными углами. На стройке трудились одновременно 650 промышленных альпинистов

Корнишон посреди Лондона

В самом странном для Лондона месте, в его исторической части как-то раз вырос Корнишон. Вернее, у этого здания есть вполне обычное официальное название – Башня Мэри-Экс, 30. Но вид выросшего небоскреба настолько необычен, то местные острословы долго соревновались, придумывая ему разные названия. И Корнишон оказался самым невинным. Так и закрепилось это прозвище за зданием штаб-квартиры швейцарской страховой компании SwissRe. И совершенно не удивительно, что автор и этого проекта – Сэр Норман Фостер.

Сегодня эта башня – местная достопримечательность, своего рода ориентир, который отлично виден с любой точки города.

Надо сказать, Корнишон вызвал целую бурю споров. Раньше на этом месте стояло здание Балтийской Биржи, но в 1992 году оно было взорвано террористами из организации ИРА. Первый проект застройки этого места Фостер предложил уже в 1994 году: здесь он видел взметнувшуюся ввысь на 80 этажей «Башню тысячелетия», самое грандиозное строение в Европе. Однако, проект вызвал резкое недовольство у организаций по защите памятников. Тогда архитектор предложил другой проект, по которому высота здания была уменьшена вдвое. После долгих споров этот проект в 2000 году был одобрен.

И посреди столицы Великобритании возведена башня в 41 этаж и высотой в 180 метров. При строительстве применялись самые последние технологии. Было учтено все, включая направление и скорость ветров, дующих над Лондоном, а именно ими и продиктована сигарообразная форма башни (изначально проектировали башню в форме яйца).

Несмотря на свои округлые формы, небоскреб покрыт абсолютно ровными листами стекла. Изогнутые детали были использованы лишь на самой верхушке здания.

У основания башня имеет 49 м в диаметре, в самой широкой части – 57 м, а к вершине – сужается до 26 метров. Благодаря форме здания воздушные потоки огибают его и не создают завихрений, нередко обрушивающихся на пешеходов сверху вниз. Кроме того, Башня признана самой экологичной постройкой в мире: солнечные батареи сокращают в два раза.

О Нормане Фостере можно рассказывать еще очень долго, как и о его великолепных и невероятных проектах. Здания по его проекта можно увидеть в самых разных уголках мира. И продолжать удивляться нереальному полету фантазии этого замечательного архитектора.

Сэр Норман Фостер - один из наиболее интересных и успешных архитекторов современности. Мастер, которому удалось совершить почти невозможное: быть революционером и новатором, одновременно оставаясь человеком, формирующим правила архитектурной моды. Архитектурное Бюро Нормана Фостера регулярно возводит знаковые объекты по всему миру: его зданиями гордятся и осторожные в экспериментах европейские столицы, и избалованные разнообразием небоскребов города Нового Света. А уж творения Фостера в Азии задают тон новому строительству региона и становятся неотъемлемой частью облика городов.

Разнообразие идей и типологий работ архитектора делают его проекты узнаваемыми и уместными в любом контексте. Современная нота в историческом квартале столичного мегаполиса, реновация культурного памятника или фабрики в небольшом провинциальном городке, грандиозная постройка - символ в новом городском образовании - все подвластно неуемной фантазии мастера. Его здания обрастают легендами и затейливыми историями еще на этапе строительства. Придумывание забавных прозвищ и бурные обсуждения - повсеместная реакция на творения, которые Фостер предлагает миру. (Чего стоит один только лондонский «Огурец»!)

При этом его здания подчеркнуто функциональны и рациональны. Количество инженерных технологий, предложенных архитектором и ставших инновационными в общепринятой практике той или иной страны, просто поражает. Почти каждая из фостеровских построек выигрывает у сооружений соперников по каким-либо особым параметрам. Архитектору из Британии регулярно удается придумать еще что-то неожиданное, позволяющее ему продолжать оставаться лидером и формировать действительность, которая в разной степени затрагивает жизнь огромного числа людей.

Изучая такую яркую фигуру архитектурного небосклона современности, не перестаешь удивляться: как в скромном пареньке из простой рабочей семьи Манчестера проявился такой мощный творческий потенциал? И как ему удалось убедить сначала чопорных британцев, а потом и остальной мир в своей исключительности? А ведь сейчас Норман Фостер не просто один из самых влиятельных мэтров архитектурной практики, титулованный член британского общества (носит титул Baron Foster of Thames Bank), лауреат престижнейших Императорской и Притцкеровской (1999) премий и огромного количества иных профессиональных наград. Его имя - синоним респектабельности и яркости художественного образа в современной архитектуре.

