Иакинф (Никита Яковлевич Бичурин ), архимандрит, известный синолог, сын дьячка села Бичурина Казанской губернии, Чебоксарского уезда, род. 29 августа 1777 г., умер 11 мая 1853 г. Учение начал в училище нотного пения в г. Свияжске; в 1785 г. поступил в семинарию, причем и получил свою фамилию; здесь он своими способностями обратил на себя внимание казанского преосвященного Амвросия (Подобедова), и в 1799 г. по окончании курса занял в той же семинарии, которая была уже преобразована в Академию, должность учителя грамматики; в 1800 г. он постригся в монахи и был сделан учителем высшего красноречия. В 1802 г. в звании архимандрита он был назначен в Вознесенский монастырь в Иркутске и получил вместе с тем должность ректора семинарии; но, отличаясь всегда слишком энергичным, решительным характером, он здесь своею строгостию и горячностию произвел волнение среди семинаристов и после этого был переведен в Тобольскую семинарию преподавателем риторики с запрещением совершать священнодействие. В 1805 г. отправлялась в Китай на смену прежней восьмой новая, девятая, духовная миссия на десятилетний срок. Начальник ее, избранный в Петербурге, архимандрит Аполлос, доехав до Иркутска, пожелал остаться в этом городе. Тогда Св. Синод определил начальником миссии архимандрита Иакинфа, который с радостью согласился на это назначение; он стремился в неведомые ему страны с целию изучить их. 18 июля 1807 года миссия выехала из Иркутска. С первого же дня после переезда русской границы Иакинф начал дневник своего путешествия и собирал сведения о стране и народе, на второй же день по прибытии в Пекин (миссия достигла Пекина 10 января 1808 г.) принялся за изучение китайского языка; он предпочел этот язык монгольскому и маньчжурскому потому, что основная литература для изучения северо-восточной Азии - китайская. Архимандрит Иакинф учился по-китайски теоретически и практически. Соединяя с необыкновенною способностью к изучению языков и замечательное трудолюбие, отец Иакинф настолько усвоил китайский язык, что впоследствии объяснялся на нем, как самый образованный китаец. Во время пребывания в Китае он начал составлять словарь, в который вошло 12000 иероглифов, сделал много переводов на русский язык из китайских сочинений, исторических и географических; кроме того, он близко сошелся с католическими миссионерами, которые познакомили его с трудами иезуитов по изучению Китая. Переводя мноо с китайского языка, он перевел и на китайский с русского, литургию, краткую священную историю и изложение православной веры. Но вскоре Иакинф и вся миссия очутились в критическом положении. Деньги на содержание миссии высылались обыкновенно на 5 лет; но в 1812 г. правительство было так занято борьбою с Наполеоном, что деньги не были высланы. Существовать на средства китайского правительства, которое отпускало на миссию в год 855 руб. 50 коп. сер. на наши деньги, не было возможности; пришлось занимать деньги у китайских ростовщиков за высокие проценты; наконец дело дошло до заклада церковной утвари; при таких обстоятельствах естественно возникли в образе жизни членов миссии беспорядки и разные нежелательные явления. О миссии вспомнили, когда предстояло снаряжать на смену ей новую; но и это снаряжение затянулось. Десятая миссия прибыла в Пекин 1 декабря 1821 г., и только 15 мая 1822 г. Иакинф выехал из Пекина с своей миссией, проведя там, вместо положенных 10 лет, 14 лет и 4 месяца. В Петербург отец Иакинф явился с таким богатым запасом сведений о прошлом и настоящем Китая, какого не имели члены прежних миссий; этими знаниями он готов был делиться со всяким, как об этом свидетельствует превосходное сочинение о Китае Тимковского, который широко воспользовался эрудицией отца Иакинфа; кроме того, Иакинф привез с собою большое собрание переводов с китайского, частию оконченных, частию только начатых. Но в Петербурге он был предан духовному суду за расстройство миссии, был признан виновным, лишен сана архимандрита и сослан на заточение в Валаамский монастырь, где и оставался в забвении около 4 лет. Там он находил утешение в работе: исправлял прежние труды, доканчивал начатые. Случайно посетил Валаамский монастырь барон П. Л. Шиллинг-фон-Канштадт и заметил в одной келье монаха, который что-то усердно писал. Барон заинтересовался им и, узнав, что это Иакинф, бывший начальник русской миссии в Китае, стал хлопотать о перемещении его в Петербург. В 1826 году отец Иакинф был определен на службу в Министерство Иностранных Дел переводчиком китайского языка и помещен на жительство в Александро-Невской лавре. С этого времени начинается его неутомимая литературная деятельность, изумлявшая не только русский, но даже и иностранный ученый мир. Клапрот прямо высказал, что отец Иакинф один сделал столько, сколько может сделать только целое ученое общество. Действительно, он писал о современном Китае в журналах, печатал книги об этой стране, публиковал переводы китайских сочинений, как о самом Китае, так и соседних странах: о Монголии, Джунгарии, Тибете. Он в полном смысле слова положил у нас начало изучению Китайской империи и ее вассальных земель, возбудил интерес в обществе к крайнему Востоку, показал, какую важность имеет для изучения Средней Азии богатейшая китайская литература и проложил путь для работ другим синологам. К этому надо прибавить, что труды Иакинфа доселе почти не устарели и ни один исследователь прошлого Средней и Северо-восточной Азии не может обойтись без них. Масса новых сведений, внесенных в науку отцом Иакинфом, и отличное знание многих вопросов вполне искупают те недостатки, от которых его труды не свободны, которые, к тому же, были до известной степени общими всем ученым работам того времени. Иакинфа справедливо обвиняли за отсутствие критики, за излишнюю доверчивость к свидетельству китайцев, за малое знакомство с европейской литературой; комментарий его часто слаб, а иногда и вовсе неверен. По-видимому, он сознавал справедливость обращенных к нему упреков и быть может поэтому избегал полемики. Еще важнее другие недочеты в работах отца Иакинфа. Он, вследствие увлечения и неверного представления о местопребывании некоторых народов, составил монгольскую теорию о происхождении кочевых народов Средней Азии и видел монголов там, где их вовсе не было. Переводы отца Иакинфа, сделанные всегда прекрасным русским языком, во многих случаях представляют сокращение китайского оригинала, иногда трудные места переданы у него наугад, без соответствующих оговорок, иногда встречаются важные пропуски, которые затемняют связь событий. От всех этих недостатков не свободен и самый капитальный труд отца Иакинфа, один из последних его трудов: «Собрание сведений о народах Средней Азии»; труд этот составлен по поручению Академии Наук, по ее же программе и потребовал 4 года усидчивых занятий. Академия Наук вообще очень сочувственно относилась к работам отца Иакинфа, награждала выдающиеся из них премиями и избрала его в 1828 г. в свои члены-корреспонденты; в 1831 г. он был избран членом Парижского азиатского общества, В 1829-1830 гг. Иакинф, по поручению Азиатского департамента, совершил, вместе с бароном Шиллингом поездку за Байкал; в 1835 г. он был командирован в Кяхту для открытия и устройства там училища китайского языка. Отел Иакинф дожил до почтенной старости и неутомимо работал почти до самой смерти; ему принадлежат, кроме множества статей, следующие труды, вышедшие отдельными книгами: «Ответы на вопросы о Китае»; «Описание Тибета в нынешнем его состоянии» - в сокращении переведено на французский язык Клапротом; «Записки о Монголии», переведены на французский и немецкий языки (1828 г.); «Описание Чжуньгарии и Восточного Туркестана», «Сань-цзы-цзинь или Троесловие»; «Описание Пекина» - переведено на французский и немецкий языки; «История первых четырех ханов из дома Чингисова» (1829); «История Тибета и Хухэнора» (1833); «Историческое обозрение Ойратов или Калмыков» (1834); «Китайская грамматика» (1835); «Китай, его жители, нравы, обычаи, просвещение» (1840); «Статистическое описание Китайской империи» (1842); «Земледелие в Китае» (1844); «Китай в гражданском и нравственном его состоянии» (1848); «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древнейшие времена» (1851); в рукописи остаются его работы: словарь китайского языка по русскому алфавиту, небольшой китайский словарь по предметам и переводы: географического описания Китая в 18 томах, истории Китая, сокращения монгольских уложений и нескольких китайских сочинений о Тибете. В 1830 г. по возвращении в Петербург он подал в Синод прошение, чтобы ему разрешено было сложить с себя монашеский сан, потому что он не может хранить монашеских обетов. Синод согласился на его просьбу, но решение это не было утверждено Государем.

