По познавательному развитию

Конспект НОД «Путешествие в планетарий. Солнечная система»

Прислала: Соколова Елена

Оборудование: проектор для показа слайдов, медали планет, различная крупа для составления солнечной системы, желтые круги, карточки с пропущенными буквами в названиях планет.

Цель: знакомить детей с устройством Солнечной системы.

Задачи: познакомить детей с Солнцем и его значением, влиянием на климат; способствовать развитию познавательной активности детей.

Развивать образное мышление, творческое воображение, связную речь.

Ход занятия

1. Воспитатель: Ребята, а сегодня мы с вами совершим экскурсию в необычное место. Для того чтобы узнать куда, вы должны отгадать загадку (2 слайд «Загадка»)

(Загадывается загадка о космосе. Отгадка «космос» появляется на экране. 3 слайд «Космос»)

2. - Ребята, пока нет таких аппаратов, чтобы мы могли отправиться на экскурсию в космос. Но мы можем пойти с вами в планетарий. Ребята, а как вы думаете, что такое планетарий и что там можно увидеть? (ответы детей. 4-5 слайды «Планетарий»)

Вопрос: Почему у здания планетария крыша в виду полушара? (ответы детей)

Воспитатель: Планетарий - это здание с куполообразной крышей. На купол, с помощью аппарата проецируется звездное небо. Это позволяет нам с вами рассмотреть планеты и звезды, изучить их.

И вот мы с вами в планетарии. Мы смотрим на купол - это вселенная, звездное небо. (6 слайд «Звездное небо»)

Воспитатель: Ребята, что нас окружает в космическом пространстве? (звезды, планеты, солнце, спутники, метеориты, кометы) (7 слайд)

3. Воспитатель: Как вы думаете, какими планеты кажутся с Земли? (маленькими, большими, не видим….)

Чтобы ответить на этот вопрос проведем опыт.

Возьмите все круги.

Поставьте его перед глазами. Что видим? (ничего)

Начинайте медленно его отдалять от глаз.

Что происходит с кругом? (Он кажется меньше, из далека)

Вывод: Круг кажется меньше, если его отдалять от глаз, а если приближать к глазам, то кажется, что он увеличивается.

4. - Все предметы при удалении кажутся меньше. Солнце очень большое, но оно кажется маленьким, т. к. Солнце далеко. Звезды очень большие, многие из них крупнее Солнца, но они кажутся маленькими, потому что далеко (8 слайд)

Звездное небо настолько огромное, что мы не сможем изучить его только за один поход в планетарий. Сегодня мы поговорим только о солнечной системе. А что это такое, мы сейчас с вами попытаемся понять.

5. - А что же такое солнечная система?

Дети: Это солнце, вокруг которого вращаются девять планет, множество мелких планет - астероидов и комет. (9 слайд «Солнечная система»)

Солнце - самый знакомый всем людям астрономический объект. Это наша звезда, дающая нам жизнь. Из-за него днём все остальные космические объекты становятся невидимы. Солнце выделяет свет и тепло, до тех пор, пока не зайдёт за горизонт. И только потом небо становиться достаточно тёмным, чтоб увидеть остальные звёзды. Солнце это такая же звезда, как и все остальные звезды, просто оно находится к нам ближе. (10 слайд «Солнце»)

Планета, на которой мы живем, называется «Земля» и она дружит с солнцем. Что дает солнце нашей планете? (тепло и свет) (11 Слайд «Земля»)

6. - Без солнышка мы жить не сможем, поэтому люди с давних пор проявляли к солнышку уважение. Сочиняли пословицы и поговорки про солнце, стихи. (12 - 13 слайды «Пословицы и поговоркм»)

  • Красное солнышко на белом свете черную землю греет.
  • Что мне золото, светило бы солнышко!

(спросить, как дети поняли смысл поговорки)

Стихотворение читает ребенок:

Солнышко

Тучка прячется за лес,

Смотрит солнышко с небес.

И такое чистое,

Доброе, лучистое.

Если б мы его достали,

Мы б его расцеловали.

7. Воспитатель: Но Земля - это не единственная планета в космосе, которая "дружит" с Солнцем. Земля - это одна из планет большой Солнечной семьи. Какие планеты вы знаете? (Слайд 14 «Солнечная система»)

Слайд 15 «Планеты»

Какая планета самая большая? (Юпитер)

Какая планета самая горячая? (Венера)

Какая звезда даёт нам тепло? (Солнце)

Какая планета «катится», как шар по блюдцу? (Уран)

Какая планета по счёту от Солнца наша планета - Земля? (Третья)

Воспитатель: Обратите внимание, что размеры планет различны, но все они значительно меньше солнца

8. ФИЗМИНУТКА (звучит музыка, дети стоят на ковриках) .

Над Землёю ночью поздней, Только руку протяни, (потянулись руки вверх)

Ты ухватишься за звёзды: (Руки вверх, в стороны вниз)

Рядом кажутся они (руки в кулачки сжимать)

Можно взять перо Павлина, (Руки перед глазами)

Тронуть стрелки на Часах, (Руки перед глазами)

Покататься на Дельфине, (ноги вместе, руки вверх, покачаться)

Покачаться на Весах.

Над Землёю ночью поздней, (наклон вниз, руки машут тик-так)

Если бросить в небо взгляд, (присесть руки вперед)

Ты увидишь, словно гроздья, (Ноги на ширине плеч, руки в стороны покачаться)

Там созвездия висят (Руки вниз, поднять голову вверх потянулись вверх, руки вверх. Руками берем созвездия)

9. Воспитатель: Для того, чтобы представить размеры Солнечной системы, мы составить Солнечную систему:

Возьмите лист бумаги с изображением Солнечной системы, чашку с предметами, которые заменят нам планеты.

Солнце - мяч (10 см) , тогда

  1. Меркурий - пшено
  2. Венера - рис
  3. Земля - рис
  4. Марс -горох
  5. Юпитер - ракушка
  6. Сатурн - ракушка
  7. Уран - фасоль
  8. Нептун - фасоль
  9. Плутон - горох

Остальные тела Солнечной системы изобразить невозможно, так как они ничтожно малы. (Слайды 16-18 «Планеты»)

Назовите планеты гиганты? (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)

Назовите планеты земного типа? (Венера, Земля, Марс)

Назовите самую маленькую планету? (Меркурий)

Теперь мы с вами можем представить планеты Солнечной системы.

На полу изображены орбиты разных планет. Детям раздаются бумажные медали с изображением планет (цвета планет и их орбит должны соответствовать) В центре кругов стоит ребенок, изображающий Солнце. Предложите остальным детям-планетам занять свои места на орбитах. Если будут затруднения, еще раз вернуться к слайду. Затем предлагается детям разойтись в разные стороны и по команде "Планеты - по местам!", построить модель Солнечной системы. Кто из планет быстрее займет свое место? Затем каждая планета должна сделать круг вокруг Солнца. При этом обратить внимание детей: чем ближе планета расположена к Солнцу, тем быстрее она пройдет по кругу. Земля проходит весь свой путь вокруг Солнца за год (от одного Нового года до другого) . Чтобы наглядно показать это, взять большой календарь и по мере движения по кругу ребенка-Земли перелистывать его страницы, называя месяцы. Таким образом, ребенок начнет двигаться в январе, а вернется на свое место в декабре.