Мастеру не только удалось получить признание в профессиональных кругах, сделавшее его одним из авторитетнейших специалистов в проектировании и строительстве комплексов самого сложного уровня. Он активно способствует распространению по планете целого архитектурного стиля в течение нескольких десятилетий, что в наше время вообще почти немыслимо. Обилие визуальной информации и быстрота смены картинки настолько избаловали современного человека, что интерес к чему-то, находящемуся вне рамок моды или актуального тренда, сохраняется только в исключительных случаях. Фостер создал архитектуру, которая каждый раз и становится этим исключением из правил, уникальным явлением, вызывающим неподдельный интерес у людей со всего мира.

Норман Фостер родился 1 июля 1935 года в индустриальном городе Британии - Манчестере - в семье рабочих, которые далеки от архитектуры. Они жили совсем небогато, поэтому мальчик не мог рассчитывать на широкий выбор в вопросе будущей карьеры. Из-за финансовых трудностей семьи он ушел из школы в 16 лет и устроился в офис казначейства Манчестера. В свободное время юноша изучал торговое право и пробовал рисовать. Затем пошел служить в Королевские ВВС, где стал дипломированным пилотом. Полученные в армии навыки Фостер активно использовал уже потом, собственноручно пилотируя личный самолет в небе над Европой и перелетая от одного своего дома к другому, из страны в страну, с острова на континент и обратно.

После завершения службы в 1961 году будущий архитектор работал в пекарне, затем на заводе и, уже соприкасаясь с вопросами моделирования пространства, стал сотрудником мебельного магазина. Архитектурную профессию Норман начал постигать в университете градоустройства и архитектуры Манчестера. Благодаря таланту и большому трудолюбию в 21 год он выиграл стипендию на право обучения в США. Воспользовавшись этой благоприятной возможностью для продолжения образования, Фостер отправился в Нью-Хейвен, США, где проучился два года (1961-1963) в Школе архитектуры Йельского университета и получил ученую степень магистра. И, что более важно для мировой архитектуры, в Йеле Фостер встретил другого одаренного британца - Ричарда Роджерса, вместе с которым по возвращении в Англию создал «Бюро четверых». (В него вошли также жены архитекторов - Венди Фостер и Сью Роджерс.)

В рамках этого творческого объединения и родился хай-тек - архитектурный стиль, возведший красоту инженерных конструкций в главный художественный принцип построения здания.

Первым заметным проектом, принесшим Фостеру профессиональное и общественное признание, становится фабричное здание «Рилайенс контроле» 1966 года. Тогда же начинается его долгий путь на архитектурном поприще.

В 1967 году в возрасте 32 лет энергичный британец вместе с двумя коллегами открывает архитектурную фирму «Фостер и партнеры». Занимаясь отдельными проектами относительно небольшого масштаба, он сотрудничает с несколькими крупными мастерами архитектуры и инженерного дела.

В 1971 году Фостер построил элегантную структуру пассажирского терминала из металла и стекла (Фред Ольсен Центр в доках Милуолл) в Лондоне. Здесь отразилось его видение организующего потенциала архитектуры: четкая конструкция в стилистике минимализма с элементами хай-тека может формировать модель поведения людей. В том же году был выполнен проект офисного здания для страховой компании «Уиллис, Фейбер и Дюма» в Ипсвиче. Работа велась в сотрудничестве со старшим коллегой и учителем Фостера Бакминстером Фуллером. Амебообразное строение с почти сплошной стеклянной облицовкой, вписанное в криволинейные очертания участка, заметно отличалось от более привычного модернистского окружения с его обилием прямых углов и призматических объемов. Эскалаторы вокруг просторного атриума, сад на крыше и бассейн для сотрудников, который работает в качестве теплоотвода, наглядно продемонстрировали важные для архитектора идеи энергоэффективности зданий и значимости социальной роли архитектуры.

Строительство было закончено в 1975 году и оказавшись весьма успешным, способствовало продолжению сотрудничества бюро «Фостер и партнеры» с компанией заказчика в последующие годы.

Стеклянно-металлические конструкции вообще становятся любимыми материалами архитектора, и именно их обилие отличает эстетику хай-тека. Впечатляющее художественное решение Центра изобразительных искусств Сейнсбери в Норвиче (1974-1978) с его мощной пространственной конструкцией из стекла и металла было отмечено наградами Королевского института британских архитекторов (RIBA) в 1983-м и Американского института архитекторов (AIA) в 1994 году.

Само здание Центра Сейнсбери представляет собой протяженное прямоугольное строение с двухслойными стенами и кровлей, собранными из гибких стальных конструкций. Эти конструкции образуют рамы с пролетом 33 метра, облицованные идентичными панелями. Все коммуникации расположены в пределах пространственных металлических конструкций, видимых только на торцах. Алюминиевые жалюзи с сенсорными датчиками обеспечивают подвижную систему контроля за естественным и искусственным освещением. Предложенная Фостером концепция высокотехнологичной -рамки» для экспонирования произведений современного искусства и пространственная свобода ее демонстрации - именно тот формат, который показался наиболее прогрессивным создателям Центра. В этом “обрамлении” под общей кровлей и находятся свободно перетекающие друг в друга собственно демонстрацонные залы, оранжереи, кафе-бар и прочие помещения факультета искусств Центра. Прозрачные боковые окна по всей высоте здания позволяют окружающему пейзажу создать своеобразные «декорации» к тому, что представлено в коллекциях.

