Что такое НЛП (нейролингвистическое программирование)? Это довольно-таки широко трактующийся способ воздействия на людей, включающий в себя моделирование поведения, программирование мышления и контроль над разумом. А еще НЛП - это специфическое направление психологии. Вообще, рассказать об этом можно многое, но сейчас заострить внимание стоит на самых интересных аспектах данной темы.

История и предпосылки возникновения метода

Перед тем как в подробностях рассказать о том, что такое НЛП, стоит обратиться к истории. Само направление было разработано в 60-70-х годах американскими учеными - лингвистом Джоном Гриндером и психологом Ричардом Бендлером.

Специалисты доступно объясняют принцип нейролингвистического программирования. Ученые говорят, что в этом методе воплощена основная идея Альфреда Коржибски - американского исследователя и основателя общей семантики. Звучит она так: все наши модели мира и когнитивные карты (образы знакомого пространственного окружения) - это репрезентации, искаженные из-за особенностей неврологического функционирования, а также из-за ограничений, которые с ним связаны.

Ученые уверяют - после того как информация попадает в рецепторы пяти чувств, она подвергается лингвистическим и нейрологическим трансформациям. Причем до того, как человек (точнее, его мозг, сознание) сам получит к ней доступ. Это говорит лишь об одном - на опыте никто из нас никогда не переживает объективную реальность. В любом случае она изменяется нейрологией и языком.

Основа метода

Без ее непосредственного изучения довольно-таки сложно понять, что такое НЛП. Сам метод подразумевает, в первую очередь, исследование структуры субъективного опыта. То есть того, что пережил только тот или иной конкретный человек.

Нейролингвистических программистов в первую очередь интересует то, как люди пропускают через себя реальность и конструируют ее. Ученые признают, что, возможно, пресловутая объективная реальность (мир, существующий независимо от человека и его сознания) существует. Но никому не дано узнать, что она собой представляет, иначе, чем через восприятие и последовательно формирующиеся о ней убеждения.

Во всех книгах по НЛП сказано, что у субъективного опыта имеется своя структура и организация. То есть, для каждого человека его убеждения, идеи и восприятие собираются, согласно имеющейся между ними взаимосвязи. Они структурированы и организованы. И это проявляется как на микро-, так и на макроуровне.

Ученые утверждают - все поведенческие акты и общение (как вербальное, так и невербальное), отражают то, как человек внутренне структурирует понятия и убеждения, свойственные ему. И опытному наблюдателю подвластно работать с этими процессами.

В этом однозначно есть доля истины. Субъективная природа человеческих переживаний не даст нам обхватить объективный мир никогда. У людей нет доступа к абсолютному познанию реальности. Все что у них есть - набор убеждений о ней, который создается в течение жизни.

Принципы метода

Изучив их хотя бы вкратце, можно примерно понять, что такое НЛП. И один из принципов звучит так - что бы ни делал человек, им движет позитивное намерение, которое зачастую даже не осознается. То есть поведение, демонстрируемое им в тот или иной момент, является лучшим из доступных или самым правильным. Сторонники НЛП считают - поиск новых альтернатив может быть полезным, так как они помогают изменить поведение, не желаемое для других людей.

Еще в данной теме имеет место быть такое понятие, как раппорт. Оно обозначает качественную связь, установленную между двумя людьми. Характеризуется легкостью общения, обоюдным доверием, беспрепятственным течением речи. В сфере психологии и психиатрии уделяется особое внимание раппортам между врачами и пациентами. Так как их наличие влияет на исход психотерапии. Поэтому специалисты НЛП акцентируют внимание на том, что именно составляет раппорт, а также какие факторы позволяют его добиться и поддерживать в дальнейшем.

Третий принцип звучит так: «Нет поражения. Есть лишь обратная связь». В НЛП коммуникация никогда не рассматривается в контексте неудачи и успеха. Только с точки зрения эффективности. Если результаты оказываются неэффективными, то это для исследователей - повод не разочаровываться, а искать обратную связь. Она и определит успешность выполняемых действий. Этот принцип, кстати, заимствован из теории информации английского психиатра Уильяма Росса Эшби.

Четвертый принцип: «Наличие выбора лучше, чем его отсутствие». Вот, что важно усвоить для начинающих - НЛП направлено на распознание «застоев» и на выявление новых вариантов действия в любой ситуации. Сторонники метода говорят - более эффективно повлиять на что-то может индивид, для которого характерна не сила, а гибкость в спектре проявляемых реакций.

Пятый принцип: «Смысл коммуникации - получаемая реакция». Как уже говорилось вначале, НЛП - манипулирование людьми в каком-то смысле. Так вот, главное в коммуникации - не намерение, которое стоит за посылаемым сообщением, а реакция, вызванная им у оппонента. Если начать руководствоваться данным принципом, то можно стать в общении более эффективным. Ведь по визуальной реакции оппонента можно проследить, как до него доходит та или иная информация.

Сознание и тело оказывают взаимовлияние

Это - одно из правил НЛП. И с его истинностью сложно спорить. Когда человек танцует под любимую музыку - его настроение улучшается. Если принимает таблетку снотворного - мозг отключается. Когда человека толкают в спину в час пик в метро, его ЦНС моментально реагирует раздражением на это.

Во всех случаях происходящее с телом влияет на сознание. В обратную сторону принцип тоже работают. Человек готовится к выступлению перед массой - его сердцебиение учащается. Ему делают комплимент - щеки розовеют, возникает улыбка. Сообщают плохую новость - возникает перепад давления, слезы.

При чем тут НЛП? В расшифровке аббревиатуры присутствует термин «программирование», под которым в данном контексте подразумевается закладывание в сознание определенной функции. Так вот, в этом случае человек должен осознать силу своей мысли над телом. Заложить это в своем сознании, запрограммировать себя на данный принцип. И тогда он поймет, насколько велики его возможности.

Конечно, многие скептически относятся к этому принципу. Но сторонники НЛП считают, что люди, живущие в соответствии с ним, могут отдавать своему телу приказы. Заставить себя похудеть или выздороветь без таблеток, повысить настроение.

Скептицизм развеял эффект плацебо. Был эксперимент: исследователи собрали больных людей и, разделив их на две группы, стали лечить. Одним давали лекарственные препараты. Другим - «пустышки», таблетки-плацебо. Но те об этом не знали. Врачи хотели выяснить, что влияет на людей - химические вещества, или же их вера в получаемое лечение. По итогам эксперимента оказалось, что «пустышки» подействовали наравне с медикаментами, и в некоторых случаях даже оказались эффективнее их.

Внутренние ресурсы безграничны

Так звучит следующее правило НЛП. Каждый человек обладает фантастическими ресурсами, но в полной мере их практически не использует. Почему? Из-за природной лени.

Зачем читать и заниматься самообразованием, если можно достать смартфон и быстро загуглить то, что интересует? Зачем пытаться овладеть навыком управления своим телом, давлением и температурой, когда есть аспирин, жаропонижающие?

НЛП - это сфера знаний и методов, в которой огромное внимание уделяется именно скрытому потенциалу. Одной из главных задач является обнаружение в глубине души необходимых ресурсов для достижения тех или иных целей, нахождения талантов, быстрого усвоения навыков и знаний. В общем, всего того, что способно облегчить существование.

И вот правило НЛП на каждый день: нужно приучить себя обращать особое внимание на людей, способности которых восхищают. Это - самый простой способ выявить и развить свои скрытые таланты. Ведь человек замечает в других те качества, которые свойственны ему самому! Только он об этом, порой, не догадывается. Сторонники НЛП уверены: если человек отметил чью-то одаренность или способность, порадовался за ее обладателя - значит, у него имеются такие же склонности. Просто он не позволял их себе проявить раньше.

Но и к недостаткам это тоже относится. Человек обвиняет кого-то в зависти, подлости, злости, подлости? А не свойственны ли они и ему тоже? Вероятно, да. Особенно раздражают те качества, которые люди подсознательно не принимают в самих себе.

Кем быть в этом мире - решение индивидуальное

Наверное, каждый слышал фразы, наподобие: «Все зависит от нас самих» или «Ты - хозяин своей жизни». Вот только, как оно обычно бывает, мало кто вдумывается в такие слова, осознает их смысл. А в НЛП одно из ключевых правил именно так и звучит: «Кем человек будет - победителем или побежденным - зависит лишь от него».

Каждый - творец своей Вселенной. Правитель собственной Судьбы. Тот, кто может «заказывать» себе богатство или бедность, здоровье или болезни, удачу или крах. Иногда «заказы» делаются бессознательно.

Одни скептически усмехнутся, другие найдут сотни опровержений и аргументов против данного утверждения, остальные задумаются. Но нужно помнить, что речь идет про НЛП - технику манипулирования людьми и собственным сознанием. Порой, некоторые люди так азартно и даже агрессивно начинают устраивать свою жизнь, что фраза «Я могу!» становится ежечасно сопровождающим их девизом. И они добиваются воистину поразительных результатов.

Потому что эти люди верят в собственные силы и в себя, принимают ответственность за свою Судьбу на себя (понимая, что ни творят ее, а не карма, начальство, высшие силы, правительство или обстоятельства), а также занимаются раскрытием внутреннего потенциала. Они проводят над собой капитальную работу каждый день. На НЛП не нужно смотреть, как на псевдонаучную методику. Это - мотивации, установки, изучение своего сознания, постоянный процесс самосовершенствования. Здесь нужна сила.