11. - Чтобы изучить вселенную, мы не один раз должны побывать в космосе, поэтому мы должны заправить космический корабль топливом. Для этого нам необходимо выполнить задание.

Нужно вписать пропущенные буквы в названия планет.

(дети вписывают.)

12. (Слайды) По порядку все планеты

Дети: Назовёт любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

13. Воспитатель. Итог: ребята, вот и подошло к концу наше первое путешествие в космос, сегодня мы многое узнали, многое увидели. Скажите, что же нового мы узнали (что такое планетарий, солнечная система, орбита, планеты) . А сколько еще интересного и неизведанного нас ждет впереди.

Информационные ресурсы:

http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/proekt-kakie-tainy-khranit-kosmos

http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/puteshestvie-v-kosmos-1

Программное содержание:

  • формировать у детей элементарные знания о том, что Солнце - самая большая и близкая к Земле звезда;
  • что Земля вертится вокруг своей оси и вокруг Солнца;
  • учить детей ориентироваться в мире физических явлений;
  • дать первоначальные знания о космосе и Солнечной системе;
  • создавать условия для развития воображения;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью; формировать осознание себя частью природы.

Материал: иллюстрации планет Солнечной системы; набор для моделирования Солнечной системы, лампа настольная, глобус, трубочки-«телескопы» из бумаги (картона); шапочки-шлемы.

Ход занятия

В. Ребята, вы знаете свой адрес? Где находится наш город (село)? Какие другие страны вы знаете и где они расположены? (На планете Земля.)

Знаете, где «живет» Земля? Давайте спросим об этом у нее!

Воспитатель надевает шапочку с изображением планеты Земля, берет на себя роль Земли и включает аудиозапись «Я - Земля!».

В. Земля! Земля! Мы дети из детского сада! Расскажи нам о себе!

Земля. Дети! Дети! Я - Земля! Моя родина - Солнечная система. Вы знаете, почему она так названа? (В честь Солнца.)

В. Что такое Солнце? Это большая звезда, очень горячая. Это огненный шар, который находится далеко от Земли. Например, если бы мы полетели к Солнцу на ракете, то полет занял бы 20-30 лет нашей жизни. Зато солнечный луч добирается до нас за 8 минут.

Расскажите, что вы знаете о Солнце? Какое оно? Чем оно вам нравится? Почему все живое на Земле любит Солнце?

Вы хотите узнать побольше о Солнце, звездах и планетах? Тогда отправляемся в космическое путешествие!

Что для этого надо? Какая одежда нам понадобится? (Скафандры.) Для чего нужны скафандры? Они защищают человека от холода, жары, в них подается воздух, которым человек может дышать. Надевайте шлемы!

На чем мы полетим? Как назовем свой космический корабль?

Дети рассаживаются на стульчиках в два ряда.

В. Внимание! Начинаем обратный отсчет готовности! (Все считают хором: 5, 4, 3, 2, 1 - пуск!) Что вы видите над облаками? Как меняется небо? (Воспитатель демонстрирует иллюстрации звездного неба.)

Воспитатель показывает иллюстрацию всей Солнечной системы.

В. Рассмотрите Солнечную систему. Здесь много шариков - планет разной величины.

Ближе всего к Солнцу планета Меркурий (показывает изображение планеты). Возьмите свои телескопы и рассмотрите эту планету. Как вы думаете, можно ли выйти погулять на Меркурий? (Нет.) Потому, что эта планета расположена близко к Солнцу, там температура больше +400 °С. Это много или мало? Может ли человек вытерпеть такую жару? (Нет.)

Тогда полетим дальше! Вторая планета от Солнца - Венера (показ иллюстрации Венеры). На ней дуют сильные ветры, сверкают молнии, воздух очень ядовитый для человека. Люди давно хотят изучить получше эту планету, посылают к ней различные аппараты, но сам человек еще пока не бывал на Венере. Мы пока не готовы ступить на эту красивую планету.

Воспитатель показывает иллюстрацию планеты Земля.

В. Как вы думаете, над какой планетой мы сейчас пролетаем? (Это наша Земля.) Какого она цвета? (Голубая.) Что вы видите вокруг Земли? Ее как бы окутывает слой воздуха - это воздушный океан - атмосфера. Она, как рубашка, окутала Землю.

Вы летали на самолете? Где летают самолеты? (В небе, в воздухе, по воздушному океану.) Этот слой воздуха защищает нашу Землю от опасных солнечных лучей, метеоритов и других вредных воздействий космоса.

Как вы думаете, почему на Земле нам хорошо жить? Потому что Земля получает от Солнца столько тепла и энергии, сколько необходимо для жизни человека, растений, животных. Всегда большее или меньшее количество солнечной энергии опасно для жизни всего живого на нашей планете.

А что случилось бы, если бы не стало солнца? (Все замерзли бы.)

А что бывает, когда солнца слишком много? (Человек получает ожоги.) Какие вы знаете правила поведения в яркий солнечный день? (Нельзя смотреть на солнце незащищенными глазами; нельзя долго загорать и т. д.)

Какие загадки, стихи вы знаете о солнце?

Рассмотрите нашу родную планету: что вы там видите? Точно так космонавты наблюдают из космоса за нашей Землей. Для чего нужны их наблюдения? (Рассказывают о погоде, предупреждают о штормах, вулканах и др.)

Наш космический корабль приближается к следующей планете Солнечной системы - это Марс (показывает иллюстрацию). Какого цвета эта планета? (Красная.) Что вы увидели в свои телескопы? (Пустыни, песок, камни.) На Марсе дуют сильные ветры, но в атмосфере Марса очень мало кислорода. Может ли человек жить на Марсе? Человек пока изучает эту планету с помощью приборов.

Хотел бы кто-нибудь из вас полететь на Марс в настоящее космическое путешествие? Что бы вы хотели там найти?

Направьте свои телескопы на следующую, пятую планету Солнечной системы. Это Юпитер. Какая она по величине? (Очень большая планета.) Эта планета состоит из газов, на ней нет твердого грунта. Человек ее тоже не смог еще изучить. У Юпитера есть красивые кольца, которые, как пояс, украшают эту планету.

На наш космический корабль поступил сигнал опасности - приближается космическое тело. Что еще есть в космосе, кроме звезд и планет? (Метеориты, астероиды и другие космические тела.) Человек не может долго находиться в космическом пространстве. Почему? (Нам нужен воздух, кислород, тепло, солнечный свет и т. д.) Нам пора возвращаться на Землю.

Продолжим наше космическое исследование на Земле!

Дети «выходят из космолета» и переходят в космическую лабораторию.

В. Вспомним наше путешествие и сделаем модель Солнечной системы. (На полу или на столах.) Что находится в центре Солнечной системы? (Солнце.) Что такое Солнце? Какого оно цвета? Величины?