Если составлять топ-лист самых эффектных и значительных построек Фостера, то обратит на себя внимание не только разнохарактерность объектов, но и их различное назначение, масштаб и широкая география. В списке “самых-самых” непременно будут многофункциональные небоскребы, реконструкции исторических памятников музеи и научные центры, общественные и офисные здания, аэропорты, вокзалы, фабрики, кампусы, мосты и другие инженерные сооружения. Попробуем остановиться на некоторых из них.

Среди наиболее выдающихся построек Фостера выделяют «Огурец», он же в Лондоне (разработана совместно с Кеном Шаттлвортом; 1997-2000 / 2001-2004); комплекс зданий лондонской мэрии (2002, в том же проектном тандеме); аэропорт Стэнстед в Лондоне (1981-1991) и аэропорт Чеп Лап Кок (1992-1998) около Гонконга - самый большой в мире; (1991-1997) во Франкфурте и Гонконгский и Шанхайский банк (1979-1986) в Гонконге. Также нужно отметить следующие строения: штаб-квартиру страхового общества «Уиллис» (2004-2007), расположенную в Сити практически рядом с «Огурцом» и другим хай-тек-манифестом - зданием «Ллойдс» (1986) Ричарда Роджерса; стадион «Уэмбли» на 90 000 зрителей (2002-2007, опять же самый большой в мире), а также реконструированный Рейхстаг в Берлине (1999) и такие уникальные инженерно-транспортные сооружения, как (2004) во Франции и лондонский мост Тысячелетия (1996-2000, совместно с Энтони Каро).

Одной из популярных пространственных структур хай-тека, наряду с вынесенными на фасады коммуникациями и подчеркнуто эстетизированными несущими конструкциями, следует назвать систему вертикальных опор, организующих пространство. Таким своеобразным металлическим «лесом» из стальных вертикалей и подвешенных к ним на тросах алюминиевых сеток является центр компании «Рено» (1983) В небольшом британском городке Суиндон. Отличительной особенностью постройки является потенциальная незавершенность ее композиции, позволяющая в случае необходимости добавлять новые идентичные элементы.

Аналогичную тему прорастающего рукотворного леса, но уже со стеклянными мембранами заполнения, ‘ остер использовал в аэровокзале аэропорта Стэнстед. Отказавшись от обычной экономии на стандартных элементах, архитектор предложил проектное решение в принципах «сложной простоты»: он акцентировал ритм обманчиво простой сетки колонн качеством отделен и фактурностью более дорогих материалов. Первоначальный проект модернизации Рейхстага, представленный на международный конкурс, тоже базировался на идее легкого, примыкающего к зданию навеса на стальных опорах, обрамляющих площадь вокруг. Позднее, правда, замысел радикально изменился, и Фостер создал новый купол над залами бундестага. Теперь полупрозрачная зеркальная сфера с системой пандусов непрерывного движения позволяет туристам заглядывать в самое сердце немецкого парламента, не препятствуя его работе. Обновленный Рейхстаг стал одной из главных достопримечательностей объединенного Берлина.

Еще в период утверждения на мировом архитектурном Олимпе современности, но уже обладая достаточным проектным опытом, Фостер придумывает здание штаб-квартиры Гонконгского и Шанхайского банка, который становится новой вехой в его творчестве и развитии хай-тека как направления. Согласно оригинальному замыслу конструктивный скелет небоскреба вынесен наружу, гигантские мачты-колонны перехватывают четыре пояса ферм, к которым подвешены промежуточные этажи. Все лифты и вертикальные коммуникации сгруппированы по углам, этажи имеют свободную планировку, а в центре создан 10-этажный атриум. Такое архитектурное решение явилось новаторским для всей отрасли высотного строительства, а само здание на годы стало одним из самых знаменитых современных сооружений в Азии.

После успеха гонконгского небоскреба Фостер считается признанным авторитетом именно в области возведения высоток. В последующие годы мастер и его коллеги по разросшемуся бюро активно проектируют высотные здания во всем мире. Наиболее выдающимся его небоскребом следующего десятилетия является головной офис немецкого «Коммерцбанка».

После строительства моста Тысячелетия и стадиона -Уэмбли» в Лондоне, практически сразу ставших в ряд с основными туристическими достопримечательностями новейшего времени в городе, сэра Нормана Фостера начали воспринимать как наиболее авторитетного архитектора в родном британском обществе, весьма богатом на громкие имена в зодчестве наших дней. В декабре 1005 года газета «Таймс» объявила его персоной номер один в современном искусстве. Даже давний друг и соперник оказался в роли «догоняющего» со своим исключительно смелым небоскребом «Шард».