Автобиографическая записка отца Иакинфа в «Ученых записках» Академии Наук, III, 665-672; статья Н. Щукина в Журн. Мин. Нар. Просвещ., ч. 95, 111-126; статьи Адоратского в «Православ. Собеседнике», 1886, №№ 2, 3, 5, 7 и 8; «Петерб. Ведомости», 1853, № 130; Никитенко, «Записки и дневник», III, 37-38; статья H. Моллер в «Рус. Старине», 1888, август, 271-304, сентябрь, 525-500; «О. Иакинф Бичурин», Каз., 1886; архив Св. Синода, дела 1802 г., № 219, 1803, № 183, 1809, № 152 и 1831, № 837.

(в монашестве – Иакинф) (29 августа 1777, с. Бичурино Казанской губернии – 11 мая. 1853, г. Санкт-Петербург) - выдающийся русский ученый, востоковед, путешественник, писатель.

Н.Я. Бичурин (Иакинф): энциклопедическая справка

Родился в семье дьякона. В 1786 (или 1787) поступил в Казанскую духовную семинарию, в 1799 окончил Казанскую духовную академию. В 1800–1802 был учителем грамматики в той же академии. В 1802 принял монашество и в сане архимандрита был назначен настоятелем и первым ректором . В 1803 обличен в нарушении монастырского устава и отрешен от должности настоятеля. В духовной семинарии требовал дисциплины, что вызывало жалобы и доносы. По указу Св. Синода от 29 января 1806 лишен сана архимандрита, отрешен от должности ректора с запрещением священнослужения и отправлен преподавателем риторики в Тобольскую духовную семинарию, где работал более года. В мае 1807 назначен начальником пекинской духовной миссии и в июле 1807 выехал из в Пекин.

После возвращения на родину в 1821 был обвинен в расстройстве миссии, нерадивости к миссионерским обязанностям, вторично лишен сана архимандрита в 1823 и простым монахом сослан пожизненно в Валаамов монастырь. В 1826 возвращен в Петербург в Александро-Невскую лавру с обязательством обслуживать переводами Азиатский департамент МИДа. В 1828 за исследования по истории Монголии и Китая избран членом-корреспондентом АН. В 1830 в составе экспедиции был командирован в Забайкалье.

С марта по май 1830 находился в – перед отъездом в Кяхту для научных занятий, где пробыл 18 месяцев и начал преподавание китайского языка. В феврале 1835 вновь был откомандирован в Кяхту на должность преподавателя китайского языка в училище, которое было официально открыто. Специально для Кяхтинского училища написал «Китайскую грамматику» и учебное пособие по китайскому языку. Вернулся в Петербург в 1837.

Автор многочисленных научных трудов и переводов по истории Китая, Монголии, других азиатских народов. По эрудиции, объему изученных им вопросов и масштабу использованных для исследования и переводов китайских источников далеко опередил западноевропейских современников. Сочувственно относился к простому народу Китая. Бичурин общался с Пушкиным, Одоевским, Крыловым, поддерживал знакомство, начатое в 1830, с братьями Бестужевыми, Торсоном и другими декабристами. Награжден тремя Демидовскими премиями, член Азиатского общества в Париже.

Умер в Александро-Невской лавре. В Научной библиотеке Иркутского университета хранятся книги с его автографами.

Сочинения

    Байкал // Северные цветы на 1832 год. - СПб., 1832.

    Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. - М.; Л., 1950–1953. Т. 1–3.

    Записки о Монголии. - СПб., 1828 Т. 1–2.

    Статистическое описание Китайской империи. - СПб., 1842. - Ч. 1–2.

    Земледелие в Китае. - СПб., 1844.

    Китай в гражданском и нравственном состоянии. - СПб., 1848. Ч. 1-4.

    Историческое обозрение ойоратов и калмыков с XV столетия до настоящего времени. - СПб, 1834.

Основные переводы

    Описание Тибета в нынешнем его состоянии. - СПб., 1828. - Ч. 1–2.

    Описание Чжангарии и Восточного Туркестана в древнем и нынешнем состоянии. - СПб, 1833 Ч. 1–2.

Литература

  1. Тихонов Д. И . Русский китаевед первой половины XIX в. Иакинф Бичурин // Учен. зап. ЛГУ. Сер. востоковедческих наук. - 1954. - № 179. - Вып. 4.
  2. Бартольд В. История изучения Востока в Европе и России. 2-изд. - Л., 1925.
  3. Симоновская Л. В. Бичурин как историк Китая // Докл. и сообщения ист. ф-та МГУ. - 1948. - Вып. 7.
  4. Погодин М. П. Биография Иакинфа // Беседы в Об-ве любителей росс. словесности при Моск. ун-те. - 1871. - Вып. 3.
  5. Щукин Н. С. Иакинф Бичурин // Журн. Мин-ва народного просвещения, 1857. Сент.
  6. Моллер Н. С. Иакинф Бичурин в далеких воспоминаниях его внучки // Русская старина. - 1888. - Кн. 8-9.