Дети выбирают большой оранжевый круг.

В. Все планеты безостановочно вращаются вокруг Солнца: каждая по своей дороге-орбите.

Давайте сравним Солнечную систему с районом города или села. В ней есть много улиц - это дорожки планет. Они называются орбитами. Каждая планета движется только по своей «улице»-орбите. Вспомните, какая планета «живет» на первой от Солнца «улице»? (Меркурий.) Найдите его модель среди других планет.

Воспитатель с детьми рисует орбиту Меркурия.

В. У Меркурия самая короткая «улица», поэтому на Меркурии год очень короткий.

Дети вместе с воспитателем рисуют мелом круг-орбиту Меркурия вокруг Солнца и «поселяют» модель планеты на ее «улицу».

В. Какая планета «живет» на второй улице? (Венера.) «Улица» Венеры будет больше или меньше, чем у Меркурия? (Больше.) Потому, что Венера немного дальше от Солнца, чем Меркурий, и орбита Венеры будет больше. Венера по размеру чуть больше Меркурия.

Дети рисуют «улицу» Венеры и «поселяют» на орбиту модель планеты.

В. Выберите модель третьей планеты Солнечной системы. Как она называется? (Земля.) Какая она по цвету? А по величине по сравнению с Меркурием и Венерой

Какой путь, «улица» будет у Земли? (Дети рисуют мелом орбиту Земли.)

Затем воспитатель помогает детям смоделировать всю Солнечную систему.

В. Все эти 9 планет (дети называют их по порядку) с их «улицами» и составляют всю Солнечную систему - целый район «города». А как называется этот «город»? Это Галактика!

В Галактике очень много районов: вы ночью можете увидеть множество звезд на небе. Каждая звезда имеет свой «район». Эти звезды кажутся маленькими. А на самом деле они очень большие: бывают горячие и холодные.

Таких «городов», как Галактика, много. Все они находятся в «стране» - Вселенной.

Нашу страну мы можем объехать на машине. А «страну» Вселенную можно? (Нет.) Какая Вселенная? (Огромная, необъятная, громадная и т. д.)

Давайте запишем «адрес» нашей планеты Земля на конверте:

Страна Вселенная,

Город Галактика,

Район Солнечная система,

Третья улица - Земля.

Сейчас мы поиграем в «Солнечную систему»! Наденьте шапочки-планеты и по сигналу займите место своей планеты от Солнца.

Дети делают один круг (хоровод) вокруг Солнца. Затем меняются шапочками и повторяют игру.

В. Не скучно ли Земле двигаться по такому большому пути вокруг Солнца? А Земля вовсе и не одна - у нее, как и у других планет, есть спутник. Как он называется? (Луна.) Луна тоже движется по своей «улице» вокруг Земли.

Какая Луна по величине по сравнению с Землей? (Маленькая.) Да, Луна меньше Земли в четыре раза. «Поселим» Луну на ее маленькую «дорожку» у Земли.

За какое время пробегает Земля свою «улицу» вокруг Солнца? (За один год.) А если бы мы жили на Меркурии, то встречали бы Новый год каждый день!

Сколько месяцев длится год на Земле? (12 месяцев.) Сколько на Земле времен года? (Четыре: зима, весна, лето и осень.)

Сколько вам сейчас лет? (Шесть лет.) Значит, сколько раз вы вместе с Землей повернулись вокруг Солнца? (Шесть раз.)

Все планеты вращаются не только вокруг Солнца, а еще и вокруг себя (воспитатель показывает глобус), поэтому чередуются день и ночь.

Вы чувствуете, как вращается Земля? (Нет, нам кажется, что Земля стоит на месте, а Солнце гуляет вокруг Земли. Но это не так.) Чтобы лучше понять, как это происходит, проведем опыт с настольной лампой и глобусом.

Вы уже знаете, что планета Земля вращается вокруг огненной звезды — Солнца. Но кроме Земли вокруг него вращаются еще восемь других планет. Все вместе они и составляют Солнечную систему.

♦ Знаете ли вы названия планет Солнечной системы?

Планеты и Солнце напоминают дружную семью.

Глава этой семьи — Солнце! Среди планет есть большие и малые. Одни из них находятся ближе к Солнцу, другие — дальше от него. Каждая из планет вращается по своей собственной орбите. Ни одна из планет никогда не сталкивается с другой и не покидает пределы Солнечной системы.

♦ Вспомните, чем планеты отличаются от звезд.

Звезды состоят только из раскаленных газов, а в состав планет могут входить и жидкости, и твердые частицы... Кроме того, планеты сами не светятся, их освещает звезда.

Поговорим о каждой планете, вращающейся вокруг Солнца.

Самая близкая к Солнцу планета — Меркурий. По размерам он меньше Земли, у него твердая, каменистая поверхность. Меркурий во многом похож на спутницу Земли — Луну. На Меркурии нет атмосферы, которая могла бы защитить его от ударов метеоритов и обжигающих солнечных лучей.

♦ Как вы думаете, на Меркурии холодно или жарко?

На этой планете очень жарко! Ведь Меркурий находится ближе всех к горячему Солнцу.

Он торопится за Солнцем, словно боится отстать от него. За земной год эта планета успевает обежать вокруг Солнца четыре раза.

Древние греки говорили, что те, «кому надо спешить куда-нибудь, пусть учатся у Меркурия» (П.В. Клушанцев).

В древности Меркурий считался покровителем путешественников и торговцев.

Меркурий

Меркурий — ближайшая к Солнцу планета,

Залит он лучами горячего света,

Так много ему достается лучей,

Что эта планета других горячей!

Так быстро Меркурий бежит по орбите,

Как будто торопит: «Меня догоните!»

Вторая от Солнца планета — Венера. Для нас, землян, она видна на небесах, как далекий, но яркий фонарик.

Венеру называют то Утренней, то Вечерней звездой, ведь в разное время года она появляется в небе то на заре, то в ранних сумерках, когда звезд еще не видно.

Венера светится на небесном темно-синем бархате, как кристаллик горного хрусталя, и кажется удивительно красивой! Поэтому и назвали ее в честь богини красоты — Венеры.

В древности люди сложили немало легенд, посвященных этой планете. В одной из них рассказывается, как юная царица Венера мчится по небу в колеснице, запряженной тройкой белоснежных златогривых коней.

В серебристой колеснице

В небесах летит царица.

Ее облик — юный, нежный.

Ее кони белоснежны,

И крылаты, и красивы,

Златоглазы, златогривы...

Поверхность Венеры каменистая. У этой планеты есть атмосфера, но она состоит из углекислого газа, которым ни люди, ни животные дышать не могут.

Венера окружена густыми облаками. Воды на ней практически нет.

Венера

В честь богини красоты

Названа, Венера, ты!

В темных небесах сияешь,

Красотой нас одаряешь.

Наша Земля — третья от Солнца планета. На ней сложились благоприятные условия для жизни растений, животных и людей.

♦ Вспомните и расскажите о тех условиях, которые необходимы для возникновения и поддержания жизни на планете.