В середине 2000-х Фостер находился на пике международной славы. По его проектам возводились крупные объекты в Китае, Канаде, США, странах арабского мира. Завершив в 2006 году башню «Херст» в Нью-Йорке, архитектор снова доказал, что хай-тек - это исключительно яркое и богатое по своей выразительности художественное течение, а небоскреб - прекрасный инструмент для демонстрации синтеза яркости образа и передовых технологий.

Обладая впечатляющим творческим багажом, накопленным к седьмому десятилетию жизни, Фостер в очередной раз взялся за эксперименты и попробовал охватить своим искусством еще один значительный регион - Россию.

В новейшей архитектуре имя сэра Нормана Фостера олицетворяет гармоничное единство яркости художественного образа, виртуозной деталировки с многообразием возможностей техники. Его зодчество, опираясь на технологическое совершенство, стремится к максимальной гуманизации окружения, экологичности и сомасштабности разных элементов среды.

Биография Нормана Фостера к его архитектурным решениям шла длинным и извилистым путём. Родился архитектор в 1935 г. в Манчестере в семье простых рабочих. Финансовое положение того времени вынудило Нормана оставить образование: несколько лет он работал в казначействе города, одновременно изучал торговое право. После Фостер ушёл служить в британские ВВС, однако уже тогда начал задумываться о профессии архитектора. По окончании службы будущий архитектор стал работать в пекарне, затем на заводе и, приближаясь к архитектуре, перешёл в мебельный магазин.

Лишь в 21 год Норман Фостер поступил в архитектурную Школу при Манчестерском университете. По её окончании в 1961 году, он выигрывает стипендию на обучение в университете Йельска в США. Там он знакомится с Ричардом Роджерсом и к 1963 году Фостер возвращается в Англию, где вместе с Роджерсом основывает мастерскую "Team 4" (Команда 4). В результате совместной работы данной команды родился такой архитектурный стиль, как «хай-тек», совершенно новое для того времени направление в архитектуре. Проект фабричного здания «Рилайенс контролс» 1966 года, делает имя архитектора знаменитым. И здесь начинается его долгий путь уже по лестнице архитектуры.

В 1967 Фостер открывает свою архитектурную фирму "Foster and partners". И до 1983 года он работает с Бакминстером Фуллером над рядом проектов. Одним из первых таких проектов является главный офис Willis Faber & Dumas – страховая компания в Великобритании (1971-75 годы). Внутренняя планировка, эскалаторы вокруг атриума, сад на крыше и бассейн для сотрудников, который работает в качестве теплоотвода, демонстрируют постоянную озабоченность энергетическими показателями и социальными аспектами архитектуры.

В 1974 году Фостер принимается за проектирование здания Sainsbury Arts Centre – центр изобразительных искусств в кампусе Норвичского Университета в Англии. Проект воплощается в жизнь к 1978 году.

Главный офис банка в Гонконге

Главный офис банка в Гонконге «Hongkong and Shanghai Bank», построенный также под руководством Нормана Фостера, пожалуй, один из первых самых смелых проектов. Он же - первый небоскреб вне территорий Северной Америки. Фостером была разработана новая особенность возведения небоскрёбов без центральной оси, с использованием только наружного скелета. Такая структура даёт возможность создавать башни ещё более высокие. В период проектирования гонконгского банка (1979-86гг.), в 1983 году, архитектор получает золотую медаль RIBA, а в 1994 – аналогичную награду AIA.

1990 год Норману Фостеру приносит титул баронета, а 1999 – титул пожизненного пэра. В этом же году архитектор становится лауреатом премии Притцкера.

Компания Foster and Partners достигла международного уровня, под началом Фостера проекты здесь заказывает весь мир. Британский архитектор проектирует здания аэропортов, картинных галерей, торговые порты и целые города.

Здание мэрии Лондона

На работы Нормана большое влияние оказало как обучение в Америке, так и любовь к русским традициям. Он с каждым своим новым произведением удивляет мир и открывает некое новое обозрение в архитектуре. Основной стиль в его постройках – хай-тек, который он сам основал и вывел в свет. Фостер начинает проектировать музеи, один из самых последних XX века – это Бостонский музей изящных искусств 1999 года. Особая гордость местных горожан.

Старт третьего тысячелетия вдохновляет архитектора на новые открытия. Он проектирует символические здания в разных точках мира, делая акценты на каждую отдельную культуру, но при этом используя в качестве основы всё тот же стиль хай-тек. В 2004 году закончены строительные работы над его новым произведением во Франции.

Французский Мост Мийо высотой своих опор превышает высоту Эйфелевой башни в Париже.

Французский Мост Мийо

Жилой комплекс "Тройка"

Каждый последующий год Норман Фостер выдаёт новые проекты в самых неожиданных странах для его стиля.

