Николай Гумилёв является основателем такого литературного течения, как акмеизм. Поэты-акмеисты, в том числе и Гумилёв, часто называли себя адамистами. Адамизм – это воспевание мужского начала, а также твёрдый, ясный взгляд на жизнь.

В ключе адамизма написано стихотворение Гумилёва «У камина». В данном стихотворении можно выделить три композиционные части. Первая часть предваряет монолог героя.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Сам он предстаёт в первых строках стихотворения: «…Руки на груди, он стоял один, Неподвижный взор устремляя вдаль, Горько говоря про свою печаль…» Из этих строк мы видим, герой стоит в уверенной позе. Но он очень одинок: об этом говорит устремлённый вдаль неподвижный взгляд. Наплывающая тень и догорающий камин делают атмосферу комнаты более мрачной.

Но и этот бесстрашный герой познал страх. Он делает его слабым. Этот страх не может развеять ничто. Что же это за страх? Об этом мы узнаём из третьей части: «И, тая в глазах злое торжество, Женщина в углу слушала его». То есть нам становится понятно, что страх героя – это безразличие любимой женщины: женщины, которая осознаёт свою победу над ним. Но, возможно, это единственный страх, который может овладеть этим сильным мужчиной.

Обновлено: 2017-03-03

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.


Видение


Я видел юношу: он был верхом
На серой борзой лошади – и мчался
Вдоль берега крутого Клязьмы. Вечер
Погас уж на багряном небосклоне,
И месяц в облаках блистал и в волнах;
Но юный всадник не боялся, видно,
Ни ночи, ни росы холодной; жарко
Пылали смуглые его ланиты,
И чёрный взор искал чего-то всё
В туманном отдаленье – тёмно, смутно
Являлося минувшее ему –
Призрак остерегающий, который
Пугает сердце страшным предсказаньем.
Но верил он – одной своей любви.
Он мчится. Звучный топот по полям
Разносит ветер; вот идёт прохожий;
Он путника остановил, и этот
Ему дорогу молча указал
И скрылся, удаляяся в дубраве.
И всадник примечает огонёк,
Трепещущий на берегу противном,
И различил окно и дом, но мост
Изломан… и несётся быстро Клязьма.
Как воротиться, не прижав к устам
Пленительную руку, не слыхав
Волшебный голос тот, хотя б укор
Произнесли её уста? о! нет!
Он вздрогнул, натянул бразды, толкнул
Коня – и шумные плеснули воды,
И с пеною раздвинулись они;
Плывёт могучий конь – и ближе – ближе…
И вот уж он на берегу другом
И на гору летит. – И на крыльцо
Соскакивает юноша – и входит
В старинные покои… нет её!
Он проникает в длинный коридор,
Трепещет… нет нигде… Её сестра
Идёт к нему навстречу. – О! когда б
Я мог изобразить его страданье!
Как мрамор бледный и безгласный, он
Стоял… Века ужасных мук равны
Такой минуте. – Долго он стоял,
Вдруг стон тяжелый вырвался из груди,
Как будто сердца лучшая струна
Оборвалась… Он вышел мрачно, твёрдо,
Прыгнул в седло и поскакал стремглав,
Как будто бы гналося вслед за ним
Раскаянье… И долго он скакал,
До самого рассвета, без дороги,
Без всяких опасений – наконец
Он был терпеть не в силах… и заплакал:
Есть вредная роса, которой капли
На листьях оставляют пятна – так
Отчаянья свинцовая слеза,
Из сердца вырвавшись насильно, может
Скатиться, – но очей не освежит!
К чему мне приписать виденье это?
Ужели сон так близок может быть
К существенности хладной? Нет!
Не может сон оставить след в душе,
И как ни силится воображенье,
Его орудья пытки ничего
Против того, что есть и что имеет
Влияние на сердце и судьбу.
_______

Мой сон переменился невзначай:
Я видел комнату; в окно светил
Весенний, тёплый день; и у окна
Сидела дева, нежная лицом,
С очами, полными душой и жизнью;
И рядом с ней сидел в молчанье мне
Знакомый юноша; и оба, оба
Старалися довольными казаться,
Однако же на их устах улыбка,
Едва родившись, томно умирала;
И юноша спокойней, мнилось, был,
Затем что лучше он умел таить
И побеждать страданье. Взоры девы
Блуждали по листам открытой книги,
Но буквы все сливалися под ними…
И сердце сильно билось – без причины, –
И юноша смотрел не на неё,
Хотя об ней лишь мыслил он в разлуке,
Хотя лишь ею дорожил он больше
Своей непобедимой гордой чести;
На голубое небо он смотрел,
Следил сребристых облаков отрывки
И, с сжатою душой, не смел вздохнуть,
Не смел пошевелиться, чтобы этим
Не прекратить молчанья; так боялся
Он услыхать ответ холодный или
Не получить ответа на моленья.
Безумный! ты не знал, что был любим,
И ты о том проведал лишь тогда,
Как потерял её любовь навеки;
И удалось привлечь другому лестью
Все, все желанья девы легковерной!