Земля — средняя по величине планета. Это важно, ведь если планета очень маленькая, то ей не хватит силы притяжения, чтобы удержать атмосферу. Земля находится не слишком далеко, но и не очень близко от Солнца.

♦ Объясните, почему это важно.

Когда планета расположена далеко от Солнца, ей достается мало солнечного тепла и света. На такой планете холодно и темно. А если планета находится слишком близко от нашего светила, оно обжигает ее своими горячими лучами.

Путь Меркурия и Венеры проходит близко к Солнцу, и на этих планетах слишком жарко! Наоборот, на удаленных от светила планетах, таких как Юпитер и Сатурн, царит вечный холод.

На Земле благоприятная для жизни температура.

♦ Вы ведь помните, почему Землю называют «голубой планетой»?

Атмосфера, окутывающая Землю голубоватой дымкой, имеет пригодный для дыхания воздух и защищает планету от перегрева, охлаждения, ударов метеоритов.

Кроме того, значительную часть поверхности нашей планеты занимают водоемы. А вода необходима всем живым организмам.

Земля — планета жизни

От Солнца третья по счету планета,

Наша Земля поменьше звезды.

Но ей хватает тепла и света,

Чистого воздуха и воды.

Жизнь на Земле — это разве не чудо?

Бабочки, птицы, жучок на цветке...

Жизнь на Земле вы найдете повсюду —

В самом далеком, глухом уголке!

У Земли есть спутник — Луна.

Марс — четвертая планета Солнечной системы. Он вдвое меньше Земли. Год на Марсе длится в два раза дольше земного. У этой планеты есть атмосфера, но состоит она в основном из углекислого газа с небольшими примесями водяного пара.

Если внимательно посмотреть на ночное небо, то можно заметить, что Марс отличается от других планет красноватым свечением.

Поэтому его часто называют «Красной планетой».

Ученым удалось установить, что твердая поверхность Марса покрыта оранжево-красным грунтом.

Марс получил свое название в честь бога войны. Возможно, это связано с тем, что, глядя на красную планету, люди невольно вспоминали войны и связанные с ними пожары и бедствия.

Полководцы считали Марс своим покровителем и надеялись на его помощь в сражениях.

Марс

Марс — таинственная планета.

Она по размерам чуть больше Луны,

Из-за кроваво-красного цвета

Назвали планету в честь бога войны.

Пятая от Солнца планета — Юпитер. Этот громадный шар, состоящий из жидкого водорода, в 11 раз больше Земли.

Юпитер — самая большая планета Солнечной системы!

Юпитер

Юпитер — больше всех планет,

Но суши на планете нет.

Повсюду жидкий водород

И лютый холод круглый год!

♦ Как вы думаете, почему на Юпитере холодно?

Юпитеру достается немного тепла от Солнца и поэтому там царит вечная зима.

У Юпитера есть четыре спутника, которые вращаются вокруг него.

Шестая от Солнца планета — Сатурн. Он расположен далеко от Солнца и потому температура его поверхности низкая. Сатурн состоит из газов. Астрономы***, наблюдающие за Сатурном в телескоп, отмечают его красоту. Эта планета окрашена в яркий желто-оранжевый цвет, ее окружают удивительные кольца, состоящие из ледяных глыб и камней.

Сатурн

Сатурн — красивая планета

Желто-оранжевого цвета,

И кольцами камней и льда

Окружена она всегда.

Уран расположен после Сатурна. Это единственная планета, которая вращается лежа на боку. Этакий лежебока! Поэтому к Солнцу обращен то один его бок, то второй. Каждое полушарие освещается Солнцем ровно 40 лет, а потом 40 лет там царит ночь.

Атмосфера Урана — холодный туман.

Уран

Уран — лежебока, и встать ему лень,

Подняться планете невмочь,

Сорокалетие длится там день

И сорокалетие — ночь.

Нептун — восьмая от Солнца планета. Она кажется темно-голу- бой, потому что ее окружает газ метан. В телескопы астрономы замечают над Нептуном клочковатые белые облака.

Нептун

Планета Нептун от Земли далеко,

Увидеть ее в телескоп нелегко,

От Солнца по счету планета восьмая,

Царит на ней вечно зима ледяная.

Нептун действительно находится так далеко от нас, что сначала его положение предсказали математики, а только потом обнаружили астрономы.

Плутон — самая удаленная от Солнца планета. Ученые строили предположения о его существовании, но открыли эту планету только в 1930 г. Плутон — планета-карлик, меньше Луны. Он слабо освещен Солнцем, потому изучать его очень трудно.

У Плутона есть спутник — Харон. Он состоит из камней и льда.

Плутон — самая холодная планета Солнечной системы.

♦ Как вы думаете, почему?

Плутон

Несется в пространстве далекий Плутон,

Он Солнца лучами едва освещен.

А чтоб не скучал в одиночестве он,

С ним спутник летит под названьем Харон.

Дорогие ребята, теперь вы знаете, какие разные планеты входят в состав Солнечной системы. И все-таки у этих планет есть кое-что общее.

♦ Подумайте и скажите, чем похожи все планеты Солнечной системы?

Верно! Все планеты имеют форму шара и все вращаются вокруг Солнца.

Вопросы для закрепления

♦ Сколько планет в Солнечной системе?

♦ Как называется самая близкая к Солнцу планета?

♦ Какая планета наиболее удалена от Солнца?

♦ Какая планета самая маленькая?

♦ Какая планета самая большая?

♦ Какую планету называют то Утренней, то Вечерней звездой?

Юлия Стафеева
Конспект НОД на тему «Планеты Солнечной системы» в старшей группе

Цель : Закреплять представления детей о Солнечной системе .

Задачи :

Обучающие : Формировать элементарные знания о планетах солнечной системы : названия, из чего состоят планеты . Закреплять знания детей о порядке расположения планет относительно Солнца , их величине. Закрепить знание детей о том, кто первым побывал в космосе, первом космонавте Земли, первой женщине – космонавте, обучить детей новому способу рисования с помощью метода отпечатывания.

Развивающие : Развивать творческое воображение и мышление. Развивать у детей интерес к научному познанию космического пространства.

Воспитательные : Воспитывать понимание того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек. Воспитывать в детях гордость за свою страну.

Методы и приёмы : Словесный (беседа, рассказ) ; игровой (игра «Планеты стройся ); продуктивный (рисование планет при помощи не традиционной техники) ; поощрение.

Предварительная работа с детьми : Проведение специально организованного обучения, беседы, игры, познавательно – практическая деятельность, изобразительная деятельность.

Предварительная работа воспитателя : Подготовка оборудования, раздаточного материала, музыкального сопровождения, иллюстраций.

Продолжительность : 25 – 30минут

Ожидаемые результаты : Вызвать интерес к планете , на которой мы живём, формирование у детей способности видеть многообразие мира, развитие познавательного интереса, пополнение знания детей о событиях и фактах развития астрономии и космонавтики, воспитание уважения к людям – первооткрывателям.