Он использует хай-тек в восточных странах, например, Малазийский жилой комплекс из стекла и стали «Тройка» в Куала-Лумпур (2006 год) и развлекательный центр «Хан Шатыр» в столице Казахстана строился 4 года (2006-10). Гигантский шатер в 150 метров высотой, созданный из тёмного стекла и алюминия гармонирует с Астаной, только подчёркивая её восточный налёт. Копенгагенский зоопарк с названием Дом слонов в Дании (2008 год) в этом же стиле стал самым шикарным домом для экзотических животных.

Здание CITIC Bank в Китае (2011 год) и Павильон ОАЭ для ЭКСПО 2010 подтверждает неисчерпаемую фантазию британского архитектора. Павильон ОАЭ - это выражение пассивного проектирования с акцентом на экологические требования. Сам вид павильона отображает символическую связь с пустынным пейзажем, где расположены все семь эмиратов. Это лишь немногие из имеющихся реализованных проектов Нормана Фостера.

Павильон ОАЭ для ЭКСПО 2010

За всё своё архитектурное время Норман Фостер и его фирма спроектировали и построили свыше ста построек самых разных назначений. Сегодня получить проект от признанного архитектора – это большая честь для любой страны в мире.

Сделав многое в прошлом, Фостер не забывает и о будущем. Для каждой страны у него припасено нечто удивительное и, как всегда, уникальное. Готовые проекты будущих построек ждут своей реализации и восхищения инженерной мыслью признанного миром архитектора – Нормана Фостера.

Башня Россия высотой 612 метров (Москва). Самое высокое здание Европы.

– популярный британский архитектор, имеющий множество наград. Главные из них: рыцарский Орден Заслуг (Великобритания), Орден «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия», Императорская и Притцкеровская премии. С 1999 года почетный обладатель звания барона (Baron Foster of Thames Bank ). Все эти заслуги архитектор получил за свой вклад в развитие архитектуры и духовное обогащение всего мирового сообщества.

Родился Фостер 1 июня 1935 года в городе Реддиш, муниципальный район Стокпорта, Великобритания. После службы в Королевских военно-воздушных силах (1953-1955 годы), оканчивает обучение в Школе архитектуры Манчестерского университета в 1961 году. Затем Н. Форестер едет в США, чтобы получить степень магистра архитектуры в Йельском университете.

В 1963 году, по возвращению в Англию, он совместно с Ричардом Роджерсом создает мастерскую под названием «Team-4». Результатом их плодотворной работы стало создание нового стиля «хай-тек» в 1966 году. Новое течение сразу же нашло своих поклонников, но также появились и противники – консервативно настроенная часть общества.

Годом позднее Фостер создал собственное агентство Foster Associates, которое занималось широким спектром услуг от организации дизайна различных помещений до проектирования сооружений государственного значения. Это событие сблизило его с Ричардом Бакминстером Фуллером, инженером из Америки. Их сотрудничество способствует созданию множества новых работ, одной из которых является главный офис Willis Faber & Dumas. На воплощение проекта в жизнь потребовалось 4 года — с 1971 по 1975 г.

Его неординарные работы являются очень смелыми и интригующими. В списке его шедевров находятся такие проекты как: аэропорт в Эссексе и новый корпус академии искусств в Англии, здание CITIC Bank в Китае, нереализованный проект Хрустального острова на Юге Москвы и множество других.

Одной из особенностей стиля выдающегося архитектора является акцент на экологичности и энергосбережении. Например, Шанхайский банк в Гонконге выстой в 43 этажа, оборудован зеркалами, которые используют солнечный свет. Умная система «ловит» солнечные лучи и направляет их свет вниз, что позволяет сэкономить на электроэнергии. Панорамные окна, широкие пространства и передовые технологии – это отличительные штрихи творчества великого Н. Фостера. Поиск свежих инженерных решений в этом направлении вдохновляли зодчего на новые планы по созданию сооружений с использованием бесконечных природных ресурсов: воздуха и света.

Сити-холл в городе Лондон, Великобритания (2002 г)

Сити-холл – это сооружение, выполняющее роль штаб квартиры администрации Большого Лондона и здания городской мэрии в одном лице. Расположено оно в центре города, на берегу Темзы, неподалеку от знаменитой достопримечательности города – Тауэрского моста. Дизайн постройки напоминает стеклянное яйцо, а стиль и внешний вид контрастирует с исторической архитектурой моста.

Но такая форма Сити-холла выбрана не спроста. Верхние этажи сделаны меньше нижних ярусов, поэтому свет попадает на все уровни равномерно. Таким образом, уменьшается и площадь здания, что позволяет в зимнее время экономить на отоплении. В администрации 10 этажей, общая высота которых составляет 45 метров.