(Бичурин (Пичуринский) Никита Яковлевич; 29.08.1777, с. Акулево Цивильского (позднее Чебоксарского) у. Казанской губ., ныне дер. Типнеры Чебоксарского р-на Чувашии - 11.05.1853, С.-Петербург), бывш. архим., востоковед, синолог, глава Пекинской духовной миссии в 1807-1821 гг. Род. в семье диак. Иакова Данилова, который в 1779 г. был рукоположен во иерея к Воскресенской ц. с. Бичурина (Пичурина) Свияжского (позднее Чебоксарского) у. Казанской губ. От названия села И. впосл. получил фамилию. В 1794 и 1795 гг. из-за болезни отца был временно определен на священнический доход в с. Бичурине. Обучался в школе нотного пения в свияжском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре . В 1787 г. поступил в КазДС, где занимался грамматикой, арифметикой, поэзией, риторикой, богословием, греч., лат., франц. языками и др. Был среди лучших учеников, писал стихи на рус. и греч. языках. В 1799 г. окончил учебное заведение, ставшее к тому времени ДА, и по рекомендации Казанского архиеп. Амвросия (Подобедова) был оставлен при нем учителем информатории (подготовительного класса). С 1800 г. преподавал в КазДА грамматику, затем риторику. Позже передал б-ке академии значительную часть книг, рукописей и карт из своей б-ки.

29 мая 1800 г. Бичурин подал на имя Казанского архиеп. Серапиона (Александровского) прошение о пострижении в монашество. 18 июля 1800 г. в казанском в честь Преображения Господня монастыре принял постриг. 22 июля того же года рукоположен во диакона, 25 авг. 1801 г.- во иерея. В нояб. 1801 г. ему было поручено управление казанским во имя святого Иоанна Предтечи монастырем . Благодаря покровительству Новгородского и С.-Петербургского митр. Амвросия (Подобедова) 20 июня 1802 г. И. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем иркутского в честь Вознесения Господня монастыря , ректором Иркутской ДС, членом духовной консистории. Приехал в Иркутск в авг. 1802 г. Под контролем И. в Вознесенском мон-ре развернулось строительство новых адм. и хозяйственных помещений. В семинарии учредил богословский класс, ввел в учебные планы преподавание светских дисциплин (географии, истории, нем. и франц. языков), начал подготовку семинаристов к миссионерской деятельности. Добросовестно исполнял обязанности преподавателя богословия без соответствующего вознаграждения. Вскоре И. был обвинен в том, что в Вознесенском мон-ре под видом послушника находилась женщина (Наталия Иванова), приехавшая с ним из Казани. По свидетельским показаниям семинаристов И. был признан виновным в нарушении монастырского устава, по решению Синода в марте 1806 г. отстранен от занимаемых должностей и отправлен в Тобольск под наблюдение архиеп. Антония (Знаменского) с запрещением священнослужения (вскоре запрещение было снято). В Тобольске занялся изучением историко-этнографического материала о Китае и народах Сибири, с июня 1806 г. преподавал риторику в местной семинарии.

По рекомендации гр. Ю. А. Головкина, отправленного с посольством в Китай в 1805 г., И. 5 марта 1807 г. был назначен начальником 9-й Пекинской духовной миссии и настоятелем пекинского Сретенского монастыря. 17 сент. того же года выехал из Кяхты через Монголию в Пекин, куда прибыл 10 янв. 1808 г. В первые месяцы пребывания в Китае И. занимался устройством миссии. В течение 1808-1809 гг. изучал кит., маньчжурский, монг. языки, занимался переводом краткого катехизиса, изложения греко-российского правосл. учения, краткой Свящ. истории на кит. язык. Из-за тяжелых условий существования, недостаточного денежного обеспечения миссионерская деятельность в Китае не получила развития. Тогда И. сосредоточился на изучении истории народов Центр. и Ср. Азии на основе широкого круга источников на вост. языках. Его переводческая деятельность была продуманна и научно обоснована. Прежде всего он занимался переводами кит. исторических и географических сочинений, затем юридических, медицинских, экономических, нумизматических, религ. и др. трудов. Одновременно готовил многотомные оригинальные китайско-рус. и маньчжурско-рус. словари, перевел на рус. язык маньчжурско-кит. словарь (сохр. в рукописях), с предельной точностью составлял карты Пекина, Монголии, Тибета. Эти занятия настолько увлекли И., что он просил (через иркутского губернатора Н. И. Трескина) оставить его в Пекине на 2-е десятилетие для завершения научных трудов. Уехал из Пекина 15 мая 1821 г. После прибытия в Иркутск отправил в С.-Петербург 14 ящиков с книгами на кит. и маньчжурском языках. Приехал в С.-Петербург в янв. 1822 г. В одном из писем И. подводил итоги деятельности: «...целые тринадцать лет занимаясь познанием Китая, я один сделал в пять крат более, нежели все прошедшие миссии в течение ста лет» (Письма Бичурина из Валаамской монастырской тюрьмы // Народы Азии и Африки. 1962. № 1. С. 102).

За нерадивое исполнение обязанностей в духовной миссии (в т. ч. за продажу церковной утвари для уплаты долгов) решением консисторского суда от 24 авг. 1823 г. И. был лишен сана архимандрита и в качестве простого монаха отправлен на вечное жительство в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь . В 1826 г. по ходатайству его друзей Е. Ф. Тимковского и П. Л. Шиллинга, служивших в Мин-ве иностранных дел, И. было разрешено вернуться в С.-Петербург. 1 нояб. того же года поселился в Александро-Невской лавре . В соответствии с решением имп. Николая I (по докладу министра иностранных дел К. В. Нессельроде) причислен к Азиатскому департаменту Мин-ва иностранных дел в качестве переводчика.

В 1830 г. в связи с командировкой Шиллинга в Вост. Сибирь для ознакомления с процессом русско-кит. торговли И. отправился в Кяхту, где наряду с выполнением поручений по научной части организовал обучение 12 детей кяхтинских купцов и мещан кит. языку. На экзамене в присутствии членов Пекинской духовной миссии, вернувшихся в Россию, дети показали хорошие результаты. В 1831 г. из-за болезни Шиллинга уехал из Кяхты, отправился через Томск и Змеиногорск в Семипалатинск для сбора сведений о рус. торговле с цинским Китаем. Следуя затем через Оренбург, Казань, Москву, И. вернулся в С.-Петербург. После решения правительства создать в Кяхте 4-летнее уч-ще кит. языка в целях улучшения кяхтинской торговли при помощи квалифицированных переводчиков И. вновь отправился в Кяхту. 16 мая 1835 г. он принял участие в торжественном открытии кяхтинского уч-ща, ставшего 1-м в России учебным заведением, программа к-рого предусматривала обучение кит. языку. Передал б-ке уч-ща полный комплект своих изданных трудов, а по возвращении в С.-Петербург позаботился об издании кит. грамматики, к-рая была опубликована в 1838 г. Эта грамматика стала незаменимым учебником для уч-ща и для буд. синологов и принесла автору Демидовскую премию (1839). Обучал кит. языку буд. членов Пекинской духовной миссии.

И. стал основоположником научного китаеведения в России, изучал не только историю страны, но и совр. ему Китай. Он пользовался огромным авторитетом как в России, так и за границей, где его считали 1-м знатоком Китая, несмотря на некоторые критические замечания в его адрес отечественных и зарубежных ориенталистов (напр., Ю. Клапрота и др.). И. критиковал упрощенные западнические взгляды на вост. культуру, защищая ее древность и самоценность. Называл китайцев единственным в мире народом, «у которого философия, к необыкновенному удивлению Европы, связана с религией самыми тесными узами» (Китай, его жители, нравы, обычаи, просвещение. 1840. С. 5). Выполняя различные поручения по службе, И. все свободное время посвящал научным занятиям, к-рые не прекращал и во время пребывания в ссылке. Пользовался не только оригинальными сочинениями на кит. языке, но и архивными материалами на рус. языке, в т. ч. поступавшими в Азиатский департамент. Оставил немало фундаментальных трудов по истории, географии и этнографии народов Китая, Центр. и Ср. Азии, Юж. Сибири и Дальн. Востока. Среди основных направлений его исследований важное место занимало изучение истории народов, населявших сопредельные с Китаем регионы в эпоху древности и средневековья (преимущественно в Х-ХIII вв.). В этой связи И. писал: «Цель всех изданных мною разных переводов и сочинений в том состояла, чтоб предварительно сообщить некоторые сведения о тех странах, чрез которые лежат пути во внутренность Китая» (Скачков. 1977. С. 99). Было опубликовано более 10 книг И. (не считая переводов), к-рые издавались не только на русском, но и на западноевроп. языках. Вместе с большим числом опубликованных статей и рукописей они составляют исключительно важное и ценное по проблематике научное наследие.

И. перевел свод конфуцианских текстов «Сы шу» (Четверокнижие) и сборник классических текстов «Сань-цзы-цзинь, или Троесловие», к-рые использовались в Китае в качестве школьных учебников. В 1828-1829 гг. опубликовал ряд крупных работ, в частности переводы с собственными комментариями «Описания Тибета в нынешнем его состоянии», «Описания Чжуньгарии и Восточного Туркестана в древнем и нынешнем состоянии» и «Описания Пекина, с приложениями плана сей столицы, снятого в 1817 г.». Тогда же вышли его сочинения «История первых четырех ханов из дома Чингисова» и «Записки о Монголии», в к-рых излагались история Монголии по кит. источникам, опровергающим мн. идеи зап. ориенталистов, совр. положение, законодательство, культура, религия, география страны. В 1834 г. за кн. «Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени» И. получил Демидовскую премию. Работа удостоилась похвалы А. С. Пушкина , который писал об авторе, что его «глубокие познания и добросовестные труды разлили столь яркий свет на сношения наши с Востоком» (Пушкин А. С. ПСС. М.; Л., 1950. Т. 9. Ч. 1. С. 95). Поэт использовал книги И. в исторических работах, прежде всего в «Истории Пугачева».

После перевода «Да Цин хуэй-дянь» (Свода законов династии Цин), составленного в 1818 г. и изданного на кит. языке в 1821 г., И. опубликовал статьи по материалам из указанного источника. В кон. 1840 г. издал кн. «Китай, его жители, нравы, обычаи, просвещение», а в авг.-сент. 1841 г. закончил работу над «Статистическим описанием Китайской империи», за к-рую получил еще одну Демидовскую премию. Последующее обращение к материалам того же свода законов позволило ученому в 1848 г. издать очередную кн. «Китай в гражданском и нравственном состоянии» о гос. устройстве, об уголовном законодательстве, о системе образования, общественной и частной жизни, об обычаях и обрядах китайцев. На сочинение откликнулись 6 рецензентов, в т. ч. В. Г. Белинский . Критик, усмотрев в труде идеализацию политической системы, существовавшей в цинском Китае, тем не менее признал: «Книга почтенного отца Иакинфа - истинное сокровище для ученых по богатству важных фактов». Не исключено, что И. был знаком рукописный перевод «Да Цин хуэй-дянь», выполненный Е. И. Сычевским, членом Пекинской духовной миссии в 30-х гг. XIXв. Конфуцианству и его обрядности И. посвятил кн. «Описание религии ученых», опубликованную посмертно.

Последним фундаментальным трудом И. стало «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена», снабженное картами. На его подготовку ушло более 3 лет, причем автор тяжело, с осложнениями переболел холерой в мае-июле 1849 г. Этот труд был опубликован в 1851 г. и удостоен Демидовской премии. И. продолжал писать мелкие заметки и статьи. К концу жизни ученый почти утратил зрение: даже в очках не мог читать журналы, приходившие к нему по подписке.

И. был известной фигурой в литературно-общественной жизни России. Десятки его статей были опубликованы в популярных журналах: «Москвитянине», «Журнале Министерства народного просвещения» , «Московском телеграфе», «Отечественных записках» , «Русском вестнике» , «Северном архиве», «Сыне Отечества» и др. Современники называли публикации И. «украшением российской журналистики». Помимо трудов по востоковедению он переводил поэму Вольтера «Генриада». Общался с Пушкиным, И. А. Крыловым, В. Ф. Одоевским , М. П. Погодиным , декабристами братьями Н. А. и М. А. Бестужевыми, И. И. Пущиным и др. Имел репутацию религ. вольнодумца. Тяготился монашеским образом жизни, дважды (в авг. 1831 и чуть позднее) просил о снятии с него монашеского звания, мотивировал это тем, что, исполняя свои должностные обязанности, он не может соблюдать все обеты. Прошения И. не были удовлетворены. Его последнее письмо Погодину, написанное, видимо, с его слов, было подписано чужой рукой («архимандрит Иакинф»).

И. был избран членом-корреспондентом С.-Петербургской АН (1828), членом Азиатского об-ва в Париже (1831).

Скончался в монастырской келье Александро-Невской лавры. Похоронен 13 мая 1853 г. на Лазаревском кладбище лавры. Впосл. на могиле на средства, собранные сослуживцами И. по Азиатскому департаменту, был поставлен памятник с эпитафией на кит. языке: «Постоянно прилежно трудился над увековечившими (его) славу историческими трудами». В 2001 г. в пос. Кугеси Чебоксарского р-на был основан музей «Бичурин и современность». Именем Бичурина названа улица в Чебоксарах.

Арх.: РНБ ОР. Ф. 1. Оп. 1. 1828. № 17; 1829. № 6; 1830. № 39; ИВ РАН. Ф. 7; Гос. ист. архив Чувашской Респ. Ф. 225.

Соч.: Ответы на вопросы, к-рые г. Вирст предложил г. Крузенштерну относительно Китая. СПб., 1827; Записки о Монголии. СПб., 1828. 2 т.; История первых 4 ханов из дома Чингисова. СПб., 1829; Ист. обозр. ойратов или калмыков с XV ст. до наст. вр. СПб., 1834. Элиста, 1991; Стат. сведения о Китае. СПб., 1837; Взгляд на просвещение в Китае. СПб., 1838; Кит. грамматика. СПб., 1838. Пекин, 1908; О шаманстве // Отеч. зап. 1839. Т. 6. Отд. 2. С. 73-81; Китай, его жители, нравы, обычаи, просвещение. СПб., 1840; Стат. описание Кит. империи. СПб., 1842. 2 ч. М., 2002; О стат. описании Кит. империи // ЖМНП. 1842. № 5. Отд. 2. С. 31-48; Земледелие в Китае. СПб., 1844; Замечания по поводу спора о монгольской надписи времен Мункэ-хана. СПб., 1846; Китай в гражданском и нравственном состоянии. СПб., 1848. 4 ч. М., 2002; О. Иакинф: [Автобиогр.] // Москвитянин. 1849. № 8-9; То же // Совр. рус. писатели. М., 1849; Кит. известия о Мангутской пещере в Вост. Сибири. СПб., 1851; Собр. сведений о народах, обитавших в Ср. Азии в древние времена. СПб., 1851. М.; Л., 1950-1953. 3 т.; Автобиогр. записка // УЗ имп. АН по 1-му и 3-му отд-ниям. 1855. Т. 3. С. 665-672; Описание религии ученых. Пекин, 1906; Письма Н. Я. Бичурина к Погодину / Публ., вступ. ст. и примеч.: П. Е. Скачков // Сов. китаеведение. 1958. № 3. С. 141-154; Собр. сведений по ист. географии Вост. и Срединной Азии / Сост.: Л. Н. Гумилёв, М. Ф. Хван. Чебоксары, 1960; Ради вечной памяти: Поэзия. Ст., очерки, заметки. Письма. Чебоксары, 1991.

Лит.: Щукин Н. С. Иакинф Бичурин // ЖМНП. 1857. Ч. 95. № 9. С. 111-126; Погодин М. П. Биогр. о. Иакинфа Бичурина // Беседы в Об-ве любителей рос. словесности при Моск. ун-те. 1871. Вып. 3. С. 62-68; Николай (Адоратский), иером. О. Иакинф Бичурин: (Ист. этюд) // ПС. 1886. Ч. 1. С. 164-180, 245-278; Ч. 2. С. 53-80, 271-316; Миротворец В. К биогр. Бичурина // Там же. 1888. № 8. С. 410-426; Моллер Н. С. Иакинф Бичурин в далеких воспоминаниях его внучки // PC. 1888. № 8. С. 281-300; № 9. С. 525-560; Козин С. А. О неизд. работах Иакинфа Бичурина // Изв. АН. Отд-ние гуманит. наук. Сер. 7. 1929. № 5. С. 399-412; Симоновская Л. В. Бичурин как историк Китая // Доклады и сообщ. ист. фак-та МГУ. 1948. Вып. 7. С. 46-61; Малькевич Б. А. Мат-лы к библиографии трудов Н. Я. Бичурина // Бичурин Н. Я. Собр. сведений о народах, обитавших в Ср. Азии в древние времена. М., 1953. Т. 3. С. 87-101; Григорьев П. Г. Н. Я. Бичурин. Чебоксары, 1954 (на чуваш. яз.); он же. Н. Я. Бичурин. Чебоксары, 1960; Тихонов Д. И. Рус. китаевед 1-й пол. XIX в. Иакинф Бичурин // УЗ ЛГУ. 1954: Сер. востоковед. наук. № 179. Вып. 4. С. 281-303; Горбачева З. И. Рукописное наследие Иакинфа Бичурина // Там же. С. 304-316; Шастина Н. П. Значение трудов Н. Я. Бичурина для рус. монголоведения // Очерки по истории рус. востоковедения. М., 1956. Сб. 2. С. 181-197; Чугуевский Л. И. Бичуринский фонд в архиве Ин-та востоковедения // Пробл. востоковедения. 1959. № 5. С. 136-147; Мурзаев И. Д. Новые док-ты об Иакинфе Бичурине, выявленные в архивах Ленинграда // УЗ НИИ при Совете министров Чувашской АССР. Чебоксары, 1960. Вып. 19. С. 303-319; Боннер А. Г. Иакинф Бичурин в Иркутске: (К биогр. ученого-востоковеда XIX в.) // Из редких фондов Науч. б-ки Иркутского гос. ун-та. 1974. Вып. 1. С. 56-64; Федоренко Н. Т. Иакинф Бичурин, основатель рус. китаеведения // Изв. АН СССР. Сер. языка и лит-ры. 1974. Т. 33. № 4. С. 341-351; Н. Я. Бичурин и его вклад в рус. востоковедение: (К 200-летию со дня рождения): Мат-лы конф. / Сост.: А. Н. Хохлов. М., 1977. 2 ч.; Денисов П. В. Н. Я. Бичурин: Очерк жизни и творческой деятельности ученого-востоковеда: К 200-летию со дня рождения. Чебоксары, 1977; он же. Жизнь мон. Иакинфа Бичурина. Чебоксары, 1997; он же. Слово о мон. Иакинфе Бичурине. Чебоксары, 2007; Скачков П. Е. Очерки истории рус. китаеведения. М., 1977; Белкин Д. И. Рус. литераторы 20-х - 40-х гг. XIX в. и китаевед Н. Я. Бичурин // Формирование гуманистических традиций отеч. востоковедения (до 1917 г.). М., 1984. С. 53-99; Мясников В. С. Валаамская ссылка Н. Я. Бичурина // Пробл. Дальнего Востока. 1986. № 1. С. 115-121; № 2. С. 131-138; он же. Избрание о. Иакинфа (Бичурина) в АН // История Рос. духовной миссии в Китае: Сб. ст. М., 1997. С. 197-213; Черейский Л. А. Пушкин и его современники. Л., 19882; История отеч. востоковедения до сер. XIX в. Л., 1990; Яхонтов К. С. Кит. рукописи и ксилографы Публичной б-ки: Кат. СПб., 1993; Тихвинский С. Л., Пескова Г. Н. Выдающийся рус. китаевед о. Иакинф (Бичурин) // История Рос. духовной миссии в Китае. М., 1997. С. 165-196; Мороз И. Т. 9-я Рос. духовная миссия: (К истории ее отправления в Пекин) // Там же. С. 214-252; Ли Цзян Чжу. Иакинф Бичурин - публицист. Иркутск, 2000; Димитриев В. Д. Востоковед Н. Я. Бичурин и Чувашия. Чебоксары, 2002; Хохлов А. Н. Свод законов маньчжурской династии Цин - документальная основа публикаций Н. Я. Бичурина о совр. ему Китае // Бичурин Н. Я. Китай в гражданском и нравственном состоянии. М., 2002. С. 5-28; Золотов В. А. Н. Бичурин - востоковед, литератор, историк и педагог (1777-1853). Чебоксары; СПб., 2003; Макаровский А. И. Архим. Иакинф Бичурин - правосл. миссионер и рус. синолог // ЦВ. 2003. № 5-6.

А. Н. Хохлов

Дата рождения: 29 августа 1777 года
Место рождения: Казанская губерния, Россия
Дата смерти: 11 мая 1853 года
Место смерти: Санкт-Петербург, Россия

Никита Яковлевич Бичурин – русский китаевед.

Никита Бичурин (Иакинф) был рожден 29 августа 1777 года в селе Акулево Казанской губернии. Его отец был дьяконом.
В 1779 году отец получает сан священника и с семьей переезжает в село Бичурино.

В 1785 году по приказу казанского архиепископа о зачислении детей духовенства в духовную семинарию. Никита поступил в Казанскую семинарию, а затем обучался в училище нотного пения в Свияжске.

В Казанской семинарии Никита обучался 14 лет, там же он получил свою фамилию – по названию села, где он жил. Он считался одним из лучших учеников, и даже был отмечен архиепископом и посещал Александро-Невскую академию.

В 1799 году закончил обучение, отказался от служения в качестве священника и был назначен учителем латинского и русского языков.

29 мая 1800 года он попросился в монахи, и уже через месяц был принят в пострижение под именем Иакинф. Его назначили соборным иеромонахом Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге, и за хорошую успеваемость уже через года он стал управлять целым Казанским монастырем.

Еще через год его назначили настоятелем монастыря в Иркутске и параллельно сэтим ректором духовной семинарии.
В 1803 году разгорелся скандал – выяснилось, что Иакинф тайно сожительствует с дворовой девкой, выдавая ее за послушника. Девушку выгнали, а Иакинфа отстранили от обязанностей. В 1806 году его отправили в ссылку в Тобольск.

Находясь в ссылке, он увлекся Китаем, и его отправили в Пекин вместе с Русской духовной миссией. В 1807 году наказание с него было снято, и он выдвинулся в Иркутск. Там он получил деньги и инструкции. Уже в сентябре миссия двинулась в Китай.

С первых дней поездки и до конца Иакинф вел дневник. К сожалению.его оригинал был утерян, и только небольшая часть была опубликована.

В январе 1808 году миссия въехала в Китай.

В Китае Иакинф изучает китайский и выпускает все необходимые документы на нем. Все остальные члены миссии не были готовы к ней- вели себя не так, как полагается и постоянно позорили себя. Также все не было гладко с финансами –пришлось продавать имущество церкви и выживать.

За время нахождения в Китае Иакинф выучил китайский и маньчжурский.

В 1810 году начал создавать китайско-русский словарь, и через 10 лет был закончен. В 1816 году из-за множества работы опереводам попросил Синод оставить его в Китае еще на 10 лет, но получил отказ. В итоге он пробыл в Китае до 1821 года.

А в 1819 году издал первую публикацию о восстании одной из пекинских сект.

В 1822 году прибыл в Санкт-Петербург, и там был вновь предан суду за неподобающее поведение в Китае.

В 1825 году была опубликована статья Иакинфа в журнале Северный архив. Его ценность заметил министр иностранных дел Нессельроде и ходатайствовал перед Николаем I об возвращении Иакинфа из ссылки. Царь удовлетворил просьбу, и 1 ноября 1826 года ссылка Иакинфа закончилась.

Иакинф был восстановлен монахом Александро-Невской лавры, но зарплату получал от Министерства иностранных дел.

Монахом он был формально, а сам вел светский образ жизни – увлекался литературой, посещал различные кружки.
В период с 1827 по 1834 годы выпустил 10 монограмм, дал характеристику Китая.

29 апреля 1826 года вышла его первая книга «Описание Тибета», а в 1829 году она была переведена на французский. В 1828 выпустил двухтомную книгу «Записки о Монголии» с картой.

В декабре 1828 года Иакинф стал членом-корреспондентом Академии наук по разряду литературы и древностей Востока.
В мае 1829 года знакомится с Гумбольдтом, который рекомендует его французским синологам, и Иакинф в 1831 году получает членство в Парижском Азиатском обществе.

В 1830-1832 годы совершил еще 2 путешествия в Забайкалье, во время которых хотел выйти из монашества, но ему не позволили.

После возвращения в Петербург в 1833 году знакомится с британским путешественником Борроу и помогает тому перевести Библию на маньчжурский язык. В 1835 году его назначают учителем китайского языка в Сибири, где он пробыл 2 года. Затем год он поправлял здоровье, и лишь в 1838 году вернулся в Петербург.

Там он вновь выпускает свои заметки и книги.

В 1839 году получил Демидовскую премию за грамматику китайского языка.

Его последним крупным трудом стало Собрание сведений о народах, обитавших в Азии в древние времена, которую закончил писать в 1847 году.

Достижения Никиты Бичурина:

Первый русский ученый, систематизировавший народы Азии и Востока
Создал китайско-русский словарь и перевел множество китайских трудов (17 томов переводов было в самом масштабном его переводе)
Им написано множество книг и заметок о Китае

Даты из биографии Никиты Бичурина:

29 августа 1777 года – родился в Казанской губернии
1785-1799 годы – обучение в Казанской духовной семинарии
1800 год – постриг в монахи
1808-1821 годы – миссия в Китае
1823-1826 годы – ссылка в Соловецком монастыре
11 мая 1853 года - скончался

Интересные факты Никиты Бичурина:

Его накопленная за время нахождения в Китае библиотека весила 6.5 тонн
Был знаком с Пушкиным, Одоевским, Крыловым, а также декабристами
Любил театр и оперу
С прохладой относился к монашеской жизни
Его имя упоминается в 4 художественных книгах
В Чебоксарах ему установлено 2 памятника, а также имеются 2 музея

29.08.1777–11.05.1853

Выдающийся отечественный синолог и монголовед, путешественник, писатель.

Родился в с. Акулево Цивильского уезда (ныне Типнеры Чебоксарского района).

В 1799 г. окончил Казанскую духовную академию; 18 июля 1800 г. принял монашеский сан. В 1808-1821 гг. был начальником Русской духовной миссии в Пекине. В совершенстве изучил китайский язык, перевел ряд китайских трактатов по истории, географии, лингвистике, этике, философии, юриспруденции, астрономии, медицине, сельскому хозяйству. Вернувшись в Петербург в январе 1822 г., опубликовал в 20-х - 1-й пол. 30-х гг. XIX в. ряд переводов китайских источников по истории, географии и этнографии Китая и Центральной Азии. 16 мая 1835 г. открыл в пограничном г. Кяхте первое в России училище для подготовки переводчиков с китайского языка. Преподавание в училище велось на основе научно разработанной им "Грамматики китайского языка", которая была издана в 1838 г. В 1-й пол. 1840-х гг. из-под пера ученого выходят труды и переводы о населении, административном управлении, территориальном делении, законах, судопроизводстве, сельском хозяйстве в современном ему Китайской империи. В 1851 г. было издано подготовленный Бичуриным "Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена", где собраны почерпнутые из китайской летописей данные о различных древних племенах, населявших территории Сибири, Средней Азии, Туркестана, Монголии, Среднего и Дальнего Востока в последние века до н.э. и в первые века н.э. Это "Собрание..." использовалось в работах по этногенезу многих народов, в т.ч. и чувашей.

Деятельность Бичурина получила заслуженное признание в России и Европе. В 1828 г. о. Иакинф был избран членом-корреспондентом Российской Академии наук; в 1831 г. его зачислили в состав Азиатского общества в Париже; четырежды (в 1834 г., 1839 г., 1843 г., 1849 г.) он удостаивался Демидовской премии - высшей в России награды в области науки.

Еще в юношеские годы выступил как зачинатель чувашской поэзии и художественной прозы. Им написаны стихотворения «Сегодня мы...» (на чув. яз.), ода «Сон» (на рус. яз.), «Песня» (на древнегр. яз.). Его просветительская деятельность является важным вкладом не только в чувашскую и русскую, но и в мировую педагогическую культуру. Н. Бичурин перевел ряд китайских трактатов по истории, географии, лингвистике, этике, философии, юриспруденции, астрономии, медицине, сельскому хозяйству и опубликовал некоторые из них.

Основные работы: «Взгляд на просвещение в Китае», «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена», «Записки о Монголии», «История первых четырех ханов из дома Чингизова», «Статистическое описание Китайской империи» и др.

Библиография (труды):

1. Бичурин, Никита Яковлевич. Взгляд на просвещение в Китае [Текст] / соч. О.Иакинфа Бичурина. - СПб., 1838. - 75 с.
2. История первых четырех ханов из дома Чингисова [Текст] : с прил. карты походов их в Юго-Вост. Азию / переведено с кит. монахом Иакинфом. - СПб, 1829. - 440 с.
3. Бичурин, Н. Я. Статистическое описание Китайской империи. - М. : Восточный Дом, 2002. - 464 с. - (Классика отечественного и зарубежного востоковедения).
См. обл.
4. Бичурин, Н. Я. (Иакинф). Собрание сведений по исторической географии Восточной и Срединной Азии / Н. Я. Бичурин (Иакинф) ; сост. Л. Н. Гумилев, М. Ф. Хван. – Чебоксары: Чуваш. гос. изд-во, 1960. – 757, с.
См. обл.
5. Бичурин, Н. Я. (Иакинф) Ради вечной памяти: поэзия, статьи, очерки, заметки, письма / Н. Я. Бичурин (Иакинф). – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1991 – 350, с.
См. обл.