Оборудование и материалы : Плакат с изображением Солнечной системы , фотографии с изображением космонавтов, аудиозапись «Музыка космоса» , листы бумаги формата А- 4, гуашь, листы для формирования «комка» для «печатанья» планет .

Словарная работа : Солнечная система , космос, звезда, планета , орбита, комета, метеор, астероид, спутник, астрономия, астронавт.

Раздаточный материал : Фотографии с изображением планет солнечной системы .

Структура НОД :

1. Организационный момент : Приветствие. Психологический настрой детей к НОД.

2. Основная часть : Знакомство детей с Солнечной системой . Рассказ детей о тех, кто первым побывал в космосе. Рассказ детей о планетах солнечной системы . Подвижная игра «Планеты , стройся!» . Знакомство детей с понятиями : астероид, комета, астроном, астрономия. Рисование планет , с помощью метода отпечатывания.

3. Заключительная часть : Рефлексия, поощрение.

Ход НОД:

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь с нашими гостями! Ребята, сегодня наше занятие посвящено Дню космонавтики. Ровно 55 лет тому назад 12 апреля 1961г., человек совершил свой первый полёт в космос. А кто- нибудь из вас знает, кто это был?

Дети : Юрий Гагарин.

Воспитатель : Правильно. Это был Юрий Алексеевич Гагарин. Русский космонавт – первый космонавт планеты ! И сегодня я приготовила для вас сюрприз. Это звук голоса Юрия Гагарина и его знаменитая на весь мир фраза «Поехали!» произнесённая им за секунду до старта ракеты , записанный на диск (включается аудиозапись) .

Воспитатель : Ребята, а кто из вас знает, как же звали первую женщину – космонавта?

Дети : Валентина Терешкова.

Воспитатель : Действительно, ребята, первая женщина космонавт это Валентина Владимировна Терешкова.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что до появления первого человека в космосе, там побывали две замечательные и наверное очень смелые собачки? Кто скажет, как их звали?

Дети : Белка и Стрелка.

Воспитатель : Вы просто молодцы! Вокруг нашей звезды - Солнца – вращаются девять планет , входящих в Солнечную систему . Она включает в себя Солнце , все планеты и их спутники , кометы и куски горной породы, космическую пыль и лёд. Как вы думаете, чем планеты отличаются от звёзд ?

Дети : Ответы детей.

Воспитатель : В Солнечной системе девять планет . Большинство из них учёные назвали в честь греческих и римских богов. Ребята, я знаю, что вы хотели рассказать нашим гостям о каждой планете Солнечной системы . Готовы? Тогда начнём!

1-й ребёнок : Меркурий- самая близкая к Солнцу планета . Её поверхность каменистая и пустынная, на планете нет ни воды ни воздуха.

2-й ребёнок : Венера- вторая от Солнца планета . Покрыта Венера толстыми слоями облаков. Здесь царит испепеляющая жара. Венера – самая яркая планета на небе .

3-й ребёнок : Земля – третья от Солнца планета . Планета находится на таком расстоянии от Солнца , что температура на ней не бывает ни слишком высокой, ни слишком низкой, и есть достаточное количество воды, поэтому на Земле есть жизнь. Земля имеет свой спутник Луну.

4-й ребёнок : Марс – четвёртая планета Солнечной системы . Марс – единственная похожая на Землю планета тем , что имеет четыре времени года. До того как учёные узнали, что на Марсе нет жизни, люди верили, что там живут загадочные существа – марсиане.

5-й ребёнок : Юпитер – пятая планета от Солнца . Это самая большая планета Солнечной системы . Она на столько велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в неё. Юпитер – гигантский шар, состоящий из жидкости и газа.

6-й ребёнок : Сатурн – шестая планета Солнечной системы . Сатурн – это большой шар, состоящий из жидкости и газа. Планета известная своими великолепными кольцами. Каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней и песка.

7-й ребёнок : Уран – седьмая планета от Солнца . Это единственная планета Солнечной системы , которая вращается вокруг солнца , как бы лёжа на боку. Её называют «лежачая» планета .

8-й ребёнок : Нептун – восьмая планета от Солнца . Это громадный шар, состоящий из газа и жидкости. Нептун можно увидеть только в телескоп. На поверхности планеты дуют самые сильные ветры в Солнечной системе .

9-й ребёнок : Плутон – девятая планета от Солнца . Нам очень мало известно о Плутоне, поскольку к нему не посылали автоматических станций.

Воспитатель : Учёные предполагают, что за Плутоном есть десятая планета . Но она ещё не найдена. В ваших силах ребята, стать в будущем астронавтами и найти эту планету . Но что бы стать астронавтом вы, ребята, вы должны вести здоровый образ жизни, быть трудолюбивыми, смелыми и целеустремлёнными. А вы знаете кто такие астронавты?

Дети : Это человек, который летит к звезде. Путешественник в космосе.

Воспитатель : Правильно. Молодцы. А на земле, через специальные телескопы, космос изучают астрономы. Наука, занимающаяся изучением космоса называется – астрономия. А что же ещё кроме Солнца , планет и их спутников есть в космосе?

1-й ребёнок : Астероиды. А стероид – небольшое небесное тело, движущееся по орбите вокруг Солнца .

2-й ребёнок : Комета – небольшое небесное тело состоящее из каменных пород, льда и пыли. Когда комета приближается к Солнцу , у неё образуется светящийся хвост.

Воспитатель : Молодцы. Как много оказывается вы знаете о космосе! А теперь что бы немного отдохнуть я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Планеты , стройся!» (Дети с изображением Солнца и планет выстраиваются по порядку их расположения)

Подвижная игра «Планеты , стройся!» (дети на счёт поднимают руки в верх с изображением планет )

На Луне жил звездочёт,

Он планетам вёл подсчёт .

Меркурий – раз, Венера – два-с,

Три – Земля, четыре – Марс.

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

Семь – Уран, восьмой – Нептун,

Кто не видит – выйди вон (все вместе) .

(А. Усачёв)

Воспитатель : Вам понравилась игра? А теперь я предлагаю вам нарисовать свои планеты . Готовы? Тогда начнём! Присаживайтесь за столы. Перед вами лежат листы бумаги голубого цвета. Совсем, как маленькие кусочки неба. А на тарелочках я приготовила листы бумаги, из которой мы с вами сделаем «комочки» для рисования планет методом отпечатывания. Возьмите их и хорошенько сожмите их руками. Вот какие замечательные шарики у вас получились!. Теперь обмакните свой бумажный шарик в тарелочку с гуашью, которая стоит у вас на столах и прижмите его к листу. Смотрите, какие красивые и необычные рисунки у вас получились. Покажите их пожалуйста нашим гостям.

Воспитатель : Ребята, вы молодцы! Сегодня вы показали себя настоящими знатоками космоса! А эти рисунки я предлагаю вам оставить на память о сегодняшнем занятии.

Рефлексия : Ребята, вам понравилось наше занятие? Чему оно было посвящено? Что нового вы сегодня узнали? Какое настроение у вас было во время занятия?

Ответы детей.

Воспитатель : Давайте скажем до свидания нашим гостям!