Школа менеджмента Йельского университета в городе Нью-Хейвен, Америка (2014 г)

Здание с широкими панорамными окнами, имеющими волнообразную форму, символизирует ясность и открытость школы управления. Пятиэтажный корпус выстроен прямоугольником, в середине которого имеется небольшой зеленый дворик. Там расположены столики и лавки для того, чтобы студенты могли перевести дух и отдохнуть между занятиями.

На первом этаже располагается главный холл, библиотека и кафе. Прозрачность и открытость этих зон обусловлена необходимостью облегчения связи между студентами. Второй этаж включает в себя конференц-зал и кабинеты администрации. Оставшиеся этажи предназначены для занятий, там находятся аудитории, залы для лекций и так далее.

В жаркое время окна закрываются специальными экранами, что позволяет уменьшить нагрузку на кондиционеры. А от дождя здание защищает навес, который опирается на металлические колоны, установленные по всему периметру сооружения.

Мост Миллениум в городе Лондон, Британия (2000 г)

Это пешеходный мост, соединяющий два берега реки Темза. Он был построен в честь третьего тысячелетия, отсюда и получил такое название «Millenium» – тысячелетие. Хотя местные жители называют его «wobbly bridge» – шаткий мост. В день открытия по нему прошло большое количество людей, и было обнаружено, что он покачивается. После реконструкции этот дефект был исправлен.

Благодаря интересной задумке Н. Фостера, конструкция выглядит как висячий мост. Но, на самом деле, мост Тысячелетия держится на двух опорах, которые связаны между собой стальными канатами. Имеются еще четыре балки по обе стороны, которые поддерживают сооружение.

Отель Dolder Grand Hotel в городе Цюрих, Швейцария (2008 г)

Dolder Grand – роскошный отель, расположенный за городом. Изначально он был задуман, как центр для оздоровления, но превратился в прекрасный курорт. Замок располагается в 5 минутах езды от Цюриха.
Особенностью отеля является его расположение на склоне холма Адлисберг, высотой в 701 метр. Он состоит из нескольких частей: главное здание в несколько этажей и два современных корпуса с номерами для отдыхающих. Норман Фостер занимался как раз этими корпусами и проектированием подземных этажей.

Небоскреб Мэри-Экс в городе Лондон, Великобритания (2004 г)

За свой внешний вид и резкое отличие от эстетики окружающего ландшафта, критики прозвали здание «огурцом». Его внешняя решетчатая структура и зеленоватый оттенок стекол действительно напоминает данный овощ. Но, несмотря на всю критику, 40-этажная башня является самой экологичной среди всех существующих небоскребов.

В наше время здесь расположена официальная штаб-квартира компании Swiss Re. Первые этажи и смотровая площадка на высоте 180 метров открыты для всех желающих, на остальных этажах расположены офисные кабинеты и другие помещения подобного характера.

В этом проекте архитектор использовал природную вентиляцию и солнечное освещение. Небоскреб оказался в несколько раз экономнее среди похожих ему зданий.

Небоскреб Херста в городе Нью-Йорк, Америка (2006 г)

Еще одно гениальное творение Фореста – Башня «Херст-тауэр», в основе которой заложены эко-новации. В 30-х годах на этом месте было начато возведение другого здания, но из-за кризиса в стране стройка была заморожена. Архитектор продумал строение башни, чтобы оставить в основе уже выполненную часть сооружения. Здесь располагается штаб-квартира «Hearst Corporation».

Под руководством гениального зодчего инженерами Foster Associates была придумана особая технология для вентиляционных систем. Вода после дождя собиралась в специальных отсеках для функционирования этих систем, а для большей эффективности была продумана система вентиляции внутренних помещений, путем управления воздушными потоками.

Ультрасовременная башня выполнена на основе сетчатой ромбовидной металлической конструкции. Применение этой методики сократило стоимость сооружения на 20%. Небоскреб оснащен «умными лифтами» без традиционных кнопок. Перед входом в лифт есть компьютер, где, указав необходимый этаж, программа выдает номер лифта, на котором быстрее всего можно добраться до нужного уровня. Он учитывает движение и остановки всех кабинок и вычисляет самый оптимальный маршрут.

Высота сооружения – 46 этажей или 182 метра. Каждый перекрестный блок конструкции вмещает по 4 этажа, а высота главного холла достигает 20-ти метров. Из этого места идет разветвление в разные помещения небоскреба.

Мост виадук Мийо в городе Мийо, Франция (2004 г)

Мостовое сооружение вантовой системы представляет собой скоростную автомобильную трассу, общей длинной 2460 метров. Проектированием этого шедевра Норман Фостер занимался совместно с французским инженером Мишелем Вирложо, который до этого занимался постройкой моста Нормандии.

Виадук соединяет два плато и пересекает долину реки Тарн в самой низкой ее точке. Его появление решило множественные проблемы пробок, которые образовывались на трассе из Парижа в город Безье. Подвесной мост спроектирован с заботой об удобстве водителей. Дело в том, что конструкция имеет уклон в 3,025 % по направлению с юга на север и кривизну дороги в 20 км, чтобы улучшить обзор. Ширина моста в 32 метра позволяет водителям передвигаться по всему участку дороги без каких-либо затруднений.

Высота подвесного моста составляет 341 метр, что дает ему право называться самым высоким транспортным мостом с точки зрения конструктива. Он на 17 метров выше знаменитой Эйфелевой башни и, имея вес 36 тыс. тонн, в 4 раза тяжелее этой достопримечательности Франции. Виадук держится на 7 опорах, которые представляют собой пилоны, от которых расходятся 11 пар вант, крепящихся к полотну моста. Все ванты получили тройную защиту от коррозии: гальванизация, покрытие защитным воском и экструдированной полиэтиленовой оболочкой.

У моста есть специальный компьютер, который следит за малейшим сдвигом конструкции. Точность показаний гарантирует тот факт, что за секунду программа совершает сто замеров.

Величественный и прекрасный виадук Мийо по сей день притягивает туристов своими масштабами и элегантностью.

Реконструкция Рейхстага в городе Берлин, Германия (1999)

Фостер занимался четвертой по счету реставрацией Рейхстага и получил за свои труды достойную награду – орден «За заслуги» и Притцкеровскую премию. Купол, который архитектор спроектировал над германским парламентом, имеет диаметр 40 метров, а высоту 23,5 метра.

Стеклянный купол пользуется большой популярностью у туристов. Еще бы, ведь наличие смотровой площадки открывает посетителям чудесный вид на панораму Берлина. От верхней части купола до самого низа тянется воронка, уменьшающаяся в диаметре сверху вниз. На ней установлено 360 зеркал, которые отражают солнечный свет. Уникальность этой детали конструкции заключается в наличии компьютера и датчиков в этих зеркалах, которые, в зависимости от времени года, регулируют количество пропускаемых солнечных лучей. Но и на этом не заканчивается практическое использование воронки, скрытое за ее эстетической формой. В ее середине находится вентиляционная шахта, которая ведет в пленарный зал.

Внешний фасад изменен не был, но внутри изменения стали кардинальными. Были удалены определенные части стен, которые заменили более легкие конструкции из стали, декорированные современными природными материалами. Пленарный зал и другие помещения для заседаний «омолодились» и осовременились не меньше.

Форест с пониманием отнесся к стене памяти, где расположены записи солдат, дошедших до Берлина в 1945 г. Хотя позже вокруг этого разгорелся большой скандал, потому что местные жители уже давно хотят избавиться от этих «автографов».

Хан-Шатыр в городе Астана, Казахстан (2010 г)

Проект по созданию общественного центра в Астане доверили Н. Фостеру. Архитектор превзошел все ожидания и воплотил свои самые смелые идеи. Автор решил построить здание, которое обязательно заслужит свой мировой рекорд. Впрочем, так и случилось – торгово-развлекательный центр является крупнейшим шатром во всем мире.

Его общая площадь составляет целых 127 тыс. м 2 . На этой территории находятся спа-центры, кафе и рестораны, магазины, семейный парк, спортивные залы, кинотеатры, офисные и служебные помещения. Прозрачность шатра в который раз напоминает, что архитектор работает в стиле «хай-тек» с упором на экологичность зданий. По версии журнала Forbes Style «Хан Шатыр» вошел в ТОП-10 лучших мировых экозданий.

Главная особенность ТРК Хан-Шатыр – пляжный курорт, который работает круглый год. Благодаря инновационным технологиям там поддерживается постоянная температура +35 o C. Настоящие тропические растения и песок, привезенный с Мальдив, создают ощущение присутствия на настоящем курорте.

Крыша центра выполнена в виде несимметричного конуса с определенным наклоном. Под разными углами к ней прикреплены тросы, для поддержания конструкции.

В данной статье представлена лишь малая часть работ этого гениального творца. Норман Фостер является автором большого количества шедевральных творений, которые радуют глаз своей органичностью и эстетичностью, совмещая в себе красоту и новейшие экотехнологии.


Норман Фостер

Биография Нормана Фостера к его архитектурным решениям шла длинным и извилистым путём. Родился архитектор в 1935 г. в Манчестере в семье простых рабочих. Финансовое положение того времени вынудило Нормана оставить образование: несколько лет он работал в казначействе города, одновременно изучал торговое право. После Фостер ушёл служить в британские ВВС, однако уже тогда начал задумываться о профессии архитектора. По окончании службы будущий архитектор стал работать в пекарне, затем на заводе и, приближаясь к архитектуре, перешёл в мебельный магазин.