Наплывала тень… Догорал камин,
Руки на груди, он стоял один,

Неподвижный взор устремляя вдаль,
Горько говоря про свою печаль:

«Я пробрался в глубь неизвестных стран,
Восемьдесят дней шел мой караван;

Цепи грозных гор, лес, а иногда
Странные вдали чьи-то города,

И не раз из них в тишине ночной
В лагерь долетал непонятный вой.

Мы рубили лес, мы копали рвы,
Вечерами к нам подходили львы.

Но трусливых душ не было меж нас,
Мы стреляли в них, целясь между глаз.

Древний я отрыл храм из-под песка,
Именем моим названа река.

И в стране озер пять больших племен
Слушались меня, чтили мой закон.

Но теперь я слаб, как во власти сна,
И больна душа, тягостно больна;

Я узнал, узнал, что такое страх,
Погребенный здесь, в четырех стенах;

Даже блеск ружья, даже плеск волны
Эту цепь порвать ныне не вольны…»

И, тая в глазах злое торжество,
Женщина в углу слушала его.

Анализ стихотворения «У камина» Гумилева

Произведение Николая Степановича Гумилева «У камина» вошло в сборник поэта «Чужое небо».

Стихотворение написано в 1911 году. Его автору в этот момент исполнилось 24 года, он заядлый путешественник, в его активе две книги ранних стихов, уже женат на А. Ахматовой. Как позднее утверждала сама поэтесса, это стихотворение посвящено именно ей. По жанру – экзотическая элегия, по размеру – пятисложник со смежной рифмовкой, состоит из 13 двустиший. Интонация удрученная, лихорадочная. Лирический герой – сам поэт в образе воина и первооткрывателя. Композиция сюжетна, делится на 2 части. Все начинается монологом у догорающего камина, им же завершается. В середине же произведения описывается прошлое героя, полное опасностей, приключений, торжества мужского начала. Открытых и закрытых рифм примерно поровну. Герой стоит в комнате, сложив руки на груди. Его фигура видится трагическим изваянием, попавшим в неподходящие для себя условия. Уют, комфорт, изысканность окружают его. Он почти в бреду и говорит сам с собой, однако в комнате присутствует женщина, внимательно слушающая его исповедь. В поиске сильных ощущений, здоровой усталости для беспокойного сердца он презрел цивилизацию. Страны, увиденные им, не были отмечены на картах, возглавляемый героем караван шел горами, лесами, по чужестранным, почти призрачным, селениям. Дикие животные окружали лагерь, но мужчины хладнокровно «стреляли в них, целясь между глаз». Храм забытого племени он «отрыл из под песка», его слово было законом для туземцев, его имя, непривычное для слуха местных жителей, осталось названием могучей реки. Возвращение стало мукой: больна душа, тягостно больна. В этом лексическом повторе – неприкаянность в рафинированном мире романтика, исследователя. Теперь же он понял, «что такое страх». Герой почти сходит с ума, «погребенный в четырех стенах». Продуманный отдых в специально отведенных местах ему претит, не помогут «блеск ружья, плеск волны». В заключительном двустишии он в бессилии бросает в лицо женщине обвинение: в глазах злое торжество. Она его возлюбленная, но она же незнакомка, мучительница. Ей не дано понять его тоски. Впрочем, и сам поэт выбирает одинокий поход вместо туристического путешествия со спутницей. У героини своя правда, ей тоже есть, что высказать. Чувствуя это, он приписывает ее молчанию злорадство. Инверсия: наплывала тень. Метафоры: горько говоря, трусливых душ. Эпитеты: неизвестных, грозных. Перечислительная градация. Сравнение: как во власти сна.

Н. Гумилев – мастер захватывающих историй о покорении новых земель, тонкий лирик, умеющий в нескольких словах передать свои переживания.