Дети : До свидания! Ждём вас снова в гости!

Публикации по теме:

"Планеты солнечной системы" для оформления группы к тематической неделе "Космос". Мастер-класс. Как и во многих других садах у нас прошла.

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Планеты солнечной системы - парочки» Задачи: Дидактические. Уточнить названия.

Конспект организованной образовательной деятельности «Планеты Солнечной системы» Конспект организованной образовательной деятельности «Планеты солнечной системы». Возрастная группа: старшая группа ОО «Познавательное.

Маленьких жителей планеты Земля и воспитанников старшей группы детского сада "Радость" из города Саратова очень интересует тема космоса.

Алла Желнова
Конспект ООД с использованием ИКТ «Планеты солнечной системы» для детей подготовительной группы

Конспект организованной образовательной деятельности

с использованием ИКТ

«Планеты солнечной системы »

для детей подготовительной группы .

Желнова Алла Владимировна

Образовательная область : познавательное развитие

Интеграция с другими образовательными областями : речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Цели : Расширение знаний и представлений детей о строении солнечной системы

Программное содержание :

1. Обучающие задачи : (ОО «Познавательное развитие» )

1) Расширить и обобщить представления детей о строении Солнечной системы и планетах .

2) Познакомить с последовательностью расположения планет солнечной системы на своих орбитах .

3) Обобщать и расширять знания детей об особенностях планет .

4) Закрепить представления детей о родной планете Земля .

5) Формировать понятие о Солнце как о большой звезде - источнике света и тепла на Земле.

6) Учить детей синтезировать свои знания и пользоваться ими при решении познавательных задач.

2. Развивающие задачи : (ОО «Познавательное развитие» )

1) Развивать воображение, фантазию, логическое мышление путем создания проблемной ситуации, умение находить закономерность.

2) Развивать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста.

3) Способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания.

4) Вызвать интерес к космическому пространству.

5) Формировать у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. (ОО «Физическое развитие» )

3. Воспитательные задачи :

(ОО «Социально – коммуникативное развитие» )

1) Воспитывать сдержанность, усидчивость, чувство взаимовыручки.

2) Воспитывать у детей любознательность , чувство эмоционального удовлетворения.

3) Воспитывать личность способную понимать и ценить окружающий мир.

4) Воспитывать чуткость к художественному слову (ОО «Художественно – эстетическое развитие)

4. Речевые задачи : (ОО «Речевое развитие» )

1) Продолжать учить отвечать полными распространенными предложениями, развивать связную речь.

2) Ввести в словарь и активизировать в речи слова : звезда, солнечная система , планета , орбита.

3) Развивать слуховое внимание, формировать навык звукового анализа

4) Активизировать речь детей прилагательными словами.

5) Закрепить названия планет солнечной системы .

6) Развивать все компоненты речи детей в различных формах и видах детской деятельности.

Структура (части и предполагаемое их время)

Организационный момент –

Выход детей

Этюд приветствия

1 Вводная часть –минута

Ребус «Слово в картинках»

2 Основная часть –минут

- конструирование ракеты

Пальчиковая гимнастика

Презентация «Путешествие по планетам Солнечной системы »

опыт №1 «Солнце греет планеты »

опыт №2 «День – ночь»

опыт №3 «Движение планет »

Динамическая пауза «Космонавт»

Подвижная игра «Звездочет»

Мотивация

Путешествие по орбитам

«Солнечная система »

3 Заключительная часть –минуты

Рефлексия

Дидактическая игра «Планеты бывают разные »

Угощение детей

Итог : 30 минут 00 секунд

Общее время : 30 минут

Резервное время (1-3 минуты)

Организация детей (в каждой части)

Организационный момент –

Выход детей

Этюд приветствия - стоят в полукруге

1 Вводная часть –

Ребус «Слово в картинках» - сидят на стульчиках в полукруге

2 Основная часть –

- конструирование ракеты - дети стоят в центре зала

Пальчиковая гимнастика

Презентация «Путешествие по планетам Солнечной системы »

опыт №1 «Солнце греет планеты »

опыт №2 «День – ночь»

опыт №3 «Движение планет »

Динамическая пауза «Космонавт» - дети стоят возле стульчиках

Подвижная игра «Звездочет» - дети встают в круг

Мотивация

Путешествие по орбитам – дети стоят в центре зала

Практическая деятельность макет «Солнечная система »

3 Заключительная часть –

Рефлексия – дети стоят в круге

Дидактическая игра «Планеты бывают разные » - дети сидят на стульчиках в полукруге

Угощение детей

Методы и приемы :

- наглядные : презентация, показ действий, наблюдение, демонстрация материала, раздаточный материал для детей

Словесные – беседа, рассказ воспитателя, объяснение, инструкция, вопросы, художественное слово

Метод стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности : дидактические игры, проблемные вопросы, проблемно – поисковый.

Методы контроля эффективности обучения – устный контроль (фронтальный и индивидуальный опрос)

Виды деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная, практическая.

Формы организации : подгрупповая (10 детей , индивидуальная.

Оборудование :

Ноутбук, мультимедийный проектор, экран

Стулья по количеству детей в полукруге

Магнитофон, аудиозапись «космическая музыка»

Демонстрационный материал :

Плакат «Солнечная система »

Макет «Солнечная система » ,

Девять эллипсов, выложенных на полу шерстяными нитками или нарисованных мелом;

Маски - шапочки, обозначающие планеты Солнечной системы и Солнце ;

УФ - лампа;

Пластмассовый шарик;

Пластмассовое ведро с привязанной к ручке веревкой;

Письмо в форме звезды

Раздаточный материал :

Шаблоны планет

Предварительная работа :

Рассматривание глобуса,

Подбор и размещение на полочке «умных книг» литературы о космосе; Чтение легенд и сказок о Солнце : словацкая сказка «У Солнышка в гостях » , мифы Древней Греции;

Познавательные беседы с детьми на темы : «Роль Солнца в жизни человека » , «Солнце и наше здоровье » ;

Проведение цикла познавательных вечеров «Сейчас узнаем» по темам : «Космическое путешествие к околоземным планетам » , «Строение Земли» .

Периодические наблюдения на прогулке за Солнцем в сравнении в разные времена года.

Эксперимент «Темный космос» - узнать, почему в космосе темно. Составление коллективного панно на тему «Космическое пространство» . Изготовление основы для макета Солнечной системы : лист бумаги А2, в середине отметить Солнце , вокруг него нанести концентрические круги разного цвета – орбиты планет .

Ход образовательной деятельности Методические комментарии

Организационный момент :

Дети заходят в зал. Встают в полукруг.

Воспитатель : Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети : Здравствуйте.

II. Эмоциональная настройка.

Воспитатель : Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Дети : Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель : Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

(дети садятся на стульчики в полукруге) .

1. Вводная часть :

Воспитатель – Ребята, я сегодня получила очень странное письмо, а прочитать не смогла, вы мне поможете? (Да)

Ребус «Слово в картинках»

(дети должны отгадать слово, соединяя первые звуки названия предметов на картинке)

Поезд – п

Облако – о

Обруч – о

Труба – т

Ответ : ПОМОГИТЕ!