Лишь в 21 год Норман Фостер поступил в архитектурную Школу при Манчестерском университете. По её окончании в 1961 году, он выигрывает стипендию на обучение в Йельском университете в США. Там он знакомится с Ричардом Роджерсом и к 1963 году Фостер возвращается в Англию, где вместе с Роджерсом основывает мастерскую "Team 4" (Команда 4). В результате совместной работы данной команды родился такой архитектурный стиль, как «хай-тек», совершенно новое для того времени направление в архитектуре.* Проект фабричного здания «Рилайенс контролс» 1966 года, делает имя архитектора знаменитым. И здесь начинается его долгий путь уже по лестнице архитектуры.


Фабрика по производству компьютеров «Рилайенс контролс» (1966). Норман Фостер считает этот проект особо важным, поворотным пунктом в своем творчестве

В 1967 Фостер открывает свою архитектурную фирму "Foster and partners". И до 1983 года он работает с Бакминстером Фуллером над рядом проектов. Одним из первых таких проектов является главный офис Willis Faber & Dumas – страховая компания в Великобритании (1971-75 годы). Внутренняя планировка, эскалаторы вокруг атриума, сад на крыше и бассейн для сотрудников, который работает в качестве теплоотвода, демонстрируют постоянную озабоченность энергетическими показателями и социальными аспектами архитектуры.

Хай-тек - (англ. hi-tech, от high technology - высокие технологии) - стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х. Главные теоретики и практики хай-тека (по большей части практики, в отличие от архитекторов деконструктивизма и постмодернизма) в основном англичане - Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, на каком-то этапе своего творчества Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано.

Для становления концепций хай-тека очень важна деятельность группы «Аркигрэм», перенёсшей идеи поп-арта и научной фантастики 1960-х гг. в архитектуру. Также важны с технологической стороны работы Б. Фуллера (геодезические купола; с конца 1960-х по 1983 год он сотрудничал с Н. Фостером), О. Фрея, разрабатывавших кинетические структуры.

Хай-тек, согласно классификации Ч. Дженкса, относится к позднему модернизму, то есть его характеризуют прагматизм, представление об архитекторе как элитном профессионале, обеспечение архитектурой обслуживания, сложная простота, скульптурная форма, гипербола, технологичность, структура и конструкция как орнамент, анти-историчность, монументальность. Практически все архитектурные критики вслед за Дженксом архитекторов хай-тек называют новым поколением модернистов, так как, несмотря на иронию 1970-х, они не порывают с традициями европейской архитектуры, они не спорят с Витрувием: их произведения очень функциональны, удобны, и в них есть своя красота. Но если хай-тек - пик модернизма, даже шире - пик идеи «современности» в архитектуре, в таком случае хай-тек можно считать поэтичным завершением целой эпох

Ранний хай-тек

Одним из первых важных осуществлённых сооружений хай-тека принято считать Центр Помпиду в Париже (1977), построенный Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано.

Поначалу проект был встречен в штыки, но к 1990-м годам споры утихли, и Центр стал одной из признанных достопримечательностей Парижа (как некогда Эйфелева башня).

В Англии реальные хай-тек здания появились позже. Первые лондонские сооружения в стиле хай-тек были построены только лишь в 1980-1990-х годах (здание компании Ллойдз, 1986).

В какой-то мере медленная реализация современных проектов в духе хай-тека в Англии была связана с политикой принца Чарльза, развернувшего тогда активную деятельность в рамках архитектурного конкурса на реконструкцию Paternoster Square (1988). Принимая участие в архитектурных дебатах, принц выступил в поддержку новых классицистов и против архитекторов хай-тек, называя их постройки уродующими лицо Лондона. Ч. Дженкс призывает «королей оставить архитектуру архитекторам», даже высказывается мнение, что начинается новая волна монархизма с диктатурой принца в архитектуре

Современный хай-тек

Хай-тек уже с 1980-х гг. выражал престижность (все здания хай-тек очень дорогие), Ч. Дженкс называет их «банковскими соборами», можно даже говорить о том, что современный хай-тек формирует имидж крупнейших коммерческих фирм. В Лондоне архитектурные дебаты вокруг хай-тека утихли, а наиболее яркие его представители признаны и пользуются уважением (Норману Фостеру присуждено звание рыцаря).

Начиная с 1990-х гг. хай-тек все чаще пытается соединиться с природой, не спорить с ней, но войти в диалог. Таким образом, постепенно хай-тек перерастает в био-тек и эко-тек (особенно это заметно в работах архитекторов родины хай-тека - Англии и итальянца Р. Пиано).

Основные черты
Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инжиниринге зданий и сооружений.
Использование прямых линий и простых фигур.
Широкое применение стекла, пластика, металла.
Трубчатые конструкции из металла и лестницы, выведенные наружу здания.
Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения.
Широкое использование серебристо-металлического цвета.
Высокий прагматизм в планировании пространства.
Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку).
В виде исключения жертвование функционалом в угоду дизайну и стилю хай-тек.