Прием № 1: создание якоря

Многие люди увлекаются НЛП и манипулированием собственным сознанием. В основном потому, что ни хотят быть… счастливыми. Люди приходят к нейролингвистическому программированию с надеждой, что смогут себя «настроить» на хорошую жизнь. И это возможно.

У подавляющего большинства из нас были/есть моменты, когда мы абсолютно счастливы. Вершина блаженства, так сказать. Жизнь идет как по маслу, все получается, отсутствуют всякие преграды, желания исполняются. Жаль, что так не всегда. Но что мешает запомнить это состояние, и постоянно в него возвращаться мысленно?

Это один из ключевых приемов НЛП. Надо вспомнить свое блаженное состояние, именуемое «ресурсным», представить гамму чувств, испытываемую в тот момент. Когда они станут максимально яркими, нужно поставить «якорь». Это может быть что угодно - щелчок пальцами, легкое оттягивание мочки уха, мягкое сдавливание ладонью плеча. В общем-то, главное, дабы это был жест, доступный для осуществления в любой ситуации.

Упражнение надо повторять. Вспоминать свои чувства и блаженно время и на пике ставить выбранный «якорь». Тут цель простая - сформировать некий условный рефлекс. Когда ее удастся добиться, то человек при помощи своего якоря будет испытывать всю гамму тех эмоций и чувств. И этот навык действительно улучшает психологическое состояние при тоскливых, грустных, неблагоприятных жизненных обстоятельствах.

Кстати, «якорь» можно заменить предметом. Рефлекс добавочно выработается еще и на основе ассоциаций. Но тогда нужно будет носить его с собой постоянно.

Прием № 2: воздействие на других

Многие люди желают при помощи нейролингвистического программирования освоить манипулирование. НЛП-техник, помогающих воздействовать на других, существует множество. Но все они основываются на специфике речи, построении предложений, обращении, отношении к человеку. Итак, вот лишь некоторые приемы НЛП, помогающие воздействовать на людей:

  • Метод трех согласий. В основу положена инерционность психики. Принцип таков: перед тем, как озвучить важный вопрос, на который нужно получить твердое «да» от собеседника, надо задать ему три незначительных, легких, стопроцентно подразумевающих положительный ответ. Несколько раз согласившись, он продолжит это делать инерционно.
  • Иллюзия выбора. Хитрая техника манипулирования НЛП. С одной стороны человек предлагает выбор. С другой - стимулирует ответчика сделать то, что ему нужно. Например: «Вы приобретете весь комплект либо его часть?».
  • Слова-ловушки. Они цепко «ловят» сознание практически каждого человека в сети. Например: «Вы чувствуете уверенность после наших занятий?». И совершенно неважно, что человек этого не заметил. Его сознание в ловушку уже попало, и он задумался, начал искать подтверждение заданному вопросу.
  • Утверждение позитивной действительности, принимаемой на веру. Например: «Ну ты ведь умный человек, ты согласишься с этим». И оппонент уже не заинтересован спорить, так как этим он подставит под сомнение факт о том, что он умен.
  • Вопросы-команды. То, чему мало кто перечит. Например, не «Сделай тише музыку», а «Не затруднит тебя немного приглушить звук?». Первый вариант звучит честнее, но выглядит как приказ. При озвучивании второго создается иллюзия, что человек считается с мнением оппонента, раз спрашивает его в вежливой форме, а не заставляет. Такому нельзя отказать.
  • Оборот «чем… тем…». Связка того, что нужно самому манипулятору. К примеру: «Чем дольше вы находитесь за рулем этой машины, тем больше понимаете, что хотите стать ее владельцем».

И это - лишь некоторые оказываемые воздействие на человека НЛП-приемы. Но им всем может противостоять человек, разбирающийся в этой теме, и знающий, что манипуляторы есть везде. Достаточно лишь задать себе вопрос: «А мне действительно это нужно?». Сознание тут же отреагирует приведением аргументов.

Сфера рекламы

В ней можно найти массу примеров НЛП. Хорошие ролики, лозунги, билборды, вызывают такую реакцию у потребителя: вижу à хочу à покупаю. В их основу могут закладываться ценности - то, что представляет святость для целевой аудитории. Образы пожилых родителей, бабушек и дедушек, семьи, возлюбленных, домашнего комфорта… это все давит на чувственность потребителя.

Субмодальности - тоже одна из основ рекламных приемов НЛП. Акцент делается на кинестическое, аудиальное и визуальное восприятие. Все знают такие ролики. Удачно подобранные ракурсы, эффект отдаления и приближения, динамичное развитие сюжета, будоражащая сознание музыка… используется все, лишь бы потребитель почувствовал себя частью рекламы. Такой контекст легко пробуждает аппетит, призывает к действию, позволяет почувствовать себя обладателем рекламируемой вещи наяву.

Еще эффективной техникой является трюизм. То, что взято из авторитетных источников, можно сказать. То, что не вызовет недоверия. Например: «Одобрено всемирной ассоциацией…», «Медики рекомендуют…», «Сделано в Германии» и т. д.

Постановка целей по SMART

Данный метод тоже имеет прямое отношение к НЛП. Аббревиатура SMART отражает критерии, которым должна соответствовать цель, намеченная человеком к достижению. Итак, это:

  • S - specific (конкретика).
  • M - measurable (измеримость).
  • А - attainable (достижимость).
  • R - relevant (значимость).
  • Т - time-bounded (соотношение с конкретными сроками).

Человек, расписывая цель по SMART, программирует себя самым непосредственным образом. Вот пример, как может выглядеть продуманная установка: «Что я хочу? Собственный бизнес, открыть свое заведение. Что для этого нужно? Заработать стартовый капитал, расписать план, возможно взять кредит на развитие. Какие у меня возможности для этого? Амбиции, перспективная работа и ранние успехи - значит, можно ставить цель выше предела возможностей. Зачем мне свой бизнес? Это - давняя мечта, а желания должны сбываться, плюс ко всему, я буду работать на себя, и иметь перспективу развития сферы в дальнейшем. Сколько у меня времени на подготовку? 2 года».

Это лишь один из примеров. В любом случае соответствие цели данным критериям увеличит вероятность ее реализации. Говоря простым языком, чтобы что-то изменить в жизни, надо иметь четкое представление о том, чего хочется конкретно.

Кстати, не будет лишним почитать некоторые книги по НЛП. В частности те, которые были написаны основателями метода. Рекомендуется к прочтению их труд под названием «Структура магии» в двух томах (1975 и 1976 годы). А еще можно прочитать книгу «Изменения в семье», написанный совместно с американским психологом Вирджинией Сатир.

Также стоящим трудом является «НЛП-практик». Авторы - Боб Боденхамер и Майкл Холл. Данная книга интересна как новичкам в теме НЛП, так и людям с навыками в данной сфере, желающим их улучшить.

Цитаты из книг НЛП, расставляющие приоритеты и показывающие правильное направление в изучении и практиках…

Я прошел долгую дорогу, прежде чем начал танцевать в свете прожекторов

Мохаммед Али
Трансформейшн

Дело в том, что смысл любого сообщения не только в гипнозе, но и в жизни, не в том, что оно, по вашему мнению означает: смысл его в той реакции, которую оно вызывает. Если вы пытаетесь сделать кому-нибудь комплимент, а он чувствует себя оскорбленным, то смысл вашего сообщения это оскорбление. Если вы говорите, что он обиделся, потому что вас не понял, вы оправдываетесь таким образом в вашей неспособности к общению. Но само сообщение было все таки оскорблением. Вы можете, конечно, оправдывать и объяснять происходящее, но вы можете также извлекать из него уроки. Если я что-нибудь сообщаю, а это воспринимается как оскорбление, то в следующий раз я могу изменить мой способ общения. Если же я хочу в дальнейшем оскорблять этого человека, то я в точности знаю, как это делается! Бендлер, Гриндер

Из лягушек в принцы

Если вы примите решение, что у вас ничего не получится, то возможно, так и будет. Есть два способа потерпеть неудачу. Я думаю, вы должны знать, в чем они состоят, чтобы выбрать способ, с помощью которого вы потерпите неудачу, раз уж вы на это решились.
Первый способ – это быть очень жестким. Вы можете провести клиента по всем тем ступеням, которые мы вам продемонстрировали, но без малейшего опыта восприятия, без использования обратной связи от клиента. Это гарантирует вам провал. Это – наиболее распространенный способ провалиться.
Второй способ провалиться – это быть совершенно несогласованным. Если у вас есть такая часть личности, которая действительно не верит в то, что фобию можно вылечить за три минуты, но вы все равно решите испробовать метод, то несогласованность проявится в ваших невербальных реакциях, и это все испортит. Бендлер, Гриндер

Из лягушек в принцы

Нейролингвистическое программирование является высшей ступенью по сравнению со всей предыдущей терапией и гипнозом только в том смысле, что позволяет действовать формально и методически, НЛП позволяет вам точно определить, какие изменения в субъективном опыте надо произвести, чтобы достичь определенного результата., как языковая. Бендлер, Гриндер

Из лягушек в принцы

Я думаю, что если вы хотите иметь такую интуицию, как у Эриксона, Сатир или Перлса, вы должны пройти через ПЕРИОД тренинга, чтобы это приобрести. Если вы пройдете через такой тренинг, то можете приобрести такую же интуицию, настолько же бессознательную и систематическую, как языковая. Бендлер, Гриндер

Жизнь - игра, чья цель состоит в открытии правил и чьи правила всегда изменяются и никогда не поддаются открытию. Грегори Бейтсон

Волкер

Несмотря на широко распространенный миф, М. Эриксон не считал, что терапевту достаточно положиться на спонтанную креативность собственного бессознательного. Хотя он и полагался на свои бессознательные способности, однако этому предшествовало многолетнее и очень интенсивное обучение, во время которого он тренировал свое бессознательное. Как считал Эриксон, бессознательные процессы опираются на опыте и обучении. Не важно идет ли речь о навыках типа умения писать, чтения или вождения машины, или же об ограничивающем образце поведения - всё, по его мнению, когда-то было выучено. Как иначе смогли бы мы бессознательно это использовать? Исходный Код НЛП

Используйте свой мозг для изменений

Существует одна вещь, лучше всего остального определяющая, знает ли человек, что такое НЛП. Это не набор техник; это отношение. Это отношение, связанное с любопытством, с желанием узнавать, желанием быть способным воздействовать - и воздействовать стоящим способом. Изменить можно все. Это было сказано Вирджинией Сатир, когда я впервые увидел, как она ведет семинар, - и это абсолютно верно Ричар Бендлер

НЛП том 1

Все больше познавайте нового в старом - сейчас. Вселенная настолько необъятна, насколько развита ваша способность воспринимать ее. Наслаждайтесь вашим путешествием. Бэндлер, Гриндер

Трансформэйшн

[Коммуникация]…….усваивается точно так же, как любой другой навык. Чтобы ему научиться, нужна практика. Полагаю, большинство из вас умеет управлять автомобилем. Если вы не водите автомобиль, вспомните какой-нибудь другой перцептуально-моторный навык, которым вы владеете: езду на велосипеде, катание на роликах или любой атлетический вид спорта. ……
….. Здесь [тренинг] вы будете делать то же, чего требует любой сложный перцептуально-моторный навык: задача будет разложена на маленькие куски или отрезки, чтобы вы могли индивидуально выполнять каждый маленький отрезок, пока не овладеете им. Как только вам удастся превратить каждый отрезок в автоматический, эффективный, бессознательно выполняемый навык, перед вами
открываются новые возможности – другие компоненты задачи. Затем вы доводите новые отрезки до уровня бессознательного, эффективного перцептуально-моторного шаблона, чтобы вам не приходилось обращать на них сознательное внимание. Бэндлер, Гриндер

Сборник статей 1954c, pp. 281-282

Сознательные фантазии не связаны с реальностью, самодостаточны и являются, по сути, эмоционально окрашенными мечтами о желаемом.
Однако бессознательные фантазии принадлежат к иному типу психологического функционирования. Они не самодостаточны и не отделены от реальности. Скорее, это в различной степени сформулированные психологические конструкции, которые бессознательное при наличии возможности готово сделать частью реальности. Они являются не мечтами о желаемом, а реальными намерениями, проявляющимися в подходящее время. М. Erickson

Из лягушек в принцы

Чтобы добиться исключительных успехов в коммуникации, вы нуждаетесь только в трех вещах. Мы открыли, что в поведении психотерапевтических корифеев (и талантливых руководителей, продавцов) существуют три основные стереотипа:

1) Они знают, какого результата хотят добиться.
2) Они достаточно гибки в своем поведении. Вы должны уметь генерировать у себя множество поведенческих реакций, чтобы добиться от человека такого ответа, который вам нужен.
3) Они обладают достаточным сенсорным опытом для того, чтобы заметить, получили ли они ответ, которого добивались.
Если вы обладаете этими тремя способностями, то можете варьировать свое поведение до тех пор, пока не получите нужный ответ.

Бендлер, Гриндер

Паттерны М. Эриксона том II

Следует считать, что некоторый конгломерат событий или объектов (например, последовательность фонем, картина, лягушка или культура) содержит “избыточность” (“паттерн”), если этот конгломерат некоторым способом может быть разделен “чертой” таким образом, что наблюдатель, воспринимающий только то, что находится по одну сторону этой черты, может догадаться (с успехом, превышающим случайный), что же находится по другую сторону черты. Мы можем сказать, что то, что находится по одну сторону черты, содержит информацию (смысл) того, что находится по другую сторону. На инженерном языке можно сказать, что конгломерат содержит “избыточность”. С точки зрения наблюдателя-кибернетика, информация, доступная по одну сторону черты, будет ограничивать ошибочное угадывание (т.е. снижать его вероятность). Бендлер, Гриндер

Экология разума

Процесс создания программ, которые полезны для нас - процесс обучения - это непрерывно идущий процесс изменений . Мы называем этот процесс моделирование . Моделирование происходит как на сознательном, так и на бессознательном уровнях поведения. Процесс обучения пониманию и говорению на родном языке это пример процесса бессознательного моделирования. Процесс обучения чтению и правописанию для большинства людей является примером сознательного моделирования. Однако, заметьте: даже в случае сознательного моделирования большая часть того, что мы выучили - это складывание в последовательность и организация паттернов поведения более низкого уровня, которые уже доступны на бессознательном уровне поведения. Например, детей, которых учат правописанию, не учат явно формировать мысленные образы изучаемых слов, т. е. использовать их стратегии визуализации, но те дети, которым удалось научиться писать правильно, применяют этот навык бессознательно. Грегори Бейтсон

Из лягушек в принцы

Мета-модель — вещь действительно упрощенная, но именно она служит основанием всего, что мы делаем. Без нее, и без систематического контроля над ней вы будете работать неряшливо. Различие между теми людьми, которые делают свою работу хорошо, и всеми остальными заключается в наличии контроля за мета-моделью. Она буквально составляет основание всего того, что мы делаем, вы можете быть блестящим остроумным и прекрасно использовать сложнейшие метафоры, но если вы не умеете хорошо собирать информацию, как внешнюю, так и внутреннюю вы не будете знать, что делать. Вопросы мета-модели дают вам нужную информацию немедленно. Бендлер, Гриндер

Из лягушек в принцы

Нет несколько организующих положений, которые мы используем для того, чтобы привести себя в состояние, необходимое для занятия терапевтическими видами деятельности.
Первое положение о том, что лучше иметь выбор, чем его не иметь.
Второе положение о том, что лучше иметь подсознательный выбор.
Третье – о том, что люди уже имеют ресурс, необходимый им для того, чтобы измениться, если им помочь в обеспечении доступа к этим ресурсам в соответствующем контексте.
И четвертое – это положение о том, что любой и каждый фрагмент поведения имеет свою позитивную функцию в определенном контексте. Бендлер, Гриндер

Из лягушек в принцы

Если вы решаете заранее, перед тем, как начать общение, каков должен быть “пригодный” ответ, то вероятность того, что вы его получите, очень мала. Если же вы делаете какой-то маневр, производите какое-то вмешательство, а затем просто переходите в свой опыт восприятия и замечаете, какую реакцию вы получили, то понимаете, что все реакции пригодны к использованию. Нет особенно хороших и особенно плохих ответов. Любой ответ хорош, если он использован, и это следующая ступень в процессе изменения. Единственный способ потерпеть неудачу – это отказаться от дальнейших попыток. Конечно, вы можете повторять одно и то же несколько раз, но это означает, что вы несколько раз потерпите неудачу. Бендлер, Гриндер

Из лягушек в принцы

Нейролингвистическое программированиe (НЛП,NLP) является высшей ступенью по сравнению со всей предыдущей терапией и гипнозом только в том смысле, что позволяет действовать формально и методически, НЛП позволяет вам точно определить, какие изменения в субъективном опыте надо произвести, чтобы достичь определенного результата.
Гипноз же в большинстве случаев – совершенно случайный процесс. Если я делаю кому-то внушение, то он сталкивается с проблемой, как его выполнить. А если я – нейролингвистический программист, то даже тогда, когда я использую гипноз, я точно опишу, что я хочу, чтобы человек сделал для выполнения моего внушения. Это единственное важное различие между тем, что мы делаем здесь и тем, что люди делали в течение веков. Но оно действительно очень важное, так как позволяет вам точно предсказать результаты и избежать побочных эффектов. Бендлер, Гриндер

Из лягушек в принцы

Мы находим гениев в своей области, определяем полезность подсознательных программ, которую они используют, внедряем эти программы другим людям, проверяя, они ли именно позволяют человеку делать свое дело. Бендлер, Гриндер

Из лягушек в принцы

Мы никому из вас не даем этих советов, но повторим во что бы то ни стало. Видите ли, то, что Дон Хуан хотел сделать для Карлоса (мы, конечно, не хотим этого делать для вас) – так это замотивировать моменты его жизни. Он хотел мобилизовать все ресурсы Карлоса так, чтобы любой поступок, который он совершал, являлся бы результатом реализации всей его потенции, всей личностной силы, которая доступна ему в данный момент времени. А конкретно Дон Хуан сказал Карлосу следующее:

“Каждый раз, когда ты начинаешь колебаться и откладывать на завтра что-то новое, что мог бы сделать сегодня, или сделать что-то, что ты делал уже раньше – все, что ты должен сделать – это бросить взгляд через свое левое плечо. Там ты увидишь мимолетную тень. Эта тень – твоя смерть, и в любой момент она может приблизиться, положить руку на плечо и увести себя. Так что действуй – то, во что ты вовлечен сейчас, может быть твоим последним действием, полностью характеризующим тебя, как последнее твое действие на этой планете”.

Бендлер, Гриндер

Рефрейминг

Любое поведение осуществляется в определенном контексте, а контекст является якорем для определенного набора реакций. Рамка — это другими словами контекст, а замена рамки — переформирование — это помещение в другой контекст.
Иногда вы производите переформирование, меняя актуальный внешний контекст. Гораздо чаще вы меняете внутренний контекст (способ, с помощью которого человек понимает события и вставляет их в определенную рамку),
чтобы получить иную реакцию. Когда вы делаете это в системе, вы учитываете способ функционирования всей системы для того, чтобы вводимое вами изменение было экологичным. Бендлер, Гриндер

Необходимо отметить, что гипноз не стоит использовать для прямого внушения или требования от человека желаемых изменений в личности, эмоциях и поведении. Такой подход обычно бывает бесполезным или же вызывает в лучшем случае лишь кратко¬временные изменения. Поэтому гипноз следует использовать для стимулирования процесса обучения и для психотерапевтической трансформации, необходимой для того, чтобы желаемые изменения происходили естественным образом и были долговременными. Все изменения в структуре личности, в представлениях, эмоциях или поведении должны быть следствием обучения, возникающего во время гипноза, а не прямым результатом конкретного гипнотического внушения. Мудрость М. Эриксона

Сборник статей 1980. Vol. I, 4, р. 114

Когда я намерен узнать что-либо, я бы хотел, чтобы это знание не было искажено несовершенным знанием кого-то другого . М. Erickson

Из лягушек в принцы

Вы нуждаетесь в солидном основании для своих выборов. Один из путей приобретения такого основания – это рассмотрение структуры своего поведения. Соберите точки выбора, которые повторяются для вас, убедитесь, что на каждую точку у вас существует выбор из некоторого множества реакций – и забудьте обо всем этом. И добавьте еще один ингредиент – мета-правило: “Если то, что вы делаете, не срабатывает, попробуйте сделать что-нибудь другое”. Поскольку ваше сознание ограничено, уважайте это и не говорите:”Я смогу теперь делать все то, о чем говорилось на нашем семинаре”. То что вы действительно сможете сделать, так это посвящать первые пять минут каждой третьей беседы следующему: “Перед тем, как начать сегодня нашу беседу, я хотел бы узнать некоторые вещи о вашем когнитивном функционировании. Скажите мне, пожалуйста, какого цвета верхний фонарь светофора?” Оцените репрезентативные системы пациента, чтобы знать, что произойдет в беседе дальше в условиях стресса. Каждый четверг вы можете присоединяться к предикатам первого клиента и отсоединяться от предикатов второго. Это – способ систематического открытия последствий своего поведения. Если вы не организуете свое поведение таким образом, оно остается случайным. Если вы организуете свое поведение и разрешите себе ограничиваться определенными стереотипами,последствия которых вам известны, а затем будете изменять эти стереотипы, вы создадите надежный репертуар реакций на подсознательном уровне. Это – единственный путь, который мы знаем, ведущий к достижению СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ гибкости поведения. Возможно существуют и другие пути. Но так происходит, что нам сейчас известен только один из них. Бэндлер, Гриндер

Полет орла

Существует способ наблюдения себя, в котором нет страха, нет опасности; это смотреть без самоосуждения, без самооправдания, без интерпретации или оценки - просто смотреть. Чтобы ум мог смотреть таким образом, он должен стремиться узнать через своё наблюдение, что есть в действительности. Какая опасность таится в “том, что есть”? Люди склонны к насилию; это и есть на самом деле “то, что есть”; и опасность, которую они несут в этот мир, - результат насилия, следствие страха. В чём опасность наблюдения страха и попыток полностью его искоренить? - в том, что мы сможем создать новое общество, иные ценности? Есть вечная красота в наблюдении, в видении вещей такими, какие они есть, психологически, изнутри; это вовсе не означает, что человек должен принимать вещи такими, какие они есть; это не значит, что человек отвергает “то, что есть” или хочет что-то сделать с ним; именно само восприятие “того, что есть” и приносит свою собственную перемену. Но человек должен владеть искусством такого наблюдения, и искусство “видения” не имеет ничего общего с приёмами интроспекции или психоанализа - это наблюдение без выбора. Джидду Кришнамурти

Из лягушек в принцы

Вы можете устранить любой ограничение, которое представляется уникальным достижением данного человека. Если вы поняли, из каких шагов состоит процесс, то вы можете поменять порядок шагов, изменить их содержание, ввести новый шаг или изъявить один из существующих. Бендлер, Гриндер

Добрый день, уважаемые читатели моего блога. Сегодня хотелось бы поговорить о проблеме успеха, который, наверняка, интересен каждому. К успеху, как правило, ведет долгая и трудная дорога, необходимость прилагать много усилий и небольшая доля везения. Однако, существуют и достаточно простые методы, при помощи которых можно свой путь в сторону поставленных целей, значительно сократить. Рассмотрим основные приемы НЛП, которые позволяют добиться успеха в личной жизни и построении профессиональной карьеры.

Эти методы отлично помогают как в личной жизни, так и в профессиональной сфере и относятся к психологическому направлению, которое получило название Нейро-Лингвистическое Программирование (НЛП). Ранее мы уже рассматривали: « ».

Как стать успешным с НЛП в личной жизни

Личная жизнь, пожалуй, одна из тех сфер, в которой особенно трудно добиться успеха, ведь нет ничего сложнее, чем построить прочные глубокие взаимоотношения с другим человеком. Поэтому именно здесь разумно использовать самые эффективные методы.

С другой стороны, именно личная жизнь, любовь и семья, — сфера, в которой если манипулирование и имеет смысл, то только для того, чтобы разрушить коммуникативные барьеры и достичь взаимопонимания.

Методы НЛП — действенная мощная технология, способная заставить человека делать то, чего он, может быть, не хочет. В близких взаимоотношениях всегда есть соблазн надавить на партнера и, как говорится, «перетянуть одеяло на себя». Возможно ли таким образом достичь успеха в личной жизни? Может быть. Но только мнимого и не на долго.

Честность и уважение гораздо быстрее приведут вас к успеху в семейных делах и любви, чем подавление и манипулирование.

Поэтому использовать НЛП в романтических или дружеских отношениях нужно осторожно и с умом. Если вы стремитесь пробудить к себе любовь и влечение со стороны партнера или партнерши, НЛП предлагает массу способов, которые очень действенны.

Рассмотрим некоторые из наиболее простых и эффективных методов соблазнения, который действует практически безотказно.

Техника подстройки

Используется она на этапе знакомства в самом начале отношений. Суть заключается в том, чтобы завоевать максимальное доверие объекта вашего внимания, снять барьеры и пробудить положительные эмоции и романтический взгляд на вас. Подстройка может проходить в самых разных направлениях:

  • по физической позе, когда вы гармонично отражаете позу собеседника, ведя непринужденную беседу
  • по речевым характеристикам, если вы подстраиваетесь под темп и громкость речи, ее стилистические особенности, стремитесь говорить на языке объекта
  • по восприятию общей реальности, для этого достаточно осудить что-то вокруг вас и прийти к общему мнению
  • в сфере ценностей и убеждений, когда в беседе вы подчеркиваете общность привычек, мнений, представлений.

Чем глубже проведена подстройка, тем тоньше становятся барьеры и легче пробиться к эмоциям избранного объекта.

Техника «ближе-дальше»

Если отношения завязались, необходимо их укрепить и углубить и здесь отлично работает техника «ближе-дальше». Применяя ее, нужно периоды тепла и внимания к партнеру чередовать с пренебрежительным и холодным поведением. Если соблюдать несколько простых правил, вы сможете добиться максимального успеха:

  • все поступки в период отчуждения должны быть оправданы внешними обстоятельствами: «Ты мне очень нравишься, но я занят делами», «Не смогла дозвониться, потому что у меня сломался телефон».
  • период «дальше» должен начинаться сразу же после высшей точки удовольствия от общения друг с другом.
  • период «ближе» должен сменить период «дальше» только после того, как партнер принял активные меры для достижения благосклонности.
  • период «дальше» наиболее эффективен если наступает неожиданно и без объяснений, чтобы партнер, как бы «варился» в собственных сомнениях, и завершается объяснениями, ни как не компрометирующими вашу любовь.

Эта техника отлично работает не только в период «конфетно-букетных» отношений, но и после свадьбы. Отличный способ поддерживать яркие эмоции в течение десятилетий совместной жизни. Подробнее об этой технике, можете .

НЛП-технологии успешных продаж


Еще одной важной сферой применения методов НЛП являются продажи, предложение услуг, ведение переговоров. Эти приемы позволяют добиться успеха в бизнесе и построении карьеры.

В нашем мире чрезвычайно высокой конкуренции добиться успеха в сфере продвижения товаров особенно сложно, но и особенно выгодно. Успех в бизнесе вам обеспечен, если вы умеете:

  1. повернуть взгляд потенциального клиента в нужную сторону
  2. помочь найти то, зачем он действительно пришел в магазин или вашу компанию
  3. объяснить ему что товары, которые вы предлагаете – это именно то, в чем он нуждается

Именно в области разработки методов НЛП-воздействия при продажах проводится наибольшее количество исследований и существует наибольшее количество простых и эффективных техник. Все их можно разделить на несколько основных групп, по функциям:

  • методы, позволяющие прочесть клиента
  • методы подстройки к клиенту
  • методы ведения, то есть направления поведения клиента

Все их в нашей статье рассмотреть, конечно, не получится, узнать подробно об основах наиболее эффективных из них вы можете, например, в книге «Руководство к курсу НЛП-Практик" Андрея Плигина и Александра Герасимова .

А для того, чтобы убедиться, что они действительно работают, можете попробовать применить на практике одну из наиболее простых и поэтому безотказных техник: метод трех «да».

Техника трех «Да»


В продажах его использую для того, чтобы преодолеть отрицательный настрой клиента, его предубежденность к чему-то и заставить посмотреть на предмет с иной, выгодной для продавца стороны.

Итак, если вам встретился несговорчивый, заранее негативно настроенный клиент, задайте ему всего несколько вопросов, на которые он неизбежно ответит «да». Это могут быть нейтральные вопросы вроде «Вы приехали на своем автомобиле?» или «На улице идет дождь?», если так оно и есть, конечно.

Предметом разговора могут стать и аксиомы из сферы вашего бизнеса, расхожие мифы и разделяемые всеми представления, например: «Вы согласны, что бытовую технику нужно покупать так, чтобы она служила долго и безотказно?» и т.д.

После того как вам удастся получить более трех раз ответ «да» вы можете задать ТОТ САМЫЙ вопрос, на который важно получить позитивный ответ собеседника. И он, с больше долей вероятности, ответит «Да». Даже люди, которые устойчивы к манипуляциям и отлично умею им сопротивляться, не могут устоять перед этим приемом.

Положительного ответа от негативного собеседника вы, конечно, может и не дождетесь, но само желание ответить «да», уже позволит его сознанию свернуть с заранее запланированного пути и посмотреть на дело с иной стороны, которая раньше от него была скрыта за стеной предубеждения. А ведь именно этого вы и стремились добиться!

Зерна сомнения, которые можно заронить в сознание клиента таким способом, создадут совсем небольшую брешь в его до этого безупречной вере в свою правоту. После этого, действуя грамотно и профессионально, используя другие эффективные НЛП методики, вы сможете ее расширить, увеличить на столько, что собеседник начнет прислушиваться к вашим словам, размышлять над ваши доводами, что в итоге и позволит убедить человека изменить свое мнение, а позже и принять выгодное для вас решение.

Когда вам удалось заронить в сознание клиента зерно сомнения, стоит работать с его убеждениями дальше.

Техника правильных вопросов

Многие продавцы считают, что клиенту стоит преподносить как можно больше информации, чтобы повлиять на совершение покупки. НЛП техники предлагают, напротив, задавать вопросы, которые позволят преодолеть барьеры восприятия и общения, и принять предложения продавца, как свои собственные. Подобные методы НЛП основаны на техниках Эриксоновского гипноза.

Мягко предлагая утверждения или вопросы, с которыми покупатель должен согласиться, или на которые он отвечает «да», шаг за шагом продавец так приводит его к решению о том, что именно предлагаемый товар или услуга – это именно то, на что и стоит потратить деньги.

Именно вопросно-ответная форма общения, при которой каждый следующий вопрос предполагает положительный ответ, позволяет настроить клиента на необходимое продавцу решение.

Техника повторения фразы

Правильно подобранные вопросы, искренний интерес продавца к потребностям клиента, креативный подход к поиску способа их удовлетворения – важные составляющие успеха методов НЛП в продажах.

Здесь поможет техника «повторение фразы» часто практикуемая в НЛП. Заключается она в том, что повторяя конец фразы клиента в начале своей вы сможете создать иллюзию, что ваши мысли – это его собственные. Тогда человеку и решение, которое выгодно вам легче принять за свое собственное.

Техника переформулирования


Чтобы повлиять на изменение мнения покупателя в свою пользу и стимулировать принятие выгодного вам решения, используйте технику переформулирования. Суть ее в том, что мысль, высказанную клиентом, вы формулируете по-своему, начиная свое высказывание словами: «Если я вас правильно понял …».

Фокус в том, что таже самая мысль, высказанная несколько иначе, может направить взгляд самого клиента в нужную вам сторону, но при этом он все еще будет считать ее своей собственной. В жизни это выглядит примерно так:

Покупатель: «Мне не нравится этот чайник, у него корпус из слишком тонкой пластмассы»

Продавец: «Как я понимаю, вы хотите купить чайник с корпусом, который прослужит долго?»

Покупатель: «Да»

Продавец: «Обратите внимание на эти модели. У них металлический корпус, у нас дома такой чайник уже 4 года отлично работает. Могу предложить вот этот чайник. Корпус у него пластиковый, но производитель дает гарантию 3 года, в течение которых меняет товар бесплатно»

Техника «Требуйте больше»

Важным этапом успешных продаж является завершение сделки. Чтобы эффективно подвести покупателя к принятию решения и оплате покупки, есть масса НЛП методик. Одной из эффективных является метод «Требуйте больше», который уже готового к покупке человека приводит к мысли, что ее стоит совершить прямо сейчас.

Основана методика на том, что наше восприятие событий и явлений относительно.

При неизменном своем росте в стране лилипутов Гуливер казался великаном, а в стране великанов – лилипутом.

Поэтому, используя эффект контраста, нужно сначала предъявить неприемлемые условия сделки: слишком высокую цену, например, а потом сообщить, что сейчас можно совершить покупку на 20% дешевле. Для этой цели можно предложить скидку, акцию или специальную модель.

Заключение

Эффективность и простота методов НЛП поражают и вдохновляют многих применять их в обычной жизни и легко получать желаемое, однако и в применении НЛП есть много подводных камней.

Напоследок скажу: Разных техник и методик для достижения успеха множество. На этом блоге, я собираю лучшие выдержки и основы всех адекватных систем для саморазвития. Которых будет вполне достаточно, что бы сдвинуться с места и достичь внушительных результатов в вашей жизни. Подписывайтесь на обновления блога, что бы не пропустить новые публикации статей.

Всего хорошего, дорогие читатели. Если сочтете эту информацию полезной, для удобства можете добавить её себе в соц. сети. Кнопочки находятся внизу.

Во все времена человек стремился найти приемы и техники того, как он может влиять на окружающих людей, при этом добиваться от них желаемого. В некоторой степени завесу тайны открывает нейролингвистическое программирование, которое на сегодняшний день является популярным. Оно базируется на идее о том, что человека делают его в некоторой степени поддающимся манипуляциям. Примеры НЛП можно проследить повсюду.

Человек обладает мышлением. Его формированием зачастую занимаются родители, учителя и общество в целом. Если понимать, каким образом человек запрограммирован, можно на него влиять. Также учитываются особенности функционирования мышления. Можно абсолютно не знать человека, но воздействовать на его мышление таким образом, что будет естественно вписываться в его процесс.

Сайт психологической помощи сайт понимает, что многие читатели хотели бы знать тайные секреты влияния. Однако нейролингвистическому программированию нужно обучаться постоянно, ведь даже последователи данной теории не все тайны пока еще раскрыли.

Каждый день человек является объектом для программирования. Его, как робота или компьютер, пытаются запрограммировать на определенные действия, которые желательны не ему самому, а другим людям, которые его программируют. Как они это делают? Основными методами являются манипулирование на страхе или повторения. Когда вам страшно, вы не контролируете себя, а значит, делаете то, что обычно делаете, поддаваясь панике. Если вам постоянно повторять одно и то же, то со временем вы привыкнете к этой мысли и согласитесь с тем, что вам говорят или что с вами делают.

Человека можно запрограммировать на определенные действия через идею, которую вы выражаете словами письменно или устно. Говорите человеку только то, какую идею вы хотите внедрить в его голову. Со временем на подсознательном уровне он запомнит ее и будет действовать в соответствии с внедренной мыслью. Здесь применяется принцип: все, что вы делаете, видите, говорите, слышите и т. д., формирует ваше будущее. А здесь формируется будущее посредством слова, смысл которых вы хотите внедрить в голову другого человека.

Большинство людей легче воспринимают конкретную ситуацию – картинку или образ происходящего, а не философскую мысль. Другими словами, лучше демонстрировать картинку или создавать такую ситуацию, чтобы она запомнилась человеку и осталась у него в подсознании.

Более того, люди не любят длинные речи или тексты. Больше запоминаются короткие выражения, слоганы или фразы. Поэтому если вы хотите воздействовать на людей словом, говорите поменьше, используя четкие и ясные выражения.

Что такое нейролингвистическое программирование?

Нейролингвистическое программирование (НЛП) – недавно появившееся понятие, которое обозначает набор техник и приемов, которые главным образов сказываются на деятельности мышления человека таким образом, что он начинает выполнять нужные действия. Обычно люди обращаются к НЛП с желанием управлять и манипулировать другими людьми. На самом деле психологи сомневаются в эффективности данных методик. Конечно, на человека можно воздействовать помимо его воли. Однако он продолжает оставаться свободным человеком. Если он останется бдительным и не захочет поддаваться , тогда никакие НЛП-техники на него не подействуют.

Первоначально нейролингвистическое программирование было направлено на изменение человека самого себя. Человек может достичь успеха и сделать свою жизнь такой, какой она ему будет нравиться, если воспользуется специальными техниками и начнет воздействовать на самого себя.

В НЛП используется множество приемов, среди которых популярными являются:

  1. Использование слова. Люди еще не полностью осознали значение слова, которое на самом деле несет очень сильное влияние.
  2. Подстройка на уровне невербалики.

Каждый читатель должен понять, что его мозг является своеобразным компьютером, в который закладывались определенные шаблоны, стереотипы, убеждения, страхи, комплексы, эмоции, опыт и пр. Все это теперь влияет на поведение человека, его стратегию делания выбора и принятия решений, образ жизни и т. д. Если человек недоволен своей жизнью или собой, то он должен понять, что в первую очередь все проблемы находятся у него в голове. Можно с помощью специальных приемов настроить себя на , чтобы помешать остальным программам, которые уже сделали человека несчастным, действовать.

Техники нейролингвистического программирования

Нейролингвистическое программирование было разработано Бендлером, Эриксоном и Гриндером. Изначально техники использовались в психиатрической практике для устранения страхов, фобий, стрессовых состояний и пр. Однако НЛП получило популярность среди обычных людей, которые тоже захотели самостоятельно воздействовать на свое подсознание.

Следует брать ответственность на себя за те последствия, которые возникнут в результате нейролингвистического воздействия на окружающих. Техниками НЛП можно как принести пользу, так и навредить.

Очень распространенными становятся техники в рекламе, где специалисты пытаются обойти все преграды и защитные психологические механизмы. В первую очередь учитывается, каким образом человек воспринимает информацию, а затем уже используются соответствующие слова:

  • На визуалов (людей, которые воспринимают информацию преимущественно глазами) воздействуют такие слова, как «посмотри», «обрати внимание», «обрати свой взор» и пр.
  • На аудиалов (людей, которые преимущественно воспринимают информацию через уши) воздействуют такие слова, как «послушай», «услышь», «прислушайся» и пр.
  • На кинестетиков (людей, которые привычно воспринимают информацию через тактильные ощущения) воздействуют такие слова, как «потрогай», «мягкий», «ощути» и пр.

Нейролингвистическое программирование может изменить жизнь человека. Все зависит от того, на что человек направляет силы. Можно избавиться от страхов и негативных эмоций. Можно повысить свою самооценку. Можно отработать новые навыки успешной коммуникации. Можно изменить свое отношение к конкретным явлениям или жизни в целом.

На примере возникновения чувства ревности рассмотрим, как действует нейролингвистическое программирование:

  1. Сначала человек себе представляет картины измены своего партнера. То есть действует визуальный канал.
  2. Затем человек начинает представлять себе охи и вздохи во время измены (аудиальный канал).
  3. Развивается ревность (кинестетический канал).

Чтобы изменить свое ощущение, нужно на первом или втором этапе изменить сценарий:

  1. К примеру, на этапе визуализации нужно осознавать, что картинки являются ложными, недоказанными, неправдивыми.
  2. На этапе аудиального восприятия нужно представить, что любовники занимаются половым актом под юмористическую программу или мультяшную музыку.
  3. Уже на третьем этапе ревности не возникнет, если первые два этапа были проделаны правильно.

НЛП предлагает множество техник, которые должны позволить достичь поставленной цели. Приведем некоторые из них:

  • «Засветить пленку» — когда нужно отпустить или забыть какое-то воспоминание. Нужно каждый раз делать картинку воспоминаний все более светлой, пока она полностью не исчезнет.
  • Чтобы вспомнить о том, что было забыто, нужно как можно чаще прокручивать в голове воспоминание, «сгущать краски», выдвигать предположения, что было, так делать до тех пор, пока воспоминание не будет изъято.
  • «Двадцать лет спустя» — когда нужно снизить силу теперешних переживаний. Для этого нужно представить себя, место или другого человека спустя двадцать лет и обратить внимание на то, какие теперь возникают ощущения к нему (к ситуации).

Важным приемом в НЛП является раппорт – подстройка человека под собеседника с целью установления с ним контакта доверия и доброжелательности. Делается это путем занимания позы, выполнения жестов и мимики, которую делает человек.

Нейролингвистическое программирование предлагает людям действовать так, как будто желаемый результат уже был достигнутым, реальным. Это позволяет человеку избавиться от многих зажимов и внутренних страхов. Считается, что человек совершает максимально благоприятное действие на сегодняшний момент и исходит всегда из благих побуждений. Отрицательный результат не является чем-то плохим, а показывает возможность человека в следующий раз действовать по-другому, поскольку у него есть потенциал.

Еще одним приемом НЛП является «Якорь» — это когда человек у себя или у другого индивида желает вызывать определенное состояние при помощи условного раздражителя. Так, человек постоянно совершает какое-то действие, говорит слово или наблюдает предмет, при этом испытывая положительные эмоции. После нескольких повторений данного процесса можно уже просто сказать слово, сделать действие или посмотреть на предмет, чтобы возникли положительные эмоции как условный рефлекс.

Примеры нейролингвистического программирования

Нейролингвистическое программирование получило свою популярность в рабочей сфере, где люди желают воздействовать и достигать желаемых результатов. Так, наиболее популярными сферами становятся управление, торговля, реклама и даже политика. Однако есть люди, которые применяют НЛП и в любовных отношениях, так, например, известно такое направление, как пикап, который предлагает различные способы привлечения девушек быстро.

Зачем программировать людей на что-либо? Каждый человек хочет иметь влияние на окружающих, чтобы они делали то, что хочет он. Конечно, лишь единицы имеют такого рода влияние. Но если хорошо постараться, то можно и самому приблизиться к такому рода контакта с окружающими, чтобы они начали исполнять ваши пожелания.

Как запрограммировать людей своими словами? Самое простое и легкое правило: вы должны говорить лишь то, что непосредственно касается вашего желания. Не говорите того, чего бы вы не хотели, чтобы воплотилось в реальность. Помните, что все ваши слова являются программами, которые впечатываются в голову вашего собеседника и потом реализовываются через его поступки. Чего вы хотите? О том и говорите. Обо всем остальном забудьте. Ни слова не говорите о том, чего бы вы не хотели видеть в своей жизни.

Неужели можно таким способом запрограммировать человека? Можно. Ведь говорят же, что «если постоянно говорить другому, что он свинья, то вскоре он захрюкает». Здесь действует тот же самый принцип: вы постоянно говорите об одном и том же, чем и программируете человека на исполнение вашего желания. И не беспокойтесь по поводу того, что вначале человек не хочет вам подчиняться. Вначале всегда происходит сопротивление. Но потом человек свыкается с мыслью о том, что вы ему говорили, после чего он сам начинает думать о том же, на что вы его программировали.

Итог

Нейролингвистическое программирование предлагает множество техники и приемов. Это отдельное направление, которое нужно изучать, чтобы быть гуру и уметь управлять как своей, так и чужой жизнью.

Несомненно, нейролингвистическое программирование на сегодняшний день является одним из самых популярных и востребованных способов воздействия человека на свою собственную личность и окружающих людей. Ведь НЛП позволяет человеку научиться лучше понимать себя самого, и избавиться от каких-либо отрицательных черт, в то же время, культивируя положительные; способствует более глубокому пониманию тех, с кем приходится взаимодействовать; даёт возможность делать процесс коммуникации более приятным и эффективным, а также оказывать влияние на людей совершенно разных категорий. Причём, знания по НЛП успешно применяются не только в психологии, психотерапии и других смежных науках. Применение НЛП идеально подходит и для обычной повседневной жизни. И для того чтобы любой человек мог этому научиться сейчас существует много вариантов: видео- и аудиоматериалы, интернет-ресурсы, тренинги и вебинары, специальные обучающие программы, журналы, книги и т.д.

И, конечно же, базой для любых обучающих программ и материалов всегда служат теоретические основы, в которых содержится основной объём информации. Но любая теория не будет представлять никакой ценности, если её не комбинировать с практикой, т.к. только практика формирует необходимые для успешного применения знаний навыки. Именно практической стороне НЛП мы посвятили представленную статью. В ней мы рассмотрим некоторые из лучших и самых популярных приёмов и техник НЛП. Любым из этих методов вы сможете овладеть в достаточной мере при условии регулярной тренировки в повседневной жизни.

В данной статье коротко разбирается 13 техник, если вы хотите узать про ещё 72 техники и научиться применять такие техники в жизни, то советуем обратить внимание на наш курс "Лучшие техники коммуникации".

Смена субмодальностей

Субмодальностями являются те элементы, которые составляют целостную картину нашего восприятия окружающей реальности. При помощи них кодируется наше отношение ко всему. Техника смены субмодальностей позволяет изменять наше отношение к чему-либо, причём оказывать влияние можно не только на силу испытываемых нами переживаний, но и преобразовывать их оценку и последующие ощущения. Помимо этого, данная техника подходит ещё и для того, чтобы изменить оценку какой-либо уже давно произошедшей ситуации, формирования мотивации, изменения отношения к другому человеку и т.п.

Как правило, схема этой техники, всегда примерно одна: нужно взять ситуацию (человека), к которой требуется изменить отношение, и ситуацию (человека), эмоции в отношении которой испытываются, наоборот, положительные. Затем нужно найти несколько различий между этими ситуациями (людьми) и их субмодальностями, и заменить субмодальности первой ситуации на субмодальности второй. После этого производится проверка: если ситуация изменилась в нужную сторону, то замена прошла успешно, если нет, то нужно вернуться к предыдущему шагу и проработать его ещё раз.

Модель правильной постановки целей «SMARTEF»

Огромную роль в процессе достижения целей играет умение правильно формулировать и определять необходимый результат. Проще говоря, чтобы что-либо в жизни изменить, нужно иметь ясное представление о том, чего ты хочешь конкретно. Именно техника SMARTEF помогает определить и сформулировать результат должным образом. Соответствие цели критериям SMARTEF многократно увеличивает вероятность её реализации. Цель должна быть:

  • Конкретной (вы должны учитывать все детали);
  • Измеримой (вы должны чётко осознавать все показатели того момента, когда цель будет достигнута);
  • Привлекательной (цель должна соответствовать вашим убеждениям и ценностям, мотивировать вас);
  • Реалистичной (вы должны точно знать, что цель достижима и что вам потребуется для её достижения);
  • Ограниченная временем (вы должны чётко устанавливать временные рамки для достижения цели);
  • Экологичность (вы должны рассмотреть свою цель в глобальном значении, а также осознать вторичные выгоды от её достижения/не достижения);
  • Положительная формулировка в настоящем времени (при постановке цели вы должны брать во внимание особые параметры формулировки).

Техники SMARTEF мы уже касались в нашем уроке «Якорение, результативность и управление состояниями ». При желании вы можете вернуться к нему или же изучить метод более подробно .

Стратегия творчества Уолта Диснея

Эта техника берёт за основу многолетний опыт американского художника-мультипликатора и кинорежиссёра Уолта Диснея в сферах бизнеса и творчества. Сутью его стратегии является умение подходить к любому вопросу с трёх разных позиций: мечтателя, реалиста и критика. Сам же такой подход был назван автором «имадженирингом». Каждая из трёх составляющих вносит в поиск эффективного решения любого вопроса свою лепту.

Основная функция мечтателя проявляется на начальном этапе, когда новые цели и идеи только формируются, и ориентирована на перспективу. Мечтатель должен помочь человеку увидеть, как все составляющие его плана складываются в одно целое. Функция реалиста выражается в поиске подходящих для реализации намеченного плана инструментов, чтобы абстрактная идея могла оформиться в нечто конкретное. Реалист помогает человеку перейти от мыслительного процесса к действиям. Критик же, в свою очередь, нужен для того чтобы оценить появившуюся идею или намеченный план по достижению цели с критической стороны. Критик призван помочь человеку найти слабые точки в его замысле, попытаться определить потенциальные проблемы или моменты, которые могли быть упущены. Также критик обращает внимание человека на такие вещи как экологичность плана, его реалистичность, вторичные выгоды и т.п.

Подход к любым делам с применением стратегии творчества Уолта Диснея во много раз повышает результативность и личную продуктивность человека. А познакомиться с этой стратегией подробнее вы можете .

Работа с логическими уровнями

Согласно результатам исследований одного из первых разработчиков НЛП Роберта Дилтса, существует несколько уровней восприятия человеком реальности и того, как он её проживает. Все они параллельны друг другу и тесно взаимосвязаны. Для человека является очень полезным осознать происходящее на всех этих уровнях, т.к. это влияет на любые аспекты жизни: принятие решений, формирование отношений, ощущения и самочувствие и даже происходящие события. Важно также знать, что логические уровни подчинены определённой структуре. Во-первых, Высшие уровни не могут существовать без Низших, т.к. реализуется посредством них, а во-вторых, Низшие уровни зависят от Высших и подчиняются им.

Обычно человек формирует свои цели и осознаёт проблемы на Низших уровнях и поэтому работать с ними можно и начинать на этих уровнях. Но, беря во внимание вышеупомянутые закономерности, следует прорабатывать цели и проблемы именно на Высших уровнях, т.к. лучший способ найти решение любой проблемы – найти её истоки и работать с ними напрямую.

Работа с логическими уровнями является предельно эффективной техникой для взаимодействия со свои целями и индуцирования жизненных перемен. Абсолютно всё, чего желает человек, должно находиться в согласованности с его Высшими уровнями, т.е. соответствовать убеждениям, ценностями и мировоззрению. Проработка проблем на Высших уровнях способствует выявлению необходимых ресурсов и увеличению их энергетического потенциала.

Узнать больше информации о работе с логическими уровнями можно по этой ссылке , а .

«Взмах»

Представленная техника служит для того чтобы в течение короткого времени изменить деструктивный тип реагирования человека на что-либо и заменить его на более конструктивный. Но результатом этой техники становится не только изменение типа реагирования, а ещё и установление у человека положительного и продуктивного образа себя. «Взмах» можно применять во многих сферах жизни, начиная от устранения вредных привычек и заканчивая коррекцией проблемного поведения.

Структура техники «Взмах» такова: для начала определяется контекст, т.е. ситуация, реакцию на которую хотелось бы изменить. Затем нужно выявить пусковые факторы, т.е. те факторы, которые вызывают желание реагировать привычным способом. Этот момент является наиболее важным, т.к. зачастую может даже не осознаваться человеком. Определение пусковых факторов также происходит по определённой методике. После этого необходимо создать образ состояния, которого требуется достичь. Чаще всего это делается с применением третьей . Следующий этап – это и есть «взмах», который требуется совершить. Он означает очень быструю замену одной картинки на другую (нежелательного образа на желательный). После того, как «взмах» совершён, нужно осуществить проверку нового состояния и подстройку к будущему.

Техника «Взмах» требует более подробно изучения (это можно сделать ) и тренировки.

Генератор нового поведения

Эта техника, аналогично предыдущей, предназначена для того чтобы помочь человеку изменить автоматические реакции на проявления внешней реальности, тем самым избавив его от множества ненужных проблем. Благодаря ей у человека повышается уверенность в своих силах, изменяются реакции и происходят положительные перемены в жизни.

Успешное применение данной техники подразумевает прохождение нескольких этапов. Сначала нужно определить ситуацию, которую требуется проработать, и прожить её, представив в своём сознании в мельчайших подробностях. Далее нужно представить эту же ситуацию в виде фильма, снятого про вас, и прочувствовать эмоции, которые он вызывает. После этого требуется представить себя оператором кинозала, который ставит в проектор киноленту с фильмом про вас для себя же, сидящего в зале. Затем необходимо представить себя режиссёром и осознать возможность изменения сценария; придумать несколько новых вариантов и подобрать наиболее подходящий.

Новый этап подразумевает, что вы снова оператор в кинотеатре, ставящий новую киноленту для себя, сидящего в кинозале. Затем вы представляете себя сидящим в зале и смотрящим новый фильм со своим участием. В итоге вы должны представить себя героем нового фильма и прожить новую ситуацию, представив её во всех деталях в своём воображении и осознав свои эмоции. Важно чтобы новый результат вас устраивал. Если же он вас не удовлетворяет, то следует вернуться к предыдущим пунктам и заново их проработать.

Итогом должно стать появление нового шаблона реагирования, но уже такого, который будет приносить пользу. Нужно его закрепить, несколько раз проиграв ситуацию, используя новые реакции. Более подробно узнать о том, как всё это сделать, можно на этой странице .

Шестишаговый рефрейминг

Многим из нас знакома ситуация, когда определённые проблемы не решаются очень и очень долго, а причину этого понять мы никак не можем. Дело в том, что этому мешает наше собственное подсознание, которому по каким-то причинам кажется, что так, как есть сейчас – лучше всего. Для изменения настроя своего подсознания очень хорошо подходит техника шестишагового рефрейминга. За основу в ней берётся особое медитативное состояние, при нахождении в котором подсознание наиболее восприимчиво к поступающей информации, тогда как в обычном состоянии её доступ блокируют различные субличности ().

Схема шестишагового рефрейминга довольно проста.

Первый шаг. Нужно лечь на пол и расслабиться, поочерёдно напрягая и расслабляя все мышцы тела, после чего примерно пять минут просто лежать, акцентируя внимание на дыхании.

Второй шаг. Визуализация большого белого экрана.

Третий шаг. Как только экран представлен, нужно задать своему подсознанию вопрос о том, готово ли оно к сотрудничеству. Ответ должен отобразиться на экране.

Четвёртый шаг. Если ответ положительный, то можно задавать подсознанию любые вопросы, форма которых должна подразумевать простые ответы (да/нет).

Пятый шаг. В процессе взаимодействия с подсознанием нужно узнать у него, какие выгоды оно извлекает из сложившейся проблемной ситуации, и обратиться к творческой составляющей своей личности с просьбой найти более подходящий способ удовлетворения данной потребности.

Шестой шаг. Следует расслабиться, позволив подсознанию обработать информацию, не спеша посчитать от одного до десяти и встать. Рефрейминг окончен.

Изменение личной истории

Техника изменения личной истории применяется, как правило, в тех случаях, когда поведение, которое требуется изменить, связано с какими-то событиями, имевшими место в прошлом, и основывается на имеющихся между настоящим и прошлым связях. Её использование позволяет избавиться от ненужных и ограничивающих убеждений, стереотипов, привычек, установок, методов реагирования и т.д.

Суть метода заключается в следующем. Нужно определить проблемную ситуацию или нежелательное состояние и установить на него якорь. Установленный якорь нужно использовать для того чтобы провести человека (или себя) до того самого момента, когда проблемная ситуация или переживание появилось впервые, а при любом их обнаружении нужно учитывать контекст происходившего. После того как несколько (4-5) подобных ситуаций или переживаний будут найдены, нужно опустить якорь и вернуться к самой первой ситуации, определить ресурсы, которые требовались для её преодоления, и найти пусковые факторы. Далее необходимо найти доступ к найденному ресурсу и произвести его якорение, вернуться в раннюю ситуацию и изменить её восприятие, применяя уже имеющийся ресурс (для отлично подходят .

После всего проделанного нужно от новых переживаний и оценить полученный результат. Если он не удовлетворяет поставленным требованиям, то следует вернуться к прошлому этапу выявления ресурсов и проработать его ещё раз. Затем нужно закрепить результат и произвести экологическую проверку и синхронизацию с будущим.

Узнать о том, как всё это делается, более детально можно отсюда .

Быстрое лечение фобий

Техника быстрого лечения фобий используется в НЛП для того чтобы нейтрализовать якоря на какие-либо сильные переживания, т.е. избавить человека от фобий: ксенофобии, агорафобии, никтофобии, фотофобии, клаустрофобии и многих других. Результатом успешного применения этой техники является освобождение человека от страхов, высвобождение энергии и появление множества новых возможностей.

Процесс осуществления техники быстрого лечения фобий заключается в нескольких шагах:

  • Нужно получить доступ к положительному состоянию и произвести его якорение, создав мощный ресурсный якорь. Причём, лучше всего, если якорь будет кинестетическим.
  • Нужно провести диссоциативный анализ переживаний, представив себя ещё до пребывания в негативном состоянии (чёрно-белая картинка) и уже после пребывания в нём (цветная картинка).
  • Нужно посмотреть на себя со стороны, словно сидя позади самого себя в кинотеатре.
  • Нужно быстро просмотреть чёрно-белый фильм, состоящий из первой картинки, самого события и оканчивающийся цветной картинкой.
  • Затем нужно просмотреть весь чёрно-белый фильм, но начиная со второй цветной картинки и заканчивая первой, причём во время перехода к первой картинке нужно переходить и во вторую степень диссоциации (смотреть на себя, смотрящего фильм). После перехода к первой картинке фильм должен сразу заканчиваться.
  • Нужно подумать о том, что являлось источником фобии и отметить изменения в физическом состоянии.
  • Нужно спроецировать негативную ситуацию на будущее, представив взаимодействие с источником фобии и обдумав новые варианты реагирования. Важно чётко определить показатели ощущения безопасности или же указатели к осторожному поведению.

Ознакомиться с техникой быстрого лечения фобий более детально можно на этой странице .

Реимпринтинг

Название данной техники происходит от слова «импринт», означающего «запечатление», т.е. какой-либо опыт или совокупность опытов, в результате которых у человека сложились те или иные убеждения. Нередко ситуации импринта являются тупиковыми и вызывают у человека ощущения бессмысленности, безысходности, безвыходности и т.п. Смысл импринтинга заключается в поиске ресурсов, необходимых для изменения укоренившихся убеждений и обновления устоявшихся поведенческих моделей.

Применение техники реимпринтинга основывается, в первую очередь, на определении симптомов импринта, подразумевающем сосредоточение на самом первом появлении каких-либо переживаний, связанных с ним и возникших убеждениях. После этого требуется мысленно перенестись в тот момент, который предшествовал возникновению импринта, вернуться в настоящее состояние и взглянуть на импринт с предшествующей ему позиции. Следующим этапом является поиск позитивного намерения или вторичных выгод, которые скрываются за устоявшимися реакциями и симптомами импринта и некоторые другие не менее важные составляющие, которые требуют более детального и скрупулёзного изучения.

Особенности реимпринтинга и процедуры его осуществления можно узнать вот .

Переоценка прошлого

Техника переоценки прошлого способствует изменению оценки какого-либо события, имевшего место в прошлом человека. Она очень эффективна, т.к. с помощью неё можно повлиять на оценку произошедших неприятностей и связанные с ними убеждения, изменить отношения с конкретными людьми и даже трансформировать аспекты восприятия детства. Краткий алгоритм необходимых действий включает в себя следующее:

  • Нужно определить тот период времени, который требует изменения и проработки. Он может быть связан с человеком, местом, временем и т.п. условиями.
  • Нужно создать мощный ресурсный якорь. Лучше всего, если он будет кинестетическим.
  • Нужно представить рассматриваемый временной отрезок в форме прямой линии, расположенной на полу, определить самые значимые моменты этого периода, назвать их и обозначить на линии, соблюдая реальную последовательность.
  • Нужно разделить все отмеченные ситуации на положительные и отрицательные. Затем, проходя по линии, следует перепроживать положительные ситуации заново, а отрицательные представлять диссоциированно, т.е. наблюдая за собой со стороны.
  • При диссоциированном рассмотрении отрицательных ситуаций можно использовать созданный в начале ресурсный якорь. Иногда это позволяет посмотреть даже на негативные события под другим углом и разглядеть в них положительные моменты.
  • Нужно провести экологическую проверку нового восприятия прошлых событий и, если результат не удовлетворяет всем требованиям, вернуться назад и проработать предыдущие пункты заново.
  • Нужно провести синхронизацию с будущим, спроецировав достигнутый результат на ситуации, которые могут произойти.

Более детально техника переоценки прошлого рассмотрена .

Выбор на линии времени

Представленная техника отлично зарекомендовала себя в качестве надёжного инструмента для разрешения тех ситуаций, когда есть возможность выбора чего-либо, но человек не знает, как ему поступить лучше всего. К тому же, техника выбора на линии времени может использоваться для прогнозирования долгосрочных последствий каждого из возможных вариантов.

Первое, что нужно сделать для успешного применений этой техники, это само осознание того, что у вас есть выбор: нужно чётко определить для себя, какие существуют варианты действий. Далее нужно порассуждать на тему того, на какой вообще срок может оказать воздействие сделанный выбор, и мысленно провести на полу линию, отображающую этот срок. После нужно определить для себя крайний срок, к которому нужно совершить выбор; между этим сроком и настоящим днём нужно определить наиболее оптимальный срок для выбора. Затем следует мысленно переместиться в будущее и постараться отметить те события, которые может вызвать сделанный вами выбор; придайте этим событиям оценку, посмотрев на них со стороны. Также можно прибегнуть к интеграции - пройти намеченный маршрут как бы наблюдая со стороны на уже прошедших его людей. По окончании всего этого нужно вернуться в исходную точку и подумать о том, есть ли возможность как-то улучшить маршрут или создать новый, более эффективный. Оцените имеющиеся выборы: что вы вынесли из путешествия по линии времени? Количество положительных моментов и укажет вам на правильный выбор.

В подробностях и деталях техника выбора на линии времени рассмотрена .

Техника самогипноза

Техника самогипноза является очень эффективной в виду того, что позволяет человеку проработать любые свои проблемы на самых глубинных уровнях, т.к. происходит взаимодействие с подсознанием в наиболее подходящем для этого состоянии. Используя эту технику, человек может изменить не устраивающие его качества своей личности, повлиять на образ своего мышления или поведения, избавиться от вредных привычек, привить новые и эффективные установки, изменить оценку каких-либо событий и т.д.

Перед применением самогипноза, в первую очередь, следует принять удобную позу, способствующую расслаблению и в которой можно долго находиться. Затем нужно для самого себя проговорить точное время, на которое вы хотите ввести себя в гипнотическое состояние. Также нужно чётко и конкретно поставить цель своего погружения. Она должна быть сформулирована в положительном ключе и проговорена вслух в привычной для вас форме. Следующий этап – нужно определить состояние, в котором вы хотите находиться после пробуждения, и также проговорить его вслух. Всё это делается для настройки подсознания на продуктивную работу.

Сам же процесс входа в транс должен соответствовать вашей репрезентативной системе , т.е. должен быть рассчитан на визуальное, аудиальное или кинестетическое восприятие. Для входа в гипнотическое состояние нужно закрыть глаза и в течение некоторого времени акцентировать внимание на звуках, представляемых объектах или ощущениях.

Совершенно нетрудно заметить, что любая техника НЛП является уникальным инструментом для работы человека, как с самим собой и каким-то своими особенностями, так и с другими людьми и тем, что касается лично их. На что можно оказывать влияние при помощи техник НЛП мы уже могли увидеть не раз.

Естественно, мы рассмотрели далеко не все существующие техники и не во всех подробностях. При желании можно найти и другие техники и детально изучать каждую из них в течение не одного дня. Но главное не это. Главное то, что теперь у вас на вооружении есть знание о том, какие вообще бывают техники НЛП, как их применять и для чего это можно и нужно делать.

Изучайте, практикуйте и оттачивайте новые навыки, и через время вас поразит ваша способность поистине магическим образом воздействовать на себя и окружающих!