Воспитатель : Вот теперь я разобралась, что здесь написано. О помощи нас просят планеты солнечной системы . Они забыли свои правила движения и перепутались. Ребята, надо планеты выручать , а то случится большая авария – все планеты столкнуться и разобьются. Поможем? (Да)

2. Основная часть :

Воспитатель : Чтобы помочь, нам нужно совершить космическое путешествие, побывать на планетах Солнечной системы !

Как вы думаете, что нужно для того, чтобы полететь в космос?

(ответы детей – ракета )

Воспитатель – Конечно! Нам сейчас необходимо стать инженерами - конструкторами и сконструировать (построить) ракету для полета.

(Воспитатель приглашает детей подойти к мягким модулям и соорудить ракету. Дети складывают «ракету» по схеме. В конце работы встают полукругом рядом с ракетой)

Воспитатель : Молодцы, дружно работали.

Ждет нас быстрая ракета

Для прогулок по планетам

На какую захотим

На такую полетим

Давайте узнаем сколько - ступенчатая наша ракета? Чтобы узнать надо разделить слово ракета на слоги. Сколько слогов (дети выполняют речевое задание, ответ - 3 слога) .

Воспитатель : Но, чтобы наша ракета взлетела, нам надо завести ее.

Пальчиковая гимнастика :

Завести моторы (вращение рук перед грудью)

Соединить контакты (кончики пальцев)

Приготовиться к запуску ракеты (присесть)

Пуск (подпрыгнуть и поднять руки в верх) .

(звучит космическая музыка, дети двигаются по кругу, держась за руки)

Ракета уносит нас в звездное небо (дети подняли руки вверх)

Корабль вышел на орбиту.

Теперь можно сесть в космические кресла и пристегнуться.

(Дети садятся на стулья полукругом. Воспитатель обращает внимание детей на экран )

Слайд 1 : - Отгадайте загадку :

Высоко - превысоко,

Где-то, очень далеко

Ярко звёздочки мерцают,

Метеоров рой летает.

Темнота там, вечный холод,

Притяженья нет Земного,

Даже воздуха там нет.

И много разных там планет ?

(ответы детей – космос ) .

Слайд 2 : - Посмотрите, планеты вращаются вокруг Солнца . У каждой планеты свой путь – орбита .

Слайд 3 : - Солнце - это большая горячая звезда, она согревает и освещает планеты .

Слайд 4 : - Меркурий – самая близкая к солнцу планета и самая быстрая из них.

Слайд 5 : - На Меркурии нет воздуха, а поверхность усеяна кратерами. (кратер)

Слайд 6 : - Венера – эту планету называют сестрой Земли, но жить на ней нельзя.

Слайд 7 : - Воздух Венеры непригоден для дыхания, а поверхность покрыта вулканами.

Венера - самая горячая планета . А вы знаете почему? Хотите проверить?

Сейчас мы с вами проведем эксперимент. Представим, что это солнце (зажечь УФ - лампу, вы будите планетами . Если планеты находятся близко от солнца , то на планете тепло , если планеты находятся далеко , то на этой планете холодно .

Опыт №1 : Вытяните руку вперед и скажите, когда рука близко возле лампы, что происходит, а когда далеко? (ответы детей )

Слайд 8 : - Земля – планета на которой мы живем . Чем она отличается от остальных планет ? (ответы детей - есть жизнь , кислород, вода, растения, животные).

Посмотрите, что я с собой взяла в полет. Что это такое? (глобус)

Глобус – это макет нашей планеты Земля . Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем много узнать о нашей планете , например, какой формы Земля? (круглая, похожая на шар)

Есть ли на нашей планете суша ? (да)

(коричневым, светло – коричневым, жёлтым, зелёным)

Много ли на нашей планете воды ? (больше, чем суши)

Каким цветом она обозначена на глобусе? (синим, голубым, белым)

Наша планета самая красивая из всех планет . Глобус крутится и это неспроста. Дело в том, что Земля постоянно крутится вокруг своей оси. Из-за этого вращения и происходит смена дня и ночи. На той стороне Земли, которая освещена Солнцем , - день. На противоположной, находящейся в тени,- ночь

Опыт № 2 : Доказать детям как день сменяет ночь.

Берем настольную лампу и глобус. Включаю светильник и медленно кручу глобус. Где светло – день, где темно – ночь.

Слайд 9 : - Марс – красная планета , также похожа на Землю. На Марсе очень холодно, дуют холодные и сильные ветра. Эта планета состоит из красных камней. Поэтому ее и называют красной планетой .

Слайд 10 : - Воздух на Марсе состоит из газа, поэтому им нельзя дышать.

Слайд 11 : - Юпитер – самая большая планета в солнечной системе .

Слайд 12 : - В два с половиной раза массивнее всех планет , вместе взятых. Вот Юпитер по сравнению с Землей. На планете нет твёрдой поверхности. Она состоит из ядовитых газов, поэтому жить там невозможно.

Слайд 13 : - Сатурн – планета с кольцами .

Слайд 14 : - Кольца Сатурна – это частички льда, камней и пыль. А как вы думаете, почему кольцо у Сатурна до сих пор не упало? (ответы детей ) . Я вам сейчас покажу небольшой фокус.

Опыт №3 : Воспитатель кладет в ведро пластмассовый шарик. Переворачивает ведро - шарик падает. Вращает ведро на веревке, постепенно, поднимая его выше головы - шарик из ведра не выпадает. Подводит детей к выводу : когда предметы очень быстро двигаются по кругу, они не падают. То же происходит и с планетами : пока они быстро вращаются вокруг Солнца , они не падают.

Слайд 15 : - Уран – ледяной гигант. Это одна из самых дальних от солнца и поэтому холодных планет . Она лежит на боку, потому что однажды испытала столкновение. Планета окутана облаками и имеет несколько колец.

Слайд 16 : - Нептун – самая ветреная планета . Из всей солнечной системы на этой планете дуют самые сильные ветра.

Слайд 17 : - Плутон – Самая дальняя и самая маленькая планета Солнечной системы . Планета находится очень далеко от солнца и поэтому там очень холодно.

Слайд 18 : - Все эти планеты вместе называются – Солнечная система .

Воспитатель : Мы с вами прилетели на космическую станцию для того, чтобы спасти планеты от столкновения . Но перед тем как навести порядок в Солнечной системе надо сделать космическую гимнастику.

(Дети встают возле стульчиков)

Динамическая пауза «Космонавт»

В тёмном небе звёзды светят,

(Пальцы сжимают и разжимают)

Космонавт летит в ракете.

(Ладони сомкнуты над головой)

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

(Соединяют пальцы)

Горы, реки и моря.

(Руки разводят в стороны)

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной.

(Ладони над головой «крышей» ).

Воспитатель приглашает детей выйти в центр зала . Дети встают в круг.

Воспитатель : - Что бы планеты нас послушались и встали на свои места, давайте с ними поиграем.