Библиография:
1. «Çĕршыв чапне çĕклес тесе ĕçлерĕ...»: (Н. Я. Бичурин академик-востоковед çуралнăранпа 225 çул çитнĕ май) / Чăваш Респ. наци б-ки; М. Мазюкина, Н. Ильина хатĕрленĕ ; Г. П. Соловьева ред. – Шупашкар: Чăваш Респ. наци б-ки, 2002. – 15 с.
2. Юмарт, Г. Манăн Бичурин: статьясем, сăвăсем, куçарусем / Г. Юмарт. – Шупашкар: Чăв. патш. гуманитари ăсл. ин-чĕ, 2007. – 31 с.
3. Адоратский, П. С. Отец Иакинф Бичурин: исторический этюд: к 230-летию со дня рожд. Н. Я. Бичурина / П. С. Адоратский; [сост. и предисл. В. Д. Димитриева и А. С. Никитина, отв. ред. А. С. Никитин]. – Чебоксары, 2007. – 128 с.
4. Арсеньева-Бичурина, М. И. Отец Иакинф – кто он? / М. И. Арсеньева-Бичурина. – М. : Рольф, 2002. – 16 с.
5. Бичуринские чтения: регион. науч.-практ. конф. (2006, Тюмень) : докл. и материалы / Ин-т гуманит. исследований Тюмен. гос. ун-та; [редкол.: А. П. Ярков и др.]. – Тюмень: КоЛеСо, 2007. – 104 с.
6. Григорьев, П. Г. Никита Яковлевич Бичурин / П. Г. Григорьев. – Чебоксары: Чувашгосиздат, 1960. – 59 с.
7. Денисов, П. В. Жизнь монаха Иакинфа Бичурина / П. В. Денисов. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1997. – 272 с. – (Замечательные люди Чувашии).
8. «Древняя китайская история» Н. Я. Бичурина: транскрипция и факсимиле рукописи 1822 года с переводом «Шу цзина», древнекитайский текст оригинала / [транскр. В. М. Майорова и др. ; под общ. ред. В. М. Майорова, подгот. древнекит. текста, факс., справ. указ., прил., указ. В. М. Майорова, Л. В. Стеженской]. – М. : ИДВ РАН, 2014. – 600 с.
9. Денисов, П. В. Никита Яковлевич Бичурин / П. В. Денисов. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1977. – 144 с. - См. обложку
10. Денисов, П. В. Слово о монахе Иакинфе Бичурине / П. В. Денисов. – Изд. 2-е, доп. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2007. – 334 с., л. цв. фот., фот. – (Замечат. люди Чувашии = Чăвашсен чаплă çыннисем).
11. Димитриев, В. Д. Востоковед Н. Я. Бичурин и Чувашия / В. Д. Димитриев. – Чебоксары, 2002. – 59 с. : портр.
12. Золотов, В. А. Иакинф Бичурин и дело его жизни (1777-1853) : к 230-летию со дня рождения ученого / В. А. Золотов; [пер. с рус. В. А. Иванов и др.]. – Чебоксары; СПб. : [б. и.], 2007. – 74 с.
13. Золотов, В. А. Никита Бичурин – востоковед, литератор, историк и педагог (1777-1853) / В. А. Золотов; под ред. В. Т. Золотова. – Чебоксары, СПб., 2003. – 60 с. : портр.
14. И. Н. А. Отец Иакинф Бичурин: (ист. этюд) / И. Н. А. – Казань: Тип. Имп. Ун-та, 1886. – 125 с.
15. Кривцов, В. Отец Иакинф: роман / В. Кривцов. – Л. : Лениздат, 1978. – 656 с. - См. обложку
16. Кузнецова, Э. Ф. Начало пути: докум. повесть / Э. Ф. Кузнецова. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1979. – 126 с. : ил.
17. Материалы первых Бичуринских чтений, посвященных 236-летию со дня рождения Н. Я. Бичурина, 9 сентября 2013 г., пос. Кугеси. – [Чебоксары: Новое Время], 2013. – 92 с.
18. Мороз, З. К. Казанский период жизни Никиты Бичурина: экскурсия-прогулка «Бичуринские места в Казани»: к 230-летию со дня рожд. Н. Я. Бичурина / З. К. Мороз. – Чебоксары, 2007. – 84 с.
19. Наследие Н. Я. Бичурина и современность: сб. науч. ст. Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием), посвящен. 235-летию со дня рождения Н. Я. Бичурина (о. Иакинфа), 12 окт. 2012 г., г. Чебоксары / С.-Петерб. гос. инж.-экон. ун-т, Фил. в г. Чебоксары; [гл. ред. С. П. Яковлев, С. Г. Григорьева]. – Чебоксары: Чебоксар. фил. СПбГИЭУ, 2012. – 267 с.
20. Научная и духовно-миссионерская деятельность Н. Я. Бичурина: история и современное значение: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 230-летию со дня рождения Н. Я. Бичурина (18-20 окт. 2007 г., Чебоксары) / Чуваш. гос. ин-т гуманит. наук; [ред.-сост. В. С. Григорьев]. – Чебоксары: ЧГИГН, 2009. – 353 с.
21. Никита Яковлевич Бичурин (1777-1853) : науч.-вспом. указ. / М-во культуры, по делам национальностей, информ. политики и арх. дела Чуваш. Респ., Нац. б-ка Чуваш. Респ. ; [сост. Н. А. Епишина, В. В. Григорьева; науч. ред. П. В. Денисов]. – Чебоксары, 2009. – 104 с. - См. обложку
22. Никитин, А. С. Рожденный небом и землей. Встречь солнца: Цинская империя и отец Иакинф: [моногр.] / А. С. Никитин. – Чебоксары: Ин-т туризма и сервиса, 2008. – 368 с. : ил, портр; 20 см. – (Память Чувашии).
23. Преемственность просветительских традиций: материалы научно-практических конференций в честь 235-летия Н. Я. Бичурина и 165-летия И. Я. Яковлева. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2013. – 279 с. : ил., табл.
24. Сухова, Е. В. Гражданский и научный подвиг Н. Я. Бичурина / Е. В. Сухова. – Чебоксары, 2010. – 52 с.
25. Труженик ревностный – опередивший время / сост. А. С. Никитин; графика А. В. Тихонова; фот. С. В. Журавлева. – Чебоксары: [Б.и.], 2002. – 16 с. : ил., фот.
26. Тулай, В. Чувашский феномен из Китая / В. Тулай. – М. ; Киев: Ассоц. кит. культуры, 2011. – 50 с.
27. Денисов, П. Вилĕме хирĕç / П. Денисов // Тăван Атăл. – 2000. – № 10. – С. 33-41.
28. Никита Яковлевич Бичурин «Иакинф атте» – паллӑ китаевед // Малалла (Ҫӗмӗрле р-нӗ). – 2014. – 14 март. –С. 15: фот.
29. Павлова, О. Унăн сăнарĕ чăваш ӳнерлĕхĕнче / О. Павлова // Тăван ен (Шупашкар р-нĕ). – 2005. – 17 çурла.
30. Пикуль, В. Пушкин юлташĕ çинчен / В. Пикуль // Тăван Атăл. – 1999. – № 3-4. – С. 9-13.
31. Степанов, В. Ăсчах ĕçĕсем – 16 томпа / В. Степанов // Хыпар. – 2006. – 26 ака.
32. Удалова, И. Аслӑ поэт тата Бичурин / И. Удалова // Чӑваш тӗнчи = Чувашский мир. – 2015. – 22 авӑн (№ 5). – С. 23.
33. Удалова, И. Н. Бичуринăн пĕрремĕш сăввисем пичетленнĕренпе 210 çул çитет / И. Удалова // Тăван ен (Шупашкар р-нĕ). – 2005. – 17 çурла.
34. Андреев, А. В. Межличностное и межнациональное воспитание студентов на примере дружбы А. С. Пушкина и Н. Я. Бичурина / А. В. Андреев, В. В. Андреев, Е. В. Васильев // Ученые записки / С.-Петерб. гос. инж.-экон. ун-т, Фил. в г. Чебоксары. – Чебоксары, 2009. – Вып. 1 (7). – С. 167-171.
35. Арчиков, E. И. Н. Я. Бичурин – первый чувашский ученый-географ / E. И. Арчиков // Известия НАНИ ЧР. – 1998. – № 1. – С. 52-54.
36. Бирюкова, К. В. Миссионер и ученый: О. Иакинф (Бичурин). (Портрет на фоне эпохи) / К. В. Бирюкова // Учен. зап. Орлов. гос. ун-та. – 2013. – № 4. – С. 146-152. - См. текст
37. Бичурин Никита Яковлевич // Энциклопедия чувашской журналистики и печати. – Чебоксары, 2014. – С. 44-45.
38. Владимиров, E. В. Иакинф Бичурин в русской литературе // Владимиров, E. В. Голоса участия и дружбы / E. В. Владимиров. – Чебоксары, 1992. – С. 5-29.
39. Волков, Г. Вечная вершина / Г. Волков // Совет. Чувашия. – 2005. – 21 мая. – С. 2.
40. Данилов, В. Д. Никита Яковлевич Бичурин // Данилов, В. Д. История и культура Чувашской Республики / В. Д. Данилов, Б. И. Павлов. – Чебоксары, 1996. – Часть 1. – С. 74-75.
41. Дмитриев, В. Д. Н. Я. Бичурин и Чувашия / В. Д. Дмитриев // Известия НАНИ ЧР. – 1998. – № 1. – С. 21-51.
42. Иванов, М. На родине Бичурина / М. Иванов; фото автора // Грани. – 2015. – 29 янв. – С. 3.
43. Матвеева, М. И. Вклад Н. Я. Бичурина в развитие отечественного китаеведения / М. И. Матвеева // Проблемы отечественной и зарубежной истории. – Чебоксары, 2009. – С. 114-122. – Библиогр.: с. 122 (10 назв.).
44. Медяков, М. «Мятежный инок» / М. Медяков // С.-Пб. ведомости. – 2002. – 28 сент. – С. 8.
45. Никита Яковлевич Бичурин: 1777-1853. Следопыт Востока // Выдающиеся люди Чувашии. – Чебоксары, 2002. – С. 25-36. – (Б-ка Президента Чуваш. Респ. ; т. 1).
46. Никифорова, Н. И. Духовное образование в педагогическом наследии Н. Я. Бичурина / Н. И. Никифорова // Ашмаринские чтения: материалы Всерос. науч. конф., 19-20 окт. 2006 г., Чебоксары / Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова. – Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 2007. – С. 519-523.
47. Павлова, А. Н. Портрет на фоне: роль профессора В. Д. Димитриева в изучении деятельности чувашских просветителей конца XVIII – начала XX веков / А. Н. Павлова // Ист. вестн. – 2014. – № 1 (3). – С. 46-54.
48. Первый китаевед России // Чувашская Республика. Приглашение к сотрудничеству. – Чебоксары, 2012. – [Вып. 12]. – С. 22-23.
49. По следам отца Иакинфа: сцен. вечера-портрета / подгот. ЦБС г. Мариинский Посад // Сел. б-ка = Ял вулавăшĕ. – 2008. – Вып. 10. – С. 89-92.
50. Сидоров, Н. Солнце всходит с Востока: киносцен. / Н. Сидоров; пер. [с чуваш.] З. Романовой // Лик. – 2015. – № 4. – С. 38-89 ; 2016. – № 1. – С. 47-108.
51. Сын чувашского дьякона // Чебоксар. новости. – 2002. – 20 авг.
52. Чибис, А. А. Бичурин Никита Яковлевич / А. А. Чибис // Чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2006. – Т. 1: А-Е. – С. 216.
53. Шевницына, О. Ю. Роль Н. Я. Бичурина в популяризации китайской народной медицины в России / О. Ю. Шевницына, И. Г. Артамонов, Н. В. Алексеева // Ученые записки / С.-Петерб. гос. инж.-экон. ун-т, Фил. в г. Чебоксары. – Чебоксары, 2009. – Вып. 1 (7). – С. 83-86.
54. Ярков, А. П. История жизни и научного подвига / А. П. Ярков // Тăван (Тюмен. обл.). – 2005. – Март (№ 7). – С. 3.


Портрет Н. Бичурина, известный под названием «Благородный китаец в летнем одеянии». Литография А. Орловского. Фоторепродукция 1928 г.