Итальянский живописец, работавший в стиле поздней готики, крупнейший представитель так называемой "интернациональной готики" в Италии. Его настоящее имя - Джентиле ди Никколо ди Джованни Масси (Gentile di Niccolò di Giovanni Massi); он родился между 1360 и 1370 в Фабриано в Умбрии.


Достоверными работами Джентиле да Фабриано считаются «Поклонение волхвов» (1423) по заказу Паллы Строцци для церкви Санта Тринита - теперь в Уффици, часть пределлы - в Лувре; полиптих Кваратези (1425) для церкви Сан Никколо, центральный образ Мадонны - теперь в лондонской Национальной галерее, створки со святыми - в Уффици, части пределлы - в Ватиканской пинакотеке и в Вашингтонской Национальной галерее; полиптих «Венчание Богоматери со святыми» - в Брере. Кроме того, Мадонны в Сеттиньяно (собрание Беренсона), Перудже (пинакотека), Пизе (пинакотека), Веллетри (собор), Нью-Хавене (собрание Джарвза), Нью-Иорке (Метрополитен-музей), Берлине (муэеи), «Мадонна во славе» (Маэста) - остатки фрески в соборе города Орвието (1425).

Главные достоинства этих прекрасных работ - оживлённость композиции, тщательно разработанный, тонкий рисунок, благородство и экспрессивность фигур, свежесть красок. Деликатностью моделировки лиц, нежной бледностью их карнации и умением одушевлять их чувством благочестия Джентиле напоминает фра Беато Анджелико. Предполагается, что Франжелико мог быть учеником да Фабриано.

В искусстве художника сочетаются присущий североевропейской готике интерес к деталям, декоративность и мягкая сентиментальность, характерная для умбрийской школы. Живопись Джентиле да Фабриано , противоположная Ренессансу по своему духу, оказала решающее воздействие на искусство Северной Италии (в частности, на творчество Якопо Беллини, Пизанелло и Антонио Виварини) и многих мастеров Центральной Италии. Отзвуки стиля Джентиле да Фабриано можно обнаружить во фресках Беноццо Гоццоли в палаццо Медичи во Флоренции и в батальных композициях Паоло Уччелло.

В 1425 году, Джентиле приезжает во Флоренцию, где начинает работу над не менее значимым полиптихом для церкви Сан-Никколо Ольтрарно - подписной «Полиптих Кваратези». Его части разбросаны по многим мировым музеям. В центре полиптиха изображена Мадонна с ангелами. Она нарисована с редкостной для Джентиле монументальностью, почти равной новой манере.

Творчество Джентиле да Фабриано - типичный образец стиля интернациональной готики, для которого характерны утонченная элегантность, нарастание светских тенденций и интерес художника к натуралистическим деталям. В картинах Джентиле да Фабриано последняя черта проявляется в реалистической трактовке животных, птиц и растений, а так же тому, что можно назвать первыми "натюрмортами".

Творчество Джентиле да Фабриано можно по праву считать высшим достижением «интернациональной готики», которое по значению можно сравнить только с искусством братьев Лимбургов и ван Эйка, его отличительной чертой было поиск эффектов освещения. Джентиле считался неутомимым путешественником, страстным экспериментатором, который усвоил множество различных живописных традиций.

Джентиле был глашатаем высшего общества, был художником «осени средневековья». До конца жизни он оставался верен себе и своему вдохновению, избегая навязывания консервативных вкусов, искал новые способы передачи цвета и света. Но все-таки этот мир не оставил значительного следа в живописи Флоренции, где начали проявляться новые элементы живописи эпохи Возрождения. Но не стоит забывать того восхищения и восторга, с которым во всех флорентийских кругах воспринимались работы Джентиле. Спустя множество веков Вазари Микеланджело так говорит о Джентиле: «В живописи рука его была подобна его имени».

Ок. 1370, Фабриано — 1427, Рим. Итальянский живописец. Уроженец североитальянской провинции Марке. Работал в городах Марке, Венеции(1408—1412), Брешии(1414—1418), Флоренции(1422—1425), Орвието(1425), Сиене(1425—1426), Риме(1427). В 1422 вступил во Флорентийский цех живописцев. Творческое наследие сохранилось не полностью; известны преимущественно станковые работы художника. Росписи в Венеции, Брешии и Риме погибли.

Крупнейший мастер итальянской поздней готики Джентиле да Фабриано пользовался при жизни, несмотря на появление в середине 1420-х Мазаччо, репутацией первого художника Италии и не утратил ее даже в середине XV в., в том числе и в гуманистических кругах; так, в 1456 гуманист Б. Фацио включил в свои жизнеописания великих современников только двух итальянских живописцев — Джентиле да Фабриано и Пизанелло.

Творческое формирование Джентиле да Фабриано связано с художественной средой Северной Италии рубежа XIV—XV вв., с господствовавшими здесь традициями поздней готики. В то же время эти традиции получают у Джентиле да Фабриано новое осмысление.

Уже в ранних работах — Мадонне со св. Николаем, св. Маргаритой и донатором(ок. 1395, Берлин, Гос. музеи), полиптихе из Валле Ромита(ок. 1400, Милан, галерея Брера) — несколько отвлеченная миловидность персонажей и такие характерные для поздней готики мотивы, как усыпанный цветами зеленый луг, соединяются со сдержанностью, просветленным спокойствием. Художник предпочитает широкие, плавные линии, сообщает своим персонажам величавую осанку; о пристальности натурных наблюдений свидетельствует портрет донатора в первой из двух картин. Сдержанность, спокойствие, величавая широта стиля и элементы живой непосредственности нарастают в более поздних произведениях — Мадонне с Младенцем и ангелами(ок. 1415, Нью-Йорк, музей Метрополитен), Мадонне с Младенцем(ок. 1420, Пиза, Нац. музей), разрозненном полиптихе Кваратези(1425, Флоренция, галерея Уффици; Лондон, Бакингемский дворец, др. собрания) и единственной сохранившейся фреске Мадонна на троне(1425, Орвието, собор).

Кульминацией творчества Джентиле да Фабриано является алтарь Поклонение волхвов, написанный по заказу гуманиста Палла Строцци для флорентийской церкви Санта Тринита, включающий главную картину и три украшающие цоколь пределлы(1423, Флоренция, галерея Уффици; пределла Принесение во храм — Париж, Лувр). Готические традиции — развернутость композиции на плоскости, обилие золота, драгоценное сияние красок, элементы стилизации в изображении человеческой фигуры — соединяются в алтаре с пестрой и радостной картиной мира, бесконечно разнообразного в своих непосредственно и точно увиденных подробностях — от персонажей шествия, их облика и одежды до превосходно изображенных животных и пейзажных панорам с холмами и замками. Замечательна и попытка преодолеть плоскостность композиции, изобразив в ракурсах здание, на фоне которого представлена Мария, гарцующих лошадей и стоящего у кормушки вола. Ряд мотивов алтаря свидетельствует о знакомстве Джентиле да Фабриано с франко-бургундской миниатюрой. Еще более очевидно это сказывается в украшающих цоколь алтаря небольших композициях Рождество и Бегство в Египет с их мягко и широко написанными, освещенными неярким светом пейзажными фонами; в Рождестве художник передал эффект ночного освещения. В третьей композиции — Принесение во храм — он попытался придать пространственную структуру городской площади с центрическим храмом, что свидетельствует о его интересе к новым художественным проблемам. Широту творческих интересов художника демонстрируют и выполненные в 1427 в Риме зарисовки античных памятников.

Органичное соединение поэтики поздней готики с элементами нового миропонимания и нового художественного языка обусловили широкое влияние Джентиле да Фабриано на целое поколение итальянских живописцев от Мазолино и фра Анджелико до бывшего помощником Джентиле в римский период А. Пизанелло и самого известного из учеников Джентиле — Я. Беллини.

Джентиле Да Фабриано — итальянский художник, его годы жизни 1370- 1427. Точные сведения о его образовании отсутствуют, существует множество гипотез. Одна из популярных и принятых историками, он обучался художественному ремеслу в среде художников и миниатюристов Орвьето.

Свой путь к известности Джентиле начал родном городе Фабриано провинция Марке, и там же создал свои первые картины. В его картины можно разглядеть некоторые черты ломбардской живописи, по которым можно предположить, что художник некоторое время пребывал в Ломбардии в конце XIV века. Одна из первых его работ Мадонна со святым Николаем и святой Екатериной была задумана, как святое собеседование с тремя музицирующими ангелами среди деревьев сада. Она очень напоминает ломбардскую миниатюру св. Екатерины.

В 1408 году Джентиле посетил Венецию, где создал алтарную композицию, а в 1409 он начинает работать над знаменитой фреской зала Большого Совета Дворца дожей, ни одна работа не сохранилась до наших дней. Фреска Дворца дождей сыграла огромную роль в формировании творчества некоторых художников Венето, а особенно, таких как Пизанелло и Джованни Беллини . В 1410 Джентиле рисует полиптих для монастыря Балле Ромита под Фабриано. В центре панно изображено «Коронование Марии » — силуэты святых на панно изображены на золотом фоне и как бы летят, они одеты в вычурные струящиеся наряды, имеющие скрытое значение. По бокам полиптиха, красота и роскошь золотого фона передается, гуляющим по поляне, усыпанной цветами, четырем фигурам святых. Сверху полиптиха изображены четыре сцены, нарисованные посреди садов окруженных низкими стенами, которые представляют собой образцы реализма, с отбрасываемыми светом тенями. Тоже самое можно сказать и про панно «Стигматизация святого Франциска ». В ней падающий свет освещает небольшой участок горы, рассеивается деревьями и эффектно отражает на землю силуэт святого.

С 1414 по 1419 год Джентиле работает над капеллой в палаццо Бролетто в Бреши, эта его работа не сохранилась до наших дней. Также в это время из тканей, парчи и золотой вышивки были нарисованы изящные Мадонны из Пизы.

Джентиле начинает работу над одной из знаменитейших его работ, полиптих «». Этот алтарный образ изображен с роскошью, сцены, в которых широко показано богатство одежд, расположены по диагонали и вертикали, что отличается от прежних его работ. На картине центральный план связан с фоном только длинной вереницей спускающихся с гор всадников, где воссияла звезда. Всадники остановились у фигуры Марии, выражая ей свое почтение. Это больше похоже на пышную свиту придворных, в сопровождении животных, которые дополняют сцены турниров или охоты. Толпа написана в более бледных тонах, и это сильно контрастирует персонажами с богатой одеждой, расположенными на первом плане и рельефной рамой с позолотой. Этот спектакль нарисован тонко и легко, он как бы пересекается с реальность, а легкие прикосновения кисти подчеркивают атмосферу ночи. Световые эффекты так же усиливают реальность и других сцен в полиптихе: По бокам расположены композиции «Принесение во Храм » и «Рождество », которые обрамляют расположенную в центре сцену «Бегство в Египет ». На пилястрах полиптиха с невероятной точностью для того времени нарисованы цветы, это один из первых «натюрморта».

В 1425 году, Джентиле приезжает во Флоренцию, где начинает работу над не менее значимым полиптихом для церкви Сан-Никколо Ольтрарно — подписной «Полиптих Кваратези ». Его части разбросаны по многим мировым музеям. В центре полиптиха изображена Мадонна с ангелами. Она нарисована с редкостной для Джентиле монументальностью, почти равной новой манере. Но эти и некоторые другие признаки еще носят маргинальный характер.

В 1425-1426 годах Джентиле продолжил свою карьеру в Сиене, где создал множество произведений, «Мадонна де Нотаи » и другие, а также он создал множество фресок для церкви Сан-Джованни ин Латерано. Из всех работ Джентиле той эпохи сохранилась только «Мадонна », которую он создал в Риме в 1427 году.

Творчество Джентиле да Фабриано можно по праву считать высшим достижением «интернациональной готики», которое по значению можно сравнить только с искусством братьев Лимбургов и ван Эйка, его отличительной чертой было поиск эффектов освещения. Джентиле считался неутомимым путешественником, страстным экспериментатором, который усвоил множество различных живописных традиций.