Подвижная игра «Звездочет»

Считалка : На луне жил звездочет

Он планетам вел учет :

Меркурий – раз

Венера – два

Три – Земля

Четыре – Марс

Пять – Юпитер

Шесть – Сатурн

Семь – Уран

Кто не видит – выйди вон

(дети передают по кругу мяч. У кого оказался

Мяч на слова «вон» - тот «Звездочет» .

Звездочет под музыку прыгает подскоками по кругу. По окончании музыки встает, между двумя детьми. Раз, два, три – беги! Оба ребенка бегут по кругу в разные стороны. Кто первый добегает, тот берет мяч – он звездочет).

После игры дети остаются в центре зала.

На полу выложены шерстяными нитками девять дорожек – орбит.

Воспитатель : - Ребята, перед вами дорожки планет , которые как называются? (орбита) . Сколько всего орбит? (9) Правильно, девять планет и столько же орбит .

Посмотрите внимательно : дорожки-орбиты все одинаковые или вы заметили какие-то различия? (Они различаются по длине) .

Интересно, какая планета быстрее проходит свой путь вокруг Солнца ? Чтобы узнать это, проведите соревнование :

Дорожки-орбиты у нас уже есть (указывает на 9 эллипсов, выложенных на полу шерстяными нитками или нарисованных мелом). Выберем 2-х спортсменов, обозначим звездочками места старта и финиша на двух дорожках. (Выбирают средние дорожки. По сигналу : «На старт! Внимание! Марш!» дети идут по своим дорожкам. Выясняют, кто пришел первым.)

Выберем ещё 2-х детей и поставим их на первую и девятую дорожки. (По сигналу : «На старт! Внимание! Марш!» спортсмены идут по своим дорожкам.) Скажите, кто из этих детей пришел первым , а кто последним и почему?

(Ответы детей ) (Быстрее к месту финиша пришел ребенок, который двигался по самой короткой дорожке, последним пришел ребенок, двигающийся по самой длинной, девятой, дорожке).

Так же и с нашими планетами : быстрее других вокруг Солнца движется планета , у которой самая короткая орбита, - Меркурий, а дольше всех движется планета с самой длинной орбитой – Плутон. Давайте сделаем Солнечную систему : установим на дорожки - орбиты планеты .

(Воспитатель вместе с детьми называет планеты , указывает, на какой по счету дорожке каждая из них должна стоять. Дети одевают маски – шапочки, обозначающие планеты , встают на свои дорожки. В центр встает ребенок с маской - шапочкой, обозначающим Солнце ).

Напоминаю, что планеты движутся строго по своим орбитам и в одном направлении. Готовы? Планеты , в путь!

У каждой планеты свой собственный путь.

Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть. Вокруг Солнца вращаются наши планеты .

По-разному все они Солнцем согреты .

(Под аудиозапись «космической» музыки дети двигаются по кругу в заданном воспитателем направлении).

Воспитатель : - А теперь я предлагаю выставить планеты по порядку на нашем макете «Солнечная система » .

(Дети подходят к макету «Солнечная система » и встают в полукруг. Воспитатель читает стихотворение, дети поочередно приклеивают планету на свою орбиту )

Мы тему беседы давайте наметим :

Планеты вокруг Солнца танцуют как дети .

Меркурий заводит весь хоровод.

Встречаем мы Землю рядом с Луной

И огненный Марс, что кружит за Землей.

За ними – Юпитер, из всех – Великан.

Последние три едва различимы,

Малы и холодны, но их различим мы :

Уран, Нептун и крошка Плутон.

Воспитатель : Сколько же планет в семье Солнца ? (Девять планет ) . Как называют семью Солнца ? (Солнечной системой ) .

В семье Солнца царит идеальный порядок : никто не толкается, не мешает друг - другу и не обижает друг - друга. Каждая планета имеет свою дорожку , по которой она бежит вокруг Солнца . Дорожка, по которой движется планета , как она называется? Правильно, каждая планета вращается вокруг солнца своим путем . Этот путь, по которому они проходят, называется орбитой.

3. Заключительная часть.

Воспитатель : Порядок мы навели, спасли планеты от аварии . Нам уже пора возвращаться на нашу планету…

(дети – Земля) правильно Земля, пора домой.

(воспитатель приглашает детей встать в круг , взяться за руки)

Экипаж! Внимание, полет нормальный все системы готовы к приземлению через 10 секунд наше путешествие завершится (дети считают до 10) .

- Воспитатель : - С возвращением на планету Земля . Вот, ребята, мы и вернулись в наш детский сад.

(приглашает детей сесть на свои места )

Вам понравилось путешествие?

(ответы детей )

А на чем мы летали?

(на ракете)

Воспитатель : - А скажите, что нового и интересного вы сегодня узнали?

(ответы детей : о планетах солнечной системы ).

Дидактическая игра «Планеты бывают разные »

Далекие и близкие

Холодные и теплые

Большие и маленькие

Твердые и мягкие

Тяжелые - легкие

(Воспитатель проводит игру- антонимы)

- Воспитатель : - Вы хорошо постарались, молодцы! Вы показали себя дружными, смелыми. Потрудились на славу. Жители одной из планет прислали вам угощение.

(воспитатель раздает детям конфеты. Дети уходят в группу ) Организационный момент

Психо – эмоциональный настрой на работу

Привлечение внимания

Развитие слухового восприятия

Выработка навыка определения первого звука в слове.

Введение в тему

Проблемная ситуация

Познавательная мотивация

Оживление опыта детей

Конструктивная деятельность детей

Оценка деятельности детей

Закрепление умений детей делить слова на слоги

Развитие координации движений, мелкой моторики

Привлечение внимания

Активизация мыслительной деятельности

Активизация

детей по теме

Активизация словаря

Объяснительная речь

Оживление опыта детей

Уточнение и расширение знаний детей по теме

Активизация мыслительной деятельности

Объяснение нового учебного материала

Опытно – экспериментальная деятельность

Объяснительная речь

Развитие познавательного интереса

Объяснение нового учебного материала

Опытно – экспериментальная деятельность

Объяснительная речь

Уточнение и расширение знаний детей по теме

Активизация словаря

Привлечение внимания

Развитие координации движений

Снятие напряжения

Игровой прием

Активизация словаря

Развитие двигательной активности

Развитие координации движений

Снятие напряжения

Привлечение внимания

Активизация словаря

Активизация мыслительной деятельности

Развитие глазомера

Развитие познавательного интереса

Игровой прием

Развитие ОВД

Формирование умения аргументировать свои высказывания.

детей

Привлечение внимания

Активизация словаря

Пояснение

Развитие познавательного интереса

Развитие координации движений

Мотивация к практической деятельности

Активизация чувства восприятия художественного слова

Активизация мыслительной деятельности

Обогащение словаря детей названиями планет

Уточнение и закрепление приобретенных знаний о планетах солнечной системы

Оценка деятельности детей

Игровой прием

Рефлексия

Логическое завершение образовательной деятельности

Оценка деятельности детьми

Уточнение и закрепление знаний

Активизация словаря

Оценка деятельности детей

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы